9 класс

Название знаменосца в древней руси. Боевые знамена допетровской Руси. Публикации в Сети

Стяг — древнерусское название воинского знамени. Представлял собой древко с укрепленным на нем каким-либо условным опознавательным предметом — клином яркой ткани, изображением животного, какого-либо символа, пучком конских волос и т.п. Служил сигналом для воинов в походе и сражении. Носителем стяга являлся стяговник — обычно физически крепкий витязь-богатырь, способный отстаивать войсковой символ.

Согласно этимологическому словарю Крылова, слово «стяг» образовано от сътягати — «стягивать». Буквально стяг означает «то, что стягивает». Выражение «поставить стяг» означало построение дружины к битве. Стяг «стягивал» витязей в боевой порядок и отмечал сердцевину войска. Вокруг стяга в боевом порядке строились войска.

Формой стяга, характерной для Древней Руси, было одноцветное или узорчатое полотнище треугольной или квадратной формы, которое прикреплялось к древку с фигурным навершием (часто копьевидным). Острый угол треугольного стяга с потивоположной от древка стороны иногда перерастатл в длинную узкую ленту из того же материала (косицу). О важном значении стяга упоминают древнерусские источники: «Выступи полкъ, и подъяша стяг» (Ипатьевская летопись).

В условиях, когда битва распадалась на несколько отдельных схваток, стяг был призван служить указателем хода боя и ориентиром для сбора войска. Если стяг простирается «яко облацы» — бой идёт успешно. Падение стяга указывало на неблагоприятный ход сражения. Если врагу удавалось прорваться к стягу и сокрушить («подсечь») его, это могло привести к бегству войска с поля битвы. Поэтому в междоусобных войнах главные усилия соперников часто были направлены на захват княжеского стяга соперника, и вокруг него разгоралась жестокая схватка. Хотя древнерусские летописи лаконичны в описаниях деталей сражений, часто в них отмечается даже потеря части стяга ((«чёлку стяговую соторгоша») и смерть знаменосца («стяговника»).

В последнее десятилетие XIV в. на стягах всё чаще стало появляться изображение Иисуса Христа («Спас Нерукотворный»): в Куликовской битве Дмитрий Донской повелел развернуть «знамя, на них образ Господа нашего Иисуса Христа» (Никоновская летопись). С этого времени до XVII века старинное слово «стяг» сосуществовало с новым термином «знамя».

Символика стяга. Реющий стяг означает победу. Королевский штандарт — место сплочения сил во время битвы. Стяг, снабженный крестом или лабарумом, в христианстве являлся символом победы над грехом, смертью и гонениями. В индуизме стяг с символом луча света обозначал победу над тьмой.

Другие значения слова. Согласно толковому словарю Ушакова, стягом на Руси называлась также очищенная мясная туша без головы и ног, которая служила единицей таможенного обложения. С 1497 г. по таможенным правилам стяг равнялся корове и представлял собой образцовую единицу для многих припасов. Так, один стяг равнялся: 10 баранам, 20 гусям, 30 утятам, 30 поросятам, 20 зайцам, 30 тетеревам, 19 горшкам масла и т.д.

Публикации в Сети:

›› Что такое стяг

›› Флаги России

›› История Российского флага

›› Что такое агора (в Древней Греции)?

›› Что такое амфитеатр?

›› Какова история Мидии?

›› Что такое шрапнель?

›› Что такое портупея?

›› Что такое инаугурация президента?

›› Кто такая Клеопатра?

›› Чем прославился Чингисхан?

›› Что такое «Книга сунны и шары мавров?»

›› Как погиб Д»Артаньян?

›› Чем известен Степан Разин?

›› Чем известен Емельян Пугачев?

›› Кто такие янычары?

›› Какова история Абвера?

›› Что такое Афганская война 1979 - 1989 гг.?

›› Что такое августовский кризис 1991 года?

1) «Об обязанных крестьянах»

2) «О вольных хлебопашцах»

3) «Об учреждении IIIотделения Собственной Е.И.В. Канцелярии»

4) «О введении всеобщей воинской повинности»

А2. Какое сословие было наиболее привилегированным в России в XIXв.?

1) боярство 3) купечество

2) дворянство 4) духовенство (священство)

А3. Какому государственному органу власти придавались функции высшей судебной инстанции и органа надзора за ад­министрацией согласно реформе 1802 г.?

1) Священному Синоду 3) Сенату

2) Верховному Тайному совету 4) Государственному совету

А4.Как в XIXв. назвали крестьян, имевших денежные средства и занимавшихся предпринимательской деятельностью?

1) посессионные 3) временнообязанные

2) капиталистые 4) черносотенные

А5.Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите место встречи двух императоров, о которой идет речь.

«25 июня 1807 г. во втором часу дня состоялась первая встреча обоих императоров. На самой середине реки был ут­вержден плот с двумя великолепными павильонами. На фран­цузском берегу была выстроена вся гвардия, на русском - не­большая свита императора... Лодки отчалили от берегов, и на середине реки император и царь одновременно вошли в шатер мира. Стрелявшие еще 10 дней назад друг в друга гвардейцы кричат: "Ура!" Вчерашние враги обнялись...»

1) Ватерлоо 3) Аустерлиц

2) Тильзит 4) Санкт-Петербург

А6.В годы какой войны русской армией был осуществлен блистательный Тарутинский марш-маневр?

1) Смоленской 3) Ливонской

2) Северной 4) Отечественной

А7.В XIXв. зажиточные горожане могли участвовать в воп­росах управления городом через

1) городские думы 3) губных старост

2) мировых посредников 4) земские комитеты

А8. Прочтите отрывок из записок современника и укажите название войны, о событиях которой идет речь

«Углицкий и Казанский полки, и пятая дружина болгарского ополчения с изумительно красивою стройностью двинулись вперед под густым огнем неприятеля. После блистательных атак Скобелев выстроил перед <Шипкой-Шейново> Владимирский полк… – Ну, братцы, за мной теперь. Ваши товарищи честно сделали свое дело, – кончим и мы как следует. – Постараемся… – Смотрите же… Идти стройно… Турки почти уже разбиты… благословясь, с Богом!»

1) русско-турецкая война 1806–1812 гг. 3) Крымская война 1853–1856 гг.

2) русско-турецкая война 1828–1829 гг. 4) русско-турецкая война 1877–1878 гг.

А9.По реформе 1861 г. крестьяне получили право

1) перехода в другие сословия

2) избирать и быть избранными в Государственную думу

3) выходить из общины и селиться в хуторах

4) на все земли помещика

А10.Прочтите отрывок из воспоминаний Н. Фигнер и ука­жите имя императора, о подготовке покушения на которого идет речь в документе.

«Одновременно с приготовлениями взрывов под Москвой, Александровском и Одессой, Комитет имел в виду еще одно на­значение в самом Петербурге... Комитет в Петербурге приготов­лял взрыв в Зимнем дворце, но это сохранялось в строжайшей тайне и находилось в ведении "Распорядительной комиссии" из трех лиц, избираемых членами Комитета из своей среды для дел величайшей важности. В то время этими тремя были: Ал. Ми­хайлов. Тихомиров и Ал. Квятковский, от которого однажды я услыхала загадочную фразу: "В то время, как идут все эти при­готовления, здесь личная храбрость одного может покончить все". Это был намек на Халтурина, который впоследствии рассказывал мне, что в Зимнем дворце ему однажды случилось быть наедине с государем, и удар молотка мог уничтожить его на месте».

1) Павел Петрович 3) Николай Павлович

2) Александр Павлович 4) Александр Николаевич

А11. Что из названного произошло в XIX веке?

1) упразднение патриаршества 3) провозглашение России империей

2) учреждение коллегий 4) отмена крепостного права

А12. «Мы были дети 1812 года» – так говорили о себе

2) марксисты 4) народовольцы

А13. Как назывался учрежденный в 1810 г. законосовещательный орган государственной власти?

