Бунин

Российская олимпиада по биологии задание. Задания для школьной олимпиады по биологии. Какой тип симметрии у круглых червей

Городская олимпиада школьников по биологии (школьный тур) 2013-2014

9 класс

Часть А. Выбрать один правильный ответ из четырёх:

А1. К симбиотическим организмам относятся:

1 )водоросли 3)плауны

2)грибы 4)лишайники

А2. Болевые рецепторы кости расположены в:

1)красном костном мозге 3)жёлтом костном мозге

2)надкостнице 4)губчатом веществе кости

А3.К пищевым ферментам,расщепляющим белки, относятся:

1)мальтаза 3)трипсин

2)амилаза 4)желчь

А4. Самое низкое давление крови в

1)нижней полой вене 3)сонной артерии

2)аорте 4)капиллярах ног

А5. Бактериофаги-это

1)антибиотики 3)бактерии

2)вирусы 4)фагоциты

А6.Обмен веществ между кровью и тканью происходит в...

1)артериях 3)мышцах

2)венах 4)капиллярах

А7.Улитка-это орган...

1)обоняния 3)осязания

2)слуха 4)равновесия

А8. При работе с микроскопом ваш глаз смотрит в...

1)объектив 3)зеркало

2)окуляр 4)микропрепарат

А9. Человеку, страдающему гипофункцией щитовидной железы, врач назначил бы лечение...

1)тироксином 3)гликогеном

2)адреналином 4)инсулином

А10. Плод картофеля называют...

1)клубнем 3)корневищем

2)корнеплодом 4)ягодой

А11. Нервные узлы в нервной системе человека относятся к...

1)периферическому отделу 3)коре больших полушарий

2)центральному отделу 4) спинному мозгу

А12. Какой иммунитет возникает после перенесённого заболевания ребёнком краснухи...

1)естественный врождённый 3)искусственный активный

3)естественный приобретённый 4)искусственный пассивный

А13. Пекарские дрожжи относятся к...

1)грибам 3)животным

2)бактериям 4)растениям

А14. Кровь относится к типу ткани...

1)Нервная 3)эпителиальная

2)мышечная 4)соединительная

А15. Регенерация тканей является следствием...

1)взаимодействия клеток 3)деления клеток

2)питания клеток 4)возбудимости

А16. Способность простейших образовывать цисту, помогает им в...

1)питании 3)размножении

2)дыхании 4)переживании неблагоприятных условий

А17. Божьи коровки относятся к отряду:

1)прямокрылых 3)двукрылых

2)жёсткокрылых 4)перепончатокрылых

А18. К полинуклеотидам относятся...

1)белки 3)полисахариды

2)нуклеиновые кислоты 4) липиды

А19. Термин клетка был предложен...

1)Левенгуком 3)Линнеем

  1. Гуком 4) Ламарком

А20. Таламус и гипоталамус-это отделы мозга...

1)среднего 3)мозжечка

3)продолговатого 4) промежуточного

ЧАСТЬ В

В1. и В2.-выберите 3 ответа из 6.

В1.Выберите процессы, в результате которых в клетке запасается энергия.

1)биосинтез белка 4)окисление питательных веществ

2)удвоение ДНК 5)бескислородное дыхание

3)фотосинтез 6)деление клеток

Ответ:_______________

В2. Укажите особенности царства Грибы.

  1. клеточные стенки содержат целлюлозу
  2. запасное вещество гликоген
  3. клеточные стенки содержат хитин
  4. тело образовано мицелием
  5. в клетках содержатся пластиды
  6. играют в биоценозе роль продуцентов ответ_______________

В3 и В4-Установите соответствие

В3.Установите соответствие между химическим веществом и признаками:

2- БЕЛКИ

ответ

В4. Установите соответствие между организмами и способами их питания.

В5. Определите хронологическую последовательность биологических открытий.

А) Клеточное ядро Б) Световой микроскоп В) Клетка Г) электронный микроскоп

Д) Эндоплазматическая сеть ответ_______________________

ЧАСТЬ С

Дайте развёрнутый ответ

С1. В чём заключается отличие между искусственным и приобретённым естественным иммунитетом?

С2. Что такое гомеостаз? Приведите примеры регуляции функций организма эндокринной системой.

С3. В организм человека постоянно поступают вещества из внешней среды.Для чего это необходимо?

Ответы:

ЧастьА

№ залания

А10

Ответ

№ задания

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

А18

А19

Олимпиадные задания, олимпиады по биологии

Задание 1.
Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них только один – верный.

1. Основным структурным и функциональным элементом организма человека является:

а – Орган;б – Клетка; в – Ткань.

2. Кто из перечисленных ученых предложил термин «экология» и дал определение этой науке?

а - Жан Батист Ламарк; б - Чарлз Дарвин;

в - Эрнст Геккель; г - Климент Аркадьевич Тимирязев.

3. Насекомых среди других членистоногих можно узнать по наличию у них:

а – Хитинового покрова; б – Трех пар ног;

в – Членистых конечностей;г – Отделов тела.

4. Наследственная информация в клетке зашифрована в молекулах:

а – АТФ;б – ДНК; в – Белков.

5. Какова роль организмов-разрушителей в круговороте веществ в природе?

а – Разлагают остатки мертвых организмов до неорганических веществ;

б – Служат пищей для растений;

в – Создают органические вещества из неорганических;

г – Обогащают атмосферу кислородом.

6. Взаимоотношения «тля – муравей» - это:

а – Хищничество; б – Симбиоз; в – Амменсализм.

7. Главный признак царства грибов:

а – Наличие в клетках ядра; б - Наличие оболочки из хитиноподобного вещества;

в – Питание готовыми органическими веществами;

г – Клеточное строение организмов.

8. Транспортную функцию в организме выполняет:

а – Кровь; б – Жировая ткань; в – Хрящевая ткань.

9. Растения, достигшие в процессе эволюции наиболее высокого уровня организации, это:

в – Папаротниковидные; г – Моховидные.

10. Гладкая эндоплазматическая сеть участвует в образовании:

а – Белков; б – Жиров; в – Углеводов и жиров.

11. Микориза:

а – Плодовое тело гриба; б – Симбиоз гриба и корней дерева;

в – Болезнь растений, вызываемая грибами; г – Часть грибницы.

12. К теплокровным животным относятся:

а – Птицы; б – Насекомые;в – Пресмыкающиеся.

13. Растения класса однодольных имеют:

а – Листья с параллельным жилкованием, стержневую корневую систему;

б – Листья с параллельным и дуговым жилкованием, мочковатую корневую систему;

в – Листья с сетчатым жилкованием, стержневую корневую систему;

г – Листья с сетчатым жилкованием, мочковатую корневую систему.

14. Скопление тел нейронов за пределами центральной нервной системы называется:

а – Нервные узлы;б – Нервы; в – Рецепторы.

15. О единстве органического мира свидетельствует:

а – Связь организмов со средой;

б – Приспособленность организмов к среде обитания;

в – Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов, разных царств живой природы;

г – Взаимосвязь клеток в организме.

16. Только для живых организмов характерно:

а – Уменьшение веса; б – Изменение окраски;

в – Дыхание; г – Взаимодействие со средой.

17. Грибы питаются:

а – Образуя на свету органические вещества;

б – Готовыми органическими веществами;

в – Только органическими веществами живых организмов;

г – Поселяясь на продуктах питания.

18. Размножение грибов, мхов, папоротников осуществляется:

а – С помощью спор; б – Путем деления клеток;

в – С помощью семян; г – С помощью черенков.

19. Кто из перечисленных ученых создал учение о биосфере?

а – Владимир Николаевич Сукачев;б – Владимир Иванович Вернадский;

в – Карл Линней; г – Николай Алексеевич Северцов.

20. Раздел ботаники, изучающий мхи:

а – Бриология; б – Лихенология; в – Птеридология;г – Альгология.

21 . Клетка, в которой нет оформленного ядра, принадлежит:

а – Бактерии; б – Растению;в – Грибу; г – Животному.

22. Мышцы крепятся к костям при помощи:

а – Надкостницы; б – Сухожилий;в – Хрящей.

