Биогафии

Звук и буква л конспект по аксеновой. Буква Л.doc - Конспект логопедического занятия на тему: Буква Л. Буква Л - лесной шалаш

Тема НОД: Звуки [Л]-[ЛЬ]. Буква [Л].

Цели:

  • Четкое произнесение звуков [Л], [Ль];
  • Дифференциация звуков [Л], [Ль] на слух и в произношении;
  • Преобразование слогов, слов;
  • Определение позиции звука [Л] в слове (начало, середина, конец);
  • Знакомство с буквой Л;
  • Анализ и синтез слов ШКОЛА;
  • Выкладывание слов из букв по следам анализа;
  • Печатание буквы Л в тетрадях; слов по следам анализа;
  • Чтение слогов, слов;
  • Развитие внимания, памяти.

I. Оргмомент:

1. Эмоциональный настрой. Игра-пожелание «Удачи тебе!». Дети поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

— Желаю (соприкасаются большими пальцами)

— успеха (указательными)

— большого (средними)

— во всём (безымянными)

— и везде (мизинцами).

— Удачи тебе на занятии! (Прикосновение ладонями.)

2. Упражнения на развитие логики, внимания памяти. На доске обобщенная модель занятия в виде карты города (Слайд № 1). Логопед напоминает, что путешествие начинается с улицы Умной головы, где детям необходимо разгадать ребусы (слайды № «, 3, 4, 5). Затем логопед просит детей назвать все отгаданные слова и отгадать, какой звук пришел к ним в гости на занятие.

II. Знакомство с темой занятия. Звуки «Л-ЛЬ».

1. Артикуляция и характеристика звуков «Л», «ЛЬ»: На Улице Ловкого язычка дети рассматривают артикуляцию звуков «Л», «ЛЬ», дают характеристику по опорной схеме, находят квартиру для «Л, ЛЬ» в Доме звуков ( с окошками для звуков и букв). Сравнение звуков «Л, ЛЬ» (чем похожи, чем отличаются) (слайды № 6, 7)

2. Дифференциация звуков. На улице Хорошо слышащих ушек дети играют в игру «Сигнальщики»: логопед произносит ряд звуков, слогов, слов, а дети выкладывают соответствующий флажок — синий, если слышат звук «Л», зеленый на звук «ЛЬ». Затем логопед предлагает проверить правильность выполнения задания, сравнив с рядом сигналов на доске (слайд № 8)

Тут же на этой улице детей встречает Гаврилка-говорилка, дети повторяют за ним цепочки слогов, слов близких по звучанию со звуками «Л-ЛЬ»

Например: ЛА-ЛЯ-ЛА, ФЛА-ФЛЯ-ФЛЯ, ЛУК-ЛЮК, ЛАК-ЛЯГ и т.д.

Зажги фонарик (в тетрадях) или выкладывание ряда из пуговиц (контроль на слайде)

3. Игра с мячом «Скажи наоборот» По дорожке с непоседливым мячиком дети играют в игру «Наоборот». Логопед произносит слог или слово со звуком «Л», дети заменяют его на «ЛЬ» и произносят новый слог или новое слово:

ЛА-…ЛЯ ЛО-…ЛЁ ЛУ-…ЛЮ ЛЫ- …ЛИ ЛАК — …ЛЯГ ЛУК-…ЛЮК

МЕЛ — …МЕЛЬ ПЫЛ — …ПЫЛЬ ДАЛ-…ДАЛЬ

4. Выделение звуков «Л, ЛЬ» в произношении по картинкам, дифференциация.

Улица Веселых картинок: дети называют картинки, выставленные на панно «Домик».

Проводится игра «VI лишний» на дифференциацию звуков «Л».

ЛАМПА, ЛЕС, ЛАСТОЧКА, ЛОТО – лишняя картинка ЛЕС (дети объясняют, почему она лишняя)

ЛИПА, ОЛЕНЬ, ПОЛКА, ПОЛЯНА – лишняя картинка ПОЛКА и т.д.

Лишние картинки убираются, а с оставшимися картинками дети выполняют задания на определение позиции звука в слове.

