По картинам

Составление коллективного рассказа по картине «Саша и снеговик. Длинноухий зайка серый Кто скажет, кто знает

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе «Составление рассказа по сюжетной картинке «Снеговик».

Программное содержание:

Цель занятия:

  • составление детьми рассказов о конкретных объектах картины с использованием метафор, представляя их в прошлом, настоящем и будущем времени.

Образовательные задачи:

  • закрепить знания детей о зиме, ее признаках, зимних развлечениях детей.

Развивающие задачи:

  • закреплять умение определять состав картины, моделировать его;
  • работать над установлением взаимосвязей между объектами на картине, моделировать их;
  • продолжить работу по обучению составлению рассказа о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее;
  • продолжить работу по обучению создания образных характеристик объектов путем составления метафор;
  • развивать внимание, память, творческое мышление;
  • продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи;
  • упражнять в образовании и употреблении относительных и качественных прилагательных, согласовании их с существительными.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать умение сопереживать героям картины, понимать их чувства.

Словарная работа:

  • существительные: зима, снег, снежинки, снеговик, комок, сугроб;
  • прилагательные: снежный, снеговой, пушистый, теплый, холодный, пышный, липкий, мокрый, сладкий;
  • глаголы: покрывать, застилать, надевать, укутывать, лепить, падать, ставить, втыкать.

Оборудование: сюжетная картина «Снеговик», фломастер, бумага, таблица с изображениями объектов картины, изображения волшебников, ватный снежок, таблички с картинками, изображающими похожие объекты, карточки с изображениями героев картины, медали с изображениями волшебников, уменьшенные копии картины «Снеговик» по числу детей.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Недалеко от присутствующих.

Логопед: Дети, смотрите, какие у нас красивые, улыбающиеся, добрые гости. Надо с ними поздороваться и познакомиться. На кого я посмотрю и подмигну, тот поздоровается и познакомится с кем-нибудь из гостей.

Дети здороваются:

Доброе утро! Я Никита!
- Здравствуйте. Я Надя!
- Рад вас видеть. Я Саша!
- Приветствую Вас! Я Арсений!
- Доброго Вам дня! Я Полина!

Логопед: – Ребята, скоро будут зимние каникулы. Какие мы праздники будем отмечать?

Дети: – Рождество, Новый гоДети:

Логопед: – Чем вы будете заниматься на каникулах?

Дети: — Кататься на санках, лыжах, коньках.

II Отгадывание загадок.

Логопед: – Ребята, отгадайте загадки.

Две в руках, две на ногах,
Не провалишься в снегах,
А проедешь без труда,
Только лягут два следа.
(Лыжи)

Все лето стояли, зимы ожидали,
Дождались поры – помчались с горы.
(Санки)

Зимние каникулы, веселые деньки!
Нужны ребятам лыжи, и санки, и …
(Коньки)

А кого можно лепить зимой?

Дети: – Зимой можно лепить снеговика.

III. Определение состава картины.

Логопед: – Пойдемте посмотрим, у нас на картине про это нарисовано.

Дети садятся за столы. На доске висит сюжетная картина «Снеговик».

Логопед: – К нам пришел волшебник. Как его зовут?

Дети: – Дели!

Логопед: – Он поможет выделить как можно больше предметов на картине.

Дети называют объекты, изображенные на картине, а логопед каждое слово отмечает на листе бумаги чертой маркера.

Логопед: – Все назвали? Вот сколько много слов у нас получилось. А это вам подарочек от волшебника Дели. На этой таблице он обозначил слова с картины.

Логопед выставляет на доску таблицу с изображениями героев и предметов картины.

IV. Установление взаимосвязей между объектами на картине.

Приходит волшебник Давай (логопед выставляет его изображение на доску).

Логопед: – Какой волшебник появился?

Дети: – Волшебник Давай!

Логопед: – Что будем с ним делать?

Дети: – Объединять слова!

Дети составляют предложения, объединяя по два объекта, логопед объединяет их на таблице линиями.

Снежинки падают на землю.
- Снег лежит на земле.
- Ком снега лежит на санках.
- Санки стоят на снегу.
- Куст стоит в снегу.
- Дерево стоит слева от грибка.
- Дерево стоит за грибком.
- Дерево стоит справа от грибка.
- Дерево стоит за снеговиком.
- Лесенка стоит за грибком.
- Дерево стоит слева от забора.
- Маша надевает ведро на снеговика.
- У снеговика морковка вместо носа.
- Вика и Аня дружат.
- Вика и Аня катают ком снега.
- Маша слепила снеговика.
- Ворона летит в небе. Ворона идет по снегу.