1) Государственный Совет 3) Высочайший Сенат

2) Государственная Дума 4) Святейший Синод

А14. Начавшийся в России в 30-е гг. XIX в. промышленный переворот способствовал

1) появлению первых мануфактур

2) появлению первых общероссийских ярмарок

3) уменьшению численности городского населения

4) формированию фабричных центров

А15. Представители русской общественной мысли с конца 1830-х – 1850-х гг., считавшие, что Россия должна развиваться самобытным путем, а не следовать образцам ведущих европейских стран, назывались

1) западниками 3) славянофилами

А16.Укажите изменения, преобразования, которые были проведены во время Великих реформ 1860-1870-х гг.

A) отмена рекрутского набора в армию

Б) ограничение барщины тремя днями в неделю

B) создание губернских и уездных земств

Г) запрещение продавать крестьян без земли

Д) введение института присяжных заседателей

Укажите верный ответ

АБГ 2) АВД 3) БВГ 4) ВГД пожалуйста помогите

Соотнесите жанор литературного произведения, сущность жанра, название произведения (его авторов или героев)

ЖАНР СУЩНОСТЬ ЖАНРА

А)Былины Д)Путевые заметки
Б)Исторические песни Е)Произведения, в основе которых лежали
В)Воинская повесть конкретные исторические события
Г)Хождения Ж)Непосредственные отклики на происходившие
события, героями которых были простые люди

З)Поэтические сказания о прошлом, в которых

Древнерусский Стяг XI–XVII вв. (флаг; англ. flag, banner)

История отечественных воинских стягов (флагов, знамён) уходит корнями в глубокую древность. В древнерусской летописи «Повесть временных лет» знамена именуются «стягами». Стяг – это военное знамя, возносимое на древке в военных событиях конца XI века. Свое название оно могло получить от «стяганья» – соединения, сбора вокруг себя воинов («Язык стяг, дружину водит »). Исходя из смысла летописного текста, очевидно, что речь идёт о военных соединениях – полках, которые именуются стягами. Летопись 1096 года сообщает о том, что к Киеву подошёл с половцами «Боняк безбожный, шелудивый, тайно, как хищник, внезапно». Город ему не удалось взять, тогда «придоша на манастырь Печерьскый… и кликнуша около манастыря, и поставиша стяга два пред враты манастырьскыми». Монахи же бежали задами монастыря, некоторые спрятались на хорах.

«Выступи полк… и подъяша стяг » (Ипатьевская летопись). Значение стяга в древнерусском войске (рати) огромно. Перед началом сражения вокруг воинского стяга строилось русское войско в боевом порядке. Если в ходе сражения древнерусское войско распадалось на отдельные рукопашные схватки, стяг служил для воинов указателем хода боя, определённым ориентиром, местом сбора воинов.

Если враг «досекошася до стяга и стяг подсекоша» , это означало поражение, и за этим неизбежно следовало беспорядочное отступление или бегство всего войска. Во время междоусобных сражений княжеские дружины стремились захватить стяг противника. Вокруг стяга разыгрывалась самая жестокая битва, на захват флага противника направлялись все усилия, так как судьба воинского стяга решала исход всей битвы.

Древнерусские стяги в хронике Манассии 1344-45 годы («Святослав идет на Доростол»), на одном из рельефов трона Мономахов, на иконе.

Словари древнерусского языка, кроме перевода понятия «стяг» как военное знамя, дают ему также толкование «полк, строй, войско». «Стояти под стягом» понимается как стоять в боевом порядке, а также находиться в чьем-либо войске, отряде.

В ХII веке под «стягом» всё чаще уже понимается именно знамя, а не воинское соединение. Встречается в летописи и слово «стяговникъ» – знаменосец, подобно тому, как существовали наименования «драконариос» для знаменосца в Риме, «бандофорос» в Византии, «баннерет» в Западной Европе.

Княжеское войско имело несколько военных стягов, собирательная и управленческая функции стяга дополнялась звуковыми сигналами труб и бубнов. В летописном рассказе о Липицкой битве 1216 года говорится, что князь Юрий Всеволодович имел «17 стягов, и труб 40, столько же и бубнов» , его брат князь Ярослав Всеволодович имел «13 стягов, а труб и бубнов 60».

В ХII веке для обозначения воинского знамени упоминается слово хоругвь, являющееся общеславянским термином. Древнерусские стягви и хоругви поэтично описаны в известнейшем памятнике древнерусской литературы конца ХII века «Слове о полку Игореве». Автор, рассказывая о подготовке похода, восклицает: «Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле!». Первая встреча с половцами закончилась удачно для русского князя, и автор «Слова», воздавая ему хвалу, восклицает: «Червленый стяг, белая хоругвь, червленая чолка, серебряное копье (древко?) – храброму Святославичу!».

Функция ранних древнерусских знамён состояла в управлении войском, но со временем знамёна и хоругви стали символами власти князя. Древнерусский стяг украшала эмблема князя, с началом христианизации Руси, к концу XIV века на стяге изображали лик Иисуса Христа. «…И велел государь херугви христианьскые розвертити, сиречь знамя, на них образ господа нашего Иисуса Христа » (Никоновская летопись о Куликовской битве).

В летописных памятниках Древней Руси — «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище», наряду с обстоятельным описанием сражения войска Дмитрия Донского с полчищами хана Мамая в 1380 году, упоминаются стяги и хоругви, выполняющие важные функции во время боя.

Из описаний русских знамён, приведенных в «Сказании о Мамаевом побоище», следует, что на русских воинских стягах изображались христианские святые. Перед одним из таких знамен князь Дмитрий Иванович Донской перед началом битвы встал на колени и молился о победе над татарами. В «Сказании о Мамаевом побоище» летописец пишет: «Князь же великий, увидав свои полки достойно устроенными, сошёл с коня своего и пал на колени свои прямо перед большого полка чермным знаменем, на котором вышит образ владыки Господа нашего Иисуса Христа, и из глубины души стал взывать громогласно» … После молитвы перед знаменем великий князь объехал полки, и обратился к русским воинам с призывной речью «без смятения» стоять крепко за Русскую землю.

Князь Борис идёт на печенегов. Миниатюра из Сильвестровского сборника. XIV века

Чаще всего для воспроизведения старинных знамён использовали лицевые рукописи, снабженные миниатюрами. Радзивилловская летопись середины ХVI века содержит более 600 красочных миниатюр, на которых более 200 раз изображены русские стяги. Лицевой летописный свод украшали тысячами миниатюр, иллюстрирующих исторические события «от сотворения мира» до ХVI века.

Радзивилловская летопись позволяет отметить составные части ранних русских стягов (знамён) — навершие в виде наконечника копья, возможно, в раннюю эпоху древко стяга служило копье. Позднее навершие древка стяга у русских было в виде креста, в виде полумесяца у половцев, в виде пучка (чубук) из конских волос, называемая – «чолка стяговая», которую могли прикрепить и под навершием. Цвета русских воинских стягов и знамён, в основном, красного цвета, а также зелёного и синего цвета. В рисунках Лицевого летописного свода цвет военных знамен также красный или зелёный.Форма полотнищ стяга – треугольная, широкий конец полотнища крепили к древку, а узкий длинный конец полотнища развивался на ветру. Стяговник носит в руках стяг воинского отряда, который был не большого размера. Во многих древнерусских летописях воинские стяги изображали однотипно, с соблюдением определенного канона, к сожалению, стяги ХVI века не сохранились до наших дней.

Битва на Куликовом поле. Миниатюра. XVI век.

Чрезвычайный интерес для изображения знамён представляет лицевой список ХIV века – «Хроника Георгия Амартола» . Она составлена в середине IX века византийским монахом Георгием, именовавшим себя Амартолом (Грешником), затем продолжена другим автором до середины Х века и, вероятно, тогда же иллюстрирована. Многие исследователи полагают, что перевод с греческого хроники Амартола впервые был сделан при дворе Ярослава Мудрого в 40-х годах XI века. На Руси текст этого исторического источника стал необыкновенно популярным и неоднократно использовался в русском летописании. Уникальным является иллюстрированный список хроники Амартола ХIV века, происходящий из Твери, в миниатюрах, на которых изображены воины с разнообразными знамёнами. Одноцветные красные, зелёные треугольные вытянутые полотнища, прикреплены к копью, и красные прямоугольные узкие полотнища, прикрепленные к древку без навершия, и стяги с копьевидным навершием, к древку которых прикреплено красное или жёлтое узкое прямоугольное полотнище, а от него отходят разноцветные косицы-хоботы. Некоторые стяги завершены «чолкой стяговой».

