Биографии

Как человек выражает свои чувства и эмоции. Как проявляются чувства и эмоции. Проявления дружбы и любви. Чувство – высшее проявление эмоций

Люди эмоциональны. Каждый реагирует определенным образом на те или иные события в жизни. Данный психический процесс происходит постоянно и неразрывно связан с деятельностью человека: с удовлетворением простых жизненных потребностей, с учебой, работой, творчеством. Даже представить невозможно, что человек ест без каких-либо эмоций, наоборот, он выберет то блюдо, которое не только поможет утолить голод, но и вызовет определенные положительные ощущения. Множество эмоций человек испытывает при общении с любимыми и нелюбимыми людьми. По словам некоторых психологов, этот процесс является важной мотивирующей силой, которая определяет деятельность каждого человека с момента его рождения. Иными словами, эмоции сильно влияют на сознательное регулирование поведения человека, причем, они могут не только ослабить, но и укрепить волю. От них зависит работоспособность человека и вообще его желание работать. Таким образом, чтобы человек ни делал, думал или говорил – все это связано с эмоциями, потому как они являются отражением переживаний человеком всех явлений и ситуаций внутреннего и внешнего мира.

Эмоциональный мир человека отличается разнообразием. И положительные, и отрицательные эмоции имеют великое множество оттенков. Некоторые события вызывают у человека отвращение, другие – восхищение. Чувства, настроения и эмоции делают жизнь человека насыщенной и яркой, придают ей краски, избавляют от серости и уныния. Они могут всего за несколько секунд кардинально изменить поведение человека, изменить его отношение к себе и другим людям. В зависимости от тех эмоций, которые испытывает человек, он видит все в черном свете или смотрит на мир сквозь розовые очки.

Но далеко не всегда в жизни события вызывают исключительно положительные эмоции. Порой они настолько ужасны, что кажется, что лучше бы вовсе никаких не было. Так, к примеру, горечь утраты близкого человека или домашнего животного невыносима, точно так же, как и злость и раздражение, когда что-то в жизни не получается или не удается осуществить задуманное. А иногда бывает и так, что не нужно никаких внешних негативных факторов, чтобы человек чувствовал себя просто отвратительно. Когда у человека плохое настроение, он не способен сосредоточиться, его все раздражает и даже одна мелочь может вызвать вспышку гнева. В то же время необходимо отметить, что если с плохим настроением или раздражением человек может справиться самостоятельно простым усилием воли, то иногда бывают такие эмоциональные состояния, что без специалиста не разобраться. К примеру, сильный стресс может стать причиной психических расстройств и депрессии. Точно так же человек не в состоянии побороть состояние аффекта, при котором очень ослаблен или практически отсутствует сознательный контроль деятельности.

Эмоции имеют субъективный характер, то есть, разные люди могут по-разному реагировать на одно и то же событие. Так, к примеру, при виде паука один человек будет чувствовать отвращение и страх, а другой – умиление. Одни люди реагируют на дождь радостью и весельем, а другие, наоборот, - раздражением и грустью. На протяжении дня человек может испытывать самые разнообразные психические состояния: радость, удивление, интерес, злость, раздражение, восторг, умиление, гнев, печаль. Более того, эмоции возникают и тогда, когда человек ничего не делает, а просто думает о чем-то.

Некоторые люди убеждены в том, что их жизнь была бы гораздо лучше и проще без эмоций. Ведь тогда не было бы нужды расплачиваться за необдуманные решения, не бояться стрессов и сильных переживаний. Тогда можно было бы действовать всегда рассудительно, принимать правильные, взвешенные решения. Тогда не было бы несчастья и горя, напрасных переживаний и пустых волнений. Такая жизнь – просто мечта. Но с другой стороны, если не было бы эмоций, человек лишился бы очень многого, ведь они выполняют большое количество очень важных функций. Благодаря им человек может приспособиться к условиям окружающего мира. В этом состоит оценочная функция, которая выступает в роли индикатора для определения зоны комфорта. Проще говоря, если человек испытывает положительные эмоции, в таком случае он находится в зоне комфорта и все хорошо. Если же его мысли нарушают равновесие, значит, человек вышел из зоны комфорта. Если человек будет прислушиваться к своим ощущениям, то сможет быстро менять свое отношение и действия к ситуации, чтобы вновь оказаться в зоне комфорта. Это очень важно, потому как каждый раз, когда человек ощущает негатив, его психика расшатывается, энергетика истощается, что становится причиной стрессов, депрессии и апатии.

Эмоции выполняют и защитную функцию, которая оказывает влияние на физиологическом уровне в критических ситуациях. Так, к примеру, страх приводит к активизации выброса адреналина, и человек способен нанести неожиданный удар в случае угрозы. Тревога на эмоциональном уровне заставляет человека быть более бдительным и осторожным, пересмотреть свои действия. Таким образом, эмоции могут активировать, мобилизовать организм для выполнения определенных действий, обеспечивая оптимальный уровень возбуждения.

Мотивирующая функция помогает человеку сделать то, на что он не решался. К примеру, злость, вызванная критическими замечаниями, может заставить человека доказать, что он может значительно больше. Или же человек посмотрел фильм, в котором герою все удается, и он вдохновляется и делает то, о чем давно мечтал, но сомневался.

