Чехов

Образование славянских государств название государства. Образование славянских государств. Как возникали государства у славян: предположения о варягах

15 января 2015

Славянские народы пришли на территорию Причерноморья еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Очень быстро они заселили обширные земли. Откуда они появились, кем были наши предки? Когда появились первые славянские государства? Разберемся в этих вопросах.

Предыстория

После того как в первом тысячелетии до нашей эры славянские народности поселились на своих же территориях и начали формировать государства, о них было известно немного. Историки и ученые-исследователи, основываясь на множестве доказательств, считают, что наши предки освоили достаточно большие земли, включающие Балканы и Восточную Европу.

Официальной информацией о племенах, преобразованных в первые славянские государства, считаются записи от седьмого века после рождества Христова. Об этих масштабных формированиях вспомнили в связи с тем, что на близлежащих территориях появились другие народы, пытавшиеся их вытеснить.

Образование славянских государств: таблица теорий возникновения

Хотя многие ученые разрабатывали данный вопрос, их мнения по большому счету схожи. Существует всего три теории, которые описывают, как возникли первые восточно-славянские государства. Рассмотрим их подробнее, а также узнаем, кто наиболее активно поддерживал и развивал указанные доктрины:

Видео по теме


Само

Познакомимся с наиболее типовой доктриной. Целых 80% современных историков согласны в том, что образование славянских государств началось с державы Само. Она была большим союзом нескольких племен. Создали для того, чтобы можно было совместно защищаться от всевозможных врагов, которые претендовали на плодородные земли. У союза была и другая функция, менее безобидная. Племена, которые назывались Державой Само, планировали общие налеты на разрозненные поселения.

В ее составе оказались племена, что жили на территории современных:

  • словаков,

    хорватов.

Центром этого объединения был город под названием Вышеград. Он стоял на речке Мораве. Название же свое это протогосударство получило от имени вождя. Само сумел объединить под своим командованием некогда разрозненные племена.

Вождь правил тридцать лет, с 623 года начиная и до 658. Он успел добиться огромных результатов. Соединить в одно государство совсем разные племена. Но оказалось, что вся держава Само была связана только харизмой самого вождя. В тот момент, когда лидер умер, и оно перестало существовать.

Болгарское царство

Образование славянских государств - это достаточно долгий процесс. В нем были остановки, промежутки, возвращения к изначальному состоянию. После того как Держава Само распалась в 658 году, настало затяжное затишье. Оно было прервано в 681, когда впервые упоминается о Болгарском царстве.

Как и прежнее образование, оно представляло собой некий союз, в котором объединились воинствующие племена. Такой альянс был выгоден им для захвата новых территорий. В Болгарском царстве состояли племена славян и тюрков. От подобного симбиоза уже в десятом веке возникает народность болгар.

На 8-9 века выпадает наивысшее развитие Царства. Тогда же славяне становятся доминирующим этносом на этих территориях. Развивается культура, литература, архитектура. Болгарское царство ведет активные военные действия против Византии.

Возникновение славянских государств для нее было очень невыгодным. Византийская империя процветала и продвигала свои владения вглубь материка, но внезапно наткнулась на жесткое сопротивление.

В период расцвета Царства его правителем был Симеон. Ему удалось отвоевать территории до Черного моря и создать столицу в Преславе.

После того как царя не стало, подданные начали вести битвы внутри государства. Каждый хотел захватить для своего племени территорию получше и побольше.

В 1014 году настал конец Болгарскому царству. Ослабленное от внутренних сражений, его без труда завоевало войско византийского императора. Василий Второй, одержав победу, ослепил 15 000 воинов. В 1021 году была захвачена столица Болгарского царства Срем. Тогда же государства не стало.

Моравия

Следующей во временных рамках, в которых происходило образование славянских государств, была Великая Моравия. Держава возникла как попытка защитится от вражеских нападок германских племен в девятом веке. В то же время начала происходить насильственная феодализация в Европе. Многие мелкие земледельцы старались убежать в Моравию и вместе с местным населением организовать достойное сопротивление рыцарской знати. Разрозненные некогда племена вступили в союз.

