На свободную тему

Внешние раздражители. Успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий старения, следовательно, по Селье, можно долго и счастливо жить, если выбрать подходящую для себя работу и удачно с ней справляться. Физиологические условия ос

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра БЖД и ГО

по семинарскому занятию

по дисциплине Безопасность жизнедеятельности

"Внешние раздражители и их влияние на смену психофизиологического состояния организма

Выполнил: ст. гр. АУП-09б

Карпуша А.В.

Проверил: Савицкая Я.А.

г. Донецк 2010г.

Содержание

  • Введение
  • 3. Ощущение и восприятие
  • Заключение

Введение

Психофизикой называется раздел психологии, изучающий количественные отношения между силой раздражителя и величиной возникающего ощущения. Данный раздел был основан немецким психологом Густавом Фехнером. Он включает в себя две группы проблем: измерение порога ощущений и построение психофизических шкал. Порог ощущений - это величина раздражителя, которая вызывает ощущения либо изменяет их количественные характеристики. Минимальная величина раздражителя, вызывающая ощущение, называется абсолютным нижним порогом. Максимальная величина, превышение которой вызывает исчезновение ощущения, называется абсолютным верхним порогом. В качестве пояснения можно привести слуховые раздражители, находящиеся за пороговой зоной: инфразвуки (частота ниже 16 Гц) находятся ниже порога чувствительности и еще не слышны, ультразвуки (частота более 20 кГц) выходят за предел верхнего порога и уже не слышны.

Приспособление органов ощущений к действующим на них раздражителям называется адаптацией. Увеличение чувствительности при слабом действии раздражителя называется положительной адаптацией. Соответственно, отрицательной адаптацией называется уменьшение чувствительности при действии сильных раздражителей. Легче всего происходит зрительная адаптация (например, при переходе от света к темноте и наоборот). Значительно сложнее человек адаптируется к слуховым и болевым раздражителям.

Раздражитель - любой материальный агент, внешний или внутренний, осознаваемый или неосознаваемый, выступающий как условие последующих изменений состояния организма. Понятие "раздражитель" является родовым по отношению к понятиям "стимул" и "сигнал". При наличии фиксированной причинно-следственной связи между данным событием и последующими изменениями в состоянии организма раздражитель выступает как стимул, а соответствующее изменение - как реакция. По интенсивности раздражители меняются от минимальных (достаточных для возникновения ощущения) до максимальных (при которых еще сохраняется ощущение данного качества), выступая как пороговые: нижний и верхний абсолютные пороги. Раздражители могут выступать как адекватные (генетически соотнесенные с соответствующими анализаторами) и неадекватные (не соотнесенные, но вызывающие специфические для данного анализатора ощущения).

1. Физиологические условия осознания раздражителей

Мозг человека постоянно подвергается множеству воздействий. Однако осознается лишь незначительная их часть, и еще меньшая оказывается в фокусе внимания. Предполагается, что за осознанное восприятие значимых для субъекта раздражителей отвечает особый нервный механизм, осуществляющий интеграцию и координацию нейронной активности различных участков коры больших полушарий и подкорковых структур. При этом подобный механизм не допускает до уровня сознания множество стимулов, вызывающих только кратковременную активацию коры, которой недостаточно для их осознания.

Возникает вопрос, при каких нейрофизиологических условиях происходит осознание сенсорных воздействий.

Параметры стимула . Одним из главных условий осознания стимула является его интенсивность. Кратковременный, но сильный раздражитель всегда проникает в сознание (например, удар грома). Слабые раздражители при кратковременном воздействии остаются неосознанными. Условием их осознания является длительность предъявления. При этом наблюдается своеобразный эффект накопления или суммации: чем дольше воздействует слабый стимул, тем более вероятной становится возможность его осознания. Таким образом, слабые и очень кратковременные раздражители не осознаются, если нет дополнительных условий для их усиления.

Активационная " поддержка " . Предполагается, что физиологической основой осознания стимула является уровень активации, возникающий в результате воздействия этого стимула. При слабых интенсивностях раздражителя он недостаточен для осознания. Однако возможно усиление фона, на котором осуществляется восприятие за счет других условий. Если уровень активации структур мозга повышен, то восприятие даже слабого стимула становится более вероятным. Другими словами дополнительной возможностью для осознания даже слабых раздражителей является усиление активирующего эффекта информации с помощью дополнительных факторов, которые являются своеобразными катализаторами процесса осознания.

Эти факторы играют роль "поддержки". Выделяют два наиболее значимых вида "поддержки": мотивационно-аффективный и ассоциативный. Подразумевается, что при их включении дополнительно к сенсорной активации присоединяется активация, вызванная деятельностью эмоциональных и ассоциативных центров, связанных с памятью. Другими словами слабые стимулы с большей вероятностью будут опознаны, если они являются эмоционально значимыми для человека или связаны с каким-то предшествующим опытом.

Таким образом, перевод неосознаваемой информации в сферу сознания обеспечивается взаимодействием по крайней мере трех звеньев: специфического сенсорного, мотивационно - аффективного и ассоциативного. Возможности осознания стимула в конкретном случае зависят от степени актуализации каждого звена и их соотношения.

Неосознаваемое восприятие . Наряду с осознаваемыми психическими процессами существует большая область бессознательных психических явлений, в частности, неосознаваемое восприятие. В 50-60-е гг. в зарубежной психологии было проведено много экспериментальных исследований, посвященных проблеме неосознаваемого восприятия и перцептивной защиты.

В этих исследованиях изучали, влияет ли эмоциональное содержание слов на эффективность их восприятия, опознания и запоминания. Типичный эксперимент включал определение "порогов опознания" для различных слов - нейтральных и эмоционально окрашенных. В целом было установлено, что для правильного опознания слов, вызывающих негативные ассоциации (например: насилие, смерть), испытуемым требуется больше времени, чем для опознания нейтральных слов (например: дерево, ручка). Это дало основания предполагать, что некоторый психологический механизм контролирует эмоциональное содержание слов в процессе их восприятия и может каким-то образом влиять на опознание слов, удерживая "угрожающие" слова вне осознанного восприятия. Хотя эти эксперименты по перцептивной защите были несовершенны, (в них, например, не контролировали длину слов, частоту их встречаемости и т.д.), обнаруженные в них эффекты нашли подтверждение и в некоторых более поздних и более тщательных экспериментах.