V. Преобразование объектов во времени.

Логопед: – Встречайте еще одного гостя! Это…

Дети: – Волшебник Отставай! С ним мы узнаем, что было раньше.

Логопед: – Что делали раньше вороны?

Дети: – Сидели на дереве, скучали, искали, что бы поесть.

Логопед: – Что делала Маша?

Дети: – Проснулась, умылась, оделась, позавтракала, вышла на улицу. Она увидела, что снег липкий и стала лепить снеговика.

Логопед: – Что делали Вика и Аня?

Дети: – Они проснулись, умылись, оделись, позавтракали, посмотрели мультфильмы. Потом Вика взяла санки, Аня взяла лопату, и они пошли гулять во двор. Там они увидели, как Маша лепит снеговика и тоже захотели слепить его.

Логопед: – Что было со снеговиком?

Дети: – Его не было. Он был снегом в снеговой туче. Подул ветер, снег посыпался из тучи и лег на землю. Пришла Маша и слепила из снега снеговика.

Логопед: – А сейчас встречайте нового волшебника! Кто это?

Дети: – Забегай!

Логопед: – Что будет делать Маша, когда наденет ведро на снеговика?Дети: – Маша пойдет домой обедать. Дома она расскажет маме про снеговика. Они вместе с мамой пойдут во двор на него посмотреть и сфотографируют на память.

Логопед: – Что будут делать Вика и Аня?

Дети: – Они будут делать своего снеговика: положат на самый большой ком снега ком поменьше, затем самый маленький. Глаза сделают из двух угольков, нос из морковки, нарисуют брови и рот угольком, воткнут волосы из веточек. На голову наденут ведро, в руку – метлу. Очень хорошо получится. Вика и Аня побегут домой, позовут смотреть на снеговика маму и папу. Родители очень удивятся, что у их маленький дочек получился замечательный снеговик.

Логопед: – Что будут делать вороны, когда дети уйдут домой?

Дети: – Любопытные вороны подойдут к снеговику, поймут, что он не живой, хотя похож на человека, осмелеют, станут его клевать, пробовать на вкус, взлетят на голову. Они почувствуют сладкий запах морковки, начнут ее клевать, наедятся и станут довольные и сытые.

VI. Динамическая пауза.

Логопед: – А сейчас этот ряд детей будет катить снежные комки, а этот – везти комки на санках. Пойдемте лепить снеговика!

Дети, имитируя движения, выходят на середину комнаты, начинается динамическая пауза «Снеговик».

Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза,… шляпа,… нос,… метла…
Но солнце припечет слегка – увы! – и нет снеговика.

VII. Подбор объектов по определенному признаку.

Логопед: – А сейчас играем в снежки. Назовите, что еще может быть таким же.

Дети встают в кружок. Логопед бросает ватный снежок каждому ребенку и называет предмет с картины. Дети подбирают слова, обозначающие предметы, обладающие такими же качествами.

Вороны любопытные, как… Буратино.
- Снег холодный, как… мороженое.
- Снег пушистый, как… меховая шапка.
- Воздух свежий, как… вода из-под крана.
- Ведро холодное, как… леДети:
- Грибок круглый, как… колесо.
- Забор деревянный, как… карандаш.
- Ком снега круглый, как… солнце.
- Морковь острая, как… нож.
- Облака легкие, как… пух.
- Сугробы пышные, как… перина.
- Деревья шершавые, как… терка.

VIII. Игра «Угадай волшебника».

Логопед: Ребята, волшебникам так понравилось, как вы подбирали похожие слова, что они решили все вместе с вами поиграть.

Логопед демонстрирует изображения волшебников по очереди, дети выполняют движения соответственно изображениям.

Последним появляется изображение Феи Наоборот: «А сейчас медленно и очень шумно встаньте из-за столов». Дети должны быстро и тихо сесть за столы.

IX Составление метафор по картинке.

Логопед: – Посмотрите на карточки на столах. Найдите на них изображения похожих предметов.

Как можно назвать снег на заборе, если он пушистый, как меховая шапка?

Дети: – Забор надел пушистые снеговые шапки.

Логопед: – Как можно назвать снег на кусте, если он похож на теплую шубу?

Дети: – Куст укутался в снеговую теплую шубу.

Логопед: – Как можно назвать снеговые облака на небе, если они похожи на мягкие подушки?

Дети: – Небо покрыто мягкими снеговыми подушками.

Логопед: – Как можно сказать о снеговых сугробах, если они пышные, как перина?

Дети: – Земля застелена пышной снеговой периной.

Логопед: – Как можно сказать про снег, если он липкий, как пластилин?

