По литературе

Чему посвящен главный научный труд адмирала колчака. Адмирал Колчак, Александр Васильевич. Биография. Исследовательская морская деятельность

Реформы Витте 1892-1903 гг проводились в России с целью ликвидировать отставание промышленности от западных стран. Часто ученые называют эти реформы индустриализацией царской России. Их специфика заключалась в том, что реформы охватили все основные сферы жизнедеятельности государства, позволив совершить экономике колоссальный скачок. Именно поэтому сегодня используется такой термин, как «золотое десятилетие» русской промышленности.

Реформы Витте характеризуются следующими мероприятиями:

  • Увеличение налоговых поступлений. Налоговые поступления увеличились примерно на 50%, но речь идет не о прямых, а о косвенных налогах. Косвенные налоги это обложение продажи товаров и услуг дополнительными налогами, которые ложатся на продавца и уплачиваются в сторону государства.
  • Введение винной монополии в 1895 году. Продажа спиртных напитков была объявлена монополии государства, и только эта статья доходов составляла 28% бюджета Российской Империи. В деньгах это выражается примерно 500 млн руб в год.
  • Золотое обеспечение российского рубля. В 1897 году С.Ю. Витте провел денежную реформу, обеспечив рубль золотом. Банкноты свободно обменивались на золотые слитки, в результате чего экономика России и ее валюта стала интересной для инвестирования.
  • Ускоренное строительство железных дорог. Строили примерно 2, 7 тысячи км железной дороги в год. Это может показаться незначительным аспектам реформы, но на тот момент это было очень важно для государства. Достаточно сказать, что в войне с Японией одним из ключевых факторов поражения России было недостаточное оснащение железной дорогой, что затрудняло перемещение и передвижение войск.
  • С 1899 года были сняты ограничения на ввоз иностранного капитала и вывоз капитала из России.
  • В 1891 году были увеличены таможенные тарифы на ввоз продукции. Это был вынужденный шаг, который способствовал поддержке местных производителей. Именно благодаря этому был создан потенциал внутри страны.

Краткая таблица реформ

Таблица - Реформы Витте: дата, задачи, последствия
Реформа Год проведения Задачи Последствия
«Винная» реформа 1895 Создание государственной монополии на продажу всех спиртных изделий, включая вино. Увеличение поступлений в бюджет до500 млн рублей в год. «Винные» деньги это примерно 28% бюджета.
Денежная реформа 1897 Введение золотого стандарта, обеспечение российского рубля золотом Снижена инфляция в стране. Восстановлено международное доверие к рублю. Стабилизация цен. Условия для иностранных инвестиций.
Протекционизм 1891 Поддержка отечественного производителя, за счет увеличения таможенных пошлин на воз товаров из заграницы. Рост промышленности. Экономический подъем страны.
Налоговая реформа 1890 Увеличение поступлений в бюджет. Введение дополнительных косвенных налогов на сахар, керосин, спички, табак. Впервые был введен «квартирный налог». Увеличены налоги на оформление государственных документов. Поступления от налогов увеличились на 42,7%.

Подготовка реформ

До 1892 года Сергей Юльевич Витте занимал должность министра путей сообщения. В 1892 году он перешел на должность министра финансов Российской Империи. На тот момент именно министр финансов определял всю экономическую политику страны. Витте придерживался идей комплексного преобразования экономики страны. Его оппонентом был Плеве, который пропагандировал классический путь развития. Александр 3, понимая, что на текущем этапе экономике нужны реальные реформы и преобразования, встал на сторону Витте, назначив того министром финансов, тем самым полностью доверив этому человеку формирование экономики страны.

Основная задача экономических реформ конца 19 века заключалась в том, чтобы в течение 10 лет Россия догнала западные страны, а также укрепилось на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока.

Денежная реформа и инвестиции

Сегодня часто говорят о феноменальных экономических показателях, достигнутых сталинскими пятилетками, но их суть была практически полностью позаимствована у реформ Витте. Разница была только в том, что в СССР новые предприятия не переходили в частную собственность. Сергей Юльевич предполагал провести индустриализацию страны за 10 лет или за пятилетки. Финансы Российской Империи на тот момент находились в плачевном состоянии. Основная проблема заключалась в высокой инфляции, которая была порождена выплатами помещикам, а также непрерывными войнами.

Для решения этой проблемы в 1897 году была проведена денежная реформа Витте. Кратко описать суть этой реформы можно так - российский рубль теперь обеспечивался золотом, или вводился золотой стандарт. Благодаря этому доверие инвесторов к российскому рублю увеличилось. Государство выпускало только то количество денег, которое реально была обеспечено золотом. Банкноту в любой момент можно было обменять на золото.

