Ответ оставил Гость
ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ
(от лат. transporto - переношу, перемещаю, перевожу) в живых организмах, включает доставку необходимых соединений к определённым органам и тканям (с помощью кровеносной системы у животных и проводящей системы у растений), всасывание их клетками и передвижение внутри клеток, а также выведение продуктов обмена веществ. Эти процессы можно разделить по их механизму на транспорт с током жидкости (напр., с кровью, жёлчью, мочой, с током растит, сока, содержащегося в сосудах ксилемы, флоэмы), диффузию в растворах (в клетках и межклеточной жидкости) или газовой фазе (в лёгких, межклетниках листьев растений), транспорт через биол. мембраны. Т. в. через биол. мембраны осуществляется, как правило, спец. транспортными системами, их работа определяет скорость процессов поступления веществ и обмен веществ в клетках, а, следовательно, и во всём организме. Различают пассивный и активный Т. в. через мембраны. В первом случае Т. в. происходит самопроизвольно, при этом молекулы и ионы переносятся в область с более низким электрохимич. потенциалом. Перенос молекул (ионов) в обратном направлении (активный транспорт) возможен только при одновременной затрате энергии, источником к-рой может служить гидролиз АТФ или окислит.-восстановит. реакции в цепях переноса электронов, и осуществляется спец. мол. системами - ионными насосами Следствием такого активного Т. в., наз. первичным, является неравновесное распределение ионов Н+, Са+, Na+, K+ внутри клетки и между клеткой и окружающей средой; оно, в свою очередь, обеспечивает работу систем сопряжённого, или вторичного активного, Т. в. через мембраны. Примером сопряжённого Т. в. служит перенос сахаров и аминокислот в клетки кишечного эпителия. Мембрана, обращенная в просвет кишечника, содержит белковый переносчик, к-рый осуществляет перенос глюкозы (или определённой аминокислоты) только вместе с ионами натрия. Na+ входит в клетку пассивно, но одновременно происходит перенос молекулы, к-рый может быть активным; в сумме свободная энергия в системе уменьшается. Из клеток Na+ удаляется Ма+/К+-АТФазой, включённой в мембрану, обращенную в сторону кровеносной системы кишечника. Сопряжённый Т. в. обеспечивает перенос разнообразных метаболитов через мембраны всех клеток организмов. Пассивный Т. в. через мембраны количественно характеризуется величиной проницаемости, к-рая может резко различаться для разных веществ, но в конечном счёте определяется законами диффузии и электродиффузии. Простая диффузия легко происходит через липидный слой мембран только в случае веществ, хорошо растворимых в липидах, к к-рым относятся мн. лекарства. Ионы (Na+, К+ и Са2+) переносятся через мембраны нервных, мышечных и др. клеток благодаря наличию в них ионных каналов, к-рые открываются и закрываются в зависимости от величины разности элек-трич. потенциалов на мембране или действия химич. медиаторов. Выключение или резкое изменение свойств переносчиков и каналов лежит в основе действия мн. токсич. веществ. Нек-рые вещества (ионофоры) сами способны создавать каналы в липидном слое мембраны. Действие ряда лекарств, препаратов основано на изменении свойств каналов и переносчиков, к-рое позволяет регулировать Т. в. в клетках и целом организме
Значение транспорта для страны исключительно велико. Он выполняет важные экономические, социальные, культурные и оборонные функции государства.
Э к о н о м и ч е с к а я роль транспорта состоит прежде всего в том, что он является органическим звеном любого производства, специализации и кооперации предприятий, а также служит для доставки всех видов сырья, топлива и продукции из пунктов производства в пункты потребления. Без транспорта немыслимо освоение новых районов и природных богатств.
Транспорт - важный фактор в экономической интеграции, а так же в международной торговле.
С о ц и а л ь н о е значение транспорта заключается в обеспечении трудовых и бытовых поездок людей, в облегчении с помощью транспорта их физического труда, в частности при перемещении больших объемов материалов в процессе производства и в быту. Транспорт способствует сохранению здоровья, предоставляя возможность людям пользоваться оздоровительными районами не только ближних, но и отдаленных районов. Он обеспечивает всем людям территориальную доступность курортов с их целебными источниками, а также специальных медицинских центров в столицах и крупных городах.
К у л ь т у р н о е значение транспорта весьма велико и многообразно. Это общение между людьми и способ удовлетворения их эстетических потребностей. Транспорт осуществляет доставку газет, журналов, книг и т. д. в населенные пункты, а также дает возможность производить международный обмен.