Дети: – Дети лепят из снежного пластилина.

Логопед: – Как можно сказать о снежных комках, если они круглые, как солнышко?

Дети: – Дети катают снежные солнышки.

Логопед: – Как можно назвать снеговика, если он находится во дворе и в руке у него метла?

Дети: – Снежный дворник.

Логопед: – Как можно назвать снеговика, которого слепили Вика и Аня, если он очень похож на снеговика Маши, но он маленький.

Дети: – Сыночек снеговика.

X. Составление рассказов по картине об определенном герое.

Логопед: — А сейчас сложите карточки и положите их на край стола. Возьмите пакеты и достаньте из них картинки. Кто на них нарисован?

Дети: — Маша, Аня, Вика, снеговик, вороны.

Логопед: – Сейчас будем составлять рассказы по картинке, которая висит на доске, каждый из вас о том герое, который изображен на ваших картинках. Надо придумать название рассказу, рассказывать по порядку: что было до изображенного на картине, что изображено на ней, что будет после изображенного; и обязательно употребить предложения с похожими словами.

Примерные рассказы:

«Снежный дворник»

Проснулась Маша утром, умылась, оделась, позавтракала, вышла во двор гулять.

На улице зима. Холодно. По небу плывут мягкие снежные подушки облаков. Земля застлана пышной снежной периной. Забор надел пушистые снежные шапки. Кусты укутались в теплые снежные шубы. Потрогала Маша снег, а он липкий, как пластилин. Значит, можно лепить снеговика. Скатала сначала самое большое снежное солнышко, потом второе – поменьше, потом третье – еще меньше. Поставила их друг на друга. Принесла снеговику вместо носа — морковку, вместо глаз – угольки, вместо волос – веточки, вместо шляпы – ведро, вместо пуговиц – угольки. Нарисовала угольками брови и рот. В руку воткнула метлу.

Как живой получился снеговик – на дворника похож.

Захотела Маша маме и папе про снеговика рассказать, побежала быстрей домой. Папа выглянул в окно и сказал, что такого красивого снеговика надо сфотографировать. Взял он фотоаппарат, вышел вместе с Машей во двор и сфотографировал снеговика на память – он ведь может растаять.

«Сыночек снеговика»

Однажды зимним утром проснулись Вика и Аня, умылись, оделись, позавтракали, стали смотреть мультфильмы. Потом решили на улицу выйти. Вика взяла санки, Аня – лопатку, оделись потеплей и пошли во двор.

Вся земля во дворе застлана пышной снежной периной. На заборе надеты пушистые снежные шапки. На кустах – теплые снежные шубы.

Смотрят дети, а большая девочка Маша лепит снеговика из снежного пластилина. Очень у нее хороший снеговик получился: большой, красивый. Захотелось и Вике с Аней слепить снеговика. Стали они катать снежные солнышки – комки: большой, поменьше и самый маленький. Воткнули снеговику вместо глаз угольки, вместо носа морковку, вместо волос веточки, вместо шляпы надели ведро, вместо пуговиц вставили угольки. Нарисовали брови и рот угольком. В руку воткнули метлу. Очень хороший снеговик получился, на Машин похож, только поменьше. Решили Аня и Вика, что это будет сынок большого снеговика. Обрадовались маленькие девочки, ведь они первый раз снеговика лепили.

Побежали они домой рассказать маме и папе про снеговика. Родители вышли посмотреть на него и очень удивились, что у их маленьких дочек получился такой чудесный снежный сынок.

«День рождения Снеговика»

Наступила зима. По небу поплыли мягкие подушки снежных облаков. Множество снежинок летело в облаке над землей. Подул свежий ветерок, и снежинки посыпались на землю. Укрыли они ее пышной снежной периной, нарядили забор в пушистые снежные шапки. Укутали кусты теплыми снежными шубами. Только скучно было снежинкам лежать на одном месте. Стали они мокрыми, липкими.

Тут пришли во двор дети, стали катать из снежного пластилина комки – снежные солнышки – сначала большой, потом поменьше, еще меньше. Поставили комки один на другой – превратился снег в снеговика. Вместо глаз дети вставили ему угольки, вместо носа – морковку, вместо волос – веточки. Нарисовали угольком брови и рот. Пуговицы сделали из угольков, на голову надели ведро вместо шляпы. В руку воткнули метлу.

Все снеговиком любуются. Вот он какой замечательный!

«Вкусная морковка»

Наступила зима. Холодно воронам. Земля застлана пышной снеговой периной. Корма не найти. Очень голодные вороны. С утра они корм ищут, не могут найти. Грустно им и скучно. Хотели вороны во дворе корм поискать, да дети мешают: шумят, балуются, снежного человека лепят.

