Бунин

История аланов. Аланы. Кто они? Значение аланов в становлении военного европейского искусства

Приблизительно во второй половине двенадцатого века гениальный политик и полководец, человек, о котором до сей поры ходит множество самых разнообразных слухов, сероглазый великан Чингисхан решил воссоединить кочевые народы свои под единым началом, чтобы захватить мир и установить собственное господство. Путем жесткого террора, запугивания и взяток он смог достичь единого мнения со своими подданными, собрал колоссальную на те времена армию, и выдвинулся в поисках новых приключений и земель. Не прошло и десяти лет, как в руках у повелителя уже были вся Средняя Азия, Сибирь и Китай, часть Кавказа и Корея. Уже к 1223 году Чингисхан вывел свою непобедимую армию на берега Днепра, что и можно назвать началом монголо-татарского нашествия на Русь. На то время он желал всего лишь распугать, несколько обнаглевших половцев, но все зашло слишком далеко.

Как все начиналось: причины монголо-татарского нашествия на Русь

Кочевые племена татаро-монголов, которые носились по бескрайним просторам Центральной Азии, были как раз той скрытой силой им угрозой, на которую до поры до времени никто не обращал совершенно никакого внимания. Монголы казались такими дикими и не способными на заключение каких-бы то ни было, союзов, что никто просто не представлял, на что они способны. Да и сами орды оголтелых разбойников, грабивших окрестные земли, ибо в своей ничего хорошего просто не было, даже и представить себе не могли, что вскоре будут властвовать над половиной мира, а с другой половины снимать дань.

Нужно сказать, что монголо-татарское нашествие на Русь относится к первой половине двенадцатого века, вернее его начало, и первые ласточки появились еще тогда, когда в 1206 году, Монгольская империя решила собраться на курултай, что значит – всеобщее собрание старейшин племен. Именно на этом съезде и решался вопрос, кто же станет за главного. У самых истоков славной речки Онон, старейшинами всех родов, юноша-воин Темучин был признан великим ханом всех племен, которые он так мечтал воссоединить, получил титул каган, а также и новое имя – Чингисхан, что значит «владыка вод».

Чингисхан установил собственные порядки ив новой, объединенной стране, которые и привели к тому, что он вошел в историю, как создатель самой большой и сильной континентальной империи, известной человечеству за всю его мятежную историю. Также были и приняты и новые законы хана – Яса. Верность, храбрость, отвага и взаимовыручка боевых товарищей были главными и приветствовались, зато за трусость и предательство ждало не только всеобщее презрение, но также и страшная кара.

Чингисхан организовал множество походов, вполне успешно присоединив к своей земле огромное количество иных. Причем его тактика отличалась тем, что он оставлял в живых как можно больше противников, с целью привлечь их потом на свою сторону. В 1223 году парочка полководцев Чингисхана, Джабей и Субидей, решили поучить противных половцев, которые носились, как угорелые, и портили всю картину на границе, а те, перепуганные и расстроенные, не придумали ничего лучше, чем пожаловаться русским князьям. Фактически, именно так и началась борьба Руси с монголо-татарским нашествием, в которую его втянула, если быть честными, третья сторона.

Русские не могли не помочь болезным, они объединили свои армии, и выдвинулись навстречу полчищам монголов. Продвигаясь все дальше вглубь Азии, русские, а вкупе с ними, и половцы даже не заметили, что их- нарочно направляют к берегам реки, под названием Калка. Монголы умело делали вид, будто отступают и трепещут, а наши, словно удав за кроликом, следовали туда, куда их и тащили, словно барана на шашлычок. В самом конце мая 1223 года состоялось сражение, и дружины русичей и половцев, которые никак не желали действовать сообща, были сокрушительно разгромлены. Но тогда все обошлось, и первыми подверглось монголо-татарскому нашествию русские земли несколько позже, уже после смерти пресловутого человека, выдающегося полководца и гениального политика Чингисхана в 1227 году. На то время, монголы не ощущали достаточной силы, и решили возвращаться домой. Однако вовсе не за горами маячило уже начало монголо-татарского нашествия, нужно было просто немного выждать.

Монголо-татарское нашествие на Русь: кратко о том, как это было

Умирая, Чингисхан завещал своим детям и внукам захватить мир, и они бы последовали его наказам, если бы смогли. Спустя добрых семь лет после смерти великого хана, совет старейшин был собран снова и на нем в главные правители выбрали Батыя, который был внуком великого монгола. Это был молодой человек с большими амбициями и большим умом, и он сумел правильно применить и то, и другое. Монголо-татарское нашествие, кратко говоря, вообще стало возможным именно потому, что Батый был чрезвычайно профессиональным тактиком и стратегом, сам даже не догадываясь о подобном.

Монголо-татарское нашествие на Русь: даты и числа

Прежде, чем углубиться в хронологию событий, стоит обязательно вспомнить также и о том, что в исторических источниках про монголо-татарское нашествие, даты порой путаются и даже противоречат друг к другу. Однако в это период, более-менее все ясно, хотя это достоверно все равно уже никак не проверишь.

  • В 1236 году была полностью разорена татаро-монголами Волжская Булгария, после чего Орда, а это уже была именно она, обернулась и пошла прямиком к Дону, вслед за половцами, бегущими от хорошо организованных воинов, словно от огня.
  • Спустя год, в декабре, половцы потерпели фиаско, и были практически полностью уничтожены, кто же выжил, разбежались и попрятались.
  • В том же году ордынцы пришли и встали у стен Рязани, которая никак не желала сдаваться. После шести суток изнурительных боев и жесткой блокады, город пал, и его разграбили и сожгли.
  • Разграбив на своем пути Коломну, а заодно и Москву, Орда пошла дальше к северу, желая завладеть и Владимиром.
  • Владимир продержался всего четыре дня, после чело был захвачен и сожжен.

Нужно знать

Ордынцы стояли под стенами Владимира четыре дня, а за это время великий князь судорожно пытался мобилизовать собственную дружину и дать отпор, но ничего так и не получилось. Знатные горожане, их семьи, духовенство и прочие, кто успел, укрылись в успенском соборе. Там они и сгорели дотла, когда Батый вошел в город и выпалил его дотла.

Дальше все пошло, как по маслу, Батый продвигался от одного населенного пункта к другому, и ничто, да и никто не мог его остановить. Вслед за Владимиром пал Торжок и была проиграна битва при Сити. Запнулись ордынцы только о жителей Козельска, которые упорно не желали сдаваться и чудом сопротивлялись набегу более шести недель. За это Батый приказал полностью снести город, а не просто его спалить.

Монголо-татарское нашествие на Русь: карта прилагается

Стоит обязательно посмотреть, как монголо-татарское нашествие, карта чего прекрасно иллюстрирует происходившее¸ распространялось, ведь складывается впечатление, что совершенно не систематизированные и безалаберные действия составили четкую структуру, которая и позволила Орде выиграть. Итак, монголо-татарское нашествие на Русь: карта которая поразит каждого, кто изучит ее более подробно.

Дальше все пошло, как по маслу, и одержав победу и даже убив князя новгородского над речкой Сить, орды захватчиков двинулись в строну Новгорода, который был единственным блокпостом на то время, по дороге на Север. Замечательно, но не дойдя всего лишь верст сотню, ордынцы развернулись и поскакали восвояси, как раз и «удыбав» по дороге злосчастный Козельск, который был реально полностью стерт с лица земли. Таким образом, монголо-татарское нашествие на Русь, таблица демонстрирует вполне наглядною. Уже в 1239 году злобные и рассерженные ордынцы вступили в Южную Русь, а в марте уже пал и Перславль, и с этого мента, все пошло наперекосяк для Древней Руси.

В сентябре 1240 года, когда лист только-только начал набирать золото, князь Даниила Романович Галицкий сумел удержать Киев от захвата, причем продержаться ему удалось почти целых три месяца, после чего город пришлось сдать. В тот момент Западную Европу уже изрядно била мелкая дрожь, настолько страшными и опасными казались войска Бату. Однако встав под границей Польши и Чехии, и немного подумав, великий хан решил поворачивать оглобли, и вернуться на Волгу. Ослабленную долгим походом армию срочно нужно было приводить в порядок, а это требовалось время. Так Европа облегченно вздохнула, а Россия попала в трехсотлетнюю зависимость от Орды.

А ларчик просто открывался: последствия монголо-татарского нашествия на Русь

После всего случившегося, после того, как были выданы основные ярлыки и грамоты от хана на княжение собственными землями и народом, земля российская просто лежала в руинах, кое-где поднимая к небу дым от пожарищ, будто немые мольбы к мертвым славянским богам. Однако оказались они вовсе не так и мертвы, как могло бы показаться досужему читателю, монголо-татарское нашествие и его последствия кратко описать вовсе не просто, так за три сотни лет произошло достаточно много событий, которые хотелось бы, да и нужно было бы, осветить.

