Чехов

Что такое разные формы слов. Грамматическая форма. Стилистически неверное употребление слов

На вопрос что такое форма слова в русском языке? заданный автором Коростель лучший ответ это Форма слова – это то же самое слово, что и данное, только с другими непостоянными признаками.
У существительных это то же самое слово, что и данное, только в другом числе, другом падеже, или одновременно другом числе и другом падеже, например, дано слово ОЗЕРО, оно употреблено в именительном падеже единственного числа, его формы будут от него отличаться
только падежом (нет ОЗЕРА, к ОЗЕРУ, ОЗЕРОМ, об ОЗЕРЕ),
только числом (есть ОЗЁРА);
падежом и числом (нет ОЗЁР, к ОЗЕРАМ, ОЗЕРАМИ, об ОЗЕРАХ).
Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам, поэтому формы имени прилагательного КРАСИВЫЙ будут отличаться от данной формы начальной (именительный падеж единственного числа мужского рода):
только родом: красивая, красивое;
только числом: красивые;
родом и падежом: красивую, о красивой;
числом и падежом: красивых, красивым, красивыми, о красивых.
Кроме того, прилагательное КРАСИВЫЙ имеет и краткие формы, которые тоже являются примерами формоизменения: красив, красива, красиво, красивы.
У этого прилагательного есть степени сравнения, тоже являющиеся словоформами, а не новыми словами: красивее, более красивый, красивейшие, самый красивый; степени сравнения, кроме простой сравнительной, склоняются по падежам и изменяются по числам и подам: более красивого, более красивому и пр., красивейшего, красивейшему и пр., красивейшая, красивейшее, красивейшие; самые красивые, самых красивых, самым красивым и пр.
Словоформы глагола НЕСТИ будут отличаться от начальной формы (инфинитива) наличием непостоянных признаков: числа, наклонения, времени (в изъявительном наклонении), лица (в настоящем и будущем времени), рода (в единственном числе прошедшего времени в изъявительном наклонении и в единственном числе условного наклонения), то есть глагол НЕСТИ имеет такие формы:
несу, несёшь, несёт, несём, несёте, несут;
буду нести, будешь нести, будет нести, будем нести, будут нести, будут нести;
нес, несла, несло, несли;
нес бы, несла бы, несло бы, несли бы;
неси, несите.
Ирина Робертовна Махракова
Высший разум
(2504604)
Пожалуйста! Успехов Вам!

Ответ от философ [активный]
В синтетических языках, то есть в языках, в которых слова изменяются при помощи окончаний, любое слово существует в какой-нибудь форме. Просто учёные договорились считать какую-нибудь форму основной, например, для существительных - именительный падеж единственного числа, для прилагательных - именительный падеж единственного числа мужского рода, для глаголов - инфинитив (неопределённая форма). Так легче для составления словарей, и в это логичный подход, потому что выбранные формы наиболее нейтральны и несут минимальное количество дополнительных значений.


