Бунин

История полумесяц против креста. Различие крестов в православной вере

По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику. Особенно часто вопросы и недоумения возникают по поводу полумесяца (цаты), расположенного в нижней части креста. Какое значение несет в себе этот символ?

Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.

Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.

Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть. Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте - символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.

Кроме того, из глубокой древности - от Христа и первых веков христианства - к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19). Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл - избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.

На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу. Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» - в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.

Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечный, а четырехконечный. Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму - например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.

Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие - например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная.

Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма.

Тема урока: «Полумесяц против креста »

1. Политическая карта Балканского полуострова в XIV - начале XV в. Упадок Византии.

2. Возникновение Османской державы.

3. Византия в поисках союзников. Церковная уния.

4. Падение Константинополя. «Византия после Византии».

1. Политическая карта Балканского полуострова в XIV - начале XV в. Упадок Византии. Вспомните, какие завоеватели в ХI в. напали с востока на Византийскую империю, отвоевав у нее Малую Азию. Как отразились на судьбе Византии Крестовые походы? Византия возродилась как государство в 1261 году, но теперь она и не могла мечтать о своём былом могуществе. Империя Палеологов, управлявших Византией на протяжении последних двух столетий её существования, безвозвратно уступила гегемонию на Балканах Сербии и Болгарии.

Усиление соседних славянских государств ослабляли империю ромеев. Эпидемия чумы уничтожила в Византии треть населения, страна была ослаблена народными восстаниями, междоусобицами, борьбой за престол. В то же время на востоке усиливались турки-османы.

2. Возникновение Османской державы. В конце XIII в. в Малой Азии зародилось государство, заселённое турками. Первым его правителем был Осман. Именно поэтому народ этого государства получил наименование турок-османов. Впоследствии правитель Османского государства назывался султаном. Турки вели успешные войны против слабеющей Византии. Им удалось создать сильную конницу и артиллерию. С покорённых христиан, помимо подушной подати, османы собирали своего рода «живой налог». Здоровых и сильных мальчиков отнимали у родителей, распределяли по турецким семьям и воспитывали в духе ненависти к христианству, фанатичной преданности исламу и лично султану. Самые способные из них становились чиновниками, а остальные – янычарами (от турецких слов «ени чери» — новое войско); они составляли наиболее боеспособную часть османского войска. Такая практика позволяла османам постоянно увеличивать свои силы за счёт покорённых народов. В результате их войско обычно имело значительное численное преимущество (нередко в 2-3 раза). К концу XIV в. они покорили всю Болгарию, а в 1389 году разгромили Сербию на Косовом поле и присоединили к своим владениям.

Почему Османское государство, сначала маленькое и ограниченное в своих ресурсах, быстро усиливалось? Противоречия между его врагами. Очень хорошо продуманной организации армии и государства.

Что могла предпринять Европа для того, чтобы обезопасить себя от возможного турецкого вторжения? (Начать крестовый поход.) В 1396 году папа провозгласил крестовый поход на турок.

Крестовый поход потерпел неудачу. Рыцари были разгромлены в битве при Никополе. Однако турецкое продвижение на Запад было остановлено восточным завоевателем Тамерланом. Он в 1402 году разгромил турецкого султана Баязида I. Это заставило османов отложить свои завоевательные походы на 50 лет. В это время Византия пыталась найти соглашение с католическим миром.

3. Византия в поисках союзников. Церковная уния. Василевсы пытались добиться от Западной Европы более существенной помощи. Ради этого они даже готовы были согласиться на церковную унию (то есть объединение) с католиками. Унию приняли на соборе, проходившем в 1438-1439 годах в итальянских городах Феррара и Флоренция. Почти все разногласия были решены в пользу Рима, поэтому бо льшая часть православных в Византии и за её пределами не приняла унии. Вражда сторонников и противников унии ещё более ослабила Византию. А военная помощь Запада оказалась очень ограниченной. Очередное войско крестоносцев было разбито в 1444 году под Варной, после чего Византия осталась с Османской империей один на один.

