По картинам

Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Население и хозяйство. Страны –лидеры по промышленному производству в мире. Географические особенности экономики России

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Е. А. ЖИЖИНА ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ГЕОГРАФИИ к УМК И.И. Бариновой и др. (М.: Дрофа) 5 класс МОСКВА «ВАКО» 2016

2 УДК ББК Ж66 Ж66 Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. 5 класс. М.: ВАКО, с. (В помощь школьному учителю). ISBN В пособии представлены подробные поурочные разработки по курсу географии в 5 классе к УМК И.И. Бариновой и др. (М.: Дрофа). Помимо материала для стандартного хода урока в книге приведены различные таблицы, тестовые задания, географические диктанты, творческие задания, дополнительные материалы, позволяющие сделать урок интересным и насыщенным, а также дифференцировать обучение в классах разных типов. Издание будет полезно как начинающим педагогам, так и преподавателям со стажем. УДК ББК ISBN ООО «ВАКО», 2016

3 От автора Уважаемые коллеги! Настоящее пособие ориентировано на преподавание географии в 5 классе по учебному комплекту: Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И. География. Начальный курс. 5 класс (М.: Дрофа). Пособие является универсальным по структуре. Оно содержит подробные планы уроков с определением целей и планируемых результатов каждого урока, используемые технологии, рекомендации по оборудованию урока, конкретные домашние задания, тестовые задания с ключами и критериями отметок, географические диктанты, творческие задания, различные таблицы, дополнительные материалы. При работе в 5 классе предусмотрено использование рабочей тетради, содержание которой в полной мере соответствует поурочным разработкам. Домашние задания выполняются в большей степени по рабочим тетрадям. Поскольку к планируемым результатам относится умение работать с контурными картами и картами атласа, то при подготовке к уроку и выполнении домашнего задания, используются и эти печатные пособия. Использование данного пособия позволит учителям реализовать требования, предъявляемые ФГОС к результатам и условиям освоения предмета. В пособии предлагается парная и групповая работа на уроке. Пособие содержит уроки-конференции, уроки контроля знаний, уроки самостоятельного изучения материала с самоконтролем и взаимоконтролем. Пособие полностью соответствует утвержденной государственной программе, написано автором, имеющим большой стаж преподавания географии в школе. Учитель может использовать разработку урока и для дополнения отдельных этапов своего плана урока. Надеемся, что эта книга не обманет ожиданий преподавателей и поможет в педагогической деятельности.

4 4 Тематическое планирование учебного материала Тематическое планирование учебного материала урока Тема урока Раздел 1. Что изучает география (5 ч) 1 Мир, в котором мы живем 2 Науки о природе 3 География наука о Земле 4 Методы географических исследований 5 Обобщение знаний по разделу «Что изучает география» Раздел 2. Как люди открывали Землю (5 ч) 6 Географические открытия древности и Средневековья 7 Важнейшие географические открытия 8 Открытия русских путешественников 9 Открытия русских путешественников (урок-конференция) 10 Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю» Раздел 3. Земля во Вселенной (9 ч) 11 Как древние представляли себе Вселенную 12 Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней 13 Соседи Солнца 14 Планеты-гиганты и маленький Плутон 15 Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты 16 Мир звезд 17 Уникальная планета Земля 18 Современные исследования космоса 19 Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной» Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли (4 ч) 20 Стороны горизонта 21 Ориентирование 22 План местности и географическая карта 23 Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» Раздел 5. Природа Земли (12 ч) 24 Как возникла Земля 25 Внутреннее строение Земли 26 Землетрясения и вулканы

5 Тематическое планирование учебного материала 5 урока Тема урока 27 Путешествие по материкам 28, 29 Вода на Земле 30 Воздушная одежда Земли 31 Живая оболочка Земли 32 Почва особое природное тело 33 Человек и природа 34 Человек и природа (урок-конференция) 35 Обобщение знаний по разделу «Природа Земли»

6 Раздел 1 ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ Урок 1. Мир, в котором мы живем Тип урока: вводный урок. Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения; развития исследовательских навыков; информационно-коммуникационные. Цель: познакомить учащихся с содержанием и целями курса географии 5 класса, со способами работы с учебным материалом и требованиями к работе на уроке и дома; дать определение понятия география; научить различать объекты живой и неживой природы. Формируемые УУД: предметные: называть черты науки географии, показывать ее роль в освоении планеты человеком, понимать уникальность планеты Земля; метапредметные: уметь ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; выделять главное, существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; составлять описания объектов; составлять простой план; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; оценивать работу одноклассников; личностные: обладать ответственным отношением к учебе; опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; основами экологической культуры. Оборудование: учебники, рабочие тетради, атласы, контурные карты, физическая карта полушарий, слайды с изображениями природы Земли.

