Семья

Россия и мировой исторический процесс. Философия истории: краткий очерк. Основные концепции исторического процесса

Как можно выделить, классифицировать и описать закономерности исторического процесса, то самое, что Г.Ю.Любарским хорошо назвал «морфологией истории »? Также как всякая морфология – при по м ощи сравнительного метода . Так филогенетики выделяют последовательностей стадий, образующих ароморфные изменения организации (при переходе от диапсидных рептилий к птицам, от синапсидных – к млекопитающим), анализируя пучки параллельных линий развития, проходящих одни и те же стадии в независимых филогенетических ветвях. Этот процесс получил название маммализации териодонтов, орнитизации динозавров-зауропод (ангиоспермизации голосеменных, к примеру) и является правилом макроэволюционных изменений .

Нечто сходное (однотипное?) обнаруживается в истории. Вместо уникальных событий и неповторимых изменений в истории мы видим серии однотипных процессов развития, решающих одну и ту же проблему в нескольких разных странах, расположенных рядом и/или сходных типологически (сходных в закономерном появлении проблемы, разрешаемой данным процессом развития).

Возникающая процессуальная гомология бросается в глаза – на фоне резких культурных, языковых, цивилизационных и т.п. различий между странами, параллельно изменяющимися в разных «линиях» одного «пучка историй». Хороший пример: параллельное развитие большевистской России и меньшевистской Грузии, проходящее одни и те же этапы установления однопартийной диктатуры, вытеснения революционеров сперва специалистами потом бюрократами и пр.

Вот как описывает Теодор Шанин процесс политической трансформации в Грузии, которую лидер меньшевиков Ной Жордания считал свой социалистической революцией и отстаивал также яростно, как большевики – свою (Революция как момент истины , М.: Весь Мир, 1997).

В течение 1917 г. Жордания все яростнее атаковал политику меньшевиков в Петрограде. К сентябрю 1917 г. он потребовал положить конец правительственной коалиции с кадетами, высказался в пользу "активной борьбы" за мир и "углубление Революции", как единственной возможности ответить на большевистский вызов.

Когда пришли известия еще об одной революции, власти Закавказья отказались признать новый большевистский режим и создали свое собственное правительство - Закавказский Комиссариат и Парламент , с целью удерживать контроль "до тех пор, пока Конституционное Собрание не получит полную власть над всей Россией". Комиссариат и Советский Региональный Центр столкнулись с серией расколов и множеством конфликтующих меж собой сил.

В ходе новых выборов в Советы солдатских депутатов большевики и левые эсеры получили незначительное большинство. Вслед за этим солдатские Советы (в которых русские составляли большинство), объявили свою поддержку правительству Ленина. Красная Гвардия Тифлиса, т.е. меньшевистская рабочая милиция, захватила тогда городской арсенал у солдат, которые его охраняли, и использовала оружие, чтобы установить контроль меньшевистских рабочих Советов и их ведущей партии над Грузией. В Баку в это время конфликт перерос в жестокие уличные бои, в ходе которых коалиция большевиков, эсеров, и армянских националистов-дашнаков нанесла поражение мусульманской милиции, образовав новый орган власти - Совет, в котором с февраля 1917 г. председательствовал Шаумян - большевик, которого Ленин назначил Чрезвычайным Комиссаром Закавказья.

В различных районах Грузии почти ежедневно возникали местные правительства. Находившаяся на турецком фронте армия возвращалась домой, и поезда, набитые солдатами, продвигались через Закавказье по направлению к России, сталкиваясь по пути с местными властями и вооруженными отрядами. Большевики попытались использовать некоторые из этих частей, чтобы установить контроль над Грузией, но этого не получилось, в первую очередь, из-за решительных действий Тифлисского Совета и его красногвардейцев .

В инциденте, который вошел в историю, вооруженные красногвардейцы были использованы в феврале 1918 г. для подавления большевистской демонстрации в Александровском парке в Тифлисе - перевернутый вариант событий, происходивших в те же дни в Петрограде.

На фоне этой борьбы за власть, расколов и раздоров, один из кошмаров грузин и армян Закавказья постепенно становился реальностью. Турецкая армия перешла в наступление, преодолевая незначительное сопротивление, которое она встречала на своем пути. По условиям Брест-Литовского мира, заключенного между правительствами России, Украины и Германии (Закавказье не было там представлено), города Карс и Батуми передавались Турции. Переговоры продолжались, но турецкая армия продвигалась все дальше. Слабые отряды грузинских добровольцев, которые собрались для защиты Батума, были легко разбиты турецкими войсками. Азербайджанские панисламистские лидеры призывали все Закавказье полностью покориться Турции. Паника и уныние усиливались в немусульманской части Закавказья.

В ситуации, когда "каждый за себя", грузинские лидеры действовали стремительней, выбирая нестандартные решения. Они призвали к немецкому посредничеству в их конфликте с Турцией. (Германия оставалась, разумеется, союзником Турции, но обе державы преследовали разные интересы). 26 мая 1918 г. была провозглашена независимость Грузии и вновь образованное грузинское правительство призвало германскую армию (которая находилась тогда на Украине) защитить страну от дальнейшего наступления турок. В следующие несколько месяцев новое правительство Грузинской республики, возглавляемое Жорданией, действовало на территории страны в присутствии немецкой армии, которая, правда, не вмешивалась в ее внутренние дела (что сильно отличалось от того, как немцы вели себя на Украине). Турецкое наступление было окончательно остановлено.

После окончания Первой мировой войны немцев сменили британские военные подразделения. Начался новый вооруженный конфликт, на этот раз между Грузинской республикой и ее британскими союзниками, с одной стороны, и русской белой армией, находящейся в Сочи, для которой независимость Грузии была скандальной изменой - с другой. Этот конфликт не был продолжительным.