Мощным стимулятором роста культуры является общение широких масс народа с учеными, писателями, художниками, музыкантами, поездки на симпозиумы, конференции, фестивали, выставки и т. п.
О б о р о н н о е значение транспорта – это один из важнейших факторов обороноспособности государства. Это переброска войск и вооружения, снабжение, эвакуация людей и материально-технических ресурсов.
О с н о в н а я з а д а ч а транспорта – полное удовлетворение потребностей промышленности, сельского хозяйства и населения в перевозках, как по объему, так и по качеству.
К а ч е с т в о п е р е в о з о к проявляется:
в обеспечении безопасности движения;
сокращении сроков доставки грузов и пассажиров;
соблюдении регулярности перевозок;
повышении уровня комфорта;
обеспечении полной сохранности перевозимых грузов;
достижении более высокой экономичности перевозок.
1.4 Основные термины и понятия транспортной системы
Система в переводе с греческого языка означает целое, состоящее из частей, определенным образом упорядоченное.
Под системой понимается определенная совокупность взаимосвязанных
элементов, образующих целое, обладающее особенностями, отсутствующими у составляющих ее элементов.
Элементы системы взаимодействуют между собой. Связи зависят от типа систем.
Любая система состоит из ряда подсистем, каждую из которых можно разделить на ряд элементов.
Транспортная система – это комплекс различных видов транспорта, находящихся во взаимодействии при выполнении перевозок. Термин "транспортная система " употребляется применительно к государству, региону или крупному городу. В состав транспортной системы входят следующие в и д ы т р а н с п о р т а: железнодорожный (рельсовый); морской; речной (внутренний водный); автомобильный; воздушный; трубопроводный (включающий нефтепроводы, продуктопроводы для перекачки в основном продуктов нефтепереработки и газопроводы).
Элементами транспортной системы являются также: г о р о д с к о й транспорт, представляющий собой комплекс разных видов транспорта (метрополитен, трамвай, троллейбус, автобус и другие), функционирующих обособленно в различных городах; п р о м ы ш л е н н ы й (производственный) транспорт, к которому относятся все виды транспорта, обслуживающего непосредственно внутренние нужды собственно промышленных, сельскохозяйственных, строительных, торговых и других предприятий и организаций.
"Единая транспортная система " – понятие, подчеркивающее социально-экономическое единство всех видов транспорта.
Транспортная сеть – это совокупность всех путей сообщения, связывающих населенные пункты страны или отдельного региона (железные дороги, автодороги, воздушные и водные пути, трубопроводы). Она характеризует мощность транспорта.
Выделяют транспорт общего и необщего пользования.
Транспорт общего пользования – это транспорт, который в соответствии с действующими законоположениями должен осуществлять перевозки грузов и пассажиров независимо от того, кем они были предъявлены: госпредприятиями или учреждениями, общественной организацией, фирмой или частным лицом. К транспорту общего пользования относятся:
железнодорожный , находящийся в ведении объединения "Белорусская железная дорога";
морской
речной , находящийся в ведении Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь;
автомобильный , находящийся в ведении Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь;
воздушный , находящийся в ведении комитета по воздушному транспорту при Совете Министров Республики Беларусь;
городской общественный (метро, трамвай, троллейбус, автобус, такси), находящийся в ведении горисполкомов.
Транспорт общего пользования составляет основу единой транспортной системы государства.
Транспорт необщего пользования – это ведомственный транспорт, выполняющий перевозки только своего ведомства или предприятия. Ведомственный транспорт еще называют промышленным, а небольшие по протяженности пути, например к складам, – подъездными путями. В качестве транспорта необщего пользования служат железные дороги, морской, речной, автомобильный, воздушный, трубопроводный транспорт, а также конвейерный, канатный и ряд других, находящихся в ведении соответствующих нетранспортных министерств, ведомств, предприятий.
Под магистральным транспортом понимается:
транспорт общего пользования ;
пути сообщения , связывающие крупнейшие города и промышленные центры страны или крупного региона. Небольшие ответвления от основных магистралей, несмотря на то, что они входят в состав сети общего пользования, не считаются звеньями магистрального транспорта и обычно именуются линиями местного значения.
Немагистральным же считается промышленный и городской транспорт.