7 Урок 1. Мир, в котором мы живем 7 Ход урока I. Организационный момент (Учитель знакомит учеников с требованиями к подготовке к уроку, поведению на уроке, правилами ведения рабочих тетрадей, контурных карт; знакомит с учебником и с критериями выставления оценок.) Знакомство с основными требованиями Ученик готов к уроку, если у него на столе лежат учебник, атлас, контурные карты и рабочая тетрадь. Домашнее задание по географии выполняется не только устно и письменно в тетради, но и в контурных картах и по атласам. Требования к ведению рабочей тетрадей и работе с контурными картами 1. Все записи в тетрадях делать синей пастой, при необходимости выделить текст можно использовать другие цвета. 2. Рисунки выполнять карандашами. 3. Писать и рисовать в тетради только с разрешения учителя. 4. Тетрадь приносить на каждый урок и при ответе подавать учителю вместе с дневником. 5. Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик пишет свою фамилию и класс. 6. Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. 7. Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра. 8. Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем подписывают географические названия. 9. В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы и ученики делают ошибки. (Ученики читают текст на с. 3 учебника.) II. Работа по теме урока Тема урока: «Мир, в котором мы живем». (Знакомство с планом урока.) План урока 1. Мир живой и неживой природы. 2. Явления природы. 3. Человек на Земле. Мы живем на уникальной планете Земле. Только на Земле существуют живые организмы.

8 8 Раздел 1. Что изучает география 1. Мир живой и неживой природы (Ученики читают текст учебника на с. 4 7, рассматривают рис. 1 4.) Благодаря чему на нашей планете есть жизнь? (На Земле есть воздух, вода) В какой форме существует жизнь? (Микроорганизмы, млекопитающие, рыбы, птицы, насекомые, растения) Что общего между воробьем и грибом, между львом и березой? (Они живые.) Что это значит живые? (Они растут, питаются, размножаются, дышат.) Вывод. Все живые организмы образуют мир живой природы. Что еще есть на Земле, кроме живой природы? (Реки, горы, леса, воздух, почва, океаны.) Вывод. Реки, горы, леса, воздух, почва, океаны составляют мир неживой природы. Как связаны между собой эти два мира? (Животные и растения состоят большей частью из воды, дышат воздухом, в воде обитают живые организмы) Вывод. Объекты неживой природы являются средой обитания для живой природы. 2. Явления природы (Ученики читают текст учебника на с. 8, рассматривают рис. 5.) Какие изменения могут происходить в неживой природе? (Дождь, ветер, смена дня и ночи) Как называются такие явления? (Физические.) Какие изменения могут происходить в живой природе? (Листопад, изменение окраски меха у некоторых животных) Как называются такие явления? (Биологические.) Какие явления природы изображены на рис. 5? Вывод. Процессы, происходящие в природе и изменяющие ее, называют явлениями природы. 3. Человек на Земле (Ученики читают текст учебника на с. 9, рассматривают рис. 6, 7.) Какое влияние на природу оказывает человек? Что такое техногенные катастрофы? Можно ли прогнозировать изменения в природе и управлять ими? Как сохранить природу? Как защитить людей от техногенных катастроф? Что необходимо, чтобы ответить на эти вопросы? (Нужны знания о Земле, о природе, о связи человека и природы.)

9 Урок 2. Науки о природе 9 III. Закрепление изученного материала Ответьте на вопросы раздела «Проверь свои знания» на с. 10 учебника. IV. Рефлексия учебной деятельности Я понял тему урока. Как я оцениваю свою работу на уроке. У меня были проблемы на уроке. V. Подведение итогов урока Прочитайте вывод на с. 10 учебника. С какими понятиями вы сегодня познакомились? (Живая природа, неживая природа, явления природы.) Домашнее задание 1. Прочитать Ответить на вопросы раздела «Подумайте». 3. Выполнить пять заданий на выбор в рабочей тетради на с Урок 2. Науки о природе Тип урока: урок общеметодологической направленности. Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения; развития исследовательских навыков; информационно-коммуникационные. Цель: познакомить учащихся с предметом изучения естественных наук астрономии, химии, физики, географии, биологии, экологии; дать представление о значении естественных наук в изучении природы Земли. Формируемые УУД: предметные: объяснять значение понятий тело, вещество, явление природы; называть науки о природе; метапредметные: уметь ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; выделять главное, существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами; составлять описания объектов; составлять простой план; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; оценивать работу одноклассников; личностные: обладать ответственным отношением к учебе; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками

10 10 Раздел 1. Что изучает география в процессе образовательной, общественно-полезной, творческой деятельности; основами экологической культуры. Оборудование: учебники, рабочие тетради, электронное приложение, оборудование для химических и физических опытов, карта звездного неба. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка выполнения домашнего задания (Учитель проверяет выполнение домашнего задания в рабочей тетради, разбирает с учениками вопросы и задания, вызвавшие затруднения.) III. Актуализация знаний Что такое природа? На какие две группы делится природа Земли? Какие объекты относятся к миру живой природы? Назовите части неживой природы. Какая связь существует между объектами живой и неживой природы? Какой из объектов не относится к живой природе: подосиновик, стрекоза, грач, вода, человек? Почему? Объясните предложение. 1) Человек на 80% состоит из воды. 2) Акулы обитают в теплых водах океана. 3) Дождевые черви обитают в почве и делают ее плодородней. Что такое явление? Назовите биологические явления природы. Назовите физические явления природы. IV. Работа по теме урока Тема урока: «Науки о природе». (Знакомство с планом урока.) План урока 1. Астрономия. 2. Физика. 3. Химия. 4. География. 5. Биология. 6. Экология. Природу Земли изучают многие науки. Их называют естественными науками. Почему? Найдите ответ в учебнике на с. 11. (В старину природу называли «естество».)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 79 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 5 классы 2013/2014 учебный год Составила: Ахмерова Э.Р., учитель географии первой