23 . Образование органических веществ из неорганических происходит в процессе:

а – Дыхания; б – Передвижения веществ;

в – Фотосинтеза; г – Поглощения веществ из почвы.

24. Основная функция митохондрий:

а – Синтез ДНК; б – Синтез АТФ; в – Синтез углеводов.

25. В отличие от организмов всех царств живой природы вирусы:

а – Не имеют клеточного строения; б – Это одна клетка без ядра;

в – Это одна клетка с ядром; г – Это спора.

26. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, тело которых состоит из гифов, - это:

а – Животные;б – Грибы;в – Растения; г – Лишайники.

27. Наиболее распространенными элементами в клетках живых организмов являются:

а – Кислород, углерод, азот, водород; б – Азот, водород, кислород, сера;

в – Углерод, фосфор, водород, кислород.

28. Факторы неживой природы:

а – Лишайники, мхи; б – Грибы, бактерии;

в – Вода, воздух, свет; г – Одноклеточные растения и животные.

29. Клеточная мембрана:

а – Обладает избирательной проницательностью для различных веществ;

б – Непроницаема;в – Полностью проницаема для любых веществ.

30. Железы внутренней секреции выделяют в кровь:

а – Витамины; б – Минеральные соли; в – Гормоны.

31. Какая клетка изображена на рисунке?

а – Грибная; б – Животная; в – Растительная;г – Бактериальная.

32. Лес и водоем имеют много общего, так как они:

а – Представляют собой природные сообщества;

б – Представляют собой искусственные сообщества;

в – Заселены сходными видами растений и животных;

г – Расположены недалеко друг от друга.

33. Мхи в процессе эволюции достигли более сложного строения по сравнению с:

а – Папоротниками; б – Грибами;

в – Водорослями; г – Лишайниками.

Вставьте пропущенное слово:

34. Хромосомы состоят из ДНК и хорошо видны в период...................... клетки.

35. Организмы, питающиеся растительной пищей, называют ……………первого порядка.

36. Одной из отличительных черт человека как биологического вида является членораздельная……....

37. Укажите название объекта экологии по составляющим его компонентам: Биотоп + биоценоз = ……….

38. Большинство клеток состоит из ядра и цитоплазмы, покрытых снаружи……….

39. В любом сообществе существует ограниченное число трофических уровней, берущих начало от растительных организмов, которые называются…….…...

40 …..……. – наука о строении человеческого тела.

Задание 2.

1 . Какова структура и функции ядра клетки?

2. На какие группы условно подразделяются факторы окружающей среды?
По какому признаку факторы среды объединены в эти группы?

3. Перечислите существующие царства живого.

4. Чем отличаются понятия «местообитание» и «экологическая ниша»?

5. В чем различия между понятиями: «сообщество» и «экосистема»?

6. В чем проявляется приспособленность цветковых растений к опылению насекомыми?

7. Перечислите основные признаки живых существ.

8. Какими свойствами обладает водная среда обитания?

9. Какова организация (структура) любой экосистемы?

10. Как осуществляется взаимодействие клеток друг с другом и органоидов внутри клетки?

Задание 3.

1. Чем клетки человека и животных принципиально отличаются от клеток растений?

2. Почему чем сложнее система, тем выше ее устойчивость? Почему в обедненных сообществах (например, в сельскохозяйственных монокультурах) неизбежно массовое размножение насекомых-вредителей, сорняков и болезней?

3. Какой тип растительного сообщества (фитоценоза) в ряду: лес лиственный – кустарники – луг – степь характеризуется наибольшим разнообразием экологических ниш? Объясните ваш выбор.

4. Перечислите уровни организации живого вещества. Изучением какого уровня занимается наука – экология?

5. Какие признаки свидетельствуют о том, что лишайник – симбиотический организм?

6. Ученые считают, что в процессе эволюции доклеточных форм в клеточные структуры очень важным моментом было образование мембраны. Объясните почему?

7. Почему человек разводит, в основном, растительноядных животных? Приведите примеры разведения плотоядных.

8. Большинство водорослей зеленого цвета, однако глубоководные водоросли – красные. Дайте объяснение этому явлению.

9. Почему биологическое разнообразие играет большую роль в сохранении биосферы?

10. На рисунке показаны два проростка одного возраста. Опишите условия, в которых развивался проросток (А) по сравнению с условиями развития проростка (Б).

11. Что произойдет, если в природном сообществе уничтожить всех производителей органического вещества?

12. С какой целью человек создает заповедники и заказники?

14. Чем объясняются различия в строении скелетов руки человека и передней конечности млекопитающих?

15. В чем основные особенности строения вирусов? Почему вирусы занимают пограничное положение между живой и неживой природой?

Задание 4.

1. Каковы последствия уничтожения хищников ради спасения популяции жертвы (например, массовый отстрел волков для сохранения поголовья оленей)? Что происходит с популяцией жертвы, освобожденной от пресса хищников (на примере оленей)? Почему желаемый результат (увеличение поголовья) достигается только вначале и на короткое время? Какой вывод можно сделать относительно экологической роли хищников?

2. Какие экологические проблемы биосферы являются наиболее острыми на планете в настоящее время? Приведите примеры. Какие проблемы наиболее актуальны в Калининградской области? Предложите возможные способы решения экологических проблем в вашем регионе.

3. Некоторые виды грибов имеют зеленую окраску таллома. Почему их нельзя отнести к царству растений, ведь наличие в клетках растений хлорофилла придает им зеленый цвет? Обоснуйте ответ.

Ответы:

Задание 1

Правильные ответы: 1 – б; 2 – в; 3 – б; 4 – б; 5 – а; 6 – б; 7 – б; 8 – а; 9 – а;

10 – в; 11 – б; 12 –а; 13 – б; 14 – а; 15 – в; 16 – в; 17 – б; 18 – а; 19 – б; 20 – а;

21 – а; 22 – б; 23 – в; 24 – б; 25 – а; 26 – б; 27 – а; 28 – в; 29 – а; 30 – в; 31 – б; 32 – а; 33 – а.

Правильные ответы: 34 – интерфаза; 35 – консументы; 36 – речь;

37 – экосистема; 38 – мембраной; 39 – продуцентами; 40 – анатомия.

Задание 2

  1. Ответ. Ядро содержит наследственную информацию о признаках данной клетки и целого организма, которая реализуется в синтезе определенных белков. Снаружи – ядерная мембрана, внутри – хроматин с уплотнениями – ядрышками.
  2. Ответ. На биотические, абиотические и антропогенные. Они объединены в группы по способу воздействия на организмы.
  3. Ответ Животные, растения, бактерии и грибы. Благодаря наличию в строении клетки клеточной стенки, сходству во внешнем строении, в размножении (наличие спор) и т. д. растения раньше объединялись с грибами и бактериями в одно царство.
  4. Ответ. Экологическая ниша - место, занимаемое видом (точнее - его популяцией) в сообществе (биоценозе), комплекс его биоценотических связей и требований к абиотическим факторам среды. Местообитанием называют условия обитания популяции, включающие экотоп, биоценоз. Экологическая ниша же представляет собой сумму факторов существования данного вида, основным из которых является его место в пищевой цепочке.
  5. Ответ. Каждый организм или популяция имеет свое местообитание: местность или тип местности, где они проживают. Когда несколько популяций различных видов живых организмов живут в одном месте и взаимодействуют друг с другом, они создают так называемое сообщество, или биологическое сообщество. Таким образом, сообщество - комплекс взаимосвязанных популяций разных видов, обитающих на определенной территории с более или менее однородными условиями существования. Экосистема – это совокупность сообществ, взаимодействующих с химическими и физическими факторами, создающими неживую окружающую среду. Другими словами, экосистема - это система, образуемая биотическим сообществом и абиотической средой.
  6. Опыление растений - этап полового размножения семенных растений, процесс переноса пыльцы с пыльника на рыльце пестика у покрытосеменных. Среди приспособлений цветковых растений можно выделить: Яркая окраска венчика, аромат, а также особенности в расположении тычинок и рыльца пестика.
  7. Ответ. Клеточное строение, наличие в составе живых организмов органических веществ (сахара, крахмала, жира, белка, нуклеиновых кислот и неорганических веществ: воды и минеральных солей), обмен веществ, размножение, наследственность и изменчивость, раздражимость, способность к движению. Обмен веществ – главный признак живого, включающий питание, дыхание, транспорт веществ, их преобразование и создание из них веществ и структур собственного организма, освобождение энергии в одних процессах и использование в других, выделение конечных продуктов жизнедеятельности.
  8. Ответ. Характерными свойствами водной среды, отличными от суши, являются высокая плотность, подвижность, кислотность, способность растворения газов и солей. Для всех этих условий у гидробионтов исторически выработаны соответствующие приспособления-адаптации.
  9. Ответ. Экосистемы состоят из живого и неживого компонентов, называемых соответственно биотическим и абиотическим. Совокупность живых организмов биотического компонента называется сообществом (биоценозом). Биотический делится на фитоценоз, микробоценоз и зооценоз. Неживой, или абиотический, компонент экосистемы в основном включает 1) почву или воду и 2) климат. В понятие климата входят такие параметры, как освещенность температура и влажность. Все составляющие компоненты экосистемы находятся во взаимодействии.
  10. Ответ. Через клеточные мембраны, цитоплазматические мостики и межклеточное вещество. Через гиалоплазму.