В отечественной науке экспериментальное изучение неосознаваемого или подпорогового восприятия было осуществлено Г.В. Гершуни (1977) путем сопоставления объективных показателей ориентировочной реакции (КГР, расширение зрачка, блокада альфа-ритма) и субъективных отчетов испытуемых при предъявлении очень слабых звуковых или электрокожных раздражителей. В этих исследованиях было показано, что ориентировочная реакция на слабый стимул может возникать, независимо от субъективных отчетов испытуемых.

В психофизиологии для изучения описанных выше явлений неосознаваемого восприятия и перцептивной защиты использовали метод регистрации вызванных потенциалов. В ряде экспериментов с предъявлением эмоционально значимых и нейтральных слов было показано, что ответы мозга на эти стимулы и субъективные отчеты испытуемых о виденном не всегда совпадают. Было установлено, что информация о внешнем раздражителе по специфическим сенсорным путям поступает в соответствующие проекционные зоны коры и перерабатывается там независимо от того, находится человек в сознании или без сознания. Наиболее существенным оказался тот факт, что наличие ВП (ответа на стимул) в проекционных зонах коры не означает, что человек осознает, какой именно стимул ему предъявили (Костандов, 1983). 1 Следовательно, для осознания сигнала недостаточно переработки информации в проекционных зонах коры, должен существовать нервный механизм, обеспечивающий дополнительные условия осознания сигнала. Этот механизм, по мнению Э.А. Костандова, осуществляет интеграцию нейронной активности различных участков коры больших полушарий и подкорковых структур с целью наилучшего восприятия значимого сигнала. Очевидно, пишет Э.А. Костандов, следует признать существование в мозге чувствительного механизма, реагирующего на физически очень слабые, но психологически значимые для данной личности, раздражители. Этот механизм не обеспечивает осознание эмоционально значимого раздражителя, но активизация этого механизма может приводить к целому ряду биоэлектрических и вегетативных реакций, а также к изменению некоторых психологических функций и состояний (Костандов, 1983).

2. Физический раздражитель как сигнал

Переход от физической трактовки отношений между организмом и средой к биологической породил новую картину не только организма, жизнь которого (включая ее психические формы) отныне мыслилась в ее нераздельных и избирательных связях со средой, но и самой среды. Воздействие среды на живое тело мыслилось не по типу механических толчков и не по типу перехода одного вида энергии в другой. Внешний раздражитель приобретал новые сущностные характеристики, обусловленные потребностью организма в адаптации к нему. Наиболее типичное выражение это получило в появлении понятия о раздражителе-сигнале. Тем самым место прежних физических и энергетических детерминантов заняли сигнальные. Пионером включения в общую схему поведения категории сигнала как его регулятора был И.М. Сеченов. Физический раздражитель, воздействуя на организм, сохраняет свои внешние физические характеристики, но при его рецепции специальным телесным органом приобретает особую форму. Это позволяло интерпретировать сигнал в роли посредника между средой и ориентирующимся в ней организмом. Трактовка внешнего раздражителя как сигнала получила дальнейшее развитие в работах И.П. Павлова по высшей нервной деятельности. Он ввел понятие о сигнальной системе, которая позволяет организму различать раздражители внешней среды и, реагируя на них, приобретать новые формы поведения. Сигнальная система не является чисто физической (энергетической) величиной, но она не может быть отнесена и к чисто психической сфере, если понимать под ней явления сознания. Вместе с тем сигнальная система имеет психический коррелят в виде ощущений и восприятий. 2

3. Ощущение и восприятие

Восприятием в общей психологии называют отражение предметов, ситуаций или событий в их целостности. Оно возникает при непосредственном воздействии объектов на органы чувств. Поскольку целостный объект обычно воздействует одновременно на различные органы чувств, восприятие является составным процессом. Оно включает в свою структуру ряд ощущений - простых форм отражения, на которые можно разложить составной процесс восприятия. Ощущениями в психологии называются процессы отражения лишь отдельных свойств объектов окружающего мира. Понятие ощущения отличается от понятия восприятия не качественно, а количественно. Например, когда человек держит в руках цветок, любуется им и наслаждается его ароматом, то целостное впечатление от цветка будет называться восприятием. А отдельными ощущениями будут аромат цветка, зрительное впечатление от него, осязательное впечатление руки, держащей стебель. Однако в то же время, если человек с закрытыми глазами будет вдыхать аромат цветка, не касаясь его, это все равно будет называться восприятием. Таким образом, восприятие состоит из одного или нескольких ощущений, создающих на настоящий момент наиболее полное представление об объекте. Современной психологией признано, что ощущения являются первичной формой познания человеком окружающего мира. Следует также отметить, что хотя ощущение и является процессом элементарным, но на основе ощущений строятся очень многие сложные психические процессы, начиная с восприятия и заканчивая мышлением. Восприятие является совокупностью ощущений. Для возникновения ощущений необходимы объект внешнего воздействия и анализаторы, способные это воздействие воспринять.

4. Раздражитель как следствие стресса

Стресс - это состояние психофизиологического напряжения, возникающее у человека под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма ипсихики.

Понятие "стресс" введено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье. Различается эустресс - нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни, и дистресс - патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах. В обыденном сознании закрепилось в основном второе представление о стрессе. Селье считает стресс неотъемлемым атрибутом жизнедеятельности. Человек не может полноценно функционировать, если на его органы чувств не действует достаточное число соответствующих раздражителей. В этом случае организм реагирует состоянием стресса, которое играет мобилизующую и поэтому положительную роль. С другой стороны, раздражители повышенной интенсивности или возникающие в чрезмерном количестве могут вызвать дистресс что непосредственно влияет на смену психофизиологического состояния и повлечь соматическое заболевание, деформации психики и даже гибель.

Способность реагировать на интенсивные внешние раздражители определяется индивидуально-психологическими особенностями конкретной личности: психофизиологической конституцией, чувствительностью к воздействиям (сензитивностью), особенностями мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Чтобы внешние воздействия не вызывали дистресс, необходимо формирование у личности таких качеств, как самообладание, дисциплинированность, стремление к преодолению препятствий ит.д.

Таким образом, стресс - это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение.

Среди признаков стрессового напряжения выделяются: невозможность сосредоточиться; частые ошибки в работе; ухудшение памяти; частое возникновение чувства усталости; быстрая речь; мысли часто улетучиваются; довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка); повышенная возбудимость; работа не доставляет прежней радости; потеря чувства юмора; резкое возрастание количества выкуриваемых сигарет; пристрастие к алкогольным напиткам; постоянное ощущение недоедания или пропадание аппетита; невозможность вовремя закончить работу.

Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности. Те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида. Тревога - это ощущение неопределенной угрозы, неопределенное беспокойство. Тревога представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса. Тревога может играть охранительную и мотивационную роль. Но если тревога не адекватна ситуации, то она препятствует адаптации. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психофизиологического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом. Организация эмоционального стресса предполагает фрустрацию. Совокупность фрустрации, тревоги, а также их взаимосвязь с аллопсихической и интрапсихической адаптациями и составляет основное тело стресса.

Исследования выявили, что молодёжь менее подвержена воздействию внешней тревоги, чем люди старшего поколения, потому что она более адаптивна. Из этого следует сделать вывод о том, что чем гибче выстроена нервно-психическая система человека, чем он моложе и имеет сознание, свободное от предрассудков, тем легче происходит процесс адаптации и менее болезненно переносятся стрессовые ситуации.

Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс, можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.

Г. Селье выдвинул гипотезу о том, что старение - итог всех стрессов, которым подвергался организм в течении своей жизни. Оно соответствует "фазе истощения" общего адаптационного синдрома, который в некотором смысле представляет собой ускоренную версию нормального старения. Любой стресс, особенно вызванный бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые химические изменения; их накопление обуславливает признаки старения в тканях.

Успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий старения, следовательно, по Селье, можно долго и счастливо жить, если выбрать подходящую для себя работу и удачно с ней справляться.

С практической точки зрения, избыточный стресс, являясь чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением, вызывает психосоматические заболевания, а его психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный. Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям - увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа работников.

Реакция организма на стресс: Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней. Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения.

Пассивность .

Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.

Две другие реакции активные и подчинены воле человека.

Активная защита от стресса .

Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья.

Активная релаксация (расслабление), которая повышает природную адаптацию человеческого организма - как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболеедейственная. 3

психофизиологическое организм раздражитель стресс

Заключение

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека.

1. Разработайте систему приоритетов в своей работе.

2. Научитесь говорить "нет", когда достигнете предела, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы.

3. Наладьте особенно эффективные и надежные отношения с окружающим вас обществом.

4. Постараться соблюдать режим питания и сна.

5. Настраивать себя на позитив.

Список литературы

1. Соколов Е.Н. Нейрофизиологические механизмы сознания // Журнал высшей нервной деятельности. Т.40. Вып.6.1990.

2. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии, 2-е изд.М., 1974.

3. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Стресс как ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции. Негативное и позитивное воздействие этого вида состояния нервной системы. Основные симптомы и разновидности стресса. Причины его развития, лечение и профилактика.

    презентация , добавлен 12.12.2012

    Датчики анализаторов - окончания нервных волокон, называемые рецепторами. Различие рецепторов по характеру вызываемых у человека ощущений. Важнейшей системой организма является нервная система. Гомеостаз и адаптация. Естественные системы защиты организма.

    контрольная работа , добавлен 23.02.2009

    Классы условий труда, оценка условий труда по показателям напряженности трудового процесса. Комплекс производственных факторов (стимулов, раздражителей как предпосылка для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний (перенапряжения).

    контрольная работа , добавлен 14.07.2010

    Понятие, критерии определения и оценивания психофизиологического состояния человека, факторы, оказывающие на него влияние: среда, наркотические, алкогольные и другие вещества. Организационные мероприятия обеспечения безопасности жизнедеятельности.

    контрольная работа , добавлен 10.04.2010

    Определение уровня здоровья и анализ полученных результатов. Суть программы формирования культуры здоровой личности, ее цели и задачи, ведение дневника. Укрепление здоровья, проведение самоконтроля организма, роль закаливания и физических упражнений.

    реферат , добавлен 09.03.2012

    Микроклиматические условия производственной среды. Влияние показателей микроклимата на функциональное состояние различных систем организма, самочувствие, работоспособность и здоровье. Оптимальные и допустимые условия микроклимата в рабочей зоне помещения.

    реферат , добавлен 06.10.2015

    Влияние формальдегида на организм человека и профилактика снижения отрицательного влияния. Формальдегид - раздражитель и аллерген с мутагенными свойствами. Анализ статистических данных о заболеваемости и смертности населения в поселках Жешарт и Шексна.

    реферат , добавлен 13.02.2017

    Параметры микроклимата и их измерение. Терморегуляция организма человека. Влияние параметров микроклимата на самочувствие человека. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата. Обеспечение в помещениях нормальных метеорологических условий.

    контрольная работа , добавлен 23.06.2013

    Особенности влияния экологической среды на состояние организма человека. Проблемы адаптации человека к окружающей среде. Взаимосвязь экологических и демографических показателей за 15 лет. Экологическая обстановка в Сузунском районе в 1990 – 2005 гг.

    дипломная работа , добавлен 07.12.2008

    Опасные и вредные производственные факторы. Определение, классификация. Предельно-допустимые уровни воздействия вредных производственных факторов на человека. Системы восприятия человеком состояния окружающей среды. Раздражители. Иммунная защита.

Все, что воздействует на органы чувств (рецепторы) собаки и вызывает ощущения, называется раздражителями .

Условия внешней среды действуют на организм собаки прежде всего как раздражители. Изменение внешних условий (новая освещенность, влажность и температура воздуха, новая обстановка и т. п.) вызывают внутри организма определенные и членения, которые, в свою очередь, приводят к изменению внешнего поведения животного.

Действием условных раздражителей можно повлиять не только на внешнее поведение, ню и состояние внутренних органов, например, на команду «Фас!» собака возбуждается, у нее усиливается работа сердца, легких, мускулатуры и т. п.

На поведение собаки сильное влияние оказывают и внутренние раздражители: недостаток питательных веществ и морды вызывает у собаки рефлексы поиска пищи, воды. Половое возбуждение делает ее суетливой, беспокойной.

Сильные или необычные новые раздражители, вызывающие изменение поведения собаки и отвлекающие ее от работы по сигналам дрессировщика, называются отвлекающими раздражителями. Например, собака, идущая по запаховому следу человека, увидя зайца, может броситься за ним, оставляя работу по следу. Это отвлечение (торможение) произошло в силу возникновения более сильного нового рефлекса.

Внешние отвлекающие раздражители - это прежде всего животные, птицы, шум и грохот транспорта, посторонние для собаки люди и др. Необходимо приучать собаку не реагировать на них. Чем лучше выработаны у собаки навыки, тем меньше она отвлекается на внешние раздражители. К внутренним отвлекающим раздражителям относятся болевые ощущения в результате заболевания, резкое утомление, переполнение мочевого пузыря и прямой кишки и др. Эти раздражители всегда будут тормозить (негаснущее торможение) обычную работу собаки. Поэтому дрессировщику необходимо помнить об их влиянии и вовремя принимать меры по их устранению.

