Семья

Существительное только во множественном числе. Существительные только множественного числа. Образование множественного числа

Это предметы, поддающиеся счету. Они могут употребляться в сочетании с Такие существительные имеют формы обоих чисел: и единственного, и множественного: стол - столы, парта - парты, облако - облака. Эти формы имеют разные окончания и по-разному сочетаются с другими частями речи.

Значение форм множественного числа существительных

Если единственное число используется для обозначения единичного предмета из ряда подобных, то множественное число обозначает множество однородных предметов.

Механизм образования множественного числа

Существительные, использующиеся только во множественном числе

В противовес существительным, не образующим множественное число, в языке есть слова, которые существуют лишь в форме множественного числа. Это существительные

    отвлеченные (сумерки, каникулы);

    вещественные (сливки, щи);

    названия некоторых шахматы);

    предметы, включающие в себя несколько частей (ножницы, брюки, джинсы, весы и др.).

5-й класс

Имена существительные, которые имеют
только форму множественного числа

Сценарий открытого урока

Цели урока:

1) учебная: дать понятие о существительных, которые имеют только форму множественного числа, уметь употреблять их в речи, отрабатывать орфоэпические навыки, расширить словарный запас;

2) воспитательная: формировать потребность анализа собственных поступков и умение просить прощение и прощать; познакомить с традициями, связанными с началом марта;

3) развивающая: развивать творческие способности и поисковые навыки.

Оборудование: рисунки для беседы по домашнему заданию, доска, проектор, программа на CD, веточки сосны, березы, ивы, рабочие листы, карточки с загадками, Библия, толковые словари, стихотворения Б.Пастернака.

ЭТАПЫ УРОКА

1. Начало урока.

Сол нце грее т до сед ьмого пота,
И бушуе т, одурев, овраг,
Как у дюже й скотницы работа,
Дело у ве сны кипит в руках.

Чахне т снег и боле н малокровь ем
В вето чках бесс ильно синих жи л.
Но дымится жи знь в хле ву коро вь ем,
И здоро вьем пышу т зубь я вил.

Вот и я сегодня пришла на урок с мартовской веточкой сосны. Согласно народному поверью принесенная домой в начале марта веточка сосны очищает застоявшийся за зиму воздух, дает нашему дыханию легкость. А это – веточка березы. В старину на Руси месяц март называли березолем, потому что от действия весеннего солнца береза в марте начинает наливаться соком и пускает почки.

2. Запись предложения под диктовку.

В старину на Руси месяц март называли «березоль».

В каждой группе есть консультант. Он пишет и комментирует (по методу Лысенковой «Веду за собой») для остальных членов группы:

«В – предлог, пишу раздельно, старину – пишу с а, потому что проверочное словостар , суффикс -ин- пишу с и, с одной буквой н, на – предлог, пишу раздельно, Руси – собственное имя существительное, пишу с большой буквы, месяц – пишу яц, это – словарное слово, март – пишу с маленькой буквы, это – нарицательное имя существительное, называли – пишу приставку на-, березоль” пишу в кавычках, так как это слово приводится в именительном падеже».

Беседа с классом

– Обратите внимание на слова: март и березоль – синонимы.

– Есть ли в этом предложении слова, которые не имеют формы множественного числа? (Русь, март, березоль.)

– Образуйте форму множественного числа от слова месяц . Запишите еще пять слов, оканчивающихся на ц, во множественном числе. (Месяцы, спицы, птицы, синицы, лисицы, куницы, страницы, скворцы, дворцы, волшебницы, певцы.)

– В стихотворении Б.Л. Пастернака тоже есть слово, оканчивающееся на -цы. Подойдет ли оно нам в качестве примера? (Нет, так как скотницы – это не мн. ч., а р.п. ед. ч. сущ. скотница ).

– Правильно, это пример омонимичного окончания -ы.

3. Анализ домашний (подписи под рисунками).

– Прежде чем мы перейдем к новой теме, давайте посмотрим, как справился с домашним заданием ученик Петя. На первом рисунке вы видите дерево и книгу.

Правильно ли Петя подписал рисунки? На дереве листы. В книге листья.

Запишите предложения в исправленном виде.

(На дереве листья. В книге листы.)

– Правильно ли подписан второй рисунок? В дневнике колья. В изгороди колы. Запишите предложения в исправленном виде.

(В дневнике колы. В изгороди колья.)

