9 класс

Баженов его работы. Прекращение работы над царицынским проектом. Большой кремлевский дворец

Василий Иванович Баженов родился в феврале 1737 года в семье Ивана Баженова, служившего в селе Дольском Малоярославского уезда Калужской губернии. Когда мальчику было лишь три месяца, его родители переехали в Москву.


«Я отважусь здесь упомянуть, что я родился уже художником. Рисовать я учился на песке, на бумаге, на стенах, - рассказывал о себе сам Баженов. - Между прочим, по зимам из снегу я делал палаты и статуи, что и теперь я желал бы то видеть». Но мальчика отдали в певчие в Страстной монастырь: по заведенн

ой традиции, ему следовало идти по стопам отца. Но Баженову безудержно хотелось рисовать: «Я святых из церкви переносил мыслью под переходы на стены и делал своей композицией, за что меня ставали и секали часто».

И мальчик, таки добился своего - в 1753 году Василия приняли в архитекторскую команду,

руководимую Ухтомским. Приняли, но не зачислили. В списках учеников Ухтомского он нигде не значится. Василий, судя по всему, был определен туда вольным слушателем. Дмитрий Васильевич достаточно высоко оценил способности Баженова, но, зная об его бедственном положении, предпочел освободить своего во

спитанника от обязательных занятий и часто предоставлял ему возможность подработать. По просьбе казенных учреждений и частных лиц он направлял Василия в качестве газеля (подмастерья) на стройки для составления смет, для осмотра зданий, нуждающихся в перестройке или ремонте.

Год спустя в судьбе Васи

лия произошел новый поворот: его приняли в Московский университет. А когда «основалась в Санкт-Петербурге Академия художеств, и начальствующий над ней обер-камергер Иван Иванович Шувалов потребовал из Московского университета несколько питомцев, способных к изящным художествам, тогда Баженов был наз

начен первым в числе таковых и отправлен в Санкт-Петербург», - рассказывает первый биограф Баженова Е. Болховитинов.

Академические ученики находились на полном казенном обеспечении. Кроме наук об искусстве, ученикам академии преподавали историю, анатомию, мифологию, математику, иностранные языки. П

о вторникам, средам и четвергам проходили уроки в «рисовальной палате». Их вели скульптор Жиле, живописец Лелорен, рисовальщик Моро, гравер Шмидт. Это были опытные мастера. Они помогли основать русскую академическую школу живописи, воспитали плеяду талантливых художников. Баженову повезло с преподав

ателями и по архитектурным наукам. Он учился под руководством талантливых архитекторов С.И. Чевакинского и А.Ф. Кокоринова.

«Потом Академия художеств мною первым началась», - с гордостью утверждал Баженов. В основанной осенью 1757 года Академии он был старшим из воспитанников, уже многое освоившим,

и для младших стал, вероятно, не столько товарищем, сколько первым учителем.

Через три года Баженов едет вместе с молодым живописцем Антоном Лосенко за границу. Петербургская академия художеств назначила своим пенсионерам на содержание по 350 рублей в год. На 50-60 франков в месяц в Париже не очен

ь-то разгуляешься. По этой же причине Баженов и Лосенко были вынуждены снять довольно скромное помещение на задворках Парижа, в дешевом квартале.

Во Франции Баженов впервые увидел не только на гравюрах и чертежах ту новую архитектуру, о которой уже, конечно, толковали его академические наставники.

Правилам нового стиля и обучает Баженова блестящий архитектор Шарль де Вайи. «Мои товарищи, французы молодые, у меня крадывали мои прожекты и с жадностию их копировали», - рассказывал потом Баженов. Видимо, он уже тогда выделялся среди соучеников изобретательностью и яркой фантазией.

Около полутора

лет пролетели незаметно. За это время неприглядное жилище посланцев Петербургской академии несколько преобразилось, оно украсилось многочисленными рисунками, миниатюрными моделями, изготовленными Баженовым, его эскизами, чертежами, проектами.

Экзамены в Парижской академии прошли более чем успешно.

Баженов, хорошо подготовившись, осмелился пойти первым. Он представил экзаменаторам модель Колоннады Лувра, изготовленную с ювелирной точностью. Представил также чертежи, рисунки, офорты. И еще покорил парижских знаменитостей своей эрудицией, буйной фантазией.

Слух о творческих удачах Баженова и Л

осенко, об их успехах в учебе дошел до Петербурга. Там тоже был устроен экзамен, только заочно, на основании присланных пенсионерами работ. Оценки были даны самые высокие.

В Париж ушло уведомление, в коем говорилось, что «Лосенко быть в Москве, а Баженову на зиму в Рим». Баженов получил двухгодичны

й заграничный паспорт, упаковал свои вещи, простился с учителями и с Лосенко и в конце октября 1762 года отправился в путешествие по Италии для дальнейшего знакомства с европейской культурой, изучения архитектурных стилей и памятников зодчества различных эпох.

Но полтора года в Италии нелегко доста

лись нервному, впечатлительному Баженову. Не хватало денег, скупо и не в срок присылаемых из Петербурга, он был один, его обманывали, на него даже напали разбойники... С трудом добрался Баженов до Парижа и здесь оставался до тех пор, пока академия не соизволила оплатить его долги и дорогу домой.

женов вернулся на родину 2 мая 1765 года. Он приехал в Петербург прямо к большому торжеству в честь нового устава Академии художеств. Но академия Баженова обидела. Ему сшили парадный мундир, за который потом требовали денег, произвели в академики, но давно обещанной профессорской должности, а значит

И оклада, не назначили. Сменившемуся здесь начальству он был не нужен. К тому же Баженову устроили испытание, от которого другие академики были избавлены, - предложили создать для подтверждения высокого звания небольшой проект... Он выполнил его с блеском и размахом, далеко превзойдя заданную скро

мную программу.

