На свободную тему

Что такое немецкая слобода определение по истории

Немецкая слобода

Немецкая слобода оказала на Петра огромное влияние. Этот своеобразный оазис европейской жизни отличался большей, по сравнению с остальной Московией, свободой нравов и отношений. Сюда приезжали выходцы из Голландии, Англии, Дании и Швейцарии, германских и итальянских государств, все, кто владел профессиями, в которых Россия испытывала острый дефицит. Пример царевны Софьи и царицы Натальи Кирилловны хотя и говорил о некотором изменении нравов в высших слоях российской аристократии, однако в мужское общество женщин не допускали. В Немецкой же слободе дамы наравне со всеми участвовали в балах и пирушках. Они беспрепятственно посещали трактиры и могли общаться с кем угодно. Из всех иноземцев наибольшее влияние на царя в то время оказали два человека: швейцарец Франц Лефорт и шотландец Патрик Гордон. Первый выделялся веселым нравом, утонченными манерами, неуемной энергией при организации всяческих развлечений. Лефорт обладал еще одним, весьма ценным качеством – он никак не использовал свое положение для личной выгоды, для получения чинов, званий, земельных пожалований. Под руководством Лефорта Петр сумел легко освоиться в женском обществе и даже завел роман с дочерью виноторговца Анной Монс. Совершенно противоположный характер был у Патрика Гордона. Примерный католик и заботливый семьянин, он обладал четкими политическими убеждениями и придерживался определенного кодекса чести. Его авторитет среди иноземных офицеров был непререкаем. Для царя Гордон был незаменим как военный наставник. Он был инициатором многих военных предприятий Петра, принимал участие в разработке и осуществлении планов походов и сражений. Не без его влияния молодой царь решил перейти от «потешных» сражений к практике реальных боевых операций. Так игры сменились серьезным делом.

ИНОЗЕ?МНЫЕ СЛО?БОДЫ – поселения иностранцев в русских городах в 16–17 вв.

Первые иноземные слободы возникли в Москве в 16 в. С кон. 16 в. центром поселения иностранцев в Москве стала Немецкая слобода на р. Яуза, заселявшаяся первоначально пленными из Ливонии, а затем выходцами из германских земель и других стран Европы.

В 17 в. в Москве возникли Мещанская слобода, в которой селились выходцы из белорусских, литовских и польских земель, Старопанская и Панская слободы, где жили выходцы из Польши.

В 16 в. поселения немцев, англичан и голландцев появились в Архангельске; в кон. 17 в. на их основе сложилась Немецкая слобода. Иноземные слободы и дворы имелись также в Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Вологде, Ярославле. Вл. К.

НЕМЕ?ЦКАЯ СЛОБОДА?, Иноземная слобода, Кукуй – небольшой район в юго-восточной части Москвы между рекой Яуза и несуществующим в настоящее время ручьем Кукуй (Чечёрка), впадавшим в реку Чечёра, где селились приехавшие в Москву иностранцы.

Иноземцы (на Руси их называли «немцами» – т. е. немыми, не говорящими на русском языке) стали селиться на берегах Яузы еще при царе Иване IV Грозном. На Кукуе селили пленных, а затем и приезжавших в Россию иностранцев. Жители Немецкой слободы занимались различными ремеслами и мукомольным промыслом. В Смутное время Немецкая слобода была уничтожена войсками Лжедмитрия II, осадившими русскую столицу. Возродилось поселение «немцев» на Кукуе, как считают историки – в 1652 г.

Среди жителей слободы преобладали приезжавшие в Россию для службы в войске царя Алексея Михайловича офицеры и специалисты военного дела, а также, купцы, врачи, аптекари, мастера из Англии, Голландии, Германии, Дании, Швеции и других европейских стран. Обитатели Кукуя имели свою кирху и жили достаточно обособленно от других москвичей, по своему европейскому укладу, сильно отличавшемуся от русских обычаев и традиций.

В кон. 17 в. постоянным посетителем Кукуя стал молодой царь Петр I. Его ближайшим другом и наперсником стал в это время швейцарец Франц Лефорт, командовавший полком, расквартированным на другом берегу Яузы, напротив Немецкой слободы. В. В.

ЛЕФО?РТ Франц Яковлевич (02.01.1656– 02.03.1699 гг.) – адмирал, государственный деятель, ближайший сподвижник Петра I.

Ф. Я. Лефорт родился в Женеве в богатой купеческой семье. До четырнадцати лет учился в Женевском коллегиуме (средней школе, где преподавались некоторые предметы высших учебных заведений), затем его отправили в Марсель к одному из знакомых купцов для обучения торговле, но он предпочел военное дело и записался кадетом в гарнизон Марселя. Через несколько месяцев отец вызвал его в Женеву и заставил заниматься торговлей. Вскоре Лефорт вместе с герцогом Курляндии Карлом-Яковом уехал в Голландию, где принял участие в военных действиях против французов.

В 1675 г. он приехал в Россию и поселился в Москве, в Немецкой слободе. В Москве его взял под свое покровительство князь В. В. Голицын – фаворит царевны Софьи, известный своим пристрастием ко всему европейскому. В июне 1683 г. Лефорта произвели в майоры, а в августе того же года – в подполковники. В кон. 1687 г. его назначили командиром роты киевского гарнизона. В 1687 и 1689 гг. он участвовал в Крымских походах. Вскоре Лефорт сблизился с молодым Петром I и стал его ближайшим сподвижником. В 1690 г. по случаю рождения царевича Алексея Петр I пожаловал Лефорта в генерал-майоры, а в 1691 г. – в генерал-лейтенанты.

Лефорт принимал участие во всех делах Петра. В 1692 г. его назначили командиром 1-го Московского отборного полка (15 тыс. человек). Для его размещения Лефорт распорядился создать в Москве солдатскую слободу и плац на берегу Яузы напротив своего дома. Эту часть города стали называть Лефортовской (ныне Лефортово).

Лефорт отличился в Азовских походах. После первого похода Петр I в 1695 г. назначил его адмиралом русского флота, а после второго – наместником Новгорода. Лефорт мало понимал в морском деле, но именно на его энергию рассчитывал Петр I, когда поручил ему строительство флота в Воронеже.

Лефорт подал Петру I идею отправиться в Европу, чтобы научиться различным наукам. Он возглавил Великое посольство (1697–1698 гг.), во время которого привлекал на русскую службу иностранных специалистов.

12 февраля 1699 г. Лефорт весело отпраздновал новоселье в новом дворце, а 23 февраля он заболел горячкой и в начале марта скончался. Петр I устроил своему любимцу пышные похороны. С. Б.

БРЮС Яков (Даниель) Вилимович (1670– 19.04.1735 гг.) – граф, государственный и военный деятель, сподвижник Петра I.

Я. Брюс был потомком старинного шотландского рода, представители которого в 14 в. занимали шотландский престол. Его дед Яков Брюс поступил на русскую службу в сер. 17 в.

Брюс рано пристрастился к естественным наукам и математике, которыми потом занимался всю жизнь. В 1683 г. вместе с братом Романом его записали в «потешные полки» юного царя Петра. Участвовал в Крымских походах 1687, 1689 гг. Во время первого Азовского похода (1695 г.) он исполнял обязанности инженера и составил карту, охватывавшую территорию от Москвы до Малой Азии (напечатана в Амстердаме). В 1697–1698 гг. участвовал в Великом посольстве, которое, в частности, имело целью заручиться поддержкой европейских государств для борьбы с Турцией, чтобы укрепиться на северных берегах Черного моря. Некоторое время он прожил в Великобритании, где изучал астрономию, математику, оружейное дело.

Во время Северной войны Брюс помогал Петру I организовывать артиллерийские войска и в 1700 г. стал генерал-майором от артиллерии. После поражения русской армии в сражении под Нарвой царь отстранил его от военной службы, но год спустя возвратил. В 1711 г. его окончательно утвердили в должности начальника артиллерии русской армии. Брюс отличился в Полтавском сражении 1709 г., где командовал артиллерией. Участвовал во взятии Нотебурга, Ниеншанца, Нарвы, Риги, в Прутском походе 1711 г. и в военных действиях на севере Германии в 1712 г.

С 1717 г. Брюс – сенатор и президент Берг– и Мануфактур-коллегий. В 1720 г. Петр I назначил своего сподвижника главой монетных дворов и всех крепостей в России. Участвовал в подписании Ништадтского мирного договора 1721 г., по которому Россия получила выход в Балтийское море. За это получил титул графа.

После смерти Петра I Брюс в 1726 г. подал в отставку и поселился в подмосковной деревне Глинки.

Брюс был одним из образованнейших людей своего времени. В 1717 г. он изобрел способ скорострельной стрельбы (15–20 снарядов за 7 минут). Кроме артиллерии, занимался математикой, астрономией, биологией, минералогией, географией, вел обширную переписку с английскими и немецкими учеными, переводил иностранные научные труды. С 1706 г. возглавлял все издательское дело России, под его наблюдением изданы десятки научных книг. С именем Брюса связано создание первого русского календаря, изданного в 1709 г. С. Б.

ВИ?НИУС Андрей Андреевич (1641–1717 гг.) – государственный деятель, думный дьяк при Алексее Михайловиче.

В 1664 г. Виниус поступил на службу в Посольский приказ, где был переводчиком, часто участвовал в посольствах в Испанию, Англию и Францию. Царь оценил его заслуги, и с 1685 г. Виниус был назначен главой Почтового ведомства при Посольском приказе. За свою службу он получил дворянство.

В 1695 г. Виниус перешел на службу в Сибирский приказ, а в 1697–1703 гг. был главой также и Артиллерийского приказа. Но сам Петр I обнаружил крупные хищения в Артиллерийском приказе, и Виниуса обвинили во взяточничестве и воровстве. От царского гнева ему пришлось бежал в Голландию.

В 1708 г. Петр I простил Виниуса, и он вернулся в Россию. По делам службы его отправили в Малороссию. Виниус перевел несколько книг по артиллерии и механике, собрал крупную библиотеку иностранных книг. Н. П.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Новая Немецкая слобода Усиленный спрос привлек в Москву множество иноземных техников, офицеров и солдат, врачей, мастеров, купцов, заводчиков. Еще в XVI в. при Грозном из западноевропейских пришельцев образовалась под Москвой по реке Яузе Немецкая слобода. Бури Смутного

Из книги Петр Великий автора Валишевский Казимир

Глава 1. Кремль и немецкая слобода Iетр Алексеевич родился 30 мая 1672 года, – в 7180 году по принятому в то время летосчислению. За два с половиной года до этого события старый Кремль был свидетелем странного зрелища: из самых разнообразных мест, дворцов, изб и монастырей было

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

6.7. Александровская Слобода 6.7.1. Александровская Слобода - царская ставка XVI века Выше мы говорили о том, что Московский Кремль и другие столичные постройки Москвы возникли не ранее второй половины XVI века. При этом возведение Московского Кремля мы предположительно

автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Из книги Исторические районы Петербурга от А до Я автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Из книги Исторические районы Петербурга от А до Я автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Из книги Под шапкой Мономаха автора Платонов Сергей Федорович

Глава пятая Молодость Петра Великого. – Придворная борьба. – «Потехи» и Немецкая слобода. – Крушение традиций Настал 1689 год, когда Петру должно было исполниться семнадцать лет. По понятиям того времени, он достигал совершеннолетия и выходил из-под опеки сестры. По

Из книги История Петра Великого автора Брикнер Александр Густавович

ГЛАВА VI Немецкая слобода Молодой царь до 1689 года не принимал почти никакого участия в государственных делах. Он присутствовал лишь при торжественных аудиенциях и участвовал иногда в заседаниях Думы. С одной стороны, Софья не могла желать посвящения брата в тайны

Из книги Московские легенды. По заветной дороге российской истории автора Муравьев Владимир Брониславович

Мещанская слобода 1-я Мещанская улица около Сухаревой башни. Фотография 1900-х гг.Фотографии - Сретенка у Сухаревой башни и 1-я Мещанская улица у Сухаревой башни - сделаны в начале XX века. Глядя на них, трудно поверить, что на них изображен один и тот же городской

Из книги Москва акунинская автора Беседина Мария Борисовна

Басманная слобода Гостиница «Китеж», если она и существовала, конечно, не сохранилась. А где все-таки ее следовало бы искать? Вызывая к себе Иглу, Грин конкретизирует адрес: «Начало Басманной». Но Басманных улиц в Москве, как известно, две - Старая и Новая. Какая имеется в

Из книги Скопин-Шуйский автора Петрова Наталья Георгиевна

Александровская слобода Уже миновал Покров, осень перевалила на вторую половину, начали забываться теплые дни бабьего лета. А когда окончательно облысели кусты и застыли до будущей весны в немой наготе деревья, повеяло вдруг от ранних сумерек и распутицы под ногами

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

Из книги Петр Первый автора Бестужева-Лада Светлана Игоревна

Немецкая слобода Как это ни прискорбно, великий Петр довольно долго был несколько инфантилен. Как только строгий надзор за его образованием прекратился и они с матерью и сестрой перебрались из Кремля на жительство в Преображенский дворец, так учение его и завершилось.

Из книги Иноземцы на русской службе. Военные, дипломаты, архитекторы, лекари, актеры, авантюристы… автора Ярхо Валерий Альбертович

Новая Немецкая слобода Приключившаяся в Коломне история вовсе не была исключением - столкновения со служилыми иностранцами происходили повсеместно, а так как молодой государь Алексей Михайлович звал на службу все новых и новых иноземцев, неизбежно возникало

, Российский исторический словник

НЕМЕЦКАЯ СЛОБОДА 1) место поселения иностранцев в городах России 16-17 вв. 2) См. Иноземные слободы.

Немецкими слободами в XVI-XVII веках называли места поселения иностранцев в Москве и других городах России. В Москве немецкая слобода находилась в северо-восточной части Москвы, на правом берегу р. Яузы, близ ручья Кукуй. В простонародье получила название — слобода Кукуй. Первая Немецкая слобода в Москве появилась при Василии III, который завёл при себе почётную стражу из наёмных иноземцев и отвёл им для поселения слободу Наливки в Москве, между Полянкой и Якиманкой. Эта слобода была сожжена крымским ханом Девлетом I Гиреем во время его нападения на Москву в 1571 году.

Немецкая слобода — один из легендарных районов старой Москвы

Походы царя Ивана IV в Ливонию доставили в Москву очень большое количество пленных немцев. Часть их была разослана по городам. Другая часть поселилась в Москве и для постройки отвели им новое место, близ устья Яузы, на её правом берегу. В 1578 году эта Немецкая слобода была подвергнута Иваном IV погрому.

Покровителем иностранцев был Борис Годунов. В его правление в Москве появилось много иностранцев. Однако Смута принесла с собой новое разорение: Немецкая слобода была выжжена дотла. Её население разбежалось по городам, а те, кто остались в Москве, стали селиться в местности у Чистых прудов, но дома их были на Арбате, на Тверской улице и на Сивцевом Вражке.

Живя в России, иноземцы ассимилировались с русскими, вступали с ними в родство, принимали православие, прислуживали русским царям. Русские люди, со своей стороны, тоже многое заимствовали у «немцев». В доме зажиточного русского человека XVII века было уже не редкостью встретить рядом с простыми липовыми или дубовыми столами или скамьями, столы и кресла из эбенового или индийского дерева. На стенах стали появляться зеркала, часы.

Иностранцы, селившиеся в Москве оказывались в выгодном положении: они не платили торговых пошлин, могли «курить вина» и варить пиво. Это вызывало немалую зависть среди русского населения, влияние иностранцев на одежду и быт вызывало опасения духовенства, домовладельцы жаловались, что «немцы» подымают цены на землю. Правительству пришлось удовлетворить эти жалобы. Около 1652 года было приказано немцам продать свои дома русским; иностранные церкви были снесены и всем иноземцам было предложено переселиться в местность нынешней Немецкой улицы, где и образовалась новая Немецкая слобода.

К концу XVII века это был уже настоящий немецкий (иностранный) городок с чистыми прямыми улицами, уютными и опрятными домиками. Отношение к Немецкой стороне было не одинаково. Одни благоволили это место, другие смотрели на иностранцев как еретиков.

В обширном районе между станциями метро «Бауманская» и «Курская» некогда располагалась знаменитая Немецкая слобода. Место, в котором до сих пор можно найти отголоски времен императоров , Екатерины II и Александра I, полюбоваться Лефортовским дворцом, Елоховским Богоявленским собором, и другими памятниками архитектуры. А рядом со слободой, в местности с говорящим за себя старинным названием Горохово Поле, располагается немало интересных старинных усадеб и церквей.

Триста лет назад за Земляным городом (ныне Садовым кольцом), на берегу реки Яузы появился небольшой европейский городок, сильно отличавшийся от всей Москвы – Немецкая слобода. Ровные, мощеные камнем улицы, кирхи с высокими шпилями – здесь жили работавшие при царском дворе врачи, военные, ювелиры из Западной Европы, преимущественно немцы и голландцы.

Это было одно из любимых мест Петра Великого. Здесь жили его друзья и сподвижники: швейцарец Франц Лефорт, шотландец Патрик Гордон, его первая любовь – (фон Монсон). Петр Первый построил здесь Лефортовский дворец и перенес в него свою резиденцию. Немецкая слобода на время стала значимее Кремля. Сегодня границы Слободы стерлись, и множество исторически значимых объектов затерялось среди обычных новостроек.


Бауманская улица. По следам Пушкина.

Бауманская улица носит имя большевика, убитого в этом районе во время первой русской революции 1905 ‒ 1907 гг. Историческое ее название – Немецкая. Именно здесь находился центр Немецкой слободы. В этом районе сохранилось несколько замечательных усадеб: классический, построенный в конце XVIII в. дом Карабанова (Бауманская улица, д. 38, стр. 1) и эклектичная, построенная в 1884 г. по проекту архитектора Александра Каминского усадьба купца Щапова (Бауманская улица, д. 58). Недалеко отсюда, на углу Малой Почтовой и Госпитального переулка, находился дом, в котором родился великий поэт – . Его судьба тесно связана с этим районом Москвы: в нескольких кварталах, на Старой Басманной, жил дядя Александра Сергеевича, у которого он часто бывал в гостях. Недалеко отсюда, в Елоховском Богоявленском соборе, прошло крещение будущего поэта.

Елоховский Богоявленский собор

На пересечении Бауманской и Спартаковской улиц стоит церковь Богоявления в Елохово. Тут находилось обычное подмосковное село Елохово, в котором родился московский святой — ; его мощи сейчас покоятся в Соборе на Красной площади. В XVIII в. оно вошло в состав Москвы.

В Елоховском храме крестили Александра Пушкина, но здание не сохранилось. Нынешний храм в стиле ампир был построен в 1837 ‒ 1853 гг. архитектором Евграфом Тюриным. Это большой пятиглавый собор, к которому с западной стороны пристроена ярусная колокольня.

В советское время храм ни разу не закрывали, и там никогда не прекращались богослужения. После взрыва в 1931 г. Елоховский Собор на многие годы стал самым большим в Москве, в 1938 ‒ 1991 гг. являлся Патриаршим кафедральным собором. Сейчас Елоховский Богоявленский храм остается кафедральным собором, иногда здесь проводит службы святейший патриарх Московский и всея Руси.

Дом Анны Монс

Вознесенская улица (нынешнее название — улица Радио) названа по церкви Вознесения на Гороховом поле. Свернув направо по этой улице, можно дойти до бывшего Елизаветинского института благородных девиц.

Изначально этот особняк принадлежал Никите Демидову – представителю знаменитой семьи уральских горнозаводчиков. Его сын Николай Демидов в 1827 г. пожертвовал свою усадьбу дому трудолюбия, на основе которого вскоре был создан Елизаветинский женский институт. Девушки учились языкам, истории, географии, математике, закону Божьему, домоводству.

Эта традиция отчасти продолжилась в советское время, когда Елизаветинский институт стал Московским областным педагогическим институтом имени Крупской. К сожалению, усадьба Демидовых плохо сохранилась — дворец многократно перестраивался, постройки на территории были частично снесены или надстроены.

Церковь Вознесения на Гороховом поле

Церковь Вознесения на Гороховом поле (улица Радио, д. 2). Этот район стал частью Москвы только в XVIII в., до этого здесь было простое поле, на котором действительно сеяли горох. Знаменитый московский зодчий, Матвей Казаков, занимавший должность главного архитектора Москвы, преобразил его до неузнаваемости.

Москва Матвея Казакова – это Петровский путевой дворец, Сенат в Кремле, Колонный зал Дома Союзов, церкви митрополита Филиппа, Космы и Дамиана на и, конечно, церковь Вознесения на Гороховом поле. Здесь Казаков использовал свой любимый мотив – ротонду, в форме которой построено основное здание церкви. Она украшена ионическими полуколоннами, которые созвучны окружающей ротонду ионической колоннаде. К сожалению, внутреннее убранство храма в советские годы было утрачено. Зато сохранилась оригинальная церковная ограда – подлинный памятник 1805 г. Около церкви находится небольшая лавка, где можно купить монастырские пирожки, булочки и коврижки.

Усадьба Разумовского на Яузе

Один из самых роскошных домов Москвы, усадьба Разумовского сопоставима с большими царскими загородными резиденциями – Царицыным, Петровским путевым дворцом, петербургским Павловском или Царским Селом. Вместе с флигелями усадьба занимает половину современной улицы Казакова (ул. Казакова, д. 18). Ее владельцем был граф Алексей Разумовский, министр народного просвещения, тайный советник, сенатор. Усадьба была построена по его заказу в 1799 ‒ 1802 гг. Имя архитектора неизвестно. Среди возможных авторов называют Матвея Казакова, Николая Львова, Джакомо Кваренги.


Во время походов Ивана IV в Ливонию в Москве появляется большое количество пленных немцев. Часть их была разослана по городам. Другая часть селится в Москве, где им выделяется место близ устья Яузы , на её правом берегу. В 1578г. эта Немецкая слобода была подвергнута Иваном IV погрому.

При Борисе Годунове в Москве появляется много иностранцев, но во времена Смуты Немецкую слободу сжигают дотла, а ее население разбегается по городам. Оставшиеся в Москве обосновываются у в районе Поганых прудов, на Арбате, Тверской улице и на Сивцевом Вражке.

Постепенно численность иностранцев в Москве увеличивается, что послужило поводом для отделения их от православных москвичей. В 1652г. по царскому указу их переселили за пределы города в так называемую Новую Немецкую слободу, которая располагалась на том же месте, что и прежняя Немецкая слобода. Сюда же были перевезены из Москвы две лютеранские кирхи, и отведены особые места для них, а также место для кальвинистской (голландской) церкви.

Немецкая слобода и немецкое кладбище на плане Москвы 1630-1640гг. Гравюра из "Путешествия" А. Олеария

Иностранцы, которые селились в Москве, оказывались в выгодном положении: они не платили торговых пошлин, могли «курить вина» и варить пиво. Это вызывало немалую зависть среди русского населения, влияние иностранцев на одежду и быт вызывало опасения духовенства, домовладельцы жаловались, что «немцы» поднимают цены на землю. Правительству пришлось удовлетворить эти жалобы и примерно в 1652г. было приказано немцам продать свои дома русским-иностранные церкви были снесены и самим иноземцам было предложено переселиться в местность Немецкой улицы (Бауманская улица), где и образовалась новая Немецкая слобода.

К концу XVIIв. это был уже настоящий немецкий (иностранный) городок с чистыми прямыми улицами, уютными и опрятными домиками.

Во второй половине XVII в. на берегу Яузы была открыта одна из первых в Москве мануфактур — мануфактура Альберта Паульсена, а в 1701 Я. Г. Грегори открыл в Немецкой слободе частную аптеку. Переулок, на котором стояла аптека, получил название Аптекарского переулка.

Дом Лефорта

Частым гостем в Немецкой слободе был Пётр I. Тут он познакомился с Лефортом и Гордоном , будущими сподвижниками царя и завёл роман с Анной Монс . Также при Петре I Немецкие слободы потеряли свою автономию и стали подчиняться Бурмистерской палате .

Франц Яковлевич Лефорт Патрик Леопольд Гордон

С началом XVIII в. привычный слободской уклад почти исчез, территория стала застраиваться дворцами знати. На берегу Яузы появились Шёлковая фабрика русского предприимателя П. Белавина, ленточная фабрика Н. Иванова и разного рода другие производства.

После 1812 г. бывшая Немецкая слобода была заселена главным образом купцами и мещанами. По Немецкой слободе получила название Немецкая улица (с 1918 — Бауманская улица). А с середины XIX в. название Немецкая слобода и вовсе исчезает из московской лексики и на её территории частично распространяется название Лефортово.

Пройдемся немного по улицам бывшей Немецкой слободы и посмотрим что же тут интересного...

Главный дом усадьбы Карабановых VXIIIв.

Усадьба была построена по проекту М. Ф. Казакова. Главный дом усадьбы построен не позднее 1770-х гг. В конце XVIIIв. усадьба принадлежала бригадиру Ф.Л. Карабанову, а с 1799г. его сыну, П. Ф. Карабанову, коллекционеру отечественных древ-ностей.

