Краткие содержания

Укажите неверное утверждение между частями сложного предложения. Тесты. препинания не расставлены)

), поставьте запятые. Попробуйте определить, на какие смысловые отношения между частями сложного предложения указывает союз и .

1) Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит. (А. Пушкин.) 2) Ливень шумел за окнами и стало темно. (К Паустовский.) 3) Мне не хотелось расставаться с ним и мы пошли вместе. (В. Каверин.) 4) Тут тоже теснились подстриженные акации у деревянной ограды и сирени переплетали жгуты своих стволов напоминавшие обнаженные мышцы и росли вязы и старились липы. (К. Федин.) 5) По обочинам маленьких полей свежо зеленели чинары и прозрачные струи воды переливались на дне ущелья. (К. Паустовский.) 6) Река сплошь была занесена плавняком - следовательно всюду можно было свободно перейти с одного берега на другой. (В. Арсеньев.) 7) Котомки наши были тяжелы и поэтому мы устали. (В. Арсеньев.) 8) Он засмеялся и от этого его лицо сразу помолодело на несколько лет. (К. Паустовский.)

Упражнение 2.

Определите, в каком предложении вместо союза да может быть использован союз и , а в каком - но .
1) Поросла-убралась ты травой-ковылем, да песками ты, степь, позасыпалась. (И. Суриков.) 2) Села бы баба за стол, да стол за ворота ушел. Сварила бы баба щи, да кастрюлю поди поищи. (К. Чуковский.)

Упражнение 3.
Сопоставьте данные предикативные конструкции при помощи союзов тоже или также . Сделайте вывод: какие отношения привносят в сложносочиненное предложение данные союзы?
1) От голоса Ласточки теплело на душе - голос Дюймовочки согревал своей нежностью. 2) В траве что-то тревожно зашуршало - треск со стороны куста заставил насторожиться. 3) Больше всего на свете Писатель любил сочинять романы - правда, рассказы у него получались неплохо.

Упражнение 4.

Перепишите, раскрывая скобки. Подчеркните союзы тоже и также одним цветом, а сочетания то и так с частицей же - другим.
1. Толстый ковер лежал на полу, стены то(же) были увешаны коврами. (М. Горький.) 2. Я снова жил с бабушкой, и каждый вечер перед сном она рассказывала мне сказки и свою жизнь, то(же) подобную сказке. (М. Горький.) 3. Все белится Лукерья Львовна, все то(же) лжет Любовь Петровна, Иван Петрович так(же) глуп, Семен Петрович так(же) скуп. (А Пушкин.) 4. И завтра то(же), что вчера. (А. Пушкин.) 5. Людям Павла Ивановича деревня то(же) понравилась. Они так(же), как и он сам, обживались в ней. {г/. Гоголь.) 6. Секунду он молчал, мать смотрела на него то(же) молча. (М. Горький.) 7. Это было очень страшно, но в то(же) время интересно (М Горький) 8 Эта безлунная ночь казалось была все так(же) великолепна, как и прежде. (И. Тургенев.) 9. Снега в эту зиму было мало снежных буранов то(же) 10 Сестра учится в университете, я то(же) хочу поступить туда.

Упражнение 5.
Из простого распространенного предложения образуйте сложносочиненное.
Образец : Несмотря на позднее время, в лесу еще можно было слышать пение птиц. - Время было позднее, но в лесу еще можно было слышать пение птиц.

1) Несмотря на сильное переутомление, спать не хотелось. 2) Вследствие продолжительных дождей болота стали совсем непроходимы. 3) По окончании доклада слушатели задали докладчику много вопросов. 4) После подробного обсуждения плана предстоящей экскурсии учащиеся отправились в путь.

Упражнение 6.
Соедините предложенные предикативные конструкции подходящими по смыслу разделительными союзами. Объясните, какие значения (и стилистические оттенки) привносят в предложение разные союзы. Любые ли союзы подходят к каждому предложению, то есть взаимозаменяемы ли они?

1) Мы будем противостоять неудачами – неудачи погубят нас. 2) Ночная птица вскрикнула – колодезный ворот скрипнул. 3) Глаза волка в темноте светятся – горят огоньки долгожданного постоялого двора. 4) Ребенок утомился и заснул – он притворяется спящим.

Упражнение 7.

Определите, в каких сложносочиненных предложениях с союзом а сопоставительные отношения, а в каких - противительные.

1) Он принялся работать, а ленивые, домашние мысли еще долго бродили в его голове. (А Чехов) 2) Плоты сползают по воде быстро и бесшумно, а навстречу им из тьмы выдвигается пароход. (М. Горький) 3. Опять-таки все это требует нудных разъяснений, а разъяснения приятно читать только тогда (что, боюсь, вас не устраивает), когда в примерах выявляются ошибки. (В. Набоков.)

Упражнение 8.
В предикативных конструкциях, соединенных противительными союзами, часто употребляются антонимы - слова с противоположным значением: Ты глупа, а он умен. (А. Островский.) Придумайте такие сложносочиненные предложения, в которых были бы антонимы: друзья - враги, хорошо – плохо, чистый - грязный.

Упражнение 9.

В следующих сложносочиненных предложениях найдите противительные союзы. Если вам трудно отыскать их, то определите, какие слова в этих предложениях можно заменить хорошо известными вам союзами а или но, - это и будут нужные вам другие противительные союзы.
1) Я проснулся, да лень одолела. (Л. Толстой.) 2) Он никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство. (И. Тургенев.) 3) Канонада стала слабее, однако трескотня ружей сзади и справа слышалась все чаще и чаще. (Л. Толстой.)

Упражнение 10.

Перепишите, раскрывая скобки, определите, в каких предложениях зато является союзом.
1) Много поработали и устали, за(то) все сделали. 2) Поблагодари Диму за(то), что он для тебя сделал. 3) Приют наш мал, за(то) спокоен. (М. Лермонтов) 4) Кукушка хвалит петуха за(то), что хвалит он кукушку. (И. Крылов.) 5) Небо стало очищаться от туч, за(то) ветер еще усилился. 6) Песня над домом смолкла, за(то) над прудом соловей заводил свою. (В. Короленко.) 7) Яркая роскошь южной природы не трогала старика, но за(то) многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые. (А Куприн.) 8) Видна на боках твоих впалых кнута не одна полоса, за(то) на дворах постоялых покушал ты вволю овса. (Н. Некрасов.) 9) Что волки жадны, всякий знает: волк, евши, никогда костей не разбирает. За(то) на одного из них пришла беда: он костью чуть не подавился. (И. Крылов.)

Упражнение 11.
Перепишите предложения. Вводное слово однако обведите кружком, а в сложносочиненных предложениях с союзом однако подчеркните подлежащее и сказуемое.
1) Погода была ветреная, ветер, однако, не совсем попутный. (И. Гончаров.) 2) Страстно преданный барину, он, однако ж, редкий день в чем-нибудь не солжет ему. (И. Гончаров.) 3) Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились. (М. Лермонтов.) 4) Раздался сильный взрыв, однако ребята не растерялись. 5) Погода вначале была хорошая, тихая, однако вскоре налетел холодный ветер.

Упражнение 12.
Придумайте сами вторую часть предложения, присоединив ее союзом же.
1) Самым мудрым и сильным в стае был орел Белоголов, ...
2) За креслом прятался Великий и Ужасный Гудвин,...
3) Месяц среди ярких и тяжеловесных южных звезд казался слишком хрупким,...
4) Доктор осмотрел пациента,...

Упражнение 13.

