По литературе

Экхарт Толле. Формы ЭГО. Все конструкции неустойчивы

Большинство людей настолько отождествлены с голосом в голове - непрекращающимся потоком навязчивого думанья, сопровождаемого эмоциями, - что мы можем охарактеризовать их так: захваченные собственным умом. До тех пор, пока ты не начнешь это осознавать, ты будешь принимать «мыслителя» за того, кто ты есть. Это и есть эготипический ум. Мы называем его эготипическим, поскольку в каждой мысли - в каждом воспоминании, интерпретации, мнении, точке зрения, реакции, эмоции - есть самоощущение, чувство себя, «я» (эго). Духовно говоря - это и есть неосознанность. Твое мышление, содержимое твоего ума, конечно же, обусловлено прошлым: воспитанием, культурой, семейным происхождением, и т.д. Ядро всей твоей мыслительной деятельности составляют определенные и устойчивые мысли, эмоции и реактивные стереотипы поведения, с которыми ты отождествляешься больше всего. Эта сущность и есть эго как таковое.

В большинстве случаев, когда ты говоришь «я», в действительности, как мы уже видели, это говоришь не ты, а твое эго. Оно состоит из мыслей и эмоций, из переплетения воспоминаний, с которыми ты отождествляешься, типа «я и пережитое мной», из привычных ролей, которые играешь, не подозревая об этом, из таких групповых составляющих отождествления как национальность, религия, раса, принадлежность к определенному социальному классу или приверженность какой-либо политической доктрине. Эго включает в себя личностные составляющие отождествления не только с тем, чем ты владеешь, но также с мнениями, внешним видом, старыми обидами или представлениями о себе типа «я лучше других» или «я хуже других», с успехом или неудачей.

Содержание эго варьирует от человека к человеку, но в каждом эго действует одна и та же структура. Иначе говоря, разные эго имеют только поверхностные отличия. В глубине все они одинаковы. В чем же? Они одинаковы в том, что живут за счет отождествления и разделения. Когда ты живешь через созданное умом «я», состоящее из мыслей и эмоций, то есть через эго, тогда основа твоей личности случайна и ненадежна, потому что по самой своей природе мысли и эмоции эфемерны и мимолетны. Поэтому любое эго борется за свое выживание, пытаясь защищать и укрупнять себя. Для поддержания «я»-мысли оно нуждается в противопоставляемой ей мысли о «другом». Концептуальное «я» не может выжить без концептуального «другого». Другие являются еще более другими, когда я смотрю на них как на врагов. На одном краю шкалы этого бессознательного эготипического стереотипа поведения лежит навязчивая привычка выражать недовольство другими и выискивать в них недостатки. Иисус имел в виду именно это, говоря: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (от Луки 6:41). На другом краю шкалы стоит физическое насилие между отдельными людьми и война между народами. В Библии вопрос Иисуса остается без ответа, но ответ, разумеется, есть: потому что, когда я осуждаю другого, это позволяет мне чувствовать себя больше, дает мне чувство превосходства.

Ядро эго

Большинство людей настолько отождествлены с голосом в голове - непрекращающимся потоком навязчивого думанья, сопровождаемого эмоциями, - что мы можем охарактеризовать их так: захваченные собственным умом. До тех пор, пока ты не начнешь это осознавать, ты будешь принимать «мыслителя» за того, кто ты есть. Это и есть эготипический ум.

Мы называем его эготипическим, поскольку в каждой мысли - в каждом воспоминании, интерпретации, мнении, точке зрения, реакции, эмоции - есть самоощущение, чувство себя, «я» (эго). Духовно говоря - это и есть неосознанность. Твое мышление, содержимое твоего ума, конечно же, обусловлено прошлым: воспитанием, культурой, семейным происхождением, и т.д. Ядро всей твоей мыслительной деятельности составляют определенные и устойчивые мысли, эмоции и реактивные стереотипы поведения, с которыми ты отождествляешься больше всего. Эта сущность и есть эго как таковое.
В большинстве случаев, когда ты говоришь «я», в действительности, как мы уже видели, это говоришь не ты, а твое эго. Оно состоит из мыслей и эмоций, из переплетения воспоминаний, с которыми ты отождествляешься, типа «я и пережитое мной», из привычных ролей, которые играешь, не подозревая об этом, из таких групповых составляющих отождествления как национальность, религия, раса, принадлежность к определенному социальному классу или приверженность какой-либо политической доктрине. Эго включает в себя личностные составляющие отождествления не только с тем, чем ты владеешь, но также с мнениями, внешним видом, старыми обидами или представлениями о себе типа «я лучше других» или «я хуже других», с успехом или неудачей.
Содержание эго варьирует от человека к человеку, но в каждом эго действует одна и та же структура. Иначе говоря, разные эго имеют только поверхностные отличия. В глубине все они одинаковы. В чем же? Они одинаковы в том, что живут за счет отождествления и разделения. Когда ты живешь через созданное умом «я», состоящее из мыслей и эмоций, то есть через эго, тогда основа твоей личности случайна и ненадежна, потому что по самой своей природе мысли и эмоции эфемерны и мимолетны. Поэтому любое эго борется за свое выживание, пытаясь защищать и укрупнять себя. Для поддержания «я»-мысли оно нуждается в противопоставляемой ей мысли о «другом». Концептуальное «я» не может выжить без концептуального «другого». Другие являются еще более другими, когда я смотрю на них как на врагов. На одном краю шкалы этого бессознательного эготипического стереотипа поведения лежит навязчивая привычка выражать недовольство другими и выискивать в них недостатки. Иисус имел в виду именно это, говоря: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (от Луки 6:41). На другом краю шкалы стоит физическое насилие между отдельными людьми и война между народами. В Библии вопрос Иисуса остается без ответа, но ответ, разумеется, есть: потому что, когда я осуждаю другого, это позволяет мне чувствовать себя больше, дает мне чувство превосходства.