Результаты денежной реформы Витте появились очень быстро. Уже в 1898 году в Россию начали вкладывать значительные суммы капитала. Причём этот капитал в основном был иностранным. Во многом благодаря этому капитал стало возможным осуществление масштабного строительства железных дорог по всей стране. Транссибирская магистраль и китайско-восточная железная дорога построенный именно благодаря реформам Витте, и на иностранный капитал.

Приток иностранного капитала

Один из эффектов денежной реформы Витте и его экономической политики стал приток иностранного капитала в Россию. Общая сумма инвестиций в российскую промышленность составила 2,3 млрд рублей. Основные страны, которые инвестировали в российскую экономику конца 19 начала 20 века:

  • Франция – 732 млн
  • Великобритания – 507 млн
  • Германия – 442 млн
  • Бельгия – 382 млн
  • США – 178 млн

В иностранном капитале было как положительное, так и отрицательное. Промышленность, построенная на западные деньги, полностью управлялась иностранными хозяевами, которых интересовала прибыль, но никак не развитей России. Государство, конечно, контролировало эти предприятия, но операционные решения все принимались на местах. Ярким примером того к чему это приводит – Ленский расстрел. Сегодня этой темой спекулируют, чтобы обвинить Николая 2 в жестких условиях труда рабочих, но на самом деле предприятие полностью контролировалось английскими промышленниками, и это их действия привели к мятежу и расстрелу людей в России.

Оценка реформ

В российском обществе реформы Витте воспринимались негативно, причем всеми людьми. Главным критиком проводимой экономической политики был Николай 2, который называл министр финансов «республиканцем». В результате сложилась парадоксальная ситуация. Представители самодержавия не любили Витте, называя его республиканцем или человеком, который поддерживается антирусской позиции, а революционеры не любили Витте за то, что он поддерживал самодержавие. Кто из этих людей оказался прав? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, но именно реформы Сергея Юльевича укрепили в России позиции промышленников и капиталистов. А это в свою очередь была одна из причин крушения Российской Империи.

Тем не менее благодаря проведенным мероприятиям Россия по общему объему промышленного производства вышла на 5 место в мире.


Результаты экономической политики С.Ю. Витте

  • Значительно выросло количество промышленных предприятий. Просто по стране составил примерно 40%. Например, на Донбассе было 2 металлургических завода, а за период реформ было построено еще 15. Из этих 15, 13 заводов было построено иностранцами.
  • Возросло производство: нефти в 2,9 раза, чугуна в 3,7 раза, паровозов в 10 раз, стали в 7,2 раза.
  • По темпам роста промышленности Россия вышла на первое место в мире.

Основной акцент делался на развитие тяжелой промышленности за счет снижения доли лёгкой промышленности. Одна из проблем заключалась в том, что основные предприятия строились в городах или в черте города. Это создало условия, при которых пролетариат стал оседать в промышленных центрах. Началось переселение людей из деревни в город, и именно эти люди в дальнейшем сыграли свою роль в революции.

