Сочинения

Что американский астронавт алан шепард привез на луну. Алан Шепард — первый американский космонавт

Алан Бартлетт Шепард-младший появился на свет в маленьком городке Дерри штата Нью-Хэмпшир, 18 ноября 1923 года в семье полковника армии, вышедшего на пенсию Алана Б. Шепарда и Рензы Эмерсон. Его отец на момент рождения сына работал в Национальном банке Дерри, принадлежащем дедушке. Некоторые из его предков были одними из первых европейцев, прибывших в Новый Свет на торговом судно «Мэйфлауэр», чтобы оказывать помощь в становлении Плимутской колонии.

Детство Алана Шепарда

Начальную школу Адамса парень закончил досрочно, пройдя шесть классов за пять лет. Перейдя в среднюю школу, благодаря усердию, он перескочил через 8 класс. В 1936 году он поступил в академию Пинкертона – частное учебное заведение, где учился его отец, и где его дед был попечителем. В конечном итоге двенадцатилетний курс он усвоил в общей сложности за 9 лет.

Унаследовав семейное трудолюбие Алан с детства не гнушался работы. Он брался за всякую работу в местном авиационном ангаре, включая бумажную. Наградой за это служили бесплатные полеты. В раннем детстве он очень любил самолеты. Перелет Чарльза Линдберга через Атлантику, вдохновил его на всю жизнь. Находясь под впечатлением Алан создал авиамодельный клуб, а рождественским подарком на новый 1938 год был полет на борту Дугласа. На следующий год парень уже ездил на велосипеде на территорию Манчестерского регионального аэропорта, где, выполняя несложные задания, в награду поднимался в небо или изучал азы пилотирования.

Служба в военно-морском флоте

Окончив академию в 1940 году, в разгар Второй мировой войны, парень захотел присоединиться к ВМС страны. Он с легкостью преодолел вступительный экзамен в военно-морскую академию в Аннаполисе в 1940 году, но его юный шестнадцатилетний возраст не позволил приступить к выполнению боевых заданий. Алана определили в подготовительную школу. В связи с войной, обычный четырехгодичный курс был сокращен до года. В июне 1944 года он получил кратковременное командирование на морскую станцию в Джексонвилле. Его направили на эсминец «Когсвелл», на борту которого он участвовал в тихоокеанских операциях. После войны он прошел подготовку на пилота, став одним из самых опытных летчиков-испытателей страны.

В 1950 году Шепард учился в пилотной школе ВМС США в Патуксент-Ривер. После окончания учебы он принимал участие в испытаниях по действию системы дозаправки в небе. Он проводил испытания одних из самых известных самолетов, таких как F4D Skyray, F2H3 Banshee и F5D Skylancer. Он рисковал и заработал репутацию бесстрашного пилота.

Аэрокосмическая карьера

После запуска Советским Союзом первого искусственного спутника Земли, американское правительство взялось за попытку подтвердить свое технологическое превосходство. Президент Дуайт Д. Эйзенхауэр включился в космическую гонку, в ходе которой было создано управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. Одним из проектов агентства стал проект «Меркурий», подразумевающий вывод человека на орбиту Земли, его возвращение и оценку возможностей. Были набраны 110 кандидатов из числа лучших военных летчиков. В 1959 году Шепарда пригласили в качестве члена программы. Он совершил короткий пятнадцатиминутный суборбитальный полет 5 мая 1961 года.

Спустя три года врачи диагностировали у Алана болезнь Меньера. Он продолжал служить в НАСА в шестидесятых годах в качестве начальника отделения астронавтов, в основном контролируя экипажи космонавтов и разрабатывая новые тренировочные программы. Стараниями хирургов здоровье астронавта полностью восстановилось. Он вернулся в космос в 1971 году командиром миссии Аполлон 14. Эта миссия включала в себя пилотируемую посадку на Луну. Команда провела тридцать три часа на лунной поверхности и собрала образцы грунта. За время миссии капитаны Митчелл и Шепард были задействованы в двух лунных прогулках, продолжительностью чуть более четырех часов каждая. Он продолжил обязанности начальника управления астронавтов до ухода на пенсию в 1974 году.

Личная жизнь героя Америки сложилась благодаря женитьбе на Луизе Брюэр. Церемония бракосочетания состоялась 3 марта 1945 года в Лютеранской церкви Св. Стефана в Уилмингтоне. У них родились две дочери: Лаура и Джулия, а после смерти сестры Луизы они приняли в семью свою пятилетнюю племянницу Джудит Уильямс. Алан Шепард скончался 21 июля 1998 года в Монтерее от лейкемии.