Реактивность и злопамятство

Поскольку враждебность - это зачастую эмоция, следующая за выражением недовольства, то на нее может наслаиваться еще более сильная эмоция, такая как гнев или иная форма сильного неприятия. Таким образом она приобретает еще больший энергетический заряд. Тогда недовольство превращается в реактивность - другой способ эго усиливать себя. Многие люди постоянно ждут повода среагировать на что-нибудь, в отношении чего можно почувствовать раздражение или беспокойство - и им никогда не приходится долго ждать. «Это произвол», - говорят они. «Как вы посмели…», «Это возмутительно». Они точно так же привязаны к вредной привычке расстраиваться или злиться, как иные к наркотику. Путем реагирования на то или это они утверждают и усиливают свое самоощущение.
Застарелая враждебность становится причиной злопамятства. Носить в себе враждебность означает находиться в состоянии хронического «противостояния», поэтому у многих людей злопамятство составляет значительную долю их эго. В душе нации или племени коллективное злопамятство может сохраняться веками и служить топливом для непрерываемого круговорота насилия.
Злопамятство - это сильная негативная эмоция, связанная с каким-либо событием, иногда из далекого прошлого, поддерживающаяся за счет навязчивого думанья, повторяющегося пересказа этой истории про себя или вслух типа «вот что он мне сделал» или «вот что он нам сделал». Злопамятство загрязняет и другие сферы жизни. Например, когда ты помнишь зло и думаешь о нем, его негативная эмоциональная энергия может искажать твое восприятие события, происходящего в настоящем, или влиять на то, как ты говоришь или ведешь себя в данный момент по отношению к кому-то. Одной большой причины для злопамятства оказывается достаточно, чтобы она загрязнила значительную часть твоей жизни и чтобы ты продолжал оставаться в ловушке эго.
Нужна честность, чтобы увидеть, даешь ли ты приют поводам для злопамятства, есть ли в твоей жизни кто-либо, кого ты не простил полностью, есть ли у тебя «враг». Если да - стань осознающим это злопамятство на обоих уровнях - на уровне мысли и на уровне эмоции, иначе говоря, - начни осознавать мысли, питающие злопамятство, а также почувствуй эмоцию, являющуюся откликом тела на эти мысли. Не старайся отпустить свое злопамятство. Когда ты стараешься его отпустить, стараешься простить, - это не работает. Если же ты видишь, что у злопамятства нет никакой другой цели, кроме укрепления твоего ложного самоощущения и удержания его на прежнем месте, то прощение случается естественным образом. Это освобождающее видение. Суть учения Иисуса «прощай врагам своим» состоит в разрушении основных эготипических структур человеческого разума.
Прошлое не имеет силы остановить тебя или помешать быть присутствующим прямо сейчас. Это под силу только злопамятству, уходящему корнями в прошлое. А что такое обида? Это груз старых мыслей и эмоций.

Быть правым и делать других
неправыми

Выражение недовольства, выискивание недостатков и реактивность усиливают такую черту эго, как чувство разграниченности и разобщенности, от чего напрямую зависит его выживание. Кроме того, они усиливают эго, давая ему чувство превосходства, на котором оно пышно расцветает. Может быть не совсем очевидным, каким же образом выражение недовольства - скажем, дорожными пробками, политиками, «жадными богачами» или «ленивыми безработными», коллегами или бывшим супругом, мужчинами или женщинами - может создавать в тебе чувство превосходства. А вот каким образом: через выражение недовольства, когда ты считаешь себя правым, а человека или ситуацию, послужившие причинами твоего недовольства или реакции, неправыми.
Ничто так не укрепляет эго, как чувство правоты. Быть правым означает быть отождествленным с ментальной позицией - точкой зрения, мнением, суждением, историей. Разумеется, для того, чтобы ты мог чувствовать себя правым, тебе нужен кто-то другой, кто будет неправым. Иначе говоря: чтобы усилить свое ощущение «самости», тебе нужно сделать других неправыми. Через выражение недовольства и реагирование, неизменно включающие в себя и такой вариант, что «этого не должно было случиться», можно сделать неправым не только человека, но и ситуацию. Чувство правоты дает тебе мнимое моральное превосходство над человеком или ситуацией, разочаровавшими тебя и заслужившими твое осуждение. Это то самое чувство превосходства, которого так страстно желает эго, чтобы с его помощью усилиться.


Война - это состояние ума

Иногда вы можете сталкиваться с необходимостью защитить себя или кого-то еще от вреда со стороны другого человека. Но следите за тем, чтобы "искоренение зла" не стало вашей миссией, так как вы можете легко превратиться в то, с чем боретесь. ... То, с чем вы боретесь, всегда усиливается, а то, чему сопротивляетесь, въедается глубже. ...

Война - это состояние ума, и все порождаемые ею действия либо усиливают врага - мнимое зло - либо, в случае победы, создают нового врага - новое зло - такое же, а часто и худшее, чем то, которое удалось победить. ...