Во время Святополка в состав государства входили: Паннония, Чехия, Словакия и Малая Польша. Как у предыдущих славянских держав, у Моравии не было центрального управления. Большинство входивших в союз территорий оставались при своем вожде или царе. Столицей стал город Велеград.

В 863 году в Моравию прибыли первые христиане вместе с Кириллом и Мефодием. Они оказали сильнейшее влияние на формирование письменности в этом государстве и на все славянские объединения.

Моравия процветала при жизни и правлении Святополка. Когда владыка умер, с ним пришел конец и государству. Эта черта присуща всем древним образованиям славян. На бывшие моравские территории напали мадьяры, а после них - кочевники. Словакия отделилась к Венгрии, а Чехия начала независимое существование.

Киевская Русь

Образование славянских государств проходило в несколько периодов. Киевская Русь была самым могущественным из дохристианских стран. В ее состав входили восточные славяне. Они объединились в отдельное государство в 8-9 веке. Центр Киевской Руси находился в городе Киев. Детальная история создания державы была описана летописцем Нестором в «Повести временных лет».

Страна пережила приход христианства, распад Византийской империи, набеги кочевых народов, в числе которых были монголы во главе с Чингисханом. В 1054 году в ее составе были все племена восточных славян. Киевская Русь распалась в 1132 году.

Образование славянских государств: таблица расселения славян

Согласно занятым ими территориям, славян делили на западных, восточных и южных. Из них позже были сформированы отдельные этносы, со своим языком, культурой, традициями. Славянские государства возникли как объединение небольших племен, которые в итоге разделились на:

Как видим, славянские народы более тысячи лет шли к тому, чтобы образовать свои собственные, назависимые государства. Этот путь был тернист, множество раз мог прерваться, тем не менее этого не произошло. Сейчас наши предки могли бы нами гордится, поскольку современные державы наконец-то добились самостоятельности и признания со стороны соседей.

1. Восточные славяне. Образование древнерусского

государства.

Норманнская и антинорманнская теория.

Происхождение славян.

Исконная область древних этнических славян, получившая наименование "прародины" славянских племен, определяется до сих пор учеными неоднозначно.

Летописец Нестор в "Повести временных лет" указал на Нижний Дунай и Венгрию как на изначальную территорию славянского расселения. Это мнение разделяли такие историки как С.М.Соловьев и В.О.Ключевский.

Согласно другой средневековой теории предки славян вышли из Передней Азии и осели вдоль Черноморского побережья под именами "скифы", "сарматы", "роксоланы". Отсюда они постепенно расселились на запад и юго-запад.

Среди других теорий известны азиатская, прибалтийская и др.

Современная отечественная историческая наука считает, что предки славян выделились из древнего индоевропейского единства, населявшего большую часть Евразии, не ранее середины II тыс. до нашей эры. Они изначально были расселены от Прибалтики до Карпат.

В истории славян, как и др. народов Европы, большую роль сыграло нашествие Гуннов, которое вызвало массовую миграцию.

Соседи Восточных славян.

Соседями восточных славян были иранцы,финские, балтийские племена.

Образ жизни и верования Восточных славян.

Основу экономики восточных славян составляло земледелие в сочетании со скотоводством и различными промыслами. Активно использовались железные орудия, В торговле с развитыми странами Востока и Византией особую роль играл экспорт пушнины.

Они жили оседло, выбирая для поселений труднодоступные места или возводя вокруг них оборонительныен сооружения. Основной тип жилища - полуземлянка с двух или трехскатной крышей.

Прародителем богов считался бог неба Сварог. Покланялись так же таким Богам как Мокошь, Хорс, Даждь.

