Семья

История учебное пособие для вузов. Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы. Тема i. восточные славяне в древности

Ш.М.Мунчаев, В.М.Устинов

Учебник для вузов

Рекомендован Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений

Издательская группа инфра м - норма

Москва,1997

ББК 63.3(2)

Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. - М 90 М.: Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1997. 592с.

ISBN 5-89123-083-6 ISBN 5-86225-419-6

Авторы учебника - известные отечественные ученые, док­тора исторических наук, профессора ведущих вузов страны - ана­лизируют в своем труде сложные, противоречивые исторические процессы России, руководствуясь научными принципами объектив­ности, историзма, социального подхода. Первый раздел посвящен фео­дальному периоду истории России, образованию и развитию Российского государства. Второй охватывает историю страны в период капиталистического развития. Третий раздел освещает советский и постсоветский периоды. В приложении приведены: генеалогия рос­сийских царей, биографические сведения о деятелях трех россий­ских революций, краткая летопись исторических событий России, документы из истории России, список рекомендуемой литературы.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учеб­ных заведений, а также всех читателей, интересующихся отечест­венной историей.

ISBN 5-89123-083-6 ISBN 5-86225-419-6

© Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов, 1997.

© Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1997

Можно не знать многих наук и быть образованным человеком,

но нельзя быть образованным, не зная истории.

Н.Г. Чернышевский

Введение

История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью че­ловека знать историю своей Родины. В прошлые годы оте­чественная история как наука во многом была политизиро­вана, пронизана односторонними идеологическими догмами. Многие страницы истории страны отражались в литературе односторонне, а порой и искаженно, что накладывало опре­деленный отпечаток на формирование исторического мыш­ления людей, особенно молодежи. Сегодня мы отходим от этих штампов и от всего того, что мешает историкам быть предельно объективными. Иначе говоря, сегодня мы имеем возможность изучать не искаженную, а правдивую историю своей страны. Вместе с тем следует обратить внимание и на то, что сегодня встречается немало случаев, когда ряд ис­следователей бросаются в противоположную крайность в оценках исторических событий, отходя от исторической объ­ективности, не видят в отечественной истории ничего, кро­ме трагедий и ошибок. Такой подход также далек от объек­тивной оценки нашего прошлого и настоящего. Несмотря на крутые перемены в стране, на меняющийся характер обще­ственного развития, на сложные, порой болезненные про­цессы, которые переживает страна, все же очень важно и в этот период не впадать в односторонность в оценках истори­ческих событий, стремиться к объективности в освещении сложных страниц отечественной истории.

В исторической науке накоплен большой опыт создания трудов по истории России. Многочисленные работы, издан­ные в различные годы как в нашей стране, так и за рубежом, отражают разнообразный спектр и концепции исторического развития в нашей стране, ее взаимосвязь с мировым истори­ческим процессом. За последние годы переизданы фунда­ментальные труды по истории России крупных дореволюци­онных отечественных историков, среди которых работы С.М. Соловьева, Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского и др. В числе крупных оригинальных работ по отечественной истории мы располагаем сегодня трудами таких видных историков, как Б.А. Рыбаков, Б.Д. Греков, С.Д. Бахрушин, М.Н. Тихоми­ров, М.П. Покровский, и других наших современников. Этот перечень можно было бы значительно продолжить. Однако не в этом главное. Важным обстоятельством является то, что мы располагаем сегодня большим количеством интересных по содержанию трудов по отечественной истории, которые доступны каждому, кто интересуется историей, стремится к глубокому ее изучению и познанию.

Мы должны учитывать, что изучение отечественной ис­тории должно проходить в контексте мировой истории. Изу­чающие историю должны разбираться в таких понятиях, как исторические цивилизации, их характерные особеннос­ти, место отдельных формаций во всемирно-историческом процессе, пути развития России и ее место в мировом ис­торическом процессе.

Изучая историю России в контексте мировых истори­ческих процессов, мы должны учитывать, что традицион­ное представление о зарубежье сегодня коренным образом изменилось. Историческая реальность такова, что мы столк­нулись и с такими понятиями, как "ближнее зарубежье" и "дальнее зарубежье". В недалеком прошлом этих разграничений не существовало. История распорядилась сегодня таким образом, что с распадом СССР как единого союзного государства входившие в него республики выделились в самостоятельные государства. По отношению к Российской Федерации эти республики стали уже ближним зару­бежьем. В то же время мы должны осознавать, что полити­ка России по отношению к государствам ближнего зару­бежья и к зарубежным государствам (в традиционно при­нятом смысле слова) во многом отличается. Это понятно, ибо республики, составлявшие СССР, связанные долгие годы единством политических, экономических, социальных и других интересов, даже после своего распада не могут не сохранять еще продолжительное время органических связей между собой. Возможно, со временем это положе­ние изменится, но сегодня историческая реальность тако­ва, что не учитывать этого обстоятельства мы не можем. Особенно это касается советского периода российской ис­тории. Россия как доминирующая часть бывшего единого государства, впитав в себя немало полезного из этого со­трудничества, в то же время оказала огромное воздейст­вие на развитие всех республик, ее благотворное влияние продолжает ощущаться и сегодня.

Народ без исторической памяти обречен на деградацию. Он не может отказаться от своего прошлого, потому что тог­да у него не будет будущего. В этой связи важнейшими функ­циями истории России как составной части исторической науки являются такие социальные функции, как познава­тельная, практически-рекомендательная и воспитательная.

Познавательная функция состоит прежде всего в кон­кретном изучении исторического пути России и ее народов, в теоретическом обобщении исторических фактов и собы­тий Российского государства. Вместе с тем познавательная функция состоит и в выявлении главных тенденций разви­тия исторического процесса, нашедшего отражение в ис­торических памятниках и источниках.

Практически-рекомендательная функция состоит в том, что история вообще - и история России в частности, выявляя закономерности развития общества, помогает выра­батывать научно обоснованный курс внешней и внутренней жизни страны, международных отношений, направлять дея­тельность исторических и политических личностей.

Наконец, третья, воспитательная функция играет важ­нейшую роль в формировании научного мировоззрения, в познании законов развития человеческого общества. Она позволяет применять комплексный подход к процессу всес­тороннего воспитания людей, т.е. соединять в воспитании патриотические, интернационалистские, трудовые, идеоло­гические, нравственные моменты. Как историческая наука история России позволяет проследить ход общественно-по­литических и государственно-гуманистических процессов в конкретных, ярких запоминающихся фактах и событиях, показать героизм народа и его отдельных героев, их муже­ство и беззаветную преданность народу.

Мировоззрение - взгляд на мир, общество, законы его развития - должно опираться на объективную реальность. В развитии общества объективной реальностью являются прежде всего исторические факты и события. Именно ис­тория, ее фактографическая сторона являются тем фунда­ментом, на котором зиждется наука об обществе. История России является составной и неотъемлемой частью этого фундамента. Одним из мировоззренческих аспектов изуче­ния истории России является формирование историзма мышления. Историзм мышления помогает видеть общество в историческом развитии, оценивать явления общественно-политической и социально-экономической жизни по отно­шению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.

В каждой науке предмет изучения составляет система определенных объективных закономерностей. История Рос­сии как наука не исключение. Ее предметом изучения яв­ляются закономерности социально-экономического и поли­тического развития России и ее народов, конкретные фор­мы которых проявляются в исторических событиях и фак­тах. История России освещает весь исторический путь Рос­сии на конкретном фактографическом материале; обобщает многосторонний опыт исторического развития Российского государства, его преобразовательную деятельность, орга­низационно-государственное строительство в различных исторических условиях. Развитие России и ее народов под­чиняется закономерностям двух видов. Одни из них дейст­вуют на протяжении всего времени существования России и ее народов, другие - лишь на определенном историчес­ком отрезке и проявляются только в известных условиях. С изменением исторической обстановки некоторые закономер­ности могут утратить свое действие и, наоборот, может про­явиться действие других.

