Сочинения

Психология групп определение структура. Социально психологическая структура группы. Понятие лидерства в малой группе

4. Восемь динамик

Если бросить взгляд на весь тот хаос, с которым отождествляется жизнь или существование для большинства людей, то можно обнаружить восемь основных частей, к каждой из которых относятся состояния существования. Каждая часть содержит некоторый цикл действия.

Можно сказать, что в жизни существует восемь стремлений (побуждений, импульсов). Мы называем их динамиками. Они являются мотивами или мотивациями. Мы называем их восемью динамиками.

У нас здесь нет никакой мысли или утверждения о том, что какая-то одна из этих восьми динамик более важна, чем другие. Хотя они являются разновидностями всеобщей игры жизни, они не обязательно равны друг другу. Среди людей можно обнаружить, что каждый из них подчеркивает, что одна из динамик (или некоторый набор динамик) более важна, чем набор оставшихся динамик.

Описание этих компонентов производится с целью увеличения понимания жизни, - путем разделения ее на части. Разделив жизнь таким образом, можно изучать каждую часть отдельно, - по ее взаимосвязям с другими частями жизни. Чтобы решить головоломку, нужно сначала отобрать элементы одного цвета или характера и разложить их по группам. При изучении некоторого предмета необходимо действовать упорядоченным образом. Чтобы повысить эту упорядоченность, необходимо для наших целей принять эти восемь произвольных частей жизни.

Первая динамика является стремлением к существованию самого себя. Под этим подразумевается полное самовыражение личности. Ее можно назвать динамикой самого себя.

Вторая динамика является стремлением к существованию с помощью сексуальной деятельности. Она в действительности состоит из двух частей. Она является (а) собственно половым актом и (б) семьей, включая воспитание детей. Ее можно назвать динамикой секса.

Третья динамика является стремлением к существованию в группах людей. Любая группа или часть целого общественного класса может рассматриваться как часть третьей динамики. Школа, общество, город, нация являются частью третьей динамики, и каждая из них является третьей динамикой. Ее можно назвать динамикой группы.

Четвертая динамика является стремлением к существованию в качестве человечества. Если белая раса может рассматриваться как третья динамика, то все расы вместе могут рассматриваться как четвертая динамика. Ее можно назвать динамикой человечества.

Пятая динамика является стремлением животного мира к существованию. Сюда включается все живое - будь то животные или растения. Рыба в океане, полевые и лесные звери, трава, деревья, цветы и все, непосредственно и изнутри побуждаемое жизнью. Ее можно назвать динамикой животного мира.

Шестая динамика является стремлением к существованию физической вселенной. Физическая вселенная состоит из материи, энергии, пространства и времени. В Саентологии мы используем аббревиатуру MEST. Ее можно назвать динамикой вселенной.

Седьмая динамика является стремлением к существованию духовных существ или в их качестве. Все духовное (обладающее ли идентичностью или нет) подразумевается под седьмой динамикой. Ее можно назвать духовной динамикой.

Восьмая динамика является стремлением к существованию бесконечности. Она также называется Верховным Существом. Чтобы быть точными, заметим здесь, что Саентологическая наука не вторгается в динамику Верховного Существа. Эта динамика имеет номер восемь, потому что цифра 8 - это поставленный вертикально символ бесконечности. Она называется бесконечностью, или динамикой Бога.

Саентологи обычно называют динамики по номерам.

В более раннюю науку - Дианетику - включались динамики с первой по четвертую. Саентология охватывает динамики с первой по седьмую как изученную область - научно доказанную и систематизированную.

Сложность в точном определении динамик - чисто лексическая<2>. Первоначально динамики интерпретировались как «стремление к выживанию …». По мере развития науки стало очевидно, что выживание - это только видимость и только одна сторона существования. Как цикл действия, так и эти три состояния существования являются частью каждой динамики.

Далее, можно лучше продемонстрировать эти динамики, если представить их в виде серии концентрических<3> окружностей, в которой первая динамика является центром, а каждая новая последовательно описана вокруг предыдущей. Идея примыкающих областей относится к этим динамикам.

