На свободную тему

Крепостное право в прибалтике было ликвидировано. Отмена крепостного права в прибалтийских губерниях. Распространение православия в Эстляндии (1710–1836)

Решение крестьянского вопроса в 19 – начале 20 века.

В первой пол 19 века усиливается кризис феодально-крепостнической системы в России, в 30- 40 г 19в начинается промышленный переворот. Крепостное право явно тормозит его развитие. Наибольшее внимание в 19 веке царское правительство уделяло решению аграрного вопроса, в частности проблеме крепостного права, тесно связанного с ним. Александр 1 осуждал крепостное право, но не был сторонником решительных действий.

(КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС)

Александр 1

1803 – «указ о вольных хлебопашцах» (освобождение крестьян с землей за выкуп по согласованности с помещиком).

Освобождение крестьян от крепостной зависимости без земли в Прибалтике. Земля провозглашались собственностью помещика:

1816 – Эстляндия, 1817 - Курляндия, 1819 – Лифляндия.

В 1816 г начался процесс перевода государственных крестьян на положение военных поселений.

Около 375 тыс крестьян мужского пола (18 - 45лет) должны были заниматься одновременно сельским хозяйством, сдавая 1\2 урожая гос-ву, и нести военную службу. К ним подселялись ок 131 тыс солдат. Начальник военных поселений - генерал Аракчеев. Военные поселения не оправдали надежд царского правительства. Причина: поглощение средств на организацию общего строительства, закупку инвентаря, проведение дорого, закупку инвентаря, поселенцы не были довольны условиями каторжной работы и жизни. Территория: Новгородская, Могилевская, Петербург, Харьковск.губернии. Жизнь по воинскому распорядку, брак-с разрешения начальства. Следствие: правительственные 1819 г.-Чугуевское восстание, 1839 – восстание в Старой Руссе (Нов.-губер.)

Проекты отмены крепостного права в масштабах всей России:

Проект Аракчеева (1818г) покупка государством помещичьих земель и наделения крестьян землей по две десятины на душу. Проект Гурьева (1819г) разрушение крестьянской общины и формирование хозяйств фермерского типа.

Итоги: Проекты оказались неосуществленными, освобождение крестьян ограничилось лишь территорией прибалтийских губерний.

Николай 1(1847- 1855)

Острота крестьянского вопроса заставило и его предпринять некоторые меры по его решению. Деятельность секретных комитетов по этому вопросу. Разработка и внедрение мер по облегчению положения крестьян.

1837-1841гг – реформа (казенные крестьяне) в государственной деревне под руководством генерала, графа Киселева.

Содержание реформы: Учреждено министерство государственных имуществ во главе с Киселевым. Крестьянам дано самоуправление, упорядоченный аппарат правления гос.деревней во главе с министерством, удовлетворение хозяйственных и бытовых нужд, наделение малоземельных крестьян землей, упорядочение налогооблажения, строительство дорог, увеличение числа школ и медпунктов. Цели реформы: поднять благосостояние крестьян, сделать крестьян исправными налогоплательщиками, показать помещикам пример управлений. Итог: устроенное самоуправление казенных крестьян послужило образцом для устройства помещичьих крестьян при освобождении их от крепостной зависимости.

1841 – запрещение продавать крестьян поодиночке

1842 – указ об «обязанных крестьянах» (для помещичьих крестьян) – Внедрение права помещиков прекращать личную крепостную зависимость крестьян и предоставлять им наделы с землей в наследственное владение в обмен на сохранение крестьянских повинностей.(свой надел крестьянин должен был отработать)

1847-1848 г – для западных губерний (правобережная Украина) создается инвентарная реформа , по которой были составлены инвентари – описания помещичьих имений с точной фиксацией наделов и повинностей крестьян с целью их ограничения. Эти правила определяли то количество земли, которое помещики должны были предоставить крестьянам.

Итоги: все эти мероприятия были проигнорированы помещиками, не ликвидировали остроту этого вопроса, но в ходе этих реформ были созданы предпосылки для будущей, более важной реформы.

Вопрос об отмене крепостного права (Александр 2)

Вопрос об отмене крепостного права ставился в российском обществе уже в середине XVIII в. Власть признавала необходимым приступить к разработке соответствующих проектов по крайней мере с начала XIX в. (деятельность Негласного комитета в начале правления Александра I, секретные комиссии по крестьянскому вопросу при Николае I). Но в качестве неотложной, требовавшей немедленного решения задачи ликвидация крепостничества была поставлена в знаменитой речи Александра II перед московским дворянством в 1856 г. Предпосылки: Поражение в Крымской войне, вызванное ее экономическо-военной отсталостью, и общественное осознание необходимости реформ в стране, (1853-1856) показали уже всему обществу, что блестящий фасад империи скрывает военно-техническое отставание, неэффективной феодально-крепостнической экономики и исчерпанность ее дальнейшего развития, провал охранительных усилий николаевской эпохи, хозяйственный застой, ветхость системы, социальная напряженность в стране, массовые крестьянские выступления за отмену крепостного права. Задача состояла в том, чтобы твердо встать на путь модернизации - отказа от крепостничества, развития промышленности, создания основ индустриального общества.

ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ К РЕФОРМЕ

Основные вопросы: о наделении крестьян землей, о процедуре выкупа надело, о личном освобождении крестьян, о крестьянском самоуправлении

В 1856-1859 гг. в губернских комитетах на местах и в Секретном (с 1858 г. - Главном) комитете в Петербурге, а также на страницах журналов и газет обсуждались предложения о содержании предстоящей реформы. Приходилось преодолевать серьезные противоречия между помещиками черноземных и нечерноземных областей, консерваторами и либералами, столицей и губерниями, интересами землевладельцев и чаяниями крестьян. Утвержденные Государственным советом «Положения» были подписаны 19 февраля 1861г (считается датой отмены крепостного права). Манифест об отмене крепостного права власти опубликовали двумя неделями позже- 5 марта 1861 г в условиях повышенных мер безопасности, правительство опасалось крестьянских волнений в дни масленицы, и отсрочило объявление Манифеста, чтобы успеть принять меры на случай беспорядков.

Крестьяне получали личную свободу и наделялись общегражданскими правами. Крестьяне могли заключать сделки, владеть движимым и недвижимым имуществом, вступать в брак без разрешения помещика, поступать на службу и в учебные заведения, переходить в сословие мещан и купцов. НО они оставались неравноправными по отношению к другим сословиям, только они платили подушную подать, несли рекрутскую повинность, подвергались телесным наказаниям. Во взаимоотношениях с государством и помещиком были связаны круговой порукой.