Если все эти функции имеют приспособительный биологический характер, то наиболее важными и полезными для человека являются экспрессивная и коммуникативная функции, тесно связанные друг с другом. Их важность заключается в том, что помимо физических и биохимических изменений, эмоции сопровождаются и определенными поведенческими реакциями, к которым относятся голосовые выражения эмоций, мимика и пантомимика. Коммуникативная и экспрессивная функции за счет своих внешних проявлений помогают различать даже минимальные изменения во внутреннем состоянии, что помогает людям лучше понимать друг друга.

Особенно важны эти функции при межличностном общении, когда необходимо настроиться на состояние партнера, чувствовать то же, что и он. Ни для кого не является секретом, что эмоционально-выразительные движения – это невербальные средства общения, которые передают до 90 процентов информации при общении. Таким образом, можно говорить о том, что эмоции являются особым языком, при помощи которого люди говорят друг другу о своих мыслях, чувствах, внутренних состояниях.

Еще одна важная особенность эмоций - это их связь с памятью, восприятием, вниманием, мышлением, воображением, то есть, с познавательными процессами. Эмоции являются основным фактором непроизвольного внимания и запоминания. Когда процесс обучения вызывает положительные ощущения, то информация запоминается намного быстрее.

Каждый психолог пытается создать собственную классификацию эмоций. Но они на самом деле – словно палитра красок, в которой есть несколько основных цветов и множество оттенков, но все они индивидуальны. Впрочем, есть эмоции, которые все специалисты выделяют как основные. Это страх, раздражение, гнев, стыд, интерес, удивление, восхищение, радость.

Страх является отрицательной эмоцией, который может перерасти в чувство. Он несет защитную функцию и возникает в тех случаях, которые несут возможную физическую угрозу или сильное психическое потрясение.

Раздражение – это также отрицательная эмоция, которая является по своей сути показателем того, что что-то или кто-то выводит человека из зоны комфорта и нужно изменить либо ситуацию, либо прекратить общение с человеком. Если к этой эмоции не прислушаться, она может перерасти в гнев.

Гнев показывает, что человек вышел очень далеко за пределы зоны комфорта и что происходит что-то угрожающее потребностям человека. Кроме того, эта эмоция является показателем того, что у человека существует ложное убеждение по отношению к кому-то или чему-то, что мешает ему объективно оценить ситуацию.

Еще одна отрицательная эмоция – стыд. У нее имеется большая палитра оттенков. Принято считать, что стыд нужен для того, чтобы человек мог определить несоответствие собственных действий с установленными нормами и правилами общества.

Среди положительных эмоций мотивирующую функцию выполняет интерес, который стимулирует человека к обучению, познанию, развитию умений и навыков. Как правило, сопровождается открытостью к новому и любопытством.

Еще одна положительная эмоция с мотивирующей и оценочной функциями – это восхищение. Она говорит о том, что все сделано в полном соответствии с внутренними убеждениями, взглядами и мировоззрением.

Радость также является положительной эмоцией, которая свидетельствует о том, что человек находится в зоне комфорта. Она выполняет мотивирующую функцию, способствует хорошим поступкам, творчеству. Кроме того, она стимулирует выработку эндорфинов, которые оказывают благотворное влияние на физическое состояние.

Удивление не имеет ярко выраженного полюсного характера. Оно способствует концентрации внимания на каком-то человеке, объекте, мысли, заставляет переосмыслить, пересмотреть что-то.

Таким образом, эмоции открывают перед человеком особый мир – мир искусства и творчества. Для любого творческого процесса необходимо вдохновение. Очень часто чувства человека становятся материалом для творчества: новый образ рождается из слияния эмоций и воображения. Без эмоций человек не смог бы оценить всю красоту и неповторимость музыки, поэзии и живописи. Эмоции делают мир людей более интересным и богатым, задавая направление развития личности.

Таким образом, только в единстве эмоциональной и интеллектуальной сфер человек может достичь конечной цели своей деятельности – удовлетворить потребности. И даже несмотря на то, что эмоции очень часто берут верх в самые неподходящие моменты, принося несчастье и горе, они в то же время придают жизни настоящий вкус, делая ее более насыщенной, красочной и яркой. И пусть причина многих болезней и бед кроется в чрезмерной чувствительности и эмоциональности, и человек не может принять правильное, адекватное решение, все же без эмоций человек лишился бы очень многого. Мир без любви, восхищения, радости выглядел бы печально. И, наверняка, жизнь без необдуманных, импульсивных поступков стала бы скучной, ведь именно они порой делают жизнь очень интересной.

Мудрая природа преподнесла нам такой бесценный дар, как внутренний мир человека.

Она предоставила человеку возможность создать свой внутренний мир именно таким, каким он пожелает!

В окружающем внешнем мире обстоятельства и условия жизни зачастую складываются так, что человек не всегда может противостоять трудностям и невзгодам, предотвратить кризисные ситуации, часто не в силах контролировать ход каких-либо событий - по причинам, не зависящим от него.