В конце ХIII века на Руси в употребление входит термин «знамя». В ХIII — XVII веках употребляются оба названия - «стяг» и «знамя», а в конце XVII века слово «стяг» уже не встречается. В XVI веке «большое воинское знамя» было уже в каждом полку, а у воинской сотни были «меньшие знамена».
В Галицко-Волынской летописи ХIII века рассказано о воцарении князя Даниила Романовича Галицкого в Галиче после очередного изгнания: «Даниил вошёл в город свой, пришёл в храм Пресвятой Богородицы, и принял стол отца своего, и отпраздновал победу, и поставил на Немецких воротах знамя своё». В начале ХIII века в Галицко-Волынской летописи рассказывается о походе князей Даниила и Василька Романовичей к польскому городу Калишу. Польские воины обращались к своему князю: «Если русское знамя водрузится на городских стенах, то кому воздашь честь?». В этих летописных отрывках речь идёт о польских и соседних юго-западных русских землях, где существовала традиция вывешивать на городских стенах, башнях и воротах знамёна и городские стяги. Эта традиция существовала и Галицко-Волынском княжестве, но в других регионах Руси этого обычая не было.
Нашествие Батыя. Миниатюра. XVI век.

Феодалы Западной Европы изображали на своих знаменах личные гербы, светские знаки, символы, эмблемы правящих родов. На стягах русских князей не было княжеских гербов и эмблем вплоть до ХVII века. Рыцарские эмблемы, гербы родов, рыцарские ордена — всё эти атрибуты, довольно, агрессивного западноевропейского воинства ХII-ХV веков, прославлявшие их завоевательные военные походы, битвы и сражения. Воины Руси часто носили оборонительный характер, в силу миролюбивого характера славян, предпочитавших откупиться от противника данью, но сохранить свой город, дом, имущество, жизни своего семейства и всего рода. Если же славян вынуждали воевать, то «доблестное» западноевропейское рыцарское войско часто бывало разбито и остатки его бежали без оглядки, оставляя на поле боя своё искусно сделанное военные доспехи и оружие. Русские воины побеждали в бою не численностью, а умением бесстрашно вести бой, храбростью, физической и духовной силой, которую они издревле черпали у родной земли русской, а после принятия христианства, в православной вере.

«Спас Нерукотворный». Икона-хоругвь. XIV в.

Русское воинство побеждало в бою, обращаясь за помощью к Господу Богу, Пресвятой Богородице, и святым заступникам – главным «помощникам во бранех ». Древнерусский стяг и знамёна, сопровождавшие войско русских князей в военных походах, несли во главе войска во славу небесным покровителям и заступникам земли Русской. На знамени Дмитрия Донского образ Всемилостивейшего Спаса, придавший святость самому знамени, ведущему русских воинов в бой и благословлявших их в сражении.

Отец Петра Великого, царь Алексей Михайлович , водил своё войско на Смоленск, Вильно и Ригу под большим знаменем из тафты багряного цвета с вышитым на нём образом Иисуса Христа. Знамя это – настоящее произведение искусства, исполненное тончайшей вышивкой, а образ Спасителя по выразительности близок к иконописи. Подобным знаменам воздавались большие почести, знамёна освящал патриарх по чину святых икон.

На белом знамени великого князя Московского Василия III, отца Ивана Васильевича Грозного, изображался библейский полководец Иисус Навин. Спустя сто лет Иисус Навин появился на малиновом полотнище знамени князя Дмитрия Пожарского, которое хранится сегодня в Оружейной палате. Знамя прямоугольной формы, двустороннее, с одной стороны Вседержитель – Иисус Христос, благословляющий воинов и держащий святое Евангелие. Образ Иисуса Христа на знамени окаймлён текстами Священного Писания. На оборотной стороне знамени Иисус Навин преклонил колени перед Архангелом Михаилом, архистратигом небесного воинства.

Русские знамена ХVI-ХVII веков кроили «косынею». Прямоугольная часть полотнища называлась серединой, её длина была больше высоты; прямоугольный треугольник (откос) пришивался к полотнищу своей короткой стороной. Материалом для русских знамён служила камка (камчатный, камчатый узор; «камка луданная», то есть блестящая) – шелковая китайская ткань с узорами, или тонкая тафта – гладкая шёлковая ткань. На воинском знамени вышивали серебряными, золотыми и цветными нитями святые образы и отрывки текстов из Евангелия. По краю знамя украшали каймой или бахромой.

Размеры воинских русских знамён были, как правило, большими. Знамя царя Ивана Грозного, с которым он ходил в 1552 году в поход на Казань, имеет длину около 3 метров, а высоту древка – 1,5 метра. Нижний конец древка такого знамени был острым, чтобы знамя можно было воткнуть в землю. Для ношения такого знамени в военном походе назначали два-три человека. На знамени царя Иван IV Грозного был изображён «Всемилостивейший Спас». После взятия Казани у святого воинского знамени был отслужен молебен. В благодарность за победу царь Иван IV приказал построить церковь на том месте, где во время боя стояло святое знамя «Всемилостивейшего Спаса». Это знамя участвовало в других походах не только в ХVI веке, но и в ХVII веке. В начале ХVIII века это знамя вручили графу Борису Петровичу Шереметеву, отправившемуся в Свейский поход, со словами: «с тем знаменем царь и великий князь всея Руси покорил в русскую державу Казанское ханство и победил многочисленные басурманские народы».

Ещё большего размера был великий стяг Ивана Грозного 1560 года. «Построен» стяг из китайской тафты с одним откосом. Середина лазоревая (светло-синяя), откос белый, кайма по краю полотнища брусничного цвета, а вокруг белого откоса – макового цвета. В лазоревую середину вшит круг из тёмно-голубой тафты, а в круге – изображение Спасителя в белой одежде, на белом коне. По окружности круга – золотые херувимы и серафимы, левее круга и под ним – небесное воинство в белых одеждах, на белых конях. В откосе вшит круг из белой тафты, а в круге – Святой архангел Михаил на золотом крылатом коне , держащий в правой руке меч, а в левой крест. И середина, и откос усыпаны золотыми звездами и крестами.

На «басурманские народы» русское воинство ходило и под другими знаменами. В Москве в Оружейной палате хранятся военные стяги Ермака Тимофеевича, с которыми он в 1581 году завоевывал Сибирское ханство Кучума. На синих стягах Ермака словно на небе был изображен Иисус Христос и архангел Михаил, и льва с единорогом, готовящиеся к бою. На рисунке в «Истории Сибирской», составленной через сто лет С. У. Ремезовым, войско Ермака сопровождают действительно очень большие знамена, полотнища которых украшают архангел Михаил и Святой Николай Чудотворец.

Гербовое знамя. 1696 год.

Среди военных знамён нет такого знамени, которое можно было назвать государственным. Государевым знаменем Большого полка, можно считать царский стяг, под которым царь участвовал в военных действиях. Русские князья и воеводы, военачальники, как Ермак Темофеевич, имели свои знамена, считавшиеся государевыми. Воинские знамёна выдавали только на время участия в походе.

Невская битва. Фрагмент картины. Худ. А. Кившенко

Подьячий Посольского приказа Котошихин, составивший труд о России – в царствование Алексея Михайловича и сообщивший много деталей о времени и о событиях, участником которых он являлся, так писал о знамёнах царских воевод: «…Хоругви у них болшие, камчатые и тафтяные, не таковы, как рейтарские; трубачеи и литаврщики их же… дворовые люди. А учения у них к бою против рейтарского не бывает и строю никакого не знают; кто под которым знаменем написан и по тому и едет без устрою». Далее описываются эти «болшие» боярские знамена: «А бывают царские знамена у самого в полку и у бояр болшие, шиты и писаны золотом и серебром, на камке Спасов образ или какие победительные чюдеса; а боярские знамена бывают таковы, что у полской гусарии, разноцветные , долгие».
Почему Котошихин противопоставляет «исконные» боярские полковые и сотенные знамена русского войска рейтарским, гусарским и прочим знамёнам? Дело в том, что в конце ХVI века на военную службу в Московию стали усиленно приглашать много иностранцев. При царе Фёдоре Иоанновиче в русском войске состояло более 4 000 наёмников – голландцев, шотландцев, датчан, шведов; Борис Годунов пригласил на военную службу ливонских немцев и сформировал из иноземцев целое воинское подразделение. Особенный приток иностранцев в воинскую службу произошёл после Смуты начала ХVII века. В Московском войске к иноземному строю относились солдатские, рейтарские и драгунские полки, командовали которыми исключительно иностранцы. При царе Михаиле Федоровиче, кроме иноземных отрядов, существовали и регулярные полки русских солдат, обученных в Москве иноземному строю.