Найдите союзы , определите, какие отношения они выражают в приведенных предложениях.
1) Как мелкие битые стекляшки, мерцали в небе звезды, но за деревней уже обозначилась лиловая заря. (В. Белов) 2) О жаренном на вертеле мясе и яичнице он мечтал давно, но бестолковая хозяйка не понимала его идеалов, оправдываясь непитательностью такого меню. (А Аверченко.) 3) Отец и мать оба любили меня беззаветно, но от этого мне не было легче. (И. Тургенев.) 4) Прелесть русской природы раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно. (К. Паустовский.) 5) Подъехав к подножию горы, мы увидели толпившихся здесь десятка два-три горцев и грузин, а также караван верблюдов, который располагался поблизости от них на ночлег. (М. Лермонтов.)

Упражнение 14.
В сложносочинённых предложениях укажите средства связи их частей. Определите синтаксические отношения между ними (соединительные, разделительные и т. д.).
1) Римский постарался изобразить на лице улыбку, и от этого оно сделалось кислым и злым. 2) В окно хлестал дождь, а здесь было тепло и уютно. 3) Светило солнце, и как сумасшедшие кричали дрозды. 4) Она приходила ко мне каждый день, а ждать я начинал её с утра. 5) Дышать стало гораздо легче, и голоса под липами звучали мягче. 6) Грач ли хорошо знал своё дело, машина ли была хороша, но только вскоре Маргарита, открыв глаза, увидела… дрожащее озеро московских огней. 7) «Или вы соглашаетесь, или я немедленно ухожу!» - прошипел Азазелло. 8) След Варенухи так и не удалось поймать, то есть известный решительно всей Москве театральный администратор канул как в воду. 9) Пропали чёрные кони, и мастер с Маргаритой увидели обещанный рассвет…
(М. Булгаков)

Упражнение 15.
Перепишите предложения, подчеркните грамматические основы и составьте схемы.
1) За окном медленно падал снежок, и снежный, ясный свет лежал на стенах комнаты (А. Толстой). 2) Месячный свет падал из окон бледно-голубыми, бледно-серебристыми арками, и в каждой из них был дымчатый теневой крест, мягко ломавшийся по озаренным креслам и стульям (Бунин). 3) Солнце закатилось, и над городом стояла золотистая пыль (А. Толстой). 4) Поезд тронулся, и она остановилась, глядя широко раскрытыми синими глазами на мелькающие вдоль платформы вагоны (Бунин). 5) В саду было тихо, только птица иногда ворочалась и опять засыпала в липовых ветвях, да нежно охали древесные лягушки, да плескалась рыба в пруду (А. Н. Толстой).

Упражнение 16.

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. В сложносочиненных предложениях выделите грамматические основы. Составьте схему 5-го предложения.
Была с..редина марта. В..сна в этом году выд..лась ровная, дружная. Изр..дка вып..дали обильные, но короткие д..жди. Уже ездили на к..лесах по дорогам, п..крытым густой грязью. Снег еще лежал сугробами в глубоких лесах и в т..нистых..врагах, но на п..лях осел, стал рыхлым и темным, и из(под) него (кое)где больш..ми плеш..нами пок..залась ч..рная, жирная, парившаяся на со..нце земля. Б..резовые почки набухли, а барашки на вербах из белых стали ж..лтыми, пушистыми и огромными. Зацвела ива.
Пч..лы выл..тели из ул..ев за первым взятком, а на лесных п..лянах ро..ко пок..зались первые подснежники.
Мы с (не)т..рпением ждали пр..лета старых зн..комых скв..рцов - этих первых пер..летных г..стей, радос..ных вес..ников в..сны.

(По А. Куприну.)

Упражнение 17.
Выпишите из текста сложносочиненные предложения; определите средства синтаксической связи в них, укажите, какое значение привносят в предложение сочинительные союзы. Сделайте схемы выписанных предложений; выполните их синтаксический разбор.
Первая послевоенная весна на Дону была на редкость дружная. В конце марта подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья. В степи, взломав лед, бешено взыграли речки, и дороги стали почти непроездны. В эту недобрую пору бездорожья пришлось мне ехать в соседнюю станицу. И расстояние небольшое, всего около шестидесяти километров, но одолеть их оказалось не так-то просто. Пара лошадей еле-еле тащила тяжелую бричку. Колеса проваливались в перемешанный со снегом песок, и там, где было особенно трудно лошадям, мы слезали с брички, шли пеш¬ком, с трудом вытаскивая ноги из наезженной колеи. Кожаные ботинки тотчас промокли. По обочинам дороги еще держался блестевший на солнце ледок, и там пробираться было еще труднее. Наконец-то мы добрались до переправы через речку. Небольшая, местами пересыхающая летом речонка разлилась на целый километр. Хутор раскинулся в стороне, и возле причала стояла такая тишина, какая бывает в безлюдных местах только глухой осенью и в самом начале весны. От воды тянуло сыростью, а из степей, потонувших в сиренево-сизой дымке тумана, легкий ветерок нес извечно юный аромат недавно освободившейся из-под снега земли. Неподалеку, на прибрежном песке, лежал поваленный плетень, я присел на него. (М. Шолохов.)

Тест на тему «Сложносочинённое предложение»

1. Какое утверждение является неверным?
1) Сложносочинённые предложения – это такие предложения, в которых простые связываются сочинительными союзами.
2) В сложносочинённых предложениях с союзом и указывается на чередование явлений.
3) Если простые предложения соединены союзами и, да (в значении и ), ни – ни, тоже, также , в них перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим.
4) В сложносочинённых предложениях с союзами а, но, д а (в значении но) одно явление противопоставлено другому.

2. Какое утверждение является неверным?
1) Если два простых предложения соединены в одно сложное союзом зато, это предложение сложносочинённое.
2) В сложносочинённых предложениях с разделительным союзом то - то обычно указывается на чередование явлений.
3) Сложносочинённые предложения бывают союзными и бессоюзными.
4) В сложносочинённых предложениях с союзами однако, зато, же одно явление противопоставляется другому.

3. Какое утверждение является неверным?
1) Простые предложения не могут соединяться в сложносочинённое только при помощи интонации.
2) В сложносочинённых предложениях с союзами или (иль), то ли - то ли указывается на возможность одного явления из двух или нескольких.
3) Если два простых предложения соединены в одно сложное союзом однако, это предложение сложносочинённое.
4) В сложносочинённом предложении простые предложения связываются сочинительными или подчинительными союзами.

4. Определите тип предложения.
Ветер лизнул огромные серые валуны, раскиданные древним ураганом и за столетия неподвижности обросшие переплетением сцепившихся кустов.
1) простое предложение с обособленными однородными членами


5. Определите тип предложения.
Небо совсем выцвело от зноя, пыльные листья на полях чуть съёжились и пожелтели по краям.

2) сложносочинённое предложение
3) сложноподчинённое предложение
4) бессоюзное сложное предложение

6. Определите тип предложения.
В комнаты ворвался упоительный свежий ветер, который принёс запах сырой травы и мокрых елей.
1) простое предложение с однородными членами
2) сложносочинённое предложение
3) сложноподчинённое предложение
4) бессоюзное сложное предложение

7. Как надо продолжить предложение, чтобы оно получилось сложносочинённым?
Цветут липы…
1) и привлекают своим запахом пчёл.
2) и кругом пахнет липовым мёдом.
3) распространяя вокруг удивительный запах.
4) тесным полукругом окружающие дом.

8. Как надо продолжить предложение, чтобы оно получилось сложносочинённым?
Поднялся сильный ветер…
1) и сорвал с деревьев последние листья.
2) и захотелось поскорее укрыться от него куда-нибудь в тёплый дом.
3) разнося по дорожкам сада упавшие листья.
4) от которого захотелось поскорее куда-нибудь укрыться.