Ответ от Любовь Калинина [новичек]
Прежде всего, важно понять, что каждое слово имеет ту или иную форму, т. е. определенную совокупность признаков. По этим признакам, которые могут быть отражены, например, в окончании (флексии), можно без особых усилий определить часть речи. Например, только у глаголов имеются окончания «ет», «ит», «ат», «ят», и только у причастий - суффиксы «ущ», «ющ», «ащ», «ящ». В форме слова заключаются различные грамматические признаки тех или иных частей речи. Например, вы можете определить у глагола вид, время, лицо, число, спряжение, переходность. А вот в грамматической форме имени существительного заключены признаки числа, падежа, склонения, рода. Так, в предложении «Ребята, любите и берегите наш язык» слово «язык» употреблено в форме винительного падежа, единственного числа. Форму слова можно изменить. Например, в предложении «Подготовьте реферат о значении нашего языка» слово «языка» уже употреблено в форме родительного падежа, единственного числа. Однако в русском языке есть слова, в которых форма слова остается неизменной всегда. Они называются неизменяемыми частями речи. У них нельзя определить ни категории лица, числа, падежа и т. д. К таким словам относятся наречия (быстро, далеко, сплошь и др.), деепричастия (увидев, посмотрев, задевая и др.). У них нет окончания, даже нулевого, так как окончание - это часть изменяемого слова. К сожалению, часто встречаются ошибки по выявлению слов с одной и той же формой и однокоренных слов. Вероятно, это можно объяснить тем, что в обоих случаях в словах будет один и тот же корень. Однако, изменяя форму слова, вы будете изменять лишь его окончание, а вот все оставшиеся морфемы (приставки, суффиксы), входящие в состав основы, останутся неизменными. Например, в цепочке словоформы «летчик - летчики - летчику» в состав каждого слова входит корень «лет» и суффикс «чик». Следовательно, это формы одного и того же слова. Если же сравнить слова «водный - подводный - подводник», то можно обнаружить некоторые различия в составе слов. Несмотря на то, что во всех словах присутствует один и тот же корень «вод», состав основы у них неодинаков. В слове «водный», помимо корня «вод», в составе основы - суффикс «н», в слове «подводный» - приставка «под» и суффикс «н», а существительном «подводник» - приставка «под» и суффикс «ник». Поэтому они не являются формами одного слова. Эти слова родственные.


Ответ от Ирина Борисова [новичек]
Глагол обозначает действия предмета. Отвечает на вопрос что делает?



Ответ от GASTERSANS [новичек]
всё просто


Ответ от Инна Молова [активный]
Форму слов - названий предметов (существительных) меняй с помощью слов есть, нет, дать, люблю (виню), доволен, творю, думаю.
Есть лиса, нет лисы, дать лисе и т. д.
Форму слов - названий признаков (прилагательных) меняй с помощью слов какой, какая, какие, какое.
красный, красная, красные, красное
Форму слов - названий действий (глаголов) меняй с помощью слов, я, ты, он, она, оно, они.
Я играю, ты играешь, он играет, и т. д.


Ответ от 1234567890 [новичек]
У Ирина Робертовна Махраковой самый при самый НУЖНЫЙ, ДОЛГОЖДАННЫЙ ответ. Замучалась по интернет искать. А ТУТ ВСЁ И СРАЗУ.
СПАСИБО!!!


Ответ от Дарья дарья [новичек]
Фо?рма сло?ва - морфологическая разновидность слова, несущая комплекс тех или иных значений присущих данной части речи грамматических категорий; совокупность морфологических и фонологических характеристик слова



Ответ от Игорь Кирилов [активный]
ееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееее

Прежде всего, важно понять, что каждое слово имеет ту или иную форму, т.е. определенную совокупность признаков. По этим признакам, которые могут быть отражены, например, в окончании (флексии), можно без особых усилий определить часть речи. Например, только у глаголов имеются окончания «ет», «ит», «ат», «ят», и только у причастий - суффиксы «ущ», «ющ», «ащ», «ящ».

В форме слова заключаются различные тех или иных частей речи. Например, вы можете определить у глагола вид, лицо, число, спряжение, переходность. А вот в грамматической форме имени существительного заключены признаки числа, падежа, склонения, рода. Так, в предложении «Ребята, любите и берегите наш язык» слово «язык» употреблено в форме , единственного числа.

Форму слова можно изменить. Например, в предложении «Подготовьте о значении нашего языка» слово «языка» уже употреблено в форме родительного падежа, единственного числа.

Источники:

  • изменить форму слова

Школьные разборы слова по составу сменились теперь поморфемным разбором. Что же такое морфема, и как теперь правильно именовать «приставку», «суффикс» и «окончание»? Хорошо еще, что графические обозначения этих частей слова остались пока неизменными.

