9 класс

Два незаряженных стеклянных кубика 1 и 2. Тема «Электростатика, Постоянный ток

А1. Отметьте верное(ые) высказывание(я). При электризации заряд пылинки изменился на…

А. 4,0*10-19 Кл

Б. 4,8*10-19 Кл

1) только А 2) только Б

3) и А, и Б 4) ни А, ни Б

А2. К стержню положительно заряженного электроскопа поднесли, не касаясь его, стеклянную палочку. Листочки электроскопа опали, образуя гораздо меньший угол. Такой эффект может наблюдаться, если палочка

1) заряжена положительно 2) заряжена отрицательно

3) имеет заряд любого знака 4) не заряжена

А3. Как следует изменить значение каж­дого из двух точечных зарядов, чтобы при пе­ренесении их из воздуха в сплошную среду с диэлектрической проницаемостью ε = 2 сила их взаимодействия увеличилась в 2 раза? Расстояние между зарядами не меняется.

1) увеличить в 8 раз 2) увеличить в 2 раза

3) уменьшить в 8 раз 4) значение зарядов изменять не нужно

https://pandia.ru/text/80/069/images/image002_119.jpg" align="left" width="130" height="132 src=">

A5. Электрический заряд q = 2 мкКл по­местили в однородное электрическое поле с напряженностью Е = 200 В/м. Чему равна работа сил поля по перемещению этого заряда из точки А в точку В (см. рис.)? Сторона каждой клеточки на рисунке равна 5 мм.

1) -0,4*10-5 Дж 2) -2*10-6 Дж

3) 4*10-6 Дж 4) 0,2*10-5 Дж

А6. Два незаряженных алюминиевых кубика 1 и 2 сблизили вплотную и поместили в электрическое поле, напряженность которого направлена горизонтально влево, как показано на рисунке. Затем кубики раздвинули, и уже потом убрали электрическое поле. Какое утверждение о знаках зарядов разделенных кубиков 1 и 2 правильно?

1) заряды обоих кубиков отрицательны

2) заряды обоих кубиков положительны

3) заряд первого кубика положителен, второго –отрицателен

4) заряды обоих кубиков равны нулю

А7. Плоский конденсатор подключен к источнику постоянного то­ка. Как изменится заряд на пластинах конденсатора, если, не отключая конденсатор от источника, медленно раздвинуть пластины на расстоя­ние, в 2 раза превышающее прежнее?

1) уменьшится в 2 раза 2) увеличится в 2 раза

3) не изменится 4) зависит от скорости раздвижения

А8. К незаряженному конденсатору емкостью С под­ключили параллельно заряженный до заряда q конденсатор той же емкости. Каким выражением определяется энергия системы из двух конденсаторов после их соединения?

1) q2/8C 2) q2/4C 3) q2/2C 4) q2/C

*А9. Как изменилась сила взаимодействия одинаковых по модулю, но разноименных зарядов, если половину заряда одного тела передали второму?

1) не изменилась 2) уменьшилась на 25%

3) увеличилась на 25% 4) уменьшилась на 75%

А10. Через поперечное сечение проводника в течение 2 с вправо протекал ток силой 2 А, а затем в течение 1 с влево протекал ток силой 3 А. Какой заряд и в каком направлении перенесен за это время?

1) 1 Кл, вправо 2) 1 Кл, влево

3) 7 Кл, вправо 4) 7 Кл, влево

А11. На фотографии – электрическая цепь. Показания включенного в цепь амперметра даны в амперах. Какое напряжение покажет идеальный вольтметр, если его подключить параллельно резистору 3 Ом?

1) 0,8 В 2) 1,6 В

3) 2,4 В 4) 4,8 В

А12. Источник тока с ЭДС = 2 В и внутренним сопротивлением 3 Ом замкнут на нагрузочное сопротивление 6 Ом. Чему равен КПД источника?

3) 33,3% 4) 8,3%

А13. Два резистора включены в электрическую цепь последовательно. Как соотносятся показания вольтметров, изображенных на схеме?

1) U1 = 2U2 2) U1 = 4U2

3) U1 = 1/4 U2 4) U1 = 1/2 U2

А14. Как изменится сопротивление участка цепи АВ, изображенного на рисунке, если ключ К разомкнуть? Сопротивление каждого резистора равно 4 Ом.