– Правильно ли подписан третий рисунок? У волка зубья. У пилы зубы.

(Нет, надо: У волка зубы. У пилы зубья. )

– Правильно ли поэт Б.Пастернак употребил слово зубья в своем стихотворении?

(Да, потому что это зубья вил. )

– Как можно объяснить такие ошибки в работе Пети?

(Такие ошибки появились потому, что слова лист, зуб, кол – многозначные. В зависимости от значения слова образуются и разные формы мн. ч.)

– Какие слова мы называем многозначными? Приведите примеры.

(Многозначными мы называем слова, у которых есть два и более значений. Чаще всего первое значение – прямое, а второе – переносное. Например, кисть руки – кисть винограда .)

Вывод: форма множественного числа часто зависит от лексического значения слова.

4. Знакомство с темой урока.

Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если выполните следующее задание.

Задание. Каждая группа получила конверт, в который вложены тексты загадок в разрезанном виде. Их надо собрать, записать в тетрадь, отгадать.

1-я группа:

Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (Ножницы.)

2-я группа:

Ходят весь век, а не зверь, не человек. (Часы.)

3-я группа:

Какая водица только для письма годится? (Чернила.)

– Посмотрите на отгадки. Что общего в этих словах?

(Ножницы, чернила, часы – существительные, у которых есть только форма множественного числа.)

Запишем эти слова. Да, тема сегодняшнего урока: «Существительные, которые имеют только форму множественного числа». Постараемся за урок собрать их как можно больше.

В стихотворении Б.Пастернака тоже встречается такое слово. Кто-нибудь его увидел? Это слово – вилы . Запишем его.

5. Какие существительные употребляются только во множественном числе?

Задание. В рабочем листе прочитайте, на какие группы разделены существительные, которые употребляются только во множественном числе, приведите по 2–3 примера. Вырежьте эту справку и вклейте ее в тетрадь по теории .

(сани, шорты, качели);

Некоторые вещественные (сливки, отруби, дрожжи);

Некоторые отвлеченные (сутки, сумерки, именины);

Собственные (Карпаты, Альпы).

В древнерусском языке было не два, а три числа: единственное, множественное и двойственное. Потом двойственное число исчезло, а слова из этого числа перешли в разряд тех слов, которые имеют только форму множественного числа и которые обозначены в вашей справке в пункте 1.

6. Лексическая работа.

– В справке вам встретилось слово отруби . Что оно значит? Давайте посмотрим в словаре Даля. «Отруби – остаток от просеянной муки, измельченная под жерновом рубашка зерна, высевки». С этим словом мы встречаемся в притче о блудном сыне. Может, кто-то напомнит нам ее?

– Некий юноша, повзрослев, решил, что может обойтись без семьи, и потребовал у отца свою долю наследства. А когда ее промотал, был вынужден пасти свиней и питаться вместе с ними отрубями. Устав от унижений и голода, юноша решил вернуться домой, соглашаясь на участь даже раба. Но отец его простил и устроил в его честь пир.

– Эту притчу мы вспомнили не случайно, правда? Уметь надо и прощения просить, и прощать.

7. Работа в группах по карточкам с текстами «Из мира простых вещей».

Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Предложите другим группам назвать описываемое в тексте слово. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. (Консультанты помогают сомневающимся в написании.)

Карточка 1

Эту ткань изг_тавливали в XVI веке в городе Генуя который итальянцы называли Дженовой. Из этой проч_ной ткани шили брюки для м_ряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для п_стухов и зол_тоискателей. Сейчас их носят люди всех возр_стов. Это… ___________ (джинсы).

Карточка 2

Кто и когда их изобрел – неизвес_но. В Древней Грец_и для них использовали отшлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венец_я – царица зеркал и стекля_ой посуды. На Руси их стали н_сить с XV века. Это... _______ (очки).

Карточка 3

На н_чном небе в созвездии Большого Пса есть зв_зда которую можно видеть только летом. В эту пору работать было т_жело из(за) жары и люди о_дыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осе_ий отдых, и зимний, и весе_ий. Это _______ (каникулы).

– Слово очки получило свое название от древнерусского слова. Какого? (Очи, т.е. глаза, в единственном числе – око .)

Знаете ли вы, что слово очи входит в народные названия некоторых растений, и вот в этих названиях слово очи употребляется только во множественном числе: например, воловьи очи (голубая ромашка), царевы очи (росянка), павлиньи очи (едкая трава).

