По картинам

Внимание и профессиональная наблюдательность в юридической психологии. Особенности формирования психологической готовности сотрудников овд к выполнению служебных задач. Система упражнений для развития наблюдательности

УДК 159.9 ББК 88.4

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКА ГОСАВТОИНСПЕЦИИ

АРТЕМ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПЕРКОВ,

преподаватель кафедры уголовного права, криминологии и психологии Орловского юридического института

МВД России имени В.В. Лукьянова, E-mail: [email protected] Научный руководитель: доктор психологических наук,

доцент Костина Л.Н. Научная специальность: 19.00.03 - Психология труда, инженерная психология, эргономика»

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Профессиональная наблюдательность остается одной из самых неисследованиях тем в психологии труда сотрудника ГИБДД. Вместе с тем, растет количество специалистов, которые утверждают, что потеря бдительности и рассеянное внимание становятся причиной ранений и гибели сотрудников при решении оперативно-службеных задач.

Ключевые слова: наблюдательность; профессионально важное качество; общение; личная безопасность; наблюдение.

Annotation. Professional observation remains one of the most not researched topics in the psychology of labor of a Bodies of internal affairs officer. At the same time, there is a growing number of specialists who say that loss of vigilance and distracted attention are the cause of injuries and death of employees in solving operational and service problems.

Keywords: observance; danger; communication; personal safety; observation.

Необходимость решения оперативно-служебные задачи в сложных условиях, постоянное общение с различными категориями граждан, рост количества должностных обязанностей, безусловно, предъявляет к личности сотрудника Госавтоинспекции повышенные требования. Подготовка профессионала для ГИБДД должна включать не только формирование прочной базы знаний, умений и владений, но и развитие психологических свойств и качеств, необходимых для успешного выполнения стоящих перед полицейским задач. Одним из таких свойств является наблюдательность.

Интерес к наблюдательности был высок в советской психологии, в частности, большое внимание изучению этого свойства уделял Б.Г. Ананьев , который развивал мысль усложнения процесса наблюдения как необратимого следствия совершенствования средств наблюдения. В последующем наблюдательность как профессионально важное качество рассматривалось в контексте той профессии, к которой принадлежал исследователь (О.В. Суворова, Е.С. Сычева, Ф.Ч. Коблов, Е.В. Скрипникова, В.А. Крыштоп, Е.В. Косова, Л.Н. Костина и др.). Значимым трудом, где не только был дан теоретический анализ наблюдательности, но и пред-

ложены практические упражнения для развития этого качества, стала работа Л.А. Регуш .

Наблюдательность сотрудника полиции как профессионально важное качество не изучалось столь широко как, например, коммуникативная компетентность, но по значимости является равнозначным, а, возможно, даже более значимым. Специалисты, научная сфера интересов которых лежала в области анализа профессионально важных качеств сотрудников полиции, в своих трудах не могли обойти стороной столь важное качество. Как важную составляющую профессионализма наблюдательность указывали В.А. Васильев, считавший ее способностью замечать малозаметные детали, Е.А. Козловская, отдававшая приоритет наблюдательности в идентификации необходимой информации, Ю.В. Чуфаровский, уделявший большое значение плану наблюдения, А.А. Волков, раскрывший связь между наблюдательностью и успешностью в решении оперативно-служебных задач . Особенно стоит отметить вклад в анализ наблюдательности как профессионально-важного качества сотрудника полиции А.М. Столяренко, который сформировал структуру наблюдательности, предложив три ее компонента: профессиональную внимательность; профес-

сиональную чувствительность; профессиональную восприимчивость .

Рассмотрение наблюдательности в настоящее время отличается излишней теоретизированностью. Многие ученые анализируют это свойство, рассматривая его компоненты, но, к сожалению, способов и форм развития его у сотрудников полиции предлагается очень мало. При этом, важным условием личной безопасности сотрудника ДПС ГИБДД является достаточный уровень подготовленности, предполагающий также владением безопасными методами труда, сформированной личной установке на выживание, психологических качествах, позволяющих адекватно оценивать обстановку, принимать правильные и быстрые решения и не терять самообладания в опасных ситуациях . Без развития наблюдательности обеспечить безопасность свою, своего напарника и других участников дорожного движения вряд ли представляется возможным.

Несмотря на значимость понятия «наблюдательности», единого понимания его нет. Выделяется несколько подходов к наблюдательности . Среди основных подходов - рассмотрение наблюдательности как общей познавательной способности, обеспечивающей эффективность в понимании и осмыслении мира. Наблюдательность сотрудника органов внутренних дел как свойство личности в структуре специальных способностей, позволяет эффективно решать оперативно-служебные задачи . Как свойство сенсорной организации личности наблюдательность выступают частью процесса восприятия окружающего мира. В деятельности психолога указывается специфика профессиональной наблюдательности, которая заключается в выборочности и иерархичности составляющих структуры личности, подлежащих визуальной диагностике . И, наконец, наблюдательность, как способность в рамках социальных способностей формируется при социализации личности и обеспечивает рост социальной компетентности. При этом исследователи наблюдательности отмечают, что этот феномен необходимо рассматривать в социальном контексте, то есть в контексте социального взаимодействия, в процессе общения. Наблюдательность организует когнитивные процессы, обусловливая их функционирование имеющейся целью наблюдения. Нам видится наиболее оптимальным определение наблюдательности, данное Л.А. Регуш, которая понимала ее как «...психическое свойство, базирующееся на ощущении и восприятии и являющееся свойством сенсорной организации, опосредованное свойствами и условиями протекания восприятия и ощущения, предполагающее хорошо развитый зрительный анализатор, высокую абсолютную и относительную чувствительность» .