1) уменьшится на 4 Ом 2) уменьшится на 2 Ом

3) увеличится на 2 Ом 4) увеличится на 4 Ом

А15. На рисунке представлен участок электрической цепи. Каково отношение количеств теплоты Q2 / Q3, выделившихся на резисторах R2 и R3 за одно и то же время?

А16. На рисунке показан график зависимости силы тока в лампе накаливания от напряжения на ее клеммах. При силе тока 0,15 А мощность тока в лампе равна

1) 13,5 Вт 2) 7 Вт

3) 0,45 Вт 4) 0,2 Вт

А17. Какой из приведенных графиков зависимости удельного сопротивления материала от температуры относительно к полупроводникам (см. рис.)?

*А18. Чему равно внутреннее сопротивление источника тока, если полезная мощность, выделяемая на нагрузочных сопротивлениях, одинакова, когда они равны 3 Ом или 6 Ом?

1) 2 Ом 2) 9 Ом

3) 4,24 Ом 4) 6 Ом

https://pandia.ru/text/80/069/images/image011_37.jpg" align="left" width="174" height="121">А20. Исследована зависимость между напряжением и силой тока в резисторе (проводнике) и представлены результаты измерений в виде графика (см. рис.). Сопротивление резистора при уменьшении напряжения

1) увеличивалось

2) не изменялось

3) уменьшалось

4) сначала увеличивалось, затем уменьшалось

*А21. Одинаковые лампочки соединены по схеме (рис.). Считая сопротивление лампочек не зависящим от температуры, определите, какая из них горит ярче остальных.
1) 1 и 2 2) 3

В1. Плоский воздушный конденсатор отключили от источника тока, а затем уменьшили расстояние между его пластинами. Что произойдёт при этом с электроёмкостью конденсатора, его энергией и напряжённостью поля между его обкладками?

А) Электроёмкость конденсатора 1) увеличится

Б) Энергия конденсатора 2) уменьшится

В) Напряжённость поля между обкладками 3) не изменится

В2. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ФОРМУЛЫ

А) работа электрического тока 1) q / t

Б) сила тока 2) q*U

В) мощность тока 3) (R*S) / L

«Тест по физике» - А как это звучит на русском языке? Зимой греет, Весной тлеет, Летом умирает, Осенью оживает. Нобелевские лауреаты. В зное тают облака. Почемучки у костра. Осел Дау. Игорь Васильевич Курчатов. Физика в пословицах. Физика в загадках. Как можно пронести воду в решете? Петр Капица. Джи - Джи. Физические приборы.

«Вопросы по физике» - По латыни accumulator обозначает накапливать. Поздравляем Победителя. Кто хочет стать отличником по физике? К великому сожалению вы проиграли. Вопрос №2. МАЙЕР (Mayer) Юлиус Роберт (1814-78), немецкий естествоиспытатель, врач. Р.Майер, открывший закон сохранения энергии имел профессию врача. Вопрос №6.

«Задачи по физике» - Вычислите действующую на кирпич силу тяжести и скажите, как действует вес кирпича? Сборник задач по физике. Вес выражается совсем в других величинах - в ньютонах. Зная плотность воды 1 г/куб.См, определи плотность целебной кислятины. С точки зрения бесстрастной науки Толя производил наблюдения, а Коля ставил опыты.

«Качественные задачи по физике» - Приёмы решения. Логическое мышление. Эвристический прием. Ознакомление с условием задачи. Терминология. Качественные задачи по физике. Экспериментальный прием. Технические задачи. Значение качественных задач. Большой задачник. Аналитико-синтетический метод решения. Графический прием. Система качественных задач.

«Решение задач по физике» - Элективный курс «Методы решения физических задач». Алгоритмы решения задач части 3. «Недельное» задание. С1: Проанализировать условие задачи: явления, данные условия. Классно-урочная форма обучения. "Знать физику – означает уметь решать задачи". Решение с интересом. Дифференцированные домашние недельные задания Задания на максимальный балл 3; !

«Задачи по физике» - Абсолютно неупругое столкновение. Конденсатор. Работа. Закон радиоактивного распада. Металлический шарик. Диэлектрики и проводники. Скорость. Вращательное движение. Графическое решение. Работа электростатического поля. Дисперсия. Освобождение фотоэлектронов. Давление данного количества идеального газа.

Всего в теме 15 презентаций

Примерный образец ЕГЭ по физике, тесты и задачи, которые встречаются на экзамене по физике.