Неблагоприятные условия внешнего мира человек не всегда может изменить при всем своем желании, стремлении и возможностях. Осознание этого приносит многим людям невыносимую боль, страдания, огромное разочарование и неудовлетворенность жизнью.

В противовес этим неблагоприятным факторам внешней среды человек может создать свой прекрасный, благополучный внутренний мир, с позитивным восприятием и мироощущением. Благодаря такому восприятию, человек в окружающем мире старается замечать только хорошие и позитивные моменты, оценивать все происходящие события в жизни с положительной стороны.

Внутренний мир человека может быть бесконечно разнообразным: он может быть гармоничным или противоречивым, красивым или уродливым, духовно богатым или бедным, позитивным или негативным, эмоционально-окрашенным или эмоционально-равнодушным, открытым или закрытым. Но каким бы он ни был, у каждого человека внутренний мир своеобразен, уникален и неповторим!

  • У одних он наполнен позитивными чувствами и эмоциями: любовью, добротой, радостью, жизненной энергией и светом, излучая тепло во внешний мир. Как следствие этого, такие люди чувствуют себя счастливыми и удовлетворенными жизнью. Они понимают, что счастье человека зависит не от внешних условий, а от состояния внутреннего мира.
  • У других преобладают негативные чувства: ненависть, злость, скука. В их внутреннем мире царит духовная пустота и мрак, проливаясь во внешний мир враждебностью и холодным равнодушием. Такие люди считают, что весь окружающий мир и все люди вокруг виноваты в их несчастьях и страданиях. Они не осознают того, что причина их неудовлетворенности жизнью запрятана в них самих.
  • У третьих во внутреннем мире происходит постоянная борьба позитивных и негативных чувств, порождая внутриличностный конфликт и выплескиваясь во внешний мир соответствующими эмоциями. Причину этих противоречий такие люди видят не только в себе, но и во внешнем мире.

Все, чем человек заполнен изнутри - проявляется во внешнем мире, как отражение в зеркале, оказывая свое созидательное или разрушительное влияние на жизнь человека.

Проблемы многих людей заключаются в том, что они не осознают взаимосвязи между внутренним миром человека и окружающим его внешним миром, не понимают, что причиной их несчастья или же, наоборот, следствием счастья является состояние внутреннего мира, его содержание.

Человеку дана неограниченная свобода в выборе того, чем он наполнит свою внутреннюю сущность. В своем внутреннем мире, в своем маленьком государстве, он - полноправный правитель, хозяин, творец и созидатель своей жизни. И только от него самого зависит, какую жизнь он захочет себе создать.

Чтобы жизнь была счастливой, прекрасной, благополучной и гармоничной, то все его существо должно быть наполнено позитивными мыслями и желаниями, позитивным восприятием и ощущениями, чувствами и эмоциями, морально-нравственными ценностями и постоянным стремлением к знаниям, к духовному развитию и обогащению. Умение управлять своим внутренним миром приносит огромное счастье и удовлетворение в жизни.

