Времена года

Географические идеи древности. География в древних государствах. Основные черты культурного развития

Ранние представления об устройстве мира дошли до нас из нескольких древних центров цивилизации, где за тысячелетия до нашей эры возникли различные системы письменности и были составлены первые описания Земли. Именно они положили начало науке — география.

Мир древних цивилизаций

В древности в Евразии зародились первые из известных современному человеку цивилизации. Выделяют цивилизации Древнего Востока (включая ) и Европы. Взаимодействию между цивилизациями способствовало изобретение средств передвижения по суше и, что ещё важнее, по морю. По утверждению Тура Хейердала, древний человек поднял парус раньше, чем стал ездить на колесницах.

Географические знания в цивилизациях Востока

Цивилизации Древнего Востока часто называют «речными», так как они сформировались в районах орошаемого водами рек . Для определения сроков разных видов сельскохозяйственных работ там уже за несколько тысяч лег до нашей эры люди овладели искусством астрономических наблюдений. Свои географические знания оставили нам земледельческие народы , царств Междуречья (между Тигром и Евфратом), Северной и Китая (4-2-е тысячелетия до нашей эры). Египтяне довольно точно определили продолжительность года и разработали солнечный календарь. Египетские и вавилонские жрецы, а также китайские астрономы установили повторяемость солнечных затмений и научились предсказывать даты разлива рек. Из Междуречья до нас дошло деление года на 12 месяцев, суток на 24 часа. Для определения направления движения по пустыням китайцы изобрели первый в мире .

В государствах Древнего Востока развивались обработка камня и металлов, заготовка и обработка древесины. Развитие ремёсел привело к появлению первых в истории человечества городов. Они были основаны ещё в 4-м тысячелетии до нашей эры. В это же время начались и первые морские путешествия.

Древний Египет

Древнегреческий учёный Геродот ещё в 5 веке до нашей эры назвал Египет «даром Нила», и не случайно. Вдоль русла реки благодаря приносимому водой илу образовались плодородные земли. Нил служил и главной транспортной артерией. По нему в глубь Африки плавали ладьи, изобретённые египтянами ещё до «эпохи пирамид». В 15 веке до нашей эры Древний Египет достиг наибольшего могущества. Во время завоевательных походов и экспедиций египтяне знакомились с новыми землями. Самой известной была экспедиция по Красному морю в Пунт (восточная оконечность Африки), снаряжённая царицей Хатшепсут (около 1493 года до нашей эры). По Средиземному морю египтяне добирались до острова Крит, а через Атлантику на папирусных лодках, возможно, и до берегов Америки.

Древняя Индия

Древнеиндийская цивилизация возникла в 3-м тысячелетии до нашей эры. В Индии развивались письменность, самобытные религии, культура, науки, особенно математика, астрономия, медицина. С глубокой древности устанавливались связи с другими цивилизациями Востока. В Индии рано началась и эпоха морских путешествий. Отважные индийские мореходы достигали Персидского залива и Красного моря, совершали путешествия но просторам Индийского и

На полуострове Индостан расположено одно из древнейших государств -- Индия. На протяжении веков и тысячелетий в Индию проникали кочевники, земледельцы, торговцы. Поэтому формирование знаний об окружающем мире, хозяйственной деятельности людей, развитие научных представлений происходило не изолированно, а под влиянием других народов.

Найденные при археологических раскопках орудия труда, предметы быта, культуры, искусства, религии позволили в общих чертах восстановить особенности быта и хозяйственной деятельности населения Древней Индии.

Специалисты предполагают, что долина Инда была освоена раньше, чем долина Ганга. Люди занимались сельским хозяйством, различным ремеслом, торговлей. В свободное время жители любили слушать музыку, петь, танцевать, играть в различные подвижные игры на природе.

Среди дошедших до нас источников, раскрывающих представления древних индийцев о природе, здоровье и болезнях, особое место занимают письменные памятники -- Веды. Веды представляют собой сборник гимнов, молитв, однако для нас они интересны тем, что содержат конкретные естественнонаучные и медицинские знания. По некоторым источникам, создание Вед относят ко II тыс. до н.э., по другим -- к IX -- VI вв. до н. э.