Были развиты культы русалок, водяных, славяне считали воду стихией, из которой образовался мир. Поклонялись также духам деревьев. Для освобождения души от тела совершалось трупосожжение. Поклонялись идолам, носили обереги.

Предпосылки образования государства.

В начале I тыс. славяне жили родовыми общинами. Каждая община представляла несколько семей, связанных кровным родством. Хозяйство в ней велось коллективно: продукты и орудия находились в общей собственности. Однако уже в то время родовой строй начал изживать себя. У славян выделились вожди с наследственной властью.

К IX веку родовые отношения у славян находились в стадии разложения. На место родовой общины приходит соседская /территориальная/ община. Связи между общинниками были в ней не кровными, а хозяйственными.

Возникновение имущественного неравенства, сосредоточение власти в руках родовых и племенных вождей,

озникновение имущественного неравенства, сосредоточение власти и богатства в руках родовых и племенных вождей,

Возникновение имущественного неравенства, сосредоточение власти и богатства в руках родовых и племенных вождей-все это создавало предпосылки для появления государственной власти.

Первые шаги к развитию начал государственности относятся у славян к VI в.

Центрами образования Древнерусского государства стали Киев и Новгород.

В 882 г. преемник Рюрика Олег совершает поход на Киев и захватывает его. Произошло объединение киевских и новгородских земель в одно государство со столицей в Киеве.

НОРМАНСКАЯ И АНТИНОРМАНСКАЯ

Впервые "норманскую теорию" высказали немецкие ученые сер. XVIII в. Миллер, Шлецер и Байер.

Суть их теории: летописная легенда о призвании варягов свидетельствует, что до прихода варягов восточные славяне находились в абсолютно варварском состоянии, государственность и культура были им принесены варягами-скандинавами.

Хотя еще М.В.Ломоносов убедительно продемонстрировал научную несостоятельность норманской теории, она неоднократно реанимировалась противниками России для обоснования утверждения о том, что славяне якобы неспособны к самостоятельному историческому развитию - им необходимо иноземное руководство. В частности, эту теорию активно пропагандировали в нацистской Германии.

Варяги сыграли роль эпизодическую, хотя, как распорядилась история, и важную в деле создания ЕДИНОГО Древнерусского государства, но саму государственность они славянам не принесли.

Так же существует вторая версия:
Рюрик не был норманом, он был родственниом одного из иевсих бояр, которй и пригласил его на княжение.

862 г. - начало княжения Рюрика в Новгороде
882 г. - объединение Руси под властью князя Олега

2.Золотая орда и Русь: особенности взаимоотношений. Последствия для исторического развития.

В начале XIII века монгольские племена, объединенные властью Чингисхана, начали завоевательные походы, целью которых было создание огромной сверхдержавы.

Золотая орда была одним из крупнейших государств средневековья. Ее военная мощь в течение долгого времени не имели равных.

Начало политической истории Золотой Орды относится к 1243 году, когда Батый возвратился из похода в Европу. В этом же году великий князь Ярослав первым из русских правителей прибыл в ставку монгольского хана за ярлыком на княжение.

Этноним "монголы" является самоназванием объединенных Чингисханом племен, однако повсюду, где появлялись монгольские войска, их называли татарами. Это было связано исключительно с китайской летописной традицией, с XII века упорно именовавшей всех монголов "татарами", что соответствовало европейскому понятию "варвары".

Одно из стереотипных представлений о Золотой Орде состоит в том, что это государство было чисто кочевническим и почти не имело городов. Уже приемники Чингисхана отчетливо поняли, что "нельзя управлять Поднебесной, сидя на коне". В Золотой Орде было создано более сотни городов, выполнявших функции административно-налоговых и торгово-ремесленных центров. Столица государства - город Сарай - насчитывала 75 тыс. жителей.

В начальном периоде Золотой Орды культура развивалась во многом за счет потреблений достижений завоеванных народов.

Строительство городов сопровождалось развитием архитектуры и домостроительной техники.

