Биографии

На какие три ветви разделились славяне. Первоначальное расселение и формирование ветвей славянства. Разделение славян на три ветви. Расселение восточных славян на русской равнине

- 45.21 Кб

ТРЕХГОРНЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Кафедра ГЭД

Реферат

На тему: «Зарождение славянской народности»

Выполнил: студент группы 5ПР-11

Зубкова А.Ю

Проверил: ст. преподаватель

Сысов А.И.

Трёхгорный 2011

Обоснование выбора темы ……………………………………………………………………….. 3-4

Цели и задачи………………………………………………………… …………………………………4

Первоначальное расселение и формирование ветвей славянства………………………………….. 5-6

Три ветви славян: Южные………………………………………………………………… ……………………………… 7-8

Западные ……………………………………………………… ……………………………………… 8- 9

Восточные……………………………………………………… ……………………………………… 9

Появление государственности………………………………… ………………………………………. 10

Великое переселение………………………………………………… ……………………………. . 10-14

Заключение…………………………………………………… ………………………… 15

Обоснование выбора темы: Славяне, крупнейшая в Европе группа родственных народов. Общая численность славян около 300 млн. человек. Современные славяне подразделяются на три ветви: восточные (русские, украинцы, белорусы), южные (болгары, сербы, черногорцы, хорваты, словенцы, боснийцы-мусульмане, македонцы) и западные (поляки, чехи, словаки, лужичане). Говорят на языках славянской группы индоевропейской семьи. Происхождение этнонима славяне недостаточно ясно. Этноним- это названия наций , народов, народностей , племён, племенных союзов, родов и др. этнических общностей. По-видимому, он восходит к общеиндоевропейскому корню, смысловым содержанием которого является понятие «человек», «люди», «говорящие». В таком значении этноним славяне зарегистрирован в ряде славянских языков (в том числе в древено-полабском языке, где «славак», «цлавак» означало «человек»). Этот этноним (средние словенцы, словаки, словинцы, словени новгородские) в различных модификациях чаще всего прослеживается на периферии расселения славян.

Я выбрала именно эту тему, потому что мне стало интересно, а как же все- таки зародилась эта славянская народность? И я решила провести исследовательскую работу и рассмотреть такие вопросы как:

1. Первоначальное расселение и формирование ветвей славянства.

2. Три ветви славян.

3. Появление государственности.

4. Великое переселение.

Древние славяне были потомками скотоводческо- земледельческих племен культуры шнуровой керамики, расселившихся в 3–2 тыс. до н.э. из Северного Причерноморья и Прикарпатья по Европе. Во 2 в. н.э., в результате движения на юг германских племен готов , целостность славянской территории была нарушена, и она разделилась на западную и восточную. В 5 в. началось расселение славян на юг – на Балканы и в Северо-Западное Причерноморье. При этом, однако, они удержали все свои земли в Центральной и Восточной Европе, превратившись в крупнейшую для той поры этническую группу.

Славяне занимались пашенным земледелием, скотоводством, различными ремеслами, жили соседскими общинами. Многочисленные войны и территориальные перемещения способствовала распаду к 6–7 вв. родовых связей. В 6–8 вв. многие из славянских племен объединились в племенные союзы и создали первые государственные образования: в 7 в. возникло Первое Болгарское царство и государство Само, в которое вошли земли словаков, в 8 в. – сербское государство Рашка, в 9 в. – Великоморавская держава, вобравшая в себя земли чехов, а также первое государство восточных славянКиевская Русь, первое самостоятельно хорватское княжество и государство черногорцев Дукля. Тогда же – в 9–10 вв. – среди славян начало распространяться христианство , быстро ставшее господствующей религией.

Цель: Подробно рассмотреть поставленные вопросы. И благодаря им, сделать вывод о том, а как же зародилась славянская народность.

Задачи: Найти аргументы к поставленным вопросам.

Первоначальное расселение и формирование ветвей славянства.

