Боливия (Bolivia ) – государство, расположенное в центральной части Южной Америки. Боливия страна «чемпион » по многим параметрам: самая многоязычная страна, в которой насчитывается более 30 различных языков планеты; самая высокогорная страна, одна из самых богатых стран на природные ресурсы, при этом одна из самых бедных в мире. Государство, пережившее меньше чем за два столетия, более 200 переворотов. Боливия очень интересная и необычная страна, наполненная уникальными природными достопримечательностями и красотами архитектуры.
Боливия – страна «чемпион »
1. Столица
Официальная столица Боливии – город Сукре (Sucre ), административный центр департамента Чукисака. Сукре — является одним из самых старых городов Южной Америки и самым красивым городом Боливии. Фактической же столицей является — город Ла-Пас (La Paz )(полное название Нуэстра-Сеньора-де-ла-Пас), тут же находится большинство государственных учреждений Боливии, включая резиденцию президента страны. Сукре и Ла-Пас — самые высокогорные столицы в мире.
В Ла-Пас е сосредоточено свыше половины всей промышленности Боливии . Именно отсюда экспортируются цитрусовые, кофе, какао, цинк и олово. Ла-Пас — первый город Латинской Америки, в котором начали добычу серебра и золота.
2. Флаг
Флаг Боливии (Flag of Bolivia ) представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 15:22. Флаг Боливии разделен на три горизонтальные полосы одинаковой ширины: верхнюю красную, среднюю желтую, на которой изображен герб Боливии и нижнюю зеленую. Красный цвет – кровь национальных героев, пролитая за независимость Боливии . Желтый цвет – неисчерпаемые природные ресурсы боливийских земель. Зеленый цвет флага — надежда на светлое будущее, стремление к прогрессу и развитию.
3. Герб
Герб Боливии (Coat of arms of Bolivia ) представляет собой боевой щит овальной формы, по обеим сторонам которого находятся по 3 национальных флага Боливии и по 2 мушкета, слева изображен Фригийский колпак на деревянном посохе, а справа – боевой топор. Внутри щита изображена долина горы Потоси, из-за вершины которой восходит красное солнце. У подножия горы находится часовня, внизу изображены лама Альпака, сноп пшеницы и пальма. Щит обрамлен, синей каймой, на которой выгравированы золотом слово BOLIVIA (Боливия ) (сверху) и 10 звезд (снизу). Над щитом изображены лавровый венок и главная птица горной системы Анд – кондор.
- Гора Серро-Рико-де-Потоси, хранящая залежи серебра — символ богатства природными ресурсами;
- Часовня – символ главенствующей религии Боливии (католицизм);
- Лама Альпака и кокосовая пальма — символы богатого животного и растительного мире страны;
- Сноп пшеницы — плодородность боливийских земель;
- Восходящее солнце символизирует рождение Республики;
- Андский кондор — олицетворение силы и мощи;
- Лавровый венок — символ победы;
- Артиллерийское оружие — готовность дать отпор любой опасности;
- Фригийский колпак на деревянном посохе — борьба за свободу и равенство;
- 10 звезд символизируют девять департаментов Боливии, включая десятый, относящийся ныне к Чили. Десятая звезда – символ права
- на выход к морю, которое было утрачено в 1884 году.
4. Гимн
слушать гимн Боливии
5. Валюта
Официальная валюта Боливии – боливиано , равный 100 сентаво (буквенное обозначение (Bs, B$, BOB) . В обращении находятся монеты номиналом в 1 и 2 боливиано , плюс в 10, 20 и 50 сентаво , а также банкнотами достоинством в 5, 10, 20, 50, 100 и 200 боливиано . Доллары США можно расплатиться практически везде. Курс боливиано к рублю или другой любой валюте можно посмотреть на конвертере валют ниже:
Внешний вид монет Боливии
Внешний вид банкнот Боливии
6. Боливия на карте мира
Боливия - государство в центральной части Южной Америки, граничащее на севере и северо-востоке с Бразилией, на юго-востоке с Парагваем, на юге с Аргентиной, на юго-западе и западе с Чили и Перу. Доступ к Тихому океану, возможен по реке Парагвай. Площадь Боливии составляет 1 098 580 км² .
В Боливии можно выделит три основных географических региона: Анды и Альтиплано (нагорье) на Западе; Юнгас и долины на восточных склонах Анд; тропические равнины (Орьенте), занимающие всю восточную часть страны, более чем 2/3 территории Боливии , состоящие из болот, лугов, тропических и субтропических лесов.
Самая высокая точка Боливии — потухший вулкан Сахама, высота которого составляет 6542 м. Главные реки страны – Бени, Десагуадеро и Маморе. Самое «высокое» судоходное озеро в мире — Титикака, расположенное на высоте 3 810 метров над уровнем моря.
7. Как добраться в Боливию?
8. На что что стоит посмотреть в Боливии?
Достопримечательности Боливии – великолепные, необычайной красоты природные ландшафты, величественные пейзажи Анд, большое количество памятников исчезнувших цивилизаций и многое, многое другое.
- Археологический комплекс Тиуанаку
- Водопад Аркоирис
- Высохшее соленое озеро Уюни
- Долина гейзеров Соль де Маньяна
- Древний город Исканвайя
- Кладбище паровозов
- Лунная долина Ла Паса
- Монастырь La Recoleta
- Национальный парк Мадиди
- Озеро Титикака
- Региональный парк Lomas de Arena
- Рудники Потоси — Врата Ада
- Соляное озеро Салар де Юни
- Статуя Христа «Кристо де ла Конкордия»
- Церковь Сан-Франциско
9. Крупнейшие города Боливии
Список десяти крупнейших городов Боливии
- Санта-Крус-де-ла-Сьерра (Santa Cruz de la Sierra)
- Эль-Альто (El Alto)
- Ла-Пас (La Paz ) — (фактическая столица Боливии )
- Кочабамба (Cochabamba)
- Оруро (Oruro)
- Сукре (Sucre ) — (официальная столица Боливии )
- Тариха (Tarija)
- Потоси (Potosí)
- Сакаба (Sacaba)
- Киллаколло (Killacollo)
10. Климат
Климат Боливии достаточно разнообразный, на равнинах — тропический и субэкваториальный, а в горных районах — резко континентальный. Погодные условия в стране напрямую зависят от высоты места над уровнем моря. Средняя температура лета, а оно длится в Боливии в период с октября по февраль, составляет +18…+20 °C (в горных районах) и +31…+33 °C (на восточных равнинах). Зимой (в период с мая по август) температура находится в пределах +19…+21 °C, а высокогорных городах +6…+10 °C.
Количество выпадающих осадков в Боливии прямо пропорционально увеличивается в направлении с юго-запада на северо-восток. От 150 мм в год в западной и юго-западной части Альтиплано до 2000 мм осадков в Орьенте. Максимальное их количество приходится на период с декабря по февраль.
11. Население
Население Боливии составляет 10 992 835 человек (данные по состоянию на февраль 2017 года). Больше половины населения — 54% — это индейцы (аймара и кечуа), 29% — метисы (смесь европейцев с индейцами), 17% — европейцы (преимущественно испанцы). Средняя продолжительность жизни у мужчин — 64 года, у женщин -70 лет у женщин.
12. Язык
13. Религия
14. Праздники
Национальные праздники Боливии:
15. Сувенирчики
Вот небольшой списочек наиболее распространенный сувениров , которые туристы обычно привозят из Боливии :
- амулет процветания в виде высушенной жабы, со вставленными глазами из стекла
- гитар — чаранга
- национальные наряды, украшенные серебром и золотом
- резная деревянная мебель
- сувенир из лавовго камня » солнце Инди»
- талисман аймара
- тыква-погремушка — «Пичинча»
- шкурки в виде ковриков
- шкуры леопардов, ягуаров, питонов или анаконд
- шерстяные вещи
16. «Ни гвоздя, ни жезла» или таможенные правила
17. Напряжение в электрической сети Боливии
Напряжение в электрической сети: 230 вольт , 115 вольт (городах Ла Пас и Виача) при частоте в 50 герц . Типы розеток: Тип A, Тип C .