Основная особенность человека включает в себя его способность расширяться таким образом в другие динамики, - но только тогда, когда седьмая динамика будет достигнута полностью, человек сможет открыть истинную восьмую динамику.

В качестве примера использования этих динамик можно привести ребенка, который при рождении не ощущает ничего, кроме первой динамики, - но по мере его взросления и расширения его интересов можно увидеть, как начинают использоваться другие динамики. Еще один полезный пример: человек, который не способен действовать по третьей динамике, сразу же становится неспособным быть частью команды, - и можно сказать, что он таким образом не способен к жизни в обществе.

В качестве еще одного комментария к восьми динамикам можно отметить, что ни одна из этих динамик - от первой до седьмой - не является более важной, с точки зрения ориентации человека, чем любая другая. В то время как важность динамик неодинакова, - от первой к последующим, - способность человека принимать бытийность, деятельность и обладание на каждой из динамик является показателем его способности жить.

Эти восемь динамик используются при общении в Саентологии и должны быть хорошо изучены как часть языка Саентологии. Способности и недостатки людей можно понять, рассмотрев, какое участие они принимают в различных динамиках.

Из книги Шесть систем индийской философии автора Мюллер Макс

ВОСЕМЬ ПРАМАН После защиты учения ньяи, что всех праман только четыре – ни больше, ни меньше, – Готама переходит к критике четырех добавочных праман последователей мимансы и показывает, что эти добавочные праманы излишни. Эти праманы, как мы видели: айтихья (предание), не

Из книги Мост через вечность автора Бах Ричард

Восемь Я чувствовал себя в самолете на высоте двух миль так, как будто меня распластали на кухонном столе и затем вышвырнули за дверь. Одно мгновение самолет во всей красе в дюймах от моих пальцев: я падал, но я мог бы ухватиться и вернуться на борт, если бы в этом была

Из книги Дао Дэ Дзин автора Цзы Лао

Двадцать восемь - Ты готов, вуки? - спросила она.Я снова провожу с ней слишком много времени, - подумал я. - Слишком много. Она словно микросхема. Все, чего она касается, приходит в порядок, все становится просто и ясно. Я по-прежнему ослеплен ее красотой. Жизнерадостная,

Из книги Командующее Я автора Шах Идрис

Тридцать восемь Лесли была ошеломлена. Она ходила вокруг и искала наши любимые вещи, с которыми мы жили, - своих дорогих попутчиков. Будто бы они могли внезапно появиться на своих местах. Книги, одежда, деревянные кухонные ложки, которые означали для нее домашний уют, даже

Из книги Танцующие с волками. Символизм сказок и мифов мира автора Бену Анна

Сорок восемь - Где вы берете ваши безумные идеи? - спросил джентльмен из двадцатых рядов. Это был первый вопрос во втором часу лекции.По двум тысячам человек в Городской Аудитории побежал тихий смех: это вызвало любопытство не только у него.Лесли непринужденно сидела со

Из книги Символизм сказок и мифов народов мира. Человек – это миф, сказка – это ты автора Бену Анна

ВОСЕМЬ Дао подобно воде. Вода бесстрастна - потому не встречает препятствий. Бесцельна - Потому всякому приносит пользу. Зверь ждет в кустах добычу. Цветок тянется навстречу солнцу. Камень скрыт в земле. Человек в чаще ищет тропу. А вода холодна, спокойна и

Из книги Самые трудные головоломки из старинных журналов автора Таунсенд Чарлз Барри

ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ Стань бесстрашным и скромным, как горный ручей, - превратишься в полноводный поток, главный поток Поднебесной. Так гласит великий Дэ, закон рождения. Познай праздник, но живи буднями - станешь примером для Поднебесной. Так гласит великий Дэ, закон

