По картинам

Цитаты из поэмы демон описывающие демона. Сочинение на тему «Образ Демона в одноименной поэме Лермонтова

Образ Демона в поэме «Демон» - это одинокий герой, преступивший законы добра. Он испытывает презрение к ограниченности человеческого существования. М.Ю.Лермонтов долгое время работал над своим творением. А данная тема волновала его на протяжении всей жизни.

Образ Демона в искусстве

Образы потустороннего мира издавна волновали сердца деятелей искусств. Множество имен у Демон, Дьявол, Люцифер, Сатана. Каждый человек должен помнить, что зло многолико, поэтому всегда нужно быть предельно осторожным. Ведь коварные искусители постоянно провоцируют людей на совершение греховных дел, чтобы их души попадали в ад. А вот силы добра, которые защищают и оберегают человека от лукавого, - это Бог и Ангелы.

Образ Демона в литературе начала 19 века - это не только злодеи, но и «тираноборцы», выступающие против Бога. Такие персонажи встречались в творчестве многих писателей и поэтов той эпохи.

Если говорить о данном образе в музыке, то в 1871-1872 гг. А.Г.Рубинштейн написал оперу «Демон».

М.А.Врубель создал превосходные полотна, изображающие исчадье ада. Это картины «Демон летящий», «Демон сидящий», «Демон поверженный».

Лермонтовский герой

Образ Демона в поэме «Демон» почерпнут из про изгнанника из рая. Лермонтов по-своему переработал содержание. Кара главного героя заключается в том, что он вынужден вечно скитаться в полном одиночестве. Образ Демона в поэме «Демон» - это источник зла, разрушающий все на своем пути. Однако он находится в тесном взаимодействии с противоположным началом. Так как Демон - это превращенный ангел, он хорошо помнит былые времена. Он словно мстит всему миру за свое наказание. Важно обратить внимание на тот факт, что образ Демона в поэме Лермонтова отличается от Сатаны или Люцифера. Это субъективное видение русского поэта.

Характеристика Демона

В основе поэмы заложена идея о стремлении Демона к перевоплощению. Он недоволен тем, что ему отведена участь сеять зло. Неожиданно он влюбляется в грузинку Тамару - земную женщину. Он стремится таким образом преодолеть Божью кару.

Образ Демона в поэме Лермонтова характеризуется двумя основными чертами. Это небесное обаяние и манящая загадочность. Перед ними не в силах устоять земной женщине. Демон - это не просто плод воображения. В восприятии Тамары он материализуется в видимых и осязаемых формах. Он приходит к ней во снах.

Он подобен стихии воздуха и воодушевляется через голос и дыхание. Отсутствует Демона. В восприятии Тамары он «похож на вечер ясный», «сияет тихо, как звезда», «скользит без звука и следа». Девушку волнует его чарующий голос, он манит ее. После того как Демон убил жениха Тамары, он является к ней и навевает «сны золотые», освобождая ее от земных переживаний. Образ Демона в поэме «Демон» воплощается через колыбельную песню. В ней прослеживается поэтизация ночного мира, столь характерная для романтической традиции.

Его песни заражают ее душу и постепенно отравляют сердце Тамары тоской по тому миру, который не существует. Все земное ей становится постылым. Поверив своему обольстителю, она умирает. Но эта смерть только усугубляет положение Демона. Он понимает свою несостоятельность, что приводит его к наивысшей точке отчаяния.

Авторское отношение к герою

Позиция Лермонтова к образу Демона неоднозначна. С одной стороны, в поэме присутствует автор-рассказчик, который излагает «восточную легенду» былых времен. Его точка зрения расходится с мнениями героев и характеризуется объективностью. В тексте есть авторский комментарий к судьбе Демона.

С другой стороны, Демон - это сугубо личностный образ поэта. Большинство медитаций главного персонажа поэмы тесно связаны с лирикой автора и проникнуты его интонациями. Образ Демона в творчестве Лермонтова оказался созвучным не только самому автору, но и молодому поколению 30-х годов. В главном герое отразились чувства и стремления, присущие людям искусства: философские сомнения в правильности бытия, огромная тоска за потерянными идеалами, вечный поиск абсолютной свободы. Лермонтов тонко ощутил и даже пережил многие стороны зла как некого типа поведения личности и мировосприятия. Он распознал демоническую природу мятежного отношения к вселенной при нравственной невозможности принять ее неполноценность. Лермонтов смог понять опасности, скрывающиеся в творчестве, из-за которого человек может погрузиться в выдуманный мир, заплатив за это равнодушием ко всему земному. Многие исследователи отмечают, что Демон в поэме Лермонтова навсегда останется загадкой.