В 1919 г. Британия покинула Закавказье, а белые отошли от границ Грузии, но международные отношения продолжали играть необычайно важную роль в ее существовании. Страна находилась в центре конфликтов и споров с Турцией, независимой Арменией, Азербайджаном, русской белой армией, находившейся теперь в Крыму, русской Красной Армией и множеством мелких групп. К тому же, территории, которые Грузия тогда контролировала, населяли многочисленные "меньшинства", этнические и религиозные - осетины, аджарцы, абхазцы, армяне, азербайджанцы и русские.

Внутри страны в 1918-1921 гг. происходящие изменения в политической и экономической структуре Грузии давали возможность определить кредо ее доминирующей политической партии. Жордания провозгласил аграрную реформу. Она прошла незамедлительно и сопровождалась очень слабым сопротивлением со стороны крупных землевладельцев. В результате стремительной аграрной реформы более 1 млн акров пахотной земли и 8 млн акров леса и пастбищ были национализированы. Находившиеся на этих землях 4 тыс. частных поместий были экспроприированы без компенсации. Было определено максимальное количество земли, которое может иметь одно крестьянское хозяйство - 15 десятин земли под зерновые или 7,5 - под остальные культуры. Некоторые из этих земель стали собственностью государства или региональных властей, но большая часть пашни была тут же продана в кредит безземельным или малоземельным издольщикам. Ничего не было предпринято для того, чтобы поддержать коллективные экономические элементы аграрных общин.

Правительство национализировало также рудники (кото рые обеспечивали основной экспорт страны), гидроэлектростанции, источники минеральной воды, порты и железные дороги. К 1920 г. 52% всех занятых работали на государство, 28% трудились в муниципальных или кооперативных предприятиях или организациях, и только 19% были наняты частными собственниками. Была объявлена государственная монополия на международную торговлю , направленная в частности на то, чтобы контролировать спекулятивные доходы армянских купцов. И в этом, так же как и во многих других вопросах тех дней, националистические и социалистические цели и риторика соединялись и перемешивались.

Что касается вновь образованных властей, после Февральской революции по всей Грузии появились демократические избранные земства. Контролю русского епископа над грузинской церковью был положен конец. Для того, чтобы образовать формальное представительство этнических меньшинств и удовлетворить их культурные и образовательные нужды проводились эксперименты по созданию Национального Совета, что было близко к концепции экстратерриториальной "культурной автономии " О.Бойера в Австрии. Возникали многочисленные профсоюзы и культурные ассоциации.

Политическое влияние меньшевиков удерживалось в течение всего периода независимости Грузии, как и поддержка Национального Фронта со стороны рабочих и крестьян, составлявших ядро широкого многоклассового союза "В защиту Родины", под руководством ортодоксально марксистской партии. Впоследствии даже наиболее лояльные большевики признавали факт твердой поддержки, которую оказывали грузинские рабочие меньшевикам. Интересный штрих, судя по итогам выборов, меньшевики были сильнее в сельской местности . На выборах 1919 г. (которые были также фактическим плебисцитом по поводу объявленных реформ) грузинские меньшевики получили 72% голосов в городах и 82% в деревне, завоевав 109 из 130 мест в парламенте страны. (32 депутата, отнесенные к рабочим, все без исключения назвали себя меньшевикам.)

Мощь партии Жордания на самом деле была еще большей, чем об этом можно было судить по итогам выборов. Она полностью доминировала в профсоюзах, в значительной мере - в национальной экономике и в большинстве культурных и общественных организаций страны. Помимо только что созданной грузинской армии, продолжала существовать Красная Гвардия, которую позднее переименовали в Национальную. Она в большинстве своем состояла из рабочих-меньшевиков, продолжавших работать на предприятиях, и использовалась в качестве главной вооруженной силы внутреннего контроля.

Когда оппозиция - большевики и правые , жаловались на "меньшевистскую диктатуру", они имели для этого основания, несмотря на тот факт, что правящая партия несомненно пользовалась явной поддержкой большинства населения. Ее лидеры все больше проникались ощущением собственной правоты и высокомерием. Они подавляли, часто беспощадно, оппозицию этнических и политических диссидентов. К негрузинам относились с особым подозрением. Большевикам не разрешали действовать легально на протяжении почти всего периода независимости. Все это совмещалось с парламентскими тонкостями и с некоторыми истинно демократическими процедурами.

На самом деле существовали определенно слабые места и в том процессе, который грузинские меньшевики считали революционной трансформацией их общества, проводившейся по их планам и согласно рецептам их учителей в области теории. Здесь, конечно, необходимо помнить о трудных обстоятельствах - экономическом кризисе, сопутствующем войне и потере традиционных рынков и поставщиков, давлении на границах и расстроенных финансах. Но, по крайней мере, три аспекта отражали особую политическую "линию", стратегию, принятую правящей партией: отношение к крестьянам, "национальному вопросу" и государству.

Крестьяне составляли большинство электората грузинских меньшевиков и обеспечивали стабильность их правления, но в 1918-1921 гг. в парламенте или в партийных органах едва ли можно было найти хотя бы одного социал-демократа из крестьян. Почти ничего не было сделано для того, чтобы мобилизовать крестьянство в политическом или в военном отношении.

Наоборот, приватизация земли, построенная на полном индивидуализме и определенная "сверху" без принятия и рассмотрения каких-либо коллективных и общественных проектов, вела к политической демобилизации крестьянства , как социальной силы. В 1918-1921 гг. в Грузинской республике не возникло ничего подобного Красной Гурии 1905- 1907 гг. и это имело важные последствия для дальнейшей судьбы Грузии.

