Семья

Начальные школы в бразилии список. Как устроена бразильская школа Lumiar, в которой нет учителей, уроков и классов. Перспективы для иностранных студентов

НАТУРАЛИЗАЦИЯ

изменение конституционно-правового статуса иностранного гражданина или лица без гражданства в результате приема государством в свое гражданство указанного индивида по его просьбе, выраженной в заявлении (ходатайстве), или с его согласия. При этом необходимо различать два вида Н.: приобретение гражданства в силу укоренения, которое не распространяется на супругов и детей (в соответствии с Конвенцией о гражданстве, заключенной в Монтевидео в 1933 г.), и индивидуальную Н. родителей, которая распространяется и на малолетних детей. но не на супругов натурализуемых. Законодательство большинства государств придерживается принципа, что "гражданство несовершеннолетних детей следует гражданству родителей". При этом согласие детей на укоренение подразумевается по умолчанию. Согласие же дееспособныхлиц, достигших совершеннолетия, должно быть ясно выражено, т.е. необходимо личное ходатайство о приеме в гражданство.

Особым видом Н. считается приобретение гражданства в порядке регистрации. В зависимости от содержания института гражданства различные государства по-разному обращаются к этому виду. Правовая доктрина РФ данный вид Н. рассматривает как способ облегченного предоставления гражданства РФ в силу существующих в настоящее время

или существовавших в прошлом социально-правовых связей с РФ непосредственно самого ходатайствующего или его родственников. При этом в Законе РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" не только обозначен круг лиц, традиционно имеющих право на упрощенную Н. по законодательству большинства государств (супруги либо родственники по прямой восходящей линии; лица, у которых на момент рождения один из родителей был гражданином соответствующего государства, но которые приобрели иностранное гражданство по рождению; дети бывших граждан конкретной страны, восстанавливающие прежнее гражданство родителей), но и определены категории индивидов, для которых допускалось приобретение гражданства в порядке регистрации: граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входивших в состав СССР;

лица без гражданства, на день вступления в силу Закона о гражданстве постоянно проживающие на территории РФ или других республик из состава СССР;

иностранные граждане и лица без гражданства независимо от их места жительства. если они сами или их родственники по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению..

Отличительная черта юридических доктрин Великобритании, США, Франции и ряда других государств - применение упрощенной Н. к индивидам, которые обладают "национальной" принадлежностью. В частности, согласно положениям Закона о гражданстве Великобритании 1981 г. лицо, являющееся британским подданным, гражданином британских зависимых территорий или лицом, находящимся под британской защитой, "имеет право по заявлению о его регистрации в качестве гражданина Великобритании быть зарегистрированным,в качестве такого гражданина".

Законодательство РФ. регламентирующее гражданство, определяет перечень недопустимых ограничений правового статуса натурализуемых лиц. Прием в гражданство РФ должен осуществляться независимо от происхождения, социального положения, национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений натурализуемых лиц. Международное право не устанавливает обязательных критериев, в соответствии с которыми должны определяться предпосылки Н. в конкретном государстве. Поэтому условия, необходимые для

приобретения соответствующего гражданства, специфичны для каждой страны и отличаются друг от друга.

В настоящее время юридические доктрины большинства государств основаны на признании "эффективной связи" лица с единым государственным пространством. Отсюда определяющее условие Н. в этих государствах - домициль проживания или оседлости ценз. Срок непрерывного проживания на территории конкретной страны определяется ее законодательством.В законодательстве РФ ценз оседлости составляет 5-летний общий срок или 3 года непрерывного проживания непосредственно перед обращением с ходатайством о предоставлении гражданства.. ::

Возрастающие потоки миграции населения, рост апатризма (безгражданст-ва) способствовали тому, что предоставление гражданства, в соответствии с критерием "эффективной связи" лица с государством, приобрело форму общепризнанного международно-правового обычая. При этом требования относительно непрерывности проживания на территории конкретного государства закреплены в Конвенции ООН о сокращении безгражданства 1961 г., Соглашении Скандинавских стран по вопросам гражданства 1969 г. и др.

В ряде государств (например, в США) служба в вооруженных силах - определяющая предпосылка П., рассматриваемая как условие, однозначно соответствующее требованию оседлости.

Особенность юридических доктрин некоторых государств (Канада , РФ, США, Украина, Франция и др.) выражается в дифференцированном подходе к рассмотрению вопросов о предоставлении гражданства различным группам индивидов в зависимости от их полезности. Однако в настоящее время не существует однозначной, с позиций международного права, практики льготного приема в гражданство лиц, достигших высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладающих специальными или уникальными знаниями. С одной стороны, данный способ Н. создает предпосылки к расширению сферы межгосударственного сотрудничества, а с другой - является фактором, способствующим повышению интенсивности потоков внешней миграции (см. также Гражданство).

Власенко И.Б.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "НАТУРАЛИЗАЦИЯ" в других словарях:

    - (ново лат., от лат. natura природа, натура). 1) акт, по которому чужеземец делается членом чужой страны. 2) акклиматизация растений или животных на чужой им почве. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

    натурализация - и, ж. naturalisation f. <лат. naturalis подлинный, законный. 1. Переход в подданство чужой страны; предоставление государством прав гражданства иностранцу. БАС 1. Три казуса, и я еще не решился ни на один: 1) натурализация, 2) чужой вид и 3)… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Полное вживание нового для данного биоценоза вида, занятие им экологической ниши в сообществе. Натурализация сопровождается возникновением новых адаптаций. См. также: Интродукция растений Экологические ниши Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Предоставление подданства Словарь русских синонимов. натурализация сущ., кол во синонимов: 1 принятие в гражданство (1) … Словарь синонимов

    - (от лат. naturalis подлинный, законный), окончательная фаза акклиматизации нового для данного биоценоза вида. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989. Натурализация см … Экологический словарь