Русские земли никак не желали жить спокойно, они стонали и вздыбливались, а под ногами у ордынцев буквально горела земля. Наверное, именно поэтому они не стали присоединять Русь к Золотой Орде. Монголо-татарское нашествие привело к тому, что была установлена вассальная зависимость, согласно которой, русичи обязаны были платить дань, что они и делали, пока давление в умах просто не зашкалило. Разрозненным и разобщенным, русским князьям срочно требовалось объединится, чего они никак не могли понять, и грызлись, аки лютые псы.

Из-за этого экономическое, а также и культурное развитие нашей Родины было замедленно и значительно, то есть, можно с уверенностью сказать, что Россия была отброшена на двести-триста лет назад, которые серьезно отразились на ее дальнейшей истории. В такой ситуации Европе стоило бы поблагодарить матушку Русь за то, что остановила лавину ордынцев, но случилось несколько иначе. Итоги монголо-татарского нашествия оказались плачевными, причем как для Руси, так и для самой Орды, которая вскоре просто развалилась на части, когда потомки Великого Монгола уже не могли управлять такой мощной для своего времени махиной.

Святослав, сын Ярослава Мудрого, дал начало роду князей черниговских, по его сыну Олегу они называ­лись Ольговичами, младший Олегов сын Ярослав стал родоначальником князей рязанских и муромских. Юрий Игоревич, князь рязанский, был поставлен на княжение Юрием Всеволодовичем, которого почитал «в место отца своего». Рязанской земле, первой из русских земель, Юрию Игоревичу, первому из русских князей, пришлось встретить Батыево нашествие.

В декабре 1237 года стали реки. На Суре, притоке Волги, на Воронеже, притоке Дона, появились Батыевы войска. Зима открывала дорогу по льду рек в крепи Северо-Восточной Руси.

К рязанскому князю прибыли послы от Батыя. Будто бы женка-чародейка и с ней двое посыльных. Трудно сказать, что означало это странное посольство и на что оно было уполномочено. Еще более вызывающими бы­ли требования десятин со всего, что имеет Рязанская земля: десятины с князей, с простых людей, десятины с коней белых, вороных, бурых, рыжих и пегих. Заранее можно было сказать, что такого рода требования не­приемлемы. Скорее всего это была разведка.

Юрий Игоревич вкупе с другими князьями земли Рязанской ответил: «Когда никого из нас не останется, тогда все будет ваше».

Решительный ответ рязанского князя вовсе не озна­чал, что он недооценивал опасность нашествия. Не была забыта Калка, известны были походы Батыя на булгар и на половцев. Юрий Игоревич поспешил послать за под­могой во Владимир к Юрию Всеволодовичу и в Черни­гов к своим родичам.

Очень просто все объяснить феодальной раздроб­ленностью, межкняжеской враждой, княжеским несог­ласием. Конечно, межкняжеская рознь имела весьма существенное значение. Однако не следует упускать из виду и чисто военные аспекты проблемы.

На княжение Юрия Игоревича ставил Юрий Всево­лодович. Ему бы и защищать Рязанскую землю. Как? Где? Спешно, зимними путями переводить новгород­ские и суздальские полки к Рязани, заслоняя ее спиной? Выводить княжеские дружины против неизвестного и могущественного противника в чистое поле, далеко от городов, стены которых могли бы послужить защитой? Испытанным средством от набегов половцев было от­сиживаться в городских крепостях.

Такие же раздумья не могли не овладеть и черни­говским князем. Оставался еще и расчет, что зимой конное войско монголо-татар не решится на вторжение из-за бескормицы.

Юрий Игоревич между тем предпринимал усилия дипломатического характера. Он послал посольство во главе со своим сыном Федором с дарами Батыю. Креп­ка, знать, была уверенность у русских князей, что Батый не решится на штурм городов и крепостей.

Сколь странно было посольство «чародейки», столь же вызывающе издевательским был и ответ Батыя на посольство князя Федора. Повесть о разорении Рязани Батыем, написанная в XIII веке, рассказывает, что Ба­тый, потребовав себе жен и дочерей русских, объявил Федору: «Дай мне, княже, видети жены твоей красо­ту». Рязанскому послу ничего не оставалось, как отве­тить: «Не полезно бо есть нам, христианам, тебе, не­честивому царю, водити жены своя на блуд. Аще нас приодолееши, то и женами нашими владети начнеши».

Быть может, этот разговор всего лишь легенда, но существо событий она передает верно. Князь Федор был убит в стане Батыя. Нашествие могло начаться и без этих дерзких словопрений, но Батыю надо было раздразнить русских князей, вызвать их из городов в чистое поле.

До сих пор не установлено: выходил ли Юрий Игоревич навстречу Батыю с рязанским войском или толь­ко его сторожа встретилась с монголо-татарами в по­ле? Летописные сообщения противоречивы. Есть све­дения, будто рязанское войско во главе с Юрием Игоревичем вышло навстречу Батыю чуть ли не к реке Воронеж. Но это входит в противоречие с известиями, что Юрий Игоревич оборонял город и был схвачен в Ря­зани. Может быть, нам помогут сохранившиеся назва­ния сел неподалеку от Старой Рязани по берегам Прони, где она впадает в Оку.

В нескольких километрах от Старой Рязани вверх по Оке, неподалеку от впадения в нее реки Прони, раски­нулось село Засечье. Выше по Проне - село Добрый Сот. Ниже Засечья на высокой горе деревня Иконино. Названия деревень иногда могут дать неожиданный ключ к разгадке давних событий. Вокруг Старой Рязани что ни название села или деревни, то все со значением. Ниже Старой Рязани села Шатрище и Исады.

Заметим, что местные жители обычно хранят в па­мяти из поколения в поколение старинные предания своих родных мест. Так, рассказывают, что Засечьем село названо в память о битве между Батыем и рязан­цами. Там, где стояла засада рязанцев,- Добрый Сот, у Шатрища раскинул Батый свои шатры, обложив Ря­зань, где Исады - высадился на берег Оки.

Но столь прямое толкование не всегда точно. «Засе­ки», «Засечье» - название привычное для приокских мест. Оно отнюдь не всегда связывалось с местом сечи. Засека - это лесной завал на пути движения ордын­ской конницы. Если проследить путь Батыя с низовья Воронежа, то он нас по рекам приведет на Проню выше Засечья. Ступив на лед Прони, к Рязани надо было дви­гаться по реке.

Вполне вероятно, что берега Оки около стольного города Рязанского княжества и тогда были уже очище­ны от лесов. По правому берегу, где стоял город, были пашни, на низменном левобережье, на Княжьем лугу, пасли коней. А берега Прони, конечно же, были одеты лесом. Этот лес и «засекли», чтобы преградить при­шельцам путь к Рязани.

Обычно врага встречали перед засекой, чтобы иметь возможность отступить за преграду. Добрый Сот выше Засечья-Засеки. Это скорее всего указание на то, что там Батыя встретила конная дружина князя. Пешие его воины могли стоять за засекой, на горе, выставив хоругви и иконы. Отсюда и название деревни Иконино и горы - Иконинская.

Очень сомнительно, чтобы рязанский князь, не по­лучив подмоги от Юрия Всеволодовича, решился идти встречать грозного противника на Воронеж. Но, конеч­но же, он попытался дать бой под стенами города. Устье Прони, Иконинская гора и лес для засеки - это единственно возможное место для такой битвы. Тогда объяснимо, почему Юрий Игоревич смог после разгро­ма добежать с остатками своей дружины до города. Ибо, судя по времени, которое потребовалось Батыю, чтобы его взять, город обороняли не только мирные горожане, но и воины.

Здесь уместно коснуться вопроса о численности монголо-татарского войска, вторгшегося на Русь в де­кабре 1237 года. К сожалению, военные историки не занимались этим вопросом. Надежных указаний в ис­точниках мы не найдем. Русские летописи молчат, европейские очевидцы и венгерские летописи исчис­ляют войско Батыя, взявшее Киев и вторгшееся в Евро­пу, более чем в полмиллиона. В дореволюционной историографии совершенно произвольно утвердилась цифра 300 тысяч.

Рассуждения о численности войск, пришедших на Русь в 1237 году, строились обычно на мобилизацион­ных возможностях империи Чингисхана. Не принима­лось во внимание ни время года, ни география местно­сти, ни возможности передвижения крупных войско­вых масс по зимним путям. Не принималась, наконец, в расчет и реальная потребность в силах для разгрома Северо-Восточной Руси, не взвешивались мобилизаци­онные возможности Северо-Восточной Руси. Ссылались обычно и на то, что монгольская лошадь могла добы­вать корм из-под снега, но при этом упускали из виду разницу в снеговом покрове степей на далеком юге и в регионе Рязани - Владимира - Твери и Новгорода. Никто не обратил внимания и на проблему управления в средние века войском в полмиллиона или несколько сот тысяч воинов.