Из книги автора

ТРИДЦАТЬ ВОСЕМЬ Мудрый не ищет добра, потому добродетелен. Глупец норовит причинить добро и забывает о людях. Мудрый бездействует. Глупый делает тысячу дел, и дела его нарочиты. Добродетель творит, не прилагая усилий. Справедливость силится воцариться, возбуждает

Из книги автора

СОРОК ВОСЕМЬ Следуешь учителю - обретаешь. Следуешь Дао - избавляешься. Избавился - пришел к бездействию. Ничего не делаешь - ничего не остается несделанным. Миром управляет простота. Простота родится из бездействия. Вмешательство - залог

Из книги автора

ПЯТЬДЕСЯТ ВОСЕМЬ Государь спокоен - народ простодушен. Государь деятелен - народ лицемерен. Счастье таится в сравнении. Несчастье таится в сравнении. Сравнение - добровольная пытка ума, враг постоянства. Так справедливость превращается в коварство, добро - в

Из книги автора

ШЕСТЬДЕСЯТ ВОСЕМЬ Хороший боец отвергает битву. Искусный воин презирает войну. Достойный победитель равнодушен к победе. Это - Дэ, избегающее борьбы. Умелый хозяин избегает хозяйничать. Умеет управлять людбми. Так живут в согласии сДао - древним замыслом

Из книги автора

СЕМЬДЕСЯТ ВОСЕМЬ Нет уступчивей под небом, чем простая вода. Нет равного воде под небом в преодолении твердого, прочного. Слабый одолеет сильного, мягкое одолеет твердое. Любой знает эту правду. Никто ни признает ее за истину. Потому мудрый говорит: кто принял к сердцу

Из книги автора

ВОСЕМЬ АНАЛОГИЙ Есть несколько чрезвычайно важных аналогий, которые можно выразить в форме анекдотов. Они позволяют с пользой для учебных целей выделить характерные особенности и ошибки, блокирующие высокие восприятия.Первая касается предположений, в особенности

Из книги автора

Из книги автора

Восемь О цифре «восемь» уже говорилось выше – это крест в квадрате, две соединенные четверки. Это Творец и творимый им материальный мир, это человек и создаваемый им предметный мир.Девять и десять – стр. 11, «Исторический и символический подход к анализу

Из книги автора

Восемь шашек Для решения этой интересной задачки вам надо сделать увеличенную копию этого рисунка и взять восемь шашек, которые послужат фишками. А теперь разместите шашки на линиях рисунка так, чтобы в каждом круге и на каждой из четырех прямых линий было по две