Образ Кавказа в поэме «Демон»

Тема Кавказа занимает особое место в творчестве Михаила Лермонтова. Изначально действие поэмы «Демон» должно было происходить в Испании. Однако поэт переносит его на Кавказ после того, как он вернулся из кавказской ссылки. Благодаря пейзажным зарисовкам писателю удалось воссоздать определенную философскую мысль в разнообразных поэтических образах.

Мир, над которым пролетает Демон, описан весьма удивительным образом. Казбек сравнивается с гранью алмаза, который сиял вечными снегами. «Глубоко внизу» чернеющий Дарьял характеризуется как жилище змея. Зеленые берега Арагвы, Кайшаурская долина, угрюмая Гуд-гора являются прекрасной обстановкой для поэмы Лермонтова. Тщательно подобранные эпитеты подчеркивают необузданность и силу природы.

Затем изображены земные красоты великолепной Грузии. Поэт концентрирует внимание читателя на увиденном Демоном с высоты его полета «земном крае». Именно в этом фрагменте текста строки наполняются жизнью. Здесь появляются различные звуки и голоса. Далее из мира поднебесных сфер читатель переносится в мир людей. Смена ракурсов происходит постепенно. Общий план сменяется крупным.

Во второй части картины природы передаются глазами Тамары. Контраст двух частей подчеркивает многоликость Она может быть как буйной, так и безмятежной и спокойной.

Характеристика Тамары

Трудно сказать, что образ Тамары в поэме «Демон» намного реалистичнее самого Демона. Ее внешний облик описывается обобщенными понятиями: глубокий взор, божественная ножка и прочие. В поэме акцент сделан на бесплотности проявлений ее образа: улыбка «неуловима», ножка «плывет». Тамара характеризуется как наивная девушка, в чем прослеживаются мотивы детской незащищенности. Описывается и ее душа - чистая и прекрасная. Все качества Тамары (женское очарование, душевная гармония, неискушенность) рисуют образ романтической натуры.

Итак, образ Демона занимает особое место в творчестве Лермонтова. Данная тема интересовала не только его, но и других деятелей искусства: А.Г.Рубинштейна (композитора), М.А.Врубеля (художника) и многих других.

«Демон» (1829-1841). Образ восходит к библейскому мифу об изгнании из рая, содержание которого свободно-поэтически переработано Лермонтовым. В повести Д.— персонифицированный человеческий дух, наделенный божественным бессмертием.

В характеристике Д. изначальный символический смысл приобретает его положение «изгнанника рая». Божье наказание состоит в том, что Д. обречен на скитания и вечное одиночество. Д., как «дух отрицанья», «дух сомненья», наделен исключительной зоркостью в отношении несовершенства мира. Его положение трагично: по своей природе он ничего не может принять на веру (до опыта), а в результате опыта (познания) разрушается целостность познаваемых явлений. Как некая мировая субстанция Д. выступает источником зла, но пребывает в постоянном взаимодействии с противоположным началом. Превращенный ангел, он помнит о временах райского блаженства. В сущности, представляемое Д. зло — это месть миру за его нетождественность идеалу красоты и совершенства. Следует добавить, что Д. Лермонтова не совпадает с христианско-библейскими источниками, не равен Люциферу или Сатане. Он — индивидуальный миф русского поэта.

В основу повести легла идея о возможной перемене участи отщепенца Д. К началу действия Д. не удовлетворен предназначенной ему в мире ролью сеятеля зла, он утомлен и недоволен («зло наскучило ему»). Внезапно в его душе вспыхивает к земной женщине — грузинке Тамаре. Сюжет строится на взаимодействии двух самостоятельных лицтаинственного духа и обольщаемой человеческой души. Масштаб и напряженность чувств Д. соответствуют его безумной идее преодолеть божье проклятие, а символическим условием возвращения в утраченный рай является осуществление абсолюта в любовных отношениях с Тамарой.