Расчетами очень легко показать, что в походе по зимним дорогам войско в 300 тысяч воинов должно бы­ло растянуться на сотни километров. Монголо-татары никогда не отправлялись в поход без заводных лоша­дей. Не ходили даже «о двуконь», как русские дружи­ны, у каждого воина было самое меньшее три завод­ные лошади. Миллион лошадей в зимних условиях на землях Северо-Восточной Руси прокормить было не­возможно, и полмиллиона - невозможно, нечем про­кормить и триста тысяч лошадей.

Какой бы мы ни рисовали себе нетребовательность монгольского воина в походе, он длился не десять дней и даже не месяц, а с декабря по апрель, пять ме­сяцев. Сельский люд, приученный половецкими набе­гами, умел прятать продовольствие. Города достава­лись захватчикам в огне, не города, а пепелища. Пол­года на куске вяленого мяса и на кобыльем молоке не прожить, тем более что зимой кобылы не доятся.

Столь же неясным оставался и вопрос о возможной численности русских войск, которые могли противостоять нашествию. Вплоть до исследований М. Н. Тихоми­рова о русских городах XIII века из одной историче­ской монографии в другую перекочевывали столь же легендарные числа, как и при определении численно­сти войск Батыя. М. Н. Тихомиров пришел к выводу, что такие города, как Новгород, Чернигов, Киев, Владимир- Суздальский и Владимир-Волынский, насчитывали от 20 до 30 тысяч жителей. Это давало им возможность в случае крайней опасности выставить от 3 до 5 тысяч вои­нов. Города Северо-Восточной Руси, такие, как Ростов, Переяславль, Суздаль, Рязань, по числу жителей не шли ни в какое сравнение с Новгородом и Киевом. По под­счетам М. Н. Тихомирова, число их жителей редко пре­вышало 1000 человек.

Есть основания полагать, что о состоянии русских крепостей, о численности городского населения, о мо­билизационных возможностях Северо-Восточной Руси Батый и его темники имели достаточно точную инфор­мацию. 300 тысяч воинов не требовалось. Для средних веков и войско в несколько десятков тысяч всадников было огромной силой, способной разлиться по всем го­родам Северо-Восточной Руси, обладая неоспоримым перевесом в каждой точке приложения сил.

Исходя из соображений географического, демогра­фического и военного характера, можно предполо­жить, что Батый привел на Русь от 30 до 40 тысяч всад­ников. Этому войску да еще при отсутствии единства русских сил нечего было противопоставить.

Очень сомнительно, чтобы рязанский князь Юрий Игоревич с сыном Федором и всей родней из рязанских городов могли собрать войско хотя бы в пять тысяч вои­нов. При таком соотношении ни засеки, ни засады не могли изменить исход дела. Защитой для Русской зем­ли оставалось только мужество ее воинов. Стойкости рязанцев, их упорному сопротивлению, их выходу в по­ле, обороне города в течение семи дней нужно воздать должное.

Начало похода ознаменовалось для Батыя первой неудачей. Разгром в чистом поле всех русских сил не состоялся. Семидневный штурм Рязани, потери в живой силе должны были сказаться.

Вызывающим посольством и убийством князя Фе­дора Батый хотел вызвать в поле не только рязанцев, но и владимирского князя, рассчитывая в одном ре­шающем сражении в поле уничтожить все русские вой­ска, чтобы города остались беззащитными, ибо его не могли не беспокоить потери в живой силе во время штурма и затяжка похода.

Если рассматривать сложившуюся стратегическую обстановку, придется признать, что, поспеши Юрий Всеволодович с новгородскими полками, а с ним и Ми­хаил черниговский на помощь Рязанскому княжеству, этим они только сыграли бы на руку Батыю. Действи­тельное сопротивление монголо-татарскому войску Русь могла оказать, только если бы она была государ­ством, имеющим регулярное войско.

16 декабря Батый осадил Рязань и взял ее после ожесточенного шестидневного приступа. Эта затяжка дала возможность очень многим рязанцам уйти за Оку в Мещерские леса и спастись. Через Оку в Мещерские леса Батый не пошел, не пошел и на Муром. Он дви­нулся разорять города по Проне. Разорил Пронск, а Белогород, Ижеславль, Борисов-Глебов с той поры ис­чезли навсегда.

Заметим на будущее. Сто сорок три года спустя, вы­ходя навстречу Мамаю, великий московский князь Дмитрий Иванович (Донской) покинул пределы Рязан­ской земли, оставил Рязань за спиной и тем самым рас­колол возможный союз Рязани с Ордой.

Как сто сорок три года спустя рязанский князь Олег не мог покинуть свой город, отвести войска на Оку под защиту московских крепостей Коломны и Серпухова, так во время Батыева нашествия не мог Юрий Игоре­вич бросить Рязань и увести свои войска на соединение с Юрием Всеволодовичем. Свой долг защитника Рус­ской земли рязанский князь выполнил, насколько хва­тило сил. Он был убит, как и еще многие князья. В жи­вых остался его брат Ингварь Игоревич, который в это время находился у Михаила черниговского, и племян­ник Олег Ингваревич. Его взяли в плен во время битвы на подступах к городу.

Перед Батыем лежало несколько дорог в глубину Владимиро-Суздальской земли. Вниз по Оке через Муром на Нижний, с Оки на Клязьму и на Владимир. Не­подалеку от Рязани в Оку впадала извилистая с озерны­ми разливами река Пра. Она брала начало неподале­ку от Владимира и протекала сквозь Мещерские леса. Можно было подняться к Владимиру по реке Гусь. В на­чале XIII века то были пустынные, малонаселенные ме­ста. Если бы Батый ограничивал свои цели грабитель­ским набегом, эти пути, быть может, и имели бы смысл. Но его задачей было покорить всю Русь, захватить все русские земли за одну зиму. Прой и Гусем монголо­татарское войско дошло бы до Владимира значитель­но быстрее, чем по Оке через Коломну и Москву. Но Батый остался верным своему стратегическому замыслу: воевать Русь не в крепостях, а в открытом поле.

Название «Москва» появилось впервые в летописях, когда Юрий Долгорукий заключил союз со Святосла­вом Ольговичем черниговским. Москва была местом встречи союзных князей и их дружин. Москву для этой встречи выбрали не по капризу. Десна и Ока свои­ми верховьями давно соединяли Чернигов и южные земли с северо-востоком. Из Оки прямой путь на Мос­кву и по воде - по рекам Протва, Нара и посуху - через Можайск. Батый мог ожидать соединения войск владимирского князя и черниговского именно на Оке в Коломне или под Москвой. Задержка под Рязанью, встреча только с рязанскими полками не устраивала Батыя, спешившего к решительному сражению. Не ме­шать соединению черниговских и владимирских дру­жин шел он на Коломну, а искал объединенных про­тивников, чтобы разом покончить с ними в поле, дабы брать города незащищенными.

Юрию Всеволодовичу не послужил на пользу урок, преподанный на реке Липице Мстиславом Удалым. Ви­димо, еще жила в князе убежденность, что «и не было того ни при прадедах, ни при дяде, ни при отце, чтоб кто-нибудь вошел ратью в сильную землю Суздаль­скую и вышел из нее цел». Не имея известий от черни­говского князя, вернее, зная, что тот не спешит на под­могу Северо-Восточной Руси, Юрий Всеволодович со­вершает грубейшую тактическую ошибку: посылает свои полки под Коломну, навстречу Батыю, а сам ждет исхода битвы во Владимире. Он как бы играет в поддав­ки.

Это была типичная переоценка своих сил. Самому могущественному русскому князю и в ум не пришло беречь живую силу, употребить свое войско для за­щиты городов, наносить внезапные удары подобно ря­занскому боярину и витязю Евпатию Коловрату, укло­няясь от битв и сражений в открытом поле.

Воинскую повесть XIII века о Евпатии Коловрате мы вправе считать одним из замечательнейших литератур­ных памятников всего русского и европейского сред­невековья. Ни одна из песен трубадуров, ни один из ры­царских романов, ни одна из легенд не поднимается до пафоса этого сказания.

Евпатий Коловрат ушел из Рязани с посольством Ингваря Игоревича в Чернигов просить о подмоге про­тив монголо-татар. Князь Ингварь Игоревич задержал­ся в Чернигове, Евпатий Коловрат вернулся с «малой дружиной» в Рязань на дымящееся пепелище. Из-за Оки, из Мещеры, из тех мест, где спасались от Батыя (теперь там город Спасск-Рязанский), возвращались на родное пепелище ремесленники, землепашцы, воины, коим удалось избежать плена в битве у Засечья на Про­не. Евпатий крикнул клич: кто готов ударить на супо­статов, отмстить за убиенных и растерзанных жен и де­тей? Собралась дружина около полутора тысяч чело­век. Изловили распущенных с княжеских конюшен ко­ней и погнались за Батыевым войском.

