Бунин

Артикуляционная характеристика гласных звуков онлайн. Артикуляционная классификация звуков речи. Вопросы и задания

Сонорные : л, р, м, н, j шумные : остальные, они - глухие или звонкие

по месту образования :

губные: губно-губные: п, б, м, губно-зубные: в, ф

язычные: среднеязычные : j, заднеяз. г, к, х переднеязыч - остальные

по способу образования:

смычные: взрывные: п, б, д, т, к, г, слитные: ц, ч’; дрожащие (вибранты) : р, носовые : м, н,

щелевые (фрикативные) : ф, в, с, з, ж, ш, х, j, боковые : л

(у всех парных по мягк. мягкий вариант там же, где они)

Акустические харак .(по звучанию) высота, сила, тембр

1) вокальные (образуемые тоном или при его значительном участии тона): все гласны е и все сонорные, невокальные (образуемые шумом или при подавляющей доле шума): все шумные согласные;

2) консонантные (от лат. consonans - согласный звук) характеризуются небольшой силой, а следовательно, небольшой слышимостью): все согласные. Неконсонантные: все гласные ;

3) высокие: гласные переднего ряда , переднеязычные согласные и среднеязычный согласный, низкие: гласные среднего и заднего ряда , губные согласные и заднеязычные согласные;

4) диезные (от гр. diesis - полутон; диез - музыкальный знак, обозначающий повышение звука на полтона): гласные между мягкими согласными, недиезные - между твердыми. Мягкие согл.-диезные, твердые -недиез.

5) бемольные (понижение на полтона): огубленные гласные [о], [у] и согласные, стоящ. перед ними, небемольные: неогубленные гласные и согласные, стоящие перед ними;

6) резкие (звуки, характеризующиеся неоднородностью расхода энергии на протяжении звука): аффрикаты, дрожащие, нерезкие : все остальные

7) звонкие (в их образовании участвует голос): все гласные и согласные [р], [л], [м], [н], [j], [б], [в], [г], [д], [ж], [з], глухие (в их образовании не участвует голос): [с], [т ], [х ], [ч], [ш], [ц], [ф ].

10. Деление фонетического слова на слоги. Основной закон русского слогоделения. Типы слогов.

Слог не имеет фонологической природы, не связан со смыслоразличен., с морфемой. Слог - фонетическая единица, состоящая из звуков .

Экспираторная теория - теория выдоха: слог образуется в результате мышечного напряжения голосовых связок, когда выдыхаемая струя воздуха образует своеобразные толчки-слоги. Возникнула уже в античности. Проверка: говорить перед свечой: сколько раз качнётся пламя - столько слогов. Однако эта теория признана неверной, т. к. имеются слова, в которых число слогов не совпадает с количеством выдыханий . В слове «ау» - два слога, но одно выдыхание, в слове «сплав» - один слог, но два выдыхания.

Сонорная теория слогоделения: Р. И. Аванесов . Хар-ка слога - волна сонорности (звучности). Наиболее звучный образует звук, остальные неслоговые. Макс. звучностью обладают гласные. В некоторых словах сонорные могут быть слогообразующ.: жи-зн ь, р вы, смысл, казн ь, театр . В одном слоге может быть два гласных звука (диалекты) - ле[ие]с, м[уо]локо.

4 уровень звучности: гласные, i". 3 ур - сонорные л, м, н, р. 2 ур .- шумные звонкие, 1 ур -шумные глухие. 0 ур . - пауза.

Основной закон слогораздела - закон восходящ. звучности. Граница слогораздела на стыке наиболее звучных с наименее звучн. звуками.

t - любой глухой и звонкий согласный, l - любой сонорный, a - любой гласный: a | tta , a | lla , a | tla , al | ta исключение! - вол|ки, тай|на - слабый йот

2 подряд глухих отходят к послед. слогу. Если сонорн. + шумн., то слогораздел между ними (лам-па, по-дар-ки, кон-троль). Иногда влияет словообразов. (по-дпи-сать/под-пи-сать). Слогодел. нужно проводить в транскрипц..

Открытый слог кончается на слогообразующий звук, закрытый -нет. Прикрытый начинаеся с согласной, неприкрытый - с гласной.

Понятие об артикуляции

Артикуляция – это работа органов речи, направленная на производство звуков речи.

В речевом потоке нет четкого деления артикуляции звука на три фразы; рекурсия предшествующего звука может приспосабливаться к экскурсии последующего и наоборот; при этом количество звуков определяется количеством выдержек.

Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных частей

I. Звуки речи образуются речевым аппаратом (органами речи) человека.








II. Речевой аппарат – это совокупность органов речи (диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань, глотка, полость носа, надгортанник, маленький язычок, нёбо, язык, зубы, губы).

Все названные выше органы обладают биологическими функциями: это органы дыхания, приема и переработки пищи, обоняния, вкуса. Применение этих органов для образования звуков речи – вторичная, общественная функция.




Воздушная струя может встречать преграду сначала в гортани в виде сдвинутых и напряженных голосовых связок, при этом колебание голосовых связок образует тон, а может и не встречать преграды в гортани, если голосовые связки раздвинуты, при этом тон не образуется. Следующая преграда возможна в ротовой полости, при этом образуется шум; в случае отсутствия преграды в ротовой полости шум не образуется.

Классификация звуков в зависимости от наличия-отсутствия преграды в гортани и в ротовой полости:

Классификация звуков речи.
Основные фонетические процессы

Гласные и согласные, их акустические и артикуляционные различия

I. Звуки речи делятся на гласные и согласные.

II. Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Такое различие основывается на акустических и артикуляционных признаках.

Акустическое различие между гласными и согласными определяется наличием тона и шума.

Акустическое различие между гласными и согласными:


Акустическая характеристика звуков предполагает распределение звуков по степени сонорности (звучности). Гласные определяются только тонами, шумы в них не присутствуют; сонорные согласные характеризуются преобладанием тонов над шумами; звонкие шумные согласные содержат тоны и шумы; глухие шумные согласные имеют только шумы.

Крайние точки по сонорности представляют звуки [а] и [п].