Объективное познание истории России обеспечивается научной методологией*. В современной литературе приво­дятся различные определения методологии вообще и мето­дологии исторической науки в частности. Согласно одному из них методология - это система существенных аспектов мировоззрения и теории (или ряда теорий), определяющих исследовательские принципы науки**. В определении марк­систско-ленинской методологии подразумевается, что она базируется на материалистической диалектике и включает вытекающие из этого принципы и методы исследования***. Современная методология изучения общественного позна­ния основывается на диалектико-материалистическом ме­тоде, который получил наибольшее признание в научных трудах у нас в России и за рубежом****. С учетом сказанного выше считаем возможным сформулировать такую краткую дефиницию: методология истории России - это система принципов и методов исторического исследования, осно­вывающаяся на диалектико-материалистической теории исторического познания.

* Методология - от древнегреческих methodos(путь исследования, подход к познанию) и logos(учение).

** См.: Петряев К.Я. Вопросы методологии исторической науки. Киев, 1971.

*** См.: Спирин Л.М. Теория, методология и методика исследований по истории КПСС. М., 1982.

**** См.: Политическая история России и СССР (Вторая половина XIX-XX века): Курс лекций; Под общ. ред. доктора исторических наук, профес­сора Б.В. Леванова. М., 1991. С. 10.

Что же мы понимаем под принципами и методами ис­торической науки, исторического исследования?

Представляется, что принципы - это главные, основопо­лагающие положения науки. Они исходят из изучения объек­тивных законов истории, являются результатом этого изучения и в этом смысле отвечают закономерностям. Однако между закономерностями и принципами есть существенное различие: закономерности действуют объективно, а принципы - кате­гория логическая, они существуют не в природе, а в сознании людей. Метод же - это способ изучения исторических зако­номерностей через их конкретные проявления - историчес­кие факты, способ извлечения из фактов новых знаний.

В современной исторической науке применяются следую­щие основные принципы научного исторического исследова­ния: объективности, историзма, социального подхода. Прин­цип объективности предполагает рассматривать историю России с точки зрения объективных закономерностей, опре­деляющих процессы ее общественно-политического развития; опираться на факты в их содержании, не искажая и не подго­няя их под заранее созданные схемы; изучать каждое явле­ние в совокупности его положительных и отрицательных сто­рон, независимо от отношения к ним. Принцип историзма требует, чтобы каждое положение рассматривалось лишь ис­торически, в связи с другими положениями, с конкретным опытом истории. Это означает, что любое историческое явле­ние должно изучаться с точки зрения того, где, когда, вслед­ствие каких причин (экономических, политических, идеологи­ческих) это явление возникло, каким оно было вначале, как оно оценивалось тогда, как затем развивалось в связи с изме­нением общей обстановки и внутреннего содержания, как ме­нялась его роль, какой путь прошло, какие оценки ему дава­лись на том или ином этапе развития в государственных до­кументах и в общественном мнении. Наконец, принцип соци­ального подхода отражает современное понимание принципа партийности в изучении истории России. Принципу партийности следуют все историки - и пролетарские, и буржуазные. Но первые говорят об этом открыто, а вторые чаще всего скрывают свое истинное отношение показным "объ­ективизмом". В соответствии с данным принципом в развитии исторического процесса рассматриваются различные прояв­ления социальных и классовых интересов в экономике и по­литике, в противоречиях социальной психологии и традиций, в межклассовых и внеклассовых противоречиях.

Помимо вышеуказанных принципов в историческом по­знании применяются и конкретные методы исторического исследования. Общими методами для всех гуманитарных наук являются исторический и логический методы. Исторический метод предусматривает воспроизведение явлений в их хро­нологическом развитии, со всеми присущими им неповтори­мыми чертами, деталями и особенностями, через которые проявляются общие закономерности. При логическом методе исследуемые и изучаемые явления рассматриваются на выс­шей стадии их развития, когда они приобретают наиболее зрелую форму, и это способствует лучшему пониманию пре­дыдущих стадий исторического развития. Оба эти метода до­полняют друг друга, поскольку исторический метод имеет свои познавательные пределы, исчерпав которые можно сделать выводы и обобщения с помощью логического метода.

При изучении и исследовании истории России исполь­зуют следующие методы:

1) хронологический, суть которого состоит в том, что явления излагаются строго во временном (хронологическом) порядке;

2) хронологическо-проблемный, предусматривающий изучение и исследование истории России по периодам (те­мам) или эпохам, а внутри их - по проблемам;

3) проблемно-хронологический, изучающий и исследую­щий какую-либо одну сторону жизни и деятельности госу­дарства в ее последовательном развитии;

4) значительно реже применяемый синхронический метод, позволяющий установить связи и взаимосвязи меж­ду явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время в разных местах России или ее регионах.

Среди других методов, применяемых при изучении и исследовании истории России, следует также отметить ме­тоды: периодизации, сравнительно-исторический, ретроспе­ктивный, системно-структурный, статистический, социоло­гических исследований. Последний из указанных методов, который историческая наука заимствует у социологии, ис­пользуется главным образом для изучения и исследования проблем современности.

Важнейшими источниками истории России являются летописи. Самые ранние летописи историков-летописцев появились еще в XI-XII вв. Наиболее значимая из них "По­весть временных лет", написанная в XII в. Летописи как исторические произведения состояли из записей по годам по XVII в. включительно и представляли собой источники сложного состава - своды летописные. Летописи были об­щерусскими (Николаевская летопись и др.) и местными (Нов­городские летописи и др.). Среди других наиболее важных источников средневековой России необходимо отметить та­кие, как Судебник 1497 г., Соборное Уложение 1649 г., жа­лованные грамоты дворянству, купчие грамоты. Одним из ценных источников истории древней и средневековой Рос­сии являются новгородские грамоты на бересте, найденные при производстве археологических раскопок в Новгороде. Великолепным источником по истории Древней Руси явля­ется памятник древнерусской литературы конца XII в. "Сло­во о полку Игореве", написанное неизвестным автором.

Что же касается истории России с XVIII в. по настоя­щее время, то здесь имеется огромное количество различ­ных источников. Среди них: документы и материалы пра­вительственных органов, политических партий и общест­венно-политических движений, отложившихся в процессе их деятельности и ныне хранящихся в центральных и мест­ных государственных архивах страны; произведения и ме­муары выдающихся деятелей России (политических, госу­дарственных, науки, творчества, искусства); периодическая печать (газеты, журналы и т.д.); документы и материалы музеев; кино фото фонодокументы. Значительная группа до­кументальных источников, отражающих внешнеполитичес­кую деятельность России, хранится за рубежом. Здесь же есть источники по истории эмиграции России во все време­на российской истории.

Настоящий учебник не претендует на подробное изло­жение истории России. Его задача более скромная. Извест­но, что история России охватывает период от расселения славян на землях Восточно - Европейской равнины и до на­ших дней. Ее главными вехами, различающимися между собой уровнем социально-экономического, политического и культурного развития, являются: образование древнерус­ского государства, расцвет Киевской Руси, возникновение нескольких самостоятельных феодальных княжеств, объ­единение их в единое государство, создание Российской империи и образование после Октябрьской революции 1917 г. Советского государства. И, наконец, распад СССР и созда­ние СНГ (Содружество Независимых Государств) и место России в этом историческом процессе.

Не все страницы истории Отечества одинаково по объему отражены в книге, более того, ряд сюжетов мы вынуждены давать весьма кратко. История России показывает, сколь сложен и противоречив был всемирно-исторический про­цесс. Авторы стремятся рассматривать историю России как его составную часть, показывают исторические связи наро­дов России с народами других стран. Учитывается и разнохарактерность оценок отдельных событий истории России, отраженных в литературе.