Помогло или помешало Византии заключение унии? Уния, не обеспечив Византии реальной помощи Запада, в то же время расколола византийское общество и тем самым ослабила его возможность сопротивляться туркам.

Да и кто в Европе мог бы в тот момент прийти на помощь Византии? Папа римский? Но он почти не имел собственных войск и мог выступить лишь организатором. Короли Англии и Франции? Но оба государства были истощены Столетней войной. Германский император? Но, несмотря на громкий титул, его ресурсы были слишком ограничены, чтобы собрать необходимое войско. Пиренейские государи были заняты внутренними распрями и (в случае с Кастилией) борьбой с Гранадским эмиратом. Венецианцы и генуэзцы, располагавшие сильным флотом и деньгами, не хотели ссориться с султаном, рассчитывая вести в его владениях выгодную торговлю. Византия и не могла получить значительной помощи.

4. Падение Константинополя. «Византия после Византии». Султан Мехмед II Завоеватель, только вступив на престол, немедленно начал подготовку к завоеванию Константинополя. В апреле 1453 года огромное турецкое войско, насчитывавшее около 150 000 человек, начало осаду Константинополя. С моря город был блокирован сильным флотом. Константинополь считался неприступным, и на Западе, узнав об осаде, не торопились с помощью, рассчитывая, что город продержится много месяцев. Однако оскудевшая Византия в решающий момент не смогла собрать большого войска.

Осаждённые мужественно защищались, но их силы таяли. Султан постоянно бросал в бой свежие войска, а немногочисленные защитники не могли отдохнуть ни днём, ни ночью. 29 мая начался решающий штурм. Дважды осаждённые из последних сил отбивали атаки врага, но на третий раз турки всё же ворвались в город. Василевс Константин XI погиб с оружием в руках. К вечеру султан вступил в покорённый и уже разграбленный город. Отныне он мог считать себя не только султаном, но и наследником и правителем древней Римской империи. Константинополь, переименованный в Стамбул, вскоре стал столицей Османской империи. Многие защитники города и мирные жители погибли, ещё больше было продано в рабство. Собор Святой Софии стал мечетью. Полумесяц, символ ислама, возобладал над христианским крестом.

Падение Византии и отсутствие помощи Запада предрешили судьбу тех частей Балканского полуострова, которые ещё сохраняли независимость: не прошло и 15 лет, как все они попали под власть турок.

Падение тысячелетней Византийской империи произвело ошеломляющее впечатление на современников. Не случайно некоторые историки считают 1453 год концом эпохи Средневековья. С их точки зрения, Средневековье началось с падения Западной Римской империи, а закончилось падением Восточной Римской империи.

Давайте почитаем отрывки из воспоминаний современников.

У историков даже есть понятие: «Византия после Византии». Как вы думаете, что это значит? Многие греки должны были покинуть родину и переехать в другие христианские страны, причем как в православные, так и в католические, и что их деятельность на новых местах должна была сыграть немаловажную роль.

Многие греки поселились в Италии, внеся немалую лепту в расцвет итальянской культуры того времени. А другие перебрались в Россию, где их таланты обогатили русскую культуру.

После гибели Византии Россия осталась единственным крупным православным государством, наследницей Византии. Символическим воплощением этой преемственности стал брак русского государя Ивана III и племянницы последнего императора – Зои Палеолог (на Руси её называли Софьей). Герб Палеологов – двуглавый орёл – стал российским гербом.

Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история. 6 класс. История Средних веков. § 10

Слайд 2

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ

Из речи папы римского Урбана II на Клермонском соборе 1095 года

«Иерусалим есть пуп (центр) Земли!.. Реки там текут молоком и мёдом, это край плодороднейший – второй рай… Исторгните землю эту у нечестивого народа, покорите её себе<...> спасите братьев, проживающих на востоке!.. Кто здесь горестен и беден, там будет радостен и богат!.. Тому, кто положит свою жизнь в битве, будут отпущены все грехи!»

Есть ли в тексте фразы, которые говорят об освободительных целях крестоносцев?

О захватнических целях?