А.М. Столяренко писал, что оно должно быть направленным, то есть избирательным . Для того, чтобы эту избирательность обеспечить педагог должен знать внешние проявления педагогической реаль-

ности. Это утверждение справедливо и для сотрудников Госавтоинспекции, для которых наблюдательность является профессионально значимым качеством , формируемым в процессе профессиональной подготовки и обучения профайлингу , совершенствуемым в процессе решения оперативно-служебных задач и являющемся важным компонентом профессиональной компетентности. В связи с этим, основной задачей специалиста - психолога является формирование у сотрудника понимания того, что наблюдательность, пришедшая с опытом, стоит дорого, - сотрудник придется совершить много ошибок, подвергая свою жизнь опасности. Осознанное приобретение профессиональной наблюдательности может сберечь ресурсы сотрудника и, возможно, спасти ему жизнь.

Литература

1. Ананьев Б. Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // Познавательные психические процессы: ощущения, восприятие / Под ред. А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова, В.П.Зинченко. - М.,1982.- С.7-88, 219-327.

2. Грицков Д.М. Психолого-педагогические условия развития социокультурной наблюдательности в теории и практике преподавания иностранных языков // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, № 1 (13), 2008. С. 52 - 64.

3. Меры личной безопасности инспекторов до-рожно-патрульной службы ГИБДД МВД России [Текст] : учебно-практическое пособие / под общ. ред. Р.Ш. Гарипова; Р.Ш. Гари-пов, М.М. Зиганшин, А.К. Хамматуллин, Д.Л. Паньшин. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ДГСК МВД России, 2015. - 72 с.

4. Профили профессиональных компетенций сотрудников подразделений обеспечения безопасности дорожного движения / Л.Н. Костина, А.А. Перков. - Орёл: ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2015. - 80 с.

5. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. 2-е изд., переработанное и дополненное. - СПб.: Питер, 2008. - 208 с.: ил. - (Серия «Практикум по психологии»).

6. Столяренко A.M. Юридическая педагогика: Курс лекций. - М., Экмос, 1999. - 496 с.

7. Терещенко Ю.В. Содержание профессиональной наблюдательности сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, № 1 (7). С. 71-75.

8. Костина Л.Н., Перков А.А. Обучение профай-лингу как фактор формирования профессиональной наблюдательности сотрудников Госавтоинспекции // Наука и практика. 2014. №4 (61) С. 138-140.

9. Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: учебное пособие. В 2 частях. Ч. 1 / Л.Н. Костина. - Орел: Орловский юридиче-

ский институт МВД России, 2011. - 146 с.

10. Костина Л.Н. Визуальная психодиагностика как метод познания и предварительной оценки личности в профессиональной деятельности психолога // Вестник Московского университета МВД России. 2016. №6. С. 195-196.

1. Anan"ev B. G. Sensomo-pertseptivnaya organizatsiya cheloveka // Poznavatel"nye psikhicheskie protsessy: oshchushcheniya, vospriyatie / Pod red. A.VZaporozhtsa, B.F.Lomova, V.P.Zinchenko. - M.,1982.- S.7-88, 219-327.

2. Gritskov D.M. Psikhologo-pedagogicheskie usloviya razvitiya sotsiokul"turnoy nablyudatel"nosti v teorii i praktike prepodavaniya inostrannykh yazykov // Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal Gaudeamus, № 1 (13), 2008. S. 52 - 64.

3. Mery lichnoy bezopasnosti inspektorov dorozhno-patrul"noy sluzhby GIBDD MVD Rossii : uchebno-prakticheskoe posobie / pod obshch. red. R.Sh. Garipova; R.Sh. Garipov, M.M. Ziganshin, A.K. Khammatullin, D.L. Pan"shin. - Izd. 2-e, pererab. i dop. - M.: DGSK MVD Rossii, 2015. - 72 s.

4. Profili professional"nykh kompetentsiy sotrudnikov podrazdeleniy obespecheniya

bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya / L.N. Kostina, A.A. Perkov. - Orel: OrYuI MVD Rossii imeni V. V. Luk"yanova, 2015. - 80 s.

5. Regush L.A. Praktikum po nablyudeniyu i nablyudatel"nosti. 2-e izd., pererabotannoe i dopolnennoe. - SPb.: Piter, 2008. - 208 s. : il. - (Seriya «Praktikum po psikhologii»).

6. Stolyarenko A.M. Yuridicheskaya pedagogika: Kurs lektsiy. - M., Ekmos, 1999. - 496 s.

7. Tereshchenko Yu.V. Soderzhanie professional"noy nablyudatel"nosti sotrudnikov OVD // Psikhopedagogika v pravookhranitel"nykh organakh, 1998, № 1 (7). S. 71-75.

8. Kostina L.N., Perkov A.A. Obuchenie profaylingu kak faktor formirovaniya professional"noy nablyudatel"nosti sotrudnikov Gosavtoinspektsii // Nauka i praktika. 2014. №4 (61) S. 138-140.

9. Psikhologiya v deyatel"nosti sotrudnikov organov vnutrennikh del: uchebnoe posobie. V 2 chastyakh. Ch. 1 / L.N. Kostina. - Orel: Orlovskiy yuridicheskiy institut MVD Rossii, 2011. - 146 s.

10. Kostina L.N. Vizual"naya psikhodiagnostika kak metod poznaniya i predvaritel"noy otsenki lichnosti v professional"noy deyatel"nosti psikhologa // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2016. №6. S. 195-196.

Профайлинг в деятельности органов внутренних дел.

Учеб. пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Под ред. В.Л. Цветкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.