III. Динамическая пауза «Клава ловко лук полола» (слайд № 9). Дети отправляются на улицу Быстрых ножек и выполняют упражнение на координацию речи с движением.

Клава ловко лук полола
Мыла пол и полки Лола,
Пыль Володя выбивал,
Гвозди Валя забивал,
Коля весело пилил,
Анатолий вилки мыл,
Ну а маленькая Света
Ела сладкие конфеты.

Дети проговаривают и выполняют движения, соответствующие тексту. Затем логопед предлагает вспомнить из стихотворения и назвать мальчикам слова со звуком «Л», девочкам со звуком «ЛЬ».

IV. Знакомство с буквой «Л». На улице Важных букв дети рассматривают букву «Л» (слайды № 9, 10, 11).

Чтение стих.:

На стремянку Л похожа
И на крышу дома тоже.

Обведение буквы Л по контуру, рисование на манке, выкладывание из палочек, из веревочек, заселение буквы в соответствующую квартиру Домика звуков.

V. Звуковой анализ, синтез и выкладывание схем слов (слайд № 12). Теперь дети попадают на улицу строгих схем и выполняют звуковой анализ, синтез, выкладывание схемы слова ШКОЛА, затем выкладывают слово из букв магнитной азбуки.

VI. Пальчиковая гимнастика. На улице Ловких пальчиков дети выполняют кинезиологические упражнения.

VII. Слоговой анализ и синтез: составление слов из слогов (слайд № 13). На следующей улице ведется «стройка»: дети находят кубики-лего с наклеенными на них слогами. Дети выбирают себе кубики одного цвета и составляют домики со словами из деталей конструктора.

VIII. Итог. Прохорова С.П. учитель-логопед.

  • Тема: Звук и буква Л

    Цели занятия:

    Лексический материал:

    Прямые и обратные слоги со звуком Л, стихотворения, речевые разминки, картинный материал.

    Оборудование: Плакат со звуками, карточки с артикуляционной гимнастикой, профиль артикуляции звука, трафарет буквы, ленточки, компьютер, клей.

    Ход занятия:

    Орг. момент

    Здравствуйте ребята!

    Речёвка: «На урок звенит звонок. Все пришли сегодня в срок. Вот учитель с вами в классе - он всему научит вас. Будем заниматься и не отвлекаться».

    Повторение:

    Ребята, а какие вы знаете звуки? (гласные и согласные) Молодцы, давайте с вами вспомним и назовем гласные звуки. (Называем: а, о, у, ы, э, е, и, ю, я) В произношении гласных звуков у нас участвует один голос, их можно петь, произносятся они при открытом рте. А при произношении согласных появляется преграда - это губы, зубы.

    Введение в тему . Прослушать стишок, определить, какой звук чаще всего звучит.

    Лом ломает толстый лёд

    Лом ломать не устаёт. (Звук Л)

    Дети определяют тему занятия. Молодцы ребята, сегодня мы будем учиться чётко произносить звук Л в слогах, словах, слушать и находить место звука Л в слове. А также мы с вами познакомимся с буквой Л.

    Артикуляционная гимнастика:

    А сейчас мы с вами вспомним сказку о Весёлом Язычке и покажем её нашим гостям перед зеркалом (на каждое упражнение логопед показывает картинку и фотографию с а/ упражнением). Возьмите, пожалуйста, ваши зеркала.

    1. Открываем ротик-дом. Кто хозяин в доме том? В нём хозяин Язычок. Он удобно в доме лёг.

    2. Двери-губы гибкие. Могут стать улыбкою. Могут в трубочку собраться, После снова улыбаться.

    3. На качелях оказался. Вверх взлетал и вниз спускался.

    4. А теперь наш Язычок Моет нёбо-потолок.

    Изучение нового материала

    Артикуляция звука Л: Звук Л согласный, твердый. При произношении этого звука - губы растянуты, язык упирается в верхние зубы. (Показ профиля артикуляции звука). Давайте вместе и правильно произнесем звук Л.

    Выделение изолированного звука из ряда других звуков

    Мы гуляем по ладошке, я вам буду говорить звуки, а вы как услышите звук Л сразу остановитесь.