Универсальный транспорт – это транспорт, способный перевозить практически все грузы, а также пассажиров. Железнодорожный, морской, речной, автомобильный и воздушный транспорт, а также соответствующие виды городского и промышленного транспорта являются универсальными видами транспорта. Современные трубопроводы как магистрального, так и промышленного назначения, а также канатные и конвейерные виды транспорта являются специализированными, хотя отдельные перспективные проекты могут быть приспособлены к транспортированию широкого ассортимента грузов и пассажиров.
Неуниверсальный транспорт – это специализированный или специальный транспорт, предназначенный только для выполнения одного вида перевозок (грузовых или пассажирских) или для перемещения только одного рода груза (сыпучих, жидких).
Дискретный транспорт – это любой транспорт, где предметы перевозки (грузы или пассажиры) перемещаются по линиям единицами или отдельными группами (партиями) с помощью независимо движущихся транспортных единиц (автомобилей, поездов, судов, самолетов и т. п.).
Непрерывный транспорт – это такой транспорт, где предметы перевозки перемещаются в виде непрерывного потока с помощью различного рода гибких линий, шнеков, скребков, эскалаторов, а также трубопроводов. Однако трубопроводы, используемые в качестве направляющих, с движущимися в них отдельными единицами (капсулами, контейнерами, вагонами) относятся к категории дискретного вида транспорта.
"Транспортный процесс " – термин, обозначающий деятельность транспорта, направленную на обеспечение перевозки грузов и пассажиров (этот термин является аналогом понятия "процесс производства ", принятого в промышленности). Как синоним используется также термин "перевозочный процесс ", который отражает комплекс операций, выполняемых при доставке грузов и пассажиров из пунктов отправления в пункты назначения.
Каждый вид транспорта выполняет свою функцию с помощью мощного технического оснащения или комплекса технических средств , участвующих в перевозочном процессе.
С р е д с т в а т р а н с п о р т а делятся на две основные категории:
постоянные средства , включающие собственно путь (дорогу) и стационарные сооружения со всем их оборудованием;
подвижной состав , к которому относятся все активные (самодвижущиеся) и пассивные (прицепные) единицы, непосредственно осуществляющие передвижение грузов и пассажиров (вагоны, баржи, автоприцепы и т. п.). К самодвижущимся единицам относятся локомотивы, речные и морские буксиры, автотягачи, суда, автомобили, самолеты и т. п. Все самоходные единицы, используя энергетическую установку, обладают определенной силой тяги и мощностью для ведения составов из вагонов, барж, автоприцепов с установленной скоростью.
Характеристика транспортной системы Республики Беларусь приведена в таблице 1.1.
Состояние транспортного комплекса Республики Беларусь можно отразить следующими показателями:
общая численность работающих в транспортном секторе экономики составляет 4 % от общей численности работающих в РБ, а доля основных фондов, приходящихся на транспорт, – 11,4 %;
пути сообщения включают: 50,3 тыс. км автомобильных дорог, из которых 33000 км с усовершенствованным покрытием, свыше 5,5 тыс. км железнодорожных путей. Плотность автомобильных дорог на 1000 км 2 составляет 337 км, что выводит РБ по этому показателю на 12 место в Европе, а на железнодорожном транспорте – 60 км на 1000 км 2 территории, функционирует 7 аэропортов;
для обеспечения работы транспорта по обслуживанию пользователей Республики Беларусь функционируют: 380 железнодорожных станционных сооружений, 26 грузовых автомобильных терминалов и 36 грузовых дворов, свыше 400 остановочных обустроенных пунктов для пригородного сообщения;
техническое обслуживание и ремонт подвижного состава выполняются на авторемонтном заводе в г. Гомеле, двух вагоноремонтных заводах (пассажирских) и 6 вагоноремонтных депо для грузовых вагонов, специализированных локомотивных депо, специализированных заводах.
Т а б л и ц а 1.1 – Характеристика транспортной системы Республики Беларусь (1991 г.)
транспорта |
Эксплуатационная длина путей, тыс. км |
Отправлено |
Грузооборот |
Перевезено пассажиров |
Пассажиро-оборот |
||||
млн пассажиро-км | |||||||||
Железнодорожный | |||||||||
Автомобильный | |||||||||
Воздушный | |||||||||
Все виды транспорта | |||||||||
* Местные авиалинии (без перекрывающихся участков). ** Автомобильный транспорт общего и необщего пользования. |
Белорусская железная дорога (рисунок 1.7) в настоящее время является непосредственно подчиненным Правительству Республики Беларусь государственным комплексным объединением, в состав которого входят отделения железной дороги, промышленные, строительные, автотранспортные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, технологические, снабженческие, торговые и другие предприятия, организации, а также учреждения образования, здравоохранения и культуры.