Слайд 3

  • КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ – ЭТО ОСВОБОЖДЕНИЕ ИЛИ ЗАВОЕВАНИЕ?
  • ВАША ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С АВТОРСКОЙ. ПОЖАЛУЙСТА, ВЫБЕРИТЕ В КЛАССЕ ТУ ФОРМУЛИРОВКУ, КОТОРАЯ ВАМ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНА!
  • Слайд 4

    ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ

    Необходимый уровень. Подпиши названия цивилизаций под их символами. Укажи (номерами) принадлежность достижения.

    1. _____________________

    2._____________________

    Слайд 5

    • Необходимый уровень.С помощью стрелок соедини понятия с их определениями.
    • Повышенный уровень. Впиши в первую колонку недостающее понятие.
  • Слайд 6

    ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

    1. «Освободить Гроб Господень!»

    2. Крест против полумесяца!

    3. Финал Крестовых походов

    Слайд 7

    «ОСВОБОДИТЬ ГРОБ ГОСПОДЕНЬ!»

    Повышенный уровень. Используя карту и текст учебника, заполни таблицу «Крестовые походы».

    Слайд 8

    Необходимый уровень. Какие причины, на твой взгляд, побуждали европейцев идти в Крестовые походы?

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    Слайд 9

    КРЕСТ ПРОТИВ ПОЛУМЕСЯЦА!

    Повышенный уровень. Проанализируй высказывания крестоносцев и арабов (с.128), объясни, чем они могли быть вызваны.

    • Рыцарь-тамплиер (слева) и рыцарь-госпитальер (справа)
    • Войско Саладина
  • Слайд 10

    • Как ты думаешь, почему первым крестоносцам удалось достичь своих целей?
    • На твой взгляд, какие христианские заповеди нарушали сами крестоносцы?
  • Слайд 11

    ФИНАЛ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ

    Максимальный уровень. Какие причины, на твой взгляд, не позволили крестоносцам удержать за собой Святую землю?

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    Слайд 12

    Сравни результаты Первого и Четвёртого крестовых походов.

    Дорогами христианства Кернс Эрл Е

    1. Крест против полумесяца (1095–1291)

    1. Крест против полумесяца (1095–1291)

    Христианство вело крестовые походы против мавров в Испании и мусульман в Сицилии незадолго до начала крестовых походов в Святую Землю. Западные крестовые походы ставили целью изгнать мусульман с территории, захваченной ими в Западной Европе. Крестовые походы в Палестину - восточная и самая большая составляющая в движении крестоносцев против мусульман - имели целью вновь взять власть над Палестиной и освободить ее от жестокого владычества мусульманских турок-сельджуков. Все движение можно охарактеризовать как священную войну духовных сил западной части христианства против врагов креста. Уже в 1074 году Григорий VII призвал к крестовому походу против мусульман в Палестине, которые угрожали Византийской империи и расправлялись с паломниками, однако борьба с Генрихом IV против светской инвеституры не дала Григорию возможности положить начало крестовым походам.

    1.1. Причины крестовых походов

    Следует постоянно помнить, что, хотя крестовые походы и преследовали экономический или политический интерес, самое главное побуждение к ним было религиозное. Турки-сельджуки, которые сменили арабов, были еще более фанатичными и жестокими, и европейские паломники подвергались преследованиям, когда приходили в Палестину. Более того, Алексей, император Константинопольский, просил западноевропейских христиан о помощи против мусульманских захватчиков из Азии, которые угрожали безопасности империи. Религиозная мотивация придала крестовым походам характер массового паломничества в Палестину. Движение людей можно было сравнить по своим масштабам лишь с вторжением варваров в Римскую империю незадолго до ее падения. Предполагается, что только с I Крестовым походом связано примерно миллион человек. Движение было еще попыткой разрешить проблему власти на Ближнем Востоке, проблему, которая и до настоящего времени продолжает беспокоить Европу.

    Экономические соображения побудили многих стать крестоносцами. Голод был обычным явлением в Западной Европе в век, предшествовавший крестовым походам. Венецианцы хотели улучшить торговлю с Ближним Востоком. Норманны, что совершенно очевидно, были заинтересованы не только в спасении священных мест от мусульман, но и в грабежах, и в основании феодальных поместий.