Одним из важных проявлений внутренней субъективной жизни человека являются эмоции и чувства. Любовь и ненависть, радость и горе, страх и ужас, грусть и тревога, удивление и восхищение, страдание и наслаждение, отвращение и презрение, возмущение и негодование, стыд и совесть - вот далеко неполный перечень эмоций и чувств свойственных человеку.
Наиболее характерная особенность этих психических явлений заключается в их непосредственной представленности человеку. Каждый из нас испытывает разнообразные эмоции и чувства и может дать отчет о том как они возникают, протекают и исчезают.
Они не только наполняют нашу душевную жизнь, но и определяют наши действия и поступки, стимулируют или угнетают нашу деятельность, побуждают нас осуществлять замыслы и желания, совершать благодеяния и злодеяния.
В эмоциях и чувствах проявляется пристрастное отношение человека к окружающему миру, к самому себе, к тому, что он совершает и делает. Эмоции и чувства представляют собой своеобразные психические состояния, в которых проявляется переживание человеком своего отношения к окружающему миру и к самому себе. Испытываемые человеком переживания возникают под влиянием удовлетворения или неудовлетворения потребностей, свойственных субъекту. По мнению С. Л. Рубинштейна эмоции являются субъективной формой проявления потребностей.
Переживания могут проявляться как в виде легкого душевного волнения, так и в форме устойчивого нравственного состояния личности, называемого чувством. Возникновение эмоций и чувств обусловлено не только наличием потребностей, но и действием предметов, посредством которых они удовлетворяются.
Таким образом, переживания человека связаны с теми впечат-лениями, которые мы получаем посредством органов чувств из внешнего мира и внутренних состояний и поэтому обозначаются нами как особые состояния - чувства. Связь переживаний с впечатлениями проявляется в виде импрессивной стороны эмоций и чувств. Благодаря этой связи эмоции и чувства становятся сигналами внешних воздействий и внутренних состояний личности. А.Н. Леонтьев полагал, что эмоции выполняют функции внутренних сигналов, отражающих отношение между мотивами и результатами отвечающей им деятельности субъекта.
Эмоции и чувства, будучи субъективными по своей форме существования переживаниями, вместе с тем всегда имеют внешние проявления и выражаются в разнообразных движениях, мимике и пантомимике, в интонациях и тембре голоса, а также сопровождаются органическими изменениями, проявляющимися в покраснении, побледнении, в замедлении или в ускорении ритма сердцебиения и дыхания.
1 Ницше Ф. Так говорил ЗАРАТУСТРА. М., 1990, с. 41, 42.
Поскольку выражение эмоций у человека и у животных во многом сходны, то Ч. Дарвин считал, что происхождение эмоций у человека есть результат эволюционного развития. Эмоции, по его мнению, есть не что иное как внутреннее отражение биологически целесообразных реакций организма. Очевидно, поэтому эмоции возникают на основе удовлетворения или неудовлетворения естественных потребностей, обеспечивающих биологическое существование живых организмов.
Связь между эмоциями и телесными изменениями вызывала появление органической теории происхождения эмоций У Джемса и К. Ланге. По их теории причинами появления эмоций являются органические воздействия, которые, отражаясь в нервной системе, порождают переживания. Однако, такое упрощенное понимание причин происхождения эмоций было подвергнуто критике. У Кеннон установил, что искусственно вызванное прекращение сигналов органического происхождения не влияет на возникновение эмоций. Следовательно, органические изменения не являются причиной возникновения эмоций, а лишь сопровождают их появление. Дальнейшее исследование связи эмоций с органическими процессами показало, что те и другие возникают почти одновременно.
Факт существования связи между эмоциями и внешними воздействиями вызвал появление теории когнитивного происхождения эмоциональных переживаний. Согласно этой теории положительные или отрицательные эмоциональные переживания возникают у человека под влиянием результатов познавательной деятельности. Положительные переживания возникают тогда, когда результаты деятельности соответствуют ожиданиям, отрицательные имеют место в том случае, если между ними имеется расхождение или несоответствие (диссонанс).
Конечно, все эти теории являются правомерными, так как они представляют собой различные подходы к происхождению эмоций, и объяснению их связей с внешними воздействиями и органическими процессами.
Эмоциональные переживания характеризуются: качеством, интенсивностью, длительностью и устойчивостью.
Наиболее важной характеристикой эмоций и чувств является их качество. Каждое эмоциональное переживание имеет свое качество. Вместе с тем, все эмоции и чувства имеют два полярных качества: положительное и отрицательное.
Полярность качеств переживаний обусловлена их непосред-
ственной связью с удовлетворением и неудовлетворением потребностей. При удовлетворении потребности возникает положительное качество, которое проявляется в форме переживания удовольствия, в то время как при неудовлетворении возникает переживание неудовольствия.
Полярные качества могут иметь различную степень выраженности: сильную и слабую. Это зависит от уровня проявления потребностей. При наличии сильной потребности ее удовлетворение вызывает не просто удовольствие, а наслаждение, при неудовлетворении - страдание. Высшей формой отрицательного переживания является чувство отвращения (идиосинкразия), которое возникает к источнику его породившего.
Обычно человеку свойственно переживание одного из полярных качеств, но бывают случаи, когда он испытывает эмоции, включающие и положительное и отрицательное качество. Такие переживания называют двойственными или амбивалентными. Чаще всего одно из переживаний связано с прошлым, а другое с настоящим или будущим. Например, человек может одновременно переживать и радость и горе. Радуется потому, что случившаяся с ним беда миновала, горюет же потому, что она испортила жизнь в настоящее время и разрушила все надежды на лучшее будущее.
Наряду с чувствами, имеющими ярко выраженные полярные качества, могут иметь место и такие эмоциональные состояния, которые невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным переживаниям. Такие переживания являются часто нечеткими, смутными и неопределенными. Они возникают чаще всего в таких ситуациях, когда личность не может сразу сориентироваться в том, что происходит и испытывает чувство растерянности и беспокойства.
Интенсивность эмоций и чувств является также одной из важных их характеристик. Эта сторона эмоциональных переживаний зависит от силы их проявления. Иногда чувство бывает настолько сильным, что оно целиком и полностью овладевает человеком и он воспринимает окружающий мир и все, что в нем происходит через его призму. Чувство как бы ослепляет его глаза и он видит в объекте только то, что соответствует его переживанию. При слабой интенсивности чувства переживание имеет поверхностный характер, что является иногда причиной несерьезного отношения к действительности и порождает легкомысленные поступки.
Наиболее сильные и интенсивные чувства имеют место тогда, когда
они возникают впервые. Они также отличаются новизной и свежестью. В дальнейшем по мере их многократного проявления их интенсивность уменьшается и они притупляются. Тогда субъект, в погоне за свежими чувствами, стремится к новым объектам, отличающимися неординарностью и экзотичностью.
Еще одной важной особенностью эмоций и чувств является их длительность и устойчивость. От устойчивости эмоциональных переживаний часто зависит самочувствие человека в течение определенного периода времени. Иногда отрицательные переживания депрессивного характера сохраняются долгое время и накладывают отпечаток на психику и поведение человека. Выйти из такого состояния бывает очень трудно. Помогает в этом случае перемена обстановки, путешествие, знакомство с новыми людьми, интересные занятия и т.п.
Динамика возникновения и протекания эмоций и чувств имеет некоторые характерные особенности. В одном случае чувства возникают быстро почти мгновенно и проявляются в форме эмоциональной вспышки, другом случае они возникают медленно и постепенно. По мере нарастания эмоций и чувств увеличивается напряжение переживаний, которые достигнув пика вступают в фазу спада и разрядки. После этого наступает раз-решение от возникшего чувства и личность начинает испытывать успокоение.