18. Телефонный код и доменное имя Боливии
Телефонный код страны: +591
Географическое доменное имя первого уровня: .bo
Дорогой читатель! Если ты был в этой стране или тебе есть что рассказать интересного о Боливии . ПИШИ! Ведь, твои строчки могут быть полезными и познавательными для посетителей нашего сайта «По планете шаг за шагом» и для всех любителей путешествовать.
Программа тура:
День 1. Санта-Крус
Встреча в аэропорту Санта-Крус и трансфер в отель.
Обзорная экскурсия по Санта-Крус на полдня.
Экскурсия включает посещением зоопарка, где живет множество видов тропических животных, этно-фольклорного и соборного музеев, осмотр главной площади города и самых важных памятников, а также ремесленной выставки "Arte-campo".
День 2. Санта-Крус - развалины Самайпата
Экскурсия на развалины Самайпатана целый день (с обедом) . Дорога идет вдоль горных пиков Анд, поэтому в пути вам гарантированы незабываемые виды. В Самайпата вы посетите археологический комплекс, где было расположено ритуальное место доинкских цивилизаций. Затем осмотрите археологический музей и сможете освежиться в водопадах Лас-Куэвас и Эль-Чорро. Вечером возвращение в Санта-Крус.
День 3. Санта-Крус - Сукре
Трансфер в аэропорт. Перелет в Сукре. Встреча в аэропорту и трансфер в отель.
Обзорная экскурсия по Сукре на полдня. Во время экскурсии вы посетите церковь Св. Франциско, Дом свободы, где Симон Боливар подписал Декларацию о независимости Боливии, второй старейший университет на континенте – Сан-Франциско Хавьер и местный ремесленный рынок.
День 4. Сукре - Потоси
Трансфер в Потоси.
Обзорная экскурсия по городу на полдня. Потоси – знаменитый колониальный городок, где добывалось серебро; объект наследия ЮНЕСКО, как и Сукре. По подсчетам, здесь было добыто столько серебра, что хватило бы на постройку моста от Потоси до Мадрида. Мы посетим колониальный центр города, увидим монастырь Св. Терезы, Кафедральный собор и шахту.
День 5. Потоси - Уюни
С утра мы осмотрим монетный двор, где стоят деревянные механизмы, на которых штамповались монеты для испанской колонии.
День 6. Солончак Уюни
Экскурсия на солончак Уюни с обедом на острове Пескадо. Уюни – крупнейший в мире солончак, его площадь – 12 тысяч кв. км, и здесь потрясающие ландшафты. Звуки тишины заставят ваше сердце биться сильнее, а необычные соляные кристаллы, безоблачное небо, цветные лагуны, кактусы и фламинго убедят вас в том, что это – одно из самых необычных мест в мире.
Обед на острове Пескадо, покрытом тысячами гигантских кактусов, многим из которых – больше сотни лет. За это время они вырастают до 12 метров и выше. Этот пейзаж на фоне уходящих вдаль соляных холмов – идеальное место для фотосъемки.
Размещение в отеле.
День 7. Уюни - Ла-Пас
Трансфер в аэропорт. Перелет в Ла-Пас. Встреча в аэропорту и трансфер в отель.
Обзорная экскурсия по городу. Прогулка по Ла-Пас перенесет вас в загадочное прошлое, каждая улица, каждая площадь здесь – это скрытое сокровище, которое напоминает о доиспанской эпохе. Вы побываете в районах коренного населения, колониальных и современных частях города, увидите индейский рынок и полюбуетесь на панорамы города. Затем мы побываем в Лунной долине, ландшафт которой напоминает поверхность нашего спутника.
День 8. Ла-Пас - руины Тиуанаку - Уатахата (оз.Титикака)
Экскурсия к руинам Тиуанаку . Впечатляющие руины принадлежат культуре тиуанаку, которая считается одной из старейших в Америке. Она существовала с 1580-х гг. до н.э. до 1000 гг. н.э. Ворота Солнца, Храм Каласасая и пирамида Акапана – свидетельства славного прошлого. Население тиуанаку составляло порядка 115 тысяч человек, экономика базировалась на сельском хозяйстве, продукты которого контролировались государством. Культура известна выдающимися открытиями в сельском хозяйстве, гидравлике, архитектуре и медицине, а также своим социальным устройством. Долгая засуха стала одной из причин разрушения выдающейся культуры.
Переезд в Уатахата на побережье озера Титикака. Размещение в Inca Utama Hotel & Spa.
День 9. Озеро Титикака
Переезд в Кокотони, откуда стартует захватывающая водная экскурсия. Корабль доставит вас на остров Луны, где расположен храм дев Солнца Иньяк-Ую «Iñak Uyu», где самые прекрасные девушки поддерживали огонь в честь богов. Руины храма считаются одним из важнейших исторических памятников на озере. Далее корабль доставит вас на остров Солнца. Вы осмотрите храм Солнца Пилкокаина и подниметесь к гостинице Posada del Inca Eco-Lodge.
После обеда вы отправитесь в город Копакабана на побережье озера Титикака. Здесь вы посетите собор, где выставляется статуя девы Марии, почитаемая местными индейцами, а затем – местный рынок.
Возвращение в Уатахата.
День 10. Уатахата - Ла-Пас
Трансфер в Ла-Пас. Свободное время во второй половине дня.
День 11. Ла-Пас
Трансфер в аэропорт.
Стоимость тура:
Стоимость тура на человека, в долларах США:
Цены при участии в туре не менее 2 чел.
В стоимость включено:
Проживание в отелях выбранной категории на базе завтраков;
Питание по программе;
Трансферы по программе;
Экскурсии по программе;
Русскоговорящий гид в Сукре, Потоси, Уюни, Ла-Пас;
Англоговорящий гид в Санта-Крус.
Оплачивается дополнительно:
Трансатлантический перелет (прилет в Санта-Крус, вылет из Ла-Пас);
Внутренние перелеты Санта-Крус - Сукре; Уюни - Ла-Пас (от 350 долл.);
Аэропортовые сборы;
Медицинская страховка (2 доллара в день на человека);
Напитки во время обедов и ужинов; питание, не указанное в программе;
Дополнительные экскурсии;
Расходы личного характера; чаевые.
Примечания:
Отели могут быть изменены на другие соответствующей категории;
Принимающая сторона оставляет за собой право корректировать программу из-за непредвиденных и независящих от них обстоятельств: погода, забастовки, состояние дороги, форс мажор, проблемы здоровья и т.д. Эти изменения могут быть сделаны только во благо и для безопасности клиентов;
Кафедральный собор Ла Паса находится на площади Мурильо. Он был сооружён в 1865 году.
Архитектура здания представлена стилем неоклассицизма с элементами барокко. Первое здание собора было построено из камня, кирпича и бетона в 1672 году. Оно строилось около 70 лет. Однако в 1831 году было принято решение снести здание собора из-за краха духовенства. Реставрационные работы начались 24 марта 1835 года. Собор был открыт в 1925 году в честь столетия со дня основания Республики Боливия.
Кафедральный собор Ла Паса невероятно красив как снаружи, так и внутри. Главный алтарь, лестница и основания хора были созданы с использованием мрамора, привезенного из Италии.
Озеро Поопо
Уникальное соленое озеро Поопо в Боливии расположено на плоскогорье Альтиплано на высоте в 3700 метров над уровнем моря. Оно находится в 130 км от боливийского города Оруро. Площадь водной поверхности озера колеблется от 1000 до 1500 квадратных километров. Длина озера - 90 км, а ширина - 32 км. Глубина озера невелика и составляет 2,5 - 3 метра.
Единственная река Десагуадеро, впадающая в озеро Поопо, вытекает из другого горного озера Титикака. В верховьях Десагуадеро несет пресные воды озера Титикака, но, проходя через засоленные земли, она мелеет и насыщается солью. Концентрация соли в озере еще более усиливается в условиях засухи и высокой температуры, за счет испарения с поверхности.
В озере обитает 4 вида рыб-эндемиков, а также радужная форель. На мелководье в бухточках, заросших камышом обитает большое количество разных птиц: три вида фламинго, андский кондор, андский гусь, андская чайка и другие.
В районе озера Поопо организована добыча разнообразных полезных ископаемых. Здесь добывают серебро, олово, медь, кадмий, кобальт, никель, хром и железо. Это привело к загрязнению вод озера и берегов.