Иностранцы вносили в свою военную службу свойственные им порядки и обычаи. Кроме военного обучения частей иностранных наёмников, они должны были снаряжать войска, изготавливать знамена для вверенных им полков. В русском войске появился западный обычай изображать светские эмблемы на военных знамёнах и хоругвях. Знамёна были разнообразной формы и рисунки на них выполняли, «как ротмистр укажет сам». На этих знаменах «писали» орла, грифа, змею, льва или химеру, и надписи делали на латинском языке.

Секретарь голштинского посольства Адам Олеарий , впервые побывавший в Москве в 1634 году, так описывал приём турецкого посла, свидетелем которого он был во время путешествия в Московии. Турецкого посла встречали 16 тысяч человек конницы: «В этом большом войске можно сосчитать не более 6 штандартов. Первый, принадлежащий лейб-компании, был из белого атласа с изображением на нем двуглавого орла с тремя коронами, окруженного лавровым венком с надписью „Virtute Supero“, то есть „доблестью побеждаю“. Далее было три синих с белым штандарта с изображением на одном грифа, на другом – улитки и на третьем – руки с мечом. Далее еще один штандарт из красного дамаста, изображающий двуликого Януса, и наконец, красный штандарт без изображения. Мы предположили, что такие эмблемы и знаменные изображения были помещены по указанию немецких офицеров… Сами русские очень не искусны в изобретении таких вещей».

Знамя стрелецкое сотенное. Россия. XVIII в.

В течение ХVII века обычай помещать светские эмблемы распространяется не только на ротные (сотенные) знамёна , но и на полковничьи, на боярские, а также – на знамена старого московского строя (стрельцов), казаков. На одном из знамен стрелецких полков в первой половине ХVII века был «вышит зверь грив, в передней лапе палаш», хотя полковые стрелецкие знамена несли кресты , а цвет полотнища, каймы четырехугольного знамени и креста соответствовали цветам одежды того или иного полка.

К концу ХVII века на военных знаменах можно было увидеть и территориальные эмблемы, многие из которых затем использовались как городские гербы. Например, в Оружейной палате хранилось знамя астраханских стрельцов, в середине которого была написана золотом и краскою астраханская эмблема: в голубом поле – золотая корона , под нею – серебряный восточный меч с золотой рукояткой.

Особенно полюбились русским воеводам длиннохвостые прапоры – небольшие знамена конца ХVI века, используемые в Польше, как личные штандарты. По сообщению служившего у Бориса Годунова француза Жака Маржерета, у каждого воеводы был свой прапор. Некоторым поклонникам так нравились западные новшества, что они имели по нескольку прапоров с разными эмблемами, что свидетельствует об отсутствии у них родового герба, то есть постоянного родового знака. Известны, например, два прапора Никиты Ивановича Романова , двоюродного брата царя Михаила Федоровича. На одном из них изображался золотой идущий грифон с мечом и щитом в лапах , на щите – небольшой чёрный орлик . Полотнище прапора белое, с червленой каймой, а у откоса – кайма чёрная и на ней изображены золотые и серебряные львиные головы. В XIX веке этот белый прапор послужил основой при создании герба дома Романовых.

Россия в ХV веке и первой половине ХVII века не имела единого государственного знамени, на котором бы изображался государственный символ, хотя этот символ в виде двуглавого орла уже изображали на воинских знамёнах с конца ХV века. При Иване Грозном уже была особая государственная печать, которую ставили на документах и грамотах, отправляемых в соседние страны.

Государственная символика на воинских стягах, олицетворяла верховную власть государя над русскими землями, присоединенными к России. Государь даровал новым землям знамёна с государевой символикой.В 1646 году царь Алексей Михайлович пожаловал знамя Войску Донскому – «на средине двуглавый орёл, на груди его государев образ на коне, колет змия». В России ХVII века существовало белое знамя с золотым двуглавым орлом, так называемое «ясачное», под этим знаменем с народов Поволжья и Сибири собирали ясак – натуральную подать .

Количество знамён и прапоров со светскими, не типичными для русского воинства эмблемами и символами увеличилось во второй половине ХVII века при царе Алексее Михайловиче , поощрявшего появление западных новшеств в русской жизни. Обществу прививался «вкус к геральдике», что выразилось в введении государственного герба, объяснении его символики, в появлении у вельмож личных печатей с гербами, и в украшении гербами бытовых предметов знати.


Изображение герба на знамени полка. Конец XVIII века

По именному указанию царя было «состроено» необычное знамя, отличающееся от прежних «государевых знамён» тем, что оно соединяло церковную символику со светской. В «Описи Оружейной палаты» есть описание «Знамя гербовное царя Алексея Михайловича, 1666–1678». Середина и откос его сделаны из тафты белого цвета, кайма кругом полотнища из малиновой тафты; в середине в кругу изображен двуглавый орел под тремя коронами со скипетром и державой; на груди орла в щитке – «царь на коне колет копием змия» . Под орлом – вид Кремля со стороны Красной площади, около башни надпись – «Москва». На верхней кайме изображены Иисус Христос и два восьмиконечных креста с подножием. Вокруг орла, по боковым и нижней кайме, в картушах расположены клейма, в которых нарисованы эмблемы земель, упомянутых в царском титуле. На знамени написан полный титул государя. Известен и автор рисунка знамени — это живописец Станислав Лопуцкий , которому по именному указанию царя «велено было на том знамени написать розных государств четырнадцать печатей в гербах» . Он «расписывал» знамя вместе со своими учениками Иваном Безминовым и Дорофеем Ермолаевым.

Знамя девятой конной стрелецкой сотни. Россия. XVII в.

Было изготовлено и второе знамя подобного же типа, но «на коймах оружие бронь» . Однако в исторических источниках отмечается, что оба знамени «на государственной службе никак не бывали».

В правление царя Алексея Михайловича возникло ещё одно «знамённое новшество». По ходатайству одной из персидских купеческих компаний, которая желала перевозить в Западную Европу товары через нашу страну, Россия за вознаграждение согласилась охранять товары во время пути. Для этого нужно было построить суда, способные нести охранную службу во время плавания по Каспийскому морю и по Волге. В 1667 году в дворцовом селе Дединове на реке Оке построили корабль «Орёл» , яхту, бот и две шнявы для охранных целей. Руководил строительством, а потом получил должность капитана «Орла» голландец Д. Бутлер и членами экипажа были голландцы. Все необходимое для строительства корабля было выписано из Голландии по требовательной ведомости Д. Бутлера. Среди них была указана и материя для корабельных флагов – «морских знамён для воинского хода потребных» . Определенное количество материи, по смете Д. Бутлера, требовалось на изготовление «большого знамени, что живет на корме» кормового флага , «на узкое долгое знамя, что живёт на среднем большом дереве» вымпела , «на знамя, что живёт на переднем лежачем дереве» гюйса. «А цветами, – писал далее Д. Бутлер, – как великий государь укажет; но только на кораблях бывает, которого государства корабль, того государства бывает и знамя».

По запросу Д. Бутлера Сибирскому приказу было «велено прислать из меновых товаров триста десять аршин киндяков да сто пятьдесят аршин тафть, червчатых, белых, лазоревых к корабельному делу на знамена и яловчики» (вымпелы). Корабль «Орёл», и его флаги просуществовали недолго, дойдя до Астрахани, из корабельных пушек открыли огонь по восставшим казакам Степана Разина. Казаки Разина подожгли корабль, команда «Орла» разбежалась даже не прихватив с собой знамёна.