Осознайте, что такое эго: коллективная дисфункция, безумие человеческого разума. Осознав его природу, вы перестанете усматривать в нем чью-то личностную сущность. Как только вы поймете, что такое эго, вам станет куда легче на него не реагировать. Вы перестанете считать его чем-то личным. Прекратятся жалобы, обвинения, негодование и поиск виноватых. Никто ни в чем не виноват. Это просто чье-то эго, вот и все. Когда вы осознаете, что все люди страдают одной и той же болезнью ума - просто у одних она протекает тяжелее, чему других, к вам придет сострадание. Вы перестанете усугублять драму, присутствующую во всех эгоических отношениях. А что питает эту драму? Реактивность. На ее почве эго расцветает.


Чего вы хотите: покоя или драмы?

Вы хотите покоя. Нет никого, кто бы его не хотел. Однако в вас есть и что-то еще, что хочет драмы и конфликта. Возможно, в данный момент вы этого не чувствуете. Возможно, вам нужно подождать, чтобы какая-то ситуация или даже просто мысль спровоцировала вашу реакцию - как когда вас в чем-то обвиняют, не замечают вас, вторгаются на вашу территорию, сомневаются в правильности ваших действий, или если возникают споры о деньгах. Можете ли вы тогда почувствовать, как вас захлестывает гигантская волна какой-то силы - страх, возможно, прячущийся под маской гнева или враждебности? Слышите ли вы как ваш голос становится резким и пронзительным или делается на пару октав ниже? Осознаете ли вы как ваш ум бросается защищать свою позицию, оправдывать, нападать или обвинять? Иными словами, можете ли вы пробудиться в этот момент от неосознанности? Можете ли почувствовать в себе то, что находится в состоянии войны, что чувствует угрозу и стремится выжить любой ценой, что нуждается в драме, чтобы отстаивать свое отождествление с ролью победителя в этой театральной постановке? Чувствуете ли вы, что в вас есть что-то, для чего своя правота важнее, чем покой?

За пределами эго: ваша истинная суть

Чтобы освободиться от эго, нужно просто осознать его, так как осознанность и эго несовместимы. Осознанность - это сила, скрытая в настоящем моменте. Поэтому ее также можно назвать Присутствием. Конечная цель человеческого существования, а стало быть, и ваша цель заключается в том, чтобы привнести эту силу в мир. Потому-то освобождение от эго нельзя сделать целью, которая будет достигнута в какой-то момен в будущем. Только Присутствие может освободить вас от эго, а присутствовать можно только сейчас, а не вчера и не завтра. Только Присутствие может растворить в вас прошлое и тем самым трансформирвоать ваше состояние сознания.

Духовное осознание— это когда вы ясно видите: то, что я воспринимаю, переживаю, думаю, или чувствую, в конечном итоге, не есть я - я не могу найти себя в вещах, которые без конца от нас уходят. Похоже, Будда был первым, кто увидел это ясно, поэтому анатта (отсутствие Я) стала одной из опорных точек его учения. И когда Иисус сказал: «Отвергнись себя», он имел в виду — отвергни (и тем самым разрушь) иллюзию своего Я. Если бы «я» — эго — действительно было тем, кто я есть, то отрекаться от него было бы абсурдно.

То, что остается — это свет сознания, в нем восприятие, ощущения, мысли и чувства случаются — приходят и уходят. Это Сущее, то есть более глубокое, подлинное Я. Когда я знаю себя как Сущее, то что бы в моей жизни ни случилось, это больше не будет иметь абсолютной важности, а лишь относительную. Я уважаю то, что происходит, но это перестает быть абсолютно серьезным и трудным. Единственное, что в конечном итоге имеет значение: могу ли я на заднем фоне жизни всегда чувствовать суть своей Природы Сущего, свое Я Есть? Выражаясь точнее, могу ли я чувствовать то Я Есть, какой Я Есть в данный момент? Могу ли я чувствовать свою сущностную тождественность с сознанием как таковым? Или я теряюсь в том, что происходит, теряюсь в уме, теряюсь в мире?

Все конструкции неустойчивы

Какую бы форму ни принимала неосознанность, которая движет эго, она стремится усилить образ того, кем я себя считаю, - фантомного «я», которое появилось, когда мысль — великое благо и великое проклятие — стала захватывать власть и заслонять простую, но глубокую радость связи с бытием, источником, богом. Как бы эго себя ни вело, скрытая движущая сила здесь всегда одна и та же — это потребность выделиться, быть особенным, владеть ситуацией; стремление к власти, жажда внимания, жажда большего и, конечно, потребность ощущать свою отдельность, то есть потребность в соперниках, врагах.

Эго всегда чего-то хочет от других людей и ситуаций. У него всегда есть скрытые мотивы, ощущение, что «этого мало», ощущение недостаточности или нехватки, которое нужно восполнить. Оно использует людей и ситуации для получения желаемого, но, даже добившись успеха, оно никогда не удовлетворяется надолго. Часто эго не может достичь своих целей, и в большинстве случаев пропасть между тем, что «я хочу», и тем, «что есть», становится источником постоянных мук и огорчений. Знаменитый и теперь уже классический поп-хит группы «роллинг стоунз» «I can""t get no satisfaction” («я не могу получить удовлетворение») - это песня эго. Движущей эмоцией, управляющей всеми действиями эго, является страх. Страх быть никем, страх небытия, страх смерти. В конечном счёте все действия эго направлены на устранение этого страха. Но максимум, на что оно способно, - это на время приглушить его интимными отношениями, новым приобретением, тем или иным успехом. Иллюзия никогда вас не удовлетворит. Только истина касательно того, кто вы есть, даст вам — если её осознать — свободу.

Почему страх? Потому что эго возникает в момент отождествления с формой, и глубоко внутри оно знает, что постоянных форм не бывает, что все они преходящи. Поэтому вокруг эго всегда присутствует чувство небезопасности, даже если внешне оно производит впечатление прочного и уверенного.