Вдоль Бауманской улицы попадается историческая застройка XVIII—XIX веков

Лефортовская полицейская часть. Старокирочный пер. д. 13
В середине XVIIIв. участком, на котором стоит это здание владел генерал-поручик Мартынов, а в конуе XVIII-начале XIXв.-генерал А.М. Нестеров

В 1832г. этот участок был приобретен казной, и до установления советской власти тут помещался Лефортовский частный дом, в котором располагались казармы полицейских, пожарная часть и канцелярия. Над домом была надстроена деревянная каланча, разобранная в советское время

Жилой дом XVIII-XIX вв. В этом доме жил живописец Франц Гильфердинг, который приехал в Россию в конце XVIIIв. из Вены и писал декорации для театральных постановок в Петербурге и Москве

Лефортовский дворец XVII-XVIIIвв. Вторая Бауманская ул., д. 3
Дворец строился в 1697—1699гг. зодчим Д. Аксамитовым и по окончании строительства был подарен Петром I генералу Лефорту. Планировка дворца говорит о новых принципах русской архитектуры: план симметричен по композиции, на углах и в центре расположены выступы, где помещались залы дворца. В центральном зале находилась огромная изразцовая печь, на стенах висели портреты, называвшиеся тогда «парсунами». Здесь Петр I устраивал свои знаменитые пиры-ассамблеи.


В 1706—1708гг. новый владелец дворца А.Д. Меншиков окружает парадный дворцовый двор замкнутым прямоугольником корпусов с торжественным, тяжелым по пропорциям въездом. Со стороны двора эти корпуса имели аркады, столь типичные для итальянских двориков. В XIX веке аркады в основном были заложены. Автором этих корпусов считают итальянца Дж.М. Фонтана.

Именно тут Петр I резал боярский бороды


В 1729-30 гг. дворец был местом пребывания несовершеннолетнего императора Петра II, смерть которого тоже произошла в этом здании.

План Лефортовского дворца

Лефортовский дворец на переднем плане на фотографии XIXв.

Слободской дворец графа А.П. Бестужева-Рюмина (МГТУ им. Н.Э. Баумана) 1749г. Вторая Бауманская улица, д. 5
После А.П. Бестужева-Рюмина принадлежал А.А. Безбородко, который подарил его Павлу I в 1797 году. В 1797-1812 гг. служил московской резиденцией императоров. В 1812 г. сгорел и отстроен заново в 1826 для мастерских Императорского Воспитательного Дома для мальчиков-сирот.

Современный вид в стиле позднего московского ампира зданию придал архитектор Д.И. Жилярди. В центральной части украшено скульптором И.П. Витали многофигурной композицией «Минерва», символизирующей достижения науки и практические навыки ремесленника

Фото начала 1930-х гг.

Деталь ограды Слободского дворца с загадочной надписью

Общежитие для неимущих студентов Императорского технического училища, начало XXв. Бригадирский пер., д. 14
Построено в 1903 году по проекту архитектора Л. Н. Кекушева на средства, собранные В.А. Морозовой как председателя Общества вспомоществования нуждающимся студентам Императорского Московского технического училища

Фото начала XXв.

А это деталь ограды в виде фасции Сенатского дома или так называемых Фанагорийских казарм, XVIIIв.

Когда-то это место выглядело вот так

Бригадирский пер., д. 11

Бауманская ул., д. 70

Ул. Радио, д. 14

Вид в сторону дома 14. Справа на снимке аэросани, разработанные в ЦАГИ под Руководством А.Н. Туполева


Елизаветинский институт благородных девиц, XIXв. ул. Радио, д. 10
Основан в 1825г. Назван в честь императрицы Елизаветы Алексеевны (супруги Александра I), размещался в усадьбе с ныне несуществующим регулярным парком и системой прудов, которая в начале XVIII в. принадлежала Ф.Ю. Ромодановскому, затем М.Г. Головкину, а в середине XVIII в. при Н.А. Демидове была увеличена вдвое и получила новый одноэтажный барочный дом.

В конце XVIII в. были возведены каменная оранжерея, а также комплекс одноэтажных зданий (дом и театр) в стиле раннего классицизма. После основания Елизаветинского института были выстроены парковое здание, церковь (вторая половина XIX в.); на рубеже XIX—XX вв. главный дом был частично перестроен в упрощенных неоклассицистических формах. После 1917г. Елизаветинский институт упразднён, а с 1931г. здание занимает Московский областной педагогический университет.

Елизаветинский институт благородных девиц, фото начала XXв.

Корпус механического завода А. К. Дангауэра и В. В. Кайзера, 1889г., ул. Радио, д. 13

Аэродинамическая вышка на корпусе экспериментального отдела ЦАГИ

Городская усадьба XIXв. Ул. Радио, д. 11

Комплекс усадьбы перестроен архитектором П.А. Дриттенпрейсом в 1885—1896 гг.

Храм вознесения на Гороховом поле, XVIIIв., ул. Радио, д.2с1. Архитектор М.Ф.Казаков. Гороховое поле известно с 1718г. Здесь в XVII в. жил иноземец Давыд Бахерат. В 1718г. был загородный двор канцлера Г.И.Головкина, который в 1731 г. просил разрешения построить, а в сентябре1733г. освятил при своем доме каменную церковь Вознесения. В 1741г. все имения Головкина были конфискованы, а около 1742г. двор его перешел к графу А.Г.Разумовскому.