Праславяне выделились из индоевропейской группы к середине I тысячелетия до н.э.

В Центральной и Восточной Европе существовали тогда родственные между собой культуры, занимавшие довольно обширную территорию. В этот период еще нельзя выделить чисто славянскую культуру, она только начинает складываться в недрах этой древней культурной общности, из которой вышли не только славяне, но и некоторые другие народы.

При этом, под именем «венеды», славяне впервые стали известны античным авторам еще I-II вв. н.э. – Корнелию Тациту, Плинию Старшему, Птолемею, которые размещали их между германцами и угро-финнами.

Так, римские историки Плиний Старший и Тацит (I в. н.э.) сообщают о венедах, обитавших между германскими и сарматскими племенами. При этом Тацит отмечает воинственность и жестокость венедов, которые, например, уничтожали пленных.

Многие современные историки видят в венедах древних славян, еще сохранявших свое этническое единство и занимавших территорию приблизительно нынешней Юго-Восточной Полыни, а также Волыни и Полесья.

Иордан возводит современных ему славян – венедов, склавинов и антов – к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в VI-VIII вв. Относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций, вызванных ростом численности населения и «давлением» других племен, так и взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселялись (угро-финны, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы).

По византийским источникам устанавливается, что к VI в. н.э. славяне занимали обширные пространства Центральной и Восточной Европы и делились на 3 группы: 1) склавины (жили между Днестром, средним течением Дуная и верховьями Вислы); 2) анты (Междуречье Днепра и Днестра); 3) венеды (бассейн Вислы). Всего авторы называют около 150 племен славян.

Однако источники VI в. не содержат еще указаний на какие-то различия между этими группами, а, наоборот, объединяют их, отмечают единство языка, обычаев, законов.

«Племена антов и славян сходны по своему образу жизни, по своим нравам и своей любви к свободе», «издавна живут в народоправстве» (демократии), «отличаются выносливостью, храбростью, сплоченностью, гостеприимством, языческим многобожием и обрядами». У них много «разнообразного скота», они «возделывают хлебные злаки, особенно пшеницу и просо». В своем хозяйстве они использовали труд «рабов – военнопленных», но не держали их в бессрочном рабстве, а по истечении «некоторого времени отпускали за выкуп» или предлагали остаться у себя «на положении свободных или друзей» (мягкая форма патриархальной системы рабства).

Данные о восточнославянских племенах имеются в «Повести временных лет» монаха Нестора (начало XII в.). Он пишет о прародине славян, которую определяет в бассейне Дуная. (Согласно библейской легенде их появление на Дунае Нестор связывал с «вавилонским столпотворением», приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их «рассеиванию» по всему миру). Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей - «волохов», вытеснивших славян с прародины.

Таким образом, название «славяне» появилось в источниках только в VI в. н.э. В это время славянский этнос активно включается в процесс Великого переселения народов – крупного миграционного движения, охватившего Европейский континент в середине I тысячелетия н.э. и почти полностью перекроившего его этническую и политическую карту.

Расселение славян на обширных пространствах Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европы стало главным содержанием поздней фазы Великого переселения народов (VI – VIII вв.). Одна из группировок славян, расселившаяся в лесостепных областях Восточной Европы, именовалась антами (слово иранского либо тюркского происхождения) .

Вокруг вопроса, какую территорию занимали славяне до VI в., продолжают идти дискуссии.

Выдающиеся историки Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский поддерживали версию русских летописей (в первую очередь - «Повести временных лет») о том, что прародиной славян является Дунай.

Правда, В.О.Ключевский вносил дополнение: с Дуная славяне попали на Днепр, где оставались около пяти веков, после чего в VII в. восточные славяне постепенно расселились по Русской (Восточно-Европейской) равнине.

Большинство современных ученых считает, что прародина славян находилась в более северных регионах (Среднее Поднепровье и Поприпятье или же междуречье Вислы и Одера).

