По картинам

Как найти точку опоры в себе. Точка опоры — нужно создать в себе силу с нуля. Найти в себе точку опоры. Психологические цитаты и высказывания

«Быть, существовать в этом мире уже означает иметь с ним отношения. И так же, как мы относимся к миру вообще, мы относимся ко всему, что нас окружает. Ведь и родители, и люди знакомые и незнакомые, и все предметы, и животные – часть мира. Но просто существованием в заданных обстоятельствах дело не ограничивается. Отношения с миром – это в первую очередь постижение правил игры, которая называется жизнь.

Удивительно, но в философии эту тему разработал лишь Мартин Хайдеггер – в начале ХХ века*. Он описал такие правила, назвав их «экзистенциалами». Это условия, на которых мы существуем в мире, «данности нашего существования». Ведь мы приходим в ситуацию, которую не выбираем. Пол и эпоха, родители и национальность, социальный слой и даже, например, город, в котором мы живем, – ничто из этого мы не выбираем. Следовательно, наша задача – эти данности принять. И пусть мы планируем переехать в другой город или хотим пробиться в другой социальный слой или даже сменить пол – для начала мы должны принять, что сейчас живем именно в этом городе, родились мужчиной или женщиной... Дальше можно понять, что это нам не подходит, и пытаться изменить, но все начинается с принятия. Хайдеггер видел суть принятия в том, чтобы перестать бояться своих обстоятельств, научиться смотреть на них спокойно.

Наши отношения с миром формируются в первые семь лет жизни. Второе семилетие посвящено нашим отношениям с другими людьми. В третьем мы строим отношения с собой. Сначала ребенок открывает мир и учится с ним взаимодействовать. Образцом для такого взаимодействия становятся его отношения с матерью: для младенца мать и есть мир. После полутора лет включаются и другие факторы: доверие к миру возникает не только благодаря родителям. В конце концов, отношения с ним – личное решение каждого из нас. У нас есть свобода довериться миру.

Слово «доверие» здесь не случайно. Вспомните, как познает действительность маленький ребенок. Он то прижимается к маме, то, убедившись, что он в безопасности, отправляется исследовать мир. И расстояние этих «челночных экспедиций» с каждым разом все увеличивается. Ребенок узнает, что земля твердая и по ней можно ходить, что соседская собака – добрая и не укусит, что качели во дворе – крепкие и не оборвутся. Он учится доверять: матери, природе, людям и своим силам.

Как переживается фундаментальное доверие? Вот как: я возложил часть своих проблем на что-то или на кого-то, на некую опору – и опора выдержала! Причем тут нет обязательной любви и радости, есть лишь опыт отношений с людьми, которые меня принимали. Значит, я могу быть и мне дают быть!

Вся наша жизнь, наши отношения с миром – это поиск и создание опор, на которые можно возложить часть груза своей жизни. Мы находим друзей, осваиваем профессию, создаем семью. Опорой может быть и структура, в которой мы работаем, и отношения с коллегами, и наши способности и интересы, люди и группы людей… Одна из важнейших опор – наше собственное тело. Мы чувствуем себя хорошо укорененными, когда у нас много опор.

Решение о доверии также связано с реалистичностью нашего восприятия. Чем ближе к реальности наша оценка той или иной опоры, тем меньше разочарований и больше доверия к людям и самому себе. Подводят опоры обычно того, кто не соглашается принять реальность, кто хочет переделать ее по своему усмотрению и не воспринимает то, что не соответствует его ожиданиям. Мир вообще не укладывается в схемы и теории. (Единственное надежное утверждение о нем – он ничего не гарантирует никому из нас.) Спасти может только открытая позиция доверяющей любознательности.

Кстати, истории про обиды, которые могут быть изжиты, преодолены прощением – это всегда истории про опору, не оправдавшую ожиданий. И одна из практик прощения как раз заключается в том, чтобы помочь человеку понять: мог ли тот, кто оказалася ненадежной опорой, выдержать возложенный на него груз? Благодарность же, напротив, – переживание, связанное с тем, что моя опора меня не подвела.С любым из нас в любой момент может случиться все что угодно – это одно из главных правил игры. И это – самая большая проверка наших отношений с миром. Когда все опоры рухнут, останется ли что-то? Как я тогда смогу быть в мире? И смогу ли быть? Или провалюсь в эту бездну ужаса и отчаяния, потому что опор больше нет?