Взаимоотношения между Русью и Ордой

В 1237-1240 годах разобщенные в военно-политическом отношении Русские земли, подверглись разгрому и разорению войсками Батыя. Удары монголов по Рязани, Владимиру, Ростову, Суздалю, Галичу, Твери, Киеву оставили в сознании русских людей впечатление шока.

Более двух третей всех поселений было уничтожено.

Завоеватели в течение первого десятка лет после нашествия не брали дани, занимаясь только грабежами и разрушениями. Когда начался сбор систематизированной дани отношения Руси с Ордой приняли предсказуемые и устойчивые формы - рождается явление, получившее название "монгольского ига". При этом, однако, практика периодических карательных походов не прекращалась до XIV века.

Многие русские князья подверглись террору и запугиванию с целью не допустить с их стороны антиордынских выступлений.

Русско-ордынские отношения были непростыми, но сводить их только к тотальному давлению на Русь было бы заблуждением.

Возникновению термина "иго" мы обязаны Н.М.Карамзину.

В Золотой Орде в середине XIV века насчитывалось 110 городов, а на северо-восточной Руси было 50 городов. Вне всякого сомнения значительная часть городов золотордынских была построена на русское серебро и руками пленных мастеров.

Специфику составляло и то, что угнетение не было прямым: угнетатель жил вдалеке, а не среди покоренного народа. По мере ослабления Орды угнетение теряло остроту.

В середине XIII века Русь подверглась двойной агрессии - с Востока и Запада. Цель крестоносцев - разгром православия - затрагивала жизненные интересы славян, монголы же были веротерпимы, духовной культуре русских они всерьез угрожать не могли.

Александр Невский, заручившись дипломатической поддержкой монголов и страхуя свои тылы, подавил все попытки немцев и шведов проникнуть в земли Руси.

Зависимость от Орды сочеталась с неоднозначным развитием политических и дипломатических отношений. Особую роль играла русская православная церковь. Уже при первой податной переписи, проведенной монголами на Руси в 1246 году, церковь и духовенство были исключены из нее и оставлены в покое.

Перелом произошел в 1380 году, когда на Куликовом поле московское войско, выступило против ордынского темника Мамая. Русь окрепла, Орда стала терять былую мощь.Политика Александра Невского естественным образом превратилась в политику Дмитрия Донского.

Ордынское иго оказало мощное воздействие на ход русской истории. Потеря государственной независимости и выплата дани были нелегким моральным трудом для русского народа. Но борьба против этих явлений ускорила процесс централизации Русского государства, заложила основы для создания российской государственности.

Киевская Русь

Славянские племена мигрировали в бассейн Днепра в V веке н.э., здесь они разделились на две ветви: южную , племена которой ушли на Балканский полуостров, и восточную .

На рубеже VIII – IX веков у восточных славян идет процесс формирования древнерусской народности. В результате объединения их племен на территории от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев северной Двины на севере возникла Киевская Русь . О её истории мы узнаем из древнерусских летописей, в частности из "Повести временных лет" , в которой летописец подробно рассказывает о славянских племенах, местах их обитания, первых правителях, дает свою интерпретацию происхождения термина Русь. По мнению, Нестора, само слово "русь" имеет скандинавские корни и тесно связано с приходом в Древнерусское государство варяжских князей и их племени. Концепция средневекового летописца в XVIII веке была поддержана Г.-Ф. Миллером, В.Н. Татищевым и отвергнута М.В. Ломоносовым , который связывает термин "Русь" с названием реки Рось, являвшейся южной границей первоначального расселения славянских племен, и с этнонимом роксоланы. О.Н. Трубачев полагает, что в основе этих онимов лежит индоевропейский корень, значение которого определяется как «светлый». Северное Причерноморье традиционно называли «белой, светлой стороной». Обе концепции имели и до сих пор имеют своих сторонников и противников. Первую из них отстаивают М.П. Погодин, Ю. Венелин, С.М. Соловьев, А.В. Муравьев, Д.А. Мачинский и др.; вторую разделяют и развивают Д.И. Иловийский, А.Н. Носов, О.Н. Трубачев .