. На рисунке представлен график движения автомобиля из пункта А в пункт Б и обратно. Пункт А находится в точке с координатой Х=0, а пункт Б - в точке с координатой Х=30 км. Чему равна наименьшая скорость автомобиля на пути следования?
1) 90 км/ч
2) 100 км/ч
3) 110 км/ч
4) 120 км/ч

2А. Шары одинаковой массы движутся так, как показано на рисунке и абсолютно неупруго соударяются.

Как будет направлена скорость шаров после соударения?

3А. Объем неизменной массы идеального газа уменьшился в 6 раз, а давление увеличилось в 3 раза. Температура газа при этом
1) уменьшилась в 2 раза 3) уменьшилась в 18 раз
2) увеличилась в 2 раза 4) увеличилась в раз

4А. Два незаряженных свинцовых кубика 1 и 2 сблизили вплотную и поместили в электрическое поле, напряженность которого направлена, как показано на рисунке. Затем кубики раздвинули, и уже потом убрали электрическое поле. Какое утверждение о знаках зарядов разделенных кубиков 1 и 2 правильно?
1) заряды обоих кубиков положительны
2) заряд первого кубика положителен, второго –отрицателен
3) заряд первого кубика отрицателен, второго – положителен
4) заряды обоих кубиков равны нулю

5А. На рисунке показан участок цепи постоянного тока, содержащий 4 лампочки накаливания. Сопротивление каждой лампочки равно 12 Ом.

Сопротивление всего участка цепи

1) 48 Ом 2) 24 Ом 3) 12 Ом 4) 0 Ом

6А. Заряженная частица, движется cо скоростью V в магнитном поле с индукцией В в плоскости, перпендикулярной линиям индукции. Магнитное поле действует на нее силой F. С какой силой будет действовать на ту же частицу такое же магнитное поле, если угол меду вектором скорости частицы и вектором индукции поля равен 30?
1) 2F
2) F
3) F/2
4) 0

1 B . Идеальный газ, заключенный в сосуд постоянного объема нагрели, повысив его температуру в два раза, а затем удалили из сосуда половину массы газа. Как в результате изменяются величины, перечисленные в левом столбце таблицы?

ВЕЛИЧИНА

Концентрация молекул

Возрастает

Давление

Уменьшается

Средняя энергия теплового движения

Не изменяется

Получившуюся последовательность цифр впишите в таблицу:

2 B . Источник постоянного напряжения нагрузили переменным сопротивлением и медленно увеличивают это сопротивление. Как при этом изменяются величины, перечисленные в левом столбце таблицы?

ВЕЛИЧИНА

ИЗМЕНЕНИЕ

Сила тока в цепи

не изменяется

Напряжение на полюсах источника

ЭДС источника

Получившуюся последовательность цифр впишите в таблицу.

1C. Какова скорость α-частицы, которая движется в магнитном поле индукцией 20 мТл по дуге окружности радиусом 1 м?

α-частица – ядро атома гелия, молярная масса гелия M = 0,004 кг/моль, число Авогадро NA = 6 1023 моль-1, заряд α-частицы q = 3,2 10-19 Кл.

В экзаменационной модели 2017 г. появилось три задания на множественный выбор. Утверждения в этих заданиях затрагивают различные стороны рассматриваемого процесса: от узнавания названия явления до оценочных расчетов различных величин, которые характеризуют данный процесс. Для этих заданий характерен высокий (более 50) процент участников, набравших 1 балл, и разительно более низкий процент участников, набравших 2 балла. Очевидно, это связано с комплексным характером анализа процессов в этих заданиях. В качестве примера рассмотрим одно из заданий по электростатике.

Пример 8 (1 балл - 65%; 2 балла - 24%). Два незаряженных стеклянных кубика 1 и 2 сблизили вплотную и поместили в электрическое поле, напряжённость которого направлена горизонтально вправо, как показано в левой части рисунка. То же самое проделали с двумя незаряженными медными кубиками 3 и 4. Затем кубики быстро раздвинули и уже потом убрали электрическое поле. Выберите два верных утверждения, описывающих данный процесс. 1) После разделения кубик 3 приобретает отрицательный заряд. 2) При помещении стеклянных кубиков в электрическое поле наблюдается явление поляризации. 3) В электрическом поле кубики 1 и 2 приобретают суммарный отрицательный заряд. 4) В электрическом поле кубики 3 и 4 приобретают суммарный отрицательный заряд. 5) После разделения кубик 2 приобретает положительный заряд.

