Биографии

Почему римляне. Кем были римляне на самом деле. Трансформация римского народа в современные романские народы

Римляне

Римляне


Юлий Цезарь , Марк Траян , Тит Ливий , Вергилий ;
Сципион , Марк Катон , Боэций , Корнелий Тацит
Самоназвание
Язык
Религия

Римская религия, впоследствии христианство

Расовый тип
Входит в
Родственные народы
Происхождение

Римляне (самоназвание - романи (лат. romani ) и, реже употребляемое, квириты (лат. Quirites ); также римский народ - лат. Populus Romanus ) - народ , зародившийся на территории Аппенинского полуострова , в регионе Лациум , в пределах города Рим . Вследствие завоеваний, активной колонизации и политики ассимиляции покоренных народностей, римляне стали основным населением европейской части Римской империи . Римское население провинции Италия стало основой формирования современной итальянской нации .

Истоки римского этноса

Известно, что на территории Италии проживало несколько различных народностей - племена италиков , этрусков , лигуров , греки и галльские племена . На территории Лациума , к югу от реки Тибр , проживало одно из крупных племен италиков - латины , к северу от Тибра располагались города этрусков, а к востоку ряд других племен италиков - сабины , умбры , эквы , вольски и другие. Первым, кто основательно попытался изучить вопрос корней римского народа, можно считать Б. Г. Нибура , хотя его теория и имеет весьма специфический характер - так, этрусками он считает пеласгов , латинов считает альбанцами и т. п. Однако он и не отбрасывает возможность троянского происхождения римлян, хотя и не считает возможным это доказать.

Теория о «троянском происхождении» римлян берёт начало в легенде, повествующей о том, что Эней в XII веке до н. э. , после разгрома Трои в результате Троянской войны , прибыл на берег Лациума с остатками своего народа и объединившись с местным племенем создал новый народ - Латинов, названый по имени их царя, на дочери которого Эней женился, а также основал город Лавиниум , названый в честь его жены. Энея римляне считали безусловным прародителем своего народа, что отражалось во всех их верованиях. Эта легенда воспроизведена в народно-историческом произведении Тита Ливия «История от основания города » и затем была изложена Вергилием в национальной римской поэме «Энеида ». О троянском происхождении римлян говорит Тацит , называя Трою «памятником нашего происхождения» . Впоследствии, после захвата римлянами Троады , римский сенат освободил жителей Илиона от налогов, полагая их «родственниками римского народа».

Формирование римского этноса

Возникновение римского народа уходит корнями в VIII-V века до н. э. Стратиграфические раскопки на Форуме и Священной дороге , а также на Палатине дали примерное подтверждение традиционной дате основания Рима (754 г. до н. э.) . Археологический материал позволяет также решить вопрос о том, развивался ли город из единого центра, как утверждает легенда. Большинство археологов в наше время склоняется к точке зрения, признающей возникновение Рима результатом длительного и сложного процесса слияния (синойкизма) отдельных изолированных общин - поселений на римских холмах

Согласно легенде, из рода царей, основанного в Лациуме Энеем происходит «основатель Рима» и собственно римского народа - Ромул . Момент основания им Рима древнеримские историки «вычислили» с большой точностью: они датируют его 21 апреля 754 г. до н. э. Разумеется, дата эта совершенно искусственная, и может быть принята лишь весьма условно. Однако, дата 21 апреля - древнейший пастушеский праздник Парилии - важна в том плане, что подтверждает приоритет скотоводства над земледелием по отношению к догородскому, «доримскому» населению долины Тибра.

По той же легенде, население Рима формировалось из рабов и беглецов Центральной Италии. Это же обстоятельство подвигло царя Ромула начать войну и захватить женщин соседнего племени Сабинов , поскольку мизерное число новоиспечённых жителей имело жен а война укрепила бы и сплотила население.

Братья стояли перед выбором: либо распустить беглых рабов, во множестве собравшихся вокруг них и тем самым потерять все свое могущество, либо основать вместе с ними новое поселение. А что жители Альбы не желали ни смешиваться с беглыми рабами, ни предоставлять им права гражданства, с полной очевидностью явствует уже из похищения женщин: люди Ромула отважились на него не из дерзкого озорства, но лишь по необходимости, ибо доброю волей замуж за них никто не шел. Недаром они с таким необыкновенным уважением относились к своим силою взятым женам.

- Плутарх . Сравнительные жизнеописания. - М.: Наука, 1994. «Ромул», 23, 24

Расширение границ римского государства характеризуется одной особенностью: римляне, захватывая поверженный город Лациума переселяли половину его жителей в свой город а часть коренных римлян во вновь захваченный. Таким образом происходило смешение и ассимиляция жителей соседних городков с римлянами. Об этом упоминает и Тацит . Такая участь постигла Фидены , Вейи , Альба-Лонгу и другие города. Крюков и Нибур в своих работах приводят теорию смешанного этнического характера первоначальных римлян, причем обоих сословий, так что патриции - латины с незначительной примесью сабинов , а плебс - латины с сильной примесью этрусков . Если обобщить весь «царский период » римской истории, когда происходило возникновение римского этноса, можно сказать, что в результате ассимиляции римский народ сформировался из трех основных составляющих - латинов, этрусков и племен, родственных латинам и проживавших к востоку от Тибра, основным из которых были сабины - как об этом пишет Моммзен . Согласно легенде, древнейшее население Рима делилось на три трибы - Рамны (латины), Тиции (сабины) и Луцеры (этруски).