8. Поисковая работа.

В прошлом году пятиклассники выполняли поисковую работу по Словарю русского языка. Из него они выписали существительные, которые имеют только форму множественного числа. Вы видите список этих слов в рабочем листе.

Задание. Выпишите из списка слова одной тематической группы. 1-я группа выпишет слова, которые мы можем найти на кухне, 2-я группа – в шкафу, 3-я группа – в мастерской. Отмечайте знаком вопроса слова, значения которых вам непонятны .

Слова для справок

Бигуди
Будни
Бриджи
Брюки
Белила
Бусы
Брызги
Вершки
Весы
Выжимки
Ворота
Вилы
Граффити
Грабли

Дрожжи
Джинсы
Джунгли
Дрова
Дровни
Духи
Дебаты
Деньги
Жалюзи
Жмурки
Заморозки
Заносы
Именины
Кальсоны

Обои
Объедки
Опилки
Прятки
Помои
Пельмени
Панталоны
Ползунки
Плавки
Плоскогубцы
Плечики
Похороны
Рожки
Сласти

Каникулы
Каперсы
Консервы
Колготы
Качели
Клещи
Лосины
Макароны
Мемуары
Ножницы
Носилки
Оковы
Отруби
Очки

Сухофрукты
Сливки
Спагетти
Сани
Сумерки
Стансы
Тропики
Торги
Тефтели
Узы
Фижмы
Фисташки
Хлопоты
Хлопья

Хоры
Ходики
Цимбалы
Чернила
Четки
Чресла
Чары
Шашки
Шорты
Шахматы
Штаны
Шаровары
Ясли

На кухне: брызги, вершки, весы, выжимки, дрожжи, каперсы, консервы, макароны, отруби, объедки, помои, пельмени, рожки, сласти, сухофрукты, сливки, спагетти, тефтели, фисташки, хлопья.

В шкафу: бигуди, бриджи, брюки, бусы, джинсы, духи, кальсоны, колготы, лосины, ножницы, очки, панталоны, ползунки, плавки, плечики, фижмы, штаны, шаровары.

В мастерской: белила, ворота, вилы, грабли, дровни, клещи, ножницы, носилки, опилки, плоскогубцы, сани, чернила.

9. Творческое задание .

Слова, отобранные в группах, представьте в виде диалога «Готовим сюрприз маме», «Собираемся на курорт», «Мы строим скворечник». Разыграйте их.

10. Домашнее задание:

1. По Толковому словарю узнайте значения слов, которые вы обозначили вопросительным знаком.

2. Сгруппируйте слова по видам орфограмм в отрывке из стихотворения Б.Л. Пастернака «Март», которое звучало в начале урока и которое есть в вашем рабочем листе.

3. Найдите и выпишите из всех упражнений параграфа существительные, которые могут употребляться только во множественном числе.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Чресла, чресл (стар.). Поясница, бедра. Препоясать ч . мечом (также перен.: приготовиться к битве).

Четки, -ток. Шнурок с бусинами или узелками (в церковном обиходе для отсчитывания поклонов во время молитвы и самих прочитанных молитв).

Чернила, -ил. Красящая жидкость для писания. Черные ч. Красные ч. | прил. чернильный, -ая, -ое. Ч. прибор. Ч. карандаш (то же, что химический карандаш). Чернильные орешки (наросты на листьях дуба и некоторых других деревьев, богатые дубильными веществами; спец.). Чернильная война (перен.: о печатной полемике; устар. ирон.). Чернильная душа (перен.: о канцелярском чиновнике; устар. неодобр.).

Чары, чар.

1. Волшебство, колдовство (устар.). Колдовские ч .

2. перен . Обаяние, пленительность (книжн.). Ч. любви .

Цимбалы, -ал. Музыкальный инструмент в виде ящика со струнами, по которым ударяют деревянными молоточками.

Хоры, -ов. Открытая галерея, балкон в верхней части большого зала [первонач . для помещения хора, оркестра]. На хорах .

Ходики, -ов. Небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями.

Фижмы, фижм. В XVIII – нач. XIX в.: каркас в виде обруча, вставлявшийся под юбку у бедер, а также юбка с таким каркасом.

Узы, уз.

1. Оковы, кандалы (устар.). У. рабства (перен.).

2. перен . То, что связывает, соединяет (высок.). У. брака. У. дружбы, любви. Братские у.