Ответ: В этом задании анализируются процессы электризации проводника и поляризации диэлектрика. Ответ 2 более простой, так как требует лишь знания названия явления (поляризация), ответ 1 проверяет понимание перераспределения зарядов в проводнике при разделении в электрическом поле. При выполнении этого задания около 24% участников экзамена верно выбрали оба ответа. Примерно треть выпускников указали ответы 13 и 15, т.е. показали, что они понимают свойства электризации проводников, но не ориентируются в том, как ведут себя диэлектрики в электрическом поле.

Из 15 групп заданий c использованием различных процессов, уровень освоения не достигнут лишь для трех ситуаций: изопроцессы в идеальном газе, представленные с помощью таблиц зависимости параметров газа; преломление света на границе разделов двух сред; электромагнитная индукция. Одно из этих заданий приведено ниже.

Пример 9 (средний процент выполнения - 39). При изучении процессов, происходящих с гелием, ученик занёс в таблицу результаты измерения температуры и давления одного и того же количества газа в различных равновесных состояниях. Какие два из утверждений, приведённых ниже, соответствуют результатам этих опытов? Газ считать идеальным. 1) В состояниях 4-7 объём газа был одинаковым. 2) Объём газа в состоянии 4 в 2 раза меньше объёма газа в состоянии 1. 3) Внутренняя энергия газа в состоянии 6 в 3 раза больше, чем в состоянии 5. 4) При переходе от состояния 2 к состоянию 3 в ходе изотермического процесса газ получал тепло. 5) При переходе от состояния 5 к состоянию 6 в ходе изохорного процесса газ совершал работу.

Noсостояния

Ответ: Для выполнения этого задания нужно выделить из таблицы изотермический процесс (1-4) и изохорный процесс 4-7 (предварительно выразив температуры в абсолютной шкале). Каждое из утверждений проверяет одно из свойств процессов: 1 и 2 - формулы для изопроцессов; 3 - внутреннюю энергию идеального газа; 4 и 5 - применение первого закона термодинамики к изопроцессам. В этом задании 62% экзаменуемых смогли верно указать один элемент ответа, а 2 балла набрали лишь 16% участников.

Задания, требующие комплексного применения знаний о различных свойствах процесса и различных физических величинах, описывающих данный процесс, очень полезны в рамках систематизации и обобщения материала.

Для решения задания №16 нужно знать основы электростатики, а также явление электромагнитной индукции и законы, связанные с нею. В помощь приведены необходимые теоретические сведения, формулы для решения расчетных задач по этим темам.

Теория к заданию №16 ЕГЭ по физике

Закон Кулона

Закон Кулона позволяет вычислить силу взаимодействия пары неподвижных точечных заряженных тел:

где q 1 и q 2 – величина взаимодействующих зарядов, r – расстояние между заряженными телами, k – электрическая постоянная (k=9˙10 9 Н˙м 2 /Кл 2).

Напряженность электрического поля

Напряженность – величина, количественно характеризующая электрическое поле в конкретной его точке. Определяется как результат воздействия поля на точечный неподвижный заряд. Напряженность эл.поля имеет определенную направленность; она направлена из точки с положительным зарядом и в точку с отрицательным.

Проводники и диэлектрики в электрическом поле

При воздействии внешнего эл.поля в проводниках происходит перераспределение свободных электронов, в результате которого они (т.е. отрицательные заряды) концентрируются на одном конце поверхности проводника, а нескомпенсированные положительные заряды – на другом. При этом свободные электроны всегда перемещаются в направлении, противоположном направлению вектора напряженности.

Диэлектрики в электрическом поле поляризируются. Это явление заключается в повороте электрических диполей диэлектрика либо в ограниченном смещении его зарядов под воздействием внешнего эл.поля.

Понятие электромагнитной индукции

Явление электромагнитной индукции заключается в возникновении электрического (индукционного) тока в замкнутом проводнике (проводящем контуре) при изменениях магнитного поля. Магнитная индукция В является количественной характеристикой, демонстрирующей способность магнитного поля осуществлять силовое воздействие на контур. В – векторная величина. Единицей ее измерения является 1 Тл (тесла).

Электродвижущая сила (ЭДС)

ЭДС индукции (ε) – количественная характеристика, определяющая, как в проводящем контуре меняется магнитное поле. В замкнутом контуре ЭДС представляет собой модуль скорости изменения магнитного потока через поверхность, ограниченную контуром.