Согласно Титу Ливию, с 616 по 510 г. до н. э. в Риме правила династия этрусских царей: Тарквиний Древний , Сервий Туллий , Тарквиний Гордый , что было следствием активной этрусской экспансии на юг. Имела место этрусская иммиграция, приведшая к возникновению в Риме целого этрусского квартала (лат. vicus Tuscus ), и значительное культурное влияние этрусков на римское население. Однако, как указывает Ковалев в своей «Истории Рима», этрусский элемент по сравнению с латинско-сабинским был не столь значителен.

Римский народ во времена Республики

Дальнейшее развитие римский народ получил во времена Республики . После свержения царской власти в государстве, два социально обозначившихся класса патрицианские роды и плебеи оказались лицом к лицу и начали между собой активную борьбу. Патриции - повидимому коренное население города обладало преимуществом перед плебеями не столько в имущественном сколько в правовом смысле, поскольку плебеи, по сути пополнявшиеся за счет пришлых элементов-иммигрантов, вольноотпущенников и т. п. - были полностью лишены политических прав, однако после реформ Сервия Туллия составляли основу римской армии. Постепенно в результате борьбы меж сенатом и плебсом, плебеи добились равных прав с патрициями и богатые плебейские роды влились в римскую аристократию сформировав нобилитет .

Римская аристократия продолжила активную внешнюю политику царей. Постоянные войны с соседями привели Рим к подчинению им всей Италии. Подчиняя соседние народы римляне регулировали взаимоотношения с ними с помощью права гражданства .

Трансформация римского народа в современные романские народы

Во время распада Западной Империи , формально завершившегося в 476 г. а фактически в 480 г. после смерти последнего законного императора Непота была нарушена целостность средиземноморских коммуникаций, а римские провинции попали под власть германских царей, и каждая из них начала развиваться самостоятельно на основе автохтонного элемента, римской культуры и пришлых варварских племен.

Примечания

Ссылки

  • Цицерон - «Республика », VI, 22 - Сон Сципиона .
  • Тит Ливий - «История от основания города », I. Русский перевод .
  • Дионисий Галикарнасский - «История Рима», I.
  • Плутарх - «Сравнительные жизнеописания : Жизнь Ромула, Нумы Помпилия, Камилла».
  • Гай Светоний Транквилл . Жизнь двенадцати цезарей. О знаменитых людях (фрагменты). / Пер. и прим.

В главе 4.1. было дано предположение, что знания, по крайней мире, Египта, Шумера, Индии и Ки-тая, а если в целом, то и всей Азии и Африки, и трех (или пяти) «главенствующих» религий – только часть общих знаний, и часть, скорее, не самая приличная. Бог основных азиатских религий – страх Божий, сексуальные знания (Камасутра), магия и так называемая «Книга мертвых». Многие религии, в том числе и христианство, в основном, готовят человека для будущей жизни, к суду, построены на ас-трологии, легендах и чудесах. Впрочем, христианство можно выделить из этого ряда тем, что оно уже говорит не о страхе Божьем, а о любви. В Первом соборном послании Иоанна (4:18) сказаны замеча-тельные слова: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в стра-хе есть мучение. Боящийся несовершен в любви ». Тема любви явно выделяет эту религию, и видимо, поэтому и завоевала сердца европейцев. Впрочем, в Евангелии тоже немало чудес и страшилок. Ус-ловно, если древние знания изображались квадратом (мусульманская Кыбла? Мандала? Тора?), то хри-стианство, скорее, по уровню выше, и изображалось как квадрат с полукругом, и конечно, крестом.

Если квадрат - это Земля (черное), то полукруг, возможно, означает солнце над горизонтом, «свет во тьме» и надежду, а крест, видимо - смерть духовную, или, как трактуют - «смерть Адамову». В различных посвящениях трактовки могут меняться.

Неизвестно, добавило ли христианство любви и веры в сердца самих священников, несущих слово Божье народу, но, видимо, со времен Иисуса, они изменились мало. Часто священники являются «лицом фирмы», объясняя народу таинства церкви, но вопросов меньше не становится. Как-то спросил у двух священников (двух разных церквей) - почему христианские священники Нового завета носят одежды Аарона из Ветхого завета и служат в ветхозаветном храме, построенном, в основном по прин-ципу храма Соломона? Вопрос, по-видимому, был непростым, и реакция обоих на него была примерно одинакова, и даже сказал бы, нервная, и без ответа на вопрос. Возможно, про таких священников в Евангелии сказано: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете ». (Мтф. 23:13)

В главе 4.1 поставлен также немаловажный вопрос: «Почему двуглавый орел – символ страха азиатских религий, стал главным символом Руси и других стран Европы»? В интернете можно найти и другие вопросы к христианству, к примеру, по символам свастики и масонства, которые достаточно прочно «прописались» в русской церкви.

Возможно, на все многочисленные вопросы к церкви, ответы нужно искать не в церкви. Возможно, не являются вымыслом предположения о том, что основные знания религий «юга» были «украдены» из более достоверного источника. Нужно искать первоисточник, который без символов и иносказаний отвечает на все вопросы. Может быть это наука? Возможно, но скорее всего, не техническая.