Рассмотрены теоретические основы и возможности практического применения технологий профайлинга в целях предотвращения противоправных действий посредством выявления потенциально опасных лиц и ситуаций. Показаны возможности использования направлений прикладной психологии для выявления лиц, имеющих противоправные намерения. Систематизированы представления о технологиях оценки личности на основе визуальной психологической диагностики; рассмотрены методы противодействия психологическому воздействию со стороны потенциальных преступников; раскрыты особенности коммуникации с объектами профайлинга; представлены методы психической саморегуляции эмоциональных состояний в деятельности профайлера; показаны пути развития навыков распознания потенциальных преступников по их словесному портрету и типологии поведения.

Юридическая профессия обязывает сотрудников вести постоянные наблюдения за поведением людей, их внешностью, походкой, мимикой, жестами и т. д.

Юрист-практик должен стремиться подметить в наблюдаемом объекте (потерпевшем, подозреваемом, обвиняемом и т.

Д.), явлении все существенные признаки, то есть познать его сущность. В основе познания лежат ощущения как процесс отражения действительности. Ощущения бывают зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и т. д. В развитии наблюдательности наиболее важную роль играют зрительные и слуховые ощущения.

Формирование навыков наблюдательности зависит и от воспитания внимания. Без внимания невозможно преднамеренное восприятие, запоминание и воспроизведение информации.

Наблюдательность как качество личности развивается в условиях практической деятельности. Чтобы стать наблюдательным, надо прежде всего приобрести умение наблюдать, но это только одна из ступеней развития этого свойства. Для превращения умения в стойкое качество нужна целенаправленная, планомерная и систематическая тренировка. Она осуществляется в повседневной жизни работника юридического труда, а также с помощью специальных упражнений.

Юрист должен стремиться проникнуть в сущность наблюдаемого явления, подметить все существенные, относящиеся к материалам дела признаки. Важно организовать наблюдение, поставив перед собой определенную, конкретную цель. Только разумно поставленная цель наблюдения концентрирует наши психологические возможности и формирует необходимые качества.

Параллельно с целенаправленной наблюдательностью надо развивать и универсальную наблюдательность. Такая наблюдательность обеспечивает более глубокой и разностороннее изучение объекта наблюдения Она формируется в процессе практической работы над объектом с различных точек зрения, то есть путем постановки разных целей.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 23. Наблюдательность как профессионально значимое качество юриста.:

  1. 20. Профессионально-значимые и личностные качества руководителя. Методы диагностики.
  2. 45. Пути достижения рациональности и качества исполнения профессиональных обязанностей юриста.
  3. 1). Юридическая техника как основа профессионального мастерства юриста.
  4. Риторика как понятие, как наука, как предмет изучения. Роль риторики в профессиональной деятельности юриста.
  5. 64.Личность логопеда, профессионально значимые личностные качества. Сферы деятельности и компетенции логопеда, функциональные обязанности.
  6. Профессиональная ориентация, профессиональная адаптация и профессиональная пригодность как проблемы профессиональной педагогики.

Is tracked by us since October,. Over the time it has been ranked as high as 63 875 in the world, while most of its traffic comes from Ukraine! По мнению экспертов, занимающихся исследованиями в интернет-среде, самый популярный способ хорошо провести время в интернете за последние...

Где и как провести девичник? Провести девичник можно в любом месте, выбор которого зависит от той цели, которую вы преследуете - душевные беседы с подругами или бесбашенные танцы. Проверенное онлайн казино Азино 777...

رافیک سایت مورد نظر از محدوده تعیین شده بیشتر می باش! Что такое ИМХО. ИМХО (имхо, Имхо) – часто встречающееся в форумах и Интернет-конференциях. :名無しさん@お腹いっぱい。:2007/02/14(水)...

Любовь Успенская - Ставки сделаны. На зеленом сукне казино Что Российской империей. Большой выбор игровых систем для клубов: Ya888Ya, GlobalSlots, Superomatic, Champion, Stargame, Holytrade. Лучшее программное обеспечение для онлайн казино! На...

인 버튼 선택 하시면, 탐색기에 USB저장 장치가 보입니다. 갤럭시S 삼성 키스 Kies USB 연결, 인식 오류 해결하. Лучший способ отдохнуть – это погрузиться в игровые автоматы бесплатно. Как много. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского...

Экскалибур (гостиница и казино) → Большой каньон: 4 способа добраться. Билеты на автобусе от 5, на авто от, на авто и самолете от 0, на самолете и автобусе от 6. , время в пути. Казино - сооружение, в котором люди играют...

Осторожно! Если данное частное лицо предлагает вам взять быстрый кредит в огромных суммах под залог жилье – остерегайтесь. Онлайн казино кинг отличается большим ассортиментом специальных предложений и бездепозитный...

Какие детские развлечения Витебск предлагает,подскажет наш каталог! Детские парки,организация досуга для подростков. Детские развлекательные аттракционы, игровые автоматы (Украина, Киев) Вы ищете детские?...

Free EGT Slots Online. Here you can play FREE EGT casino slots online for fun and learning in your web browser. Choose the prefered casino game below and play free EGT games online. Buy Slots:Free Casino Slot Machine Games For Kindle Fire: Read 73 Apps & Games Reviews! Get 50 Free Spin No deposit bonus at partycasino a user friendly online Canadian Casino which features slots from several of the...

With its envious location on famed Bavaro Beach, the 24-hour all-inclusive Bavaro Princess All Suites Resort, Spa & Casino is extraordinary in size, with over? The Catalonia Bavaro Beach, Golf & Casino villas are surrounded by beautiful lakes and tropical gardens, it provides a cozy decor and a perfect setting for a wonderful stay. Welcome to ® Catalonia Royal Bavaro - Adults Only -...