Юридические факты: понятие и виды Правоотношения - это динамичное явление. Они возни¬кают, изменяются, прекращаются, реализуются. Динамика правоотношений связана с реальными жизненными обсто¬ятельствами. «Жизненные факты, признаваемые гипотезой юридической нормы за условия возникновения юридических отношений, принято называть на техническом языке правове¬дения юридическими фактами. Юридический факт - это всякое обстоятельство, предусматриваемое гипотезой юридической нормы и влекущее за собою, как следствие, возникновение, равно изменение и прекращение юридического отношения»1. Юридические факты - это важная сторона в существовании и динамике правоотношений. Юридический факт - это конкретные жизненные об¬стоятельства (условия ситуации), с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение пра¬воотношений. Эти факты становятся юридическими не в силу каких-то осо¬бых внутренних свойств, а в результате признания их таковыми государством, законом. Придание правового характера тем или иным жизненным обстоятельствам целиком зависит от воли законодателя, официальной власти, а не от самих участников общественных отношений. В плане понятийной характеристи¬ки юридических фактов следует еще раз подчеркнуть то, что последние опосредуют движение правовых отношений (возник¬новение, изменение, прекращение). И если правосубъектность рассматривать в рамках общерегулятивных правоотношений, то фактически условия правосубъектности - возраст, вменяе¬мость и т.д. - по своей природе и механизму действия тоже являются юридическими факторами. Признаки юридических фактов закреплены в законе, как правило, в гипотезе правовой нормы, т.е. с точки зрения законодателя, все жизненные факты и обстоятельства делятся на юридически значимые и юридичес¬ки безразличные. Однако «до сих пор наука не выработала схемы рациональ¬ной классификации юридических фактов. В основу наиболее принятой классификации юридических фактов могут быть положены два начала: 1) отношение юридических фактов к воле лиц; 2) отношение юридических фактов к норме объективного права. По первому признаку различаются юридические факты, ко¬торые совершаются без участия воли лица, а также те, которые совершаются при участии воли лица. Первые называются юри¬дическим событиями, вторые - юридическими действиями. Второй классификационный признак приводит к делению всех юридических фактов на правомерные и на противоречащие объективному праву, т.е. неправомерные. Указанное различие, по мнению Тарановского, применимо как к юридическим со¬бытиям, так и к юридическим действиям, и потому выступает в качестве подразделения тех и других. В рамках современной правовой теории юридические факты также классифицируют по разным основаниям. Так, по характеру наступающих последствий их делят на правообразующие, право-изменяющие и правопрекращающие. Например, регистрация брака влечет за собой возникновение брачно-семейных правоотноше¬ний, а развод - их прекращение. Рождение ребенка приводит к возникновению правоотношения между родителями по поводу его содержания и воспитания, этот же факт может быть правопре-кращающим, например, освободить от обязанности отца ребенка проходить срочную службу в армии. Следует иметь в виду, что для субъектов, представляющих стороны в правоотношении, один и тот же юридический факт одновременно может быть правообразующим, правоизменяющим, правопрекращающим. Факт смерти человека является обстоятельством, прекращающим правовые отношения между умершим и его супругом, детьми, компаньонами; и в то же время этим фактом открывается право на наследство (правообразующий факт). В зависимости от того, возникают ли жизненные обстоя¬тельства по воле человека или помимо нее, юридические факты делят на события и деяния (действие или бездействие). События не зависят от воли и желания человека (земле¬трясения, наводнения, пожар и др.), но порождают для него юридические последствия и помимо его воли. Сами по себе указанные явления ничего юридического в себе не содержат и автоматически никаких обязательств не порождают, но служат поводами, причинами для этого. В современной правовой науке (в отличие от представлений ряда отечественных юристов конца XIX - начала XX в., например, того же Ф.В. Тарановского) события не могут подразделяться на правомерные или непра¬вомерные, так как по природе своей они не зависят ни от воли, ни от сознания людей. Кроме этого некоторые современные авторы, например, В.Н. Протасов, выделяют абсолютные и относительные события. Абсолютные события вообще не свя¬заны с волей человека, относительные события не зависят от воли участников именно данного правоотношения, но зависят от воли других лиц. Например, убийство для уголовного право¬отношения является юридическим деянием, а для гражданского правоотношения наследования - юридическим событием1. Действия - это такие факты, которые зависят от воли людей, совершаются ими сознательно. Действия (бездействие) связаны с проявлением воли человека. Например, заключение договора купли-продажи. Действия (бездействие) в свою очередь делятся на правомерные и неправомерные. Правомерные действия, в зависимости от намерений лица, направленности его воли, делятся на юридические акты и юридические поступки. Юридический акт - это правомерное действие, совершаемое с намерением достичь юридического ре¬зультата (заключение сделки, заявление о принятии наследства). Юридический поступок - это такое действие лица, которое не направлено на достижение юридического результата, но такой результат возникает, помимо его воли, в силу предписаний закона (например, создание художественного произведения с неизбежностью влечет для автора возникновение авторского права на это произведение). Неправомерные действия (бездействие) или правонарушения делятся в зависимости от степени их опасности для общества на преступления и проступки. Признаки каждого правонаруше¬ния указаны в законодательстве. Совершение правонарушения влечет за собой возникновение у правонарушителя обязанности нести юридическую ответственность. Некоторые авторы классифицируют юридические факты по характеру действия - факты однократного действия (истечение срока, нанесение материального ущерба) и факты состояния (состояние в родстве, состояние нетрудоспособности и т.д.). Как правило, для возникновения конкретного правоотно¬шения требуется не один юридический факт, а их совокупность (для получения права на пенсию необходимы определенный возраст, стаж работы). Совокупность таких юридических фактов называют фактическим составом. В целом юридические факты играют весьма важную и активную роль в общеправовой систе¬ме, они «сцепляют» нормы права с реальными общественными отношениями. С помощью продуманной шкалы юридических фактов, т.е. путем придания юридического значения тем или иным жизненным обстоятельствам, можно существенным образом влиять на динамику развития социальных процессов, направлять их в нужное русло.