А какие достопримечательности Ла Паса вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.
Национальный парк Мадиди
Национальный парк Мадиди находится на северо-западе Боливии в верховьях бассейна реки Амазонки. Он был основан в 1995 году. Территория парка составляет около 19000 кв.км., а его экосистема отличается большим разнообразием флоры и фауны. На территории парка можно встретить тропические джунгли, саванны и сухие леса. В высоких горах лежат не тающие льды, а множество рек несут свои воды, образуя водопады и пороги, в самую большую реку мира - Амазонку.
В Мадиди обитает 3225 видов животных, более 5000 видов различных экзотических растений. В заповеднике можно увидеть очкового медведя, андскую кошку, пуму, ягуара, оцелота, оленей, белобородого пекари, бразильскую выдру, а также множество разных видов обезьян. В реках встречаются пираньи и розовые дельфины. Более 1000 видов птиц населяют эти заповедные места, среди них особенно редкие - зелёнокрылый ара, хохлатый орёл, андский скальный петушок.
Недалеко от границы парка на берегу реки Бени находится небольшой городок Рурренбаке, в котором можно заказать многодневное путешествие по парку.
Ильямпу - название одной из самых высоких гор в крупнейшей горной системе Анды, охватывающей с севера и запада Южную Америку. Высота горы, покрытой вечными снегами, составляет 6485 метров над уровнем моря. Ильямпу занимает четвертое место по высоте среди гор Боливии, но имеет наиболее крутой пик, подъем на который труден технически, что и привлекает множество альпинистов, стремящихся покорить эту вершину.
Впервые на пик поднялась группа альпинистов в июне 1928 года: Ганс Пфэнн, Альфред Хорещовский, Хьюго Хертнэгель (немцы) и Эрвин Хейн (австриец). Базой для восхождения на вершину Ильямпу является провинциальный городок Sorata. Здесь есть несколько гостиниц и ресторанов, можно нанять проводников и мулов для организации подъема. Самый высокий лагерь, из которого начинается восхождение на пик Ильямпу, находится на высоте 5600 метров. Лучшие месяцы для покорения горной вершины: май - сентябрь.
Центральная площадь Пласа Мурильо
Пласа Мурильо - центральная площадь города Ла Пас в Боливии. На ней расположены основные достопримечательности города: Президентский дворец, Национальный конгресс Боливии и Кафедральный собор.
На площади Мурильо разворачивалось множество боёв за политическую власть в Боливии, и, таким образом, она играла важную роль в истории страны. Площадь была спроектирована в 1558 году. Изначально она носила называние Plaza Mayor (Главная площадь). Позже она была известна как Пласа-де-Армас. После подписания документа о независимости Боливии 16 июля 1809 года площадь была переименована в Plaza 16 de Julio (Площадь 16 июля). Наконец, в 1902 году она была названа в честь одного из лидеров в борьбе за независимость страны - Педро Мурильо.
Крепость Инкатака
Археологическая зона Инкатака, расположенная в долине реки Чунга Майю знаменита сохранившимися с древности руинами неопознанной крепости. Она была построена около 1 тысячи лет назад и обнаружена археологами только в начале 2012 года.
Древние руины стали настоящей загадкой для археологов. А все дело в том, что открытие получилось неординарное. С одной стороны, обнаруженные руины сохранились настолько хорошо, что даже руинами их называть было сложно. А во-вторых, древнюю крепость не удалось связать ни с одной из известных на сегодняшний день древних цивилизаций Анд. Для проживающих в этой местности индейцев находка ученых сюрпризом не стала, так как о существовании цитадели местным жителям было известно давно.
Несмотря на то, что пока точная информация о культуре, создавшей цитадель, еще не обнаружена, ученые полагают, что зона ее влияния охватывала территорию между цивилизацией инков и Тиуанако. Название доселе неизвестной культуре было решено дать по названию протекающей здесь реки - Чунга Майю, долину которой называют Священной.
Лунная долина Ла Паса
Лунная долина расположена примерно в 10 километрах от центра города Ла Пас, в провинции Педро Доминго Мурильо. Эта местность знаменита своим необыкновенным ландшафтом.
Долина получила своё название из-за того, что здешний рельеф напоминает поверхность Луны. Горы долины годами разрушались под воздействием эрозии, создавая при этом удивительные фигуры с причудливыми очертаниями. Лунная долина - одна из известнейших достопримечательностей Боливии. В этом необычном месте, полном невероятных кратеров, впадин, утесов и каньонов, можно почувствовать себя героем фантастического фильма.
А вам интересно знать насколько хорошо вы знаете достопримечательности Ла Паса? .
Законодательный дворец
Красивое, величественное здание на площади Мурильо выделяется из общего ансамбля. Перед нами Законодательный дворец Боливии - здесь располагается парламент Боливии и разрабатываются новые законопроекты. Строгий ансамбль в классическом стиле визуально разделен на три части, массивные колонны в коринфском стиле с узорными пилястрами украшают фасад, а центральную часть строения выделяет бронзовый купол.
Возвели дворец на исторически значимом месте. Ранее здесь находился Иезуитский монастырь "Лорето", построенный в 1552-1586 годах, позднее в нем расположился Университет Сан-Андрес. В 1900 году прежнее здание было снесено и началось строительство законодательного дворца. Открытие состоялось в 1905 году. В честь 106-летней истории Дворца, в 2011 году, были проведены реставрационные работы. Теперь здание радует туристов свежим видом.
Самые популярные достопримечательности в Ла Пасе с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Ла Паса на нашем сайте.
Индивидуальные и групповые
Еще достопримечательности Ла Паса
Первым ученым – энтузиастом исследования руин Тиванаку был Артур Познанский, прибывший в Боливию в конце 19 века. Имя этого ученого уважается в Боливии, хотя о нем самом известно мало. Какие только «национальные корни» не приписывают ему и называют то австрийцем, то поляком, то немцем. Также точно не знают его профессию: то ли морской инженер, то ли историк-археолог, а может, и просто – авантюрист, искатель приключений. Как бы то ни было, но именно А. Познанский впервые серьезно заинтересовался развалинами Тиванаку. Он полвека посвятил их изучению, печатал статьи и издавал книги, в которых пытался раскрыть тайну древних сооружений. Удалось ли это ему? Надо честно сказать, что не удалось. Достаточно отметить, что Познанский здорово «состарил» руины, отнеся их возникновение к 15 веку до нашей эры. Новейшие методы исследования позволили установить, что эпохой расцвета тиванакской культуры были 3-10 столетия нашей эры. |
Панорама модернизированного подъезда к археологическому комплексу.
Образцы входных билетов. Для боливийцев – цена 10 боливианов, для иностранных туристов – в 8 раз дороже.
На обороте – мини-схема всего комплекса Тиванаку.
В настоящее время считается, что создателями и носителями культуры Тиванаку (именно такое произношение наиболее близко к оригиналу) были предки нынешнего индейского народа аймара, второго по численности коренного населения Южной Америки.
Систематизированное изучение гипотетической тиванакской культуры фактически только начинается. Ученым придется еще многое сделать на просторах альтиплано, переворошить горы песка, земли и камней, чтобы докопаться до новых материальных свидетельств той далекой эпохи, когда первые правители империи начинали возводить ее религиозно-культовую, экономическую и организационную базу.
Музей культуры Тиванаку по соседству с комплексом был построен в середине 90-х годов прошлого века. В экспозиции и хранилищах музея – более 4-х тысяч экспонатов. Одним из самых значительных является Монолит Беннетта, названный так в честь американского археолога, откопавшего его. Боливийцы, однако, предпочитают называть его Монолит Пачамамы (Матери-Земли). Долгие годы каменный истукан возвышался на одной из площадей Ла-Паса, обволакиваемый смогом. Тогда его фотографировали все, кому хотелось. Потом его поместили в выстроенный музей и в качестве экспоната запретили фотографировать. Запрет, впрочем, можно легко обойти с помощью традиционного для Латинской Америки способа. Догадываетесь, какого?
Как и нынешние боливийцы, жители древней империи не отличались агрессивностью и новых подданных завоевывали не силой оружия, а авторитетом, проповедью мирного сосуществования племен, занятых созидательным трудом. Поэтому в захоронениях древних аймара почти не находят оружия, но – в большом количестве обнаруживают самые разнообразные орудия труда.