Витте Сергей Юльевич

Биография Сергея Юльевича Витте – ранние годы.
Сергей Юльевич родился в Тифлисе 17 июня 1849 года. Отец Юлий Федорович относился к псковско-ливонскому рыцарству, был владельцем поместья в Пруссии. Мать Екатерина Андреевна была дочерью саратовского губернатора. Учился Сергей в Кишиневе в русской гимназии. В 1870 году окончил Новороссийский университет, стал кандидатом физико-математических наук. В семье Витте денег катастрофически не хватало, поэтому пришлось отказаться от научной карьеры и начать работать на одесской железной дороге. Начинал он обычным кассиром в билетной кассе, потом, со временем, стал подниматься все выше и выше, и дослужился до управляющего юго-западными железными дорогами. В связи с этим ему предоставили шикарный особняк в престижном районе Киева. Но, спустя некоторое время, Сергей Юльевич Витте понимает, что на этом поприще ему слишком тесно.
В это время выходит его книга «Национальная экономия и Фридрих Лист». Спустя несколько месяцев после публикации книги он становится государственным деятелем, его возводят в ранг статского советника при департаменте железнодорожных дел. Встретили его там настороженно, но не прошло и года, как он становится министром путей сообщения, а спустя еще один год управляющим министерством финансов. Именно он одним из первых разглядел талантливого ученого Д. И. Менделеева и предложил ему работу в своем ведомстве. Спустя некоторое время Сергей Юльевич вводит золотой стандарт, который представляет собой свободный размен рубля на золото. И это не смотря на то, что против этой реформы была почти вся Россия. Благодаря этому решению рубль становится одной из самых стабильных валют в мире. Также, Витте вводит монополию на торговлю спиртными напитками. Отныне продавать водку можно было лишь в казенных винных лавках. Винная монополия приносила миллион рублей в день, бюджет страны стал строиться на спаивании населения. В это время сильно увеличивается внешний долг России, так как правительство постоянно берет заграничные займы.
На первом месте для Витте всегда было железнодорожное строительство. Когда он только начинал свою деятельность, было, всего 29157 верст железных дорог, а когда уходил в отставку, эта цифра составляла уже 54217 верст. И если к началу его деятельности 70% железных дорог принадлежало частным акционерным обществам, то к ее завершению все изменилось, и 70% дорог уже были собственностью казны.
Биография Сергея Юльевича Витте – зрелые годы.
В начале 20 века происходит экономический кризис, С. Ю. Витте назначают ответственным за мировой экономический спад. И тут биография министра становится нерадостной, его обвиняют во всевозможных ошибках: в заключении невыгодных займов, уделении слишком значительного внимания торговле, распродаже России. С Николаем II у Витте были сложные отношения в силу того, что царь являлся очень юным наследником. Со всех сторон царю нашептывали, сто Сергей Юльевич игнорирует самодержца. И в результате этого, 16 августа 1903 года Николай II лишает Витте поста министра финансов. Но бывший министр не перестает мечтать о возвращении к власти, и после поражения России в русско-японской войне 1904-1905 годов Витте назначают уполномоченным в переговорах с японцами. Переговоры проходят успешно, вскоре война заканчивается подписанием мира, благодаря чему Витте даруют графский титул.
Вернувшись на родину, граф разрабатывает новые реформы, и 17 октября Николай II после долгих раздумий подписывает манифест. В данном документе говорилось, что отныне население получает политические свободы и возможность избирать самодержавную власть. Этот документ оказал огромное влияние на политику государства, но отменить ничего было уже нельзя, и Россия вступает на новую ступень политического развития. 17 октября 1905 года Витте назначают председателем совета министров. Перед ним стояли две основные задачи: подавить революцию и провести необходимые реформы. Самой серьезной реформой был аграрный проект, который предусматривал возможность выкупа крестьянами частновладельческих земель. Но за этот проект на Витте ополчились помещики, и ему пришлось отказаться от проекта и уволить его автора.
23 апреля 1906 года была введена новая редакция Основных государственных законов. Оппозиция была возмущена тем, что правительство украло власть у народа. Действительно, самодержавная власть была сохранена, ограждены привилегии правящей верхушки. Государство, как и прежде, преобладало и над обществом в целом и над каждой личностью в отдельности. После публикации этих законов, Витте вместе со своим кабинетом подает в отставку. Это был конец шестимесячного премьерства графа, который так и не смог примирить политические крайности. На этом карьера Витте заканчивается, но его биография говорит о том, что он долго не хотел этого осознавать и пытался вернуться к власти.
Умер Витте 25 февраля 1915 года у себя дома на Каменноостровском проспекте. Все его бумаги и кабинет тут же опечатали. Полиция хотела найти его воспоминания, в которых было бы сказано, как Витте удавалось держать в постоянном напряжении всю правящую верхушку. Но граф перед смертью принял все меры предосторожности: все свои рукописи он хранил в сейфе одного заграничного банка. Впервые воспоминания Витте будут опубликованы только после революции 1921-1923 годов. Они считаются самым популярным историческим источником, переиздававшимся не один раз. Самое интересное то, что мемуары Витте, изданные в трех томах, так и не дают нормального представления ни о нем, ни о государственных чиновниках, с которыми графу приходилось работать.
Об этом знаменитом человеке написано множество книг, как русскими авторами, так и иностранными. Но даже спустя сто пятьдесят лет характеристика государственной деятельности Сергея Юльевича Витте вызывает споры. Биография знаменитого графа говорит о том, что это был уникальный человек, сделавший неизмеримо много для нашей страны.

Смотрите все портреты

© Биография Витте Сергея Юльевича. Биография министра финансов, государственного деятеля Витте. Биография председателя Совета Министров Российской Империи Витте.

Сергей Юльевич Витте (1849-1915) – выдающийся государственный деятель России. Его экономическая политика отличалась дальновидностью, а дипломатические способности порождали мистические слухи.

Интересен факт, что Витте считали антиподом Столыпина. И действительно, их отношения складывались достаточно сложно.