Академик Б.А.Рыбаков, на основании новейших археологических данных, предлагает объединить оба варианта прародины славян. Он считает, что праславяне размещались в широкой полосе Центральной и Восточной Европы (от Судет, Татр и Карпат до Балтийского моря и от Припяти до верховьев Днестра и Южного Буга).

Таким образом, наиболее вероятно, что славяне занимали в первой половине I тысячелетия н.э. земли от верхней и средней Вислы до среднего Днепра.

Расселение славян происходило по трем основным направлениям:

На юг, на Балканский полуостров;

На запад, в Среднее Подунавье и регион между Одером и Эльбой;

На восток и север по Восточно- Европейской равнине.

Соответственно в результате расселения сформировались три существующие доныне ветви славянства: южные, западные и восточные славяне.

Южные славяне.

В результате длительной и напряжённой борьбы с Восточной Римской империей славяне к середине VII в. заселили значительную часть Балканского полуострова и ряд прилегавших к нему на северо-западе областей. За исключением приморской части Фракии, древней Аттики, некоторых районов близ крупных византийских городов и юга Пелопоннеса, где продолжало жить греческое население, славяне заняли весь Балканский полуостров. На западе южнославянские племена проникли в долины Альпийских гор, а севернее - в районе современной Австрии - стали соседями западных славян. При этом в Эпире сохранились потомки эпиро-иллирийских племён (Эпиро-иллирийские племена принадлежали к числу предков современных албанцев.), а по склонам Балканского хребта и южных его отрогов - дако-фракийские племена. Южными славянами были заселены и обширные области к северу от нижнего течения Дуная, граничившие с землями восточных славян.
Почти повсюду на новых местах в качестве основной отрасли хозяйства у славян сохранилось земледелие. Постепенно всё большее значение получало садоводство и виноградарство, а на юге разведение оливковых рощ. Крупную роль продолжало играть скотоводство, особенно в гористых и лесных районах, например в Боснии, Старой Сербии и на севере Македонии. Значительное распространение получило пчеловодство. Славяне уже умели изготовлять металлическое оружие, хозяйственные орудия и украшения. Хорошо они знали и другие ремёсла - кожевенное, гончарное и т. д. Хозяйство у южных славян велось уже не всей родовой общиной, а либо большими патриархальными семьями - задругами, либо индивидуальными семьями. Несколько живших в одной веси - деревне или же по соседству «больших» и «малых» семей составляли сельскую, или соседскую, общину. Начавшийся уже ранее у славян процесс классообразования после заселения ими Балканского полуострова близился к своему завершению.
У многих славянских племён, поселившихся на Балканах, возникновение первых государственных объединений относилось к концу VI-началу VII в., хотя это и происходило ещё под покровом старых родо-племенных форм общественной жизни. Сохраняя свои старые наименования жупанов, племенные вожди начинали превращаться в князей, т. е. в представителей землевладельческой знати, стремившейся закрепить своё господствующее положение. Возникавшие таким образом княжества охватывали территорию одного племени или же территорию нескольких союзных племён.
В Западной Македонии в VII в. образовалось уже вполне независимое славянское княжество, известное под названием Склавинии. Это княжество занимало значительную территорию вплоть до города Фессалоники и управлялось самостоятельными славянскими князьями. Оно сохранило свою независимость от Византии до IX в.
Большое значение в процессе возникновения первых южнославянских государств имело образование крупного политического объединения славян, называемого в источниках того времени «Союзом семи славянских племён». В отличие от ранее существовавших славянских союзов «Союз семи славянских племён» представлял собой, по-видимому, уже более прочное политическое объединение, владевшее значительной территорией, включавшей всю Нижнюю Мёзию.
Образование первых южнославянских государств происходило в условиях постоянной и крайне тяжёлой для них борьбы с Византией, всеми силами препятствовавшей их созданию.