    Тяга к военным приключениям, которые были освящены Римской церковью, также охватила большую часть феодальной знати и рыцарей и объединила их в армии крестоносцев, а некоторые взяли крест, чтобы избежать семейных неурядиц или наказания за преступление.

    1.2. Крестовые походы

    Прямой причиной I Крестового похода была проповедь выступления против мусульман Урбаном II на соборе в Клермонте в ноябре 1095 года. Он призывал к крестовому походу в ответ на призыв Алексея о помощи, но в сознании Урбана над помощью Византийской империи возобладала более величественная цель - избавление священных мест от мусульманского владычества. Присутствовавшие на соборе, в основном французы, ответили с энтузиазмом «Deus vult» («Бог этого хочет») на предложение Урбана, который также был французом.

    Энтузиазм был насколько велик, что массы крестьян, вдохновленные проповедями Петра Пустынника и Вальтера Голяка, начали в 1096 году передвигаться через Германию, Венгрию и Балканы к Палестине. Люди были неорганизованны и недисциплинированны, и император Константинопольский попустил оставшимся в живых пересечь проливы и войти в Малую Азию, где они были либо уничтожены турками, либо взяты в плен и проданы в рабство.

    Этот хаотический поход мирян из французских христиан был только прелюдией к координированным усилиям I Крестового похода, организованного знатью Франции, Бельгии и норманнской Италии. Национальные армии и их полководцы прибыли в Константинополь к весне 1097 года. После недолгой осады крестоносцы заняли Никею, а к осени уже продвинулись до Антиохии, которую захватили весной 1098 года. В конечном итоге в июне 1099 года они захватили Иерусалим. Это крестоносцы, которые когда-то были феодальными сеньорами в Европе, поддались искушению устроить феодальные поместья в захваченных районах. К этому же периоду относится строительство замков на Ближнем Востоке. Иерусалим и окружавшие его территории в конце концов были объединены в Иерусалимское королевство при Годфриде Бульонском, который явился моральным руководителем крестового похода. Так были достигнуты цели I Крестового похода. Давление на Константинополь со стороны мусульман ослабилось. Иерусалим снова был в руках христианских правителей. Были образованы ордена рыцарей - тамплиеров и госпитальеров для защиты паломников и помощи им, а также для борьбы с мусульманами.

    Крестовые походы

    Поводом ко II Крестовому походу была мусульманская угроза северо-восточной части Иерусалимского королевства, после того как мусульмане захватили феодальные поместья в Эдессе - восточный форпост крестоносцев. В 1146 году основоположник мистического направления в богословии Бернард Клервосский призвал ко II Крестовому походу. Король Франции и император Священной Римской империи возглавили поход, но не достигли успеха. За этим поражением в 1187 году последовал захват Иерусалима Саладином, предводителем мусульман.

    III Крестовый поход (1189–1192), известный как Королевский, возглавили Филипп Август из Франции, Ричард Львиное Сердце из Англии и император Фридрих. По пути в Палестину Фридрих случайно утонул, а Филипп Август после ссоры с Ричардом повернул домой. Ричард продолжал борьбу. Хотя ему не удалось вновь захватить Иерусалим, он заставил Саладина открыть доступ паломникам в Иерусалим. Вынужденный довольствоваться этим, Ричард вернулся в Англию.

    Иннокентий III, который хотел искупить поражение III Крестового похода, горячо призывал к новому, четвертому походу для захвата Египта как плацдарма для действий против Палестины. Важным результатом этого крестового похода было то, что Греческая Церковь и Византийская империя снова стали подчиняться папе римскому с 1204 до 1261 года после полутора веков религиозного отделения. Этот крестовый поход ослабил Византийскую империю и углубил взаимную ненависть между латинскими и греческими христианами (см. гл. 21).

    Фридриху II, предводителю VI Крестового похода, удалось достичь договоренности, по которой Иерусалим, Вифлеем и Назарет, а также путь от них к морю становились территорией, подчиненной христианам. Однако мусульмане оставили за собой мечеть Омара. Снова Иерусалим стал подчиняться христианскому правителю, однако, несмотря на несколько последующих крестовых походов, территории, захваченные крестоносцами, перешли в руки сарцинов, которые захватили Палестину после турок-сельджуков.