(отрывок):

Остальным казалось, что существует два совершенно разных Эла Шепарда, и никогда нельзя было точно сказать, с каким из них имеешь дело. Дома в Лэнгли вы видели одного Эла Шепарда: кадрового офицера с ледяными вежливыми манерами. Отец Шепарда, полковник Алан Шепард-старший, был впечатляющей фигурой, и немногие осмеливались бросить ему вызов. Шепард всегда был хорошим сыном. Полковник посылал его учиться в частные школы; как и отец, он окончил морскую академию и стал летчиком. И, хотя Алан никогда не был в бою, он считался одним из лучших летчиков-испытателей во флоте. Он отличился при испытаниях истребителей F3H, F8U, F4D («Скайрэй»), F11F («Тайгеркэт»), F2H3 («Банши») и F5D («Скайлансер»). Он проделывал весьма рискованные трюки, включая первую посадку этих монстров на бывшие тогда в новинку угловые палубы авианосцев. Это был первоклассный морской авиатор - жесткий, сообразительный, с качествами лидера. Он был женат на Луизе Брюэр, симпатичной, обаятельной и холеной женщине, настоящей леди. Она принадлежала к Церкви Саентологии. Шепард был родом из Нью-Гемпшира, а в Новой Англии саентологи пользовались большим влиянием: это была одна из богатейших церквей Соединенных Штатов со своей культурной традицией, в чем-то сходной с унитарианской. Принадлежность к Церкви Саентологии была не лишней для карьеры флотского офицера, потому что начальство традиционно относилось с уважением к религиозным взглядам. Важнее всего было окончить академию, а вторым по значимости - принадлежать к социально правильному протестантскому вероисповеданию. Выше всех в армии неофициально котировалась Епископальная Церковь (к ней принадлежали Ширра и Карпентер). Ну а Церковь Саентологии, хотя и была несравненно малочисленнее, считалась еще более изысканной. Такова в общих чертах была жизнь капитана третьего ранга Алана Шепарда, безукоризненного кадрового офицера. Но внутри этой оболочки скрывался... Улыбающийся Эл с Мыса! На самом-то деле Шепард не принадлежал к Церкви Саентологии и даже не был близок к ней. В глубине души он, вероятно, был убежденным атеистом. На первой пресс-конференции он искусно обошел эту тему, сказав, что не принадлежит ни к одной церкви, но регулярно посещает церковь саентологов. И каким-то образом сложилось мнение, что Шепард - убежденный саентолог. (Пресса, этот всегда корректный Джентльмен, была рада видеть данный факт в таком свете.) Да и дома Шепарду удавалось сойти за образец добропорядочного мужа, каковым его считали. Он регулярно ходил с Луизой в церковь. Он не пил, не курил, не сквернословил, не позволял своим губам - а губы и глаза были его самыми примечательными чертами - расплыться в широкой теплой улыбке при виде проходящей мимо хорошенькой девушки.

Он ничуть не напоминал знаменитого Улыбающегося Эла Шепарда, пока не выходил из своего самолета вдали от дома, особенно на Мысе. Тогда Эл выглядел совершенно иначе, словно бы сбрасывал ледяную маску. Когда он выходил из самолета, в его глазах плясали огоньки. Широчайшая улыбка расплывалась по лицу. И вы уже знали, что он вот-вот начнет щелкать пальцами в нетерпении, потому что весь его вид словно говорил: чем бы таким заняться? А когда он садился в свой «корвет», то являл собою картину настоящего летучего жокея вдали от дома.

11:14 05/05/2018

0 👁 1 465

Хорошо, когда какое-нибудь историческое событие оснащено камерами с разных ракурсов, чтобы потом можно было посмотреть, как что происходило. Ещё лучше, когда событие не очень длинное, чтобы от хроники не стало скучно. По этим двум параметрам первый американский полёт в космос 5 мая 1961 года оказывается нагляднее полёта Гагарина - на «Mercury-Redstone 3» стояли две камеры, одна из которых снимала астронавта, а вторая - приборную доску. А то, что полёт был суборбитальный, означало, что продлится он всего пятнадцать минут, в отличие от относительно длинного орбитального полёта Гагарина на 108 минут. Энтузиасты космонавтики сделали даже несколько роликов с реконструкцией этого полёта. А к тому, который понравился мне больше, я добавил русские субтитры.

Полёт «Mercury-Redstone 3»

Миссия «Mercury-Redstone 3» - это первый пилотируемый суборбитальный космический полёт США и первый в мире суборбитальный пилотируемый космический полёт. Он состоялся 5 мая 1961 года и длился всего 15 минут. Пилот - Алан Шепард.

«Меркурий» - одноместный, выполненный по схеме усеченного конуса. В узкой части корабля находились парашюты (тормозной, основной и резервный), датчики горизонта, аварийный люк. В центральной части корабля располагался астронавт, приборы и баки расходных компонентов - перекиси водорода для системы ориентации, гелия для наддува, кислорода для дыхания. Снаружи широкой стороны корабля находился воздушный посадочный амортизатор, тепловой щит (бериллиевый для суборбитальных полётов и стекловолоконный для орбитальных полётов) и связка сбрасываемых тормозных двигателей. Корабль имел длину 3,3 м, диаметр 1,8 м, массу до 1400 кг. Недостаточная грузоподъемность американских ракет привела к тому, что «Меркурий» был очень маленьким и тесным, внутренний объем составлял всего 1,7 м^3, и астронавты говорили, что не «садятся» в капсулу, а «надевают её на себя».