Как-то раз мы с другом, гуляя по прекрасному природному заповеднику недалеко от Малибу в Калифорнии, подошли к остаткам деревенского дома, разрушенного пожаром несколько десятилетий назад. Все подходы к нему заросли деревьями и всевозможными изумительной красоты растениями. Сбоку от тропинки владельцы установили табличку с надписью: “ОПАСНО. ВСЕ КОНСТРУКЦИИ НЕУСТОЙЧИВЫ”. Я сказал своему другу: «Это глубокая сутра (священное писание)». И мы остановились в благоговейном трепете. Как только ты понимаешь и принимаешь, что все конструкции (формы), даже те, что кажутся твердыми, неустойчивы, в тебе возникает покой. Это происходит потому, что осознание непостоянства всех форм пробуждает тебя и вводит во внутреннее бестелесное измерение, не подверженное смерти. Иисус называл его «вечная жизнь».

Потребность эго в чувстве превосходства

Множество тонких и едва уловимых форм эго ты можешь наблюдать в других людях и, главное, в себе. Запомни: в тот момент, когда ты осознаешь эго в себе, само это осознавание и есть ты — ты за пределами эго, твое глубинное «Я». Уже само распознание ложного — это рождение настоящего.

Если кто-то больше имеет, больше знает или способен на большее, чем я, эго чувствует угрозу, потому что чувство «меньше» понижает его воображаемое значение по сравнению со значением другого. Тогда оно может попытаться каким-либо образом уменьшить значительность, раскритиковать или принизить ценность принадлежащего другому имущества, ценность его знаний или способностей. Либо сменить стратегию, и вместо того, чтобы сравнивать себя с другим, возвеличивает себя путем распространения информации о своей приближенности к нему, если в глазах других тот считается важным.

Эго и слава

Такое хорошо известное явление, как «бросаться именами» — как бы случайно упомянуть о личном знакомстве с кем-то «важным», — это часть стратегии эго по извлечению выгоды из образа какой-либо личности, превосходящей его в глазах других, и через это упоминание — возвышение в своих собственных. Беда, приносимая мировой известностью, заключается в том, что тебя целиком накрывают коллективным ментальным образом. Большинство людей, с кем ты встречаешься, хотят поднять значение своей личности — ментального образа того, кто они есть — через ассоциацию с тобой. Сами они могут даже не знать, что заинтересованы вовсе не в тебе, а в том, чтобы в конечном итоге усилить собственное ложное самоощущение. Они верят, что с твоей помощью могут стать больше. Они ищут в тебе то, что поможет им стать завершенными, полноценными, или вернее, ищут твой ментальный образ, как образ известного человека, концептуальное коллективное отождествление, кажущееся им важнее жизни.

Абсурдная переоценка роли известности — это лишь одно из многочисленных проявлений эготипического безумства нашего мира. Некоторые знаменитые люди совершают ту же ошибку и отождествляются с коллективной выдумкой, имиджем, сотворенным из них людьми и средствами массовой информации, и в самом деле начинают видеть себя так, будто превосходят обычных смертных. В результате они все более и более отчуждаются как от самих себя, так и от других, становятся все более и более несчастными, все более зависящими от того, чтобы их популярность продолжалась. Находясь в окружении только таких, кто питает их раздутый образ, они теряют способность к настоящим отношениям.

Альберт Эйнштейн, которым восхищались как сверхчеловеком, и кому суждено было стать одним из самых знаменитых людей на планете, никогда не отождествлялся с образом, сотворенным из него коллективным разумом. Он оставался скромным, у него не было эго. Он говорил о существовании гротескного противоречия между тем, что люди считают его достижениями и способностями, и реальностью того, кто он в действительности есть и на что способен.

Вот почему знаменитому человеку трудно быть в настоящих отношениях с другими. Настоящие отношения — это такие отношения, в которых эго с присущим ему стремлением к созданию имиджа себя и стремлением найти себя в нем, не доминирует. В подлинных отношениях есть направленный вовне поток бдительного внимания к другому человеку и нет никаких ожиданий. Это бдительное внимание и есть Присутствие. Это предпосылка для любых настоящих отношений. Эго всегда либо чего-то хочет, либо, если думает, что с тебя нечего взять, проявляет к тебе абсолютное безразличие: ты его не интересуешь.

Существуют три основных состояния эгоистических взаимоотношений:
когда я что-то хочу,
когда мне не удается получить то, что я хочу (отсюда гнев, возмущение, обвинения, жалобы), и
когда мне все безразлично.

) на вопрос слушателя «At what point is ego distinct from individuality?» (Чем эго отличается от индивидуальности?). Июнь 2014 года.
Перевод: Георгий Комаров.

Экхарт Толле:
Поскольку ничего не приходит в голову, давайте начнем с вопроса. Вот записка:

— Я окончательно перестал жить согласно вашему учению, т.к. не хочу потерять мою индивидуальность. Я чувствую себя несчастным, когда теряю её. Чем эго отличается от индивидуальности? И если окончательной целью человеческой жизни является растворение индивидуальности, зачем нас прежде всего создали индивидуальными?

Я не знаю. [смех в зале]

Я цитирую Далай Ламу, он любит так отвечать. Очень хорошо начинать с этой позиции. Когда вам задают вопрос, не бросайтесь сразу отвечать. Сначала отступите в «не-знание», которое представляет собой прекращение активности ума. Кто-то что-то спрашивает или ситуация требует определенного ответа, -вопрос попадает в ваш ум. Сначала станьте безмолвными, что означает почувствуйте себя комфортно в состоянии не-знания ответа. Очень важно комфортное пребывание в не-знаю, потому что если вы не знаете что-то, но считаете, что должны были знать, вам станет дискомфортно, вы будете смущены, так смущены, что не будете знать, что делать.