Познавая действительность, человек так или иначе определяет свое отношение к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к собственной личности. Одно его радует, другое печалит, третье - возмущает и т. д. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев, страх и др. - все это различные виды субъективного отношения человека к действительности. В психологии эмоциями называются процессы, которые отражают личную значимость внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека и их оценку в форме переживаний. Эмоции, чувства служат для того, чтобы показывать субъективное отношение субъекта к себе и к окружающему его миру.

Эмоции - это особый класс субъективных психических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей человека.

Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит удовлетворению его разнообразных потребностей, любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий, связанных с удовлетворением актуальных для них потребностей.

Эмоциональные ощущения биологически закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

В эмоциях выделяются две стороны:

  • связь с ситуацией, с объективным миром;
  • связь с субъективными состояниями - потребностями, мотивацией.

Эмоции - это форма приспособления индивида к миру, а оно всегда связано с удовлетворением потребностей, мотивацией.

Самые старые по происхождению, простейшие и наиболее распространенные переживания - удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать.

Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс.

Наиболее мощная эмоциональная реакция - аффект . Это сильное, бурное и кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом (порой эта реакция и воздействующие раздражители осознаются недостаточно, и это одна из причин неуправляемости этим состоянием).

Возникновение аффекта подчиняется следующему закону: чем мощнее исходный мотивационный стимул поведения, чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, и чем меньше полученный результат, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств он протекает бурно, быстро, сопровождается резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальному разумному поведению. Они могут оставить сильный, заметный отпечаток в долговременной памяти. По сравнению с этим эмоции и чувства связаны главным образом с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, возникающая благодаря ситуациям, которые чреваты аффективными реакциями, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к бурной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.

Собственно эмоции в отличие от аффектов - более длительные состояния. Они являются реакцией не только на события совершившиеся, но и вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции появляются в его начале и предвосхищают результат. Они носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки человеком определенной ситуации, связанной с удовлетворением его потребностей.

Эмоции и чувства опережают процесс, направленный на реализацию потребности, и носят идеаторный характер. Они выражают смысл ситуации с учетом актуальной в данный момент для человека потребности, а также и значения предстоящего действия или деятельности.

Эмоции - выражение смысла, т. е. они касаются смыслообразующей функции мотива. Мотив создает смысл, выражая его в них, - следовательно, они вторичны по отношению к нему. Эмоции - это «психическое отражение мотива к целям действия и условиям его выполнения» (А. Н. Леонтьев).

Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, подобно чувствам, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, передаются другим людям, сопереживаются.

Чувства - высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными, входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства - устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым).

Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно к кому- или чему-либо. Например, он не в состоянии испытывать любовь, если у него нет объекта привязанности.

Отличия чувств от эмоций заключаются в следующем:

  1. Независимость от ситуации, т. е. чувства выступают как обобщение эмоций.
  2. Чувства связаны с ведущими мотивами человека, а эмоции - нет, поэтому чувства и эмоции могут не совпадать по отношению к одному и тому же объекту.
  3. Чувства можно воспитывать, формировать и вызывать. В зависимости от направленности чувства делятся:
    • на моральные (переживание человеком его отношения к другим людям);
    • интеллектуальные (связанные с познавательной деятельностью);
    • эстетические (чувство красоты при восприятии явлений искусства и природы);
    • практические (связанные с деятельностью человека).

Таблица 4.1

Чувства могут быть очень устойчивыми и длительными: например, любовь к какому-то человеку может сохраняться в течение всей жизни.

Они выполняют в жизни и деятельности людей, в их общении с окружающими мотивирующую роль. Человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, их можно регулировать. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-нибудь или кому-либо называется страстью.

Таблица 4.2

Настроение - это эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека, Оно не связано напрямую с конкретной ситуацией, вызывается не отдельным событием, а глобальным состоянием, т. е. настроение не предметно, а личностно, принадлежит конкретному субъекту, отражает его особенности, влияет на восприятие ситуации, самого себя, других людей. Эмоциональные состояния могут улучшать или ухудшать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими, вторые - астеническими.

Возникновение и проявление эмоций, чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с деятельностью сердца, дыханием, с изменениями в работе скелетных (пантомимика) и лицевых (мимика) мышц. Специальные эксперименты обнаружили в глубине мозга, в лимбической системе существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров наслаждения - «рая», и страдания - «ада». Эмоциональные состояния - это психосоматическое единство, сочетание физиологических, биохимических, поведенческих изменений (например, в мимике), субъективных психологических переживаний, изменений в речи, ее интонации, темпа, а не только одни психологические переживания.