Тропики, -ов, мн. Местность к северу и югу от экватора, между этими параллелями – наиболее жаркий пояс земного шара. В тропиках .

Торги, -ов.

1. То же, что аукцион. Международные пушные т. Продажа с торгов.

2. Сдача подряда тому, кто, состязаясь с другими, согласится на условия, более выгодные для заказчика (устар.) Объявить т. на постройку фабрики.

Тe"фтели, -ей и (разг.) тефтe"ли, -ей. Кушанье в виде шариков из мясного или рыбного фарша.

Сумерки, -рек, -ркам. Полутьма между заходом солнца и наступлением ночи, а также (устар.) утренняя предрассветная полутьма. Ранние с.

Стансы, -ов, ед. станс, -а, м .

1. мн. Стихотворение, каждая строфа которого представляет законченное смысловое и синтаксическое целое.

РАБОЧИЙ ЛИСТ ДЛЯ УРОКА В 5-М КЛАССЕ

Тема: «Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа».

1. Отрывки из стихотворений Б.Л. Пастернака:

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

(Февраль. Достать чернил и плакать...)

Солнце греет до седьмого пота,
И бушует, одурев, овраг,
Как у дюжей скотницы работа,
Дело у весны кипит в руках.

|| Чахнет снег и болен малокровьем
|| В веточках бессильно синих жил.
|| Но дымится жизнь в хлеву коровьем,
|| И здоровьем пышут зубья вил.

(Из стихотворений доктора Живаго, «Март»)

2. Справка в тетрадь по теории.

В форме только множественного числа употребляются следующие группы существительных:

Обозначающие парные предметы (сани, шорты, качели);

Обозначающие вещества (сливки, отруби, дрожжи);

Обозначающие отвлеченные понятия (сутки, сумерки, именины);

Обозначающие имена собственные (Карпаты, Альпы).

У таких существительных не определяются род и тип склонения.

С.М. ВОВК,
школа № 1,
Пушкинский р-н,
пос. Софрино,
Московская обл.

02.07.2015 сайт

Если Вы, как и я, к своему небольшому стыду смотрите различные реалити-шоу из мира моды, Вам должны быть знакомы фразы вроде I’d like to pair this with a navy pant или Maybe a smoky eye and a red lip . Считается, что по умолчанию нужно использовать множественную форму, если слово, несмотря на существование формы единственного числа, обычно употребляется во множественном числе. Относительно немного людей могут похвастаться достаточной смелостью, чтобы нанести помаду только на одну губу. За пределами индустрии моды Вы, скорее всего, скажете eyes (глаза) , lips (губы) и pants (штаны) (или trousers на британском английском). Интересно, что в контексте частей тела у нас не возникает проблем, когда мы думаем об одном глазе или одной губе, но как быть с одной штаниной или брючиной ? Почему эти слова почти неизменно употребляются во множественном числе?

Сами того не осознавая, мы используем , что по-латыни означает «только множественное только» и употребляется по отношению к существительным, которые используются исключительно во множественном числе или же если существительное имеет определенное значение во множественном числе. В грамматическом плане, такие существительные в английском языке требуют от глагола формы множественного числа: Вы скажете my trousers are red , а не my trousers is red .

Ниже приводится список некоторых распространенных слов, которые употребляются только во множественном числе (:

1. Trousers (брюки)

Оглянувшись назад, мы узнаем, что примерно в XVI в. существовала форма единственного числа trouser – или, скорее, trouse ; форма с окончанием –er всегда была формой множественного числа и, вероятно, создавалась по типу ‘drawers’ (кальсоны). Можно было бы предположить, что слово trouse употреблялось первоначально для обозначения одной ноги, по аналогии с существительным sleeve (рукав) , но дело обстоит не так. Слово trouse недалеко ушло от современного существительного trousers , поскольку обозначало «облегающую часть одежды, предназначенную для прикрытия бедер (разделенную в нижней части таким образом, чтобы отдельно прикрывать каждое бедро), к нижнему краю которой крепились (при наличии) чулки». В то же время, слово trouses в форме множественного числа имело то же значение. Другие похожие предметы одежды в настоящее время входят в число : pants (брюки) , shorts (шорты) , leggings (леггинсы) , jeans (джинсы) , flares (брюки-клеш) , tights (колготки) , overalls (комбинезон) , dungarees (рабочие брюки) и др.