Карта 8. Киевская Русь в IX веке.

Киевская Русь являлась одним из крупнейших государств в Европе. История его проходит несколько этапов . До 882 года происходит объединение под единой властью племён полян, северян, древлян, дреговичей, полочан и словен . Завершается этот этап слиянием Киева и Новгорода. Это событие летопись связала с именем Олега и его походом из Новгорода в Киев. После захвата Олегом власти в Киеве начинается новый этап развития Древнерусского государства – расцвет раннефеодальной монархии. В 981 году к Киевской Руси были присоединены восточнославянские земли до реки Сан; в 992 году в её состав вошли земли хорватов, лежавшие по обоим склонам Карпатских гор; в 989 году русские дружинники ходили на ятвягов, и русское население, заселявшее край вплоть до границ владений пруссов, положило начало Черной Руси . В 981 году к Древнерусскому государству присоединилась земля вятичей, хотя здесь еще долгое время сохранялись следы былой ее независимости; спустя три года власть Киева распространилась на радимичей. К 1054 году Киевская Русь охватила почти все восточнославянские племена, а Киев стали называть «мати городомъ русьскымь ». Во второй половине XI века проявляется тенденция к распаду Киевской Руси, однако в первой половине XI века вновь происходит усиление феодальной монархии, так как в связи с натиском половцев князья стремились объединить свои силы. Киевская Русь на какое-то время вновь становится более или менее единым государством, но развитие феодальных центров, возросшая роль бояр усиливали стремление его отдельных частей к самостоятельности. В 1132 году Киевская Русь распалась, начался период феодальной раздробленности.
До нашего времени дошло мало свидетельств о жизни восточных славян в дохристианский период. Наиболее распространенным материалом, из которого изготавливались предметы быта, изображения богов и богинь, жилые и хозяйственные постройки, было дерево – очень податливый и удобный для обработки, прочный, но в то же время легко уничтожаемый огнем и сыростью материал. О скульптуре дохристианской Руси можно судить лишь по их небольшим фрагментам и обломкам, найденным при раскопках в Новгороде, Пскове, Старой Руссе и в других местах. До 80-х годов XX века был известен всего один целый памятник древнерусской каменной скульптуры - Збручский идол. Памятник Х века, он был найден в 1848 году в реке Збруч (приток Днестра) у села Гусятин. После принятия христианства он, подобно идолу Перуна в Киеве, был, вероятно, сброшен в воду. Идол с реки Збруч представляет собой высокий (2,67 м) четырехгранный столб с тремя ярусами рельефов. В нижнем ярусе изображены подземные божества, которые держат на себе землю и людей (средний ярус), в верхнем – боги с их главными атрибутами – мечом и конем. Такое разделение изображений символизирует представление славян о строении вселенной. В верхней части идола одной княжеской шапкой увенчаны четыре бога, изображенных в рост. На главной лицевой стороне – богиня плодородия. Около идола располагался жертвенник-круг, сложенный из булыжников. Ров образует восемь дугообразных лепестков, в каждом из которых во время праздника горел ритуальный огонь. Збручский идол хранится сейчас в Краковском музее; копия в натуральную величину - в Историческом музее в Москве.

О древней культуре славян многое рассказывают и языческие капища, которые встречаются в местах расселения славян. Они представляют собой небольшие (14-30 м) площадки со рвом или валом. Капища располагаются на естественных или специально насыпанных возвышениях. В 1908 году на Андреевской горе, в самой середине княжеского двора было открыто так называемое Киевское капище VIII – X веков. Повторно оно было исследовано в 1937 году. Оно образует неправильный четырехугольник с четырьмя прямоугольными выступами и сложено из неотесанных камней без соединительного раствора. Размеры капища – 4,2х3,5 м., высота – 0,4 м. Неподалеку от площадки обнаружен слой пережженной глины с костями домашних животных.