До сих пор нет достоверных версий о причинах гибели империи Тиванаку. Очевидно одно: «имперские наработки» правителей Тиванаку были во многом впоследствии использованы инками, которые в 11-16 веках сумели создать на обширной территории Анд мощную цивилизацию.
Обо всем этом думаешь, когда всматриваешься в древние камни археологического комплекса Тиванаку. Нынешние его очертания вряд ли досконально соответствуют тому, что видели глаза древних аймара. Это всего лишь реконструкция былого величия тиванакской цивилизации, о которой инки говорили с почтением и восторгом. Можно только пожалеть, что значительная часть каменной облицовки древних сооружений была позднее использована в качестве строительного материала. И вообще – это чудо, что общие очертания культового центра восстановлены и не воспринимаются многочисленными туристами как своего рода «новодел».
Сразу после входа на территорию комплекса открывается вот такой вид:
Пирамида Акапана (Akapana)
... |
Вид на посёлок Тиванаку:
Сейчас мы спустимся с пирамиды Акапана и пройдём к Templo Semisubterraneo (справа).
Полуподземный храм (Templo Semisubterraneo)
. |
Каласасайя (Kalasasaya)
Прошлое тиванакской цивилизации прочитывается в резьбе и рисунках на Воротах Солнца и Луны, в человеческих ликах, вмонтированных в стены Полуподземного храма (Templete Semisubterraneo), в застывших фигурах безымянных правителей. Уникальным является и каменное «ухо-рупор», которое позволяло жрецам тиванакского прошлого доводить до сведения тогдашних масс важные сообщения или вслушиваться в беседы неосторожных подданных. Так что первый каменный микрофон был, как видим, изобретен в Тиванаку.
Храм Каласасайя (Templo de Kalasasaya) с его каменными ступенями и главным входом стал свидетелем не только далекого прошлого, но и потрясающего по значению события новейшей истории: именно через этот древний вход прошел и затем обратился к народу ныне правящий президент Боливии Эво Моралес, первый индейский лидер страны за последние 500 лет! Инаугурация этого потомка древних аймара 21 января 2006 года стала символической церемонией возвращения к индейским истокам государственности, свидетельством того, что прежде молчаливая индейская «масса» (около 60 % населения) пробудилась от многовековой пассивности.
Башилов Владимир Александрович::: Древние цивилизации Перу и Боливии
История исследования Центральных Анд
Археология Перу и Боливии как самостоятельная область американистики - науки о прошлом и настоящем населения Нового Света - зародилась только в последней четверти XIX в. До этого времени изучение древностей Центральных Анд прошло через два значительных периода в общих рамках развития американистики .
Первый период падает на столетия колониального господства испанцев в Новом Свете (XVI-XVIII вв.). Литература того времени, посвященная Центральным Андам, состоит из многочисленных хроник, в которых кастильские монахи и конкистадоры, подобные Педро Сьеса де Леону и Педро Писсаро - брату покорителя Перу, описывали само завоевание, природу, население и порядки во вновь покоренных землях. Много работ посвящено также описанию истории, государственного устройства и повседневной жизни инков, с державой которых непосредственно столкнулись испанцы.
Второй период изучения Центральных Анд приходится на первые три четверти XIX в. Это время, когда Перу и Боливию интенсивно посещают ученые-географы, оставившие подробные описания страны и в частности многочисленных руин и прочих древностей. Среди этих путешественников были А. фон Гумбольдт, А. д’Орбиньи, Э. Дж. Скуайер, Э. Миддендорф и др. Описания археологических памятников в их путевых заметках настолько подробны, что зачастую не теряют научного значения и до сих пор. Однако памятники или по традиции приписывались инкам - единственному известному по письменным источникам народу, или вообще не получали исторической интерпретации. Путешественники XIX в. собирали и коллекции древностей, но, как правило, из случайных находок и без какой-либо научной систематизации.
Третий период археологического изучения Центральных Анд продолжается с последней четверти XIX в. до сих пор. Это время становления и развития перуанистики как научной дисциплины. Первый этап этого процесса связан с именем «отца перуанской археологии» Макса Уле. Раскопки в Перу проводились и раньше, но научное исследование остатков материальной культуры началось только в конце XIX в. В 1880-1887 гг. в Берлине вышло многотомное издание находок немецких археологов В. Рейса и А. Штюбеля в древнем могильнике близ г. Анкон на Центральном побережье Перу . Это издание привлекло внимание научных кругов Европы к раскопкам древностей Центральных Анд. В 1894 г. в Боливию прибыл М. Уле - немецкий исследователь, уже известный среди американистов монографической работой о знаменитых руинах Тиауанако, которую он написал по материалам, скрупулезно собранным А. Штюбелем . В течение 1894 и 1895 гг. Уле занимался обследованием археологических памятников в бассейне озера Титикака. Результаты этих работ, к сожалению, никогда не были опубликованы.
Одновременно с Уле в Боливии и Перу работал А. Банделье, оставивший научное описание и чертежи множества древних развалин в различных районах этих стран .
В 1896 г. Уле обследовал и копал один из наиболее ярких памятников Центрального берега Перу - Пачакамак . В начале нашего столетия он исследовал могильники в долинах рек Римак, Анкон, Чанкай и в окрестностях Пуэрто де Супе . На Северном берегу он копал памятники культур Мочика и Чиму , которые впервые были разделены именно по материалам исследований Уле . В эти же годы он провел серию раскопок в долинах рек Чинча, Ика и Наска , но публикация его коллекций была осуществлена много позже.
В 1903-1904 гг. французская миссия Креки де Монфора предприняла первые раскопки в Тиауанако . Их вел Ж. Курти, копавший чрезвычайно несовершенными методами. Основной целью было вскрытие отдельных деталей архитектуры. Исследованию культурных напластований совершенно не уделялось внимания. Во время раскопок не было и точной фиксации. Результаты оказались губительными для памятника. Одни сооружения были полностью разрушены, а в других культурный слой был уничтожен на большой площади. Кроме того, многие камни из строительных остатков тотчас же растащили местные жители для своих построек.
После этих раскопок в Боливии долгое время ведутся только полевые обследования и описания древностей. В них значительную роль сыграл шведский путешественник, этнограф и археолог Э. Норденшельд. В 1904 - 1905 гг. он исследовал районы, прилегающие к озеру Титикака с северо-востока, на границе Перу и Боливии . Через 10 лет он же предпринял археологические изыскания в другой части периферии Альтиплано - в долинах Кочабамба и Миске , а также провел исследования археологических объектов района Мохос в низменной восточной части Боливии.
Все эти работы, особенно раскопки Уле на побережье, дали большой материал, и перед исследователями встала задача его систематизации и интерпретации. В начале нашего века довольно широко распространилась гипотеза о существовании в Центральных Андах доинкской «мегалитической империи». Наиболее подробно она была изложена в работах К. Маркхема . Сторонники этой гипотезы объединяли в одну культуру все известные в то время доинкские древности, используя в качестве основного критерия сходства наличие монументальных каменных сооружений и изваяний. В результате воедино были сведены такие разновременные памятники, как Стела Раймонди из Чавин де Уантар и руины Тиауанако. Именно Тиауанако рассматривали как центр этой культуры. «Мегалитическая империя», по мнению сторонников этой теории, существовала в очень отдаленные времена, еще до поднятия Анд. Эта гипотеза была закономерной попыткой объяснить существование доинкских древностей, но опиралась на чисто умозрительные построения, оторванные от анализа конкретных археологических фактов .
Другая теория была сформулирована в это же время Уле. Еще в Берлине, заочно изучая Тиауанако, он обратил внимание на резкое отличие его материала от инкского и отнес Тиауанако к доинкской эпохе. Работая в Пачакамаке, он доказал путем стратиграфического и стилистического анализа, что между инкским завоеванием и периодом распространения на перуанском побережье «тиауанакоидных» элементов существует значительный временной промежуток. Результаты раскопок в долине р. Моче подтвердили эти выводы. Здесь Уле также обнаружил вещи «тиауанакоидного» стиля, залегающие ниже горизонта с инкскими вещами.