    - (от фр. naturaliser) индивидуальный прием в гражданство иностранца по его заявлению. Обычно Н. возможна после более или менее длительного проживания иностранца на территории данного государства. Иногда в качестве условия для Н. требуется владение … Юридический словарь

    Получение иностранцем прав гражданства (подданства) государства. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    НАТУРАЛИЗАЦИЯ, в праве принятие лица по его ходатайству в гражданство данного государства … Современная энциклопедия

    Принятие лица по его просьбе в гражданство или подданство какого либо государства (напр., в случае долголетнего проживания) … Большой Энциклопедический словарь

    НАТУРАЛИЗАЦИЯ, натурализации, мн. нет, жен. (от лат. naturalis природный) (юр., полит.). Переход в подданство чужой страны, предоставление государством прав гражданства иностранцу. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    НАТУРАЛИЗОВАТЬ, зую, зуешь: ованный; сов. и несов., кого (что) (книжн.). Предоставить (влять) права гражданства (иностранцу). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Калужская флора. Аннотированный список сосудистых растений Калужской области , Наталья Решетникова,Сергей Майоров,Александр Крылов,Н. Воронкина,М. Попченко,А. Шмытов. `Калужская флора` - современный конспект флоры сосудистых растений Калужской области. Предыдущая сводка о флоре региона была подготовлена А. Ф. Флеровым и включала описание распространения…

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Образование в Бразилии

Полный образовательный цикл в этом государстве включает: 8 лет начального (основного) образования; три года среднего образования; высшее образование - от четырех до шести лет; обязательное или по желанию дополнительное образование. образование муниципалитет абитуриент

Дошкольное образование в Бразилии является не обязательным.

Основными законодательными актами, которые регулируют вопросы в сфере образования, являются Конституция Бразилии и Закон Руководящих принципов и образований, изданный в 1996 году.

В соответствии с Конституцией Бразилии начальное (основное) образование - бесплатное и обязательное. За исполнение этих условий отвечают не только родители детей, но и само государство. Бывали такие случаи, когда бразильскому суду приходилось исправлять ситуации, когда семьи из бедных слоев населения не могли устроить в школу детей. В подобных случаях суд принимал решение, что штат должен взять на себя обязательства по оплате обучения таких детей в частных школах.

Наиболее частая и серьезная проблема в школах Бразилии - когда дети перестают посещать школу, потому что за ними не следят их родители. Также такая проблема возникает из-за того что бедные родители не имеют средств для подготовки и отправки детей в школу либо они считают правильным отправлять детей на работу, а не в школу.

В этом государстве широко используется детский труд, несмотря на то, что детям моложе 16 лет запрещается работать, и в тоже время начальное образование - обязательное. А причина этого очень простая - родителям необходимо, чтобы их дети работали и зарабатывали деньги.

За последние 5 лет ситуация в стране улучшилась благодаря 2-м специализированным программам:

· BolsaEscola - по этой программе родители отправляют своих детей в школу и в обязательном порядке следят за их здоровьем. И за это государство выплачивает им небольшое пособие;

· FUNGEF - по этой программе муниципалитет получает денежные средства, сумма которых зависит от числа зарегистрированных детей.

Большая часть начальных школ финансируется или штатом или муниципалитетом. И муниципалитет, и штат должны расходовать на образование минимум 25% своего бюджета. Из-за этого возникает проблема - богатые штаты и города имеют больше средств для финансирования средств в сферу образования, а, следовательно, в таких городах уровень заработной платы выше и в школах работают более квалифицированные учителя. В бедных городах качество образования оставляет желать лучшего.

В этой стране большой популярностью пользуются частные школы. Однако они являются платными и дорогостоящими, из-за чего бедные семьи не могут позволить себе отдавать детей в такие школы. Стоимость обучения в таких школах колеблется от 50 долларов (в маленьких городах) до 500 долларов (в крупных городах).

Среднее образование в Бразилии не является обязательным. Занимает оно всего три года. Основная часть средних школ финансируется штатом и муниципалитетом. Из-за этого качество образования в таких школах зависит от финансовых возможностей властей. Большая часть бразильских школ не обеспечивает получение образования на профессиональном уровне. Однако есть школы, которые называют техническими школами. Они вместе с общеобразовательными навыками дают и профессиональные. Несмотря на то, что среднее образование не обязательно, федеральное правительство финансирует сеть технических школ, которые являются лучшими в стране. Кроме того, очень популярными считаются технические школы, которые поддерживаются SENAI и SESI: такие организации финансируются за счет промышленных отраслей и обучение происходит по программе таких отраслей.

Однако зачастую дипломированные специалисты среднего уровня не имеют технической специальности. Для получения диплома большинство жителей Бразилии стремятся поступить в вуз. Для этого необходимо пройти собеседование и при необходимости сдать специальные экзамены, которые проходят в форме собеседования.

Для того чтобы подготовиться к экзаменам, большинство абитуриентов берут частные уроки после окончания средней школы. Такие уроки предоставляют неофициальные учреждения, то есть посещающим не гарантируется получение диплома после завершения курсов и поступление в вуз. Частные курсы занимают важное место в сфере бразильского образования. Они распространены практически во всех больших и средних городах страны. Помимо обычных предметов на частных уроках предлагаются дополнительные, например, различные языки, спортивные состязания, искусство. Стоимость таких уроков может быть очень высокой. Это зависит от репутации учреждения.

Высшее образование в Бразилии тоже не является обязательным. Но большая часть федеральных инвестиций направлены на его развитие.

В стране есть и общественные и частные колледжи и университеты. Общественные вузы делятся на вузы, поддерживаемые муниципалитетами, штатом и федеральным правительством. Обучение в общественных высших учебных заведениях бесплатное, студентам из других городов жилье практически не предоставляется, учебный материал не предоставляется, но питание обычно субсидируется.