2017-04-01

Флаг — полотнище правильной геометрической (чаще всего, прямоугольной) формы, имеющее какую-либо специальную расцветку или рисунки и прикреплённое к древку. Флаги в больших количествах производятся на специальных государственных предприятиях и распространяются через торговую сеть страны.

Флаг, как и герб, является одним из государственных символов, отражающих историю страны, ее международное положение и значение. Обязанность каждого гражданина оберегать государственный флаг от посягательств и оскорблений со стороны врагов и недоброжелателей своей страны.

Известно, что флаги имеют не только государства, но и отдельные регионы и города; а также международные организации (например, флаг ООН), коммерческие компании, национальные движения и диаспоры, общественные движения (например, флаг пацифистов) и даже спортивные команды.

Кроме государственного, многие страны имеют военно-морской и торговый (коммерческий) флаги. С помощью флагов можно также передавать сигналы. В 1857 году корабли всех стран начали использовать единую международную систему сигнальных флагов.

Так, желтый флаг означает, что на борту корабля эпидемия и экипаж находится на карантине. Другой известный символ - белый флаг, который во время войны означает перемирие или сдачу в плен. Наполовину спущенный флаг символизирует траур по поводу какого-то трагического события.

Обычно флаг поднимается на специальной мачте -флагштоке. Изучением флагов занимается вексиллология (от лат. vexillum - «знамя», «флаг»).

Знамя - это единичное флажное изделие, которое, как правило, изготавливается из дорогостоящих материалов и богато украшается лентами, вышивкой, бахромой, кистями. Само полотнище шьётся из двух прямоугольных кусков ткани, соединённых по периметру. Знамя крепят непосредственно к древку с помощью специальных знамённых гвоздей.

Ещё одним отличием знамени от флага является наличие у знамени заостренного наконечника. Знамя - это воинская хоругвь, под которой объединяются верные своему долгу воины. Боевое знамя воинской части - её официальный символ и воинская реликвия, оно олицетворяет её честь, доблесть, славу и боевые традиции, указывает на предназначение воинской части и её принадлежность.

Наша страна в настоящее время имеет Государственные знамёна Российской Республики и Российской Армии, а также знамёна армейские, полковые (в кавалерийских полках - штандарты) и войсковые (у казачьих войск). Утрата воинского знамени в бою считается большим позором.

Особой реликвией является Знамя Победы, пронесённое Красной Армией через все фронты Великой Отечественной войны и водружённое 9 мая 1945 года над рейхстагом фашистской Германии.

Стяг - так называлось воинское знамя в Древней Руси, представлявшее собой шест с прикреплённой к его верхнему концу «чёлкой» - пучком конских волос, клином яркой ткани или фигуркой тотемного животного.

Позднее «чёлка» была заменена большим клиновидным полотном яркой ткани, на которую нашивалось изображение Животворящего Креста. Концы стягов могли иметь два или три «хвоста», которые назывались «косицами», «клинцами» или «яловцами». В мирное время под стягами проводились церковные службы, принималась присяга войск, заключались международные договора.

Во время походов стяг снимался с древка и перевозился в обозе вместе с оружием и доспехами под охраной специальных воинов. На древко полотнище надевалось перед самым сражением. Стяги обычно имели огромные размеры и на их постановку требовалось много времени. Отсюда появилось выражение «не поставивши стягов», что означало внезапную атаку противника («быть застигнутым врасплох»). А выражение «поставить стяг» понималось, как объявление войны.

Во время битвы стяг устанавливался в центре войска, на возвышенности. Его падение вызывало панику или замешательство, поэтому во время сражения стяги охранялись особенно тщательно. Враг бросал на захват стяга свои основные силы, и под стягами обычно происходили самые жаркие схватки. Летописцы сообщают: если «косицы стяга простираются яко облацы», значит, русские войска побеждают; если же «стяг подсекоша», или «пали стяги княжеские», значит, битва заканчивается поражением.

Хоругвь - священное знамя церкви, которое, наряду с крестом, используется в дни особо торжественных празднеств, например, во время крестного хода. В обычное время хоругви стоят в храме возле алтаря.

Хоругви означают победу христианской церкви над миром. Первые церковные знамёна современного вида появились в Римской империи при императоре Константине Великом, который повелел украсить крестом своё знамя. В наши дни хоругви украшаются ликами святых или иллюстрациями из Священного Писания.

Некоторое время хоругви использовались в Древней Руси как воинские знамёна. На них вышивались лики Спасителя, Богородицы, святых, а также княжеский герб или святые реликвии. В царской России хоругви долго сохранялись в казачьих войсках, где их носителем являлся особый офицер - хорунжий.

Бунчук – у кочевых народов полое внутри и поэтому очень лёгкое древко с привязанным к нему хвостом коня или яка, служившее знаком власти. В Восточной Европе первые бунчуки появились в 13 веке, вскоре после татаро-монгольского нашествия.

В качестве наконечника на верхушке бунчука часто укреплялись металлический шар или полумесяц. Конский волос окрашивался в синие, чёрные и красные цвета, а само древко украшалось восточным орнаментом.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


ПЕРВЫЕ ФЛАГИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА


«Во все времена в разных странах и землях существовали определенные знаки и символы, с помощью которых люди общались друг с другом, показывали, к какому племени или народу они принадлежат. Один из таких знаков - флаг. С давних времен и до наших дней он считается символом независимого государства или народа. Недаром подъем государственного флага - первая торжественная церемония после провозглашения нового государства.

Флаг всегда символизировал национальную честь. Когда начиналась война, мужчины становились «под знамена» и приносили присягу на верность своей стране. Быть знаменосцем в бою считалось очень почетным, а захватить вражеское знамя значило совершить настоящий подвиг. А если знамя оказывалось в руках противника, позор ложился на все войско.

Государственному флагу как святыне отдаются высшие государственные почести. Достоинство его защищается внутри страны и за ее пределами, его оскорбление рассматривается как оскорбление чести государства и нации.

История современных знамен и флагов уходит своими корнями в глубокую древность. Как полагают историки, она началась более 30 тысяч лет назад с наскальных изображений животных. Наши предки рисовали в своих пещерах разных зверей и птиц, потому что почитали их своими заступниками, а возможно, таким образом они молили богов послать им удачу на охоте.

Позднее некоторые семьи и племена стали использовать изображения тех или иных животных как родовые символы - тотемы. Их рисовали на стенах пещер, над входом в жилище или вырезали из дерева и камня. Мужчины брали эти символы с собой на войну, нередко укрепляя их на конце длинного шеста.

Тотемы не только сулили помощь и защиту предков, но имели и практическое значение: если воин во время сражения оказывался оттесненным от соплеменников, то по высоко поднятому шесту с фигуркой он находил их на поле брани.

Из первобытных времен этот обычай дошел до древнейших цивилизаций Земли. Около 5 тысяч лет назад в Древнем Египте одним из тотемов был сокол, позднее он стал олицетворять собой бога солнца и неба Гора, покровителя египетских царей - фараонов. Египтяне верили, что фараон - это воплощение бога - сокола Гора. Поэтому египетские воины во время походов несли длинные шесты с особыми значками - символами своих отрядов, верхушка которых увенчивалась фигуркой божественной птицы.

Позднее фараоны велели прикреплять к шестам вместо нее лишь несколько соколиных перьев; затем к перьям, чтобы было заметнее, добавили длинную ленту, которая развевалась на ветру. Вероятно, такой знак уже не имел религиозного значения, а должен был помочь военачальнику опознавать во время боя свои войска. Во время военных походов знаменосцы несли флаги на длинных шестах. По этим флагам можно было определить, сколько солдат имеется у каждого военачальника. К тому же и выглядел флаги красиво.

Вскоре подобные знаки стали применять повсеместно. Например, ассирийские воины на конце длинного шеста укрепляли диск с изображением быка или двух сцепившихся рогами быков. И у древних греков некоторые животные традиционно обозначали какой-либо народ или государство: сова была символом Афин, скачущий конь - Коринфа, бык - Беотии.

