По картинам

Для чего нужны эмоционально оценочные слова. Функционирование эмоционально-оценочной лексики в политическом тексте. Слова с суффиксами эмоциональной оценки

Место образования согласного зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается. Это то место во рту, где струя воздуха встречает препятствие.

Если активный орган — нижняя губа , то согласные могут быть губно-губными (пассивный орган — верхняя губа): [п], [б], [м] и губно-зубными (пассивный орган — верхние зубы): [в], [ф].

Если активный орган — язык , то характеристика согласного зависит от того, какая часть языка — передняя, средняя или задняя — участвует в создании преграды и с каким пассивным органом — зубами, передней, средней или задней частью нёба — язык сближается либо смыкается. Переднеязычные согласные бывают зубными, когда передняя часть языка направляется к зубам: [т], [д], [с], [з], [н], [л], [ц], и нёбно-зубными (передненёбными), когда она направлена к передней части нёба: [р], [ш], [ж], [ч"]. Среднеязычные одновременно всегда и средненёбные: [j], [и]. Заднеязычные либо средненёбные: [к"], [г"], [х"], [γ"] либо задненёбные: [к], [г], [х], [γ].

1) согласные губные , подразделяемые на губно-губные : [б], [п], [м] и губно-зубные:

2) согласные язычные , подразделяемые на переднеязычные , к которым относятся зубные [д], [т], [з], [с], [н], [л], [ц] и нёбно-зубные [ш], [ш"], [ж], [ч"], [р];

3) среднеязычный (средненёбный) [j], [и];

4) согласные заднеязычные (задненёбные) [к], [к"], [г], [г"], [х], [х"], а также редкие

звуки [γ], [γ"], [н ].

Звук [н ] - носовой заднеязычный - редок в русском языке. Он произносится на месте [н] перед [к], [г], обычно в тех случаях, когда дальше следует согласный: пу [н ] ктир, фра [н ]кский, ко [н ]гресс .

3. Классификация согласных по способу образования:

В зависимости от различия способов образования шума согласные делятся на :

1) согласные взрывные (смычные): [б], [п], [д], [т], [г], [к];

2) согласные фрикативные (щелевые): [в], [ф], [з], [с], [ж], [ш], [ш"], , [х];

4) согласные смычно-проходные , к которым относятся носовые [м], [м"], [н], [н"] и боковой [л], [л"];

5) дрожащий [р], [р"].

4. Классификация согласных по наличию или отсутствию палатализации :

1) согласные твёрдые , образуемые без дополнительной средненёбной артикуляции (все согласные, кроме [ж"], [ш"], [ч"], [j]);

2) согласные мягкие , образуемые с дополнительной артикуляцией (все согласные, кроме [ж], [ш], [ц]).

По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).


При образовании мягких согласных язык концентрируется в передней части, а при образовании твердых — в задней части ротовой полости; ср.: [в"]ил — [в]ыл, [п"]ил — [п]ыл, [л"]ёг — [л]ог, [р"]яд — [р]ад.

Согласные звуки образуют пары по твердости/мягкости: [б] — [б"], [п] — [п"], [в] — [в"], [ф] — [ф"] , [з] — [з"], [с] — [с"], [д] — [д"], [т] — [т"], [м] — [м"] и др. Непарными твёрдыми являются звуки [ж], [ш], [ц]; непарными мягкими - [ж"], [ш"], [ч"], [j].

У [j] приподнятие к средней части нёба средней части спинки языка является не дополнительной, как у других согласных, а основной артикуляцией, поэтому [j] — палатальный , а не палатализованный согласный.

Таблица классификации согласных по твёрдости-мягкости

5. Классификация согласных по наличию или отсутствию назальности:

1) согласные назальные (носовые): [н], [н"], [м], [м"];

2) согласные неназальные (неносовые, ртовые): все остальные.

При образовании носовых согласных нёбная занавеска опускается и воздушная струя проходит в полость носа, вызывая носовой резонанс. Характерной особенностью носовых согласных является то, что наряду со смычкой открыт проход воздуха через нос. Поэтому эти звуки относят к особой группе смычно-проходных.