Общественные университеты зачастую лучше частных из-за федерального финансирования. В таких вузах в основном предлагаются специальности в сфере инженерии и медицины. А в большинстве частных вузов предлагаются гуманитарные специальности, такие как учет, юриспруденция, администрирование.

У вузов Бразилии, и общественных и частных, существует относительная свобода набора абитуриентов. Основной способ отбора студентов - вербальный процесс, то есть собеседование. Однако некоторые вузы используют результаты тестирования, которые проводятся в средних школах.

Несколько лет назад в сфере образования были внесены некоторые изменения. Например, в Федеральном университете в Рио-Де-Жанейро были выделены места для бедных людей, а в Университете Бразилиа выделено несколько мест для мулатов и черных.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность экопедагогического образования и его значение для жизни человека и формирования экологической культуры. Организация эксперимента по экопедагогическому образованию студентов факультета начальных классов, используемые педагогические технологии.

    дипломная работа , добавлен 16.02.2018

    Характеристика основных педагогических категорий. Развитие человека как процесс становления личности под влиянием социальных и природных факторов. Сущность воспитания и обучения. Образование как процесс педагогически организованной социализации.

    реферат , добавлен 26.07.2010

    Статус Канады как страны иммигрантов. Условия получения образования. Обучение для иностранных студентов. Система дошкольного воспитания детей, ее структура. Классификация канадских школ. Специальное (инклюзивное) образование. Процесс среднего образования.

    реферат , добавлен 16.05.2016

    Эволюция системы образования на Северном Кавказе в 1860-1934 гг.: создание сети начальных школ с изучением родного и русского языков; профессиональное образование, открытие женских учебных заведений. Современный образовательный процесс в регионе.

    реферат , добавлен 20.06.2011

    Особенности высшего образования в XXI в. Мобильность студентов, преподавателей, исследователей. Характерные особенности Европейской кредитно-трансфертной системы накопления – ECTS. Системы студенческого самоуправления в университетах Европы, других стран.

    контрольная работа , добавлен 01.12.2010

    Структура, принципы, движущие силы и функции педагогического процесса. Требования к педагогу. Образование как социокультурный феномен. Педагогический процесс как взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели.

    презентация , добавлен 25.08.2013

    Болонский процесс как пример глобализации образования. Болонская декларация, ее цель и основные положения. Характеристика влияния глобализации на образование в современном мире. Анализ проблем интеграции российской системы образования в Болонский процесс.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2013

    Понятие образования как целенаправленного процесса и результата усвоения человеком систематизированных знаний и навыков. Образование как необходимый фактор развития отдельных общественных сфер (экономики, политики, культуры) и педагогический процесс.

    реферат , добавлен 26.06.2015

    Биологические, социальные и педагогические факторы развития личности, неразрывно связанные с природой, современным прогрессом и общественной жизнью. Процесс развития личности, подчиненный психологическим закономерностям, его этапы. Функция воспитания.

    курсовая работа , добавлен 25.06.2015

    Совокупность творческих способностей, от которых зависит готовность развития личности. Коррекционное образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие творческих способностей детей. Проектная деятельность на уроках трудового обучения.

Технический прогресс и стремительная смена социально-политической ситуации в мире обострили вопросы развития образовательных систем во всех странах Нового Света. За последние 20 лет образование в регионе вышло на новый качественный уровень и во многом приблизилось к европейским стандартам.

Основные ступени образования

Структуру системы образования латиноамериканских стран образуют учреждения дошкольного воспитания, начальные и средние общеобразовательные школы, профессионально-технические и высшие учебные заведения, относящиеся как к государственному, так и частному сектору, а также к церкви.

Дошкольное воспитание

Образовательные учреждения для детей дошкольного возраста - ясли, детские сады и центры для дошкольной подготовки. По своему статусу они подразделяются на частные и общественные. Политика государств латиноамериканского региона направлена на поддержку и стимулирование дошкольного образования и подготовки к школе. Образовательные программы для дошкольников направлены на развитие коммуникативных способностей и знакомство с окружающим миром посредством игры.

Начальное и среднее образование

К концу первого десятилетия XXI века начальную школу посещало 95% детей, живущих в странах Латинской Америки . По прогнозам ЮНЕСКО, этот показатель совсем скоро приблизится к 100%. Таким образом будет достигнута цель тысячелетия – универсальность начального образования. Она заключается в том, чтобы все дети не только закончили 6 классов начальной школы, но и получили соответствующий документ об образовании.

Второй уровень обучения – с 7 по 13 класс. В среднем по региону им охвачено 9 из 10 детей подросткового возраста.

В отличие от российского и европейского образования, латиноамериканские школы не обучают по единому для всех учебному плану. В перечень обязательных предметов входят:

  • математика (ученик выбирает между геометрией, алгеброй или тригонометрией);
  • любой из естественно-научных предметов (химия, биология или физика);
  • английский язык;
  • французский или испанский язык (на выбор);
  • история Латинской Америки.

К обязательным предметам присоединяется один предмет по выбору: экономика, компьютерная грамотность, литература, рисование, драма и другие. Перечень предметов по выбору может насчитывать десятки и отличаться в зависимости от школы. Уровень изучения школьных предметов также выбирается учащимися. Он может быть базовым или продвинутым.

Высшее образование

Высшая школа в латиноамериканских странах представлена системой университетов и колледжей. Несмотря на то, что ни один из вузов региона не входит в сотню ведущих мировых университетов, среди них есть очень известные и популярные – университеты Кампиноса , Сан-Пауло , Католический университет (Чили) .

Государства оказывают всемерную поддержку высшей школы, сохраняя бесплатные места на различных направлениях обучения и выплачивая стипендию студентам. Также на уровне государства реализуются программы обмена студентами. Однако, в университетах Латинской Америки не существует распределения после окончания обучения. Следовательно, гарантии трудоустройства также отсутствуют.