Наконец дети ушли, а снежный человек остался. Очень воронам интересно, какой он, а подойти страшно. Стоит снежный человек, не шевелится. Подлетели вороны к нему поближе. Не шевелится. Тогда они осмелели, уселись на голову снеговику. Он не двигается. Значит, не живой, и бояться его нечего.

Любовь Козак
Составление рассказа по сюжетной картине «Саша и снеговик». Технологическая карта занятия по развитию речи в средней группе

Технологиялы картасы .

Технологическая карта

организованной учебной деятельности для средней группы

Білім беру саласы :Образовательная область : Коммуникация.

Блімдері:Раздел : Развитие речи .

Таырыбы :Тема : Составление рассказа по сюжетной картине «Саша и снеговик » .

Масаты :Цели : Закрепить представление детей о зиме и ее приметах.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» ; закрепить правильное произношение звуков «с» и «р» .

Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными) .

Учить составлять с помощью воспитателя небольшой рассказ по сюжетной картинке .

Развивать зрительное внимание , мышление, память, координацию речи с движением .

Развивать творческие способности и фантазию.

Продолжать воспитывать культуру речи , умение внимательно выслушивать высказывания детей.

Сздік жмыс. Словарная работа : вьюга.

Алдын-алу жмысы. Предварительная работа : целевые прогулки, ежедневные наблюдения, рассматривание иллюстраций о зиме , зимних явлений, зимних развлечений . Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях.

Жабдытар. Оборудование : снежинка, картина «Саша и снеговик » , картинка тающего снеговика , бутылочки с пенопластом, силуэты снеговиков , уветные карандаши.

Билингвиады компонент : Билингвальный компонент : ыс - зима, ар - снег .

кезендері

деятельности

Трбиешіні іс- рекеті

Деятельность воспитателя

Балаларды іс- рекеті

Деятельность детей

Мотивациялы-

Мотивационно-

побудительный

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся.

Ребята, посмотрите, к нам прилетела снежинка! (берет снежинку, а на ней что-то написано! Давайте прочитаем!

«Здравствуйте девочки и мальчики средней группы №6 , детского сада «Аленушка» ! Пишет вам Снеговик ! Я отправил вам в подарок картину , на которой изображен я и мой друг Саша . Мне очень хочется, чтобы вы внимательно рассмотрели эту картину и придумали по ней рассказ обо мне и моем друге. Очень вас люблю. Снеговик ».

Ну что же, ребята, вы готовы это сделать? дети встают в круг

руки к груди, протягивают руки друг к другу

берутся за руки

улыбаются

Отвечают.

йымдастырушы

Организационно – поисковый

(Показывает картину , а на ней ничего не видно.)

-Картина заколдована , но если мы постараемся, то сможем ее расколдовать.

Ребята, какое сейчас время года?

Д/и «Подбери слово» . (Активизировать в речи детей прилагательные.)

Зима какая? (Холодная, снежная, морозная) . Снег зимой какой ?. (Холодный, белый, пушистый) Снежинки какие? (Маленькие, холодные, белые) . Сугробы какие? (Большие, белые, снежные) . Ветер какой? (Холодный, ледяной) .

(Вывешивается картина , дети должны назвать чего не бывает зимой.)

Ой, посмотрите, что вы видите? Мне кажется, что художник что-то перепутал. Что же перепутал художник?

Физминутка.

Снег , снег , снег , белый снег (встают, взмахивают руками) .

Кружит, падает на всех.

Дети все на лыжи встали (имитация ходьбы на лыжах) .

Друг за другом побежали.

Мы из снега ком слепили («рисуют» руками большой круг)

Снеговика мы смастерили («рисуют снеговика из трех комков ).

Поиграли, полепили,

И к делам мы приступили (проходят на свои места)

На картинке тающий снеговик .

Ребята, посмотрите, что происходит с нашим Снеговиком ? А почему он тает?

Давайте создадим вьюгу.

Что такое вьюга?

Может тогда, мы спасем Снеговика ?

Ребята, сейчас мы устроим снегопад в бутылочках .

Упражнение «Вьюга» Формирование направленной воздушной струи.

Воспитатель раздает детям маленькие пластиковые бутылочки, наполненные тертым пенопластом. В крышке каждой бутылочки закреплена соломинка для коктейля.

Воспитатель показывает, как правильно выполнять упражнение.

Пока дети выполняют упражнение, картина открывается .

Рассматривание картины «Саша и снеговик » .

Какое время года изображено на картине ? Почему вы так решили? Как зовут мальчика? Как одет мальчик? Что у Саши в руках? Кого слепил мальчик? Из чего слепил Саша снеговика ? Рассмотрите снеговика и расскажите , какой снеговик . (Снеговик большой , снежный, на голове у него ведро, глазки-угольки, нос-морковка). Какие птички сидят на дереве?

Затем воспитатель обобщает :

Зимой выпало много снега . Мальчик Саша оделся потеплее и вышел на улицу. Он взял с собой лопатку и санки. Снег был липким и Саша слепил снеговика . Вместо шапки у снеговика ведро , глазки - угольки, вместо носа морковка. Красивый получился Снеговик у Саши .

Воспитатель предлагает детям рассказать по картине (задание выполняют 2-3 ребенка) .

Отвечают. Зима.

Отвечают, называют прилагательные.

Называют то, чего не бывает зимой.

Делают физминутку.

Отвечают, что он тает.

Потому что тепло.

Рассуждают .

Выполняют упражнение.

Рассматривают картину .

Отвечают на вопросы.

Дети составляют рассказ по картине .

Рефлевсивті - коррекциялаушы

Рефлексивно – корригирующий

Молодцы! Картину мы смогли расколдовать. Происходили чудеса у нас сегодня?

Са-са-са-вот такие чудеса.

Со-со-со раскрутилось колесо.

Ра-ра-ра очень рада детвора.

Ры-ры-ры подошел конец игры.

Са-цы-цы-мы сегодня молодцы!

Ребята, мы с вами сегодня играли, старались, расколдовали картину .

У вас на столах лежат силуэты Снеговиков . Давайте их оживим и подарим нашим гостям.

Повторяют чистоговорки.

Дети дорисовывают детали Снеговику и дарят гостям .

Ктілетін нтиже :

Ожидаемый результат :

Нені біледі:

Знать : приметы зимы.

андай тсініктерді игерді:

Иметь : представление о том, как согласовывать существительные с прилагательными.

Мегерген дадалар мен іскеліктері:

Уметь : составлять небольшой рассказ по картине по образцу воспитателя.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1»
Воспитатель: Пурюшина Елена Николаевна
Образовательная деятельность по речевому развитию
с детьми средней группы
Тема: «Составление рассказа по картине «Саша и снеговик».
Цель: формировать умение составлять рассказ по картине совместно с воспитателем.
Задачи:
Обучающие: связная речь - умение составлять рассказ по картине (3-4 предложения) совместно с воспитателем, совершенствовать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы воспитателя; грамматический строй речи- формировать умение согласовывать слова в предложении, подбирать прилагательное к существительному; звуковая культура речи С умение выделять звук в слове, проговаривать чистоговорки; обогащение словаря - активизировать словарь детей по теме "Зима".
Развивающие: развивать речь, память, внимание, мелкую моторику рук;
Воспитывающие: воспитывать культуру речи, отзывчивость, умение внимательно выслушивать рассказы детей.
Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы о зиме (стихи, рассказы); изучение лексической темы: «Зима» (рассматривание иллюстраций и картинок); лепка снеговика на прогулке, изобразительная деятельность на тему «Снеговик».
Материалы:
Флешкарта с записью классической музыки П. Чайковского «Зимнее утро» и детская песня «Снеговик», снежинки, вырезанные из бумаги, на них загадки написаны сюжетная картина "Саша и снеговик", магнитная доска, клей, силуэт снеговика, ватные шарики.
Ход ОД:
Педагог включает классическую музыку П.Чайковского «Зимнее утро».
Ой, летят-летят снежинки
Белоснежные пушинки
Это зимушка – зима
Рукавами повела.
- Дети, посмотрите, какие большие снежинки прилетели ко мне на ладонь.
- Да они не простые, а волшебные, не тают! Ой, что-то на них написано. (Рассматривает воспитатель снежинки).
- Да на них загадки!
- Слушайте внимательно и отгадывайте.
1. Перестал медведь реветь, В спячку впал в бору медведь, Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Зимой).
2. Покружилась звёздочка в воздухе немножко, Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка).
3. Во дворе катали ком, Шляпа старая на нём Нос приделали, и в миг - Получился…(снеговик).
4. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять (снегирь).
- Вы загадки разгадали правильно. Ребята, какое сейчас время года? (Зима). П
- Кто из вас любит зиму? Почему? (ответы)
Правильно, зимой тоже можно гулять и придумывать много разных игр и развлечений.
- А какие игры можно придумать со снегом? (строить домики, крепость, горку, кататься на санках и т. д.) - А когда много снега, что можно слепить? (Снеговик). Воспитатель показывает детям сюжетную картину «Саша и снеговик». - Посмотрите, дети, какая у меня красивая картина. Давайте, внимательно рассмотрим её, что же на ней изображено? (Рассматривают).
- Какое время года изображено на картине? (Рассуждения детей: Зима). - Почему вы так решили? (Рассуждения детей…)
- Давайте с вами поиграем в игру: «Подбери слово».
- Зима какая?...........(холодная, снежная, морозная)
- Снежинки какие?......(белые, красивые, холодные, маленькие)
- Сугробы какие?.........(большие, снежные, белые)
- Ветер какой?..............(холодный, ледяной, сильный)
- Небо зимой какое?......(серое, хмурое)
- Снег какой?.................(белый, мокрый, липкий, холодный)
- Хорошо, ребята, молодцы! Рассмотрим картину дальше…
- Что слепил мальчик? (Рассуждения детей…….)
- А из чего слепил мальчик снеговика? (Рассуждения детей….)
- Ребята, рассмотрите снеговика и расскажите какой он?
(снеговик большой, снежный, на голове – ведро, нос – морковка, глаза – угольки, вместо рук – ветки).
- Ребята, расскажите о том, что изображено вокруг снеговика?
Рассуждения детей…
- А давайте придумаем мальчику имя? (Рассуждения детей…)А художник назвал мальчика Сашей.
Затем воспитатель обобщает: Зимой выпало много снега. Мальчик Саша оделся потеплей, взял с собой совок и санки. Снег был липкий и Саша слепил снеговика. На голове у снеговика ведро, глазки – угольки, нос – морковкой. Красивый получился снеговик у Саши! или (В ясный зимний день Саша вышел гулять. Он взял собой санки и лопатку. Оделся Саша тепло, на нем меховая шапочка, зимнее пальто, валенки. Саша из мокрого снега слепил снеговика. Положил ком на ком. Затем прилепил снеговику руки. Воткнул в руки ему метлу. Сделал глаза, рот и нос. На голову снеговику надел ведро. Снеговик получился красивый.)
- Ребята, послушайте ещё раз рассказ…
- Ребята, а теперь вы попробуйте повторить рассказ, но чтобы рассказ получился красивым, нужно чётко произносить все слова. Давайте потренируем язычок.
Чистоговорка:СА – СА – СА – вот какие чудеса,СО– СО – СО – раскрутилось колесо,РА – РА – РА – очень рада детвора,СА – ЦЫ – ЦЫ – МЫ СЕГОДНЯ МОЛОДЦЫ! Дети описывают картину 3-4 ребёнка.- Молодцы! А теперь давайте отдохнём.
Физкультминутка.
Посмотрите, как блестит
Беленький снежок.
Встанем дружно мы в кружок (дети встают в круг).
Снег, снег, белый снег – засыпает всех.
Мы в снежки играем, смело! (наклоняются и «берут снег»)
Ах, какое это дело! («лепят снежки»)
Нам в снежки играть не лень.
Мы б играли целый день.
Хлоп – хлоп, не зевайте! (хлопают).
Поскорей в снежки играйте! (наклоняются и «берут снег»).
Хлоп – хлоп, не зевайте! («лепят снежки»)
А теперь в меня бросайте! («бросают снежки»)
Пусть мороз морозит нас,
Мы потопаем сейчас! (топают).
Раз – рука, два – рука (дети вытягивают вперед одну руку, затем другую).
Лепим мы снеговика. (имитируют лепку снежков)
Мы скатаем снежный ком (ладонями делают круговые движения по бедрам).
Вот такой, (Разводят руки в стороны, показывая большую величину кома)
А потом поменьше ком – (Растирают ладонями грудь).
Вот такой, (Показывают руками величину кома поменьше).
А наверх поставим мы (Поглаживают ладонями щеки).
Маленький комок (Соединяют пальцы рук вместе, держа ладони на расстоянии «маленький комок»).
Вот и вышел снеговик (ставят руки в бока и делают повороты корпуса вправо – влево).
- Поиграли дружно,
Обсушиться нужно,
Так как стали сами
Все снеговиками.
- Дети посмотрите у меня есть силуэт снеговика. А хотите его оживить? Наклеем ватные комочки на силуэт снеговика.Под детскую песенку «Снеговик» дети выполняют аппликацию (коллектиная работа).
3. Заключительная часть (рефлексивный анализ):
- Ребята, сегодня мы с вами учились составлять рассказ по картине. А как же называется картина? Рассуждения детей…
- Что вам запомнилось? Рассуждения детей…
- Как одет мальчик? Рассуждения детей…
- Что Саша слепил? Рассуждения детей…
- Правильно, ребята, художник назвал картину «Саша и снеговик», молодцы, запомнили. Сегодня все хорошо работали, отвечали на вопросы, составляли рассказ по картине и у нас с вами получился замечательный снеговик.
р.п.Ардатов, Нижегородская область.


Приложенные файлы

Хисматуллина Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Мальвина"
Населённый пункт: г.Ноябрьск
Наименование материала: Конспект НОД по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста
Тема: "Саша и снеговик"
Дата публикации: 21.10.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД

по развитию речи

/для детей средней группы/

Воспитатель: Хисматуллина Т.А.

МАДОУ "Мальвина"

ЯНАО, г.Ноябрьск

Тема: «Саша и снеговик»

Цель . Составление рассказа по сюжетной картине.

Задачи.

Образовательные.

понимать

изображенное

отвечать

воспитателя.

Закрепить

правильное

произношение

«одежда».

Формировать

интонационную выразительность, поощрять попытки детей самостоятельно составлять

рассказ по картине, используя образец воспитателя.

Развивающие.

Развивать

мышление

со ставлении

картинок,

о б р а зуя

последовательность сюжета.

Воспитательные.

Воспитывать

отвечать

грамотно

поставленный

Словарь:

у чить

правильно

называть

предметы

использовать

средства

выразительности.

Материал. Д емонстрационный материал: картинка «Саша и снеговик», дидактическая

игра «Речевое лото», дидактическая игра «Развиваем речь» - сюжетные картинки на тему

«Зима», снежинки для проведения физминутки, грамзапись, волшебная палочка.

Ход занятия

1. Организационный момент.

На доске висит картина, закрытая снежными пятнами.

Ребята, у меня в руках волшебная палочка!

Давайте с помощью волшебной палочки попробуем оживить эту картинку?

Воспитатель

волшебной

палочкой

открывается

постепенно рисунок.

Какое время года изображено на картине? (зима).

Этого мальчика зовут Саша.

Саша пошел на улицу погулять. Что надел Саша? Что Саша взял с собой?

(воспитатель составляет рассказ последовательно).

Саша вышел на улицу погулять, огляделся кругом и увидел… Снеговика!

Кто мог слепить снеговика?

Посмотрите внимательно, какой получился снеговик?

(веселый, грустный, задумчивый…).

Как вы думаете, что собирается делать Саша?

(строить горку, лепить снежную бабу…).

2. Основная часть

Послушайте какой рассказ я составила

(рассказ воспитателя)

Саша собрался на прогулку. Надел зимнюю куртку зеленого цвета с мехом. Как

следует завязал шапку, чтобы не простудить уши. Надел валенки и рукавицы, чтобы рукам

и ногам было тепло. Саша взял с собой на прогулку санки. Вышел Саша на улицу,

огляделся

Кругом белый снег, снежинки падают, стоит уже снеговик, и решил он

построить горку.

А сейчас Саша хочет услышать ваши рассказы о картине.

(воспитатель помогает детям, поощряет их).

3. Физминутка «Бабу снежную лепили»

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили, птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А ещё в снегу валялись.

(физ.минутка с элементами пальчиковой гимнастики).

А сейчас поиграем в игру: «Речевое лото».

Послушайте стишки:

Хороши штанишки у нашего малышки.

Вяжет Мише бабушка теплые варежки.

Тёплую шубку наденем на Мишутку.

У шапки-ушанки шнурочки на ушках,

Чтоб кверху завязывать шапкины ушки.

Какой звук часто вы слышали? (звук «Ш»).

А сейчас ещё раз слушаем (воспитатель читает ещё раз).

Давайте произнесём эти стишки все вместе, звук «Ш» стараемся произнести четко.

После каждого прочтения стишка, будем класть маленькую карточку с картинкой на

большое лото, о чём был стишок.

(Воспитатель поочередно вызывает детей, спрашивает, что положили).

Одним словом, что это у нас? (одежда).

Итог.

Молодцы! О ком мы составляли рассказ на картинке? Какой звук закрепили?

А сейчас мы с вами для Саши составим последовательно картинки и подарим ему, а

Саша на следующем занятии расскажет рассказ, а мы послушаем.

(Дети последовательно составляют картинки в один сюжет).

Развитие связной речи является наиважнейшим условием будущей успешности обучением ребёнка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, он может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи ребенка. Умелое использование такой технологии как ТРИЗ на занятиях по развитию речи в детском саду, успешно помогает развивать у дошкольников мышление, смекалку и, конечно, речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе.

Тема: Обучение рассказыванию по картине «Вот так снеговик!».

Образовательные области: «Коммуникация», «Здоровье», «Художественное творчество».

Приоритетная задача: развитие связной речи.

Образовательные задачи: уточнение и активизация словаря по теме «Зима»; формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя); учить составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план; обучать умению придумывать название картине.

Развивающие: упражнять в отгадывании загадок; развивать воображение и творческие способности; развивать мелкую моторику кистей рук; воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе.

Воспитательные: воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.

Индивидуальная работа: Алиса, Герман, Егор. активизировать речь детей при ответах на вопросы.

Оборудование: сюжетная картинка по теме «Вот так снеговик!», картинки о зиме, снежинка с загадкой,

Предварительная работа: наблюдения зимних явлений во время прогулки, беседы о зимних забавах, пальчиковая гимнастика.

Ход занятия.

Дети стоят в кругу

1.Организационный момент, объявление темы занятия.

Ребята, посмотрите на доску, нас снова ждет паровозик, на котором мы каждый день путешествуем в страну знаний.

И чем сейчас мы будем заниматься и, расскажет нам... .

Игра «Черный ящик»

Что там лежит вы узнаете когда отгадаете мою загадку.

Загадка:

Белая, но не сметана

Холодная, но не мороженное

Летает, кружится, но не бабочка.

Что это? (Снежинка)

Лексико-грамматическая работа

Игра «Слова зимы» (работа с копилкой слов)

- Ребята, передавая снежинку друг другу, вы будете называть слова зимы (это и зимние забавы, и явления природы, одежда, все что касается времени года зима), и все эти слова мы соберем в нашу шкатулочку. Воспитатель берет последний в руки снежинку и называет слово буран , объясняет значение слова (снежная буря с сильным разрушительным ветром). «Кладет» это слово в шкатулку и закрвает.

Игра «Во что может превратится снежинка?

2. часть Составление рассказа по картине.

Рассматривание картины «Вот это снеговик!» и беседа по ней .

Педагог помещает на доску картину и организует беседу. Даёт возможность рассмотреть ее, обменяться впечатлениями. Затем просит придумать название картине. Воспитатель называет самые удачные названия, объясняет, что они самые точные и краткие.

«А художник назвал свою картину „Вот это снеговик!“ Правда, хорош снеговик?

Беседа по картине:

Какое время года изображено на картине? Почему вы так решили?

Что слепили дети? Из чего слепили снеговик? (какой был снег?)

Рассмотрите снеговика и расскажите, какой снеговик. (Снеговик большой, веселый, на голове у него ведро, глазки-угольки, нос-морковка…)

Расскажите о том, что происходит вокруг снеговика?

Понравился ли вам снеговик?

Затем воспитатель обобщает:

Стоял прекрасный зимний день, вокруг было очень красиво. Выпало много снега. Дети и воспитатель вышли на прогулку. Саша катался на санках, а Юра и Лена стали лепить снеговика. Снеговик получился большой, веселый. Вместо шапки у снеговика ведро, глазки-угольки, вместо носа морковка, а из веточек сделали волосы. Он очень красивый.

Физминутка

Раз, два, три, четыре. (Дети под счет загибают пальцы).

Мы снежок с тобой слепили. (Лепят снежок понарошку).

Круглый, твердый, очень гладкий. (Дети «гладят» снежок).

И совсем, совсем не сладкий. («Грозят» пальцем).

Раз, подбросим, два поймаем. (Имитация бросания снежков.

Три уроним, ой, сломали!)

Воспитатель предлагает детям повторить рассказ (задание выполняют 2-3 ребенка). Молодцы ребята у вас получились хорошие рассказы, а теперь давайте продолжим рассказ (ТРИЗ) (воспитатель показывет грустное лицо сгнеговика, и просит придумать и рассказ, почему вдруг снеговик загрустил?) Затем меняет лицо снеговика на веселое, и просит придумать и рассказать, почему снеговик стал таким веселым?

ТРИЗ «Оживим снеговика, и пусть он расскажет о себе»

Подведение итога занятия, оценка работы

детей.

Итак, ребята чем мы сегодня занимались? (вернуться к паровозику)

Что у вас не получалось?

Рисование «Забавные снеговики».

Воспитатель: Попробуйте нарисовать снеговика.

Сколько нужно снежных шаров для снеговика?

Какого размера эти шары и как расположены?

Что может служить снеговику головным убором? (Ведро, колпак, кастрюля).

Какие предметы одежды можно нарисовать снеговику? (Шарф, пояс).

А что дать ему в руки? (Лопату, метлу, клюшку, ёлочку).

Какое выражение лица может быть у снеговика? (Веселое).