Таблица артикуляции согласных звуков

Голос и шум Способ образования Место образования
Губные Язычные
губно-губные губно-зубные Переднеязычные Средне-язычные Заднеязыч-ные
зубные нёбно-зубные
Шумные Взрывные б б’ п п’ д д’ т т’ г г’ к к’
Аффрикаты ц ч’
Фрикативные в в’ ф ф’ з з’ с с’ ж ж’ ш ш’ ј х х’
Сонорные
Смычно-проход-ные боковые л л’
носовые м м’ н н’
Дрожащие р р’

В таблице перечислены важнейшие признаки и основные звуки современного русского литературного языка. Однако далеко не все. Если, например, сравнить начальные звуки слов сад и суд, дам и дум, таз и туз , то можно заметить разницу в их артикуляции. Перед [а] согласные произносятся без напряжения губ, а перед [у] - с округленными и вытянутыми губами. Мы еще только приготовились произнести слова суд, дум, туз , а губы уже приняли это положение. Такая дополнительная артикуляция называется лабиализацией (от лат. labium - «губа»), а согласные звуки [с°], [д°], [т"] и т. п. - лабиализованными (или огубленными).

Эти звуки отличаются от [с], [д], [т] артикуляцией и на слух. (Эту разницу можно услышать, если начать произносить слово сад и остановиться после первого согласного, затем начать произносить слово суд , но произнести только первый согласный.) В русском языке лабиализация согласных всегда связана с их положением перед [у] или [о], а также перед лабиализованными согласными: [с°т°ул], [с°т°ол], но[стал]. Исключений нет, поэтому в транскрипции она обычно не отмечается.

Согласные, одинаковые по глухости/звонкости, твёрдости/мягкости и способу образования, могут отличаться друг от друга местом образования преграды, которую при произнесении звука преодолевает воздушный поток. Например, как [п], так и [к] - глухой, твёрдый,

смычно-взрывной согласный, но разница между ними легко ощутима, потому что при образовании [п] воздух взрывает преграду в виде сомкнутых губ, а при образовании [к] - в виде смычки задней части языка и задней части нёба.

При образовании звуков преграду могут создавать либо сдвинутые губы, либо губа и зубы, либо язык при взаимодействии с зубами или нёбом.

Тот орган, который перемещается для образования преграды, является активным. Это или нижняя губа, или какая-либо часть языка (задняя, средняя, передняя).

А тот орган, который остается неподвижным при производстве звука, является пассивным. Это или верхняя губа, или верхние зубы, или какая-нибудь часть нёба (задняя, средняя, передняя).

Поэтому, определяя место образования преграды, мы даем звуку не одну, а две характеристики: по активному органу и по пассивному, например, [п] - губно- (активный орган - нижняя губа) губной (пассивный орган - верхняя губа) звук.

Итак, по тому, какой активный орган участвует в образовании звука, согласные делятся на губные [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’] [ф], [ф’], [в], [в’] и язычные [т], [т’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [ч’], [л], [л"], [н], [н’] [ш], [ш’:], [ж], [ж’:], [р], [р’] [ч’] [j] [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’]. Язычные звуки подразделяются еще на три группы в зависимости от того, какая часть языка (органа массивного и подвижного) наиболее активно участвует в производстве звука: язычные, переднеязычные - [т], [т’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [л], [л"], [н], [н’] [т], [т’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], язычные, среднеязычные - [j] и зычные,

заднеязычные - [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].

Затем к характеристике звука по активному органу добавляется характеристика по пассивному, которым, как уже было сказано, могут быть либо верхняя губа, либо зубы, либо нёбо.

Таким образом, можно выделить следующие группы звуков:

  • губно-губные звуки [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’];
  • губно-зубные звуки [ф], [ф’], [в], [в’];
  • язычные, переднеязычные, зубные звуки [т], [т’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [л], [л"], [н], [н’];
  • язычные, переднеязычные, нёбные звуки [ш], [ш’:], [ж], [ж’:], [р], [р’] [ч’];
  • язычный, среднеязычный, средненёбный звук [j];
  • язычные, заднеязычные, задненёбные звуки [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].

Различие по месту образования может играть определяющую смыслоразличительную роль тогда, когда все другие характеристики совпадают. Например, звуки [с] и [х] твёрдые, глухие, щелевые, но первый - язычный, переднеязычный, зубной, а второй - язычный, заднеязычный, задненёбный. Благодаря тому, что при их образовании воздух преодолевает препятствия, образованные различными

органами, мы легко слышим разницу в их звучании и не можем воспринимать как одинаковые такие слова, как, например, хан и сан.