Согласно данным Вед, болезнь объясняли неравномерным соединением пяти (по другим данным -- трех) соков человеческого тела в соответствии с пятью стихиями мира: земли, воды, огня, воздуха и эфира. Гармоническое сочетание их считалось условием, без которого не бывает здоровья. Среди причин, порождающих болезни, важное значение придавалось погрешностям в пище, пристрастию к вину, физическим перенапряжениям, голоду, перенесенным заболеваниям. Утверждалось, что на состояние здоровья влияют климатические условия, возраст, настроение больного.

В долинах крупных индийских рек с повышенной влажностью и высокими температурами в жаркое время года свирепствовали многие заболевания, уносившие в могилу тысячи людей.

Из признаков отдельных заболеваний были хорошо описаны симптомы малярии, сибирской язвы, слоновости, желтушно-гемоглобинурийной лихорадки, кожные и мочеполовые болезни. Одним из самых страшных заболеваний считалась холера. Люди периода Вед знали, что чума -- результат предшествующей эпизоотии среди грызунов, что бешенство у человека начинается с укуса бешеного животного, а проказа -- итог длительного контактирования здорового человека с больным.

В системе медицинских знаний важное значение придавалось диагностике. Врачу прежде всего вменялось в обязанность «разгадать болезнь и лишь потом приступать к лечению».

Профессиональная ценность врача, по ведической литературе, определялась степенью его практической и теоретической подготовки. Эти две стороны должны составлять полную гармонию. «Врач, пренебрегающий теоретическими сведениями, похож на птицу с обрезанным крылом».

Богатство растительного и животного мира Индии предопределило создание множества лекарственных средств, которых, по источникам того времени, насчитывалось более тысячи. Часть из них до сего времени не изучена. Из животных средств широко употреблялись молоко, жир, масло, кровь, железы, желчь животных. Ртуть, соединения меди, железа, мышьяк, сурьма использовались для прижигания язв, лечения глазных, кожных болезней, для приема внутрь.

Особенно широко использовались ртуть и ее соли: «Врач, знакомый с целебными свойствами кореньев, -- человек, знающий силу молитв -- пророк, знающий же действие ртути -- бог». Ртуть слыла панацеей от многих болезней. Парами ртути убивали вредных насекомых.

В Древней Индии знали о лечебных свойствах различных грязей, о чем свидетельствуют упоминания о грязелечении, которое рекомендовалось при многих известных тогда болезнях.

Постепенное накопление знаний из области ботаники, химии, начавшееся еще со времени Вед, все более способствовало развитию фармакологии Индии.

При исследовании больного принимались во внимание не только его возраст, но и природные условия места жительства, а также занятия больного. Медицина Древней Индии была знакома многим народам.

Ключевые слова: Веды, сибирская язва, холера.

Древняя Индия

Древняя Индия – одна из первых мировых цивилизаций, принесла мировой культуре наибольшее количество духовных ценностей. Это богатейший субконтинент со сложной и бурной историей. Здесь зарождались великие религии, возникали и рушились империи, но из века в век сохранялась непреходящая самобытность индийской культуры. Эта цивилизация возводила из кирпича большие, отлично спланированные города с водопроводом и создала пиктографическую письменность, которую пока не удалось расшифровать.

Свое название Индия получила от названия реки Инд, в долине которой находится. «Инд» в переводе означает «река». Протяженностью 3180 км, Инд берет начало в Тибете, течет через Гималаи, Индо-Гангскую низменность, впадает в Аравийское море. Находки археологов свидетельствуют о наличии в Древней Индии человеческого общества уже в период каменного века, именно тогда появились первые постоянные поселения, зародилось искусство, социальные отношения, появились предпосылки для развития одной из древнейших цивилизаций мира – Индской Цивилизации, возникшей в Северо-Западной Индии (ныне в основном территория Пакистана). Она датируется примерно XXIII-XVIII веками до н. э. и считается третьей по времени появления древневосточной цивилизацией. Ее становление, как и первых двух-в Месопотамии и Египте, - было связано с организацией высокоурожайного поливного земледелия.