Особенности системы образования в некоторых странах Латинской Америки

Уровень развития образования в любой стране определяет её политический и экономический потенциал. Прогресс в развитии систем образования характерен для наиболее развитых стран латиноамериканского региона – Мексики, Аргентины и Бразилии.

Образование в Мексике

Современная модель образования в Мексике очень похожа на российскую систему. Она состоит из ступеней дошкольного, школьного и высшего образования.

Дошкольное образование является обязательным и бесплатным. Ступень начального образования состоит из 7 классов, обучение в начальной школе по всем предметам ведут два учителя. В классы неполной средней школы принимают на основании аттестата о начальном образовании. Программы обучения на этой ступени подразделяются по двум направлениям – академическому и техническому. После окончания неполной школы можно идти работать или продолжать учиться на следующей ступени.

Полная средняя школа даёт возможность продолжить образование по академическим и техническим профилям. Технические профили обеспечивают получение профессионального аттестата, а академические – поступление в высшие учебные заведения на основании диплома бакалавра. Также осуществляется обучение по смешанным программам.

Школы Мексики подразделяются на государственные и частные. Во многих из них изучается русский язык. Учебный год длится с середины августа до конца июня.

В Мексике насчитывается около 100 университетов и колледжей. Образовательные программы высшей школы подразделяются на следующие уровни:

  • лиценциат (3 года обучения);
  • магистр (защита собственного научного исследования, проводимого в течение 1-2 лет);
  • доктор наук (защита докторской диссертации на основании фундаментального 2-х летнего исследования).

Студенты, имеющие успехи в обучении, получают стипендию от государства.

Образование в Бразилии

Бразильское образование построено по традиционной схеме:

  • дошкольное образование;
  • среднее образование (начальные и средние школы);
  • высшее образование (государственные и частные университеты).

Финансированием дошкольного и среднего образования в стране занимается Национальный фонд. Средства для этих целей поступают из налогов муниципалитетов.

Особенностью дошкольного образования Бразилии является то, что наряду с государственными учреждениями существует большое количество негосударственных, которые популярны у населения.

Среднее образование включает две ступени: обязательное восьмилетнее начальное и трёхлетнее среднее. Оно является бесплатным. Однако, финансирование зависит от уровня развития муниципалитета и сильно отличается внутри страны. Для обеспечения обязательного начального образования государство принимает программы по финансовой поддержке малообеспеченных семей.

Несмотря на перспективность частных школ, обучение в них стоит очень дорого и является недоступным для большинства семей.

Высшее образование Бразилии представлено частными и государственными высшими учебными заведениями, причём доля частных составляет 80%. В государственных вузах можно получить медицинские и инженерно-технические профессии, а в частных – гуманитарные. В государственных университетах обучение бесплатное.

Образование в Аргентине

По показателям грамотности – 95%, Аргентина лидирует среди соседних стран. Система образования в этой стране признана лучшей во всём регионе.

Образование Аргентины включает следующие ступени:

  • дошкольное;
  • начальное;
  • среднее;
  • профессионально-техническое;
  • высшее.

В дошкольные учреждения принимают детей с очень раннего возраста на основании справки о прививках. Учреждения, которые посещают дети в возрасте от 45 дней до двух лет, являются частными и называются «Гуардерия». Дети с 2 лет посещают детские сады. Плата за посещение дошкольного учреждения зависит от времени пребывания и включения питания.

В Аргентине в школе дети обучаются с 6 до 12 лет. Начальная школа называется «примария», а средняя – «секундария». Школы подразделяются на частные и государственные. Учебный год длится с марта по ноябрь. Учёба проводится в две смены. Применяется 10-балльная система оценок. В государственных школах обязательна школьная форма – белые халаты и чёрные ботинки.

Высшее образование в государственных вузах является бесплатным. Для поступления на учёбу в них не принимаются вступительные экзамены. Чтобы вести профессиональную деятельность по полученной специальности, нужно получить соответствующую лицензию.

Система образования в странах Латинской Америки по конкурентоспособности в мире пока занимает далеко не ведущее место в мире. Однако, благодаря государственной поддержке, уровень образования ежегодно растёт, что положительно сказывается на экономическом развитии региона.

Распространено мнение, что у россиян и бразильцев схожий менталитет. И всё равно от этой страны ждешь чего-то особенного. Как в стране футбола и желтых футболок, капоэйры и белых штанов, диких обезьян и длинных сериалов, карнавала и самбы обстоит дело с обучением в вузах? Воображение рисует красочные картины, но реальность строга - и как раз во многом подтверждает гипотезу о сходстве Бразилии с Россией.

В последнее время в вузах страны всё шире распространяется экзамен ENEM (Exame Nacional do Ensino Médio), бразильский брат ЕГЭ. Бразильцы грезят университетом Сан-Паулу, хотя и не так сильно, как их российские ровесники – труднодостижимым МГУ, поскольку по стране равномерно распределена сеть федеральных университетов; но и в России таковые открываются с недавних пор. Негосударственные вузы тоже есть и в Бразилии, и в России. Стоимость обучения также разная. Студентам надо покупать книги – цены на книги аналогичны российским. Какие специальности наиболее востребованы? Медицина, право, администрирование, самые разные области инженерного дела, журналистика, маркетинг, биология, IT-специальности – эти предпочтения похожи на наши. Соотношение общих и практических вузовских дисциплин подчиняется привычной логике: больше первых на начальном этапе – больше вторых к концу учебы, и всё зависит от конкретной специализации. В бразильских вузах, как и в наших, учатся разное количество лет. Наиболее долго – будущие врачи; большинство остальных – 5 лет (инженеры, юристы, психологи, специалисты в медийной сфере); кто-то учится 4 года (философы), другие – 3 года, есть и высшее образование за два года (чаще – технологическое). Но есть и отличия от российской традиции.