«Редстоун», полное название «Mercury-Redstone Launch Vehicle» - это модифицированная для пилотируемых полётов БРСД «PGM-11 Redstone», прямой потомок «Фау-2», разработки команды Вернера фон Брауна. В боевом варианте ракета несла термоядерную боеголовку, космические варианты использовались для запуска первого спутника США и других космических программ. Стартовая масса до 30 тонн, диаметр 1,78 м, длина 25,4 м.

А́лан Ба́ртлет Ше́пард-младший, родился 18 ноября 1923, умер 21 июля 1998. Закончил военно-морскую академию в Аннаполисе, служил на эсминце во время Второй Мировой войны. После войны пошёл в летчики, стал летчиком-испытателем и в 1959 году стал одним из семи астронавтов США первого набора. Рост 180 см, вес 77 кг.

Ход миссии

Первоначально пуск запланировали на 2 мая. Шепард и его дублёры Гриссом и Гленн проснулись в час ночи, позавтракали и стали ждать команды к отъезду на старт. Но из-за погодных условий старт отменили. Вторая попытка была совершена 5 мая. Шепард занял место в корабле за два часа до старта, в 5:15 утра ET. В 7 утра старт отложили на час из-за облачности - облака мешали наблюдениям ракеты, и было необходимо чистое небо для наблюдений поверхности Земли. Затем перегрелся инвертор, и пришлось стравливать излишнее давление в кислородном баке. Старт задерживался уже на два часа. Появилась проблема, о которой не задумались ни инженеры, ни медики - для полёта, который должен был продлиться всего пятнадцать минут, никто не задумался о санитарно-гигиенических потребностях астронавта. Проще говоря, в скафандре отсутствовал мочеприёмник. Четыре с лишним часа ожидания в ракете, не считая времени на поездку и прочее привели к тому, что первому американскому астронавту пришлось опорожнить мочевой пузырь в скафандр с риском короткого замыкания. Но ничего страшного не случилось. Шепард с юмором отнесся к ситуации, назвав себя «мокрой спиной» и призвал ЦУП «решить свои проблемы и зажечь наконец эту свечу». В итоге старт состоялся в 9:34 ET. Старт в прямом эфире смотрели от 45 до 70 миллионов человек, проще говоря, вся Америка. В школах были остановлены занятия, учреждения прекратили работы, даже уличное движение остановилось - все следили за прыжком в космос.

План полёта был расписан буквально по секундам, и в нем были следующие эксперименты:
Ручная ориентация. Шепард проверил возможность и удобство ориентации по трем осям - тангажа, крена и рыскания.
Наблюдение за поверхностью . В перископ Шепард наблюдал Землю и сообщил, что Землю видно хорошо, можно распознавать большие озера, острова и прочие элементы ландшафта.
Наблюдения ракеты. не должна была быть далеко, но, тем не менее, Шепард её не увидел. Впрочем, у «Меркурия» был весьма плохой обзор, так что это никого не удивило.
Наблюдения . Шепард должен был наблюдать звезды/планеты в смотровой иллюминатор. К сожалению, из-за сильного фонового света он ничего не увидел. Попытки увидеть звезды привели к тому, что он несколько выбился из графика, и впервые, по собственным воспоминаниям, занервничал.

Неисправности:
За время полёта произошла только одна заметная неисправность - отказал датчик сброса ТДУ. На приборной доске была возможность сбросить операцию - нажатием кнопки сообщить системе что операция состоялась, чем Шепард и воспользовался.
В книге «The Right Stuff» Вулфа утверждается, что Шепард забыл снять снижающий яркость фильтр с перископа перед стартом, и не решился снимать его потом, поэтому он видел в перископ черно-белую слабо контрастную картинку и не совсем искренне говорил ЦУПу «Какой красивый вид». Но подтверждения этой информации по другим источникам я не нашёл, достоверность этого неизвестна.

А́лан Ба́ртлет «Эл» Ше́пард-младший (англ. Alan Bartlett «Al» Shepard, Jr. ; 18 ноября , Дерри , шт. Нью-Гэмпшир , США - 21 июля , округ Монтерей , шт. Калифорния , США) - американский астронавт , контр-адмирал американских ВМС . Первый американец, совершивший суборбитальный космический полёт . Второй космический полёт Шепард выполнил в качестве командира космического корабля «Аполлон-14 », посадочный модуль которого совершил посадку на поверхность Луны .

Образование

В 1941 году Алан окончил морской колледж Академия адмирала Фаррагута (англ. ). В 1944 году он получил диплом бакалавра естественных наук в Военно-морской академии США в Аннаполисе .

Карьера лётчика-испытателя ВМС

В 1944 году Шепард стал офицером ВМС. Его первым назначением стал эсминец «Когсвелл» (англ. Cogswell ) направленный в годы Второй мировой войны в Тихий океан . По окончании войны Шепард начал готовиться на военно-морского лётчика , сначала в городке Корпус-Кристи , а затем в Пенсаколе . Звание лётчика ему было присвоено в 1947 году. В этом качестве Шепард проходил службу в составе 42-й истребительной эскадрильи в Норфолке и Джэксонвилле . Несколько раз на борту авианосцев он выдвигался в район Средиземного моря .

