Лето

Конспект оод для детей старшей группы лето красное пришло. рисование на тему. Конспект познавательного занятия с элементами изобразительной деятельности для детей старшей группы «Лето красное прошло

Конспект интегрированного занятия для детей средней группы по теме «Лето»

Беседа и рисование для детей среднего дошкольного возраста «Лето красное пришло»

Арцуева Марина Султановна воспитатель.

Описание материала: Конспект беседы разработан и проведен с детьми среднего дошкольного возраста. Конспект может заинтересовать воспитателей и родителей для проведения наблюдений и бесед на природе с детьми.
Цель: ознакомить детей с характерными признаками лета.
Задачи: формировать представления о лете, развивать умение внимательно слушать взрослого и отвечать на вопросы, обогащать активный словарь, становление эстетического отношения к окружающему миру.

Воспитатель: Ребята, сегодня на улице плохая погода и я вам предлагаю немного побеседовать в группе. Для начала, предлагаю послушать стихотворение:
Вот и лето подоспело –

Земляника покраснела:

Повернется к солнцу боком –

Вся нальется алым соком.

В поле – красная гвоздика,

Красный клевер. Погляди-ка:

И лесной шиповник летом,

Весь осыпан красным цветом.

Видно, люди не напрасно,

Называют лето красным.
Воспитатель: О чем говорится в стихотворении?
Ответы. Воспитатель: Я вам прочитала стихотворение и те, кто внимательно слушал, ответят мне, о каких цветах и ягодах говорится в стихотворении?


Ответы. Воспитатель: А какого цвета эти цветы и ягоды?
Ответы. Воспитатель: Ребята, а вам нравится лето?
Ответы. Воспитатель: А почему вам нравится лето?
Ответы. Воспитатель: А скажите, летом какая обычно бывает погода?
Ответы. Воспитатель: А чем вы любите заниматься летом?
Ответы. Воспитатель: А летом бывает плохая погода?
Ответы. Воспитатель: А какие изменения происходят в природе летом?
Ответы. Воспитатель: А скажите, можно ли летом бегать босиком по траве?
Ответы. Воспитатель: Мы с вами потрудились, засиделись, приглашаю вас размяться.


Разминка
Все движения разминки
повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе – хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
Воспитатель: На вопросы вы прекрасно отвечали. Ребята, а на нашем участке есть клумба. А что растет на этой клумбе?


Ответы. Воспитатель: конечно, лук, чеснок, салат, петрушка, клубника, мята. А на второй клумбе, как вы правильно заметили, у нас растут цветы? А вы знаете, как называются цветы, которые растут на клумбе?
Ответы. Воспитатель: А где еще растут цветы?
Ответы. Воспитатель: А если мы захотим подарить мамочке букет, можем ли мы нарвать букет на нашей клумбе?
Ответы. Воспитатель: Правильно, мы будем любоваться нашими прелестными цветами и мамочек пригласим полюбоваться ими. Рвать цветы, конечно же, нельзя.
А еще ребята во время прогулок на улице, что вы заметили?
Ответы. Воспитатель: Да там летают прекрасные бабочки, яркие, разноцветные, в траве свою песенку поет кузнечик, цветы опыляют пчелы.
Ребята приглашаю вас поиграть в игру. Перед вами лежат цветочки, сейчас я их разложу на полу, на коврике по всей группе. Вы все сейчас превратитесь в бабочек или пчелок, выбираете понравившийся цветочек, подлетаете к нему, поднимаете его и вместе с цветочком садитесь на свои места.
Попрошу вас внимательно рассмотреть свои цветочки, как они устроены, из чего состоят, и мы с вами попробуем передать всю эту красоту в рисунках.
Но прежде, чем мы приступим к работе, предлагаю размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Как у нас на нашей грядке
Сколько цветиков цветет!
(большой палец здоровается с каждым пальцем, начиная с указательного в ритм тексту, сначала на правой, затем на левой руке)
Маргаритки, ноготки,
Астры - пестрые цветки,
Георгины и левкой,
(поочередно загибают пальцы, начиная с большого, на правой и на левой руке одновременно)
Выбираешь ты какой?
(делают жест руками вперед, ладони развернуты вверх)
Е. Благинина
Воспитатель: Я вам хочу подарить прекрасные рисунки – раскраски, на которых нарисованы цветочки, но к сожалению эти цветочки все одного цвета, вам нужно их разукрасить, а вечером вы свою шикарную работу сможете подарить своим мамочкам. Я уверена, что мамочки очень обрадуются. Вы согласны?
Ответы. Воспитатель: Тогда приступаем к работе. Всем желаю хорошо потрудиться. Если кто – то хочет сам нарисовать, то можно свой рисунок рисовать, не обязательно брать раскраску. Я знаю, что у нас есть детки, которые очень любят рисовать ладошками и я уверена, что они нарисуют рисунок именно так.

