11 класс

Методика проведения урока теоретического обучения урок повторения. Понятие урока теоретического обучения. Контроль усвоения знаний

1 этап. Организационный момент - 1-3 мин. Необходим для создания рабочего на­строя группы, особенно если, например, предыдущий урок был по физкультуре. Главное, чтобы он прошел как можно быстрее и короче.

2 этап. Подготовка учащихся к восприятию нового материала – 5-10 мин.

Актуализация опорных знаний должна присутствовать обязательно, так как нельзя строить новые знания без основы;

Мотивация (у учащихся должен появиться познавательный интерес);

Целеполагание (постановка цели работы на уроке перед учащимися, которая должна быть понятна, принята ими и должна стать общей).

Этот этап является платформой для успешного урока. Часто три элемента могут про­хо­дить одновременно или переплетаться.

3 этап. Изложение нового материала – 25 мин. Сообщать материал урока можно раз­личными методами и их много. Классификация методов представлена ниже.

4 этап. Первичное закрепление – 5-10 мин.

5 этап. Подведение итогов – 3-5мин.

6 этап. Выдача домашнего задания – 5-7 мин. Задание выдается не после звонка, а до окончания урока. Время на последний этап должно быть предусмотрено заранее, а также продуманы способ выдачи, порядок объяснения (сначала сообщается задание теоретиче­ского плана, затем практического) и правила выполнения. Во время объяснения домашней работы нужно привести примеры, показать образцы оформления. Справедливо отметим, что, как бу­дет выдано домашнее задание, так к нему и отнесутся учащиеся.

    Урок закрепления и совершенствования

1 этап. Организационный момент - 1-3 мин.

2 этап. Повторение учебного материала и проверка домашнего задания – 10-12 мин.

3 этап. Упражнения – 25-30-мин.

4 этап. Подведение итогов и обязательное выставление оценок – 5-7 мин.

5 этап. Выдача домашнего задания –5-7 мин.

    Урок повторения и обобщения

1 этап. Организационный момент.

2 этап. Проверка домашнего задания.

3 этап. Повторение и обобщение от обзорной лекции (в училищах применяется редко) до активных игровых методик.

4 этап. Подведение итогов и выставление оценок.

5 этап. Выдача обширного домашнего задания, так как урок чаще всего проводится пе­ред контрольной работой.

IV. Контрольно-проверочный урок

1 этап. Организационный момент.

2 этап. Контрольное мероприятие

Классификация лабораторно-практических работ по признакам

1. По дидактической характеристике (по месту в учебном процессе)

Иллюстративные

Подразумевают иллюстрирование некото­рых теоретических положений (например, закона Ома – как связаны между собой на­пряжение и ток).

Исследовательские

Используются до того, как изучать теорети­ческие сведения (например, как зависит ве­личина тока от приложенного напряжения).

2. По организации работ

Фронтальные

Все учащиеся выполняют одно задание, а преподаватель работает с ними, как с груп­пой, что для него удобно.

Не фронтальные

Каждый учащийся или бригада из 2-3х че­ловек выполняют свою собственную ра­боту. Затем, закончив, они меняются рабо­чими местами. Это менее удобно для пре­подава­теля.

Почему так делается?

В эпоху рыночной экономики, для фрон­таль­ной организации работ необходимо большое количество оборудования. Одна лаборатор­ная работа проходится один раз в год. Если оно дорогостоящее, учебное заве­дение не имеет возможности приобрести необходи­мую аппаратуру в количестве 6-7 экземпля­ров. Отсюда, идут на заведомо не­удобную организационную форму.

Структура этапов лабораторных работ

При фронтальной организации

    Организационный момент.

    Повторение необходимых теоретических знаний.

    Инструктаж устный или письменный в виде методические указания к лаборатор­ным работам.

    Выполнение лабораторных работ и оформление отчета.

    Подведение итогов, где рассматривают результаты работы каждого учащегося, вы­став­ляют оценки всем.