У греков этот обычай переняли римляне. К сигнумам - так назывались символы римского легиона - привязывали хвосты животных, пучки сена, прикрепляли разные металлические значки. В 104 г. до н. э. консул Марий постановил, что знаком римского легиона отныне станет изображение орла. Орел до этого был тотемом у народов Азии, у них его, видимо, переняли древние персы и греки, а уже у них - римляне.

Около 100 г. при императоре Траяне были введены знамена по парфянскому или дакийскому образцу в виде драконов из окрашенной ткани. Драконообразные знамена императоров, которые несли в битвах и на праздничных парадах, шили из пурпурной материи». Так описывает историю появления первых флагов у древних народов Земли российский историк, журналист, научный сотрудник Московского института стратегических исследований Константин Александрович Залесский (р.1965).

Первыми прообразами европейских флагов были римские сигнумы – шесты с надетыми на них металлическими изображениями, служившие особыми знаками отличия для каждой воинской единицы римского войска.

Эти знаки отличия представляли собой какой-либо символ – птицу, дракона, изображение императора и др. Они изготавливались из меди, и носили их специальные воины – сигниферы . Как рассказывает К.А. Залесский, постепенно все эти символы были отменены и знаком римского легиона был оставлен орёл, изображение которого стало обязательным для каждой кагорты воинов.

Сначала в древнеримской армии полотняных знамён не было. Однако в последние века римской истории вслед за сигнумами появились так называемые вексиллюмы - длинные шесты, на верхней поперечной планке которых крепилось свободно висящее пурпурное четырёхугольное полотнище, которое и считается первым западноевропейским флагом.

Вексиллюмы были объявлены символом императорской власти. Пурпурный цвет считался в Риме цветом императора и его боевых офицеров. От названия вексиллюма произошло название современной науки, изучающей историю современных флагов всего мира.

Первые флаги, похожие на привычные нам знамёна, появились в Древнем Китае примерно в 100 году до нашей эры. Это были прямоугольные шёлковые полотнища, которые крепились уже не к поперечной планке шеста, а к самому его древку.

Шёлк, тогда ещё не известный в Европе, был легче и красивее грубого полотнища вексиллюма. Он развевался на древке даже от лёгкого ветерка. Шёлковые полотнища были прочными и яркими, их можно было разрисовывать и писать на них девизы китайских императоров.

Самым древним, сохранившимся до наших дней флаговым полотнищем считается Шахдадский флаг , который сегодня хранится в Национальном музее Тегерана. Он был найден в 1975 году в Кермане, на востоке Ирана. По мнению археологов, флаг был изготовлен в 3-ем тысячелетии до нашей эры в самом древнем районе страны – Шахдаде, по которому и получил своё название.

Шахдадский флаг представляет собой металлическую пластину размером 22 на 22 сантиметра, изготовленную из сплава меди с бронзой и мышьяком. На ней выгравированы древние символы Ирана, а флагшток увенчан фигуркой орла.

Шахдадский флаг имеет собственное имя – Диравши Кавияни . С ним связана древняя легенда, которую можно прочитать в поэме Фирдоуси – «Шахнаме». Диравши Кавияни появился в ходе восстания иранского народа против иноземных правителей, захвативших иранский престол. Предводителем восстания стал простой кузнец по имени Каве, который прикрепил свой кожаный кузнечный фартук к копью и под этим знаменем повёл народ на штурм царской цитадели.

Благодаря этому на иранском престоле был восстановлен наследник иранского шаха – Фаридун. Он счёл знамя Каве символом блага, украсил кожаное полотнище четырёхлучевой звездой, драгоценными камнями и лентами красного, жёлтого и фиолетового цвета. Флаг получил собственное имя и стал государственным символом Древнего Ирана.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ


ФЛАГИ И ЗНАМЁНА ДРЕВНЕЙ РУСИ


Самое раннее упоминание об использовании знамён и флагов древними народами, в том числе и предкам славян, сохранилось в древнеиранском сборнике священных текстов - «Авесте» . Праславянские племена в глубокой древности населяли обширную территорию, в состав которой входила и Малая Азия.

Согласно легенде, «Авеста» представляет собой Откровение, полученное Заратуштрой от Ахуру Мазды - верховного божества древних иранцев. Оно было записано золотыми чернилами на 12-ти тысячах воловьих шкур на неизвестном нам «авестийском наречии», а затем, по приказу Александра Македонского, переведено на греческий язык.

В текстах «Авесты» есть несколько упоминаний о существовании у многих народов Европы и Азии флагов и знамён. Так, в первой главе Бактрия характеризуется как «прекрасная земля с высоко поднятыми флагами». Далее много раз упоминаются некие «развевающиеся на ветру бычьи знамёна».

В 4-7 веках, во время Великого переселения народов, наши предки перешли на территорию Русской равнины, где сложилась система славянских племён, известная нам по текстам школьных учебников.

Славяне вели активную внешнюю политику и имели военную организацию в виде княжеской дружины и пешего ополчения. Для организации воинов во время боевых столкновений с соседними народами князья использовали воинские стяги.

Сегодня историкам немногое известно о древнейших славянских флагах. Предположительно, первые из них представляли собой копьё, к верхнему концу которого были привязаны конские хвосты или пучки травы. Эти возвышающиеся над войском предметы служили ориентиром для воинов племени. Они обозначали место сбора княжеских дружин и выполняли некоторые воинские задачи во время сражений или длительных походов.

В «Повести временных лет» (12 век) упоминаются «знамёна» и «стяги», которые уже представляли собой полотнище, прикреплённое к древку. Постепенно у славян появилась особая должность - стяговник. Это был человек, охранявший флаг в мирное время и нёсший его в походах и битвах.

Со временем знамёна стали служить не только ориентирами для дружины и ополчения, но и превратились в особые символы княжеской власти. Покоряя новые земли и захватывая города, князья водружали над ними свои стяги, что означало распространение княжеской власти на новые территории.

В 9-13 веках древнерусские флаги имели форму вытянутого треугольника с пришитой по краям бахромой. Существовали также прапоры со скошенным клином и каймой, а также знамёна, обшитые специальными косицами, которые развевались на ветру. В битвах использовались и церковные знамёна – хоругви, на которых изображались лики Спасителя, Богородицы и славянских святых.

Окраска древнерусских флагов была очень разнообразна - от жёлтого до чёрного цвета. Но чаще всего использовались зелёные, синие, белые, красные и голубые полотнища.

Так, во время Куликовского сражения (1380) княжеские дружины вышли на поле битвы под красными знамёнами, украшенными изображением Спаса Нерукотворного. А знаменитая Чёрная Сотня Сергия Радонежского билась под чёрными стягами и белыми хоругвями с изображением Богородицы и святых.

В знаменитом «Слове о полку Игореве» описываются русские знамёна 12-го века. Князья выходят в поход против половцев под «красными стягами», «белыми хоругвями» и «красными чёлками» (бунчуками). Автор «Слова» уже использует слово «стяг» как символ княжеской власти. Повествуя о поражении русских князей во второй битве с половцами, он с горечью восклицает: «К полудню пятницы пали стяги Игоревы!».

С конца 14-го столетия на всех русских флагах начали изображать лик Спасителя. Такие стяги – огромные, вышитые вручную полотнища, - считались воинской святыней и освящались в храмах. Их называли «знамениями», откуда и произошло слово «знамя». Самыми распространёнными были знамёна с изображением покровителя Руси - Спаса Нерукотворного.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ


РОССИЙСКИЕ ФЛАГИ 16-17 ВЕКОВ


В 16-ом веке на русских флагах кроме изображений Спасителя и Богородицы начали вышивать образ Георгия Победоносца. В царствование Ивана Грозного уже каждый полк должен был иметь большое Царское Знамя , а каждая сотня - малый клиновидный флаг. Вышивки на них делались золотом, серебром и шёлком, а надписи - яркими иконописными красками.

Георгий Победоносец – христианский святой, великомученик, особо почитаемый в православии святой. Согласно житию, родился в Палестине в семье христиан (3 век). Служил в войсках императора Диоклетиана, считался его любимцем.