    Упражнение на выделение звука в слогах, словах (если в слоге есть звук Л, дети хлопают в ладоши).

    Да, по, лу, зы, ма, ло, ту, бо, лы, ла, ту.

    Определение места звука Л в словах.

    Рассадите животных по вагонам в соответствии с окошком, где звук Л в начале, середине и конце слова. (Животные: лиса, осел, верблюд.)

    Физ. минутка

    Поиграем мы немножко

    Мы похлопаем в ладошки

    Хлоп, хлоп, хлоп,

    Хлоп, хлоп, хлоп!

    (Хлопают после слов)

    Ножки тоже мы погреем,

    Мы потопаем скорее

    Топ, топ, топ,

    Топ, топ, топ!

    (топают после слов).

    Ну вот, потопали, а теперь поработаем.

    Знакомство с буквой:

    На доску прикрепляется буква Л, включается компьютер, дети слушают представление буквы Л, затем выполняют задание «Найди и выдели букву».

    Игра «Волшебная ленточка»

    У вас на столе лежат ленточки, попробуйте составить букву Л.

    Слоговая работа:

    Прямые и обратные слоги: чтение и проговаривание хором. (вывешиваются на доску)

    Работа с чистоговорками: (дети слушают, потом повторяют)

    Ла-ла-ла - Мила в лодочке плыла.

    Лы-лы-лы - мы вымыли полы.

    Ло-ло-ло - молоко потекло.

    Лу-лу-лу - лужа на полу.

    Игра «Конструирование буквы»

    На столе у каждого ребенка лежит буква с незаконченными элементами, необходимо подобрать, вставить и наклеить нужные геометрические фигурки.

    Домашнее задание

    Подберите картинки, в которых есть звук Л.

    Итог занятия:

    С каким звуком мы сегодня познакомились? Вспомним слова, в которых есть этот звук.

    Занятие окончено, до свидания.

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группы на тему: Звуки [Л], [Л"]. Буква «Л» «Наш гость Лунтик»

    Задачи:

    Коррекционно - образовательные:

    1. Познакомить с согласными звуками [Л] , [Л"] .
    2. Закрепить умение давать артикуляционную и акустическую характеристику звука.
    3. Продолжать учить определять позицию звука в словах.
    4. Познакомить с буквой «Л» .

    Коррекционно-развивающие:

    1. Развитие фонематического слуха, внимания, памяти;
    2. Развитие общей моторики и тонких дифференцированных движений пальцев рук.
    3. Совершенствование грамматического строя речи;
    4. Закреплять понятие «звук» , «буква» , «гласный, согласный звук» , «мягкий – твердый» .
    5. Воспитание навыков самоконтроля за правильным звукопроизношением в самостоятельной речи.
    6. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом.

    Воспитательные: воспитание доброжелательности, отзывчивости, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности и инициативности.

    Оборудование: Ноутбук, телевизор, слайдовая презентация, схемы для составления предложений, предметные картинки, карточки для звукового анализа слова «ЛУНА» , игра «Чья? Чей?»

    I. Организационный момент.

    Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришел необычный гость. А кто мы узнаем, если отгадаем загадку.

    Я родился на Луне,
    Оказался на Земле,
    Много здесь завёл друзей,
    Чтоб жилось мне веселей.

    Про меня есть мультик,
    А зовусь я…
    - ЛУНТИК!

    Вы все знаете историю о Лунтик. Лунтик упал на землю, и на земле у него появилось много друзей. Все друзья Лунтика ходят в лесной садик, где узнают много нового и интересного.

    Лунтик тоже хочет многому научиться, поэтому он пришел к нам.

    II. Основная часть.

    1. Сообщение темы занятия.

    Ребята, скажите, какой первый звук в слове «Лунтик» ? (Звук [Л] )

    При произнесении звука [Л] - губки в улыбке; зубки сближены; кончик языка поднят за верхние зубки; воздушная струя встречает преграду.

    [Л] ?

    2. Характеристика звука: звук [Л] согласный (язычок создает преграду воздуху) , твердый, звонкий, обозначакм фишкой синего цвета.