    Детский крестовый поход 1212 года был самым печальным событием в истории крестовых походов. Дети Франции и Германии под руководством двух мальчиков, еще не достигших юношеского возраста, по имени Стефан и Николай прошли через Южную Европу в Италию, предполагая, что праведность их жизни принесет удачу, которой не удалось достичь их более грешным родителям. По пути многие нашли смерть, тогда как оставшиеся в живых были проданы в рабство в Египте. Эпоха крестовых походов закончилась захватом Акры мусульманами в 1291 году.

    1.3. Результаты крестовых походов

    Крестовые походы имели важное политическое и социальное значение для Западной Европы. Феодализм был ослаблен тем, что большая часть рыцарей и дворян, участвовавших в походах, не вернулась домой, и тем, что многие продавали свои земли крестьянам или процветавшему среднему классу горожан, чтобы получить деньги для походов. Города, управлявшиеся феодальными сеньорами, часто могли выкупать хартии, дававшие им право самоуправления. Короли могли централизовать власть, опираясь на средний класс, который благоприятно относился к появлению сильного единого национального государства под управлением монарха, что давало безопасность для их занятий.

    Что касается религиозного значения, то папство упрочило свой престиж, однако соперничавшие с папством усилия наций по ведению крестовых походов привели к возбуждению национального чувства, которое в конечном счете ослабило папскую власть. Создание Латинской империи в Константинополе углубило религиозные противоречия между Западом и Востоком, ослабило Византийскую империю и привело к ее падению в 1453 году. Возникновение военных орденов дало папе новые отряды покорных ему монахов.

    Вместо того чтобы захватить мусульман силой, стало использоваться убеждение. Реймонд Лулл (ок. 1235–1315) - выходец из известного семейства с острова Минорка, изучил арабский язык и арабскую культуру от раба, которого он купил специально для этой цели. Чтобы будущие благовестники среди мусульман могли изучить арабский язык, литературу, культуру, он основал в 1276 году школу в Миромире на юго-востоке Испании и сочинял труды по апологетической аргументации для обращения мусульман. Он принял мученическую смерть в Северной Африке.

    Не менее важны были в экономические результаты. Итальянские города, во главе которых стояла Венеция, начали торговлю с Ближним Востоком, как только это стало возможным после успеха I Крестового похода. Торговля предметами роскоши Ближнего Востока - шелком, пряностями, благовониями - заложила экономические основы для покровительства деятелям искусства в эпоху Возрождения в Италии. Люди, возвратившиеся из крестовых походов, хотели иметь возможности купить все те предметы роскоши, которые они видели на Ближнем Востоке.

    Хотя крестовым походам не удалось в конечном итоге освободить Иерусалим от мусульманского владычества, они принесли много пользы Западной Европы и помогли ей избавиться от культурного провинциализма. Арабская философия, наука, литература распространились в Западной Европе и изучались схоластами, которые пытались синтезировать эти знания с христианским Откровением.

    Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

    Глава 1095: Глаза пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спали, но не спало сердце его. 1428 (3570). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, рассказывавший о ночи вознесения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, из мечети Каабы, сказал: «(Однажды,

    Из книги Заговоры: Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул автора Познанский Н Ф

    Глава 1291: Браки с девственницами. 1746 (5077). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) я спросила (пророка, да благословит его Аллах и приветствует): “О посланник Аллаха, скажи мне, если бы ты остановился в долине, где есть и уже объеденные, и

    Из книги Том 1. Аскетические опыты. Часть I автора Брянчанинов Святитель Игнатий

    1095 M?lusine, VI, 110.

    Из книги Моя жизнь во Христе. Том 2 автора Кронштадтский Иоанн

    Крест свой и Крест Христов Господь сказал ученикам Своим: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет .Что значит крест свой? Почему этот крест свой, то есть отдельный каждого человека, вместе называется и Крестом Христовым?Крест