Со средних веков и в последнее время, на территории многих стран Европы (и Англии), Малой Азии и Северной Африки, исследователи находят свидетельства культуры единого народа – некой единой белой нации. Точные границы этого государства неизвестны, т.к. ученые эту, казалось бы, интерес-нейшую тему, обходят стороной. Характерной чертой этой культуры является - «греческая» архитек-тура с мозаичными, обычно высокохудожественными панно, с достаточно узнаваемым узором – пле-тенкой, свастикой (подробней - в конце главы), народными мотивами, с мирными людьми (иногда в колпаках «даков»), в исключительно мирных сценах жизни, как правило, с европейскими лицами. Все эти мотивы – явно нехристианские , что говорит о их достаточной древности и о единой культуре великого народа, распространившего свое влияние от Атлантики до Тихого океана. Также, эту куль-туру отличает высокотехнологичная архитектура - использование многотонных каменных блоков, ко-лонн, виадуков, инженерно продуманной системой водоканалов, обогрева полов (в холодных регио-нах), разветвленной системой дорог и так далее. Прозападные историки приписали все это римской культуре, но независимые исследователи разбивают все эти теории «в пух и прах». Если, к примеру, взять Англию, то окажется, что почти вся ее территория застроена многочисленными «римскими вил-лами», хотя известно, что даже по официальной истории (ОИ), римляне на всем протяжении, якобы, «трехсотлетнего» завоевания Англии испытывали постоянное нападение бриттов, т.е. не могли жить спокойно в неохраняемых виллах по всей Англии, а жили в защищенных военных городках-гарнизо-нах. Да и вряд ли римской элите вдруг захотелось перебраться из теплой Италии в холодный «Туман-ный Альбион». Даже не строитель усомнится в том, что воины-легионеры, как утверждают западные историки, могли строить качественные с инженерной точки зрения дома, дороги и эстакады, и обра-щаться со стотонными блоками. К тому же, описаний пребывания римлян в Англии почти не имеется, а те, что существуют, очень сомнительного свойства, крайне малочисленны и неподробны.

Ниже даны образцы «римской» дохристианской культуры в Англии, Франции, Испании, Малой Азии, Северной Африки и так далее.

В Англии:

На карте показаны места находок «римской» культуры» в Англии и «римские» дороги. Судя по карте, богатых вилл в Англии было не меньше, чем в самой Италии; и нашли, скорее, еще не все. Судя по фотографии, качественные дороги можно делать не только на века, но и на тысячелетия.

Почти вся мозаика найдена случайно в огородах, за городом, под старыми полами, но верх зданий снесен почти повсюду, так что об архитектуре зданий можно только гадать.

В Малой Азии и Ближнем Востоке (Турция, Израиль, Сирия,…):

Справа, не шестиугольная «звезда Давида», а восьмиугольник – характерная фигура этих мозаик.

Северная Африка:

Большое количество мозаики хранится в музее г.Бардо (Тунис). В Северной Африке сохранилось много образцов «греко-римской» (?) культуры: амфитеатры, акведуки, здания, скульптуры

Интересно то, что здесь и далее видны примеры использования диких животных в повседневной жизни. Не исключено, что это - элементы дрессировки и особой науки обращения со зверями, которой, по-видимому, учили с детства. Возможно, «осколками» этой науки можно считать – умение цыган приучать медведей, соколиные охоты, цирковая дрессура и прочие.

Свастика не несла военной символики и «крутилась» как в правую, так и в левую сторону.

… Возможно, не меньше «Римских» дорог находится в России, РБ и Украине.

Нужно еще раз подчеркнуть, что эти примеры европейского («греческого» или «римского»?) моза-ичного искусства, архитектуры, систем водоснабжения, дорог и прочих атрибутов мирной жизни, хоть и встречаются в различных странах, но их, как правило, отличает общая стилистика. Такое впечатле-ние, что они создавались одной и той же бригадой мастеров. Все это говорит о том, что когда-то была одна единая культура, единого многочисленного народа, живущего в Европе, как минимум от Англии до Междуречья. Интересно то, что следы этой цивилизации тщательно разрушены почти до основа-ния , как в Азии, так и в северной Африке и еще больше … в Европе! Масштабы, просто поражают. Поистине – варварское нашествие. Разрушения Второй Мировой, можно сказать, «отдыхают». Такое впечатление, что целью было - разрушение, именно, городов и памятников культуры.

Сотни разрушенных «греческих» городов Азии свидетельствуют о том, что там жила белая раса

По ОИ, Парфенон был разрушен в 17 в ., якобы, при штурме и взрыве боеприпасов, которые там хранили турки.

И каким же оружием все это разрушалось? … Кто-то пытается свалить все на фанатиков-христиан и мусульман, но, к примеру, ведь не разрушили же мусульмане собор св. Софии в Константинополе и другие храмы? Пристроили минареты, затерли многие фрески, но не разрушили здания. Кроме «Софии», в Стамбуле сохранились десятки домусульманских храмов, хоть и приспособленных для службы Аллаху. Впрочем, судя по кирпичу, возможно, это уже поздние постройки.

Относительно нетронутыми остались многочис-ленные каменные акведуки – система подачи воды в «немытую варварскую» Европу

Доказательства того, что эти находки не являются «римскими» :

1. Все находки, кроме подделок, изображают мирные сцены, а римляне, как правило, утверждали военный «имперский» стиль, так называемый «ампир», примером которого может быть извест-ная «колонна Трояна» с военными победами римлян. К колонне вопросов, также, не мало. Стиль Ампир, как правило, относят к средним векам, близким к Ренессансу;

2. Изображения людей и их одежды, мало говорят об этнической принадлежности, иногда похожи на молдавско-дакийские, или румынские мотивы, но не римские. Так как много уничтожено, то нужны серьезные научные исследования. Бородатые персонажи, однозначно, не похожи ни на римлян, ни на классических греков. Скорее - на «варваров»;

3. Ареал этих находок иногда выходит далеко за общепринятые границы Римской империи. К примеру, на территорию Германии, Азии и … Руси. Скорее всего, открыто еще далеко не все;

4. Большинство из артефактов носят признаки высокохудожественной и высокотехнологической культуры производства, что может быть выполнено не легионерами, а только высококлассными художниками и специалистами-строителями, имеющими специальное высокотехнологическое оборудование и знания. Все эти работы могли выполняться только в мирное время , не опаса-ясь нападений, а по ОИ, римляне, в Англии, и даже в самой Италии , постоянно подвергались нападениям «варваров». И жить на виллах можно было лишь в условиях мира;

