Сочинения

Сокровища атамана. Где искать клад Стеньки Разина? Легендарные клады стеньки разина. Находки тайников чёрных копателей

А потом сказал, что знает тайну писем и кладов своего брата.

Казнь Фрола Разина была отсрочена, но через два дня его жестоко пытали, а показания его были сообщены царю Алексею Михайловичу, который проявлял живейший интерес ко всяким слухам о кладах. Ведь "по отпискам" воевод, бояр и всякого другого богатого люда, "разбойник награбил зело много добра всякого", и среди прочего находился сделанный безымянным мастером из слоновой кости "Царьград", который очень нравился Степану Разину. При разгроме восстания, когда сам атаман бежал в Кагальник, он не пожелал расстаться с "Царьградом" даже в минуту смертельной опасности и послал за этим сокровищем своего брата.

Разинских кладов насчитывается бесчисленное множество. По берегам Волги, где некогда гулял атаман со своей лихой вольницей, некоторые холмы с тех пор носят названия: Стол, Шапка, Бугры Стеньки Разина... В разинских "Буграх", по народному поверью, знаменитый разбойник в глубоких погребах спрятал свое богатство, и теперь оно лежит там "заклятое". "Сам Стенька Разин жив до сих пор, сидит где-то в горе, стережет свои поклажи", - так обобщает легенды о них знаменитый русский собиратель сказок А.Н. Афанасьев.

По поводу того, что Стенька Разин сам себя определил в сторожа, Н. Аристов приводит такую версию: "Клал Стенька клады не с тем, чтобы взять обратно, а потому, что некому было передать на сбережение... Или по желанию, чтобы сокровища его не достались никому, особенно человеку недостойному.

Словно чуял Разин, что он - великий грешник, не будет знать смерти на земле, что будут его мучить силы преисподней неслыханной мукой. По некоторым преданиям, мучается он в жигулевских горах; будто у него две бабьи груди и обе сосут змеи".

По народным преданиям, удалой атаман был не вором и разбойником, а защитником простого народа. Нарушителями народных интересов и прав (имущественных и личных) являлись помещики и воеводы, потому и неудивительно, что во многих легендах и сказаниях говорится, что клад разинский зарыт на бедных и гонимых.

Но хотя рассказов о кладах Стеньки Разина много, ни один из них до сих пор не найден, хотя как будто известны точные места их захоронения и даже "зароки", на которые эти клады положены. А не найдут их потому, что С. Разин - колдун и чернокнижник. И Марина, главная жена его, тоже была колдуньей, чарами чаровала и свои собственные клады имела - золото и серебро в заговоренных бочках, и клады ее сам Степан Разин разгадать не мог.

"Когда изловили Марину и его сотоварищей, почти за каждым из них числился клад. Но Разин ушел и спрятался в берегу между Окой и Волгой, и до сих пор там живет: весь оброс мохом, не знать ни губ, ни зуб". А не умирает он оттого, что мать-земля не принимает его, столько он нагрешил, насвятотатствовал, что не может сойти в землю. Ушел Стенька Разин в сторожа своему кладу, и будет жить, пока жив клад, тем самым обрел он свое разбойничье бессмертие.

Легенда о том, что не только клады атамана "заговоренные", но и сам он человек "заговоренный" и неуязвимый, существовала еще при жизни Степана Разина. Царицынский воевода еще в 1610 году отписывал царю: "Того атамана и есаула Разина ни пищаль, ни сабля - ничего не берет". А в народе говорили так: "У Стеньки кроме людской и другая сила была - он себя с малых лет нечистому продал, не боялся ни пули, ни железа; на огне не горел и в воде не тонул. Бывало, сядет в кошму, по Волге плывет и вдруг на воздух над ней поднимался, потому как был чернокнижником".

Клады Стеньки Разина особые, они спрятаны в землю на голову человеческую, а то и на несколько голов. Чтобы добыть их, "кладоискатель" должен погубить известное "заговоренное" число людей, и тогда уж клад достанется без особых затруднений. Иногда клад зарыт на "счастливого", но это бывает очень редко. Тогда "знаком клада" являются черная кошка или собака . В этом случае надо идти за такой кошкой (или собакой), а когда она замяучит (или залает), надо ударить ее изо всех сил и крикнуть: "Рассыпься!". А потом в этом месте копать...

На Волге среди казаков, бурлаков и другого люда долго бытовало поверье, будто по ночам Степан Разин объезжает все места, где положил свои клады - по городищам и пещерам, по горам и курганам, а то и просто вдоль Волги-матушки, - и проверяет. Видел1 его будто в заломленной папахе на белом коне, промчится он только его и видели. А то в струге плывет под белыми шелковыми парусами...

Хитро и надежно спрятаны клады Степана Разина. Выше уже указывалось, что вроде бы известны места их нахождения (например, что "оставил разбойник клад под корнями шести берез"), не откопать их не помогает даже "Завещание" самого Степана Разина:

"Шел я, Степан Тимофеевич, сын Разин, из города Алатыря верх Суры-реки и дошел до речки Транслейки (в 30 верстах от Алатыря) и спрашивал Мордвина, где пройти за Суру-реку, - и перешел со всем моим войском. Дошел я оброда в горы и нашел в правой стороне ключ, и тут мы жили полтора года, но это место нам не показалось. И нашли мы бортника, и он сказал нам место угодное, и шли мы четыре дня и дошли до горы, - еще гора, и в горе ключ в полдень течет; в горе верхней две зимницы на полдень выходят... три яблони посажены в малой стрелке (мыс между двумя оврагами), в полугоре - ломы, шипы, заступки и доска медная, на верхней горе - шелом. Тут пенек - дуб сквозь сверлом просверлен и заколочен черным дубом, и тут положены стволы и бомбы, и тут вырыт выход, и сделан, покрыт, обложен пластинками дубовыми, и в нем положена братская казна, 40 медянок, а моей - купца Бабушкина, алатарскаво клюшника, сорок тысяч, и его Ивана два сундука платья, сундук третий - запонки драгоценного жемчугу и всякие вещи драгие. Еще четыре пуда особливого жемчугу и семь ружей, а мое ружье стоит в правом углу, заряжено и заткнуто, а именно - травой. В средине стоит образ Богоматери не оцененный, украшенный всякими бриллиантами.

Это место кто найдет, и будет трясение одна минута, а расстоянием от пенька полета жирелей (оглоблей); а оный сыскавши, раздать сию казну сорок тысяч на белом коне, а раздавши - из моего турецкого выстрелить и сказать: "Вот тебе, Степан Тимофеевич сын Разин, вечная память !" А коню голову отрубить... Прежде проговорить три молитвы - Богоматери, Архангелу Михаилу и Николаю Чудотворцу, а потом будет три трясения".

В "Завещании" не говорится, как надо выстрелить и куда девать икону, но в некоторых преданиях указано, что выстрелить следует в икону, а затем пешком отнести ее в Киев. И только тогда можно брать клад...

Клад Степана Разина

Бежал Стенька Разин на Ветлугу-реку, в лесную сторону. Здесь он много кладов закопал — казну свою схоронил. О тех кладах и посейчас слух ходит, да все те клады заговорены. Немало было охотников взять их, но никто не мог похвастаться удачей — не давались разинские клады. То незадачливого кладоискателя отбросит ветром за несколько верст, а то покатается клад, да уйдет глубже- в землю, и сколько не копайся — не докопаешься. Сторожат разинские клады черти, а заговорены те клады на головы: наместо, где клад зарыт, надо принести двенадцать голов, шесть Женских и шесть мужских.

В четырех верстах от села Трумлейки Разин в подземном срубе спрятал клад в 104 миллиона рублей золотом. В этом срубе к матице из черного дуба прибита 31сестяная таблица. В выходе стоит стол, на столе леэюит Евангельская книга, тут Dice стоит и блюдо, а на блюде лежит Камень-самосвет, весом в полтора фунта, и Камень невидимый. В углу выхода поставлены сорок два ружья, вокруг них — медная шпоночка, блестящая, как золото. В выходе же стоит часовня, а в ней находится Крест Животворящий да Арсидгта Божья Матерь и Никола Милостивый. Перед иконами горит большая неугасимая свеча. В кладу полоуеено двойное золото, серебро — все крестовики, жемчуг и медные деньги, все с конями. Около клада стоит пристав — чертъ, и никому не дает денег. Кто возьмет этот клад, тот должен построить собор-церковь и поставить в ней Животворящий Крест, находягцийся в часовне, а икону Арсидимы Боджьей Матери отнести в Соловецкий монастырь. Камень лее самосвет и Камень невидимый отослать к царю. Невидимый камень нужно носить на груди, а в карманы не класть. От невидимого камня многопользы: если царь обойдет с ним всю Россию, то она сделается невидимой для неприятеля.
Есть поверье, что если кто начнет копать этот клад, то из-под земли услышит слабый женский голос: «Не усиляйся, раб Божий, своей силой поднять казну! Найди разрыв-траву и выручи Божью Матерь из неволи, и тогда всему твоему роду и породью будет царствие небесное!»
В Шатрашанском кладе Разина за железной дверью хранится сорок пудов золота и множество сундуков с жемчугами. Здесь же стоит икона Божьей Матери, а перед ней горит неугасимая лампада. Кто отыщет список этой иконы, тот отроет и клад, а кто станет рыть клад без иконы, тот точас же и уснет. При рытье ударит двенадцать громов, явится всякое войско, конное и пешее, и будут всякие привидения, только бояться этого пе надо.
Шло раз по Волге судно, а па нем один бурлак хворый был. Видит хозяин, что работать бурлаку не под силу, дал ему лодку и ссадил на горах. «Иди, — говорит, — куда-нибудь выйдешь, а перевозить я тебя не хочу. Кто тебя знает, выздоровеешь ты или нет?» И пошел бурлак по тропинке в лес, еле тащится. Ночь притча, зги не видать, только впереди огонек мелькает. Пошел он на него и вошел в землянку, сидит в землянке старик, волосатый весь и седой-преседой.
Попросился бурлак переночевать, торг сперва не пускал, а после и говорит: «Пожалуй, почуй, коли не боишься». Прохожий человек подумал: «Чего бояться? Разбойникам у меня взять нечего». Лег и заснул. Вдруг просыпается идти шум, гам, крик, свист и ветер по лесму, и влетает в землянку всякая нечисть. Давай старика мучить, тискать, груди у него сосать — груди у пего большие, словно у бабы. Только зорька черкнула, они и отлетели. Передохнул старик и говорит: «А знаешь ли ты, у кого ты ночевал и кто я?» — «Не знаю», — говорит тот. «Я Стенька Разин, великий грешник, — смерти себе не знаю и за грехи свои муки терплю». У бурлака хворь как рукой сияло — стоит, слушает старика. «Далече отсюда в земле с кладом вместе рулсье зарыто, — говорит Стенька, — спрыг травой заряжено.
Там моя смерть. На вот тебе грамотку!» Дал старик запись па богатый клад. Зарыт он был в Симбирской губернии, и столько казны в нем было, что, по его сказаниям, можно было Симбирскую губернию сорок раз вызюечь и сорок раз обстроить лучше прежнего. Все было прописано в грамотке — сколько, чего и как взять.
Первым делом надо было икону Божьей Матери и часть денег по церквам и по пищей братии раздать, а после взять и из ружья выпалить да сказать три раза: «Степану Разину вечная память!» Тогда в ту жe минуту умер бы Степька и кончились бы его муки, да не случилось так: клад бурлаку не дался, человек он был темный, грамоты не знач и отдал запись в другие руки, а грамотники словом одним обмолвились — клад в землю пошел. Совсем было до него дорылись, дверь было видно. Перед тем, как Сгинуть, много Стенька всякого добра схоронил. Денег девать было некуда. Струги у Стеньки разукрашены, уключины позолочены, на молодцах бархат с золотом, дорогие шапки набекрень сбиты, едут Волгой, песни удалые поют, казной сорят. По буграм да по курганам Стенька казну закапывал.
В Царицынском уезде, неподалеку от Песковстонки, курган небольшой стоит, всего каких-нибудь cажени две вышины. В нем, говорит народ, заколдованный клад положен, целое судно, как есть, полно серебра и золота. Стенька его в полную воду завел на это место. Когда вода сбыла и судно обсохло, он курган над ним наметал, а для приметы наверху яблоневую палку воткнул. Не простой человек посадил ее: стала палка расти, выросла в большое дерево, и яблоки с нее были только бессемянные, сказывают. Все доподлинно знали, что в кургане клад лежит, да рыть было страшно, клад не простой был положен, из кургана каждый раз кто-то выскакивал страшный-престрашный. Нечистые стерегли Стенькино добро.

6 июня 1671 г. в Москве на Лобном месте был четвертован Степан Разин - предводитель крупной крестьянской войны. На казнь привели и его брата Фрола, которого должны были казнить на следующий день. Степан был еще жив, когда Фрол вдруг крикнул: "Слово и дело государево!". "Молчи, собака!" - отозвался брат, чтобы через минуту погибнуть под топором палача. Но Фрол сказал, что знает тайну писем и кладов своего брата. На казни присутствовали иностранные купцы, которые и засвидетельствовали этот факт.

Казнь Фрола Разина отложили. Он обещал показать тай ники, где были спрятаны клады и... бумаги, так называемые "прелестные". Фрола отвезли на Волгу, где он показывал то одно, то другое место, вероятно, надеясь на побег. Ничего найти не удалось. Скоро возникли легенды о кладах Стеньки Разина и жуткие истории о заговоренных сокровищах, зарытых в разных местах на Волге. Что же в них соответствует действительности?

Степан Разин родился около 1630 г. в станице Зимовейская на Дону (или в Черкасске) в семье зажиточного казака Тимофея Разина. Известны два его брата - старший Иван и младший Фрол. Семья Разиных принадлежала к верхушке казачества, о чем можно судить по тому, что в 1658 г. двадцативосьмилетний Степан был отправлен с группой черкесских казаков в Москву в Посольский приказ. В 1661 г. вместе с атаманом Ф. Буданом он вел переговоры с калмыками о заключении мира и совместных действиях против татар. В 1662 г.стал атаманом, командовал большим отрядом в походе против турок, участвовал в битве при Молочных Водах на Крымском перешейке. Вернулся на Дон с богатыми трофеями и пленными. А потом все рухнуло.

В 1665 г. воевода князь Ю. А. Долгоруков повесил старшего брата Разина Ивана за самовольный уход с казаками на Дон во время русско-польской войны. Степан, видимо, решил отомстить за брата, и собрал вокруг себя недовольных. А их хватало. Положение в России было тяжелым, на Дон все время стекались беглые крестьяне и посадские. В конце концов им стало не хватать работы, и они занялись грабежами. Царь Алексей Михайлович распорядился задержать высылку на Дон "хлебного жалованья" - продовольствия, которым правительство снабжало казачье войско, и потребовал выдать с Дона виновных "воров".

В 1667 г. представители казацкой старшины обещали, что сами расправятся с "воровскими людишками". Тут-то и появился Разин. Он собрал ватагу в 600 человек и отправился на Волгу. Весной 1668 г. на военных кораблях Разин достиг берегов Ирана. Повстанцы захватили множество персидских городов, в том числе Решт, Ферехабад, Астрабад, Дербент и весной 1669 г. вернулись на берега России с огромной добычей. В сентябре 1669 г. повстанческая армия захватила Царицын, но затем оставила его, и на зиму остановилась на крупном острове, ниже Кагальницкого городка, создав на нем укрепления.

Весной 1670 г. повстанцы фактически захватили власть на Дону. Новость быстро распространилась по Европе. Восстание Разина на какое-то время перерезало торговые пути между Персией и Западом, и в Европе очень заинтересовались событиями. В Англии, Нидерландах, Германии появились статьи и даже книги о мятеже и его предводителе, часто фантастические, но нередко содержавшие ценные сведения. Особое место среди этой литературы занимают "Три путешествия" голландца Яна Стрейса, который был на контролируемой Разиным территории и видел самого атамана. А 29 июня 1674 г. в Виттенбергском университете состоялась за щита диссертации о восстании Разина в контексте российской истории; автором ее стал Иоганн Юст Марций, он даже назвал атамана русским Катилиной, настолько серьезно отнеслись к восстанию в Европе.

В начале мая 1670 г. к разницам присоединились отряды казацко-крестьянских предводителей В. Л. Уса, А. Протакина, С. Кривого, И. Черноярца и запорожского полковника Бобы. На общем сходе командиры отрядов приняли решение о совместном походе на Волгу, а с Волги на Москву. Как это часто бывает, в войске появился самозванец - юноша, выдававший себя за недавно умершего царевича Алексея Алексеевича. Сторонники Разина называли царевича "Нечай" ("нежданный") и использовали это слово как боевой клич.

Разинцы пытались установить контакт с опальным патриархом Никоном, содержавшимся в Ферапонтовом монастыре, обещая ему освобождение. Никон остался в заключении, но Разин распустил слух, что патриарх находится в его войске. К тому времени грабительский поход превратился в настоящую крестьянскую войну, в которую оказалось вовлечено 200 тыс. человек. Они захватили Царицын, Астрахань, Саратов, Самару, а затем и Симбирск, кроме кремля, где оборонялся гарнизон во главе с воеводой Милославским.

На подавление восстания двинулся воевода Барятинский. Одержав несколько побед, он прорвался к Симбирску и соединился с гарнизоном. Войско Разина потерпело поражение, а сам атаман был тяжело ранен. 4 октября повстанцы сняли осаду, на судах отплыли вниз по Волге и ушли за Дон, в Кагальницкий городок. К весне 1671 г. власть повстанцев сохранилась в Нижнем Поволжье и частично на Дону. Но богатые казаки выдали Разина властям, и 6 мая, как уже говорилось выше, состоялась его казнь. Фрола же казнили только 28 мая 1676 г., так ничего и не добившись от него.

С конца XIX в. кладами Степана Разина интересовался историк И. Я. Стеллецкий. Он рассказывал, что некто Ящеров в 1894 г. разыскивал такой клад в Лукояновском уезде Нижегородской губернии. На кладоискательство он получил официальное разрешение властей. Ему удалось обнаружить старое подземелье, но о дальнейших успехах или неудачах ничего неизвестно. В 1904 г. некий офицер нашел в архивах своей семьи старинные бумаги и, руководствуясь ими, раскопал в указанном месте, на берегу Волги, сеть подземных галерей. Но его поиски были прерваны русско-японской войной, на которой этот человек и погиб. В 1910г. сообщения о кладе появились в нескольких петербургских газетах. А в 1914 г. в Царицыне, близ церкви Троицы, провалилась земля. На дне провала оказались гробы и скелеты. Многие посчитали, что это и есть тайник Степана Разина. Но и эти раскопки завершены не были. А много лет спустя, в самый разгар Сталинградской битвы, после вражеского налета осыпался крутой берег Волги. Капитан Г. И. Бессонов, сражавшийся в тех местах, рассказывал позже, что обвал открыл несколько старинных чугунных пушек. У одной из них скололось дуло, и оттуда посыпались всевозможные золотые предметы и украшения. Среди бойцов разнесся слух, что это и есть клад Стеньки Разина. Пушки попытались вытащить, но бомбежки возобновились, берег осыпался еще раз, и ничего больше сделать не удалось. Шли жестокие бои, и о кладе быстро забыли, а драгоценности разошлись по рукам и затерялись. Но поиски кладов волжских разбойников продолжаются и поныне. Особенно интересно было бы найти документы Разина - эти бумаги были бы поистине драгоценны для историков.

На славу погулял удалой атаман, много купцов и богатеев разорил, много их кораблей в синем море потопил. Во время «походов за зипунами» награбили разинцы несметное количество добра, большая часть которого была потом превращена ими в клады. Бесконечным кажется список мест, где Стенька якобы спрятал свои сказочные богатства. Мы решили «побывать» в самых популярных.

Великий грешник

По преданию, самый большой клад был зарыт у села Шатрашаны в Сурском районе Ульяновской области (ранее Симбирская губерния). По легенде, ссаженный с судна больной бурлак повстречал в лесу старика, к которому попросился на ночлег. Тот сначала отказал, но потом передумал и дал согласие: «Оставайся, коли не боишься?» Чего бурлаку опасаться-то? Брать-то у него нечего, голь перекатная. А наутро старик решил представиться. Стенька, говорит, я Разин. Великий грешник. «Смерти не знаю и здесь за грехи свои муки терплю». И решил старик-Стенька дать бурлаку грамотку с четкими инструкциями, как, что и сколько взять из клада. Перво-наперво он наказал часть клада раздать нищим и в церкви. А затем взять заговоренное ружье из клада, спрыг-травой заряженное, со Стенькиной смертью, пальнуть из него да трижды прокричать: «Степану Разину вечная память!» В ту же минуту кончатся мучения атамана и упокоится его душа с миром. Но не тому человеку доверился атаман. Не дался клад неграмотному бурлаку. Отдал он грамотку другому, а клад от того в землю и ушел.

Время в пути на автомобиле от Москвы до села Шатрашаны составит примерно 15 часов.

Под охраной нечисти

Добра у стенькиной вольницы было столько, что закапывали его по буграм да по холмам. В бывшем Царицынском уезде (ныне Саратовская область) недалеко от села Песковатки есть курган, в котором, по легенде, Стенька спрятал целый корабль, набитый золотом и серебром. Атаман завел корабль по воде на мель, а когда вода ушла, «наметал курган». Для приметы вербу посадил. Народ знал, что в кургане клад спрятан, да вот только копать страшился: при каждой попытке нечисть всякая выскакивала, которая, видать, добро Стенькино стерегла.

Время в пути на автомобиле от Москвы до села Песковатки составит около 13 с половиной часов.

Бугор Стеньки Разина

Недалеко от деревни Банновка у обрыва на Волге, между селом Золотым и устьем реки Большой Еруслан есть так называемый Бугор Стеньки Разина. Говорят, там была атаманова «канцелярия». Якобы Разин со своей ватагою долгое время стоял на указанном бугре. На его вершине был разбит роскошный шатер, обитый бархатом да шелком, стояло там и кресло-трон из слоновой кости, с которого атаман высматривал на Волге новые жертвы. Клад тут, рассказывают, был зарыт сказочный, вот только кроме человеческих костей пока ничего найти не удалось.

Время в пути на автомобиле от Москвы до деревни Банновка займет примерно 16 часов.

Дурманная гора

В 10-12 километрах от деревни Даниловки Саратовской области есть гора и ущелье, именуемые в народе Стенькина тюрьма или Дурман. Упоминание о них можно найти в путеводителе начала прошлого века. Клад, зарытый на Дурман-горе, пытались добыть даниловские крестьяне, к которым попала кладовая грамота одного из разинских есаулов. Искать решили на Пасху. Помолились и принялись рыть. И тут началось необъяснимое: сначала крестьян чуть не затоптало стадо бешеных коров, затем налетела буря, из которой выскочили три разбойника с дубинами. Испугавшиеся крестьяне, побросали лопаты и дали деру. Вернувшись на следующий день, они обнаружили только отпечаток от сундука да следы от повозки немецкого производства.

Время в пути на автомобиле от Москвы до деревни Даниловка - 14 часов 40 минут.

Кладоискатель Ящеров

Свои поиски ротмистр Гатчинского полка Ящеров начал в 1893 году. Он выбил разрешение на проведение работ по поиску клада у Императорской археологической комиссии в Петербурге. С помощниками он отправился на Волгу поздней осенью, но зима нарушила его планы. В это время появились сведения о том, что в районе волжских сел Печи и Михайловка было найдено подземелье, вход в которое преграждали дубовые двери, запертые на засовы и замки. По предположениям подземелье было оборудовано вентиляционной трубой, в которую и провалилась пахавшая землю лошадь. В отверстие размером с колесо спустились два смельчака. Первого вытащили с искаженным от ужаса лицом. Той же ночью он умер. Второй был местным псаломщиком, он продержался в подземелье несколько минут и, невзирая на ужас, успел-таки разглядеть те самые двери.

Новую попытку найти разинские сокровища Ящеров предпринял в 1904 году. За свое упорство он был вознагражден. Им был найден камень с тайным знаком и остатки плотины, рядом с которой якобы находилась затопленная лодка с сокровищами. Вот только снова делу Ящурова помешали – на этот раз Русско-японская война, с которой офицер не вернулся.

Время в пути на автомобиле от Москвы до деревни Печи составит примерно 11 часов.

Не теряя надежды

Сохранился рассказ участника боев под Сталинградом, капитана 1-го ранга Бессонова. По его словам, в результате одного из налетов фашистских бомбардировщиков осыпался волжский берег. Бойцы заметили оголившиеся стволы старинных пушек, которые были плотно сложены в ряд. Дуло одной из пушек откололось, и из него высыпались сокровища: серьги, браслеты, жемчуга, перстни, серебряные и золотые предметы, которые стремительно исчезли за пазухами солдат. Предположили, что это могут быть сокровища самого Стеньки Разина. Непродолжительные попытки извлечь пушки из промерзшей земли под обстрелом противника ни к чему не привели. Вскоре началось наступление и стало как-то совсем не до клада. Кстати, Разин любил прятать драгоценности в порченых пушках, забивая их стволы кляпами и зарывая на волжских берегах. Место клада отмечалось ориентиром, а описание места заносилось в грамоту. Вот только даже под страшными пытками, которые претерпел Разин перед четвертованием, он не назвал ни одного такого места.

ЗАВЕТНЫЙ КЛАД СТЕПАНА РАЗИНА

Как только в российской истории возникает фигура предводителя крупного крестьянского и казачьего восстания, так непременно её свяжут с историей о несметных сокровищах и кладах. Так было с Емельяном Пугачёвым, клады которого на Южном Урале, если верить местным сказаниям и поверьям, находятся едва ли не в каждом селе. Так не могло не случиться и с предводителем первого по-настоящему крупного восстания, знаменитым казачьим атаманом Степаном Разиным…

Родной брат подвёл…

Многочисленные истории, зачастую превратившиеся в легенды, о кладе Степана Разина ведут свой отсчёт от 6 июня 1671 года. В этот день на Болотной площади Москвы состоялась казнь.

Должны были казнить самого Степана Разина и его брата Фрола, также сыгравшего важную роль в восстании, но умер в тот день только Степан Тимофеевич. Его казнили первым, причём через четвертование - то есть сначала отрубали поочерёдно конечности, а потом уже голову.

Иностранные очевидцы казни Разина (российские власти пригласили на зрелище много иностранцев - Европа должна была из первых уст узнать, что предводитель опаснейшей смуты мёртв) в своих письменных воспоминаниях рассказали: после того, как Степану отрубили руки и ноги напуганный кровавым зрелищем Фрол Разин произнёс «Слово и дело государево!».

В допетровской России это были поистине магические слова - произнесший их давал знать, что имеет информацию, имеющую первоочередное государственное значение, его необходимо доставить в «компетентные органы» и допросить. Свидетели также рассказывают, что Степан попробовал заставить брата замолчать, но грозному атаману тут же отрубили голову.

После этого Фрола Разина допросили и он сообщил, что ему известно, где находятся спрятанные сокровища его старшего брата. Согласно его версии, клад был зарыт в потаённом месте на берегу Волги.

Вскоре Фрол в составе специальной экспедиции был отправлен в Астрахань. Данная экспедиция обыскала несколько мест, подходящих под данное описание, но ничего не нашла. В итоге в 1776 году Фрол Разин всё-таки был казнён на той же Болотной площади.

Клад как часть фольклора

Легенды о кладе Степана Разина стали настолько широко популярны, что вошли в часть русского и особенно приволжского фольклора, по двум основным причинам. Во-первых, из-за магии имени самого Разина - в народном сознании он был не только лихой атаман и гроза бояр и царя, но и своего рода супергерой, наделённый мистическими способностями.

Не зря во многих легендах Разин представляется как обладатель волшебных способностей, а тот факт, что его клады до сих пор не найдены, объясняют просто - они «заговорённые», то есть заколдованные самим атаманом.

Во-вторых, у существования разинских кладов есть и рациональные основания. Прежде всего, не стоит забывать, что социальная составляющая возглавляемых Разиным выступлений появилась уже на позднем этапе. Первоначально Разин и его казаки были никем иным, как охотниками за богатой добычей.

Его восстание началось со знаменитого «похода за зипунами» 1667-1669 годов по Волге и в Каспийское море. Это был стандартный для казаков того времени грабительский поход, когда под горячую руку попадались и русские и иностранные купцы.

Поход Разина достиг выдающихся размеров, кроме того, после выхода в Каспийское море он сумел одержать победу над персидскими войсками и флотом и взять богатую добычу.

Вариантов на всех хватит

Наконец, уже после начала восстания грабительские действия разинцев не прекращались, но, напротив, становились всё более масштабными - так как теперь расхищались купеческие дворы, имущество Церкви, дворянские дворы, боярские усадьбы и государственная казна в захваченных городах. Так что у Разина скопилось немало ценностей.

Известно, что при пленении Разина его походной казны при нём не было, следовательно, велика вероятность того, что, попав в затруднительную ситуацию, атаман решил сохранить свои сокровища и спрятал их. Скорее всего, даже не в одном, а в нескольких тайниках, для надёжности. Вот только где эти клады, доподлинно неизвестно.

Сложно сказать, действительно ли Фрол Разин знал о местонахождении клада или просто выдумал эту историю, чтобы продлить себе жизнь (что ему удалось). Между тем до наших дней дошло огромное количество версий о местонахождении кладов Разина. Не будет преувеличением, что подобные гипотетические места расположены практически по всему течению Волги - потому как во время своих походов Разин останавливался лагерем в десятках мест.

Великий грешник

По преданию самый большой клад зарыт у села Шатрашаны в Сурском районе Ульяновской области (ранее Симбирская губерния). По легенде, ссаженный с судна больной бурлак повстречал в лесу старика, к которому попросился на ночлег. Тот сначала не пускал, а потому разрешил со словами: «Оставайся, коли не боишься…»

Чего бурлаку опасаться-то? Брать-то у него нечего, голь перекатная. А наутро старик решил представиться. Стенька, говорит, Разин. Великий грешник. «Смерти не знаю и здесь за грехи свои муки терплю».

По легенде дал старик-Стенька бурлаку грамотку с четкими инструкциями, сколько, чего и как взять из клада. Перво-наперво часть клада раздать нищим и в церкви. Затем взять заговоренное ружье, спрыг-травой заряженное, со Стенькиной смертью, пальнуть из него да трижды прокричать: «Степану Разину вечная память!»

В ту же минуту кончатся мучения атамана, и упокоиться его душа с миром. Да вот только беда - не тот человек встретился. Не дался клад неграмотному бурлаку. Отдал он грамотку другому человеку, клад от того в землю и ушел…

Под охраной нечисти

Добра у стенькиной вольницы было столько, что закапывали его по буграм да по холмам. В бывшем Царицынском узде (ныне Саратовская область) недалеко от села Песковатки есть курган, в котором, по легенде, Стенька спрятал целый корабль как есть, набитый золотом и серебром.

Атаман завел корабль по воде на мель, а когда вода ушла, «наметал курган». Для приметы вербу посадил. Народ знал, что в кургане клад спрятан, да вот только копать страшился - при каждой попытке нечисть всякая выскакивала, которая, видать, добро стенькино стерегла.

Бугор Стеньки Разина

Недалеко от деревни Банновка у обрыва на Волге, между селом Золотым и устьем реки Большой Еруслан есть так называемый «Бугор Стеньки Разина». Место это, по словам местных жителей, еще в начале века можно было легко углядеть на закате солнца. Говорят, там была атаманова «канцелярия». Якобы Разин со своей ватагою долгое время стоял на указанном бугре.

Роскошный шатер, обитый бархатом да шелком, на вершине бугра - кресло-трон с насечками из слоновой кости, с которого атаман высматривал на Волге новые жертвы. Клад тут, говорят, был зарыт сказочный, вот только кроме человеческих костей ничего найти пока не удалось.

Кладоискатель Ящеров

Свои поиски ротмистр Гатчинского полка Ящеров начал в 1893 году. Он выбил разрешение на проведение работ по поиску клада у Императорской археологической комиссии в Петербурге. С помощниками отправился на Волгу поздней осенью, но зима нарушила планы кладоискателей.

В это время появились данные о том, что в районе волжских сел Печи и Михайловка было найдено подземелье, вход в которое преграждали дубовые двери, запертые на засовы и замки. По предположениям подземелье было оборудовано вентиляционной трубой, в которую провалилась лошадь, пахавшая землю.

В отверстие размером в колесо спустились два смельчака. Первого вытащили с искаженным от ужаса лицом. Той же ночью он умер. Второй был местным псаломщиком, он продержался в подземелье несколько минут, и, невзирая на ужас, успел-таки разглядеть те самые двери.

Новую попытку найти разинские сокровища Ящеров предпринял в 1904 году. За свое упорство он был вознагражден. Им был найден камень с тайным знаком и остатки плотины, рядом с которой якобы находилась затопленная лодка с сокровищами. Вот только снова делам Ящурова помешали - на этот раз русско-японская война, с которой офицер не вернулся.

Не теряя надежды

Еще одна попытка найти клад Стеньки Разина относится к 1914 году. Близ царицынской церкви Святой Троицы в Волгограде земля ушла на 4 метра.

На дне провала нашли захоронения. Сторожилы припомнили, что, якобы, когда-то на этом месте был сооружен тайный подземный ход, который вел из города к самой Волге, куда приплывали груженые добром «расписные Стеньки Разина челны».

Поиски клада не увенчались успехом - при попытках пройтись по подземному ходу, земля начинала обваливаться. Желающих отдать свою жизнь за стенькины сокровища не нашлось!

Рассказ фронтовика

Сохранился рассказ участника боев под Сталинградом, капитана 1 ранга Бессонова. По его словам, в результате налета фашистских бомбардировщиков, осыпался волжский берег. Бойцы заметили оголившиеся стволы старинных пушек, которые были плотно сложены в ряд. Дуло одной из пушек откололось, и из него высыпались сокровища: серьги, браслеты, жемчуга, перстни, серебряные и золотые предметы, которые стремительно исчезли за пазухами солдат.

Предположили, что это могут быть сокровища самого Стеньки Разина. Непродолжительные попытки извлечь пушки из промерзшей земли под обстрелом противника не увенчались успехом. Вскоре началось наступление, и стало как-то совсем не до клада.

Кстати, Разин любил прятать драгоценности в «порченых» пушках, забивая их стволы кляпами и зарывая на волжских берегах. Место клада отмечалось ориентиром, а описание места заносилось в грамоту. Вот только даже под страшными пытками, которые претерпел Разин перед четвертованием, он не назвал ни одного такого места…