С помещика была снята ответственность за уплату крестьянами податей и за отбывание ими рекрутской повинности.

Крестьяне освобождались с землей, с полевым наделом, размер которого в зависимости от региона России (черноземные, нечерноземные, степные губернии) был разный и колебался от 3 до 12 десятин (1десятина =1.1 га). Конкретные экономические условия освобождения крестьян (размер надела и размер по­винности за него) фиксировались в так называемых "уставных грамотах".

Крестьяне получали землю не безвозмездно, а должны были выкупить ее у помещика. До совершения выкупной сделки крестьяне считались «временнообязанными » и были обязаны выполнять прежние повинности - барщину и оброк.

Крестьяне в течение 9 лет (до 1870г) не могли отказаться от своего земельного надела и покинуть сельскую общину.

Крестьяне, в пользовании которых было больше земли, чем предусматривалось нормами реформы, должны были вернуть излишки помещику – так называемые отрезки (это часть земли, находившаяся в пользовании крестьян и отрезанная после реформы 1861 г в пользу помещиков). Но закон не обязывал помещика регулировать чересполосицу, существовавшую в крепостное время. Чересполосица - поземельное владение, при котором земли одного владельца находятся не в одном отрубе или меже, а разбросаны по разным местам среди других владений и не представляют хозяйственного целого

-размер выкупа за землю (в пользу помещика) устанавливался в зависимости от величины годового денежного оброка крестьянина и приравнивался к капиталу, который через банк должен был давать доход в 6% годовых. 20% выкупной суммы крестьянин должен был самостоятельно выплатить помещику единовременно. 80% выкупной суммы давало в кредит государство на 49 лет под 6% годовых. В 1907 г – освобождение от выкупных платежей.

Для управления крестьянами были созданы органы местного крестьянского самоуправления: сельские и волостные сходы. Также выборный сельский старшина и сельская расправа- первая инстанция сельского суда. Волостной сход избирал волостного голову, двух заседателей волостного правления и двух членов волостной расправы- вторая инстанция сельского суда. Итоги: Значение реформы чрезвычайно велико. Но, ликвидируя крепостное право, власть более всего думала об интересах дворянства (в нем она видела основу стабильности и порядка). Сохранив помещичье землевладение, переложив на крестьян расходы по его содержанию, увековечив общину, реформа создала полукрепостническую, неэффективную, отсталую аграрную экономику. Резкое уменьшение наделов помещичьих крестьян и высокие платежи за эти наделы, плохое качество земли, отводившееся крестьянам - создавали почву для развития кабальной зависимости крестьян от помещиков, носившей крепостнический характер. Но при этом реформа носила буржуазный характер, а так же по своему содержанию. Крестьянин получал права и освобождался от помещика, попадая под власть денег в условиях товарного производства. (Это представляло значи­тельный простор крестьянскому предпринимательству, способствовало росту отхода крестьян на заработки, а в целом давало сильный толчок развитию капитализма в пореформенной России.)

ВОПРОС О ПОЗЕМЕЛЬНОМ УСТРОЙСТВЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И УДЕЛЬНЫХ КРЕСТЬЯН.

1863г – «положение о устройстве удельных, принадлежащих императорскому дому крестьян» (они платили оброк на содержание царской семьи). Они теперь получили личную свободу, и проведено их поземельное устройство. Земля передана общине за выкуп, оброк заменен платежом на 49 лет.

1866г - положение о государственных крестьянах – личная свобода дана и отдельно жили общиной на государственной земле без выкупа по указу; платили в казну ежегодный платеж – гос оброчная подать.

ПРАВИТЕЛЬСТВО АЛЕК 3 пыталось сгладить остроту крестьянского вопроса в связи с: 80 е годы 19 века – разразился мировой аграрный кризис, падение экспортных цен на хлеб наносило крупный материальный ущерб русским помещикам, поэтому они усиливали отработочную систему хозяйства и эксплуатацию крестьян, а это в свою очередь - выступления крестьян. Поэтому 28 декабря 1881 года было издано положение о повсеместном прекращении временнообязанных отношений помещиков и крестьян и переводе крестьян на обязательный выкуп до января 1883 года. Закон об отмене подушной подати 1882г (для крестьян лишенных земли) , для остальных она уменьшалась на 10%, вошел в силу закон 1884 году, ее окончательная отмена (с заменой ее другими налогами) -1885г. с 1887г ее взимание прекращалось!

1882г учреждение крестьянского поземельного банка с целью гос кредитной помощи крестьянству. Итог: взлет цен на землю, полное разорение крестьянских хозяйств, не выплативших погашение по ссудам.

1889г - положение о земских участковых начальниках (направлен против элементарных прав крестьян). Т.е царское правительство старалось предотвратить массовый выход крестьян из деревни, искусственно прикрепить крестьян к сельской общине, а через нее к помещичьему хозяйству.

СТОЛЫПИНСКИЕ АГРАРНЫЕ РЕФОРМЫ . (1906-1911)

Убежденный монархист, последовательный сторонник и активный защитник "твердой власти", Столыпин выступал за проведение социальных и политических реформ, направленных на "модернизацию" России, развитие ее экономики и культуры, на то, чтобы Россия заняла дос­тойное место спели наиболее развитых держав.С именем Столыпина связано, главным образом, проведение реформы крестьянского на­дельного землевладения, вошедшей в историю под именем "столыпинской аграрной реформы". В основе ее лежала идея разрушения крестьянских общин. Столыпин считал основной причиной кризиса российского сельского хозяйства существование крестьянской общины, связывающей руки деловым и инициативным хозяевам. По замыслу правительства, первый этап реформы состоял в "укреплении" (передаче) че­респолосных наделов отдельным домохозяевам. Этим актом Столыпин пытался нарушить един­ство крестьянского мира - "вбить клин в общину". На втором этапе предполагался раздел всего общинного надела на отруба и хутора.

Указ 9 ноября 1906 г . предстояло утвердить в Госдуме, однако он стал проводиться в жизнь практически сразу же после его издания. Второй Думой указ был отвергнут. Третья Дума одобрила 1910г указ с некоторыми к нему дополнениями. 14 июня 1910 г. указ был подписан царем и с этого времени он получил силу закона.

Суть: указ предоставлял право крестьянам свободного выхода из общины с передачей им части земли в собственность в форме хутора и отруба (это все земли крестьянина сведены в один участок земли). Передача крестьянскому банку казенных земель для продажи их нуждающимся крестьянам. Организация переселенческого движения в западную Сибирь с целью наделения земель крестьянам без земли или малоземельных, а так же для предотвращения пролетаризации крестьянства. Широкое строительство школ и вовлечение в систему народного образования огромных масс населения.

Причины незавершенности реформы : незначительные временные сроки, сопротивление стороны правых и левых сил, сложные взаимоотношения царя и Столыпина. Убийство Столыпина в сентябре 1911.

Итоги: К1916 г из общины выделилось ок 25-27% крестьянских дворов. Рост сельскохозяйственного производства и увеличение экспорта хлеба заграницу. Ускорение процесса расслоения крестьянства. Разрушение крестьянской общины. Образование хуторов в северо-западных губерниях, но проблема с водой и малоземельем в других губерниях Эффективность реформы оценивается историками неоднозначно. К положительным моментам , несомненно, можно отнести попытку уничтожить такой арха­ичный институт, как община; политику переселения крестьян, ликвидацию многих ограничений на их передвижение, избрание места жительства; размежевание запутанного землевладения со­седствующих деревень. Реформа стимулировала не только развитие сельского хозяйства, но и промышленности и торговли: масса крестьян устремилась в города, увеличивая рынок рабочей силы, резко вырос спрос на продукцию сельского хозяйства и промышленности. Негативными моментами можно назвать форсированное насаждение ху­торов и отрубов, политика повсеместного чересполосного "укрепления" без учета местных усло­вий. Значительная часть крестьянства не приняла реформы.Реформа так и не решила сути аграрного вопроса из-за своей противоречивости. В результате ее проведения не могла быть создана система фермерского хозяйства: по причинам сохранения помещичьего землевладения, ограничения максимального земельного надела, слабости финансово-кредитной системы государства.

29 мая 1911 г. было издано "Положение о землеустройстве" , направленное на форсиро­ванное создание отрубного и хуторского хозяйства при проведении "землеустроительных работ" (т.е. ликвидации чересполосицы).

В начале XIX в. царское правительство неоднократно занималось крестьянским вопросом Прибалтийского края. Результатом этого были несколько новых, утвержденных Александром I законоположений. Одно из них - это крестьянский регулятив 1802 г., который признал за крестьянином право собственности на движимое имущество, но так называемый «железный инвентарь» оставался собственностью помещика, хотя использовал его в работе все тот же крестьянин. Помещик сам определял, что должно входить в этот «железный инвентарь», и помимо сельскохозяйственных орудий часто включал в него скот, зерно и т. д. Хотя в регулятиве и указывалось, что отныне крестьянин имеет право передавать свое хозяйство по наследству, помещик мог лишить крестьянина земельного участка, переселить его на другие земли и даже продать его. Для этого было достаточно обвинить крестьянина в плохой работе на барщине, в неповиновении Церкви или в недостойном поведении.

В 1804 г. были приняты новые законы, которые запрещали продавать крестьян-дворохозяев и чинить над ними расправу домашним судом. Эти законы в известной мере гарантировали также право наследования, оговаривая его условием исправной выплаты повинностей. Реформа 1804 г. дала части эстонских крестьян несколько больше возможностей для работы в собственном хозяйстве, но бобылей, дворовую прислугу и другие крестьянские прослойки оставила в прежнем положении. Такие половинчатые меры не могли приостановить волнения среди крестьян. В 1803–1806 гг. в Эстляндии и Лифляндии беспорядки происходили в 49 имениях, особенно в центральных уездах и в окрестностях Дерпта. Ожесточенные и кровопролитные столкновения произошли в имении Козе-Уусмыйза, где батраками были убиты начальник военного отряда и унтер-офицер, тяжело ранено несколько солдат. Восставшие также понесли потери: убили шестерых и тяжело ранили семерых крестьян.

Еще на ландтаге Эстляндской губернии в 1811 г. помещики под давлением крестьянских волнений и общественного мнения стали высказываться за освобождение крестьян без земли. Александр I был доволен их инициативой, но разработке соответствующих законов помешала Отечественная война 1812 г., хотя она непосредственно и не затронула этой территории.


После окончания войны эстляндским дворянством был составлен законопроект, который предусматривал предоставление крестьянам личной свободы, но не наделял их землей и оставлял за помещиком широкие полицейские права. Таким образом, по отношению к своим крестьянам помещик оказывался в роли государственного чиновника, вершившего суд и расправу. Александр I утвердил законопроект 8 июня 1816 г., а с 8 января 1817 г. закон вступил в силу в Эстляндской губернии.

Неудовлетворительный характер закона об «освобождении» отмечался в одной анонимной записке того времени, которую цитировал Ю. Кахк: «Таким образом, крестьянин, получив от помещика в качестве владельца земли право, которым тот же помещик в качестве правительственного чиновника может воспретить ему пользоваться, когда только заблагорассудится, получит один призрак свободы. Такого крестьянина можно сравнить с человеком, которому, заковав в железо руки и ноги, велели делать что хочет и идти куда хочет» .

Летом 1818 г. к обсуждению аналогичного законопроекта приступили в Лифляндской губернии, и в 1819 г. Александром I он был утвержден, а с января 1820 г. вступил в силу. Процедура введения закона в действие на местах была очень сложной, потому что помещики опасались возникновения волнений вследствие освобождения крестьян без земли. Освобождались не все крестьяне сразу, а постепенно, по частям, в разные сроки для разных категорий вплоть до 1832 г. Например, в первые три года крестьянин получал право передвигаться только в пределах прихода, затем - уезда и только с 1832 г.- в пределах губернии, переселяться же в другие губернии запрещалось.

Права вотчинной полиции, которыми наделялся помещик, давали ему власть над всеми лицами, проживавшими на территории имения. Он мог арестовать и приговорить к телесному наказанию: мужчин к 15 ударам палкой, женщин - к 30 ударам розгой (в Лифляндской губернии - к 15-ти), передать обвиненного крестьянина высшим полицейским и судебным властям. Таким образом, участь крестьянина существенным образом не изменилась, они и впредь оставались полностью зависимыми от помещика.

Закон 1819 г., по мнению Ф. Юнг-Штиллинга, ухудшил материальное положение крестьян, потому что отменил законную меру арендных повинностей за право пользования крестьянскими участками, предоставив определение ее добровольному соглашению, и уничтожил наследственное при известных условиях право крестьян на пользование участками .

Положение о крестьянах Лифляндской губернии 1819 г. определяло, что до введения личной свободы все повинности крестьян определялись вакенбухами по положению 1804 г., а после освобождения устанавливались посредством «вольного соглашения».

В 1819 г. лифляндское дворянство отказалось от всяких прав, сопряженных с крепостной зависимостью и наследственным подчинением крестьян, но оставило за собою право собственности на землю и неограниченного пользования ею. Естественным следствием этого нового положения стала отмена нормы барщины. Теперь сам помещик определял размер повинностей. На практике крестьянин принужден был соглашаться на всякое предложение владельца, лишь бы оно давало ему возможность прокормиться. «Действительно, с 1816 г. ни один эстонский крестьянин не добился независимого владения землей» .

Такая свобода, естественно, не могла удовлетворить крестьян, и с первых дней обнародования закона в Эстляндии и Лифляндии не прекращались волнения. К 1823 г. волнениями были охвачены 69 имений. В распоряжение каждого уездного суда для подавления беспорядков царским правительством было выделено по батальону солдат, однако до вооруженных конфликтов дело не доходило, потому что в волнениях не участвовали батраки и беднота. Потеряв надежду на обеспечение семьи работой на земле, арендуемой у помещика, они получили право переселяться в города и искать работу в промышленности.

Освобождение крестьян дало толчок капиталистическому пути развития также и на селе. Особенно стало развиваться винокурение. В 1820–1824 гг. в Лифляндии в среднем ежегодно производилось около 1,5 млн. четвертей зерна. Из этого количества более 20% расходовалось на винокурение. Получило развитие льноводство, выращивание картофеля, откорм скота на отходах винокурения для поставки мяса в Петербург. Среди крестьян во второй четверти XIX столетия начинается процесс социальной дифференциации, появление зажиточных крестьян, корчмарей, мельников и т. п., которых называли «серыми баронами». Их вклады в различных кредитных и сберегательных кассах к 1841 г. достигли почти 718000 руб. в банковских билетах , что по тому времени составляло очень значительную сумму.

В то же время бедные крестьяне все больше оказывались в долговой зависимости у купцов и помещиков. Так, в 1832 г. один верроский купец требовал возвращения долга от 137 крестьян. Очень многочисленной становилась прослойка батраков и бобылей. По данным 1850–1880 гг., в крестьянских усадьбах проживало около 115000 человек, из них около 30000 - батраки и прислуга; в то же время в губернии было больше 122000 бобылей . Получается, что примерно 1/3 сельского населения старалась обеспечить себе жизнь, арендуя у помещика землю, остальные искали работу у дворянина, собственника имения, или крестьянина-арендатора, или хозяина усадьбы.

В конце Северной войны для нужд православного воинства были отобраны шведские гарнизонные кирки в городах Прибалтийского края, которые переоборудовались под православные храмы.

С 1711 г. русским купцам и ремесленникам было разрешено селиться в Прибалтике, а из завоеванных уездов по приказу Петра I враждебно настроенных шведов переселяли в глубь России. В это же время православные церкви были подчинены непосредственно местоблюстителю патриаршего престола митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому, который вверил надзор за ними рижскому соборному протоиерею Тимофею Корейше. Необходимые указания получили также и губернаторы. Так, в 1715 г. Петр I писал П. А. Голицыну, лифляндскому губернатору, что ему следует подыскать в Смоленске «добрых и искусных» священников с причтом вместо тех, которые в Риге, потому что всем известно, что они «зело плохи» и стыдно за них перед прихожанами.


План :

1. Введение
2. Освобождение крестьян Прибалтики
3. Историческая обусловленность и подготовка реформы, ее юридическое и экономическое обоснование
4. Реформа 1861 г.
5. Заключение
6. Библиография
1. Введение

Крепостное право, т.е. прикрепление крестьян к земле, началось на Руси в XVвеке. До этого землей владели главным образом сами князья, а также монастыри и бояре. Отношения между ними и людьми, работавшими на их земле, не были ясно определены. Некоторые земледельцы-крестьяне работали добровольно, но другие - принудительно, находясь иногда почти в рабской зависимости от землевладельцев.
Были и свободные крестьяне, работавшие на своей земле. Большинство крестьян могло свободно переходить с одного места на другое. Такая неопределенность земельных отношений не могла продолжаться после того, как московские князья начали "собирать русскую землю".
Московское государство рождалось в тяжелых условиях непрерывной борьбы с внешними врагами. Князьям нужна была вооруженная сила для защиты страны и для проведения своей политики. В награду за службу в войсках и при княжеском дворе служилым людям давались земли, так называемые "поместья", доходами с которых они жили. Эти служилые люди, которые впоследствии стали называться "помещиками", должны были по первому требованию правительства являться в полном вооружении для участия в военных действиях, приводя с собой столько людей, сколько требовалось в зависимости от размера их поместья.
Для обеспечения поместий рабочей силой стали приниматься меры к тому, чтобы "прикрепить" крестьян к земле, на которой они работали. Большое количество земель было передано во владение помещикам. Таким образом, на этих землях установилась зависимость крестьян от землевладельцев.
Сначала помещики владели поместьями временно. Крестьяне, работавшие у них, не принадлежали им лично. За плохую службу государству помещика могли лишить земель и передать их другому. Однако, как правило, поместье оставалось в пожизненном владении. Когда умирал отец, помещиком назначался его сын и так далее.
Ни помещику, ни государству уже не было выгодно разрешать свободный уход крестьян с занятой ими земли. Поэтому крестьян старались удержать на месте. Свободный переход в любое время от одного помещика к другому был запрещён. Такой переход разрешался только один раз в год в определённый, так называемый «юрьев день». Однако на практике крепостные нередко теряли это право. Если они занимали у помещика деньги и не могли уплатить ему долга, они должны были продолжать работать у него. Иногда богатые помещики, которым нужна была рабочая сила, приезжали в соседние поместья, уплачивали крестьянские долги и переселяли этих крепостных к себе.
Со временем, помещичьи земли стали постоянными владениями и могли передаваться по наследству, а крестьяне оказались прикреплены не только к земле, но и к помещику. Помещики стали полными хозяевами земли и людей. Над своими крепостными они получили административную и судебную власть, а также собирали с них установленные государством налоги.
Отношения между помещиками и крепостными не были достаточно определены законом. Поэтому крепостные в значительной степени зависели от произвола помещика. До второй половины XVIII века за право владеть крепостными и землёй помещики продолжали работать для государства. В 1761 году Пётр III своим "указом о вольности дворянства" освободил дворян (помещиков) от обязанности служить государству; крепостные же остались собственностью помещика. Постепенно крепостное право становилось всё более похожим на рабство.
Вопрос о крепостном праве составлял тяжелую заботу для правительства еще во времена Николая I. Крепостной строй явно устарел. Нельзя было далее оставлять крестьян в состоянии рабства. Нельзя было ожидать роста и развития государственных сил при господстве в России отживших форм крепостного помещичьего хозяйства.
19 февраля 1855 г. на российский престол вступил Александр II(1818 - 1881) - старший сын Николая I, при этом во всех слоях русского общества пробудились надежды на серьезные перемены.
По своей натуре Александр II не был реформатором. В отличие от своего младшего брата Константина Николаевича Александр не увлекался либеральными идеями. Восточная война ясно показала отсталость и слабость нашего государства, Александр нашел в себе мужество признать крах николаевской системы и необходимость внутренних перемен. Он понимал, что эти перемены должны были начаться именно с крепостного права, с «улучшения быта крепостных крестьян», как тогда принято было выражаться о крестьянском освобождении. Вскоре император Александр II, беседуя с дворянскими депутатами в Москве, сказал знаменитые слова о том, что «лучше отменить крепостное право с верху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу». Эти слова имели в виду неспокойное состояние крепостных, которые ждали освобождения и волновались год от году заметнее и сильнее. Слова государя произвели очень большое впечатление на все русское общество.
Полноценное протекание событий отмены крепостного права в России 1861 г. будут освещены в работе.
2. Освобождение крестьян Прибалтики

В начале XIX в. царское правительство неоднократно занималось крестьянским вопросом Прибалтийского края. Результатом этого были несколько новых, утвержденных Александром I законоположений. Одно из них -- это крестьянский регулятив 1802 г., который признал за крестьянином право собственности на движимое имущество, но так называемый «железный инвентарь» оставался собственностью помещика, хотя использовал его в работе все тот же крестьянин. Помещик сам определял, что должно входить в этот «железный инвентарь», и помимо сельскохозяйственных орудий часто включал в него скот, зерно и т. д. Хотя в регулятиве и указывалось, что отныне крестьянин имеет право передавать свое хозяйство по наследству, помещик мог лишить крестьянина земельного участка, переселить его на другие земли и даже продать его. Для этого было достаточно обвинить крестьянина в плохой работе на барщине, в неповиновении Церкви или в недостойном поведении.
В 1804 г. были приняты новые законы, которые запрещали продавать крестьян-дворохозяев и чинить над ними расправу домашним судом. Эти законы в известной мере гарантировали также право наследования, оговаривая его условием исправной выплаты повинностей. Реформа 1804 г. дала части эстонских крестьян несколько больше возможностей для работы в собственном хозяйстве, но бобылей, дворовую прислугу и другие крестьянские прослойки оставила в прежнем положении. Такие половинчатые меры не могли приостановить волнения среди крестьян. В 1803-1806 гг. в Эстляндии и Лифляндии беспорядки происходили в 49 имениях, особенно в центральных уездах и в окрестностях Дерпта. Ожесточенные и кровопролитные столкновения произошли в имении Козе-Уусмыйза, где батраками были убиты начальник военного отряда и унтер-офицер, тяжело ранено несколько солдат. Восставшие также понесли потери: убили шестерых и тяжело ранили семерых крестьян.
Еще на ландтаге Эстляндской губернии в 1811 г. помещики под давлением крестьянских волнений и общественного мнения стали высказываться за освобождение крестьян без земли. Александр I был доволен их инициативой, но разработке соответствующих законов помешала Отечественная война 1812 г., хотя она непосредственно и не затронула этой территории. После окончания войны эстляндским дворянством был составлен законопроект, который предусматривал предоставление крестьянам личной свободы, но не наделял их землей и оставлял за помещиком широкие полицейские права. Таким образом, по отношению к своим крестьянам помещик оказывался в роли государственного чиновника, вершившего суд и расправу. Александр I утвердил законопроект 8 июня 1816г., а с 8 января 1817 г. закон вступил в силу в Эстляндской губернии.
Летом 1818 г. к обсуждению аналогичного законопроекта приступили в Лифляндской губернии, и в 1819 г. Александром I он был утвержден, а с января 1820 г. вступил в силу. Процедура введения закона в действие на местах была очень сложной, потому что помещики опасались возникновения волнений вследствие освобождения крестьян без земли. Освобождались не все крестьяне сразу, а постепенно, по частям, в разные сроки для разных категорий вплоть до 1832 г. Например, в первые три года крестьянин получал право передвигаться только в пределах прихода, затем -- уезда и только с 1832 г. -- в пределах губернии, переселяться же в другие губернии запрещалось.
Права вотчинной полиции, которыми наделялся помещик, давали ему власть над всеми лицами, проживавшими на территории имения. Он мог арестовать и приговорить к телесному наказанию: мужчин к 15 ударам палкой, женщин -- к 30 ударам розгой (в Лифляндской губернии -- к 15-ти), передать обвиненного крестьянина высшим полицейским и судебным властям. Таким образом, участь крестьянина существенным образом не изменилась, они и впредь оставались полностью зависимыми от помещика.
Положение о крестьянах Лифляндской губернии 1819 г. определяло, что до введения личной свободы все повинности крестьян определялись вакенбухами по положению 1804 г., а после освобождения устанавливались посредством «вольного соглашения».
В 1819 г. лифляндское дворянство отказалось от всяких прав, сопряженных с крепостной зависимостью и наследственным подчинением крестьян, но оставило за собою право собственности на землю и неограниченного пользования ею. Естественным следствием этого нового положения стала отмена нормы барщины. Теперь сам помещик определял размер повинностей. На практике крестьянин принужден был соглашаться на всякое предложение владельца, лишь бы оно давало ему возможность прокормиться.
Такая свобода, естественно, не могла удовлетворить крестьян, и с первых дней обнародования закона в Эстляндии и Лифляндии не прекращались волнения. К 1823 г. волнениями были охвачены 69 имений. В распоряжение каждого уездного суда для подавления беспорядков царским правительством было выделено по батальону солдат, однако до вооруженных конфликтов дело не доходило, потому что в волнениях не участвовали батраки и беднота. Потеряв надежду на обеспечение семьи работой на земле, арендуемой у помещика, они получили право переселяться в города и искать работу в промышленности.
Освобождение крестьян дало толчок капиталистическому пути развития также и на селе. Особенно стало развиваться винокурение. В 1820-1824 гг. в Лифляндии в среднем ежегодно производилось около 1,5 млн. четвертей зерна. Из этого количества более 20% расходовалось на винокурение. Получило развитие льноводство, выращивание картофеля, откорм скота на отходах винокурения для поставки мяса в Петербург. Среди крестьян во второй четверти XIX столетия начинается процесс социальной дифференциации, появление зажиточных крестьян, корчмарей, мельников и т. п., которых называли «серыми баронами». В то же время бедные крестьяне все больше оказывались в долговой зависимости у купцов и помещиков.
3. Историческая обусловленность и подготовка реформы, ее юридическое и экономическое обоснование

Падение крепостного права было обусловлено исторически. В 40--50-х годах XIX в. в России насчитывалось, по данным последней ревизии, 23 млн. частновладельческих крепостных крестьян и более 20 млн. государственных, которые тоже были прикреплены к земле и своим общинам.
Крестьянство составляло подавляющую массу населения, а подневольный труд -- основу хозяйственной деятельности. Но отсталые крепостнические отношения все более тормозили экономический и социальный прогресс страны.
Новый качественный этап развития индустрии требовал работника нового типа, способного к квалифицированному труду, свободно распоряжающегося своей рабочей силой.
Крепостной труд становился все менее эффективным и в сельском хозяйстве. Помещичьи имения, производившие на продажу хлеб и другие продукты, все чаще прибегали к наемному труду, вводили систему уроков (определенных заданий каждому тяглу). премии и льготы за хорошую работу. Оброчная система стала преобладающей во всех районах страны. В крепостной деревне усиливалась дифференциация. Многие крестьяне стали заниматься промыслами, торговлей, открывали промышленные заведения. Но крепостнические отношения сдерживали инициативу и предпринимательство. Основную часть доходов крестьянин отдавал помещику в виде оброка. Крепостной крестьянин мог приобретать собственность только на имя помещика.
Во второй половине 50-х годов не было признаков всеобщего крестьянского восстания. Но недовольство крепостным строем зрело и усиливалось. Проявилось это по-разному: в участившихся случаях неповиновения, бегства, расправах с отдельными помещиками и управляющими. В период Крымской войны, когда создавались дополнительные воинские формирования (ополчения), в народе распространялись слухи, что участники военных действии будут освобождены от крепостной зависимости. Десятки тысяч крестьян двинулись в Крым, надеясь получить таким образом волю. Правительству пришлось прибегнуть к силе, чтобы остановить стихийное движение. Это было серьезным предостережением.
Нельзя недооценивать и морально-этический фактор. Еще конце XVIII в. среди интеллигенции усиливались неприязненны настроения по отношению к крепостному строю, осуждение рабства с позиций общечеловеческой морали. Наиболее ярко это отразилось в произведениях А.Н. Радищева, Н.И. Новикова и др" С морально-этических позиций критиковали крепостной строй Н.М. Карамзин и Г.Р. Державин. А.С. Пушкин писал: “Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный и рабство, падшее по мании царя”.
Отмена рабства являлась одним из главных лозунгов движения декабристов. В 40-50-х годах XIX в. усилившиеся антикрепостнические настроения получили отражение в произведениях литературы, в зарубежных изданиях А.И. Герцена, в журнале “Современник” и др.
В ускорении крестьянской реформы решающую роль сыграла Крымская война. Война выявила техническое и военное отставание России от передовых европейских стран -- Англии и Франции. Все мыслящие люди понимали, что главная причина поражений в отсталости ее социально-экономического строя. Неудачи в Крымской войне вызвали волну общественного недовольства. Общественное движение особенно усилилось после смерти Николая 1 в феврале 1855 г. Как и всегда, в России возлагали особые надежды на нового императора. Наступила эра так называемой гласности: “Теперь вопрос об освобождении крестьян во всех устах”, -- писал историк и философ К.Д. Кавелин С.М. Соловьеву в начале 1856 г.
Таковы были социально-экономические, политические и морально-нравственные предпосылки реформ 60--70-х годов XIX в. Действия правительства были ускорены развернувшимся после Крымской войны общественно-политическим движением за отмену крепостного права. На первом месте стоял вопрос о пережившем себя крепостном строе. В 1855--1857 гг. литераторами, публицистами, учеными, государственными чиновниками императору было подано 63 записки, затрагивающие эти вопросы. Подход к проблеме и предлагаемая программа практических действий были разные, но всех объединяло понимание необходимости коренных перемен.
Все общественные течения сходились в необходимости преобразований. Боязнь взрыва крестьянского недовольства, “новой пугачевщины” объединяла либералов и консерваторов. Различия были в глубине, путях и темпах проведения неизбежных реформ. Ликвидация крепостного строя исторически созрела не только в ходе объективного развития страны, но и в умах людей, в настроениях всего мыслящего общества второй половины 50-х годов. При существовавшем в России политическом строе реформы могли быть проведены по воле императора. Бытующее в исторической литературе мнение о возможности освобождения крестьян “снизу”, путем всеобщего бунта нереально и привело бы лишь к невиданному хаосу и разрушению. Да и предпосылок всеобщего крестьянского восстания в то время не было.
Реформы 60--70-х годов XIX в. связаны с именем императора Александра II. В условиях российского самодержавного строя государь играл решающую роль. Есть разные мнения о характере и личных качествах Александра II. Он не был выдающейся личностью, подобной Петру I. Воспитанник В.А. Жуковского, царь не обладал широким кругозором и не был убежденным реформатором, но реально воспринимал происходящие события и был достаточно решителен, чтобы проводить коренные преобразования для упрочения и сохранения существующего самодержавного строя. Наследник российского престола, воспитанный В.А. Жуковским в духе европейского гуманизма первой половины XIX в., умел подбирать себе талантливых помощников, способных проводить в жизнь его предначертания, а также прислушиваться к общественному мнению и менять при необходимости свои позиции.
Подготовка реформы началась с робких попыток улучшения крепостного строя и прошла несколько этапов.
Первый этап начинается с речи Александра II перед московским дворянством 30 декабря 1856 г. Царь пытался убедить своих слушателей, что рано или поздно, как он выразился, “мы должны прийти” к освобождению крестьян, “лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться до того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу”. Почти одновременно царь поручил Министерству внутренних дел разработать предложения о путях решения крестьянского вопроса. Первый проект пред и т.д.................