5. Сомнительно, чтобы Рим стал нести культуру в завоеванные страны. По ОИ, целью Рима, как правило, было только грабеж ресурсов и собирание дани с покоренных народов;

6. Практически все эти артефакты относятся кязыческому прошлому народов и изображают нехристианские символы в каждой детали – от богов и людей, до архитектуры. Как известно, Рим «крестился» в 4 в., и соответственно все мозаики с 4 по 15 в.в. «господства римлян» в Европе и др. местах, должны были пропагандировать христианство, и как минимум - римское господство, но военных «римских» фресок практически нет. К греческой культуре - Ренессансу (с изображением обнаженных греческих богов) и ампиру (с военными сценами), римские папы, по ОИ, обратились только к 14 -15 векам. К этим же векам, как правило, относятся и многие христианские церкви с христианскими напольными мозаиками и фресками;

Изучение этой культуры нужно посвятить не одну книгу, но уже даже эти факты говорят против римского их происхождения. Если в поисковиках интернета набрать «Римские виллы», то можно найти сайты исследователей, которые приводят и другие, довольно убедительные доводы в пользу того, что это строили не римляне, а словене.

Может быть, это строили греки? По ОИ, греки были мирной нацией, и Англию с Европой не заво-евывали. Кто-нибудь возразит: «А как же Александр Македонский», разве не с его именем связывают расцвет греческого влияния в мире и военные завоевания? Приставка «Македонский» решает многое. Непредвзятые исследователи считают его не греком, а словенином, а некоторые - варваром. Как известно, Македония – словенская страна, со словенской культурой и языком, изначально мало отличающимся от русского.

Главные доказательства того, что артефакты, данные выше, не «греческие»:

1. По ОИ, ни греки, ни Александр, не завоевывали Англию с Европой. В 3 гл. отмечалось, что имидж Александра – «покоритель Азии». Впрочем, некоторые писания утверждают, что Западные страны и Рим подчинились ему добровольно. Ниже будет дана карта империи Александра по ОИ.

2. Опять же, в некоторых «официальных греческих» сценах изображаются военные сцены, что не согласуется с мирной тематикой искусства мозаичных напольных и настенных фресок.

В последнее время все больше людей, задающихся вопросом: «А были ли римляне»? Серьезных свидетельств их существования не так уж и много, несмотря на сотни лет их, якобы, господства. Осо-бенно это относится к письменности. Ученые не имеют латинских письменных документов за целые столетия . Про многих императоров неизвестно ничего. Даже самым известным, таким как Юлий Цезарь, Август, Троян, А(н)дриан, Константин, памятников имеется не более 1- 4х, а в огромной империи их должно быть не сотни, а тысячи. И самих римских императоров по ОИ – около сотни.

Факты позволяют расширить вопрос: «А были ли римляне и … греки» ?

Есть ли к.л. доказательства существования греческой культуры? Сразу все воскликнут – «А как же»! Тысячи статуй, амфоры, архитектура – дорический, ионический, коринфский ордера, письменность.

Начнем с росписей амфор, как наиболее показательных свидетельств искусства греков и их образов. Если найти в интернете все, что относится к этой теме, то обнаруживаются интересные парадоксы.

Почти на всех вазах, с пометкой «греческие», изображены, явно, не европейские персонажи; как правило, это темноволосые азиаты??? Со школьной и студенческой скамьи все прекрасно помнят статуи греческих богов – Апполона, Афродиту, Артемиду, Геракла, спортивных греческих атлетов, и ни у кого не возникает сомнения, что греки – европейская белая раса. Сюда же нужно отнести все фрески, показанные в начале статьи. Не мало фресок поддельных, но в целом они одного стиля.

Контраст – полный. Что происходит? Кто-то не прав - или вазы, или статуи с фресками?

Думаю, ответ простой. Если уничтожали архитектуру и технические достижения, то уничтожали и искусство. Поэтому, в Англии даже мозаики оказались под землей. На развалинах греческих храмов заметно, что особенно тщательно уничтожались именно скульптуры. Тогда на вазах, которые в основ-ном хорошо сохранились (при общем то крахе!), изображены не греки, а завоеватели – азиаты. Кто же они такие? Как известно, есть такая культура – Микенская, яркие представители которой – критяне и народы окологреческих островов, культура которых, якобы, пропала. Скорее, пропала греческая куль-тура, которую, несмотря на ее «известность», нужно восстанавливать, и отделять от Критской.

Если обратить внимание на лица критян, то они явно похожи на лица с «греческих» ваз – темново-лосые, чаще, с характерными азиатскими носами и бородками. Но разве могли, пусть даже воинствен-ные народы Крита и других островов Средиземного моря, покорить огромную империю от Англии и до … ? Не исключено, что это было не сразу, и судя по масштабам, не одними только микенцами.

Рассмотрим «официальные» карты Римской империи (при императоре Траяне), Византийской империи (при Юстиниане) и Александре Македонском.

Римская империя при императоре Траяне к 117г.н.э.

Византийская империя к 550 году н.э.. Отметим, что Римская империя не владела Междуречьем. В традициях восточных народов «Римом» считают именно Визан-тийскую Империю со столицей в Константинополе, а не в итальянском Риме.

Империя А. Македонского к 301 г. до н. э.. Некоторые писания говорят о подчинении Александру и Западной Европы.

Междуречье (Тигр и Евфрат) входят в Империю Александра

«Случайно» получилось, что «Римская» империя владела теми же территориями, что и Александр : Греция, Малая Азия, Ближний Восток, Египет. «Случайно получилось», что архитектура, искусство и религия, римлян и греков, оказались одина-ковы. Только надо заменять Ареса на Марса, Афродиту на Венеру, Зевса на Юпитера и так далее. Впрочем, о «римской» архитектуре, наверное, можно говорить только в эпоху Ренессанса (14-16 в.в.н.э .), когда появились храмы, единого, пока, христианства. См. 2 главу.