Крестьянскому большинству, которое сохраняло верность революционным лидерам в 1903-1907 гг., было сказано оставаться дома, возделывать свою землю, время от времени ходить на выборы, а политику оставить классам-гегемонам "буржуазной исторической стадии". Антиправительственные выступления жителей некоторых долин (например, в Южной Осетии), связанные как с этническими конфликтами, так и с тем, как решались социальные, политические и экономические вопросы, были подавлены силой.

Что касается "национальной проблемы" как внутри-, так и межгосударственной, Жордания первоначально назвал отделение от России "главным бедствием, которое постигло нас" и позднее пытался предотвратить распад Закавказской Федерации. Тем не менее, мобилизация против внешних опасностей все в большей степени отражалась в политике ксенофобии по отношению к соседям Грузии и местным "меньшинствам". Набирал силу грузинский национализм, украшенный ортодоксальными марксистскими терминами "прогресса", "классового интереса", "необходимой стадии". Грузия все больше считала себя оборонительным валом Европы против азиатских России и Турции.

Внутри страны для этнического "умиротворения" горцев Осетии, землевладельцев Аджарии, азербайджанских горожан и т.п широко использовалась сила (то есть, прямыми словами, происходили этнические чистки – Вольф Кицес ). Продолжались этнические минивойны против Армении и русской Белой армии за территории. Район Боршало , где грузины составляли явное меньшинство по отношению к армянам и азербайджанцам, был просто оккупирован грузинской армией.

Наконец, имело место "огосударствление" революционных властей , в результате которого власть переходила от Советов к правительственным учреждениям. Существенно возросла роль профессиональных офицеров, служащих и дипломатов, в большинстве своем обученных царской бюрократией и индифферентных или даже враждебных к планам нового режима. Политическая маргинализация крестьянского большинства, национализм и "огосударствление" политической структуры Грузии все в большей степени сливались воедино и отрывали меньшевистское руководство от народной поддержки, революционного прошлого и способности урегулировать даже серьезный кризис, призвав на помощь массовые действия своих сторонников.

А такой кризис наступил. К 1920 г. большая часть Закавказья вошла в состав Советской России. В мае 1920 г. грузинские большевики подняли восстание и несколько соединений Красной Армии перешли границу, явно намереваясь установить в Грузии большевистское правление. Правительственные силы смогли отбить это наступление. Между двумя соседними государствами - одним огромным и другим небольшим, - претендующими на одно и то же марксистское наследство и представляющими его единственные выражения на территории бывшей Российской империи, был заключен мирный договор и установлены дипломатические отношения. Но период мирного сосуществования длился недолго.

В феврале 1921 г. в районе Боршало вспыхнуло новое восстание. Повстанцы организовали Революционный комитет, который призвал на помощь Красную Армию. Под командованием Жлобы, одного из наиболее известных кавалерийских командиров в годы гражданской войны, Красная Армия пересекла границу значительными силами и начала быстро продвигаться к Тифлису. Грузинская регулярная армия оказалась небоеспособной, а ее командиры - лишенными боевого духа. С их стороны не было попыток вооружить гражданских лиц. развязать упорное сопротивление на улицах главных городов, начать партизанскую войну или даже приступить к систематическому бойкоту захватчиков - словом, использовать революционный опыт и политическую лояльность населения. После двух недель, 25 мая, Тифлис был взят, и вскоре после этого был подписан документ о грузинской капитуляции.

Это не положило конец своеобразиям грузинского марксизма. Окончание периода независимости привело к конфронтации в руководстве большевистской партии и стало важной частью последней политической битвы Ленина в 1923-1924 гг. Отношение Ленина к этой войне, первой в своем роде между "ортодоксальными" марксистскими правительствами, привело к разногласию с ближайшими сторонниками, среди которых были и Троцкий, и Сталин. 29 мая 1921 г. Ленин приказал Орджоникидзе (который был послан из Москвы курировать Красную Армию и политическую жизнь Грузии) "искать приемлемого компромисса для блока с Жордания или подобными ему грузинскими меньшевиками, кои еще до восстания не были абсолютно враждебны к мысли о советском строе в Грузии на известных условиях". Далее Ленин продолжал: "Прошу помнить, что и внутренние, и международные условия Грузии требуют от русских коммунистов не применения русского шаблона, а умелого и гибкого создания своеобразной тактики ". Орджоникидзе не послушался.

Возможность ком промисса была отклонена и грузинскими большевикам, и меньшевистским правительством, которое предпочло уход в эмиграцию» (с.420-424 ).

Ещё интересный вопрос – где гомолог естественного развития Февральской революции (буде оно не было пресечено корниловским мятежом и большевизацией Советов, а большевиков удалось б в июле подавить полностью)? Думаю, это история Израиля с его полусоциалистическим устройством в одном секторе и высоким градусом религиозного национализма в другом (тот же раскол общества, что весной-летом 1917 года в России). Не зря же тогда в 1917 году США так примеривались к «демократической России» как к потенциальному союзнику на востоке Европы (каким у Франции была Малая Антанта, у Англии – балтийские лимитрофы). Израиль таким союзником стал, а Россия – на время – соскочила с крючка.

Проблема закономерности исторического процесса

контрольная работа

3. Основные концепции исторического процесса

социальный реальность исторический философия

Люди издавна пытались разобраться в сложном историческом процессе. Куда история направлена и есть ли это направление? Каковы этапы истории? В чем заключаются законы ее развития? Эти и другие вопросы человечество разрешает до сих пор. В разные времена на них давались разные ответы. Наличие различных мировоззренческих позиций обусловило наличие различных концепций (от лат. "conceptio" - понимание, система, определенный способ понимания) мировой истории.