Между тем под Коломной, куда вышел встретить Батыя Всеволод, сын Юрия Всеволодовича, с суздаль­скими полками случилось то, что и должно было случиться. В жестокой сече владимиро-суздальское войско было разгромлено, рязанский князь Роман Ингваревич и владимирский воевода Еремей были убиты. В это время великий князь Юрий Всеволодович с сыном сво­им Константином отъехал от Владимира и раскинул стан на реке Сити между Угличем и Бежецком, собирал там с северных окраин полки и ждал подхода брать­ев Ярослава и Святослава с новгородцами и пскови­чами.

Одна тактическая ошибка порождала другую. Раз­делив свои силы посылкой полков под Коломну, Юрий Всеволодович увел княжескую дружину на Сить, оста­вив в городе лишь незначительную рать, как это и нуж­но было Батыю.

Разгромив владимиро-суздальские полки под Ко­ломной, Батый пришел к Москве, взял и сжег город, перебил жителей, Владимира Юрьевича, сына велико­го князя, пленил. 3 февраля передовые отряды завое­вателей подошли к Владимиру.

Когда Батыевы тумены ощутили удары Евпатия Ко­ловрате, доподлинно неизвестно. Сказание переносит действие его дружины на Владимиро-Суздальскую землю. Этому можно верить, ибо нет сведений, что до коломенской битвы кто-нибудь обеспокоил Батыя. В «Повести о разорении Рязани Батыем» сказано: «И собра мало дружины - тысячу семсот человек, кото­рых бог соблюде, быша вне града. И погнаша во след безбожного царя и едва угнаша его в земли Суздальстеи. И внезапу нападоша на станы Батыевы и нача­та сечи без милости. И смятошася все полки татарскыя…»

Воинская повесть - литературное произведение, но она, как и «Слово о полку Игореве», как былины и народные сказания, может служить источником для историографии. Древние авторы лаконичны. Двух слов «внезапу нападоша» достаточно, чтобы логически до­мыслить, что же произошло.

Мы теперь называем это партизанскими действия­ми, во времена Александра Македонского такая такти­ка называлась «скифской войной». Действия Батыя по­казывают, что он был весьма обеспокоен нападениями рязанского витязя. Ведь именно такая тактика только и могла расстроить его сплоченное железной дисцип­линой войско. Обученное битвам в степях, в открытых местах, оно не могло столь же искусно сражаться в лес­ных крепях.

Началась монголо-татарская облава на дружину Ев­патия Коловрата. Против него был выделен целый тумен (до 10 тысяч всадников) под водительством Хостоврула, ближайшего родственника Батыя.

К Владимиру отряды Батыя подошли 3 февраля, а 7-го столица Северо-Восточной Руси, родовое гнездо Андрея Боголюбского и Всеволода Юрьевича, самых могущественных русских князей, пала. В те же дни был уничтожен Суздаль. Некому было защищать города, в решении стратегических и тактических задач Батый пе­реиграл Юрия Всеволодовича.

Не так-то просто оказалось справиться с дружиной Евпатия Коловрата. Своими набегами на Батыево вой­ско он наносил большие потери пришельцам. В поедин­ке сразил самого Хостоврула. Батыевы воины не смогли одолеть Евпатия обычным оружием, выставили против него метательные орудия и забросали камнями.

После взятия Владимира Батый разделил свое вой­ско и начал громить беззащитные города, нисколько не беспокоясь сбором ополчения на Сити. Это ему было только на руку. Батый ждал, когда на Сить придут новгородские полки. Не дождался. Дальше тянуть было нельзя.

4 марта 1238 года войска Батыя пришли на Сить и разгромили ополчение Юрия Всеволодовича. Великий князь владимирский был убит. Батый устремился к Новгороду. И вот первый знак того, что его замысел разгромить все русские силы в открытом поле не состо­ялся. Торжок, не дав ратников Юрию Всеволодовичу, продержался две недели. Город был взят только 23 марта. От Торжка двинулись селигерским путем к Новгороду, но, не дойдя ста верст, от Игнач-Креста по­вернули на юг и пошли на Козельск.

Выдающийся русский историк С. М. Соловьев писал:

«Не дошедши ста верст до Новгорода, остановились, боясь, по некоторым известиям, приближения весен­него времени, разлива рек, таяния болот, и пошли к юго-востоку, на степь».

Так и повелось в историографии объяснять пово­рот от Новгорода. Однако и поход на Козельск грозил теми же весенними неприятностями. Даже большими. В Козельске и на пути к нему снега начи­нают таять на две недели раньше, чем под Новгоро­дом.

В связи с этим интересно заглянуть в исследования климата Древней Руси, проведенные доктором физико-математических наук Е. П. Борисенковым и докто­ром исторических наук В. М. Пасецким, которые в своей книге «Экстремальные природные явления в русских летописях XI-XVII веков» дают справку: «Зима 1237/38 года - с сильными морозами. Лю­ди, захваченные в плен татарами, «ото мриза изомроша».

Под 1238 годом читаем у них: «Поздняя затяжная весна. Монголо-татарские войска Батыя после взятия Торжка двинулись к Новгороду, не терпя лишений ни от чрезвычайных морозов, ни от метелей, ни от разли­тия вод. Не доходя 100 верст до Новгорода, «они безбожники, вспятиша от Игнача Креста». Весна бы­ла маловодная, и войска Батыя при отходе на юг не пострадали от половодья». Эти сообщения подтвер­ждаются данными о морозной зиме в Западной Ев­ропе.

Что же остановило Батыя неподалеку от Новгорода, какое значение имел этот город в его стратегическом замысле?

Прежде всего следует обратить внимание на геогра­фию походов Батыя в 1236-1238 годах. Волжская Бул­гария, Владимир, поволжские города Ярославль, Кост­рома, Торжок и Игнач-Крест. Вся логика походов Ба­тыя вела к Новгороду. Улус Джучи перемещался в Ниж­нее Поволжье, перехватывал Волжский торговый путь. Господство над этой мировой торговой артерией выд­вигало улус Джучи и Волжскую Орду на первое ме­сто в империи Чингисхана. Но Нижнее Поволжье - это не полное господство над торговым путем. Ба­тый громит булгар, завоевывает Владимир и русские волжские города, остается нетронутым ключевой узел всего этого пути - Новгород. Какие же сообра­жения могли остановить грабительское нашествие у ворот самого богатого города Северо-Восточной Руси?

Не следует ли предположить, что у руководителей нашествия возникли противоречия, что союзные прин­цы рвались разграбить северную Венецию, а Батый, за­ботясь об улусе Джучи, не хотел разрушения этого важнейшего торгового узла теперь уже полностью захваченного Волжского пути?

Не изменились ли взгляды Батыя на Русь во время его похода? Мог ли он после уничтожения более чем 14 городов считать Русь уничтоженной и неспособной к возрождению? Считал ли свою победу полной, как на­мечалось?

Захватывая государства Средней Азии и Дальнего Востока, завоеватели оседали на их землях. Пройдя лесными крепями всю Северо-Восточную Русь, не уви­дел ли Батый, что земля эта непригодна для жизни ко­чевников, что она им как территория для расселения не нужна? Не возникает ли у Батыя во время похода замысел черпать отсюда, как из неиссякаемого источ­ника, средства для Орды не одним грабежом, а четко организованным сбором дани?

Если и возникали такие мысли у владетеля Джучиева улуса, мы все же должны признаться, что этим целям нисколько не помешало бы взятие Новгорода. Сообра­жение же о том, что разорение Новгорода приведет к затуханию Волжского торгового пути, слишком тонко для Батыя и улусных политиков, да и весьма спорно. То­вары из Западной Европы потекут туда, где за них бу­дут платить; ограбившим всю Среднюю Азию, овладев­шим багдадским золотом и русским серебром было чем платить.

Нет, не дальние замыслы повернули Батыя от Игнач-Креста, не страх перед распутицей, хотя это реальная трудность для похода.

Поход не укладывался в сроки - это одно. Рухнул замысел разгромить соединенные силы Северо-Восточной Руси в открытом поле в одном-двух больших сражениях, используя свое численное и тактическое превосходство.

На Рязань пришлось потратить неделю. Ошибки Юрия Всеволодовича очень помогли овладеть города­ми Владимиро-Суздальского княжения, но первое же вступление на Новгородскую землю дохнуло угрозой поражения. Новгородские полки, новгородские ратни­ки, владеющие тяжелым оружием, одетые в крепкие доспехи, не пришли на Сить, они остались оборонять город. Три дня на Владимир, две недели на Торжок, а сколько придется биться за Новгород? Не пришлось бы с позором отступить.