Морфема (от греческого μόρφημα) - это мельчайшая языковая единица, имеющая семантическое наполнение. Морфемы не являются неделимыми. Однако их части – фонемы – уже не имеют смыслового значения. Термин «морфема» был дан этой единице Л. Блумфилдом, американским структурным лингвистом, в 1933 году.Однако не все исследователи признают самостоятельное значение морфем. По их мнению, морфема может иметь семантику только во время конкретной реализации – в . В этом случае морфему принято называть морфом. Тем не менее, существует и другая гипотеза, отрицающая чисто абстрактный морфем и признающая за ними семантическое наполнение.Классификация морфем отличается от привычной школьной. Впрочем, единственная морфема, значение которой в любом случае не вызывает разногласий, остается корнем и является обязательной частью практически в любом мира. Хотя, возможно, недалек тот день, когда в школах вместо слова «корень» будут говорить «фикс» («обязательный»).Все остальные морфемы – аффиксальные («необязательные»). Самые распространенные в – префиксы (в школьной традиции «приставки»), и постфиксы: и флексии (грубо говоря, «окончания»). Флексии указывают на связь слова с остальными членами . Кроме того, существует и несколько морфем, которых трудно назвать постфиксами как таковыми, и поэтому принято именовать «возвратными». Возвратных морфем немного: 2 глагольных -ся/-сь и –те (беру-сь/бери-те и т.п.) и 3 местоименных –то, -нибудь, -либо (кто-то, кто-нибудь, кто-либо). Изредка языке встречаются и интерфиксы (по старой школьной традиции – «соединительные ») – о и е (например, пар-о-воз).В других мира существуют: конфиксы, инфиксы, трансфиксы, циркумфиксы.

На уроках русского языка школьники знакомятся со склонением имен существительных. От того, насколько хорошо усвоят учащиеся навык определения в словах, зависит безошибочное написание окончаний у существительных.

Инструкция

Запомните, что склоняются только . Это свойство выражается в изменении формы слова в результате изменения у имени существительного падежа и числа.

Существительные могут относиться к одному из трех склонений: первому, второму или третьему. Чтобы определить склонение, необходимо выяснить, к какому роду относится слово. Стоит обратить внимание слова в форме падежа единственного числа. К первому склонению нужно отнести слово, которое имеет окончания «а» или «я», в мужском или женском роде. Существительное « » - женского рода, имеет окончание «а», значит, относится к первому склонению.

Если имя существительное - среднего рода и имеет окончание «о» или «е», а также в мужском роде стоит с нулевым окончанием (не выраженным звуками), его нужно отнести ко второму склонению. Существительное «стол» - второго склонения, т.к. оно мужского рода, с нулевым окончанием.

В обзоре автор должен привести несколько точек зрения, которые выражают несколько источников (достаточно авторитетных для такого типа работы). Необходимо выявить основные представленных теорий и, возможно, точки их соприкосновения. Подтверждая тот или иной тезис цитатами из первоисточников, автор должен следить за достаточностью аргументов для всех представленных позиций. В реферате- к содержанию добавляется критическая авторская оценка и анализ проблемы. Причем в ходе исследования и доклада автор должен стремиться к объективности.

Репродуктивные рефераты также делятся на два вида: реферат-коспект и реферат- . Конспект получается более широким по содержанию: в нем перечислены основные тезисы из источника информации, данные о методах и результатах исследования, иллюстративный материал и рекомендации по применению всей этой информации. В реферате-резюме автор лишь перечисляет основные тезисы используемого источника.

При оценке реферата учитываются как его содержание, так и оформление. Титульный лист, основной текст, ссылки и список литературы должны быть оформлены в соответствии с ГОСТами. Весь текста делится на несколько частей. Во введении автор говорит о причинах выбора темы, о ее актуальности и новизне. Кратко указывает на методы работы и называет основные источники информации. Основная часть реферата представляет собой изложение тезисов, их аргументацию и (в зависимости от вида реферата) объективный анализ. В заключении автор подводит итоги работы, формулирует выводы и указывает на практическую значимость проведенного исследования. В списке использованной литературы должны быть указаны все , статьи, изученные при подготовке реферата.