В 1950 году Шепард поступил в Школу морских лётчиков-испытателей Патаксент . После её окончания участвовал в лётных испытаниях и работах по получению данных об освещённости и структуре воздушных масс над территорией Северной Америки , а также в экспериментах по разработке системы заправки в воздухе для американского ВМС. Шепард участвовал в испытаниях палубного истребителя F2H-3 «Бэнши» и первой американской угловой палубы для стартов с авианосца. После своего назначения оперативным офицером в подразделение ночных истребителей 193-го истребительного эскадрона в Моффет Филд (англ. Moffett Field ; штат Калифорния), Алан Шепард совершил два выхода в западную часть Тихого океана на борту авианосца Орискани .

Повторно вернувшись в Пэтаксент, Шепард активно участвовал в лётных испытаниях палубных истребителей F3H «Демон» , F8U «Крусейдер» , F4D «Скайрэй» , F11F «Тайгер» , был назначен пилотом-испытателем создаваемого всепогодного палубного истребителя F5D «Skylancer» . Пять месяцев Шепард служил инструктором школы лётчиков-испытателей. Позднее, - поступил в военно-морской колледж в Ньюпорте (штат Род-Айленд), по окончании которого в 1957 году был назначен в штат командующего Атлантического флота в качестве офицера подготовки самолётов.

Имел налёт более 8000 часов, из них 3700 - на реактивных самолётах .

Карьера астронавта

Шепард готовился в качестве дублёра Гордона Купера для полёта «Меркурий-Атлас-9 ». Следующим полётом Шепарда должен был стать трёхсуточный полёт «Меркурий-Атлас-10» («Фридом-7-II»), назначенный на октябрь 1963, однако 13 июня 1963 года он был отменён.

После отмены полёта «Меркурий-Атлас-10» Шепард был выбран командиром и пилотом для первого старта нового космического корабля «Джемини ». Вторым пилотом должен был стать Томас Стаффорд . Алан приступил к тренировкам, но в начале 1964 года врачи обнаружили у него болезнь Меньера (болезнь уха, нарушаюшая работу вестибулярного аппарата), что привело к его отстранению от полётов практически до конца 60-х годов . Место планировавшегося экипажа «Джемини-3 » заняли Вирджил Гриссом и Джон Янг .

После успешной операции на ушной полости и восстановления лётного статуса Шепард вернулся к активной подготовке к новым полётам.
В возрасте 47 лет, будучи к тому времени старейшим астронавтом НАСА, Алан Шепард выполнил свой второй космический полёт в качестве командира «Аполлона-14» , который стал третьей успешной американской экспедицией на Луну (31 января - 9 февраля 1971 года).

Поздние годы

В 1971 году Алан Шепард был делегатом Генеральной Ассамблеи ООН . В 1971 он получил степень доктора естественных наук в Университете Майами (англ. Miami University ) (Оксфорд, Огайо), а в 1972 - степень доктора гуманитарных наук от Франклин Пирс колледжа (англ. Franklin Pierce College ).

В 1994 году совместно с двумя журналистами он издал книгу Moon Shot: The Inside Story of America’s Race to the Moon («Полёт на Луну: Внутренняя история американской лунной гонки»). В издании книги 1994-го года помещён коллаж из нескольких фотоснимков, показывающей Шепарда, бьющего на Луне по мячу для гольфа (в действительности этот эпизод снимался только на телекамеру, и качество этой съёмки значительно хуже). По книге был создан телевизионный минисериал в 1994 году.

Награды

Был награждён золотыми медалями НАСА «За выдающиеся заслуги » и «За исключительные достижения », Космической медалью почёта Конгресса , медалью де Лаво и медалью имени Лэнгли.

В его честь названо новое крыло планетария в городе Конкорд, так же получил название суборбитальный корабль New Shepard создаваемый американской компанией Blue Origin .

См. также

Напишите отзыв о статье "Шепард, Алан"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Шепард, Алан