    Из книги Европа и ислам: История непонимания автора Кардини Франко

    Запись 1095 Словесное существо! помни, что ты имеешь начало от слова Всетворца и в соединении (чрез веру) с зиждительным Словом, посредством веры, сам можешь быть зиждителем вещественным и духовным. Веруй, что при вере твоей в зиждительное Слово Отчее и твое слово не

    Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

    Запись 1291 Тот грех, на который ты не соизволяешь, не вменяется тебе; напр., невольное преткновение на молитве, помыслы скверные и хульные, непроизвольная злоба, с которою мы усердно боремся, скупость, которой мы отвращаемся - это все нападения злого духа. Наше дело терпеть,

    Из книги Философия культа автора Флоренский Павел Александрович

    Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

    Как понимать слова, что «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей тьмы века сего»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряУже в самом начале бытия мира, когда древний искуситель нашел вход в сердца наших прародителей, и

    Из книги Религия Креста и религия полумесяца: Христианство и Ислам автора Максимов Юрий Валерьевич

    1095 См. раздел «III. Органопроекция», ч. 2, называемую «Воплощение формы (действие и орудие)», книги Флоренского «У водоразделов мысли» (Священник Павел Флоренский. Соч.: В 4 т. Т. 3 (1). М., 1999.C. 402-421.Флоренскому была известна книга: Карр Ernst. Grundlinien einer Philosophie der Technik. Braunschweig,

    Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

    Преподобный Агапит Печерский, Безмездный Врач (+ 1095) Память его празднуется 1 июня в день преставления, 28 сент, вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-ПечерскихПрп.

    Из книги Крест Гитлера автора Люцер Эрвин

    ЧАСТЬ III От религии полумесяца к религии Креста Переходы из ислама в Христианство в IX–X веках по свидетельству арабских хроник Бытует мнение, согласно которому ислам считается «необращаемой» религией, однако оно верно лишь отчасти. Менее распространенное мнение о

    Из книги Молитвослов на русском языке автора

    2. Я вооружу Египтян против Египтян; и будут сражаться брат против брата и друг против друга, город с городом, царство с царством. По воле Господа, в Египте начнется междоусобная война. И действительно, уже при жизни Исаии нижний Египет распался на несколько царств,

    Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

    КРЕСТ ПРОТИВ МИРА Гитлер стал диктатором страны, которая была христианской (по крайней мере, номинально). Перед ним стояла задача: как лишить миллионы людей их веры в Бога и Христа. От христианства не отказывались полностью, однако оно было заменено «позитивным

    Из книги автора

    Преподобный Агапит Печерский (+1095) Агапит Печерский (Безмездник) (? – 1 июня 1095) – инок Киево-Печерского монастыря, врач безмездный.Святой Русской православной церкви, почитается в лике преподобных, память совершается (по юлианскому календарю) 1 июня и 28 сентября (Собор

    Из книги автора

    1095. Еще к делу о защите перевода LXX Милость Божия буди с вами! Просмотрел - писанное преосвященным Агафангелом, и сделал свои заметки, которые пойдут по тяжелой - с приложением и брошюрок моей статьи. Одну мысль забыл отметить: пророчества яснее. Но они вообще ясны и у 70-ти.

    Из книги автора

    1291. При посылке книг. О чем говорит боль и проч. Милость Божия буди с вами! Благодарствую за благожелания. Даруй Господи вам поговеть получше-получше. Головную боль терпите благодушно. Она означает, что есть Любящий вас, который напоминает вам о Себе! Черничке

    Христианская символика - богатая пища для размышлений и домыслов и в наше время. Немногие христиане, на самом деле, с полной уверенностью могут сказать, что означает тот или иной символ. Так обстоят обстоятельства и с изображением полумесяца на православном кресте.

    Что означает полумесяц на православном кресте

    Символика луны, а если быть точнее, - полумесяца непростая, с ней связано появление многих легенд и сказаний. Конечно, обладая знаниями о лунной символике, может возникнуть замешательство - что означает полумесяц на кресте православных христиан.

    Полумесяц на кресте – символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника

    Дело в том, что изучая христианский крест подетально, современные ученые пришли к выводу, что, скорее всего, на кресте изображен не полумесяц, а таким образом был передан знак якоря, как символа твердой, непоколебимой веры.