Кому подойдет бразильский менталитет

Стиль мышления, прививаемый в бразильских вузах, сегодня осознается как западный, по образцу североамериканского. Речь идет о рыночном мышлении, о важности интересов компаний и тому подобном. При этом внимание вузов к общественному долгу отсылает нас к французской модели образования. Совместные мероприятия вузов Бразилии с вузами Парагвая, Уругвая, Аргентины и Боливии говорят о латиноамериканском контексте, в котором существуют бразильские вузы. Но можно настаивать и на уникальном бразильском стиле. И речь не идет о солнечном образе наивного весельчака.

Эти солнечные заокеанские весельчаки знают и уважают, скажем, нашего ученого И. П. Павлова и нашего писателя Н. В. Гоголя – а также они в курсе международных публикаций своих сограждан-профессоров. Зато не помнят анекдотов о студентах: здесь учеба в вузе – это дело серьезное, а студент – это серьезный человек, причем вовсе не игрок в футбол: для некоторых национальных особенностей вузы Бразилии почти непроницаемы.

Пресловутые футбол и капоэйра академическими дисциплинами не стали, профессионально ими занимаются соответствующие школы, ассоциации и центры в разных штатах. А студенты вузов играют в футбол по выходным или темными тропическими вечерами – по собственной инициативе. Эти матчи называются “peladas” и не предусматривают особой экипировки типа бутс и униформы.

Мощный бразильский католицизм выразился в создании частных католических университетов, которые, однако, дают светское образование – медицинское, географическое, психологическое, математическое. Теология там – лишь одно из множества направлений.

Напор ярких традиций бразильской кухни также отступает перед холодной университетской обороной. В студенческих столовых найдется лишь будничная еда – а не знаменитая фейжоада.

Каждому штату Бразилии можно гордиться не только оригинальными блюдами, но и собственным разработанным стилем народной музыки, и особым выговором, и характером жителей – но, когда речь заходит об университетских программах, бразильцы в едином порыве кивают на Министерство образования и культуры. Там на сайте, мол, всё написано. Только частные университеты более свободны варьировать содержание образования. Но всё же каждый вуз вправе развивать свои программы самостоятельно и вести о них профессиональный диалог, не нарушая общих принципов. А особенно склонны к диалогу бразильские студенты – на практических занятиях их выступления приходится ограничивать по времени. Впрочем, свое многословие они используют с толком, оставаясь открытыми для устранения сомнений, для поиска истины и стараясь держаться с преподавателями раскованно, на равных. Темы учебных курсов постоянно пересматриваются, модернизируются – и университетский дух в Бразилии вполне современен.

Бразильская система образования

Если в России правом принимать собственные экзамены обладают лишь несколько вузов, то в Бразилии в каждом вузе есть собственная вступительная процедура, называемая “vestibular”. Во многих принимают и результаты экзамена ENEM. С этими результатами так же, как и в России, можно податься в несколько учебных заведений.

Считается, что лучшие университеты сконцентрированы на юге страны, однако достойный уровень образования можно найти повсюду: все штаты располагают вузами, предлагающими для освоения должный диапазон областей познания. Обычно уроженцы страны выбирают вуз в своем штате, но в принципе могут учиться в любом городе – на севере в Манаусе, или на юге в Рио-де-Жанейро, или еще где-нибудь, тем более если нужной абитуриенту специальности в ближайшем вузе не оказалось. Есть программы, призванные облегчить такую миграцию, включая помощь с проживанием.

Престижными считаются федеральные и государственные университеты.

Федеральные вузы:

  • Федеральный университет Рио-де Жанейро (UFRJ)
  • Федеральный университет Сан-Паулу (UNIFESP)
  • Федеральный университет штата Баия (UFBA)
  • Федеральный университет Риу-Гранди-ду-Сул (UFRS)
  • Федеральный университет Минас-Жерайса (UFMG)
  • Университет Бразилиа (UnB).

Государственные университеты:

  • Университет Сан-Паулу (USP)
  • Университет штата Сан-Паулу (UNESP)
  • Университет Кампинаса (Unicamp).

Частные вузы:

  • Католический университет,
  • университеты «Эстасиу джи Са»,
  • «Маккензи»
  • «Аньемби Морумби».

Среди бразильцев принято четко разбираться в том, кто и как финансирует то или иное учебное заведение. А заодно и в том, кому оно принадлежит – либо какому государственному или правительственному органу оно подведомственно.

Лучшие бразильские вузы вполне конкурентоспособны по сравнению с вузами других стран, там достаточно строгие требования к отбору преподавателей. И абитуриентский конкурс на место бывает весьма высок – порядка нескольких десятков человек. Например, на место по специальности «Реклама и пропаганда» могут претендовать более 60 человек, «Международные отношения» – около 40, «Медицина» – где-то 30, а где-то и 100, «Сестринское дело» (в Бразилии это специальность высшего образования) – 30, «Философия» – 6. В некоторых частных вузах количество мест может совпадать с количеством претендентов на них.

Платных отделений нет. Или абитуриент поступает в государственный либо федеральный вуз и учится там бесплатно, или он идет в частный вуз и платит за учебу – в среднем 600 реалов в месяц (это как российские 9000 рублей), но встречается и очень дорогое образование. Правительство и сами университеты последовательно ведут работу над программами, которые помогали бы бедным поступать в вузы, и эта работа вызывает общественный резонанс. Приемлемые для вуза результаты экзамена ENEM говорят не только о том, что абитуриент станет студентом, но и о том, что он получит стипендию по новой программе ProUni – «Университет для всех». А часть студентов получает обычную стипендию – так называемую bolsa de estudo. Преимущественно это выходцы из семей с низкими доходами. Есть также выплаты на осуществление научных исследований и для прочих студенческо-учебных целей. И значительное количество студентов учится, ничего не платя за учебу, но также не получая никаких выплат от вуза.

Учебный год в Бразилии начинается в феврале.