Рис. 84. Киевское капище. VIII – X вв.

В 1951-1953 годах на левом берегу реки Волхв в 4 км от Великого Новгорода обнаружено Перынское капище (IX – X вв.). Святилище представляет собой горизонтальную площадку в виде правильного круга диаметром 21 м, окруженную кольцевым рвом. Точно в центре площадки находится яма от деревянной статуи Перуна (согласно первой Новгородской летописи старшего извода, в 988 году она была срублена и сброшена в Волхов). Перед статуей находился круглый каменный жертвенник. Площадку окружает ров – восьмилепестковый цветок, образуемый восьмью симметрично расположенными ямами. На дне каждой из них во время празднеств разжигали ритуальный костер, а в одной из них, обращенной к Волхову, огонь горел постоянно.

Рис.85. Перынское капище. IX – X вв.

Кроме этих капищ, в разное время были обнаружены святилища в Северной Буковине (Ржавинское капище, VIII – X вв.), в урочище Гнилой Кут в Подолии (Гнилокутское капище, V – VII вв.), в Смоленской области (Красногорское святилище, VIII – X вв.), близ Житомира (Шумское святилище, VIII – IX вв.). В святилищах и близ них находят кострища, обожженные кости домашних животных и птиц, черепки сосудов, наконечники стрел, оружие. В единичных случаях археологи обнаруживают и обгоревшие фрагменты человеческих черепов. Таково, например, капище Головно (Волынская обл., Украина).

Археологическое исследование содержимого капищ и располагающихся около них древних поселений показывает, что дохристианская Русь знала литье, чеканку, керамику, вышивку, владела тонким искусством эмалей. Древнерусские мастера делали искусные ювелирные вещи - бронзовые амулеты и украшения: звездчатые подвески, пряжки, колты и гривны, осыпанные зернью, увитые сканью. В узоры этих изделий вплетались птичьи, звериные и человеческие фигуры.

Как и князья других славянских государств, русские правители ищут поддержку своей власти и международного признания в религии. В русских летописях рассказывается, что около 955 года при дворе византийского императора приняла крещение княгиня Ольга с христианским именем Елена. В 986 году князь Владимир призвал ко двору представителей разных религиозных конфессий: католических послов с Запада; хазар, исповедовавших иудаизм; булгар, исповедовавших мусульманство; византийцев. При выборе веры существенную роль сыграли торжественность и великолепие византийского богослужебного обряда и церкви в целом. Посланцы князя Владимира, побывав в Константинополе, восторженно описали князю Софийский собор и действо, происходившее во время богослужения. 988 год стал официальным годом крещения Руси. Незадолго до этого, в 986 году в Византии крестился и сам Владимир. Он принимает христианское имя Василий и вместе с крещением заключает выгодное политическое соглашение: Владимир женится на сестре византийского императора.

Источники сообщают, что крещение русичей проходило принудительно. По приказу князя всех киевлян согнали к Днепру и крестили, после чего сбросили в Днепр идол Перуна и сплавили его по реке, а других идолов, изрубив, сожгли. В Новгороде язычники оказали сильное сопротивление прибывшему туда епископу Иоакиму (991 г.), в Ростове только четвертому епископу удалось крестить жителей. Дольше всех славянских племен сохраняли язычество вятичи; здесь, на севере Черниговской области, в восточной части Орловской и южной части Калужской областей, христианство утвердилось только в XII веке. После татаро-монгольского нашествия христианство утвердилось не только в городах, но и в сельской местности. Впрочем, некоторые элементы язычества остаются сильными у восточных славян и по сей день.