При дрессировке на собаку воздействуют следующими внешними раздражителями:

1) звуковыми (словесные команды, свист, звук выстрела и др.);

2) световыми или зрительными (жесты рукой, поза дрессировщика, форма и размер предметов, форма одежды и т.п.);

3) пищевыми (мясо, сахар, хлеб, сыр и др.);

4) механическими (рывок поводка, давление рукой, удар прутом и т. п.);

5) обонятельными (индивидуальный запах человека, запах пищи и т. п.).

Наряду с этим комплексными раздражителями для собаки являются дрессировщик и его помощник. В процессе дрессировки на собаку также воздействуют раздражители той обстановки, в которой дрессировщик работает с собакой: различные шумы, предметы, движение других животных, транспортных средств и т. п.

Раздражители, применяемые при дрессировке, могут быть условными и безусловными.

Безусловные раздражители:

Безусловными называются раздражители, которые вызывают проявление безусловного рефлекса. При дрессировке собак из безусловных чаще всего применяют раздражители пищевые и механические.

Пищевые раздражители . Ими могут быть кусочки мяса, иногда сахар, хлеб, сыр. Применяют пищевой раздражитель для подкрепления действия условного. Например, произносят кличку собаки и сразу же дают ей кусочек мяса или произносят команду «Сидеть!», нажимают рукой в области поясницы и, как только собака сядет, дают ей кусочек мяса. Таким же образом пищу используют для приучения собак преодолевать препятствия, подходить к дрессировщику, для вызова голосовой реакции (для) и т. п.

Чтобы пищевой раздражитель действовал достаточно сильно, дрессировать собаку необходимо до кормления, либо через 3 4 часа после него. Кусочки мяса (лакомство) должны быть “одинаковых размеров, средней величины. Мелкие кусочки являются слабым раздражителем, а большие куски быстро насыщают собаку, и она начинает вяло работать. Обычно дача лакомства сочетается с восклицанием «Хорошо!» и поглаживанием собаки, что приводит к образованию условного рефлекса на эти раздражители. Когда навыки у собаки выработались, лакомство дается реже и заменяется поощрением «Хорошо!» и поглаживанием.

Механические раздражители . Механические воздействия на кожу собаки дрессировщик осуществляет различным путем: наносит удары прутом, хлыстом; нажимает рукой на определенные части тела (поясницу, холку и др.) либо, поглаживает собаку; воздействует строгим.ошейником; воздействует поводком (рывок, подтягивание).

Дрессировщик , применяя механические раздражители, вызывает у собаки нужные движения, чем подчиняет ее поведение своим целям. Но следует учитывать силу раздражителя и особенности собаки, чтобы она не боялась дрессировщика и не пыталась кусать его.

Если механические раздражители применяет помощник дрессировщика, то он должен стремиться вызвать у собаки только активно-оборонительную реакцию. Во всех случаях собака должна наступать, а помощник дрессировщика отступать. Только при этих условиях у нее выработается злоба, смелость и недоверчивое отношение к постороннему человеку. Полезен при дрессировке такой механический раздражитель, как поглаживание собаки в сочетании с дачей лакомства, т. к. он не только приводит к образованию пищевого условного рефлекса, но и укрепляет привязанность собаки к дрессировщику.

Механические оборонительные раздражители следует применять реже, чем пищевые.

Условные раздражители:

Условными (сигнальными) называются раздражители, которые вызывают проявление условного рефлекса. При дрессировке собак в качестве условных применяют раздражители звуковые (команды), зрительные (жесты), запаховые и др.

Условным раздражителем может стать время, поза собаки, определенная обстановка и т. п. Например, если постоянно приучать собаку работать по запаховым следам рано утром, то в дневное время она будет работать хуже. Другой пример. Если дрессировщик в начале занятий подкрепляет команды и жесты лакомством, а к концу занятий перестает это делать, то образуется условная связь на время. В начале занятий собака будет работать активно, а как только дрессировщик перестанет давать лакомство, активность в работе резко снизится. Еще один пример. Обычно собаку приучают лаять на команду «Голос!» в позе сидя. В последующем, когда такой рефлекс выработан, собака, услышав команду «Голос!», сначала садится, а затем уже лает. Для нее поза, наряду с командой, тоже стала условным раздражителем. Если же навык подачи голоса вырабатывать только в одном каком-то помещении или месте, то собака не будет выполнять эту команду в другом помещении. В данном случае и обстановка стала условным раздражителем. Наряду с этим условными раздражителями могут стать мимика лица, интонация голоса, поза и темп движений дрессировщика. Сдвинутые брови человека, его крик, резкий наклон корпуса приводят собаку в смятение, т. к. эти сигналы связаны у нее с болевыми
воздействиями.

Команды. Применяются в качестве условных раздражителей. Команда - это комплекс звуков; одну команду от другой собака отличает по различному сочетанию звуков и разному их количеству. Измененные или искаженные команды не вызывают у собаки ответных действий. Например, если собака приучена подходить к дрессировщику по команде «Ко мне!», то на команду «Иди сюда!» она не подойдет. Если дрессировщик при обучении собаки искажает команды, пустословит, уговаривает собаку, то это только отвлекает собаку и мешает дрессировке.

Команда не простой, а комплексный раздражитель, т. к. собака способна различать не только сочетание звуков, но и интонации команды. Если команду в обычном тоне не подкреплять лакомством, а в приказном подкреплять, то рефлекс будет проявляться только на приказной тон.

Дрессировщик в зависимости от цели и условий работы применяет команды в приказной, угрожающей и обычной интонации:

Команда - сложный звуковой раздражитель (условный)

Интонация (приказная, уверенная, угрожающая)

1. Настойчиво-уверенная.

2. Ласковая, одобряющая.

3. Принуждающая, запрещающая.

Приказная интонация применяется при выработке у собаки самых различных навыков. Команда произносится настойчиво, уверенно и подкрепляется безусловным раздражителем (пищей, рывком поводка). Громкость команды - средняя.

Угрожающая интонация применяется для усиления действия команды, в случаях принуждения и запрещения, а также в тех случаях, если собака не реагирует на команду, произнесенную в приказной интонации и на которую уже выработан условный рефлекс. Команда произносится резко, в повышенном тоне, и подкрепляется более сильным болевым воздействием, чем при приказной интонации (резкий рывок, сильный нажим и т. п.). Основой для выработки условного рефлекса на команду в угрожающей интонации является болевой раздражитель.