  • 1.4. Специальная методология юридической психологии
  • 1.5. История возникновения и развития юридической психологии
  • Глава 2. Психологическая детерминация правомерного поведения
  • 2.1. Психология права
  • 2.2. Правосознание как частно-научная теория юридической психологии
  • 2.3. Правовая психология общностей
  • 2.4. Правовая психология личности
  • 2.5. Психологические аспекты правовой социализации
  • 2.6. Факторы, влияющие на правовую психологию населения
  • 2.7. Социально-психологический портрет государственного служащего и законность
  • 2.8. Влияние средств массовой информации на правовую психологию населения
  • 2.9. Психология личной безопасности человека
  • 2.10. Психология уголовной ответственности
  • Глава 3. Криминальная психология
  • 3.1. Основы изучения и оценки психологии личности преступника
  • 3.2. Психология индивидуальной приемлемости совершения преступного деяния
  • 3.3. Криминогенная мотивация и социальная перцепция в преступном поведении
  • 3.4. Психология криминальной среды
  • 3.5. Психология преступных групп
  • 3.6. Психология криминального насилия
  • 3.7. Психологические аспекты виктимности жертв преступлений
  • 3.8. Социально-психологический мониторинг тенденций преступности
  • Глава 4. Психология личности юриста
  • 4.1. Основы психологии личности юриста
  • 4.2. Профессиональная направленность личности юриста
  • 4.4. Способности юриста
  • 4.5. Профессиональное мастерство юриста и его психологические составляющие
  • 4.6. Профессионально-психологическая подготовленность юриста
  • Глава 5. Психология управления в органах правопорядка
  • 5.1. Психологическая концепция управления в органах правопорядка
  • 5.2. Личность в системе управления
  • 5.3. Личность руководителя правоохранительного органа
  • 5.4. Психология стиля и методов руководства персоналом органов правопорядка
  • 5.5. Ценностно-целевые факторы в управлении
  • 5.6. Психология организационных отношений в управлении
  • 5.7. Информационное обеспечение управления и психология
  • 5.8. Психологические аспекты управленческих воздействий и решений
  • 5.9. Психология текущей организаторской работы
  • 5.10. Психология требовательности руководителя
  • 5.11. Психология организации взаимодействия служб и подразделений органа правопорядка
  • 5.12. Психологическое обеспечение нововведений в правоохранительных органах
  • Глава 6. Психология работы с персоналом юридических органов
  • 6.1. Психологический отбор в правоохранительные органы
  • 6.2. Психолого-педагогические аспекты юридического образования
  • 6.3. Морально-психологическая подготовка юриста
  • 6.4. Профессионально-психологическая подготовка юриста
  • 6.5. Психологическое обеспечение законности действий юриста
  • 6.6. Психология дисциплины в органах правопорядка
  • 6.7. Профилактика профессиональной деформации работников органов правопорядка
  • Глава 7. Психологическая служба в правоохранительных органах
  • 7.1. Современное состояние психологической службы и концептуальные основы ее функционирования
  • 7.2. Психологическая диагностика как функция психологической службы
  • 7.3. Психологическая коррекция и развитие личности как функции психологической службы
  • 7.4. Основные направления психологического обеспечения работы с кадрами
  • Глава 8. Психологические действия в правоохранительной деятельности
  • 8.1. Понятие о психологических действиях и психотехнике
  • 8.2. Психологический анализ профессиональных ситуаций
  • 8.3. Психологический анализ юридических фактов
  • 8.4. Психологический портрет и его составление
  • 8.5. Изучение человека в психологическом наблюдении
  • 8.6. Визуальная психодиагностика криминальных признаков личности
  • 8.7. Составление психологического портрета преступника по следам на месте происшествия
  • 8.8. Психологическое наблюдение за группой
  • 8.9. Психология профессионального общения, установления контакта и доверительных отношений
  • 8.10. Психологическое воздействие в правоохранительной деятельности
  • 8.11. Психологический анализ сообщений граждан
  • 8.12. Психология диагностики лжи и скрываемых обстоятельств
  • 8.13. Психодиагностика причастности лица к правонарушению в отсутствие доказательств
  • Вопрос 1. «Вы знаете, почему вас пригласили на эту беседу?»
  • Вопрос 2. «Вы верите тому, что это преступление (происшествие) (сказать, что случилось) действительно было совершено.
  • Вопрос 2. «Имеются ли у вас какие-нибудь новые соображения или подозрения о том, кто мог совершить это преступление (происшествие) ?»
  • Вопрос 4. «Что, на ваш взгляд, чувствует человек, который это сделал?» Вопрос, побуждающий лицо к описанию своих внутренних переживаний в связи с совершенным проступком (преступлением).
  • Вопрос 5. «Имеется ли какая-нибудь причина, которая не позволяет исключить вас из числа подозреваемых?» Вопрос, выясняющий отношение лица к себе как к подозреваемому другими.
  • Вопрос 6. «Имеется ли объяснение тому, что вас видели (могли видеть) на месте преступления (происшествия) ?»
  • Вопрос 8. « Вы сделали это?»Он должен прозвучать обязательно с интервалом от трех до пяти секунд после первого. Смотря в глаза опрашиваемому, можно зафиксировать его эмоциональную реакцию на вопрос.
  • Вопрос 10. «Хотели бы вы пройти испытание на полиграфе?» Вы не просите опрашиваемого сделать это, а только лишь говорите о возможности участия в таком испытании.
  • 8.14. Юридическая психолингвистика
  • 8.15. Психология разоблачения маскировок, инсценировок и ложного алиби
  • 8.16. Судебно-психологическая экспертиза
  • 8.17. Посмертная судебно-психологическая экспертиза
  • 8.18. Внеэкспертные формы использования специальных познаний психолога в уголовном судопроизводстве
  • 8.19. Нетрадиционные психологические методы раскрытия и расследования преступлений
  • Глава 9. Психотехника в работе юриста
  • 9.1. Психотехника речи
  • 9.2. Психотехника использования речевых и неречевых средств
  • 9.3. Психотехника построения высказываний
  • 9.4. Психотехника речевого доказывания и опровержения возражений
  • 9.5. Психотехника Бездейственности речи
  • 9.6. Общая психотехника профессионального мышления юриста
  • 9.7. Психотехника рефлексивного мышления
  • Психологический практикум (к части III)
  • Глава 10. Психологические особенности профессионально-юридических действий
  • 10.1. Превентивная и постпенитенциарная психология
  • 10.2. Психологические особенности профилактики преступности несовершеннолетних
  • 10.3 Психология обеспечения безопасности дорожного движения
  • 10.4. Психологические аспекты борьбы с экономической преступностью
  • 10.5. Психология розыскной деятельности
  • 10.6. Психология допроса
  • 10.7. Психология очной ставки, предъявления для опознания, обыска и иных следственных действий
  • Глава 11. Экстремально-юридическая психология
  • 11.1. Психологические особенности экстремальных ситуаций в правоохранительной деятельности
  • 11.2. Боевая готовность и бдительность сотрудника
  • 11.3. Психология личной профессиональной безопасности сотрудника правоохранительного органа
  • 11.4. Психологические аспекты задержания правонарушителей
  • 11.5. Психологические основы ведения переговоров с преступниками
  • 11.6. Психологическое обеспечение действий сотрудников правоохранительных органов при чрезвычайных обстоятельствах
  • 11.7. Руководитель правоохранительного органа в экстремальных условиях
  • Глава 12 Психологические особенности деятельности персонала разных правоохранительных органов
  • 12.1. Психология прокурорской деятельности
  • 12.2. Особенности профессионального психологического отбора кадров в органы прокуратуры
  • 12.3. Психология милицейской деятельности
  • 12.4. Психология таможенной деятельности
  • 12.5. Психологические особенности суда присяжных
  • 12.6. Психология в адвокатской деятельности
  • 12.7. Психология деятельности органов, исполняющих наказания (пенитенциарная психология)
  • 12.8. Психология деятельности частных охранных и детективных служб
  • Психологический практикум (к части IV)
  • 8.5. Изучение человека в психологическом наблюдении