9. Как надо продолжить предложение, чтобы оно получилось сложносочинённым?
Внезапно набежали тучи…
1) и вылили на землю обильный дождь.
2) вскоре закрывшие солнце.
3) и стало темно.
4) не предвещавшие хорошей погоды.

10. Какие отношения выражаются с помощью союза и в данном сложносочинённом предложении?
Золотилась и краснела листва в подмосковных лесах, и над убегающей вдаль извилистой речушкой медленно плыла голубая дымка, и свежий ветер был напоён острыми запахами увядающих трав.
1) последовательность явлений
2) чередование явлений
3) противопоставление явлений
4) одновременность явлений

11. Какие отношения выражаются с помощью союза и в данном сложносочинённом предложении?
И вот уже косые дожди сбивают последнюю листву с деревьев, и вот уже среди рыжей листвы под ногой хрустнет первая тонкая льдинка, и вот однажды утром первый иней посеребрит голые макушки камней.
1) последовательность явлений
2) чередование явлений
3) противопоставление явлений
4) одновременность явлений

12. В каком варианте ответа указаны сложносочинённые предложения? (Знаки препинания не расставлены.)
А. Кругом по-прежнему сонное царство только кое-где поблизости стрекочут кузнечики.
Б. Я был когда-то ротным запевалой да и теперь я изредка пою.
В. Солнце греет по-прежнему однако трава кое-где уже почернела.
Г. Над долиной где мы ехали сгустились тучи.

1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) А, Г

13. В каком варианте ответа указаны сложносочинённые предложения? (Знаки препинания не расставлены.)
А. В саду было тихо только иногда где-то ворочалась какая-то птица.
Б. Обоз тронулся с места когда село солнце.
В. Страшно выли провода на столбах да грохотали вывески.
Г. В течение долгого времени дни стоят невыносимо жаркие однако в небольшой рощице веет живительной свежестью.

1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) Б, Г

14. В каком варианте ответа указаны сложносочинённые предложения? (Знаки препинания не расставлены.)
А. На дворе стоял первый день нового года да и он уж клонился к закату.
Б. Мы подождали пока с парома выгрузили машины.
В. Монолитная стена на фоне осеннего леса производила удручающее однако сильное впечатление.
Г. Молодой месяц низко висел над лесом и нежный свет его блестел в дождевых каплях.
1) А, В 2) Б, Г 3) Б, В 4) А, Г

15. В каком случае даны союзы, которые могут связывать части сложносочиненного предложения?
1) что, если, когда
2) зато, однако
3) потому что, в связи с тем что, оттого что
4) как, хотя

16. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны соединительным союзом?
1) Митя спал с незавешенными окнами, и сад и луна всю ночь смотрели в них.
2) С утра был туман, но к завтраку погода разгулялась.
3) То за соседним кустом начнет кричать коростель, то с пушечным выстрелом ударит пудовая рыба.
4) Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, смутные, неясные, как сон.

17. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны разделительным союзом?
1) Блестело море, все в ярком свете, и грозно волны о камень бились.
2) Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна.
3) Ни калина не растет между ними, ни трава не зеленеет.
4) Ты либо слушай, либо пускай другие слушают.

18. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны противительным союзом?
1) Корень учения горек, зато плоды его сладки.
2) Не то птица летит, не то дождь шумит.
3) Лицо ее было бледно, слегка раскрытые губы тоже побледнели.
4) Этот художник талантлив, и тем не менее картины его тебя не трогают.

МКОУ КРАСНОСЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Разноуровневые тесты по русскому языку
9 КЛАСС
«СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ И СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Разработала: Титкова Ж.В.,
учитель русского языка и литературы
Сложносочинённые предложения.
ВАРИАНТ 1

Предложение является сложным, если в нём несколько грамматических основ.
простые предложения соединяются в сложные только при помощи союзов или союзных слов.
По характеру союза и значению ССП также делятся на 3 группы.
Запятая между частями сложного предложения не ставится, если части имеют общий член.
В ССП простые предложения равноправны по смыслу.

По всей округе ливни льют, верёвки из дождинок вьют.
Допевали петухи, ночь мешалась с днём.
Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнёт.
Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.
Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.
Пройдя весь маршрут успешно, туристы возвращались домой.
3.Укажите, в каких примерах союз И соединяет части сложного предложения(знаки препинания не расставлены).
Пыль вихрем неслась по дороге и месяц совсем затуманился.
Вечерняя прохлада и тишина сходили на степь.
Мать проснулась и испуганно что-то спросила спросонок.
Я бродил подолгу и видел много примет осени.
Дари щедрое людям счастье и сам ты будешь им богат.
Но жизнь не зря зовут борьбой и рано нам трубить отбой.
4.Найдите, в каких примерах части ССП связывает противительный союз.
Ни ветра на земле, ни туч на бледном своде.
Не то это были вспышки далёких взрывов, не то сверкали зарницы.
Тяжело складывались слова, да ещё и волнение мешало говорить.
Послали его с донесением, да время очень тревожное.
Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги.


Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.
Направо белела песчаная коса и темнела груда дальних гор.
В зеркальных стёклах качались сосны и плыли серые облака.
Здесь краски не ярки и звуки не резки.
В полях реки текут голубые и цветы возле них разные.
Солнышко село и зорька погасла.
6.Найдите ССП, в которых есть пунктуационные ошибки.
Восход поднимался и падал опять, и лошадь устала степями скакать.
Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.
Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемёт.
Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг.
Редко тут ходили, но всё же ходили, и дорожка обозначилась чётко.
В это время в непроглядной тени оврага блеснуло несколько вспышек, и раскатились выстрелы.
7. Укажите предложения, соответствующие схеме: / /, и / /. Знаки не расставлены.
Всё разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени.
Мы усталые и голодные но совершенно счастливые и мир прекрасен.
Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.
Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.
8. Укажите предложение с грамматическими ошибками.
В обоих квартирах было темно.
У нас совсем нет времени.
Мы были в восторге от декораций в « Вишнёвом саде».
Это произведение более худшее.
Она ложит продукты в холодильник.
Я удивляюсь его силе.
ВАРИАНТ 2
1.Укажите неверное утверждение.
Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными.
Обычно части союзного сложного предложения разделяются запятой.
Вводные предложения всегда являются частью сложного предложения.
В ССП ставится точка с запятой при сильной распространённости и большой самостоятельности частей.
Частями ССП могут быть распространённые и нераспространённые предложения.
2.Найдите сложные предложения.
Мы с тобой играли вместе, пыль топтали у завалин.
Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам.
Приближается рассвет торопливый, посветлела небесная высь.
Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки.
Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным.
Учитель, проверив тетради, раздал ученикам.
3. Укажите в каких примерах союз И соединяет части сложного предложения (знаки не расставлены).
Придя на это страшное место он легко проскользнул вперёд и снова увидел то же самое.
И ветер дул и туча росла и глухо ворчала.
И скучно и грустно и некому руку подать в минуту душевной невзгоды.
В комнате тревожно и часто звонил невидимы сверчок.
Сорвётся яблоко и от паденья настороженно вздрагивал сад.
Солнце докатилось до края степи и растекалось по небу алым заревом.
Григорий шёл глядя по сторонам и думал о чём-то своём.
4.Найдите. в каких примерах части ССП связывает соединительный союз.
Прошёл час, другой, а мальчик всё не возвращался.
Не только взрослые, но и дети работали в саду.
Не то скрипнула дверь, не то мне это показалось.
Он никогда не плакал, зато временами находило на него упрямство.
Месяца не было, звёзды тоже не светили.
Ветер усиливался, но мы этого не замечали.
Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.
5.Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член(знаки не расставлены)
Сейчас брызнет майский дождь и начнется весенняя гроза.
Сверху жарко палило солнце и до крыши нельзя было добраться.
Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.
За телегой шел солдат и бежали густые толпы народа.
Стонут орлы и поблекла трава в сентябре
Отец любил порядок и порядок любил его.
Совсем стемнело и в темноте мы очень скоро потеряли товарищей.
6. Найдите ССП, в которых есть пунктуационные ошибки.
Сыплет дождик большие горошины, рвется ветер, и даль нечиста.
Вставало солнце мокрое, над лугом и душу поражала тишина.
Тяжелые грозди сирени дышали, росою горя, а сад, перепутавший тени, уже заливала заря.
Отзвенели капели, и подсохла зима, и грачи полетели на родные поля.
В России багряная осень, прозрачная синь, листопад и ветер туда не доносит тяжелых орудий раскат.
По морю шла волна, и пена, облизывая борта парохода, тотчас таяла.
7. Укажите предложение, соответствующее схеме , но .
Он неумный, но добрый, и поэтому все его любят
Мы подошли к берегу, но не увидели ни лодки, ни лодочника.
Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.
Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор, но я молчал.