У них были противоположные взгляды по поводу пути прогресса империи, но в главном они сходились: и Витте и Столыпин любили Россию, и делали все для того, чтобы прославить свое отечество.

Биографии великих людей, таких, какими были эти два мужа, являются олицетворением самоотверженного служения отчизне.

Происхождение Витте

Родился Сергей Витте в семье курляндского дворянина Христофа-Генриха-Георга-Юлиуса и дочери губернатора саратовского края Екатериной Андреевны в 1849 г.

Краткая биография отца семейства содержит сведения о высоком уровне его образования (он владел специальностями горного инженера и агронома). В начале сороковых годов он обосновался в Саратовской губернии и занимал должность управляющего крупного помещичьего хозяйства.

История умалчивает о том, чем он покорил сердце Екатерины Андреевны Фадеевой, но очевидно, что задача эта была не из простых.

Будущая его супруга и мать Сергея Юльевича происходила из высокообразованной дворянской семьи, ее дедом был князь Долгоруков.

Образование

До своего 16-летия, Сергей Витте посещал гимназию в Тифлисе. Затем семья недолго жила в Кишиневе. После получения аттестата зрелости они с братом стали студентами Новороссийского университета - одного из лучших в Российской империи.

Юноша терпеливо и настойчиво изучал математику, что позволило ему впоследствии стать выдающимся экономистом.

В Южной Пальмире, в 1870, он защитил диссертацию. Витте предлагали остаться в учебном заведении, но он отказался, в чем получил полную поддержку семьи, считавшей уделом дворянина служение государю и отечеству.

Карьера Витте

Краткая биография Сергея Витте не позволяет нам останавливаться на всех подробностях становления личности. Однако ключевые моменты его карьеры мы отметим.

Поступив на службу и заняв пост чиновника в канцелярии губернатора Новороссии, он просидел там недолго и вскоре стал специалистом-путейцем по рекомендации графа А. П. Бобринского.

Биография Витте содержит информацию о том, что он работал чуть ли не кассиром, но это не совсем так, хотя ему действительно приходилось много ездить по небольшим станциям, изучая во всех тонкостях работу железной дороги и занимать различные невысокие посты для углубления знаний.

Вскоре такая настойчивость дала результаты, и он возглавил эксплуатационную службу Одесской ЖД.

На тот момент Сергею Витте было 25 лет.

Дальнейший рост

Судьба Витте как чиновника могла бы закончиться, не успев начаться, по причине произошедшего на Тилигуле крушения поездов.

Однако его активная работа по организации оборонных грузоперевозок (шла война с Турцией) снискала благоволение начальства, и его фактически простили (наказали двумя неделями гауптвахты).

Развитие порта Одессы – тоже в значительной степени его заслуга. Итак, вместо отставки Сергей Витте получает новый толчок в своей карьере, но уже в Санкт-Петербурге.

В 1879 г. он становится руководителем пяти юго-западных железных дорог (Харьковско-Николаевской, Киево-Брестской, Фастовской, Брестско-Граевской и Одесской).

Затем биография Сергея Витте продолжается в Киеве, где он работает под руководством И. С. Блиоха, видного теоретика-экономиста и банкира. Здесь пройдут пятнадцать лет его жизни.

Достижения

В начале XX века в мировой экономике происходят тектонические процессы, от которых не остался в стороне и Витте.

Его биография содержит сведения о написанном им труде «Национальная экономия и Фридрих Лист». Вскоре эту книгу замечают во власти, и Сергея Витте назначают статским советником при железнодорожном департаменте.

Затем его карьера стремительно развивается, и вот он уже назначен на пост министра.

Д. И. Менделеев приглашен Витте на службу во вверенном ему ведомстве.

Заслуги Сергея Юльевича Витте перед государством колоссальны. Перечислим лишь наиболее значимые:

  1. Введение золотого обеспечения рубля. В результате российская денежная единица становится одной из главных мировых валют.
  2. Установление государственной монополии на продажу водки, вследствие чего в бюджет начинают поступать огромные денежные средства.
  3. Резкий рост железнодорожного строительства. За время работы Витте протяженность путей выросла вдвое и превысила 54 тыс. верст. Таких темпов не было даже в годы сталинских пятилеток.
  4. Перевод путей сообщения в госсобственность. 70 % компаний-перевозчиков казна выкупила у хозяев, это имело стратегическое значение для экономики страны.

Личная жизнь

Сергей Витте всегда пользовался успехом у дам. Со своей первой женой он познакомился еще в Одессе. На тот момент она состояла в формальном браке.