В 1773г. церковь из домовой стала приходской. Нынешняя каменная построена тщанием священника Петра Андреева при особом вспомоществовании прихожанина Николая Никитича Демидова и других прихожан. Закладка состоялась 25 мая 1788г., освящение 2 мая 1793г. Храм является редким памятником архитектуры раннего классицизма. Обновление церкви было в 1872г.

Храм вознесения на Гороховом поле, фото конца XIXв.


В начале XX в. при храме была церковно-приходская школа. После закрытия в 1935 г. в нем находилось общежитие. В 1980г. здание занимала типография производственного объединения «Упаковка» Министерства легкой промышленности. В 1960-е гг. церковь была внешне отреставрирована, а в 1990-м отреставрирована вновь. В 1990-м г. согласно письму Патриарха Алексия II от 31 августа исполком Моссовета передал храм Православной Церкви. Богослужения возобновлены в 1993 г.

Усадьба Струйских-Белавиных-Варенцовых, XVIII-XIXвв., Токмаков пер., д. 21/2-23
Первым известным владельцем местности, в которой стоит эта усадьба, был памятный в истории русской культуры XVIII в. издатель и поэт Николай Струйский. В 1771 г. усадьба перешла секунд-майору П. Б. Белавину, устроившему на территории усадьбы, на ее восточной половине, шелковую фабрику.

Н. Струйский

Она впервые была заведена в 1743г. московским купцом Михаилом Савиным, у сына которого и приобрел ее Белавин. На фабрике находилось 22 стана, на которых работали 35 мужчин и 23 женщины, фабрика в 1775г. вырабатывала тканей на 16 620 рублей. Возможно, именно здесь, на белавинской фабрике, стал работать еще мальчиком его крепостной Федор Гучков, позднее заведший собственное дело и ставший одним из самых известных московских текстильных фабрикантов.

Фабрика действует еще и при следующих владельцах - купцах Четвериковых, но в конце XIXв. заводские корпуса сносят и на их месте разбивают сад. В 1890 г. усадьба был продана предпринимателю Николаю Александровичу Варенцову, торговавшему хлопком и шерстью, главе правления мануфактуры в Кинешме.

После революции здесь устроили коммунальные квартиры, а позже расположились различные советские конторы. С 1995г. в усадьбе поселилось Общество купцов и промышленников России. А в 2001г. началась полная реконструкция-фактически была создана обыкновенная бетонная копия усадьбы… Заодно изменилась и окраска главного дома - из жёлтого он стал голубым.

Церковь Второй общины старообрядцев-поморцев брачного согласия во имя Воскресения Христова и Покрова Богоматери, 1907-1908гг., архитектор И.Е. Бондаренко.
Богатые старообрядцы не жалели денег на возведение и украшение церквей, которые стали строиться после отмены запрета, наложенного в 1856г. И.В. Морозов говорил архитектору: "Что нужно - скажите, все будет... Никакой сметы не нужно, сколько нужно, столько и будет стоить, только чтобы было хорошо!" В Токмаковом переулке строительство началось 1 мая 1907г., а осенью здание уже стояло, готовое для отделочных работ, которые продолжались всю зиму и весну следующего года. Освящение во имя Воскресения Христова и Покрова Богородицы происходило 8 июня 1908г. Стоимость строительства и отделки составила около 150 тысяч рублей.

Фото 1909г.

Все в храме было сделано по проекту И. Е. Бондаренко: и иконостас темного мореного дуба, и бронзовая утварь, и украшения кованого железа, и майолика, выполненная в гончарной мамонтовской мастерской "Абрамцево" в Бутырках. В данный момент вроде как проводятся реставрационные работы

Деревянный жилой дом А. В. Крупенникова, 1912-1913гг., архитектор В. А. Рудановский, Денисовский пер., д. 24

Особняк 1903г., архитектор Л.Ф. Даукш, Денисовский пер., д. 30с1

Особняк начала XIXв., Денисовский пер. 23
В основе этого здания находятся палаты XII-XVIIIвв., полностью сохранившие в подклетном этаже систему сводов. В 1777г. его владельцем был И.И. Бутасов. Возможно, что к 1817г. его на значительно более старом основании выстроил подпоручик С.Г. Савин

А это самая первая постройка архитектора Ф.О. Шехтеля. Бауманская ул. д. 58
В 1878 году (по другим данным, в 1884 году) он выполнил заказ текстильного фабриканта Щапова, выстроив для него на углу Немецкой современной Бауманской) и Денисовского переулка жилое здание.

Вот такая получилась прогулка. Надеюсь не очень вас утомил. Спасибо что прошлись вместе со мной

Немецкая слобода - место поселения иностранцев в Москве в XVI-XVIII веках.

В простонародье получила название - слобода Кукуй.

Немцами тогда называли не только уроженцев Германии, но и вообще любых иностранцев, не знавших русского языка («немых»).