    Звук [Л] имеет младшего братца звук [Л"] .

    Что мы можем сказать о звуке [Л"] ?

    Звук [Л"] согласный, мягкий, звонкий – обозначаем фишкой зеленого цвета.

    4. Закрепление звуков в изолированном виде.

    Большой самолет летит и гудит: [лллллл: ] (Дети произносят звук [л] громко) .

    Маленький самолет летит и гудит: [льльльльльль: ] (Дети произносят звук [л"] тихо.)

    5. Игра: «Светофор»

    Я буду произносить слова, а вы когда услышите слово со звуком [Л] , поднимите синий сигнал светофора, а если услышите звук [Л"] , поднимите зеленый сигнал светофора.

    Ласка, ложка, пила, лев, дом, кошка, стол, башня, полка, лес, окно, Лиза...

    6. Игра: «Доскажи словечко»

    звуком [Л] : сто..., сту..., осё…, дяте…, уко...,
    слогом ЛА: пол…; иг…; кук…; ю…; пи..., ска..., ма...;
    слогом ЛЫ: сто..., дят…; ска..., пи..., шко..., шпа...
    7. Игра «Составь слово»

    Ребята, я вам буду бросать звуки, а вы должны составить из них слово и вернуть мне:

    Л У К (ЛУК) , С Т У Л (СТУЛ) , Ю Л А (ЮЛА) , Л" Е В (ЛЕВ) , С Т О Л (СТОЛ) , В О Л К (ВОЛК) ,

    8. Определение позиции звука в слове:

    Ребята, на столах у вас картинки, вы должны определить место звуков [Л] - [Л"] , в словах (начале, середине или в конце слова) .

    Если в вашем слове звук [Л] , фишку, какого цвета возьмете?

    А если звук [Л"] ?

    Предметные картинки: будильник, волк, лиса, лось, олень, телевизор, малина, слон, дятел.

    9. Игра «Один – два - пять» (С мячом)

    Ребята, назовите диких животных, в названии которых есть звуки [Л] - [Л"] . (Лиса, волк, белка, слон, лев, олень, лось и т.д.) .

    Одна лиса – две лисы – пять лис;

    Волк, белка, слон, лев, олень, лось.

    10. Физкультминутка «По дорожке»

    По дорожке шли, шли
    Много камешков нашли
    Пришли, собрали
    И дальше пошли

    (Дети выполняют движения со словами)

    11. Игра «Чья морда? Чей хвост?»

    Логопед показывает детям картинку с изображением хвоста или морды и просит назвать: «Чья морда? Чей хвост?»

    Лиса – лисий хвост – лисья морда;

    Волк, олень, белка.

    12. Игра «Зашифрованное слово»

    Ребята, чтобы угадать, какое слово «зашифрованно» необходимо соединить первые звуки названий предметов, которые изображенны на слайде.

    Ласточка, улитка, ножницы, аквариум. ЛУНА

    13. Звуковой анализ слова ЛУНА

    Скажите слово ЛУНА так, чтобы услышали первый звук, назовите его.

    Какой второй звук в слове ЛУНА?

    Что вы можете сказать об этом звуке?

    Почему он гласный?

    Какой третий звук в слове ЛУНА?

    Что вы можете сказать об этом звуке?

    Какой последний звук в слове ЛУНА?

    Сколько звуков в слове ЛУНА?

    Сколько слогов в слове ЛУНА?

    Почему? (ответы детей)

    А мы знаем, сколько гласных звуков столько и слогов в слове.

    Назовите первый слог? Второй?

    Сколько звуков в первом слоге? Во втором?

    14. Составление предложений со словом ЛУНА.

    Придумайте предложение со словом ЛУНТИК или ЛУНА.

    Из чего состоит предложение? (Из слов) .

    Как пишется первое слово в предложении? (С заглавной буквы) .

    Что ставится в конце предложения? (Точка)

    Составление детьми предложений.

    Дети выбирают понравившееся предложение и составляют схему предложений.