ЭДС вычисляется по формуле: , где – магнитный поток, – время движения магнитного потока. ЭДС – векторная величина. Направление этого вектора всегда противоположно направлению вектора Ф. Единица изменения ЭДС – 1 Вб/с.

Индукционный ток

Сила индукционного тока рассчитывается так: . Сопротивление R в этой формуле принято считать величиной постоянной, исходя из чего, ЭДС прямо пропорциональна величине индукционного тока.

Разбор типовых вариантов заданий №16 ЕГЭ по физике

Демонстрационный вариант 2018

На железный сердечник надеты две катушки, как показано на рисунке. По правой катушке пропускают ток, который меняется согласно приведенному графику. На основании этого графике выберите два верных утверждения о процессах, происходящих в катушках и сердечнике.

  1. В промежутках 0–1 и 1–2 с направления тока в правой катушке различны.
  2. В промежутке времени 2–3 с сила тока в левой катушке отлична от нуля.
  3. Модуль силы тока в левой катушке в промежутке 1–2 с больше, чем в промежутке 3–5 с.
  4. В промежутке 0–2 с модуль магнитной индукции в сердечнике минимален.
  5. В промежутке 1–2 с сила тока в левой катушке равномерно увеличивается.
Алгоритм решения:
  1. Рассматриваем рисунок и соотносим процессы, происходящие в катушках, со значениями на графике.
  2. Записываем формулу для наведенной ЭДС.
  3. Анализируем формулу.
  4. Анализируем варианты ответа и делаем выводы и правильности предложенных утверждений.
Решение:

1. На рисунке видно, что обе катушки имеют общий сердечник. Правая катушка подключена к аккумулятору, силу тока в ней может менять с помощью реостата. Магнитное поле (магнитный поток) создается током в правой катушке и пронизывает левую. Соответственно, в левой катушке наводится ЭДС. Амперметр на рисунке предназначен для измерения силы тока. Его показания, отображенные на графике, при необходимости могут служить альтернативой вольтметру для измерения ЭДС (см.раздел «Индукционный ток»).

2. Записываем формулу для ЭДС: .

3. Из формулы следует, что при увеличении магнитного потока (∆Ф) ЭДС увеличивается. И наоборот. Когда же ∆Ф не изменяется, ЭДС не возникает, т.е. равна нулю.

4. Анализируем предложенные варианты ответов.

1) На графике линия значений для i разделена осью ОХ, т.е. часть их имеет отрицательные значения (отриц.сила тока), часть – положительные (положит.сила тока). Это означает, что на промежутках 0–1 и 1–2 ток движется в разных направлениях, и утверждение верно .

2) На промежутке 2–3 сила тока не меняется → она постоянна → магнитный поток не меняется и ЭДС отсутствует. Следовательно, утверждение неверно .

3) На промежутке 1–2 сила тока в правой катушке – и, следовательно, в сердечнике – меняется на 4 А за 1 с (равна 4 А/с), на промежутке 3–5 – на 4 А за 2 с (равна 2 А/с). Т.е. на промежутке 1–2 сила тока в левой катушке больше, чем на промежутке 3–5. О модуле силы тока здесь упоминается вот почему. Из графика следует, что индукционный ток на промежутке 1–2 возрастает, на 3–5 убывает. Но сравнить здесь предлагается только абсолютные величины изменения, т.е. модули. Итак, утверждение верно .

4) Из графика видно, что на промежутке 0–2 в правой катушке ток изменятся быстро. Это говорит о том, что магнитная индукция (ее модуль) тоже изменяется с определенной скоростью, и ее значение не является минимальным. Утверждение неверно .

5) Чтобы разобраться, верно или нет это утверждение, следует использовать понятие производной.

Поскольку график на промежутке 1–2 представляет собой прямую линию, то мы имеем дело с линейной функцией (у=ax+b). Это означает, что магнитный поток меняется линейно. ЭДС – это фактически производная от магнитного потока (. Производная от линейной функции есть величина постоянная, т.е. ЭДС здесь постоянна. А т.к. она пропорциональна силе тока, то, значит, и сила тока в левой катушке на промежутке 1–2 постоянна. Таким образом, утверждение неверно .

Первый вариант задания (Демидова, №3)

Два незаряженных пластмассовых кубика 1 и 2 сблизили вплотную и поместили в электрическое поле, напряжённость которого направлена горизонтально вправо, как показано в левой части рисунка. То же самое проделали с двумя незаряженными стальными кубиками 3 и 4. Затем кубики быстро раздвинули и уже потом убрали электрическое поле (правая часть рисунка).