    Понятие и значение психологического наблюдения. Самый доступный и наиболее широко применимый путь получения психологической информации о человеке, представляющем профессиональный интерес для работника юридического органа, - путь наблюдения за ним, наблюдения со стороны, при разговоре, при профессиональном контакте. Это реализуемо при психологическом наблюдении - особом психологическом действии, которым работнику-профессионалу юридического дела следует владеть.

    Психологическое наблюдение - особое психологическое действие, обслуживающее решение правоохранительных задач и предназначенное для изучения психологических особенностей людей, с которыми профессионалу юридических органов приходится иметь дело. 1 Его значимость - в широкой доступности и оперативности (возможности быстро получить хоть какую-то информацию о человеке и его психологии). Все зависит практически от самого работника, его желания и его профессионализма. Психологическое наблюдение реализуется с помощью специальных психологических приемов, отвечающих его назначению, и конкретизирующих их правил. Упрощением бы было связывать его успех только с некоторой техникой работы. Его реализация требует наличия у профессионала особой устойчивой внутренней установки на психологическое наблюдение, наличия определенных психологических знаний, а также повышенной психологической чувствительности (чувствительности к внешним проявлениям психологии человека). Все эти компоненты взаимосвязаны. Само применение приемов психологического наблюдения нуждается в актуальной установке, в желании и стремлении профессионала использовать их. Обратная зависимость - практика использования приемов развивает и укрепляет установку и психологическую чувствительность, возникает профессиональная привычка, формируются соответствующие навыки и умения, накапливается опыт, совершенствуются знания.

    Психологическое наблюдение дает информацию о человеке, но переоценивать ее достоверность не следует. Человек как объект психологического наблюдения весьма сложен и неоднозначен. Многое в нем содержит психологическую информацию: как вошел в комнату, как подошел, как сел, куда дел руки, какую фразу и почему произнес, почему на одном вопросе задержался, другой обошел, почему опустил глаза, когда дрогнули веки, на кого и в какой момент посмотрел и многое другое. Все это составляет язык внешних проявлений психологии человека (рис. 8.3). Его значения вероятностны и, тем не менее, профессионалу следует понимать их. Этот язык скажет профессионалу больше, чем человек сам о себе. Есть граждане-«артисты», пытающиеся маскировать свои действительные мысли, отношения, качества, состояния, что, конечно, в известной мере затрудняет понимание языка внешних проявлений, прочтение последних. Однако подлинный профессионал достаточно уверенно отличит наигранное от действительного, искреннее от лживого. Дело в том, что «артист» живет двойной внутренней жизнью: демонстрируемой, рассчитанной на показ, и действительной, «для внутреннего пользования». Постоянные переходы от одной к другой в процессе общения так или иначе обнаруживают это раздвоение в многочисленных признаках противоречивости. Даже если профессионалу не удается составить отчетливого психологического портрета человека, то по результатам психологического наблюдения у него возникают неудовлетворенность, предположения, подозрения, побуждающие его к дополнительным проверкам и в конечном счете - установлению истины.

    Рис. 8.3. Наблюдаемые признаки психологии человека

    Прием избирательности и надежности психологического наблюдения. Интерес работника органов правоохраны в наблюдении - не праздное любопытство, он всегда конкретен. Эта конкретность выражается в интересе к составлению психологического портрета (который, как уже отмечено выше, в юридической деятельности всегда избирателен, акцентуирован) или отдельным психологическим феноменам (например, искренности или лживости).