Н. А. Спиридонова (урожденная Иваненко) была дочерью предводителя дворянства из Чернигова. Вскоре они обвенчались в Киеве, в соборе Св. Владимира. Прожили супруги до самой смерти жены в 1890.

Через два года Витте женился вторично. Его избранница Матильда Ивановна Лисаневич сама растила дочь, которую Сергей Юльевич воспитывал как собственного ребенка.

Жена происходила их евреев-выкрестов, что обострило отношения чиновника со светским обществом. Сам он предрассудкам не придавал значения.

Последние годы

Отношения с императором Николаем II у Витте складывались чрезвычайно сложно, в отличие от полного взаимопонимания, которое он имел с отцом Николая – императором Александром III.

С одной стороны, Николай II ценил его как не имеющего равных специалиста, заслужившего признание еще в годы правления его отца; с другой же - придворные интриги (на которые, кстати, и сам Сергей Юльевич был весьма способен) сильно осложняли положение министра финансов, пост которого к тому времени занимал Витте.

В конце концов, в 1903 он лишился своего поста, но надолго без дел не остался.

Как только случалась какая-то безвыходная государственная ситуация, император Николай II тут же прибегал к помощи Сергея Витте.

Именно его послали вести мирные переговоры с правительством Японии, вследствие чего был подписан Портсмутский мирный договор. С заданием он справился виртуозно, а его наградой стал графский титул.

Затем возникли сложности с аграрным проектом, автором которого был Петр Аркадьевич Столыпин. Встретив сопротивление помещиков, Витте отступил, а автора спорного закона уволил. Долго, однако, лавировать между интересами противоборствующих группировок было невозможно. Неизбежная отставка, в конечном счете, состоялась в 1906 г.

На этом, собственно, биография Витте заканчивается. В феврале 1915 он заболел менингитом и умер.

Вся жизнь этого государственного деятеля является яркой иллюстрацией борьбы за процветание Родины.

Коротко о Сергее Витте можно сказать следующее:

  • Выдающийся русский экономист, дипломат, государственный деятель и реформатор.
  • Стабилизировал курс рубля, введя его золотое обеспечение.
  • Обеспечил приток первых в истории России иностранных кредитов на внутренний рынок.
  • Осуществил проект постройки самой большой в мире транссибирской магистрали.
  • Автор остановившего революцию 1905 года манифеста 17 октября, после которого был отстранен Императором Николаем II с поста председателя Совета министров.
  • Заключил мирный договор с Японией, по которому половина острова Сахалин переходила к Японии, вторая же половина после поражения сохранилась за Россией.
  • Благодаря своим уникальным дипломатическим способностям, сумел заключить союзный договор с Китаем, Портсмутский мир с Японией, торговый договор с Германией.

В качестве заключения следует сказать, что Сергей Юльевич Витте стал ярким примером выдающегося ума, который сделал очень многое для любимой им России.

Российский государственный деятель, почетный член Петербургской АН (1893). Министр путей сообщений в 1892 году, финансов с 1892 года, председатель Кабинета министров с 1903 года, Совета Министров в 1905-1906 годах. Инициатор введения винной монополии (1894), проведения денежной реформы (1897), строительства Сибирской железной дороги.

Сергей Юльевич Витте родился 29 июня 1849 года в Тбилиси в семье директора департамента государственных имуществ на Кавказе. Предки Витте по отцу, немцы, переселились в Прибалтику из Голландии в XVII в. По матери - дочери члена главного управления наместника на Кавказе - родословная Витте велась от потомков князей Долгоруких. Двоюродной сестрой Сергея Юльевича по этой линии была Елена Петровна Блаватская, основательница теософского учения.

В 1860-е годах учился на физико-математическом факультете Новороссийского университета в Одессе. Учился на средства Кавказского наместничества, поскольку после смерти отца, Юлия Федоровича Витте, семья не могла оплатить его обучение.

В начале 1870-х годов Витте был назначен начальником конторы движения Одесской железной дороги.

В годы русско-турецкой войны (1877-1878) отличился организацией перевозки войск к театру военных действий, за что получил должность начальника эксплуатационного отдела Юго-Западной железной дороги в Санкт-Петербурге.

Изданная им в 1883 году книга "Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов" принесла ему известность в финансовых кругах.

В это время Витте также писал для газеты "Русь" , которую издавал Иван Сергеевич Аксаков, сотрудничал с Одесским славянским благотворительным обществом.

В 1889 году Сергей Витте был назначен директором департамента железных дорог министерства финансов.

С февраля 1892 года он становится министром путей сообщений, а с августа 1892 года, в связи с отставкой министра финансов Вышнеградского занял его пост.