Задание 3.

Задание 4.

  • Ответ. Вследствие уничтожения волков в популяции произойдет всплеск численности популяции оленя, поскольку естественный регулятор численности будет уничтожен. Это может привести к катастрофическим последствиям, так как пищевые ресурсы оленей будут уничтожены (съедены), что приведет затем к вымиранию оленей. Увеличение численности вначале идет лавинообразно, пока не исчерпаются ресурсы среды (емкость среды) Таким образом, экологическая роль хищников в регуляции численности жертв и сохранении баланса в экосистеме.
  • Ответ. Человечество, особенно в последние десятилетия, оказывает сильное воздействие на окружающую природную среду, нарушая процессы в ней. В связи с этим возникают различные глобальные проблемы в биосфере. Основные из них: нарушение биохимических циклов веществ, эррозия почв, загрязнение всех сфер планеты: атмосферы, гидросферы, литосферы, парниковый эффект, вырубка лесов, сокращение местообитаний, опустынивание, истребление видов, истощение ресурсов. В Калининградской области в настоящее время остро стоят проблемы сокращения лесного фонда, уменьшения естественных местообитаний, адвентивизации флоры и фауны, загрязнения окружающей среды. Можно предложить следующие меры: решение проблем загрязнения воздуха улучшением дорог, строительством мостов; сокращение количества котельных и перевод их на газообразное топливо; утилизация отходов; принятие штрафных мер за загрязнение окружающей среды; принятие лесного кодекса и т. д.
  • Ответ. Основной характерный признак растительной клетки – наличие хлоропластов и хлорофилла. Этот пигмент придает телу растения зеленую окраску. Благодаря ему осуществляется фотосинтез – важнейший процесс на Земле. Зеленая окраска таллома некоторых грибов и лишайников обуславливается наличием других пигментов, а, следовательно, не является поводом для отнесения их к царству растений.
  • Центр развития талантов «Мега-Талант» проводит всероссийские онлайн-олимпиады по биологии. Мы верим, что каждый ученик талантлив и предлагаем задания, которые раскрывают скрытые способности. Мы награждаем всех участников и после каждой олимпиады бесплатно выдаем учителям свидетельства и благодарности.

    Немного статистики о нашей работе:

    • ЦРТ «Мега-Талант» организовал более 400 интернет-олимпиад по 47 школьным дисциплинам.
    • Участниками олимпиад по биологии уже стали 9000 школьников и студентов из 12 стран.
    • Мы компенсируем организационные расходы и уже выплатили учителям 2.500.000 рублей.
    • 98 % учителей довольны результатами участия в олимпиадах и становятся постоянными организаторами олимпиад «Мега-Талант».

    5 шагов навстречу учителю

    Мы хотим, чтобы вам было легко и приятно работать с нами. Для этого мы следуем 5 шагам, продуманным с мыслью о заботах учителя:

    1. Открываем доступ к заданиям для всех классов и предоставляем методические рекомендации по проведению олимпиады.
    2. Выдаем каждому учителю свидетельство и благодарность. Каждый сезон обновляем дизайн наградных материалов, чтобы ваше портфолио было содержательным и ярким.
    3. Возвращаем деньги на распечатку заданий, наград и другие орграсходы.
    4. Каждый месяц награждаем самых активных организаторов олимпиад.
    5. Консультируем по любым вопросам, связанным с дистанционными олимпиадами.

    Олимпиады «Мега-Талант» - это как обычные олимпиады, только лучше!

    Олимпиады «Мега-Талант» проводятся дистанционно. Вы сами выбираете время и место проведения мероприятия. В привычной обстановке ученики чувствуют себя увереннее, а значит, полностью концентрируются на решении заданий.

    В наших олимпиадах участвуют ученики с разным уровнем успеваемости, потому что задания олимпиад «Мега-Талант» основаны на школьной программе и соответствуют ФГОС. Задания помогают оценить уровень знаний и поощряют учеников к развитию логического и аналитического мышления.

    Комплекты заданий для каждого класса состоят из 15 тестовых вопросов разных типов:

    • Вопросы с одним или несколькими правильными ответами.
    • Вопросы на аналитическую и хронологическую последовательность.
    • Вопросы на исключение и соотнесение двух рядов данных.
    • Тестовые задания по работе с иллюстративными источниками.
    • Тестовые задания на решение задач.

    Сколько стоит участие во всероссийской олимпиаде по биологии?

    Для каждой олимпиады мы устанавливаем минимально возможную стоимость участия. Кроме этого, из оргвзноса каждого участника учителю возвращается до 30%: на печать подготовленных нами заданий, дипломов, сертификатов и другие организационные расходы, оставшуюся сумму оплачиваете нам (точную сумму вы можете узнать после регистрации ).

    Каждый учитель-организатор участвует в рейтинге учителей . Проводя больше олимпиад, вы повышаете свои шансы получить действительно ценные и нужные призы. Каждый месяц ЦРТ «Мега-Талант» награждает самых активных учителей. Труд каждого педагога бесценен, и мы рады сотрудничеству со специалистами из России, а также стран ближнего зарубежья.

    Как часто мы проводим олимпиады по биологии?

    Когда бы вы ни решили провести олимпиаду, наверняка именно в этот период будет проходить одно из наших основных образовательных мероприятий. Всего в году три сезона всероссийских олимпиад по биологии (зимний, весенний и осенний) и четыре сезона международных олимпиад. Для каждого сезона мы готовим новые задания. Это позволяет участвовать несколько раз за год.

    Как мы подсчитываем результаты?

    Все задания проверяются автоматически. Это позволяет добиться объективности оценивания результатов. Компьютер подсчитывает результат и публикует его на сайте. После этого организатор может скачать, распечатать и вручить наградные своим ученикам.

    Как организовать олимпиаду по биологии для своих учеников?

    Все очень просто:

    • вы регистрируетесь на сайте и оплачивает участие в олимпиаде по биологии для своих учеников (это нужно сделать до окончания срока приема заявок);
    • после старта мероприятия в вашем личном кабинете на сайте станут доступны файлы с заданиями.
    • распечатав их, вы уже сможете приступить непосредственно к проведению олимпиады по биологии (для каждого участника необходимо распечатать отдельный комплект заданий);
    • ответы каждого из участников вы заполняете онлайн в своем личном кабинете;
    • после проверки заданий системой и нашими методистами результаты сразу публикуются на нашем сайте;
    • в вашем личном кабинете станут доступны для скачивания все наградные материалы.

    Как оплатить участие во всероссийской интернет-олимпиаде по биологии?

    Вы можете оплатить участие в олимпиаде при помощи:

    • банковской карты (онлайн);
    • квитанции, в отделении Почты России;
    • электронных платежных систем (онлайн).

    Могут ли в мероприятии участвовать школьники и студенты из других стран?