Календарно-тематическое планирование уроков географии в 5 классе 34 часа (1 час в неделю) 2017-2018 учебный год Календарно-тематическое планирование 5 класс п/п Название раздела. Тема урока 1. Мир, в котором

ГЕОГРАФИЯ 5 класс МОСКВА «ВАКО» 2017 УДК 372.8 ББК 74.26 К65 6+ Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 09.06.2016 699. Рецензент

ОГЛАВЛЕНИЕ. Пояснительная записка. 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса. 3. Содержание учебного предмета, курса. 4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 5 класса на 20152016 учебный год ФИО разработчика программы: Эксперты программы: 2015 СОДЕРЖАНИЕ 3 4 5 5 7 10 14 41 42 44 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 59 цели задач: 3 педагогических

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету География. Начальный курс. 5 класс 35 ч. (1 ч. в неделю) п/п Тема урока 1 Мир, в котором мы живѐм. Предметные Научиться называть черты науки географии,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Гурьевска Рабочая программа учебного предмета география_ в 5 классах (базовый уровень) (наименование предмета) Составила Переплетчикова

Линии УМК по географии Учебники географии для 5 класса А.В. Шатных, к.п.н., доцент 2 Учебник. УМК "География. Планета Земля. 5-6 классы" 3 4 Электронное приложение к учебнику А.А. Лобжанидзе "География.

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету География. Начальный курс. 5 класс 35 ч. (1 ч. в неделю) п/ п Тема а, 1 Мир, в котором мы живѐм. Тип а 2 Науки о природе Комбинированный 3 География

Поурочное планирование по географии 5 класс Планируемые результаты п/п Тема Количество Решаемые Предметные Метапредметные УУД Личностные урока часов проблемы (цели) результаты познавательные регулятивные

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по географии 5 класс полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ с ЗПР по географии 5 класс Разработчик: Савинова А.В., учитель географии 2017 г. 1. Пояснительная записка Настоящая программа составлена на основе

Рабочая программа по географии предназначена для 5 класса общеобразовательных учреждений. Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15г. Йошкар-Олы Рассмотрено: на заседании МС Протокол 5 от 26.05.15 Зам/ дире^бра по МР Принято: на заседании педагогического

Рабочая программа по географии для 5 класса на 2016-2017 учебный год Учитель: Курбатова Оксана Александровна, I квалификационная категория 1.Пояснительная записка Рабочая программа по географии для 5 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по географии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа им.д.тарасова г.озерска Калининградской области УТВЕРЖДАЮ Директор Озерской средней школы им.д.тарасова Юлдашева

БИОЛОГИЯ 5 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.857 ББК 74.262.8 К64 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 729 (в ред.

СОДЕРЖАНИЕ I. Планируемые результаты освоения учебного предмета.... II. Содержание учебного предмета. III. Тематическое планирование.. Приложение. Список литературы...... 3 5 10 12 2 I. Планируемые результаты

Рабочая программа по природоведению для 5 класса Пояснительная записка Примерная программа по природоведению составлена в соответствии с программой общего образования по природоведению 5 класс Плешаков

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 2 имени Короленко В.Г. с углублённым изучением иностранного языка» города Ногинска Московской области РАССМОТРЕНО:

Критерии выставления оценок по географии. Требования к работе в контурных картах: Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс. При выполнении практической

Муниципальное образовательное учреждение средняя (полная) общеобразовательная школа 2 города Волжска Республики Марий Эл УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ СОШ 2 Т.В. Барсегян СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по географии для 5 класса составлена и разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,и авторской программы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа 15» «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» на заседании ШМО Заместитель директора Директор протокол по УР МБОУ«ООШ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 10» РАССМОТРЕНО: ПРИНЯТО: Приложение к приказу На заседании МС на педагогическом совете МБОУ «Школа 10» От «23»

ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ. 5 9 КЛАССЫ Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общая характеристика курса географии Учебное содержание

1 четверть. Что изучает география 4 часа упражненческая Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как о компоненте научной картины мира. Развивать

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ ФГОС ООО составлена учителем географии Рыковой Т.В. Рабочая программа составлена на основе:. приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 7.2.200 897

Рабочая программа по природоведению для 5 класса Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе: - Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования. - Примерной

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 9» УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ 9» / Гафурова Л.Н./ приказ от 31 августа 2016 г. Рабочая программа учебного предмета «География»

Пояснительная записка. Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в полном соответствии с государственной программой

Содержание 1. Пояснительная записка 3 2. Содержание учебного предмета 6 3. Тематическое планирование по учебному предмету 8 2 1. Пояснительная записка Рабочая программа по географии (далее рабочая программа)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА 2 гор. Гвардейска муниципального образования «Гвардейский городской округ» 238210, Калининградская область, тел/факс:

Технологическая карта урока Ф. И. О. педагога (-ов): Пронченкова Г.В Предмет: Природоведение. Класс: 5б УМК: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Природоведение. 5 класс. М., Дрофа, 2011 Тип урока: урок открытия

Рабочая программа учебного предмета «География» для 5 класса на 206-207 учебный год Составитель: Косинова Галина Васильевна учитель географии, высшая квалификационная категория с. Куйбышево 206 . Пояснительная

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 34 Красногвардейского района Санкт-Петербурга имени Сергея Дудко РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО / / ФИО Протокол

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Морская школа» Московского района Санкт-Петербурга РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ Протокол педагогического совета ГБОУ «Морская школа» Московского

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей 470 Калининского района Санкт-Петербурга СОГЛАСОВАНА на заседании МО учителей Председатель МО: () 2016 г. протокол ПРИНЯТА: Педагогическим

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия 104 «Классическая гимназия» Утверждено: Приказ 99/5-О от 29 августа 2013 г. Директор МАОУ Гимназия 104 Т.М. Галимова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа 61» «РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» на заседании методического объединения учителей естественноматематического цикла Протокол 1 Руководитель

Аттестационная работа по географии в 5-х классах составлена на основании Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования. Цель: определение степени освоения обучающимися

География 5 класс Основное общее образование Базовый уровень Драчкова Людмила Николаевна 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка... 3 2. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся... 5

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Ученик научится: -использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видеои фотоизображения, компьютерные базы

1. Пояснительная записка Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 636 с углубленным изучением иностранных языков Центрального района Санкт-Петербурга Рабочая программа по природоведению

Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета география для 5 класса составлена на основе: -федерального государственного стандарта общего образования -примерной рабочей программы по учебным

Планируемые результаты изучения предмета «География» 5 класс Тема урока Планируемые результаты предметные метапредметные личностные Развитие географических знаний о Земле (8 часов) 1 Введение. Что изучает

Аннотация к рабочей программе по географии 5 класс Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аларская средняя общеобразовательная школа «Рассмотрено» Руководитель МО Протокол от 20 г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ Аларская

Пояснительная записка 5 класс Рабочая программа учебного курса природоведение для 5 класса (далее рабочая программа) составлена на основе: - Федерального компонента государственного образовательного стандарта

«Комментарии и пояснения к технологической карте урока, где использовались электронные приложения к учебникам изд-ва «Дрофа». Лазарева Жанна Васильевна, к.г.н., доцент кафедры географии ОмГПУ, методист

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ 1403 109125, г. Москва, 1-й Саратовский

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное казённое оздоровительное образовательное учреждение Калужской области санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Редькинская

Рабочая программа по географии Пояснительная записка Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, примерных программ

5 класс (35 часов в год, 1 час в неделю) 1. Человек и мир: учеб. пособие для 5 кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / А. А. Халиманович [и др.]. Минск: Нар. асвета, 2009. 2. Атлас: Человек

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 77 г. Липецка. Рассмотрено на заседании МО учителей Утверждено естественно-научного цикла приказом МБОУ СОШ 77 Протокол

О. И. ДМИТРИЕВА ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ К учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого (М.: Просвещение) НОВОЕ ИЗДАНИЕ 1 класс МОСКВА «ВАКО» 2011 УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.1Рус Д53 Д53 Дмитриева

ПРИЛОЖЕНИЕ к образовательной программе муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 13» Календарно-тематическое планирование учебного материала по природоведению

Пояснительная записка. Утверждаю Директор МБОУ СОШ 63 Степанова В. С. Рабочая программа по географическому краеведению для 5 класса. Учитель географии высшей квалификационной категории Алферова Татьяна

Примерный учебный план для 1 й группы Ars Vitae (5 6 лет) Этот план нужен педагогам для опоры при подготовке занятий и родителям для ознакомления с программой занятий. В действительности порядок, содержание

1 Название раздела, темы урока Срок Вид урока Элементы обязательного минимума образования Требования к уровню подготовки учащихся Практические работы Формы контроля Домашнее задание 2 1 География как наука.

Введение. Место России в мире

  • Урок 1. Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации
  • Урок 2. Географическое положение и границы России
  • Урок 3. Экономико- и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России
  • Урок 4. Государственная территория России

Население Российской Федерации

Географические особенности экономики России

  • Урок 11. География основных типов экономики на территории России
  • Урок 12. Проблемы природно-ресурсной основы экономики России
  • Урок 13. Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география

  • Урок 14. Научный комплекс
  • Урок 15. Роль, значение и проблемы развития машиностроения
  • Урок 16. Факторы размещения машиностроения
  • Урок 17. География машиностроения
  • Урок 18. Роль, значение и проблемы ТЭК
  • Урок 19. Топливная промышленность
  • Урок 20. Электроэнергетика

Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества

  • Урок 21. Состав и значение комплекса конструкционных материалов
  • Урок 22. Металлургический комплекс
  • Урок 23. Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия
  • Урок 24. Цветная металлургия
  • Урок 25. Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность
  • Урок 26. Факторы размещения предприятий химической промышленности
  • Урок 27. Лесная промышленность

Агропромышленный комплекс (АПК)

  • Урок 28. Состав и значение АПК
  • Урок 29. Земледелие и животноводство
  • Урок 30. Пищевая и легкая промышленность

Инфраструктурный комплекс

  • Урок 31. Состав комплекса. Роль транспорта
  • Урок 32. Железнодорожный и автомобильный транспорт
  • Урок 33. Водный и другие виды транспорта
  • Урок 34. Связь. Сфера обслуживания
  • Урок 35. Обобщение и повторение по теме «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география»
  • Урок 36. Контроль знаний по теме «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география»

Региональная часть курса

Районирование России. Общественная география крупных регионов

  • Урок 37. Районирование России

Западный макрорегион – Европейская Россия

  • Урок 38. Общая характеристика

Центральная Россия и Европейский Северо-Запад

  • Урок 39. Состав, природа, историческое изменение географического положения. Общие проблемы
  • Урок 40. Население и главные черты хозяйства Центральной России
  • Урок 41. Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион
  • Урок 42. Географические особенности областей Центрального района
  • Урок 43. Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы
  • Урок 44. Северо-Западный район
  • Урок 45. Контроль знаний по теме «Центральная Россия и Европейский Северо-Запад»

Европейский Север

  • Урок 46. Географическое положение, природные условия и ресурсы
  • Урок 47. Население
  • Урок 48. Хозяйство

Европейский Юг – Северный Кавказ и Крым

  • Урок 49. Географическое положение, природные условия и ресурсы
  • Урок 50. Население
  • Урок 51. Хозяйство

Поволжье

  • Урок 52. Географическое положение, природные условия и ресурсы
  • Урок 53. Население
  • Урок 54. Хозяйство

Урал

  • Урок 55. Географическое положение, природные условия и ресурсы
  • Урок 56. Население
  • Урок 57. Хозяйство
  • Урок 58. Обобщение и повторение по теме «Районы европейской части России (Западная зона)»

Восточный макрорегион – Азиатская Россия

  • Урок 59. Общая характеристика
  • Урок 60. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики Восточного макрорегиона
  • Урок 61. Западная Сибирь
  • Урок 62. Восточная Сибирь
  • Урок 63. Дальний Восток
  • Урок 64. Контроль знаний по теме «Районирование России. Общественная география крупных регионов»

География своей республики, края, области, автономного округа

  • Урок 65. Географическое положение, природные условия и ресурсы
  • Урок 66. Население и трудовые ресурсы
  • Урок 67. Хозяйство. Проблемы и перспективы развития хозяйства
  • Урок 68. Экскурсия на местное предприятие

  • Литература


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кировская средняя общеобразовательная школа»

п. Кировский Топчихинского района, Алтайского края
Рассмотрено на Согласовано Утверждено

МО географии: зам. директора по УР: директор школы:

Протокол № Брыкина О.А. Кокорина А.Г.

« »августа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА»

среднего (полного) общего образования

10-11 класс.

Базовый уровень.

Срок реализации 2010 – 2011 учебный год
Составитель: учитель географии Жидких Л.В.

п. Кировский, 2010г


«Обсуждено» РМО учителей биологии

« » августа 2010г


«Согласовано» зам директора по УВР

/Брыкина О.А./

« » 2010г


«Утверждаю» директор МОУ Кировской сош

/Кокорина А.Г./

Календарно-тематическое планирование

уроков по Географии

Классы 10 - 11 .

Учитель _ Жидких Лариса Валерьевна

Количество часов всего 70 , в неделю 1 .

Плановых контрольных уроков , лабораторных работ , практических работ 9 .

Планирование составлено на основе:

Федерального компонент государственного стандарта среднего (полного) образования и обязательного минимума содержания основных общеобразовательных программ по биологии (ж. «Вестник образования России» № 14, 2004)

по примерной программе основного общего образования 10-11 класс. Базовый уровень.

Гладкий Ю.Н.. Современный мир. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина; Рос. акад. наук, рос. Акад. Образования, из-во «Просвещение» - М.: Просвещение, 2010. – 272

В.И. Сиротин. География 10 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. Экономическая и социальная география мира. – М.: Дрофа, 2009

Географический атлас: 10 класс. - М.: Просвещение, 2009.

Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 10 класс. – М.: ВАКО, 2006

В.П. Максаковский. География 10 класс. Учебник для общеоб. учр., Москва, Просвещение Москва, 2009 г.

В.П. Максаковский Рабочая тетрадь по географии. 10 класс. - М.: Просвещение, 2009.

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта: Сиротин В.И. География. Программы для общеобразоват. учреждений. 6-11 кл. – М.: Дрофа, 2004.

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

Курс по географии мира на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

Данный курс занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление.

Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.

Программа предназначена в основном для учащихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать свою будущую жизнь с географической наукой.

Цели и задачи курса:

Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.

Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:

освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;

развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;

вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.
Курс завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Таким образом, предлагаемый курс географии можно назвать курсом географии для всех, вне зависимости от выбранного профиля обучения.

Содержание курса «География мира» дает возможность подготовить учащихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами, предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей работы.

В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.
Место предмета в базисном учебном плане

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах (1 час в неделю).