Имя "славяне " появляется в исторических источниках в VI столетии. Его носители включились тогда в процесс Великого переселения народов - грандиозного миграционного движения IV-VIII веков, перекроившего карту европейского континента. Именно славяне стали главными действующими лицами последнего этапа Великого расселения в VI-VIII веках. Их миграции в этот период, называемый Расселением славян , стали определяющими для дальнейших судеб славянства.

До VI века славяне, по-видимому, занимали территорию от Средней Вислы до Среднего Днепра (включая Верхнее Поднестровье) . В течение же VI-VIII столетий они заселили весь Балканский полуостров, лесную зону Восточной Европы до Финского залива на севере, Немана и среднего течения Западной Двины на западе, верховьев Волги, Оки и Дона на востоке, Нижнее и Среднее Подунавье, междуречье Одера и Эльбы, южное побережье Балтийского моря от Ютландского полуострова до междуречья Одера и Вислы. Выделяются три крупных направления Расселения: Балканский полуостров, Восточно-Европейская равнина, территория между средним течением Дуная и Балтийским морем. Соответственно этим направлениям славяне разделились на три ветви - южные, восточные и западные .

А было ли племя?

После Расселения у славян сложилось множество территориальных образований, причем структура их была, как правило, двухступенчатой: несколько небольших общностей объединялись в более крупное целое. В исторической литературе славянские догосударственные общности традиционно обозначаются как племена, а их объединения - как союзы племен. Соответственно утвердился такой термин, как племенная знать, обозначающий общественную верхушку этих общностей. При рассмотрении процессов образования славянских государств предполагается, что переход к государственности происходил непосредственно от племенной структуры.

Но дело в том, что в источниках понятие "племя" по отношению к догосударственным славянским общностям VII-X веков не употребляется. Они обозначались терминами, образованными от этнонимов: например, Вятичи - территория, населенная общностью вятичей, Дерева - территория, населенная общностью древлян. "Племя" в приложении к славянам раннего Средневековья - чисто условный научный термин. В науке племенами принято именовать общности, члены которых объединены кровнородственными связями. Но являлись ли таковыми славянские раннесредневековые догосударственные образования? Источники донесли около сотни их названий. О времени и обстоятельствах их формирования документы молчат. Тем не менее прояснить кое-что в этой проблеме можно.

У германцев раннего Средневековья, которые включились в Великое переселение народов раньше славян, в ходе миграций старая этнополитическая структура, известная из древнеримских источников I-II вв. н. э., практически полностью разрушилась. Общности V-VII веков, времени образования германских государств на территории завоеванной Западной Римской империи, не соответствовали германским племенам начала н. э. В отношении славян вопрос осложняется отсутствием данных об их этнополитической структуре до VI века. Но наблюдения за славянскими раннесредневековыми этнонимами позволяют думать, что у них в ходе миграций произошел аналогичный процесс.

Большую часть славянских этнонимов догосударственной эпохи составляют названия, образованные от местности обитания. Как правило, они были связаны с ландшафтом местности (например, поляне, то есть обитатели поля, открытого пространства; древляне - от "дерева", то есть обитатели лесов), или гидронимом - наименованием реки или озера (например, мораване, гаволяне, то есть живущие на реках Мораве и Гаволе, моричане, то есть живущие у озера Морицкого). Причем в большинстве случаев местность обитания, по которой получали имя славянские общности, находится на территории, занятой славянами в процессе Расселения. Это значит, что этноним являлся новым и появился только при заселении. Между тем для "племен" в собственном смысле этого термина свойственна устойчивость этнонима - одного из главных индикаторов этнической самоидентификации. Тот факт, что в ходе Расселения у славян происходило массовое появление новых этнонимов, дает основания утверждать, что скрывавшиеся под ними общности - новообразования, сложившиеся в результате миграций из осколков прежних племен или путем смешивания группировок разной племенной принадлежности .