Есть такие архитектурные сооружения, как амфитеатры. «Случайно получилось», что амфитеатры «римские» и «греческие» ничем не отличаются . Причем, поскольку территория «римской» и «гречес-кой» империй во многом совпадают, то сказать уверенно, где какая культура, никто не сможет.

Амфитеатры Мериды (Испания), Греции и Сицилии похожи на театры Франции, Германии, и т.д….

Амфитеатры в Басре (Ирак), в Иераполисе (Турция), в Тунисе (Северная Африка)

Многие амфитеатры разрушены, также «с пристрастием» - до основания. По поводу амфитеатра в Басре нужно сказать, что Басра (Междуречье) была территорией Империи А. Македонского, а не Рима , как утверждается ОИ, так что можно говорить о том, что амфитеатры, говорят скорее в пользу того, что их строила какая-то одна единая, а не о разные культуры, и фото - тому подтверждение.

Выводы главы

До принятия христианства на территории Европы и Сибири (?), Малой Азии, Ближнего и Среднего Востока (не всего, нужно уточнять), Египта и Северной Африки, существовала единая цивилизация белой расы, с единой религией, искусством, архитектурой, высокотехнологичной промышленностью. Ее почему-то пытаются назвать «арийской». Почему некоторые ищут истоки именно в некой «арий-ской» расе, про которую ничего не сказано ни в Библии, ни в ПВЛ? Правильней назвать ее «Белой расой», Русской Империей, т.к. слово «Русь», согласно 1 гл. означало тоже самое - Белое Царство.

К примеру, в Египте, Баальбеке (Сирия) и т.д., находят много следов механической обработки камня, что говорит о наличии мощных энергетических установок и развитии металлургии высокопрочных сплавов в Империи. По логике следует – высокие познания в химии, физике и др. точных науках.

Следы механической обработки, с идеальными концентрическими следами инструмента, пилящего камень как дерево.

Примером развития технологий могут говорить и статьи в западных СМИ средних веков, о якобы каком-то железном роботе при дворе Ивана Грозного, который «… побил царского медведя … на удивление всем, подносил царю чашу с вином, кланялся гостям и что-то напевал на этом невыносимом русском языке...". По поводу «невыносимого русского языка» - явная провокация, а вот про робота, возможно, не «утка». Если были станки по обработке камня и металлов, гораздо сложнее современ-ных, то роботы 16 в., наверняка были более продвинуты, чем роботы начала 21 в., как бы это не каза-лось парадоксальным. Возможно, они были только у царей. А Геродот, Плиний Старший, Аристотель и др. описывали плавание Александра Македонского на подводной лодке, «закрытой стеклом».

Рисунки из «Сербской Александрии» XVII века и латинской рукописи. Александр спускается на дно моря в каком-то устройстве. Согласно рукописей, АМ и летал по небу и плавал под водой.

Но нам все учебники твердят о примитивных наших предках, с каменными и бронзовыми топорами, жившими, чуть ли не до 1 века??? Якобы, только с приходом христианства, появилось что-то похожее на цивилизацию. Но, к примеру, «греческое» искусство Баальбека, однозначно, было раньше римлян и христианства.

Разрушенный Баальбек (Сирия). Пишут, что амфитеатр – римский, но очень похож на греческий.

Скорее всего, Александр даже не завоевывал Азию, а азиатские территории с признаками «греческо-словенской» культуры можно считать территориями постоянного проживания или правления белой расы. Слишком много построено для захваченных территорий. В принципе считается, что в Азию Александр мог прийти с культурной миссией, постройкой городов и передачей к.л. научных знаний. Не исключено, что Александр мог прийти в Азию с к.л. миротворческой миссией, чтобы привести к порядку некоторых зарвавшихся агрессивных правителей Азии. Может быть, азиатам эта культура крайне не нравилась и при удобном случае они отыгрались на храмах и театрах?


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25

Для наиболее глубокого рассмотрения темы стоит остановиться на нескольких моментах: во-первых, описания известных римлян, данные современниками; во-вторых, скульптурное творчество; в-третьих, данные палеоантропологии (останки римских офицеров и т.д.); в-четвертых, антропологические данные современных итальянцев.

Для наибольшей объективности стоит остановиться на римлянах живших в эпоху, которая начинается в период Поздней Республики (данные о римлянах живших в более раннюю эпоху покрыты «налётом» мифов и содержат минимум информации о внешнем облике), а заканчивается в период Раннего Домината (в течение периода Домината происходит постепенная варваризация армии и чиновничьего аппарата).

Итак, вот некоторые описания римлян, данные современниками:

Плутарх о Сулле:

«Все черты внешнего облика Суллы переданы в его статуях, кроме разве взгляда его светло-голубых глаз…»

Гай Светоний Транквилл о внешности некоторых римских кесарей период принципата:

О Гае Цезаре:

«Говорят, он был высокого роста, светлокожий, хорошо сложен. Лицо чуть полное, глаза черные и живые…»

Об Августе:

«Глаза у него были светлые и блестящие…Зубы у него были редкие, мелкие, неровные, волосы – рыжеватые и чуть вьющиеся, брови – сросшиеся; уши – небольшие, нос – с горбинкой и заостренный, цвет кожи – между смуглым и белым. Росту он был невысокого…»

О Тиберии:

«Телосложения он был дородного и крепкого, росту выше среднего, в плечах и в груди широк, в остальном теле статен и строен с головы до пят…Цвет кожи имел белый…лицо красивое, хотя иногда на нем вдруг высыпали прыщи; глаза большие и с удивительной способностью видеть и ночью, и в потемках… »