Используются такие формы обучения, как лекция, диалог, беседа, дискуссия, диспут, семинар, консультация, зачет, практикум. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;

методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;

методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично - поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Используемые формы и способы проверки и оценки результатов деятельности: устные ответы учащихся (фронтальный или индивидуальный опрос), контрольные, самостоятельные, практические работы; выполнение тестовых заданий, географических диктантов. Результаты обучения оцениваются по 5-бальной системе. При оценке учитываются глубина, осознанность, полнота ответа, число и характер ошибок.
Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе – теоретических знаний и приемов самостоятельной работы. Курс состоит из введения и 8 разделов: «Современная политическая карта мира», «Природа и человек в современном мире», «Население мира», «НТР и мировое хозяйство», «География мирового хозяйства», «Регионы и страны мира», «Современные глобальные проблемы человечества».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать


  • основные географические понятия и термины: экономическая и социальная география, метод, географическая среда, природно-ресурсный потенциал, экологическая емкость, лесистость, марикультура, глобальные проблемы человечества, воспроизводство населения, демографический взрыв, теория демографического перехода, демографическая политика, депопуляция, нация, народ, народность, дискриминации, экономически активное население, демографическая нагрузка, урбанизация, субурбанизация, агломерация, мегаполис, миграции населения, уровень жизни, мировое хозяйство, международная хозяйственная специализация, международное географическое разделение труда, научно-техническая революция (НТР), «зеленая революция», монокультура, политическая карта, страна, государство, унитарное государство, федеративное государство, монархия, республика, валовый внутренний продукт (ВВП), политическая география, геополитика, внешнеторговый оборот, регионалистика, страноведение, регион;

  • традиционные и новые методы географических исследований: сравнительный, описательный, картографический, исторический, математический, метод географического моделирования; геоинформационные системы (ГИСы) и др.;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения, а также особенности размещения и территориальные сочетания земельных, лесных, рекреационных, ресурсов Мирового океана;

  • численность и динамику изменения населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику, наиболее крупные языковые семьи и народы мира, ареалы их распространения;

  • различия в уровне и качестве жизни населения в отдельных регионах и странах мира;

  • основные направления внешних и внутренних миграций;

  • проблемы современной урбанизации;

  • географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей (нефтегазовая, угольная, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, химическая, легкая), традиционные, новые и новейшие отрасли промышленности;

  • географическую специфику отдельных регионов (Зарубежная Европа и Азия, Северная и Латинская Америка, Африка, Австралия и Океания) и стран (Франция, Германия, Африка, Великобритания, страны Балтии, Китай, Япония, Индия, Казахстан, США, Канада, Мексика, Бразилия, Австралия, Египет, Нигерия, ЮАР и другие, в том числе по выбору учителя), их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;

  • географические аспекты глобальных проблем человечества (экологическая, демографическая, продовольственная, энергетическая и сырьевая проблемы, а также сохранение мира на Земле, преодоление отсталости развивающихся стран, проблемы Мирового океана и мирного освоения космоса;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь


  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • описывать мировые экономические связи, причины экономической интеграции стран мира, роль транснациональных компаний и банков;

  • сопоставлять географические карты различной тематики для составления географических характеристик населения, отраслей мирового хозяйства регионов и стран мира;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения влияния природных и социально-экономических факторов на особенности размещения населении Земли; направлений современных миграций населения; размещения основных промышленных и сельскохозяйственных районов мира; особенностей состава, структуры, специализации хозяйства отдельных регионов и стран мира; различий в уровне экономического развития; причин возникновения и обострения, взаимосвязи глобальных проблем человечества;

  • прогнозирования темпов роста народонаселения Земли в целом и в отдельных регионах и странах мира; тенденций изменения возрастного состава населения по данным об изменения прироста населения; основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

Ответ самостоятельный;

Наличие неточностей в изложении географического материала;

Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

Понимание основных географических взаимосвязей;

Знание карты и умение ей пользоваться;

При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

Не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:

Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

не приступал к выполнению работы;

или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации )

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов ).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы.

6. Не забудьте подписать работу внизу карты!

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
Практическая работа: Подготовка рефератов (в течение учебного года).
Примерная тематика рефератов.


  1. Мировые природные ресурсы и проблемы рационального природопользования.

  2. Освоение богатств Мирового океана и охрана природных комплексов океана, как глобальная проблема человечества.

  3. Рекреационные ресурсы земного шара и индустрия туризма.

  4. Охрана окружающей среды обитания как глобальная проблема человечества.

  5. Сырьевая проблема как глобальная проблема человечества.

  6. Энергетическая проблема как глобальная проблема человечества.

  7. Демографическая проблема как глобальная проблема человечества.

  8. География религий. Влияние религий на экономические и социальные проблемы мира.

  9. География внешних миграций мира в XX веке.

  10. Национальные проблемы в отдельных странах. Пути и методы решения.

  11. Урбанизация как всемирный процесс. Современный этап и прогнозы на будущее.

  12. География крупных мегаполисов мира.

  13. Экономическая интеграция в Европе.

  14. Топливно-энергетическая проблема мира: основные тенденции развития, районы размещения, экологические проблемы.