    Выдача домашнего задания.

Эта схема (порядок) может быть видоизменен, если, например, лабораторная работа длинная (на 2 урока). Так можно выдать задание на дом в виде оформления отчета, подра­зумевающий доработку чернового варианта, построение графиков и т.п. Самое главное, чтобы пункты 1-4 были соблюдены.

При нефронтальном уроке

При этой организационной форме нельзя проводить устный инструктаж для всех в группе, а высказывать только общие замечания по ведению записей, обработке результа­тов, оформлению отчетов. Роль методических указаний увеличивается, поскольку препо­давателю не хватит времени на уроке, чтобы инструктировать и проверить работу каждого учащегося из подгруппы по нескольким лабораторным работам.

Представим фрагмент графика перемещения учащихся или бригад по местам.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

При теоретической пожарно-тактической подготовке используют: занятия по объяснению нового учебного материала; закреплению ранее изученного материала и приобретенных навыков и умений; повторения, систематизации и обобщения изученного материала; контроля, проверки и оценки знаний; комбинированные занятия. Наиболее часто в системе ПТП проводятся комбинированные занятия, структура которых показана на рис. 2.1.

4.1.1Подготовка руководителя к занятиям

Всю подготовку руководителя занятий условно можно разделить на следующие этапы: подготовку к составлению плана-конспекта; составление плана-конспекта и его утверждение; подготовку аудитории, технических и наглядных средств обучения к занятиям. Подготовка руководителя к сос­тавлению плана-конспекта слагается: из уяснения темы; определения целей занятий; отбора и изучения учебной литературы; подбора технических средств обучения и наглядных пособий; разработки плана изучения нового материала; разработки общего плана проведения занятий.

Уяснить тему - это означает конкретизировать ее содержание, объем с учетом времени, отведенного на занятия, а также существо вопросов, вытекающих из темы. Уясняя тему, целесообразно познакомиться с методи­ческими указаниями, изложенными в программах и указаниях по такти­ческой подготовке начсостава.

Определяя образовательные, воспитательные и развивающие цели занятий, руководитель занятий должен учитывать уровень знаний обучае­мых, их моральные, волевые, эстетические и другие качества, а также их способности к формулированию логически обоснованных суждений и сте­пень развития их тактического мышления. Это позволит руководителю заня­тий не только предопределить содержание учебного материала, но и струк­туру урока, дидактические методы и приемы изучения материала.

Отбирая литературу, надо, в первую очередь, продумать, опреде­лить, какие руководящие документы (уставы, наставления, приказы, обзо­ры и др.) содержат сведения, необходимые для проведения занятий. Затем следует наметить учебники, учебные пособия, справочную и педагоги­ческую литературу, статьи из журналов и другие источники учебного мате­риала, а также подобрать примеры из практики работы части или гарнизона пожарной охраны. После отбора литературы руководитель занятий тщате­льно ее изучает и определяет, какие технические средства обучения и наглядные пособия необходимо использовать для более качественного изучения нового материала, а также какие схемы, таблицы, графики и другой иллюстративный материал целесообразно изготовить к занятиям или воспроизвести на классной доске.

После изучения литературы руководитель приступает к наиболее ответственному этапу - к разработке плана изучения нового материала. План должен состоять из вопросов и подвопросов, расположенных в требуе­мой логической последовательности.

Вопросы должны быть краткими, понятными и соответствовать сути изучаемого материала. При этом целесообразно оценить, сколько времени можно затратить из общего его количества, отведенного на занятия, для изучения нового материала и каждого вопроса в отдельности. Это позволит руководителю занятий определить, какой тип урока целесообразно приме­нить, есть ли возможность планировать опрос по пройденному материалу, закрепление материала, изученного на данных занятиях, выполнение упражнений и других элементов. При этом целесообразно продумать мето­дические приемы изучения материала, позволяющие достичь максималь­ной результативности.