Часть ответов приходит из вашего ума, сформированного прошлым. Сократ сказал: «Если кто-то говорит «Я знаю», на самом деле он не знает», — потому что только тот, кто чувствует себя комфортно не зная и почитает состояние «не-знаю», которое не является реальным не знанием, это временный отход от концептуального, накопленного умом знания … — когда мышление стихает, вы погружаетесь в глубину, к источнику знания, вы погружаетесь в безмолвие; затем, когда ум возобновляет свою активность и в тот момент, когда он захочет, — ответ приходит с глубинного уровня. Он более живой, более соответствующий ситуации, более эффективный, более действенный. Опасно сразу переходить к заключению, к готовым выводам о жизни или о том, что представляет собой тот или иной человек.

Когда вы пользуетесь готовыми мнениями, вы всё знаете про жизнь! У некоторых есть давно сформированная система верований о том, что представляет собою жизнь, что она совершенно бессмысленна или что в ней есть такой-то и такой-то смысл. Опасно основывать свою жизнь на заключениях ума, другими словами — на «знаниях», которые по сути верования. Чем полнее вы погружаетесь во внутреннее безмолвие, в бдительную тишину, тем глубже вы становитесь как человек. Без связи с безмолвием вы будете поверхностными. Вы можете быть умным, интеллигентным, но тем не менее оставаться на поверхности.

«Если окончательной целью человеческой жизни является растворение индивидуальности, зачем нас прежде всего создали индивидуальными?» А почему яйцо прежде цыпленка? Зачем создавать яйцо? Почему бы сразу не создать цыпленка? Зачем семена? Семя предшествует гигантскому дубу. Почему бы сразу не создать дуб? Раз — и готово! Если бы я был Богом, я бы так и поступал! Тогда не было бы эволюции, всё было бы статичным, окончательно самореализованным и настал бы конец. Но на деле не так. Конечно, можно спрашивать: «Почему не так?» — подобно маленькому ребенку, который постоянно спрашивает: «Почему? Почему это так? Почему не так?» — и нет этому конца. Вы сами понимаете некоторую абсурдность ситуации: если бы всё сразу появлялось в окончательной форме, не было бы ни роста, ни процесса эволюции, не было бы мира, не было бы ничего. Был бы объект в пространстве.

Индивидуальность. Когда мы используем это слово, что именно мы подразумеваем? Что это слово означает для вас? Из чего слагается чувство индивидуальности? Не говорим ли мы на самом деле об идентификации? о я?

Индивидуальность отличает вас от других людей; я полагаю, в этом смысле мы используем данное слово. Индивидуальность отличает вас от других, она определяет вас как физическую форму. Не знаю, сколько миллиардов человек сейчас на Земле, но не удивительно ли, что из всего этого количества нет никого, кто был бы совершенно похож на вас! Сознание универсума проявляет себя в формах! Какое разнообразие только в чертах лица! У всех два глаза, нос, рот и уши и кожа вокруг, тем не менее из всех миллиардов каждый отличается от вас, выглядит совсем иначе. Крайне редко встречаются близнецы, внешне они очень похожи, но если приглядеться внимательнее, найдутся отличия. Таким образом, нет никого во всем человечестве, с кем бы вы могли себя перепутать. Поразительно, как жизнь создает такое разнообразие! Черты лица! Ограниченный набор элементов! Общая структура одна. И это только лицо! Если пойти во внутреннее пространство, в структуры, сформированные вашим прошлым: особенности культурной среды, национальность, лингвистические нормы, — вы называете этот набор индивидуальностью, хотя здесь нет никакой индивидуальности, потому что это то, что вы разделяете с миллионами окружающих вас: культурное пространство, религия и проч.

Например, вы итальянец или американец, или англичанин — часть вашей так называемой индивидуальности является коллективной обусловленностью вашей нации, вы её часть. Когда вы путешествуете за границей, многие узнают: «О, вы должно быть итальянец?» или «Вы англичанин?» — не обязательно из-за вашего внешнего вида, но по тому, как вы ведете себя, как говорите, как реагируете. Это показывает, что часть вашей индивидуальности вовсе не индивидуальна, это то, что вы впитали в себя из окружения. Это не вы.

Другая часть вашей индивидуальности — то, что вы восприняли в детстве: семья, культурный фон, влияние родителей, как они вас воспитали, — вы всё абсорбируете и всё оставляет след в вашем внутреннем мире, добавляя своё к коллективному, не индивидуальному, хотя вы и думаете, что это индивидуальное.

Для многих людей доминирующим аспектом их индивидуальности является национальность. Раньше это было более выражено, чем сейчас. В ХХ-ом веке 70 процентов так называемой индивидуальности составляла национальность. «Я есть тот-то!» Или возьмите религию, чувство принадлежности к определенной вере. Усвоенная из коллективной практики система взглядов: я мусульманин, христианин, буддист, — из этого складывается ваше чувство индивидуальности. Конечно, это никакая не индивидуальность!

Оставшееся, что не является коллективным, — это то, что случилось лично с вами. Ваши родители сделали вас такими, ваша школа, они оставили свои следы в виде психологических форм,- ваше я. Как это может быть вами? Это формы! Вы определяете их как «моё я»: физические и психологические формы. Неповторимым образом они сложилось во мне, это хорошо. Сами аспекты имеют коллективное происхождение, но их особая комбинация уникальна в вас. Отлично! Это так и задумано! Универсум хочет разнообразия форм, он в восторге от их создания. Невероятное разнообразие форм жизни!