В теории чувств, выдвинутой Вундтом, выделяют три компонента эмоциональных состояний:

  • удовольствие/неудовольствие;
  • возбуждение/успокоение;
  • напряжение/разрядка.

Подмечена интересная особенность динамики чувств: в отличие от ощущений, интенсивность которых нарастает вместе с усилением раздражителя, изменение мощи и содержания чувства происходит иначе. Сначала под воздействием приятного раздражителя крепнет удовольствие, затем его степень снижается, несмотря на продолжающее воздействие этого раздражителя, а потом, если оно продолжается, начинает нарастать неудовольствие.

В зависимости от выраженности параметров: «удовольствие/неудовольствие», «принятие объекта/непринятие объекта» изменяется содержание чувств, которое возможно охарактеризовать так:

  1. любовь, радость, счастье (сочетание удовольствия и принятия объекта);
  2. удивление (принятие объекта и некоторая доля удовольствия/неудовольствия);
  3. страдание, страх (принятие объекта и неудовольствие);
  4. решимость, гнев (сочетание неудовольствия и непринятия объекта);
  5. отвращение (непринятие объекта и неудовольствие);
  6. презрение (непринятие объекта).

Страсть - еще один вид сложных, своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Она представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

С. Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К первой относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, связанные преимущественно с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие же связаны с моралью и отношением человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

Эмоции играют важную роль в жизни человека и выполняют ряд функций:

  1. индикация, или оценка (эмоции - оперативная обобщенная оценка текущих ситуаций - благоприятных или неблагоприятных, опасных);
  2. образование переживания, накопление эмоционального опыта в эмоциональной (аффективной) памяти (эмоции как один из способов представления реальности, связывающий действительность с образом);
  3. объединение, синтез (эмоциональный фон позволяет объединять отдельные отношения, образы, сенсорный материал, синтезирует, обобщает отдельные переживания);
  4. предвосхищение будущего события;
  5. активация (эмоции способны активизировать работу организма, мобилизовать его ресурсы, если это необходимо в конкретной ситуации);
  6. побуждение (эмоции побуждают деятельность, потому что связаны с мотивом; эмоции как выражение мотива);
  7. регуляция - организующая функция (но иногда эмоциональный аффект способен и дезорганизовать деятельность);
  8. связь с познавательными процессами (эмоции сопровождают все познавательные процессы: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, творчество);
  9. экспрессия (эмоциональные состояния человека выражаются в мимике, интонации и пр., что позволяет людям лучше понять друг друга, способствует коммуникации);
  10. символ личностных проблем (чем сильнее эмоция, тем значимее проблема; поэтому важно понять причину нежелательного эмоционального состояния, найти решение проблемы, порождающей негативные эмоции, и тем самым способствовать позитивному развитию личности).

Как проявляются чувства и эмоции. Проявления дружбы и любви.

это может вам помочь Существуют рокеры, которые притягивают к себе фанатов как магнитом

Как проявляются чувства и эмоции. Проявления дружбы и любви.

Чувства - величайший дар человеку, неотъемлемая часть его личности. В обществе всегда ценились и ценятся истинные чувства . Они украшают самого человека и приносят радость другим.

По мнению психологов, чувство - это внутреннее отношение человека к чему-то, особое эмоциональное состояние. Любовь и ненависть, страсть и гнев, страх и радость - эти и многие другие состояния человека сформированы миллионами лет эволюции. Тот, кто умеет владеть своими чувствами , контролировать свое поведение, легко находит общий язык с людьми, спокойно и разумно воспринимает поступки окружающих. Чем богаче внутренний мир человека, тем разнообразнее проявление его эмоциональных состояний.

Наукой доказано, что положительные эмоции - радость, нежность, удовольствие и другие - являются более конструктивными, чем отрицательные: гнев, страх, грубость. Положительные эмоции являются

чувствам

дружбы

любви бывает

чувства .

любви мы испытываем похожие эмоции и

Юношеские мечты о любви отражают

Противопоставление любви как высокого чувства

любви и представление об идеальной любви часто

чувства Любви можно

Чувства

В любви соединяются

Мужчине и женщине необходимо помнить о самоуважении и уважении друг к другу. Женщине свойственно быть заботливой, нежной и в то же время умеющей постоять за себя, своих детей, свою семью, а мужчине - сильным, добрым, справедливым, способным взять на себя ответственность за благополучие семьи. Юноша и девушка, мужчина и женщина представляют друг для друга неиссякаемый источник энергии и счастья. Именно такие взаимоотношения и взгляды становятся Наукой доказано, что положительные эмоции - радость, нежность, удовольствие и другие - являются более конструктивными, чем отрицательные: гнев, страх, грубость. Положительные эмоции являются основой формирования жизненных ценностей, например таких, как дружба и любовь.

Одно из прекрасных чувств - дружба -появляется между людьми не только тогда, когда их интересы, взгляды схожи, но и при их различии. "Дружба не нужна для жизни, она из тех вещей, без которых не нужна жизнь" (К. С. Льюис).