Получив богатое наследство после смерти родителей, отправился ко двору, надеясь достичь высокого положения.

В начале 4 века в Риме начались гонения на христиан. Георгий, раздав своё имущество бедным, перед императором объявил себя христианином. По приказу Диоклетиана, его арестовали и на протяжении восьми дней подвергали жестоким пыткам, требуя отречения от веры. После тяжких мучений в 303 году Георгий был обезглавлен. Вместе с Георгием приняла мученическую смерть жена Диоклетиана - царица Александра, которая заступилась за святого.

После казни Георгий совершил несколько посмертных чудес, самым известным из которых стало убийство копьём дракона, опустошавшего земли христиан. Когда выпал жребий отдать на растерзание змею царскую дочь, явился Георгий и пронзил дракона копьём. Явление святого вызвало массовое обращение населения края в христианство.

На Руси с древних времён святой Георгий почитался под именем Юрия или Егория. В 1030-х годах Ярослав Мудрый основал в Киеве и Новгороде монастыри святого Георгия и повелел по всей Руси «творити праздник» Георгия Победоносца 26 ноября (9 декабря по новому стилю).

В русских землях Георгий воспринимался как покровитель воинов, земледельцев и скотоводов. Дни 23 апреля и 26 ноября у нас считаются весенним и осенним Юрьевыми днями.

Со времён Дмитрия Донского (14 век) Георгий Победоносец известен как покровитель Москвы, поскольку российская столица была основана одноимённым святому князем - Юрием Долгоруким. В 1730 году московский герб с изображением Георгия был закреплён официально.

В настоящее время образ святого также присутствует на российском гербе. Он описывает, как «серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона», то есть без прямой ссылки на св. Георгия, который изображён без нимба.

Вместе с Георгием Победоносцем на российских знамёнах 16-17 веков часто изображался св. Архангел Михаил . Его образом был украшен знаменитый Великий Стяг Ивана Грозного, а также малиновое знамя Дмитрия Пожарского. В 1812 году, во время наполеоновского нашествия, со знамени Пожарского была сделана точная копия, переданная нижегородскому ополчению, которое под этим стягом приняло участие в изгнании французских захватчиков с русской земли.

Но до 1700 года в России не было Государственного флага, единого для всей территории страны. Его появлением мы обязаны императору Петру Первому.

ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ


Первый государственный флаг России


Первые флаги Петра Великого не отличались от своих предшественников: знамёна имели традиционную форму с центральной частью и откосом. Они изготавливались из красной тафты с белой каймой. В центре изображался золотой орёл, парящий над морскими парусниками. На груди орла, в белом круге, находился лик Спасителя, а рядом размещались образы Святого Духа и святых Петра и Павла.

Но уже летом 1694 года над купленным Россией 44-пушечным фрегатом, стоявшим на амстердамском рейде, русскими моряками был поднят бело-сине-красный российский флаг. А в 1700 году Пётр утвердил образец войскового знамени. К 1704 году в России знамён старого образца практически не осталось. Единый государственный флаг России теперь представлял собой полотнище бело-сине-красного цвета.

К этому времени в России начала складываться и символика цветов государственного флага: белый цвет олицетворял собой благородство, чистоту и долг перед страной; синий - считался цветом любви и означал верность и целомудрие; красный - цвет силы, символ мужества и великодушия.

Другим распространённым толкованием было соотнесение цветов российского флага с историческими областями Российской империи: белый цвет - Белая Русь, синий - Украина, красный - Великороссия. Кроме того, существовали и другие трактовки: белый цвет - величие свободы, синий - цвет Богородицы, красный - символ Российской державности.

Можно упомянуть также слова императора Николая Второго, сказанные им по поводу русского знамени: «Если, для определения народных цветов России, обратиться к народному вкусу и народным обычаям, к особенностям природы России, то и этим путём для Отечества нашего определяются те же национальные цвета: белый, синий, красный. Великоросский крестьянин в праздник ходит в красной или синей рубахе, малорус и белорус - в белой; бабы русские рядятся в сарафаны тоже красные или синие. Вообще, в понятиях русского человека – что красно, то и хорошо...».

И далее: «Если к этому присоединить ещё белый цвет снежного покрова, в который вся Россия облекается в течение более чем полугода, то, на основании и этих признаков, для эмблематического символа России, для русского народного или Государственного флага, наиболее свойственными оказываются цвета, установленные Великим Петром».

А если заглянуть ещё и в оккультные труды, то можно окончательно уточнить эту символику. Древние книги трактуют белый цвет как быстротекущее время, синий - истину, а красный - это цвет воскрешения мёртвых. В единстве этих символов бело-сине-красное полотнище читается как знак власти Духа над земной жизнью. Российский флаг - это знак мессианского государства, которое призвано защищать идеи Света, Мудрости и Добра.

Триколор Петра Первого всегда существовал в России в первоначальном варианте. Лишь в 18 веке наследники первого российского императора попытались изменить форму национального флага. Они хотели закрепить на триколоре цвета российского герба: чёрного двуглавого орла с красным гербом Москвы на золотом фоне. Но уже Александр Третий восстановил прежнюю цветовую гамму.

Пётру Первому принадлежит и честь создания военно-морского флага России. Работа над ним выдержала восемь вариантов. Последняя (восьмая) и окончательная версия была описана Петром так: «Флаг белый, поперёк его имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил этот святой». В таком виде Андреевский флаг просуществовал на российском флоте до ноября 1917 года, когда был заменён красным советским полотнищем. С 26 июля 1992 года Андреевский флаг был восстановлен на российском флоте.

В разные периоды Андреевский флаг носил различные названия:

  • с 1720 по 1797 годы - Первый Адмиральский флаг;
  • с 1799 по 1865 годы - Флаг Старшего Адмирала;
  • с 1865 по 1917 годы - Кормовой флаг военных судов;
  • с 1992 года по настоящее время - Военно-морской флаг России.

Андреевский военно-морской флаг России получил своё название по имени величайшего российского святого Андрея Первозванного. Апостол Андрей был одним из учеников Иисуса Христа и братом апостола Петра. Он стал первым учеником Спасителя, за что и был назван Первозванным .

Ещё в юности Андрей принял решение посвятить себя служению Богу. Он стал ближайшим последователем Иоанна Крестителя, который и указал будущему апостолу на идущего к ним Иисуса Христа: «Вот Агнец Божий». Оставив Крестителя, Андрей последовал за Христом и привёл к нему своего брата.

До последнего дня земного пути Христа Андрей следовал за ним, а после крестной смерти Спасителя стал свидетелем его воскресения и вознесения. Через пятьдесят дней после этого в Иерусалиме апостолы, освящённые небесным огнём, получили дар пророчествовать, исцелять людей и нести свет христианства народам мира.

Двенадцать учеников Иисуса Христа разделили между собой страны, в которых каждый должен был проповедовать новую религию. Святому Андрею по жребию выпали территории Южной и Восточной Европы, а также земли Скифии. Первым поприщем его апостольского служения стало побережье Чёрного моря.

Преследуемый повсюду языческими властями, он дошёл до греческого города Византия. Здесь, в будущей столице восточного христианства, Апостол первым основал Православную Церковь и подготовил священников, «чтобы они учили народ».

Прибыв после этого в Корсунь, Андрей узнал, что неподалёку находится устье Днепра – великой славянской реки, по которой Апостол и поднялся в земли восточных славян. На Киевских холмах он, обращаясь к своим ученикам, сказал: «Верьте мне, что на этих горах воссияет благодать Божия; великий город будет стоять здесь, и Господь воздвигнет там много церквей и просветит святым крещением всю славянскую землю». Тогда же по требованию Андрея над Днепром был поставлен крест, на месте которого позже возник Киев – столица Древнерусского государства.

В Греции Андрей был схвачен воинами проконсула Вирина, подвергнут пыткам и в 70 году распят на косом кресте. Позже на этом месте был воздвигнут православный собор Андрея Первозванного. В наши дни Апостол Андрей почитается основателем и небесным покровителем Константинопольской православной церкви.