Но в то же время есть звуки, которые при определенных условиях могут изменить место образования, уподобляясь по этому признаку

другому звуку. Так, звуки [с] и [ш] (твёрдые, глухие, щелевые), а также [з] и [ж] (твёрдые, звонкие, щелевые) очень близки друг другу по

месту образования: [с] и [з] - язычные, переднеязычные, зубные, а [ш] и [ж] - язычные, переднеязычные, нёбные. Поэтому при их соседстве возникает явление ассимиляции, т.е. уподобления одного звука другому. Оказавшись перед [ш], звук [с] уподобляется ему по месту образования и, естественно, совпадает с ним по звучанию: сошью [сашjу] - сшила [ш:ыла]. То же самое происходит и со звуками [з] и [ж] (визгливый [в’изгл’ивъj] - визжит [в’ижж:ыт]). В результате таких совпадений могут возникнуть близкие по звучанию слова: сшила [ш:ыла] - шила [шыла] платье - нет шила [шыла]. В других позициях только различие по месту образования между [ш] (средненёбный) и [с] (передненёбный), [ж] (средненёбный) и [з] (передненёбный) несет смыслоразличительную функцию, что становится определяющим, если все другие звуки в словах совпадают (жир [жыр] - сыр [сыр]).

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Безусловно, большая часть звуков русского языка - согласные. Их соотношение с гласными 37/6. Для сравнения приведем данные из книги А.А.Леонтьева «Путешествие по карте языков мира»: в армянском языке согласных 40, в саамском - 53, а в языках полинезийской семьи самый «богатый» согласными маорийский язык, который насчитывает всего 10 согласных звуков.

Таким образом, русский язык можно назвать умеренно согласным.

Разумеется, чем больше звуков какого-либо типа в языке, тем больше должно быть признаков, по которым их различают. Поэтому, если для «опознания» гласных русского языка нужно не более трех характеристик, то согласные характеризуются по пяти основным признакам:

1) уровень шума;

З) место образования преграды;

4) способ образования звука, то есть способ пр одол ния преграды воздушной

Струей;

5) твердость/мягкость.

1. По уровню шума (степени его интенсивности) выделяют шумные согласные и сонорные . Шумные - [п], [б], [с], [ж] и др. – произносятся с бо льшей

напряженностью органов речи: струя воздуха с большей силой преодолевает довольно узкую преграду, в результате чего степень интенсивности шума значительно больше, чем у сонорных. Сонорные - [р], [л], [м], [ j ] и др. – произносятся с меньшим напряжением, ширина прохода для воздушной струи при артикуляции сонорных больше, поэтому уровень шума ниже, чем при артикуляции шумных.

2. По участию/неучастию голоса выделяют согласные, произносимые голосом, и согласные, произносимые только при помощи шума. Первая группа, в свою очередь, делится на сонорные , у которых тон преобладает над шумом, и звонкие , у которых шум преобладает над голосом. Вторая группа – глухие согласные, произносимые только при помощи шума. По глухости/звонкости согласные образуют пары: [б] - [п], [д] - [т], [ж] - [ш] и т.д. Звуки, которые в школе мы называем непарными (сонорные, [х], [ц], [ч’]), в потоке речи имеют пары по глухости/звонкости. Так, в конце слова перед паузой или перед глухим шумным сонорные звонкие меняются на сонорные оглушенные; особенно выражено оглушение после глухих согласных: Kpa[j], вa[л ̭̭ ], воп[л ], рит[м], Пет[р ]. Глухой щелевой [х] перед звонкими согласными меняется на звонкий щелевой [γ] : мои[γ] детей, мо[γ] зелен,дву[γ]годичный . Кроме того, этот звук является орфоэпической нормой в некоторых словах: бу[γ]алтер, [γ]осподи, ради бо[γ]а . Глухой [ц] перед звонкими шумными меняется на звонкий [дз] : пла[дз]дарм, коне[дз] года, оте[дз] добрый . Глухой [ч’] перед звонким шумным меняется на [д ж ] : но[д ж ] белая, до[д ж ’] брата .

В общем виде эти две классификации можно представить в виде схемы:

Примечание : долгота (обозначается знаками: или ¯) или краткость согласного в русском литературном языке не является основанием классификации, поэтому в современных работах по фонетике более употребительны обозначения [ж ] и [ ш ].