Трест организовал и руководит предприятиями.
Несколько ребят вышло из леса.
Выставка- просмотр открыта ежедневно.
Он хорошо ездит на велосипеде.
Мать знакома с обеими моими подругами.
Жизненный путь героя тяжели трагичный.
Заведующий фермой Иванов возразил против этого предложения.
ВАРИАНТ 3

Между частями сложного предложения всегда есть особая интонационная связь, но не всегда- знак препинания.

Тире с ССП не ставится.
Одно и то же предложение может иметь разные знаки препинания.
2. Найдите сложные предложения.
Утро было знойное, пахло резедой.
Мишка вспомнил дом, мать, вечно хлопотавшую по хозяйству.
Я долго сидел над задачей, но все-таки решил ее сам.
Зима была снежная, ждали сильного половодья.
Он не только посадил дерево, но и выстроил дом, воспитал сына.
Здесь, как гласит предание, был густой лес.
3. Укажите, в каких примерах союз И соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).
Из дома регулярно приходили письма и нам было спокойно.
Глядел мальчик очень умно и прямо да и в голосе у него звучала сила.
Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам.
Лицо ее дрогнуло нахмурилось и тотчас засияло приветливой улыбкой.
4. Найдите, в каком примере части ССП связывает разделительный союз.
Он или забавлял нас рассказами, или играл с нами, но мы были ко всему равнодушны.
Внезапно старичок заговорил, звук его голоса также удивил меня.
То мальчики начинали шуметь, то девочки хныкали.
Солнце сияло, море же было неспокойно.
Как родные, так и соседи очень волновались.
С чужими я либо робел, либо важничал.
5. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая (знаки препинания не расставлены).
На площади шел митинг и я поспешил туда.
Через полчаса дверь отворилась и Петр вышел.
Вероятно мы сегодня работу не закончим и придется отложить ее на завтра.
Тебе сегодня не спится и мне не уснуть.
Поспевали огурцы и наши ребята ели их прямо с грядки.
Успеете ли вы закончить работу и сможем ли мы сдать ее вовремя?
К вечеру похолодало и к утру лужи подернулись льдом.
Было светло и очертания далеких гор выступали отчетливо.
6. Найдите предложения, в которых есть пунктуационные ошибки.
Каждый год, 9 Мая, наш народ празднует День Победы, и участники войны встречаются со своими однополчанами, постаревшими, поседевшими, но все еще бодрыми, вспоминают эпизоды боевой жизни и товарищей, не вернувшихся с войны.
Все, кажется, уложено, и останется только проститься с речкой, с густыми зарослями на берегу, со старым, зарастающим травой садом, со всеми местами, доставляющими столько радости в детстве.
В такую погоду птица не вылетает из гнезда и зверь не покидает своей берлоги, и только врач, выполняя свой долг, несмотря на лютый мороз, на пургу, выезжает к больным.
Мы построим вам дворцы большие, милые красавицы России, мы о вас напишем сочиненья, полные любви и удивленья.
Наташа, сидя на диване, смотрела на брата, в ее глазах отражались и его конфузливость, и жалость к нему и какое-то раздумье.
7. Укажите предложение, которое соответствует схеме и (знаки препинания не расставлены).
По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины.
Год проходит и Федор возвращается домой.
Остап уже занялся своим делом и давно отошел к куреням.
С востока надвигались тучи и оттуда потягивало влагой.
8. Укажите предложения с грамматическими ошибками.
На свободу русского народа пыталось посягнуть множество врагов.
Никто из пришедших не поздоровался с ней.
Разведчик не раз побывал в тылу врага.
На конференции состоялся обмен мнений.
Большая сила воли была характерна для этого героя.
От него не было ни слуха ни духа.
Его вклад в работу был существен.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (СПП)
ВАРИАНТ 1
1. Укажите неверное утверждение.
В CПП части неравноправны (одна подчиняется другой).
В СПП части связываются при помощи союзов или союзных слов.
Союзы и союзные слова не являются членами предложения.
В СПП от главного предложения к придаточному можно поставить вопрос.
2. Найдите СПП (знаки препинания не расставлены).
Дальние горы казались как бы вырезанными из картона.
Посмотри как тихо позолоту август рассыпает на полях.
Леса на дальних косогорах как желто-красный лисий мех.
В зеркальных окнах плыло только что поднявшееся солнце.
3. Укажите СПП, в которых союз связывает придаточное предложение с главным.
Я сказал, что люблю осенний лес.
Не знаю, что меня привлекает в этом юноше.
Пустыня покоряется тем, кто не боится ее суровых будней.
Ночью прибой вздыхает, будто бы сено косят.
Мы увидели новый дом, который недавно сдали в эксплуатацию.
4. Укажите СПП с придаточным определительным.
Письмо, что ты мне написала, меня ничуть не испугало.
Недаром говориться, что дело мастера боится.
Когда на душе горе, то тяжело без людей.
Воздух был полон острой свежести, которая бывает после грозы.
5. Найдите СПП с придаточным изъяснительным.
Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.
Отец осторожно прошел в детскую, посмотрел, спят ли мальчики.
Мне припомнилась ныне собака, что была моей юности друг.
Воздух так чист, что видна каждая ветка.
Вы знаете, что облака - это совершенно точные сигналы о погоде.

6. Укажите СПП с придаточным места.
Я давно мой край оставил, где цветут луга и
Родина слышит, родина знает, где в облаках ее сын пролетает.
Нет истины, где нет любви.

ВАРИАНТ 2
1. Укажите неверное утверждение.
Части СПП связаны подчинительной связью.
Выделяются три группы СПП по значению
Придаточные определительные прикрепляют­
Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы существительных.
2. Найдите СПП (знак и препинания не расставлены) .
Все березы на дожде как бы радостно плачут.
Перед восходом солнца в лесу стало еще холоднее.
Так как сильно лил дождь мы не могли выйти из палатки
Часы только что глухо пробили один раз.
3. Укажите СПП, в которых союзное слово связывает точное предложение с главным.
В лугах росистых, в лугах зеленых течет речонка, что мне мила.
Мы знали, что трудно выполнить эту работу.
Когда включили свет, комната показалась большой и нарядной.
Посмотри, какая мгла в глубине долин легла!
Вспомни, что не все еще спето.
4. Укажите СПП с придаточным изъяснительным.
Мы вышли на поляну, где рос огромный дуб.
Он привык к мысли, что лучшее впереди.
Молодость привлекает тем, что имеет будущее.
Он пошел туда, где узкой полоской чернел лес.
5. Найдите СПП с придаточным определительным.
Были и такие люди, что боялись его.
Недаром говорится, что дело мастера боится.
Он не знал того, что скоро увидит его.
Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.
6. Укажите СПП с придаточным времени.
Когда труд удовольствие, жизнь хороша.
Когда идешь в дальнюю дорогу, то уже не разбираешь погоды.
Трудись, мой ум. Трудись, пока я жив.
ВАРИАНТ 3
1. Укажите неверное утверждение.
Классификация союзных сложных предложений основана на особенностях союзов.
Тип подчинения может влиять на пунктуацию.
В предложениях с составными союзами место постановки запятой влияет на смысл.
При однородном подчинении каждая часть отделяется запятой.
2. Найдите СПП (знак и препинания на расставлены) .
Еще прозрачные леса как будто пухом зеленеют.
Утром едва начинает сереть бригада отправляется в поле.
Свет луны как нарочно притушен.
Он был спокоен как тихая вода горных озер.
3 . Укажите СПП, в которых союз связывает придаточное предложение с главным.
Я думал, что Коновалов изменился
Я должен был ждать, когда меня уволят. хоть там есть кто-то.
Он увидел, как в ворота въехала машина.
Не знаю, что привлекает меня в этом человеке.
Ему вспомнился день, когда он уезжал.
4. Укажите СПП с придаточным местоименно-определительным.
На поляну, где рос дуб, мы вышли под вечер.
Была та очаровательная пора, когда лес роняет свой убор багряный
Кто ищет, тот всегда найдет
Он не знал того, какой будет погода.