Расположение звуков но степени убывания сонорности, звучности:

Артикуляционное различие между гласными и согласными минимально определяется наличием-отсутствием преграды в ротовой полости, максимально – 1) локализацией напряженности; 2) силой воздушной струи; 3) наличием-отсутствием преграды в ротовой полости; 4) наличием-
отсутствием голоса; 5) участием ротового и носового резонаторов.


Минимальное артикуляционное различие
между гласными и согласными

Максимальное артикуляционное различие
между гласными и согласными

В.А. Богородицкий предложил артикуляционное различение гласных и согласных по тому, на что направлена артикуляция: на раскрытие или закрытие рта.


< >

Проверить эту закономерность можно, если усилить интенсивность артикуляции. Ртораскрывание осуществляется при помощи мышц, идущих от нижней челюсти к подъязычной кости, а ртосмыкание – посредством жевательных мышц, расположенных между обеими челюстями.

Звуки [ј] и [i] в программе по русскому языку для средней школы до 1969 года назывались «полугласными», сейчас эти звуки обычно считают согласными, при этом принимают во внимание их неслогообразующий характер; следует, однако, иметь в виду, что звук [i] гораздо более звучный, чем [ј].

Противопоставление гласных и согласных в фонетической системе современного русского языка достаточно глубоко. Тем не менее не все лингвисты признают возможным разделение звуков на гласные и согласные. У Ф. де Соссюра, Л.В. Щербы и его последователей, представителей ленинградской фонологической школы (М.И. Матусевич и др.), стирается различие между гласными и согласными. Ф. де Соссюр это объясняет распределением звуков речи но «растворам» без учета определяющего различия между гласными и согласными; в работах же представителей ленинградской фонологической школы это связано с предпочтением акустической характеристики звуков.

Артикуляционная классификация гласных

I. В русском литературном языке шесть гласных звуков: [и], [э], [ы], [а], [о], [у]. Они наиболее отчетливо слышатся под ударением.

Классификация гласных звуков производится но работе губ и языка.

Звук [и] после твердого согласного или на стыке слов заменяется звуком [ы].

II. Гласные звуки характеризуются наличием музыкального тона, голоса, образующегося за счет ритмических колебаний голосовых связок в гортани. Различие между гласными определяется объемом и формой резонаторов, полостей глотки и рта, которые изменяются при различном положении губ, языка и нижней челюсти.

Артикуляционная классификация гласных звуков производится по следующим признакам:

1) позиция по отношению к ударению (гласный ударный, гласный первого предударного слога, остальных безударных с логов);

2) способ образования, положение языка но вертикали, подъем (верхний, средний, нижний);

3) место образования, положение языка по горизонтали, ряд (передний, средний, задний);

4) наличие-отсутствие лабиализации, огубленности (лабиализованный, нелабиализованный);

5) качество гласного, связанное с аккомодацией (напряженность, закрытость или продвижение в переднюю зону образования в начале, в конце, на всем протяжении артикуляции).


Таблица артикуляционной классификации гласных.
Ударные гласные

Подъём Ряд

Описание презентации ФОНЕТИКА Предмет фонетики. Артикуляционная характеристика звуков 1. по слайдам

Предмет фонетики. Артикуляционная характеристика звуков 1. Фонетика как наука. Аспекты фонетики. 2. Артикуляционный аспект фонетики. Голосовой аппарат. 3. Гласные звуки русского языка. Классификация гласных звуков. 4. Согласные звуки русского языка. Классификация согласных звуков.

1. Фонетика – наука, изучающая звуки и их закономерные чередования, а также ударение, интонацию, особенности членения звукового потока на слоги и более крупные отрезки. 2. Фонетика – сама звуковая система языка. Фонетика изучает материальную сторону языка, звуковые единицы, лишенные самостоятельного значения. Фонетика как наука. Аспекты фонетики

Звуковые единицы языка Линейные – следуют в речевом потоке один за другим (звуки, слоги). Нелинейные – накладываются на линейные единицы и не могут быть произнесены и выделены отдельно от последних (ударение, интонация).

Функции звуковых единиц: 1. Образующая функция – звуки являются строительным материалом для других языковых единиц. 2. Опознавательная – позволяют определять единицы, обладающие смыслом (слова). 3. Различительная – позволяют различать близкие по звучанию единицы. Фонетика как наука. Аспекты фонетики

Фонетика как наука. Аспекты фонетики. АКУСТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА – рассматривает звук языка как физическое явление, волновые колебания. ПЕРЦЕПТИВНАЯ ФОНЕТИКА – изучает звук языка с точки зрения восприятия его слушающим. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ФОНЕТИКА – рассматривает звук с точки зрения порождения его органами речи.

Артикуляционный аспект фонетики. Голосовой аппарат Артикуляция (от лат. «членораздельно выговаривать) – движения и положение органов речи, необходимые для произнесения какого-либо звука. Артикуляция строится на согласованной работе всех частей речевого аппарата. Данные акустической фонетики помогают различать звуки речи и очень полезны при диагностике и лечении нарушений речи.

Артикуляционный аспект фонетики. Голосовой аппарат Положите ладонь на область гортани и произнесите звук А, затем звук К. Обратите внимание на работу голосовых связок. Положите кончики пальцев на спинку носа, произнесите звук Н, затем Л. Обратите внимание на работу носового резонатора. Произнесите звуки А и С. Обратите внимание на положение ротовой полости. Произнесите звук У, затем П, затем В. Обратите внимание на участие губ.

Звуки русской речи Гласные звуки — это тоновые звуки, которые образуются в результате колебания голосовых связок в момент прохождения через гортань. Гласные называют рторазмыкателями. Согласные звуки – это звуки, которые характеризуются наличием шума. Шум – это звук, который возникает в результате преодоления воздухом различных препятствий. Согласные называют ртосмыкателями.

Ряд подъем передний средний Средне-задни й Задний Верхний и ы у Верхне-средн ий и э ь ы э Средний э ъ о Средне-нижни й ^ Нижний а По участию губ нелабиализованные лабиализован ные. Классификация гласных звуков

Классификация согласных звуков По уровню шума: 1) сонорные (преобладает голос, уровень шума незначительный) – [л], [м], [н], [р], [й]; 2) Шумные (значительный уровень шума). Шумные делятся на звонкие (сочетание шума и голоса) – [в], [д], [з] и др. и глухие (только шум) – [ф], [т], [с] и др. ) По твердости: 1. Твердые — [л], [д], [с], [ж], [ц], [ш] и др. 2. Мягкие — [л ´], [д ´], [с ´], [ш´], [ч´], [й] и др.

По месту образования: 1. Губные – образуются с участием губ: а) губно-губные: смыкаются две губы [п], [м]; б) губно-зубные: смыкается губа и зубы [в], [ф]. 2. Переднеязычные – образуются в передней области нёба: а) зубные: язык прижимается к задней стенке зубов [т], [л]; б) нёбные: язык прижимается к альвеолам [р], [ж]; 3. Среднеязычные – спинка языка прижимается к средней части нёба [й]. 4. Заднеязычные – задняя стенка языка поднимается к задней части нёба [г], [к], [х]. Классификация согласных звуков

Классификация согласных звуков По способу образования: 1. Щелевые: образуются в результате прохождения воздушной струи через узкую щель, образуемую в ротовой полости [с], [ж]. 2. Взрывные: сначала происходит полная задержка воздушной струи, а потом резкий прорыв [т], [б]. 3. Смычно-проходные: а) носовые: полностью закрывается ротовая полость, и воздушная струя проходит через носовую полость [м], [н]; б) боковые: воздух протекает по бокам ротовой полости [л]. 4. Аффрикаты – сначала органы речи смыкаются, как у взрывных, а потом приоткрываются, как у щелевых [ч], [ц]. 5. Вибрант – образуется путем вибрации кончика языка в воздушной струе [р].

Классификация согласных звуков Место образования Способ образования губные язычные Губно-губн ые Губно-зубн ые Переднеязычные Средне-я зычные Задне-яз ычные Зубные Передне-нё бные Взрывные б б´ п п ´ д д ´ т т´ г г ´к к´ Щелевые в в ´ ф ф´ з з ´ с с´ ж ш ш ´ j х х ´ ϒ Аффрикаты дз ц дж ч ´ Смычно- проход-н ые носовые м м ´ н н ´ боковые л л ´ Вибранты р р ´

Задание Запишите в виде транскрипции слово и дайте характеристику каждому его звуку: звук, шерсть, добрый.

Лекция 2. Позиционная мена звуков 1. Общие правила произношения, отражающие действие фонетических законов. 2. Редукция гласных звуков. 3. Аккомодация гласных звуков. 4. Позиционная мена согласных звуков.

Общие правила произношения В потоке речи звуки существуют не изолированно. На их произношение влияют соседние звуки, а также позиция, которую занимает звук в фонетическом слове и фразе. Особенности этого влияния составляют основу фонетических законов русского языка. Сравните произнесение первого согласного звука в словах «суп» и «сад» . Сравните произнесение первого главного звука в словах «лес» и «лесной» .

1. По закону редукции русские гласные утрачивают отчетливое звучание в безударных позициях: вода, летать. 2. В соответствии с законом перехода И в Ы после твердого согласного перед твердым согласным на стыке слов и после приставки на твердый согласный: в избу, разыскать. 3. В отношении согласных звуков действуют несколько законов: а) оглушение звонких согласных на конце слова и перед глухим согласным: дуб, стружка, б) озвончение глухих согласных перед звонким согласным: просьба, в) уподобление по мягкости перед мягким согласным: везти. Общие правила произношения

Редукция гласных звуков Редукция – это ослабление артикуляции гласного звука и изменение его звучания в безударной позиции. Качественная редукция — ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге. Количественная редукция — уменьшение долготы и силы звучания. А О Э И Ы У

Качественная редукция Под ударе нием 1 степень редукции 2 степень редукции 1 предударный слог Все остальные безударные слоги после твердых согласных и в абсолютном начале слова после мягких согласных После твердых шипящих и Ц после твердых согласных после мягких согласных А ^ и э ^ Ъ Ь О ^ и э ^ Ъ Ь Э и э ы э Ь

Задание Учитывая правила редукции, запишите в виде транскрипции слова: синий, водовоз, темнота, шептать.

Аккомодация гласных звуков Аккомодация (от лат. «приспособление») один из видов комбинаторных изменений звуков, состоящий в частичном приспособлении артикуляции смежных согласного и гласного. В русском языке гласный звук, стоящий под ударением, испытывает влияние соседнего мягкого согласного. Артикуляция таких гласных становится более передней с точки зрения ряда и более высокой с точки зрения подъема.

Аккомодация ударных гласных ФОНЕМЫ ПОЗИЦИИ а α˙t´ t´˙αt tα˙t´ t´˙α˙t´о у э и α˙t´ t´αt t´α˙t´

Аккомодация гласных звуков В руссом языке аккомодации могут подвергаться не только гласные, но и согласные звуки. Так, например, согласные, стоящие перед лабиализованными гласными, подвергаются частичной лабиализации: мир – мох – мух.

Позиционная мена согласных звуков В абсолютном конце слова звонкие согласные меняются на глухие (зуб). Звонкие согласные перед глухими меняются на глухие (овца). Глухие согласные перед звонкими меняются на звонкие (сделать). Перед а, о, у согласные могут быть как твердыми, так и мягкими. Перед э, и согласные, как правило, смягчаются (синий). Внутри слова перед звуком й все согласные, кроме ж, ш, ц, смягчаются (вьюга). Согласные з, с, д, т, н могут смягчаться перед некоторыми мягкими губными и зубными согласными (песни).

Слогораздел русского языка Основной закон, которому подчиняется структура слога русского языка, — это закон открытого слога, сущность которого заключается в том, что звуки в слоге должны располагаться по восходящей звучности и оканчиваться наиболее звучным звуком. Слог – это минимальная произносительная единица речи, характеризующаяся слитностью своих компонентов.

Выделяют 4 степени звучности: 1 – шумные глухие согласные 2 – шумные звонкие согласные 3 – сонорные согласные 4 – гласные звуки. Слогораздел русского языка Слогораздел происходит на основе возрастания звучности. Падение звучности – граница слога.

Слогораздел русского языка Закономерности в слогоделении: 1. Сочетания шумных между гласными относятся к следующему слогу: [кá / скъ]; 14 114 2. Сочетания шумных с сонорными также отходят к следующему слогу: [тý / фл’и] 14 13 4 3. Сочетания сонорных между гласными тоже относятся к следующему слогу: [кá / рмъ]. 14 334 Закон возрастающей звучности нарушается в ряде случаев: 1) в конце слова нет гласного [стрáс’т’]; 113411 2) звук [j] после гласного перед согласным присоединяется к предыдущему слогу: [мáj / къ]; 343 14 3) сонорный стоит в конце слога перед шумным: [пáр / тъ];

Задание Запишите транскрипцию выделенных слов и разделите слово на слоги. Выполните полный фонетический разбор одного слова: Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать, мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас.

Образец фонетического разбора Забота [з^/бо ´/тъ] – 6 букв, 6 звуков 24 24 14 [з] – согл. , шумн. , звонк. , тверд. , щелевой, переднеяз. зубной. [^] – гласн. , безуд. , нелаб. , среднезадн. ряд, среднениж. подъем. [б] — согл. , шумн. , звонк. , тверд. , взрывн. , губно-губной. [о´] – гласн. , ударн. , лабиал. , задн. ряд, средний подъем. [т] — согл. , шумн. , глух. , взрывн. , переднеяз. зубной. [ъ] — гласн. , безуд. , нелаб. , средний ряд. , средний подъем.

Звуки делятся на гласные и согласные. У них разная природа. Они по-разному произносятся и воспринимаются, а также по-разному ведут себя в речи и играют в ней неодинаковые роли.

Гласные – это звуки, при произношении которых воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая на своём пути преграды. Произнесение (артикуляция) не сфокусирована в одном месте: качество гласных определяется формой ротовой полости, которая выступает как резонатор. При артикуляции гласных работают голосовые связки в гортани. Они сближены, напряжены и вибрируют. Поэтому при произнесении гласных мы слышим голос. Гласные можно тянуть. Их можно кричать. А если приложить руку к горлу, то работу голосовых связок при произнесении гласных можно почувствовать, ощутить рукой. Гласные – основа слога, они его организуют. В слове столько слогов, сколько гласных. Например: он – 1 слог, о-на – 2 слога, ре-бя-та – 3 слога и т. д. Бывают слова, которые состоят из одного гласного звука. К примеру, союзы: и, а и междометия: О!, А!, У-у-у! и другие.

В слове гласные могут быть в ударных и безударных слогах .
Ударный слог тот, в котором гласный произносится ясно и выступает в своём основном виде.
В безударных слогах гласные видоизменяются, произносятся по-другому. Изменение гласных в безударных слогах называется редукцией. Ударных гласных в русском языке шесть: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].

Согласных букв всего 21. Согласные звуки образуются благодаря преграде, возникающей во рту во время прохождения воздушного потока. Роль преграды могут играть зубы, язык, губы, в зависимости от характера преграды согласные подразделяются на множество групп, например, губные, зубные и т.д. Также согласные делят на твердые и мягкие, глухие и звонкие.

Твердые согласные произносятся более грубо, мягкие же звучат изящнее и смягчаются рядом стоящим гласным или на письме с помощью мягкого знака. В транскрипции мягкие звуки обозначаются рядом стоящим апострофом. Например, в слове ДОМ буква «д» звучит твердо, а в слове ИДЁМ – мягко.

Глухие согласные звуки произносятся без участия голоса, в то время как в формировании твердых звуков участие голоса необходимо. Звонкие и глухие звуки, как правило, образуют пару, например: Б-П, В-Ф и т.д.

Существует лишь несколько звуков, у которых нет пары по глухости-звонкости:Щ, Ц, Й, Р, Л, М, Н.

1. В основе образования гласных лежит активная работа голосовых связок. Для согласных характерна активная работа органов речи в полости рта.

2. В роли основы гласного звука выступает голос, основу согласного звука составляет шум, как следствие преодоления воздухом преграды в полости рта.

3. Гласные образуются слабым напором воздушной струи, согласные сильным, так как воздуху нужно преодолеть преграду в ротовой полости.

4. При образовании гласных все органы полости рта напряжены равномерно. При образовании согласного звука напряжены те органы речи, в области которых образуется преграда, которую должен преодолеть воздух.

5. При образовании гласных воздушная струя не встречает на пути никаких преград, при образовании согласных – воздушная струя должна преодолеть преграду на своем пути в полости рта.

6. Гласные могут звучать с большей или меньшей силой, что позволяет им быть носителем ударения. Согласные произносятся всегда с одинаковой силой.

7. Большая сила произнесения дает возможность гласным образовывать слог, т.е. гласные являются слогообразующими в русском языке. Согласные в силу своей малой звучности не способны образовывать слог в русском языке.

Система гласных называется вокализмом, а согласных – консонантизмом.

Гласные звуки классифицируются по различным признакам.

В русском литературном языке шесть гласных звуков: [и], [э], [ы], [а], [о], [у].

Они наиболее отчетливо слышатся под ударением.

Классификация гласных звуков производится по работе губ и языка.

Звук [и] после твердого согласного или на стыке слов заменяется звуком [ы].

Гласные звуки характеризуются наличием музыкального тона, голоса, образующегося за счет ритмических колебаний голосовых связок в гортани.

Различие между гласными определяется объемом и формой резонаторов, полостей глотки и рта, которые изменяются при различном положении губ, языка и нижней челюсти.

Артикуляционная классификация гласных звуков производится по следующим признакам:

1) позиция по отношению к ударению (гласный ударный, гласный первого предударного слога, остальных безударных с логов);

2) способ образования, положение языка но вертикали, подъем (верхний, средний, нижний);

3) место образования, положение языка по горизонтали, ряд (передний, средний, задний);

4) наличие-отсутствие лабиализации, огубленности (лабиализованный, нелабиализованный);

5) качество гласного, связанное с аккомодацией (напряженность, закрытость или продвижение в переднюю зону образования в начале, в конце, на всем протяжении артикуляции).

Таблица артикуляционной классификации гласных. Ударные гласные

Гласные первого предударного слога

Гласные остальных безударных слогов

Классификация звуков проводится по разным признакам. Звуки делятся на гласные и согласные.При этом образуются комплексы - гласные образуют слоги - согласные - нет. ПРИЗНАКИ, ОТЛИЧАЮЩИЕ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ О СОГЛАСНЫХ1. Основное различие гласных и согласных состоит в их роли в слогообразовании. Гласный звук всегда образует вершину слога, является сонантом, согласный сопутствует сонанту, является консонантом. 2. Артикуляционное различие гласных и согласных состоит в различной напряженности произносительного аппарата и отсутствии или наличии фокуса образования. 3. При образовании гласных голос преобладает над шумом, тогда как при образовании большинства согласных соотношение оказывается противоположным: шум доминирует над голосом. Наличие двух типов звуков речи, различающихся по артикуляции, заставляет составлять классификацию гласных отдельно от классификации согласных.

Все гласные являются сонорными и щелевыми, поэтому работа голосовых связок и способ артикуляции не могут быть основанием деления гласных. Основанием классификации служат ряд и подъем языка, работа губ.

Ряд определяется по части зыка, которая приподнимается при образовании данного гласного. Различают 3 ряда гл. - пер,зад,ср. Подъем определ степенью приподнятости языка при образовании гл. Различ. 3 подъема-верх,ср,нижн. Гл. верхн. подъема-узкие,среднего-средн, нижнего-широкие. По участию губ - лабиализ и нелабиализ.

Вакализм русс. яз.,состоящий из 6 фонем, очень прост и противостоит, например, вокализму французского и англ. языков, в которых имеются напряженные и губные передние гласные, долгие гласные и дифтонги.

Гласные делятся на носовые и чистые. В современном русс. яз. Носовых гласных нет. Носовые отличаются от неносовых тем, что при их произношении поток воздуха, идущий из гортани, попадает в полость носа где и создаются дополнительные колебания, придающие звуку "носовое" звучание. Артикулирование носовых гласных происходит при поднятой небной зановеске и опущенной спинке языка, так что воздушная струя одновременно поподает в полость рта и носа. В некоторых языках гласные делятся в зависимости от длительности их звучания. Долгие и краткие гласные встречаются в русской речи в разных фонетических условиях. Система гласных многих языков различает долготу гласного, образуя пары гласных по длительности. Кроме того в языках мира существуют дифтонги-- гласные со сложной артикуляцией, произносимые в один слог и выступающие как одна фонема. Дифтонги делятся на нисходящие и восходящие.

Классиф. согл. более сложна, чем гласных, потому что согласных в языках мира больше. Основанием классиф. согл. служат 4 осн-ых артикул. признака: 1) способ артикуляции;2) активный орган;3) место артикуляции;4) работа голос. связок. Способом артикуляции согласн. назыв-ся характер преодоления преграды и прохода воздушной струи при создании шума, необходимого для образования согласного. Различ. 2 осн-ых способа артикуляции согл-ых – смычка и щель (смычные и щелевые согл. по спос. артикул.). Смычные согл. образ-ся путем взрыва воздушной струей преграды ([п],[б] и т.д.). Щелевые согл. образу-ся трением воздушной струи о стенки прохода, созданного сближением органов речи (фрикативные согл.). Наряду с чистыми смычными и щелевыми согл. существуют сложные согл.: сонорные; аффрикаты; аспираты. Сонорными явл-ся носовые [м],[н] также [л] и дрожащий [р]. При произнесении носового согласного смычка не нарушена.

Образование аффрикат и аспират, связанных с длительностью согласного и его дополн. артикуляцией. Двойные согл. возникают на стыке морфем и в корнях заимств. слов. Длительность согласного связана с образованием аффрикат, артикуляция кот-ой начинается со смычки, а затем происходит щелевое преодоление смычки. Аспираты обладают сложной артикуляцией, начинающейся со смычки. Но 2-й компонент образ-ся трением воздуха о связки при прохождении через щель. Это трение дает щель. По активному органу согл. делятся на губные, язычные и заязычные. Губные согл. бывают губно-губн., губ-зубн., и щелевые (ф,в). Язычные согл. бывают передн-, средн-, заднеязычные. Перед.языч. согл. по месту артикул. бывают зубными и передненебными. Зубные наз-ют свистящими, а перелн.небные – шипящими. Переднеяз. согл. образу-ся всеми способами артикул. В зависимости от положения кончика языка переднеяз. делятся на доросальные, апикальные и какуминальные. Среднеяз. согл. обр-ся сближением средн. части языка с палатумом (j). Заднеяз. согл. делятся на увулярные, фаренгатальные и гортанные.

Работа голосовых связок явл-ся обязательным признаком согл. По этому признаку согл. делятся на шумные, сонорные. Способ артикул., активн. орган, место артик., работа гол. связок – это основные артикул. признаки. Имеются дополнит.: лабиализация, палатализация, веляризация.

Вопрос №23

Фонетическое членение речи

Речь – поток звуков и кажется, что он непрерывен. Поток можно расчленить на отдельные части. Членение может быть различным. Если это членение основано на грамматическом оформлении, то мы говорим о членении на предложения, слова и морфемы. При фонетическом членении выделяются единицы: текст, фраза, речевой такт или синтагма, фонетическое слово, слог и звук.

Текст – только исходная величина фонетического членения речи, т.к. речь носит не фонетический, а коммуникативный характер. Текст имеет также фонетические характеристики: ограничение паузами. Пауза в начале и конце текста. Фразы выделяются из текста интонацией. Фраза – отрезок текста, который имеет логическое ударение. (ll – пауза). Фраза – фонетическая единица, предложение – грамматическая. В сложном предложении одна фонетическая фраза.

Фразы членятся на речевые такты или синтагмы. Синтагмы выделяются интонационно, но на границе синтагмы слышится незаконченная интонация.

Членение речевого потока на синтагмы обусловлено обусловлено всегда смыслом, поэтому возможны варианты.

Надо учиться работать и отдыхать.

Фонетическое слово характеризуется ударением. Фонетическое ударение – комплекс звучаний или отрезок звуковой цепи. Пауз между словами может не быть. При этом фонетическое слово может соответствовать первому лексическому слову или нескольким словам.

Слог – толчок речевого выдоха. Звук – минимальный элемент речевого потока.

Вопрос №24

Фонетические процессы

Наиболее типичные случаи взаимодействия звуков в речевом потоке - это аккомодация, ассимиляция и диссимиляция. Это есть основные фонетические процессы.

Аккомодации (приспособления) возникают между согласными и гласными, обычно стоящими рядом. При этом могут возникать так называемые глайды, например, если внимательно вслушаться в произношение слова воля, то можно расслышать между в и о очень коротенькое у.

Ассимиляция - это артикуляционное и акустическое сближение (уподобление) звуков (согласных с согласными, гласных с гласными). Когда мы пишем отдать, но произносим аддать, то последующий звук д, уподобляя себе предшествующий т, создает ассимиляцию. Ассимиляция может быть полной, когда один из звуков целиком уподобляет себе другой (аддать), или частичной, когда один из звуков лишь частично приближает к себе другой, но полностью не сливается с ним. В русском языке слово ложка произносится как лошка, так как глухой согласный к, воздействуя на предшествующий ему звонкий ж, превращает этот последний в глухой ш. Здесь образуется не полная, а лишь частичная ассимиляция звуков, то есть не полное их уподобление друг другу, а лишь частичное сближение (звуки к и ш различны, но вместе с тем связаны друг с другом общим признаком глухости). Следовательно, по степени уподобления ассимиляция бывает полной и частичной.

Ассимиляция бывает прогрессивной и регрессивной. Прогрессивная ассимиляция возникает в том случае, если предшествующий звук воздействует на последующий. Регрессивная ассимиляция возникает в том случае, если последующий звук воздействует на предшествующий звук. В приведенных примерах "аддать" и "лошка" мы имеем дело с регрессивной ассимиляцией. Прогрессивная ассимиляция встречается значительно реже, чем регрессивная. Так, немецкое существительное Zimmer образовалось от старого слова Zimber: предшествующее m уподобило себе последующее b, образовав два одинаковых звука.

Своеобразный вид прогрессивной ассимиляции представлен в тюркских языках. Это так называемая гармония гласных (сингармонизм). Сингармонизм приводит к ассимиляции гласных во всем слове. Вот несколько примеров из ойротского языка: карагай (сосна), где первый гласный а обусловливает наличие всех остальных гласных а, егемен (женщина) - первый гласный е определяет появление последующих е. Как видим, ассимиляции подвергаются не только соседние звуки, но и те, которые отделены друг от друга в слове другими звуками. То есть мы имеем дело с несмежной ассимиляцией.

Причины возникновения ассимиляции объясняются взаимодействием звуков в речевом потоке.

Диссимиляция - это случаи расподобления звуков. Опять, как и в случае с ассимиляцией речь идет о взаимодействии согласных звуков с согласными, а гласных с гласными. Когда в некоторых русских диалектах говорят лессора вместо рессора, то два одинаковых несмежных звука р здесь расподобляются, образуя л и р. Последующее р как бы отталкивает от себя предшествующее, в результате получается диссимиляция несмежная регрессивная. Когда в разговорной речи иногда можно услышать транвай вместо трамвай, то здесь происходит диссимиляция, но смежная: два губно-губных звука (м в) расподобляются, образуя, переднеязычный н и губно-губной в. Следовательно, диссимилироваться могут как совершенно одинаковые звуки (например, р и р в примере рессора), так и близкие по артикуляции, но все же неодинаковые звуки (например м в слове трамвай).

Как и ассимиляция, диссимиляция различается прогрессивная и регрессивная, смежная и несмежная. Диссимиляция иногда отражается в литературном языке, в письменной форме речи.

Видоизменение звуков в речевой цепи (потоке речи) называют фонетич (звуковыми) процессами. Изменения звуков бывают комбинаторыми (взаимодействие начала и конца артикуляции соседних звуков) и позиционными (положение звука в слове). Комбинаторные фонетич процессы охватывают главным образом согласные. Основными комбинаторными процессами являются: 1) АССИМИЛЯЦИЯ - возникает в результате взаимодействия рекурсии и экскурсии соседних согласных, наложения друг на друга экскурсии и рекурсии сосед согл. Ассимиляция - уподобление соседних звуков в каком-то компоненте артикуляции; чаще всего уподобление согласных по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости и по месту образования. Асс-я бывает полной (оба звука становятся совершенно одинаковыми. Прим: "бесшумный") или частичной (уподобление лишь в одном компоненте артикуляции. Прим: "лавка"). По направлению уподобления асс-я бывает: прогрессивной (прямой. Рекурсия предидущего согласного накладывается на экскурсию последующего. Прим: hands ) и регрессивной (обратной. Рекурсия предидущего согласного накладывается на экскурсию предидущего.) Асс-я гласных часто возникает в ненормативной речи и говорах (хулиган-хулюган) 2) ДИССИМИЛЯЦИЯ противоположна ассимиляции (встречается значительно реже): она состоит в расподоблении артикуляции соседних согласных. Прим: "вести/веду" - [с] возникло в результате диссимиляции [д]. Прим: "доктор-дохтор" 3) АККОМОДАЦИЯ - это взаимодействие соседних гласных и согласных. (в руссом, например, после мягких согласных гласные становятся более передними. Прим: люк, ряд). 4) СИНГАРМОНИЗМ - гармония согласных (напоминает асс-ю гласных): диэрезы (выкидки) - выпадение звука в сложном звуковом сочетании (честный-чесный), эпентеза (или протеза) - вставка звука в опред сочетаниях (нрав-ндрав(гвор)).

Вопрос № 25.

Слог и слогоделение

Слог - это часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков, при этом не все звуки могут образовывать слог, т.е. быть слоговыми. Для этого не годятся в составе слов звуки мгновенные, т.е. взрывные и аффрикаты. При изучении слога и слогоделения важными являются понятия (1) открытого/закрытого и (2) долгого/краткого слогов.1. Открытым слогом называется такой, который заканчива­ется слогообразующим звуком. например все слоги ма-ма закрытым - такой, который заканчивается неслогообразующим звуком, напри­мер мать, дай. Есть языки (английский), широко использующие открытые и закрытые слоги, и, с другой стороны, такие языки, в которых возможны только открытые слоги. 2. Для некоторых языков, например для древнегреческого и ла­тыни, для арабского, существенно различение долгих и краткихслогов. К долгим слогам относятся открытые слоги с долгим глас­ным в вершине, а также все закрытые слоги. Краткими являются лишь те открытые слоги, у которых вершиной служит краткий гласный. Так, ударный слог может произноситься с большей интенсивностью - так называемое динамическое , или силовое, ударе­ние. Он может удлиняться - кван­титативное, или количественное, ударение. Он может выде­ляться повышением или понижением тона - музыкальное, или тоническое, ударение. В ряде языков наблюдается также каче­ственное ударение - особое качество звуков, составляющих ударный слог.Словесное ударение может быть свободным или связанным .1. Свободным называется ударение в тех языках, в которых оно Может стоять на любых (начальных, серединных, конечных) слогах акцентного слова, как это мы видим в русском языке. Свободное ударение может быть неподвижным при обра­зовании форм слова и производных слов или подвижным. Неподвижное ударение имеем, например, в слове горох: ср. горох, гороха, гороху и т. д Неподвижное ударение определенным образом характеризует не только данную словоформу, но и данную корневую морфему. Подвижное ударение имеем в слове борода: ср. бороды, боро­де. но бороду, бороды... Подвижность ударения наблюдается в языках со свободным ударением там, где ударение так или иначе характеризует определенные некор­невые морфемы, определенные грамматические формы и словообразовательные типы. Иногда в одном слове имеется более одного ударения. Обычно в этих случаях ударения неравноправны, Между ними наблюдается известная градация: главное ударе­ние противостоит одному или нескольким второстепенным, более слабым. Таким образом, единство акцентного слова, создава­емое главным ударением, не нарушается. Понятие «фразовая интонация» (или просто «интонация») охватывает все явления, наблюдаемые в рамках син­таксических единиц - словосочетания и предложения (в том числе и однословного предложения). Важнейший компонент интонации - мелодика , т.е. движение основного тона голоса (повышение и "понижение), создающее тональный контур высказывания и его ча­стей и таким образом связывающее и членящее нашу речь. Мелодика и особенно второй важный компонент интонации - интенсивность используются для подчеркивания каких-то частей высказывания. Так, в понятие интонации входит фразо­вое ударение Третий компонент интонации - темп речи , ее замедление и ускорение.

Вопрос №26

Ударение и интонация

УДАРЕНИЕМ называется выделение голосом, долготой и силой какого-либо звучания. Это в разных языках достигается различными средствами: 1. Силой или интенсивностью артикуляции – это динамическое ударение (силовое или экспираторное):в китайском, дунганском, корейском, японском языках. 2. Долготой произношения – это квантитативное уд. (количественное, долготное):встречаются редко:соврем.новогреческий язык. Есть яз, в которых эти явления соединены вместе. Таков рус.лит-й язык,где уд.слог всегда и самый сильный, и самый долгий, и кроме того, лишь на уд.слогах может происходить движение тона. 3. Движением голосового тона (восходящего, низходящего или комбинаторного) на фоне нейтрального тона прочих слогов – это тоновое уд, (мелодическое, музыкальное): в чешском яз.,где по силе уд.слог всегда первый, но он обычно краток, а след.за ним безуд.слог может обладать долготой.Если выделяется гласный в слоге – это слоговое уд. (в сербском, шведском, китайском, вьетнамском, японском языках). Если выделяется слог в слове – это словесное уд. (в рус.яз.). словесное уд. может быть постоянным, если во всех словах языка оно падает на один и тот же слог (в чешском яз.-на первый слог, во французском-на последний, в польском-на предпоследний). В рус.яз. разноместное (свободное) уд. оно не фиксировано и может падать на любой слог слова и на любую морфему: приставку, корень, суффикс, окончание. Уд.может выполнять смыслоразличительную функцию. Так, по месту ударения различаются:1.разные слова во всех их формах: зАмок, зАмка и замОк. 2.некоторые формы разных слов: пИща-пищА, бЕлка-белкА,нОшу-ношУ. 3.разные формы одного слова: нОги-ногИ, вОлос-волОс. Местом ударения различаются варианты слов: 1.общеупотребит. и проф: добЫча-дОбыча. 2. Лит-й и диалектный: хОлодно-холоднО, дИкий-дикОй. 3.Лит-й и просторечный: квартАл-квАртал, киломЕтр-килОметр. 4.нейтральный и разговорный: приговОр-прИговор, занятА-зАнята. 5. Лит-й и народнопоэтический: дЕвица-девИца, чЕстный-честнОй. 6. Современный и устарелый:клАдбище-кладбИще, мУзыка-музЫка. Существуют дублеты, когда разница в месте уд.не значима: бАржа-баржА, крУжится- кружИтся, зАлитый-залитЫй. При образовании грамм-х форм слова уд.может оставаться на одном и том же месте. Такое уд.называется неподвижным. В рус.яз.96% слов имеют неподвижное уд.(кнИга,дЕлать). В словах с подвижным ударением происходит перенос уд.с одного слога на другой, с одной морфемы на другую (дЕрево-дерЕвья, кОлос-колОсья,Озеро,снИмешь-снялА). В речевом потоке возможны безударные слова. Если такое слово примыкает к последующему ударному, оно называется проклитика(за-сквознОй), если оно примыкает к предыдущему ударному, наз.энклитика (сделал-бы). Фонетические слова объединяются в пределах фазы, которая дает общую интонацию. Под интонацией понимают совокупность средств организации звучащей речи. И.складывается из:методики голоса, ударения, пауз, темпа речи, тембра голоса, ритма речи. Ритм определяется чередованием ударений. Ритм организован опред.образом (обычно в поэтической речи). Функции интонации: 1.с ее помощью производится членение речи на интонационно-смысловые отрезки. 2. И.оформляет различные синтаксические конструкции и типы предложений. В инт-и участвуют выражение мысли, воли и чувства чел-ка. Типы и: восклицат, удивление, звательная, утвердительная, убедит(поучит), положительная, просительная, пригласительная, увещевательная, повелит, сопоставит, интонация прерывов или связи, перечислит, индеферентная (равнодушная).

Вопрос №27

Понятие о фонеме

Фонема - отдельный звук речи к.-л. языка или диалекта, рассматривае­мый в его функции, т. е. как средство для различе­ния и материал для построения значимых единиц языка - слов и морфем, в отвлечении от тех осо­бенностей его произношения и звучания, к-рые не вызывают смысловых различий в словах и морфе­мах; основная фонетич. единица языка. Термин «Ф.» возник во франц. лингвистич. литера­туре в 1874 для обозначения звука речи. Русский лингвист И. А. Бодуэн де Кур­тенэ еще в 1870 высказал мысль о «несовпадении физической природы звуков с их значением в механизме языка». По пред­ложению своего ученика Н. В. Крушевского он обозначил новым термином «Ф.» лингвистич. «эквивалент» физич. звука, т. е. звук, рассматриваемый с точки зрения его существенных для языка свойств; Ф. как «фонетический» элемент языка он противопоставил материальному звуку как элементу «антропофоническому». Первоначально Бодуэн де Кур-тенэ и Крушевский рассматривали Ф. как фонетически неде­лимые части морфем, являющиеся членами традиционных (исторических) чередованийи состоя­щие из одного звука или из сочетания звуков. Впоследствии Бодуэн де Куртенэ изменил содержание Ф., обозначив термином «Ф.» единство членов «дивергенции» (иначе - «вариации»), т. е. живого комбина­торного (позиционного) чередования произносительных вариантов звука, не связанных непосредственно с смысло­выми различиями между морфемами или словами. В 1911 ученик Бодуэна де Куртенэ, русский языковед Л. В. Щерба, уточнил мысль учителя, истолковав Ф. как кратчайшие выделимые из потока речи звуковые различители слов данного языка. Вместе с тем Щерба различил в Ф., с одной стороны, основной оттенок, наименее зависимый от комбинаторных (позиционных) условий и, в частности, произносимый изолированно, а с другой - его комбинаторные (позиционные) замены. В «Курсе общей лингвистики» франц. языковеда Ф. де Соссюра, Ф. рассматрива­ются как, взаимно противопоставленные звуковые единицы образующие в каждом языке систему, ограниченную опреде­лённым количеством элементов.

Ф. сама по себе не выражает к.-л. значения, но, отли­чаясь от всех других Ф. (и тем самым противопоставляясь им), она способна служить единственным или основным при­знаком для отличения одной значимой единицы языка (слова или морфемы) от другой, а следовательно, и первичным элементом звукового строения этих единиц. В этом и состоит её языковая функция.

Дивергенции (вариации) Ф. как элементов одних и тех же морфем в составе разных слов или форм слова приводят к распадению Ф. на члены Ф.- дивергенты (ва­рианты), так что Ф. представляет собой ряд позиционно чередующихся звуков - дивергентный (вариа­ционный) ряд. Дивергенции вызываются фонетич. по­ложением (позицией) Ф. в каждом конкретном случае. Поэтому дивергенции лишены непосред­ственной связи с различием значений: они только сопут­ствуют другим, непосредственно значимым различиям в зву­ковом строении слов и их форм (напр., замене одного окончания или суффикса другим, переносу ударения с одного слога на другой).

Вопрос №28

Основные этапы развития письма
Собственно письмо, то есть начертательное письмо, - это письмо, связанное с использованием графических (от греч. graphikos – "письменный", "начертательный") знаков (картинок, букв, цифр) для фиксации и передачи звукового языка.
В развитии начертательного письма исторически сменилось несколько типов. Каждый из этих типов определялся тем, какие элементы звукового языка (целые сообщения, отдельные слова, слоги или фонемы) служили единицей письменного обозначения.
Обычно последовательно устанавливаются четыре типа письма: пиктографическое, идеографическое, слоговое и буквенно-звуковое (фонемографическое). "Это деление в известной мере условно, так как ни один из указанных типов не выступает в "чистом" виде. Каждый из них включает в себя элементы другого типа, образуя тем самым смешанные, переходные типы письма". Например, в пиктографии уже содержатся зачатки идеографии, а в идеографическом письме обнаруживаются многочисленные элементы слогового и буквенно-звукового письма. В свою очередь, буквенно-звуковое письмо часто совмещает в текстах идеографические знаки - цифры, математические, физические и химические формулы и т.д. Но такое деление дает возможность увидеть последовательность основных этапов в истории письма, выявить своеобразие формирования его основных типов и тем самым представить себе общую картину становления и развития начертательного письма.
Существуют и иные классификации типов письма. Согласно одной из них устанавливается пять разновидностей:
"1) фразография - наиболее древний тип письма, передающий символическими и начертательными знаками (фразограммами) содержание целых сообщений без графического расчленения их на отдельные слова;
2) логография - последующий тип письма, графические знаки которого (логограммы) передают отдельные слова;
3) морфемография - тип письма, возникший на базе логографического, для передачи графическими знаками (морфемограммами) наименьших значимых частей слова - морфем;
4) силлабография, или слоговое письмо, знаки которого (силлабограммы) обозначают отдельные слоги;
5) фонография (фонемография), или звуковое письмо, графические знаки которого (фонемограммы) обозначают обычно фонемы как типовые звуки" .
В соответствии с другой классификацией эволюция письма представ лена в виде следующей схемы:
1) предписьменности: семасиография, включающая древнейшие условные знаки, пиктографию и примитивную идеографию;
2) собственно письмо: фонография, которая выступает в таких разновидностях: а) словесно-слоговое письмо, б) слоговое письмо, в) буквенное письмо.
Однако эти классификации пока не получили широкого распространения в учебной литературе, где чаще пользуются традиционно установившейся классификацией.