2. Scissors (ножницы)

Слово scissors (ножницы) появилось в XV в. и поначалу употреблялось как в единственном числе (среди ранних примеров употребления – cysour , sysowre или sizzer ), так и во множественном числе. Вскоре последняя форма начала преобладать, и в наше время можно встретить форму единственного числа scissor исключительно в качестве глагола («резать ножницами», или же в переносном смысле) или в качестве атрибутива в составе сложного существительного, например scissor kick (удар «ножницами») . Многие другие инструменты с двумя лезвиями также относятся к : pliers (клещи) , forceps (щипцы) , shears (ножницы) , tweezers (пинцет) , tongs (щипцы) .

3. Glasses (очки)

Разумеется, форма единственного числа glass существует, но в контексте оптики употребляется исключительно форма множественного числа glasses (очки); даже в мире моды нам пока еще не начали рекомендовать носить a chic glass (один эффектный окуляр) . То же самое относится к binoculars (бинокль) , spectacles (очки) и goggles (защитные очки) .

Как и в случае других существительных , форма единственного числа грамматически имеет место быть, если перед существительным стоит ‘pair of’ (пара): мы скажем скорее a pair of glasses is an expensive purchase , чем a pair of glasses are an expensive purchase . Вместе с тем, в живой речи можно услышать pair of glasses как в единственном, так и во множественном числе: согласно Oxford Dictionaries New Monitor Corpus (исследовательский проект, который собирает ежемесячно около 150 млн. слов современного английского языка), было зарегистрировано примерно одинаковое количество случаев употребления pair of glasses is и pair of glasses are .

4. Clothes (одежда)

Углубляясь в тему одежды, можно сказать clothes , но нельзя сказать clothe в единственном числе в качестве существительного (в форме единственного числа это слово существует только в качестве глагола). Существительное cloth функционирует в форме единственного числа, но означает «тканое или валяное полотно, изготовленное из шерсти, хлопка или подобного волокна», а не «одеяние». Однако, дело не всегда обстояло именно так. В конце XIV в. словом cloth могли называть предмет одежды, мантию или плащ; именно в таком значении это слово встречалось в поэме Уильяма Лэнгленда «Видение о Петре-пахаре» (Piers Plowman ) , переводе Библии Джона Уиклифа и произведениях Джефри Чосера. В наше время в Оксфордском словаре английского языка (OED ) слово clothes значится как собирательное существительное множественного числа, у которого нет формы единственного числа; для обозначения единственного числа употребляется фраза «article of clothing” (предмет одежды).

5. Marginalia (заметки, примечания)

Разумеется, существительные pluralia tantum не всегда имеют окончание ‘s’. Особенно, если они унаследовали форму множественного числа от другого или более древнего языка. Слово marginalia – «заметки, примечания, сноски на полях» – произошло от латинского существительного, у которого была также форма единственного числа marginalis . Тем не менее, форма единственного числа не перешла в английский язык, поэтому слово marginalia относится к существительным pluralia tantum , среди которых можно найти и другие латинские заимствования – например, juvenilia (произведения, написанные или созданные автором или художником в свои ранние годы) и literati (образованные люди, интересующиеся литературой). Некоторые слова, созданные подобным образом, которые широко используются во множественном числе (к примеру, paraphernalia (принадлежности, инвентарь) и regalia (регалии) ) могут также употребляться в единственном числе.

6. Folk (люди, народ, родня)

Несмотря на существование альтернативной формы folks (которую часто можно увидеть в словосочетании old folks’ home (дом престарелых) ), слово folk употребляется исключительно во множественном числе. Это существительное относится к древнеанглийскому периоду и имеет германское происхождение.

7. Shenanigans (аферы, интриги, шалости, выходки)

Существительные pluralia tantum необязательно являются материальными объектами; широко известным примером может служить слово shenanigans . Это слово имеет неопределенное происхождение и означает «тайное, непорядочное действие, интригу» или «глупое, веселое поведение; шалость». Форма единственного числа shenanigan широко не употребляется и не упоминается на сайте OxfordDictionaries.com, но слово shenanigans , фактически, развивалось по той же схеме, что и слово clothes , хоть и в течение более короткого периода. Самый ранний пример употребления этого слова встречается в статье 1855 года в издании Town Talk : ‘Are you quite sure? No shenanigan?’ («Вы уверены? Кроме шуток?»). В том же значении это слово употреблялось в различных источниках, в том числе в письмах Марка Твена в конце XIX в. – в начале ХХ в. В течение последних лет это слово практически полностью вышло из употребления.