Отвернув от Новгорода, войска Батыя пошли круто на юг. Обошли стороной Смоленск и вышли на Ко­зельск.

Козельск штурмовали семь недель, сорок девять дней, ибо ратные люди Козельска оставались в городе и не было их в поле. Будто бы Батый потерял под Ко­зельском около 4 тысяч воинов и велел называть его с той поры «Злым городом».

АЛАНЫ

(в рус. источниках - ясы, в груз. - овсы, осы) - многочисл. ираноязычные племена сарматского происхождения. Известны со 2 в. до н. э. под назв. роксалан. В первых веках н. э. обитали в Ниж. Поволжье, Юж. Приуралье, Подонье, Сев. Прикаспии, Предкавказье и в юж. р-нах Сев. Причерноморья (до Днепра); это - время их экспансии на Ю., на Сев. Кавказ, что хорошо прослеживается по распространению погребального обряда А. в катакомбах. По свидетельству Иосифа Флавия, Тацита и др., сильные и воинств. племена А. совершали успешные походы в Закавказье, Мидию, М. Азию и в р-ны Римской империи. Первоначально основой х-ва степных А. являлось скотоводство в сочетании с земледелием; позднее высокого развития достигло гончарное, ювелирное дело и металлургия. Обществ. строй А. характеризовался выделением вождей племен и образованием союза племен.

В 4 в. А. этнически были уже неоднородны. Крупные племенные объединения А. в 4 в. разгромили гунны, в 6 в. - авары. Часть А. участвовала в великом переселении народов и оказалась в Зап. Европе (в Галлии) и даже в Сев. Африке, где вместе с вандалами образовала гос-во, просуществовавшее до сер. 6 в. Все эти события сопровождались повсюду частичной этнокультурной ассимиляцией А. Культуру А. 4-5 вв. представляют городища и могильники предгорной зоны Сев. и Зап. Кавказа и богатейшие Керченские склепы Крыма. С 7 по 10 вв. значит. часть ср.-век. Алании, простирающейся от Дагестана до Прикубанья, входила в состав Хазарского каганата. В течение длит. времени сев.-кавк. А. вели упорную борьбу с араб. халифатом, Византией и Хазарским каганатом. Представление о богатой аланской культуре 8-11 вв. дают знаменитые катокомбные могильники и городища на Северском Донце (Салтово-Маяцкая культура) и особенно городища и могильники на Сев. Кавказе (городища: Архызское, Верх. и Ниж. Джулат и др., могильники: Архон, Балта, Чми, Рутха, Галиат, Змейский, Гижгид, Былым и др.). Они свидетельствуют о широких междунар. связях А. с народами Закавказья, Византией, Киевской Русью и даже Сирией.

В 9-10 вв. у А. складываются раннефеод. отношения. С 7 в. в Алании начинает распространяться христианство из Византии и Грузии. В условиях разложения первобытно- общинных отношений, дифференциации населения образовался крупный племенной союз А., к-рый в 10-12 вв. приобрел черты примитивного гос-ва с выделением царей-"багатаров" (царь Дургулель). Возникли крупные поселения гор. типа (г. Дедяков). В 10-12 вв. у А. зародилась письменность на греч. алфавите. В это время А. были оседлым народом, создавшим замечет. Нартский героич. эпос и высокую культуру, пришедшую в упадок только после татаро-монг. нашествия на Кавказ (1222). С 14 в. среди А. стал распространяться ислам. A., являющиеся прямыми предками осетин, сыграли известную роль в этногенезе и складывании культуры и др. коренных народов Сев. Кавказа. Термин "А." бытовал на Сев. Кавказе до 19 в. уже в значении "приятель", "сосед".

Лит.: Миллер В. Ф., Осетинские этюды, ч. 3, М., 1887; Кулаковский Ю., Аланы по сведениям классич. и визант. писателей, К., 1889; Готье Ю. В., Кто были обитатели Верхнего Салтова?, "ИГАИМК", 1927, в. 5; Крупнов Е. И., Археологич. памятники верховьев р. Терека и басс. р. Сунжи, "Тр. ГАИМК", 1947, в. 17; Абаев В. И., Осетинский язык и фольклор, (в.) 1, М.-Л., 1949; История Северо-Осетинской АССР, М., 1959; Кузнецов В. A., К вопросу о позднеаланской культуре Сев. Кавказа, "СА", 1959, No 2; Очерки истории СССР. III-IX вв., М., 1958; Täubler E., Zur Geschichte der Alanen, "Klio. Beiträge zur alten Geschichte", 1909, Bd 9, H. 1.

E. И. Крупнов. Москва.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "АЛАНЫ" в других словарях:

    Современная энциклопедия

    Ираноязычные племена сарматского происхождения. С 1 в. жили в Приазовье и Предкавказье. Часть аланов участвовала в Великом переселении народов. Кавказские аланы (по русски ясы) предки осетин … Большой Энциклопедический словарь

    Аланы - АЛАНЫ, ираноязычные племена сарматского происхождения. С 1 в. жили в Приазовье и Предкавказье. Часть аланов участвовала в Великом переселении народов. Кавказские аланы (по русски ясы) предки осетин. В конце 9 начале 13 вв. образовали государство… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    АЛАНЫ, ираноязычные племена сарматского происхождения. С 1 в. н. э. жили в Приазовье и Предкавказье. Часть А. участвовала в Великом переселении народов. Входили в состав Хазарского каганата. В конце 9 в. образовали государство в центральной части … Русская история

    - (Alani, Άλανοί). Воинственный народ, родственный скифам, живший первоначально на Кавказе; затем проникли в Европу, вместе с свевами и вандалами опустошили Галлию и Испанию; но с V го века они больше не появляются в истории. (Источник: «Краткий… … Энциклопедия мифологии

    Ираноязычные полукочевые племена сарматского происхождения (см. Сарматы), обитавшие в I IV вв. на обширной территории от Южного Приуралья до Дона, Крыма и Северного Кавказа. После нашествия гуннов (конец IV в.) часть аланов осела на… … Художественная энциклопедия

    Народ, часто упоминаемый во время переселения народов междугерманскими племенами, но принадлежащий в действительности к скифскомуплемени, которое в свою очередь также часто причисляется к Арийцам. А.обитали сначала на Кавказе; оттуда они,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Аланы - (Alans), кочевые племена причерноморских степей, к рые в 1 в. н.э. неоднократно совершали набеги на вост. границы Римской империи. В 4 в. были вытеснены на 3. гуннами, ушли в Галлию в 406 г. и Испанию в 409 г. Там они примкнули к вандалам, в 429… … Всемирная история

    Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения. У … Википедия

    Ираноязычные племена сарматского происхождения. С I в. жили в Приазовье и Предкавказье. Часть аланов участвовала в Великом переселении народов. Кавказские аланы (по русски ясы) предки осетин. * * * АЛАНЫ АЛАНЫ (самоназвание ироны, в византийских … Энциклопедический словарь

    - (лат. Alani) самоназвание ироны, в византийских источниках аланы, по грузински осы, по русски ясы, многочисленные ираноязычные племена, которые выделились в последнем веке дон. э. из среды полукочевого сарматского населения Северного… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Аланы центрального предкавказья V-VIII веков. Обряд обезвреживания погребенных , В. С. Флеров. Первая в отечественной археологии монография о малоизученном обряде, отражающем мировоззрение, верования и психологию раннесредневековых аланов. В основе исследования материалы раскопок…

По осетински ингуш Махалон. Такеж есть ингуши тейпа Паланкой.
В город Айэта, где лежат лучевые стрелы быстроногого Гелиоса в золотых покоях, у края Океана, куда ездил божественный Язон…
Гекатей (около 550 г. до P. X).
154. Меланхлены, Скифское племя.

Каталаунская битва. Как аланы спасали Европу
К 451 году огромная азиатская армия гуннов захватила пол-Европы, и пыталась сделать последний рывок, чтобы захватить Галлию (Францию).
Для того, чтобы предотвратить захват Европы азиатами, римляне собрали коалицию народов - армию союзников из римлян, аланов и германцев.
Армия союзников встретилась с армией азиатов на Каталаунских полях (в северо-восточной Франции, западнее города Труа) в июне 451 года.
Здесь разгорелась одна из самых ожесточенных битв в истории древнего мира - значительной в мировой истории.
Аланская гвардия во главе с Сангибаном находились в центре Армии союзников, и поэтому встретилась с отборной гвардией азиатов (гуннов), которую возглавлял лично азиатский царь "Атилла с храбрейшими воинами".

Тирк-Чочан доу / Дарьяльское сражение.
Аланы vs Арабы.
Битва.