Юридические факты - это такие конкретные жизненные обстоятельства-, с которыми связывается возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Правовые отношения – основная часть общественных отношений; носят волевой характер (осознанное поведение; гарантируются гос-вом и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой).

Классификация юр. фактов: 1) события - обстоятельства, протекающие независимо от человека. 2) действия - совершаются по воле человека. (правомерные, неправомерные).

По юридическому значению: 1) юридические поступки (порождают последствия независимо намерению человека), 2) юридические акты (совершены со специальным намерением) а) административные акты - совершаются с намерением вызвать соответствующие административные правовые последствия. б) сделки – гражданские правовые последствия.

Правоотношения - это динамичное явление. Они возникают, изменяются, прекращаются, реализуются. Динамика правоотношений связана с реальными жизненными обстоятельствами. Юридический факт - это всякое обстоятельство, предусматриваемое гипотезой юридической нормы и влекущее за собою, как следствие, возникновение, равно изменение и прекращение юридического отношения». Юридические факты - это важная сторона в существовании и динамике правоотношений.

Юридический факт - это конкретные жизненные обстоятельства (условия ситуации), с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

В рамках современной правовой теории юридические факты также классифицируют по разным основаниям. Так, по характеру наступающих последствий их делят на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие.

Понятие правонарушения и его признаки

Правонарушение - виновное противоправное деяние дееспособного лица, которое наносит вред обществу.

Признаки правонарушения:

§ действие или бездействие;

§ противоправность поведения;

§ виновное поведение человека;

§ причинение вреда обществу, гос., гражданам либо создание угрозы наступления такого вреда.

§ совершение деяния дееспособным лицом.

За правонарушение предусмотрена официальная негативная санкция - наказание.

Состав правонарушения. Классификация правонарушений.

Состав правонарушения - совокупность его элементов. Структура правонарушения такова: объект, субъект, объективная и субъективная стороны.

1. Объектом правонарушения являются социальные блага, явления окружающего мира, на которые направлено противоправное деяние

2. Субъектом правонарушения признается лицо, совершившее виновное противоправное деяние. Им может быть индивид или организация.

3. Объективная сторона правонарушения - это внешнее проявление противоправного деяния. Элементами объективной стороны любого правонарушения являются:


деяние (действие или бездействие); противоправность; вред, причиненный деянием, т. е. неблагоприятные и потому нежелательные последствия, наступающие в результате правонарушения; место, время, способ, обстановка совершения деяния.

4. Субъективная сторона правонарушения - ее составляют вина, мотив, Цель.

Классификация

По областям регулируемых отношений правонарушения различаются на:

гражданские – действие или упущение, противоречащее нормам гражданского права. Это любые виновные противоправные деяния, наносящие вред имуществу других лиц либо их личным неимущественным благам: чести и достоинству человека, его деловой репутации, авторским, изобретательским и иным правам.

трудовые - это виновное противоправное деяние субъекта трудового права, состоящее в неисполнении, нарушении трудовых обязанностей и запрещенное санкциями, содержащимися в нормах законодательства о труде.

административные – противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

процессуальные - деяния, связанные с нарушением процессуального законодательства участниками правоприменительного (гражданского, уголовного, административного) процесса. Они связаны с нарушением гражданами или государственными органами (чаще юрисдикционными) интересов правосудия или процессуальных прав стороны, с которой правонарушитель состоит в правоотношении.