Позднее Екатерина поручила Баженову разработать проект Института благородных девиц при Смольном монастыре. Зодчий выполнил это поручение в кратчайшие сроки. Величественная и изящная композиция поразила многих архитектурной изобретательностью, органичным сочетанием многообразных трад

иционных форм российского зодчества. Но, к сожалению, дифирамбами дело и ограничилось. Проект остался неосуществленным. После длительных проволочек предпочтение было отдано проекту архитектора Кваренги.

Визит в Малый двор не прошел бесследно. Увлеченный рассказами Баженова, цесаревич Павел загорелс

я желанием построить свой дворец на Каменном острове. Баженов довольно быстро выполнил этот заказ. Дворец был возведен в стиле классицизма. Позднее его перестраивали. Но имеется свидетельство французского путешественника, видевшего строение в первоначальном варианте: «Он очень красив, особенно благо

даря своему местоположению (на берегу Невы). Нижний этаж приподнят на несколько ступеней. Здесь мы видим, во-первых, большую переднюю, украшенную арабесками, далее зал овальной формы, который при большой длине кажется немного узким; декоративная часть в нем очень проста. Направо - помещение, из кото

рого дверь ведет в небольшой театр, довольно красивый... Фасад к саду украшен колоннами. В конце сада находится небольшая часовня, построенная из кирпича: готический стиль, которому старались подражать при ее постройке, производит красивый эффект».

Наконец, Григорий Орлов, командующий артиллерией и

фортификацией, пригласил Баженова к себе на службу, испросив ему у императрицы неожиданный для архитектора чин капитана артиллерии. Вместе с покровителем и всем царским двором Баженов покинул Петербург и в начале 1767 года возвратился в родную Москву.

Баженов вскоре после приезда в Москву женился.

Его супругой стала Аграфена Лукинична Красухина, дочь каширского дворянина, рано умершего. Тем временем Екатерина II «заболела» архитектурой. Этим решил воспользоваться Орлов. Он делал попытки восстановить свои утраченные позиции при дворе, потеснить деятельного Потемкина. Поэтому Орлов посоветовал

Баженову разработать проект необычный, дерзкий, чтобы затем через него, Орлова, предложить императрице начать строительство здания, которое вызовет всеобщий интерес.

Баженов ничего не обещал, но от предложения не отказался. В то время Кремль пребывал в крайнем запустении и ветхости, а главное, его

древняя архитектура представлялась просвещенным людям XVIII века беспорядочной и бесформенной. Баженов дерзнул предложить свой вариант дворца. Но только иных масштабов: из простой перестройки он создал исполинскую архитектурную затею, сводившуюся к застройке всего Кремля одним сплошным дворцом, вну

три которого должны были очутиться все кремлевские соборы с Иваном Великим. Идея Баженова потрясла Орлова, но он усомнился в реальности столь грандиозных планов.

К лету 1768 года Баженов закончил работу над эскизами и приступил к самому проекту реконструкции, к созданию большой модели Кремлевского

дворца. Началась подготовка к строительству. В июле была уже учреждена специальная экспедиция по сооружению дворца. Возглавлял ее генерал-поручик Измайлов. После тщательного обследования кремлевских строений и детальной разработки планов строительства члены экспедиции приступили к составлению сметы.

По предварительным подсчетам, должно было потребоваться двадцать или, в крайнем случае, тридцать миллионов рублей.

Экспедиция разместилась в самом Кремле, в небольшом Потешном дворце. Здесь же была квартира архитектора, куда он вскоре привел молодую жену. А рядом наспех строилось деревянное одноэт

ажное здание с обширным восьмигранным залом - Модельный дом. В нем потом делали громадную деревянную модель будущего Кремля. Модель, по словам Баженова, - «половина практики», то есть готового здания, которая позволит проверить правильность его композиции и пропорций.

Модель впечатлила всех, даже л

юдей, которые к баженовскому проекту были настроены скептически или недоверчиво. Поражало многое - и техника изготовления, и сами размеры модели. Они были таковы, что во внутренних дворах могли разгуливать несколько человек. В своих пропорциях модель математически точно соответствовала размерам буду

щего дворца.

Фасад главного корпуса задуманного Баженовым дворца имел сложное членение. Два нижних этажа объединялись сплошной горизонтальной руставкой и карнизом и служили своего рода постаментом для двух верхних. Все этажи были объединены декоративным убранством и колоннами в одно целое. Антаблем

ент, украшенный скульптурой, поддерживали четырнадцать колонн. По обе стороны центрального выступа - по десять колонн, за ними - двухколонные выступы. В нишах стен располагались изящные вазы. Весь фасад центрального корпуса являлся, таким образом, как бы богатейшей и красивейшей архитектурной декора

цией. Внутренний фасад главного корпуса, выходящий во двор, имел почти такое же богато декорированное оформление.

Впечатлительна была циркумференция - огромный полуциркуль с высоким четырехступенчатым цоколем, многочисленными мраморными колоннами. Циркумференция соединялась с главным корпусом, там

же находился подъезд с тремя красивыми арками. Богато декорированный вход обрамляли колонны. С другого конца циркумференция соединялась с театром. Особенный эффект производил его парадный вход, от которого сбегали широкие пересекающиеся лестницы. Стены театра были украшены ионическими колоннами.

менее эффектным было и внутреннее оформление, особенно центрального зала дворца, впечатляющего своими размерами. О модели и невиданном проекте заговорили с восторгом и завистью в европейских королевских дворах.

Однако весной 1771 года работу пришлось остановить: в Москву нагрянула эпидемия чумы. Ж

есткие, но мало действенные меры властей вызвали недовольство горожан. Вспыхнул бунт, был убит суровый московский архиепископ Амвросий, толпа громила его покои в Кремле, в двух шагах от Модельного дома. Баженов боялся за судьбу своей драгоценной, выстроенной из сухого дерева, модели. Но бунт в два д

ня подавили, модель уцелела, эпидемия же утихла лишь к зиме.