Учебник подготовлен на основе опубликованных и неопуб­ликованных источников. Среди них: документальные сборни­ки, периодическая печать, кинофотофонодокументы, мемуары, произведения выдающихся деятелей России, документы и материалы центральных и местных государственных архивов и музеев Российской Федерации. Использованы отдельные документы и материалы архивов, библиотек и частных кол­лекций государств СНГ, Болгарии, Венгрии, Германии, Мон­голии, Польши, Словакии, США, Чехии, Югославии. Учтены, использованы и заимствованы материалы исследователей, опубликованные в различных книгах, брошюрах, журналах, сборниках статей и сообщений. Среди них следует выделить научные труды и методические публикации ученых Россий­ской экономической академии им. Г.В. Плеханова, в частности, "История России" и "Отечественная история".

Учебник написан на основе хронологическо-проблемного метода, предусматривающего изучение истории России по периодам (темам), а внутри них - по проблемам. Книга состо­ит из трех разделов, которые разделены на соответствующие главы и параграфы. Первый раздел посвящен феодальному периоду истории России, образованию и развитию Российско­го государства. Второй раздел охватывает историю России в период капиталистического развития. Третий раздел освеща­ет советский период истории России. В приложении приведе­ны: Генеалогия российских царей, Биографические сведения о деятелях трех российских революций, Краткая летопись ис­торических событий России, Документы из истории России, Библиография рекомендуемой литературы.

Если, ознакомившись с данным учебником, кто-то подума­ет, что он полностью изучил историю России, то он ошибется. Разумеется, полученные знания и дальнейшая практика само­стоятельной историко-познавательной деятельности расширя­ют общий исторический кругозор, повышают интеллектуальное развитие и формируют умения и навыки, необходимые для оценки современной исторической (научной, политической, ху­дожественной) литературы, позволяют сделать научно обосно­ванные выводы из исторического опыта российского общества. Вместе с тем изучение и поиск нового в истории России явля­ются постоянным процессом познания истории. Он связан с решительной и смелой постановкой новых вопросов. Новое в истории ищут многие, а находят далеко не все. Но и те, которые находят, нередко пасуют перед трудностями "революционного" и "консервативного" характера в исторической науке.

История России IX-XX вв.

Экзаменационные вопросы по Отечественной истории

1. Восточные славяне в древности. Происхождение и расселение славян. Общественный

строй, хозяйство, верования накануне образования государства.

2. Образование и становление единого Древнерусского государства (IХ-Хвв.). Норманнская теория. Норманисты и антинорманисты.

3. Древнерусское государство и общество в ХI-начале ХIIвв.

4. Политическая раздробленность Руси. Причины, особенности и последствия. Развитие русских земель и княжеств в условиях раздробленности.

5. Борьба Руси против татаро-монгольского нашествия и агрессии с Запада. Русь и Орда. Внешнеполитическая стратегия Александра Невского.

6. Объединение русских земель вокруг Москвы. Борьба против Ордынского ига (XIV- первая половина ХУв.).

7. Завершающий этап объединения русских земель и формирования единого Российского государства (сер. ХУв.- первая треть XVI в.).

8. Государственный строй России в конце XV в.- начале ХУI в.

9. Начало правления Ивана IV. «Избранная рада». Реформы середины ХУIв.

10. Опричнина и ее последствия. Деятельность Ивана Грозного в оценках историков.

11. Внешняя политика России в правление Ивана IV.

12. Россия в эпоху Смутного времени. Причины, этапы, ход событий, последствия Смуты.

13. Внутренняя политика первых Романовых. Сословно-представительная монархия и ее перерастание в абсолютизм.

14. Социально-экономическое развитие России в XVII в. Соборное Уложение 1649 г. Оформление крепостного права и сословного строя.

15. Церковная реформа середины XVII в. Раскол церкви. Конфликт светской и духовной власти 50-х-60-х гг. XVII в.

16. Социальные движения в ХУII в.

17. Внешняя политика России в XVII в. Не итоги.

18. Россия и последней четверти ХУII в. Предпосылки преобразований. Начало государственной деятельности Петра 1.

19. Социально-экономические преобразования Петра I.

20. Реформы государственного управления Петра I.

21. Внешняя политика России в первой четверти ХУIIIв. Ее итоги.

22. Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762гг.).

23. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

24. Внутренняя политика Екатерины 11 после крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева.

25. Социально-экономическое развитие. России во второй половине XVIII в.

26. Внешняя политика России во второй половине ХУIIIв. Ее итоги.

27. Внутренняя политика Александра I. Попытки реформ начала ХIХв.

28. Движение декабристов.

29. Внешняя политика России в первой четверти ХIХв.

30. Внутренняя политика Николая I. Общественное движение 20-х-50-х гг. ХIХв.

31. Внешняя политика России в правление Николая 1. Крымская война и ее итоги.

32. Отмена крепостного права. Содержание крестьянской и земельной реформ. Историческое значение.

33. Реформы 60-х- 70-х гг. XIX в. Содержание, историческое значение

34. Общественно- политические движения пореформенной России. Начало формирования политических партий.

35. Правительственный курс 80-90-х гг. ХIХв. Политика консервативной стабилизации.

36. Внешняя политика России во 2-й половине XIX в.

Вопрос №1. Восточные славяне в древности. Происхождение и расселение славян. Общественный строй, хозяйство, верования накануне образования государства.

Славяне - крупнейшая в Европе группа родственных наро­дов, объединенных Близостью языков и общностью проис­хождения. Их численность - почти 300 млн человек. Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древней индоевропейской семье народов, которые в IV- III тысячелетии до н. э. расселились на громадной террито­рии Европейского материка - от Европы до Индии. Бли­жайшими родственниками славян по языку были балты - предки литовцев, латышей и пруссов. Соседями на юге и за­паде - германцы, которых славяне называли общим именем «немцы». Восточными соседями - западно-иранские племе­на - скифы и сарматы. К этой же семье относились индий­цы, иранцы, древние хетты, армяне, греки и римляне, кельты и др. народы. Древние славяне населяли Центральную и Восточную Европу между реками Вислой и Днепром, предгорья Карпат и продвигались к Дунаю, на Балканы. Во второй половине I тысячелетия они заняли территорию от Эльбы и Одера на западе, Верхнем Приднепровье и до Среднего Поднепровья на востоке. Пока славяне жили вместе между Вислой и Днепром, они говорили на одном, понятном для всех языке - праславянском. Однако по мере расселения древние славяне всё более отдалялись друг от друга по языку и культуре. Позднее славянский массив разделился на три ветви, на основе которых сложились современные нации:

· западные славяне – поляки, чехи, словаки;

· южные славяне – болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы;

· восточные славяне – это русские, украинцы, белорусы.

В середине I тысячелетия племена восточных славян занима­ли огромную территорию от Онежского и Ладожского озер на севере до северного Причерноморья на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке. В VIII-IX вв. у восточных славян сложилось около 15 наибо­лее крупных союзов племен. Картина их расселения выглядела следующим обра­зом:

> поляне - по среднему течению Днепра;

> древляне - на северо-западе, в бассейне реки Припять и в Среднем Поднепровье;

> славяне (славяне ильменские) - по берегам реки Волхов и озера Ильмень;

> дреговичи - между реками Припять и Березина;

> вятичи - в верховьях Оки, по берегам Клязьмы и Москвы-реки;

> кривичи - в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги;

> полочане - по Западной Двине и ее притоку реке Полота;

> северяне - в бассейнах Десны, Сейма, Сулы и Северного Донца;

> радимичи - на Соже и Десне;

> волыняне, бужане и дулебы - на Волыни, по берегам Буга;

> уличи, тиверцы - на самом юге, в междуречьях Буга и Дне­стра, Днестра и Прута;

> белые хорваты - в предгорьях Карпат.

Рядом с восточными славянами жили угро-финские племе­на: весь, карела, чудь, мурома, мордва, мерь, черемисы. Их отношения со славянами строились в основном мирно. Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие. Славяне, жившие в лесостепной и степной зо­нах, занимались пашенным земледелием с двупольным и трех­польным севооборотом.