5. Найдите СПП с придаточным изъяснительным.
Скажите, почему вы так боитесь молчания.
Я спросил, скоро ли начнется лекция.
Деревня, что виднеется вдали, отстроена заново.
Я сделаю все, как вы просили.
6. Укажите СП П с придаточным цели.
Директор сказал, чтобы все собрались для обсуждения плана.
Закончи работу так, чтобы успеть к поезду.
Ребята оделись потеплее, чтобы не замерзнуть.
Мастер распорядился, чтобы работали четко по графику.
7 . Найдите СПП с пунктуационным и ошибками.
Собаки переплыли на другую сторону, но видя что мы не переходили вернулись обратно.
Утром еще солнце не успело подняться, как мы покинули ущелье.
Тропинка поднимается на серые скалы, где, облапив корнями камень, смотрятся в небо
Расскажите, кто вы и что с вами случилось.
Мы свернули налево, думая, что может быть, хоть там есть кто-то.
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1 ВАРИАНТ: 1 Б; 2 Б, Г; 3 А, Д, Е; 4 Г, Д; 5 Б, В, Г, Д; 6 В, Е; 7 Б; 11 А, Г, Д.
2 ВАРИАНТ: 1 В; 2 В, Г; 3 Б, В, Д; 4 Д, Ж; 5 А, Г, Д; 6 Б, Д; 7 Г; 11 А, Б, Е.
3 ВАНИАНТ: 1 В; 2 А, Г; 3 А, Е; 4 В; 5 Б, В, Г, Е; 6 А, Д; 7 А; 11 А, Г, Е.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1 ВАРИАНТ: 1 В; 2 Б; 3 А, Г; 4 А, Д; 5 Б, Д; 6 В.
2 ВАРИАНТ: 1 В; 2 В; 3 А, Г; 4 В; 5 А; 6 В.
3 ВАНИАНТ: 1 Г; 2 Б; 3 А, В; 4 В; 5 А, Б; 6 В; 7 А, Д.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ ПО СОВРЕМЕННОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА гр. ПН 11(1-3)

1.

A. В современном русском языке букв больше, чем звуков.

Б. Гласные в сильной позиции никогда не требуют проверки.

B. В сложных словах русского языка встречается,

помимо основного, побочное, более слабое ударение.

Г. В русском языке один и тот же звук может обозначаться разными буквами.

2. Укажите слова, в которых букв меньше, чем звуков:

а) мель; г) июнь;

б) ежик; д) звездное;

в) появляюсь; е) манная.

3. Найдите слова, в которых написание согласных не совпадает с их произношением:

а) вдруг; г) пустячный;

б) здесь; д) помощник;

в) грязно; е) возьми.

4. Укажите правильную фонетическую транскрипцию слова лягте:

а) [л"й"акт"э]; в) [л"агт"э];

б) [л"акт"э]; г) [л"ахт"э].

5. Укажите примеры, в которых допущены ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости слов.

A. Задача, поставленная нами, достигнута.

Б. Успехами мы не блещем.

B. Царское правительство устроило гонение на

передовых людей.

Г. Воздух чист. Дышится свежо.

6. Найдите предложения с фразеологизмами .

A. Дерево глубоко пустило корни.

Б. Марья гораздо глубже пустила корни, чем думали

B. Внук специально пустил козла в огород.

Г. Крестьяне нередко пускали красного петуха

на барские усадьбы.

7. Укажите фразеологизмы со значением « ручаться, быть совершенно уверенным » :

а) один на один; г) хоть пруд пруди;

б) биться об заклад; д) не сойти с этого места;

в) лед тронулся; е) провалиться на этом месте.

8. Найдите однокоренные слова к слову гореть:

а) гористый; в) огарок; д) горевать;

б) горница; г) гарем; е) загар.

9. Укажите неверное утверждение.

A. Предложение является сложным, если в нем несколько грамматических основ.

Б. Простые предложения соединяются в сложныетолько при помощи союзов или союзных слов.

B. В сложносочиненном предложении простые предложения равноправны по смыслу.

Г. Запятая между частями сложного предложения не ставится, если части имеют общий член.

Д. По характеру союза и значению ССП также делятся на три группы.

10. Найдите сложные предложения.

A. По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют.

Б. Допевали петухи, ночь мешалась с днем.

B. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет.

Г. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.

Д. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.

Е. Пройдя весь маршрут успешно, туристы возвращались домой.

11. Укажите, в каких примерах союз и соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).

А. Пыль вихрем неслась по дороге и месяц совсем затуманился.

Б. Вечерняя прохлада и тишина сходили на степь.

В. Мать проснулась и испуганно что-то спросила спросонок.

Г. Я бродил подолгу и видел много примет осени.

Д. Дари щедрее людям счастье и сам ты будешь им богат.

Е. Но жизнь не зря зовут борьбой и рано нам трубить отбой.

12. Найдите ССП, в которых есть пунктуационные ошибки.

A. Восход поднимался и падал опять, и лошадь устала степями скакать.

Б. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.

B. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет.

Г. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг.

Д. Редко тут ходили, но все же ходили, и дорожка обозначилась четко.

Е. В это время в непроглядной тени оврага блеснуло несколько вспышек, и раскатились выстрелы.

13. Укажите предложение, соответствующее схеме: , и

(знаки препинания не расставлены).

A. Все разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени.

Б. Мы усталые и голодные но совершенно счастливые и мир прекрасен.

B. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.

Г. Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.

14. Укажите предложения с грамматическими ошибками.

A. В обоих квартирах было темно.

Б. У нас совсем нет времени.

B. Мы были в восторге от декораций в «Вишневом саде».

Г. Это произведение более худшее.

Д. Она ложит продукты в холодильник.

Е. Я удивляюсь его силе.

15.

A. Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными.

Б. Обычно части союзного сложного предложения разделяются запятой.

B. Вводные предложения всегда являются частью сложного предложения.

Г. В ССП ставится точка с запятой при сильной распространенности и большой самостоятельности частей.

Д. Частями ССП могут быть распространенные и нераспространенные предложения.

16. Укажите неверное утверждение.

A. Между частями сложного предложения всегда есть особая интонационная связь, но не всегда - знак препинания.

Б. Классификация союзных сложных предложений основана на особенностях союзов.

B. Тире в ССП не ставится.

Г. Одно и то же предложение может иметь разные знаки препинания.

17. Укажите СПП с придаточным определительным.