3. По месту образования преграды классификация согласных строится с учетом двух факторов: активного (подвижного) и пассивного (неподвижного) органов речевого аппарата, взаимодействие которых создает необходимую для произнесения согласного звука преграду:

Таким образом, согласные различаются:

4. Способ образования согласного характеризует то, каким образом воздушная струя преодолевает препятствие на своем пути. Если препятствие образовано неполным смыканием активного и пассивного органов, то воздушная струя проходит через получившуюся щель; при этом образуется характерный шум трения воздушной струи о края щели. Так образуются щелевые согласные. Если преграда образована плотным смыканием активного и пассивного органов, то воздушная струя преодолевает препятствие способами, характерными для смычных согласных.

Щелевые (фрикативные)

1) срединные образуются посередине между сближенными в узкую щель органами: [в], [в ], [ф], [ф ], [з], [з ] [с], [с ], [ж], [ж ], [т], [т ], [х], [х ], [ j ] ;

2) боковые образуются путем прохождения воздушной струи вдоль языка, по его бокам: [л], [л ].

Смычные

1) взрывные (резкое размыкание герметичной смычки и прорыв воздушной струи) [б],[б ],[ п ],[ п ], [д],[д ],[ т ],[ т ], [г ],[г ],[к],

[ к ’ ] ;

2) аффрикаты (или слитные, смычно-щелевые) образуются следующим образом: сначала органы плотно смыкаются, но герметичная смычка не «взрывается, а плавно размыкается в щель: [ц], [ч ]. Иногда используют для обозначения этих согласных знаки [т ͡ с], [т ’͡ ш ], но [ц] не равен [т ͡ с], а [ч ] - [т ’ ͡ ш ], сравните: о целевой – от солевой ;

3) носовые (или смычно- проходные) характеризуются полным замыканием ротовой полости и одновременным опусканием нёбной занавески, в результате воздушная струя свободно проходит через носовую полость: [м],[м ], [н],[н ] ;

4) дрожащие (вибранты) образуются путем вибрации - множественном смыкании и размыкании кончика языка с альвеолами - бугорками над верхними зубамии: [р],[р ].

5) имплозивные составляют особую разновидность смычных согласных. Они произносятся на месте взрывных перед взрывными и аффрикатами того же места образования и на месте аффрикат перед аффрикатами:

одел-о[д ’ ел, отдел-о[д ’҅ д ’]ел, коту -[к]оту, к коту - [к ҅ к]оту, отец царя - оте[ц ҅ ц]аря, печь чистая-пе[ч" ҅ ч"]истая.

В отличие от других смычных имплозивные имеют только фазу смычки, за которой не происходит взрыва или возникновения щели, а сразу следует фаза смычки следующего согласного. Имплозивные считают самостоятельными фонетическими единицами, соответствующими определенным фонемам.

5. Твердость звука или мягкость звука определяется характером дополнительной артикуляции, «добавочной» к основному способу образования согласного. Если при образовании звука есть поднятие передне-средней части языка по направлению к твердому (среднему) нёбу, то произносится мягкий (палатализованный ) звук (от лат. palatum «нёбо»)

Для произнесения твердых (веляризованных – от лат. velum palati «нёбная занавеска»)) согласных характерна добавочная артикуляция в виде поднятия задней части языка к заднему мягкому нёбу.

Различия между артикуляцией твердых и мягких согласных можно проследить, если плавно перейти от произнесения [л] к [л ’ ], например, или от [с] к [с ]. Сравните: пыль – пил; мал – мял, лук – люк .

Согласные образуют пары по твердости/мягкости. Это означает, что парные звуки различаются только характером дополнительной артикуляции: [б]-[б ’ ], [п]-[п ], [в]-[в ] и т.д.

Часто школьники и студенты говорят, что звук [ч ’ ] в русском языке всегда мягкий, а [ц] - всегда твердый. Это не так. В потоке слитной речи встречается [ч] твердый - перед [т]: лу[ч] ше, до[ч] шла . У [ц] есть мягкая пара] на месте [т ] или [ц] перед [с ]: зая[ц ] серый, не траться - тра[ц ]я, меться - ме[ц ] я.