Основными орудиями труда были соха с железным наконечником, серп, мотыга, но применялся уже и плуг с лемехом. У славян лесной зоны было подсеч­ное земледелие, при котором леса вырубались и сжигались, зола, смешанная с верхним слоем почвы, служила хорошим удобрением. В течение 4-5 лет снимался хороший урожай, потом этот участок забрасывался. Выращивали ячмень, рожь, пшеницу, просо, овес, горох, гречиху. Важными сельскохозяй­ственными техническими культурами были лен и конопля. Хозяйственная деятельность славян не ограничивалась зем­леделием: они занимались и скотоводством, разводили круп­ный рогатый скот и свиней, а также лошадей, овец и домаш­нюю птицу. Были развиты охота и рыболовство. Ценными мехами платили дань, они являлись эквивалентом денег. За­нимались славяне и бортничеством - сбором меда диких пчел. Из меда приготовляли хмельные напитки. Важной отраслью хозяйства было производство железа. Его добывали из железной руды, залежи которой часто обнару­живали в болотах. Из железа изготовляли железные нако­нечники для сохи и плуга, топоры, мотыги, серпы, косы. Гончарство также было традиционной отраслью хозяйства древних славян. Главной формой посуды у славян на протя­жении всего Средневековья были горшки. Их использовали для приготовления пищи, хранения продуктов и в качестве ритуальной утвари: в дохристианские времена умерших сжи­гали, а прах помещали в горшок. На месте сожжения насы­пались курганы. Низкий уровень развития сельскохозяйственной техники обусловливал и характер организации хозяйственной жиз­ни. Основной единицей хозяйственной жизни была родо­вая община, члены которой сообща владели орудиями тру­да, сообща обрабатывали землю и совместно потребляли полученный продукт. Однако по мере совершенствования способов обработки железа, изготовления сельскохозяй­ственных орудий происходит постепенное вытеснение подсечно-огневого земледелия пашенной системой. Следстви­ем этого явилось то, что основной хозяйственной единицей стала семья. На смену родовой общине пришла соседская сельская община, в которой семьи селились не по принципу родства, а по принципу соседства. В соседской общине со­хранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы. Но пашня делилась на наделы, которые каждая семья обрабатывала своими орудиями труда и сама распоряжалась полученным урожаем. Дальнейшее совершенствование орудий труда и технологии выращива­ния различных культур обусловило возможность получения прибавочного продукта и его накопления. Это привело к иму­щественному расслоению внутри сельскохозяйственной об­щины, зарождению частной собственности на орудия труда и земельные угодья. Главными божествами славян являлись: Сварог (бог неба) и его сын Сварожич (бог огня). Род (бог плодородия), Стрибог (бог ветра), Даждьбог (божество солнца), Велес (бог скота), Перун (бог грозы). В честь этих богов ставились идолы, которым приносились жертвы. По мере усложнения соци­альной организации восточнославянского общества происходили изменения в языческом пантеоне: главным бо­жеством военно-служилой знати стал Перун, превра­тившийся в бога войны. Вместо деревянных идолов появились каменные изваяния божеств, сооружались язы­ческие святилища. Разложение родовых отношений со­провождалось усложнением культовых обрядов. Так, по­хороны князей и знати превращались в торжественный ритуал, во время которого над умершими насыпали огромные холмы - курганы, сжигали вместе с покойни­ком одну из его жен или рабыню, справляли тризну, т. е. поминки, сопровождавшиеся военными состязаниями.

Вопрос №2. Образование и становление единого Древнерусского государства. Норманская теория. Норманисты и антинорманисты.

Московский государственный университет им. М.И.Ломоносова,

Исторический факультет.

Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы

2-издание, дополненное.

Редакционная коллегия:

Орлов А.С., Полунов А.Ю., Шестова Т.Л., Щетинов Ю.А.

Настоящее пособие предназначено для абитуриентов и старшеклассников.

Книга составлена преподавателями исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова с учетом требований, предъявляемых на вступительных экзаменах в вузы по истории России.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее пособие написано специалистами по различным периодам отечественной истории - преподавателями и аспирантами исторического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.

Пособие составлено в соответствии с современными требованиями к вступительному экзамену по истории Отечества. В книгу включены основные факты, знание которых необходимо для абитуриента. Оценка событий приводится на основе идей, разделяемых большинством ученых. В пособии учтены изменения, произошедшие в последние годы в подходе к российской истории. В то же время авторы стремились держаться максимально сбалансированных точек зрения на важнейшие события и процессы.

Пособие снабжено вспомогательными материалами, облегчающими работу абитуриента. Это хронологические и династические таблицы, списки руководителей Советского государства, схемы устройства государственных органов России и другие. В тексте выделены основные понятия и даты.

Помимо помощи абитуриенту настоящая книга может послужить ключом к более глубокому изучению истории.

В пособии кратко характеризуются наиболее важные исторические источники, знакомство с которыми позволяет, проникнуть в творческую лабораторию историка, узнать, на основании каких данных реконструируются различные эпизоды, насколько обоснованно ученые могут судить об исторических событиях и процессах.

В ряде случаев приводятся замечания историографического плана, излагаются различные мнения, существующие в науке по наиболее спорным вопросам отечественного прошлого.

Желаем вам успеха.

Авторский коллектив: Зуйков В.В. (темы I, II, V), Арапов Д.Ю. (темы III, IV), Орлов А.С. (тема VI), Моряков В.И. (темы VII-X), Левандовский А.А. (темы XI, XIX, XX), Сидоркина М.А. (тема XII), Полунов А.Ю. (темы XIII-XVIII), Щетинов Ю.А. (темы XXI-XXIII), Терещенко Ю.Я. (темы XXIV-XXXI).

Обзоры источников по истории России до 1917 г. составлены Шестовой Т.Л., с 1917 г. - Дебихиным КН.

Издатели выражают глубокую признательность за помощь в работе над этой книгой Ивану Дмитриевичу Ковальченко.

ДРЕВНЯЯ РУСЬ

ИСТОЧНИКИ

Число письменных источников, содержащих сведения о древнейшем периоде истории славян, невелико. В основном это древнегреческие, латинские, древнееврейские, византийские, арабские сочинения.

Самым ранним источником является составленное отцом истории Геродотом (V в. до н.э.) описание Скифии и населяющих ее племен, среди которых, как считает ряд исследователей, были и предки славян. Отдельные сведения о географии и истории Восточной Европы приводятся в сочинениях Страбона (I в. до н.э. - I в.), Плиния Старшего (I в.) и других античных авторов.

Ценные сведения об общественном строе, нравах, обычаях, военном искусстве славян содержатся в трудах крупнейшего византийского историка Прокопия Кесарийского (VI в.).

Наиболее важными источниками русского происхождения являются летописи. Летописание велось при княжеских дворах, в монастырях, при епископских кафедрах. Политическая ориентация, характер и интересы летописца накладывали значительный отпечаток на отбор и интерпретацию фактов. Однако погодная форма записей позволила заключить в летописях богатейшую событийную информацию.

Самой известной древнерусской летописью является "Повесть временных лет", составленная, как полагают, монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в XII в.

При создании "Повести" было использовано большое количество самого разнообразного материала: древние песни, предания, библейские рассказы, византийские хроники, воспоминания очевидцев тех или иных событий, древнейшие договоры киевских князей с Византией.

Важнейшим источником по истории древнерусского права является "Русская правда", составленная при Ярославе Мудром и его сыновьях в XI в.

Ценные сведения содержатся в литературных произведениях (житиях святых, поучениях, сказаниях, рассказах о путешествиях). Интересным памятником этических представлений конца XI - начала XII в. является "Поучение Владимира Мономаха".

Огромную роль в изучении древнейшего периода нашей истории играют данные археологии, этнографии, лингвистики. Важным источником эпохи Древней Руси является былинный эпос. Представить себе повседневную жизнь людей, их быт позволяют надписи на вещах, на стенах храмов (граффити) .

Особенно ценным источником являются берестяные грамоты. Основная масса их обнаружена археологами в Новгороде. Берестяные грамоты найдены также в Смоленске, Старой Руси и других городах. Среди грамот встречаются и тайные письма, и хозяйственная документация, и завещания, и даже упражнения в письме юных горожан.