Разнообразие групп лучше всего подтверждает, что группы - это активные психологические субъекты социальной реальности. Но с другой стороны, разнотипность групп затрудняет саму возможность выделить в них нечто общее, чтобы дать определение группы.

  • 1. Наличие структуры;
  • 2. Наличие организации;
  • 3. Активное взаимодействие членов группы;
  • 4. Осознание себя членами группы как единого целого, как «Мы» в отличие от всех остальных людей, которые воспринимаются как «Они».

Таким образом, группа возникает всякий раз, когда, по крайней мере, два человека начинают взаимодействовать друг с другом, выполняя каждый свою роль и соблюдая определенные нормы и правила. Иными словами, группа появляется тогда, когда взаимодействие людей приводит к формированию групповой структуры. Причем не обязательно, чтобы люди находились в тесном, непосредственном взаимодействии. Они могут находиться на большом расстоянии друг от друга, редко, а может быть и никогда не видится друг с другом и, тем не менее, образовывать группу.

Следовательно, любая совокупность людей может превратиться в группу. Справедливо и обратное. Здесь многое зависит от продолжительности, долговременности действия тех факторов, которые приводят к возникновению той или иной группы .

Таким образом, группа - это объединение, сложившееся из двух или более человек, которые с определенной мерой активности взаимодействуют друг с другом.

Структура группы является системой групповых ролей, норм и взаимоотношений членов группы между собой.

Ролевое разделение, как только что было сказано, является характеристикой групповой структуры.

В зависимости от того, какой является группа - формальной или неформальной - ролевое разделение также происходит либо целенаправленно, либо спонтанно. В формальных группах, как правило, роли определяются и предписываются конкретным людям заранее. Типичным в этом отношении является назначение официального руководителя (лидера). Но в любой формальной группе параллельно идет самопроизвольное ролевое распределение. Так, довольно часто наряду с формальным руководителем в группе появляется неформальный лидер, обладающий, тем не менее, даже большим, чем формальный руководитель, влиянием.

По мнению исследователей, людям, как, впрочем, и почти всем приматам, свойственна тенденция организовываться на основе статусных различий и статусной иерархии.

Дж. Бергер, С. Розенхольц и Дж. Зелдич разработали в этой связи модель, названную теория статусных характеристик, для объяснения того, как возникают статусные различия. Согласно данной теории основанием для неравенства статусов являются те различия, которые имеются у индивидов - членов группы. Авторы полагают, что люди видят и оценивают различия, имеющиеся между ними, и на этом основании создают друг о друге представления. Поэтому статусной может стать любая характеристика человека, отличающая его от других . Так, например, в развитых странах высокий уровень интеллекта, профессионализм и научные достижения являются основанием для высокого статуса в университетах, в то время как в отечественных вузах таким основанием, по нашему мнению, очень часто оказываются бесхребетность, лживость, льстивость, угодничество и т.д.

Необходимо отметить также, что статусные характеристики могут быть как конкретными, так и диффузными. Конкретные характеристики напрямую связаны с теми задачами, которые решает группа. Так, например, если группа выполняет тяжелую физическую работу, то те ее члены, которые обладают большей физической силой, могут иметь в ней высокий статус, т.е. пользоваться в ней уважением и авторитетом.

Диффузные характеристики напрямую не замыкаются на задаче, но, тем не менее, также могут предопределять статус. К таким характеристикам относятся пол, национальность, возраст и т.д. Если, допустим, компания мужчин и женщин выехала в лес на отдых, то распределение ролей, а, следовательно и статус каждого, скорее всего будут зависеть от гендерных стереотипов. Так, например, мужчины, как само собой разумеющееся займутся постановкой палаток, костром и другими «мужскими» делами. А женщины, соответственно, «женскими» - приготовлением пищи, устройством быта и т.п.

Любая группа, даже состоящая из двух человек, предполагает наличие в ней, по крайней мере, двух ролей - ведущего (лидера) и ведомого.