В экзистенциальном анализе есть понятие «основы бытия». Речь о переживании, укорененном, как правило, в предыдущем опыте. Переживании того, что даже если все опоры рухнут, что-то все равно останется. Эта очень сложная философская конструкция тем не менее интуитивно понятна каждому, кто довольствуется фразой: «Никогда так не было, чтобы никак не было». Это и есть основа нашего бытия.

Мне очень нравится образ мира как натянутого над пропастью батута. Можно в ужасе смотреть сквозь сетку в пропасть. А можно сфокусировать взгляд на переплетениях самой этой сетки, понимая, что она не раз уже нас выдерживала. Да, подбрасывала – так, что мы неуклюже падали на нее. Но она выдерживала. И выдержит снова. Человек с таким фокусом зрения, с таким отношением к миру хорошо устроен в жизни – вне зависимости от всего остального. Это предельное переживание доверия люди часто называют Богом. Но это не вопрос веры в конкретных богов. Это вопрос наших отношений с миром».

* М. Хайдеггер «Бытие и время» (Академический проект, 2013).

Точки опоры — это то, что позволяет нам чувствовать себя уверенно и спокойно.

Внешние точки опоры — это то, что может вызвать зависимость, потому что оно находится во внешнем мире: одобрение других людей, их мнение, их подсказки и советы, комплименты, поддержка, помощь, защита, любовь. Это всегда зыбкие и временные вещи, которые мы боимся потерять.

Внутренние точки опоры — это то, что мы можем найти внутри себя и не можем никак потерять, потому что оно всегда с нами. Это наш внутренний ресурс, наш внутренний покой, поддержка нашего рода, связь с Богом, наша собственная интуиция и мудрость, наши навыки, наше умение выстраивать отношения с людьми и наша способность приносить реальную пользу для других людей.

Важнейшим элементом духовного развития является переход от внешних точек опоры — к внутренним. Мы перестаём опираться на внешнее, временное и вместо этого опираемся на внутреннее, вечное.

Например, развиваем свою собственную интуицию и мудрость, понимаем, что она гораздо адекватнее, чем мнение и советы других людей, и начинаем доверять именно ей.

Например, познаем, что такое любовь Бога, что такое поддержка нашего рода, и эти ощущения позволяют нам перестать остро нуждаться в "любви" родителей и других людей в виде их одобрения и хорошего отношения к нам. Мы нашли любовь внутри себя, и она становится точкой опоры.

Внутренние точки опоры не дают абсолютной независимости. Мы всегда зависим от других людей, в этом нет ничего плохого. Мы социальные существа, мы живём за счёт друг друга, помогая друг другу, взаимодействуя, обмениваясь ценностями.

Какую независимость дают внутренние точки опоры?

Например: вы не умеете создавать ценность для других людей, в этом случае вы зависите от того человека, который согласится платить вам деньги хоть за что-то. Вы будете бояться расстроить этого человека, потому что боитесь, что он вас выгонит. И тогда вы можете не найти того, кто будет вам платить хотя бы такую же сумму. Вы не знаете, что в вас есть такого, благодаря чему вы можете быть обеспеченной. Поэтому вашей точкой опоры становится другой человек, который вам в данный момент платит деньги. И это страшно.

Но если вы умеете делать что-то очень полезное, что умеют делать немногие, и осознаёте эту свою ценность, тогда у вас нет страха и беспокойства. Вы чувствуете уверенность, вы не боитесь, что вас уволят или выгонят, потому что, во-первых, это маловероятно, ведь вы знаете, какую ценность даёте, во-вторых, вы мгновенно найдёте других людей, которые уже готовы вам платить не меньше. Заметьте: вы вроде бы по-прежнему зависите от других людей. Но при этом вы находитесь в покое и уверенности. Потому что ваша точка опоры — это не другие люди, а ваша способность приносить пользу людям, с которой вы всегда будете обеспеченны и достаточно свободны.

Если же женщина на это пока не способна, она будет ревновать мужа, она будет бояться, что он не даст ей необходимого изобилия и безопасности, что он может её бросить, она начинает его пилить и т.п. Потому что муж в этом случае является внешней точкой опоры.

Где есть внешняя точка опоры, там всегда есть страх потерять, желание удержать и контролировать.

То, что внутри нас, — не нужно ни удерживать, ни контролировать. Это невозможно потерять.

И о том, как я присваивала отщепленные части своей личности.