В человечестве то же самое. Отличия не только внешние, но и во внутреннем мире. Многие аспекты коллективные, но все же в каждом человеке они проявляют себя по своему. То, как люди воспринимают внешний мир, слегка отличается от человека к человеку. Базовые структуры одни и те же, но ваш мир, т.е. то, что вы переживаете как внешний мир, слегка отличается от жизненного опыта сидящего рядом с вами, от того, как он воспринимает свой мир. У моей матери был свой мир, у моего отца – свой, они сильно отличались от того, что я переживал как мой мир! Мы были как бы пришельцами с разных планет.

Таким образом, есть индивидуальность, которая в некоторой степени отличает вас от других, и ещё есть ваша идентификация. Идентификация больше относится к чувству я. Но если внимательно посмотреть на чувство «быть самим собой», — вы осознаете, что в нём есть нечто глубинное, где все накопленные ментальные и эмоциональные образования, вся сформированность прошлым, так называемая индивидуальность … — вы обнаружите, что в вас есть глубина, и когда вы отпускаете все привязанности и становитесь безмолвным, то по мере погружения в глубину пространство расширяется, — это ваше присутствие или сознание. Концептуально вы не знаете, как определить эту глубину в вас, но вы её чувствуете! Сидя здесь, вы можете ощутить в себе мощь, тихую силу, она здесь. Вы прикасаетесь к своей глубине. Вы доверяете жизни. Вы чувствуете, что она поддерживает вас, вы едины с ней, с этой безмолвной силой. Страх исчезает.

Если вы привязаны только к индивидуальности, вы окружены страхом, поскольку она не укоренена ни в чем субстанциональном. Она — временное сочетание физических и психологических форм. Не более. Идентификация знает, что психологические формы хрупки и преходящи, поэтому возникает страх.

Хорошо иметь то, что на языке религии называется верой. Вера по своей сути — доверие. Нельзя ментально произвести её. Следует доверять жизни, доверять по настоящему, потому что я больше, чем тело. Я должен доверять Богу, так мне говорят. Я очень стараюсь, но не получается. Если вы не можете выйти за мысли, в них нет того, чему вы можете доверять. Приходит одна мысль, за ней другая, подвергающая сомнению первую, а следующая ставит под сомнение эту. Чтобы доверять, вы идете в глубину и начинаете воспринимать сущность чувства «быть самим собой».

Периодически меня спрашивают, на что похоже чувство «быть самим собой»? В чем его сущность? Что находится в его глубине? Для этого надо направить внимание внутрь и почувствовать свое присутствие. Оно первично по отношению ко всей вашей личной истории, по отношению ко всем предопределенностям ума, ко всем эмоциям. Присутствие — нечто более глубокое. И эта глубина сияет сквозь формы и дает им жизнь.

Я часто использую аналогию с большой водой и волнами на её поверхности, которые имеют временное, внешне как бы автономное существование, но реально они не независимые образования, они только кажутся таковыми. Это тоже не плохо, так проявляет себя разнообразие жизни на планете. Океан становится более красивым из-за наличия волн на нём. Я уже говорил, жизнь с восторгом создает неисчислимое разнообразие своих форм и ещё она рада узнавать саму себя на глубинном уровне. Возможно, она стала делать это, создав первые формы, и в какой-то момент некоторые из форм жизни начинают осознавать свою подлинную тождественность с океаном. Моя идентификация с волной – тоже хорошо, но я знаю и всю полноту того, кто я есть. То, что вы называете индивидуальностью, — лишь крошечный аспект того, кто я есть.

Вы стоите на берегу океана, волны накатываются и разбиваются о берег, вы видите их завихрения. Вдруг вы замечаете: «О! Сюда движется что-то большое!» В действительности ничто отдельное сюда не приближается, таково движение океана, но вы называете это «большая волна», вы можете даже присвоить ей имя: «О! Это Генри! Приближается Генри!» Генри обещает быть громадной волной. Вот она с рокотом накатывается — и Генри больше нет. Есть снова только океан. Но на подходе другая волна!

Как вы знаете, обычно идентификация возникает из вашей истории, из паттернов внутри вас. Причина, почему вы здесь, — это обнаружить, кто вы есть за формой (либо углубить, развить осознание, которое в вас уже есть). Иногда я называю это «сущностной идентификацией» — ваше подлинное чувство себя.

Многие, говоря об индивидуальности, на самом деле подразумевают нечто другое. Они имеют в виду самое ценное, что они чувствуют в себе, и что они не хотят утратить. Они путают самое ценное в себе с историей, со своей персоной, со своими идентификациями. При более близком рассмотрении, эта самая ценная часть есть сама жизнь. Вы чувствуете в себе присутствие жизни. И это самое ценное! Это приводит в восторг, когда вы начинаете это осознавать.

В Индии это называют блаженством бытия. Восторг осознавать свое собственное (на самом деле ничего собственного, просто таково словоупотребление) — восторг осознавать свое присутствие, свое сознание. Это радость — осознавать сущность того, кто вы есть! Неотъемлемое чувство интенсивной жизни! Это никак не связано с вашей жизненной ситуацией или вашим прошлым. Оно за этим, оно гораздо глубже. Это освобождает вас от избыточной зависимости от жизненных обстоятельств. Они всегда то вверх, то вниз, у некоторых они постоянно вниз. Чтобы жизнь все время шла вверх — это не слыхано. Даже если все время вниз, например если кто-то в тюрьме на 30-40-50 лет, вы бы сказали, что это ужасная жизненная ситуация, или если кто-то слишком беден, — даже тогда может случиться и случается, что некоторые люди разидентифицируются с неудовлетворительной формой и осознают себя — я не имею в виду, что они начинают говорить об этом, они не понимают, что происходит, но в глубине себя они прикасаются к чему-то очень умиротворяющему. И это есть идентификация себя как сознание. Великое освобождение. Единственное подлинное освобождение, какое только может быть в жизни.