На следующее лето праздником начался новый этап работы - рыли котлован под дворцовый фундамент, который заложили год спустя в еще более торжественной обстановке. Но годы шли, а выше фундамента стройка не поднималась - недоставало средств.

Весной 1775 года императрица приказала засыпать котлован, а значит, прекратить работу. Руководить засыпкой котлована оскорбленный Баженов отказался: «Оставляю тому, кто за благо избран будет».

Тем временем он строил за городом, на Ходынском поле, деревянные павильоны для празднования победы над ту

рками. Причудливые здания неклассической, условно-восточной архитектуры символизируют Таганрог, Керчь, Азов и другие города, отошедшие после победы к России.

Нарядные необычные постройки Екатерине понравились. Такой она захотела видеть и свою новую усадьбу - только что купленное под Москвой Царицын

о. На склоне холма, спускающегося к большому пруду, Баженов расположил, казалось бы, в вольном порядке, множество сравнительно небольших строений из красного кирпича. Украсить их он хотел цветными изразцами, на манер старинных московских зданий. Но императрица эту идею отвергла, и тогда красный кирп

ич был эффектно оттенен вставками из резного белого камня.

Чувствовались в облике Царицына какая-то искусственная старина, условное, почти игрушечное средневековье. В те времена всю средневековую архитектуру, не очень еще различая эпохи и страны, именовали «готической». Классицисты считали ее «непр

авильной», искаженной невежеством прежних строителей, но она все же манила Баженова. Правда, при возведении Царицына он не придерживался какого-то определенного стиля: стрельчатые окна западноевропейской готики он свободно сочетал с узорчатой кирпичной кладкой русских зданий XVII века, использовал в

белокаменной резьбе государственную символику - здесь и вензель Екатерины, и двуглавый государственный орел.

Десять лет строил Баженов Царицыно. Каждой весной он перебирался туда с семьей из недавно купленного городского дома, чтобы быть постоянно при работах. Здесь, в отличие от Кремля, он все де

лал сам: распоряжался финансами, заранее покупал материалы, нанимал рабочих. Стройка разрасталась, а деньги поступали из Петербурга все медленнее. Василий Иванович то и дело оказывался виноватым. К тому же замучили долги, судебные тяжбы. Он устал, в сорок лет чувствовал себя стариком. В сыром Царицы

не болели дети, умер младший сын...

Летом 1785 года императрица, наконец, приехала и посетила почти готовую усадьбу, знакомую ей лишь по чертежам. Нарядные домики показались ей маленькими и тесными - на бумаге все выглядело внушительнее. Царицыно она приказала перестроить и передала строительство К

Дворец в Царицыне был разрушен не сразу. М.М. Измайлов пытался было найти выход из создавшегося положения, чтобы хоть как-то помочь Баженову. Переживал за своего друга и Казаков. Коллеги договорились: Баженов без особого на то дозволения сделает новый вариант дворца и представит свой ранее

Чем это сделает Казаков. Но ничего из этого не вышло, опять труд был потрачен зря. Екатерина отвергла работу Баженова, даже как следует не познакомившись с нею. В феврале 1786 года пришло распоряжение «о разборке в селе Царицыне построенного главного корпуса до основания и о производстве потом (но

вого здания) по вновь конфирмованному учиненному архитектором Казаковым плану».

Казаков в своем варианте дворца пытался по возможности сохранить избранный Баженовым стиль старорусской архитектуры. Но ему также не повезло. Дворец был спроектирован трехэтажным, с акцентом на центральную часть здания.

Однако в ходе строительства пришлось многое переделать, так как ассигнования постоянно урезывались. В результате получилась большая разница между проектом и осуществленным зданием.

Василий Иванович оказался практически отстраненным от царицынского строительства. Он получил годовой отпуск по болезн

и: ухудшилось зрение, пошаливали сердце и нервы. В декабре 1786 года Баженов просил графа А.А. Безбородко, первого секретаря императрицы по принятию прошений, продлить отпуск с сохранением жалованья, чтобы окончательно поправить здоровье. В случае отказа Баженов соглашался и на отставку, «но с пенси

ею, как и все верноподданные Ея Императорского Величества пользуются, ибо, как небезызвестно ваше сиятельству, не имею у себя столько содержания, сколько для большой семьи моей, а притом и для оплаты долгов, потребно». Прошение удовлетворили.

Еще до его второй, царицынской, катастрофы у архитектора

появились новые друзья, помогавшие преодолевать душевную смуту и отчаяние. Это были масоны. Баженов был издавна знаком с наследником престола Павлом Петровичем и, приезжая в Петербург, передавал ему напечатанные в Москве масонские книги. Подозрительная Екатерина II обвинила масонов в том, что они х

отят «уловить» наследника в свою секту, подчинить себе. Это было государственное преступление. Больше всех пострадал Николай Новиков, журналист и издатель, принявший когда-то Баженова в масонский орден. Самого архитектора не тронули, но работы для него у царицы больше не нашлось.

Конечно, Василий И

ванович выполнял не только царские заказы, но о них известно, к сожалению, гораздо меньше: бумаги зодчего и большинства его заказчиков не сохранились. Достоверно известно, что в 1780-е годы Баженов построил дом для богача П.Е. Пашкова. Дворец красуется на высоком холме против Московского Кремля - те

перь это старое здание Российской государственной библиотеки. Между тем задача у архитектора была сложная: участок неровный, с одной стороны круто уходящий под гору, а с другой - резко сужающийся. Однако его неудобства Баженов сумел превратить в достоинства: поставил в узком конце нарядные ворота, с

квозь которые открывается вид на дом, фасад же широко развернул на кромке холма над спускающимся к городу садом - решение, не случайно перекликающееся с проектом перестройки Кремля.