Я хорошо помню, как была отщеплена, к примеру, сексуальность.

Моя подростковость была прожита в атмосфере табу на темы секса и сексуальности. Узнать об этих отношениях было негде, поговорить не с кем.

Невозможно было с кем-то принимающим обсудить изменения в теле, сексуальное влечение, интерес к мальчикам; негде было получить совет, опереться на мудрость поколений.

Взрослые выглядели как напуганные подростки и монахи в одном лице: они порицали сексуальные отношения и запугивали последствиями сексуальных связей. Чувственная любовь была опутана ощущением непристойности, грязи, страха и стыда.

Были женщины, считавшиеся "доступными" и вызывавшие, одновременно зависть и отвращение; сама, я, конечно, собиралась оставаться "порядочной" и асексуальной, увы.

Помимо сексуальности были вытеснены мои лидерские качества – ибо плохо быть выскочкой, исчезла спонтанность и творчество, ибо нужно было быть правильной. Весь фокус с ощущения себя, своих нужд и чувств, был смещен вовне, на других людей. Их оценка, их суждения, оказались самыми важными и значимыми, и нужно было стремиться к тому, чтобы понравиться им. Опоры не было.

Как ощущает себя человек, у которого нет опоры на свои качества, на свои права, на свои чувства? Который не умеет их узнавать? У которого все части, кроме тех, которые обеспечивают долженствование, вытеснены?

Он ощущает себя как утлое суденышко, которое выбросило в открытый океан, и которое мечется между гигантскими волнами, в поисках укрытия и покоя.

Чужая оценка – самое ненадежное пристанище. Сегодня Другой бодр, а завтра уныл, а послезавтра в своей нужде, и ему не до тебя. И в таких условиях добиваться его постоянно хорошего расположения все равно что строить песчаный замок, который смоет первая набежавшая волна.

Настоящая опора – это глубинное принятие себя, своих достоинств, своих преимуществ и слабостей, своих нужд и чувств.

Когда я принимаю свое лидерство как хорошее, ценное качество, когда без стыда позволяю себе быть спонтанной, сексуальной, или, напротив, разрешаю себе тупить время от времени, не быть полезной, огрызаться, если достали, быть твердой, если ждут то, что я не готова отдать, и все это, невзирая на оценку, суждения, я опираюсь на себя, и это самая надежная опора.

Как происходит присвоение теневых, некогда стыдных и непризнанных частей?

Исходная точка – стыд, полное непринятие, желание спрятать стыдное от людских глаз, за маской, за ширмой, за защитами.

Присвоить теневое качество, и, в конечном итоге, опору, можно только в одном случае: преодолевая стыд и страх, предъявлять себя, делая то, что страшно и стыдно.

Помню, как я переживала стыд, если мне указывали на ошибки в текстах, или переживала злость, когда обсуждали мой опыт, вместо того, чтобы делиться своим. Помню стыд от того, что я истерю, если я в панике или вымотана, а "должна" быть образцом выдержки и спокойствия.

Вторая точка – это поддержка. Сначала мне очень помогала поддержка терапевта, и поддержка других людей. Например, реакция моих детей на некоторые мои проявления, как на нормальные, хотя я сама в этом сомневалась (например, на мои границы или мою злость), Непринятие и оценка, конечно, мешали, но речь сейчас не об этом.


Не так давно в сети был открыт еще один способ поддержки: когда я читаю о том, как тот или иной человек прожил трудную для меня ситуацию, это может иметь эффект "разрешения", поддержки. "Мне тоже так можно".

Следующий шаг – поверить в то, что то, чего ты стыдился – вовсе не ужас, а зарытый в грязи ресурс, нуждающийся в том, чтобы его отмыли от страха и стыда, и придали ему пристойный вид.

"Да, я такая, даже если это кому-то не нравится". Да, я истеричка, да, я – лидер, я люблю секс, я грубая и агрессивная, если от меня ждут, чтобы я была принимающей мамочкой и т.д. и т.п.

После пары десятков "обкаток" освоенного качества, появляется спокойное ощущение права и обладания: "Эта часть меня – моя, родная, я на нее опираюсь, когда возникают необходимые обстоятельства".

Чем больше присвоенных частей личности, тем больше опоры на себя, и меньше оглядок по сторонам в поисках одобрения и подтверждения права на существование.

Утлое суденышко без руля и ветрил становится ледоколом, уверенно прокладывающим свой путь в нужном направлении.