Племенной была структура славянского общества до VI века, до начала Расселения, в "праславянский" период. Некоторые из названий праславянских племен уцелели в эпоху миграций. В разных частях славянского мира раннего Средневековья фиксируются три этнонима - хорваты, сербы и дулебы. Хорваты известны в Восточном Прикарпатье, на северо-западе Балканского полуострова, в Чехии. Сербы - в междуречье Эльбы и Заале, а также на Балканах. Дулебы - на Западном Буге, в Чехии, Паннонии. Почти все названия славянских общностей имели суффиксы "ан"/"ян" (поляне, древляне, мораване и т. д.) или "ич" (дреговичи, вятичи, лютичи и т. п.). Перечисленные же этнонимы - бессуффиксные. Очевидно, это и есть названия "старых" племен, распавшихся в VI-VII веках. Осколки таких племен, расселившиеся в различных регионах, сохранили в своих наименованиях память о прежнем племенном устройстве. Новая же структура имела только территориально-политический характер.

Неплеменной характер славянской догосударственной этнополитической структуры раннего Средневековья позволяет прояснить проблему так называемой "племенной знати". Существование у славян такой социальной группы является общепризнанным фактом. Действительно, сомнения здесь вроде бы неуместны, поскольку такого рода категория, в которую включают племенных вождей, племенных старейшин и языческих жрецов, явление общеисторическое. И источники не дают оснований усомниться в существовании в славянских догосударственных общностях предводителей-князей и жрецов. Но когда дело доходит до "племенных старейшин", категории, без которой, собственно говоря, невозможно вести речь о видной роли племенной знати, возникают сложности.

Выясняется, что неоспоримых данных о наличии у славян племенных старейшин нет не только для времени существования славянских догосударственных общностей после Расселения (VIII век и позднее), но даже для VI-VII веков - эпохи Расселения! Зато уже с VI-VII веков фиксируется служилая знать (княжеские дружины), позднее, в период образования государств, игравшая ведущую роль в обществе. Примечательны, в частности, результаты анализа значения термина "жупан". Обычно считалось, что в догосударственный период он обозначал у южных и части западных славян племенного старейшину. Однако рассмотрение ранних упоминаний о жупанах показало, что так именовались совсем иные категории: в одних случаях - главы небольших этнополитических общностей, не носившие княжеского титула, в других - княжеские дружинники.

Молчание источников о племенных старейшинах объясняется тем, что существовали они в праславянских племенах, то есть в период до Расселения. Уже в ходе Расселения, в результате слома старой племенной структуры, племенные старейшины утратили свои позиции, уступив место новой, служилой знати, не связанной с родовыми и племенными институтами, формировавшейся по принципу личной верности предводителю-князю. Именно эта знать заняла ведущие позиции в образовавшихся после Расселения территориально-политических общностях и сыграла затем главную роль в образовании славянских государств .

От "Славинии" к государству

Выходит, что славянские догосударственные общности раннего Средневековья фактически неверно называть племенами или союзами племен. Можно условно применять к ним термин, употреблявшийся в византийских источниках, - славинии (от этнонима словене - славяне). Формирование славянских государств происходило на основе именно этой территориально-политической структуры, а не напрямую из племенной, как обычно подразумевается в исторических исследованиях.

Образование государств проходило двумя основными путями. В первом случае государственная структура формировалась в рамках одной крупной догосударственной общности (условно говоря, союза славиний). Такой путь характерен для Сербии (IX-XI веков), Хорватии (IX-XI веков), Карантании (нынешняя Словения, VIII век) и ободритов (на территории позднейшего Мекленбурга, X-XI веков). Данный тип присущ регионам, где славяне испытывали постоянное сильное внешнее давление. У ободритов, в Карантании и Хорватии такое давление осуществлялось со стороны Франкской империи, а затем Германского королевства. В Сербии и Хорватии - со стороны Византийской империи. В тех же Карантании, Хорватии, Сербии - со стороны Аварского каганата. Сложившиеся в таких условиях государства либо быстро теряли независимость (ободриты, Карантания), либо вынуждены были время от времени вступать в вассальные отношения с сильными соседями (Хорватия, сербские княжества).