По инициативе Витте были осуществлены крупные экономические мероприятия: была введена Винная монополия (1894); сооружена Сибирская железнодорожная магистраль и развернуто железнодорожное строительство (1890-е годы); осуществлена денежная реформа (1897), согласно которой было введено золотое обращение и установлен свободный обмен кредитного рубля на золото.

22 января 1902 года Витте основал "Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности", на котором были сформулированы положения, использованные впоследствии Столыпиным. Тогда местные комитеты совещания (82 губернских и областных и 536 уездных и окружных) высказались за добровольный переход крестьян от общинного владения землей к подворному. Но Николай II не решился на проведение реформ, и "Особое совещание" 30 марта 1905 года было закрыто.

В годы русско-японской войны Витте стремился противодействовать политике Японии на Дальнем Востоке и, проводя курс на сближение с Китаем, выступал против захвата Порт-Артура. При его участии были заключены оборонительный союз с Китаем против Японии и соглашение о строительстве Китайско-Восточной железной дороги на территории Маньчжурии.

В августе 1903 года Витте был назначен на пост председателя Комитета министров, в этой должности возглавил делегацию, подписавшую Портсмутский мирный договор 1905 года с Японией, за что получил графский титул.

С октября 1905 по апрель 1906 года Витте был главой Совета Министров. Во время Октябрьской Всероссийской политической стачки 1905 года настоял на программе уступок буржуазии, нашедшей свое выражение в Манифесте 17 октября 1905 года.

В тоже время Витте был инициатором посылки карательных экспедиций в Сибирь, Прибалтику, Польшу; им были направлены войска из Петербурга для подавления Московского вооруженного восстания.

В 1906 году он добился у французских банкиров займа в 2,25 млрд. франков, что укрепило позиции правительства в борьбе с революцией. Однако из-за возрастающей критики своих действий, как со стороны дворянства, так и со стороны буржуазии, Витте вынужден был подать в отставку. Отставка была прията 16 апреля 1906 года.

Основные достижения Сергея Витте

Под руководством С.Витте был составлен императорский Манифест 17 октября 1905, даровавший гражданские свободы.

При его активном участии проведены государственные реформы, включая создание Государственной Думы, преобразование Государственного Совета, введение избирательного законодательства и редактирование Основных законов Российской империи.

Активно содействовал сооружению Транссибирской магистрали и КВЖД.

Провёл денежную реформу 1897 по введению золотого стандарта рубля.

Разработал программу реформ, воплощенную в жизнь П. А. Столыпиным.

Был сторонником ускоренного развития промышленности и развития капитализма. Содействовал «первой российской индустриализации» 1890-х годов. Провёл реформу налогообложения промышленности.

Содействовал введению государственной «винной монополии» на алкоголь.

Проявил незаурядные дипломатические способности (заключение Портсмутского мира с Японией, соглашение о строительстве КВЖД с Китаем, торговый договор с Германией, получение займов у Франции).

Первоначальный период жизни (до 1892)

Происходит из голландской семьи, переселившейся в Прибалтику ещё во времена владычества шведов и получившей потомственное дворянство в 1856. Православный.

Родился 17 июня 1849 в Тифлисе. Его отец Юлий Федорович Витте (1814-1867), член совета кавказского наместника, был женат на сестре известного писателя, ген. Р. А. Фадеева. Двоюродная сестра Витте - основатель теософии Е. П. Блаватская.

В 1870 окончил физико-математический факультет Новороссийского университета (Одесса), получил степень кандидата физико-математических наук. Из-за денежных трудностей в семье С.Витте отказался от научной карьеры и поступил на работу в канцелярию одесского губернатора.

Вскоре оставил службу в канцелярии и посвятил себя более перспективному железнодорожному делу. Поступил на службу в Управление казённой Одесской железной дороги, где дослужился до начальника эксплуатации. Был отмечен за эффективную организацию перевозки русских войск во время русско-турецкой войны. Уделял большое внимание развитию и техническому оснащению Одесского порта.

После образования «Общества Юго-Западных железных дорог» работал начальником эксплуатационного отделения при правлении в Петербурге (в 1879), с 1880 - начальник эксплуатации (в Киеве).

В 1879 женился на Н. А. Спиридоновой (урождённой Иваненко), дочери черниговского предводителя дворянства. До этого, по словам самого С.Витте, он «знал всех более-менее выдающихся актрис» в Одессе.

В 1883 опубликовал работу «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», которая принесла ему известность среди специалистов. Помимо основной темы С.Витте затронул во втором издании этой работы политические вопросы, высказавшись за «социальную» и «бессословную» монархию, и считая, что в противном случае «она перестанет существовать».