Только тщательный комплексный анализ данных различных дисциплин позволяет ученым наиболее полно реконструировать далекое прошлое.

Тема I. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ

I. Происхождение восточных славян

Праславяне

Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной

Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии. Археологи считают, что славянские племена можно проследить по данным раскопок с середины второго тысячелетия до н.э. Предков славян (в научной литературе их называют праславяне) предположительно находят среди племен, населявших бассейн Одры, Вислы и Днепра; в бассейне Дуная и на Балканах славянские племена появились лишь в начале н.э.

Возможно, что о предках славян говорит Геродот, когда описывает земледельческие племена среднего Поднепровья.

Он называет их "сколотами" или "борисфенитами" (Борис-фен - название Днепра у античных авторов), отмечая, что греки ошибочно причисляют их к скифам, хотя скифы совершенно не знали земледелия.

Античные авторы I-VI в.в. н.э. называют славян венедами, антами, склавинами и говорят о них как о "бесчисленных племенах". Предполагаемая максимальная территория расселения предков славян на западе доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке - до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная на восток в направлении Харькова. На этой территории обитало несколько сот славянских племен.

Расселение восточных славян

В VI в. из единой славянской общности выделяется восточно-славянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян. Летопись сохранила предание о княжении в Среднем Поднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева. Летописец отмечал, что такие же княжения были и в других племенных союзах, называя более десятка племенных объединений восточных славян. Такой племенной союз включал в себя 100-200 отдельных племен. Около Киева на правом берегу Днепра жили поляне, по верхнему течению Днепра и по Западной Двине - кривичи, по берегам Припяти - древляне, По Днестру, Пруту, нижнему течению Днепра и по северному побережью Черного моря - уличи и тиверцы, по Оке - вятичи, в западных областях современной Украины - волыняне, к северу от Припяти до Западной Двины - дреговичи, по левому берегу Днепра и по Десне - северяне, по реке Сож, притоку Днепра, - радимичи, вокруг озера Ильмень - ильменские славяне (словене).

Летописец отмечал неравномерность развития отдельных восточно-славянских объединений. Наиболее развитыми и культурными он показывает полян. К северу от них проходила своеобразная граница, за которой племена жили "зверинским образом". По данным летописца, земля полян также носила название "Русь". Одно из объяснений происхождения

термина "Русь", выдвигаемых историками, связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.

Данные летописца о размещении славянских племенных союзов подтверждаются археологическими материалами. В частности, данные о различных формах женских украшений (височные кольца), полученные в результате археологических раскопок, совпадают с указаниями летописи о размещении славянских племенных союзов. Соседями восточных славян на западе были прибалтийские народы, западные славяне (поляки, чехи), на юге - печенеги и хазары, на востоке - волжские булгары и многочисленные угро-финские племена (мордва, марийцы, мурома).

2. Хозяйство

Занятия

Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археославян

логическими раскопками, при которых были обнаружены семена злаков (рожь, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, морковь, свекла, редька). Выращивались также и технические культуры (лен, конопля) . Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные, что объяснялось различиями в природно-климатических условиях, плодородии почвы. Южные славянские племена имели более древние земледельческие традиции, а также имели давние связи с рабовладельческими государствами Северного Причерноморья.

У славянских племен существовали две основные системы земледелия. На севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. Следует сказать, что граница тайги в начале I тыс. н.э. была гораздо южнее современной. Остатком древней тайги является знаменитая Беловежская Пуща. В первый год при подсечно-огневой системе на освояемом участке деревья подрубали, и они высыхали. На следующий год срубленные деревья и пни сжигали, и в золу сеяли зерно. Удобренный золой участок два-три года давал довольно высокий урожай, потом земля истощалась, и приходилось осваивать новый участок. Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга, заступ и борона-суковатка. Убирали урожай при помощи серпов и размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. При наличии большого количества плодородных земель участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения почвы переходили ("перекладывались") на новые участки. В качестве основных орудий использовали рало, а впоследствии деревянный плуг с железным лемехом. Плужное земледелие было более эффективным и давало более высокие и стабильные урожаи.

Академик Б.А.Рыбаков отмечает, что уже со II в. н.э. обнаруживается резкий подъем всей хозяйственной и социальной жизни той части славянского мира, которая в дальнейшем станет ядром Киевской Руси - Среднего Поднепровья. Рост количества кладов римских монет и серебра, найденных на землях восточных славян, свидетельствует о развитии у них торговли. Предметом экспорта было зерно. О славянском экспорте хлеба во II - IV вв. говорит заимствование славянскими племенами римской хлебной меры - квадрантала, получившего название четверик (26,2 л.), просуществовавшего в русской системе мер и весов до 1924 г. О масштабах производства зерна у славян свидетельствуют найденные археологами следы ям-хранилищ, вмещавших до 5 т зерна.

С земледелием тесно было связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, в лесной полосе - лошадей.

Важное место в хозяйстве восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел). Мед, воск, меха были основными предметами внешней торговли.

Город

Приблизительно в VII - VIII вв. ремесло окончательно отделяется от земледелия. Выделяются специалисты-кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных дел, позднее гончары. Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах - градах или на городищах - погостах, которые из военных укреплений постепенно превращаются в центры ремесла и торговли - города. Одновременно города становятся оборонительными центрами и резиденциями носителей власти.

Города, как правило, возникали при слиянии двух рек, так как такое расположение обеспечивало более надежную защиту. Центральная часть города, окруженная валом и крепостной стеной, называлась кремлем или детинцем. Как правило, со всех сторон кремль был окружен водой, так как реки, при слиянии которых строился город, соединялись рвом, наполненным водой. К кремлю примыкали слободы - поселения ремесленников. Эта часть города называлась посадом.

Древнейшие города возникали чаще всего на важнейших торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь из "варяг в греки". Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками и далее через систему волоков суда достигали бассейна Днепра. По Днепру они доходили до Черного моря и далее до Византии. Окончательно этот путь сложился к IX в. Другим торговым путем, одним из древнейших на территории Восточной Европы, был Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока.

3. Социальный строй

Соседская община

Тогдашний уровень развития производительных сил требовал значительных затрат труда для ведения хозяйства. Трудоемкие работы, которые нужно было выполнять в ограниченные и строго определенные сроки, мог выполнить только коллектив. С этим связана большая роль общины в жизни славянских племен.

Обработка земли стала возможна силами одной семьи. Хозяйственная самостоятельность отдельных семей делала излишним существование прочных родовых коллективов. Выходцы из родовой общины уже не были обречены на гибель, т.к. могли осваивать новые земли и стать членами территориальной общины. Родовая община разрушалась также в ходе освоения новых земель (колонизация) и включения в состав общины рабов.

Каждая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот,

инвентарь были личной собственностью каждого общинника. Общую собственность составляли пашня, луга, леса, промысловые угодья, водоемы. Пахотная земля и покосы могли периодически делиться между общинниками.

Военные походы

Распаду первобытнообщинных отношений способствовали военные походы славян и, прежде всего, походы на Византию. Участники этих походов получали большую часть военной добычи. Особенно значительной была доля военных предводителей - князей и родоплеменной знати - лучших мужей. Постепенно вокруг князя складывается особая организация профессиональных воинов - дружина, члены которой и по экономическому, и по социальному положению отличались от своих соплеменников. Дружина делилась на старшую, из которой выходили княжеские управители, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство.

Важнейшие вопросы в жизни общины решались на народных собраниях - вечевых сходах. Помимо профессиональной дружины существовало также и общеплеменное ополчение (полк, тысяча).

4. Культура восточных славян

О культуре славянских племен известно мало. Это объясняется крайне скупыми данными источников. Меняясь с течением времени, народные сказки, песни, загадки сохранили значительный пласт древних верований. Устное народное творчество отражает разнообразные представления восточных славян о природе и жизни людей.