По мере становления группы наряду с процессом формирования ролей и возникновения статусов идет и другой процесс - нормообразование. Групповые нормы играют в жизни ту же роль, что и всеобщие социальные нормы в жизни общества. Причем первые в значительной мере являются отражением вторых.

Нормы группы выступают, с одной стороны, правилами поведения для членов группы, а с другой - выражают их коллективное мировоззрение.

Отсутствие или несоблюдение норм, регулирующих взаимоотношения и взаимодействия, т.е. состояние безнормности, приводит к хаосу и распаду. Для человекаважно быть уверенным в предсказуемости всего происходящего вокруг. Ведь это дает каждому ощущение стабильности и надежности мира. Цель нормообразования как раз в том и состоит, чтобы закрепить, стабилизировать состояние как группы в целом, так и каждого ее члена.

Д. Картрайт и А. Зандер выделяют четыре основные функции групповых норм, полагая, что в целом они способствуют самосохранению группы. Нормы:

  • 1. Помогают группе достичь стоящей перед ней цели.
  • 2. Поддерживают жизнедеятельность группы, служат ее сохранению.
  • 3. Создают свою социальную реальность.
  • 4. Определяют способы взаимоотношений с социальным окружением.

Взаимоотношения в группе могут предопределяться либо личными симпатиями и антипатиями членов группы, либо предписаниями и правилами. Второй вариант более характерен для формальных групп.

Предписанные схемы взаимодействия в группах Марджори Шоу называет системой коммуникации. По существу, речь идет о том, как, по каким принципам распространяется в группе информация, какую направленность имеют информационные потоки. От этого зависит успешность или неуспешность группы. Исследовавший эту проблему Х. Левитт выделил пять наиболее типичных внутригрупповых систем коммуникации.

Приведенные схемы коммуникации делятся на два вида: централизованные и децентрализованные. Так, например, «колесо» является наиболее централизованной системой коммуникации. Периферийные члены группы здесь имеют возможность взаимодействовать только с человеком, находящимся в центре. Таким образом, они лишены возможности общаться напрямую. Индивид, находящийся в центре «колеса» обладает всей полнотой контроля - ведь к нему стекается вся информация. Он может делиться ею с периферийными членами, а может и не делиться .

Система «игрек» также жестко централизованная, да еще к тому же иерархическая, т.е. более сложная. В нее могут быть включены сотни, а то и тысячи человек. Такая система коммуникационной сети типична для многих государственных, например силовых, структур. Как и в «колесе», лидирующее положение в «игреке» обеспечивается местоположением человека (или организационного звена) в иерархии. Чем ближе он находится к вершине, тем большей информацией, а значит и властью, обладает.

Более простая система - «цепь», так же относится к разряду централизованных. Главное положение здесь будет занимать человек, замыкающий цепочку.

Система «круг» препятствует появлению доминирующего лица или организационного звена. В группах, где существуют коммуникационные системы «круг» или «перекрестная», которые дают возможность любому члену группы взаимодействовать с любым другим, положение в системе коммуникации не обеспечивает индивиду возможности для доминирования. Здесь все имеют в равной мере доступ к информации. Поэтому в таких системах лидирующие позиции предопределяются не местом в системе, а личностными качествами, умениями, профессионализмом людей, входящих в группу. Другими словами, в децентрализованных системах существует власть авторитета, в то время как в централизованных - авторитет власти.

Центральные позиции в «колесе», «цепи», «игреке» приносят удовлетворение тем людям, которые их занимают. В то же время периферийные позиции людей не удовлетворяют.

Децентрализованные системы дают всем членам группы одинаковые возможности для участия в совместных делах и для контроля. Поэтому членство в таких группах приносит людям больше удовлетворения.

Централизованные системы («колесо», «цепь», «игрек») будут более эффективными, если группа выполняет относительно простые задачи. В этом случае централизация позволяет сделать меньше ошибок и быстрее достичь цели.

Однако когда задача усложняется, тогда централизованная система теряет свои преимущества. Направление всей информации через одного человека, занимающего центральную позицию, отнимает много времени и не дает проявлять инициативу остальным членам группы. При решении сложных задач централизованное взаимодействие становится громоздким и неповоротливым.