    ЦРТ «Мега-Талант» занимается организацией образовательных мероприятий международного уровня. К участию допускаются все учащиеся, независимо от их национальной принадлежности или страны проживания. Однако, для того чтобы понять суть заданий, ученики должны свободно владеть русским языком.

    ВОПРОСЫ

    6 класс

    Максим.кол.баллов- 30,5

    Часть I. только одного ответа


      а) хлоропластом; б) тканью; в) межклетником; г) хромосомой.


      а) клеточный сок; б) межклеточное вещество; в) хлорофилл; г) цитоплазма.


      а) горох, кукуруза, овес; б) кукуруза, фасоль, бобы;
      в) фасоль, бобы, горох; г) горох, овес, бобы.


      а) корешке; б) семядоле; в) покровах семени; г) эндосперме.


      а) кукуруза; б) фасоль; в) пшеница; г) подсолнечник.


      а) углекислый газ б) кислород, воду и тепло; в) кислород г) углекислый газ и воду.


      а) дуба; б) пшеницы; в) фасоли; г) редиски.

      Функция корневого чехлика -



      а) алоэ и сосны; б) кактуса и подорожника; в) алоэ и саксаула; г) кактуса и саксаула.

    10 . :

    Часть 2.

      Плод яблоко у:
      а) яблони; б) рябины; в) вишни; г) груши; д) малины.


      а) фотосинтезирующая; б) проводящая; в) дыхание; г) запасающая; д) вегетативное размножение.

      Цветки одиночные:
      а) у ландыша майского; б) подсолнечника; в) клевера; г) тюльпана; д) нарцисса.


      а) зародышевого корешка; б) зародышевого стебелька; в) почечки; г) эндосперма;
      д) двух семядолей.


      а) устьицам; б) волокнам; в) сосудам; г) чечевичкам; д) ситовидным трубкам.

    Часть 3

      Слоевище – это тело растения, не расчлененное на специальные органы.

      Первооткрывателем растительной клетки был Роберт Гук (1665 г.).

      Корнеплод свеклы – это видоизмененный главный корень.

    Часть 4.[макс. 3 балла, по 0,5]Установите соответствие между растением и систематической группой :

            Картофель А) Хвойные

            Чеснок Б) Пасленовые

            Шиповник В) Злаковые

            Акация Г) Лилейные

            Овес Д) Бобовые

            Кипарис Е) Розоцветные

    Растение

    Систем.группа

    ОТВЕТЫ

    теоретического тура школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии,

    6 класс

    Максим.кол.баллов- 30,5

    Часть I. , требующие выбора только одного ответа

    из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10

    (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

      Группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняющих одну и или несколько сходных функций называется:
      а) хлоропластом;
      б) тканью;
      в) межклетником;
      г) хромосомой.

      Вещество, придающее растению зеленый цвет и играющее решающую роль в воздушном питании растения - это:
      а) клеточный сок;
      б) межклеточное вещество;
      в) хлорофилл;
      г) цитоплазма.

      К двудольным относятся следующие растения:
      а) горох, кукуруза, овес;
      б) кукуруза, фасоль, бобы;
      в) фасоль, бобы, горох;
      г) горох, овес, бобы.

      Питательные вещества в семени пшеницы находятся в:
      а) корешке;
      б) семядоле;
      в) покровах семени;
      г) эндосперме.

      Растение, семена которого богаты маслами - это:
      а) кукуруза;
      б) фасоль;
      в) пшеница;
      г) подсолнечник.

      В процессе дыхания семена потребляют:
      а) углекислый газ
      б) кислород, воду и тепло;
      в) кислород
      г) углекислый газ и воду.

      Запасные вещества находятся в семядольных листьях у:
      а) дуба;
      б) пшеницы;
      в) фасоли;
      г) редиски.

      Функция корневого чехлика -
      а) непрерывное удлинение корня за счет деления клеток;
      б) проведение воды и минеральных веществ;
      в) защита кончика корня от повреждений;
      г) всасывание воды и минеральных веществ.

      Побеги, у которых функцию фотосинтеза выполняют только стебли, имеются у:
      а) алоэ и сосны;
      б) кактуса и подорожника;
      в) алоэ и саксаула;
      г) кактуса и саксаула.

    10 . Только для животных характерен процесс :

    а) образования на свету органических веществ из неорганических;

    б) восприятия раздражений из окружающей среды и преобразования их в нервные импульсы;

    в) поступления веществ в организм, их преобразования и удаления конечных продуктов жизнедеятельности;

    г) поглощения кислорода и выделения углекислого газа в процессе дыхания.

    Часть 2. Задание включает 5 вопросов, с несколькими вариантами ответа (от 0-я до 5-ти). Около индексов по-вашему верных ответов поставьте знаки "плюс". Если вы считаете ответ неправильным - поставьте «минус». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 12,5. В случае исправлений знак должен быть продублирован.

      Плод яблоко у:
      а) яблони;
      б) рябины;
      в) вишни;
      г) груши;
      д) малины.

      Возможные функции видоизмененных подземных побегов:
      а) фотосинтезирующая;
      б) проводящая;
      в) дыхание;
      г) запасающая;
      д) вегетативное размножение.

      Цветки одиночные:
      а) у ландыша майского;
      б) подсолнечника;
      в) клевера;
      г) тюльпана;
      д) нарцисса.

      Для семян растений класса однодольных так же, как и для двудольных характерно наличие:
      а) зародышевого корешка;
      б) зародышевого стебелька;
      в) почечки;
      г) эндосперма;
      д) двух семядолей.

      Функция газообмена стебля березы возможна благодаря:
      а) устьицам;
      б) волокнам;
      в) сосудам;
      г) чечевичкам;
      д) ситовидным трубкам.

    Часть 3 . Задание на определение правильности суждений. Поставьте знак "плюс" рядом с номерами правильных суждений, и знак «минус» рядом с не верными). Максимальное количество 5 баллов.

      Растения и животные способны обогащать воздух кислородом.

      Слоевище – это тело растения, не расчлененное на специальные органы .

      Первооткрывателем растительной клетки был Роберт Гук (1665 г.).

      Корнеплод свеклы – это видоизмененный главный корень.

      У всех растений пыльца одинаковая.

    Часть 4.[макс. 3 балла, по 0,5] Установите соответствие между растением и систематической группой :

            Картофель А) Хвойные

            Чеснок Б) Пасленовые

            Шиповник В) Злаковые

            Акация Г) Лилейные

            Овес Д) Бобовые

            Кипарис Е) Розоцветные

    Растение

    Систем.группа

    1 Б,2Г, 3Е, 4Д, 5В, 6А

    Вопросы

    теоретического тура школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии,

    7 класс

    Максим. кол.баллов- 37,5

    Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа

    (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

    1. 1

    а) цитоплазма; б) отсутствие оформленного ядра;

    в) наличие клеточной мембраны (стенки); г) наличие митохондрий

    а) грипп б) холера в) оспа г) гепатит В

    3. НЕ образуют микоризу:

    а) шампиньоны б) подосиновики в) мухоморы г) маслята

    а) белого гриба б) мукора в) рыжика г) трутовика

    5. Лишайники , живущие на коре деревьев , по отношению к дереву

    6.

    а) воду; б) минеральные соли;

    в) органические вещества; г) воздух.

    7. - агар

    изготавливают из:

    а) красных водорослей б) бурых водорослей

    в) одноклеточных зеленых водорослей г) многоклеточных зеленых водорослей

    8. Торф образуется из

    а) торфяного мха сфагнума б) сфагнума и других мхов в)сфагнума и кукушкина льна

    г) сфагнума и растений других отделов, произрастающих на болотах

    9. , что

    а) почва кислая и в нее нужно вносить известь б) почва слабощелочная

    в) почва щелочная и в нее нужно вносить кислоту г) почва нейтральная

    10.

    а) папоротников; б) мхов; в) хвощей; г) плаунов.

    а) несколько недель после оплодотворения б) полгода после оплодотворения

    12. , запасающими

    а) крахмал б) масло в) белки г) минеральные соли

    13. Плод грецкого ореха:

    а) орешек б) костянка в) коробочка г) многоорешек

    14.

    а) ситовидным трубкам б) сосудам в) трахеидам г) паренхиме

    15.

    а) химические б) звуковые в) световые г) механические

    Часть 2. Вам предлагаются тестовые задания

    возможных, но требующих выбора. Максимальное

    1.

    I . накипные; II . колониальные; III . кустистые; IV . одноклеточные; V . листоватые.

    а) I,V б) II, III,V в) I,III,V г) II,III, IV

    2. И

    I II

    III IV V

    а) I, IV,V б) II,III,IV в) I,III г) I,IV

    3.

    I . бесполое размножение; II III . способность к регенерации; IV V . двуслойность

    а) только II б) IV,V в) I,II, III, IV г) I,II,III,IV,V

    I . плоских червей, II . кишечнополостных, III . насекомых, IV . моллюсков, V . иглокожих:

    а) I, II и V; б) II, III и IV; в) ни в одной из перечисленных групп; г) II, III, IV,V;

    5. Кровь у насекомых:

    I II . разносит кислород; III . собирает продукты распада; IV V -окрашена в красный цвет.

    а) I,III; б) II,V в) I,II,III; г) I, II,IV,V.

    Часть III.

    следует . Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с ним знак «плюс», если нет,- знак «минус». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

    1. К миксотрофным организмам относятся лишайники и эвгленовые.

    4. Летучие вещества, выделяемые хвойными растениями и убивающие болезнетворные

    микроорганизмы – фитонциды

    7. Красные и бурые водоросли имеют хлорофилл.

    Часть IV. установления соответствия . Заполните матрицы

      (макс. 2,5 балла)

    1. Рачок дафния

    А - Нектон

    2. Судак

    Б - Бентос

    3. Водомерка

    В - Нейстон

    4. Моллюск катушка

    Г - Перифитон

    5. Инфузория сувойка

    Д - Планктон

    Гидробионты

    Жизненные формы

    ОТВЕТЫ

    теоретического тура школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии,

    7 класс

    Максимум баллов- 37,5

    Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа

    из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15

    (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

    1. К признакам бактерий НЕ относится: 1

    а) цитоплазма;

    б) отсутствие оформленного ядра;

    в) наличие клеточной мембраны (стенки);

    г) наличие митохондрий

    2. К бактериальным инфекциям относится:

    а) грипп, б) холера, в) оспа, г) гепатит В

    3. НЕ образуют микоризу:

    а) шампиньоны, б) подосиновики, в) мухоморы, г) маслята

    4. Споры на пластинках плодового тела образуются у:

    а) белого гриба; б) мукора; в) рыжика ; г) трутовика.

    5. Лишайники , живущие на коре деревьев , по отношению к дереву

    6. Гриб лишайника получает от водоросли:

    б) минеральные соли;

    в) органические вещества;

    г) воздух.

    7. Применяемое в кондитерской промышленности студенистое вещество агар - агар

    изготавливают из:

    а) красных водорослей

    б) бурых водорослей

    в) одноклеточных зеленых водорослей

    г) многоклеточных зеленых водорослей

    8. Торф образуется из

    а) торфяного мха сфагнума

    б) сфагнума и других мхов

    в) сфагнума и кукушкина льна

    г) сфагнума и растений других отделов, произрастающих на болотах

    9. Появление хвощей на лугах и полях свидетельствует о том , что

    а) почва кислая и в нее нужно вносить известь

    б) почва слабощелочная

    в) почва щелочная и в нее нужно вносить кислоту

    г) почва нейтральная

    10. В металлургии, пиротехнике и медицине раньше применяли споры:

    а) папоротников;

    в) хвощей;

    г) плаунов.

    11. Семена в шишках сосны обыкновенной созревают через

    а) несколько недель после оплодотворения б) полгода после оплодотворения

    в) через год после оплодотворения г) через полтора года после оплодотворения

    12. В природе встречается больше растений с семенами , запасающими

    а) крахмал б) масло в) белки г) минеральные соли

    13. Плод грецкого ореха:

    а) орешек; б) костянка; в) коробочка; г) многоорешек.

    14. Передвижение воды и минеральных веществ у сосны осуществляется по

    а) ситовидным трубкам б) сосудам в) трахеидам , г) паренхиме

    15. Простейшие НЕ реагируют на раздражения

    а) химические б) звуковые в) световые г) механические

    Часть 2. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех

    возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное

    количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

    1. По строению слоевища различают лишайники:

    I . накипные; II . колониальные; III . кустистые; IV . одноклеточные; V . листоватые.

    в) I , III , V

    2. И з перечисленных признаков выберите те, которые характерны для грибов и всех животных:

    I . отсутствие хлорофилла в клетках; II .хитинизированная клеточная стенка;

    III . запасное вещество - крахмал; IV . запасное вещество - гликоген; V .способность к вегетативному размножению участками тела.

    г) I , IV

    3. Только для кишечнополостных характерно

    I . бесполое размножение; II . наличие стрекательных клеток; III . способность к регенерации; IV . слепозамкнутая пищеварительная полость; V . двуслойность

    а) только II

    в) I,II, III, IV

    г) I,II,III,IV,V

    4. Реактивный принцип движения можно встретить у представителей: I . плоских червей, II . кишечнополостных, III . насекомых, IV . моллюсков, V . иглокожих:

    б) II, III и IV;

    в) ни в одной из перечисленных групп;

    г) II , III , IV , V ;

    5. Кровь у насекомых:

    I . разносит питательные вещества; II . разносит кислород; III . собирает продукты распада; IV . принимает участие в разгибании ног; V -окрашена в красный цвет.

    а) I , III ;

    Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых

    следует либо согласиться, либо отклонить . Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с ним знак «плюс», если нет- «минус». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

    1. К м иксотрофным организмам относятся лишайники и эвгленовые.

    2. Заросток папоротника прикрепляется к почве с помощью корней.

    3. Стебли многолетних растений всегда выполняют фотосинтезирующую функцию.

    4. Летучие вещества, выделяемые хвойными растениями и убивающие болезнетворные

    микроорганизмы – фитонциды

    5. У капусты устьица расположены на верхней стороне листа.

    6. Макронуклеус – это глазок эвгленовых.

    7. Красные и бурые водоросли имеют хлорофилл.

    8. Все общественные насекомые относятся к отряду перепончатокрылых.

    9. По мере роста моллюска раковина сбрасывается, а под ней образуется новая раковина – более крупная.

    10. Паукообразные имеют две пары усиков.

    Часть IV. Вам предлагается тестовое задание, требующее установления соответствия

      (макс. 2,5 балла) Установите соответствие между представителями гидробионтов (1-5) и соответствующими им жизненными формами (А-Д).

    1. Рачок дафния

    А - Нектон

    2. Судак

    Б - Бентос

    3. Водомерка

    В - Нейстон

    4. Моллюск катушка

    Г - Перифитон

    5. Инфузория сувойка

    Д - Планктон

    Гидробионты

    Жизненные формы

    1Д, 2А, 3В, 4Г, 5Б

    Вопросы

    теоретического тура школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии,

    , 8 класс

    Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа

    (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

    а)гликоген б) крахмал в) парамилон г) муреин

    2. Плод у репы называется:

    а) клубень; б) стручок; в) корнеклубень; г) корнеплод.


    а) простой колос; б) сложный колос в) головка; г) сложный зонтик.

    а) пыльца мелкая и сухая; б) пыльца крупная и липкая;

    в) пыльца с воздушными мешками; г) околоцветник мелкий, малозаметный


    а) бобовых; б) розоцветных; в) паслёновых; г) крестоцветных.

    6.К плодам НЕ относится :
    а) костянка сливы; б) «ягода» можжевельника;
    в) ягода смородины; г) тыквина арбуза.

    7. :
    а) зародыш; б) семязачаток; в) эндосперм; г) зигота.

    а) выделительная; б) половая; в) нервная; г) пищеварительная

    а) печёночный сосальщик; б) свиной цепень;

    в) аскарида; г) у всех перечисленных червей имеются прикрепительные органы

    10. Чем дышат прудовики :

    а) жабрами; б) трахеями; в) легкими; г) поверхностью тела.

    а) радиальная; б) билатеральная; в) сферическая; г) отсутствует

    а) череп есть, головного мозга нет; б) черепа нет, головного мозга нет;

    в) черепа нет, головной мозг есть г) череп есть, головной мозг есть

    а) во рту и на теле; б) только во рту; в) только на усиках; г) вкус рыбы не различают.

    14.

    а) только для дыхания; б) только для потребления воды;

    в) для дыхания и обоняния; г) для потребления воды и обоняния.

    16 .
    а) морской окунь; б) камбала в) судак г) лещ

    17 .

    а) аорту; б) легочную артерию; в) полые вены; г) легочные вены.

    18. Малокровие связано с:

    а) уменьшением количества эритроцитов; б) увеличением количества лейкоцитов;

    в) изменением размеров эритроцитов; г) снижением объёма плазмы крови.

    а) трахеи; б) бронхов; в) гортани; г) бронхиол.

    а) тазовые кости; б) позвонки шейного отдела;

    в) позвонки копчикового отдела; г) кости крыши черепа.

    Часть 2. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех

    возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное

    количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).


    а) I,III,IV; б) I,IV; в) V,III г) IV,I,II.


    а) I,IV; б) III,IV,I; в) I, II,IV г) IV,V.


    а) V; б) II, IV,V в) III,IV, II,V г) I,III

    I -молоточек; II -наковальня; III - стремечко; IV -барабанная перепонка; V -овальное окно

    а) I,II,III б) только III в) только IV г) только V

    I -плечевая кость; II - локтевая кость; III - ключица; IV - лопатка; V - грудина

    а) I,II,III,IV; б) только V; в) V,IV г) III, IV

    Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых

      Для простейших характерна не только водная среда жизни.

      Одним из признаков двудольных растений является наличие камбия в стебле, вследствие чего он может расти в толщину.

      В клетках дрожжей не обнаруживаются пластиды.

      Клоака отсутствует у крысы.

    Часть 4.

    ответов в соответствии с требованиями заданий.

    2) энцефалит; Б) комары;

    3) малярия; В) клещи;

    5) бешенство Д) блохи.

    Болезни

    Переносчик возбудителя

    2.

    3) каракатица; В) зеленая;

    Chironomus ); Д) бесцветная.

    6) божья коровка

    Объект

    Цвет крови

    ОТВЕТЫ

    теоретического тура школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии,

    2014-2015 год,

    8 класс

    Максимальное кол-во 45,5 баллов

    Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа

    из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20

    (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

    1.У эукариот НЕ встречается вещество

    а)гликоген

    б) крахмал

    в) парамилон

    г) муреин

    2. Плод у репы называется:

    а) клубень;

    б) стручок;

    в) корнеклубень;

    г) корнеплод.

    3. Соцветие, характерное для злаковых - это:
    а) простой колос;
    б) сложный колос
    в) головка;
    г) сложный зонтик.

    4. Какие приспособления характерны для растений, опыляемых насекомыми:

    а) пыльца мелкая и сухая;

    б) пыльца крупная и липкая;

    в) пыльца с воздушными мешками;

    г) околоцветник мелкий, малозаметный

    5. Горчица относится к семейству:
    а) бобовых;
    б) розоцветных;
    в) паслёновых;
    г) крестоцветных .

    6.К плодам НЕ относится :
    а) костянка сливы;
    б) «ягода» можжевельника;
    в) ягода смородины;
    г) тыквина арбуза.

    7. При двойном оплодотворении после слияния центральной клетки со спермием возникает :
    а) зародыш;
    б) семязачаток;
    в) эндосперм;
    г) зигота.

    8. Какая система органов планарии схематически изображена на рисунке?

    а) выделительная ; б) половая; в) нервная; г) пищеварительная

    а) печёночный сосальщик;

    б) свиной цепень;

    в) аскарида;

    г) у всех перечисленных червей имеются прикрепительные органы

    10. Чем дышат прудовики :

    а) жабрами;

    б) трахеями;

    в) легкими;

    г) поверхностью тела.

    11. Какой тип симметрии у круглых червей?

    а) радиальная;

    б) билатеральная;

    в) сферическая;

    г) отсутствует

    12. Имеется ли череп и головной мозг у ланцетника :

    а) череп есть, головного мозга нет;

    б) черепа нет, головного мозга нет;

    в) черепа нет, головной мозг есть

    г) череп есть, головной мозг есть

    13. Где расположены органы вкуса у рыб:

    а) во рту и на теле;

    б) только во рту;

    в) только на усиках;

    г) вкус рыбы не различают.

    14. Для чего служат ноздри лягушек:

    а) только для дыхания;

    б) только для потребления воды;

    в) для дыхания и обоняния;

    г) для потребления воды и обоняния.

    16 . Плавательного пузыря НЕ имеет:
    а) морской окунь;
    б) камбала
    в) судак
    г) лещ

    17 .Артериальная кровь поступает в сердце человека через:

    б) легочную артерию;

    в) полые вены;

    г) легочные вены.

    18. Малокровие связано с:

    а) уменьшением количества эритроцитов;

    б) увеличением количества лейкоцитов;

    в) изменением размеров эритроцитов;

    г) снижением объёма плазмы крови.

    19. Хрящевые полукольца составляют основу:

    а) трахеи;

    б) бронхов;

    в) гортани;

    г) бронхиол.

    20. Полуподвижносоединены между собой:

    а) тазовые кости;

    б) позвонки шейного отдела;

    в) позвонки копчикового отдела;

    г) кости крыши черепа.

    Часть 2. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех

    возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное

    количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

    1. Для хелицеровых характерны следующие признаки:
    I. простые глаза;II. легкие и трахеи;III. легкие; IV. хитиновый покров; V. фасеточные глаза.

    г) IV , I , II .

    2. Признаками типа Кольчатые черви являются:
    I. билатеральная симметричность;II- двуслойное строение тела;III- трехслойное строение тела; IV-многоклеточное строение; V- наличие целома.

    б) III,IV,I;

    3. Для земноводных характерны следующие признаки:
    I-имеется только легочное дыхание;II- наличие мочевого пузыря; III- на стадии личинки имеются признаки строения рыб; IV- для взрослых особей характерна линька;V- отсутствие грудной клетки.

    в) III , IV , II , V

    4. Внутреннее ухо млекопитающих содержит: I -молоточек; II -наковальня; III - стремечко; IV -барабанная перепонка; V -овальное окно

    б) только III

    в) только IV

    г) только V

    5.К костям пояса верхних конечностей относятся: I -плечевая кость; II - локтевая кость; III - ключица; IV - лопатка; V - грудина

    а) I,II,III,IV;

    б) только V;

    г) III , IV

    Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых

    следует либо согласиться, либо отклонить. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с ним знак «плюс», если нет- «минус». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

      Для простейших характерна не только водная среда жизни.

      Многощетинковых кольчатых червей сближает с плоскими червями отсутствие личиночной стадии.

      К сложным соцветиям относится кисть ландыша.

      Одним из признаков двудольных растений является наличие камбия в стебле, вследствие чего он может расти в толщину .

      Кровеносная система круглых червей замкнутая.

      В клетках дрожжей не обнаруживаются пластиды .

      Муравьи и термиты относятся к отряду Перепончатокрылые.

      Клоака отсутствует у крысы.

      Йод входит в состав гормона надпочечников

      В лимфу из кишечника человека всасываются аминокислоты

    Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия.

    Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5,5. Заполните матрицы

    ответов в соответствии с требованиями заданий.

    1. Сопоставьте болезнь (1–5) и переносчика возбудителя (А–Д).

    1) чума; А) собаки, шакалы, летучие мыши;

    2) энцефалит; Б) комары;

    3) малярия; В) клещи;

    4) эпидемический сыпной тиф; Г) вши;

    5) бешенство Д) блохи.

    Болезни

    Переносчик возбудителя

    1 Д, 2В. 3 Б, 4Г, 5 А

    2. [мах. 3 балла] Кровь (гемолимфа) у беспозвоночных животных имеет различную

    окраску. Укажите для объектов (1–6) характерный цвет крови/гемолимфы (А–Д).

    Объект: Цвет крови/гемолимфы:

    1) дождевой червь; А) красная;

    2) многощетинковый червь серпула; Б) голубая;

    3) каракатица; В) зеленая;

    4) речной рак; Г) оранжево-желтая;

    5) личинка комара-толкунца (род Chironomus ); Д) бесцветная.

    6) божья коровка

    Объект

    Цвет крови

    1А, 2В,3 Б,4Б, 5 А, 6 Г

    Вопросы

    теоретического тура школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии,

    9 класс

    Максим.кол-во баллов – 65,5

    Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа

    из четырех

    (по 1 баллу за каждое тестовое задание).


    а) многоклеточным; б) прокариотическим;
    в) колониальным; г) симбиотическим.

    а) центриолей; б) микротрубочек; в) микрофиламентов;

    г) ядрышка.

    3.

    жизненного свойства:

    а) обмен веществ; б) размножение;

    в) движение; г) рост.

    4 .
    а) наличие хлоропластов; б) 46 хромосом в клетке;
    в) химический состав; г) наличие пластид.

    а) пасынкование; б) мульчирование; в) пикировка; г) окучивание.

    а) пасленовых; б) злаковых; в) лилейных; г) мотыльковых (бобовых).

    а) споры; б) зиготы; в) сперматозоида; г) яйцеклетки.

    8. Проводящие пучки в листьях:

    г) выполняют все названные функции.

    9. Основу древесины березы составляют

    а) лубяные волокна, б) ситовидные трубки, в) трахеиды, г) сосуды

    10.

    а) образования на свету органических веществ из неорганических;

    б) восприятия раздражений из окружающей среды и преобразования их в нервные импульсы;

    в) поступления веществ в организм, их преобразования и удаления конечных продуктов жизнедеятельности;

    г) поглощения кислорода и выделения углекислого газа в процессе дыхания.

    а) для размножения и расселения; б) для выживания и расселения:

    в) для размножения и выживания; г) для размножения, расселения и выживания.



    а) белки; б) углеводы; в) жиры; г) нуклеиновые кислоты.


    а) белков; б) углеводов; в) воды и углекислого газа при дыхании;
    г) нуклеиновых кислот.

    а) магний; б) азот; в) фосфор; г) углерод


    а) анатомия; б) физиология; в) гигиена; г) медицина.


    а) опорно-двигательная и пищеварительная; б) кровеносная и дыхательная;
    в) нервная и эндокринная; г) выделительная и покровная.



    б) быстрая регенерация поврежденных клеток;

    г) развитие из эктодермы.

    20. Наука, изучающая клетку:
    а) гистология; б) морфология; в) цитология; г) эмбриология.


    а) белки; б) липиды; в) углеводы; г) неорганические соли и вода.

    22. Пероксисома – это:
    а) органоид одномембранного строения; б) органоид двумембранного строения;
    в) органоид немембранного строения; г) не является органоидом.


    а) интерфаза; б) профаза; в) метафаза; г) телофаза.

    а) легкие амфибий и пауков; б) прыгательные ноги тушканчика и кенгуру;

    в) китовый ус и усы сома; г) щупальца кальмара и ноги таракана

    а) Джон Рей в XVII веке; б) Карл Линней в XVIII веке;

    в) Чарлз Дарвин в XIX веке; г) Н. И. Вавилов в XX веке.

    Часть 2. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех

    возможных, но требующих предварительного множественного выбора . Максимальное


    а)II,III,IV ; б) I,IV; в) V,I; г) II,III,V; д) I,III

    а) I,III,II,IV; б) IV,V; в) III,II; г) V; д) II,V.

    а) I, III, IV ; б) II, I, III ; в) III, IV ; г) I,II,III,IV,V. д) III,V

    а) II,V ; б) I, V, II; в) только I; г) I, II. д) IV, V.

    а) I, IV ; б) II, V ; в) IV ; г) I,II,III,IV; д) III,II.

    6. Безусловные рефлексы:

    а) I,II,III; б) I, V ; в) III, IV; г) II,III,V; д) I,II,III,IV,V

    7. Эндокринная регуляция:

    а) II,III; б) IV,II; в) III,II,IV; г) I,V; д) I,III,V.

    I - калий; II - кальций; III - протромбин; IV - фибриноген; V - гепарин.

    а) II,III,IV; б)II,IV ; в) I,V; г) I,II,III,IV,V; д) только V.

    I - цитоплазме, II - ядре, III - митохондриях, IV - лизосомах, V - рибосомах:

    а) I,II ; б) II,III; в) III,IV,V; г) I,II,III. д) II,IV.

    I - во взаимодействии клеток, II

    III IV - биосинтезе белка, V - фагоцитозе:

    а) I,II ; б) I,III; в) II,IV,V; г) IV, II,III,V ; д) I,II,III,IV.

    Часть 3

    1. Перемещение бактерий в пространстве может осуществляться с помощью жгутиков.

    2. Фотосинтез происходит во всех клетках зеленых растений.

    3. Если цветки растения имеют только пестики, то его называют женским.

    5. Листья хвощей мелкие, чешуевидные, не имеющие зеленой окраски, фотосинтез происходит в стеблях.

    6. В процессе эволюции кровеносная система впервые появилась у круглых червей.

    7. Адолескария печеночного сосальщика обитает в воде.

    8. Человек является промежуточным хозяином в жизненном цикле лошадиной аскариды.

    10. В отличие от птиц, у млекопитающих кора больших полушарий развита лучше.

    11. В дикой природе обезьяны в Европе не обитают.

    12. У некоторых современных птиц на крыльях есть свободные пальцы с когтями для

    лазания по деревьям.

    13. Люди, обладающие группой крови IV (АВ) являются при ее переливании

    универсальными донорами.

    14. В регуляции работы желез внутренней секреции принимает участие только нервная

    15. Артериями называют сосуды, по которым течет артериальная кровь.

    Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия.

    Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5,5. Заполните матрицы

    ответов в соответствии с требованиями заданий.

      Однодольное растение.

      Двудольное растение.

      Жизненная форма - дерево.

      Жизненная форма - трава.

      Многолетнее растение.

      Двулетнее растение.

      Имеет соцветие головку.

      Теплолюбивое растение.

      Холодостойкое растение.

      Культурное растение.

      Дикорастущее растение.

      Имеет язычковые цветки, собранные в соцветие корзинка.

    человека (1–5).

    1) структурная; А) трипсин;

    2) каталитическая; Б) миозин;

    3) защитная; В) гемоглобин;

    4) двигательная; Г) тубулин;

    Функции

    Белки

    ОТВЕТЫ

    теоретического тура школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии,

    9 класс

    Максим. Кол-во баллов – 65,5

    Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа

    из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25

    (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

    1.Анабена относится к организмам:
    а) многоклеточным;
    б) прокариотическим;
    в) колониальным;
    г) симбиотическим.

    2.У цветковых растений в клетке нет:

    а) центриолей;

    б) микротрубочек;

    в) микрофиламентов;

    г) ядрышка.

    3. Рисунок иллюстрирует пример проявления

    жизненного свойства:

    а) обмен веществ;

    б) размножение;

    в) движение;

    г) рост.

    4 . Из перечисленных признаков, общим для клеток растений и животных является:
    а) наличие хлоропластов;
    б) 46 хромосом в клетке;
    в) химический состав;
    г) наличие пластид.

    5. На рисунке представлен эффективный агротехнический прием:

    а) пасынкование;

    б) мульчирование;

    в) пикировка;

    г) окучивание.

    6. Формула цветка О(2)+2Т3П1 характерна для семейства:

    а) пасленовых;

    б) злаковых;

    в) лилейных;

    г) мотыльковых (бобовых).

    7. Бесполое поколение мха (спорофит) развивается из:

    б) зиготы;

    в) сперматозоида;

    г) яйцеклетки.

    8. Проводящие пучки в листьях:

    а) проводят воду и минеральные соли;

    б) проводят растворы сахаров из листьев в другие части растения;

    в) выполняют опорно-механическую функцию;

    г) выполняют все названные функции.

    9. Основу древесины березы составляют

    а) лубяные волокна,

    б) ситовидные трубки,

    в) трахеиды,

    г) сосуды

    10. Только для животных характерен процесс:

    а) образования на свету органических веществ из неорганических;

    б) восприятия раздражений из окружающей среды и преобразования их в нервные импульсы;

    в) поступления веществ в организм, их преобразования и удаления конечных продуктов жизнедеятельности;

    г) поглощения кислорода и выделения углекислого газа в процессе дыхания.

    11. Для чего служат цисты одноклеточных животных:

    а) для размножения и расселения;

    б) для выживания и расселения:

    в) для размножения и выживания;

    г) для размножения, расселения и выживания.

    12. Функции носителей наследственной информации выполняют:
    а) белки;
    б) углеводы;
    в) жиры;
    г) нуклеиновые кислоты.

    13. Аминокислоты – это вещества, образующие:
    а) белки;
    б) углеводы;
    в) жиры;
    г) нуклеиновые кислоты.

    14. Из указанных процессов, к процессам биосинтеза НЕ относится образование:
    а) белков;
    б) углеводов;
    в) воды и углекислого газа при дыхании;
    г) нуклеиновых кислот.

    15. Из перечисленных элементов в живых клетках в наибольшем количестве присутствует:

    а) магний;

    в) фосфор;

    г) углерод

    16.К абиотическим факторам относится

    б) сбор ягод;

    в) конкуренция за пищу;

    г) состав почвы.

    17. Наука, изучающая условия нормальной жизнедеятельности человеческого организма:
    а) анатомия;
    б) физиология;
    в) гигиена;
    г) медицина.

    18. Из перечисленных систем органов, деятельность всего организма регулируют:
    а) опорно-двигательная и пищеварительная;
    б) кровеносная и дыхательная;
    в) нервная и эндокринная;
    г) выделительная и покровная.

    19. Характерным признаком эпителиальной ткани является:
    а) наличие в ней кровеносных сосудов и нервных окончаний;
    б) быстрая регенерация поврежденных клеток;
    в) наличие плотной клеточной оболочки;
    г) развитие из эктодермы.

    20. Наука, изучающая клетку:
    а) гистология;
    б) морфология;
    в) цитология;
    г) эмбриология.

    21. Основой любой биологической мембраны являются:
    а) белки;
    б) липиды;
    в) углеводы;
    г) неорганические соли и вода.

    22. Пероксисома – это:
    а) органоид одномембранного строения;
    б) органоид двумембранного строения;
    в) органоид немембранного строения;
    г) не является органоидом.

    23. Стадия клеточного цикла, во время которой происходит репликация ДНК:
    а) интерфаза;
    б) профаза;
    в) метафаза;
    г) телофаза.

    24. Примерами гомологичных органов являются:

    а) легкие амфибий и пауков;

    б) прыгательные ноги тушканчика и кенгуру;

    в) китовый ус и усы сома;

    г) щупальца кальмара и ноги таракана

    25. Впервые представление о виде ввел:

    а) Джон Рей в XVII веке;

    б) Карл Линней в XVIII веке;

    в) Чарлз Дарвин в XIX веке;

    г) Н. И. Вавилов в XX веке.

    Часть 2. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех

    возможных, но требующих предварительного множественного выбора . Максимальное

    количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

    1.Эндосперм имеется в семенах:
    I-гороха; II- пшеницы; III- лука; IV- фасоли; V- ячменя.

    г) II , III , V ;

    2. Семена не образуются у: I- спирогиры; II- сфагнума; III- щитовника; IV- плаунов;V- кипариса

    а) I , III , II , IV ;

    3. Признаки, характерные для кораллов: I- двуслойное строение тела; II- чувствительны к температуре воды; III- известковый скелет; IV- обитают в соленой и пресной воде; V- нет стрекательных клеток.

    а) I, III, IV ;

    б) II, I, III ;

    г) I,II,III,IV,V.

    4. Трубчатых цветков не бывает у: I- одуванчика; II- василька синего; III-подсолнечника; IV- ромашки; V- пижмы.

    в) только I ;

    г) I , II .

    5. Для рыжего муравья характерны следующие признаки:I- хелицеры; II- четыре пары конечностей; III- две пары антенн; IV- голова, грудь, брюшко; V- колюще-сосущий ротовой аппарат.

    в) IV ;

    г) I,II,III,IV;

    6. Безусловные рефлексы:

    I- индивидуальные; II- врожденные; III- видоспецифичные; IV- возникают при определенных условиях; V- имеют готовые рефлекторные дуги

    г) II , III , V ;

    д) I,II,III,IV,V

    7. Эндокринная регуляция:
    I- включается быстро и действует долго;II- включается медленно и действует долго;
    III- передача сигнала химическая; IV- распространение сигнала по сосудам с током крови; V- передача сигнала химическая и электрическая.

    в) III , II , IV ;

    8. Для осуществления свертывания крови необходимы вещества –

    I - калий; II - кальций; III - протромбин; IV - фибриноген; V - гепарин.

    а) II , III , IV ;

    г) I,II,III,IV,V;

    д) только V.

    9. ДНК в клетках эукариот находится в –

    I - цитоплазме, II - ядре, III - митохондриях, IV - лизосомах, V - рибосомах:

    г) I , II , III .

    10. Плазматическая мембрана участвует –

    I - во взаимодействии клеток, II - в избирательном транспорте веществ,

    III - хранении генетической информации, IV - биосинтезе белка, V - фагоцитозе:

    в) II , IV , V ;

    г) IV, II,III,V;

    д) I,II,III,IV.

    Часть 3 . Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых

    следует либо согласиться, либо отклонить. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с ним знак «плюс», если нет- «минус». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

    1 . Перемещение бактерий в пространстве может осуществляться с помощью жгутиков.

    2. Фотосинтез происходит во всех клетках зеленых растений.

    3. Если цветки растения имеют только пестики, то его называют женским.

    4. Плод стручок образуется у растений семейства бобовых

    5. Листья хвощей мелкие, чешуевидные, не имеющие зеленой окраски, фотосинтез происходит в стеблях.

    6. В процессе эволюции кровеносная система впервые появилась у круглых червей.

    7. Адолескария печеночного сосальщика обитает в воде.

    8. Человек является промежуточным хозяином в жизненном цикле лошадиной аскариды.

    9. У всех рыб имеется плавательный пузырь.

    10 . В отличие от птиц, у млекопитающих кора больших полушарий развита лучше .

    11. В дикой природе обезьяны в Европе не обитают.

    12. У некоторых современных птиц на крыльях есть свободные пальцы с когтями для

    лазания по деревьям.

    13. Люди, обладающие группой крови IV (АВ) являются при ее переливании

    универсальными донорами.

    14. В регуляции работы желез внутренней секреции принимает участие только нервная

    15. Артериями называют сосуды, по которым течет артериальная кровь.

    Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия.

    Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5,5. Заполните матрицы

    ответов в соответствии с требованиями заданий.

    1.[по 0,5 балла, макс.3 балла] Из предложенной информации выберите сведения об одуванчике.

      Однодольное растение.

      Двудольное растение.

      Жизненная форма - дерево.

      Жизненная форма - трава.

      Может иметь несколько деревянистых, ветвящихся у основания стволиков, либо один ствол.

      Из семени в течении одного сезона образуются вегетативные и репродуктивные органы, в конце вегетационного периода отмирает все растение.

      Многолетнее растение.

      Двулетнее растение.

      Имеет трубчатые и ложноязычковые цветки, собранные в соцветие корзинка.

      Имеет соцветие головку.

      Цветки собраны в соцветие щиток.

      Теплолюбивое растение.

      Холодостойкое растение .

      Культурное растение.

      Дикорастущее растение.

      Имеет язычковые цветки, собранные в соцветие корзинка.

    02, 04,07,13,15,16

    2.[мах. 2,5 балла]Сопоставьте названия белков (А–Д) с их функциями в организме

    человека (1–5).

    1) структурная; А) трипсин;

    2) каталитическая; Б) миозин;

    3) защитная; В) гемоглобин;

    4) двигательная; Г) тубулин;

    5) транспортная. Д) гамма-глобулин.

    Функции

    Белки

    1Г, 2А, 3Д, 4Б, 5В