Удельный вес грузооборота Белорусской железной дороги в общем грузообороте всех видов транспорта республики в 1999 году составил 75,9 % (30,5 млрд тонно-км), пассажирооборот – 63,0 % (16,9 млрд пас-км). В структуре перевозок за 1999 год 36 % составляет транзит и 30,7 % перевозки во внутриреспубликанском сообщении, а остальное – ввоз и вывоз.
На Белорусской железной дороге работает более 100 тысяч человек, в том числе по основной деятельности – 78526 человек. По основным хозяйствам этот персонал распределяется следующим образом: локомотивное хозяйство – 15512; хозяйство пути – 12778; пассажирское хозяйство – 10332; вагонное хозяйство – 7828; хозяйство перевозок – 6331; грузовое хозяйство – 5637; хозяйство сигнализации и связи – 4440; хозяйство электроснабжения– 1646 человек.
Эксплуатационная длина Белорусской железной дороги составляет 5523,3 км, а развернутая длина путей: главных – 7334,7; станционных –
3696,4; приемо-отправочных – 1728,1; подъездных, обслуживающих отдельные предприятия и организации, – 1037,7 км. Общая протяженность
электрифицированных линий составляет 875, 6 км, в том числе на переменном токе – 847,0 и на постоянном токе – 28,6 км. При этом уложены рельсы типа Р65 – на 75,5; бесстыковые плети – на 52; железобетонные шпалы – на 73 % эксплуатационной длины главных путей. Автоблокировкой оборудованы 3699,8, полуавтоматической блокировкой – 1917,3, а диспетчерской
Рисунок 1.7 – Схема развития Белорусской железной дороги
централизацией – 3229,7 км эксплуатационной длины главных путей. В электрическую централизацию включено 92,7 % стрелочных переводов.
Протяженность магистральных линий связи 8879,4 км, из них кабельных линий – 6517,4 км и воздушных – 2361,7 км.
Структура управления транспортом в Республике Беларусь
Государственную политику на транспорте в Республике Беларусь осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций, в составе которого имеется: Управление речного флота; Управление морского торгового флота; Отдел пассажирского автомобильного транспорта; Отдел грузовых перевозок и лицензирования на автомобильном транспорте. Вне Министерства транспорта и коммуникаций имеются Государственный комитет по авиации и Белорусская железная дорога, подчиненные непосредственно Совету Министров Республики Беларусь. В областях созданы производственные объединения автомобильного транспорта (Облавтотрансы). Городские виды транспорта находятся в ведении горисполкомов, магистральный железнодорожный транспорт – в ведении Управления Белорусской железной дороги. В составе Белорусской железной дороги – шесть отделений: Барановичское, Брестское, Витебское, Гомельское, Минское и Могилевское. Имеется Белорусское производственное объединение промышленного железнодорожного транспорта (ОПЖТ).
Документы, регламентирующие работу транспорта
Основным документом, определяющим экономические, правовые и организационные основы деятельности транспорта общего пользования, его место и роль в хозяйстве Республики Беларусь, является Закон о транспорте Республики Беларусь . Он регламентирует взаимоотношения транспорта с органами государственной власти и управления, пассажирами, отправителями и получателями грузов. Вторым документом, регламентирующим работу видов транспорта, являются их Уставы (Кодексы), в т. ч. Устав Белорусской железной дороги, который в настоящее время находится на согласовании в Совете Министров республики. Третьим документом являются Правила технической эксплуатации (ПТЭ) и инструкции, конкретизирующие правила. Так, ПТЭ Белорусской железной дороги устанавливают основные положения и порядок работы железной дороги и работников железнодорожного транспорта, основные размеры и нормы содержания важнейших сооружений, устройств, подвижного состава и требования, предъявляемые к ним, систему организации движения поездов и принципы сигнализации. Инструкция по движению и маневровой работе на Белорусской железной дороге, Инструкция по сигнализации на Белорусской железной дороге конкретизируют ПТЭ. Плата за провоз грузов, пассажиров и багажа определяется Тарифными руководствами (на железной дороге их пять).
Техническая работа транспорта регламентируется технологическими процессами работы подразделений транспорта, а такжетехническо-распорядительными актами . Последние устанавливают порядок использования технических средств в конкретном подразделении транспорта с целью обеспечения безопасности движения при приеме, отправлении и проследовании по станции поездов, безопасности внутристанционной маневровой работы и соблюдения техники безопасности. Например,техническо-распорядительный акт (ТРА) железнодорожной станцииустанавливает порядок использования её технических средств, которым регламентируется безопасный и беспрепятственный прием, отправление и проследование поездов на станции, безопасность внутристанционной маневровой работы. ТРА разрабатывается начальником станции в соответствии с ПТЭ и инструкциями по сигнализации и движению поездов.