Вместе с распространением православия в Русскую землю проникло кириллическое письмо. Археологические раскопки в Новгороде, Старой Руссе, Смоленске и других древних русских городах показывают широкое распространение грамотности на Руси того времени. Исследователи находят огромное количество берестяных грамот, написанных не князьями или дружинниками, а обычным посадским людом; берестяные грамоты мальчика Онфима помогают установить, как шло обучение письму детей. О распространении грамотности среди народа свидетельствуют и надписи на найденных при археологических исследованиях предметах быта: пряслицах, бочках, сосудах и т.д. Понятными и абсолютно правдоподобными становятся слова летописца Нестора (988 г.), что Владимир

Князь Владимир открывает при монастырях и церквях школы. Князь Ярослав Мудрый создает огромную библиотеку, в которой находится множество книг, в том числе и переведенных с греческого языка на русский. В 1037 году при Софийском соборе (Киев) открывается училище для трехсот детей из знатных семей, а в 1086 году княжна Анна Всеволодовна организовала при Андреевском монастыре в Киеве школу для девочек. С падением Первого Болгарского царства центр славянской книжности перемещается в Киевскую Русь. Из Болгарии и Сербии книжники устремляются сюда, где создаются все условия для развития славянского письма и славянской культуры.

Искусство Киевской Руси после принятия христианства впитало в себя византийские и южнославянские традиции, сохранив при этом и дохристианские мотивы: сказочные птицы, и звери, растительные орнаменты. Несмотря на запрет изображать на стенах храмов что-либо, кроме орнамента и живописи, мастера-каменотесы ухитрялись вырубать из камня и запрещенную скульптуру. Ярким примером такого искусства является церковь Покрова на Нерли , построенная близ г. Владимира в 1165 году. На стенах церкви можно увидеть не только пилястры и аркатуру, характерные для византийских храмов, в закомарах сделаны и лепные украшения, изображающие человеческую фигуру с музыкальным инструментом, по бокам которой располагаются львы, грифоны, ниже - загадочные женские маски. Похожая, но более богатая скульптура сплошь покрывает стены Дмитриевского собора во Владимире. К центральной фигуре Давида с обеих сторон тесными рядами идут всевозможные существа - ангелы, животные, птицы, языческие кентавры и грифоны. Здесь как олицетворение природных сил можно обнаружить и старые божества – фантастические твари, которые встречались на дохристианских украшениях «звериного стиля». Они и потом, спустя столетия, вплетаются в заставки и буквицы рукописных евангелий.

Соборы новгородские отличаются от владимирских и Киевских своей приземистостью, скупостью на украшения. В Новгородской земле большее развитие получила фреска, располагающаяся не снаружи, а внутри храма. Сохранилась незначительная часть фресок храма Спаса на Нередице (XII в.), погибшего во время Великой Отечественной войны. Они представляют собой своеобразную галерею новгородцев в облачении христианских святых - мужественные, коренастые, суровые фигуры. Среди них много бородатых старцев: при родовом строе особо чтились старики - родоначальники большой семьи. Проявились здесь и образы «дедов-сказителей», которые позднее изображались как старцы русских монастырей, русские отшельники.

Таким образом, древнерусская культура не только впитала традиции византийского искусства, но и создала собственные традиции, объединившие языческие и христианские мотивы. На стадии раннего средневековья Киевская Русь по типу культуры и направлению исторического развития была близка другим европейским государствам. В дальнейшем от этой близости остается очень мало. Обусловлено было это расхождение разделением церквей на западную и восточную, произошедшим в 1054 году.

В середине XII века Киевская Русь распадается на отдельные княжества. Андрей Боголюбский фактически переносит великокняжеский престол из Киева во Владимир (он перевез с собой икону Богоматери, позже получившую имя Владимирской). На смену Киевской Руси приходит период феодальной раздробленности.

Термин «славяне» встречается с VI в. в трудах византийских историков. Однако первые сведения о славянских племенах относятся ко II-I вв. до. н. э. В трудах греко-римских историков они упоминаются одновременно с германцами. В VI-VII вв. славянские племена занимали обширную территорию, граничащую на западе с рекой Эльба, на востоке с Вислой, на севере с Балтийским морем, на юге с рекой Дунай. В последующие века они разделились на три группы: западные, южные и восточные славяне.