В 852 году армянские горцы, жившие на склонах Сасуна (Сасана), убили наместника халифа в Армении. В том же году от халифата отложился тбилисский эмир Исхак бен Исмаил, провозгласивший независимость управляемой им области.
Чтобы наказать мятежников, халиф Джафар ал-Мутаваккиль (847-861) отправил в Закавказье громадную по тем временам армию в 120 тысяч человек во главе с Бугой аль-Кабиром.
Зимой 853 года огромная 120 тысячная арабская армия Буги ал-Кабира разромила Армению, затем Грузию, и устремилась к аланским владениям.
У южной горловины Дарьяльского ущелья арабскую армию встретили аланские стражники (г1аппинцы) - между аланами и арабами развернулось яростное сражение, во время которого пошел сильный снегопад.
В ходе ожесточенной битвы, г1аппинцы наголову разгромили арабскую армию и обратили арабов в бегство, как пишет арабский автор ал-Якуби:
«Буга двинулся против санарийцев, сражался с ними, но они разбили его и обратили в бегство».
Г1аппинцы потеряли убитыми около 16 тысяч воинов. Потери арабов неизвестны, но точно известно, что после этого арабы в Аланию не вторгались.
Для сильнейшей в то время арабской армии оказалось невозможным покорить аланов (прирожденных воинов) силой.
Текст Скандинавских преданий - Оригинальный. Описываемый период - 2000-2100 лет назад.
«К северу от Черного моря расположена Великая, или Холодная Швеция... С севера с гор, что за пределами заселенных мест, течет по Швеции река, правильное название которой Танаис [Дон]. Она называлась раньше Танаквисль, или Ванаквисль... Эта река разделяет трети света. Та, что к востоку, называется Азией, а та, что к западу, - Европой.
Страна в Азии к востоку от Танаквисля [Дона] называется Страной Асов, или Жилищем Асов, а столица страны называлась Асгард. Правителем там был тот, кто звался Одином...
Большой горный хребет тянется с северо-востока на юго-запад. Он отделяет Великую Швецию от других стран. Недалеко к югу от него расположена Страна Турок. Там были у Одина большие владения. В те времена правители римлян ходили походами по всему миру и покоряли себе все народы, и многие правители бежали тогда из своих владений. Так как Один был провидцем и колдуном, он знал, что его потомство будет населять северную окраину мира. Он посадил своих братьев Be и Вили правителями в Асгарде [город на Кавказе], а сам отправился в путь и с ним все дии [жрецы] и много другого народа.
Он отправился сначала на запад в Гардарики [Русь; анахронизм, вставленный в текст в 13 веке], а затем на юг в Страну Саксов [Саксония, Германия]. У него было много сыновей. Он завладел землями по всей Стране Саксов и поставил там своих сыновей правителями. Затем он отправился на север [в Скандинавию], к морю, и поселился на одном острове. Это там, где теперь называется Остров Одина на Фьоне...
Рассказывают как правду, что когда Один и с ним дии [жрецы] пришли в Северные Страны, то они стали обучать людей тем искусствам, которыми люди с тех пор владеют. Один был самым прославленным из всех, и от пего люди научились всем искусствам, ибо он владел всеми, хотя и не всем учил. Теперь надо рассказать, почему он был так прославлен. Когда он сидел со своими друзьями, он был так прекрасен и великолепен с виду, что у всех веселился дух.
Но в бою он казался своим недругам ужасным. И все потому, что он владел искусством менять свое обличие как хотел. Он также владел искусством говорить так красиво и гладко, что всем, кто его слушал, его слова казались правдой. В его речи все было так же складно, как в том, что теперь называется поэзией. Он и его жрецы зовутся мастерами песней, потому что от них пошло это искусство в Северных Странах. Один мог сделать так, что в бою его недруги становились слепыми или глухими или наполнялись ужасом, а их оружие ранило не больше, чем хворостинки, и
его воины бросались в бой без кольчуги, ярились, как бешеные собаки или волки, кусали свои щиты, и были сильными, как медведи или быки. Они убивали людей, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда. Такие воины назывались берсерками...
Один мог менять свое обличье. Тогда его тело лежало, как будто он спал или умер, а в это время он был птицей или зверем, рыбой или змеей и в одно мгновение переносился в далекие страны по своим делам или по делам других людей. Он мог также словом потушить огонь или утишить море, или повернуть ветер в любую сторону, если хотел, и у него был корабль - он назывался Скидбладнир на котором он переплывал через большие моря и который можно было свернуть, как платок. Один брал с собой голову Мимира, и она рассказывала ему многие вести из других миров, а иногда он вызывал мертвецов из земли или сидел под повешенными.
Поэтому его называли владыкой мертвецов, или владыкой повешенных. У него было два ворона, которых он научил говорить. Они летали над всеми странами и о многом рассказывали ему. Поэтому он был очень мудр. Всем этим искусствам он учил рунами и песнями, которые называются заклинаниями. Поэтому Асов называют мастерами заклинаний.
Аланы:
"В тексте, написанном известным скандинавским историком XIII века Снорре Стурлуссоном, рассказывается о событиях, происходивших свыше двух тысяч лет назад. сам Снорре, видимо, пользовался утраченными ныне источниками. Если верить ему, за два поколения до Рождества Христова на КАВКАЗЕ жил король ОГДЕН [Один] и правил людьми, которые звались АСАМИ.
Иисиф Барбаро: Путешествуя на Кавказ писал на Кавказе правят Аланы сами себя они называют Асами, у них есть 2 гос-ва Аланских Алания и Асия).
В ходе яростного боя, аланы нанесли отборной армии азиатов сокрущительное поражение.
В ходе битвы погибло около 165 тысяч воинов с обеих сторон...
Интересно отметить, что впоследствии появились легенды про эту битву, одну из которых примерно 50 лет спустя передал греческий философ Дамаский:
«Когда тела погибших упали, их души продолжили сражаться в течение 3 дней и 3 ночей. Мёртвые бились с не меньшим ожесточением и мужеством, чем когда они были живые. Видели призраки воинов и слышали громкое клацанье от их оружия».
Спустя год через этой битвы, азиаты вновь вторглись в Галлию (Францию), но потерпели сокрущительное поражение от алано-германской армии у реки Лигер (Луара).
После этого поражения азиаты (гунны) отступили от Западной Европы на восток и основали Hun-gary (Хунгарию, т.е. страну гуннов; современная Венгрия).
Армия союзников, в которой ключевую роль сыграли аланы, разгромили азиатские полчища, и тем самым спасли Европу от нашествия кочевников.
Совершенно точно, что если бы в той битве Армия союзников не уничтожила бы азиатскую армию - не было бы ни современной Европы, ни Франции, ни Германии.

Аланы во Франции 407-458 гг.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
В 376 году примено 200 тысяч аланов, во главе с Джоаром (Джохаром/Гоаром), двинулись с Кавказа в Европу.
В 407 году аланы через Германию вошли в Галлию (Францию).
Отсюда в 409 году часть аланов (около 50 тысяч) во главе с Аддаком вторглась в Испанию, где до 418 года имели свое государство в элитной испанской области Картахена
В 429 году испанские аланы и германское племя вандалы вторглись в Африку, где в 439 году основали Королевство Вандалов и Аланов (по германски: rex Wandalorum et Alanorum / Рейх Вандалов и Аланов), на территории современных Туниса, Ливии и Алжира.
Те аланы, которые остались на территории Франции образовали 5-ть аланских королевств (в области Орлеан, Гасконь, Бретань, у Женевского озера, и в Провансе).
Самое крупное Аланское Королевство, возглавляемое Джоаром со столицей в Орлеане существовало до конца 450-хх годов (можете прочитать официальную историю французского города Орлеан, там указан аланский период его истории).
Из-за малой численности, аланы современем забыли свой язык и вошли в состав французского народа, причем как военная элита (см. Бернард Бахрах, "Аланы на Западе").
французское слово "сир" - "король", происходит от ингушского слова "сир" ("честь имеющий")
До сих пор в Европе осталось около 300 названий, оставщихся от аланов - Аленвиль, Ален, Алан-Корт, Корт-Алан, Алансианус, Алансон, Алансе (Лансе), Молендинум-де-Алана (Мулин-де-Ланж), Алангавиенс (Лангейс), Вилла-де-Алан (Аланетум, Ланет), Алани-Монти, Аланж, Аква-де-Аландон (Ла-Алондон/Ла-Лондон; от аланского "алан-дог1н" - "аланский дождь, аланская вода") и др. во Франции.
Селения Аланис, Алано и Аланское ущелье в центральной Испании.
Селения Алано ди Пьяве, Вилла д`Алено (Верона), Алан д`Риано (Ландриано) и др. в северной Италии.
Все эти названия научно признаны, как происходящие от названия аланского народа. Более того, еврпопейское имя "Алан" появились от названия аланского народа - европейцы называли в своих детей Аланами, в честь аланов
имени Сампи - так назывался вождь аланов в Провансе в начале 440-хх гг.
Имя Сампи распространено у ингушей, есть фамилии Сампиевы (тейпа) .
Во Франции от аланов осталось селение Сампиньи.