Завершающим элементом первого этапа подготовки руководителя явля­ется составление общего плана проведения занятий. Общий план (схема) занятий зависит от типа урока и может включать следующие элементы: подготовку обучаемых к занятиям; опрос по пройденному материалу объяв­ление темы, целей и плана изучения нового материала; изложение нового материала; закрепление материала; подведение итогов занятий; выдачу заданий для самостоятельной работы и др. По каждому элементу занятий выясняют, какое количество времени будет на него затрачено из общего бюджета времени, отведенного на занятия. Время необходимо распределить так, чтобы каждый элемент занятий был полностью отработан, а в конце занятий остался резерв на ответы при возникновении вопросов у обучаемых.

Не следует отводить много времени на введение, предисловия и т. п. После составления общего плана целесообразно проверить распределение времени по элементам занятий, проверить отобранный учебный материал, чтобы занятия не были перегружены и в то же время соответствовали прин­ципу обучения при высоком уровне трудностей. Если оказалось, что занятия перегружены, надо уменьшить количество нового материала, или провести более качественный его отбор в соответствии с уровнем, необходимым для обучаемых, или исключить отдельные элементы, например опрос или закрепление учебного материала, т. е. принять другую структуру урока.

4.1.2. Составление плана-конспекта

После тщательного изучения материала и составления общего плана проведения занятий руководитель приступает ко второму этапу подготовки - к составлению плана-конспекта для проведения занятий. Форма плана-конспекта может быть произвольной. Практикой организации и прове­дения классных занятий по ПТП личного состава выработаны опреде­ленные закономерности составления и структуры плана-конспекта (рис.2.2). Объем конспективного материала зависит от опыта руководителя занятий и требований старших начальников.

Для начинающих руководителей занятий рекомендуется полное напи­сание конспекта. Опытным руководителям (по усмотрению старших начальников) достаточно развернутого плана изучения нового учебного материала и тезисного изложения этого материала. При построении изло­жения основного материала требуется соблюдать строго логическую после­довательность, чтобы каждый вопрос или подвопрос вытекал из предыду­щего, был по содержанию связан с ним, но не дублировал его по смыслу. При изложении теоретического материала необходимо ссылаться на уста­вы, наставления и другие руководящие документы, а также приводить цитаты и формулировки. Поэтому при составлении конспектов цитаты надо вписывать дословно, ссылаясь на источники. Все статьи уставов, цитаты, формулировки по смыслу и содержанию должны быть органически связаны с излагаемым учебным материалом. Однако не следует перегружать ими конспект, так как у обучаемых может создаться впечатление начетничества.

Основными источниками учебного материала являются действую­щие руководящие документы, учебники и учебные пособия последних изданий. Вместе с тем, ко всему изложенному в учебных пособиях, статьях журналов и других публикациях следует относиться критически, поскольку в них могут быть допущены неточности или может приводиться устаревший материал. При каких-либо дополнениях необходимо проконсультироваться у старших начальников. Нужно постоянно стремиться к творческому обоб­щению и выводам на основе имеющихся знаний и личного опыта.

Написание полного текста изучаемого материала к данным занятиям полезно для каждого руководителя занятий, особенно для начсостава, имеющего недостаточный опыт проведения занятий. В процессе написания текста руководитель отбирает материал, осмысливает его и перерабатывает с учетом своей специфики и опыта устной передачи информации обучае­мым. Он подбирает наиболее краткие, понятные и красочные фразы, до­полняет их привычными для него элементами разговорной речи. По ходу изложения в необходимых местах включаются статьи уставов и наставле­ний, формулировки, цитаты, а также примеры из практики. Текст учебного материала должен быть увязан с жизнью, заботами и достижениями пожар­ной охраны.