8. Loggerheads (в ссоре)

В единственном числе слово loggerhead обозначает род черепахи и род сорокопута, имея также архаическое значение «олух, болван». В настоящее время это слово чаще всего встречается в выражении at loggerheads (на ножах, не в ладах) , которое имеет значение «в состоянии острой дискуссии и несогласия» и никогда не встречается в форме единственного числа at loggerhead . Предполагается, что в этом значении слово loggerheads восходит к концу XVII в., когда loggerhead употреблялось в значении «инструмент с длинной ручкой, изготовленный из железа, предназначенный для разогревания жидкостей и смолы».

9. Cahoots (в сговоре)

Что касается выражений, вряд ли Вы встретите слово cahoots где-то еще, кроме разговорного выражения in cahoots (вступать в сговор или тайно действовать сообща). В современном английском языке форма единственного числа cahoot не употребляется, хоть это слово одно время и употреблялось в единственном числе. Этимология этого слова до конца неясна, но предполагается, что оно связано с французским словом cahute , имеющим значение «хижина, лачуга».

10. Amends (компенсация, вознаграждение)

Можно сказать make amends (предоставлять компенсацию) , но нельзя сказать make an amend в единственном числе; в форме единственного числа это слово существует в настоящее время только в качестве глагола. Существительное amends происходит от старофранцузского слова amendes , имеющего значение «взыскание, штраф», которое представляло собой форму множественного числа существительного amende . Однако, в английский язык перешла только форма множественного числа. Вы можете предоставить компенсацию (make amends), возмещая убытки (paying damages) . Слово damage представляет собой неисчисляемое существительное, но в значении «денежной суммы, требуемой или предоставляемой в качестве компенсации за причиненный ущерб» это слово употребляется исключительно во множественном числе.

11. Smithereens (осколки, черепки)

Предположительно, слово smithereens произошло от ирландского smidirín в значении «маленькие кусочки» (почти всегда в контексте разрушений; к примеру, the table got smashed to smithereens (стол разбился в щепки)). Также употребляется слово smithers , но нельзя сказать smither или smithereen в единственном числе. Тем не менее, переходный глагол smithereen (разбивать вдребезги, на маленькие кусочки) включен в Оксфордский словарь английского языка.

12. Thanks (спасибо)

Несмотря на частое употребления глагола thank , особенно в словосочетании thank you (спасибо) , нельзя сказать give a thank в единственном числе – ну, если только Вы не перенеслись во времена Древней Британии, употребляя древнеанглийское слово thanc , от которого произошло современное слово. Опять же, форма единственного числа со временем вышла из употребления, хотя отдельные примеры встречаются еще в конце XIX в.

Есть ряд сложных существительных и выражений, которые всегда или преимущественно употребляются во множественном числе, несмотря на то, что их составляющие слова часто имеют форму единственного числа. Среди них – bare bones (голые факты, суть) , arts and crafts (народное творчество, прикладное искусство) , bacon and eggs (яичница с беконом) , good manners (хорошие манеры, благовоспитанность) , bad manners (дурной тон) ,baked beans (консервированная фасоль) , bits and pieces (всякая всячина) , goods and chattels (пожитки, личные вещи) , glad rags (вечерний наряд) , halcyon days (безмятежные дни, затишье) , high spirits (хорошее настроение) ,high jinks (бурное веселье) , ladies and gentlemen (дамы и господа) и last rites (соборование) . В свою очередь, существуют слова singularia tantum – существительные, у которых нет формы множественного числа . Среди них – dust (пыль) , wealth (богатство) , information (информация) . Но об этом мы поговорим в другой статье

Представлены имена существительные, употребляющиеся только в единственном и только во множественном числе.

Как и в русском языке, в английском имеются существительные, которые употребляются либо только в единственном, либо только во множественном числе.

1. Имена существительные неисчисляемые, как правило, используются только в единственном числе. Например, salt - соль, copper - медь, patience - терпение. То есть к этому ряду существительных относятся обычно отвлеченные и вещественные существительные.

2. В английском языке выделен ряд существительных, которые могут быть использованы только в единственном числе, хотя в русском языке мы можем их употребить и во множественном. Запомните следующий ряд существительных:

Knowledge - знание, знания
advice - совет, советы
progress - успех, успехи
information - информация, сообщения, сведения

Рассмотрите примеры с этими существительными.
Give him the benefit of your knowledge - Поделись с ним своими знаниями .
Father"s advice helped me - Советы отца помогли мне.
You make progress in football - Ты делаешь успехи в футболе.
We have information that you were there yesterday - У нас есть сведения , что ты был там вчера.