Воспитатель: Пока вы заняты работой, я вам включу спокойную музыку. Наслаждайтесь.
Воспитатель: Нам пора закругляться, ваши работы выполнены, мы можем их с вами рассмотреть и оценить, а вечером любимым мамочкам подарить.
Все молодцы.
Работы деток:


Воспитатель: Вам понравилось занятие?
Что понравилось больше всего?
А летние месяцы помните?
Как вы думаете, ваши работы понравятся мамам?
Всех благодарю за работы

Занятие 3
ЛЕТО КРАСНОЕ ПРИШЛО.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ
«БАБОЧКИ ЛЕТАЮТ НАД ЛУГОМ»

Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цели : обогатить знания детей о летних ягодах; развивать интерес к познавательной игровой деятельности; учить отгадывать загадки; формировать песенные, художественные навыки.

Целевые ориентиры дошкольного образования : умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; активно участвует в подвижной игре; интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование на тему «Бабочки летают над лугом»).

Материалы и оборудование: элементы костюмов Лесовичка, Земляники, Клубники, Малины, Пчелы, медальоны «Ягодки» (пары ягод).

Музыкальное сопровождение: «Солнышко, покажись» (русская народная песня).

1. Вводное слово воспитателя.

– Ребята, к нам пришел Лесовичок.

– Я – хозяин леса, Лесовичок. Приглашаю вас, ребятки, на день рождения. А к кому мы пойдем, узнаете из загадки.

Растет в траве Аленка

В красной рубашонке.

Кто ни пройдет,

Всяк поклон отдает.

(Земляника.)

2. Беседа о летних подарках.

– Летом на лесной полянке живет земляничка. Едят ее с молоком. Очень вкусно и полезно! У Землянички много друзей – ягоды, насекомые. И все они придут к ней на день рождения.

Дети идут на полянку, где их встречает Земляничка – девочка старшей группы.

Земляничка. Приглашаю на веселье,

Ко мне в лесок на день рожденья.

Воспитатель. Здравствуй, ягодка лесная,

Земляничка озорная!

Снова лето к нам пришло,

Это очень хорошо.

Лесовичок. Подарите Земляничке танец.

Звучит вальс. Земляничка подает одному из гостей веточку земляники и танцует с ним. Затем переходит к другому гостю и танцует с ним в паре.

Лесовичок. Земляничка, а кто к тебе придет на праздник?

Земляничка. Загадки отгадаете – про гостей узнаете. Слушайте загадку про первую гостью.

Как на стежке, на дорожке

Вижу алые сережки,

За одною наклонилась,

А на десять набрела!

Я клонилась, не ленилась,

Кружку с верхом набрала.

(Клубника.)

Выходит Клубника.

Клубника. Положи клубничные листики в чай, будет он вкусным и душистым.

Дарит Земляничке листочки.

Земляничка. Эту подружку мою вы все знаете.

Красная Матрена,

Беленькое сердечко.

(Малина.)

Малина. Если кто-то заболел, нужно выпить чаю с малиной.

Дарит Земляничке малиновую веточку.

Земляничка. Угадайте мою подружку.

Сидит рядом с нами,

Смотрит черными глазами.

Черна, сладка, мала

И ребятам мила.

(Черника.)

Черника. А я ягодка веселая. Люблю играть с детьми.

Игра «Найди свою пару».

– Ребята, наденьте медальоны «Ягодка». Под музыку все будут танцевать. По сигналу каждый из вас должен найти свою пару – ягодку.

Лесовичок. Посмотри, Земляничка, кто-то еще пришел к тебе на праздник.

Земляничка. А вы кто?

Гости. Отгадаете наши загадки – узнаете.

Не зверь, не птица,

А нос как спица.

(Комар.)

Земляничка. Поиграйте с моим гостем в игру «Поймай комара».

Дети стоят в кругу. Лесовичок проносит над головами детей «комара», привязанного к нитке на палочке. Дети подпрыгивают, хлопают над головой в ладоши, «ловят комара».

Гость. А теперь угадайте, кто я.

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

(Бабочка.)

Бабочка надевает на голову шапочку.

Земляничка. А ты кто такая?

Гостья загадывает загадку:

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужком,

Похлопочет над цветком,

Он поделится медком.

(Пчела.)

Пчела надевает на голову шапочку.

Гость. А я тоже живу в лесу. Есть загадка и про меня.

Мы – лесные жители,

Мудрые строители.

Из иголок всей артелью

Строим дом себе под елью.

(Муравей.)

Земляничка. Дорогие гости!

Собирайтесь в круг скорей

Да играйте веселей!

3. Усвоение песенных навыков. «Солнышко, покажись» (русская народная песня).

4. Рисование на тему «Бабочки летают над лугом».

– Отгадайте загадку:

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

(Бабочка.)

– Какой формы крылья у бабочки? А крылья откуда растут? Какой формы туловище? На что похоже? А голова у бабочки есть? Какой формы? Какого цвета пятна на крыльях? Пятна какой формы? Туловище какого цвета? Как лист надо расположить, чтоб бабочку нарисовать? С чего начнем рисовать бабочку?

– Нарисуем сначала у бабочки центр – туловище. Затем нарисуем голову, нарисуем верхние крылья, так как они больше нижних. Справа и слева. А затем нижние. И теперь можно нарисовать пятна.

5. Рефлексия.

– Рассмотрите рисунки на выставке и выберите самые выразительные и аккуратные работы.

Изобразительное искусство в дошкольном возрасте – один из основных способов самовыражения на пути развития личности. Картины природы и времен года наиболее лучшим образом формируют эстетическое и эмоциональное восприятие у детей. Особенный творческий отклик вызывает тематика лета. Рисование на тему лета, в старшей группе помогает познавать окружающий мир, развивая при этом собственное мироощущение. Ребенок с удовольствием запечатлеет яркие ощущения и эмоции о теплой поре на своих рисунках.

Разнообразие тем природы позволяют раскрыть выбранную тему не только в простых пейзажных мотивах. Дети увлеченно изображают растительный и животных мир. Знакомятся с отдельными моментами и сюжетными картинами, такими как сбор урожая и здоровое питание. Особое участие вызывает импровизация – создание фантастических животных, цветов при помощи нестандартной техники рисования.

Здравствуй, лето!

Воспоминания о природе – это первое, что ассоциируется со словом «лето». Спросите детей о том, как они проводят летние дни, и они с радостью расскажут о зеленой траве, ярком солнышке, теплых озерах. Они также с энтузиазмом поделятся с вами рассказами о своем отдыхе и постараются отобразить это в своих рисунках.

В ходе занятия проведите параллель с прошлыми занятиями о весне. Спросите, чем запомнился в отдельности март, апрель и май. Вспомните, какие праздники вы отмечали вместе – масленица, пасха, 1 мая, а какие приходят с новым сезоном. Сравните особенности весенней и летней природы.

Предложите детям нарисовать поля, леса и луга. Помогите им с помощью горизонтальных плавных линий изобразить луговой горизонт, небо и реки. При помощи вертикальных линий научите рисовать высокие деревья. Кривыми нарисуйте извилистые дорожные линии и тропинки. Покажите, как штриховкой можно изобразить траву и листву. Помогите детям разместить на картинке такие детали и знаки, как облака, кусты, солнце и его лучи.


В процессе занятий у детей совершенствуется навык владения кисточкой или карандашами. Вырабатывается плавность работы кистей рук. Формируется пространственное восприятие объектов, их размер и отношение друг к другу. Это содействует развитию как общего отношения к времени года, так и развитию мировоззрения личности.

Кто сидит в траве?

Рисование насекомых в старшей группе детского сада – занятие, подключающее физическую и зрительную память. Хотя бы раз в жизни дошкольник мог вблизи наблюдать насекомое, держать его в руках и изучить его в деталях. В беседе «вопрос-ответ» вам охотно перечислят жуков, стрекоз и бабочек, которых он успел повидать. Это позволяет детям воспроизвести образ в памяти, проанализировать его и выразить к нему свое отношение.

Предложите детям изобразить, как ползают и летают насекомые. Выполните пластические упражнения под музыку.

Предложите нарисовать божью коровку. Покажите, как поэтапно можно нарисовать тело жучка:

  1. Начните с красного овала, разделите его чертой пополам.
  2. Нарисуйте голову и глаза.
  3. Добавьте лапки, усики и точки на брюшке.
  4. Добавьте окружающую его зелень

Рисование на тему «жучок в траве», в старшей группе поможет развить более детальное восприятие. Элемент последовательности позволит выработать механизм расположения – от крупных объектов к малым. Это развивает логику в процессе визуализации. Рисование корпуса бабочек и жуков вырабатывает навык построения симметрии.


Работы можно выполнять с детьми сообща на одном большом ватмане или создать одну большую композицию из готовых работ. Такое рисование в старшей группе на тему насекомые способствует развитию у детей чувства коллективности и сотрудничества.

Азбука здоровья

Рисование в старшей группе на тему здоровье включает в себя правильное питание. Дошкольники уже могут перечислять, какие фрукты и овощи растут летом, какие ягоды и грибы можно найти в лесу. Используя картинки с изображениями, сыграйте с детьми в викторину. Нарисуйте вместе с ними простой натюрморт или предложите им нарисовать свой любимый фрукт, или овощ на память.

На данном занятии усваивается урок о пользе здорового образа жизни, и закрепляются знания в области правильного питания. Рисуя в деталях фрукты и овощи, активизируется память. Развивается цветовое восприятие, благодаря насыщенным цветам корнеплодов.

Схожим набором задач обладает рисование в старшей группе на тему «Хлеб – всему голова». Детальное изображение колосьев тоже способствуют развитию детально-изобразительной деятельности. Изображение отдельных деталей помогает развитию мелкой моторики. Тематика урожайности и пользы хлеба формирует моральный аспект и более глубокое отношение к пище.


Волшебные цветы

На основе общего представления о растениях и цветах дети могут приступить к импровизации. Рисование на тему «фантастические цветы», в старшей группе позволяет в полной мере воспользоваться фантазией. Это дает возможность раскрыть весь творческий потенциал, не ограничивая его отдельными деталями. Особенным моментом на этом занятии является использование нестандартных средств рисования, таких как собственные руки, губки и ватные палочки. Придумайте необычную историю, например, от лица пришлого «гостя», в результате которой потребуется нарисовать удивительные цветы.

Во время задания помогите детям придумать форму листьев. Старайтесь, чтобы лепестки и бутоны были большими, яркими и красочными. Покажите детям, каким образом, используя нестандартные предметы, можно «позволить цветку расцвести»:

  • Небольшие соцветия поможет точечно изобразить ватная палочка.
  • Ладони, пальцы послужат как отпечаток листьев и лепестков на бумаге.
  • При помощи губки можно нарисовать пушистые бутоны.

Рисование нестандартными предметами, ватными палочками, в старшей группе детского сада увлечет детей необычностью, позволит сформировать разносторонний подход к творчеству. Способствует развитию творческого мышления и полету фантазии.

Помогите ребятам придумать необычную историю для своего творения. По результатам занятия дайте детям возможность рассказать про свой цветок. Устройте небольшую выставку.


Для лучшего вовлечения детей подготовительной группы в тему, надо обязательно использовать различные дидактические приемы:

  • Объяснительно-иллюстративный метод, включающий в себя демонстрации работ других известных художников, прослушивание музыкальных отрывков по выбранной тематике, чтение стихотворных отрывков поэтов или просмотр видеофрагментов. Это наглядно помогает проиллюстрировать тему урока, вдохновить детей.
  • Словесный метод. В него входят дискуссия и беседа с участниками занятия. В ходе беседы участники раскрывают суть темы, активно делясь своими познаниями, и приходя к логическим выводам.
  • Игровой метод, когда дошкольники выполняют различного рода небольшие задания, участвуют в викторинах и играх.

Занятие на тему:

Здравствуй, лето красное. Широка страна моя родная

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Цели : закреплять названия летних месяцев, называть их в правильной последовательности; продолжать знакомить с народными приметами; подвести к пониманию того, что для укрепления здоровья летом можно купаться, ходить босиком, греться на солнышке; учить отражать впечатления, полученные от общения с природой, в рассказах, рисунках, играх; познакомить с днем летнего солнцестояния -21-22 июня; закреплять умение рисовать по собственному замыслу; самостоятельно продумывать содержание, композицию рисунка, материал для рисования; доводить задуманное до конца; совершенствовать умение работать разными материалами; воспитывать любовь к Родине.

Планируемые результаты: знает название и последовательность летних месяцев; соотносит особенности жизни людей, животных и растений в летний период; имеет представление о пользе закаливания летом; знает народные приметы летних месяцев, пословицы и поговорки; имеет представление о природе и климате России, родного края; самостоятельно выполняет рисунок о своей стране или родном крае по выбору разными способами.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением летней природы; бумага разного формата и цвета, акварель, гуашь разного цвета, белила, цветные карандаши, цветные восковые мелки (на выбор)

  1. Вводное слово воспитателя .

Послушайте стихотворение о лете.

Порядок свой имеет все на свете:

Недавно мы весну встречали, дети.

Была она хозяйкою на славу:

Поля зазеленели и дубравы.

Природа, словно к празднику одета,

Теперь пришло Весне на смену Лето.

Мой вам привет, ребята-дошколята!

Я лето красное, я солнышком богато.

Его цветы в моем венке горят.

Цветы живые - это мой наряд.

Любуемся мы все твоим нарядом.

Нам можно постоять с тобою рядом

И прикоснуться пальчиком чуть-чуть?

Тебе мы рады, Лето, с нами будь.

М.Познанская

  1. Беседа на тему «Здравствуй, лето красное».

Весна незаметно переходит в лето. Ученые считают, что лето начинается 21-22 июня, в день летнего солнцестояния, когда Солнце выше всего поднимается над горизонтом. Лето делиться на три периода.

Первый период- начало лета- связывается с цветением шиповника и мелколистной липы.

В средней полосе России началом лета считается период цветения сирени- как только отцветает сирень, начинается лето.

Второй период – полное (красное) лето – начинается, когда созревает черника и садовая земляника.

Третий период- спад лета- связывается с созреванием озимой ржи.

Чем же характеризуется этот замечательный период года? Прежде всего – это самое теплое время года. Солнце светит ярко и хорошо согревает землю своими лучами. Дни в этот период самые длинные, а ночи самые короткие. Кроме света и тепла, лето приносит с собой грозовые дожди, радугу. С изменениями в неживой природе тесно связаны и изменения в живой природе.

Какие? Какие вы знаете летние месяцы? Сколько дней в июне, июле, августе? Каждый летний месяц, как и остальные месяцы года, имеет свое название в народном календаре. Он имеет свой характер, который проявляется в изменениях живой и неживой природы и выражается в названии месяца. Большинство народных названий месяцев очень метки и точны. Июнь. Первый летний месяц. Получил название разноцвет, потому что в июне цветут луговые и полевые растения.

Июль. Самый жаркий месяц лета. Его старинное название – липец, так как в это время цветет липа. Август. Последний месяц лета. Поворот на осень- в народе называли зарничником. В этом месяце частыми становятся яркие холодные зори.

Что вы знаете о жизни растений летом? На деревьях, пора цветения которых прошла еще весной, созревают плоды. А вот липа только начинает цвести, потому что период цветения липы наступает, когда листья уже раскрыты полностью. Пора цветения- конец июня- начало июля. На сказочный аромат цветущей липы слетаются насекомые- пчелы, осы, шмели. Период летнего цветения называют разнотравье или цветотравье. В это время расцветают всевозможные травянистые растения.

Кроме цветения, в середине лета многие растения начинают плодоносить. Созревают земляника, затем черника. Кстати, любопытный факт был замечен в связи с поспеванием ягод черники. Все знают, что в конце мая – начале июня в лесу всегда можно услышать голос кукушки. Но как только созревают ягоды черники, она прекращает петь. В народе даже говорили: «Кукушка черники поела, и голос у нее пропал». На самом деле, кукушка прекращает петь вовсе не из-за этого. Просто заканчивается период ухаживания самца (а кукует самец). Вот и весь секрет. Что вы знаете о жизни о жизни животных летом? Отшумели весенние деньки, прошла пора свадеб, начались повседневные заботы о потомстве: накормить, защитить. Особенно стараются летом птицы. Уже не слышно громких заливистых весенних песен. Петь теперь некогда. Представьте себе, дятел приносит корм в гнездо птенцам 300 раз в день! Синицы кормят своих птенцов также 300-350 раз в день! Какие уж тут песни!

А если в гнездо подброшено яйцо кукушки, то приемные родители просто «сбиваются с ног», чтобы прокормить единственного, но очень большого ребенка. Почему единственного? А потому что кукушка, как известно, не строит гнездо, а подбрасывает свои яйца в чужие гнезда.. Делает она это очень хитро: она выбирает птицу, яйца которой очень похожи по форме, цвету и размеру с ее яйцами. Вылупившись из яйца, кукушонок тут же выталкивает яйца или уже вылупившихся птенчиков из родного гнезда. Летом жизнь зверей (зайцев, бело, лис) довольно спокойная: тепло и корма вдоволь. Главная задача – вырастить потомство и подготовиться к зимнему сезону. Вот, например, медведь – бродит по лесу в одиночестве, ищет что повкуснее (мед, яйца муравьев, ягоды). Расскажите о своих наблюдениях за жизнью растений или животных летом. (Рассказы детей). Какие растения можно увидеть в наших лесах летом? Каких насекомых мы увидим летом на лугу, в лесу? Рассмотрите репродукции картин художников Исаака Ивановича Левитана и Ивана Ивановича Шишкина. В произведениях искусства лето обычно изображается как яркий, пестрый период времени года. Художники часто изображали лето на своих полотнах. А что бы вы нарисовали на картине, посвященной лету? Давайте вспомним, какие летние явления природы, названия летних месяцев, растений, которые можно увидеть летом, вы знаете. Как называется проливной дождь с молниями и громом? (Гроза)

Как называется сильный дождь с крупными каплями, «как из ведра». (Ливень)

Как называется яркая вспышка электрического разряда во время грозы. (Молния).

Назовите первый летний месяц. (Июнь)

В небе раздается громкий звук, словно пушечный выстрел. Что это? (Гром)

Помните о правилах поведения на природе. Будьте природе настоящими друзьями! Учитесь наблюдать. И тогда вам откроет свои тайны луг, позовет на отдых старый пруд, пригласит полакомиться ягодами и грибами лес.

  1. Рисование по замыслу «Широка страна моя родная»

Как можно в рисунках рассказать о нашей Родине? Как можно рассказать о родном городе, о полях и лесах нашей страны? Расскажите в своем рисунке о нашей Родине. О том, что вы видели, что вам больше всего нравится. Возьмите для рисунка подходящего размера и цвета бумагу, краски и карандаши.

Дети самостоятельно рисуют на тему «Широка страна моя родная»

  1. Итог занятия.

Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Что вы узнали о лете? Когда наступит лето?


Задачи. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления о лете. Познакомить с новым способом создания абстрактной композиции - свободное, безотрывное движение карандаша или фломастера по бумаге (упражнение линия на прогулке). Совершенствовать технику рисования акварельными красками (часто промывать и смачивать кисть, свободно двигать ею во всех направлениях).

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин, художественных открыток, знакомящих с летними пейзажами известных художников.

Материалы, инструменты, оборудование. Белые листы бумаги разного формата и размера, акварельные краски, фломастеры или цветные карандаши, кисточки разных размеров, палитры, баночки с водой.

Четыре абстрактные цветовые композиции: летняя (зелёно-салатово-красно-жёлто-голубая), осенняя (жёлто-оранжево-коричнево-серо-голубая), зимняя (бело-сине-фиолетово-голубая) и весенняя (нежно-зелено-бело-розово-голубая).

Воспитатель показывает детям четыре абстрактные композиции, выполненные в летней, осенней, зимней и весенней цветовой гамме.