Характеризуя личность Д., Лермонтов выделяет в нем две определяющие черты: загадочную непостижимость и небесное очарование , перед которым не может устоять земная женщина. «Материализация» Д., воплощение духа в реальное существо дается в восприятии Тамары. Вопрос о реальности Д.— важнейший. Несомненно, для самого Лермонтова Д.— не призрак, не болезненная фантазия, но воплощение духа в осязаемых и видимых формах.

Д. является земной Тамаре в ночное время, в ее снах. Он соотносится со стихией воздуха и проявляется как дыхание и «голос». Внешняя характеристика Д. отсутствует. Подобно фантому сновидений, он не только бесплотен, но и промежуточен по состоянию. В восприятии Тамары «ои… похож на вечер ясный: ни день, ни ночь,— ни мрак, ни свет!». В ее видениях Д. «скользит без звука и следа», «сияет тихо, как звезда», «зовет и манит». Тамару тревожит его «волшебный голос», «чудная нежность речей». Погубив своего соперника, жениха Тамары, Д. прилетает к ней навевать «сны золотые». Его песня (колыбельная по жанру) волшебным образом освобождает Тамару от земных тревог. Д. поет о жизни «неуловимых облаков», что в небе «ходят без следа». Отсутствие цели, безвольность движения, бесслед-ность исчезновения, безучастность ко всему пребывающему в мире — такие качества «облаков» моделируют своего рода идеальную форму существования. Эта жизнь без затрат, противоположная земному бытию, вызывает грезы о невозможном покое. Д.— ночное божество, магия которого связана именно с ночным временем. В его «колыбельной» присутствует эта распространенная в романтической традиции поэтизация ночного мира: «звуков» тишины, веянья ветерка, распускания ночного цветка. Таким образом, Д. предстает демиургом утопической вселенной, которая властно притягивает Тамару звуковой гармонией, чувственно-телесными ощущениями блаженства.

В чем же демонизм (убивающее действие) «песен» Д.? Д. заражает душу Тамары тоской по тому, чего не бывает в действительности, обезволивает и внушает равнодушие ко всему земному. В его речах значительное место занимает отрицание жалкой краткой человеческой жизни, в которой невозможны «ни истинное счастье, ни долговечная красота». Отказаться от «земли», чего требует Д. от Тамары, на языке человеческих представлений означает этическое безразличие, губительное в мире людей. Д. развращает сердце Тамары новой красотой, в которой примиряются в странном единстве все оппозиции человеческого понимания мира: добро и зло, небо и ад. Смерть Тамары, которая поверила Д., проявляет до конца индивидуалистическую природу героя, сосредоточенного исключительно на своем положении и на своих страданиях. Эта смерть является одновременно разоблачением несостоятельности Д. и высшей точкой его отчаяния. Попытка героя вернуться к миру добра и красоты трагически оборвалась, и вину за неудачу Д. не может принять на себя одного.

Авторское отношение к герою сложно. С одной стороны, в произведении имеется автор-повествователь, рассказывающий «восточную легенду» из давних времен, точка зрения которого не совпадает с индивидуальными позициями героев и отличается широтой и объективностью. На разных уровнях текста осуществляется авторский комментарий судьбы Д., в том числе на уровне сюжетной организации. Развязка романтической истории — Д. убивает Тамару своей любовью — воспринимается как форма суда над героем.

С другой стороны, Д.— глубоко интимный образ поэта. Многие страстные медитации Д. перекликаются с лирикой Лермонтова и окрашиваются непосредственной авторской интонацией. Образ такого масштаба оказался созвучным исторической судьбе молодого поколения 30-х годов, к которому принадлежал Лермонтов. В Д. отразились неприкаянность этого поколения, его философские сомнения в правильности мироустройства, его искания абсолютной свободы, глубокая тоска по утраченным идеалам. В глубинах своего духа Лермонтов угадал и пережил многие стороны зла как определенного типа мировосприятия и поведения личности. Он угадал, например, демоническую природу мятежного отношения к миру при нравственной невозможности смириться с его неполноценностью. Лермонтов угадал также демонические опасности, таящиеся в творчестве, посредством которого человек может выйти из потока всего временного, преходящего, «мелкого», заплатив за это равнодушием к реальности. До конца жизни Лермонтов не смог освободиться от власти образа Д. над собой. Д. остался тайной. По мнению большинства исследователей, писавших о «восточной повести», Д. уходит из таким же непроясненным, каким входит в него.