    Правило избирательности и целеустремленности рекомендует со вниманием относиться к определению задач наблюдения в каждом конкретном случае, пользоваться рекомендациями по составлению психологического портрета, уточнять, какие внешние проявления, выступая признаками подлежащих оценке психологических феноменов, подлежат наблюдению и фиксации.

    Правило комплексности предупреждает о недопустимости категорических! психологических оценок на основе единичной фиксации каких-то признаков; Надо перепроверять информацию, усиливая наблюдение за повторными проявлениями их. Кроме того, учитывая целостность психики, следует собирать максимально широкий круг информации, отвечающей структуре психологического портрета. Это позволит более достоверно оценивать и отдельные проявления.

    Правило устойчивости к социально-психологическим эффектам, снижающим достоверность психологического наблюдения. К ним относятся эффекты «первого впечатления», «первой информации», ореола, инерции. В условиях правоохранительной деятельности особенно сильно и негативно сказывается предварительная или имеющаяся у сотрудника информация о человеке, с которым он встречается. Они автоматически формируют у него установку на поиск, восприятие во внешних данных и поведении человека того, что подтверждает имеющуюся информацию, полученную от других лиц или из документов. Правило требует всегда быть объективным, не поддаваться первым впечатлениям, быть самостоятельным, судить о человеке только по непосредственно наблюдаемым и проверенным фактам, перепроверять свои впечатления, критично походить к выносимым оценкам о нем и его качествам.

    Прием выявления в наблюдении качеств личности. По внешности, мимике, пантомимике, продуктам деятельности, словам, речи можно судить о ряде качеств человека. Правила:

    по словарному запасу, построению речи, изложению мыслей, ответам на вопросы судить о его образованности, культуре, профессиональной принадлежности, умственном развитии, находчивости, криминализованности, правовой осведомленности, особенностях правовой психологии и т.п.;

    по произношению оценивать его национальную и региональную принадлежность, возможное место рождения и длительного жительства, образованность;

    по темпу речи, интонациям, жестикуляции, выразительности мимики и экспрессивности речи оценивать его тип темперамента, эмоциональную уравновешенность, умение владеть собой, силу воли, самомнение, культурность, систему ценностных приоритетов. Так, человек с холерическим темпераментом быстр, темп речи у него устойчиво высок, мимика выразительна, характерны в поведении порывистость, нетерпеливость, несдержанность;

    по вещам и предметам, принадлежащим человеку, - см. §8.3.

    Прием выявления в наблюдении криминально значимых признаков. Для работника правоохранительных органов значимость таких признаков особенно велика.

    Правило оценки признаков криминализации речи. Засоренность речи словечками из криминального жаргона характерна для некоторых категорий современной молодежи. Производное от их представлений о «модности», «современности» такого языка, - это определенная психологическая характеристика. Заслуживают оценки обращения типа «гражданин начальник», «командир», слова и выражения, свойственные «блатной музыке» и умению «по феньке ботать». Чем их больше, чем точнее их словоупотребление (что может оценить знакомый с уголовным жаргоном работник), тем достовернее оценки.

    Правило обращения внимания на татуировки. В большинстве своем они не просто украшения и проявления извращенных вкусов, а несут смысловую нагрузку, выдающую отношение его носителя к закону, работникам правоохранительных органов, преданности криминальному миру, статусу в криминальной среде, говорят о планах на будущее, характере преступной деятельности, числе «отсидок» и др. Расположенные нередко на видимых частях тела человека (кистях, пальцах, ушах, носу и пр.), они не должны остаться незамеченными и не интерпретированными психологически.

    Правило наблюдения за жестами, движениями, деталями одежды, привычками поведения. В недалеком прошлом опытные сотрудники очень четко подмечали людей, имеющих (или имевших) отношение к криминальному миру по короткой стрижке, несколько старомодной одежде, приверженности к ношению ватников или кожаных курток, отсутствию галстука («удавки»), наброшенному на плечи пиджаку, манерной походке и др. Ныне большинство этих примет устарело, но некоторые сохранились. Характерны интенсивная жестикуляция, выразительные движения кистью и пальцами (в преступном мире, в местах лишения свободы жесты используются для безмолвного обмена информацией и связи), определенная манера входа в помещение, походка, поведение при общении, сидение на корточках у стены, симуляция болезней, способ хранения некоторых вещей, особенности ожидания (три шага в одну сторону, три в другую), обращение к некоторым людям и к нему самому по кличке, неумение в столовой пользоваться ножом и вилкой, привычка смешивать разные блюда в одно, наличие дорогих перстней на пальцах и др. Конечно, не каждую из этих примет можно истолковать однозначно, но в совокупности они делаются определеннее. Есть свои характерные привычки и приметы у шулеров, карманных воров и ряда других преступных «специализаций». Разработка комплекса примет заслуживает дальнейшей разработки юридической психологией.

    Прием выявления в наблюдении признаков лица, занимающегося преступной деятельностью. Сегодня, правда, в большинстве случаев не трудно судить о том, кто ведет преступный образ жизни; основная трудность в получении доказательных материалов. Все же бывает важным понять это, ибо лица, занимающие высокие места в преступной иерархии, предпочитают нередко держаться в тени.

    Правило слежения за признаками противоречивости личности. Нередко такими признаками выступают: несоответствие обнаруживаемых качеств тому облику, который пытается придать себе человек (например, неожиданное обнаружение острого ума, наблюдательности, изощренности в возражениях и ответах на вопросы, обстоятельных и точных знаний в какой-то области, которых трудно ожидать, например, у «простого», малоприметного, ведущего тихий и скромный образ жизни, занимающего рядовую должность человека); демонстративное обнаружение «кристальной» честности, порядочности, бескорыстия, благотворительности и пр.; повышенная готовность к самозащите, острая настороженность, обостренная реакция на подозрения и подозрительность к другим, жесткий самоконтроль и др.