Западные славяне-чехи, поляки и словаки.

Южные славяне - болгары, сербы, хорваты, словены, черногор и другие.

Восточные славяне - русские, украинцы, белорусы.

Занятия славян.

С древних времен славяне занимались земледелием. Собранное зерно хранили в специальных амбарах.

По данным Византийского историка Маврикия, крестьяне из зерновых культур чаще всего сеяли ячмень и просо. С первых веков новой эры разводили домашний скот и занимались различными видами ремесел. У славян, живших на берегах рек Висла, Днепр, Дунай, Эльба, большое место в хозяйстве занимало рыболовство.

Социальный строй и религия.

Общественный строй славян характеризуется теми же чертами, что и у германцев. Они жили племенами и родами. Роды состояли из больших патриархальных семей.
В источниках встречается упоминание о народных собраниях (славянское «вече»), о князьях, имевших дружинников, о частых войнах.

Древние славяне в описаниях византийцев изображаются свободолюбивыми, храбрыми, воинственными и одновременно миролюбивыми, всегда готовыми к дружбе с соседями. Славяне отличались физической силой и ВБШОСЛИВОСТБЮ, они умели устраивать засады и часто нападали на врага внезапно.

Славяне обожествляли силы природы и поклонялись духам своих предков. Одновременно они поклонялись домовым, водяным, русалкам и другим мифическим силам.

Образование славянских государств.

Первое славянское государство Болгарское царство образовалось в конце VII в. на севере Балканского полуострова.
К началу IX в. Болгария превратилась в крупное государство. В период правления Симеона (893-927) оно достигло вершины своего могущества. Затем начался спад, и ослабевшая Болгария в конце X в. была завоевана соседней Византией.

Запомни!
Царство Болгар (Болгария) основано на Балканах тюркоязычными племенами протоболгар во главе с ханом Аспарухом (643-701).

Чешское государство.

После падения Великой Моравии местные славянские племена подчинялись чешским племенам, жившим в бассейне Влтавы. Во главе союза племен стояли князья из семейства Пржемысловичей. Им приходилось часто браться за оружие, чтобы защитить свою землю.

Князь Вацлав (920-935) воспитывался в духе христианских заповедей, впоследствии активно распространял эту религию в Чехии. Однако его почтительное отношение к новой вере в ущерб прежним верованиям не всем нравилось. Родной брат Вацлава его убил.

Очень скоро образ Вацлава был канонизирован, он стал национальным святым, покровителем Чешского государства

Запомни!
* * Великая Моравия - государство, которое возникло в конце IX - начале X вв. на востоке нынешней Чехии. Оно распалось и вошло в состав Чехии в результате нападений кочевых венгров в начале X в.

Германский император Генрих IV в 1085 г. провозгласил королем поддерживавшего его против папы римского князя Чехии Братислава II.
Хотя короли Чехии признавали власть германских императоров, в своей стране они были полноправными хозяевами.
Польское государство. Основой будущей Польши стали славянские племена поляне, жившие в районе Гнезно.
Княжество, возникшее по имени этих племен, а затем и объединенные вокруг него территории стали называться Польшей.

Как пишется в хрониках, легендарным основателем княжеской династии полян был «бедный человек по имени Пиаст», однако первым, занесенным в документы князем из династии Пиастов, был Мешко I.

Запомни!
Мешко I в середине X в. основал Польское государство.

Князв Мешко I, объединив в сер. X в. полвские племена, основал в бассейне р. Висла государство. Он со своим войском принял христианство. Процесс объединения польских племен продолжил Болеслав I. Он в 1018 г. завоевал Киев.

Его войска, чтобы отстоять независимость Полвши, воевали против германских императоров. В этой войне Польша победила и расширила свои границы. Болеслав Смелый стал королем.

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.