Первые археологические находки изделий из керамики и терракотовых статуэток относятся к пятому тысячелетию до н.э., они были сделаны в Мехргархе. Таким образом, Мехргарх уже можно считать городом - первым городом в Индии, о котором нам известно по археологическим раскопкам.

И
сконным божеством у коренных жителей Древней Индии – дравидов, был Шива. Он входит в число трех главных божеств индуизма – Брахмы, Вишну и Шивы. Все три бога являются проявлением единой божественной сути, но за каждым закреплена определённая «сфера деятельности». Так, Брахма является создателем мира, Вишну - его хранителем, Шива - его разрушителем, но он же воссоздаёт его заново. У коренных жителей Древней Индии Шива возглавлял главный пантеон богов, являлся демиургом, управителем мира, образцом, достигшим духовной самореализации.

Долина Инда лежит на северо-западе субконтинента в соседстве с древнейшей мировой культурой - Шумером. Между этими цивилизациями наверняка существовали торговые связи, и вполне вероятно, что именно Шумер оказал большое влияние на Индскую цивилизацию. На протяжении всей индийской истории главным путем вторжения новых идей оставался северо-запад. Все прочие пути в Индию были настолько перекрыты горами, лесами и морями, что, к примеру, великая китайская цивилизация почти не оставила в ней следов.

Именно с северо-запада во II тысячелетии до н. э. пришли чужеземцы, чье вторжение по многом определило будущее Индии. Это были кочевые племена ариев, владевшие бронзовым оружием и боевыми колесницами. Они на протяжении многих веков проникали в Индию через афганские перевалы, в конце концов расселились по всей северной Индии и вместо кочевого животноводства стали переходить к оседлому образу жизни земледельцев и ремесленников, создавая предпосылки для возникновения первых городов и бурного развития культуры (в том числе письменности), религии, техники. Покоренному местному населению, в основном дравидийским племенам с более темной кожей, на севере была уготована роль подданных низшего сорта, однако на юге им удалось сохранить независимость. Географические барьеры делали юг труднодоступным, и его развитие протекало обособленно, хотя и туда постоянно проникали с севера религиозные и культурные влияния.

За весь этот долгий период не сохранилось никаких письменных памятников, поэтому нельзя с точностью сказать, в какой мере арии переняли культуру и традиции презираемых ими дравидийских подданных, но роль самих ариев не вызывает сомнений, их язык, религия и социальная структура в значительной мере сформировали общество Индии. Арийские завоеватели принесли с собой поклонение богам Варуне и Индре, олицетворявшим силы природы, касту жрецов (брахманов) и ритуальные жертвоприношения животных. Их священные гимны позднее были собраны в четырех книгах, известных как «Веды» («ведать», «знать»), из-за чего религия получила название ведической. Претерпев немало изменений за тысячи лет, она обрела форму современного индуизма, который по-прежнему является религией многих индийцев и почитает «Веды» своим священным писанием.

А
рийское общество делилось на четыре главных класса или касты: брахманов, военной знати, крестьян и (позднее) купцов, а также слуг. Слуги и те, кто не принадлежал ни к одной касте - их позднее назвали «неприкасаемыми» - были почти бесправны по сравнению с высшими кастами. Эта система служила формой расового контроля, удерживая дравидийские племена в покорности арийским господам. С течением времени она все более ужесточалась и усложнялась, разделяя людей на все более мелкие группы и подгруппы. В результате каждому человеку отводились по праву рождения определенное положение в обществе и род занятий, разрешалось есть только предписанную его касте пищу и вступать в брак только с представителями своей касты. Эта жестокая и несправедливая система основывалась на индуистском учении о карме. Согласно ему, каждое живое существо получало в этой жизни награду и кару за поступки, совершенные в одной из прежних жизней, поэтому социальная приниженность была явным знаком греховности. Кастовая система прочно укоренилась в индийском обществе и, несмотря на все попытки правительства сломать древние классовые барьеры, жива до наших дней.