А вместо всего этого, вот он, богатый муж неверной жены, камергер в отставке, любящий покушать, выпить и расстегнувшись побранить легко правительство, член Московского Английского клуба и всеми любимый член московского общества. Он долго не мог помириться с той мыслью, что он есть тот самый отставной московский камергер, тип которого он так глубоко презирал семь лет тому назад.
Иногда он утешал себя мыслями, что это только так, покамест, он ведет эту жизнь; но потом его ужасала другая мысль, что так, покамест, уже сколько людей входили, как он, со всеми зубами и волосами в эту жизнь и в этот клуб и выходили оттуда без одного зуба и волоса.
В минуты гордости, когда он думал о своем положении, ему казалось, что он совсем другой, особенный от тех отставных камергеров, которых он презирал прежде, что те были пошлые и глупые, довольные и успокоенные своим положением, «а я и теперь всё недоволен, всё мне хочется сделать что то для человечества», – говорил он себе в минуты гордости. «А может быть и все те мои товарищи, точно так же, как и я, бились, искали какой то новой, своей дороги в жизни, и так же как и я силой обстановки, общества, породы, той стихийной силой, против которой не властен человек, были приведены туда же, куда и я», говорил он себе в минуты скромности, и поживши в Москве несколько времени, он не презирал уже, а начинал любить, уважать и жалеть, так же как и себя, своих по судьбе товарищей.
На Пьера не находили, как прежде, минуты отчаяния, хандры и отвращения к жизни; но та же болезнь, выражавшаяся прежде резкими припадками, была вогнана внутрь и ни на мгновенье не покидала его. «К чему? Зачем? Что такое творится на свете?» спрашивал он себя с недоумением по нескольку раз в день, невольно начиная вдумываться в смысл явлений жизни; но опытом зная, что на вопросы эти не было ответов, он поспешно старался отвернуться от них, брался за книгу, или спешил в клуб, или к Аполлону Николаевичу болтать о городских сплетнях.
«Елена Васильевна, никогда ничего не любившая кроме своего тела и одна из самых глупых женщин в мире, – думал Пьер – представляется людям верхом ума и утонченности, и перед ней преклоняются. Наполеон Бонапарт был презираем всеми до тех пор, пока он был велик, и с тех пор как он стал жалким комедиантом – император Франц добивается предложить ему свою дочь в незаконные супруги. Испанцы воссылают мольбы Богу через католическое духовенство в благодарность за то, что они победили 14 го июня французов, а французы воссылают мольбы через то же католическое духовенство о том, что они 14 го июня победили испанцев. Братья мои масоны клянутся кровью в том, что они всем готовы жертвовать для ближнего, а не платят по одному рублю на сборы бедных и интригуют Астрея против Ищущих манны, и хлопочут о настоящем Шотландском ковре и об акте, смысла которого не знает и тот, кто писал его, и которого никому не нужно. Все мы исповедуем христианский закон прощения обид и любви к ближнему – закон, вследствие которого мы воздвигли в Москве сорок сороков церквей, а вчера засекли кнутом бежавшего человека, и служитель того же самого закона любви и прощения, священник, давал целовать солдату крест перед казнью». Так думал Пьер, и эта вся, общая, всеми признаваемая ложь, как он ни привык к ней, как будто что то новое, всякий раз изумляла его. – «Я понимаю эту ложь и путаницу, думал он, – но как мне рассказать им всё, что я понимаю? Я пробовал и всегда находил, что и они в глубине души понимают то же, что и я, но стараются только не видеть ее. Стало быть так надо! Но мне то, мне куда деваться?» думал Пьер. Он испытывал несчастную способность многих, особенно русских людей, – способность видеть и верить в возможность добра и правды, и слишком ясно видеть зло и ложь жизни, для того чтобы быть в силах принимать в ней серьезное участие. Всякая область труда в глазах его соединялась со злом и обманом. Чем он ни пробовал быть, за что он ни брался – зло и ложь отталкивали его и загораживали ему все пути деятельности. А между тем надо было жить, надо было быть заняту. Слишком страшно было быть под гнетом этих неразрешимых вопросов жизни, и он отдавался первым увлечениям, чтобы только забыть их. Он ездил во всевозможные общества, много пил, покупал картины и строил, а главное читал.
Он читал и читал всё, что попадалось под руку, и читал так что, приехав домой, когда лакеи еще раздевали его, он, уже взяв книгу, читал – и от чтения переходил ко сну, и от сна к болтовне в гостиных и клубе, от болтовни к кутежу и женщинам, от кутежа опять к болтовне, чтению и вину. Пить вино для него становилось всё больше и больше физической и вместе нравственной потребностью. Несмотря на то, что доктора говорили ему, что с его корпуленцией, вино для него опасно, он очень много пил. Ему становилось вполне хорошо только тогда, когда он, сам не замечая как, опрокинув в свой большой рот несколько стаканов вина, испытывал приятную теплоту в теле, нежность ко всем своим ближним и готовность ума поверхностно отзываться на всякую мысль, не углубляясь в сущность ее. Только выпив бутылку и две вина, он смутно сознавал, что тот запутанный, страшный узел жизни, который ужасал его прежде, не так страшен, как ему казалось. С шумом в голове, болтая, слушая разговоры или читая после обеда и ужина, он беспрестанно видел этот узел, какой нибудь стороной его. Но только под влиянием вина он говорил себе: «Это ничего. Это я распутаю – вот у меня и готово объяснение. Но теперь некогда, – я после обдумаю всё это!» Но это после никогда не приходило.
Натощак, поутру, все прежние вопросы представлялись столь же неразрешимыми и страшными, и Пьер торопливо хватался за книгу и радовался, когда кто нибудь приходил к нему.
Иногда Пьер вспоминал о слышанном им рассказе о том, как на войне солдаты, находясь под выстрелами в прикрытии, когда им делать нечего, старательно изыскивают себе занятие, для того чтобы легче переносить опасность. И Пьеру все люди представлялись такими солдатами, спасающимися от жизни: кто честолюбием, кто картами, кто писанием законов, кто женщинами, кто игрушками, кто лошадьми, кто политикой, кто охотой, кто вином, кто государственными делами. «Нет ни ничтожного, ни важного, всё равно: только бы спастись от нее как умею»! думал Пьер. – «Только бы не видать ее, эту страшную ее ».