    Подтверждение этой мысли можно встретить в Священном Писании, в Послании к Евреям, где о христианской надежде говорится как о крепком якоре в мире, где бушуют страсти.

    Немного истории

    Обращаясь к истории, стоит вспомнить, что в Византии символика полумесяца была связана исключительно только с властью царя и имела скорее политические корни, нежели духовные.

    Известно, что многим позже мусульманами был заимствован полумесяц, к которому был прибавлен знак звезды, ставшие символами мусульманской веры.

    Значение полумесяца на кресте

    В христианской традиции существуют и иные трактовки полумесяца на кресте, некоторые из них не имеют ни научного, ни исторического обоснования, что не лишает их права на существование.

    Среди таких обозначений можно выделить следующие:

    • колыбель младенца Иисуса;
    • чаша для евхаристии;
    • крестильная купель.

    Неправдивое значение

    Среди множества трактовок полумесяца существует ложная, крайне не толерантная версия, гласящая, что наличие полумесяца на кресте свидетельствует о привилегированном положении христианства над мусульманством.

    Полумесяц как символ в православной вере появился задолго до распространения ислама

    Такое неправдивое значение не только вносит разлад среди людей, исповедующих разные веры, но и противоречит христианским убеждениям в целом.

    Различие крестов в православной вере

    Разновидностей крестов в христианстве довольно много.

    Общепринятым считается отличие католического и православного крестов, первый из которых имеет четырехконечное изображение, у второго чаще их восемь.

    Среди основных отличий православного креста можно выделить такие:

    • 3 поперечные линии;
    • концы креста оформлены в полукруг;
    • наличие полумесяца вместо самой нижней линии;
    • ноги Христа распяты 2 гвоздями.

    Полумесяц в основании православного креста

    По одной из версий полумесяц у основания православного креста символизирует корабль, управляемый Иисусом Христом. И сам крест является в таком случае парусом.

    Аллегорически значение данного символа становится таким: Церковь Христова под парусом веры плывет в царствие божие.

    Внимание! У этой версии есть и еще одно подтверждение - некоторые церкви по типу застройки архитектурно напоминают фрегат.

    Что значит полумесяц в основании креста на куполах

    Взятое из Византии значение полумесяца как символа царской власти перешло из политики и область религии.

    Дмитриевский собор во Владимире имеет полумесяц в основании креста

    Для верующего человека во все времена Царем являлся Бог. По этой причине храмы приобрели особый вид куполов с полумесяцем в основании, что служило как бы напоминанием людям о том, кто является Царем этого дома. Позже этот знак стали использовать в убранстве икон Богородицы, Николая Чудотворца и Святой Троицы.

    Крест с четырьмя окончаниями и полумесяцем внизу, концы которого приподняты кверху, принадлежит древним видам христианского креста. По одной из версий, в то время элементы языческой веры еще оставались в сознании народа и потому этот элемент, равно как и славянская свастика (коловрат) часто присутствовали в элементах креста.

    Важно! Современная трактовка духовников отрицает данные факты и ссылается на то, что крест с полукружием в основании символизирует якорь веры, что соответствует представлениям о церкви, как о корабле.

    Происхождение полумесяца

    Полумесяц, равно как и солнце - древние астрономические символы, довольно глубоко связанные с первыми религиозными воззрениями.

    Для многих людей изображение полумесяца связано исключительно с мусульманской религией.

    На самом деле, все эти символы (и сам крест, и полумесяц) существовали задолго до появления основных религиозных систем. В язычестве, предшествующем славянству, знак креста символизировал почитаемое особо солнце, иносказательно это значение перешло в христианство, где крест называют «солнце истины», отождествляя, тем не менее, с данным символом главным образом спасение. Соответственно, полумесяц в таком случае приобретает значение, связанное с победой света (солнце) над тьмой (луна).

    Следовательно, можно говорить о сакральных парных символах, раскрывающих свои значения только находясь в одном предмете.

    Что означает полумесяц на куполах многих храмов в основании креста?