Технологическим процессом работы станции называется система организации работы станции, предусматривающая обработку поездов и вагонов, нормы времени на отдельные операции с вагонами и на обработку поездов различных категорий, а также порядок использования технического оснащения станций (маневровых локомотивов, станционных путей и т. д.).
На железной дороге имеются план формирования поездов , график движения поездов , технические нормы работы железной дороги. На видах транспорта имеются расписания движения автобусов, поездов, самолетов.
И, наконец, издаются приказы и инструктивные указания Министерства транспорта, начальника Белорусской железной дороги, руководителей других видов транспорта, которые устанавливают нормативные требования по конкретным вопросам работы транспорта, регулируют оперативную обстановку на транспорте.
ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ
(от лат. transporto - переношу, перемещаю, перевожу) в живых организмах, включает доставку необходимых соединений к определённым органам и тканям (с помощью кровеносной системы у животных и проводящей системы у растений), всасывание их клетками и передвижение внутри клеток, а также выведение продуктов обмена веществ. Эти процессы можно разделить по их механизму на транспорт с током жидкости (напр., с кровью, жёлчью, мочой, с током растит, сока, содержащегося в сосудах ксилемы, флоэмы), диффузию в растворах (в клетках и межклеточной жидкости) или газовой фазе (в лёгких, межклетниках листьев растений), транспорт через биол. мембраны. Т. в. через биол. мембраны осуществляется, как правило, спец. транспортными системами, их работа определяет скорость процессов поступления веществ и обмен веществ в клетках, а, следовательно, и во всём организме. Различают пассивный и активный Т. в. через мембраны. В первом случае Т. в. происходит самопроизвольно, при этом молекулы и ионы переносятся в область с более низким электрохимич. потенциалом. Перенос молекул (ионов) в обратном направлении (активный транспорт) возможен только при одновременной затрате энергии, источником к-рой может служить гидролиз АТФ или окислит.-восстановит. реакции в цепях переноса электронов, и осуществляется спец. мол. системами - ионными насосами Следствием такого активного Т. в., наз. первичным, является неравновесное распределение ионов Н+, Са+, Na+, K+ внутри клетки и между клеткой и окружающей средой; оно, в свою очередь, обеспечивает работу систем сопряжённого, или вторичного активного, Т. в. через мембраны. Примером сопряжённого Т. в. служит перенос сахаров и аминокислот в клетки кишечного эпителия. Мембрана, обращенная в просвет кишечника, содержит белковый переносчик, к-рый осуществляет перенос глюкозы (или определённой аминокислоты) только вместе с ионами натрия. Na+ входит в клетку пассивно, но одновременно происходит перенос молекулы, к-рый может быть активным; в сумме свободная энергия в системе уменьшается. Из клеток Na+ удаляется Ма+/К+-АТФазой, включённой в мембрану, обращенную в сторону кровеносной системы кишечника. Сопряжённый Т. в. обеспечивает перенос разнообразных метаболитов через мембраны всех клеток организмов. Пассивный Т. в. через мембраны количественно характеризуется величиной проницаемости, к-рая может резко различаться для разных веществ, но в конечном счёте определяется законами диффузии и электродиффузии. Простая диффузия легко происходит через липидный слой мембран только в случае веществ, хорошо растворимых в липидах, к к-рым относятся мн. лекарства. Ионы (Na+, К+ и Са2+) переносятся через мембраны нервных, мышечных и др. клеток благодаря наличию в них ионных каналов, к-рые открываются и закрываются в зависимости от величины разности элек-трич. потенциалов на мембране или действия химич. медиаторов. Выключение или резкое изменение свойств переносчиков и каналов лежит в основе действия мн. токсич. веществ. Нек-рые вещества (ионофоры) сами способны создавать каналы в липидном слое мембраны. Действие ряда лекарств, препаратов основано на изменении свойств каналов и переносчиков, к-рое позволяет регулировать Т. в. в клетках и целом организме
Транспорт (лат. transporto - перемещаю) представляет собой отрасль производства, которая обеспечивает жизненно необходимую потребность общества в перемещении грузов и пассажиров в пространстве и во времени.