Подростковая дружба - сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать, становится своеобразным психотерапевтом. Если же он, занятый своими проблемами и делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений. Как показывают многочисленные исследования, в подростковом возрасте близкие друзья, как правило ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде. Но круг общения подростка не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем раньше. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединить в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. Если подросток попадет в группу с достаточно высоким уровнем социального развития, это благотворно отражается на развитии его личности.

Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не каждого подростка принимают в группу, часть из них оказывается изолированными. Обычно это неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе особого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы. В переходный период между подростковым и юношеским возрастом (14-16 лет) общение со сверстниками необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет и другие функции. Если к доверительному общению со взрослым старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, когда он сам затрудняется принять решение, связанное с его планами на будущее, то общение с друзьями остается личностным, исповедальным. Юноша, как и подросток, приобщает другого к своему внутреннему миру - чувствам , мыслям, интересам, увлечениям. С лучшим другом или подругой обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящее время. Содержание такого общения - реальная жизнь, а не жизненные перспективы, передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно основано на отношении к другому, как к самому себе, в нем раскрывается собственное реальное "Я".

Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное положение в ряду других привязанностей. Юность считается привилегированным возрастом дружбы , но сами старшеклассники считают настоящую дружбу редкой. Как выяснилось при опросе, только 33% мальчиков из выпускных классов находят, что "настоящая дружба среди сверстников встречается часто".

Способность любить закладывается с детства, она дарится человеку в первую очередь мамой, близкими людьми.

Если мама кормит ребенка грудью, гладит его нежными и теплыми руками, смотрит любящими глазами, все время с ним разговаривает, малыш чувствует, что мир полон любви, и сам начинает любить. Позже ему придется открыть для себя сложность взаимоотношений в семье, с друзьями. Однако его дружелюбие, готовность любить останутся незыблемыми.

Американский психолог Эрих Фромм писал, что когда в человеке развивается чувство индивидуальности, ему недостаточно присутствия родителей. В нем возрастает потребность в единении еще с кем-то. Но влечение одного человека к другому, интерес к нему - это еще не любовь. Любовь образует более высокий уровень отношений человека к человеку. Она проявляется как стремление испытать радость, отраженную от радости любимого человека.

Психологи считают, что человек должен различать увлечение, влюбленность и любовь.

Отличить увлечение от влюбленности, а влюбленность от любви бывает нелегко. Сильное увлечение нередко определяет многие поступки человека и может послужить мотивом для создания семьи. Но вскоре оно проходит. При влюбленности предмет внимания обычно идеализируется.

Часто подростки считают любовью увлечение и влюбленность. Им порой трудно бывает отличить любовь от другого похожего чувства .

Старшеклассники, так же как и подростки, бывают склонны подражать друг другу и самоутверждаться в глазах сверстников с помощью действительных или мнимых "побед". Не только в средних, но и в старших классах легкие влюбленности напоминают эпидемии: как только появляется одна пара, тут же влюбляются все остальные. Причем многие одновременно увлекаются одной и той же наиболее популярной в классе девочкой (или мальчиком).

При увлечении, влюбленности и любви мы испытываем похожие эмоции и ощущения. Однако различить их все-таки можно, и лучший советчик в этом - время. Влюбленность может протекать долго, и кажется, что это именно тот человек, с кем хочется связать свою жизнь. Но проходит время, и люди остаются просто добрыми друзьями. Поэтому совет старших "не спешить" не лишен здравого смысла.

"Тайна сия велика есть", - сказано еще в глубокой древности о любви.

Юношеские мечты о любви отражают прежде всего потребность в эмоциональном тепле, понимании, душевной близости. В это время часто не совпадают потребность в самораскрытии, человеческой близости и чувственность, связанная с физическим взрослением.

Противопоставление любви как высокого чувства и биологической сексуальной потребности особенно резко выражена у мальчиков. Влюбляясь, они в общем-то верно называют дружбой зарождающуюся привязанность и в то же время испытывают сильный, лишенный тонкого психологического содержания эротизм.

Когда 15-летняя девочка серьезно спрашивает: "Существует ли чистая любовь?" - это уже содержит в себе утверждение, что всякая чувственность, начиная с прикосновений и поцелуев, является "грязной". Углубление таких представлений может в будущем усложнить семейную жизнь.

С одной стороны, юношеская мечта о любви и представление об идеальной любви часто лишены сексуального содержания. С другой стороны, в подростковой среде (13-15 лет) нередки "грязные" разговоры, сальные анекдоты. Порнографические картинки вызывают у подростков повышенный интерес, позволяют им "заземлить", "снизить" волнующие их эротические переживания, к которым они психологически и культурно не подготовлены. Взрослые часто считают, что это присуще только "испорченным" мальчикам. На самом деле и "грязный" секс, и "возвышенный" идеал прекрасной возлюбленной могут существовать в сознании одного и того же подростка (вспомним А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. В. Вересаева, Д. Апдайка и др.).