Как подготовиться к поступлению

Ответ на вопрос «Почему Бразилия?» должен звучать не праздно – в противном случае лучше просто когда-нибудь съездить туда отдохнуть, не более того. Есть множество других стран, куда российские студенты уже проторили дорогу более уверенно. Как и перед обучением в других странах, здесь предстоит волокита – нужно доказательство, что у вас есть средства для проживания в Бразилии либо обязательство приглашающей стороны о содержании; требуется приглашение от вуза с указанием, что он предоставил вам место для обучения; нужна даже (не для всех штатов) вакцинация против желтой лихорадки! Причем это еще не всё.

Знаете ли вы португальский? Вопрос почти риторический: несмотря на заявления о БРИК – о дружбе и сотрудничестве Бразилии, России, Индии и Китая, – в России он остается в числе редких иностранных языков. И это при том, что бразильцев на десятки миллионов больше, чем нас, да и о БРИК всё-таки говорят практически каждый день – то есть выучить этот язык имеет смысл. Если вы в старших классах, этот язык можно учить самостоятельно, с преподавателем и онлайн на одном из многочисленных сайтов взаимного обучения языку (ориентируясь именно на бразильский его вариант, который имеет отличия в лексике, фонетике и грамматике).

Затем попробуйте выбрать бразильский вуз. Можно будет съездить на краткосрочные курсы португальского для иностранцев при выбранном бразильском вузе, если средства семьи позволяют. А если вы хотите учить португальский в отечественном вузе, то на родных просторах нужно поступить в МГУ, МГИМО, МГЛУ или Военный университет. Попасть туда трудно, образование там хорошее, но круг специальностей – ограничен. Не хотите его ограничивать – получите интересное вам высшее образование в любом вузе России на русском языке, а затем поезжайте в Бразилию дополнять его португальским языком (тогда уже предварительно выученным самостоятельно) на каком-нибудь филфаке, такой факультет там называется “Letras”. Хотя, если вы к тому времени выучите язык, можно выбрать вместо филфака, который всё-таки не каждому подходит, хоть химическую инженерию!

Кем, как и где работать, подумайте заблаговременно. Если после бразильского вуза вы собираетесь смиренно ходить по собеседованиям в России, то российский работодатель может вас не понять. Если вы хотите стажироваться или работать в Бразилии, то стоит там и учиться: уровень образования важен при приеме на работу – однако на работу там устроиться трудно, да и зарплаты не особенно велики. Поэтому лучше всего, если у вас действительно есть желание искать (или придумывать самостоятельно – и ответственно осуществлять) совместные российско-бразильские проекты – а они могут находиться в любой из двух стран и быть обнаружены вами либо случайно и не вовремя, либо в результате долгих и планомерных поисков. Их предметом может быть биология, инженерное дело, туризм – что угодно.

Решились? Примерная цепь действий такова:

  • бразильская легитимизация ваших документов о среднем образовании в Совете по образованию нужного вам штата в Бразилии (Conselho Estadual de Educação); – возможно, подготовительные курсы (pré-vestibular);
  • интернет-регистрация на сдачу экзаменов в вузе, сдача экзаменов, зачисление;
  • получение учебной визы.

Хотите поддержки? В МЭПИ есть проект "Russobras"; многие российские вузы сотрудничают с вузами Бразилии на уровне отдельных мероприятий или сугубо научной деятельности либо дружат факультетами; также в Бразилию можно попасть через студенческую организацию AIESEC – но на стажировку.

Хотите получать бразильское образование и жить при этом в России? На сайте Ассоциации дистанционного образования Бразилии (ищите по Интернету аббревиатуру ABED) есть масса интересных учебных курсов со ссылками на вузы, где их предлагают. Это программы на португальском языке.

Чему Бразилия учит мир

Высшее образование может развиваться быстро, и это первый урок Бразилии миру. Университеты этой страны моложе своих европейских и латиноамериканских собратьев, но при этом хорошо развиты. В колониальные времена те немногие бразильцы, кому дозволялось и кто желал учиться, в основном вынуждены были плыть через океан (и это тоже поступок!) – чаще всего в португальскую Коимбру. Тамошний университет основан аж в 1290 году. Неудивительно: Европа! А как обстояли дела в самой Бразилии? Следите за цифрами: в 1808 году основаны медико-хирургический колледж в Салвадоре и кафедра анатомии в Рио. Позднее появились Политехническая школа, кафедра экономики и Академия художеств. Негусто. А первый университет открылся лишь в 1912 году – в штате Парана. В 1920 – в Рио. В 1932 – в Сан-Паулу. Однако как о явлении высшее образование заявило о себе примерно 60 лет назад. При этом еще в 70-х годах прошлого столетия весьма значительный процент населения старше пятнадцати лет был неграмотным. А сегодня бразильскими вузами выпускаются прекрасно подготовленные специалисты, в стране развивается последипломное образование, и во многих областях исследований бразильцы – в авангарде, их публикации вызывают международный интерес.

Второй урок преподносит бразильская педагогика с ее мыслителем и практиком Паулу Фрейре. В стране с колониальным прошлым подобные ученые не могли не чувствовать особенно остро всех тех моментов, которые в ситуации обучения могли бы напоминать о несвободе (превосходство учителя над учеником и т. п.). Поэтому там, где другие дидакты, научив учиться, привычно заговаривают об адаптации человека в обществе, Паулу Фрейре ведет речь о свободе личности и не боится, что из учеников вырастут критики, а то и преобразователи мира.

В целом неграмотность никуда не исчезла, социальное неравенство по-прежнему очень велико, многие родители не в состоянии платить за обучение своих детей в частной школе: хорошими средними школами считаются именно такие. И бразильцы, напуганные образовательной участью обитателей трущоб – фавел, не могут себе позволить особенно расслабиться, получая заветное высшее образование. (Да, парень или девушка из фавелы тоже могут подготовиться и поступить, но стартовые условия не равны.) Так Бразилия преподает миру третью истину – высшее образование представляет собой великий шанс, который надо ценить.