Наиболее ранней является ХРИСТИАНСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (с IV-V вв. до середины XVIII в.). Основная ее проблема - вопрос о смысле и содержании человеческой земной истории. С точки зрения христианства, смысл истории заключается в последовательном движении человечества к Богу, в познании конечной истины, дарованной человеку в Откровении. Содержанием исторического процесса является освобождение человека, превращение его в сознательного исторического деятеля. Так, "отец истории" Геродот основным содержанием исторического процесса считал борьбу Азии и Европы, которая к его времени вылилась в серию греко-персидских войн. Историки более позднего времени считали главным итогом развития человеческой цивилизации утверждение власти Римской республики во всем Средиземноморье. Часть Библии - книга пророка Даниила - разделяла мировую историю на периоды существования той или иной империи, которая главенствовала в мире.

Отсчет человеческой истории ведется от грехопадения Адама и Евы и изгнания их из рая. Идея конца истории (конца света), сроки которого скрыты от человеческого разума, замалчивается. Тот факт, что различные народы живут в разном историческом времени, объясняется различием сроков принятия христианства, в связи с чем выделена магистральная линия истории (христианские народы) и тупиковые ее линии (языческая периферия).

Христианская интерпретация истории оставила в наследство исторической науке идею всемирной истории. В настоящее время переизданы труды по русской истории Г. Флоровского, Н. Канторова, А. Нечволодова - сторонников христианской концепции.

С началом нового времени христианская концепция была подвергнута критическому переосмыслению. Появилась РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ (ВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ) КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИИ, нашедшая философско-теоретическое обоснование и систематизацию в философии истории Гегеля и историческом материализма К. Маркса.

Основной проблемой этой концепции является взаимосвязь духовного и естественного в историческом процессе. И Гегель, и Маркс считали историю универсальной, развивающейся по общим и объективным законам. Для обоих мыслителей характерен тезис о том, что важнейшим общественным институтом является государство: как наличное бытие нравственной идеи (Гегель) или как политико-юридическая надстройка над экономическим базисом (Маркс). Их объединяет также и интерпретация исторического познания - в состав его они включают как раздел, связанный с изучением фактической стороны истории, так и теоретико-методологический раздел: философия (Гегель) или социология (Маркс). Однако, Гегель осмысливал мировую историю с помощью актуального в ту пору понятия "дух народа". Этот дух, по мысли Гегеля, проявляется в религии, искусстве, науке, нравственной жизни общества, в конституции, государстве. На первый план в историческом процессе Гегель выдвигал тот или иной народ - носитель абсолютного духа. Исходным начальным пунктом мировой истории Согласно понятиям исторического материализма, или материалистическому пониманию истории, производство и воспроизводство материальных благ являются вечной естественной необходимостью человеческого существования, основой исторического развития общества. Занимаясь производством материальных благ, люди не только используют, видоизменяют материал природы, но и видоизменяются сами, совершенствуются, формируются как социальные существа. Способ производства материальной жизни, по Марксу, обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, общественное бытие определяет сознание.

Конкретизацией и дальнейшем развитием марксистского понимания истории стала концепция общественно-экономической формации.

Понятием общественно-экономической формации в марксизме обозначаются качественно своеобразные ступени истории человечества. Всего таких ступеней или формаций, пять: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате социальной революции, в ее основе - конфликт между производительными силами и производственными отношениями. Именно в последовательной смене формаций и заключается прогресс, конечным итогом которого должно быть установления справедливого миропорядка. Новый базис порождает и новую надстройку. Такой переход не может происходить без борьбы между людьми, классами (группами) людей, тем более, что одни классы являются эксплуататорскими, а другие - эксплуатируемыми. История, по мысли К. Маркса, вся пронизана этой борьбой. Классовую борьбу Маркс считал движущей силой истории, а революции - ее "локомотивами".

Исторический процесс и историческая реальность через призму истории философии

История - это движение общества во времени. Динамическое единство прошлого, настоящего и будущего раскрывает историю как целенаправленный процесс. Историческая динамика общества многообразна, индивидуальна, событийна, неповторима...

Марксизм в системе научного знания

Как уже было сказано выше, марксизм - это теория истории (хотя к истории как научной дисциплине и не сводящееся). Термины «марксизм» и «исторический материализм» нередко употребляются как синонимы...

Мировоззрение

Выйдя из животного состояния, человек, как и животные, познавал мир органами чувствами. Разница между человеком и животным в то время заключалась только в том, что человек осознавал мир, воспринимает его чувствами...

Наука и ее роль в современном обществе

Современная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно...

Общество как развивающаяся система

Помимо приведенных подходов идет непрерывный процесс вовлечения новых связей и категорий, отражающих общественную жизнь. Теоретическая модель общества не является самоцелью. Она - инструмент познания реального общества...

Общество как саморазвивающаяся система

Общество - исторически развивающаяся система отношений между людьми, складывающаяся в процессах их совместной деятельности. Вместе с тем, изменения общества не означают утрату сущности человека, как иногда полагают. Ныне...

Подход к изучению человека как бисоциального существа

Множество разнообразных концепций происхождения человека объясняется, в первую очередь тем, что данный вопрос рассматривался представителями различных наук - технических, естественных и гуманитарных...

Смысл истории и общественный прогресс

Концепция целенаправленности исторического процесса подразумевает наличие у истории какой-то конкретной цели. Начало концепции целенаправленности исторического процесса в европейской культуре положил Августин Блаженный...