Написание текста, полностью охватывающего излагаемый материал, не означает, что весь текст следует прочесть перед аудиторией. Механичес­кое чтение лишило бы руководителя простоты, естественности и непринуж­денности при проведении занятий, не позволило бы использовать педаго­гические методы и приемы активизации обучаемых, установить психоло­гический контакт с ними. Полный текст материала составляют для того, чтобы сохранить в памяти его содержание в деталях, при необходимости воспользоваться им на занятиях. Но нельзя быть к нему привязанным

Составляя конспект какого-либо материала, руководитель занятий должен тщательно продумать и записать методические приемы его изучения на занятиях. Например, если предполагается использовать форму беседы, руководитель занятий в последней графе конспекта должен в заранее опре­деленных местах, напротив изучаемого текста, указать вопросы, которые он будет задавать обучаемым в ходе беседы. Аналогично указывается, когда и какой фрагмент кинофильма, слайд диафильма, плакат продемонстри­ровать, где обратить внимание личного состава на соблюдение правил охраны труда, что именно требуется законспектировать дословно (напри­мер, статьи Боевого устава пожарной охраны, определения), где и какой пример привести, что надо выделить интонацией и др. Определения, статьи и пункты документов, выводы по вопросам целесообразно выделить в тексте, чтобы при необходимости быстро их отыскать.

После разработки всего плана-конспекта целесообразно его еще раз проверить; затем руководитель занятий подписывает план-конспект и представляет на просмотр и утверждение старшему начальнику.

Подготовка аудитории, технических средств обучения и наглядных пособий заключается в том, что руководитель занятий отбирает краткие и содержательные фрагменты учебных кинофильмов, слайды и диапозитивы, наиболее полно отражающие изучаемый материал, а также плакаты, схемы и т. п. После отбора он контролирует исправность технических средств, проверяя их в такой последовательности, в какой они будут использованы на занятиях. При отборе наглядных пособий целесообразно обращать вни­мание не только на их содержание, но и НЕ эстетическое оформление. Необходимо заранее принять меры по изготовлению недостающих схем, плакатов, слайдов, а также по устранению неисправностей технических средств обучения.

4.1.3. Порядок проведения комбинированного занятия

Порядок проведения комбинированного занятия отражен на рис. 2.1, где указаны все основные его элементы. Подготовка (организация) обучаемых является, как правило, элементом, присущим любым занятиям. Ее суть заключается в том, чтобы психологически настроить начсостав на плодотворную работу, добиться внимания и активного отношения к занятиям. Для этой цели руководитель занятий может использовать сле­дующие приемы: войдя в аудиторию, сделать небольшую паузу, означаю­щую, что начсоставу следует успокоиться; сделать, тактичное замечание отдельным лицам за нарушение тишины; попросить подготовить тетради, учебные пособия, напомнить примечательное событие или факт, проис­шедший в части, чтобы отвлечь обучаемых от других впечатлений и наст­роить на работу. Руководитель занятия всегда должен быть спокоен, собран, доброжелателен; он не должен делать нетактичные замечания, повышать голос. Организация обучаемых для проведения занятий не занимает много времени, но вместе с тем дает им определенный заряд психологической энергии и повышает работоспособность.

Перед началом занятий руководитель должен предусмотреть, чтобы в классе не было никаких новых раздражителей, которые могли бы отвлекать обучаемых от работы и рассеивать их внимание. В частности, не рекомендуется заранее выставлять наглядные пособия, развешивать табли­цы, схемы.

Из принципов сознательности, систематичности и прочности обуче­ния вытекает, что в учебной работе нельзя продвигаться вперед до тех пор, пока обучаемые не усвоили пройденный материал. Поэтому проверка и оценка знаний обучаемых является весьма важным элементом занятий по ПТП. Занятия по ПТП с начсоставом подразделений проводятся не ежедневно, а с определенным интервалом. В этих случаях руководителю занятий, как правило, следует стремиться к тому, чтобы на каждых заня­тиях проверялись и оценивались знания всех без исключения обучаемых.