В духовной терминологии слово «освобождение» иногда используется в том же смысле, как и «спасение», Иисус использовал его в своем учении. Освобождение, спасение, — всё это осознание своей сущности. В Индии это называется сат-чит-ананда, три слова, создающие единую последовательность. Сат — бытие, бытийствование собой: не тем или другим, а бытием, первичным по отношению к тому или другому. Чит — сознание. Ананда — часто переводится как радость, жизненность. Эти три слова по сути синонимы. Это то, что вы переживаете, когда происходит контакт, когда вы осознаёте, кто вы есть на самом деле.

Как замечательно освободиться от персоны, от формы! Это не означает, что вы больше не сможете вести себя как персона, но вы освобождаетесь от неё. Персона никогда не станет свободной. Но можно освободиться от персоны, что означает осознание, что вы есть сознание. Персона тоже сознание, но разница в том, что персона — это сознание, принявшее временные формы, а вы в своей сущности — это неимеющее формы сознание.

Если это трудно уловить, вспомните про океан и про волны на его поверхности. На уровне форм вы волна, VIP персона, большая волна, мистер Берлускони — это большая волна, затем в какой-то момент волна разбивается; другие люди — более мелкие волны, но по сути разница не велика. Однако, будучи не большой волной, легче понять свою подлинную идентичность, чем когда вы большая волна (конечно, если вы не жалуетесь у себя в уме, что вы маленькая волна). Идентификация со своим величием совершенно отрезает вас от глубины того, кто вы есть, до тех пор, пока вы не разобьетесь о берег и перестанете быть VIP персоной, членом правительства. Тогда, возможно, всё и произойдет. Это может случиться в конце жизни, проведенной в идентификации с формой, но шансы не велики, пока с вами не произойдет что-нибудь сильнодействующее.

В духовной традиции Св. Франциска и во многих других похожих учениях намеренно принижается идентификация с формой. Эго учит вас делать как раз противоположное. Оно говорит: «Ты должен стать великим!» Если бы у Франциска было эго, оно бы сказало: «Франческо! Стань великим святым! И тогда ты будешь Св. Франческо!» Но единственный путь осознать свою сакральность — это обнаружить то, что находится за формой. Таким образом, в подобных духовных традициях преодолевается форма, вы стремитесь быть незначимыми, вы одеваетесь в простую одежду. Некоторые говорят, что я плохо одет. Им бы следовало посмотреть на Св. Франциска [смех в зале]. Мой брат живет в Париже, у него исключительное умение одеваться. Он все время замечает мне, что у меня нет чувства одежды. Он всегда точно знает, что и где следует покупать, но у меня никогда не остается времени на магазины, когда я оказываюсь в Париже.

Итак, есть много способов подчеркнуть свою идентификацию с формой, сделать акцент на этом аспекте, выставить его на показ. Обычно это наиболее развитые стороны вас. Это может быть физическая сила. Вы можете ходить по улице, минимально прикрывая тело, тем самым демонстрируя свою физическую силу. Если бы я был моложе, если бы мне было 20 и у меня было красивое тело, я бы 10-20 лет своей жизни ходил и гордился своим телом. Но со мной было не так.

Или у вас красота. Это тоже очень соблазнительно: выглядеть лучше, чем другие! Тогда вы подчеркиваете этот аспект и делаете его центром идентификации. Представляю, как это завораживает, особенно если вы молоды и это притягивает к вам других людей, дает вам ощущение власти над противоположным полом или над тем же, что и вы, или над каким угодно ещё полом [смех в зале]. Вы постоянно следите за тем, как другие воспринимают вас. Вам может быть несколько неловко, но вы гордитесь, что вами восхищаются. Однако, это вынимает вас из глубины, это удерживает вас на поверхности.

Если у вас нет ни силы, ни привлекательности, ни красивой одежды, подчеркивающей и то и другое, у вас есть что-нибудь другое: интеллектуальные способности выше, чем у большинства других. Накопленные знания делают вас более культурным, вы чувствуете себя знатоком музыки, архитектуры, литературы, вы проявляете это в общении, делаете комментарии, демонстрирующие, как много вы знаете, как много прочли, другие смотрят на вас с удивлением. Утонченным, тщательно замаскированным образом вы показываете, что знаете больше, чем они, — очень соблазнительно идентифицировать себя с этим. … Что еще?… У кого-нибудь есть идеи?

Реплика из зала:

Собственность!

Да, конечно! Спасибо! Я совсем забыл! Внешнее имущество! Многие люди хотят иметь всё вместе, но даже что-то одно будет работать. Если вы не очень образованы, не очень хорошо выглядите, ваша физическая сила будет демонстрировать всем ваше превосходство. И опять это будет удерживать вас на поверхности и укреплять вашу эгоистическую идентификацию. На каком-то уровне она будет удовлетворять вас, но при этом будет удерживать на поверхности.