Образ лермонтовского Д. был воплощен в опере А.Г.Рубинштейна «Демон» (1871-1872). В либретто П.А.Висковатова отсечены мотивы «познанья и свободы», вражды с небом, проигнорировано философское содержание поэмы. «Златокованый» лермонтовский стих значительно разбавлен низкопробными вставками. Огромный диапазон чувствований вселенского изгнанника сведен к обыденному любовному чувству, что превратило Д. в банального соблазнителя.

Переделывал много раз. Уже во втором очерке поэмы он придал ей автобиографическое значение, связав свое творенье с любовью к Вареньке Лопухиной; в других очерках этой поэмы тоже отразилась история этой любви: в настроениях «Демона», то более мрачных, то более мягких, сказались колебания в чувствах Лермонтова к любимой девушке.

Лермонтов. Демон. Аудиокнига

В окончательной, шестой редакции поэмы, образ является наиболее смягченным; очевидно, этому способствовали элегические настроения Лермонтова в последний период его жизни и творчества.

Демон назван «печальным»; он с грустью вспоминает те «лучшие дни», когда он «верил и любил», блистая красой в свите Творца. Тогда не знал он злобы и сомненья. Когда он отпал от Бога и сделался «духом зла», – это зло недолго доставляло ему радость, – тогда он стал «сеять зло без наслажденья», и скоро «зло наскучило ему». Полный отчаянья, чтобы заглушить сердечный ропот, он часто отдавался титанической борьбе с разъяренными стихиями:

В борьбе с могучим ураганом
Как часто, подымая прах,
Одетый молньей и туманом,
Я шумно мчался в облаках!

– рассказывает он.

Но и такое опьяненье стихийной борьбы ему не помогло, – он скоро пресытился своим одиноким и вечным существованием.

Какое горькое томленье
Всю жизнь, века без разделенья
И наслаждаться, и страдать
……………………………
Жить для себя, скучать собой
И этой вечною борьбой
Без торжества, без примиренья!
Всегда жалеть – и не желать,
Все знать, все чувствовать, все видеть, –
Все против воли ненавидеть,
Все безотрадно презирать!

Эта тоска его так беспредельна, что он презирает не только людей, но даже самое природу, – «созданье Бога своего».

В минуту глубокой печали увидел он Тамару. Она была необыкновенная красавица –

С тех пор, как мир лишен был рая,
Клянусь, красавица такая
Под солнцем юга не цвела.

Но у неё была и необыкновенная душа –

Её душа была из тех,
Которых жизнь – одно мгновенье
Невыносимого мученья,
Недосягаемых утех.

Её душа была широкая и мятежная. Недаром Демон увидел в её очах «рай и ад»!.. Говоря о ней, он имел право сказать ангелу:

Мы связаны судьбой одною,
И ей, как мне, ты не судья!

Ангел признал справедливость этих слов и без борьбы отступился от неё.

Тамара и Демон. Художник М. Врубель, 1890

Тамара принадлежала к типу тонко организованных натур –

Творец из лучшего эфира
Соткал живые струны –

– её души

Она не была создана для мира, «я мир был создан» не для неё! Словом, она – под стать Демону, в котором тоже нет грубости, духовный облик которого тоже отличается изяществом и тонкостью.

Красота Тамары и телесная, и духовная поразила Демона:

…он опять постиг святыню
И мир добра и красоты.

– и в сердце его мелькнул «призрак возрожденья». И тогда он стал неотступно преследовать Тамару:

И взор его с такой любовью,
Так грустно на нее смотрел,
Как будто он о ней жалел.

Он стоял перед ней «с челом развенчанным» –

Он от неё спасенья ждал,
Любить и веровать не смея!
Он так смотрел, он так молил,
Он, мнилось, так несчастлив был!..

Перед ней он испытывает смущенье, даже страх; глядя на неё, он впервые узнает и любовь, и слезы.

Состояние души его в это время делается довольно смутным –

Он был похож на вечер ясный,
Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет.

Такое «серединное» положение между добром и злом, – небом и землей – знакомо было самому поэту.