Генрих де Витта , Public Domain

История

Первая Немецкая слобода в Москве появилась при Василии III , который завёл при себе почётную стражу из наёмных иноземцев и отвёл им для поселения слободу Наливки в Замоскворечье, между Полянкой и Якиманкой. Эта слобода была сожжена крымским ханом Девлетом I Гиреем во время его нападения на Москву в 1571 году.

Походы царя Ивана IV в Ливонию доставили в Москву очень большое количество пленных немцев. Часть их была разослана по городам. Другая часть поселилась в Москве и для постройки отвели им новое место, близ устья Яузы, на её правом берегу. В 1578 году эта Немецкая слобода была подвергнута Иваном IV погрому.

Покровителем иностранцев был Борис Годунов. В его правление в Москве появилось много иностранцев. Однако Смута принесла с собой новое разорение: Немецкая слобода была выжжена дотла. Её население разбежалось по городам, а те, кто остались в Москве, стали селиться в местности у Поганых прудов, но дома их были на , на и на Сивцевом Вражке.


Серге́й Васи́льевич Ивано́в (1864–1910) , Public Domain

Живя в России, иноземцы сохраняли своё вероисповедание, вступая в браки между собой независимо от национальности и религиозной принадлежности. С русскими вступали в брак очень редко и только те, кто принял православную (греческую) веру. Они приезжали в Россию ради торговли или для вступления в службу русским царям в качестве военных, медиков или мастеров разных специальностей.

Увеличение их численности в Москве послужило поводом для отделения их от православных москвичей. В 1652 г. по царскому указу их переселили за пределы города - в Новую Немецкую слободу, которая располагалась на том же месте, что и прежняя Немецкая слобода. Сюда же были перевезены из Москвы две лютеранские кирхи, и отведены особые места для них, а также для кальвинистской (голландской) церкви.

В XVII в. русские люди, главным образом из придворного дворянства, заимствовали у «немцев» предметы быта. В доме зажиточного русского человека XVII века было уже не редкостью встретить рядом с простыми липовыми или дубовыми столами или скамьями, столы и кресла из эбенового или индийского дерева. На стенах стали появляться зеркала, часы.

Иностранцы, селившиеся в Москве, оказывались в выгодном положении: они не платили торговых пошлин, могли «курить вина» и варить пиво. Это вызывало немалую зависть среди русского населения, влияние иностранцев на одежду и быт вызывало опасения духовенства, домовладельцы жаловались, что «немцы» подымают цены на землю. Правительству пришлось удовлетворить эти жалобы. Около 1652 года было приказано немцам продать свои дома русским; иностранные церкви были снесены и всем иноземцам было предложено переселиться в местность Немецкой улицы (ныне - Бауманская улица), где и образовалась новая Немецкая слобода.

К концу XVII века это был уже настоящий немецкий (иностранный) городок с чистыми прямыми улицами, уютными и опрятными домиками. Отношение к Немецкой стороне было не одинаково. Одни благоволили к ней, другие смотрели на иностранцев как на еретиков.

На берегу во второй половине XVII в. была открыта одна из первых в Москве мануфактур - мануфактура Альберта Паульсена. В 1701 Я. Г. Грегори открыл в Немецкой слободе частную аптеку. Переулок, на котором стояла аптека, получил название Аптекарского переулка. Пётр I был частым посетителем этой слободы, здесь он познакомился с Лефортом и Гордоном, будущими сподвижниками царя, завёл роман с Анной Монс. При Петре Немецкие слободы потеряли свою автономию и стали подчиняться Бурмистерской палате.

С начала XVIII в. слободской уклад почти исчез, территория стала застраиваться дворцами знати. На берегу Яузы появилась Шёлковая фабрика русского предпринимателя П. Белавина, ленточная фабрика Н. Иванова и др. После наполеоновского погрома 1812 г. бывшая Немецкая слобода заселена главным образом купцами и мещанами. По Немецкой слободе получила название Немецкая улица (с 1918 - Бауманская улица). С середины XIX в. название Немецкая слобода исчезает в московской лексике и на её территории частично распространяется название Лефортово.

Фотогалерея


Основан: XVI–XVIII века

Полезная информация

Неме́цкая слобода́

Культурное наследие

На территории Немецкой слободы были выстроены церкви других христианских конфессий, отличных от православия.

Среди них католическая церковь Святых Апостолов Петра и Павла, которая была снесена, а взамен в 1845 году построена новая, ближе к центру Москвы, в Милютинском переулке.

Исторически на территории Немецкой слободы было две лютеранских церкви:

  • Церковь Святого Михаила (совр. ул. Радио, 17) - «старая церковь» (кирха) или «купеческая церковь». Снесена в 1928 году. От кирхи носит своё название, располагавшийся рядом, Новокирочный переулок (церковь «старая» - переулок «новокирочный»).
  • Церковь Святых Петра и Павла - «новая церковь» (кирха) или «офицерская церковь». Сгорела во время пожара 1812 года. От кирхи носит название Старокирочный переулок (церковь «новая» - переулок «старокирочный»).

Культурный слой Немецкой слободы (XVI в.-XVII в.) - памятник археологии с федеральной категорией охраны.

Из жилой застройки сохранился в сильно перестроенном виде дом голландских медиков Ван-дер-Гульст, именуемый в просторечии домом Анны Монс.