Тем не менее, в VI в. до н. э. жесткая кастовая система, всесилие жрецов и ритуальные жертвенные аспекты индуизма пробудили к жизни два могучих реформистских религиозных лечения: джайнизм и буддизм. Они нашли многочисленных приверженцев, но не сумев заменить собой индуизм, превратились в самостоятельные религии, хотя и разделяли индуистскую веру в жизнь как бесконечное круговращение рождений, смертей и реинкарнации, предопределенное кармой каждого живого существа.

Основными постулатами джайнизма были ненасилие, отрицание кастового деления общества и почитание жизни во всех ее формах. Последний принцип соблюдался столь неукоснительно, что джайны старались сделать все возможное, чтобы ненароком не раздавить даже насекомое. Джайнизм пустил глубокие корни в самой Индии, но не нашел особого распространения за пределами субконтинента.

Зато буддизму было суждено стать одной из величайших мировых религий. Его основатель Сидхартха Гаутама стал известен под именем Будда («просветленный»). Рассказывают, что он родился в семье владетельного князя и вырос в роскоши и довольстве, но испытал глубокое потрясение, впервые столкнувшись со смертью и страданиями. Достигнув просветления после долгих поисков истины, он провел остаток жизни, проповедуя «Срединный Путь», названный так потому, что идущий по нему человек не стремится ни к роскоши, ни к аскетизму (отказу от элементарных житейских благ). Будда проповедовал умеренность, сострадание и равенство всех людей. Но главным в его учении было то, что жизнь есть страдание, порожденное желаниями. Поэтому отказ от желаний позволяет душе вырваться из вечного круга перерождений и достигнуть состояния блаженства (нирваны). С буддизмом связано и развитие культуры, искусства, архитектуры и строительства из кирпича и камня в Древней Индии.

Конец эпохи древности характеризуется ростом крупного землевладения. Деревни - путем пожалований или покупки - переходили в собственность монастырей, храмов и отдельных брахманов. Владельцами селений могли стать и разбогатевшие купцы. Сосредоточившие в своих руках землю деревенские старосты из представителей самоуправления превращались в мелких помещиков, в деревне распространялось кабальное должничество и аренда. Эти процессы роста крупного землевладения и расширения крестьянской зависимости в конце периода древности рассматриваются в историографии как главные признаки перехода к новой социально-экономической формации - феодальной.

До сих пор цивилизация Древней Индии, этот таинственный субконтинент со своей бурной историей, религией и великой культурой задает много трудных и неразрешимых вопросов исследователям.

Литература.

1.Хрестоматия по истории Древнего Востока. Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. М.: Высш. школа, 2000.

2.Вестник древней истории, М., 2008, №№4, 7.

3.Мифы народов мира. Энциклопедия, 2000.

4.Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Древняя Индия, М.: Главная редакция восточной литературы, 1969.

Доклад по истории

В древних государствах (Египет, Ассирия, Вавилон, Северная Индия, Китай) в IV—II тыс. до н. э. географические знания добывались в ходе поиска плодородных земель, военных походов, торгового сообщения. Там были созданы первые географические документы, проводилась хозяйственная деятельность: межевание земель, полив. Развитие науки шло поэтапно. Египтяне определили продолжительность года и ввели солнечный календарь, в Египте и Вавилоне были известны солнечные часы. Египетские, вавилонские жрецы и китайские астрономы установили закономерности повторения солнечных затмений и стали предсказывать их. Из Ассирии и Вавилона происходит деление эклиптики на 12 знаков зодиака, года — на 12 месяцев, суток — на 24 часа, окружности — на 360°; там было введено понятие «лунная неделя». Современная числовая нумерация возникла в Индии.

Просмотр содержимого документа
«Географические знания в Древней Европе»

Проверка домашнего задания

  • Какие географические знания накапливали в государствах Древнего Востока?
  • Назовите изобретения, которые позволяли уже в древности совершать далекие путешествия?