Уважаемые форумчане, доброго времени суток!
Хотелось бы с помощью форума разобраться в некоторых моментах, которые меня периодически беспокоят. Буду благодарна за помощь в поиске ответов. Это далеко не первая моя тема, в своем эмоциональном состоянии и жизни в целом я вижу огромный прогресс, но есть некоторые моменты, которые всё ещё вызывают дискомфорт.
Мои запросы к форуму:
1. Как понять какая я (свой характер) и чего я хочу? Может быть, прозвучит странно, но очень часто не могу определить чего же я хочу, какое у меня мнение на тот или иной счёт (от этого накапливается злость на себя).
2. Из первого вопроса вытекает второй: что делать с чувством, что ты не такой как все? (в плохом смысле), то есть чувство как будто со мной что-то не так. Довольно тяжелое чувство, похожее на страх быть отвергнутой, возможно. То есть ощущение, что все в теме, а ты – нет. Часто не понимаю, о чем говорят люди, от этого медленно реагирую, в общем, довольно сложно описать, но это бывает заметно со стороны и хорошо ощущается мной.
3. Можно ли усилием воли стать более спокойным/умиротворенным человеком? Наверное, вопрос опять связан с первым, так как мне хотелось бы понять свой характер. А я порой могу вести (и чувствовать) себя диаметрально противоположно и не знаю, насколько это нормально. Обычно, глядя на людей, хорошо можно описать и предсказать поведение, реакцию, характер. А для себя я почему-то остаюсь непонятной. Например, мне очень легко вживаться в роль. Тут мнение окружающих, не мое (это мнение очень большого количества людей, озвучиваю их слова, не моё мнение) - многие говорят, что есть актерский талант, часто спрашивают, почему не пошла в театралку. Перевоплощение, игра даются очень легко. Многие окружающие удивляются, видя меня на сцене, говорят, что не знали, что я могу быть такой. Так было всегда - с детства слышала это ото всех. Наверное, я очень много в себе всегда сдерживаю. Но это еще сильнее меня путает в себе.
Хотелось бы больше себя ценить и принимать, хотя это желание, наверное, звучит довольно абстрактно.
Наверное, основное, это как услышать свои желания, потребности и пребывать в уверенности, что я – ОК, а не в постоянном страхе получения негативной реакции извне. Потому что реакция извне, сообщающая о том, что я не совсем ОК, топит меня на некоторое (иногда длительное) время (сильное чувство отверженности, хочется спрятаться ото всех, что я как будто заразная и не приемлемая, сжирает впустую ресурс и время).
Излишне себя накручиваю порой, когда ситуация этого не стоит, слишком много рефлексирую и не знаю, как от этого избавиться. Сравниваю себя с другими и сравнение чаще всего не в мою пользу, пытаюсь перенимать у тех, кто симпатичен, какие-то манеры общения, поведения, но почему-то они не приживаются. А без них – как будто голая, не защищённая.
Из-за такого неуверенного состояния страх рожать детей, то есть чувство, словно нет точки опоры, на которую в себе можно было бы опереться и чувствовать ее постоянно.
Когда смотрю/слышу рассказы о детях - какие они вредные, самоуверенные, не дружелюбные - и мне страшно, что мой ребенок-то вряд ли будет таким сильным и волевым, самовлюбленным, наглым, уверенным. И вот этот страх, что его могут обидеть и ему будет морально плохо, одиноко, ущербно - просто отбивает желание иметь детей. Наверное, это что-то моё, но очень мощное.

Эмоциональные опоры – сложная и тонкая материя. Не имея их, мы склонны прилипать и сливаться со всеми, кто нам симпатичен. Например, большинству понятно, что материально опираться необходимо все-таки на себя или хотя бы стремиться к этому, правда же? Но почему-то эмоциональная сфера многими воспринимается как то, что необходимо с кем-то непрерывно разделять.

Что делает девушка, не чувствующая ни своих границ, ни своих опор, в отношениях с мужчиной? Она , с которым ее связывает, например, приятное обстоятельство или ситуация, раскручивает до масштабов влюбленности (в своей голове), а дальше тянет внимание из жертвы, ни о чем не подозревающей. Девушке хочется разделять все, что она видит вокруг своей оси, с новым приятелем, ей хочется оповещать его о радостях и печалях, она требует поддержки и понимания, и между строк ясно, что ей не хватает принятия себя, она ищет помощи у окружающих, даже не задумываясь, что они не несут за это ответственность.