Божественно-чистый лик Тамары склоняет Демона к добру, к свету; он входит к ней в келью, «любить готовый, с душой, открытой для добра». Он ей клянется:

Хочу я с небом примириться,
Хочу любить, хочу молиться,
Хочу я веровать добру!

Демон верит, что «добру и небесам» Тамара могла бы возвратить его одним своим словом. Но чувство старинной злобы закипает в сердце Демона всякий раз, когда он видит, что на душу его избранницы предъявляют права и другие. Когда между ним и Тамарой становится «посланник Небес», – Демон преисполняется ненавистью к Богу; тогда пробуждается в его сердце мрачная страсть, исчезает ясный рой светлых мечтаний, и власть свою над духом мятежным в его душе опять являют «века вражды, века страданий»...

Да едва ли было возможно полное примирение Демона с Богом Он говорит Тамаре, что она может вернуть его к «добру», но из дальнейших слов его видно, что «добром» он называет только «отречение от зла», – он не хочет бороться с Богом, но служить Богу и людям тоже не станет, – оттого он зовет Тамару прочь от мира: он предлагает ей –

Без сожаленья, без участья
Смотреть на землю...
Где нет ни истинного счастья,
Ни долговечной красоты,
Где преступленья лишь да казни,
Где страсти мелкой только жить.

Переродиться нравственно Демон не может, – он не может всего себя «высветлить любовью», так как на дне его старинной раны гнездится старая злоба. Он любит для себя, и холодное презрение его к людям не сменяется в его сердце любовью к ним.

Демон. Художник М. Врубель, 1890

Тамара умирает, и душу её ангел уносит на небо, – Демон не владел этой душой, так как –

Ценой жестокой искупила
Она сомнения свои;
Она страдала и любила,
И рай открылся для любви.

Таким образом, она прощена за то, что страдала, страдания очистили её душу. Отдаваясь своей греховной любви, она верила, что этим спасет Демона. И это самоотвержение спасло ее самое. Тамару возвысило ее падение, – как Сонечку Мармеладову в «Преступлении и наказании » Достоевского .

И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои,
И вновь остался он надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!

Поэма Лермонтова богата описаниями кавказской природы и быта горцев (двор Гудала, жизнь Тамары).

Автобиографическое значение её определяется: 1) эпиграфом:

Прими мой дар, моя Мадонна...
С тех пор, как мне явилась ты,
Моя любовь мне оборона
От гордых дум и суеты , –

и 2) посвящением В. А. Б. (Бахметевой – фамилия В. А. Лопухиной замужем).Ее поэт называет «забывчивым, но незабвенным другом»; с болезненной тоской он ее спрашивает, поймет ли она, как много в эту поэму вложено той «тоски», которая томила его «бедный ум» «столько лет».

Если первая редакция поэмы носит на себе сильные следы литературных влияний Байрона («Каин», образ Люцифера), Виньи («Элоа»), Ламартина («Падение ангела»), то в окончательно переработанном виде произведение Лермонтова значительно отошло от чуждых влияний. Лишь в некоторых чертах героя остались черты, навеянные извне, не объясненные из содержания самой поэты и не нужные для развития её содержания. Так, например, Демон называет себя «царем познанья и свободы», «богом рабов своих земных», – все сделается это понятным для читателя только тогда, когда он ознакомится с произведениями Байрона и Виньи.

Образ демонического героя

в поэме «Демон»

Цель урока : расширить знания о творчестве, помочь студентам понять образ главного героя поэмы «Демон».

Задачи :

Обучающие:

1. познакомить обучающихся с понятиями «демонизм», «демоническая личность», выявить черты демонического героя в лирике Лермонтова;

Развивающие:

1. продолжить развитие навыков анализа поэтического текста, умения воспринимать, истолковывать, интерпретировать литературный текст;

Воспитывающие:

1. продолжить формирование «человека культуры» через знакомство обучающихся с классикой мировой культуры;

2. продолжить воспитание духовно-нравственных ценностей

Тип урока : урок изучения нового материала

Методы : беседа, использование художественного слова, использование иллюстраций, мультимедийной презентации

Формы : групповая, фронтальная

Оборудование: Портрет М. Лермонтова, репродукции картин М. Врубеля «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный», текст поэмы «Демон»; аудиозапись: Р. Вагнер «Полет Валькирий», мультимедийная презентация, мультимедийное оборудование: компьютер, проектор, экран.

Межпредметные связи : мировая художественная культура

Компетенции, формирующиеся у обучающихся в ходе урока: коммуникативная (устная коммуникация/публичное выступление), информационная (извлечение информации, обработка информации)

План урока :

Организационный момент. Объявление темы урока, цели. Анализ произведения. Работа с репродукциями картин. Общие выводы по уроку. Выставление и обоснование оценок. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово преподавателя.

В мировом искусстве есть образы, волнующие умы людей на протяжении многих веков. Со временем они меняются, но не исчезают. Все новые и новые поколения поэтов, художников, композиторов обращаются к ним, чтобы разгадать тайну и сказать свое слово. Демон – один из таких образов.

Сегодня на уроке мы будем говорить о самом загадочном и противоречивом образе в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова – образе Демона. Анализируя поэму, слушая друг друга, мы должны будем составить портрет демонического героя в поэме Лермонтова, также внимательно рассмотреть репродукции картин М. Врубеля, соотнести Демона Лермонтова и Врубеля. Цель нашего урока : расширить знания о творчестве, попытаться понять образ главного героя поэмы «Демон»

Запишем тему нашего урока в тетрадях: «Образ демонического героя в творчестве ».

III. Анализ произведения.

Звучит музыка Вагнера «Полет Валькирий».

– Какие ассоциации у вас вызывает слово «демон»?

Студенты отвечают.

– Как понимался этот образ в эпоху античности, в христианской мифологии?

Студенты отвечают на вопросы (опережающее домашнее задание)

Студенты отвечают: Одно из первых упоминаний о Демоне относится к античности, где «демоническое» знаменует самые разнообразные человеческие порывы-стремления к знанию, мудрости, счастью. Это двойник человека, его внутренний голос, часть его «непознанного» я. Для древнегреческого философа Сократа «демоническое» сопряжено с познанием самого себя.

Библейский миф гласит о демоне – падшем ангеле, возгордившемся своим могуществом и взбунтовавшемся против Бога. Демоны – падшие ангелы, которые служат сатане. Согласно Святому Писанию, они обладают силой, но ограничены Богом в своих действиях.

Демон как дух отрицания в средневековых легендах, в стихотворениях. Здесь демон – двойник сатаны, «враг человеческий». В древнегреческой мифологии: демон – дух, который может обладать как положительными, так и отрицательными качествами.

Давайте обратимся к истории создания и публикации поэмы «Демон» (смотрят видеофрагмент)

Что мы узнали из просмотренного видеофрагмента? Сколько лет работал над поэмой? Менялось ли содержание поэмы?

Студенты отвечают

Итак, каков же Демон Лермонтова? Перескажите кратко сюжет.

Как вы понимаете первую строку («Печальный демон, дух изгнанья…»)?

Студенты отвечают: Определение «печальный» погружает нас в мир человеческих переживаний: Демон наделён способностью к страданью. Но «демон», «дух изгнанья» – бесплотное созданье, чуждое «грешной земле». Вместе с тем «дух изгнанья» – персонаж библейской легенды (в прошлом «счастливый первенец творенья», изгнанный из «жилища света»).

– Каким вы увидели Демона в поэме «Демон»? Найдите описание характера, поступков героя; выберите все «за» и «против», относящиеся к характеристике Демона. Назовите основные черты. И пока каждый из вас устно характеризует Демона, остальные записывают его характеристику в таблицу.

Положительные черты

Отрицательные черты

– Можем ли мы сказать, больше положительного или отрицательного начала, добра или зла, ангельского или сатанинского заложено в характере, поступках героя?

Студенты отвечают.

Вывод: в основе образа – противоречие, конфликт между добром и злом. Понятия добра и зла не абсолютны, порой пересекаются одно в другом в разных обстоятельствах.

Беседа по вопросам.

– Что происходит с Демоном, когда он видит Тамару? (Чтение фрагмента 9 главы 1 части)

– Как вы думаете, возможно ли возрождение Демона? (Чтение эпизода гибели жениха Тамары)

– Каков же Демон во 2 части поэмы?

– Почему действие 2 части перенесено в монастырь?