Становление концепций пространства и времени в философской науке

Важнейшие философские проблемы, касающиеся пространства и времени, - это вопрос о сущности пространства и времени, о взаимосвязи этих форм бытия с материей, об объективности пространственно-временных соотношений и закономерностей...

Физические основы нанесения вакуумных покрытий

Процесс нанесения вакуумных покрытий предполагает реализацию следующих основных стадий: - образование газовой фазы (генерация паров, летучих продуктов); - перенос атомов...

Философ Ф.Л. Фейербах

а) Понимание бытия Одной из крупнейших материалистических концепций является концепция Людвига Фейербаха. Фейербах строит свою философию на базе противопоставления философии и религии как фирм мировоззрения, которые, как сам он считал...

Философия истории

«История не только откровение Бога, но и ответное откровение человека Богу. Н.А. Бердяев Философско-исторический анализ человеческого общества предполагает выяснение вопроса о делении истории на определенные периоды, эпохи и этапы...

Философия истории

«Если история способна научить чему-нибудь, то прежде всего сознанию себя самих, ясному взгляду на настоящее». В.О. Ключевский Одной из важнейших задач философии истории является исследование и раскрытие движущих сил истории...

Человек как субъект исторического процесса

Когда мы обращаемся к социальному развитию, закономерно встает вопрос: что движет им и кто субъекты этого развития? Источниками исторического процесса являются результаты взаимодействия трех независимы друг от друга миров: - во-первых...

ЮЖНО - РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

М.Е. Надирова

История Отечества

Учебное пособие

Часть 1

Ростов - на - Дону

К.ф.н., доцент М.Е. Надирова

История Отечества
Учебное пособие для очного, заочного и дистанционного обучения.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Оно включает в себя освещение этапов российской истории с древних времен до наших дней, выделяет основные проблемы исторического развития.

Проректор по научной работе, профессор Мирская Л.А.

Южно-Российский
гуманитарный институт

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ недели № разд. и тем Наименование разделов и тем Стр.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 1. 1.1 1.2 2. 2.1 2.2 3. 3.1 3.2 4. 4.1 4.2 Россия и мировой исторический процесс. Предмет, содержание предмета и задачи истории Отечества. Функции и методы исследования истории. Особенности становления государственности и социально-политического развития Древней Руси IX – начала XIII вв. Основные этапы складывания древнерусского государства. Государственно-политический строй Древней Руси в ХI в. Борьба народов Руси за независимость в XIII в. Предпосылки завоеваний монголов. Образование единого централизованного Московского государства XIV – начала XVI вв. Предпосылки объединения Русских земель. Возвышение Москвы и начало объединения. Правление Ивана IV. «Избранная рада». Реформы середины XVI в. Образование Российской империи конец XVI – первая четверть XVIII вв. Россия в эпоху Смутного времени. Воцарение династии Романовых. Реформы Петра Великого.

1. РОССИЯ И МИРОВОЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС………….……..……

Тема 1. Предмет, содержание предмета и задачи истории Отечества…………



Тема 2. Функции и методы исследования истории.……………………………..

2. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ IX – НАЧАЛА XIII ВВ………………………………………………………………….

Тема 1. Основные этапы складывания древнерусского государства. Государственно-политический строй Древней Руси в ХI в……………………..

Тема 2. Борьба народов Руси за независимость в XIII в. Предпосылки завоеваний монголов…………………………………….…………………………

Литература……………………………………………................................

3. ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА XIV – НАЧАЛА XVI ВВ………………………………………

Тема 1. Предпосылки объединения Русских земель. Возвышение Москвы и начало объединения………………………………………………………………..

Тема 2. Правление Ивана IV. «Избранная рада». Реформы середины XVI в…..

Литература……………………………………………...................................

4. ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ КОНЕЦ XVI – ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ XIII ВВ………………………………………………………………...

Тема 1. Россия в эпоху Смутного времени……………………………………….

Тема 2. Воцарение династии Романовых. Реформы Петра Великого………….

Литература……………………………………………...............................

РОССИЯ И МИРОВОЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.

Тема 1. Предмет, содержание предмета и задачи истории Отечества.

Современный этап общественного развития характеризуется сложностью и противоречивостью событий, поступков, учений, присущих периоду кризисного развития. Кризис, поразивший нашу страну, связан с мировыми взаимоотношениями, является последствием полувековой конфронтации, гонки вооружений, «холодной войны» между сверхдержавами. Выход из кризиса можно найти только в прошлом опыте, в познании исторических закономерностей. Никакой народ не может отказаться от своего прошлого, ибо тогда он не будет иметь своего будущего. Известный русский историк В.О. Ключевский отмечал, что история «учит даже тех, кто у нее не учится; она их проучивает за невежество и пренебрежение. Кто действует помимо ее воли или вопреки ей, тот всегда в конце концов жалеет о своем отношении к ней».

Актуальность изучения истории, и прежде всего истории своего народа, своего Отечества, проявляется, во-первых , в необходимости разобраться в современных событиях, опираясь на прошлый опыт; во-вторых , в возможности предвидеть будущее развитие, уяснив исторические закономерности и найдя в истории прошлого аналогичные ситуации; в-третьих , в насущной потребности оценить место России в мировой истории и свое место в историческом процессе. Обращение к прошлому, к истории, позволяет лучше познать современность и заглянуть в будущее.

Историю России можно познать только исходя из задач изучения общей истории человечества, существует также название всеобщей (или всемирной) истории. «История» происходит от греч. historia-рассказ о прошедшем и понимается двояко: 1. процесс развития природы и общества, движение во времени; 2. как наука, изучающая прошлое человечества, факты, события и процессы на базе исторических источников.