Существуют мягкие пары, чаще всего долгие, у [ш] - [ш ’ :]: [ш]ить - [ш :; у [ж] мягкая пара [ж :] - во[ж : - не реализуется в речи многих говорящих на русском литературном языке.

Единственный звук, который в принципе не может иметь пары по твердости/мягкости, - мягкий [j]. Это объясняется тем что палатализация, добавочная для всех остальных мягких согласных (напомним, что это поднятие средней части языка к среднему, твердому нёбу), для [j] является основной артикуляцией - ведь это единственный среднеязычнo-средненёбный согласный. Без этой артикуляции [j] произнести невозможно, поэтому этот звук называют палатальным, а не палатализованным (т.е. «принёбленным»).

Таким образом, общую артикуляционную классификацию согласных звуков можно представить в виде таблицы (см. далее).

Уровень

шума

Способ образования

Место образования

Губные

переднеязычные

Средне

язычные

Заднеязычные

Губно губные

Губно-зубные

зубные

передне

нёбные

средне

нёбные

средне

нёбные

задне

нёбные

шумные

щелевые

срединные

Ф, В,

Ф’, В’

С, З

С’, З’

Ш, Ж,

Ш’, Ж’

Х’

Х, Υ

сонорные

J

боковые

Л, Л ̭

Л’, Л̭ ’

смычные

носовые

М, М’,

М̭, М̭ ’

Н, Н ̭

Н’ , Н̭ ’

дрожащие

Р, Р̭ ,

Р’, Р̭ ’

шумные

взрывные

П, Б,

П’, Б’

Т, Т’, Д, Д’

К’, Г’

К, Г

аффрикаты

Ц, Ц’,

Д⁀ З

Ч, Ч’,

Д’⁀ Ж’

имплозивные

П҅, Б ҅

П’҅ ,Б’ ҅

Т҅ , Д҅ ,

Т҅ ’, Д҅ ’

К’҅ , Г’ ҅

К҅ , Г ҅

В таблице, безусловно, приведены не все особенности согласных русского языка. Согласные могут приобретать дополнительную артикуляцию в виде огубленности (лабиализации) - вытягивании губ при произнесении даже негубных согласных. Это происходит перед огубленными гласными [о] и [у]. Такие согласные принято обозначать [ О ]. Например, [с]ад - [с о ]уд, [д]ам - [д О ]ом, [ш]ерсть - [ш о ]ок. Выделяют достаточно редкие носовые заднеязычные [ŋ] и [ŋ ’ ] , которые произносятся на месте [н] и [н ] перед [к] и[г] : пу[ŋ]ктир, ко[ŋ]гресс, пе[ŋ ] гнилой и пр.

Итак, чтобы при выполнении второго этапа фонетического анализа дать характеристику согласных звуков, необходимо указать вид каждого согласного по:

б) месту образования

в) способу образования

г) наличию дополнительной артикуляции

Эмоционально-экспрессивная окраска слов

Многие слова не только определяют понятия, но и выражают отношение к ним говорящего, особого рода оценочность. Например, восхищаясь красотой белого цветка, можно назвать его белоснежным, белехоньким, лилейным . Эти слова эмоционально окрашены: положительная оценка отличает их от стилистически нейтрального определения белый. Эмоциональная окраска слова может выражать и отрицательную оценку называемого понятая: белобрысый, белесый . Поэтому эмоциональную лексику называют еще оценочной (эмоционально-оценочной).

В то же время следует заметить, что понятия эмоциональности и оценочности не тождественны, хотя и тесно связаны. Некоторые эмоциональные слова (например, междометия) не содержат оценки; а есть слова, в которых оценка составляет суть их смысловой структуры, но они не относятся к эмоциональной лексике: хороший, плохой, радость, гнев, любить, страдать.

Особенностью эмоционально-оценочной лексики является то, что эмоциональная окраска "накладывается" на лексическое значение слова, но не сводится к нему: денотативное значение слова осложняется коннотативным.

В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы.