Древняя Греция

  • Древнегреческая цивилизация существовала с середины 2 тысячелетия до н.э.

Древняя Греция

  • С 8 по 2 век до н.э. достигла высшего расцвета
  • К этому же времени относят самые важные работы греческих географов

Открытия древних цивилизаций

Древние учёные

Географические знания и открытия

Древняя Греция


Древняя Греция

  • Развитие мореплавания и торговли привело к возникновению картографии

Древняя Греция

  • Анаксимандр 610-547 гг. до н.э.
  • Автор книги «О природе»
  • Составил древнейшую карту


Древняя Греция

  • Гекатей Милетский 550-476 гг. до н.э.
  • Составил описание известных на то время земель – «Землеописание»
  • Положил начало страноведению


Древняя Греция

  • Александр Македонский 356-323 гг. до н.э.
  • Древнегреческий правитель и полководец
  • Благодаря его походам греки узнали об Индии, берегах Аравийского моря и Персидского залива


Древняя Греция

  • Аристотель 384-322 гг. до н.э.
  • Привел доказательства шарообразности Земли
  • Его считают основоположником физической географии

Древний Рим

  • Уже к началу нашей эры римляне завоевали почти все побережье Средиземного моря, достигли берегов Персидского залива, переправились через Ла-Манш


Древний Рим

  • Страбон 64/63 г. до н.э. – 23/24 г. н.э
  • Много путешествовал, свои впечатления и наблюдения записал в труде «География» (17 книг)

«География» Страбона


Древний Рим

  • Клавдий Птолемей ок. 100 – ок. 170 гг.
  • Составил «Руководство по географии» в котором изложил способы построения карт

Древний Рим

  • Птолемей написал труд «География» (в 8 книгах)

Древний Рим

  • Птолемей составил самую совершенную на тот момент карту мира


Домашнее задание

  • Параграф 4.
  • Ответить на вопросы и задания в конце параграфа.

Конспект урока курса "Медицинская география. Тема: Развитие медико-географических представлений в Древней Индии, Древнем Тибете и в средние века в арабских странах (10 класс)

Дата публикации: 06.04.2015

Краткое описание: Цель: Формирование научных представлений в различных государствах. Задачи: Сформировать знания о медико-географических представлениях в Древней Индии, Древнем Тибете и в средние века в арабских странах, установить уникальность Тибетской медицины.Сформировать з

предварительный просмотр материала

Урок 4 Слайд № 1

Тема: Развитие медико-географических представлений в Древней Индии, Древнем Тибете и в средние века в арабских странах.

Цель: Формирование научных представлений в различных государствах.

    Сформировать знания о медико-географических представлениях в Древней Индии, Древнем Тибете и в средние века в арабских странах, установить уникальность Тибетской медицины.

    Сформировать знания о развитии медико-географических представлений в Средние века, расширить кругозор о науке в Средние века.

    Продолжить развитие у учащихся познавательного интереса; стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся;

Тип урока: урок-лекция с элементами беседы.

Ход урока:

I. Этап «Орг. момент».

Проверка готовности уч-ся к уроку.

II. Этап «Изучение нового материала». Прием «Лекция». Слайд № 2

Эпиграф «Когда мы обращаемся к медицине древнего периода, то даже если она берёт своё начало от такого просветлённого источника, как Будда Медицины, наше высокомерие часто заставляет нас полагать, что всё это устарело и неприменимо в современном мире».

План лекции: Слайд № 3

    Развитие медико - географических представлений в Древней Индии. Слайды № 4-7

Народ Древней Индии раньше других стал накапливать знания о различных болезнях и способах их излечения. В великом памятнике литературы - Ведах - содержались не только мифы и предания о богах и мудрецах, но и медицинские предписания и рекомендации.