Содержанием истории как отрасли научного знания служит исторический процесс, т. е. жизнь человечества в ее развитии и его результатах. Человеческая общность выражается в разнообразных союзах людей, родовых, племенных, государственных образованиях, нациях и народностях, которые возникают, растут, перемещаются, переходят из одного в другое, разрушаются. Таким образом, возникновение, рост, развитие, упадок этих людских союзов со всеми условиями и последствиями их жизни и есть то, что мы называем историческим процессом .

Таким образом, всемирная история есть комплексная наука, которая включает в себя историю отдельных стран и народов; историю различных сфер общественной жизни (экономическую, военную историю, историю внешней политики и др.); историю наук (философии, математики, историография и др.); историю отдельных периодов жизни человечества (первобытного общества, древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени).

Значительное воздействие на развитие общества оказывают природные факторы , которые могут ускорять или замедлять темп развития стран и народов, влиять на общественное разделение труда. Не случайно древние государства возникли в Африке и Южной и Юго-Восточной Азии, в районах с наиболее благоприятным климатом, что позволяло при низком уровне развития орудий труда добиваться достаточно высокого уровня производства материальных благ. Государства, имеющие выход к морю, такие как Англия, Голландия, Франция, Португалия, использовали свое географическое положение для развития выгодной международной торговли и затем колонизации более отсталых стран, до которых можно было добраться морским путем.

Для России особое значение имелпространственный фактор . Равнинная местность, малая доля морского берега (не считая берегов Северного Ледовитого океана), холодный климат на большей части территории, низкий биоклиматический потенциал почвы замедляли экономическое развитие, в результате чего русское государство образовалось на несколько столетий позже западноевропейских государств. Для складывания русского государства особое значение имела разветвленная сеть рек. По большим рекам как главным торговым путям сгущалось население, принимавшее наиболее деятельное участие в торговом движении, возникали торговые древнейшие русские города. Все это поддерживало общение между городами и содействовало государственному объединению страны.

Еще одним важным фактором является временной. Изучая историческое прошлое человечества, мы выстраиваем хронологическую последовательность сменяющих друг друга этапов: первобытное общество, рабовладельческие государства, феодальные и буржуазные страны и т.д.

Вместе с пространством и временем историческая наука использует и такой важный фактор как народ, этнос . По сути дела, история есть исследование народа в пространстве и времени. В особой мере это относится к русской истории. Будучи многонациональной страной, Россия впитала в себя историю многих населяющих ее народов, культур.

Традиционный отсчет русской государственности ведется с 862 г., когда новгородские славяне призвали на княжение скандинавских варягов. С образования в IX в. Киевской Руси, объединившей под свое начало восточнославянские племена, идет летоисчисление России. На освоенном к тому времени торговом пути «из варяг в греки», пролегавшем через земли восточных славян, быстро выросли многочисленные города, что привело в конце X в. к появлению обширного древнерусского государства, достаточно могущественного, чтобы войти в систему европейско-византийского мира. После крещения Руси, проведенного в 988 г. киевским князем Владимиром, Русь влилась в христианскую цивилизацию. В Киевской Руси, как и в других государствах Европы средневековья, складывается феодальный строй, но этот процесс шел гораздо медленнее.

В западной Европе франко-германские племена, состоявшие из воинов-общинников, захватывали земли, населенные гражданами Римской империи. На этих землях уже существовали развитые традиции частной собственности на землю, закрепленные в системе римского частного и публичного права. Основной принцип организации франко-германских племен составила община - как добровольное объединение полностью самостоятельных общинников, индивидуально владеющих определенным земельным участком. Таким образом, в новых европейских феодальных государствах возникли отношения земельной собственности, основанные в значительной степени на частном владении землей.

Совершенно иную картину мы видим на Руси. Основной социально-экономической формой восточнославянских племен являлась так называемая семейная община, объединение многих родственников как совместных владельцев земли. Общинное землевладение сохранялось на протяжении всей российской истории, да и сейчас еще можно встретить села, где большинство жителей носят одну фамилию. Попыткой ликвидировать общинное землевладение явилась реформа П.А. Столыпина в 1906 г., которая лишь поколебала эти вековые устои.

Отличия от Запада были и в форме феодального населения. Если в Западной Европе возник феодальный строй, основанный на частной собственности на землю и «вертикальном» принципе перехода власти (от отца к старшему сыну, так называемый майорат ), на Руси сохранилась общинная собственность на землю, а в феодальном наследовании и передаче власти – «горизонтальный» принцип (от старшего брата к следующему по старшинству). Это обстоятельство в немалой степени способствовало дроблению русского государства и княжеской междоусобице, которая развернулась в XII-XIII вв. Такая подвижность власти дополнялась подвижностью населения, которое постоянно мигрировало, опасаясь междоусобных войн и набегов степных кочевников.

Таким образом, существенное своеобразие русской цивилизации состояло в ее подвижности, стремлении к расширению занимаемого пространства, в противовес западноевропейской, строившейся за счет всестороннего культивирования и максимального освоения ограниченной территории.

Значительным своеобразием отличалось становление и древнерусской духовной культуры , которая сформировалась в результате синтеза славянской языческой культуры с христианско-православной культурой Византии. В отличие от стран Западной Европы и западнославянских государств Польши и Чехии, в которых утвердился западный католический вариант христианства с латинской письменностью, на Руси, в Болгарии и Сербии распространилась славянская письменность, славяноязычная литература и богослужение. Различие западноевропейской и восточноевропейской культур усугубилось после раскола между католической и православной ветвью христианства в 1054 г., на заре становления русского государства.