3. Запомните, что существительное news - новость, новости относится к единственному числу, хотя это слово имеет форму множественного числа. Изучите следующий пример.
Don"t tell me the bad news - Не говори мне плохую новость .

4. Науки, которые оканчиваются на -ics , нужно употреблять в единственном числе, несмотря на то, что они имеют форму множественного числа. Например, к таким существительным относятся physics, mathematics . Изучите следующий пример.
Statistics is a necessary branch of learning for an economist - Статистика - необходимая дисциплина для экономиста.

5. В русском языке слова hair - волосы и money - деньги используются только во множественном числе, но следует запомнить, что данные существительные в английском языке употребляются только в форме единственного числа.

Рассмотрите следующие примеры.
My hair is curly - Мои волосы волнистые.
This money is yours - Эти деньги ваши.

6. В русском языке существительное каникулы имеет форму только множественного числа, в то время как в английском языке данное существительное может быть использовано только в единственном числе.
My vacation was wonderful - Мои каникулы были замечательными.

7. Слово фрукт в русском языке может иметь форму как единственного, так и множественного числа, однако, в английском языке данное существительное используется только в единственном числе.
Fruit is healthy - Фрукты полезны для здоровья.

Но в данном правиле нужно учитывать, что если речь идет о разных видах фруктов, то нужно использовать форму множественного числа - fruits . Изучите следующий пример.
I bought peaches, pears and other fruits - Я купил персики, груши и другие фрукты.

8. В русском языке имеется ряд существительных, которые употребляются только во множественном числе. Эти существительные, как правило, обозначают парные предметы. Например, весы, брюки, ножницы и т.д. В английском языке они также употребляются только в форме множественного числа. Изучите следующие примеры.

These scissors are made of steel - Эти ножницы сделаны из стали.
My trousers are black - Мои брюки черного цвета.
These scales are wrong - Эти весы неточные.

9. Изучите следующий ряд существительных:

Arms - оружие
goods - товар, товары
proceeds - выручка
clothes - одежда
riches - богатство, богатства
stairs - лестница.

Выше перечисленные существительные в русском языке, как правило, употребляются в единственном числе, но в английском их употребляют только в форме множественного числа. Изучите примеры с данными существительными.

These arms are highly explosive - Это оружие взрывоопасно.
The goods were counterfeit - Товар (товары) был(и) поддельным(и).
The proceeds of our shop were in a bank - Выручка нашего магазина была в банке.
Your clothes are dirty - Твоя одежда грязная.
The riches are not so important for some people - Богатство не так важно для некоторых людей.
The stairs are made of wood - Лестница сделана из древесины.

10. В русском языке существительные заработная плата и содержание употребляются только в форме единственного числа, в то время как в английском языке данные существительные обычно употребляются в форме множественного числа - wages, contents .

The contents of the book are not understandable for reader - Содержание книги непонятно читателю.
My wages are low - Моя заработная плата низкая.

11. Изучите следующие существительные:

oats - овес
potatoes - картофель
carrots - морковь
onions - лук.

Выше перечисленные существительные употребляются во множественном числе, хотя в русском языке они имеют форму единственного числа. Изучите предложения с этими существительными.

Oats were imported a month ago - Овес был завезен из-за границы месяц назад.
Potatoes are used for different dishes - Картофель используется для разных блюд.
Carrots are necessary ingredient for palaw - Морковь - необходимый ингредиент для плова.
Onions were cut an hour ago - Лук был порезан час назад.

Но следует запомнить, что данные существительные употребляются в единственном числе, если имеется в виду одна единица чего-либо. Например, a carrot - морковка (один корешок) .

12. Последнее правило этой темы относится к существительному people - люди . В английском языке оно употребляется во множественном числе.

There are very many people in the theatre today - Сегодня в театре очень много народу .

Если под словом people подразумевается нация или народ , тогда это существительное может быть употреблено и во множественном, и в единственном числе. Во множественном числе оно звучит как peoples . Изучите следующие примеры.

The people of a neighbouring country is on strike - Народ соседней страны бастует.
During the war the peoples of our country combined their efforts - Во время войны народы нашей страны объединили свои усилия.