Транспорт определяют как совокупность подвижного состава, специально под него приспособленных путей сообщения и комплекса технических инженерных устройств и сооружений, обеспечивающих их нормальное функционирование.
Подвижной состав - это транспортные средства, в которых размещается груз или находятся пассажиры. На автомобильном транспорте это автомобили, прицепы, полуприцепы; на железнодорожном транспорте - локомотивный парк (паровозы, тепловозы, электровозы), вагоны грузовые и пассажирские; на водных видах транспорта - суда, баржи и буксиры; на воздушном траспорте - самолеты, вертолеты и дирижабли.
Специально приспособленные пути сообщения - это пути, предназначенные и оборудованные для движения подвижного состава конкретного вида транспорта, т.е. автомобильные дороги, железнодорожные пути, водные и воздушные пути.
Комплекс технических инженерных устройств и сооружений - это грузовые и пассажирские станции, терминалы, хабы , пункты погрузки и разгрузки грузов, ремонтные заводы и мастерские, заправочные станции, средства связи и сигнализации, системы управления и т.п. Наиболее сложный комплекс у железнодорожного транспорта, что связано с его конструктивными особенностями и технологией производства процесса транспортировки грузов и пассажиров.
Все отрасли экономики, включая добывающую, перерабатывающую промышленности, сельское хозяйство, связь, энергетику, обслуживаются транспортом. В связи со сложностью организации процесса перемещения грузов и пассажиров в пространстве и во времени транспорт рассматривается как самостоятельная сложная система. Транспорт при всей его самостоятельности является обслуживающей экономику отраслью. На всех этапах развития экономики транспорт обеспечивает развитие и удовлетворение различных отраслей экономики, а в современных условиях особенно остро встает вопрос не просто о перемещении грузов и пассажиров в пространстве, но и о соблюдении сроков доставки, установленных заказчиком перевозок.
Транспорт одновременно выступает и в роли потребителя продукции отдельных отраслей экономики, необходимой для его работы.
Транспорт обязан своевременно доставить требуемую продукцию от производителя к потребителю, не допустить порчи и потери готовой продукции и сырья, сократить время омертвления материальных средств, находящихся в процессе транспортировки. При перевозке пассажиров транспорт обязан обеспечить комфортные условия и своевременность доставки при минимальной стоимости перемещения людей.
Поскольку транспорт отрасль обслуживающая, то его темпы развития должны идти с опережением потребности в перевозке грузов и пассажиров. Резервы транспорта считаются наиболее целесообразными видами резерва, так как при их отсутствии тормозится развитие отраслей экономики. Если не вывезен своевременно в сферу потребления готовый продукт, то невозможно вернуть вложенные в продукт материальные средства.
Роль транспорта не сводится лишь к перемещению грузов и пассажиров, он выступает как катализатор активности экономики, связывая производство и потребление и расширяя их масштаб, т.е. активно воздействует на процесс расширенного воспроизводства. Транспорт объединяет в единое целое все отрасли экономики, доставляя сырье из добывающей промышленности в перерабатывающую, а затем вывозя готовую продукцию к месту ее потребления. Только транспорт может обеспечить циркуляцию товаров путем их перемещения из сферы производства в сферу потребления.
Уровень развития страны определяется уровнем развития и состоянием транспорта. Значение транспорта многосторонне.
Экономическое значение транспорта состоит в том, что он объединяет все отрасли экономики, обеспечивает их развитие, связь и координацию. Транспорт, как сказано ранее, является единственным способом, обеспечивающим циркуляцию товаров.
Интересна роль транспорта в развитии туризма, как экономической отрасли, на которой отдельные страны строят свой государственный бюджет (Греция, Италия, Египет, Тунис и др.). В индустрии туризма задействованы все виды транспорта. Для экскурсионного обслуживания широко применяется автомобильный транспорт. При этом под туризмои понимается длительность транспортного обслуживания людей более суток, а под экскурсией менее суток.
Политическое значение транспорта состоит в возможности маневрировать ресурсами, оперативно разрешать любые нештатные ситуации, что и обеспечивает устойчивость государства. Такая роль особенно важна для организации помощи регионам, терпящим стихийные бедствия.
Культурное значение транспорта - это возможность распространения с его помощью различных ценностей для повышения культуры и образования населения. При этом сам транспорт также становится элементом культуры: во многих странах мира получили развитие музеи различных видов транспорта, выставки достижений транспорта и т. п. Транспорт обеспечивает познавательный туризм.