Видео по теме

Имя существительное является отдельной частью речи русского языка. Ему присущи формы числа и падежа, классифицирующие категории рода, а также одушевленности и неодушевленности в зависимости от обозначаемых предметов.

Инструкция

Представьте несколько вариантов одного и того же : «дом», «дому», «домом». Как определить его начальную форму (или словарную форму )? Начальной формой существительного является форма именительного . Этот падеж обозначает понятие, выражаемое словом. Наиболее часто имена в данном падеже выполняют роль подлежащего в предложении, реже - сказуемого. Именительный на вопросы: «кто?», «что?» Например, «что?» – «дом», «кто?» – «птица». Задайте подобные вопросы, чтобы определить форму существительного.

Вспомните из школьной программы, что , стоящее в начальной форме, в большинстве случаев находится в единственном числе. Поэтому, чтобы определить словарную форму данной части речи, поставьте ее в единственное число: «много домов» – «один дом».

Учтите, что некоторые существительные имеют лишь форму множественного числа, и видоизменить их, приведя к единственному, невозможно. К ним можно отнести, к примеру, названия временных отрезков, парных предметов, массы вещества: «сутки», «очки», «брюки», «будни», «макароны», «каникулы», «чернила», «ножницы». Начальной формой у подобных является форма именительного падежа множественного числа.

Обратите внимание на необходимость омонимов (слов, одинаковых по звучанию и написанию, но различных по значению) друг от друга. Например: «На стене висят часы» (здесь «часы» будет иметь начальную форму только во множественном числе). Или же: «В эти часы небо обычно светлое» (начальная форма существительного «часы» будет иметь вид «час»).

Примите к сведению, что неизменяемые существительные иностранного происхождения: «пальто», «мадам», « », «кино» и т.п. - во всех своих формах звучат одинаково.

Неправильные слова в не правильном месте – так можно кратко определить, что такое лексическая ошибка. Казалось бы, все, для кого русский язык является родным, знают, как правильно подобрать нужное слово. Но не деле оказывается, что лексические ошибки – не такая уж редкость не только в школьных сочинениях, но даже в речи профессионалов.

Словарный состав языка, многообразие значений слов, их , возможности употребления и сочетаемости между собой изучает такой раздел языкознания, как лексикология. В лексикологии установлены нормы употребления слов в зависимости от контекста, речевой ситуации, других факторов, которые получили название лексических норм. Нарушение этих норм и будет являться лексической ошибкой.

Принято выделять несколько видов лексических ошибок.

Нарушение сочетаемости слов

Некоторые слова русского языка входят в состав устойчивых сочетаний или идиом. Нарушение их целостности, употребление другого слова вместо привычного будет являться лексической ошибкой: «Чтение научно-популярной литературы обогащает кругозор». В этом предложении идиоматическое выражение «расширять кругозор» заменено другим, что является ошибочным.

Порой говорящий или пишущий употребляет слова, противоположные по своей оценочной окраске, либо несовместимые по значению: «страшно красивый». Такое сочетание выглядит нелепо и будет считаться лексической ошибкой. Но существует и литературный прием, основанный на сочетании несочетаемых слов – оксюморон, к примеру «живые мертвецы», и следует отличать одно от другого.

Пропуск слова

Порой в речи, чаще всего в устной, происходит пропуск слова в предложении, в результате чего смысл фразы искажается: «Ее речи, как и ее матери, была присуща некая напевность и медлительность». В данной фразе пропущено слово «речи» перед существительным «матери», от чего общий смысл фразы становится не слишком понятен.

Многословность

Многословность может проявляться в бессмысленном, навязчивом повторении одного и того же слова в каждой последующей фразе: «Я люблю лето. Летом стоит жаркая погода. Летние дни словно созданы для отдыха. Лучшее место для летнего отдыха – берег реки или озера». Ошибки такого рода чаще встречаются в речи людей, имеющих небогатый словарный запас.