До наших дней дошло очень немного образцов искусства древних славян. В бассейне реки Рось был найден интересный клад из вещей VI-VII вв., среди которых выделяются серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами и серебряные изображения мужчин в типичной славянской одежде с узорчатой вышивкой на рубахе. Для славянских серебряных изделий из южнорусских областей характерны сложные композиции из человеческих фигур, зверей, птиц и змей. Многие сюжеты в современном народном искусстве имеют очень древнее происхождение и мало изменились с течением времени.

Язычество

Восточные славяне были язычниками. Они обожествляли различные силы природы. На ранней ступени своего развития они верили в добрых и злых духов. Впоследствии сложился довольно развитый пантеон славянских богов, включавший как местных, так и общеславянских богов. Главными божествами восточных славян являлись: божество Вселенной - Род, божество солнца Даждь-бог (у некоторых славянских племен он назывался Ярило, Хорос), бог скота и богатства - Велес, бог огня - Сварог, бог грозы и войны - Перун, богиня земли и плодородия - Мокошь.

Славяне изготавливали деревянные и каменные изваяния своих богов. Местами поклонения служили священные рощи, источники. Кроме того, у каждого племени существовали общие святилища, куда сходились все члены племени на особо торжественные праздники и для решения важных дел.

С возрастанием роли князя и военной дружины в жизни племени Перун - бог грозы и войны - становится главным богом славянского пантеона. Именем Перуна клялись послы, скреплялись дипломатические договоры. Священным считался домашний очаг или печь как символ семьи. Огню молились обычно под овином, в котором сушилось зерно.

У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Языческие обряды должны были обеспечить высокий урожай, здоровье людей и скота. Особыми обрядами сопровождались важнейшие события в жизни человека - рождение, свадьба, смерть.

Важное место в религии древних славян занимал культ предков. Широко был распространен обычай сожжения покойников и возведения над погребальными кострами земляных насыпей - курганов. Вера в загробное существование проявлялась в том, что в погребальный костер вместе с умершими клали вещи, оружие, пищу. При погребении князя вместе с ним сжигали коня и одну из его жен или рабыню. В честь умершего устраивали пир - тризну и военные состязания.

ТЕМА II. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО

1. Образование Древнерусского государства

Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу.

Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.

Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием (VI в.) Есть сведения о некоем русском князе Бравлине, который воевал в хазарско-византийском Крыму в VIII-IX вв., пройдя от Сурожа до Корчева (от Судака до Керчи). Восточные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании - третьего крупного объединения славян - точно не установлено.

Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы

прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии.

Норманнская теория

Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для создания так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые Г.Байер, Г.Миллер и А.Шлецер. Авторы этой теории подчеркивали полное отсутствие предпосылок для образования государства у восточных славян. Научная несостоятельность норманнской теории очевидна, так как определяющим в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных, пусть даже и выдающихся, личностей.

Если варяжская легенда не вымысел (так считает большинство историков), рассказ о призвании варягов свидетельствует лишь о норманнском происхождении княжеской династии. Версия об иноземном происхождении власти была довольно типична для Средневековья.

Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.

2. Социально-экономическое развитие

Сельское хозяйство

Основу хозяйства составляло пашенное земледелие. На юге пахали в основном плугом, или ралом, с двойной упряжкой волов. На севере - сохой с железным лемехом, запряженной лошадьми. Выращивали, главным образом, зерновые культуры: рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес. Распространены были также просо, горох, чечевица, репа.

Были известны двухпольный и трехпольный севообороты. Двуполье заключалось в том, что вся масса обрабатываемой земли делилась на две части. Одна из них использовалась для выращивания хлеба, вторая "отдыхала" - находилась под паром. При трехпольном севообороте помимо пара и озимого поля выделялось еще и яровое. На лесном севере количество старопахотных земель не было столь значительным, подсечное земледелие осталось ведущей формой сельского хозяйства.

У славян сохранялся устойчивый набор домашних животных. Разводили коров, лошадей, овец, свиней, коз, домашнюю птицу. Довольно значительную роль в хозяйстве играли промыслы: охота, рыболовство, бортничество. С развитием внешней торговли увеличился спрос на пушнину.

Ремесло

Промыслы и ремесло, развиваясь, все более отделяются от сельского хозяйства. Даже в условиях натурального хозяйства совершенствуются приемы домашнего ремесла - обработка льна, конопли, дерева, железа. Собственно ремесленное производство насчитывало уже не один десяток видов: оружейное, ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное. Русское ремесло по своему техническому и художественному уровню не уступало ремеслу передовых европейских стран. Особенно славились ювелирные изделия, кольчуги, клинки, замки.

Торговля

Внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо, поскольку в экономике господствовало натуральное хозяйство. Расширение внешней торговли было связано с образованием государства, обеспечивавшего русским купцам более безопасные торговые пути и поддерживавшего их своим авторитетом на международных рынках. В Византии и странах Востока реализовывалась значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями. Из Руси вывозили продукты промыслов: меха, мед, воск, изделия ремесленников - оружейников и злато кузнецов, рабов. Ввозились в основном предметы роскоши: виноградные вина, шелковые ткани, ароматные смолы и приправы, дорогое оружие.

Ремесло и торговля сосредотачивались в городах, количество которых росло. Часто посещавшие Русь скандинавы называли нашу страну Гардарикой - страной городов. В русских летописях на начало XIII в. упоминаются более 200 городов. Однако жители городов еще сохраняли тесную связь с сельским хозяйством и занимались земледелием и скотоводством.

Социальный строй

Процесс формирования в Киевской Руси основных классов феодального общества слабо отражен в источниках. Это одна из причин, почему вопрос о характере и классовой основе Древнерусского государства является дискуссионным. Наличие в хозяйстве различных экономических укладов дает основание ряду специалистов оценивать Древнерусское государство как раннеклассовое, в котором феодальный уклад существовал наряду с рабовладельческим и патриархальным.

Большинство ученых поддерживают мысль академика Б.Д.Грекова о феодальном характере Древнерусского государства, так как развитие феодальных отношений стало с IX в. ведущей тенденцией в социально-экономическом развитии Древней Руси.

Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на землю и неполной на крестьян, по отношению к которым он применяет различные формы экономического и внеэкономического принуждения. Зависимый крестьянин обрабатывает не только землю феодала, но и свой земельный участок, который он получил от феодала или феодального государства, и является собственником орудий труда, жилища и т.д.

Начавшийся процесс превращения родоплеменной знати в собственников земли в первые два столетия существования государства на Руси прослеживается, главным образом, лишь на археологическом материале. Это богатые погребения бояр и дружинников, остатки укрепленных пригородных имений (вотчин), принадлежавших старшим дружинникам и боярам. Класс феодалов возникал также путем выделения из общины наиболее зажиточных ее членов, которые превращали в собственность часть общинных пахотных земель. Расширению феодального землевладения способствовали и прямые захваты общинных земель со стороны родоплеменной знати. Рост экономического и политического могущества землевладельцев приводил к установлению различных форм зависимости рядовых общинников от землевладельцев.

Категории населения

Однако в Киевский период оставалось довольно значительное количество свободных крестьян, зависимых лишь от государства. Сам термин "крестьяне" появился в источниках лишь в XIV в. Источники периода Киевской Руси называют зависимых от государства и великого князя общинников людьми, или смердами.

Основной общественной ячейкой земледельческого населения продолжала оставаться соседская община - вервь. Она могла состоять из одного большого села или из нескольких небольших поселений. Члены верви были связаны коллективной ответственностью за уплату дани, за преступления, совершенные на территории верви, круговой порукой. В состав общины (верви) входили не только смерды-земледельцы, но и смерды-ремесленники (кузнецы, гончары, кожевенники), которые обеспечивали потребности общины в ремесленных изделиях и работали в основном на заказ. Человек, порвавший связи с общиной и не пользовавшийся ее покровительством, назывался изгоем.

С развитием феодального землевладения появляются разнообразные формы зависимости земледельческого населения от землевладельца. Распространенным названием временно зависимого крестьянина был закуп. Так называли человека, получившего от землевладельца купу - помощь в виде участка земли, денежной ссуды, семян, орудий труда или тягловой силы и обязанного вернуть или отработать купу с процентами. Другой термин, относящийся к зависимым людям - рядович, т.е. человек, заключивший с феодалом определенный договор - ряд и обязанный выполнить различные работы согласно этому ряду.