Если на занятиях присутствуют только пять-шесть человек, хорошие результаты дает устный опрос. Он позволяет выявить степень усвоения материала, но лишь у небольшого количества обучаемых. Если на занятиях присутствует значительное количество начсостава, то наряду с устным опросом целесообразно проводить фронтальный опрос. Для проведения письменного опроса руководитель занятий заранее готовит несколько вари­антов вопросов (в каждый из них можно включить несколько вопросов или задач). Обучаемые дают письменные ответы, позволяющие оценить, их знания.

В подразделениях пожарной охраны, классы которых оборудованы машинами-репетиторами, машинами-экзаменаторами и другими техни­ческими средствами обучения и контроля знаний, могут применяться ма­шинный и безмашинный программированные опросы.

Как показывает опыт, работу над пройденным материалом надо организовывать и проводить так, чтобы от обучаемых требовалось не прос­тое воспроизведение, а активное и осмысленное применение изученного материала на практике. Для этой цели необходимо использовать разнооб­разные упражнения, в процессе которых глубже закрепляются знания, навыки и умения, применять элементы расчета сил и средств, определять время работы стволов от заправочных емкостей автоцистерн, водоотдачу сетей и др.

Изучение нового материала (осмысливание и запоминание) начи­нают, как правило, с установления связи нового материала с ранее изучен­ным. Начсостав имеет определенные знания и навыки по ПТП, которые были получены ранее в системе служебной и боевой подготовки в преды­дущем и текущем учебных годах. Базируясь на этих знаниях и на накоп­ленном практическом опыте, руководитель занятий может подвести обу­чаемых к осмыслению логической связи ранее изученного материала с новой темой. Эта связь может определяться последовательностью этапов боевой работы на пожарах (например: разведка пожара, боевое разверты­вание, организация спасания людей и эвакуации имущества, ликвидация горения), тематическим планом служебной и боевой подготовки, конкрет­ным примером из практики работы части или гарнизона.

Увязав новую тему с ранее изученным материалом, руководитель занятий должен кратко и четко ее сформулировать, поставить цель занятий и назвать основные вопросы, которые должны быть изучены начсоставом на занятиях. Усвоение этих вопросов позволяет достичь образовательных целей занятий. В то же время руководитель занятий стимулирует проявления активности, настойчивости и самостоятельности при изучении нового материала, тем самым реализуя развивающие цели занятий. Указывая на задачи, стоящие перед коллективом части, увязывая работу подразделений с жизнью общества, руководитель стремится достичь воспитательных целей занятий.

Изучение нового материала должно быть проблемным, с поста­новкой вопросов для активизации обучаемых, и базироваться на ранее полученных знаниях и опыте начсостава. В этих условиях при проведении теоретических занятий широко используется метод беседы. Его суть заклю­чается в том, что руководитель занятий с помощью умело поставленных вопросов побуждает обучаемых к активному воспроизведению изложенного материала в целях его более глубокого осмысления и усвоения. Данный метод можно применять на любом этапе занятия: при изучении нового материала, закреплении, повторении и подведении итогов занятий. Эвристическая беседа, как правило, проводится для сообщения и обобще­ния новых знаний. При этом руководитель занятий строит вопросы и пред­полагаемые ответы таким образом, чтобы они подводили мысль обучаемых к новым моментам, положениям и выводам. Успех беседы зависит от уме­ния поставить требуемый ряд вопросов и знания предполагаемых ответов обучаемых. Поэтому вопросы руководителя занятий должны быть сфор­мулированы четко, без лишних пояснительных слов. Не рекомендуемся повторять вопрос (особенно в различных формулировках) до получения ответа обучаемых.

Непосредственная работа по усвоению нового материала, как пока­зывает практика, включает в себя первичное его восприятие и осмысление и последующее более глубокое осмысление и запоминание. Поэтому руко­водитель занятий, как правило, должен предусмотреть двукратную работу обучаемых по восприятию, осмыслению и запоминанию. Только при таком условии новый материал может быть усвоен непосредственно на занятиях.