Для решения сложных (структурированных, имеющих несколько вариантов решения, многоступенчатых, беспрецедентных и т.д.) задач лучше подходят группы с децентрализованными системами коммуникации .

Структура малой группы - это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами.

Наличие в группе функциональной структуры, то есть распределение между ее членами функций, необходимых для достижения цели совместной деятельности (в том числе функций руководства и исполнения) является отличительным признаком организованных групп в отличие от стихийно сложившихся групп, взаимодействие в которых между людьми носит стихийный, неупорядоченный характер.

В социальной психологии принято выделять формальную и неформальную структуру группы. Формальная (или официальная) структура группы - это совокупность связей и отношении между индивидами, определяемая формальными предписаниями (должностными инструкциями, официальной структурой организации, формальным статусом индивидов). Неформальная (или неофициальная) структура - это реально складывающаяся в организации структура связей, коммуникаций и влияния.

В социально-психологических исследованиях малых групп наиболее часто выделяют и анализируют социометрическую, коммуникативную и ролевую структуру группы, а также структуру власти и влияния.

Социометрическая структура малой труппы - это совокупность связей между ее членами, характеризуемых взаимными предпочтениями и отвержениями по результатам социометрического теста, предложенного Д. Морено.

В основе социометрической структуры группы лежат эмоциональные отношения симпатии и антипатии, феномены межличностной привлекательности и популярности.

Основными характеристиками социометрической структуры малой группы являются характеристики социометрического статуса членов группы, то есть положения, которое они занимают в системе межличностных выборов и отвержений; характеристики взаимных эмоциональных предпочтений и отвержений членов группы; наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных выборов, и характер отношений между ними. Существенной характеристикой группы, получаемой по результатам социометрического опроса, является число взаимных выборов и отвержений по отношению к числу максимально возможных (так называемая социометрическая сплоченность группы).

Коммуникативная структура малой группы - это совокупность связей между ее членами, характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе.

Основными характеристиками коммуникативной структуры группы являются: положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации), частота и устойчивость коммуникативных связей в группе, тип коммуникативных связей между членами группы (централизованные или децентрализованные «коммуникативные сети»).

Ролевая структура малой группы - это совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемых распределением между ними групповых ролей, т.е. типичных способов поведения, предписываемых, ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса.

Так, при анализе группового решения задач выделяются роли «генератора идей», «эксперта», «критика», «организатора», «мотиватора». При анализе деятельности психокоррекционных групп выделяются роли «объединителя», «козла отпущения», «сектанта», «невинной жертвы». В наиболее общем виде при анализе процесса взаимодействия в группе выделяются роли, связанные с решением задач, и роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы.

Решение задач:

Инициатор. Предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы. Предлагает способы преодоления трудностей и решения задач.

Разработчик. Детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы.

Координатор. Комбинирует идеи и предложения и пытается координировать деятельность других членов группы.

Контролер. Направляет группу к. ее целям, подводит итог то го, что в ней уже произошло, выявляет отклонения от намеченного курса.

Оценщик. Критически оценивает работу группы и предложения других, сравнивая их с существующими стандартами выполнения поставленной задачи.

Погонщик. Стимулирует группу и подталкивает ее членов к действиям, к новым решениям и к тому, чтобы сделать уже больше сделанного.

Оказание поддержки:

Вдохновитель. Поддерживает начинания других, высказывает понимание чужих идей и мнений.

Гармонизатор. Служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия и, таким образом, сохраняет в группе гармонию.

Примиритель. Поступается в чем-то своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других, и, таким образом, поддерживает в группе гармонию.

Диспетчер. Создает возможности для общения, побуждая к нему других членов группы и помогая им, и регулирует процессы общения.

Нормировщик. Формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов.

Ведомый. Пассивно следует за группой. Выступает в роли зрителя и слушателя в групповых дискуссиях и при принятия решений.