Страница 1

В начале XIX в. царское правительство неоднократно занималось крестьянским вопросом Прибалтийского края. Результатом этого были несколько новых, утвержденных Александром I законоположений. Одно из них - это крестьянский регулятив 1802 г., который признал за крестьянином право собственности на движимое имущество, но так называемый «железный инвентарь» оставался собственностью помещика, хотя использовал его в работе все тот же крестьянин. Помещик сам определял, что должно входить в этот «железный инвентарь», и помимо сельскохозяйственных орудий часто включал в него скот, зерно и т. д. Хотя в регулятиве и указывалось, что отныне крестьянин имеет право передавать свое хозяйство по наследству, помещик мог лишить крестьянина земельного участка, переселить его на другие земли и даже продать его. Для этого было достаточно обвинить крестьянина в плохой работе на барщине, в неповиновении Церкви или в недостойном поведении.

В 1804 г. были приняты новые законы, которые запрещали продавать крестьян-дворохозяев и чинить над ними расправу домашним судом. Эти законы в известной мере гарантировали также право наследования, оговаривая его условием исправной выплаты повинностей. Реформа 1804 г. дала части эстонских крестьян несколько больше возможностей для работы в собственном хозяйстве, но бобылей, дворовую прислугу и другие крестьянские прослойки оставила в прежнем положении. Такие половинчатые меры не могли приостановить волнения среди крестьян. В 1803–1806 гг. в Эстляндии и Лифляндии беспорядки происходили в 49 имениях, особенно в центральных уездах и в окрестностях Дерпта. Ожесточенные и кровопролитные столкновения произошли в имении Козе-Уусмыйза, где батраками были убиты начальник военного отряда и унтер-офицер, тяжело ранено несколько солдат. Восставшие также понесли потери: убили шестерых и тяжело ранили семерых крестьян.

Еще на ландтаге Эстляндской губернии в 1811 г. помещики под давлением крестьянских волнений и общественного мнения стали высказываться за освобождение крестьян без земли. Александр I был доволен их инициативой, но разработке соответствующих законов помешала Отечественная война 1812 г., хотя она непосредственно и не затронула этой территории. После окончания войны эстляндским дворянством был составлен законопроект, который предусматривал предоставление крестьянам личной свободы, но не наделял их землей и оставлял за помещиком широкие полицейские права. Таким образом, по отношению к своим крестьянам помещик оказывался в роли государственного чиновника, вершившего суд и расправу. Александр I утвердил законопроект 8 июня 1816г., а с 8 января 1817 г. закон вступил в силу в Эстляндской губернии.

Летом 1818 г. к обсуждению аналогичного законопроекта приступили в Лифляндской губернии, и в 1819 г. Александром I он был утвержден, а с января 1820 г. вступил в силу. Процедура введения закона в действие на местах была очень сложной, потому что помещики опасались возникновения волнений вследствие освобождения крестьян без земли. Освобождались не все крестьяне сразу, а постепенно, по частям, в разные сроки для разных категорий вплоть до 1832 г. Например, в первые три года крестьянин получал право передвигаться только в пределах прихода, затем - уезда и только с 1832 г. - в пределах губернии, переселяться же в другие губернии запрещалось.

Права вотчинной полиции, которыми наделялся помещик, давали ему власть над всеми лицами, проживавшими на территории имения. Он мог арестовать и приговорить к телесному наказанию: мужчин к 15 ударам палкой, женщин - к 30 ударам розгой (в Лифляндской губернии - к 15-ти), передать обвиненного крестьянина высшим полицейским и судебным властям. Таким образом, участь крестьянина существенным образом не изменилась, они и впредь оставались полностью зависимыми от помещика.

Положение о крестьянах Лифляндской губернии 1819 г. определяло, что до введения личной свободы все повинности крестьян определялись вакенбухами по положению 1804 г., а после освобождения устанавливались посредством «вольного соглашения».

Избирательные реформы конца XIX в.
В конце XIX в. был принят ряд законов, направленных на демократизацию избирательного права. В 1872 г. либеральное правительство, стремясь покончить с весьма распространенной практикой подкупа избирателей, провело закон о тайном голосовании. Однако эта мера имела незначительный успех. Закон 1883 г., который ограничивал избирательные изд...

Причины Гражданской войны и интервенции. Проблема периодизации войны
Что привело Россию к войне, каковы ее истоки, причины? Однозначных ответов на этот вопрос нет, как и нет единого мнения о начале и конце войны, а значит и ее периодизации. Прежде чем перейти к причинам войны в России, попробуем разобраться в вопросах ее периодизации. Поскольку ответ на данный вопрос по - существу является производным о...

Кооперация
На фоне скромных результатов земельной реформы впечатляюще выгладили данные, которые я увидела в книге П.М. Коловангина « Собственность на русскую землю», о развитии в тот же период кооперации, которая после революции 1905- 1907 гг. мощно развивались. К началу 1917 г. она охватывала от 16- 18 до 23-24 млн. человек. Вместе с семьями кооп...

2. Освобождение крестьян Прибалтики

В начале XIX в. царское правительство неоднократно занималось крестьянским вопросом Прибалтийского края. Результатом этого были несколько новых, утвержденных Александром I законоположений. Одно из них - это крестьянский регулятив 1802 г., который признал за крестьянином право собственности на движимое имущество, но так называемый «железный инвентарь» оставался собственностью помещика, хотя использовал его в работе все тот же крестьянин. Помещик сам определял, что должно входить в этот «железный инвентарь», и помимо сельскохозяйственных орудий часто включал в него скот, зерно и т. д. Хотя в регулятиве и указывалось, что отныне крестьянин имеет право передавать свое хозяйство по наследству, помещик мог лишить крестьянина земельного участка, переселить его на другие земли и даже продать его. Для этого было достаточно обвинить крестьянина в плохой работе на барщине, в неповиновении Церкви или в недостойном поведении.