    15. Знакомство с буквой «Л» .
    Алфавит продолжит наш
    Буква Л – лесной шалаш
    В. Степанов

    16. Построй по стихотворению.

    Ладони вверх направим,

    Под углом соединим.

    Это построенье

    В букву превратим.

    17. На что похожа буква «Л» ?

    18. Чтение слогов и слов.

    19. На сюжетной картинке найдите слова со звуком [Л] , [Л"] .

    III. Итог:

    Молодцы! Лунтик многому научился у вас, вы стали ему друзьями, но ему пора возвращаться домой. С какими звуками познакомились? Что вы можете сказать об этих звуках? Ребята, если на занятии вам было все понятно и интересно, покажите зеленый смалик, если что – то не поняли и было скучно, то покажи желтый смалик.

    Список используемой литературы:

    1. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР, Москва 1998.
    2. Пожиленко Е.А, Волшебный мир звуков и слов. М., Владос, 1999г.
    3. Смирнова Л.Н., «Логопедия» (играем со звуками) , Москва, 2006.
    4. Ткаченко Т., Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. С.-П., Детство-Пресс, 1998г.

    Тема: Буква Л.
    Цель: Познакомиться с буквой Л. Закрепить слияние букв в один слог и в
    слова. Повторить умение проводить звуковой анализ изученных слогов и слов.
    Повторить понятия «звук», «буква», «гласный, согласный звук», «мягкий,
    твердый звук», «звонкий, глухой звук». Печатание данных слогов.
    Учить выделять согласный звук из начала, конца слова.
    Учить соотносить звук с символом.
    Закрепление знаний о буквах Ы, Ш, Р, А,О,У, М, С, Х.
    Развивать фонематические процессы, мелкую моторику руки, логическое
    мышление.
    Воспитывать аккуратность, целеустремленность.
    Оборудование: предметные картины, символы, буква Л, Ы, Ш, Р, Х, М,
    А,О,У.
    Ход занятия:
    I.Организационный момент:
    Игра «Нет чего?»
    Нет льда
    Нет снега
    Нет сугроба
    Нет горок
    II. Знакомство с новой темой:
    1. Артикуляционная гимнастика:
    Заборчик
    Вкусное варенье
    Маляр
    2. Дыхательная гимнастика: «Сдуй снежинку»
    Сделать глубокий вдох и сдуть с ладошек снежинки. Плечи не поднимаются,
    Нет снеговика
    Нет инея
    Нет зимних забав
    Нет мороза
    Нет метели
    Нет снегопада
    Нет холода
    Нет зимы
    щеки не надуваются.
    Все снежинки улетели, и получился снегопад.
    3. Повторение чистоговорок:
    Ла –ла –ла – лопата и пила,
    Ла – ла – ла – наша лодочка плыла,
    Ло – ло – ло – как на солнышке тепло,
    Лы – лы – лы – мы мыли полы,
    Ла – ла – ла – ласточка гнездо взвила,
    Лы – лы – лы – прилетели две пчелы.
    4. Беседа:
    Какой звук мы с вами проговорили очень четко?
    Какой это звук?
    Какой буквой обозначается этот звук?
    5. Чтение слогов:

    Показываем пальчиком первую букву А, и передвигаем палец ко второй, Л.
    А______________Л
    АЛ ОЛ УЛ ЫЛ
    ЛА ЛО ЛУ ЛЫ
    6. Игра «Вспомни слово»
    Вспомните слова, которые начинаются на букву Л.
    7. Игра «Повтори, не ошибись»
    Лодка, лопата, лампа, лось
    Лошадь, ласточка, луна, лужа
    Лыжи, лыко, лак, лупа
    Лук, лама, лом, лоза
    ФИЗМИНУТКА «СНЕЖИНКИ»
    На поляну, на лужок,
    Тихо падает снежок.
    Улеглись снежинки,
    Белые пушинки.
    Но подул вдруг ветерок,
    Закружился наш снежок.
    Кружатся снежинки,
    Белые пушинки.
    8. Чтение слогов и слов:
    ЛУ ЛА ЛО САЛО МАЛ
    ЛУША УШЛА ЛЫ МЫЛО МАЛО
    Что означает это слово? Сколько слогов в слове? Назовите первый слог,
    второй. Сколько всего звуков?
    Придумайте предложение со словом «Луша».
    Придумайте предложение со словом «УШЛА», «МЫЛО».
    9. Закрепление:
    ЛА ЛО ЛУ ЛЫ
    АЛ ОЛ УЛ ЫЛ
    Показываем пальчиком первую букву Л, и передвигаем палец ко второй, А.
    Тяните первую букву до тех пор, пока не дойдете пальчиком до второй буквы.
    10. Чтение текста:
    Луша мала.
    Саша мал.
    Мы малы.
    Мама ушла.
    Что означает это предложение?
    Сколько слов в предложении?
    11. Работа в тетрадях:
    Напишите букву Ы.
    Из каких элементов она состоит?