– Что значит для Тамары уход в монастырь?

– Что чувствует Демон там?

Анализ эпизода клятвы Демона.

Чтобы лучше понять образ Демона, необходимо услышать его голос. (Ученик выразительно читает отрывок с клятвой) Какие интонации вы слышите? Выпишите ключевые слова.

(«Царь познанья и свободы, враг небес, зло природы, новый ангел в блеске новом, раб твой, кого никто не любит)

– Отчего Демон презирает человеческую любовь, само существо человека? Чем соблазняет он Тамару?

Студенты отвечают: Любовь Демона открывает Тамаре «пучину гордого познанья», она отлична от «минутной» любви человека. Клятва героя пропитана презрением к человеческому прозябанию на земле, «где нет ни истинного счастья, ни долговечной красоты».

Как мы с вами видели, в поэме происходит противостояние Демона и Бога. В чем его смысл?

– Какую роль в поэме играет Ангел?

– Сравните 2 эпизода: встреча Ангела с героем в келье и на небесах.

Любовь Демона противоречива, как и его натура. Клятва в келье – отречение от злых стяжаний и средство обольщения. В любви его слились человеческое волнение, порыв, «мечта безумная», жажда возрождения и вызов Богу. Как персонаж Бог не появляется ни разу. Но его присутствие безусловно, именно к нему обращает свой бунт Демон. На протяжении всей поэмы к Богу мысленно устремляется и прекрасная дочь Гудала. Уходя в монастырь, она становится Его послушницей, Его избранницей. От имени Бога в поэме действует Ангел, бессильный на земле, он побеждает Демона на небе. Первая встреча с Ангелом в келье Тамары пробуждает в «сердце, полном гордыни» ненависть. Очевидно, что в любви Демона происходит фатальный поворот – теперь он сражается за Тамару с Богом:

Здесь больше нет твоей святыни,

Здесь я владею и люблю.

Отныне (или изначально) любовь Демона, его поцелуи настояны на ненависти и злобе. Страшен его образ, лишённый поэтического ореола, после «посмертной измены» Тамары:

Каким смотрел он злобным взглядом,

Как полон был смертельным ядом

Вражды, не знающей конца,

И веяло могильным хладом

От неподвижного лица.

– Кто побеждает в этом поединке?

– Можно ли сказать, что Демон повержен?

– Почему поцелуй Демона оказался смертельным для Тамары? Почему её душа отправляется в рай? В чём внутренний конфликт героя?

Промежуточные выводы.

Слово преподавателя.

Мотив демонизма, демонической личности был характерен для творчества Лермонтова. Демоническая личность – герой умный, сильный, гордый, возвышающийся над остальными, играющий «демоническую» роль в их судьбах. Это трагический герой, отвергнувший мир и отвергнутый миром, живущий без любви, без дружбы, без надежды.

Образ Демона волновал не только поэтов, но и художников, композиторов. Решающую и трагическую роль сыграл он в жизни и творчестве гениального художника к. XIX – нач. XX века М. Врубеля.

IV. Работа с репродукциями картин.

1. «Демон сидящий».

– Что вы видите на картине? Какой образ возникает? Какие краски использует художник?

Сидящий Демон молод, и его печаль незлобна, им владеет только тоска по живому миру, полному цветения и тепла, от которого он отторгнут. Цветы же, которые его окружают, холодные, каменные цветы: художник подсмотрел их формы и краски в изломах горных пород с их причудливыми вкраплениями и прожилками. Передано то странное состояние души, когда охватывает чувство бесконечного одиночества и кажется, что от всего окружающего ты отгорожен непроницаемой стеклянной стеной.

2. «Демон поверженный». Какой здесь возникает образ?

С этой картиной связывают болезнь художника (сумасшествие). Известно, что когда картина уже была выставлена, Врубель каждый день переписывал её.

Демон низринут в ущелье среди скал. Некогда могучие руки стали плетьми, жалко заломленными. Тело деформировано, крылья разметались. Вокруг упавшего лиловый мрак и голубые струи. Дико и жалко лицо падшего с мучительно искривлённым ртом, хотя в его венце ещё горит розовый отблеск.

Золото, сумрачно-синий, млечно-голубой, дымно-лиловый и розовый – все излюбленные цвета Врубеля образуют здесь феерическое зрелище. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел».