О Гае Калигуле:

«Росту он был высокого, цветом лица очень бледен, тело грузное шея и ноги очень худые, глаза и виски впалые, лоб широкий и хмурый, волосы на голове – редкие, с плешью на темени, а по телу - густые»

О Клавдии:

«…был он высок, телом плотен, лицо и седые волосы были у него красивые, шея толстая…»

О Нероне:

«Росту он был приблизительно среднего, тело – в пятнах и с дурным запахом, волосы рыжеватые, лицо скорее красивое, чем приятное, глаза серые и слегка близорукие, шея толстая, живот выпирающий, ноги очень тонкие»

О Веспасиане:

«Роста он был хорошего, сложения крепкого и плотного…»

Здесь стоит сделать несколько ремарок:

- Во-первых , римское скульптурное творчество отличалось высоким уровнем реалистичности, который позволяет выделить определенный архетип (хотя облик тех или иных личностей может немного варьировать в зависимости от изображения), т.е. портретный материал римлян (основная масса которого была создана в эпоху раннего принципата) можно считать относительно объективным источником информации о внешности людей;

- Во-вторых , данные о пигментации римлян далеко не всегда являются объективными в силу нескольких обстоятельств…вот, что об этом пишет американский исследователь Грегор (1961 год):

«…Как латинский «флави», так и греческий «ксантос», так и «хари» - обобщенные термины со множеством дополнительных значений. «Ксантос», который мы смело переводим как «блондин», использовался древними греками, чтобы определять «любой цвет волос, за исключением чёрного как уголь, и цвет этот был по всей вероятности не светлее, чем тёмно-каштановый» ((Вэйс, Кейтер) Серджи)…Как латинский «флави» или грекечеиский «ксантос», так и индийский «хари» - генерализированный термин со множеством вариаций и альтернативных значений. «Ксантос», который мы переводим эквивалентно понятию «блондин» использовался греками античности для определения «любого цвета волос светлее ярко чёрного, и данный цвет был не светлее каштанового» (Вэйс, Кейтер)…»

Т.е. в случае с «flavi» (в большинстве переводов – «светлый/рыжеватый») мы имеем место с довольно широким спектром оттенков: от тёмно-каштановых (но не чёрных) до золотисто-русых (но не белокурых).

Следующим образом древних римлян характеризует американский антрополог К. Кун:

«Ранние римляне, судя по бюстам их потомков в эпоху Августа и исходя из описаний, были, как правило, не очень высокими, но с массивным телосложением. Их черепа имели гладкую крышку и округления в боковой части, как и у кельтов. Особенности строения лица включали известный «римский» нос, который, возможно, имели частично этрусское происхождение...Их тип не является автохтонным в Средиземноморском бассейне и имеет более северное происхождение. Однако римляне рассматривали кельтов, вторгшихся в Италию, как высоких и белокурых, следовательно, блондизм римлян (включая рыжие волос) был в меньшинстве.
Более подробная информация может быть получена в ходе изучения останков римлян, которые умерли вне метрополии, на колониальной периферии. Например, чиновник шестого легиона (размещенного в Йорке), Теодорианус, приехал из маленького города Номентум (в Лацио). Трое других, похороненных в Йорке, также были римлянами по происхождению. Останки этих людей объединены одним типом: долихоцефалия/мезоцефалия; низкая черепная коробка; низкий широкий лоб; сильно выступающий «орлиный нос»; короткие широкие квадратные лица…»

Для сравнения с данными К. Куна можно рассмотреть скульптурные портреты римских патрициев (созданные в эпоху Августа):

Ну и в качестве дополнения – портреты более известных римлян (слева-направо): Цицерон, Марк Антоний и Марк Красс

Подытожив вышеуказанные данные, можно выделить следующий тип, характерный для римлян:

Рост – средний / средне-высокий
Цвет волос – от золотисто-русого до тёмно-каштанового/чёрно-каштанового
Цвет глаз – от серо-голубых до чёрных
Средне-сильная / сильная профилировка лица
Спинка носа – прямая/волнистая или выпуклая (знаменитый «римский нос»)
Цвет кожи – от бледно-розового до оливково-смуглого
Лицо – средневысокое и среднеширокое. Чаще квадратной или прямоугольной формы
Телосложение – массивное
Лоб – низкий и широкий
Головной указатель – от суб-брахицефалии до суб-долихоцефалии. Доминирование промежуточных значений

Предки латинов пришли в Центральную Италию с Севера – из Альпийского региона. Об этом говорит и фактор ИЕ-зации Италии (хотя он имел диффузный характер), об этом говорит и лингвистический фактор (наличие в латыни соответствующей лексики), об этом говорит и сравнение расового типа римлян как с автохтонами Италии, так и с автохтонами Альп.
Если учитывать, что наиболее вероятной родиной латинов являются юго-восточные склоны Альп, то можно провести сравнение между вышеуказанными данными римлян и данными современных итало-швейцарцев – потомков автохтонов Альп (регион Тичино).

Современные итало-швейцарцы (из работ Otto Schlaginhaufen):

…вышеуказанные примеры итало-швейцарцев отображают тот же тип, что мы видим на скульптурных римской знати: мезоцефалия/долихоцефалия; среднеширокое и средневысокое лицо; светло-смешанная/тёмно-смешанная пигментация; средне-сильная/сильная профилировка лица (включая знаменитый «римский нос»).

В дополнение – несколько примеров северных итальянцев (из работ Рипли)

…эти примеры представляют собой другой тип, представленный в портретном материале (и описаниях современников): средневысокое и среднеширокое лицо; ярко выраженная брахицефалия; светло-смешанная или тёмно-смешанная брахицефалия.