A. Письмо, что ты мне написала, меня ничуть не испугало.

Б. Недаром говорится, что дело мастера боится.

B. Когда на душе горе, то тяжело без людей.

Г. Воздух был полон острой свежести, которая бывает после грозы.

18. Найдите СПП с придаточным изъяснительным.

A. Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.

Б. Отец осторожно прошел в детскую, посмотрел, спят ли мальчики.

B. Мне припомнилась ныне собака, что была моей юности друг.

Г. Воздух так чист, что видна каждая ветка.

Д. Вы знаете, что облака -это совершенно точные сигналы о погоде.

19. Найдите СПП с несколькими придаточными.

A. Одни только грачи, состарившиеся в степи, спокойно носились над травой или же равнодушно, ни на что не обращая внимания, долбили клювами черствую землю.

Б. Тихо, как умеют только звери, медведь сидел возле неподвижной человеческой фигуры, едва видневшейся на склоне сугроба.

B. Как ни была она взволнована, она не могла не ответить, что немцы не располагают здесь зенитной артиллерией.

Г. Ночь была так черна, что, вплотную столкнувшись, нельзя было видеть друг друга.

20. Укажите СПП с последовательным подчинением.

A. Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!

Б. Ночь была так черна, что в первые минуты, пока глаза не притерпелись, приходилось ощупью отыскивать дорогу.

B. Когда все части снова были оттянуты к шоссе, пришло известие, что командир ранен в голову.

Г. Когда, утомленные ходьбой, они воротились в свою каморку, из штаба прислали вестового, сообщившего, что связь налажена.

21. Укажите СПП с однородным подчинением.

A. Тут Чичиков вспомнил, что если приятель приглашает к себе в деревню за пятнадцать верст, то в ней есть верных тридцать.

Б. Чем ближе подходил катер, тем светлее казалась ему ночь, хотя всякий назвал бы эту темноту кромешной.

B. Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

Г. Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне, что ты часто ходишь на дорогу в старомодном ветхом шушуне.

22. Укажите БСП, между частями которого надо поставить запятую.

А. Выходить в море никто не решался ветер достиг восьми баллов.

Б. В глазах у меня потемнело голова закружилась.

В. Дрова все вышли топить нечем.

Г. Чин следовал ему он службу вдруг оставил.

Д. В феврале много инея на деревьях будет много меда.

23.

A. Поезд ушел его огни исчезли.

Б. На улице было еще пусто над крышами домов вставало солнце.

B. Случилась беда селевой поток размыл железнодорожный путь.

Г. Не бойтесь вас подстрахуют.

Д. Хотел рисовать кисти выпадали из рук.

Е. Солнце дымное встает будет день горячий.

24. Укажите БСП, между частями которых надо поставить тире.

A. Чайка прилетела скоро лед пойдет.

Б. Вот уж снег последний в поле тает теплый пар восходит от земли.

B. Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.

Г. Любишь кататься люби и саночки возить.

Д. Источник утоляет жажду доброе слово оживляет сердце.

Е. Трус не любит жизни он только боится ее потерять.

Ж. Богатому не спится богатый вора боится.

25. Найдите БСП, между частями которых надо поставить двоеточие.

A. Я смотрю на часы мы точно выполняем расчеты штурмана.

Б. Улетели птицы за море миновало время жатв.

B. Был вечер на небе блистали яркие звезды.

Г. Красоту только тронь небрежной рукой она исчезнет навеки.

Д. Я доверяю любящим они великодушны.

Е. У альпинистов есть золотое правило нельзя терять высоту.

26. Укажите неверное утверждение.

A. Предложение имеет грамматическую основу.

Б. Однородными могут быть все члены предложения.

B. Вводные слова иногда могут быть членами предложения.

Г. Обособленными могут быть все второстепенные члены предложения.

Д. Цитаты - это дословные выдержки из высказываний и сочинений кого-либо.

Тестовые задания предназначены для итогового контроля знаний учащихся по следующим темам: "Сложносочиненные предложения", "Сложноподчиненные предложения". В пособии учитывается разный уровень знаний учащихся: I, II варианты соответствуют базовому уровню, III вариант - повышенной трудности. Тестовые задания проверены в практике обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ КРАСНОСЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Разноуровневые тесты по русскому языку

9 КЛАСС

«СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ И СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Разработала: Титкова Ж.В.,

учитель русского языка и литературы

Сложносочинённые предложения.

ВАРИАНТ 1

  1. Предложение является сложным, если в нём несколько грамматических основ.
  2. простые предложения соединяются в сложные только при помощи союзов или союзных слов.
  3. По характеру союза и значению ССП также делятся на 3 группы.
  4. Запятая между частями сложного предложения не ставится, если части имеют общий член.
  5. В ССП простые предложения равноправны по смыслу.
  1. По всей округе ливни льют, верёвки из дождинок вьют.
  2. Допевали петухи, ночь мешалась с днём.
  3. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнёт.
  4. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.
  5. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.
  6. Пройдя весь маршрут успешно, туристы возвращались домой.

3.Укажите, в каких примерах союз И соединяет части сложного предложения(знаки препинания не расставлены).

  1. Пыль вихрем неслась по дороге и месяц совсем затуманился.
  2. Вечерняя прохлада и тишина сходили на степь.
  3. Мать проснулась и испуганно что-то спросила спросонок.
  4. Я бродил подолгу и видел много примет осени.
  5. Дари щедрое людям счастье и сам ты будешь им богат.
  6. Но жизнь не зря зовут борьбой и рано нам трубить отбой.

4.Найдите, в каких примерах части ССП связывает противительный союз.

  1. Ни ветра на земле, ни туч на бледном своде.
  2. Не то это были вспышки далёких взрывов, не то сверкали зарницы.
  3. Тяжело складывались слова, да ещё и волнение мешало говорить.
  4. Послали его с донесением, да время очень тревожное.
  5. Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги.
  1. Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.
  2. Направо белела песчаная коса и темнела груда дальних гор.
  3. В зеркальных стёклах качались сосны и плыли серые облака.
  4. Здесь краски не ярки и звуки не резки.
  5. В полях реки текут голубые и цветы возле них разные.
  6. Солнышко село и зорька погасла.

6.Найдите ССП, в которых есть пунктуационные ошибки.

  1. Восход поднимался и падал опять, и лошадь устала степями скакать.
  2. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.
  3. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемёт.
  4. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг.
  5. Редко тут ходили, но всё же ходили, и дорожка обозначилась чётко.
  6. В это время в непроглядной тени оврага блеснуло несколько вспышек, и раскатились выстрелы.

7. Укажите предложения, соответствующие схеме: / /, и / /. Знаки не расставлены.

  1. Всё разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени.
  2. Мы усталые и голодные но совершенно счастливые и мир прекрасен.
  3. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.
  4. Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.

8. Укажите предложение с грамматическими ошибками.

  1. В обоих квартирах было темно.
  2. У нас совсем нет времени.
  3. Мы были в восторге от декораций в « Вишнёвом саде».
  4. Это произведение более худшее.
  5. Она ложит продукты в холодильник.
  6. Я удивляюсь его силе.

ВАРИАНТ 2

1.Укажите неверное утверждение.

  1. Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными.
  2. Обычно части союзного сложного предложения разделяются запятой.
  3. Вводные предложения всегда являются частью сложного предложения.
  4. В ССП ставится точка с запятой при сильной распространённости и большой самостоятельности частей.
  5. Частями ССП могут быть распространённые и нераспространённые предложения.

2.Найдите сложные предложения.

  1. Мы с тобой играли вместе, пыль топтали у завалин.
  2. Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам.
  3. Приближается рассвет торопливый, посветлела небесная высь.
  4. Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки.
  5. Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным.
  6. Учитель, проверив тетради, раздал ученикам.