В угрожающей интонации применяется запрещающая команда «Фу!» Она подается громко, резко и подкрепляется ударом хлыста, резким рывком, нажимом и т. п. Этой командой прекращается всякое нежелательное для дрессировщика действие собаки. Но нельзя злоупотреблять угрожающими интонациями, т. к. часто это приводит к развитию трусости у собаки и затрудняет ее дрессировку.

Обычная интонация применяется для очень чувствительных собак или в порядке одобрения ее действий. В одобрительной интонации произносится поощрение «Хорошо!» Слово произносится тихо, ласково.

Команды должны быть краткими, четкими, стандартными. Изменять их нельзя («Апорт!» но не «Принеси предмет!») Следует учитывать и особенности поведения собаки на различные интонации. Например, у некоторых собак угрожающая интонация вызывает пассивно-оборонительную реакцию, что затрудняет выработку условных рефлексов. В таких случаях чуть повышенный тон приказной интонации будет выполнять роль угрожающей интонации.

Жесты. Применяются для выработки навыков в целях бесшумного управления собакой при использовании ее на службе. Жестами дрессировщик воздействует на собаку на расстоянии, указывает ей направление движения при розыске и подноске предметов, при обыске помещений, местности и т. п. Навыки на жест (зрительный сигнал) вырабатывают обычно после прочного усвоения этого навыка на словесную команду.

Жесты, как и команды, следует подавать стандартно и четко.

Запаховые раздражители. Обоняние у собаки играет исключительно важную роль. С его помощью собака узнает хозяина, разыскивает пищу, выслеживает дичь, спасается от врагов. Обоняние играет важную роль в половых инстинктах, в оценке качества пищи. Высокая чувствительность обоняния позволяет использовать дрессированную собаку для розыска человека по запаховым невидимым следам большой давности, в сложных условиях и на большие расстояния. Это свойство обусловлено способностью животного сохранять в памяти воспринятый конкретный запах и в случае потери находить его путем сопоставления непосредственного ощущения с запомнившимся запахом. Каждый человек обладает индивидуальным запахом, по которому собака без особого труда отличит его от другого. Запах пота, кожного сала и эпидермиса образует комплекс, носящий название индивидуального запаха человека. Помимо индивидуального, человек является источником и других запахов: обуви, мыла, табака, парфюмерных средств, жилья, запахов, связанных с профессией и др. Но в этом сложном комплексе наиболее стойким является индивидуальный запах. Передвигаясь, человек рассеивает запаховые частицы, которые оставляет запаховый след. К нему присоединяются запахи почвенного покрова, растений, раздавленных мелких насекомых и др.

Запах , заданный собаке для поиска, является для нее сигналом к отысканию источника запаха. Поэтому во время дрессировки собака должна завершить поиск по следу нападением и борьбой с разыскиваемым.

Степень чувствительности обоняния у собаки может изменяться в зависимости от ряда причин (утомление, болезнь, длительное воздействие запахов и т. п.).

Розыск преступников по запаховым следам, обыск помещений и участков местности, выборка человека по заданному запаху и другие задачи могут успешно выполняться собакой только с хорошо натренированным обонянием в процессе выращивания и дрессировки.

Воздействие дрессировщика и его помощника на собаку

Самым важным раздражителем для собаки является дрессировщик. Дрессировщик - раздражитель комплексный. Он воздействует на собаку своим индивидуальным запахом, голосом, жестами, мимикой лица, позой, формой одежды, темпом движения и т.п. (рис. 29). Сильнее всего на собаку воздействует его голос, движения, индивидуальный запах. Собака хорошо отличает особенности его голоса (высоту, силу, тембр, интонацию), четко реагирует на подаваемые им команды и не реагирует на команды, исходящие от другого лица. Собака без особого труда находит хозяина по его запаховым следам.

Наиболее сильное воздействие оказывает на собаку тот человек, который выращивает ее, воспитывает, а затем дрессирует. Систематический уход и кормление собаки укрепляют контакт. Но дрессировщик должен быть сдержанным и строгим в обращении с собакой. Чрезмерная ласка, частая игра оказывают отрицательное влияние на дисциплинированность собаки.

При обучении собаки часто необходимо участие помощника дрессировщика (постороннего для собаки человека), а иногда и нескольких помощников. Особенно важную роль играет помощник при выработке у собаки специальных навыков, таких как задержание убегающего человека, выборка человека по запаху вещи, обыск помещений и участков местности, поиск человека по запаховым следам.

Помощник дрессировщика, как и сам дрессировщик, также является комплексным раздражителем для собаки (он воздействует на собаку своим внешним видом, запахом, наносит удары собаке и т.п.). От действий помощника во многом зависит качество дрессировки, выработки у собаки нужных действий. Поэтому его действия должны быть заранее продуманы с учетом характера поведения дрессируемой собаки. Дрессировщик должен поставить помощнику конкретную задачу и указать последовательность и порядок действий. Помощник должен действовать четко, проявляя ловкость и находчивость. Помощник должен не бояться собак. Лучше всего с обязанностями помощника справляется человек, знающий правила дрессировки.

Раздражители - это факторы внешней или внутренней среды, вызывающие возбуждение, повышенную чувствительность и другие психические или физические реакции. Мы реагируем на множество самых разных раздражителей. Они оказывают влияние на наше поведение, ощущения и самочувствие. Некоторые факторы окружающей среды способны оказывать прямое воздействие на обмен веществ, деятельность защитной системы организма и общее самочувствие. Многие внешние раздражители просто необходимы для поддержания жизненно важных функций организма. Например, под действием солнечных лучей кожа приобретает коричневый оттенок - это защитная реакция кожи, предохраняющая организм от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей. Высокая температура также является раздражителем. Она вызывает потоотделение, которое является основным средством терморегуляции организма.

Возникновение многих нежелательных реакций обусловлено загрязненностью атмосферы и другими факторами окружающей среды. Ежедневно создаются химические вещества, которые оказывают раздражающее действие на организм.

Влияние внешних раздражителей на человека

По наблюдениям врачей, за последние несколько десятилетий число людей, страдающих аллергическими болезнями, увеличилось. Разумеется, не в каждом случае можно точно определить причины аллергической болезни, однако предполагается, что чаще всего аллергия возникает под действием вредных факторов окружающей среды. По утверждению врачей, очень редко у человека бывает аллергия только на одно вещество. Очень опасно, когда иммунная система человека проявляет повышенную чувствительность ко многим веществам. В этом случае она подвергается огромной нагрузке, т.к. должна постоянно приспосабливаться к новым, неизвестным раздражителям. Иммунная система как бы пребывает в состоянии постоянной готовности и иногда слишком бурно реагирует на абсолютно безвредные вещества, что проявляется в виде аллергии.