В целом же, прежде чем проводить линию преемственности между древними италиками и современными итальянцами, стоит сделать несколько ремарок:

- Во-первых , понятие «римляне» (на протяжении период Республики и Принципата) включало в себя и потомков латинов (рассмотренных выше), и потомков этрусков (см. ниже), и потомков самнитов, умбров и других романизированных племён Центральной Италии.

- Во-вторых , с римлянами корректно сравнивать только жителей современной Центральной Италии и Северо-Западной Италии. Северо-восточные итальянцы испытали сильно влияние кельтов и других племён Центр. Европы, а южные итальянцы являются потомками эллинов, иллирийцев и финикийцев.

Теперь предстоит очертить вышеуказанную зону – она будет включать Лацио, Тоскану, Эмилию-Романью, Кампанию (Неаполитанию) и Пицен.

Теперь стоит очертить антропологические признаки , характерные для данной зоны (исходя из работы Ливии, Куна и Биасутти):

Рост – средний/средне-высокий
Цвет глаз и волос – доминирование темно-смешанных оттенков
Блондизм – в пределах 5-10%
Лицо – средне-высокое/высокое и узкое/средне-широкое
Нос – прямой или выпуклый
Профилировка – средне-сильная или сильная
Размер черепной коробки - средне-крупный/крупный

В целом, эта зона характеризуется доминированием Средиземно-Балканской расы с влиянием Центральноевропейской расы (как результат диффузии ИЕ языков и более поздней кельтской миграции).

Если проводить банальные параллели между современными центральными итальянцами и портретами римлян, то и здесь можно найти комплементарные образы – несколько изображений итальянцев:

…впрочем, это сравнение не является единственно-объективным показателем преемственности.

В качестве заключения

Чтобы определиться относительно преемственности между древними римлянами и современными жителями региона, стоит определиться с дефиницией «римлян». Если под римлянами подразумевать собственно изначальных латинов, то конечно же преемственности нет, т.к. за первые несколько веков латины успели раствориться среди италийского населения. Если же под «римлянами» подразумевать италиков эпохи Республики и Принципата (латинов, этрусков, самнитов, сабинов, осков и умбров), то современные жители Центральной Италии являются их потомками.

В качестве небольшого дополнения – фото-сет жителей Флоренции:

…и небольшая подборка данных по населению современной Италии:

P.S. Данную информацию можно как опровергнуть, так и подкрепить новыми данными – всё зависит от уровня аргументации.

23.0. Итальянский полуостров до полного завоевания его римлянами был заселен народами различного происхождения. Самыми значительными из них были греки-колонисты на юге, латины в центре и этруски, жившие к северу от Тибра. Этруски, возможно, пришли из Азии. К концу республиканского правления (начало I в. до н.э.) они славились своими авгурскими книгами (libri augurales) или истолкованиями оракулов и особенно гаруспициями - изучением внутренностей принесенного в жертву животного. Ни один из этих текстов не сохранился до нашего времени. Археологические источники не могут дать нам удовлетворительного понятия о верованиях этрусков.

23.1. Индоевропейский народ латинов, сосредоточенный сначала в центральном регионе, получивший название Древнего Лациума, основал город (urbs) Рим 21 апреля 753 г. до н.э. В VI в. до н.э. начинается территориальная экспансия римлян за счет других латинов и соседних племен. В Риме сменяется семь более или менее мифических царей, из которые первые четверо были латинами, а трое других - этрусками. Тарквиний Гордый, последний из них, был, судя по всему, изгнан населением Рима, где установилось республиканское правление. Республика продолжает экспансионистскую политику в средиземноморском регионе, вследствие чего возрастает роль полководцев, которые стремятся сосредоточить все государственные функции в своих руках. В 45 г. до н.э. самый талантливый из них - Юлий Цезарь - провозглашает себя пожизненным диктатором и императором, но 15 марта 44 г. погибает под кинжалами группы сенаторов-республиканцев. Его племянник Октавиан, принявший почетный титул Августа, станет императором в 27 г., однако республиканские институты формально будут сохранены. После смерти в 14 г. н.э., в возрасте семидесяти шести лет, Августа причислят к лику богов. Римская империя, которая во II в. н.э. занимает весь средиземноморский бассейн, Малую Азию, Западную, Центральную и Юго-восточную Европу, в 395 г. разделится на Западную и Восточную или Византийскую (по названию основанной в 330 г. Константином I столицы Константинополь на месте древнего города Византии): первая из них будет завоевана германцами в 476 г., а вторая - турками-османами в 1453 г.

23.2. Основу древнейшего пласта римской религии составляют божественный пантеон и мифология, испытавшие сильнейшее воздействие греческих верований. С другой стороны, изобилие автохтонных божеств и архаичных, порой загадочных обрядов позволяют угадать истинное индоевропейское наследие римлян, интерпретированное в духе «историзации» - термин Жоржа Дюмезиля, который отмечает, в частности, что описание войны между римлянами и сабинами в книге Тита Ливия (64 или 59 г. до н.э. - 17 г. н.э.) соответствует чисто мифологическим эпизодам у других индоевропейских народов. Тот же Ж.Дюмезиль отметил наличие индоевропейской трехчленной идеологии в римской триаде: Юпитер (верховная власть), Марс (военная функция), Квирин (функция кормильца и защитника). В древнее жреческое сословие входят царь (rexsacrorum) религиозная функция которого сохранится и в эпоху Республики, фламины трех богов или старшие фламины (фламины Юпитера, фламины Марса, фламины Квирина) и верховный понтифик или глава всех жрецов - этот пост, начиная уже с Цезаря, станет неотъемлемой принадлежностью императорского титула.