Таким образом были выделены две основные вехи для расчленения археологического материала во времени. Все, что залегало между «тиауанакоидными» и инкскими древностями, Уле отнес к Позднему периоду. Были выделены и материалы, относящиеся к Раннему периоду , предшествующему распространению «тиауанакоидных» элементов.
Всю историю Центральных Анд Уле разбил на несколько этапов: 1) эпоха примитивных рыболовов побережья; 2) высокие культуры, предшествовавшие распространению «тиауанакоидного» стиля; 3) эпоха доминирования культуры Тиауанако; 4) местные культуры, предшествовавшие инкскому завоеванию; 5) инкская эпоха.
Уле обычно не публиковал материалов своих раскопок и не приводил развернутых доказательств выводов, которые основывались главным образом на анализе стиля вещей (прежде всего расписной керамики), а иногда бывали и чисто интуитивными. Это снижало ценность его работ и настоящее их значение стало ясно гораздо позднее.
Второй этап изучения Центральных Анд (1915-1931) - время кабинетных исследований и попыток интерпретировать накопленный материал. Полевые работы затихают, хотя и не прекращаются совсем.
В 1919 г. крупный перуанский археолог Хулио Сесар Тельо обследовал в долине р. Мараньон один из важнейших археологических памятников Перу - Чавин де Уантар. Он был описан еще Е. Миддендорфом, правильно определившим его доинкский возраст . X. С. Тельо, используя этот памятник как эталон, выделил культуру Чавин, следы которой он обнаружил в материалах, найденных различными исследователями на Северном и Южном побережьях Перу. Подробное описание этой культуры он опубликовал только в 1929 г. , включив в нее и некоторые более поздние памятники.
В 1925 г. Национальный музей в Лиме организовал археологическую экспедицию для исследования пустынного полуострова Паракас. Работы, проведенные под руководством Тельо, принесли большой успех. Были открыты два могильника - Паракас Кавернас и Паракас Некрополис, принадлежавшие к не известным до тех пор культурам. Это еще более углубило хронологическую границу древностей Южного берега . В 1931 г. другая экспедиция Национального музея во главе с Л. Валькарселем вскрыла еще несколько погребений на полуострове .
Известный североамериканский ученый Альфред Луис Крёбер провел в эти же годы многочисленные обследования долин Северного берега, собрал большой материал и описал топографию памятников, но никаких раскопок не производил .
По его инициативе Калифорнийским университетом было предпринято издание археологических коллекций Уле, хранившихся в университетском Музее антропологии.
С 1924 по 1927 г. появляются публикации материалов долин Центрального, Северного и Южного берега . В основном это была керамика из могильников. К сожалению, состояние документации и коллекций Уле таковы, что в большинстве случаев совершенно невозможно выделить погребальные комплексы. Поэтому авторы публикаций рассматривали материал суммарно и классифицировали его, опираясь прежде всего на стиль орнаментации и отчасти на формы сосудов. Кроме того, каждая из этих работ касалась только одной прибрежной долины. При этом культурные комплексы каждой из них получали свое собственное наименование, отражающее их место в периодизации данной местности. Сводной работы, которая завершила бы эти публикации, увязав их в одно целое, сделано не было. Проверка схемы Уле, проведенная авторами, подтвердила ее правильность, хотя в некоторых частностях она подверглась уточнению. Эта работа явилась большим вкладом в археологию Центральных Анд. Ведь практически только теперь богатейший материал Уле был по-настоящему введен в научный оборот.
Схема Уле - Крёбера легла в основу современных хронологических построений. Однако в отличие от Уле Крёбер и его последователи не пытались построить какую-либо историческую периодизацию древностей Центральных Анд. Это вполне соответствовало теоретическим взглядам «исторической» школы американской этнографии, одним из лидеров которой был Крёбер.
На этом этапе развития перуанистики в центре внимания ученых оказывается проблема происхождения древних цивилизаций Центральных Анд. Существование многовековой, достигшей высоких ступеней развития культуры, открытой археологами, требовало объяснения. Некоторые исследователи пытались найти его, предполагая ряд миграций в Центральные Анды с севера (М. Уле , X. Хихон-и-Кааманьо) или с северо-востока и востока (П. Риве , С. К. Лбтроп , X. Хихон-и-Кааманьо). Эти теории сразу же встретили возражения сторонников другой точки зрения, развивавшей основную идею Г. Дж. Спиндена, который постулировал существование общего для древнеамериканских цивилизаций «архаического горизонта» , связанного с появлением и распространением земледелия, основанного на возделывании кукурузы. К этому же времени он отнес и появление керамики. Этот «архаический горизонт» служил, по мнению Спиндена, основой, из которой развились высокие культуры Нового Света.
Близкая точка зрения ярко выражена Крёбером . Он проанализировал предполагаемое сходство между конкретными элементами культуры Перу и Мексики и заключил, что в Мезоамерике и Центральных Андах черты культуры всей Зоны древних цивилизаций получают только более интенсивное развитие . Основным механизмом исторического процесса Крёбер считал диффузию культурных элементов.
В эти годы появляются и работы, авторы которых стремятся рассмотреть историю Центральных Анд в целом. Так, Тельо разделил древнейшее прошлое Андской области на три эпохи , в первую из которых (мегалитическую, или архаическую) он включил все найденные им ранние памятники гор и побережья. Он считал, что их носители пришли сюда из Монтаньи - лесистых восточных склонов Кордильер - и дали толчок развитию высоких культур этого района. За архаической эпохой шло время дифференцированного развития прибрежных культур и Тиауанако в горах. В третью эпоху происходило объединение племен в союзы, завершившееся созданием могущественной инкской державы.
Другим трудом, в котором обобщены все достижения перуанистики этого времени, была книга Ф. Э. Минса «Древние цивилизации Анд» . Автор - большой знаток письменных источников - привлек их к интерпретации археологического материала. Эта сторона работы и до сих пор не утеряла своей ценности.
По поводу происхождения древних цивилизаций Центральных Анд Минс полагал, что основатели высоких культур пришли из Мезоамерики и были родственны майя. Однако в отличие от Уле он считал, что это были предки классических майя, стоявшие в момент переселения на «архаической» ступени развития. В понимании «архаики» Минс был очень близок к Спиндену.
Периодизация и общая концепция развития культуры Центральных Анд по Минсу в целом очень напоминает схему Уле.
Третий этап развития перуанистики (1931 - 1947) был временем усиленных полевых работ. Они начались раскопками североамериканского исследователя У. К. Беннета в Тиауанако . Его работы резко отличались от всего, что было сделано здесь раньше. Вместо описаний видимых на поверхности архитектурных остатков или беспорядочных раскопок он применил стратиграфический метод, который требовал тщательного изучения последовательности культурных напластований и интереса к содержанию каждого слоя. Такой метод позволил Беннету построить первую научную периодизацию культуры Тиауанако, основанную на тщательном анализе керамического материала. Это было большим шагом вперед в познании прошлого Центральных Анд. Но хотя раскопочная методика Беннета и была для того времени достаточно прогрессивной, она оставалась еще очень несовершенной. Над ней, как и над всей североамериканской школой таких стратиграфических раскопок, довлела цель формально выяснить последовательность расположения материала в культурном слое без попытки какого-либо осмысления всего культурного комплекса. Исходя из этой цели и были построены все раскопки Беннета в Боливии. Он закладывал небольшие шурфы и траншеи в различных местах памятников, не получая при этом ни в одном из раскопов цельной картины.
Кроме Тиауанако, Беннет исследовал другие памятники этой культуры и ряд могильников в долине Кочабамба .
В 30-е годы на Альтиплано работают и латиноамериканские исследователи - аргентинец Э. Касанова и боливиец М. Португаль . В этом же районе вел раскопочные работы шведский ученый С. Риден, который заложил несколько стратиграфических шурфов и на Тиауанако. Он же собрал и свел воедино разрозненные сведения по чульпам - гробницам эпохи, предшествующей и одновременной господству инков на этой территории .
В 40-х годах археологические работы в бассейне озера Титикака продолжаются. А. Киддер II обследует и копает памятники своеобразной культуры Пукара на территории Перу, к северу от озера . Эта культура одновременна ранним эпохам Тиауанако . Почти в то же время М. Чопик изучает памятники следующей за Тиауанако эпохи и прежде всего чульпы .