Баженов создал здесь в буквальном смысле слова замок-сказку. Большой знаток и ценитель русской архитектуры И. Грабарь

писал: «Трудно найти более совершенное соотношение всех частей единого сооружения, чем то, которое достигнуто здесь».

Мнение русских и иностранцев было единодушное: «Пашков дом» - это жемчужина русского зодчества. Знатоки архитектуры подчеркивали, что при всей изысканности композиционных приемов з

амысел художника отличается смелостью, полетом фантазии и вместе с тем продуманностью мельчайших деталей. Это в равной степени характерно как для композиции в целом и внутренней планировки помещений, так и для внешнего оформления.

В 1792 году Баженову пришлось перебраться в Петербург, на скромную д

олжность архитектора при Адмиралтействе. Он строил теперь, главным образом, в Кронштадте - казармы, сухарный завод, лесные сараи, причем часто по не раз использованным чертежам - следовало пуще всего беречь казенные деньги, а художественные качества таких построек адмиралтейских чиновников вовсе не

интересовали. Потому они и не приняли последний большой проект архитектора - реконструкцию после пожара галерной гавани на Васильевском острове в Петербурге: он был «весьма обширен и великолепен», а значит, и дорог...

В 1796 году умерла Екатерина II. Давний покровитель Баженова Павел стал император

ом. Василий Иванович тут же получил от него важный чин и деревню с тысячей душ крепостных. Перед ним вновь открывались обширные творческие возможности... В начале 1799 года император сделал архитектору еще один подарок: назначил его вице-президентом Академии художеств - на должность, которую ввели с

пециально для Баженова. Так победителем возвратился он в свою Академию, которая отвергла его более тридцати лет назад.

И силы вернулись. Шестидесятилетний вице-президент горел желанием обновить одряхлевшую Академию, воспитывать молодых художников, отыскивать таланты. Но времени для этого у него, ка

к оказалось, уже не было. Летом 1799 года Баженова разбил паралич.

В конце июля, в одну из белых ночей, Василий Иванович попросил детей - Оленьку, Надежду, Веру, Владимира, Всеволода и старшего из сыновей, Константина, - собраться у его постели, чтобы держать прощальную речь. 2 августа великий архи

Публикации раздела Архитектура

5 главных построек Василия Баженова

Р аботы архитектора Василия Баженова - одна из загадок в истории русского искусства. Строил он много, выполнял заказы преимущественно императорской семьи, а достоверно исследователи знают всего несколько зданий его авторства. «Культура.РФ» вспомнила пять знаковых построек архитектора Баженова в Москве и Петербурге .

Большой Кремлевский дворец

Карл Лопяло. Вид Большого Кремлевского дворца В.И. Баженова. Реконструкция. XX век

Большой Кремлевский дворец Василия Баженова считается одним из самых величественных архитектурных проектов эпохи классицизма . Еще в 1769 году Екатерина Вторая обратила внимание на то, что Кремль стал ветшать, и поручила Баженову создать проект глобальной перепланировки. С одной стороны, архитектор должен был сохранить все древние постройки, а с другой - сделать Кремль более европейским: с площадями и прямыми улицами.

Василий Баженов предложил построить огромный дворец на территории всего Кремля, в который будут включены все памятники архитектуры. Длина его фасада должна была составить 639 метров. В четырех этажах здания планировались парадные императорские залы, а также ряд служебных помещений. Такой проект требовал немалых жертв - была разобрана часть кремлевской стены, разрушены находящиеся на территории монастырские подворья, галерея Оружейной палаты и ряд других построек. Когда же в 1773 году началось строительство, обнаружилось, что не выдержал грунт возле Архангельского собора и храм стал давать трещины. Работы были прекращены, а разобранная крепостная стена восстановлена. Монументальный проект Баженова так и остался на бумаге и в виде деревянной модели, которую сегодня можно увидеть в Музее архитектуры имени А.В. Щусева .

Дворцово-парковый ансамбль в Царицыно

Фотография: Елена Коромыслова / фотобанк «Лори»

Начиналось все как нельзя лучше: заказ на ансамбль в Царицыно поступил от самой Екатерины II. Архитектор Баженов спроектировал пейзажный парк и дворцовый комплекс в необычном для того времени «готическом» стиле. Он и материалы для строительства выбрал нетипичные. Архитектор отказался от использования штукатурки, предпочтя необработанный красный кирпич и белый камень. По плану Баженова в усадьбе должны были появиться дворцы для Екатерины II и великого князя Павла Петровича , окруженные постройками для придворной знати, декоративными павильонами и мостами.

Архитектор настолько «болел» этим проектом, что, когда в казне не стало хватать денег на грандиозное строительство, он вложил в здание свои средства и даже продал дом. Когда деньги закончились, архитектор залез в огромные долги и разорился.

Екатерина II не оценила его старания. Императрица сказала, что деньги были потрачены впустую: потолки дворца ей показались тяжелыми, лестницы узкими, комнаты тесными. Работу над своей резиденцией она передала Матвею Казакову . Но тот тоже не смог закончить строительство. Со временем парк и дворец стали приходить в запустение, и только в начале XXI века усадьба была реконструирована.

Владимирская церковь в Быково

Храм в Быково был построен по заказу владельца усадьбы - Михаила Измайлова. Архитектор Баженов на месте старой деревянной церкви возвел белокаменный готический храм с башенками, богато украшенный скульптурой. Его облик был нетипичным для российской архитектуры в целом и для церковной в частности. Необычной была и форма здания - овальная.

Можно сказать, что это был даже не один храм, а два. Церковь была двухэтажной: верхний этаж, освященный в честь иконы Владимирской Божьей Матери, использовался для богослужений летом, а нижний храм Рождества Христова - для служб зимой. В советское время в здании находилась швейная фабрика, а сегодня храм снова принадлежит Русской православной церкви.