В начале зимы, князь Николай Андреич Болконский с дочерью приехали в Москву. По своему прошедшему, по своему уму и оригинальности, в особенности по ослаблению на ту пору восторга к царствованию императора Александра, и по тому анти французскому и патриотическому направлению, которое царствовало в то время в Москве, князь Николай Андреич сделался тотчас же предметом особенной почтительности москвичей и центром московской оппозиции правительству.
Князь очень постарел в этот год. В нем появились резкие признаки старости: неожиданные засыпанья, забывчивость ближайших по времени событий и памятливость к давнишним, и детское тщеславие, с которым он принимал роль главы московской оппозиции. Несмотря на то, когда старик, особенно по вечерам, выходил к чаю в своей шубке и пудренном парике, и начинал, затронутый кем нибудь, свои отрывистые рассказы о прошедшем, или еще более отрывистые и резкие суждения о настоящем, он возбуждал во всех своих гостях одинаковое чувство почтительного уважения. Для посетителей весь этот старинный дом с огромными трюмо, дореволюционной мебелью, этими лакеями в пудре, и сам прошлого века крутой и умный старик с его кроткою дочерью и хорошенькой француженкой, которые благоговели перед ним, – представлял величественно приятное зрелище. Но посетители не думали о том, что кроме этих двух трех часов, во время которых они видели хозяев, было еще 22 часа в сутки, во время которых шла тайная внутренняя жизнь дома.
В последнее время в Москве эта внутренняя жизнь сделалась очень тяжела для княжны Марьи. Она была лишена в Москве тех своих лучших радостей – бесед с божьими людьми и уединения, – которые освежали ее в Лысых Горах, и не имела никаких выгод и радостей столичной жизни. В свет она не ездила; все знали, что отец не пускает ее без себя, а сам он по нездоровью не мог ездить, и ее уже не приглашали на обеды и вечера. Надежду на замужество княжна Марья совсем оставила. Она видела ту холодность и озлобление, с которыми князь Николай Андреич принимал и спроваживал от себя молодых людей, могущих быть женихами, иногда являвшихся в их дом. Друзей у княжны Марьи не было: в этот приезд в Москву она разочаровалась в своих двух самых близких людях. М lle Bourienne, с которой она и прежде не могла быть вполне откровенна, теперь стала ей неприятна и она по некоторым причинам стала отдаляться от нее. Жюли, которая была в Москве и к которой княжна Марья писала пять лет сряду, оказалась совершенно чужою ей, когда княжна Марья вновь сошлась с нею лично. Жюли в это время, по случаю смерти братьев сделавшись одной из самых богатых невест в Москве, находилась во всем разгаре светских удовольствий. Она была окружена молодыми людьми, которые, как она думала, вдруг оценили ее достоинства. Жюли находилась в том периоде стареющейся светской барышни, которая чувствует, что наступил последний шанс замужества, и теперь или никогда должна решиться ее участь. Княжна Марья с грустной улыбкой вспоминала по четвергам, что ей теперь писать не к кому, так как Жюли, Жюли, от присутствия которой ей не было никакой радости, была здесь и виделась с нею каждую неделю. Она, как старый эмигрант, отказавшийся жениться на даме, у которой он проводил несколько лет свои вечера, жалела о том, что Жюли была здесь и ей некому писать. Княжне Марье в Москве не с кем было поговорить, некому поверить своего горя, а горя много прибавилось нового за это время. Срок возвращения князя Андрея и его женитьбы приближался, а его поручение приготовить к тому отца не только не было исполнено, но дело напротив казалось совсем испорчено, и напоминание о графине Ростовой выводило из себя старого князя, и так уже большую часть времени бывшего не в духе. Новое горе, прибавившееся в последнее время для княжны Марьи, были уроки, которые она давала шестилетнему племяннику. В своих отношениях с Николушкой она с ужасом узнавала в себе свойство раздражительности своего отца. Сколько раз она ни говорила себе, что не надо позволять себе горячиться уча племянника, почти всякий раз, как она садилась с указкой за французскую азбуку, ей так хотелось поскорее, полегче перелить из себя свое знание в ребенка, уже боявшегося, что вот вот тетя рассердится, что она при малейшем невнимании со стороны мальчика вздрагивала, торопилась, горячилась, возвышала голос, иногда дергала его за руку и ставила в угол. Поставив его в угол, она сама начинала плакать над своей злой, дурной натурой, и Николушка, подражая ей рыданьями, без позволенья выходил из угла, подходил к ней и отдергивал от лица ее мокрые руки, и утешал ее. Но более, более всего горя доставляла княжне раздражительность ее отца, всегда направленная против дочери и дошедшая в последнее время до жестокости. Ежели бы он заставлял ее все ночи класть поклоны, ежели бы он бил ее, заставлял таскать дрова и воду, – ей бы и в голову не пришло, что ее положение трудно; но этот любящий мучитель, самый жестокий от того, что он любил и за то мучил себя и ее, – умышленно умел не только оскорбить, унизить ее, но и доказать ей, что она всегда и во всем была виновата. В последнее время в нем появилась новая черта, более всего мучившая княжну Марью – это было его большее сближение с m lle Bourienne. Пришедшая ему, в первую минуту по получении известия о намерении своего сына, мысль шутка о том, что ежели Андрей женится, то и он сам женится на Bourienne, – видимо понравилась ему, и он с упорством последнее время (как казалось княжне Марье) только для того, чтобы ее оскорбить, выказывал особенную ласку к m lle Bоurienne и выказывал свое недовольство к дочери выказываньем любви к Bourienne.