Причем уважая остальных. Бразилия учит нас интересу и уважению и к своей культуре, и к чужой. Это четвертый ее урок миру. Бразилия поддерживает программу культурного обмена со всеми континентами. В университетах рассматривается широкий спектр вопросов и хорошо обеспечен доступ к разным культурам. В первую очередь, страну отличает язык и материалы, относящиеся к истории и литературе самой Бразилии. Очевиден исследовательский интерес бразильцев и к африканским странам, и это не только Ангола, Кабо-Верде и Гвинея-Бисау, но и другие, где говорят не на португальском, а на языке йоруба (представляющем интерес, в частности, в связи с изучением афро-бразильской культуры), например, Нигерия: у почти половины бразильцев были предки в Африке, африканская культура в Бразилии трансформируется интересным образом. Впрочем, в бразильских университетах есть студенты со всего мира, практически отовсюду. Колумбийцы, венесуэльцы, аргентинцы, чилийцы, кубинцы, жители США, немцы, поляки приезжают учиться и ходят по одним улицам с гражданами Бразилии любого происхождения – от украинского до японского. И учатся восприимчивости к разным культурам, которая действительно важна и полезна в эпоху глобализации.

Данная латиноамериканская страна обладает особенной системой образования, которая отличается и от европейской, и от российской. Официальный цикл обучения можно условно разделить на пять составляющих:

  • дошкольное образование,
  • начальное основное образование, длится 8 лет,
  • среднее образование, срок обучения составляет 3 года,
  • высшее образование, чтобы получить которое, необходимо учиться четыре-шесть лет,
  • дополнительное образование (аналог докторантуры и магистратуры).

Обучение: контроль государства

На законодательном уровне обучение в Бразилии регулируется и контролируется согласно десяти статьям Конституции страны, в которой системе образования посвящена отдельная часть. Самым главным государственным официальным документом, который касается обучения, является закон от 20.12.96 г., его часто называют законом Дарси Рибейро, в честь выдающегося педагога страны.

Система образования в Бразилии включает в себя государственные и частные учреждения. Государство занимается финансированием федерального обучения, которое включает в себя дошкольное, начальное и среднее образование.

Федеральная система высшего образования включает в себя:

  • университеты,
  • промышленные техникумы,
  • сельскохозяйственные училища,
  • центры среднего технического образования.

Кроме того, власти ответственны за национальную программу, целью которой является поддержка кадров высшей квалификации. Строгий контроль на каждом этапе осуществляется Министерством образования.

Школьная учеба

Дошкольное образование в латиноамериканской стране не является обязательным. Детский сад может посещать любой ребенок при желании родителей в возрасте до семи лет.

В соответствии с Конституцией Бразилии основное или начальное образование является обязательным и за него не берется плата с родителей или попечителей. За четкое выполнение двух этих важных пунктов несут ответственность не только отцы и матери, но и государственные инстанции на уровне административно-территориальных единиц, федеральных округов, правительства и городских властей.

Если школа является частной и за обучение в учреждении необходимо платить, то в особых случаях финансовую помощь оказывают государственные органы. Известны прецеденты в судебной практике, когда семьи, относящиеся к бедным слоям, не имели возможности определить детей в платное заведение. Тогда по решению суда, власти штатов должны были взять на себя все расходы на обучение в частной школе.

Достаточно серьезной трудностью обучения в государстве является плохая посещаемость детей школьных учреждений. Они перестают ходить на занятия, так как их родители не имеют возможности контролировать своих чад в достаточной стпени. Также проблема актуальна для бедных семей, когда отсутствуют средства для приобретения необходимых учебно-практических материалов или родители отправляют своих детей зарабатывать деньги, то есть работать, а не учиться.

Несмотря на то, что на законодательном уровне детский труд запрещен и лицам до 16 лет запрещается вести трудовую деятельность, подростки все равно работают и на их деятельность большой спрос.

Для стабилизации ситуации были рассмотрены и приняты две специализированные программы, благодаря действию которых за последние шесть лет посещаемость в школах стала выше и учеба в Бразилии для детей получила более высоки приоритет:

  1. BolsaEscola обязывает родителей посылать ребенка в школьные учреждения и в следить за его самочувствием и состоянием здоровья. Если эти условия выполняются, то государство поощряет матерей и отцов пособием.
  2. FUNGEF - эта программа рассчитана на контроль со стороны муниципалитета. Он получает финансовые средства, их сумма напрямую зависит от количества зарегистрированных девочек и мальчиков.

Большая часть всех учебных заведений финансируется городскими властями или штатом Бразилии. Они обязаны использовать ¼ своего бюджета на обучение. Такое условие провоцирует возникновение большой проблемы, так как штаты более развитые имеют намного больше средств для оптимального финансирования в систему. В населенных пунктах, которые принадлежат им, уровень заработный платы персоналу выше и поэтому там работают компетентные и опытные преподаватели. В населенных пунктах, принадлежащих штатам с небольшим бюджетом, качество обучения достаточно низкое.

В последнее время в стране стали пользоваться растущим спросом услуги частных школ. В большинстве случаев сумма, которую необходимо отдать за учебу, достаточно высокая: от 50 бразильских реалов в малых и до 550 бразильских реалов в больших городах, например, в столице Бразилии.

Латиноамериканская страна активно участвует в программе «ПК каждому ребенку». Согласно которой детям, проживающим на территории стран третьего мира, предоставляются недорогие компьютеры. Стоит отметить, что эта программа действует и развивается очень медленными темпами.

Система среднего образования

Среднее образование в южноамериканском государстве не является обязательным. Чтобы получить его, ребенку необходимо учиться всего три года. Большая часть средних школьных заведений финансируется из бюджета штатов или населенных пунктов. Уровень и качество получаемого детьми образования практически полностью зависит от финансовых возможностей местных государственных органов. Система среднего образования в Бразилии не является слишком развитой.