Михайловский замок

Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»

Дом Пашкова

Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»

Дом капитана-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Пашкова Михаил Булгаков в «Мастере и Маргарите» называл одним из самых красивых особняков в Москве. Исследователи долгое время спорили, кто являлся автором здания. В числе версий - Матвей Казаков и Никола Легран, однако наиболее вероятно, что дом Пашкова построил Василий Баженов.

Архитектор спроектировал типичную городскую усадьбу - центральный корпус с двумя боковыми флигелями и открытым в сторону въезда парадным двором. При этом Баженов придумал оригинальный ход - сам въезд он расположил сбоку, в переулке, а не со стороны главного фасада.

Согласно некоторым источникам, изначально особняк был оранжевого цвета и его купол венчала римская статуя. Однако сегодня мы видим не совсем тот Пашков дом, что построил Баженов: здание сильно пострадало после московского пожара 1812 года . Во время реставрации архитектор Осип Бове отказался от использовании статуи, заменил коринфские колонны на ионические и перекрасил здание в белый. В разное время в доме Пашкова находились Московский дворянский институт, Четвертая городская гимназия, Румянцевский музей . Сегодня здание принадлежит Российской государственной библиотеке . Там хранятся рукописи, ноты и картографические издания.

Рассказ об архитектуре города Москвы был бы неполным без упоминания имени такого выдающегося русского зодчего, как Василий Иванович Баженов.

Нежная готика - таков стиль большинства сохранившихся творений Баженова. В этой манере построен комплекс Царицыно. Большинство зданий и сооружений очень пострадало от времени, однако реставрационные работы, проведённые в годы советской власти и в постсоветское время, помогли восстановить большинство из них.

Детство и юность

Точное место и дата рождения Василия Баженова не известно. Родился он 1 марта 1737 или 1738 года, умер 2 августа 1799 года. Великий русский архитектор был из семьи мелкого церковного чиновника. По одним сведениям он родился в Москве, по другим - в Малоярославце, а в Москву переехал в трёхмесячном возрасте. В 1753 году Василий поступил в ученики к Дмитрию Ухтомскому. У него он получил первые уроки архитектуры и строительства. Полный курс обучения будущий архитектор Баженов не прошёл, так как тяжёлое материальное положение семьи заставило его бросить учёбу и идти работать. В 1755 году он начал учиться в Московском университете. Первый биограф Баженова, киевский митрополит Евгений Болховитинов, писал, что Василий также учился в Славяно-греко-латинской Академии. Последующими исследователями этот факт был опровергнут. Вероятно, таким способом духовное лицо пыталось поднять престиж подведомственных ему учебных заведений.

Проявление таланта

В 1758 году Василий Баженов в числе 16 лучших студентов по рекомендации Ивана Шувалова был направлен в Санкт-Петербург в недавно созданную Академию художеств. Свой первый экзамен талантливый ученик Василий Баженов сдал блестяще и занял первое место в рейтинге успеваемости. Главный архитектор Российского Адмиралтейства Чевакинский стал личным наставником подающего большие надежды, очень способного и толкового юноши.

Три года спустя Василий Баженов и Антон Лосенко стали первыми студентами Академии художеств, удостоенными стипендии.

Дальнейшее обучение ремеслу происходило в Париже в мастерской Шарля де Вайи. Впоследствии архитектор Баженов стал главным пропагандистом французского неоклассицизма в России и по идеям Де Вайи установил стилистический канон неоклассической Москвы.

Он вернулся в Россию в мае 1765 года с блестящими отзывами относительно его безупречных профессиональных и моральных качеств. Тем не менее новое руководство Академии подвергло его труд строгой экспертизе и потребовало предоставить новый работы. Молодой русский архитектор был замечен Екатериной II и её сыном Павлом. Наследник престола заказал Баженову проект и строительство особняка на Каменном острове, а в 1766 году Григорий Орлов поручил ему возведение Арсенала. На этом деятельность Василия Ивановича в Санкт-Петербурге закончилась. Архитектор Баженов переехал в Москву, где жил и трудился до конца своей жизни.

Кремлёвский дворец

Екатерина предложила идею обновления ветхих дворцов Московского Кремля. Баженов с энтузиазмом принялся за дело. Уже в 1767 году он представил на Высочайшее рассмотрение фантастический проект Большого Орлов усомнился в целесообразности строительства такого огромного здания, но архитектор в своём видении Императорской резиденции остался непреклонен и к концу лета 1768 года завершил создание проекта. По его замыслу должен был получиться крупнейший в Европе дворцовый комплекс, исполненный в стиле неоклассицизма. Он должен был заменить старый Кремль полностью. В неизменном виде планировалось сохранить лишь соборы, которые становились не видны со стороны реки, ибо заслонялись стенами будущего дворца. По плану всю южную сторону, то есть шестисотметровую стену от Константиновской башни на востоке до Боровицкой на западе и далее, вдоль западной стены Арсенала на север, должен был занять новый четырёхэтажный дворец. Его Баженов планировал разместить прямо на крутом склоне между плато и которую предполагалось снести. Архитектор предусмотрел укладку каменных контрфорсов для предотвращения сползания строения в реку. Планировалось укрепить берег насыпью и просмоленными брёвнами.

По проекту историческая соборная площадь сохранялась, а в восточной части Кремля надлежало разбить новую. Она должна была положить начало новым радиальным улицам, идущим от центра на север, северо-запад и северо-восток. Из дворца намечался выход на Тверскую улицу. Реализация проекта должна была стать началом модернизации всей Москвы. В 1775 году совместными усилиями под руководством Петра Кожина и Николая Легранда план был официально утверждён.