Являются Юрий Гагарин и Нил Армстронг. Представитель Советского Союза впервые полетел в космос и вернулся живым, а Соединенных Штатов - высадился на Луне.

Однако Армстронг - не первый американский космонавт. Им считается совершенно другой человек. О его биографии, карьере и миссии пойдет речь в статье.

Подготовка к отбору космонавтов

Не секрет, что обе державы были главными конкурентами в вопросе освоения космоса. В США этой проблемой занимались в Исследовательском центре Лэнгли Однако, помимо проектирования и введения в действие космического аппарата, необходимо было сформировать отряд астронавтов.

Подготовка к этому началась с ноября 1958 года. Первый отряд астронавтов США должен был быть отобран в несколько этапов. Вначале хотели выбрать сто пятьдесят кандидатов, постепенно отсеивая из этой группы людей по результатам медицинских и психологических тестов, а также девятимесячной подготовки. В результате отбора должно было остаться шесть астронавтов.

Существенным вмешательством в поиск кандидатов стало решение президента который видел лучших претендентов только среди летчиков-испытателей. Из их числа и стали выбирать.

Выбор астронавтов

К началу 1959 года начали отбор. Руководствовались специалисты следующими критериями:

  • рост - до 180 см;
  • идеальное физическое состояние;
  • возраст - до сорока лет;
  • образование - техническое (бакалавр);
  • специальное образование - летчик-испытатель;
  • опыт полетов - не меньше полутора тысяч часов.

По этим критериям представители НАСА отобрали 110 претендентов, из них была выбрана группа в количестве 36 человек для проведения дальнейших тестов. На прохождение тщательного медицинского и психологического обследования согласились 32 кандидата. Один из них был отсеян, поэтому в Исследовательский центр прибыл 31 летчик. Дальнейший выбор оказался очень сложным. В конце концов специалисты отобрали для полета не шесть, а семь человек.

Летчиков назвали астронавтами, а их имена официально объявили 09.04.1959 года. В числе их был и первый американский космонавт.

Первая семерка с Аланом Шепардом

Все астронавты были семейными мужчинами с инженерным образованием, в отличной физической форме. Их возраст колебался от 32 до 37 лет.

Список первой семерки с военным званием:

  • Джон Гленн - подполковник.
  • Гордон Купер, Вирджил Гриссом, Дональд Слейтон - капитаны.
  • Алан Шепард, Уолтер Ширра - старшие лейтенанты.
  • Скотт Карпентер - лейтенант.

Был среди них и тот, кто удостоится звания "первый американский космонавт". Мужчин начали готовить к полету сначала на базе Исследовательского центра в Виргинии, затем - в Хьюстоне (Техас). У каждого представителя семерки была своя специализация. Главный герой статьи обучался работе в системах спасения и слежения.

Образование Шепарда

Родился Алан 18.11.1923 году в городе Дерри. В возрасте 36 лет он стал одним из семи астронавтов, выбранных НАСА для полета в космос. Во многом этому способствовало полученное им образование.

Будущий астронавт Алан Шепард в свое время окончил колледж Академии имени адмирала Фаррагута, Военно-морскую академию со степенью бакалавра естественных наук, военно-морской колледж.

Карьера летчика

После получения диплома бакалавра Алан Шепард стал офицером ВМС. В это время еще продолжалась Вторая мировая война, поэтому его назначили на эсминец и направили в Тихий океан.

В 1947 году он получил звание летчика и был направлен на службу в истребительскую эскадрилью. В 1950 году летчик поступил в школу испытателей. После завершения обучения он принимал участие в летных испытаниях, в том числе в экспериментах для разработки системы дозаправки в воздухе. В течение пяти месяцев будущий космонавт был инструктором для летчиков-испытателей.

До того как стать астронавтом, Шепард налетал более 8000 часов, из которых 3700 были проведены на реактивных самолетах.

Карьера астронавта

Первый американский космонавт входил в семерку претендентов, которых выбрали в НАСА в 1959 году. Они готовились для программы «Меркурий». Его профессионализм и высокие личные качества позволили ему первым из представителей США достигнуть космоса и долететь до Луны.

Первый свой полет он совершил в 1961 году. Путешествие было недолгим, но таким необходимым для Соединенных Штатов Америки. Корабль-капсула носил название «Фридом-7».

Позже астронавта готовили в качестве дублера Г. Купера на миссию «Атлас-9». В 1963 году он должен был лететь на «Атлас-10». Полет предполагалось проводить трое суток, но его отменили. После этого астронавта выбрали первым пилотом на корабль «Джемини». Начав тренировки, он прошел медицинское обследование, в результате которого у него обнаружили болезнь уха, нарушавшую деятельность вестибулярного аппарата. Из-за болезни Меньера его отстранили от полетов на несколько лет.

Для того чтобы вернуться к подготовке к полетам, Шепарду пришлось сделать операцию на ушной полости. Она прошла успешно, и астронавт вернулся к активной деятельности.

Будучи сорокасемилетним пилотом, старейшим на тот момент астронавтом НАСА, Алан произвел свой второй в жизни полет в космос. Его назначили командиром «Аполлона-14». Он совершил третью успешную экспедицию США на Луну. Произошло это в период с 31 января по 9 февраля 1971 года.

"Меркурий-Редстоун" с Аланом Шепардом

По программе «Меркурий» полет Алана Шепарда стал первым удачным запуском пилотируемого космического корабля. Он был выведен ракетой-носителем «Редстоун-3». Капсула смогла подняться на высоту 186 км и опустилась в воды Атлантического полигона Соединенных Штатов. Это место оказалось на расстоянии 486 км от первоначальной точки старта.

В отличие от полета Юрия Гагарина, которому удалось облететь Землю по орбите, 5 мая 1961 г. Алан Шепард лишь достиг космоса, проведя в полете чуть более пятнадцати минут. Он стал вторым человеком в мире, который достиг таких высот.

Цели полета

Главной задачей США было опередить в освоении космоса другие страны, особенно СССР. Программа «Меркурий» предполагала выполнение определенных целей. Успешным стал запуск системы "Меркурий-Редстоун-3", на котором находился Шепард.

Главные цели полета:

  • Получение опыта пилотируемых космических аппаратов во время старта, активного полета, состояния невесомости, а также вхождения в атмосферу и посадки.
  • Оценивание возможностей пилота в управлении космическим кораблем, голосовой связи при полете.
  • Изучение реакции человека на полет в космосе, в первую очередь физиологической.
  • Возможность приземления астронавта и корабля.

Жизнь астронавта после окончания карьеры

По окончании своей летной карьеры Алан Шепард, биография которого рассматривается в статье, занимался общественной деятельностью. В 1971 году он стал делегатом Ассамблеи ООН. В это же время получил степени докторов по естественным и гуманитарным наукам.

В конце ХХ века совместно с двумя журналистами знаменитый астронавт издал книгу «Полет на Луну». По ее мотивам сразу же создали телевизионный сериал.

Умер Шепард 21.07.1998 года в возрасте семидесяти пяти лет. Причиной смерти стала продолжительная болезнь - лейкемия. Спустя пять недель умерла и его жена Луиза. Их тела были кремированы, а прах развеян над морем.

Интересные факты об астронавте и его полете

Проект, в котором принимал участие Алан, был назван «Меркурий». Название было выбрано в честь древнеримского мифологического существа, являвшегося посланником богов и покровителем торговли. В Вашингтоне название проекта утвердили 10.12.1958 года.

Отобранных для космических полетов претендентов было принято называть астронавтами. Название выбрали по аналогии с аргонавтами, которые в древнегреческой мифологии плавали за «Золотым руном», и аэронавтами, то есть воздухоплавателями.

Перед полетом Алану назначили строгую диету. Ему готовил персональный повар. Например, завтрак состоял из апельсинового сока, манной каши, яичницы, клубничного джема, кофе с сахаром. Перечень блюд менялся. Повар готовил одну порцию для космонавта, а вторую хранил сутки в холодильнике на случай возникновения у того проблем с пищеварительным трактом.

За сутки до полета кофе из меню было убрано из-за его мочегонного и возбуждающего эффекта.

Перед запуском астронавт сказал себе: «Не облажайся, Шепард». Средства массовой информации немного ее дополнили, упомянув слова о Боге. С этого времени подобную «молитву» произносили многие пилоты.

Пилот разместился в корабле-капсуле в 5 часов 15 минут, но полет состоялся только спустя два с половиной часа. Причинами отсрочки были технические заминки и появившаяся облачность, из-за которой не получились бы хорошие снимки Земли с космоса. Корабль стартовал в 9 часов 34 минуты. За ним наблюдали 45 млн телезрителей в Соединенных Штатах Америки.

Первые попытки достигнуть космоса не всегда были удачными. Предусмотреть все нюансы очень сложно. Так, НАСА, отбирая наиболее достойных кандидатур для полета, не учла их обычные физиологические потребности. То есть в космическом корабле не было возможности справить нужду. Из-за этого Шепарду пришлось делать это в костюм прямо во время полета.