В жизни людей, о которых я говорил в качестве примера, в какой-то момент происходит нечто, вызывающее трещину в их скорлупе: если была идентификация с телом – болезнь; если была идентификация с имуществом — крах инвестиций, утрата собственности; если была идентификация с внешней привлекательностью — одни неудачные взаимоотношения за другими, потому что они затрагивали только поверхностный уровень, а такие взаимоотношения всегда неудачные, — одним словом, к тем, кто исключительно идентифицирован с формой неизбежно приходит страдание. Потенциально оно готово освободить вас от идентификации с формой. В этом смысле, страдание есть благо. Парадокс в том, что эго порождает страдание, которое в конечном итоге приводит к разрушению самого эго.

Людям нравится Св. Франциск. Кажется, что у него никогда не было отождествления с формным и с раннего возраста он был идентифицирован с глубиной своего бытия. Несколько дней назад мы смотрели фильм и пока я не видел его, я полагал, что Св. Франциск пережил разидентификацию с формой, когда он некоторое время находился в тюрьме, в фильме это как наплывающие кадры из прошлого. Позже Ким обратила мое внимание, что в фильме говорится, что Франциск серьезно болел и был близок к смерти, я не знаю, насколько сюжет фильма соответствует его реальной жизни, но он много болел, часто был на краю смерти — такой опыт очень влияет на человека. Если вы подходите близко к смерти и затем возвращаетесь в жизнь, может случиться, что вы больше не будете идентифицироваться с формами.

Когда я говорю «не будете идентифицироваться с формой», это не означает пренебрегать или презирать мир форм. Я не говорю, чтобы никто не носил ничего хорошего. Почему нет? Если вы нашли красивую одежду, она вам нравится, носите, ничего плохого в этом нет. Или получение знаний, культура, музыка, литература, — великолепно! Или вы развиваете свое физическое тело, вы становитесь сильнее, — ничего плохого и в этом. Мы говорим об идентификации! Вы можете получать удовольствие на уровне форм, почему нет, но не впадайте в веру, что вы есть эти формы: вы — ваши знания, вы — ваш внешний вид. Вот ловушка! Это ограничение. Но вы уважаете мир форм.

Я сам иногда люблю почитать литературу, но не потому, что хочу показать свои знания. К сожалению, моя память не очень хорошая, многое из прочитанного уже улетучилось и я не могу продемонстрировать свое знание литературы, она не застревает в моем уме; или история, я в общем знаю её, но так много надо помнить дат и проч. и проч. Можно получать удовольствие от всего этого, когда оно приходит, но не цепляться за него, не придавать ему чрезмерного значения.

Св. Франциск вернулся к жизни после болезни или тюремного заключения (похожий опыт) и неожиданно — глубокая связь с бытием! Он не использовал эту терминологию, в то время её не было! Он мог интерпретировать свое осознание, опираясь на существовавшую тогда языковую и концептуальную традицию.

2.5 КАК ЭГО ИЩЕТ ЦЕЛОСТНОСТЬ

Другой аспект эмоциональной боли, характерный для эготипического ума, — это глубоко укоренившееся чувство недостаточности или некомпетентности, чувство нецелостности. Одни люди осознают его, другие нет. Если оно осознается, то проявляется как чувство неустроенности, неопределенности или же в виде чувства постоянной собственной недооценки, когда ты чувствуешь себя недостаточно хорошим. Если оно не осознается, то может ощущаться только косвенно в виде сильного стремления к чему-либо, в форме какого-нибудь желания или потребности. Кроме того, люди часто могут входить в состояние, заставляющее их в угоду своему эго гоняться за похвалами и наградами, а также за тем, с чем бы еще отождествиться, чтобы заполнить пустоту, дыру, которую они ощущают внутри себя. В этом случае они стремятся завладевать чем бы то ни было: деньгами, успехом, властью, признанием или какими-нибудь особенными знакомствами и связями, в основном для того, чтобы в собственных глазах казаться лучше, чувствовать себя более реализованными и целостными. Однако даже если они обретают все это, то вскоре обнаруживают, что дыра осталась на месте и что, кроме всего прочего, она еще и бездонна. И тогда они действительно оказываются в беде, потому что уже не в состоянии продолжать себя обманывать и вводить в заблуждение. Ну, разумеется, они могут и делают это, однако это дается им все труднее.
До тех пор, пока эготипическое мышление будет управлять твоей жизнью, ты не сможешь испытать настоящее облегчение; ты не сможешь пребывать в состоянии покоя или наиболее полного выражения себя, за исключением коротких промежутков, в течение которых ты получаешь то, что хочешь — когда твое страстное желание только что было удовлетворено. Поскольку эго берет начало в твоем самовосприятии, то есть является производным от него, то оно нуждается в отождествлении себя с внешними вещами и проявлениями. Оно нуждается в постоянной защите и питании. Наиболее распространенные формы отождествления эго — это обладание чем-либо. Например, занимаемая должность или социальный статус и общественное признание, степень информированности и уровень образования, физическое состояние и внешний вид, особые способности, редкое знакомство, личная и семейная истории, система убеждений, а также часто политические, националистические, расовые, религиозные и другие формы коллективного отождествления. Ничем из этого ты не являешься.
Не пугает ли это тебя? Испытываешь ли ты облегчение от осознания этого? Все это рано или поздно тебе придется отпустить. Может быть, тебе все еще трудно в это поверить, поэтому я вовсе не прошу тебя поверить в то, что ты уже не сможешь найти свое отождествление ни в какой из этих форм. Ты узнаешь правду об этом от самого себя. В крайнем случае, ты осознаешь ее в самый последний момент, когда почувствуешь приближение смерти. Она сдерет с тебя всю шелуху того, чем ты не являешься. Секрет жизни состоит в том, чтобы “умереть до того как умрешь” и обнаружить, что смерти нет.