  15. География мирового сельского хозяйства: основные тенденции развития, районы размещения, экологические проблемы.

  16. Продовольственная проблема мира. Сущность, возможные пути решения.

  17. Транспортная система мира. Её значение в формировании мирового хозяйства.

  18. нетрадиционные источники энергии и их использование человеком.

  19. Международные программы по охране природных ресурсов.

  20. Особенности урбанизации в различных странах мира.

  21. География христианства в современном мире.

  22. Историко-географический анализ транспорта мира: от телеги до аэробуса.

  23. Микрогосударства Европы.

  24. Освоение человеком труднодоступных территорий планеты.

  25. Динамика численности населения в X веке, региональные отличия.

  26. особенности современного международного разделения труда.

  27. Экстенсивное и интенсивное Сельское хозяйство в современном мире.

  28. Внешнеполитические связи России с зарубежными странами.

  29. Типологические особенности развитых и развивающихся стран современного мира.

  30. Сравнительная характеристика трех «регионов слаборазвитости» в мире: Азии, Африки, Латинской Америки.

  31. Страноведение.

Перечень географической номенклатуры
Страны монархии:

Андорра, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Бахрейн, Бруней, Бутан, Иордания, Камбоджа, Катар, Кувейт, Малайзия, Непал, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония, Лесото, Марокко, Свазиленд, Тонга.

Страны с федеративным устройством:

Россия, ФРГ, Бельгия, Швейцария, Австрия, Сербия и Черногория, Малайзия, Бангладеш, Мьянма, Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты, Нигерия, Эфиопия, ЮАР, США, Канада, Мексика, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Австралия (Австралийский Союз).

Внутриконтинентальные страны

Швейцария, Австрия, Чехия, Словакия, Венгрия, Монголия, Непал, Афганистан, Боливия, Парагвай, Мали, Чад, Нигер, ЦАР, Замбия, Зимбабве, Ботсвана, Уганда и др.

Типология стран:

Развитые страны:

«Большая семерка», малые европейские страны, внеевропейские страны (с переселенческим капитализмом)

Развивающиеся страны:

Ключевые, Новые индустриальные, Нефтеэкспортирующие, отсталые страны мира.

Страны, добившиеся независимости после Второй мировой войны:

Азия: Корея, Вьетнам, Индонезия, Иордан, Ливан, Сирия, Филиппины, Индия, Пакистан, Мьянма, Израиль, Шри-Ланка, Лаос, Камбоджа, Малайзия, Кипр, Кувейт, Йемен, Мальдивы, Сингапур, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Бангладеш, Бруней, Восточный Тимор.

Африка: Ливия, Тунис, Судан, Гана, ЦАР, Гвинея, Кот-д"Ивуар, Буркина-Фасо, Габон, Бенин, Камерун, ДР Конго, НР Конго, Мавритания, Мали, Мадагаскар, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сомали, Того, Чад, Сьерра-Леоне, Танзания, Алжир, Бурунди, Руанда, Уганда, Кения, Замбия, Малави, Гамбия, Ботсвана, Лесото, Маврикий, Свазиленд, Экваториальная Гвинея, Гвинея-Бисау, Мозамбик, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи, Коморские острова, Ангола, Сейшельские острова, Джибути, Зимбабве, Намибия, Эритрея.

Америка: Гайана, Барбадос, Багамы, Гренада, Суринам, Доминика, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Белиз, Антигуа и Барбуда, Сент-Китс и Невис.

Океания: Науру, Тонга, Фиджи, Папуа-Новая Гвинея Соломоновы острова, Тувалу, Кирибати, Вануату, Федеративные штаты Микронезии (Каролинские острова), Маршаловы острова, Палау.

Европа: Мальта.

Зарубежная Европа:

Каменноугольные бассейны: Рурский, Верхне-Силезский.

Нефтегазоносный бассейн: Североморский.

Железорудный бассейн: Лотарингский.

Промышленность:

Автомобилестроение: Франция, ФРГ, Швеция.

Химическая: ФРГ

Крупнейшие морские порты: Лондон, Роттердам, Гамбург, Антверпен, Гавр, Марсель, Генуя.

Высокоразвитые районы: Лондонский, Парижский, южный район ФРГ (Штутгарт, Мюнхен), «промышленный треугольник» Италии (Милан-Турин-Генуя)

Старопромышленные районы: Рурский, Саар (ФРГ), Ланкашир, Йоркшир, западный Мидленд, Южный Уэльс (Великобритания), Северный район, Эльзас, Лотарингия (Франция), Верхне-Силезский (Польша), Остравский (Чехия).

Столицы стран Европы.

Зарубежная Азия и Австралия:

Страны и столицы

Города: Шанхай, Осака, Мамбаи, Сидней, Мельбурн

Африка:

Страны и столицы.

Монокультуры стран: Ангола, Ботсвана, Бурунди, Габон, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Замбия, Коморские острова, Либерия, Ливия, Мавритания, Малави, Мали, Нигер, Нигерия, Руанда, Сьерра-Леоне, Уганда, Чад, Эфиопия.

США и Канада:

Страны и столицы.

Мегалополисы: Босваш, Чипитс, Сансан.

Нефтяные штаты: Аляска, Техас, Канзас, Калифорния.