Подростковый цинизм коробит взрослых, но надо учитывать, что обсуждение "запретных" вопросов (к ним относится не только секс, но и многие другие переживания, связанные с физиологическими изменениями в подростковый период) со сверстниками позволяет снять вызываемое такими разговорами напряжение и отчасти разрядить его смехом. Однако следует беспокоиться не только о тех, кто ведет "грязные" разговоры, но и о тех, кто молча слушает: именно эти ребята, неспособные выразить и "заземлить" волнующие их смутные переживания, часто оказываются наиболее впечатлительными и ранимыми.

Вот почему так важно общение подростка со взрослым человеком (педагогом, врачом, родителями), которые знают особенности физиологического развития психологии и сексуальности подростка.

Те кто работают с подростками должны приложить максимум такта и усилий, чтобы сохранить и укрепить в их душах ту тонкую "нить", которая связывает любовь, сексуальность и высокие нравственные принципы; помочь им понять, что сексуальность вне человеческих отношений - бессмысленна.

Известна пословица: "Та и красавица, которую сердце полюбит". В этом утверждении есть доля истины: любовь делает человека красивым. Как мудро заметил М. М. Пришвин: "Любовь - это неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем".

В подростковом возрасте юноша и девушка узнают, что такое первая любовь. Это чувство запоминается на всю жизнь. По своей природе первая любовь романтична. С ней связаны как радостные минуты, полные восторга, так и переживания, разочарования. Для некоторых первая любовь становится любовью на всю жизнь, а для кого-то это только одно из приятных воспоминаний. Тем не менее, природа создала человека таким, что он не может обойтись без любви...

Первая любовь - прекрасное светлое чувство. Подростки готовы отдаться этому чувству полностью, реализовать любовь через физическое сближение или брак. Но такая спешка мешает узнать все многообразие взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

Существуют факторы, важные для гармоничных отношений двух любящих людей: терпение, взаимоуважение и понимание. Для создания семьи недостаточно иметь только материальную базу, нужны определенная психологическая и физиологическая совместимость, умение любить человека таким, каков он есть, и признавать его право быть самим собой, уступать в мелочах без ущерба для собственного самолюбия. Материальное благополучие способствует стабильности брака, но оно никогда не заменит духовной близости.

Совместная жизнь при отсутствии искреннего чувства превращается в сожительство двух людей и становится им в тягость. Любви можно и нужно учиться, как и умению жертвовать, идти навстречу желаниям друг друга.

Чувства и характеры двух людей на протяжении совместной жизни подвергаются серьезным испытаниям. Каждый из молодоженов несет модель семьи, в которой он воспитывался, поэтому трудности и столкновения неизбежны.

Для нас привычно выражение: мужчины - это сильный пол, а женщины - слабый. Мужские и женские интересы и увлечения порой расходятся, а поведение и отношение к одним и тем же ситуациям различаются. Все эти различия обусловлены самой природой человека. Мужчина и женщина олицетворяют два противоположных начала: мужское и женское. Являясь частью целого, а не целым, они взаимодополняют друг друга.

В период взросления у подростка складывается собственное представление о том, каким должен быть мужчина и что значит быть женщиной. Этот процесс очень тонкий по своей природе, так как в формировании этих представлений участвуют физиологические и психологические факторы. Общение с лицами противоположного пола, традиции каждой семьи помогают понять и воспитать в себе мужские или женские качества. Для юношей важную роль играют не только одноклассницы, подруги, но в первую очередь - мама, сестра. Точно так же и у девушек общение с отцом, братом способствует формированию собственных взглядов.

Естественный, дружеский и теплый стиль общения в семье строится на искреннем уважении, когда ценят и видят женственность в девушке (женщине), а мужественность в юноше (мужчине).

Различия в строении тела и физиологических функциях дополняются наиболее типичными психологическими особенностями, присущими мужчинам и женщинам. Так, женщина нежна и заботлива, ей менее свойственна агрессивность характера, она спокойнее и мягче. Мужчина более решителен в действиях, поступках, более целеустремлен и прямолинеен. Мужчина и женщина соединяются, чтобы дать рождение новому человеку. В этом заключается их биологическое предназначение. Однако физиология человека вызвала к жизни такие понятия, как физическое влечение, страсть, стремление удовлетворить сексуальные потребности, не связанные с продолжением рода.

В любви соединяются мужчина и женщина. Их психология и мировосприятие различны. Иногда это мешает взаимопониманию, поэтому и мужчина и женщина должны учиться понимать друг друга, осваивать культуру межличностного общения.

Взаимоуважение между мужчиной и женщиной проявляется в поведении, разговоре. Ласковые и нежные слова необходимы обоим, но особенно женщине. Очень важен интерес к делам и проблемам партнера, стремление помочь ему словом и делом. Воспитание таких отношений начинается еще в подростковом возрасте, когда наиболее интенсивно идет формирование юношей и девушек.

Мужчине и женщине необходимо помнить о самоуважении и уважении друг к другу. Женщине свойственно быть заботливой, нежной и в то же время умеющей постоять за себя, своих детей, свою семью, а мужчине - сильным, добрым, справедливым, способным взять на себя ответственность за благополучие семьи. Юноша и девушка, мужчина и женщина представляют друг для друга неиссякаемый источник энергии и счастья. Именно такие взаимоотношения и взгляды становятся основой счастливой семейной жизни.