В Киевской Руси наряду с феодальными отношениями существовало патриархальное рабство, не игравшее, однако, значительной роли в экономике страны. Рабы назывались холопами или челядью. В рабство попадали, прежде всего, пленники, но широкое распространение получило временное долговое холопство, которое прекращалось после уплаты долга. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг. В некоторых вотчинах были и так называемые пашенные холопы, посаженные на землю и обладавшие собственным

хозяйством.

Вотчина

Основной ячейкой феодального хозяйства была вотчина. Она состояла из княжеской или боярской усадьбы и зависимых от нее общин-вервей. В усадьбе находились двор и хоромы владельца, закрома и амбары с "обилием", т.е. запасами, жилища слуг и другие постройки. Различными отраслями хозяйства ведали специальные управляющие - тиуны и ключники, во главе всей вотчинной администрации стоял огнищанин. Как правило, в боярской или княжеской вотчине работали ремесленники, обслуживавшие барское хозяйство. Ремесленники могли быть холопами или находиться в какой-либо другой форме зависимости от вотчинника. Вотчинное хозяйство имело натуральный характер и было ориентировано на внутреннее потребление самого феодала и его слуг. Источники не позволяют однозначно судить о господствующей форме феодальной эксплуатации в вотчине. Возможно, что какая-то часть зависимых крестьян обрабатывала барщину, другая платила землевладельцу натуральный оброк.

Городское население также попадало в зависимость от княжеской администрации или феодальной верхушки. Вблизи городов крупные феодалы основывали часто специальные поселения для ремесленников. С целью привлечения населения владельцы сел предоставляли определенные льготы, временное освобождение от налогов и т.д. Вследствие этого такие ремесленные поселения назывались свободами или слободами.

Распространение экономической зависимости, усиление эксплуатации вызывали сопротивление со стороны зависимого населения. Наиболее распространенной формой были побеги зависимых людей. Об этом свидетельствует и суровость наказания, предусмотренного за подобный побег - превращение в полного, "обельного", холопа. Данные о различных проявлениях классовой борьбы содержит "Русская правда". В ней говорится о нарушениях границ земельных владений, поджоге бортных деревьев, убийствах представителей вотчинной администрации, кражах имущества.

2-издание, дополненное.

Редакционная коллегия:

Орлов а.С., Полунов а.Ю., Шестова т.Л., Щетинов ю.А.

Настоящее пособие предназначено для абитуриентов и старшеклассников.

Книга составлена преподавателями исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова с учетом требований, предъявляемых на вступительных экзаменах в вузы по истории России.

Предисловие

Настоящее пособие написано специалистами по различным периодам отечественной истории - преподавателями и аспирантами исторического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.

Пособие составлено в соответствии с современными требованиями к вступительному экзамену по истории Отечества. В книгу включены основные факты, знание которых необходимо для абитуриента. Оценка событий приводится на основе идей, разделяемых большинством ученых. В пособии учтены изменения, произошедшие в последние годы в подходе к российской истории. В то же время авторы стремились держаться максимально сбалансированных точек зрения на важнейшие события и процессы.

Пособие снабжено вспомогательными материалами, облегчающими работу абитуриента. Это хронологические и династические таблицы, списки руководителей Советского государства, схемы устройства государственных органов России и другие. В тексте выделены основные понятия и даты.

Помимо помощи абитуриенту настоящая книга может послужить ключом к более глубокому изучению истории.

В пособии кратко характеризуются наиболее важные исторические источники, знакомство с которыми позволяет, проникнуть в творческую лабораторию историка, узнать, на основании каких данных реконструируются различные эпизоды, насколько обоснованно ученые могут судить об исторических событиях и процессах.

В ряде случаев приводятся замечания историографического плана, излагаются различные мнения, существующие в науке по наиболее спорным вопросам отечественного прошлого.

Желаем вам успеха.

Авторский коллектив: Зуйков В.В. (темы I, II, V), Арапов Д.Ю. (темы III, IV), Орлов А.С. (тема VI), Моряков В.И. (темы VII-X), Левандовский А.А. (темы XI, XIX, XX), Сидоркина М.А. (тема XII), Полунов А.Ю. (темы XIII-XVIII), Щетинов Ю.А. (темы XXI-XXIII), Терещенко Ю.Я. (темы XXIV-XXXI).

Обзоры источников по истории России до 1917 г. составлены Шестовой Т.Л., с 1917 г. - Дебихиным КН.

Издатели выражают глубокую признательность за помощь в работе над этой книгой Ивану Дмитриевичу Ковальченко.

Древняя русь источники

Число письменных источников, содержащих сведения о древнейшем периоде истории славян, невелико. В основном это древнегреческие, латинские, древнееврейские, византийские, арабские сочинения.

Самым ранним источником является составленное отцом истории Геродотом (V в. до н.э.) описание Скифии и населяющих ее племен, среди которых, как считает ряд исследователей, были и предки славян. Отдельные сведения о географии и истории Восточной Европы приводятся в сочинениях Страбона (I в. до н.э. - I в.), Плиния Старшего (I в.) и других античных авторов.

Ценные сведения об общественном строе, нравах, обычаях, военном искусстве славян содержатся в трудах крупнейшего византийского историка Прокопия Кесарийского (VI в.).

Наиболее важными источниками русского происхождения являются летописи. Летописание велось при княжеских дворах, в монастырях, при епископских кафедрах. Политическая ориентация, характер и интересы летописца накладывали значительный отпечаток на отбор и интерпретацию фактов. Однако погодная форма записей позволила заключить в летописях богатейшую событийную информацию.

Самой известной древнерусской летописью является "Повесть временных лет", составленная, как полагают, монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в XII в.

При создании "Повести" было использовано большое количество самого разнообразного материала: древние песни, предания, библейские рассказы, византийские хроники, воспоминания очевидцев тех или иных событий, древнейшие договоры киевских князей с Византией.

Важнейшим источником по истории древнерусского права является "Русская правда", составленная при Ярославе Мудром и его сыновьях в XI в.

Ценные сведения содержатся в литературных произведениях (житиях святых, поучениях, сказаниях, рассказах о путешествиях). Интересным памятником этических представлений конца XI - начала XII в. является "Поучение Владимира Мономаха".

Огромную роль в изучении древнейшего периода нашей истории играют данные археологии, этнографии, лингвистики. Важным источником эпохи Древней Руси является былинный эпос. Представить себе повседневную жизнь людей, их быт позволяют надписи на вещах, на стенах храмов (граффити) .

Особенно ценным источником являются берестяные грамоты. Основная масса их обнаружена археологами в Новгороде. Берестяные грамоты найдены также в Смоленске, Старой Руси и других городах. Среди грамот встречаются и тайные письма, и хозяйственная документация, и завещания, и даже упражнения в письме юных горожан.

Только тщательный комплексный анализ данных различных дисциплин позволяет ученым наиболее полно реконструировать далекое прошлое.

Ш.М.Мунчаев, В.М.Устинов

« История России »

Москва,1997

Авторы учебника - известные отечественные ученые, доктора исторических наук, профессора ведущих вузов страны - анализируют в своем труде сложные, противоречивые исторические процессы России, руководствуясь научными принципами объективности, историзма, социального подхода. Первый раздел посвящен феодальному периоду истории России, образованию и развитию Российского государства. Второй охватывает историю страны в период капиталистического развития. Третий раздел освещает советский и постсоветский периоды. В приложении приведены: генеалогия российских царей, биографические сведения о деятелях трех российских революций, краткая летопись исторических событий России, документы из истории России, список рекомендуемой литературы.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, а также всех читателей, интересующихся отечественной историей.

© Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов, 1997.

Монографические исследования, хрестоматии, крупные документальные публикации, мемуары, сборники статей.

Аврех А.Я. Царизм накануне свержения. М., 1989.