Медицинские познания были собраны в Яджур-Веде, составленной примерно в IX веке до нашей эры. Согласно им, человек в случае болезни или ранения должен обращаться к богам-врачевателям. Позже были составлены объяснения текстов, сделанные различными лекарями. Основателями медицины считались боги Шива и Дханвантари. «А бушующее море, помимо всевозможных драгоценностей, выбросило на землю первого ученого врача».

Изначально лечить могли только брамины, не бравшие плату за лечение. Постепенно появилось целое сословие - каста ведия, занимающееся исключительно медициной. Брамины же в дальнейшем только преподавали врачебное искусство и именовали себя гуру. Во время обучения ученик всюду следовал за

своим учителем, изучая священные книги, лекарства и методы лечения. Только после прохождения образования, врач получал от раджи право заниматься медициной.

Главными особенностями индийских врачей-представителей касты ведия были обязанность чисто одеваться, стричь ногти и бороду, уважительно разговаривать и приходить к пациенту по первому требованию. За свой труд лекарь брал плату, а лечились даром только брамины. Врач не обязан был

помогать неизлечимому больному. Все лекарства назначались после тщательного осмотра пациента и установления характера заболевания. Помимо браминов и представителей касты ведия, существовали народные врачи - знахари.

Широко практиковались в Древней Индии хирургические вмешательства, а сама хирургия называлась шалия. К некоторым наиболее известным в то время операциям относятся удаление камней из мочевых путей, извлечение катаракты, наложение фиксирующих давящих повязок при переломах и ранах, остановка кровотечений путем прижигания, пластические операции (например, восстановление целостности носа или уха путем пересадки тканей из здорового соседнего участка тела).

Большое количество медицинских трудов было посвящено гигиене. В них рассказывалось о том, что пища должна быть свежей, о пользе купания и применения мазей, а также о чистке зубов. Было известно огромное количество лекарственных трав. Для приготовления медикаментов использовались также различные части животных. Изучены были свойства металлов и других химических веществ, а также их соединений. Были открыты многие яды и способы борьбы с ними.

    Развитие медико - географических представлений в Древнем Тибете, уникальность тибетской медицины. Слайды № 8-10

Медицина древнего Тибета - уникальный синтез научных и философских знаний. Впервые возникнув на основе индийского учения, она продолжала развиваться и совершенствоваться. По нынешний день принципы восточной медицины пользуются большой популярностью, эффективно совмещая вековую мудрость с современными методиками диагностики и лечения.

Основой медицины древнего Тибета является сочинение «Четыре тантры» Трактат представляет собой собрание практических и теоретических знаний, рассказывает о лекарственных веществах и философии восточной медицины Тибета.

Основным источником медицинского знания в древнем Тибете считается трактат, созданный ученым-лекарем Вагбхатой-младшим на рубеже II-III веков. На тибетский язык он был переведен в VII веке по указу царя Трисонг Децены,

Основа медицины Древнего Тибета - учение о трех сущностях - ньепа, к которым относятся слизь, ветер и желчь. Человек существует путем их взаимодействия друг с другом, а при нарушении этих взаимоотношений возникают яды - тупость, гнев и привязанность. Таким образом, все заболевания организма связывались с разумом. Для того чтобы вылечить болезнь, нужно принимать во внимание состояние других органов, которые ослаблены и могут препятствовать излечению. Основными принципами терапии являлись: «лечить больного, а не болезнь», «лечить там, откуда боль приходит, а не там, где болит», «организм нужно лечить как единое целое».

К основным методам терапии, практиковавшимся в древнем Тибете, относились диета, правильный образ жизни, лекарственные препараты и различные процедуры. Они использовались как по отдельности, так и в совокупности, в зависимости от тяжести состояния больного и других факторов.

Согласно трактату «Чжуд-ши», нет таких растений, которые не могли бы использоваться в качестве лекарств. Для их изготовления использовались любые средства, а рецепты медикаментозных препаратов иногда насчитывали несколько десятков ингредиентов, смешанных в определенных соотношениях. Если отсутствовал хотя бы один компонент - лекарство считалось бесполезным.