Более результативным оказался другой путь государствообразования, при котором под власть правящей элиты одной крупной догосударственной общности (союза славиний), игравшей роль ядра формирующейся государственной территории, переходили другие крупные или мелкие "Славинии". Так шло складывание государств в Великой Моравии IX века, на Руси и в Польше X-XI веков. В Моравии основу составила общность мораван, а к ней присоединялись висляне, полабские сербы, "славинии" Чехии, Силезии, Паннонии. На Руси в роли ядра выступили поляне с центром в Киеве. А под власть киевских князей переходили северяне, древляне, дреговичи, кривичи, словене ильменские, уличи, волыняне, лендзяне, радимичи, хорваты (прикарпатские), вятичи. В Польше в основе была общность полян гнезненских, к которой присоединялись висляне, мазовшане, поморяне, славинии Силезии. Этот тип формирования государств у славян имел место там, где отсутствовало сильное внешнее давление. В результате него сложились три сильных государства, два из которых - Русь и Польша, сохранили свою независимость.

Особым образом формировались такие государства, как Болгария и Чехия. В первом случае государство образовалось (в конце VII-IX веках) в результате союза местных славян с иноэтничной общностью (тюркские болгары) и вплоть до славянизации последних в IX-X веках носило биэтничный характер. В Чехии государство создавалось в X-XI веках путем подчинения знатью одной из небольших славиний соседних небольших этнополитических общностей. Причем этот процесс происходил на территории, ранее уже входившей в состав крупного славянского государства - Великой Моравии - в конце IX века.

Таким образом, Великое расселение славян стало катализатором кардинальных перемен в славянском обществе. В результате него сложились три существующие ныне ветви славянства; произошел слом родоплеменной структуры и сложилась новая, территориально-политическая структура общества, на основе которой затем формировались славянские государства.

Примечания

1. Седов В. В. Славяне в древности. М. 1994.
2. Седов В. В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М. 1982.
Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. М. 1995.
3. Буданова В. П., Горский А. А., Ермолова И. Е. Великое переселение народов: этнополитические и социальные аспекты. М. 1999.
4. Горский А. А. О "племенной знати" и "племенах" у славян//Florilegium. K 60-летию Б. Н. Флори. М. 2000.

славянские догосударственные общности раннего Средневековья фактически неверно называть племенами или союзами племен. Можно условно применять к ним термин, употреблявшийся в византийских источниках, - славинии (от этнонима словене - славяне).

Имя "славяне" появляется в исторических источниках в VI столетии. Его носители включились тогда в процесс Великого переселения народов - грандиозного миграционного движения IV-VIII веков, перекроившего карту европейского континента. Именно славяне стали главными действующими лицами последнего этапа Великого расселения в VI-VIII веках. Их миграции в этот период, называемый Расселением славян, стали определяющими для дальнейших судеб славянства.

До VI века славяне, по-видимому, занимали территорию от Средней Вислы до Среднего Днепра (включая Верхнее Поднестровье) . В течение же VI-VIII столетий они заселили весь Балканский полуостров, лесную зону Восточной Европы до Финского залива на севере, Немана и среднего течения Западной Двины на западе, верховьев Волги, Оки и Дона на востоке, Нижнее и Среднее Подунавье, междуречье Одера и Эльбы, южное побережье Балтийского моря от Ютландского полуострова до междуречья Одера и Вислы. Выделяются три крупных направления Расселения: Балканский полуостров, Восточно-Европейская равнина, территория между средним течением Дуная и Балтийским морем. Соответственно этим направлениям славяне разделились на три ветви - южные, восточные и западные .

А было ли племя?