На Руси культ Андрея Первозванного получил распространение в 1080-е годы, в эпоху правления сыновей Ярослава Мудрого. В 1068 году в Киеве была построена первая православная церковь в честь Апостола, принёсшего в славянские земли православную веру. А через шесть столетий, в 1698 году, царь Петр Первый учредил на российском флоте Андреевский флаг и установил высшую военную награду России - Орден Святого Андрея Первозванного . В 1998 году и флаг, и орден были возрождены в нашей стране.

Памятник Андрею Первозванному в Херсонесе.

ЧАСТЬ ПЯТАЯ


Флаги России 18 – 19 в.в.


После смерти царя-преобразователя в цветовой гамме российских символов, как уже упоминалось, усилилась роль золотого и чёрного оттенков. Пётр Третий ввёл по краям армейских шляп чёрные шляпные банты с жёлтыми полосками, а к коронованию Елизаветы Петровны (1762) было создано новое Государственное знамя: жёлтое полотнище с изображением на обеих сторонах чёрного двуглавого орла, окружённого 31 гербом входящих в состав империи земель.

Продолжила экспериментировать с российскими государственными регалиями и Екатерина Вторая. Она утвердила несколько изменённый вариант ордена Святого Георгия. По её распоряжению, орден был украшен чёрно-оранжевой лентой, которая символизировала «порох и огонь».

В 1819 году в Москве появился первый батальонный чёрно-бело-жёлтый флажок, но петровский триколор ещё оставался главным символом России. Его расцветка стала образцом для создания государственных флагов балканских славян – сербов, хорватов, словаков, чехов. Только болгары синюю полосу на своём флаге заменили на зелёный цвет.

К коронации Александра Второго (1856) придворный геральдист Б.В. Кёне создал новый вариант парадного знамени. Оно было выполнено из глазета чёрного, жёлтого и белого оттенков. В центре красками был написан чёрный российский орёл с белым Георгием Победоносцем на груди. Такие флаги и знамёна просуществовали на Руси недолго - с 1858 по 1883 год, когда Александр Третий окончательно сделал российским национальным знаменем петровский бело-красно-синий триколор.

Накануне коронации, 28 апреля 1883 года, Александр Третий издал Высочайшее Повеление «О флагах для украшения зданий в торжественных случаях», согласно которому, в России по праздничным датам запрещалось использование иностранных флагов и вводился единый образец Государственного знамени России - бело-сине-красное полотнище.

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ


Государственный флаг СССР

В феврале 1917 года, когда император Николай Второй отрёкся от престола, Россия была провозглашена буржуазной республикой. Однако Юридическое Совещание Временного правительства постановило в качестве национального флага оставить бело-сине-красное полотнище. Петровский триколор считался символом России вплоть до Октябрьской социалистической революции (октябрь 1917), после которой власть в стране перешла к большевикам.

В связи с тем, что бело-сине-красный флаг в годы Гражданской войны активно использовали сторонники реставрации монархии, Совет Народных Комиссаров постановил: «Флагом Российской Республики устанавливается красное знамя с надписью – «Российская Советская Социалистическая республика». Летом 1918 года новый образец флага был утверждён советским правительством и повсеместно введён в качестве нового символа государственной власти.

30 декабря 1922 года РСФСР объединилась с Украинской, Белорусской и Закавказской социалистическими республиками в союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик . После этого был принят новый образец Государственного флага: «Красное или алое прямоугольное полотнище с изображением в верхнем левом углу Серпа и Молота, а над ними - красной пятиконечной Звезды».

Но на практике самым распространённым вариантом национального флага СССР до 1955 года оставалось красное прямоугольно полотнище без всяких надписей. Под ним Красная Армия сражалась на фронтах Гражданской войны (1918-1920), под ним советские солдаты встретили и победоносно завершили Великую Отечественную войну (1941-1945).

Перешедшие на сторону фашистских захватчиков белогвардейские части и в годы второй мировой войны продолжали использовать в частях РОА бело-сине-красный триколор и Андреевский военно-морской флаг, поэтому в Советском Союзе эти символы вплоть до 1991 года не признавались.

В годы Перестройки (1985-1990) впервые после семидесятилетнего перерыва Петровский государственный флаг начал появляться на демонстрациях демократического движения. Впервые он был поднят 7 октября 1988 года над ленинградским стадионом «Локомотив», где проходил митинг Демократического Союза России. Ещё раньше, с 1987 года, его использовали многочисленные национально-патриотические движения России, например, общество «Память».

В 1989 году историко-патриотическое движение «Русское Знамя» выступило с инициативой официального признания бело-сине-красного триколора в качестве официального государственного флага демократической России. Была развёрнута широкая кампания по сбору подписей в поддержку этого требования.

Одновременно с этим в стране начали использоваться и другие варианты парадных знамен Российской империи: чёрно-бело-золотой триколор (сторонники монархической власти), сине-красно-зелёный флаг (партия «Россы») и т.д. Споры о новом государственном символе России продолжались.

В матче за звание чемпиона мира по шахматам (1990) Гарри Каспаров, официальный представитель СССР, выступал под бело-сине-красным флагом – символом новой демократической России. Его противник Анатолий Карпов играл под красным флагом СССР. Одновременно с этим в уличных шествиях продолжали использоваться красные флаги РСФСР. Например, 23 февраля 1992 года на митинге в честь Дня Советской Армии и Военно-Морского Флага, собравшем в центре Москвы около 10 тысяч человек, его участники несли красные знамёна СССР и РСФСР.

Однако уже в марте 1990 года в стране начала работать Конституционная Комиссия, которая внесла проект нового государственного флага России: «Трёхцветное прямоугольное полотнище с равными по величине горизонтальными полосами: верхняя - белого, средняя - голубого, нижняя - алого цвета».

ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ


Государственный флаг Российской Федерации


В ходе острой политической борьбы созданный при Совете Министров СССР Комитет по проектированию новых государственных символов внёс в Верховный Совет республики рекомендации по восстановлению бело-сине-красного знамени. Окончательное решение было отложено до завершения выборов первого президента страны, которые должны были пройти в 1991 году.

Летом 1991 года Петровский триколор широко использовался демократическими силами, противостоящими ГКЧП во время августовского путча. После ликвидации путча, 22 августа 1991 года, постановлением Верховного Совета РСФСР исторический флаг России был официально признан новым государственным символом страны: «Верховный Совет РСФСР постановил: до утверждения специальным законом новой государственной символики Российской Федерации считать исторический флаг России - полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос - официальным Национальным флагом РФ».

А уже 1 ноября 1991 года Пятым съездом народных депутатов РСФСР бело-лазорево-алый флаг был законодательно утверждён Государственным флагом страны. За его утверждение проголосовали 750 народных депутатов из 865 принимавших участие в голосовании. Вскоре после этого название российской республики «РСФСР» также законодательно было изменено на «Российскую Федерацию (Россию)».

Во время разработки новой Конституции РФ в Конституционную комиссию поступило предложение изменить цвета двух последних полос флага на синий и красный. Это аргументировалось тем, что лазоревый и алый цвет в государственной символике России прежде никогда не использовался.

Накануне принятия новой Конституции Российской Федерации, которое состоялось 12 декабря 1993 года, президент Б.Н. Ельцын подписал Указ «О Государственном флаге Российской Федерации».

Одновременно в стране сохранялось Знамя Победы, под которым Советская Армия в 1945 завершила разгром фашисткой Германии. Согласно Федеральному Закону РФ от 7 мая 2007 года, Знамя Победы 9-го мая может вывешиваться на зданиях, подниматься на мачтах и флагштоках наряду с Государственным флагом Российской Федерации.

Ежегодно 22-го августа в нашей стране отмечается День Государственного флага Российской Федерации. Самый большой флаг России был поднят в августе 2011 года в Чеченской Республике – на горе высотой 300 метров. Он имел площадь полотнища 150 квадратных метров. Высота его флагштока составляла 70 метров.

7-го июля 2013 года во Владивостоке почти 30 тысяч горожан выстроились на мосту через бухту Золотой Рог с красными, белыми и синими флажками в руках. Они воссоздали над бухтой 707-метровый флаг России. Этот самый большой «живой» флаг России попал в «Книгу Гиннеса».