Поясняет детям, что это такие особые картины, на этих картинах мы не видим солнышка и туч, деревьев и цветов, животных и людей, домов и машин. Но они о многом могут нам рассказать с помощью простых цветовых пятен и линий. Так, если мы внимательно посмотрим на эти четыре картины, то сможем узнать, какое время года на них изображено, и почувствовать особое настроение. Воспитатель поочерёдно показывает детям цветовые композиции и спрашивает, какое время года напоминает им эта композиция, какое настроение она вызывает. Уточняет ответы детей, помогая подбирать для описания настроения соответствующие прилагательные: летняя картина вызывает радостное, бодрое, весёлое настроение; весенняя - тоже радостное, но более лёгкое и нежное, светлое, чистое; зимняя - холодное, спокойное, торжественное; осенняя - немножко грустное (как вы думаете, почему?).

Воспитатель спрашивает детей, хотят ли они понимать, о чём рассказывают краски (понимать их язык), и предлагает несколько упражнений выполнить вместе, чтобы научиться всматриваться в краски, вслушиваться в их язык. Показывает детям палитру: Это палитра, специальная дощечка с красками, на которой художники их смешивают, чтобы получились новые цвета и оттенки. Вместо палитры можно использовать обыкновенное блюдце, керамическую плитку или белую бумагу. Давайте и мы с вами поработаем на палитрах, как настоящие художники.

Дети открывают акварельные краски, смачивают их водой, сбрызгивая капельки с чистой кисточки. Берут палитры и полоски белой бумаги для рисования. Воспитатель предлагает передать летнее настроение и сначала поговорить с зелёным цветом. Дети набирают зелёную краску и наносят несколько цветовых пятен на белую полоску на расстоянии друг от друга (полоску можно предварительно сложить дважды пополам и развернуть, чтобы отделить окошки для пятен). Воспитатель комментирует: Это яркий зелёный цвет, он рассказывает о летней траве и листве. Затем воспитатель предлагает детям промыть кисточку, набрать жёлтую краску и добавить к одному из зелёных пятен, хорошо смешав. Дети сравнивают цветовые пятна. Воспитатель спрашивает, о чём или о ком может рассказать этот цвет (о кузнечиках, лягушках, нежных травинках). Далее воспитатель предлагает детям снова промыть кисточку, набрать синей краски и смешать ещё с одним зелёным пятном.

Дети сравнивают сине-зелёный цвет с густым дремучим лесом. Воспитатель создаёт условия для свободного экспериментирования с акварельными красками в поисках говорящих цветов и оттенков. Пока дети экспериментируют, воспитатель раскладывает на свободном столе белую бумагу разного формата и размера для летних картин. Привлекает внимание детей и показывает новый способ создания абстрактной картины.

Мой фломастер отправился на прогулку. Вот он гуляет по белому листу, ни где не останавливаясь, будто бежит по дорожке или по лабиринту. Весь лист обошёл, нигде не останавливался, ни одного уголка свободного не оставил. Устал и кисточку на помощь позвал.

А кисточка тут как тут. Прибежала и за дело взялась. Все летние краски с собой взяла. Смотрите, какую картину Краски лета нарисовала моя кисточка.

А теперь вы нарисуйте свои летние картины с помощью цветовых пятен.

В процессе занятия воспитатель читает стихотворение Я. Акима Свети нам, солнышко!:

Свети нам, солнышко, свети! Легко с тобой живётся. И даже песенка в пути С ама собой поётся.

От нас за тучи-облака

Не уходи, не надо -

И лес, и поле, и река

Теплу и солнцу рады.

После занятия. На цветовой модели Радуга дети упражняются в подборе гармоничных цветосочетаний, характерных для осени, зимы, весны, лета (описание цветовой модели приводится в пояснительной записке к разделу Изобразительное искусство

Чтение стихотворения Е. Стеквашовой Карандаш:

Я дрессирую карандаш -П ытаюсь рисовать пейзаж.

Но он не слушает меня, Выходит страшная мазня. Петляет малый вкривь и вкось, Где нужно вместе, стало врозь. Но я такой, я не сдаюсь, Упорно над картинкой бьюсь. Испорчен лист, возьму другой -И снова с прежним пылом в бой. Вот карандашик мой устал, Сопротивляться перестал. Упрямства в нем в помине нет -О н оставляет ровный след.