    Сотникова Валентина Николаевна – учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» г. Губкин Белгородской области.
    Конспект фронтально-подгруппового занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему:
    «Звук Л. Буква Л»
    (Из цикла сказок «О царевиче Проше и жителях Буквограда»)
    Программное содержание:
    1. Закрепить знания детей о звуке Л и букве Л. Совершенствовать умение выделять звук Л из начала, середины и конца слова. Учить выполнять звукобуквенный анализ слова ВОЛК. Закрепить знания о диких животных.
    2. Закреплять умение согласовывать существительные с числительными, составлять рассказы о волке и лосе.
    3. Развивать произвольную память, связную речь.
    4. Воспитывать самостоятельность в выполнении заданий сказочного героя.
    Материал: звуковые пеналы, мальчик - звук Л, буква Л, карточки, кукла царевича Проши, предметные картинки, цветные карандаши, игрушки.
    Ход.
    Логопед. Сегодня к нам на занятие пришел царевич Проша (показывает куклу). Мы очень рады ему. Проша немного грустный. Почему?
    Проша. Вчера я ходил в зоопарк и видел там животных. Но забыл их названия. Помню, что в их названиях был звук Л.
    Логопед. Не расстраивайся, Проша.
    - Дети, поможем Проше вспомнить названия животных.
    - Если в названиях животных был звук Л, сначала предлагаю рассказать все о звуке Л.
    Дети. Звук Л – согласный, звонкий, твердый.
    Логопед. Вот и звук Л. Почему Звук Л носит синюю рубашку?
    Дети. Потому что звук Л твердый.
    Проша. Я люблю петь песни согласных звуков.
    Логопед. Сейчас мы порадуем тебя и споем песенки.
    Игра «Пропой цепочку слогов»
    ЛА – ЛО – ЛО – ЛА
    ЛЫ – ЛЫ – ЛУ – ЛА
    ЛУ – ЛО – ЛО – ЛУ
    ЛЭ – ЛА – ЛЭ – ЛА
    ЛЫ – ЛУ – ЛУ – ЛЫ
    Проша. Какие хорошие песенки.
    Логопед. У нас есть картинки диких животных, которых ты мог видеть в зоопарке.
    - Кто это?
    Дети. Это лось.
    Логопед. Где стоит звук Л в слове ЛОСЬ?
    Дети. В слове лось Звук Л стоит в начале слова.
    Проша. Вспомнил. В зоопарке был лось, но не один. А сколько их было, не помню.
    Логопед. Сейчас дети будут задавать тебе вопросы, и ты вспомнишь, сколько лосей было в зоопарке.
    Ребенок. В зоопарке было два лося?
    Проша. Нет.
    Ребенок. В зоопарке было три лося?
    Проша. Нет.
    Ребенок. В зоопарке было четыре лося?
    Проша. Нет.
    Ребенок. В зоопарке было пять лосей.
    Проша. Да. В зоопарке было пять лосей.
    - Я вспомнил, что в названии следующего животного звук Л стоял в середине слова, и он был зубастый и серый.
    Дети. Это волк.
    Логопед. Сейчас мы выполним звукобуквенный анализ слова ВОЛК (у детей карточки с четырьмя квадратами вверху и четырьмя квадратами внизу).
    Возьмите цветные карандаши и раскрасьте звуки цветными карандашами.
    - Какой первый звук в слове ВОЛК?
    Дети. В слове ВОЛК первый звук В. Звук В – согласный, звонкий, твердый.
    Проша. Я знаю, какого цвета должна быть рубашка звука В. А дети знают?
    Дети. Рубашка должна быть синей с колокольчиком.
    Логопед. Назовите второй звук и раскрасьте его.
    Дети. В слове ВОЛК второй звук О. Звук О – гласный. Его рубашка должна быть красной.