Социологическое значение транспорта заключается в экономии времени, облегчении труда и повышении его производительности, так как при некачественном транспортном обслуживании трудовых поездок (поездки на место приложения труда) человек снижает работоспособность на 10... 12 %. Транспорт способствует организации досуга населения для восстанавления работоспособности.
Научное значение транспорта состоит в том, что он ставит перед наукой сложные задачи для возможности предоставлять услуги более качественно и с меньшей стоимостью. Отдельные задачи транспорта до сих пор не решены наукой. Например, нет окончательного решения многих экологических проблем, которые создает транспорт, не построена математическая модель такой сложной, стохастичной и неустойчивой системы, как транспортная, так как требует учета очень большого количества факторов. На сегодняшний день есть модели лишь отдельных составляющих общей системы.
Оборонное значение транспорта заключается в возможности быстрой передислокации населения, войск и производства в случае военных действий и при чрезвычайных ситуациях. Примером может служить перемещение заводов по производству военной техники в начале Великой Отечественной войны из европейских регионов СССР в Зауралье и эвакуация населения в восточные регионы страны и среднеазиатские республики. Это дало возможность сохранить жизнь населению и обеспечить победу нашей страны над Германией.
Значение спортивных достижений для развития транспорта. На всех видах транспорта создается специализированный подвижной состав, на котором отрабатываются различные конструктивные особенности, позволяющие, прежде всего, добиваться повышения скоростей. Это гоночные автомобили, катера и др. При усовершенствовании отдельных узлов конструкции на скоростном подвижном составе такие детали затем применяются в серийном производстве транспортных средств.
Специфическое значение транспорта. Отдельные виды транспорта, например, воздушный, способны выполнять специальные работы для некоторых отраслей экономики. Примером могут служить подъем вертолетами строительных тяжеловесных и крупногабаритных конструкций при возведении высотных зданий, внесение удобрений для сельхозугодий; переработка рыбы на судах во время перевозки; расширение фарватера (гол. uaarivater , иагеп - двигаться, плавать и water- вода, т.е. безопасный проход по водному пространству, характеризующийся достаточной глубиной) дноуглубительными судами и др.
Управлением всеми видами транспорта занимается Министерство транспорта Российской Федерации (федеральное министерство). Его функции - выработка государственной политики, нормативноправовое регулирование, стратегическое развитие, организация работы, разработка технической политики и др.
В состав министерства входят департаменты железнодорожного транспорта, гражданской авиации, автомобильного и городского пассажирского транспорта, морского и речного транспорта, дорожного хозяйства, международного сотрудничества, имущественных отношений и территориального планирования, транспортной безопасности и специальных программ, правового обеспечения и законопроектной деятельности, программ развития, экономики и финансов. Заметим, что трубопроводный транспорт подчиняется министерству нефтяной промышленности, в состав которого входит главное управление по транспортировке и поставке нефти.
Управление непосредственно транспортным процессом перевозки грузов или пассажиров на любом виде транспорта имеет свою специфику. Последовательность построения управленческих решений показана на рис. 1.1.
Информация поступает в виде заявки (разовые перевозки) или договора (более длительные перевозки) от заказчика о потребности в транспортном обслуживании. В заявке указывается месторасположение отправителя и получателя груза, объем и структура груза, частота и время поставки, особенности принятия груза и другие пожелания заказчика. Кроме того, на предприятие должна поступать текущая информация от грузовладельцев, гидрометеоцентра, ГИБДД о состоянии дорожно-транспортных сетей.
Цель и задачи - это общая политическая линия в экономике данного предприятия (завоевания определенного сегмента рынка, использование определенных типов подвижного состава, расширенное предложение услуг, наращивание объемов и т.д.).
Планирование зависит от сроков взаимодействия с заказчиком - от оперативно-суточного до годового.
Принятие решений происходит на основе планирования и текущей информации.
Исполнение решений и контроль является самым ответственным элементом системы управления, которая обеспечивается прямой и обратной связью со всеми участниками процесса перевозки, главным из которых является водитель. Контроль на линии осуществляется с помощью информационных систем, а после выполнения перевозки - по показаниям таких приборов, как спидометр и тахограф. Нужно заметить, что информация на тахограмме принимается как вещественное доказательство при разборе сбойных ситуаций в суде.