– Какой из Демонов Врубеля подходит к образу Лермонтова, почему?

V. Выводы.

Сегодня на уроке мы попытались понять образ демона и демонической личности в творчестве Лермонтова и живописи Врубеля. Зло всегда привлекательно для людей. Бес, дьявол, сатана, демон привлекают своей свободой, силой, бунтарством. Однако мы не должны забывать, что это силы зла, а они разрушают человека. Это видно и на судьбах героев литературных произведений, и на судьбах реальных людей.

Суть героя – в непримиримых противоречиях, в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой демон.

Демон появляется в поэме как дух изгнанья, летящий над грешной землей, бессильный оторваться от нее и приблизиться к небесам. Он изгнан из рая, сброшен с неба и оттого печален. Он сеет зло, но это не приносит ему наслаждения. Все, что он видит, приносит либо холодную зависть, либо презрение и ненависть. Ему все наскучило. Но он горд, он не способен подчиняться воле других, пытается преодолеть самого себя…

Неземная любовь помогает герою бороться со злом внутри себя, а его страдающая душа хочет примириться с небом, хочет веровать добру. Этот конфликт добра и зла похож на столкновение света с тьмой. В нем сливаются два начала, и он предстает перед нами, готовый повернуться лицом как к добру, так и к злу:

То не был ада дух ужасный,

Порочный мученик – о нет!

Он был похож на вечер ясный:

Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!...

Душа, вечно балансирующая на грани «двойного бытия », как сказал:

О вещая душа моя,

О сердце, полное тревоги!

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия!

Выставление и обоснование оценок.

VI. Домашнее задание (на выбор).

А) Напишите сочинение на тему: «В чём внутренний конфликт Демона?»

Б) Рассмотрите репродукции и сделайте письменный анализ, ответив на вопрос: «Какой из «Демонов» М. Врубеля наиболее полно воплощает лермонтовский образ и почему?»

В) Нарисуйте свою иллюстрацию к поэме «Демон», подберите к ней строки из произведения.


В поэме Лермонтова образ Демона показан весьма необычно: это не злой, отвратительный и уродливый посланец ада, а прекрасное, крылатое существо. Лермонтовский Демон – это не сатана, а скорее падший ангел, который был низвергнут с небес за неповиновение и мятеж. За свое преступление Демон наказан бессмертием и лишен дара забвения. Он тоскует по утраченному раю, жаждет мести, испытывает лишь презрение к ничтожному и суетному человеческому роду – все это, а еще, невыносимое одиночество изгоя толкает Демона на непрерывную борьбу со всем божьим миром, на равнодушное и какое-то усталое совершение зла.

В поэме Демон предстает перед нами в трех различных образах. Первый – скучающий Демон, уставший от совершения злых дел. Второй – возродившийся Демон, впервые увидевший молодую грузинку Тамару. Ее пленительный, живой образ, представший взору Демона в момент летящего счастливого танца, неожиданно трогает его заблудшую душу, порождая в ней необъяснимое волнение. Демон не ставит перед собой цель совершить очередное зло, погубив соблазненную душу Тамары. Это своего рода протест против установленного Богом порядка, Демон пытается изменить свою судьбу, он хочет уйти от заслуженного наказания и избежать тягостной вечности со злом наедине. Демон страстно желает обрести новую, счастливую жизнь, избавиться от проклятия и вновь вернуться в рай.

Божественное пение монахини Тамары пробуждает в духе настоящую, земную любовь, и на его глазах появляются слезы (таков третий образ Демона). Но сами слезы его неземные. Одна слеза, упав на камень возле стен монастыря, прожигает его. Эта красноречивая деталь напоминает о том, что любовь злого духа опасна, греховна и погибельна для беззащитной смертной женщины. Но Демон, желая избавиться от проклятия и спастись любой ценой, готов принести в жертву безгрешную, юную душу монахини.

Соблазненная Тамара погибает. А между Ангелом и Демоном начинается борьба за душу девушки. Демон хочет забрать ее себе, но Ангел, отпуская ей все грехи за страдания и искреннее чувство, открывает для юной души ворота рая. Демон вновь остается наедине со своим одиночеством в мрачном и холодном мире зла.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2012-05-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.