В 1886 занял пост управляющего частного «Общества Юго-Западных железных дорог» (Киев). Работая на должностях начальника эксплуатации и управляющего этой компании, добился роста эффективности и прибыльности. В частности, проводил передовую для того времени маркетинговую политику (реорганизовал тарифы, ввёл практику выдачи ссуд под хлебные грузы и т. д.).

В этот период познакомился с императором Александром III. По легенде, С.Витте на глазах императора вступил в конфликт с царскими адъютантами, доказывая, что нельзя использовать два мощных грузовых паровоза с целью разгона царского поезда до высоких скоростей. Александр III убедился в правоте С.Витте после крушения царского поезда в 1888.

10 марта 1889 назначен начальником только что образованного Департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов. Получал доплату к жалованью из личных денег императора с целью компенсировать потери в зарплате после перехода на государственную службу.

Работая в правительстве, добился права назначать сотрудников в зависимости от их эффективности, а не близости к правящим кругам. В своё подчинение набрал людей из частных компаний; его департамент считался образцовым. По свидетельствам, был демократичен в отношениях с подчинёнными, ценил в них самостоятельность.

В 1889 опубликовал работу «Национальная экономия и Фридрих Лист», в которой обосновывал необходимость создания мощной национальной промышленности, защищённой на первых порах от иностранной конкуренции таможенным барьером.

В 1890 умирает первая жена С.Витте.

В 1891 году был принят новый таможенный тариф России, разработанный при активном участии С.Витте. Этот тариф сыграл важную роль во внешнеторговой политике России и стал защитным барьером для развивавшейся промышленности.

В феврале-августе 1892 - Министр путей сообщения. За этот срок сумел ликвидировать ставшие обычным явлением крупные скопления неперевезённых грузов. Провёл реформу железнодорожных тарифов.

В 1892 женился на М. И. Лисаневич, удочерив её ребёнка (своих детей у Витте не было). Женитьбе предшествовал скандал, так как С.Витте начал встречаться с М.Лисаневич до её развода и вступил в конфликт с её мужем. Это могло стоить С.Витте карьеры, так как скандальная женитьба на разведённой еврейке тогда не приветствовалась. В результате и без того не самые тёплые отношения С.Витте с высшим светом ещё более ухудшились.

Деятельность на посту министра финансов

В конце 1892 С.Витте был назначен на пост министра финансов, который он занимал 11 лет.

Вскоре после назначения поднял вопрос о форсировании строительства Транссибирской магистрали (в тот момент темпы строительства были таковы, что оно могло растянуться на многие десятки лет). С.Витте считал быстрое проведение магистрали настолько важным, что даже допускал возможность финансирования строительства за счёт денежной эмиссии. На такую меру министр всё-таки не пошёл, но сооружение Транссиба было резко ускорено.

Проводил независимую кадровую политику, издал циркуляр о привлечении на службу лиц с высшим образованием.

Много внимания уделял созданию образовательной системы, готовившей кадры для промышленности, в частности, открытию новых «коммерческих» учебных заведений.

В 1894 выступил за жёсткие торговые переговоры с Германией, в результате чего был заключён выгодный для России 10-летний торговый договор с этой страной.

В 1894 году получает почётное звание «Почётный гражданин Казани» за активное участие в строительстве Казанско-Рязанской железной дороги.

С 1895 начал вводить винную монополию. Винная монополия распространялась на очистку спирта и розничную и оптовую торговлю крепкими спиртными напитками; производство спирта-сырца разрешалось частным лицам при условии определённой регламентации (повышенный акциз и т. д.). Монополия стала одним из важных источников пополнения госбюджета.

В 1896 провёл успешные переговоры с китайским представителем Ли Хунчжаном, добившись согласия Китая на сооружение в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), что позволило провести дорогу до Владивостока в гораздо более короткие сроки. Одновременно с Китаем был заключён союзный оборонительный договор. Успеху переговоров содействовала выдача китайскому сановнику взятки в размере 500 тыс. руб.

С 1896 - статс-секретарь.

Несомненной заслугой Витте является проведение им денежной реформы в 1897. В результате Россия на период до 1914 получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Это способствовало усилению инвестиционной активности и увеличению притока иностранных капиталов.

Выступал против попыток упрочения привилегированного положения дворянства, считая, что перспективы России связаны с развитием промышленности, усилением торгово-промышленного класса, увеличением емкости внутреннего рынка. В 1897 заявил, что «в России теперь происходит то же, что случилось в своё время на Западе: она переходит к капиталистическому строю… Это мировой непреложный закон». Выход, по его мнению, для дворянства один - обуржуазиться, заняться помимо земледелия и этими отраслями хозяйства. Эта позиция вызывала неприятие у аристократии и самого Николая II.