Римскую религию часто сравнивают с иудаизмом и конфуцианством. Подобно первому, она уделяет большое внимание конкретному историческому событию; подобно второму, исповедует религиозное уважение к традиции и необходимость социального долга, выраженного понятием «благочестие».

23.2.1. Само основание Рима, как много раз подчеркивалось, носило религиозный характер. Для поклонения местным божествам был предназначен круг внутри города, отмеченный камнями и получивший название померий (роmerius). Марсово поле, на котором каждые пять лет совершалось очистительное жертвоприношение быка, кабана и барана, располагалось за пределами этой сакральной зоны, где действовал категорический запрет на осуществление военной власти. Божества более позднего происхождения, даже самые важные - такие, как Юнона Регина помещались вне померия, главным образом, на Авентинском холме (исключение было сделано для храма Кастора, возведенного внутри померия диктатором Авлом Постумием в V в.). Архаичные божества померия часто имеют странные имена, функции и облик: богиня весеннего равноденствия Ангерона, богиня замужних женщин Матута и др.

Древняя триада Юпитер-Марс-Квирин, подкрепленная Двуликим Янусом и хтонической богиней Вестой, в эпоху Тарквиниев заменяется новой триадой: Юпитер Оптимус Максимус-Юнона-Минерва. Этим богам, соответствующим Зевсу, Гере и Афине, теперь возводятся статуи. Диктатор Авл Постумий учреждает еще одну триаду на Авентинском холме: Церера (Деметра), Либер (Дионис), Либера (Кора) (см. 8.3). Римляне включали в свою религию местные культы по мере того, как занимали территорию соседних богов. В числе прочих на Авентин переселяется знаменитая лунная богиня Диана Немийская (или Арицийская), покровительница беглых рабов.

23.2.2. Домашний культ, центром которого являлся семейный очаг, состоял из жертвоприношений животных, возложений пищи и цветов в дар предкам - Ларам и Пенатам, а также духу-покровителю дома. Свадьбу праздновали в жилище под покровительством женских божеств (Теллус, Церера). Позднее гарантом семейного союза станет Юнона. Дважды в год в городе поминались души умерших - Маны и Лемуры, которые возвращались на землю и вкушали пишу, возложенную на их могилы.

Начиная с 399 г. до н.э. римляне все чаще совершали жертвоприношения, получившие название лектистернии, парным группам богов, чьи статуи выставлялись в храмах (Аполлон-Латона, Геркулес-Диана, Меркурий-Нептун).

23.2.3. Римские жрецы составляли коллегию, куда входили рекс сакрорум, понтифики и их глава - верховный понтифик, трое старших фламинов и двенадцать младших фламинов. К понтификальной коллегии относились шесть весталок, избранные в возрасте от шести до десяти лет на тридцатилетнее служение Весте, во время которого они обязаны были хранить девство. В случае нарушения запрета их замуровывали заживо. Сходная корпорация существовала в империи инков. Обязанностью весталок было поддерживать священный огонь.

Коллегия авгуров использовала этрусские (либри гаруспицини, либри ритуалес и либри фульгуралес) и греческие оракулы (Сивиллины книги, сохранившиеся в еврейских и христианских переработках) для установления благоприятных и неблагоприятных дней. Кроме того, в Риме существовали специфические религиозные образования - Фециалы, Салии, покровители полей Арвальские братья, Луперки, которые во время отмечавшихся 15 февраля Луперкалий хлестали женщин ремнями из козлиной кожи, чтобы обеспечить их плодовитость (слово Lupa, волчица, являлось синонимом «проститутки» и шире - сексуальной разнузданности; мистический основатель города Ромул и его брат Рем были вскормлены волчицей).

23.3. Как справедливо отметил Арнальдо Момильяно, религиозное рвение римлян заметно возрастает в императорскую эпоху. Цезарь и Август после смерти были причислены к лику богов. Хотя это не привело к автоматическому обожествлению их преемников, был создан прецедент, вошедший в практику позднее, когда императора и даже его близких нередко начинают обожествлять уже при жизни. Равным образом, Цезарь осуществил ставшее нерасторжимым слияние двух функций: императора и религиозного главы - верховного понтифика. Подобно культу древних богов, культ императора получил своих жрецов и свои обряды. Императорам посвящались храмы - либо отдельные, либо связанные с каким-либо почитаемым предшественником или с поздним божеством Рома, эпонимом города. В III в. императоры стремятся идентифицировать себя с богами: Септимий Север и его жена Юлия Домна почитаются как Юпитер и Юнона.

23.4. Культ императоров являет собой новшество, ознаменовавшее конец традиционной римской религии, ее переход на стадию упадка или кича. О чем-либо жизнеспособном в эту эпоху можно говорить только применительно к интеллектуальному синтезу в духе эллинизма, с одной стороны (см. 33), и к тайным культам, с другой (см. 26). Стараясь остановить массовое распространение христианства языческие писатели прибегают к платоновской экзегетике древних мифов, придавая им тем самым всеобъемлющее символическое значение. Цельс во II в., Порфирий в III в., император Юлиан, «языческая партия» Симмаха и платоники Макробий и Сервий в конце IV в. пытаются противопоставить христианскому тоталитаризму плюралистическое религиозное видение на основе платоновской герменевтики, стремясь тем самым реабилитировать и облагородить все верования прошлого - даже те, которые на первый взгляд сильнее всего оскорбляли разум. Римская элита будет культивировать эти верования вплоть до падения Империи, после чего они продолжат свое подпольное существование в Византии.

23.5. Библиография. Eliade, H 2, 161–68; R.Schilling, Roman Religion: The Early Period, in ER 13, 445–61; A.Momigliano, The Imperial Period, in ER 13, 462–71 (с обширной библиографией).

Отличное определение

Неполное определение ↓