3. Укажите в каких примерах союз И соединяет части сложного предложения (знаки не расставлены).

  1. Придя на это страшное место он легко проскользнул вперёд и снова увидел то же самое.
  2. И ветер дул и туча росла и глухо ворчала.
  3. И скучно и грустно и некому руку подать в минуту душевной невзгоды.
  4. В комнате тревожно и часто звонил невидимы сверчок.
  5. Сорвётся яблоко и от паденья настороженно вздрагивал сад.
  6. Солнце докатилось до края степи и растекалось по небу алым заревом.
  7. Григорий шёл глядя по сторонам и думал о чём-то своём.

4.Найдите. в каких примерах части ССП связывает соединительный союз.

  1. Прошёл час, другой, а мальчик всё не возвращался.
  2. Не только взрослые, но и дети работали в саду.
  3. Не то скрипнула дверь, не то мне это показалось.
  4. Он никогда не плакал, зато временами находило на него упрямство.
  5. Месяца не было, звёзды тоже не светили.
  6. Ветер усиливался, но мы этого не замечали.
  7. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

5.Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член(знаки не расставлены)

  1. Сейчас брызнет майский дождь и начнется весенняя гроза.
  2. Сверху жарко палило солнце и до крыши нельзя было добраться.
  3. Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.
  4. За телегой шел солдат и бежали густые толпы народа.
  5. Стонут орлы и поблекла трава в сентябре
  6. Отец любил порядок и порядок любил его.
  7. Совсем стемнело и в темноте мы очень скоро потеряли товарищей.

6. Найдите ССП, в которых есть пунктуационные ошибки.

  1. Сыплет дождик большие горошины, рвется ветер, и даль нечиста.
  2. Вставало солнце мокрое, над лугом и душу поражала тишина.
  3. Тяжелые грозди сирени дышали, росою горя, а сад, перепутавший тени, уже заливала заря.
  4. Отзвенели капели, и подсохла зима, и грачи полетели на родные поля.
  5. В России багряная осень, прозрачная синь, листопад и ветер туда не доносит тяжелых орудий раскат.
  6. По морю шла волна, и пена, облизывая борта парохода, тотчас таяла.

7. Укажите предложение, соответствующее схеме , но .

  1. Он неумный, но добрый, и поэтому все его любят
  2. Мы подошли к берегу, но не увидели ни лодки, ни лодочника.
  3. Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.
  4. Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор, но я молчал.
  1. Трест организовал и руководит предприятиями.
  2. Несколько ребят вышло из леса.
  3. Выставка- просмотр открыта ежедневно.
  4. Он хорошо ездит на велосипеде.
  5. Мать знакома с обеими моими подругами.
  6. Жизненный путь героя тяжели трагичный.
  7. Заведующий фермой Иванов возразил против этого предложения.

ВАРИАНТ 3

  1. Между частями сложного предложения всегда есть особая интонационная связь, но не всегда- знак препинания.
  2. Тире с ССП не ставится.
  3. Одно и то же предложение может иметь разные знаки препинания.

2. Найдите сложные предложения.

  1. Утро было знойное, пахло резедой.
  2. Мишка вспомнил дом, мать, вечно хлопотавшую по хозяйству.
  3. Я долго сидел над задачей, но все-таки решил ее сам.
  4. Зима была снежная, ждали сильного половодья.
  5. Он не только посадил дерево, но и выстроил дом, воспитал сына.
  6. Здесь, как гласит предание, был густой лес.

3. Укажите, в каких примерах союз И соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).

  1. Из дома регулярно приходили письма и нам было спокойно.
  2. Глядел мальчик очень умно и прямо да и в голосе у него звучала сила.
  3. Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам.
  4. Лицо ее дрогнуло нахмурилось и тотчас засияло приветливой улыбкой.

4. Найдите, в каком примере части ССП связывает разделительный союз.

  1. Он или забавлял нас рассказами, или играл с нами, но мы были ко всему равнодушны.
  2. Внезапно старичок заговорил, звук его голоса также удивил меня.
  3. То мальчики начинали шуметь, то девочки хныкали.
  4. Солнце сияло, море же было неспокойно.
  5. Как родные, так и соседи очень волновались.
  6. С чужими я либо робел, либо важничал.

5. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая (знаки препинания не расставлены).

  1. На площади шел митинг и я поспешил туда.
  2. Через полчаса дверь отворилась и Петр вышел.
  3. Вероятно мы сегодня работу не закончим и придется отложить ее на завтра.
  4. Тебе сегодня не спится и мне не уснуть.
  5. Поспевали огурцы и наши ребята ели их прямо с грядки.
  6. Успеете ли вы закончить работу и сможем ли мы сдать ее вовремя?
  7. К вечеру похолодало и к утру лужи подернулись льдом.
  8. Было светло и очертания далеких гор выступали отчетливо.

6. Найдите предложения, в которых есть пунктуационные ошибки.

  1. Каждый год, 9 Мая, наш народ празднует День Победы, и участники войны встречаются со своими однополчанами, постаревшими, поседевшими, но все еще бодрыми, вспоминают эпизоды боевой жизни и товарищей, не вернувшихся с войны.
  2. Все, кажется, уложено, и останется только проститься с речкой, с густыми зарослями на берегу, со старым, зарастающим травой садом, со всеми местами, доставляющими столько радости в детстве.
  3. В такую погоду птица не вылетает из гнезда и зверь не покидает своей берлоги, и только врач, выполняя свой долг, несмотря на лютый мороз, на пургу, выезжает к больным.
  4. Мы построим вам дворцы большие, милые красавицы России, мы о вас напишем сочиненья, полные любви и удивленья.
  5. Наташа, сидя на диване, смотрела на брата, в ее глазах отражались и его конфузливость, и жалость к нему и какое-то раздумье.

7. Укажите предложение, которое соответствует схеме и (знаки препинания не расставлены).

  1. По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины.
  2. Год проходит и Федор возвращается домой.
  3. Остап уже занялся своим делом и давно отошел к куреням.
  4. С востока надвигались тучи и оттуда потягивало влагой.

8. Укажите предложения с грамматическими ошибками.

  1. На свободу русского народа пыталось посягнуть множество врагов.
  2. Никто из пришедших не поздоровался с ней.
  3. Разведчик не раз побывал в тылу врага.
  4. На конференции состоялся обмен мнений.
  5. Большая сила воли была характерна для этого героя.
  6. От него не было ни слуха ни духа.
  7. Его вклад в работу был существен.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (СПП)

ВАРИАНТ 1

1. Укажите неверное утверждение.

  1. В CПП части неравноправны (одна подчиняется другой).
  2. В СПП части связываются при помощи союзов или союзных слов.
  3. Союзы и союзные слова не являются членами предложения.
  4. В СПП от главного предложения к придаточному можно поставить вопрос.

2. Найдите СПП (знаки препинания не расставлены).

  1. Дальние горы казались как бы вырезанными из картона.
  2. Посмотри как тихо позолоту август рассыпает на полях.
  3. Леса на дальних косогорах как желто-красный лисий мех.
  4. В зеркальных окнах плыло только что поднявшееся солнце.

3. Укажите СПП, в которых союз связывает придаточное предложение с главным.

  1. Я сказал, что люблю осенний лес.
  2. Не знаю, что меня привлекает в этом юноше.
  3. Пустыня покоряется тем, кто не боится ее суровых будней.
  4. Ночью прибой вздыхает, будто бы сено косят.
  5. Мы увидели новый дом, который недавно сдали в эксплуатацию.

4. Укажите СПП с придаточным определительным.