Царицыно

Летом 1775 года Баженов разработал первый проект Царицыно, который к настоящему времени не сохранился. Постройки Баженова представляли собой согласованный комплекс отдельно стоящих зданий в русском неоклассическом стиле. После доработки и согласования с императрицей этот план был одобрен. Доминирующим объектом должен был стать дворец, состоящий из двух зданий, соединяющихся оранжереей. Одно крыло предназначалось для Екатерины, а второе - для её сына и наследника Павла. В качестве оформления планировались традиционные русские цветные изразцы с орнаментами. Екатерина возражала и настаивала на более простом варианте - стены из красного кирпича с белыми украшениями и жёлтая глазурованная черепица на крыше.

Баженов начал строительство комплекса с переднего ряда небольших зданий, ворот и мостов, украшенных мелкой изящной отделкой, которая впоследствии была утрачена. В 1776 году был окончательно завершён декоративный Фигурный мост через овраг. Работы шли тяжело из-за нехватки высококвалифицированных мастеров и перебоев с финансированием.

В 1777 году Баженов снёс старый деревянный дом бывших владельцев усадьбы и начал строительство главного дворца. Он был возведен в течение восьми лет. К двум основным корпусам был добавлен ещё один - центральный, для детей Павла. Губернатор Иаков Брюс, который осмотрел Царицыно в 1784 году, был озадачен отсутствием главного, официального здания. Но он тем не менее отправил Екатерине восторженный отчёт.

Прекращение работы над царицынским проектом

В июне 1785 года Екатерина неожиданно посетила Царицыно и осталась недовольна медленными темпами работы. Дворец императрица оценила как непригодный для проживания: очень тёмные помещения, низкие потолки, узкая лестница. В этом году отношения между Екатериной и Павлом необратимо ухудшились. Императрица занималась вопросами престолонаследования. И дворцы-близнецы стали явлением политически некорректным. Екатерина приказала снести строения и возвести новый главный дворец. Баженову и Казакову было приказано разработать новые проекты. Архитектор Баженов представил свой проект к концу 1785 года, однако он был отклонён, а Василий Иванович уволен. Екатерина выбрала проект Казакова. Дворец Баженова снесли летом 1786 года. Существует мнение, что Екатерина не приняла проект Баженова из-за масонской символики и готического стиля. Это не может быть правдой, так как Казаков в своих проектах сохранил и повторил готику и масонские символы.

Кухонный корпус

В Царицыно сохранилось ещё одно строение Баженова - кухонный корпус, или Хлебный дом. Это квадратное здание со скруглёнными углами изначально предназначалось для кухонь, хранилищ-кладовых и жилья для прислуги. Входы в него сделаны с внутренней стороны - чтобы слуги и различные хозяйственные перемещения не попадались на глаза гостям и хозяевам усадьбы. В цокольном этаже из белого камня выложены ледники, которые прекрасно удерживают температуру. Весь фасад украшен различными символами: караваи хлеба с солонками, гирлянды бокалов, масонские линейки и пр. В настоящее время Хлебный дом используется для проведения концертов и других культурно-массовых мероприятий. Иногда в нём проходят банкеты.

Средний дворец

Оперный дом, или Средний дворец Екатерины, с двуглавыми орлами на парапетах фасадов изначально предполагалось задействовать для малых официальных приёмов, а также для проведения концертов и спектаклей летом. Очень долгое время дворец никак не использовался. От него остались только стены. В 1988 году начались восьмилетние Прекрасная акустика здания позволяет проводить в нём концерты. Там же устраиваются выставки произведений искусства.

Дом Пашкова

Василий Баженов - архитектор, создавший один из всемирно известных символов Москвы. Это построенный в 1785-1786 годах Дом Пашкова. Узнаваемое сооружение часто можно встретить на картинах, гравюрах, открытках, почтовых марках, коробках конфет и т.д. После снятия с проекта «Царицыно» Василий Иванович Баженов стал брать частные заказы у богатых москвичей. Так, на Ваганьковском холме он построил роскошный дворец из белого камня для капитан-поручика и его жены. Фасад строения смотрит в направлении Староваганьковского переулка, а к Кремлю обращена его тыльная сторона. Предполагается, что таким способом архитектор продемонстрировал императрице свою обиду за Царицыно.

После смерти бездетных владельцев Пашков дом унаследовал дальний родственник, который, счастливо женившись на богатой невесте, дочери золотопромышленника, смог содержать строение в порядке. Впоследствии Пашковы продали дом казне.

Возрождение русского стиля в архитектуре

Приверженец неоклассической русской архитектурной школы, художник-график, теоретик архитектуры и педагог Василий Иванович Баженов и его коллеги и ученики Матвей Казаков и Иван Старов создали русский национальный архитектурный язык, прерванный Петром I. В то время в Российском градостроительстве задавали тон иностранные архитекторы - Кваренги, Ринальди, Камерон и другие.

Печальная судьба талантливого зодчего

Раннее проявление таланта зодчего привело Баженова в круг богатых, облеченных властью магнатов и политиков-царедворцев. Неопытность в коммерции и дипломатии послужили причиной трагедий в личной и профессиональной сферах жизни Василия Ивановича. Два главных его строительных проекта были заброшены по политическим или финансовым причинам. Ему не удалось осуществить свой проект по реконструкции Большого Кремлёвского дворца. Императорский дворец в Царицыно, который должен был стать ядром всего царицынского комплекса, был уничтожен Екатериной II. Ещё один проект, здание МГУ, послужил поводом к острейшему конфликту с бывшим благодетелем архитектора, Прокофием Демидовым, и привёл Баженова к полному банкротству. Перед смертью Василий Иванович больше всего тревожился о судьбе своих детей, поскольку боялся, как бы они не оказались втянутыми в строительный бизнес, который он считал делом бесчестным и предательским.