Наряду с проблемным изучением материала руководитель занятий при изложении новых сведений может использовать метод рассказа и объяснения. Рассказ целесообразно применять, когда обучаемым неиз­вестны или малоизвестны сообщаемые сведения (например, при изучении новых огнетушащих веществ, способов тушения). В этих случаях рассказ повышает познавательную активность, вызывает интерес и пробуждает любознательность, объяснение эффективно при изучении понятий, поло­жений, закономерностей. При объяснении очень важно обеспечить научную и доказательную логику рассуждений; кроме того, для полного усвоения материала важно добиться сосредоточенности и внимания обучаемых.

Наглядные пособия и технические средства обучения могут рас­сматриваться как источники новых знаний, средства выработки практи­ческих навыков и умений, а также контроля и оценки знаний. Поэтому их целесообразно использовать на всех этапах занятий: при изложении и осмыслении нового материала, при его закреплении, проведении упраж­нений, проверке и оценке знаний.

Внедрение наглядных пособий и технических средств обучения в учебный процесс - дело творческое. Каждый руководитель занятий должен постоянно оценивать эффективность применения наглядных пособий, совершенствовать методику и приемы их использования в ходе занятий. Следует демонстрировать наглядные пособия строго по ходу изучения мате­риала и каждый раз обращать внимание обучаемых на действительные объекты и явления, отображаемые пособием. Фрагментарный показ кино­фильмов и слайдов органически включается в рассказ или объяснение преподавателя.

Важным этапом занятий является выработка навыков и умений по применению знаний на практике. Этот этап связан с использованием методов устных, письменных и практических упражнений. Руководителю занятий надо иметь в виду, что нельзя переходить к упражнениям, если обучаемые не усвоили теоретический материал, который им необходим для выполнения упражнений. Нужно обращать особое внимание на осмыс­ление обучаемыми порядка и способов выполнения практических упраж­нений. Несоблюдение этих условий приведет к тому, что цель упражнений не будет достигнута.

На занятиях по ПТП широко используют устные упражнения. С их помощью развивают тактическое мышление, позволяющее оценить обста­новку на пожаре, определить решающее направление боевых действий, произвести расстановку сил и средств на пожаре.

Для выработки необходимых навыков и умений используют пись­менные упражнения по расчету сил и средств для тушения пожаров, опре­делению времени работы стволов и генераторов от заправочных емкостей пожарных машин и др. очень важно, чтобы тренировочные упражнения имели творческий характер, а предлагаемые руководителем задания и их выполнение способствовали выработке тактического мышления.

Закрепление учебного материала можно осуществлять по ходу заня­тий, после изучения отдельного вопроса или темы занятий в целом. Послед­ний вариант чаще осуществляется в виде проверки результатов, достиг­нутых на данных занятиях. Проверка может проводиться устно или пись­менно с помощью заранее разработанных вопросов (упражнений). Она позволяет руководителю занятий узнать, как усвоен учебный материал, и установить, какие есть пробелы в знаниях, чтобы ликвидировать их на следующих занятиях, а также выдать персональные задания для само­стоятельной работы.

В конце занятий руководитель подводит итоги: кратко напоминает о цели занятий и оценивает степень ее достижения; указывает положите­льные стороны и недостатки в работе личного состава на занятиях; дает общее задание обучаемым для самостоятельной работы.

К организации и проведению комбинированных (смешанных) уро­ков руководитель занятий должен подходить особенно внимательно. Прежде всего, очень важно правильно распределить время. На повторение пройден­ного материала не следует отводить более 20 мин. Важно разнообразить структуру комбинированного урока, используя различные методы и прие­мы обучения (беседа, эвристическая беседа, рассказ, пояснение и т. д.). На одних занятиях проверку знаний можно проводить методами индивиду­ального и уплотненного опросов, на других - с помощью фронтального письменного или программированного опроса и т. д. Если ранее изученная тема тесно увязана с новым материалом, то нецелесообразно начинать занятия с повторения, лучше совместить последнее с закреплением нового материала.

Тема урока теоретического обучения ____________________________________________________

№ группы _____________________профессия_____________________________________________

Ф.И.О. педагога, проводившего урок_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Показатели Критерии Весовой коэффициент Оценка в баллах
1. Цель 1.1. Соответствие требованиям програм­мы и потребностям учащихся а) соответствует содержанию теми урока, предполагает обеспечение условий для развития и саморазвития учащихся; б) соответствует содержанию темы урока, не предполагает обеспечение развития и саморазвития учащихся; в) соответствие требованиям программы и потребностям учащихся отсутствует
1.2. Соответствие возможностям учащихся а) ориентирована на физические, интеллектуальные (психические), социальные возможности учащихся; б) ориентирована только на общеучебные умения учащихся; в) соответствие возможностям учащихся отсутствует
1.3. Соответствие времени, отведенному на урок а) поставленную цель можно достичь в отведенное для урока время; б) поставленную цель можно частично достичь в отведенное для урока время; в) поставленную цель за урок достичь нельзя
2. Структура урока 2.1. Связь этапов учебной деятельности и их задач с целью урока а) задачи на каждом этапе соответствуют общей цели, не перегружают ее; б) сформулированные задачи не позволяют полностью достичь цели урока; в) цели урока и его задачи рассогласованы
2.2. Полнота учебных действий для решения целей урока а) на каждом этапе учебной деятельности педагог стимулирует и организует самостоятельную деятельность учащихся; б) самостоятельная деятельность учащихся ограничивается, педагог в готовом виде предъявляет учебную информацию и способы работы с ней; в) педагог не ориентируется на потенциал учащихся. Выполняет все действия сам, принуждая учащихся повторять за ним
2.3. Рациональность распределения этапов учебного занятия во времени а) педагог дифференцировано распределяет время с учетом сложности учебных задач на каждом этапе; б) время на разрешение учебных задач на отдельных этапах урока недостаточно четко определено; в) педагогом не зафиксировано время на каждый этап урока
2.4. Соответствие уровня умственной работоспособности учащихся их физиологическим особенностям а) полное соответствие б) частичное соответствие в) соответствие отсутствует
3. Содержание, формы, методы учебного занятия а) содержание, формы и методы соответствуют целям урока (обучающей, воспитывающей, развивающей); б) наблюдается частичное соответствие; в) содержание, методы, формы урока нецелесообразны
4. Результаты учебного занятии а) полное соответствие результата поставленной цели; 6} результат и цель соотносятся частично; в) результат не соответствует поставленной цели
5. Эмоциональный характер урока а) обстановка спокойная, учащиеся работают заинтересованно, старательно, педагог доброжелателен; б) обстановка спокойная, учащиеся пассивны, не проявляют интереса, педагог равнодушен; в) педагог и учащиеся раздражены, контакт между ними отсутствует
6. Педагогическая техника 6.1. Актерское мастерство, ораторское искусство а) мимика, жесты, движения в пространстве, темп речи, дикция, интенсивность, эмоциональность преподавателя направлены на развитие чувств, эмпатии учащихся, их внимания, культуры речи; б) актерские и ораторские качества педагога не­достаточно проявляются на учебном занятии, не являются воспитывающими факторами урока; в) педагог не владеет актерскими и ораторскими качествами. Эмоционально зажат
6.2. Оптимальность выбранного стиля руководства деятельностью уч-ся на учебном занятии а) педагог демонстрирует демократический стиль (тактичен, доброжелателен, вступает в диалог с учащимися, опирается на их жизненный опыт); б) педагог демонстрирует либеральный стиль (равнодушен, идет на поводу у учащихся, не обращает внимания на их затруднения и т.д.); в)педагог демонстрирует авторитарный стиль (диалог с учащимися отсутствует, в речи использует повелительное наклонение, в жесткой форме делает замечания, нарушает этические нормы взаимодействия)
Максимальное число баллов