Реакция на внешние раздражители

Избежать воздействия вредных факторов окружающей среды невозможно. Со временем организм человека привыкает к тому или иному раздражителю и перестает проявлять к нему чувствительность. Например, домохозяйки, которые очень много времени проводят на кухне легче переносят жару, чем другие люди. Реакция на раздражители может изменяться - усиливаться или ослабевать. Например, пациенты с хроническими болями со временем привыкают к ним.

Гипосенсибилизация

Это метод лечения, применение которого позволяет уменьшить чувствительность организма к аллергену, а зачастую и справиться с аллергией. Пациенту дают малые дозы аллергена с целью вызвать привыкание. Дозы постепенно увеличивают, что приводит к снижению чувствительности организма. Процедуры повторяют до тех пор, пока аллергия не проходит. Аллерген нельзя вводить беременным, а также женщинам во время месячных, за несколько дней до них и после. Если аллерген не установлен, то проводится неспецифическая гипосенсибилизация, которая заключается в применении физиотерапевтических средств, климатотерапии, акупунктуры. Одним из наиболее эффективных методов смягчения последствий избытка раздражителей является аутогенная тренировка. Это метод позволяет излечить легкие формы аллергических болезней. Кстати, положительные результаты достигаются и при применении многих других методов расслабления.

Гипосенсибилизация проводится не во всех случаях (она требует от больного очень много терпения,так как лечение длится очень долго). Это метод может применять только опытный врач (врач-аллерголог).

Полезные раздражители

Существует немало раздражителей, которые оказывают положительное действие на организм. Например, климатотерапия, массаж, лечение теплом или холодом и многие другие подобные методы способствуют выздоровлению и сохранению здоровья. Раздражающее действие на организм и иммунную систему оказывают многие лекарства и вакцины (они помогают организму справиться с болезнями). В гомеопатии в качестве лекарств применяются вещества, вызывающие болезнь. Их многократно разбавляют и дают пациенту. Гомеопатические средства способствуют самопроизвольному выздоровлению.

Для правильного понимания закономерностей воздействия внешних раздражителей на содержание сновидений вначале целесообразно ознакомиться с некоторыми фактами. Отметим, что феномен включения внешних раздражителей в состав сновидений является одним из хорошо и подробно изученных в области психологии сновидений. В литературе по этому вопросу накоплены многочисленные интересные факты.

Заметим прежде всего, что если человек находится в фазе парадоксального сна и имеет образные сновидения, то только часть внешних Раздражителей включается в структуру этих сновидений. В одном из с воих исследований У. Димептп и И. Вольпертп показали, что в состав сно- в идений входит от 20 до 60% раздражителей.

Исследования показали, что под воздействием слуховых раздражи- Те лей в психике спящего появляются в основном зрительные образы и их ассоциации. Нередки такие зрительные образы, которые в реаль-

ной жизни сочетаются с определенными звуками. Например, голос знакомого человека вызывает его же сновидный образ, мурлыкание кощ-ки - образ кошки, лай собаки - образ собаки и т. п. Зарегистрированы любопытные случаи, когда около спящего звучала оперная музыка, и он во сне видел зрительные сцены данного оперного представления (но только в том случае, если в реальной жизни воспринимал соответствующие сцены). Русский исследователь В. И. Касаткин из собственной жизни описывает случай, когда он и его племянница спали в соседних комнатах и во сне видели одни и те же сцены оперы «Евгений Онегин». Выяснилось, что они подсознательно восприняли арию Ленского, которую передавали по радио в то время, когда они спали. Такие факты подсказывают нам мысль, что, быть может, существует возможность активизации с помощью музыкальных раздражителей подсознательных творческих процессов музыкально одаренных людей. На этом пути основным препятствием мы считаем то, что как и звуки вообще, музыкальные раздражители, воздействуя на спящего, вызывают в его психике в основном зрительные образы и их ассоциации. Более или менее упорядоченные и осмысленные ассоциации неречевых звуков в сновидениях появляются редко. Замечено, что в сновидениях музыкально одаренных людей слуховые образы, в том числе музыкальные звуки и даже целостные мелодии, занимают значительное место.



В этом отношении представляют интерес результаты группового эксперимента, организованного В. Н. Касаткиным ".

За несколько минут до подъема для 16 солдат сначала в соседней комнате, а затем в самой спальне прозвучала песня «Широка страна моя...». После пробуждения 10 солдат воспроизвели свои сновидения. У восьми из них образы сновидений были связаны с содержанием песни. Некоторые видели во сне поля, горы и леса, другие присутствовали на концерте или на свадьбе, где пели эту песню. Гармонист рассказал, что во сне играл эту песню, причем намного лучше, чем днем, и, слушая свою игру, радовался за свой успех.

Как видно из этих наблюдений, в сновидениях некоторых испытуемых мелодия песни отразилась в прямой, непосредственной форме, у других - в виде зрительных образов. Те же испытуемые, которые не воспроизводили никаких сновидений, по-видимому, не включили данный музыкальный раздражитель в состав своей сновидной психической активности, хотя мы с уверенностью сказать этого не можем. Вполне возможно, что эти шестеро испытуемых в «момент» подачи

Касаткин В. Н. Теория сновидений. - Л., 1972. - С. 242.

«ешнего раздражителя находились в ортодоксальной фазе сна. К сожалению, при организации описанного эксперимента исследователь не учел того, в какой фазе сна находится каждый из его испытуемых. Знание этого обстоятельства предоставило бы в наше распоряжение пополнительную и весьма ценную информацию о том, какова специфика отражения внешних раздражителей в различные фазы и периоды сна, в которых функциональные состояния спящих в значительной степени различны.

Исследованием вопроса о том, каким образом кожно-мышечные ощущения связаны со сновидениями, еще в прошлом веке занимался шведский исследователь Морли Фолд. В результате многочисленных опытов он пришел к выводу, что во многих случаях зрительные галлюцинации являются зрительными выражениями кожно-мышечных ощущений, которые «визуализируются». М. Фолд выдвинул принцип функциональной замещаемости в сновидениях кожно-мышечных ощущений и зрительных образов. Он установил, что при давлении на кожу сюжет сновидения либо имеет отношение к предмету, который производит давление, либо в сновидении появляется другой сходный предмет. Этот сновидный образ предмета оказывается в зрительном поле спящего. Любопытно, что собственные ощущения и переживания в сновидениях часто приписываются другим лицам.