    Логопед. Почему вы раскрасили рубашку звука Л, синим цветом, с колокольчиком?
    Дети. Потому что звук Л – согласный, звонкий, твердый.
    Логопед. Расскажите все о следующем звуке в слове ВОЛК.
    Дети. В слове ВОЛК четвертый звук К. Звук К – согласный, глухой, твердый.
    Логопед. Под каждым звуком напишите букву, в которой живет этот звук.
    Проша. Я вспомнил, что в названии следующего животного звук Л стоял в конце слова.
    Дети. Это крокодил.
    Проша. Вы знаете, какой крокодил?
    Дети. Крокодил зеленый, длинный, хищный, зубастый, Африканский, злой.
    Проша. В зоопарке крокодил был не один, а их было вот сколько (показывает цифру шесть)
    Дети. В зоопарке было шесть крокодилов.
    Проша. Молодцы, дети. Давайте отдохнем.
    Физкультминутка.
    Вот мы в зоопарк пришли – идут на месте
    Много там зверей нашли – развести прямые руки в стороны
    Лоси на лугу пасутся – поднять скрещенные руки над головой и расставить пальцы
    Волк заставил отшатнуться – наклоны туловища влево и вправо
    Крокодилы крепко спали – закрыть глаза
    На песочке отдыхали – присесть
    Проша. Давайте устроим в вашей группе зоопарк и будем размещать в нем разных животных.
    Логопед. Предлагаю построить для животных вольеры и поместить в них лося, крокодила и волка.
    - Зоопарк устроен. Уважаемые посетители зоопарка. Мы стоим у вольера с хищными Африканскими крокодилами. Африканский крокодил достигает в длину от четырех до шести метров. У крокодила длинный хвост. Тело, хвост и конечности покрыты роговыми щитками. Глаза у крокодила приподняты и расположены в верхней стороны головы, что позволяет им держаться на поверхности пресного водоема, выставив на воздух лишь ноздри и глаза. Охотятся крокодилы ночью на водных птиц. Едят рыбу, моллюсков, червей. Самка откладывает от десяти до ста яиц, величиной с куриные. Живут крокодилы от восьмидесяти до ста лет.
    - Кто хочет рассказать о лосе.
    Ребенок. Лось – дикое, травоядное животное. Лось самое высокое животное, после жирафа. Туловище у лося короткое, а ноги длинные. Рога носят только лоси – папы. Летом лоси питаются травой, грибами, водорослями водоемов. Детеныши у лося и лосихи лосята.
    Логопед. В следующем вольере расположился волк.
    Ребенок. Волк – хищное животное. Тело волка покрыто серой шерстью. Волки создают семью на всю жизнь. В волчьей семье папа – волк, мама – волчица, детеныши – волчата.
    Спит волк в логове.
    Волк – стайное животное. В каждой стае есть вожак. Вожак ведет стаю на охоту. Волки охотятся на больных и слабых животных, поэтому их называют санитарами. Дичью для волков бывают лоси, зайцы, кабаны, косули, бобры. Когда пищи мало они едят лягушек, ящериц, жуков, ягоды, грибы, траву.
    Итог занятия.
    Проша. Спасибо, что вы помогли вспомнить мне названия животных. Мне понравилась ваша экскурсия по зоопарку. У себя во дворце я тоже устрою зоопарк и буду вести экскурсии. Я приглашу вас в свой зоопарк.
    Логопед. Вы, ребята, оказались настоящими друзьями и помогли Проше в его беде. Я оцениваю вашу работу на занятии вот такой цифрой (показывает цифру пять). Попрощайтесь с Прошей.