При 0,85 ≤ k ≤ 1 - высокий уровень проведенного урока (занятия)

При 0,70 ≤ k < 0,85 - хороший уровень проведенного урока (занятия)

При 0,60 k < 0,70 - удовлетворительный уровень проведенного урока (занятия)

При k < 0,60 - низкий уровень проведенного урока (занятия)

Ф - фактическое количество баллов

N - максимальное количество баллов

Схема анализа недостатков урока и их причин

Типичные недостатки при проведении урока Причины недостатков
Не знает, как Знает, но не умеет Не имеет возможности Не подготовился Другие причины
Организация урока; нерациональная структура; неправильно определено время на элементы урока (подчеркнуть)
Методы и методические приемы активизации учащихся: не применяются: применяются недостаточно (подчеркнуть)
Контроль знаний учащихся: не прово­дится; не применяются фронтальные формы; приводится формально (подчеркнуть)
4 Самостоятельная работа учащихся по ходу изучения материала: не проводится; проводится неэффективно (подчеркнуть)
Самостоятельная работа учащихся по закреплению знаний: не проводится; проводится неэффективно (подчеркнуть)
Наглядные пособия: не применяются; применятся педагогически неправильно (подчеркнуть)
Технические средства обучения: не применяются; применяются педагогически неправильно (подчеркнуть)
Не осуществляются межпредметные связи
Не отражаются современные достижения науки и техники
Использование воспитательных возможностей материала урока: не используются; используются недостаточно (подчеркнуть)
Закрепление материала урока: не проводится: носит формальный характер (подчеркнуть)
Домашние задания: не выдаются; выдаются формально без инструктажа; не содержат элементов творческой работы учащихся (подчеркнуть)
Педагогическая техника преподавателя: слабо владеет техникой речи; нарушения педагогического такта; нет установившегося стиля в работе (подчеркнуть)
Другие недостатки урока

Приложение 7

Структура плана урока по дисциплине

Тема № 2 «Название темы по перспективно-тематическому плану»

Урок № 12 (2 часа)

Цели урока:

§ Обучающая (цели преподавания и цели учения) -

§ Развивающая -

§ Воспитательная –

Тип урока:

Вид занятия:

Методы преподавания:

Методы учения:

Учебно-методическое обеспечение:

Материально-техническое оснащение:

Программное обеспечение компьютера (по мере необходимости):

Основные понятия, подлежащие усвоению (перечень учебных элементов):

План-конспект урока (расписать подробно по пунктам, представленным ниже)

1. План изучения новой темы (вопросы темы)

2. Конспект по теме (согласно вопросам плана изучения темы)

3. Этапы конкретного типа урока (описание этапов) с учетом приведенных схематической структуры типов уроков и возможных этапов проведения занятий в соответствии со структурой.

Этапы урока освоения и первичного закрепления новых знаний

1. Организация начала занятия

2. Проверка домашнего задания

3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала (актуализация знаний)

4. Изучение нового материала

5. Первичная проверка знаний

6. Первичное закрепление знаний

7. Контроль и самопроверка знаний

8. Подведение итогов занятия, рефлексия.

9. Выдача и объяснение домашнего задания

Схематическая структура урока по типу освоения и первичного закрепления новых знаний

(см. этапы урока)

Другие варианты схематической структуры занятия:

План хода урока по этапам

(заполнить в табличной форме на основе обобщения и систематизации содержания плана-конспекта урока)

Этап урока (название) Деятельность педагога Деятель-ность учащихся Время, отводимое на данный этап (в минутах) Предполага-емые результаты (на уровне учащихся) Оценоч-ные механиз-мы (для этапа проверки знаний)
1. Организационная часть
2. Проверка домашнего задания
3. Подготовка к изучению нового материала