После Расселения у славян сложилось множество территориальных образований, причем структура их была, как правило, двухступенчатой: несколько небольших общностей объединялись в более крупное целое. В исторической литературе славянские догосударственные общности традиционно обозначаются как племена, а их объединения - как союзы племен. Соответственно утвердился такой термин, как племенная знать, обозначающий общественную верхушку этих общностей. При рассмотрении процессов образования славянских государств предполагается, что переход к государственности происходил непосредственно от племенной структуры.

Но дело в том, что в источниках понятие "племя" по отношению к догосударственным славянским общностям VII-X веков не употребляется. Они обозначались терминами, образованными от этнонимов: например, Вятичи - территория, населенная общностью вятичей, Дерева - территория, населенная общностью древлян. "Племя" в приложении к славянам раннего Средневековья - чисто условный научный термин. В науке племенами принято именовать общности, члены которых объединены кровнородственными связями. Но являлись ли таковыми славянские раннесредневековые догосударственные образования? Источники донесли около сотни их названий. О времени и обстоятельствах их формирования документы молчат. Тем не менее прояснить кое-что в этой проблеме можно.

У германцев раннего Средневековья, которые включились в Великое переселение народов раньше славян, в ходе миграций старая этнополитическая структура, известная из древнеримских источников I-II вв. н. э., практически полностью разрушилась. Общности V-VII веков, времени образования германских государств на территории завоеванной Западной Римской империи, не соответствовали германским племенам начала н. э. В отношении славян вопрос осложняется отсутствием данных об их этнополитической структуре до VI века. Но наблюдения за славянскими раннесредневековыми этнонимами позволяют думать, что у них в ходе миграций произошел аналогичный процесс.

Большую часть славянских этнонимов догосударственной эпохи составляют названия, образованные от местности обитания. Как правило, они были связаны с ландшафтом местности (например, поляне, то есть обитатели поля, открытого пространства; древляне - от "дерева", то есть обитатели лесов), или гидронимом - наименованием реки или озера (например, мораване, гаволяне, то есть живущие на реках Мораве и Гаволе, моричане, то есть живущие у озера Морицкого). Причем в большинстве случаев местность обитания, по которой получали имя славянские общности, находится на территории, занятой славянами в процессе Расселения. Это значит, что этноним являлся новым и появился только при заселении. Между тем для "племен" в собственном смысле этого термина свойственна устойчивость этнонима - одного из главных индикаторов этнической самоидентификации. Тот факт, что в ходе Расселения у славян происходило массовое появление новых этнонимов, дает основания утверждать, что скрывавшиеся под ними общности - новообразования, сложившиеся в результате миграций из осколков прежних племен или путем смешивания группировок разной племенной принадлежности .

Племенной была структура славянского общества до VI века, до начала Расселения, в "праславянский" период. Некоторые из названий праславянских племен уцелели в эпоху миграций. В разных частях славянского мира раннего Средневековья фиксируются три этнонима - хорваты, сербы и дулебы. Хорваты известны в Восточном Прикарпатье, на северо-западе Балканского полуострова, в Чехии. Сербы - в междуречье Эльбы и Заале, а также на Балканах. Дулебы - на Западном Буге, в Чехии, Паннонии. Почти все названия славянских общностей имели суффиксы "ан"/"ян" (поляне, древляне, мораване и т. д.) или "ич" (дреговичи, вятичи, лютичи и т. п.). Перечисленные же этнонимы - бессуффиксные. Очевидно, это и есть названия "старых" племен, распавшихся в VI-VII веках. Осколки таких племен, расселившиеся в различных регионах, сохранили в своих наименованиях память о прежнем племенном устройстве. Новая же структура имела только территориально-политический характер.