Вот такой пример: человек спит на спине, лежа на i гескольких поленьях, а во сне видит большого зверя с горбами и с сидящим на них человеком. М. Фолд показал также, что если определенный орган спящего подвергается кожно-двигательным раздражениям, то ему обычно снятся активные действия, при выполнении которых этот орган играет преобладающую роль. В других случаях такие активные действия приписываются другим сновидным персонам. «Например, в случае подошвенного сгибания стоп спящему снится, что он бежит, подымается по лестницам или поднимается на цыпочках, либо он видит других лиц, выполняющих эти движения. При надевании на ночь перчаток спящий видит во сне, что его рука (или чужая) ударяет по другой его Руке, сжимает ее и т. д. Обычно все тело участвует в этих движениях, но иногда спящий видит двигающейся только конечность, соответствующую той, которая подвергается раздражению. В более редких случаях движение в сновидении представляется "задержанным", когда, например, спящему снится, что он стоит на цыпочках. Иногда снится велосипед или другой аналогичный образ (например, в случае подошвенного сгибания обеих стоп). Иногда спящий видит, что кто-то ступает по его телу» ".

вольперт И. Е. Сновидения в обычном сне и гипнозе. - Л., 1966. - С. 27.

Поскольку соответствующие сновидения вызывают и те раздражители, которые воздействовали до опыта, в бодрствующем состоянии, и они тоже имели кожно-мышечный характер, то установленные этим автором экспериментальные факты могут служить ключом для понимания роли недавних впечатлений в образовании сновидений. Свежие следы этих впечатлений вызывают к жизни сновидения, однако в объяснении их смысла эти раздражения мало чем помогут. Сновидение есть выражение тех личностио значимых проблем, которые на подсознательном концептуальном уровне уже вызывали интерес личности, но как бы ждали сигнала для образного выражения. Именно поэтому у разных индивидов один и тот же раздражитель вызывает различные сновидения.

Сходные сновидения в большом количестве появляются и в естественных условиях, под влиянием усталости конечностей, ревматизма, рефлекторных движений спящего и т. д. Многие галлюцинации и навязчивые представления, по-видимому, обусловлены этим.

Микродвижения органа вызывают сновидный образ соответствующего движения. Возможно, что в образовании сновидения такую же роль играют мозговые следы прошлых действий: во сне они не только вызывают образы, но приводят к повторным иннервациям соответствующих органов. Таким образом, в образовании сновидений огромную роль играет идеомоторный механизм, который действует то в направлении от движений к образу, то от образа к движению.

Поскольку даже в бодрствующем состоянии восприятие движений других вызывает у нас микродвижения в соответствующих органах, во сне может иметь место обратный процесс: раздражение органов может привести к возникновению образов других лиц, совершавших соответствующие движения. Однако подобные явления все же нуждаются в психологическом истолковании: почему появились образы именно этих людей, почему эти воображаемые лица совершают именно эти движения и в данной воображаемой ситуации и т. п.? Каковы бы ни были физиологические механизмы сновидения, не следует забывать, что любое сновидение представляет собой комплексное выражение личности и наиболее значимых для нее проблем.

В механизмах возникновения сновидений и галлюцинаций имеются сходные черты. В психиатрии известны многочисленные случаи, когда у больных зрительные галлюцинации возникают под воздействием ненормальных мышечных и кожных раздражений. Таков, по-видимому, механизм возникновения гипногогических галлюцинаций.

Зрительные впечатления, воспринятые человеком перед сном, в сновидении если и появляются, то в измененном виде. Чаще всего, как

отмечал еще М. Фолд, в сновидении появляется естественный или до-[олнительный цвет воспринятого предмета.

Интересные мысли об этой проблеме в очень сжатой форме выска-ял исследователь прошлого века 77. Йессен.

Он писал: «Каждый случайно воспринимаемый шум вызывает соответствующее сновидение. Раскаты грома переносят нас на ноля сражения, крик петуха превращается в отчаянный вопль человека, скрип двери вызывает сновидение о разбойничьем нападении. Когда ночью с нас спадает одеяло, нам снится, что мы ходим голые или же что мы упали в воду. Когда же мы лежим в постели в неудобном положении или когда ноги свешиваются через край, нам кажется, что мы стоим на краю пропасти или же что мы падаем с огромной высоты. Когда голова попадает под подушку - над нами висит громадная скала, готовая похоронить нас под своей тяжестью. Накопление семени вызывает сладострастные сновидения, локальные боли - представление о претерпеваемых побоях или тяжелом поражении и увечьи» ".

Эти эмпирические факты вполне реальны. В последующие годы получено огромное количество новых фактов сходного характера. Однако остается открытым важнейший вопрос: а почему указанные раздражители вызывают к жизни такие сложные и личностно значимые сновидения, причем каждый раз и у разных людей различные? Сновидения всегда являются крайне персонифицированными образованиями, их богатство и личностная значимость ни в коей мере не сводятся к тем раздражителям, которые явились поводом для их возникновения. И речи быть не может о том, чтобы сновидения считать отражениями непосредственно воздействующих на спящего человека Внешних и внутренних раздражителей. Даже в тех случаях, когда сновидение начинается под воздействием внешних раздражителей, оно, как творчество психики, формируется центром личности из содержаний подсознательного.

Еще в 1938 году Л. А. Орбели высказал интересную мысль о том, что естественные сновидения возникают без соответствующих внешних раздражителей. К сожалению, ни В. Н. Касаткин, ни другие российские исследователи не смогли по достоинству оценить это высказывание и продолжали утверждать, будто сновидения возникают только под воздействием внешних и внутренних сугубо физиологических раздражителей. Эта идея в значительной степени задержала развитие научной Пс ихолопш сновидений в СССР.

Исследованием вопроса возникновения сновидений под воздей- тв ием внешних раздражителей занимался также известный психиатр

Касаткин В. Н. Теория сновидений. - Л., 1967. - С. 34.

И. Е. Вольперт. Для этого он пользовался методом гипноза и внушения сновидений в гипнотическом состоянии. Он доказал, что в психике человека, находящегося в таком состоянии, под влиянием внешних раздражителей, в том числе внушения гипнотизера, возникают сновидения, в которых так или иначе отражаются эти раздражители.

Во время одного из опытов около спящей женщины в течение 5 секунд прозвучал камертон. Под воздействием этого раздражителя у нее возникло сновидение, в котором она бежала, чтобы успеть сесть на пароход, слышала гудок парохода. Кругом было много людей, она не успела на пароход, вспотела и т. п.

Другая загипнотизированная особа под воздействием запаха скипидара видела сон: она в магазине покупала сахар, встретила знакомую, разговорились, а в магазине красят и стоит сильный запах краски.