Существенную роль в обособлении русского государства сыграло монголо-татарское иго. Русские земли подверглись удару со стороны Монгольской империи - центрально-азиатского государства, завоевавшего в середине XIII в. огромные территории от Тихого океана до Центральной Европы. На период с XIII по XV вв. русское государство оказалось в зависимости от Золотой Орды. Последствием нашествия стало экономическое разорение Руси, разграбление и уничтожение многих городов и их жителей. А южные и западные русские земли были включены в состав Великого княжества Литовского и Польского королевства. Русская государственность под властью Орды сохранилась лишь в Северо-восточной части и Новгородской земле.

В результате прекратила существование единая древнерусская народность: на территориях Северо-восточной и Северо-западной Руси начинает складываться великорусская народность, а на землях, вошедших в состав Польши и Литвы, украинская и белорусская народности. К концу XV в. Северо-восточные и Северо-западные русские земли объединяются в централизованное государство с центром в Москве. Этот период хронологически совпадает с образованием централизованных монархий в ряде стран Западной Европы. В Западной Европе XIV-XV вв. - время роста городов, ослабление личной зависимости крестьян. На Руси идет в это время усиление закрепощения крестьян, города не играли заметной роли. В целом период с середины XIII до конца XVI вв. можно характеризовать как складывание русского феодализма в виде самодержавно-государственно-крепостнического строя. В Европе XVI-XVII вв. - это время Ренессанса и Реформации, становление буржуазных отношений и буржуазных революций в Нидерландах и Англии.

Пало повсеместное политическое и идеологическое господство католической церкви. Протестантская этика стимулировала дух свободного предпринимательства - основную движущую силу капитализма.

В России же мы наблюдаем ревниво-пристрастное отношение к старине в виде «Домостроя» (жесткое централизованное самодержавие и сохранение общинного землевладения). Попыткой преодолеть отставание, которое становилось все более заметным, и сблизиться с Западной Европой явились реформы Петра Великого. В результате реформ Россия создала мощную армию и промышленность под государственным контролем, реорганизовала госаппарат и вошла в число великих держав. В течение XVIII в. Россия значительно расширила свою территорию, были присоединены Восточная Прибалтика, Белоруссия, Правобережная Украина, Северное Причерноморье.

Главным результатом эпохи Ренессанса в Европе явилось рождение национальных государств, возникших в результате распада общекатолического единства. Россия же, наоборот, становилась многонациональной империей, использующей православную религию в качестве государственной. Разложение крепостнической системы начало проявляться во второй половине XVIII столетия, а к середине XIX в. вступило в период глубочайшего кризиса. Для Европы этот период знаменовался торжеством капиталистического общества над феодальным, был эпохой промышленного переворота, перехода от мануфактуры к фабрике, к машинному производству.

На этом фоне отставание крепостнической России все более прогрессировало. Промышленный переворот начался только в 50-х гг. XIX столетия и завершился в 90-е гг., сформировав социальный слой наемных рабочих. Прогрессивную роль сыграли реформы 60-70-х гг. XIX в., результатом которых явился масштабный переход к индустриальному обществу. Сеть железных дорог (около 30 тыс. км в 1894 г.) ускорила торговый обмен. Россия с привлечением иностранного капитала, созданием колониальных и полуколониальных рынков сбыта все активнее включалась в мировую экономическую систему. Однако сохранение помещичьего землевладения, остатков феодализма и его главного атрибута - царского самодержавия приводили к диспропорции политического и экономического развития, которые до крайности обострились в начале XX в.. Одновременно нарастала база для социальных конфликтов в рамках капитализма, усиливалось национально-освободительное движение в империи.

Первая четверть XX в. знаменовалась тремя революциями в России, приведшими к ликвидации самодержавия, феодализма, а также и капиталистических отношений. Такие крайние проявления революционной воли были связаны с мировой войной, впервые в истории охватившей большинство стран и характеризующейся глобальной милитаризацией, всеобщим вооружением народа, проявлением военных методов управления обществом и разрешения социальных противоречий.

После 70 лет социалистического развития Советский Союз вступил в полосу кризиса, завершившегося распадом Союза на отдельные независимые государства, глубоким спадом в экономике, коренными изменениями политической системы.

Если соотносить историю России со всемирной историей, то мы увидим, что Россия не прошла все те формации, которые определяли основные этапы исторического развития: древний мир - рабовладельческая; средневековье - феодальная; новое время – буржуазная социально-экономическая формация; новейшее время период развитого капитализма и социализма в ряде стран. Россия миновала рабовладельческую стадию и чуть больше полувека было отпущено развитию капитализма.

К началу XX в. она стала страной, в которой переплелись острейшие противоречия феодализма, капитализма, империализма, национальные, социальные, в результате разрешившиеся тремя революциями, гражданской войной и созданием первого в мире социалистического государства. По сути дела, история России представляет собой поэтапное развитие феодализма с раннефеодальных форм, сменяющих первобытное общество, до тотального закрепощения в форме военно-феодального самодержавного строя.

В XIXв. возникли формационный и цивилизационный подходы к изучению истории:

Формационный Основатели Карл Макрс и Фридрих Энгельс. Они создали сквозную историю человечества от первых дней до современного времени. Каждое общество проходит через одинаковые ступени развития социально-экономической формации, каждая из которых должна быть пройдена целиком, через социальную революцию, а не перескакиванием с одной на другую. Формации: первобытнообщинный строй, рабовладельческая, феодализм, капитализм и императризм, коммунизм.

Цивилизационный Основатели Н.Я.Данилевский, А. Тойнби. Каждое общество представляет собой отдельную цивилизацию, которое обладает уникальными, не передающимися и неповторяющимися культурными особенностями. Каждая имеет свои жизненные циклы. Данилевский выделял цивилизации: Античную, Китайскую, Индийско-буддискую, Арабо-мусульманскую, Романо-германскую, (Российскую).