Крупнейшие центры: Детройт, Хьюстон, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Балтимор, Бостон и др.

Латинская Америка:

Страны и столицы.

Производители:

Бананы: Бразилия, Коста-Рика, Колумбия, Эквадор, Мексика.

Сахар: Куба

Кофе: Бразилия, Колумбия

Мясо и пшеница: Аргентина

Города: Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро

Крупнейшие городские агломерации мира:

Токио, Мехико, Мумбаи, Сан-Паулу, Нью-Йорк, Москва и др.

Десять мировых центров:

Северная Америка, Западная Европа, Китай и др.

Страны –лидеры по промышленному производству в мире:

США, Китай, Япония, Германия, Россия и др.

Великие горнодобывающие страны мира:

США, Канада, Австралия, ЮАР, Россия, Китай, Бразилия, Индия.

Страны с узкой специализацией по добыче сырья:

Медные руды: Чили, Перу, Замбия.

Олово: Малайзия.

Бокситы: Гвинея, Ямайка.

Фосфориты: Марокко.

Раздел. Современные методы географических исследований.

Источники географической информации (4 часа).
Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.

Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.
Практические работы
Анализ карт различной тематики.

Обозначение на контурной карте основных географических объектов.

Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.

Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.
Раздел. Природа и человек в современном мире (6 часов)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.
Практические работы

Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
Раздел. Население мира (5 часов)
Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.
Практические работы
Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.
Раздел. География мирового хозяйства (10 часов)
Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.
Практические работы
Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.

Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.
Раздел. Регионы и страны мира (не менее 20 часов)
Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).

Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.

Практические работы
Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.

Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.
Раздел. Россия в современном мире (10 часов)
Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России.

Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации.

Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений.

Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ). Участие России в Международных социально-экономических и геоэкологических проектах.
Практические работы
Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.

Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Раздел. Географические аспекты современных глобальных

проблем человечества (5 часов)

Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.

Практические работы
Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.
Резервное время – 10 часов.

Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Население и хозяйство России к учебным комплектам Алексеева А.И., Николиной В.В./ Дронова В.П., Ром В.Я.: 9 класс. В пособии предлагаются подробные поурочные разработки по курсу "География: население и хозяйство России", Полностью описывается ход урока: изложение нового материала, вопросы и задания для учащихся, работа с картами и схемами, тестовые задания, географические диктанты и др. Предлагаются также нестандартные уроки-зачеты, олимпиады, дополнительные материалы. Все представленные материалы позволяют учителю сделать уроки насыщенными, интересными, активизировать работу учащихся. Возможно использование данных поурочных разработок для преподавания географии в средней школе по любым другим программам, а также для дифференцированного обучения в классах разных типов.

Картинка 9 из презентации «Учебники по географии» к урокам географии на тему «УМК по географии»

Размеры: 200 х 310 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока географии, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Учебники по географии.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 422 КБ.

Скачать презентацию

УМК по географии

«Учебники по географии» - УМК к учебнику В.П.Дронова, В.Я.Рома «География: население, хозяйство». Баранчиков Е.В.Тесты по географии. Представлены поурочные планы к учебнику Рома М.Я., Дронова В.П. Экономическая и социальная география России.9 класс. Содержательная часть учебника также была изменена и существенно дополнена. Широко используется в школах России.

«Применение ИКТ на уроках географии» - Использование ИКТ на уроках географии. Проверка домашнего задания: Применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга. Кто дал название науке география? Основные формы работы с ИКТ на уроках географии: Подготовила Боголюбова Евгения Михайловна, учитель географии МОУ сош №3 г.Нелидово.

«Использование мультимедийных технологий» - Учитель географии МОУ Орловской СОШ Самоличенко Наталья Викторовна. Защита исследовательских и проектных работ учащихся. Нельзя перегружать слайды зрительной информацией. Повышение производительности урока. Творческие работы учащихся. Проверка результатов обучения: практика, тесты. Варианты использования компьютерных технологий в обучении географии.

«Страноведческая викторина» - When is Thanksgiving Day celebrated? Проблема повышения мотивации при изучении стран изучаемого языка. Цель работы: Как сохранить интерес к иностранному языку? Для достижения целей поставлены следующие задачи: Возрастные особенности учащихся уровень языковой подготовки учащихся. Canada. For Of In. 1. Which syrup is Canada famous for?

«Новая экономическая география» - Без посторонней помощи в вагон не попадешь. Три особых места. Перенаселенные города. Погрузка и перевозка продуктов специализации. Служители метро Токио заталкивают пассажиров в вагоны. В докладе вопросы государственной политики анализируются на локальном, национальном и международном уровне. Поезда Токио ежедневно перевозят 8 миллионов человек.

«Конспект урока по географии» - Особенности восприятия визуалов: Позитивная динамика достижений: Виды опорных сигналов: смысловые ассоциативные аббревиатурные вербальные графические. 1. Сло. найти, назвать, показать, запомнить полуострова Евразии. Использую идеи и опыт педагогов-новаторов: Визуалы Кинестетики Аудиалы. ? Ассоциативный символ(схема, знак, стрелка…), заменяющий некое смысловое значение.

Всего в теме 11 презентаций