Наконец, еще одна испытуемая, когда к ее носогубной складке приложили на 10 секунд пробирку с холодной водой (+ 5"), увидела во сне, что стоит зима, кругом много снега, а сама она раздета и находится на улице".

Внешние раздражители нередко включаются в состав уже протекающих сновидений, иногда полностью меняют их ход, вызывают новые темы и сцены.

Например, одна испытуемая И. Е. Вольперта видела себя на сенокосе, когда психиатр пять раз проводил в области ее левой носогубной складки волоском Фрейя № 4: она видела во сне, что хочет лежать на сене, но оно «в лицо лезет, все лицо исцарапало». Здесь внешнее воздействие отражено довольно адекватно. В других же случаях оно видоизменяется до неузнаваемости. Например, другая испытуемая И. Е. Вольперта под воздействием волоска Фрейя на левое крыло носа видела во сне, что встретила в трамвае психиатра (Вольперта) и тот случайно задел ее щеку локтем. Затем они поехали на ее лекцию, после чего вместе ужинали дома. Таким образом, определенное внешнее воздействие в сновидении преобразилось в другое, вплетаясь в сложный сюжет сновидения, не лишенного сексуальных и других социальных мотивов (мечта о семейном уюте и т. п.), активизировавших познавательные процессы сновидца вокруг образа лечащего врача.

В ходе других опытов И. Е. Вольперта были получены интересные данные о том, как отражаются в сновидениях проприоцептивные раздражители. Выяснилось, что под воздействием таких раздражителей возникают сновидения, в которых сновидцы совершают определенные действия теми органами, которые раздражаются. Но в этих искусственно порожденных сновидениях возникают такие дополнительные образы и воображаемые события, в которых выражаются основные заботы, надежды и тревоги личности. Во время

Вольперт И. Е. Сновидения в обычном сне и гипнозе. - Л., 1966. - С. 204-205.

одного из опытов И. Е. Вольперт у загипнотизированной испытуемой продел «10 пассивных движений в первом межфаланговом суставе третьего пальца правой руки размахом в 30°». Сразу после этого, разбудив ее, он с просил, видела ли она сои. «Да... шила я... вышивала...», - ответила испытуемая. Затем И. Е. Вольперт повторно усыпил ее и внушил, что ей снится сон, после чего 10 раз двигал ее правый локтевой сустав. Разбудив и спросив о сновидении, он получил ответ: «Я в прачечной стирала белье». После пробуждения она рассказала сновидение, в котором сначала у себя дома вышивала какой-то узор, затем «будто пряла на самопрялке» и т. д."

Удивительно, как относительно простые раздражения воспроизводят упорядоченные картины таких сновидных событий, которые могли бы случиться в реальной жизни, а некоторые фрагменты их действительно случались. У другой испытуемой, например, под воздействием 10 движений в правом локтевом суставе появилось сновидение: к ней привели ребенка, которого она начала качать. Ясно, что во всех подобных сновидениях, несмотря на их искусственное происхождение, проявляются основные заботы и мотивы личности сновидца.

Раздражители — это факторы внешней или внутренней среды, вызывающие возбуждение, повышенную чувствительность и другие психические или физические реакции. Мы реагируем на множество самых разных раздражителей. Они оказывают влияние на наше поведение, ощущения и самочувствие. Некоторые факторы окружающей среды способны оказывать прямое воздействие на обмен веществ, деятельность защитной системы организма и общее самочувствие. Многие внешние раздражители просто необходимы для поддержания жизненно важных функций организма. Например, под действием солнечных лучей кожа приобретает коричневый оттенок — это защитная реакция кожи, предохраняющая организм от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей. Высокая температура также является раздражителем. Она вызывает потоотделение, которое является основным средством терморегуляции организма.

Возникновение многих нежелательных реакций обусловлено загрязненностью атмосферы и другими факторами окружающей среды. Ежедневно создаются химические вещества, которые оказывают раздражающее действие на организм.

Влияние внешних раздражителей на человека

По наблюдениям врачей, за последние несколько десятилетий число людей, страдающих аллергическими болезнями, увеличилось. Разумеется, не в каждом случае можно точно определить причины аллергической болезни, однако предполагается, что чаще всего аллергия возникает под действием вредных факторов окружающей среды. По утверждению врачей, очень редко у человека бывает аллергия только на одно вещество. Очень опасно, когда иммунная система человека проявляет повышенную чувствительность ко многим веществам. В этом случае она подвергается огромной нагрузке, т.к. должна постоянно приспосабливаться к новым, неизвестным раздражителям. Иммунная система как бы пребывает в состоянии постоянной готовности и иногда слишком бурно реагирует на абсолютно безвредные вещества, что проявляется в виде аллергии.

Реакция на внешние раздражители

Избежать воздействия вредных факторов окружающей среды невозможно. Со временем организм человека привыкает к тому или иному раздражителю и перестает проявлять к нему чувствительность. Например, домохозяйки, которые очень много времени проводят на кухне легче переносят жару, чем другие люди. Реакция на раздражители может изменяться — усиливаться или ослабевать. Например, пациенты с хроническими болями со временем привыкают к ним.

Гипосенсибилизация

Это метод лечения, применение которого позволяет уменьшить чувствительность организма к аллергену, а зачастую и справиться с аллергией. Пациенту дают малые дозы аллергена с целью вызвать привыкание. Дозы постепенно увеличивают, что приводит к снижению чувствительности организма. Процедуры повторяют до тех пор, пока аллергия не проходит. Аллерген нельзя вводить беременным, а также женщинам во время месячных, за несколько дней до них и после. Если аллерген не установлен, то проводится неспецифическая гипосенсибилизация, которая заключается в применении физиотерапевтических средств, климатотерапии, акупунктуры. Одним из наиболее эффективных методов смягчения последствий избытка раздражителей является аутогенная тренировка. Это метод позволяет излечить легкие формы аллергических болезней. Кстати, положительные результаты достигаются и при применении многих других методов расслабления.

Гипосенсибилизация проводится не во всех случаях (она требует от больного очень много терпения,так как лечение длится очень долго). Это метод может применять только опытный врач (врач-аллерголог).

Полезные раздражители

Существует немало раздражителей , которые оказывают положительное действие на организм. Например, климатотерапия, массаж, лечение теплом или холодом и многие другие подобные методы способствуют выздоровлению и сохранению здоровья. Раздражающее действие на организм и иммунную систему оказывают многие лекарства и вакцины (они помогают организму справиться с болезнями). В гомеопатии в качестве лекарств применяются вещества, вызывающие болезнь. Их многократно разбавляют и дают пациенту. Гомеопатические средства способствуют самопроизвольному выздоровлению.