Большая часть учебных заведений не в состоянии обеспечить необходимый процесс обучения на должном качественном уровне. В Бразилии есть такая разновидность учреждений, как технические школы. Они помогают дать профессиональные знания на хорошем уровне, а не только ознакомить детей с общеобразовательными предметами.

Государственные органы финансируют некоторые технические школы, считающиеся лучшими на территории Бразилии.

Популярными считаются учебные заведения, которые поддерживает:

  1. SENAI (Национальное Обслуживание для Производственного обучения) . Данная организация обеспечивает формальное получение знаний специализированными рабочими в промышленной, строительной и химической сферах.
  2. SESI (Бразильское Социальное обеспечение для Промышленности) является частной некоммерческой организацией . Предоставляет помощь ряду технических школ.

Такие учебные заведения получают хорошее финансирование от отраслей промышленности Бразилии и процесс обучения происходит по определенной программе, которая соответствует кадровым потребностям этой отрасли.

Подготовка к поступлению в вуз и частные уроки

Очень часто специалисты среднего уровня с дипломом не обладают технической специальностью. Многие молодые люди хотят поступить в высшие учебные заведения страны. Для достижения этой цели, необходимо пройти собеседование и сдать экзамены, которые также проходят в форме собеседования.

Многие абитуриенты, чтобы хорошенько подготовиться к предстоящим экзаменам, посещают индивидуальные занятия после успешного завершения средней школы. Частные уроки преподаются в неофициальных заведениях, поэтому обучение там не гарантирует поступление в университет и человеку может не выдаваться какой-либо официальный документ, как после завершения специализированных курсов.

В системе образования Бразилии уроки, занятия и курсы частного характера занимают серьезное место. Они широко распространены и в небольших, и в крупных городах страны. Частные уроки предлагают получить знания по самым разным дисциплинам, включая иностранные зыки, искусство и многое другое. Стоимость такого обучения зависит от многих показателей: города и места расположения, длительности курса, количества изучаемых дисциплин, репутации заведения.

Стоимость обучения на подготовительных курсах в простом учреждении часто не превышает ста бразильских реалов (26 американских долларов), но учеба в элитных школах, например, DanteAlirhieri, может обойтись вам и в несколько тысяч реалов.

Система высшего образования в Бразилии

Высшее образование в Бразилии, как и во многих государствах мира, не является обязательным, но наличие диплома открывает перед человеком больше перспектив для дальнейшего успешного трудоустройства. Очень много денежных средств из федерального бюджета направлено на интенсивное развитие высшего образования.

На территории Бразилии находится много государственных и частных колледжей и университетов. Высшие учебные заведения, находящиеся под непосредственным контролем государственных властей, можно разделить на два типа:

  1. Вузы, которые получают финансирование от муниципалитета или штата.
  2. Заведения, которые получают необходимую финансовую поддержку от правительства федеративной республики.

Обучение в таких вузах бесплатное, но иногородние студенты должны платить за жилье, так как оно не предусмотрено, обучающиеся должны самостоятельно закупать учебный материал и другие, необходимые для обучения, предметы. Питание, как правило, в бразильских вузах предоставляется бесплатно.

Преимущества государственных университетов

Государственные вузы Бразилии предоставляют более качественные услуги, нежели частные организации. Это связано с хорошим финансированием из федерального бюджета. Особой популярностью в таких учебных заведениях пользуются медицинские и инженерные специальности.

В большинстве частных университетов страны абитуриенту предлагается освоить специальности с гуманитарным уклоном, а также бухгалтерский учет и юриспруденцию. Как в государственных, так и в частных университетах отсутствует ограничения по набору абитуриентов, то есть, нет конкурса на популярные специальности, как в некоторых вузах России.

В государственных университетах Бразилии оценивают только уровень знаний и интеллекта будущих студентов. А вот в некоторых частных заведениях учитывают спортивные достижения и другие элементы успеваемости.

Правительство Бразилии стремится развить и усовершенствовать систему высшего образования, поэтому проводятся постоянные изменения и поправки.

Дополнительное образование

Такой вид бразильского образования можно получить в государственных ВУЗах. Речь идет о получении степени доктора или магистра. В некоторых случаях такое обучение является платным. Следует отметить, что в привычном для россиян понимании, магистратура и докторантура отсутствуют, но есть аналоги этих степеней. У вузов практически свободный набор студентов. Основными требованиями, во многих случаях является предоставление плана будущей научной работы и наличие рекомендательных писем.

Самые популярные университеты Бразилии:

  • государственный университет Сан-Паулу,
  • федеральный ВУЗ Минас-Жерайс,
  • большое количество специальностей предлагает самый старый университет страны, расположенный в столице,
  • высшее учебное заведение в Рио-Гранде-ду-Сул,
  • Кампинасский университет.

Основные отличия между российской и бразильской системами образования:

  1. Начальное образование в России подразумевает изучение литературы, русского языка, ИЗО, математики и других основных предметов, то есть предполагает обучение ребенка с первого по третий класс, а среднее образование - с пятого по девятый или 11 класс. В Бразилии основному образованию ребенок посвящает восемь лет, а среднее образование является необязательным и составляет три года;
  2. В Российской федерации выстроена четкая иерархия процесса всего обучения: дошкольное, начальное, среднее т.д., в Бразилии она размыта.
  3. В Бразилии отсутствуют градации «бакалавр» и «магистр», есть одна степень, объединяющая оба эти уровня.
  4. В университетах РФ предлагается намного больше специальностей, чем в вузах латиноамериканского государства.
  5. Уровень качества образования в РФ выше, в целом пока еще выше, чем в Бразилии. Во многом это связано с тем, что в России история образовательной системы насчитывает не одну сотню лет.
  6. В Бразилии, вместо диплома о высшем образовании для поступления на определенную работу, достаточно закончить курсы, уровень подготовки на которых соответствует обучению в российских техникумах.