  • 1. Слова с ярким коннотативным значением, содержащие оценку фактов, явлений, признаков, дающие однозначную характеристику людей: воодушевить, восхитительный, дерзание, непревзойденный, первопроходец, предначертать, провозвестник, самопожертвование, безответственный, брюзга, двурушник, делячество, допотопный, напакостить, опорочить, очковтирательство, подхалим, пустозвон, разгильдяй. Такие слова, как правило, однозначны, выразительная эмоциональность препятствует развитию у них переносных значений.
  • 2. Многозначные слова, нейтральные в основном значении, получающие качественно-эмоциональный оттенок при переносном употреблении. Так, о человеке определенного характера можно сказать: шляпа, тряпка, тюфяк, дуб, слон, медведь, змея, орел, ворона, петух, попугай; в переносном значении используются и глаголы: пилить, шипеть, петь, грызть, копать, зевать, моргать и др.
  • 3. Слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувств: сыночек, дочурка, бабуля, солнышко, аккуратненько, близехонько - положительные эмоции; бородища, детина, казенщина - отрицательные. Их оценочные значения обусловлены не номинативными свойствами, а словообразованием, так как эмоциональную окрашенность подобным формам придают аффиксы.

Эмоциональность речи нередко передается особо выразительной экспрессивной лексикой. Экспрессивность (экспрессия) (лат. expressio ) - значит выразительность, сила проявления чувств и переживаний. В русском языке немало слов, у которых к их номинативному значению добавляется элемент экспрессии. Например, вместо слова хороший , приходя в восторг от чего-либо, мы говорим прекрасный, замечательный, восхитительный, чудесный ; можно сказать не люблю , но нетрудно найти и более сильные, колоритные слова ненавижу, презираю, питаю отвращение . Во всех этих случаях семантическая структура слова осложняется коннотативностью.

Нередко одно нейтральное слово имеет несколько экспрессивных синонимов, различающихся по степени эмоционального напряжения; ср.: несчастье - горе, бедствие, катастрофа; буйный - безудержный, неукротимый, неистовый, яростный. Яркая экспрессия выделяет слова торжественные (глашатай, свершения, незабвенный ), риторические (соратник, чаяния, возвестить ), поэтические (лазурный, незримый, немолчный, воспевать ). Экспрессивно окрашены и слова шутливые (благоверный, новоиспеченный ), иронические (соблаговолить, донжуан, хваленый ), фамильярные (недурственный, смазливый, мыкаться, шушукаться ) Экспрессивные оттенки разграничивают слова неодобрительные (манерный, претенциозный, честолюбивый, педант ), пренебрежительные (малевать, крохоборство ), презрительные (наушничать, подхалим ), уничижительные (юбчонка, хлюпик ), вульгарные (хапуга, фартовый ), бранные (хам, дурак ). Все эти нюансы экспрессивной окраски слов получают отражение в стилистических пометах к ним в толковых словарях.

Экспрессия слова нередко наслаивается на его эмоционально-оценочное значение, причем у одних слов преобладает экспрессия, у других - эмоциональность. Поэтому часто разграничить эмоциональную и экспрессивную окраску не представляется возможным, и тогда говорят об эмоционально-экспрессивной лексике (экспрессивно-оценочной ).

Слова, близкие по характеру экспрессивности, классифицируют на: 1) лексику, выражающую положительную оценку называемых понятий, и 2) лексику, выражающую отрицательную оценку называемых понятий. В первую группу войдут слова высокие, ласкательные, отчасти - шутливые; во вторую - иронические, неодобрительные, бранные, презрительные, вульгарные и под.

На эмоционально-экспрессивную окраску слова влияет его значение. Так, резко отрицательную оценку получили у нас такие слова, как фашизм, сталинизм, репрессии . Положительная оценка закрепилась за словами прогрессивный, миролюбивый, антивоенный. Даже различные значения одного и того же слова могут заметно расходиться в стилистической окраске: в одном значении слово выступает как торжественное, высокое: Постой, царевич. Наконец, я слышу речь не мальчика, но мужа (П.), в другом - как ироническое, насмешливое: Г. Полевой доказал, что почтенный редактор пользуется славою ученого мужа (П.).

Развитию экспрессивных оттенков в семантике слова способствует и его метафоризация. Так, стилистически нейтральные слова, употребленные как метафоры, получают яркую экспрессию: гореть на работе, падать от усталости, задыхаться в условиях тоталитаризма, пылающий взор, голубая мечта, летящая походка и т д. Окончательно проявляет экспрессивную окраску слов контекст: в нем нейтральные в стилистическом отношении единицы могут становиться эмоционально окрашенными, высокие - презрительными, ласковые - ироническими и даже бранное слово (подлец, дуреха ) может прозвучать одобрительно.