Наследие Баженова

Наследие Баженова до сих пор остаётся не до конца изученным. Есть сомнения относительно авторства некоторых приписываемых ему объектов. В частности, относительно того, строил ли Баженов-архитектор Дом Пашкова? Существует мнение, что это работа его учеников, которых он подготовил немало за годы преподавания в Академии художеств. После смерти Екатерины Павел I назначил Василия Ивановича вице-президентом Академии. Изучением его наследия занимались многие исследователи, в частности Игорь Грабарь, Швидковский Д.О. Благодаря им многое, хотя и не всё, стало понятнее. В «Записках о достопримечательностях Москвы» Карамзин сравнивает проекты Баженова с республикой Платона и утопией Томаса Мора. Может быть, поэтому они и не были осуществлены.

Василий Иванович Баженов (1737-1799) – архитектор, график.

Зодчий Василий Баженов

В.И. Баженов работал в Москве и Петербурге. Считается представителем классического стиля. Пробовал себя в неоготике.

По замыслу Баженова, на месте средневековой крепости с глухими зубчатыми стенами должен был появиться общественный центр, к овальной площади которого сходились главные улицы города.

Баженов намеревался убрать из Кремля старые монастырские и приказные здания, оставив в неприкосновенности Грановитую палату, Красное крыльцо, Теремной дворец, колокольню Ивана Великого, Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы. Он считал, что убрав средневековую скученность застройки, подчеркнёт значимость оставшейся в современном обрамлении старины.

Для начала предполагалось снести часть кремлёвской стены, выходящую на набережную, и три башни. Туда выходил один из фасадов Дворца, к которому от набережной вела широкая, открытая лестница. Поскольку холм был уже занят, его собирались основательно "почистить". Екатерина проект одобрила, и Кремль начали рушить: в 1770-1771 гг. снесли стену и Тайницкую башню.

Но в 1775 г. по повелению Екатерины перестройка Кремля прекратилась. Для Баженова и Казакова это было серьёзным ударом – потеряны семь лет жизни!

Причины называли разные:

  • шла война с Турцией, и Екатерина затеяла дорогостоящий проект, чтобы продемонстрировать Турции устойчивость финансового положения России. Действительно, в 1774 г. был заключён Кючук-Кайнарджийский мир;
  • Екатерина не пожелала возвеличивать Москву;
  • слишком много пришлось бы ломать в Кремле. Трудно это оказалось на деле.

В общем, Кремль устоял. В 1783 г. стену и башню восстановили. Говорят, что использовали тот же самый кирпич, который, вопреки традиции, не успели растащить.

Василий Баженов прекрасно сочетал искусство планировки с изяществом форм проектируемых зданий. Реализуй он свой проект – наши правители стали бы жить в европейском Дворце, а не в средневековой крепости.

Не успели зажить раны после провала реконструкции Кремля, как Екатерина поручила Василию Баженову строительство Дворца в Царицыне . Продолжалось оно с 1776 по 1785 г. Десять лет упорного труда, вложение собственных денег из-за плохого финансирования... В свои неполные пятьдесят Баженов выглядел на шестьдесят.

Работа принята не была, от строительства зодчего отстранили, а завершение дворца поручили Матвею Казакову .

Против готики Екатерина ничего не имела: в это же время она приняла Петровский путевой дворец, построенный Казаковым в стиле неоготики. И потом, все архитектурные решения с ней согласовывались в эскизах.

Причина была в другом. Гнев императрицы вызвали близость Баженова к масонам и его контакты с наследником Павлом, которые имели место на фоне слухов о готовящемся покушении. В этой ситуации масонская символика на стенах дворца, налепленная без меры, послужила поводом.

Дом Пашкова

Дом Пашкова – самое известное творение Баженова, и, пожалуй, одно из самых красивых зданий города.

В каком-то смысле, это – дом-протест. Он стоит на высоком Ваганьковском холме, напротив Кремля, на реконструкцию которого десять лет назад было напрасно потрачено столько сил. И вот теперь, над Кремлём вознеслось изящное, несмотря на свои размеры, здание, говорящее: "Смотрите, что вы упустили!" Лёгкое и прекрасное оно стоит укором средневековой крепости с зубчатыми стенами.

Строительство началось в 1784 г., а закончилось в роковом для зодчего 1786-м. В том году по воле императрицы он оказался не у дел.

Последний период

Шесть лет Василий Баженов занимался частной практикой. Это мало сказалось на списке работ зодчего. Видимо, заказчики, боясь гнева императрицы, не разглашали имя автора проектов. Только в 1792 г. Баженов был назначен в адмиралтейств-коллегию в Петербурге.

Взойдя на престол в 1797 г., Павел I вспомнил о Баженове и назначил его вице-президентом Академии художеств. На этом посту ему надлежало определить пути развития отечественной архитектуры и воспитания художников. На этот раз осуществлению планов помешала смерть. Василий Иванович Баженов умер в 1799 г. в возрасте 62-х лет.

Биография Баженова

  • 1737. 1 марта – в селе Дольском Калужской губернии родился Василий Баженов. Переезд в Москву.
  • 1751. Василий Баженов определён вольным слушателем в школу гражданской архитектуры Д.В. Ухтомского .
  • 1755. Ухтомский определяет Василия Баженова в учрежденный в Москве университет, где он изучает иностранные языки.
  • 1756. Январь – В. Баженов переведён в открывающуюся в Петербурге Академию наук (академическую гимназию), где продолжил изучение иностранных языков.
  • 1757. Открытие в Петербурге Академии художеств. Баженова по его просьбе назначили в архитектурный класс, где он работал под руководством Чевакинского, Кокоринова, Деламотта.
  • 1760. 1 мая – за успехи в учёбе Баженов указом Сената определён "архитектурии помощником в ранге прапорщика". 12 сентября – отправлен в Париж для продолжения учебы.
  • 1762. 19 августа – Петербургская академия зачла присланные Баженовым работы за экзамен и заочно произвела его в адъюнкты. Октябрь – отъезд в Рим для усовершенствования в области архитектуры.
  • 1764. Август – переезд из Венеции в Париж. Королевская аудиенция.
  • 1765. Май – возвращение в Петербург.
  • 1766. 2 декабря – Екатерина II назначила В. Баженова архитектором при Артиллерии с чином капитана Артиллерийского.
  • 1767. Баженов командирован в Москву "для казённых артиллерийских надобностей".
  • 1768. Баженов представил Екатерине эскизный проект реконструкции Кремля.
  • 1772. Август – "вынутие первой земли" для закладки фундамента под Кремлёвский дворец.
  • 1773. 1 июня – церемония "положения первого камня" Кремлёвского дворца.
  • 1775. Отмена Екатериной II реконструкции Кремля. 10 июня – празднование Кучук Кайнарджийского мира. Увеселительные строения на Ходынском поле, спроектированные и построенные Баженовым.
  • 1776. Начало строительства баженовского дворца в Царицыне . Переезд в Москву Н.И. Новикова, его дружба с Баженовым.
  • 1784-1786. Сооружение по проекту Баженова дома Пашкова на Моховой .
  • 1786. Февраль – распоряжение императрицы "о разборке в селе Царицыне построенного главного корпуса до основания и о производстве потом (нового здания) по вновь конфирмованному, учинённому архитектором Казаковым плану".
  • 1787. Декабрь – просьба Баженова к графу А.А. Безбородко о продлении отпуска по состоянию здоровья.
  • 1780-е гг. Строительство усадьбы А.П. Ермолова в селе Красном, дома Юшкова и усадьбы Румянцева .
  • 1791. Указ Екатерины II о следствии над "мартинистами". Поездка к цесаревичу Павлу и предупреждение об опасности.
  • 1792. Начало расследования деятельности масонов. Арест Н.И. Новикова. Переезд в Петербург. Начало службы в Адмиралтействе. Предполагаемое участие в проектировании Михайловского замка.
  • 1793-1796. Участие зодчего в работах, осуществляемых в Гатчине и Павловске, проектирование Инвалидного дома, мастерских для Главного адмиралтейства, манежа и Аракчеевских казарм близ Смольного.
  • 1796. Сентябрь – смерть Екатерины II. Освобождение масонов. Присуждение Баженову чина действительного статского советника.
  • 1797. Закладка Михайловского замка. Написание завещания. Участие в проектировании Казанского собора.
  • 1799. 26 февраля – назначение Баженова вице президентом Академии художеств. Март – указ вице президента академии, об издании "Увража российской архитектуры".
  • 1799. 2 августа – смерть Василия Ивановича Баженова.

Баженов Василий Иванович (1737 или 1738-1799), архитектор.

Родился 12 марта 1737 или 1738 г. в селе Дольском близ Малоярославца (Калужская губерния); по другим данным, в Москве.

Детство и юность Баженова прошли среди древних построек Московского Кремля, где его отец служил дьячком одной из церквей. Первоначальное образование он получил в «архитектурной команде» Д. В. Ухтомского. Затем следовало поступление в гимназию при Московском университете.

В 1758 г. Баженов блестяще выдержал вступительные экзамены в Академию художеств в Петербурге. По окончании учёбы в 1760 г. как лучший ученик он был направлен на академические средства в Италию.

Вернувшись в Москву в 1765 г., архитектор получил звание академика за проект «увеселительного дома в Екатерингофе», а спустя два года приступил к созданию грандиозного проекта Кремлёвского дворца в Москве (1767-1775 гг.). В комплекс входили императорская резиденция, здания Коллегий, Арсенал, театр, главная площадь с амфитеатром для зрителей, а древние соборы Кремля оказывались как бы в обрамлении новейших построек.

Проект требовал громадных затрат, чего страна не могла себе позволить, - шла русско-турецкая война 1767- 1774 гг. Кроме того, начавшаяся разборка кремлёвской стены (на чём настаивал Баженов) вызвала резкий протест духовенства. Очень скоро Екатерина II сослалась на конструктивные просчёты и запретила дальнейшее строительство.

Разочарование не помешало талантливому зодчему продолжить воплощение новых творческих замыслов, среди которых особое место занимает дворцово- парковый ансамбль в Царицыне под Москвой (1775-1785 гг.). Царицынские постройки совмещали в себе элементы готики и древнерусского зодчества. Участь усадьбы в Царицыне также была печальной. Несмотря на красоту и своеобразие архитектурного решения, Екатерина, приехавшая на смотр своей подмосковной резиденции, повелела снести ряд корпусов ансамбля, а возведение центрального дворца поручила М. Ф. Казакову, сказав, что сооружение Баженова походит скорее на тюрьму, чем на дворец.

После очередной неудачи зодчий погрузился в работу над следующим проектом - домом Пашкова (1784-1786 гг.; ныне старое здание Российской государственной библиотеки). По чертежам Баженова были построены дом Долгова на 1-й Мещанской улице (1770 г.), ныне проспекте Мира, колокольня и трапезная церкви Всех Скорбящих Радости на Большой Ордынке и дом Юшкова на Мясницкой улице (все 80-е гг. XVIII в.). Кроме этого, архитектор разработал проект Михайловского (Инженерного) замка в Петербурге (1792-1796 гг.); он был сооружён в 1797-1800 гг. архитекторами В. Ф. Бренной и Е. Т. Соколовым.

В 1799 г. Баженов был назначен вице-президентом Академии художеств, но не успел осуществить свои замыслы - он умер 13 августа того же года в Петербурге.

В истории искусства с именем этого архитектора связано становление и утверждение русского классицизма.