В подобной эйфории легко потерять ориентиры и перейти грань. Так часто новая, едва зародившаяся симпатия исчезает на корню, потому что вам никто ничего не должен и ваш «богатый внутренний мир» еще никому не стал интересен. Интересен он бывает тем, кто вас любит, – самым близким, все остальные довольствуются своими мирами и поначалу держатся обособленно, что нормально.

Чем отличаются внутренние опоры от внешних? Внешние относятся к работе, вашим увлечениям и окружению. Но как бы прекрасны они ни были, их нельзя считать последней инстанцией или спасательным кругом. Друзья имеют право не давать нам того, в чем мы нуждаемся, поэтому в сложных обстоятельствах так важно уметь ориентироваться на себя, чтобы потом не разочаровываться в отсутствии реакции других.

Что представляют из себя эти внутренние опоры? По большому счету это ваши ценности и ориентиры по жизни. Если вы хорошо себе их представляете, имеете перед собой обязательства, ориентируетесь на свои представления о нравственности, то это и есть система, которая всегда поможет выстоять в самых противоречивых случаях и будет питать энергией. Опора на себя – чудодейственный источник для самооценки. Так вы меньше зависите от настроения и обещаний других, больше следуя собственным предписаниям. Вы слышите собственный внутренний голос, а не пытаетесь отгадывать мысли других. Но не стоит и перегибать: опора на себя не предполагает тотального отказа от помощи. Она про то, что вы не ждете, что кто-то будет вас опекать или решать текущие проблемы. В первую очередь вы займетесь ими сами, а если ресурсов окажется уже недостаточно, попробуете обратиться к близким.

Что мешает распознать свои внутренние опоры? Конечно, инфантилизм в первую очередь! Это такое разрешение себе не вырастать, быть маленькой девочкой, неспособной управлять собственной волей. Инфантильные девушки всегда страдают и легко делятся с окружающими своими священными проблемами. Они нескромно заявляют об этом как о каком-то своем таланте – страдать и мучиться. Все вокруг черствые и молчаливые, а они – люди с тонкой душевной организацией, которую все так и норовят задеть. Вместо того чтобы остановить процесс растворения в собственной слабости, инфантильные барышни залипают и концентрируются на ней. Это замкнутый круг, выйти из которого можно только усилиями и действиями. То есть не купаться в этих переживаниях вместе со всеми подругами, а просто выйти из той темы и уйти в другую. В любимое занятие, в работу, в нормальную, полезную дружбу.

Слабая личность всегда сливается с окружающими, потому что при первой же проблеме она не способна опереться на себя, а способна лишь тревожиться и кричать миру о своей беде. Поэтому опоры – это еще и про силу духа и характера. Самое интересное, что идея «стать собой» на самом деле является тем же самым, что и «стать сильной личностью». Поэтому не ищите себя в бесконечных советах и мотивирующих книжках, лучше ищите опоры и внутренний стержень – это и есть вы.

Еще один вопрос, помогающий почувствовать реальную опору: «Что я должен?» Он несет в себе невидимый терапевтический эффект и остужает пыл. Почему-то в современном обществе стало принято заявлять: «Я никому ничего не должен», но корни этого убеждения лежат в манипуляциях другими людьми. Мы живем не в изолированном мире, и очень важно понимать то, что мы по-настоящему должны – обществу, семье, близким друзьям. Важно уважать и принимать свою причастность к окружающим и искать баланс между своими и чужими ценностями. Человек, отрицающий свой долг, не будет счастлив, он будет изолирован не только от внешних, но и от внутренних опор. Вы же помните, что последние формируются благодаря полезной деятельности и умению брать на себя ответственность? Ну и, конечно, подумайте над тем, без чего вы действительно не можете обойтись.

Эта необходимость часто не осознается. Например, вам кажется, что вам необходима свобода, но, столкнувшись с ней, вы чувствуете панику, а значит, неготовность взять ответственность за эту свободу. Подумайте об этом: практически любой наш выбор будет прекрасным тогда, когда мы понимаем, что нам он действительно нужен и мы способны согласовать внутри себя все возникающие противоречия. И главное, что стоит еще сказать: не обвиняйте родителей в отсутствии ваших внутренних опор и наличии зависимостей от других. Только мы сами в силах воспитать себя и опираться на истинную силу духа, а не на свое эго. И эти силы есть у каждого!