Автомобильный транспорт имеет крупнейшее значение в общей транспортной системе нашей страны. Он широко применяется во всех отраслях народного хозяйства. Преимущества автомобильного транспорта – более высокие скорости, возможность использования его при перевозках «от двери до двери», без дополнительных перегрузок. На большие расстояния перевозятся скоропортящиеся и срочные грузы. Автомобильный транспорт служит для подвоза к железнодорожным станциям, морским портам и речным пристаням важнейших грузов (зерно, строительные материалы и пр.), для доставки грузов, прибывших на станции, в порты и на пристани, к потребителям. Здесь, по сравнению с другими видами транспортных средств, предъявляются менее жесткие условия к упаковке товара. Большая мобильность, возможность оперативно реагировать на изменения пассажиропотоков ставят автотранспорт «вне конкуренции» при организации местных перевозок пассажиров. автотранспорт отличают сравнительно небольшие капиталовложения в оборудование терминалов (погрузочно-разгрузочных мощностей) и использование автодорог общего пользования. Недостатком является высокая себе стоимость перевозки грузов, что связано с небольшой грузоподъемность автомобилей. В автотранспорте величина переменных издержек (оплата труда водителей, затраты на горючее, шины и ремонт) в расчете на один километр пути велика. Постоянные же расходы (накладные расходы, амортизация автотранспортных средств) наоборот невелики. В следствии этого, автомобильный транспорт в основном используется для перевозки небольших потоков грузов на короткие расстояния.
Автомобильный транспорт в России выполняет свыше 55% объёмов внутренних грузовых перевозок и более 60% пассажиров, с тенденцией увеличения этой доли, являясь, таким образом, главным перевозчиком для основных секторов экономики. Ежедневно автотранспортом перевозится около 17 млн. тонн грузов и более 62 млн. пассажиров. Если сравнивать с аналогичным показателем железнодорожного транспорта, то это почти в 6 раз больше по объемам перевозок грузов и в 17 раз – по перевозкам пассажиров.
Развитие автомобильных грузоперевозок в России сдерживается различными факторами: недостаточно развитой сетью автомобильных дорог и их невысокими эксплуатационными характеристиками. Рост темпов автомобилизации, пассажиропотоков и грузопотоков существенно опережает прирост транспортной инфраструктуры. Сегодня большое количество дорог работает в режиме перегрузки.
В России с ее огромной территорией именно транспорт объединяет в единый комплекс буквально все отрасли экономики. Именно транспорт обеспечивает не только нормальную жизнедеятельность государства, но и его национальную безопасность и целостность. Транспорт в нашей стране способствует решению таких важных политических задач, как ликвидация экономического отставания окраинных районов, противоположности между городом и деревней, расширение связей народов нашей страны, укрепление их дружбы, обмен достижениями во всех отраслях народного хозяйства и областях культуры.
Транспорт имеет огромное значение для экономического и культурного сотрудничества России с другими странами, укрепления и развития экономической системы хозяйствования, в решении социально-экономических проблем
Дальнейшее развитие автомобильного транспорта связано с повышением эффективности использования автотранспортных средств, совершенствованием структуры парка грузовых машин.
36. Роль и значение воздушного транспорта. Структура перевозок
Основная задача воздушного транспорта – пассажирские перевозки и срочные перевозки почты и грузов. Страны СНГ обладают разветвленной сетью воздушных линий. Наибольшее количество пассажиров перевозится на авиалиниях, соединяющих Москву с восточными районами, где нет железных дорог, прежде всего на севере Сибири и Дальнего Востока, в труднодоступных горных районах, с Санкт – Петербургом, курортными районами и со столицами стран Содружества. Большую роль выполняет флот на международных авиалиниях.
На долю воздушного транспорта приходится примерно 40 % объема пассажирских перевозок в междугородном сообщении. Такая значимая роль воздушного транспорта связана с большими размерами территории нашей страны и недостаточной обеспеченностью отдельных регионов другими видами транспорта. Воздушный транспорт в единой транспортной системе занимает особое место, так как он способен осуществлять целый ряд работ, необходимых для отраслей экономики страны, которые не могут выполняться другими видами транспорта.
К специфическим сферам деятельности воздушного транспорта следует отнести: монтаж строительных высотных сооружений, магистральных газо- и нефтепроводов, линий электропередач; инспекцию дорожного движения; сельскохозяйственные работы (полив, внесение удобрений, распыление пестицидов для борьбы с сорняками, предуборочное удаление листьев хлопчатника, аэросев трав, риса и др.); пожаротушение; связь с удаленными и труднодоступными районами; скорая медицинская помощь; обслуживание полярных районов; разведка залежей нефти; ледовая разведка и проводка судов в районах Крайнего Севера и Северного морского пути.