При активном участии С.Витте разрабатывалось рабочее законодательство, в частности, закон об ограничении рабочего времени на предприятиях (1897).

В 1898 провёл реформу торгово-промышленного налогообложения.

В 1898 выступил резко против захвата Россией Ляодунского полуострова в Китае, где впоследствии был сооружён Порт-Артур.

Считал необходимым реформировать крестьянскую общину, высказывался за свободный выход из общины. В октябре 1898 обратился к Николаю II с запиской, в которой призвал царя «завершить освобождение крестьян», сделать из крестьянина «персону», освободить его от давящей опеки местных властей и общины.

Добился отмены круговой поруки в общине, телесных наказаний крестьян по приговору волостных судов, облегчения паспортного режима крестьян. Не без участия С.Витте были облегчены условия переселения крестьян на свободные земли, расширена деятельность Крестьянского банка, изданы законы и нормативные правила о мелком кредите.

Впоследствии С.Витте неоднократно подчёркивал, что П. А. Столыпин «обокрал» его, использовав его идеи.

C 1899 - действительный тайный советник.

В этом году добился снятия ряда ограничений для иностранных инвестиций в экономику.

В 1899 C.Витте принял участие в деле по осуждению Саввы Мамонтова. С. Ю. Витте, до некоторого момента находившийся в дружеских отношениях с Мамонтовым, резко поменял свою позицию.

После отставки с поста министра финансов (с 1903)

В 1903 г. вступил в обязанности председателя комитета министров. Последняя должность была фактически почётной отставкой, так как комитет до революции 1905 не имел никакого значения. Это перемещение с поста влиятельного министра финансов произошло под напором дворянско-помещичьих членов правительства (главным образом, В. К. Плеве). Возглавил правительство после реформирования в качестве Председателя совета министров. Во время событий 9 января Витте снял[источник?] с себя всякую ответственность за действия правительства.

С 1903 г. - член Госсовета, назначался к присутствию на 1906-1915.

С 1903 г. - член комитета финансов, с 1911 г. по 1915 г. - его Председатель.

Летом 1905 Николай II посылает Витте в Портсмут (США) для заключения мирного договора с Японией. За успешное выполнение этого поручения Витте был возведён в звание графа. Так как ему удалось выторговать у Японии половину Сахалина (она претендовала на весь), получил шутливое прозвище «граф Полусахалинский».

В октябре 1905 г. Витте представил царю записку о необходимости реформ, в которой, в частности, писал: «Ход исторического процесса неудержим. Идея гражданской свободы восторжествует если не путём реформы, то путём революции… Попытки осуществить идеалы теоретического социализма, - они будут неудачны, но они будут, несомненно, - разрушат семью, выражение религиозного культа, собственность, все основные права».

В.И Ленин писал о Витте:

Царю одинаково нужны и Витте, и Трепов: Витте, чтобы подманивать одних; Трепов, чтобы удерживать других; Витте - для обещаний, Трепов для дела; Витте для буржуазии, Трепов для пролетариата... Витте истекает в потоках слов. Трепов истекает в потоках крови.

Руководил подавлением революции 1905 г., организовывал "экзекуционные поезда". В архивах сохранилось его письмо, посланное министру внутренних дел Дурново 11 марта 1906.

Для вящего устрашения лиц, стремящихся посеять смуту, Совет министров признал полезным ныне же сформировать на главнейших узловых станциях особые экзекуционные поезда с воинскими отрядами, которые в случае надобности могли бы своевременно быть отправлены на линию для водворения порядка.... Подписал: граф Витте

В 1905 г. под руководством Витте был составлен Манифест 17 октября, даровавший основные гражданские свободы и вводивший институт народного представительства - Государственную думу.

С октября 1905 г. по апрель 1906 г. - председатель реформированного Совета министров.

В 1906 г. провёл успешные переговоры с Францией о получении крайне необходимого займа. Одновременно осуществил проект по улучшению имиджа России в глазах общественного мнения Франции (путём работы с французской прессой и подкупа ряда журналистов). Ранее аналогичную работу вели в прессе США. Витте был одним из первых российских политиков, осознавших важность влияния на общественное мнение.

Когда самодержавие снова почувствовало под собой твёрдую почву, С.Витте был оправлен в отставку (22 апреля 1906 года). Последняя опала Витте длилась вплоть до его смерти в 1915 г.

Награды

Орден Святого Александра Невского