Другой формой многословности является тавтология. Классическим примером такого рода является словосочетание « », но встречаются и фразы, распознать тавтологию в которых может только достаточно эрудированный человек. Так словосочетание «прейскурант цен» встречается довольно часто. Тем не менее она ошибочна с лексической точки зрения, т.к. само слово «прейскурант» обозначает «перечень цен», а значит слово «цен» в данной фразе является повтором.

Ошибочное употребление слов из-за непонимания их значения

Такая ошибка встречается довольно часто при употреблении заимствованных слов, если люди не знают точного их значения: «Была выявлена целая плеяда мошенников» - неверное «плеяда», обозначающая ряд выдающихся личностей.

Также могут быть неверно употреблены фразеологические обороты, если их значение говорящим не понимается или истолковывается неверно: «Скрипя сердцем, он согласился» - выражение «скрипя сердцем» ошибочно употреблено вместо устойчивого словосочетания «скрепя сердце».

К этому же типу лексических ошибок можно отнести неверное употребление – слов, имеющих сходное звучание и написание, но различных по значению: «Александрийский столб» - слово «столб» следует заменить существительным «столп».

Стилистически неверное употребление слов

К этому типу ошибок относится употребление в предложении одного стиля отдельных слов, присущих другому, например, просторечных выражений и жаргонизмов в нейтральной литературной речи: «На обложки глянцевых журналов обычно попадают фотографии очень крутых » - жаргонизм «крутых» в данном контексте лучше заменить на нейтральные с точки зрения стилистической окрашенности слова «красивых и знаменитых».


1) обозначающие действие, переходящее на объект и изменяющее его;


2) обозначающие действие, замкнутое само в себе и на объект не переходящее.


К первому типу относятся глаголы созидания, разрушения, многие глаголы речи и мысли, например: построить, вырастить, воспитать; сломать, разбить, уничтожить; сказать, обдумать, чувствовать.


Второй тип объединяет глаголы, выражающее некое состояние. Примеры: лежать, сидеть, спать, чувствовать.


Подобная семантика глаголов в области формы с помощью категории переходности.


Глаголы, обозначающие действие, переходящее на объект, и сочетающиеся с формой падежа без , называются переходными.


Глаголы, не способные обозначать действие, переходящее на объект, и не сочетающиеся с без предлога, являются непереходными.


Примеры: Татьяна писала Онегину письмо. Глагол «писала» является переходным.


Он славно пишет, переводит. Глаголы «пишет», «переводит», обозначающие способность к некому действию, являются непереходными.


Переходность - это лексико-грамматический разряд, поэтому категория определяется строго по формальным признакам, а не контексту.


К центральной части переходных глаголов относятся глаголы с отрицанием, сочетающиеся с родительным , например: не любить литературу.

Косвенно-переходные глаголы

Также выделяются косвенно-переходные глаголы, которые могут сочетаться с объектом не или винительном , например: управлять государством.


Критерием, позволяющим выделить переходные глаголы, является их способность преобразовываться в страдательные . Примеры: построить дом - построенный дом, выпить воды - выпитая вода.

Термин грамматическая форма традиционно употребляется в двух значениях:

Во-первых, им часто обозначают языковые средства, служащие для выражения грамматических значений;

Во-вторых, он применяется как синоним термина форма слова , или словоформа.

Формы слова (грамматические формы слова, просто грамматические формы) это разновидности одного и того же слова, тождественные лексически и противопоставленные друг другу по своим грамматическим значениям. Противопоставление форм слова по грамматическому значению всегда выражается формально – при помощи окончаний или формообразующих аффиксов. Лексическое тождество выражается в общности основ, к которым присоединяются окончания и формообразующие аффиксы.

Каждую грамматическую форму слова называют также словоформой . Словоформа – это конкретный «представитель» слова в речи.

Таким образом, слово (лексема) – это совокупность грамматическим форм, или словоформ.

Упорядоченная совокупность (или система) грамматических форм слова называется парадигмой . Парадигму имеют только изменяемые слова.