В Центральном горном районе Тельо проводит обследование большого городища Уари близ г. Аякучо. В бассейне р. Мантаро несколько местных исследователей регистрируют большое количество памятников, но не ведут никаких раскопок. Г. А. Номленд, Дж. Р. Уэллс и К. Гитьеррес Норьега осматривают памятники верхнего течения р. Мантаро. П. М. Медина и М. Каверо описывают Уари.
В 1941 г. Тельо вновь посещает Уари и собирает здесь подъемный материал. В это же время Дж. X. Роу на окраине Куско производит раскопки поселения Чанапата. Это были первые раскопки доинкского памятника в Центральных горах . В течение следующего полевого сезона он же открыл слои с раннеинкской керамикой подле крепости Саксауаман, построенной инками близ столицы своего государства .
В 1946 г. группа североамериканских археологов посетила Уари и составила первое научное описание этого памятника и коллекции подъемного материала, хранящейся в Музее антропологии Калифорнийского университета .
В северной части горного Перу Тельо продолжил исследования Чавин де Уантар, а также провел разведку в верховьях рек Мараньон, Уальяга и Укаяли . Культура Чавин привлекает внимание и других исследователей. В 1938 г. в Чавин де Уантар произвел небольшие раскопки У. К. Беннет . В том же году он работал и в долине Кальехон де Уайлас. В 40-х годах Р. Каррьон Кашо исследовала Кунтур Уаси - еще один памятник культуры Чавин, расположенный в 300 км к северу . В 1941 г. Т. Мак Коун, работая по программе Института Андских исследований, тщательно изучил большой комплекс более поздних руин близ Уамачуко .
Тельо проводил исследования и на Северном побережье. Ему удалось открыть несколько памятников, очень близких к памятникам культуры Чавин, и среди них интереснейший храм Серро Сечин .
С конца 1935 г. Беннет в течение нескольких месяцев исследовал путем разведок и раскопок памятники важнейших долин Северного побережья. Основное внимание было сосредоточено на раскопках погребений. На основании своих работ он попытался построить общую картину археологии Севера прибрежного Перу . Однако данные, которыми располагал Беннет, были еще слишком отрывочны, чтобы их можно было сопоставлять с достаточной степенью вероятности.
В 40-е годы археология этого района сделала большой шаг вперед. Завершил свои исследования в долине Чикама перуанский археолог Р. Ларко Ойле. Он изучил большое количество памятников этой долины и систематизировал полученные результаты в ряде статей и монографий . Основная заслуга этого ученого - выделение новых культур (Куписнике, Салинар) и создание периодизации древностей долины Чикама.
В 1946 г. Институт Андских исследований США проводит комплексную экспедицию в долине Виру. В результате долина была очень тщательно изучена . Несколько позже Дж. Берд сделал открытие, которое стало началом нового этапа перуанской археологии. В устье долины Чикама он раскопал холм Уака Приета, где нашел следы поздней докерамической культуры с начатками земледелия, но без знания кукурузы . Памятники такого типа служили основными объектами археологических раскопок на перуанском побережье в 50-х годах.
На Центральном побережье Перу исследования возобновляются только в самом начале 40-х годов. В 1941-1942 гг. североамериканская экспедиция, работавшая по программе Института Андских исследований, провела некоторые обследования и раскопки в основных долинах этой части побережья. Важнейшими результатами были: изучение наиболее ранних, чавиноидных, памятников близ Супе и Анкона . раскопки ранних слоев Пачакамака, установившие большую древность этого памятника, и выяснение стратиграфии Серро де Тринидад - раннего памятника долины Чанкай . Используя новые данные и опираясь на разрозненные выводы Уле, Крёбера и других исследователей, Г. Р. Уилли создал первую сводную хронологическую схему древностей Центрального берега .
На юге перуанского побережья в это время почти не ведется полевых работ. Исключение составляют раскопки нескольких погребений культуры Наска Г. Уббелоде-Дёрингом в 1932 г.
Размах полевых исследований и большое количество нового материала потребовали от перуанистов пересмотра и уточнения исторических построений.
В 1939 г. на XXVII Международном конгрессе американистов, вторая сессия которого состоялась в Лиме, Тельо выдвинул гипотезу, развивавшую его прежние положения . Древнюю историю Центральных Анд он разделил на четыре эпохи. Первая из них - I тысячелетие до н. э. - связана с культурами Чавин и Пукара; вторая - I-VIII вв. н. э.- характеризуется древностями Кальехон де Уайлас и Тиауанако; в третью - 800- 1321 гг. н. э.- на побережье существовали культуры Мочика и Наска, а последняя - 1321-1532 гг. н. э.- связана с инками. Зарождение древних цивилизаций Тельо по-прежнему связывал с восточными склонами Анд и даже с низменными районами Монтаньи. Эта теория не привлекла большого числа сторонников. Она опиралась на предположения, зачастую справедливые, так как ее автор был блестящим знатоком древностей своей страны, но не на строгие научные доказательства.
Многочисленные стратиграфические раскопки 30-40-х годов позволили создать новую схему относительной хронологии. Ее основы были выработаны на специальной конференции, собранной в асьенде Чиклин, недалеко от г. Трухильо, в августе 1946 г. Здесь разбирались вопросы археологии Северного берега Перу . На конференции были доложены первые результаты работ в долине р. Виру. Для решения вопросов хронологии этой долины применялся метод датировки пластов по процентному соотношению в них керамики разных типов, разработанный Дж. А. Фордом . Полученная хронологическая схема почти полностью совпала с результатами работ Р. Ларко Ойле, изучавшего прежде всего стратиграфию погребений .
На этой конференции была сделана попытка, опираясь на древности Северного берега, построить общую археологическую периодизацию всей Андской области. Работу эту завершила Нью-Йоркская конференция перуанистов в июле 1947 г. Именно здесь относительная хронология Центральных Анд была впервые зафиксирована в ее современном виде. С тех пор она несколько дополнилась, но существенных изменений не претерпела. Костяк этой хронологии составляли стратиграфические колонки шести основных районов Перу и Боливии. Для их сопоставления было использовано распространение на больших территориях одинаковых стилей изобразительного искусства или орнаментации керамики (Horison styles), замеченное еще Уле и Крёбером. Наиболее четко концепция была сформулирована Уилли , который на Нью-Иоркской конференции дал подробную характеристику каждого из пяти «стилистических горизонтов».
Основным в новой схеме было то, что она подтвердила на значительно обогатившемся материале основные пункты старой относительной хронологии Уле - Крёбера. Таким образом была получена твердая система расположения древностей Центральных Анд во времени. Это позволило перейти к научному осмыслению древней истории Центральных Анд.
На Нью-йоркской конференции с попытками создания исторической периодизации древностей Андской области выступили Беннет, Стронг, Стьюард и отчасти Уилли .
Хотя каждый из них руководствовался несколько различными критериями, в целом их схемы совпадают . Все авторы выделяют до- керамическую эпоху с начатками земледелия . Вслед за ней идет эпоха становления и бытования высоких культур перуанского побережья . Затем наступает время перемещений племен и завоеваний .
Различия этих периодизаций заключаются в терминологии и в разграничении некоторых мелких периодов. Новые термины придавали схемам Беннета, Стронга и Стьюарда видимость исторических периодизаций, но практически они не были надежно обоснованы конкретным археологическим материалом, а прикладывались механически, согласно тому, что каждому автору казалось наиболее существенным для данного периода . Все эти схемы, на какие бы критерии они ни опирались, грешили излишне обобщенным и статичным подходом к древностям Андской области. Дело в том, что для североамериканской школы перуанистов вообще характерно полное пренебрежение к исследованию культур во всем их комплексе. Это неизбежно ведет за собой недостоверность исторических интерпретаций. Зачастую большие обобщения, в частности периодизации, строятся на основе очень незначительного полевого материала. Правильно отмечая единство древней истории всей Андской области, эти исследователи недооценивают различия и неравномерность в развитии отдельных районов и культур. Вершиной такого излишне обобщенного подхода к материалу было предложенное Беннетом понятие «перуанской общей традиции» (peruvian co-tradition). Этот исследователь, опираясь на концепцию культурного ареала, сформулированную Крёбером, считал, что древности Центральных Анд составляют единство, характеризующееся некоторыми общими чертами для всей территории на протяжении всей истории этого района, начиная с I тысячелетия до н. э.
На самом деле эти черты прослеживаются не всегда и далеко не во всех районах Андской области. Так, например, ирригационное земледелие появляется в одном из наиболее развитых районов- на севере побережья - не ранее периода Салинар, а более древние культуры - Гуаньяпе и Куписнике - его не знают. На ранних этапах неизвестна и металлообработка. Она появляется не везде и не сразу. Нельзя также говорить о единстве мотивов изобразительного искусства на всем протяжении существования «общей традиции». Действительно, в искусстве эпох Чавин и Тиауанако есть сходные мотивы, но их трактовка и, по- видимому, значение совершенно различны.
Такие черты, как, например, упоминаемый Беннетом обычай паломничества к культовым центрам, вообще не могут быть прослежены на археологическом материале. Это чисто умозрительная ретроспекция обычаев инкского времени, известных по письменным источникам. То же относится и к вопросу о характере политических объединений.
Таким образом, в воззрениях североамериканских археологов существует значительный разрыв между тщательно, но формально проанализированным материалом и широкими, но не имеющими достаточного фактического обоснования историческими интерпретациями.
С 1948 г. начинается следующий, четвертый, этап развития археологии Андской области. Основное направление исследований в это время меняется. В центре внимания оказываются памятники эпох, предшествовавших высокоразвитым культурам. Работы Ф. Энгеля, Э. Ланнинга, А. Кардича и других ученых отодвинули вглубь хронологические границы древностей Центральных Анд.
50-е годы ознаменовались большим оживлением археологических работ в Боливии. Отрадно, что археологи перестали интересоваться преимущественно блестящей культурой Тиауанако и обратились к скромным памятникам окраинных районов Альтиплано и к эпохам, предшествующим этой культуре. Большую роль в новом направлении исследований сыграли швед С. Риден и боливиец Д. Э. Ибарра Грассо.
С. Риден провел большие, хорошо документированные раскопки на памятниках долины Кочабамба , в районе Оруро и в местности Мольо к востоку от озера Титикака , где он работал вместе с К. Понсе Санхинесом . Его работы отличаются полнотой полевых исследований, издаваемых обычно тоже полностью. К сожалению, касаясь исторической интерпретации фактов, С. Риден не пытается осмыслить археологические памятники и культуры как комплексы, отражающие различные стороны жизни древнего населения. Он ограничивается только сравнением отдельных элементов культур, отдавая предпочтение орнаментации керамики.
Заслуга Д. Э. Ибарра Грассо состоит прежде всего в том, что он с огромной энергией взялся за изучение дотиауанакских эпох в Боливии. Он же собрал большой подъемный материал в центральных и южных районах Альтиплано, позволивший наметить области распространения археологических культур в этой части страны . Исследованиями окраинных районов Альтиплано занималась в 1958 г. немецкая экспедиция X. Д. Диссельхофа, работавшая в долине Кочабамба и Миске .
Другим важным направлением работ были новые исследования Тиауанако и в первую очередь раскопки, организованные Центром археологических исследований в Тиауанако (CIAT), который возглавил К. Понсе Санхинес . Он применил новые для Центральных Анд методические приемы. Вместо разбросанных стратиграфических шурфов была разбита сетка квадратов, разделенных бровками. Это позволило копать культурный слой на большой площади с хорошим стратиграфическим контролем. Несмотря на целый ряд недостатков, эта методика для перуанистов была прогрессивной, так как до этого такие площади на поселениях практически не вскрывались.
Большие успехи в это время были достигнуты в районе Куско. В 1952 г. М. Чавес Бальон раскопал памятник Батан Урко к юго-востоку от г. Куско. Находки на этом памятнике позволили проследить стратиграфическую последовательность керамического материала от культуры Чанапата до раннеинкских слоев .
В 1954-1955 гг. в Южном Перу работает экспедиция Калифорнийского университета под руководством Дж. X. Роу. Она провела много обследований и в Центральном горном районе. В результате ее работ была намечена периодизация культуры Чанапата и уточнены границы ее распространения. Кроме того, были внесены значительные коррективы в границы культуры Уари. Еще в 1950 г. на самом Уари провел первые раскопки Беннет. Он попытался создать схему относительной хронологии культуры и определить ее место среди древностей Центральных Анд .
В эти же годы возрос интерес перуанских ученых к археологии бассейнов рек Мантаро и Пампас. Центром исследований стал Институт этнологии и археологии Университета Сан- Маркос в Лиме. В работах приняли участие и местные музеи. В результате археологическая карта этого района обогатилась многими памятниками. К сожалению, основным методом исследования были только разведки с более или менее подробным описанием объектов и сбором подъемного материала. В редких случаях производилась шурфовка. Сколько-нибудь значительных раскопок не велось.
В 50-е годы наблюдается тенденция распространения полевых работ за пределы классической Андской области древних цивилизаций. Начинаются исследования дальнего севера Перу, как горного, так и прибрежного. На побережье, у границы с Эквадором, особенно много работает Э. Ланнинг . Результаты работ в горах пока слишком отрывочны и не нашли еще прочного места в археологии основных районов Перу и Боливии.
На Центральном побережье исследования 50-х годов были связаны главным образом с изучением докерамических памятников, относящихся ко времени не позже II тысячелетия до н. э. Некоторые работы коснулись и интересующей нас эпохи. Так, Ф. Энгель раскопал еще один чавиноидный памятник - Курайяку - на самом юге Центрального побережья . Особенно интересно, что здесь удалось вскрыть остатки построек того времени. Однако полная публикация материала этого памятника еще не вышла в свет. Отдельные раскопки погребений производили С. К. Лотроп и перуанские археологи . В долине р. Чильон и у г. Анкон вел исследования Л. М. Штумер , а позднее Э. Табио .
Некоторое оживление полевых работ заметно на Южном берегу Перу. В 1952-1953 гг. здесь работала экспедиция Колумбийского университета под руководством У. Д. Стронга. Наиболее важные результаты дали раскопки на поселении Кауачи, где удалось проследить переход от культуры Паракас к культуре Наска . В 1958 г. Д. Т. Уоллас раскопал поселение Серрильос, слои которого содержали материал ранних фаз культуры Паракас.
Полевые работы 50-х годов в Центральных Андах проводятся североамериканскими археологами на том же методическом уровне, что и исследования долины р. Виру, публикации которых выходят в свет в начале этого периода. Они.полностью ориентируются на стратиграфические раскопки поселений и ставят своей главной задачей только установление относительной хронологии.
Большой заслугой североамериканских археологов было введение в практику радиокарбонного метода датирования, открытого
Уилли обращался и к вопросу о происхождении древнеперуанских цивилизаций, развивая основную идею теории Спиндена. Он показал, уже на новых материалах, что высокие культуры Андской области покоятся на прочной базе достижений предшествующего периода .
Большую роль в его построениях играют диффузии элементов культуры из одной области в другую. В одной из работ Уилли, правда, оговаривается, что «диффузии и независимые изобретения являются в конечном счете полярными абстракциями, касающимися сложных событий человеческой жизни, и двумя процессами, происходящими в согласии» . В объяснении же конкретных фактов он зачастую сильно преувеличивает роль диффузии .
Теоретические взгляды Уилли сложились к началу 60-х годов и были сформулированы в ряде статей и в книге «Метод и теория американской археологии» . Они касаются древней истории Нового Света в целом и близки взглядам В. Г. Чайлда и Р. Брейдвуда. В его периодизации древней истории Америки существенное место занимает переход от присваивающего хозяйства к производящему («неолитическая революция» по Чайлду), который, как он считает, «был одним из великих поворотных пунктов в человеческой предыстории» . Большое внимание Уилли уделяет и появлению городских центров («городская революция» по Чайлду) .
Для Уилли характерен гораздо больший интерес к истории, чем для археологов школы Крёбера, но в своей периодизации он, уделяя много внимания совершенствованию способа производства пищи и, для более поздних эпох, системе поселений (settlement pattern), в очень слабой степени связывает их с развитием общества. В целом, однако, концепция Уилли представляет собой серьезный сдвиг в сторону историзма.
Конкретные моменты этой концепции, касающиеся области Центральных Анд, разрабатывает сейчас Д. Колье , который исследовал становление земледелия в Андской области, отметив длительность и постепенность этого процесса. Взгляды Уилли оказывают большое влияние и на молодое поколение североамериканских археологов-перуанистов .
В 50-е годы в Перу складывается национальная археологическая школа. Однако перуанские археологи чаще всего занимаются обследованиями и не ведут широких раскопочных работ. Большой их заслугой являются многочисленные разведки в менее изученной горной части страны. В методике раскопок они тесно связаны с североамериканской школой.
В 1953 г. в Лиме состоялась I Конференция круглого стола, на которой присутствовали как перуанские, так и североамериканские археологи. Она была посвящена вопросам терминологии и относительной хронологии. II Конференция круглого стола, проведенная в январе 1958 г., рассмотрела схему относительной хронологии Центральных Анд и несколько видоизменила ее. Практически это было принятием предложений Роу. Вместо пяти горизонтов с различным распространением были выделены три пан-перуанских горизонта - Чавин, Тиауанако и Инка, которым предшествовали Докерамический и Раннекерамический периоды. Ранний и Поздний промежуточные этапы разместились между горизонтами . Достоинство этой схемы в том, что вместо недостаточно обоснованной технологической или даже социальной терминологии для целей хронологизации применены чисто технические пространственно-временные термины .
В ноябре 1958 г. археологии была посвящена первая сессия II Национального конгресса по истории Перу , а в следующем году состоялась Неделя перуанской археологии . И в том, и в другом случае большинство докладов было информационным. Эти собрания показали, что у перуанских археологов наблюдается большой интерес к историческому осмыслению древностей своей страны. Так, например, Р. Матос Мендьета и Л. Г. Лумбрерас пытались локализовать исторические племена чанка и уанка, связав их с различными группами археологических памятников Центральных гор . Э. Чой попытался сопоставить общую схему перуанской археологии с периодизацией первобытного общества Моргана - Энгельса . К сожалению, он решал эту важнейшую проблему слишком обобщенно и не давал развернутых обоснований на конкретном материале таких чрезвычайно важных и ответственных положений, как, например, наличие государства у носителей культуры Мочика или существование класса жрецов-правителей в обществе культуры Гальинасо. Выявился также и ряд методических слабостей национальной науки, во многом еще испытывающей влияние североамериканской школы исследований.
Складывается национальная археология и в Боливии. В 1953 г. состоялась I Конференция круглого стола . Ее инициатором выступил Д. Э. Ибарра Грассо. Основными вопросами, обсуждавшимися на конференции, были: 1) проблема выделения доиспанских культур на территории Боливийских Анд; 2) их хронология; 3) их связи с культурами Перу, Чили и Аргентины. Был выделен целый ряд культур, в первую очередь на юге Альтиплано, за пределами области высоких цивилизаций Центральных Анд. Кроме того, конференция выработала схему относительной хронологии для Боливии. В ней, несмотря на все ее несовершенство, наметился правильный исторический подход к дате Тиауанако. Классический период этой культуры, по мнению участников конференции, не мог относиться ко времени ранее рубежа нашей эры.
I Конференция круглого стола, созванная в 1957 г., была посвящена вопросам изучения самого Тиауанако. Она рекомендовала немедленно начать исследовательские и реставрационные работы на этом памятнике и организовала специальный Центр археологических исследований в Тиауанако (CIAT).
В начале 50-х годов Д. Э. Ибарра Грассо создал первую схему археологии Боливийского Альтиплано в целом .
Однако многочисленные работы этого автора часто страдают бездоказательностью и излишне широкими обобщениями на недостаточном материале. Для него характерны попытки выделять культуры и даже давать им широкую историческую характеристику на основании только подъемного материала, зачастую очень разнородного . Кроме того, Ибарра Грассо очень склонен использовать внешнее сходство отдельных предметов для установления самых отдаленных связей .
В Центральных Андах работают и археологи Старого Света, пользующиеся в основном теми же методическими приемами и теоретическими установками, что и американские ученые.
В 1960 г. экспедиция Токийского университета раскопала близ местечка Котос на севере горного Перу жилой холм, в котором было обнаружено шесть строительных горизонтов. Четвертый из них был, по-видимому, синхронен культуре Чавин. Предшествующие горизонты с остатками зданий, возможно культового назначения, восходят к рубежу III-II тысячелетий до н. э.
Раскопки в Котос вместе с исследованиями Д. Латропа в Яринакоче и Грута де лас Лечусас , материал которых увязывается с недавно исследованными раннекерамическими культурами Эквадора (начало II тысячелетия до н. э.) , дают основание для пересмотра традиционных взглядов на ранние периоды развития древних цивилизаций Центральных Анд и наносят удар по концепции «перуанской общей традиции» Беннета.
В 60-х годах наблюдается некоторый застой в полевых работах. В небольших масштабах они ведутся лишь в Центральных районах горного и прибрежного Перу . В области кабинетных исследований большая роль принадлежит калифорнийской группе археологов во главе с Роу. Опираясь на подробную хронологию древностей долины р. Ика , они продолжают разрабатывать дробные периодизации для различных долин побережья в дефинициях общей хронологической схемы Роу . Специальные исследования посвящены Среднему горизонту, проблемы которого изучает Д. Менцель. . Этими же вопросами занимается и перуанец Л. Г. Лумбрерас .
Среди работ других перуанских археологов следует упомянуть каталог важнейших памятников побережья .
Особое место в перуанистской литературе занимают сводные работы типа книг Дж. А. Мейсона и Дж. X. Башнелла . Они носят скорее научно-популярный, чем исследовательский, характер и базируются обычно на североамериканской концепции археологии Центральных Анд. Их авторы добросовестно и более или менее подробно описывают древности Перу и Боливии, не делая существенных исторических выводов.
Значительна группа изданий искусствоведческого плана . Чаще всего это великолепные публикации предметов искусства из различных музейных коллекций. В научном отношении они обычно обесценены тем, что изданные вещи не имеют точного паспорта, так как происходят из случайных находок или грабительских раскопок.
Ограбление и разрушение древних памятников существовало и продолжает существовать в Андской области, породив, как и во многих других районах древних цивилизаций мира, новую профессию - грабителей могил («уакерос»). Урон, наносимый ими науке, огромен, но никакой борьбы с этим явлением в Перу и Боливии практически не ведется.
Литература по археологии Центральных Анд на русском языке довольно ограниченна. Чаще всего это общие очерки в энциклопедических изданиях и журналах . Самый обширный из них принадлежит перу Б. И. Шаревской. По необходимости краткие, такие работы знакомят читателя только с самой общей картиной древних культур Андской области.
Несколько работ посвящено изучению отдельных сторон доинкской истории Перу и Боливии . Так, Р. В. Кинжалов в своей книге об искусстве древней Америки касается и древностей этого района, а в работе Ю. Е. Березкина собраны последние данные об исследовании докерамических памятников перуанского побережья в связи с проблемой появления здесь земледелия. В ряде небольших статей рецензируются отдельные работы зарубежных исследователей и публикуются предметы из музейных коллекций .
Таковы основные этапы развития археологии Центральных Анд. Сейчас она находится на перепутье. Становится совершенно очевидным, что старые методы исследования, подчиняющие его задаче хронологизации, как бы важна она ни была, могут привести только к очень обобщенным схемам типа схемы 1947 г. и ее позднейших модификаций. С помощью этих методов невозможно раскрыть историю Андской области со всем ее многообразием и неравномерностью развития в различных районах и в различные периоды.
Историю эту можно попытаться воссоздать только всесторонне изучив конкретные археологические культуры, разобравшись в их взаимосвязях и реконструировав, насколько это возможно при современном состоянии источников, хозяйственные и социальные аспекты жизни древних обществ, стоящих за этими культурами.
Периодизацию развития американистики см.: L. Реricot у García, 1961, т. I, стр. 1-20.
W. Reiss und A. Stübel, 1880-1887.
A. Stübel und М. Uhle, 1892.
A. F. Bandelier, 1905; Он же, 1910.
М. Uhie, 1903.
М. Uhle, 1906; Он же, 1910; Он же, 1913а; Он же, 1925.
М. Uhle, 1913b; Он же, 1915.
М. Уле, а вслед за ним и A. Л. Крёбер культуру Мочика называли Прото-Чиму.