  1. Письмо, что ты мне написала, меня ничуть не испугало.
  2. Недаром говориться, что дело мастера боится.
  3. Когда на душе горе, то тяжело без людей.
  4. Воздух был полон острой свежести, которая бывает после грозы.
  1. Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.
  2. Отец осторожно прошел в детскую, посмотрел, спят ли мальчики.
  3. Мне припомнилась ныне собака, что была моей юности друг.
  4. Воздух так чист, что видна каждая ветка.
  5. Вы знаете, что облака - это совершенно точные сигналы о погоде.

6. Укажите СПП с придаточным места.

  1. Я давно мой край оставил, где цветут луга и
  2. Родина слышит, родина знает, где в облаках ее сын пролетает.
  3. Нет истины, где нет любви.

ВАРИАНТ 2

1. Укажите неверное утверждение.

  1. Части СПП связаны подчинительной связью.
  2. Выделяются три группы СПП по значению
  3. Придаточные определительные прикрепляют­
  4. Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы существительных.

2. Найдите СПП (знак и препинания не расставлены) .

  1. Все березы на дожде как бы радостно плачут.
  2. Перед восходом солнца в лесу стало еще холоднее.
  3. Так как сильно лил дождь мы не могли выйти из палатки
  4. Часы только что глухо пробили один раз.

3. Укажите СПП, в которых союзное слово связывает точное предложение с главным.

  1. В лугах росистых, в лугах зеленых течет речонка, что мне мила.
  2. Мы знали, что трудно выполнить эту работу.
  3. Когда включили свет, комната показалась большой и нарядной.
  4. Посмотри, какая мгла в глубине долин легла!
  5. Вспомни, что не все еще спето.

4. Укажите СПП с придаточным изъяснительным.

  1. Мы вышли на поляну, где рос огромный дуб.
  2. Он привык к мысли, что лучшее впереди.
  3. Молодость привлекает тем, что имеет будущее.
  4. Он пошел туда, где узкой полоской чернел лес.

5. Найдите СПП с придаточным определительным.

  1. Были и такие люди, что боялись его.
  2. Недаром говорится, что дело мастера боится.
  3. Он не знал того, что скоро увидит его.
  4. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.

6. Укажите СПП с придаточным времени.

  1. Когда труд удовольствие, жизнь хороша.
  2. Когда идешь в дальнюю дорогу, то уже не разбираешь погоды.
  3. Трудись, мой ум. Трудись, пока я жив.

ВАРИАНТ 3

1. Укажите неверное утверждение.

  1. Классификация союзных сложных предложений основана на особенностях союзов.
  2. Тип подчинения может влиять на пунктуацию.
  3. В предложениях с составными союзами место постановки запятой влияет на смысл.
  4. При однородном подчинении каждая часть отделяется запятой.

2. Найдите СПП (знак и препинания на расставлены) .

  1. Еще прозрачные леса как будто пухом зеленеют.
  2. Утром едва начинает сереть бригада отправляется в поле.
  3. Свет луны как нарочно притушен.
  4. Он был спокоен как тихая вода горных озер.

3 . Укажите СПП, в которых союз связывает придаточное предложение с главным .

  1. Я думал, что Коновалов изменился
  2. Я должен был ждать, когда меня уволят. хоть там есть кто-то.
  3. Он увидел, как в ворота въехала машина.
  4. Не знаю, что привлекает меня в этом человеке.
  5. Ему вспомнился день, когда он уезжал.

4. Укажите СПП с придаточным местоименно-определительным.

  1. На поляну, где рос дуб, мы вышли под вечер.
  2. Была та очаровательная пора, когда лес роняет свой убор багряный
  3. Кто ищет, тот всегда найдет
  4. Он не знал того, какой будет погода.

5. Найдите СПП с придаточным изъяснительным.

  1. Скажите, почему вы так боитесь молчания.
  2. Я спросил, скоро ли начнется лекция.
  3. Деревня, что виднеется вдали, отстроена заново.
  4. Я сделаю все, как вы просили.

6. Укажите СП П с придаточным цели.

  1. Директор сказал, чтобы все собрались для обсуждения плана.
  2. Закончи работу так, чтобы успеть к поезду.
  3. Ребята оделись потеплее, чтобы не замерзнуть.
  4. Мастер распорядился, чтобы работали четко по графику.

7 . Найдите СПП с пунктуационным и ошибками.

  1. Собаки переплыли на другую сторону, но видя что мы не переходили вернулись обратно.
  2. Утром еще солнце не успело подняться, как мы покинули ущелье.
  3. Тропинка поднимается на серые скалы, где, облапив корнями камень, смотрятся в небо
  4. Расскажите, кто вы и что с вами случилось.
  5. Мы свернули налево, думая, что может быть, хоть там есть кто-то.

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ

СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

1 ВАРИАНТ: 1 Б; 2 Б, Г; 3 А, Д, Е; 4 Г, Д; 5 Б, В, Г, Д; 6 В, Е; 7 Б; 11 А, Г, Д.

2 ВАРИАНТ: 1 В; 2 В, Г; 3 Б, В, Д; 4 Д, Ж; 5 А, Г, Д; 6 Б, Д; 7 Г; 11 А, Б, Е.

3 ВАНИАНТ: 1 В; 2 А, Г; 3 А, Е; 4 В; 5 Б, В, Г, Е; 6 А, Д; 7 А; 11 А, Г, Е.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

1 ВАРИАНТ: 1 В; 2 Б; 3 А, Г; 4 А, Д; 5 Б, Д; 6 В.

2 ВАРИАНТ: 1 В; 2 В; 3 А, Г; 4 В; 5 А; 6 В.

3 ВАНИАНТ: 1 Г; 2 Б; 3 А, В; 4 В; 5 А, Б; 6 В; 7 А, Д.


«Двоеточие в бессоюзном сложном предложении» - До отправления поезда оставалось пять минут. 2) Я понимаю. Двоеточие необходимо поставить в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Б)Богатому не спится богатый вора боится. Практические задания. Д) Решетом воду мерить время потерять. Г) Смолоду прорешка к старости дыра.

««Бессоюзные сложные предложения» 9 класс» - Правописание гласных и согласных в корне. Поставь себе оценку. Сложное предложение. Внимание. Надо вспомнить. Что мы знаем о бессоюзном сложном предложении. Самостоятельная проверка в парах. Изучаем бессоюзные сложные предложения. Задание. Что надо знать. Тренировочные упражнения.

«Бессоюзное предложение урок» - Обобщающий урок-практикум по русскому языку 9 класс. Когда… Зарумянилась вишня и слива, налилась золотистая рожь. Только песне нужна красота – красоте же и песен не надо. Цели урока. Может ли красота что-то изменить в жизни? Упадет луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. Какие предложения называются бессоюзными?

«Бессоюзное сложное предложение урок» - Расставить и объяснить знаки препинания в следующих предложениях: Тема урока: «Бессоюзное сложное предложение». Я взглянул в окно на безоблачном небе разгорались звезды. Расставить и объяснить знаки препинания в тексте. К первой группе относятся БСП с перечислительной интонацией. Ко второй группе относятся БСП с несколькими отношениями.

«Бессоюзное сложное предложение» - 3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Нравится рисовать рисуй на здоровье. Урок-игра на тему: «Бессоюзные сложные предложения». Ехал сюда рожь начинала желтеть. 1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? 2)Расставить знаки препинания в следующих предложениях: Воздух чист и прозрачен трава блестит изумрудами.

«Знаки в бессоюзных предложениях» - Точка с запятой между частями БСП. Синтаксис сложного предложения. Быстрая смена событий. Ключи ответов по вариантам. Схватка с медведем. Бессоюзные сложные предложения. Найти грамматические основы. Взаимосвязь интонации и смысловых отношений. Виды сложных предложений. Новая версия. Тире между частями БСП.

Всего в теме 10 презентаций