Выберите два верных утверждения, описывающих данный процесс.

  1. После разделения кубик 3 имеет отрицательный заряд.
  2. При помещении пластмассовых кубиков в электрическое поле наблюдается явление поляризации.
  3. В электрическом поле кубики 1 и 2 приобретают суммарный отрицательный заряд.
  4. В электрическом поле кубики 3 и 4 приобретают суммарный отрицательный заряд.
  5. После разделения кубик 2 имеет положительный заряд.
Алгоритм решения:
  1. Анализируем физические процессы, описанные в условии.
  2. Анализируем предложенные варианты ответов и определяем правильность каждого из них.
  3. Записываем ответ.
Решение:

1. Пластмассовые кубики являются диэлектриками. После их помещения в эл.поле перемещения свободных зарядов в них происходить не будет, но возникнет явление поляризации, т.е. выстраивания диполей в том же направлении, в котором направлен вектор напряженности.

Стальные кубики – проводники. Поскольку они расположены вплотную, то заряды в них перераспределятся так: свободные электроны сконцентрируются в 3-м кубике, а положительные заряды – в 4-м. такое перераспределение связано с направлением напряженности. Напряженность направлена вправо, а значит, свободные электроны переместятся влево, т.е. в 3-й кубик.

2. Утверждение 1 верно , исходя из приведенного выше анализа. Утверждение 2 верно , т.к. пластмассовые кубики являются диэлектриками. Утверждение 3 неверно , поскольку кубики 1 и 2 не являются проводниками и перераспределения зарядов в них не происходит. Утверждение 4 неверно ; суммарный отрицательный заряд концентрируется только в одном кубике – 3-м. Утверждение 5 неверно , т.к. перераспределения зарядов в кубиках-диэлектриках не происходит.

Второй вариант задания (Демидова, № 10)

Две маленькие закрепленные бусинки, расположенные в точках А и В, несут на себе заряды +q>0 и -2q соответственно (см. рисунок).

Из приведенного ниже списка выберите два правильных утверждения и укажите их номера.

  1. На бусинку А со стороны бусинки В действует сила Кулона, направленная горизонтально влево.
  2. Напряженность результирующего электростатического поля в точке С направлена горизонтально вправо.
  3. Модули сил Кулона, действующих на бусинки, одинаковы.
  4. Если бусинки соединить медной проволокой, они будут притягивать друг друга.
  5. Если бусинки соединить стеклянной палочкой, их заряды станут равными.
Алгоритм решения:
  1. Анализируем физические процессы, описанные в условии и в предложенных вариантах ответов.
  2. Делаем анализ и расчеты (при необходимости) для каждого из вариантов ответа и выводы об истинности каждого утверждения.
  3. Записываем ответ.
Решение:

1. В задаче взаимодействуют два заряженных тела (бусинки). Они имеют разные знаки, следовательно, притягиваются. Электростатическое поле, созданное зарядами, имеет напряженность, направленную горизонтально.

2. Разберем каждое из утверждений:

1) Бусинка А притягивается бусинкой В. Направление силы Кулона – в сторону бусинки В от бусинки А, т.е. горизонтально слева направо. Утверждение неверно .

2) Результирующая напряженность в точке С формируется из напряженностей, исходящих от точек А и В. Т.к. заряд А положительный, то направление напряженности – горизонтально из т.А в сторону т.С. Напряженность в т.В направлена от т.С горизонтально в т.В, поскольку напряженность отрицательного заряда направлена в него («входит» в него). Соответственно, получаем 2 вектора напряженности, направленные вправо по горизонтали. Результирующая напряженность направлена горизонтально вправо. Утверждение верно .

3) На каждую бусинку по закону Кулона действует сила. Т.е. величина силы в обоих случаях одинакова. Утверждение верно .

4) Медная проволока – проводник. Поэтому после соединения бусинок под воздействием электростатического поля происходит перераспределение заряженных частиц, и заряды выравниваются. Их величина станет равной (+q-2q)/2 = -0,5q. Таким образом, на полюсах (в точках А и В) возникнут отрицательные заряды, которые будут отталкиваться. Утверждение неверно .

5) Заряды не станут равными, поскольку стеклянная палочка не является проводником (стекло – диэлектрик) и перераспределение зарядов не вызывает. Утверждение неверно .