Большинство современных историков стремятся к разумному расчету обоих подходов в своих исследованиях, а не противопоставления их для продуктивных результатов.

Теории:

Стадиальная – на первый план выходят общие и единые для всего человечества законы и стадии развития общества, через которое рано или поздно проходят все народы

Локальные Цивилизации - обращается внимание на индивидуальное развитие стран и народов, на разнообразие исторического процесса, его неповторимость и уникальность в историческом движении и культурном проявлении конкретных народов и цивилизаций.

4. Место России в мировом историческом процессе.

Дискуссия по этому поводу в российском обществе началась в 30-40-е гг. XIXв. Основные споры ведутся вокруг двух моделей. Главный спор – это спор западников и славянофилов, который начался после реформ.

Западники (Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин, Б.Н.Чичерин) считали Россию частью западной цивилизации, и она развивалась как Западная Европа, отставая на 50-80 лет. Сторонники формаций придерживались той же точки зрения и считали, что Россия последовательно переходила от одной формации к другой со своими особенностями.

К началу XXв. отставание России в общих чертах было преодолено и она вступила в высшую стадию капитализма – империализм, затем, обгоняя другие европейские страны, начала строить социализм – первую стадию высшей коммунистической формации. По некоторым мнениям, попытка строительства социализма нарушила естественное развитие России и привела к установлению тоталитаризма, характерного для восточных обществ. После распада СССР Россия вновь вернулась к западной модели.

Славянофилы (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков) считали, что у России свой уникальный путь развития, главным элементом которого является многонациональность. Размеры России вынуждают прибегать к автроритарной модели власти.

Тойнби: «В случае смертельной опасности русская цивилизация выигрывает, уходя на время, после чего расширяется, захватывая с собой центр опасности и превращая ее опасность в часть себя»

В основе менталитета русского народа лежат христианские ценности, что отличает Российскую цивилизацию от восточных цивилизаций.

Россия соединяет в себе черты и особенности как Запада, так и Востока. Благодаря своему уникальному геоположению она испытывала в разные исторические периоды влияние то от одного, то от другого цивилизационного центра. В переломные моменты своей истории Россия испытывала «эффект маятника» - «сдвигаясь» то в сторону западного типа развития, то в сторону Востока. Это многонациональное государство, в котором соединены народы различных этнических групп, конфесий, присутствует культурное многообразие.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

КАФЕДРА ИСТОРИИ

Тестовая база учебной дисциплины

«История”

МОСКВА 2012

Составители: к.и.н., доцент Беспятова Е.Б. к.и.н., доцент Гусарова М.Н.

Тестовая база охватывает все разделы учебного базового курса «История». Рекомендована для проведения промежуточного и итогового тестирования знаний студентов.

Тестовая база по учебному курсу «Отечественная история» для студентов технических специальностей /Московский государственный университет приборостроения и информатики; Сост.: Беспятова Е.Б., Гусарова М.Н. М., 2012, 133 с.


Тема 1. Закономерности и основные этапы исторического развития. 4

Тема 2. Киевская Русь в контексте европейской истории средневековья. 10

Тема 3. Образование Российского централизованного государства. Становление самодержавия 27

Тема 4. Россия в начале Нового времени. «Смутное время» Московского государства. 40

Тема 5. Век просвещения. Российская империя в ХVIII веке. 47

ТЕМА 6.Российская империя на пути к индустриальному обществу. Особенности промышленного переворота в России. Общественная мысль и общественные движения в России в XIX в. 60

Тема 7. Социально-экономическая модернизация и эволюция государственной власти в России в начале ХХ века. 73

Тема 8. Революционный кризис в России 1917 г. 81

Тема 9. Советская Россия: модели социалистического строительства. 90

Тема 10. Истоки, основные этапы, последствия кризиса международных отношений первой половины ХХ века. 99

Тема 11. Советский Союз в послевоенный период. Научно-техническая революция и её влияние на ход общественного развития. 113


Тема 1. Закономерности и основные этапы исторического развития

Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания: познавательная и интеллектуально-развивающая, мировоззренческая и воспитательная. Источники изучения истории. Методы и методология изучения истории, альтернативность и многовариантность в исторической науке.

Единство и многообразие всемирно-исторического процесса. Подходы к изучению истории: стадиальный и цивилизационный.

Исторический процесс и проблема выбора путей развития. Человек и история. Единство и многообразие человечества. Проблема типологии истории. Цивилизация как целостная общественная система. Крупнейшие мировые цивилизации. Типы исторического развития и их характеристика. Взаимодействие и взаимовлияние типов исторического развития. Рост взаимозависимости мира. Проблемы периодизации мировой истории. Основные этапы всемирно-исторического процесса. Типология и периодизация истории как средство выявления закономерностей развития.

Проблема места и роли России в мировой истории. Особенности пути России: географический, природно-климатический, социальный, культурно-религиозный и др. факторы. Проблема выбора пути развития. Россия - органическая часть мировой истории.

а) Полибия;

б) Тацита;

в) Геродота

2.Как называется основное историческое сочинение Геродота?

а) «История»

б) «Повествование о Пелопоннесской войне»

а) Евсевий Кесарийский (кон. Ш – нач. 1Ув.)

б) Фукидид (кон. Ув. до.н.э.)

в) Тацит (ок.55-ок.120)

4. Установите соответствие между функцией исторического знания и её определением

а) познавательная предвидение будущего

б) прогностическая выявление закономерностей

исторического развития