    Правило слежения за признаками поведения лиц, собирающихся совершить или совершивших преступление, особенно значимо для сотрудников милиции, несущих службу на улицах и в общественных местах, вневедомственной охраны и др. Заслуживают внимания:

    Настороженность, повышенная напряженность, нервозность, неестественная веселость или развязность человека, особенно когда он замечает сотрудника милиции или последний подходит к нему для проверки документов;

    Торопливая или излишне напряженная походка, выдающая как бы желание не обратить на себя внимание;

    Тревожное, порывистое оглядывание назад («нет ли слежки») и по сторонам;

    Применение приемов отрыва от слежки (вход в последний момент в автобус, метро и такой же выход, многочисленные пересадки на транспорте и др.);

    Наличие предметов, узлов, чемоданов в руках в ночное время или в местах, где люди редко бывают с ними;

    Несоответствие возраста, одежды и того, что несет человек в руках, и др.

    Характерна для этих лиц, как, впрочем, и для тех, кто имеет большой преступный опыт, привычка не допускать, чтобы кто-то шел за ними сзади. Они либо ускоряют шаг, либо пропускают идущего сзади.

    Усиливает продуктивность обнаружения человека, собирающегося совершить преступление, и знание сотрудником правоохранительных органов способов совершения тех или иных преступлений. Например, такое знание используется оперуполномоченными оперативных групп, занимающихся розыском и задержанием карманников. Они знают, где и когда их искать, как их выделить из толпы, в какой момент брать с поличным.

    Правило учета психологических особенностей опознания лиц, находящихся в розыске. Розыск осуществляется на основе использования различных портретов (фотографий, рисованных портретов, словесных портретов и др.), однако успех зависит от учета возможностей человеческой памяти лицами, осуществляющими ориентировку и инструктаж сотрудников милиции, выходящих на службу. Запомнить данные даже о пяти человеках трудно, если инструктаж не сопровождается раздачей копий портретов. Многое зависит от тренированности профессиональной памяти сотрудников, умения осуществлять припоминание сведений, сличение портрета и реально наблюдаемого человека, проверять документы, удостоверяющие личность.

    Прием выявления и оценки психического состояния человека. Взволнованность, страх, радость, тревога, напряженность, расслабленность, злость, растерянность, даже спокойствие могут многое сказать наблюдательному юристу.

    Правило наблюдения за внешними признаками психических состояний. Такими признаками выступают: интонации голоса, изменения его темпа, пауз, тембра; выражение глаз и направление взгляда; цвет лица и выступление пота; жесты, прза (в состоянии напряжения, например, поза несколько неестественна, пальцы на руках могут дрожать или напряженно сжиматься в кулак), движение рук (в состоянии волнения человек берет что-то в руки, начинает вращать, ускоряет вращение). Как верно сказал один опытный юрист: «Надо вглядываться не только в Уголовный кодекс, но и в глаза человека». Трудно вообще судить о человеке, ни разу не взглянув пристально, изучающе ему в глаза. Наблюдение улучшается в условиях хорошей освещенности.

    Правило контроля за изменениями психического состояния. В ходе раскрытия и расследования преступлений, задержания преступников, пресечения нарушений общественного порядка и в других случаях сотруднику полезно, а то и необходимо знать, в каком психическом состоянии находится правонарушитель, потерпевший, свидетель. Успокоение или возникновение тревожности, страха, повышение напряженности и появление пота в какие-то моменты встречи и разговора говорят о значимости момента, его опасности или уходе от опасности. На этом, в частности, строится и диагностика лжи и скрываемых обстоятельств (см. § 8.12).

    Прием психологического зондирования. Опытный юрист не ждет пассивно, когда интересующее его лицо само проявит свою психологию. Он активно выявляет ее с помощью этого приема и его правил.

    Например, в квартире одного из подозреваемых проводился обыск, но он не давал результатов. Тогда руководитель группы распорядился вывести подозреваемого в другое помещение, а в этой комнате переставить всю мебель. Когда подозреваемого вновь ввели в комнату, за ним наблюдали. Тот, увидев перестановки, быстро обежал комнату беспокойным взглядом, задержав его на некоторое время на напольных часах, и успокоился, улыбнувшись. Из них и извлекли вещественные доказательства, которые были там тщательно запрятаны. Подозреваемый выдал себя своей реакцией.

    Прием контроля за информативно значимыми психологическими реакциями по ходу выполняемого сотрудником следственного или иного профессионального действия:

    Движения глаз;

    Появление растерянности, задержки с ответом. Молчание может сказать больше, чем ответ;

    Уход от прямого ответа, перевод разговора на другие вопросы;

    Изменение психического состояния;

    Внезапное покраснение и появление пота на лице, постукивание пальцем, усиление манипулирования предметом в руках (ручкой, карандашом, спичечной коробкой, пуговицей, пепельницей и пр.), закуривание сигареты и др.;

    Непроизвольное расширение зрачков глаз;

    Естественность (наигранность реакций) и др.

    Прием «качания». Всем известна с детства игра «горячо - холодно».

    Этот прием схож с ней. Когда допрос, разговор, перемещение приближаются к опасным для человека, знающего свою вину, но проявляющего неискренность и скрытность, теме, вопросу, месту, факту, его внутреннее напряжение возрастает, когда удаляются - снижается. Эти внутренние реакции непроизвольны, сдержать «выплескивания их наружу» практически невозможно, а попытка не проявить их внешне оказывается еще более заметной, так как неестественна.

    От опытного, психологически наблюдательного юриста не укроются психологические проявления, и любые попытки виновного обмануть его, как правило, оказываются безуспешными. Язык внешних проявлении всегда более искренен, чем слова.