Физминутка. Прием «Ленивые восьмерки»

Учитель предлагает выполнить упражнение, активизирующие структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания. Слайд № 11

    Развитие медицинских знаний в Средние века и в арабских странах. Слайды № 12-14

Понятие «средневековье» укрепилось за периодом, ограниченным временем между античностью и Возрождением. «Промежуточные века» - так еще называют этот исторический период. Одной из его особенностей является огромная продолжительность во времени - около тысячелетия.
Характерным для средневековья является рост городов, в которых отмечались высокая плотность населения, антисанитарные условия, низкий уровень медицинской помощи больным. Все это способствовало массовому распространению эпидемий. Судя по описаниям, это были чума, тиф, дизентерия, оспа.
Рассмотреть развитие медико-географических представлений в этот исторический период во многих странах нет возможности. Остановимся, хотя и очень кратко, лишь на арабских странах, объединенных в единое мусульманское государство - Халифат, где медицина получила значительное развитие. Этому способствовали успехи в области химии и ботаники, что продвинуло развитие лекарствоведения, способствовало созданию ранее неизвестных лекарственных препаратов. Наряду с химией и ботаникой значительное развитие получили математика, астрономия, география. Относительно меньшие успехи были достигнуты учеными Халифата в области анатомии, хирургии, акушерства в связи с религиозными запретами ислама.
Крупнейшим ученым и выдающимся врачом средневековья был Абу Али Ибн Сина (Авиценна) (980-1037 гг.). Им составлены труды по медицине, геологии, астрономии, химии, истории геологии

Однако наиболее огромен вклад Ибн Сины в медицину. В этой области им написано более 20 работ. Самое главное его медицинское сочинение «Канон врачебной науки». «Канон» состоит из пяти книг. Первая из них содержит общие вопросы медицины, сведения по анатомии, общие понятия о болезнях, их причинах, проявлениях, сохранении здоровья и способах их лечения. Во второй книге излагаются данные о лекарствах и механизмах их действия. В третьей дается описание отдельных заболеваний и способов их лечения. Четвертая книга посвящена хирургие, в пятой дано описание сложных лекарственных веществ, ядов и противоядий.

Большое место в «Каноне» отводится вопросам гигиены. Правила охраны здоровья, диететика ученого явились основой для множества работ на эти темы исследователей в последующих поколениях.
Много внимания уделял Ибн Сина взаимодействию среды и человека, роли окружающей среды в возникновении заболеваний, отмечая зависимость здоровья от географических условий местности, в которой проживает человек. Ибн Сине принадлежат следующие поэтические строки:

Подвержен всем изъянам. Природою лечись - в саду и чистом поле.
III. Этап «Закрепление учебного материала» Слайд № 16

Вопросы для беседы:

    Что вы можете сказать о способах лечения болезней в Древней Индии?

    Кто такие брамины? Назовите главную особеннлостбь индийских врачей?

    Какие медицинские процедуры широко практиковались в Древней Индии?

    Чему было посвящено большинство древнеиндийских медицинских трудов?

    Почему медицину Древнего Тибета считают уникальной?

    Назовите основной принцип древнетибетской медицины?

    Назовите крупнейшего и выдающегося врача средниких веков?

    Чему в медицине Ибн - Сина придавал огромное значение?

    Чему посвящены строки его стихотворения: Слайд № 17

Подвижный, быстрый человек С гимнастикой дружи, всегда веселым будь,
Гордится стройным станом, И проживешь сто лет, а может быть, и более.
Сидящий сиднем целый век Микстуры, порошки - к здоровью ложный путь,
Подвержен всем изъянам. Природою лечись - в саду и чистом поле?
IV. Этап «Итоговый». Выставление оценок.

V. Этап «Рефлексия». Слайд № 18

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. Сегодня я узнал… 7. Я научился…
2. Было интересно… 8. У меня получилось …
3. Было трудно… 9. Я смог…
4. Я выполнял задания… 10. Я попробую…
5. Теперь я могу… 11. Урок дал мне для жизни
6. Я приобрел…

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском