Биогафии

Здания нормана фостера. Уникальное сооружение в Астане. Стадион "Уэмбли" в Лондоне, Великобритания

Один из самых успешных архитекторов современности является одним из родоначальников направления хай-тек, а его имя связано с интереснейшими постройками, похожими на фантастические объекты будущего. Обладатель более 300 престижных премий буквально изменил внешний облик многих городов мира. Он первый стал использовать в архитектуре экологический подход.

Необычные идеи Н. Фостера весьма узнаваемы, а уникальность спроектированных им зданий заключается в том, что гениальные объекты представляют собой единый организм, экономящий энергию, регулирующий потоки воздуха и света. Используя экологически чистые отделочные материалы, архитектор благотворно влияет на организацию городской жизни современного человека.

Краткая биография архитектора

Англичанин Норман Фостер, биография которого весьма интересна, родился в 1935 году в обычной семье. После армии он успел поработать пекарем, продавцом в магазине, рабочим на заводе. А в 21 год он понял, что хочет заниматься промышленным дизайном и поступил в школу архитектуры университета Манчестера. Позднее он становится стипендиатом Йельского университета в Америке, где знакомится с основателем направления хай-тек Р. Роджерсом.

В 1963 году Norman Foster возвращается в Англию, а через четыре года он становится владельцем архитектурной фирмы Foster and Partners, которую организовал совместно с женой. Уже после первых проектов, восхитивших британцев, стало понятно, что очень много внимания автор уделяет энергосбережению и заботится об окружающей среде.

27 лет назад королева Елизавета II пожаловала ему рыцарский титул, а позднее Фостер становится пэром Великобритании.

Сегодня архитектурное бюро, которое достигло высокого международного уровня, имеет свои филиалы в 20 странах, а его детища находятся в разных уголках нашей планеты. За много лет плодотворной работы компания завершила огромное количество уникальных проектов, которые отличаются высокой экологичностью.

Любимая форма гениального мэтра

Сэр Норман Фостер считает своим учителем советского архитектора В. Шухова, впервые в мире применившего в проекте крышу, состоящую из стеклянных модульных перекрытий. Любопытно, что его творения существуют до сих пор, например радиобашня Шаболовки. Шухов мечтал утереть нос Эйфелю и возвести сооружение высотой 350 метров, однако металла хватило лишь на 150.

Как признается сам гениальный Норман Фостер, пирамида в виде спирали - это его любимая архитектурная форма. Он считает, что сооружения древних египтян приносят удачу и способствуют достижению полной гармонии человека с природой. Первым объектом в СНГ, возведенным по проекту архитектурной фирмы Foster and Partners, является Дворец мира и согласия, выполненный в стиле хай-тек.

Уникальное сооружение в Астане

Гигантская "Пирамида мира" Нормана Фостера, одержавшего победу в архитектурном конкурсе, служит делу укрепления согласия в нашем мире. Возведенная в Астане, столице Казахстана, она признана главной достопримечательностью страны. Символ единения народов, веры, культур и религий очень напоминает древнеегипетские сооружения, только современное здание состоит не из камней и песка, а металла и стекла.

Учитывая условия континентального климата, Норман Фостер создал "Пирамиду мира" - подвижную стальную конструкцию, которая покоится на скользящих опорах. В зимний период, когда температура воздуха опускается до минус 40 градусов, уникальный шедевр сжимается в размерах.

Восьмое чудо света

Прославленный мэтр, заявляющий, что только пирамиды не боятся времени, считает их символами вечности. Вход во Дворец мира и согласия находится под землей, а вершина сооружения целиком состоит из стекла. Можно понять восхищение гостей Астаны, когда они начинают осмотр с зала, выполненного из черного мрамора. Подземный оперный театр, рассчитанный на 1500 мест, - уникальное место, где выступала сама М. Кабалье. Сцены помещения сконструированы таким образом, что они двигаются, и это позволяет режиссеру воплотить в жизнь самые смелые идеи.

Известный Норман Фостер создал пирамиду, прозванную в народе восьмым чудом света. Это уникальное здание, в котором располагается и настоящий музей, где хранятся любопытные артефакты, найденные в долине Нила, и Тюркская библиотека с уникальными фолиантами, и картинная галерея с редкими произведениями Шагала и Пикассо.

Пять лифтов движутся не вверх, а по диагонали. И такие конструкции встречаются лишь в Эйфелевой башне и самом роскошном отеле Лас-Вегаса. Президентский лифт сразу поднимается на крышу здания, а остальные проходят через живописный зимний сад, и гости любуются красотой стеклянных террас, утопающих в зелени. Сооружение, которое по праву считают архитектурным чудом, ночью светится изнутри, вызывая восторг у всех туристов.

Торгово-развлекательный центр "Хан-Шатыр"

Это не единственная конструкция в Астане, спроектированная великим мастером. Фостер Норман, создавший роскошный торгово-развлекательный центр, позволил себе самые смелые фантазии. На свет появилось здание, которое похоже на гигантский восточный шатер площадью около 140 тысяч квадратных метров. Ажурная крыша, сплетенная из стальных вант, сделана в виде наклонного корпуса, а все прочные тросы крепятся под разными углами.

Самый необычный торговый комплекс Казахстана вмещает сотни бутиков, десятки ресторанов, огромный парк, а главной изюминкой красивейшего сооружения является искусственный пляж с белоснежным песком, завезенным с экзотических Мальдивских островов.

Башня Mary Axe необычной формы

Британский архитектор Фостер Норман, считающий, что большие города изменяют жителей не только морально, но и физически, понимает все насущные проблемы обитателей шумных мегаполисов. Он видит их решение в зданиях с внутренней экосистемой, потребляющей минимум внешних ресурсов.

Когда в Лондоне появилась башня необычной формы, жители принялись придумывать ей различные названия, среди которых "эротическая сигара" - это самое невинное. Сорокаэтажный небоскреб, несмотря на свои округлые формы, покрыт стеклом, и конструкция, которую спроектировал Фостер Норман, вызвала бурные споры. Одни посчитали, что башня-"корнишон" портит облик чопорного города, а другие обрадовались архитектурному шедевру, который украсил Лондон.

Башня Mary Axe является одним из самых экологических сооружений в мире: она потребляет в несколько раз меньше энергии, чем другие конструкции, и все это благодаря использованию солнечных батарей.

Виадук, начиненный датчиками

Один из самых длинных мостов на нашей планете возведен во Франции. Он положил конец постоянным пробкам на автотрассе, связывающей страну с Испанией. Потрясающе красивый виадук, оснащенный огромным количеством датчиков, которые отслеживают малейшие изменения в конструкции, гармонично вписался в живописный ландшафт благодаря особому таланту великого мэтра.

Постройка вантового красавца сопровождалась скандалом. Жители Мийо переживали, что в процессе возведения мощного сооружения город разорится, а строительство никогда не окупится. Однако туристы поспешили в долину реки Тарн, которая находится недалеко от населенного пункта, чтобы поближе познакомиться с дорожной конструкцией, продолжающей высокоскоростную магистраль. И даже скептики признали мощный Le Viaduc de Millau, представляющий собой сложнейшее инженерно-техническое устройство, подлинным архитектурным шедевром. Он выполнен настолько изящно, что возникает ощущение его удивительной легкости.

Здание будущего в Швейцарии

В швейцарской долине Энгадин (Engadine) появился уникальный дом в футуристическом стиле. Chesa Futura, что переводится как "здание будущего", уютно расположилось на склоне горы, и обитатели апартаментов наблюдают потрясающие панорамные виды. Трехэтажное сооружение больше напоминает летающий объект пришельцев, нежели жилой дом.

Архитектурный шедевр, форма которого разработана с помощью компьютерных технологий, построен из бревен и обшит досками. Однако это не вполне обычное здание, ведь оно возвышается над землей на восьми колоннах, чтобы дерево не впитывало влагу и не портилось от снега. Сэр Норман Фостер утверждает, что эта конструкция будущего является своеобразным манифестом архитектуры современных зданий. Он воплотил в жизнь свою идею инновационного проекта, сохраняющего окружающую среду.

Уютное шале

Знаменитый Норман Фостер, работы которого уникальны и необычны даже для современного мира, более трех лет занимался проектом шале в Швейцарии. Архитектора пригласили, чтобы он создал здание, где на первом месте будет не эффектный дизайн, а возможность чудесно отдохнуть в роскошной обстановке дома, напичканного техническими гаджетами. Поэтому особый упор Norman Foster сделал на интерьерах, которые поражают даже самых взыскательных клиентов: сделанная на заказ люстра, состоящая из множества мелодичных колокольчиков, прозрачный камин, отделка помещения из экологических материалов дарят ощущение уюта.

Все здания Нормана Фостера оснащены самой современной техникой, и часто с именем мэтра связывают такое понятие, как "умный дом", когда помещения становятся сложной машиной, которой управляет компьютерный центр.

Реконструкция рейхстага

Надо сказать, что гений работает и со знаменитыми памятниками, и известность он получил не только как архитектор, но и мастер реконструкции исторических шедевров. В Германии английский лорд прославился тем, что блестяще восстановил здание рейхстага в 1999 году. Он не смог отказаться от любимого стиля и выполнил купол из прозрачного стекла. Сооружение внешне почти не изменилось, зато внутри мастер полностью его преобразил. Он снес все стены, а вместо них появились невесомые конструкции из стали.

Прозрачная полусфера здания символизирует открытость немецкого общества. Конструкцию венчает перевернутый конус, украшенный зеркальными пластинами, от которых отражается солнечный свет, что значительно экономит потребление электроэнергии. В нижнем уровне конструкции выставлены старые фотографии, повествующие об истории здания в Берлине. Фостер Норман не забывает о ценности величайших памятников архитектуры и всегда старается сохранить их исторический облик. Работая над рейхстагом, он сберег надписи, оставленные советскими солдатами в 1945 году как символ победы над фашизмом. Обновленное здание является главной достопримечательностью столицы Германии, а со стеклянного купола, где расположена смотровая площадка, открывается фантастический вид на прекрасный Берлин.

За реконструкцию мэтр получил одну из самых престижных наград в мире - Притцкеровскую премию.

Влюбленный в свою работу

Надо признать, что уже давно завоевал монополию в современном зодчестве гениальный Норман Фостер. Архитектурамэтра, находящаяся на пике популярности, очень узнаваема, а его бизнес только процветает.

Получить проект от прославленного британского мастера, влюбленного в свое дело, считается большой честью для каждой страны мира. Как признается сам успешный автор более сотни сооружений, у него припасено еще немало уникальных произведений архитектурного искусства, ждущих своей реализации.

Полет фантазии

В портфолио фирмы, возглавляемой британцем, чаще всего присутствуют сферические формы зданий, а сам руководитель обожает использовать большое количество застекленных поверхностей. Можно только позавидовать полету фантазии Фостера, заслуженно считающегося яркой звездой в мире архитектуры.

Родился в Манчестере в 1935 году. Его отец работал на фабрике, и доход семьибыл невелик, поэтому Фостеру пришлось рано прервать обучение, что начать зарабатывать. Он два года проработал в городском казначействе, изучал торговое право. В 1953–1955 служил летчиком в Королевских военно-воздушных силах.Как признает сам Фостер, именно армия дала толчок его «высоким» архитектурным инновациям: «Когда-то я учился летать и с тех пор очарован ощущением полета». Не случайно его знаменитые небоскребы не только тянутся ввысь, но и внешне весьма аэродинамичны. Уже тогда он задумывался о карьере архитектора. После демобилизации он работал в пекарне и на заводе, продавал мебель.

В 21 год он поступил в Школу архитектуры Манчестерского университета, после ее окончания в 1961 году Фостер выиграл стипендию на обучение в Йельском Университете в США, где он познакомился с Ричардом Роджерсом. В 1963 Норман Фостер вернулся в Англию и основал вместе с Роджерсом и их женами – Венди Фостер и Сью Роджерс – мастерскую «Team 4».

В 1967 он открывает собственную архитектурную фирму – Foster Associates (позднее переименованную в «Foster and partners»). В 1968–1983 годах он сотрудничает с Бакминстером Фуллером в работе над рядом проектов, что говорит об его увлечении архитектурой высоких технологий.

Бюро Фостера получило с 1967 года более чем 190 различных наград и выиграло более 50 конкурсов.

Фостер получил Золотую медаль RIBA в 1983 и аналогичную награду AIA в 1994, в 1990 стал баронетом, а в 1999 – пожизненным пэром с титулом «Лорд Фостер берега Темзы». В том же году он стал лауреатом Притцкеровской премии. Фостер – один из немногих архитекторов, чьи здания дважды удостаивались Премии Стерлинга. Его бюро представлено филиалами в Лондоне, Берлине и Сингапуре, там работает в целом более 500 человек.

Англичанин сэр Норман Фостер утверждает, что стиль – не совокупность визуальных характеристик, а проявление метода. Этот архитектор принадлежит к числу выдающихся фигур в современной художественной культуре. Вышедший из среды таких ярких индивидуальностей, как Ренцо Пиано, Жан Нувель, Сантьяго Калатрава, Норман Фостер одним из первых приходит к пониманию и воплощению методов архитектуры высоких технологий. Начав с конструктивистских опытов, столь созвучных «архитектуре кожи и костей», в 1950-е гг. активно пропагандировавшейся Людвигом Мисом ван дер Роэ, к 1990-м акцент в его творчестве смещается в сторону технологий и материалов.

Он последовательно и разносторонне осваивает на первый взгляд самые, казалось бы, невообразимые конструкции, отыскивая их в наиболее продвинутых отраслях производства. Присущие конструктивистской архитектуре ритм, чистота пропорций, тектоническая выразительность уступают место неосязаемым и изменчивым образам, которые в своем бесконечном мелькании наслаиваются, перекрывают друг друга, постоянно меняются и визуально стремятся к бестелесности. Во многом благодаря технологиям «третьей волны» архитектура Фостера становится, с одной стороны, легче и прозрачнее. С другой – в основе ее угадывается четкая и жесткая геометричность.Благодаря поиску и постоянному обращению ко вновь появляющимся материалам, уже в 1967 г. Его имя стало известным благодаря супертехнологической архитектуре – после постройки производственного здания «Рилайенс контролс» (1966) и ньюпортского конкурса на новый тип школы с его ставшей для Фостера «фирменной» верхней разводкой всех сложных систем оборудования здания (1967). Сам мастер считает здание фабрики по производству компьютеров «Рилайенс контролс» особо важным – как бы поворотным пунктом в своем творчестве. Публику и знатоков поразили элегантная сдержанность решения, изящество и гармоничность, виртуозное умение выявить эстетические возможности новых материалов и конструкций, прежде всего профилированного металла. Вместе с тем Фостер подчеркивает и иные грани: «Форма здания была осмыслена как социально более подходящая для чистой и быстро расширяющейся в XX веке индустрии электроники, чем обычные рабочие пространства и управленческие помещения с их подразумеваемыми смыслами «мы и они», «чистое и грязное», «шикарное и неряшливое», «заднее и переднее»… Где было возможно, элементы выполняли двойную или даже тройную функцию – например, металлические профили покрытия были также световыми рефлекторами для утопленных флюоресцентных трубок, равно как и структурными элементами в качестве жестких диафрагм». Здание «Рилайенс контролс» было последней работой «Группы 4», в рамках которой Фостер сотрудничал с Роджерсом.

Первыми работами «Группы 2», в которой Фостер сотрудничал со своей женой В. Фостер, стали операционный центр и пассажирский вокзал в лондонских доках. Особенно примечателен «Фред Олсен сентр» (1967) с его впервые примененными нерасчлененными поверхностями рефлектирующего стекла в сверхтонких алюминиевых обрамлениях, в которых, как в некоем Зазеркалье, опрокидывался окружающий мир порта, доков с их кранами, прихотливыми очертаниями судов, корабельной оснастки.

Дженкс справедливо подчеркивает сам факт воспроизведения этого эффекта Зазеркалья в широко известной гиперреалистической картине Вена Джонсона «Отражение доков». Сюрреалистичность визуального эффекта минималистской архитектуры здесь выявлена с наибольшей полнотой. «Фред Олсен сентр» как бы дал толчок серии сходных «стеклянных боксов» (в основном связанных с нуждами крупного концерна компьютеров IBM), где металлические крепления стекла неуклонно минимизировались.

Фостер являет миру здание FRED OLSEN Centre, где впервые применяет целостные поверхности рефлектирующего стекла в сверхтонких алюминиевых обрамлениях. Однако, его стекло не становится оболочкой или преградой, оно не отгораживает внутренне пространство здания от мира, а наоборот – вбирает мир в себя. Финалом этого процесса и апогеем всей «стеклянной серии» стало знаменитое здание фирмы «Виллис Фабер и Дьюма» в Ипсвиче (1974). Однако до конца понять смысл этого феноменального объекта можно, лишь учитывая связи Фостера с Фуллером, мощное влияние последнего, их творческое сотрудничество, начавшееся в конце шестидесятых годов и закончившееся со смертью Фуллера в 1983 году. Идеи Фуллера о легких покрытиях (геодезических куполах) над значительными участками городской территории оказали решающее влияние на их совместный проект подземного Самюэль Беккет театра в оксфордском Сент Питер колледже (1971), форму многоцелевого пространства которого Фостер связывает с подводной лодкой. Итогом сотрудничества стал их совместный проект для Международного энергетического ЭКСПО (1978). В столь же ярком виде и крупном масштабе давняя идея многоцелевого надземного пространства с собственным микроклиматом, выделенного в городской среде замкнутой оболочкой, была реализована в опять таки совместном проекте «Климатрофис» (1971).

Проект Фостера – Сайнсбери сентр в Норвиче (1977) – совсем новый тип монументализма. Здание было неоднократно официально отмечено наградами разного уровня, в том числе наградами Королевского института британских архитекторов (1978) и Американского института архитекторов (1979). Здесь синтезировались, по сути дела, все наиболее характерные аспекты творчества Фостера. Ближайшим прототипом Сайнсбери сентр послужило здание «Модерн арт гласс» в Темзмиде, Кент (1973). Сверхмощная, открыто демонстрируемая пространственная конструкция в форме огромной распластанной буквы «П» объединяет в Сайнсбери сентр под одной крышей многие функции, среди которых, естественно, доминирует экспозиция уникальной художественной коллекции примитивного и современного искусства.

Дальнейшее развитие прогресса заставляет архитектора не только осваивать формообразующие возможности качественно новых конструкций, но и создавать иную специфическую для них тектонику. В создаваемой Фостером жилой среде возрастает внешняя роль металла: объемы формируются сочетанием и наслоением нескольких металлических и металлостеклянных оболочек. Несущая конструкция – легкий каркас – заполняется слоистыми панелями и также облицовывается металлом. Пространство внутренних объемов четко структурируется с помощью железобетонных конструкций. Часто постройки Фостера отмечены присутствием гигантской кровли, образуемой параллельными стальными сводами, венчающими визуально легкий каркас, или сферическим гигантским куполом. Строго подчиненные принципу контекстуализма, они четко «вписаны» в окружающую среду.

К примеру, новое в исторически сложившейся застройке зданий Кембриджского университета здание юридического факультета Фостер «вписывает» в гигантский полуцилиндрический объем, выполненный из треугольной стальной решетки. Традиционное место стен занимает рефлектирующая поверхность стекла. Она образует условную границу, отделяющую внутреннее пространство здания от внешнего мира.

Прогрессивные технологии и материалы Фостер использует не только в соответствии с контекстом ландшафта, но и применительно к социальному и экономическому аспекту. Фостер принимал участие в реконструкции Рейхстага. По мере развития конкурса немцы решили, что мир не будет упрекать их в возрождении фашизма, если реконструированный рейхстаг (федеральное собрание) будет как можно менее имперским. Фостер ответил на это сохранением идеи музея, в который незаметно вставлен зал заседаний. В рейхстаге сохраняются и восстанавливаются все пласты истории, кроме периода фашизма. Последний заменяют, как сказано в пояснительной записке Фостера, «граффити русских 1945». Зал же заседаний, по мысли Фостера, должен был быть максимально незаметным, для чего – иметь плоское стеклянное перекрытие, поскольку купол – имперская деталь. Он проектирует огромную прозрачную полусферу над залом заседаний. Конструктивная сложность объема усугубляется традиционным для Фостера верхним размещением систем оборудования здания, вентиляционных дисков, солярных установок и т.д.Купол рейхстага – это огромный аттракцион. Сотни зеркал улавливают дневной свет и посыпают его в зал заседаний парламента, поворачиваясь под разными углами в зависимости от времени суток и погоды.Сюда стекаются миллионы туристов, чтобы полюбоваться депутатами германского парламента сверху, сквозь стеклянный купол, ставший символом прозрачности подлинной демократии. Как всегда здание оснащается самой современной техникой. За проект реконструкции рейхстага Германия удостоила архитектора Ордена за заслуги – это высшая награда в области культуры. Кстати, он является дважды кавалером Ордена за заслуги – в 1997 году его удостоила этого звания британская корона. Английская королева в 1990 году посвятила его в рыцари. Жюри премии Притцкера – аналога Нобелевской премии в области архитектуры – объявило о том, что Фостер становится лауреатом премии 1999 года. В мире сегодня нет более чествуемого архитектора.


Британский архитектор Норман Фостер на весь мир заявил о себе, как об одном из родоначальников стиля хай-тек. Его проекты всегда выделяются изобилием стекла и сетчатых оболочек, структуру которых Фостер позаимствовал у знаменитого русского инженера Владимира Шухова. Из нашей статьи вы узнаете о 15 наиболее значимых проектах произведенного в бароны британца.

1. Станция метрополитена "Expo"в Сингапуре


Станция метрополитена "Expo



Станция метрополитена "Expo


Станция Expo, выполненная Фостером в "космическом" стиле, была открыта в Сингапуре в январе 2001 года. Основными строительными материалами, используемыми при возведении этого объекта, стали стекло, сталь и титан. Вокруг станции разбиты тропические сады, а максимально открытое пространство зала, находящегося в тени полированных металлических крыш-«шляпок», значительно облегчает передвижение пассажиров.

2. "Херст-тауэр" в Нью-Йорке, США





Современный комплекс "Херст-тауэр" состоит из двух частей - офисного здания, построенного в стиле ар-деко еще в 1928 году, и возведенной в 2006 году 46-этажной башни. Этот небоскреб является одним из самых "зеленых" в мире и первым в Нью-Йорке, получившим золотой сертификат руководства по энергоэффективному и экологическому проектированию LEED. Благодаря уникальной конструкции диагональной сетки со срезанными углами строителям удалось потратить стали на 21% меньше, чем в большинстве аналогичных небоскребов, и использовать облегченный стальной каркас.

3. Купол на крыше здания немецкого парламента Рейхстага в Берлине, Германия






Одна из главных достопримечательностей Берлина была построена еще в конце XIX века. Однако в 1993 году был объявлен конкурс на проведение реконструкционных работ, одним из победителей которого стал Норман Фостер. Главной изюминкой обновленного фасада здания стал возведенный на крыше грандиозный купол из стекла и стали диаметром 40 м и высотой 24 м. Посетителей, находящихся внутри купола, завораживает невероятная игра света, создаваемая отражениями 360 зеркал. Особенное зеркальное покрытие способствует отражению и пропуску света во внутренние помещения.

4. "Сити-холл" в Лондоне, Великобритания





Отклонившийся от вертикальной оси современный комплекс "Сити-холл" был открыт в 2002 году. Общая стоимость строительства составила примерно 65 миллионов фунтов стерлингов. Здание имеет выпуклую форму, что позволяет сократить фактическую площадь поверхности, экономя тем самым расход энергии. Конструкция здания сильно напоминает купол Рейхстага с его спиральной лестницей и овальными формами. Весь комплекс опоясывает длинная галерея. На верхних этажах располагается площадка для конференций, встреч и выставок.

5. Небоскреб "Торре Каха" в Мадриде, Испания




250-метровый небоскреб находится в верхней части списка 100 самых высоких зданий в мире. В настоящее время Торре Каха, построенный в 2009 году, служит в качестве основного офисного центра крупнейшего банковского учреждения Испании. Внутри этого роскошного небоскреба располагаются многочисленные офисные помещения и залы для конференций.

6. Конференц-зал Клайд Аудиториум в Глазго, Шотландия






Конференц-зал, расположенный в Королевских доках на берегу реки Клайд, был построен в 1997 году. Этот комплекс, рассчитанный на 30 тысяч мест, являет собой пример архитектуры будущего. Поражающая прохожих форма здания помимо эстетической, несет важнейшую функцию распределения звука. Акустическая система зала - одна из лучших в мире. Клайд Аудиториум пользуется огромной популярностью - здесь постоянно проходят международные конференции, крупные концерты и другие мероприятия массового порядка. Интересно, что из-за схожей структуры многие сравнивают этот комплекс со знаменитым оперным театром в Сиднее. Также, за свое внешнее сходство с представителем семейства млекопитающих шотландский конференц-зал получил прозвище "броненосец".

7. Небоскрёб Мэри-Экс в Лондоне, Великобритания







Небоскреб Мэри-Экс, получивший прозвище "дом-огурец", был построен в 2004 году. Расположенное в финансовом центре Лондона здание считается одним из самых экологичных в мире и имеет статус "самого зеленого небоскреба". Столь высокую оценку экологичности этого шедевра современной архитектуры в первую очередь обеспечили система естественной вентиляции воздуха, тщательно разработанная архитектурным бюро Нормана Фостера, и раскинувшиеся внутри комплекса зеленые насаждения. Основную площадь "Огурца" занимают многочисленные офисные помещения компании Swiss Re. Первые этажи открыты для всех посетителей, а в верхних располагаются дорогие кафе и рестораны с панорамными видами на город. Стоит отметить, что Мэри-Экс стал самым дорогим зданием Великобритании, обойдясь швейцарской страховой компании в рекордные 630 миллионов фунтов стерлингов.

8. Мост Тысячелетия в Лондоне, Великобритания





Открытие пешеходного моста было приурочено к празднованию тысячелетнего юбилея английской столицы и состоялось в 2000 году. Проложенный через Темзу стальной мост достигает 370 м в длину, а его ширина составляет 4 м. Необычная структура висячего горизонтального моста раскрывает для прогуливающихся здесь людей потрясающие виды на Темзу, Собор Святого Павла, галерею музея "Тейт Модерн" и шекспировский театр "Глобус". Лондонский мост отличается от большинства других своим легко узнаваемым видом: он состоит из двух Y-образных речных опор, по которым проходят натянутые вдоль моста стальные канаты. За время своего существования мост "Миллениум" стал действительно знаковым объектом британской архитектуры.

9. Филологическая библиотека Свободного Университета в Берлине, Германия






Берлинский университет свободы входит в тройку самых престижных высших учебных заведений Германии. В его стенах ежедневно проводятся опыты и исследования в сфере гуманитарных и естественных наук. Здание, строительство которого велось на протяжении 8 лет и окончательно завершилось в 2005 году, имеет необычную овальную форму здания, вызывающую у большинства людей ассоциации с яйцом. За это его в шутку причисляют к шедеврам "эггхитектуры" (от англ. egg - яйцо). Многие критики выражают недовольство в связи с отличием архитектуры библиотеки от архитектуры окружающей ее прямоугольной застройки. Другие специалисты считают, что на это несоответствие можно закрыть глаза, так как суперсовременный комплекс библиотеки формирует собой архитектуру будущего.

10. Музей американских воздушных сил в Кембридже, Великобритания





Спроектировав потрясающий по красоте музей, Норман Фостер отдал дань уважения американским летчикам, погибшим во время Второй мировой войны, а также в войнах во Въетнаме и Корее. Здание, расположенное в британском городе Кембридж, было построено в 1997 году. Выдержанный в современном стиле фасад здания по своей форме напоминает огромный ангар. Большой интерес у гостей вызывает внутреннее пространство музея - здесь можно увидеть легендарные американские самолеты военных времен, большинство из которых подвешено в воздухе с помощью специальных тросов, что создает эффект полного реализма.

11. " во Франкфурте, Германия


Штаб-квартира банка "Коммерцбанк


Штаб-квартира банка "Коммерцбанк


Штаб-квартира банка "Коммерцбанк


Построенное в 1997 году здание штаб-квартиры крупнейшего банка Германии было самым высоким в Европе до 2005 года, уступив это почетное звание гостинице Триумф Палас в Москве. Высота 65-этажной башни составляет 259 метров (вместе с антенной - 300 м). Как и во многих проектах Фостера, во франкфуртском небоскребе была тщательно продумана и разработана система естественного освещения и циркуляции воздуха внутри здания. Кроме того, на разных этажах башни архитектор организовал роскошные зимние сады. Это здание - одно из немногих в Германии, при строительстве которых в качестве основного материала использована сталь, а не бетон.





Гонконгский международный аэропорт был открыт в 1998 году. В настоящее время обслуживает около 90 авиакомпаний, осуществляющих рейсы в более чем 150 направлений по всему миру, и является одним из самых загруженных в мире. Особое внимание при проектировании всего комплекса Фостер уделил созданию легкой и «воздушной» структуры из материалов, способствующую проникновению света через крыши и оконные проемы. В 2005 году гонконгский аэропорт был награжден премией Aetra как лучший аэропорт в мире.

13. Стадион "Уэмбли" в Лондоне, Великобритания

Провисающая крыша шатра состоит из прозрачной высококоррозионной ударопрочной пластмассы, способствующей проникновению естественного солнечного света во внутренние помещения. Уникальный объект был построен летом 2010 года, а его общая стоимость составила $ 400 млн.

Норман Фостер - легендарный ветеран и один из создателей современной архитектуры. В этом году ему исполнится 80 лет, однако и в таком возрасте он продолжает удивлять своими невероятными проектами, среди которых стоит выделить , и .

Норман Фостер - современный английский архитектор, один из лидеров стиля хай-тек. Один из немногих архитекторов, чьи здания дважды удостаивались Премии Стерлинга, Любой проект он доводит до высшей степени технического совершенства.

архитектор

Норман Фостер родился 1 июня 1935 в Манчестере, в семье рабочего. Служил летчиком в Королевских военно-воздушных войсках, затем учился на архитектурном отделении Манчестерского университета и в архитектурной школе Йельского университета в США. В 32 года он основал свою фирму из трех человек.

Сегодня в мире нет более чествуемого архитектора. Фостер - лауреат многих высших архитектурных премий. Его мощная простран-ственная конструкция из стекла и металла Центра изобразительных искусств в Норвиче была отмечена наградами Королевского института британских архитекторов и Американского института архитекторов.

Еще одной премии Королевского института архитекторов удостоились проекты мэтра архитектуры: аэропорт Стенстед в Эссексе и пристройка к зданию Королевской академии искусств в Лондон, гармонично сочетающаяся со старинной архитектурой. За проект реконструкции рейхстага Германия удостоила Фостера Ордена за заслуги - это высшая награда в области культуры. Он является дважды кавалером Ордена за заслуги - в 1997 году его удостоила этого звания британская корона. В 1990 был возведен королевой сначала в рыцари, а потом и в бароны.

Кроме того Норман Фостер - обладатель королевской золотой медали за вклад в архитектуру, золотой медали Французской академии архитектуры, золотой медали AIA - Американского института архитектуры, а также титула лауреата Притцкеровскои премии 1999 года - аналога Нобелевской премии в области архитектуры - награды Архитектурной ассоциации Premium Imperiale и т.д.

В этом же году Фостер стал пожизненным пэром с титулом «Лорд Фостер с берега Темзы».
Фостера ценят за виртуозную художественную трактовку, многообразие возможностей техники, за постоянное стремление ее гуманизировать, превратить ее в источник радости и красоты, дать человеческое измерение масштабу.

Именно в этом состоит ядро его творческой концепции, ее глубинная цельность, объединяющая столь, казалось бы, разные по назначению и образным характеристикам объекты мастера.


Небоскреб Swiss Re

В 2003 году в Лондоне вырос знаменитый «огурец» Нормана Фостера. За необычную форму он прозван в народе «корнишоном» (gherkin). Это одно из самых оригинальных современных зданий в мире. Небоскреб был построен для штаб-квартиры швейцарской страховой фирмы Swiss Reinsurance Company в Великобритании и известен как башня Swiss Re. Его высота около 180 м. В основу проекта легли принципы экологичности и рациональности как при строительстве, так и при эксплуатации здания.

Небоскреб удивляет своей необычной конструкцией. Он строился с учетом законов аэродинамики. Конструкция в форме боба устойчива к ветровым нагрузкам и, следовательно, снижает нагрузки на стены, освобождает большие пространства внутри здания и даже позволяет открывать окна. Кривизна спиралей, устремляющихся ввысь, придает небоскребу пространственную динамичность.

  1. Башня Коммерцбанка, Франкфурт-на-Майне (Германия), 1991-97гг.
  2. Millau Viaduct, Франция, 1993-2004 гг.
  3. The Sage Gateshead, Гейтсхед (Великобритания), 1997-2004 гг.
  4. EXPO Station, Сингапур, 1997-2000 гг.
  5. Интерьер City Hall, Лондон (Англия), 1998-2002 гг.
  6. City Hall, Лондон (Англия), 1998-2002 гг.
  7. SECC Conference Centre, Глазго (Шотландия), 1995-97 гг.

Мост Мийо. В 2004 году на юге Франции построен самый высокий в мире мост (2).
Расстояние от земли до дорожного полотна составляет в самой высокой точке 270 м. А одна из опор моста поднимается на 343 м. Французы гордятся тем, что новый мост длиннее Елисейских полей и выше Эйфелевой башни. Виадук Мийо - это совместный франко-британский проект.

На бетонных опорах закреплена система из 154 стальных тросов-вантов, поддержи-вающих полотно автомобильной дороги шириной 27,35 м. Мост обеспечил прямое автомобильное сообщение между Францией и Испанией.

Напротив Тауэра располагается 10-этажное pretty egg (5, 6)- высокотехнологичное, органичное, динамичное и монументальное здание мэрии Лондона - проект, призванный разрушить распространенный миф о «чопорных и консервативных лондонцах».

Концепцию здания автор определил как «образец демократичности, открытости, устойчивого развития и непрерывного движения вперед». Свое творение Фостер назвал «жизнеутверждающим зданием». А чрезмерно экстравагантную форму Фостер объяснил тем, что яйцо - это образ будущего и символ новой жизни.

  1. Международный аэропорт, Гонконг, 1992-1998 гг.
  2. Дворец Мира и Согласия (Palace of Peace and Reconciliation), Астана (Казахстан), 2006 г.
  3. Здание факультета права Кембриджского университета, Англия, 1990-95 гг.
  4. Купол Рейхстага, Берлин (Германия), 1999г.


Юридическая школа в Кембриджском университете (4) - самая большая в Великобритании. Новый четырехэтажный корпус здания факультета права с подземными аудиториями занимает 8,5 тысяч квадратных метров.

Фостер «вписывает» здание в гигантский полуцилиндрический объем, выполненный из треугольной стальной решетки. Традиционное место стен занимает рефлектирующая поверхность стекла. Она образует условную границу, отделяющую внутреннее пространство здания от внешнего мира.

Фостер - мастер самых новых и самых красивых реконструкций во всем мире. При реконструкции Рейхстага в Берлине (5) Фостер сохранил не самые политкорректные надписи русских солдат на стенах. Сейчас весь мир знает обновленное здание с прозрачной полусферой над залом заседаний, ставшей визитной карточкой нового Берлина. Купол, внутри которого проходит широкая лестница с перилами, стал своеобразной смотровой площадкой, с которой открывается панорама столицы Германии.

Люди, сидящие в ресторане под этим куполом, могут наблюдать заседание конгресса, что само по себе является метафорой прозрачности современной германской политики. Здание Рейхстага после реконструкции попало в Книгу рекордов Гиннесса.

комментарий

Глядя на работы Нормана Фостера, первое, что хочется сказать - «комментарии излишни». Ради диалога с человечеством люди стремятся к совершенству, добиваясь при этом краткости слов, точности действий, логики в поступках.
Такова, пожалуй, и архитектура Фостера: за кажущейся простотой и ясностью форм содержится глубина и, если хотите, жизненная мудрость и сила характера. По сути, все работы Фостера семантичны, так или иначе напоминают различные предметы и образы. Этот прием оправдан, так как он вызывает ассоциативный ряд у людей, наблюдающих за архитектурными объектами. Своего рода произведения изобразительного искусства или скульптура в архитектурном исполнении.
А когда на образ накладываются конструктивные решения, они придают лаконичной форме графическую эстетику. Ведь здание как архитектурный проект - это совокупность инженерных частей единого организма. Талант архитектора заключается в умении взрастить здоровый и красивый плод.
И еще одно достоинство Фостера в разработке объекта - он всегда точно улавливает атмосферу города и национальный характер той страны, в которой работает. Здания, построенные по всему миру, стоят в нужном месте в должном виде.

В своих проектах Фостер использует открытые эстетизированные пространственные конструкции, большие плоскости из стекла и металла, многофункциональность свободной планировки и изысканную деталировку. Даже принципиальные противники технологической образности подпадают под чары этого удивительного архитектора. Его архитектурные достоинства неоспоримы - эта новая по духу архитектура формально совершенна и рождает многообразные образные ассоциации.

Фостер увлечен идеей экологичности и очень внимателен к новациям в области энергосбережения. Для него экологический аспект архитектуры является едва ли не ключевым. Свои идеи архитектор стремится воплотить с максимальным использованием естественного света и воздуха, привлекая для этой цели самые смелые инженерные решения. «Почему мы постоянно вводим искусственный свет, когда можно проектировать здания, полные естественного света? Зачем нужны дорогостоящие системы кондиционирования там, где можно попросту открыть окно?».

Спроектированные им здания сами регулируют потоки воздуха и света, активно экономя энергию. Лорд Норман Фостер - не только главная звезда современной архитектуры, но одновременно и человек, стоящий над ней, переосмысливающий ее принципы. Отличие Фостера от прочих современных архитекторов в том, что он пытается строить надолго.

Сегодня Фостер работает в Лондоне, проживает во Франции и Швейцарии на виллах, которые спроектировал сам. Он имеет лицензию пилота, самостоятельно летает на личном реактивном самолете.



1. Al Raha Beach Road Development, Абу Даби, 2009 г.
Для возведения сооружения выбран один из богатейших районов города. Помимо экологичности и энер-госбережения, в этом проекте заложено много хитростей и новейших технологий. Сама форма постройки такова, что с южной стороны она будет освещаться естественным путём, а с других сторон - энергией, полученной с южной, находясь при этом в тени.
2. Хрустальный остров - проект культурно-делового центра. Предполагаемое место размещения - Москва, Нагатинская пойма, время завершения работ - 2014 год. Небоскрёб высотой 450 м будет иметь общую площадь внутренних помещений более 2,5 млн м2, что сделает его самым вместительным зданием на планете.
3. Beach Road, Сингапур, 2007 г.
Многофункциональный комплекс займет территорию целого квартала в центре города. В него войдут разнообразные общественные пространства и 4 расставленных попарно небоскреба.