    "См.: О"Коннор Джозеф и Гриндер Джон. Введение в нейролингвистическое программирование: Пер. с англ. - Челябинск, 1997; Человеческий фактор в правоохранительных системах. Языки мозга и тела человека: проблемы и практическое использование в деятельности органов внутренних дел. - Орел, 29 мая - 2 июня 1995 г.; Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика и ее методы. - Киев, 1992; Скрыпников А.И., Лаговский А.Ю., Бегунова Л.А. Значение поведенческих реакций подозреваемого для экспресс-оценки его психологических особенностей. - М., 1995; Куприянов В.В., Стовичек Г.Р. Лицо человека. - М., 1988.

    Психологическая наблюдательность в ряду общих требований к профессии психолога стоит на первом месте и является профессионально важным качеством.

    Психологическая наблюдательность - это чувствительность в восприятии психологических явлений и других людей через внешнее выражение индивидуальных особенностей, характеристик и состояний. Психологическая наблюдательность понимается как совокупность личностных качеств и способностей человека, проявляющихся в умении распознавать особенности внешнего облика и поведения других людей. Психологическая наблюдательность человека влияет на процессуальную сторону общения, на его эффективность и объективность. Ее функция заключается в создании адекватного образа партнера по общению (Родионова А.А., 2003).

    Психологическая наблюдательность предполагает наличие у наблюдателя хорошо развитых перцептивных, эмпатийных, когнитивных и прогностических компонентов психики. Иными словами профессиональная наблюдательность психолога включает в себя умение воспринимать, чувствовать, понимать и предвидеть поведение другого человека. Психолог аккумулирует наблюдения и использует все увеличивающийся объем информации о человеке для формирования более точного эмпатийного и когнитивного его понимания и повышения надежности предсказаний его чувств, мыслей и поступков (Регуш Л.А., 1996).

    Психологическая наблюдательность - это способность к осуществлению наблюдения за поведением окружающих людей, проявляющаяся в умении подмечать существенные, характерные, в том числе малозаметные психические особенности и их внешние проявления. Хороший наблюдатель обладает высокой сенситивностью, воспринимает другого человека и запоминает, как он выглядел, что говорил и что делал. При этом важно не забывать, что видеть, «держать глаза открытыми», слышать - еще не значит наблюдать, вести наблюдение в строгом значении этого слова. Наблюдать – это, значит, смотреть, присматриваться, приглядываться; слушать, прислушиваться. Говоря повседневным языком - "обращать внимание".



    Видеть же действительность таковою, какова она есть, весьма и весьма непросто. Задумаемся над известными словами А.Н.Радищева: "Я взглянул окрест меня - и душа моя страданиями человеческими уязвлена стала". Но ведь и до этого озарения в понимании и оценке воспринимаемого, он глядел "окрест себя", но чего-то все-таки не видел. Большинство же образованных коллег А.Н.Радищева, этого уровня восприятия окружающей действительности, этого эмпатийного понимания видимого так и не достигли. Наблюдательность включает умение чувствовать другого человека и сопереживать ему.

    А. М. Эткинд (1983) обращал внимание на то, что в обыденной жизни, в реальных процессах деятельности и во вплетенных в нее механизмах межличностного восприятия и самовоспитания "горячие" акты оценок и переживаний имеют порой большее значение, чем "холодные" попытки объяснения. Спецификой психологической наблюдательности является способность отделить "сенсорно воспринимаемое" от "чувственно переживаемого", умение отделить то, что ты видишь и слышишь, от того, что ты думаешь и чувствуешь по поводу данного человека (Сидоренко Е. В., 1995, с.100). От наблюдателя требуется формирование установки на объективность в оценках, непредвзятость в суждениях. Поэтический оборот А. С. Пушкина "ума холодных наблюдений" довольно точно отражает эту особенность психологического наблюдения.

    Значение когнитивно-понятийных компонентов психики в деятельности наблюдения подчеркивал А. П. Болтунов. Он считал, что опытного наблюдателя можно уподобить "художнику, отбрасывающему при изображении явлений из доступных восприятию признаков все несущественное и фиксирующему с особенной отчетливостью все, имеющее первостепенное значение для понимания смысла этих явлений. Только при этом условии гарантировано правильное понимание описываемого наблюдателем факта поведения" (Болтунов А.П., 1926, с. 142).

    В связи с этим важно учитывать следующие правила :

    1. Проводить многократные систематические наблюдения данного поведения в повторяющихся и меняющихся ситуациях, что позволяет отделить случайные совпадения от устойчивых закономерных связей.

    2. Не делать скоропалительных выводов, обязательно выдвигать и проверять альтернативные предположения относительно того, какая психическая реальность стоит за наблюдаемым поведением.

    3. Сопоставлять частные условия появления наблюдаемого поведения с общей ситуацией. Рассмотрение в общем контексте больших общностей (общей ситуации, личности в целом, применительно к ребенку – стадии психического развития и т.п.) часто изменяет психологический смысл наблюдаемого (Михалевская М.Б., 1985, с.7-8).

    Говоря о прогностических компонентах психологической наблюдательности важно не забывать, что "в попытках прогнозировать индивидуальное поведение профессиональные психологи систематически отстают от непрофессионалов, наделенных опытом и разбирающихся в "человеческой природе" (Леонтьев В. В., 1990, с.111). Прогноз проявления какого-либо качества, совершения какого-либо поступка носит в психологии вероятностный характер. Сделать прогноз для одного конкретного случая еще сложнее. Людям вообще свойственно переоценивать, насколько хорошо один человек может предсказать поведение другого. "Имеются надежные доказательства того, что большинство наблюдателей замечают и помнят только 1% случаев правильного прогноза и игнорируют или отделываются поверхностными объяснениями, когда речь идет о 99% ошибочных предсказаний" (Купер К., 2000, с.26).