Изложив большое количество фактов из боевой и мирной жизни аланов в Европе и других странах, Бернард Бахрах в конце своей книги привел перечень аланских географических названий в западной Европе. Привожу ксерокопию части этих названий из книги, которые не оставят сомнений в том, что аланы это ингуши.

8. Алейн, называемый также Аланкурт-о-Беф (Мэрт-и-Мозель): 965; Эйлейн и Аллейн, 1305.
9. Алейнкорт (Эйсн): Халинкурт, 1168; Эллейнкорт, 1174; Аллейнкорт, 1189.
10. Алейнкорт (Арденны): Алейнкорт, 1229.
11. Алейнкорт (Ор): Алейнкурия и Аланикурия, оба 1242; Эйланкорт, 1303.
12. Алейнкорт (Гот-Саон).
Для тех читателей, которые не знают ингушского языка, поясню, что в данном случае означает слово КОРТ.
Корт по ингушски голова, как Дулк-корт(Долаково), Нясаре-корт (Назрань), Боашлом-корт (гора Казбек)

Если теперь обратимся к географическим названиям, указанным в работе Бернарда Бахраха, то обнаружим, что множество объектов в Европе имеют названия, содержащие ингушское слово корт (вершина). Полагаю, что и здесь речь идет о горах или других возвышенностях, расположенных в разных странах и разных городах Европы, названных ингушами Аланскими.

Вкратце приведу еще одну информацию из работы Бернарда Бахраха. Старшее поколение ингушей для оценки удали молодых людей произносило фразу: «Говар къантий». Понимая для чего это говорится, не понятно было происхождение этого выражения. Теперь достоверно открылась история этого выражения. Оказывается Говар, а точнее Гоар был легендарным вождем ингушей. Он даже принимал участие в назначении императора Германии. О выдающихся качествах Гоара говорит и тот факт, что он более 40 лет, до глубокой старости оставался в боевом строю аланов. Бернард Бахрах пишет о нем: « В течение 25 лет Гоар и его аланы оставались верными сторонниками Рима, хотя их соседи бургундцы восставали несколько раз и были подавлены Аэцием и его гуннскими союзниками».
Аммиан Марцеллин указывал горы Нервиев в истоках Борисфена (Днепра), где некоторое время обитали и аланы.
Аланы… свирепый народ» (Эгесип, древне-римский автор)
«Почти все аланы высокого роста и красивого облика, волосы у них русоватые, взгляд если и не свиреп, то все-таки грозен… в разбоях и охотах они доходят до Меотийского [Азовского] моря и Киммерийского [Керченского] Боспора с одной стороны и до Армении и Мидии [Азербайджана] с другой. Как для людей мирных и тихих приятно спокойствие, так они находят наслаждение в войнах и опасностях. Счастливым у них считается тот, кто умирает в бою, а те, что доживают до старости и умирают естественной смертью, преследуются у них жестокими насмешками, как выродки и трусы» (А. Марцеллин, древне-римский автор)
«Аланы более мощны чем кашаки [черкесы]» - аль-Масуди (известнейший географ Арабского Халифата).

«Царство аланов сильнее и крепче всех [кавказских] народов» (Иудео-Хазарская переписка, Кембриджских документ)

«аланы… самый воинственный народ среди кавказцев» (византийский хронист Никифор Василаки, приближенный императора Иоанна Второго Комнина),
«Cet homme est violent et allain» - «Этот человек неукротим как алан» (французская/нормандская поговорка про храбрость аланов).

Чеченцы - самые жестокие и дикие племена на Кавказе. Они воинственны еще более, чем лезгины; наши войска никогда не могли покорить эти свирепые племена… Их храбрость доходит до исступления. Они никогда не сдаются в плен, даже если один из них остается против двадцати» (русский агент И. Бларамберг, 1834 г.).
Ингуши рассматривают охоту и войну как самые достойные занятия для молодежи» © царский агент И. Бларамберг императору Николаю I, 1834 г.

Офицер Генерального штаба Российской империи, служивший в отдельном Кавказском корпусе, Иоган Бларамберг писал об ингушах:

«Ингуши считают оскорбление словом самым чувствительным из оскорблений и мстят за это вплоть до смерти того, кто произнес оскорбление. Они из-за пустяка могут вспылить в разговоре, но легко успокаиваются. Их пыл проявляется открыто, без малейшего притворства».

Февраль 1920 год. Ингуши - самый малочисленный, самый воинственный народ, как на Кавказе, так и по всей России, которые с давних пор живут в Юго-Восточной части Терека Курской низменности, по правому берегу реки Терек и на Восток реки Асса.

Ингуши являются виновниками в том, что революция на Кавказе победила. Если бы революция на Кавказе была подавлена, этот упрямый народ ушел бы в горы, леса, где создаются отряды, и силы гвардии России тают с каждым днем от их нападений. В 1919 году, когда верные мне части намеревались пройти через земли ингушей, мы получили решительный отказ. И после чего двинули свои силы на Долаково, где собирались всадники из ближайших сел. Их было менее 300 человек.
Жалкий остаток. Триста всадников, вооруженные большинство ружьями и кинжалами, против сильной дивизии, снабженной новейшей техникой, казалось на первый взгляд, что дивизия не оставит и следа от этих дикарей. Но, увы! Ингуши не только отбили гвардейцев, а гнали их до самого Терека и переправиться успели только три десятка человек.
Жалкий остаток от дивизии. За одного убитого они убивали десятерых своих врагов. В январе сего года 1920, когда гвардия захватила Владикавказ и угрожала разгромом Реввоенсовету, ингуши своим вмешательством освободили Реввоенсовет и при этом обстреляли и жестоко разгромили город, захватили Госбанк и крепко засели в нем. Они грабят всех кого хотят. Осетин - за их беспомощность. Дагестанцев - за плодородные земли. Кабардинцев - по привычке. Терских казаков - за то, что они живут на земле отцов. Большевиков - за верную службу им. Но их ненавидят все, и они продолжают делать свои дела. Они не чувствуют не малейшей опасности со стороны, так как знают, что ни один народ на Кавказе не посмеет поднять на них руку.
ДЕНИКИН.

История древних народов полна тайн и загадок. Исторические источники не показывали обширную картину древнего мира. Остались скупые сведения о быте, религии и культуре кочевых народов. Особенно интересны аланские племена, так как они жили не только не территории южнорусских степей и в горах Кавказа, но и на территории средневековой Европы.

Аланы - это кочевые ираноязычные племена скифо-сарматского происхождения, которые упоминаются в письменных источниках с I века нашей эры. Одна часть племени участвовала в Великом переселении народов, а другие остались на территориях в предгорьях Кавказа. Именно на них аланские племена образовали государство Алания, существовавшее до вторжения монголов в 1230-х годах.

В эпосе других народов

Многочисленные исследования, посвященные народам в эпоху Великого переселения, игнорируют или не замечают роль скифских и аланских племен в завоевании Европы. А ведь они оказали большое влияние на военное искусство европейских народов. История аланов на территории Германии берет свое начало именно с тех времен. Народ оказал огромное влияние на готские племена, так как они не владели боевой техникой.

Аланская военная культура лежит в основе средневековых легенд и рыцарского кодекса. Сказания о короле Артуре, круглом столе и Их приписывают англо-саксонским племенам, но некоторые исследователи утверждают, что это неправда. Эти легенды происходят от аланского народа. Император Марк Аврелий в конце второго века принял на службу 8000 воинов-аланов. Воины поклонялись богу войны - мечу, воткнутому в землю.

Историография

Почему исследователи интересовались родством аланских и осетинских племен? Все просто, осетинский язык сильно отличается от языков других народов Северного Кавказа.

Герхард Миллер в работе «О народах, издревле в России обитавших» сделал предположение о родстве осетин с аланскими племенами.

В XIX веке немецкий востоковед Клапрот в своих работах рассказывал о генетическом родстве осетинских племен с аланскими. Дальнейшие исследования подтверждали эту теорию.

Концепции Клапрота придерживался и швейцарский археолог Дюбуа де Монпере, рассмотревший аланские и осетинские племена как родственные, поселившиеся в разное время на Кавказе. Немец Гакстгаузен, посетивший Россию в 19 веке был сторонником немецкой теории происхождения осетин. Осетинские племена произошли от готских племен и, гонимые гуннами, поселились в горах Кавказа. Французский ученый Сент-Мартин уделял особое внимание осетинскому языку, так как он происходил от языков Европы.

Русский исследователь Д. Л. Лавров в работе «Исторические сведения об Осетии и осетинах» приводит много деталей о родстве аланов и этой народности.