В 1804 г. были приняты новые законы, которые запрещали продавать крестьян-дворохозяев и чинить над ними расправу домашним судом. Эти законы в известной мере гарантировали также право наследования, оговаривая его условием исправной выплаты повинностей. Реформа 1804 г. дала части эстонских крестьян несколько больше возможностей для работы в собственном хозяйстве, но бобылей, дворовую прислугу и другие крестьянские прослойки оставила в прежнем положении. Такие половинчатые меры не могли приостановить волнения среди крестьян. В 1803–1806 гг. в Эстляндии и Лифляндии беспорядки происходили в 49 имениях, особенно в центральных уездах и в окрестностях Дерпта. Ожесточенные и кровопролитные столкновения произошли в имении Козе-Уусмыйза, где батраками были убиты начальник военного отряда и унтер-офицер, тяжело ранено несколько солдат. Восставшие также понесли потери: убили шестерых и тяжело ранили семерых крестьян.

Еще на ландтаге Эстляндской губернии в 1811 г. помещики под давлением крестьянских волнений и общественного мненияhttp://www.sedmitza.ru/index.html?sid=128&did=1496 - note_link_1#note_link_1 стали высказываться за освобождение крестьян без земли. Александр I был доволен их инициативой, но разработке соответствующих законов помешала Отечественная война 1812 г., хотя она непосредственно и не затронула этой территории. После окончания войны эстляндским дворянством был составлен законопроект, который предусматривал предоставление крестьянам личной свободы, но не наделял их землей и оставлял за помещиком широкие полицейские права. Таким образом, по отношению к своим крестьянам помещик оказывался в роли государственного чиновника, вершившего суд и расправу. Александр I утвердил законопроект 8 июня 1816г., а с 8 января 1817 г. закон вступил в силу в Эстляндской губернии.

Летом 1818 г. к обсуждению аналогичного законопроекта приступили в Лифляндской губернии, и в 1819 г. Александром I он был утвержден, а с января 1820 г. вступил в силу. Процедура введения закона в действие на местах была очень сложной, потому что помещики опасались возникновения волнений вследствие освобождения крестьян без земли. Освобождались не все крестьяне сразу, а постепенно, по частям, в разные сроки для разных категорий вплоть до 1832 г. Например, в первые три года крестьянин получал право передвигаться только в пределах прихода, затем - уезда и только с 1832 г. - в пределах губернии, переселяться же в другие губернии запрещалось.

Права вотчинной полиции, которыми наделялся помещик, давали ему власть над всеми лицами, проживавшими на территории имения. Он мог арестовать и приговорить к телесному наказанию: мужчин к 15 ударам палкой, женщин - к 30 ударам розгой (в Лифляндской губернии - к 15-ти), передать обвиненного крестьянина высшим полицейским и судебным властям. Таким образом, участь крестьянина существенным образом не изменилась, они и впредь оставались полностью зависимыми от помещика.

Положение о крестьянах Лифляндской губернии 1819 г. определяло, что до введения личной свободы все повинности крестьян определялись вакенбухами по положению 1804 г., а после освобождения устанавливались посредством «вольного соглашения».

В 1819 г. лифляндское дворянство отказалось от всяких прав, сопряженных с крепостной зависимостью и наследственным подчинением крестьян, но оставило за собою право собственности на землю и неограниченного пользования ею. Естественным следствием этого нового положения стала отмена нормы барщины. Теперь сам помещик определял размер повинностей. На практике крестьянин принужден был соглашаться на всякое предложение владельца, лишь бы оно давало ему возможность прокормиться.

Такая свобода, естественно, не могла удовлетворить крестьян, и с первых дней обнародования закона в Эстляндии и Лифляндии не прекращались волнения. К 1823 г. волнениями были охвачены 69 имений. В распоряжение каждого уездного суда для подавления беспорядков царским правительством было выделено по батальону солдат, однако до вооруженных конфликтов дело не доходило, потому что в волнениях не участвовали батраки и беднота. Потеряв надежду на обеспечение семьи работой на земле, арендуемой у помещика, они получили право переселяться в города и искать работу в промышленности.

Освобождение крестьян дало толчок капиталистическому пути развития также и на селе. Особенно стало развиваться винокурение. В 1820–1824 гг. в Лифляндии в среднем ежегодно производилось около 1,5 млн. четвертей зерна. Из этого количества более 20% расходовалось на винокурение. Получило развитие льноводство, выращивание картофеля, откорм скота на отходах винокурения для поставки мяса в Петербург. Среди крестьян во второй четверти XIX столетия начинается процесс социальной дифференциации, появление зажиточных крестьян, корчмарей, мельников и т. п., которых называли «серыми баронами». В то же время бедные крестьяне все больше оказывались в долговой зависимости у купцов и помещиков.

Ликвидации сословного права дворян на землю последняя стала продаваться), быстрее стал развиваться внутренний рынок. В России строятся новые фабрики и заводы, развиваются Отмена крепостного права в России в 1861 г. и последовавшие за ней другие реформы явились "перевалом", "поворотным пунктом" российской истории, сравнимым по своим последствиям с европейскими буржуазными революциями, − ...

Прекращение временно-обязанных отношений) был установлен Положением о выкупе наделов остающимися еще в обязательных отношениях к помещикам в губерниях, состоящих на Великороссийском и Малороссийском местных положениях 19 февраля 1861 года от 28 декабря 1881 г., а в девяти западных губерниях (Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской, Витебской. Могилевгкой. Киевской, Подольской и Волынской) ...

Барщинной системы к капиталистической. Кроме того, необходимы были стартовый капитал и опыт ведения предпринимательского хозяйства, т. е. то, чем подавляющее большинство помещиков не располагало. К тому же в первые десятилетия после реформы 1861 г. крестьянское хозяйство еще не вполне было отделено от помещичьего: крестьянские и помещичьи угодья не везде были размежеваны. Малоземелье, отрезки от...

Он еще больше сократил размеры крестьянских земельных наделов, а повинности увеличил. 17 февраля 1861 г. проект реформы утвердил Государственный совет. 19 февраля его подписал Александр П. Основные принципы и условия отмены крепостного права были сформулированы в Манифесте «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей…» и Положениях. Манифест и « ...