Грамматическая категория

Формально выраженные грамматические значения, находящиеся в отношениях оппозиции (противопоставления), составляют грамматическую категорию. Грамматическая категория – двусторонняя единица морфологической системы языка, которая имеет план содержания (обладает своей семантикой) и план выражения (обладает своими внешними показателями, формами, при помощи которых выражается эта семантика).

С семантической точки зрения грамматическая категория представляет собой набор однородных грамматических значений. Так, общее значение категории числа имен прилагательных состоит из двух частных значений – единственного и множественного числа; общая семантика падежа имен существительных включает частные значения 6 падежей.

Частные грамматические значения в свою очередь могут быть составными, членимыми Например, значение родительного падежа состоит из нескольких значений: значения принадлежности, значения части, значения субъекта и т. п. Такие грамматические значения могут быть названы элементарными . Они являются нечленимыми.

С формальной точки зрения грамматическая категория представляет собой набор грамматических форм, служащих для выражения частных грамматических значений.

Частные грамматические значения, выражаемые грамматическими формами, образуют оппозиции (противопоставления), которые составляют сущность грамматической категории.

Грамматические формы, совмещающие несколько грамматических значений, вступают в оппозиции по нескольким признакам. Наиболее четко проявляются грамматические значения в формах, противопоставленных только по одному признаку.

Грамматические категории отличаются друг от друга не только по характеру оппозиций, но и по количеству противопоставляемых членов. Например. Грамматическая категория числа имен существительных состоит их 2-х членов и образует только одну оппозицию; грамматическая категория времениглагола состоит из 3-х и образует 3 оппозиции. Самое большое число членов (6) в русском языке имеет категория падежа (15 оппозиций).

При анализе грамматических категорий особенно важно учитывать единство смыслового и формального планов: если какой-то план отсутствует, то нельзя считать данное явление категорией. Например, нет оснований считать морфологической категорией противопоставление имен собственных нарицательным, так как это противопоставление не находит последовательного формального выражения. Не является категорией противопоставление глагольных спряжений, но уже по иной причине: четкие формальные показатели (окончания) I-II спряжений не служат для выражения каких-то смысловых различий между глаголами разных спряжений.

Лексико-грамматические категории находят свое выражение в противопоставлении слов по их грамматическим свойствам. На этом основании весь словарный состав языка можно разбить на грамматические классы (поэтому такие категории называются также классификационными). Лексико-грамматическими являются, например, категория рода и категория одушевленности ~ неодушевленности у существительных.

Словоизменительные категории выражаются в противопоставлении разных словоформ одного слова. Например, категория лица глагола является словоизменительной, так как для ее обнаружения достаточно сравнить разные формы одного и того же глагола.

Грамматические категории принадлежат частям речи и в значительной степени определяют их специфику. В русском языке существительные и прилагательные имеют категорию рода, числа и падежа, каждая из которых по-разному проявляется в системе существительных и прилагательных. Именам числительным в целом присуща лишь категория падежа. Местоимения обладают категориями рода, числа и падежа, которые неодинаково характеризуют разные разряды этой части речи. Глагол имеет категории залога, наклонения, числа, времени, лица, рода. Степени сравнения характерны для имен прилагательных, наречий, слов категории состояния.

Таблицы по основным правилам русского языка 24 классы. В русском языке форма слова образуется с использованием специальных формообразующих суффиксов, а также. Решебник по русскому языку 2 класс Желтовская Л. Помимо этого, в русском языке существуют неизменяемые слова. Проверочные и контрольные работы по русскому языку 2 класс Бунеева вариант 1

Желаю, чтобы эта библиотека, объективно являющаяся самой лучшей во всем русском интернете, а может и. Задачи добиться понимания того, что разные формы одного слова. WYKB0 Кто обидел Соболева? Неограниченная бесплатная загрука материала Изменение формы слова с помощью окончания доступна всем. Что такое форма слова в русском языке 2 класс. ГДЗ Онлайн готовые домашние задания по русскому языку ФГОС за 2 класс, автор

Официальный сайт Стас Давыдов Школьник, надевайте рейтузы! Я. Чаще всего под тем, что такое форма слова, понимают отношение слова к определенной. Цели 1совершенствование умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и. Здесь, в ГДЗ, разбираются такие темы, как состав слова, использование слов в предложениях, изменения.Урок русского языка Слово и форма слова 2 класс ПНШ

Технологическая карта урока русского языка в 1классе РО Л. Этот процесс ознакомительный, но ученики начинают понимать, что в русском языке есть слова написание которых связано. Конспект урока по русскому языку для 2 класса Учимся определять начальную форму слов. В пособие вошли основные правила, представленные во по русскому языку для 2го класса. Урок русского языка по теме Слово и его формы

Сначала надо научить использовать каждое новое слово в конкретных ситуациях, а. С заглавной буквы пишутся имена собственные и первое слово в предложении. Занимательные уроки и игры способствуют всестороннему развитию ребенка. Прозвенит звонок, и в классах, аудиториях, учебных. Конспект урока по русскому языку в 8 классе

Каждое слово представляет единство лексического и грамматического (А. И. Смирницкий), каждое слово так или иначе определено в соответствии с грамматическим строем языка. В этом смысле каждое слово имеет языковую (грамматическую) форму. Нет формы — нет и слова. См. детскую считалку, в которой из-за отсутствия грамматической оформленности невозможно выделить слова: атом — ботам / — чум — ба — чум / — чум — чурюм — чим / — атом — бум / — абитери / — тери — ярам — чар. Но морфологическую форму имеют не все слова, а только те, которые изменяются.

Морфологическая форма слова — это такое изменение слова, при котором сохраняется его лексическое значение. Так, мир - мира - миру - миром - мире являются разными формами (морфологическими) лексемы мир, зеленый - зеленого - зеленому - зеленая - зеленой - зеленую - зеленою - зеленое - зеленым - зеленом - зеленые - зеленых - зеленым - зелеными — это формы лексемы зеленый, пять - пяти - пятью — формы числительного пять, читаю - читаешь - читает - читаем - читаете - читают - читал - читала - читало - читали - читай - читайте - буду читать и т. д. — формы глагола читать.

Формы одного слова различаются грамматическим содержанием.

Морфологическими формами называют также разные слова, если у них есть однородное грамматическое содержание. Например, пруд, река, озеро — это три слова и одновременно три морфологические формы грамматического рода.

В связи с этим в морфологии используются два термина, словоизменение и формообразование. Термин «формообразование» употребляется и как синоним термина «словоизменение», и более широко: для обозначения любых морфологических форм.

Во многих случаях морфологические формы объединяются в одну лексему достаточно очевидно (см. приведенные примеры), но есть такие изменения слов, когда тождество лексического значения при грамматическом различии не мешает считать формы разными лексемами, а определение характера соответствующего формообразования оказывается делом непростым.

Компоненты одного и того же парадигматического отношения могут оцениваться по-разному: как формы одного слова и как разные слова. Таковы, например, соотносительные формы вида. Например, глаголы есть и съесть имеют одинаковое лексическое значение (ср. с пить, спать, сидеть и т. д.), они различаются грамматическим значением вида: глагол есть соответствует вопросу «Что делать?», а глагол съесть — вопросу «Что сделать?». Казалось бы, их можно считать разными формами одной лексемы. И такая оценка подобных глагольных пар в литературе представлена. Но дело осложняется тем, что в глаголе съесть имеется еще значение законченности действия, в связи с чем предложениями «Он ел яблоко» и «Он съел яблоко» обозначаются разные ситуации. Значение конца действия в современной лингвистике принято относить к модифицирующей словообразовательной семантике, т. е. принято считать, что два глагола, различающихся значением конца действия, являются разными словами даже при лексическом совпадении. При таком подходе (при учете модифицирующего словообразования) съесть и есть оказываются разными словами.

Приведенный пример свидетельствует о том, что граница между формообразованием и словообразованием в языке не всегда обозначена четко.

Камынина А. А. Современный русский язык. Морфология. М., 1999