Алексеев Д.Г. Под знаменем Москвы. Борьба за единство Руси. М., 1992.

Алексеев И.В. Агония сердечного согласия: царизм, буржуазия и их союзники по Антанте. 1914-1917 гг. Л., 1990.

Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного. М., 1988.

Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1939.

Бакунин A.M. Государственность и анархия. Избранные произведения. Т. 1. М., 1930.

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1991.

Борзаковский П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая. М., 1991.

Борисов Н.С. Русские полководцы. М., 1994.

Буганов В.П. Петр Великий и его время. М., 1989.

Бухарин Н.И. Избранные произведения. М., 1993.

Валишевский К. Первые Романовы. М., 1989.

Витте С.Ю. Избранные воспоминания. М., 1991.

Возвращенные имена. Сборник публицистических статей. В 2-х кн. М., 1989.

Головатенко А. История России: спорные проблемы. М., 1994.

Горбачев М.С. Декабрь-91. Моя позиция. М., 1992.

Гордиенко Н.С. Крещение Руси: факты против легенд и мифов. М., 1986.

Горький М. Несвоевременные мысли: заметки о революции и культуре. М., 1990.

Готовил ли Сталин наступательную войну против Гитлера? Сборник статей под ред. Г. Бордюкова. М., 1995.

Дан Ф.К. К истории последних дней Временного правительства. М., 1990.

Данилов А.А. История инакомыслия в России. 1917-1991 гг. Уфа, 1995.

Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма. М., 1987.

Джон Рид. 10 дней, которые потрясли мир. М., 1959.

Ельцин Б.Н. Записки президента. М., 1994.

Жилин П.А. Кутузов. М., 1983.

Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. В 3-х т. 10-е изд. М.,1990.

Жуков В. Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX столетия. М., 1994.

Жуков В. Россия - состояние - перспективы - противоречия развития. М., 1995.

Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. М., 1984.

Иоффе Г. Семнадцатый год. Ленин. Керенский. Корнилов. М., 1995.

История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX вв. М., 1991.

История политических партий России. М., 1994.

История России. М.: РЭА им Г.В. Плеханова, 1993.

Карамзин Н.М. Об истории государства Российского. М., 1990.

Карамзин Н.М. Предания веков. М., 1989.

Карр Э. История Советской России. М., 1990.

Кирпичников А.Н. Куликовская битва. Л., 1980.

Киселев Г.С. Трагедия общества и человека. Политика осмысления опыта советской истории. М., 1991.

Кларов Ю. Арестант пятой камеры. Допрос Колчака. М., 1990.

Ключевский В.О. Курс русской истории. Т. 1. М., 1987.

Козлов В.Г. Грани российской государственности. Сер. "История". М., 1992.

Корецкий В.П. Формирование крепостного права и первая крестьянская война в России. М., 1975.

Коржихина Г.П. Советское государство и его учреждения. Ноябрь 1917 - декабрь 1991. М., 1995.

Корнеева Н.Г. Земство на переломе. М., 1995.

Кузнецов Н.Г. Накануне. Курсом к победе. М., 1991.

Лаптева Л.В. Земские учреждения в России 1762-1917 гг. М., 1995.

Ленин В.И. Памяти Герцена//Полн. собр. соч. Т. 21. С. 255-262; Он же. От народничества к марксизму//Там же. Т. 9. С. 190-197; Он же. Две тактики социал-демократии в демократической революции//Там же. Т. 11. С. 1-131; Он же. О задачах пролетариата в данной революции//Там же. Т. 31. С. 113-118; Он же. Речь о роспуске Учредительного собрания на заседании ВЦИК 6(19) января 1918 г.//Там же. Т. 35. С. 232-237; Он же. О продовольственном налоге//Там же. Т. 43. С. 205-245; Он же. Письмо к съезду//Там же. Т. 45. С. 343-348; Он же. Странички из дневника//Там же. Т. 45. С. 363-368.

Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1917 гг. М., 1995.

Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.

Локарт Брюс Р.Г. История изнутри. Мемуары британского агента. М., 1991.

Медведев Н.А. Личность и эпоха. Политический портрет Л.И. Брежнева. М., 1991.

Милюков П.Н. Воспоминания. Т. 1, 2. М., 1991.

Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. Политическая история России первой половины XIX столетия. М., 1990.

Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. М., 1989.

Морозова Л.Б. Смутное время в России. М., 1990.

Набоков В. Временное правительство. М., 1991.

Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты). М., 1994.

Некрасов Вл. Тринадцать "железных наркомов". История НКВД от Рыкова до Щелокова. М., 1996.

Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1990.

Октябрь 1917 и судьбы политической оппозиции: Совместное российско-белорусское исследование. Гомель, 1993.

Они не молчали: о сопротивлении в годы культа личности Сталина. М., 1991.

Опенкин Л.А. Оттепель: как это было? (1953-1955). М., 1991.

Отечественная история. М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 1994.

Павленко П.М. Петр Великий. М., 1990.

Палеолог М. Царская Россия накануне революции. М., 1991.

Пашков Б.Г. Русь, Россия, Российская империя. Хроника событий. 862-1917 гг. М., 1994.

Плеханов Г.В. Социализм и политическая борьба. М., 1983.

Плеханов Г.В. Наши разногласия. М., 1983.

Политическая история России. М.: РЭА им Г.В. Плеханова, 1996.

Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах. Вып. 1. М.: Международные отношения, 1992.

Рабинович А. Большевики приходят к власти. Революция 1917 г. в Петрограде. М., 1989.

Реввоенсовет Республики, 6 сентября 1918 г. - 28 августа 1923. Сборник. М.,1991.

Революция 1917 в Петрограде. М., 1989.

Революция и гражданская война в описаниях белогвардейцев. Деникин. Юденич. Врангель. М., 1991.

Россия на рубеже веков: исторические портреты. М., 1991.

Россия в XV веке: историки мира спорят. Сборник статей. М: РАН, 1994.

Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв. В пяти выпусках. М.: Студия "ТРИТЭ" творческо-производственное объединение Никиты Михалкова, 1991-1994.

Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества. М., 1993.

Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1988.

Рыков А.И. Избранные произведения. М., 1990.

Самарская Е.А. Социал-демократия в начале века. М., 1994.

Сахаров А.Д. Статьи и выступления. М., 1990.

Сахаров A.M. Образование и развитие Российского государства в XVI-XVIII вв. М., 1962.

Скрынников Р.Л. Иван Грозный и его время. М., 1991.

Скрынников Р.Л. Борис Годунов. М., 1992.

Согрин В. Политическая история современной России. М., 1994.

Соколов Б.Ю. Цена победы Великой Отечественной: неизвестное об известном. М., 1991.

Степанов С.А. Черная сотня России. 1905-1917 гг. М., 1993.

Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия. М., 1991.

Суровая драма народа. Ученые и публицисты о природе сталинизма. М., 1989.

Суханов Н.Н. Записки о революции. М., 1991.

Такер Роберт. Сталин. Путь к власти. 1879-1929. М., 1990.

Тихомирова М.Н. Российское государство XV-XVII вв. М., 1979.

Троцкий Лев. Сталин. В 2-х т. М., 1990.

Троцкий Л.Д. К истории русской революции. М., 1990.

Тютюкин С.В., Шелохаев В.В. Марксизм и русская революция. М.,1996.

Устинов В.М. Турар Рыскулов. Очерки политической биографии. Алма-Ата, 1996.

Хальвеч В. Возвращение Ленина в Россию в 1917 году: Перев. с нем. М., 1990.

Хрестоматия по истории России. В 4-х т. М., 1994.

Хрестоматия по истории СССР. М., 1990. Хроника диссидентского движения (1968-1983 гг.). М., 1991.

Черняев А.С. Шесть лет с Горбачевым. По дневниковым записям. М., 1993.

Чивилихин Е. Память. М., 1989.

Шульгин В.В. Дни. М., 1990.

Эйдельман Н. Из потаенной истории XVIII-XIX вв. М., 1993.

Юшко А.А. Московская земля IX-XIV вв. М., 1991.