Крупнейший российский исследователь конца XIX века В. Ф. Миллер издал книгу «Осетинские этюды», в которой доказывает генетическое родство между этими двумя народами. Доказательством служило то, что имена кавказских аланов распространялись на предков осетин. Он рассматривал этнонимы аланов, осов и ясов как принадлежащие к одному народу. Он пришел к выводу, что предки осетин были в составе кочевых сарматских и скифских племен, а в средние века - аланских.

На сегодняшний день ученые придерживаются концепции о генетическом родстве осетин с аланскими племенами.

Этимология слова

Значение термина «алан» - "гость" или "хозяин". В современной науке придерживаются версии В. И. Абаева: понятие «алан» происходит от наименований древних ариев и иранских племен агуа. Другой ученый, Миллер, сделал предположение о происхождении названия от греческого глагола "бродить" или "странствовать".

Как называли аланов соседние народы

В древнерусских летописях аланы - это ясы. Так, в 1029 году сообщается, что Ярослав победил племя ясов. В летописях армяне используют тот же термин - «аланы», а китайские хроники именуют их алань.

Исторические сведения

История древних аланов прослеживается со II века до н. э. на территории Центральной Азии. Позже они упоминаются в античных записях с середины первого века. Их появление в Восточной Европе связано с усилением сарматских племен.

После разгрома гуннами, в период Великого переселения народов, часть племени оказалась в Галлии и Северной Африке, где совместно с вандалами образовала государство, которое просуществовало до VI века. Другая часть аланов ушла в предгорья Кавказа. Постепенно происходила частичная ассимиляция аланских племен. Они стали этнически неоднородными, о чем свидетельствуют археологические находки.

С падением Хазарского каганата связано объединение аланских племен в раннефеодальное государство Алания. С этого периода усиливается их влияние в Крыму.

После слияния аланов с кавказскими племенами они перешли к земледельческому хозяйству и оседлому образу жизни. Это являлось главным фактором образования раннефеодального государства Алания. В верховьях Кубани, под влиянием Византии, находилась Западная часть страны. По ее территории проходила часть «великого шелкового пути», что укрепляло связи аланов с Восточной Римской империей.

К X веку Алания становится феодальным государством. Также в это время данный народ играет важную роль во внешнеполитических связях между Византией и Хазарией.

К XIII веку Алания превратилась в могущественное и процветающее государство, но после захвата татаро-монголами равнины Предкавказья оно пало, и население ушло в горы Центрального Кавказа и Закавказье. Аланы начали ассимилироваться с местным кавказским населением, но сохранили свою историческую идентичность.

Аланы в Крыму: история расселения

Немногочисленные письменные источники повествуют о переселении через Керченский пролив на территорию Крымского полуострова. Найденные могильники были неизвестной для Крыма конструкции. Похожие склепы обнаружены на Кавказе, где проживали аланы. Специфичным являлся и способ погребения. В склепе лежало по 9 погребенных, а на голову или плечо воина клали меч. Такой же обычай был и у племен Северного Кавказа. Помимо оружия, в некоторых могильниках найдены золотые и серебряные украшения. Данные археологические находки позволяют сделать вывод, что в 3 веке н. э. в Крым мигрировала часть аланских племен.

В письменных источниках крымские аланы практически не упоминаются. Только к 13 веку появляются разные сведения об аланах. Исследователи придерживаются мнения, что такое долгое умалчивание не случайно. Скорее всего, в 13 веке в Крым переселилась часть аланов. Это может быть связано с татаро-монгольским нашествием.

Археологические данные

Найденные в Змейском могильнике материалы подтверждают данные о высокой культуре аланов и развитых торговых связях между Ираном, Русью и странами Востока. Многочисленные находки оружия подтверждают сведения средневековых авторов о том, что у аланов была развитая армия.

Также важным фактором падения государства стали частые лавины в XIII-XIV веках. Многие поселения были уничтожены, и аланы расположились ниже по склонам. Окончательное падение Алании было следствием нападения Тамерлана. Аланы участвовали в армии Тохтамыша. Это было крупнейшее сражение в истории Золотой Орды, определившее ее положение как великой державы.

Религия

В основе аланской религии была скифо-сарматская религиозная традиция. Так же как и у других племен, в центре верований аланов было почитание солнца и домашнего очага. В религиозной жизни были такие явления, как «фарн» - благодать, и «ард» - клятва. С формированием государственности многобожие сменил единый Бог (Хуыцау), а остальные божества превратились в существо «авдиу». Их функции и черты со временем перешли к святым угодникам, окружающим единого Бога. Аланы считали, что Вселенная состоит из трех миров. Поэтому троичное деление присутствовало в жизни общества: в религиозной, хозяйственной и военной сфере.

После окончательного перехода к земледельческому образу жизни, образования скифо-сарматского союза изменилось устройство общественной жизни. Теперь господствовала военная знать, а не пастухи. Отсюда и многочисленные сказания про воинов-рыцарей. В таком обществе требовалось отказаться от языческого пантеона и иметь одного Бога. Царской власти был необходим небесный покровитель - недосягаемый идеал, который будет сплачивать разных людей. Поэтому аланский царь выбрал христианство как государственную религию.

Распространение вероисповедания

По преданиям церкви, знакомство аланов с христианством произошло в первом веке. Ученик Христа, апостол Андрей Первозванный, проповедовал в аланском городе Фуст. Также в письменных источниках сообщается, что христианство принимали аланы, которые посещали Византию и Армению. После Великого переселения многие аланы приняли христианство. С VII века оно широко распространилось на территории Алании и стало государственной религией. Этот факт упрочил внешнеполитические и культурные связи с Византией. Но до 12 века восточные аланы оставались язычниками. Они частично принимали христианство, но были верны своим богам.

После утверждения золотоордынского владычества на Кавказе началось строительство мусульманских мечетей на месте христианских церквей. Ислам начал вытеснять христианскую религию.

Быт

Алания располагалась на части великого шелкового пути, поэтому в ней была развита торговля и обмен. В основном торговцы ездили в Византию и арабские страны, но археологические находки говорят о том, что торговали они и со странами Восточной Европы, Центральной и Средней Азией.

История аланов интересует современных ученых. Народ оказал большое влияние на государства Восточной Европы и осетин. И все же сведений недостаточно. Немногочисленные очерки по истории аланов не позволяют сделать выводы о происхождении народа.

Жилища аланов были различными в зависимости от общественного строя. Поселения ранних аланов практически не отличались от поселений кочевников Евразии. Постепенно они перешли от полукочевого к оседло-земледельческому образу жизни.

Культура

О развитии материальной культуры говорит наличие могильников и городища, найденные на Северном Донце и Северном Кавказе. Наземные гробницы и склепы, дольмены, катакомбы говорит о высоком развитии культуры аланов.

Поселения были ограждены плитами, на которых был нанесен геометрический рисунок или изображения животных.

Аланы были мастерами ювелирного искусства. Это подтверждают подвески из золота и серебра с полудрагоценными камнями, фигурки воинов, разнообразные брошки, которые украшали одежду аланов.

О расцвете аланского государства говорят найденные в Змейском могильнике многочисленные амулеты, туалетные принадлежности, сабли, одежда.

В X веке в Алании появляется собственная письменность и героический эпос.

Сказания

Нартовский эпос является вершиной аланского средневекового искусства. Он отражал большой период жизни этого народа - от раннеобщинного строя до падения Алании в XIV веке. Нарты - это псевдоним создателей эпоса, которые сохранили в сказаниях религиозные верования, быт и общественные отношения народа. Нартовский или Нартский эпос сформировался у аланов, а со временем развивался у грузинских народов. В его основе лежат приключения героев-воинов. В сказаниях переплетается реальность с вымыслом. Нет хронологических рамок и описания событий, но действительность отражается в названиях местности, где происходят сражения воинов. Мотивы нартовского эпоса отражают быт и верования аланов и скифов-сарматов. Например, в одном из преданий описывается, как пытались убить старика Урызмага, - у аланов и скифов было принято убивать стариков в религиозных целях.

Исходя из преданий, нарты делили общество на три рода, которые наделены особыми чертами: Бората - богатство, Алагата - мудрость, Ахсартаггата - храбрость. Это соответствует социальному делению аланов: хозяйственному (Бората владели богатствами земли), жреческому (Алагата) и военному (Ахсартаггата).

В основе сюжетов нартовских сказаний лежат подвиги главных героев во время похода или охоты, сватовство и месть за убийство отца. Также в преданиях описывается спор о превосходстве нартов друг над другом.

Заключение

Аланы, скифы, сарматы... История этих народов оказывает большое влияние на и осетин. С уверенностью можно говорить о том, что аланы повлияли на формирование осетинского народа. Именно поэтому осетинский язык отличается от других кавказских языков. И все же немногочисленные очерки об истории аланов не позволяют сделать выводы о происхождении народа.