Неплеменной характер славянской догосударственной этнополитической структуры раннего Средневековья позволяет прояснить проблему так называемой "племенной знати". Существование у славян такой социальной группы является общепризнанным фактом. Действительно, сомнения здесь вроде бы неуместны, поскольку такого рода категория, в которую включают племенных вождей, племенных старейшин и языческих жрецов, явление общеисторическое. И источники не дают оснований усомниться в существовании в славянских догосударственных общностях предводителей-князей и жрецов. Но когда дело доходит до "племенных старейшин", категории, без которой, собственно говоря, невозможно вести речь о видной роли племенной знати, возникают сложности.

Выясняется, что неоспоримых данных о наличии у славян племенных старейшин нет не только для времени существования славянских догосударственных общностей после Расселения (VIII век и позднее), но даже для VI-VII веков - эпохи Расселения! Зато уже с VI-VII веков фиксируется служилая знать (княжеские дружины), позднее, в период образования государств, игравшая ведущую роль в обществе. Примечательны, в частности, результаты анализа значения термина "жупан". Обычно считалось, что в догосударственный период он обозначал у южных и части западных славян племенного старейшину. Однако рассмотрение ранних упоминаний о жупанах показало, что так именовались совсем иные категории: в одних случаях - главы небольших этнополитических общностей, не носившие княжеского титула, в других - княжеские дружинники.

Молчание источников о племенных старейшинах объясняется тем, что существовали они в праславянских племенах, то есть в период до Расселения. Уже в ходе Расселения, в результате слома старой племенной структуры, племенные старейшины утратили свои позиции, уступив место новой, служилой знати, не связанной с родовыми и племенными институтами, формировавшейся по принципу личной верности предводителю-князю. Именно эта знать заняла ведущие позиции в образовавшихся после Расселения территориально-политических общностях и сыграла затем главную роль в образовании славянских государств .

От "Славинии" к государству

Выходит, что славянские догосударственные общности раннего Средневековья фактически неверно называть племенами или союзами племен. Можно условно применять к ним термин, употреблявшийся в византийских источниках, - славинии (от этнонима словене - славяне). Формирование славянских государств происходило на основе именно этой территориально-политической структуры, а не напрямую из племенной, как обычно подразумевается в исторических исследованиях.

Образование государств проходило двумя основными путями. В первом случае государственная структура формировалась в рамках одной крупной догосударственной общности (условно говоря, союза славиний). Такой путь характерен для Сербии (IX-XI веков), Хорватии (IX-XI веков), Карантании (нынешняя Словения, VIII век) и ободритов (на территории позднейшего Мекленбурга, X-XI веков). Данный тип присущ регионам, где славяне испытывали постоянное сильное внешнее давление. У ободритов, в Карантании и Хорватии такое давление осуществлялось со стороны Франкской империи, а затем Германского королевства. В Сербии и Хорватии - со стороны Византийской империи. В тех же Карантании, Хорватии, Сербии - со стороны Аварского каганата. Сложившиеся в таких условиях государства либо быстро теряли независимость (ободриты, Карантания), либо вынуждены были время от времени вступать в вассальные отношения с сильными соседями (Хорватия, сербские княжества).

Более результативным оказался другой путь государствообразования, при котором под власть правящей элиты одной крупной догосударственной общности (союза славиний), игравшей роль ядра формирующейся государственной территории, переходили другие крупные или мелкие "Славинии". Так шло складывание государств в Великой Моравии IX века, на Руси и в Польше X-XI веков. В Моравии основу составила общность мораван, а к ней присоединялись висляне, полабские сербы, "славинии" Чехии, Силезии, Паннонии. На Руси в роли ядра выступили поляне с центром в Киеве. А под власть киевских князей переходили северяне, древляне, дреговичи, кривичи, словене ильменские, уличи, волыняне, лендзяне, радимичи, хорваты (прикарпатские), вятичи. В Польше в основе была общность полян гнезненских, к которой присоединялись висляне, мазовшане, поморяне, славинии Силезии. Этот тип формирования государств у славян имел место там, где отсутствовало сильное внешнее давление. В результате него сложились три сильных государства, два из которых - Русь и Польша, сохранили свою независимость.

Особым образом формировались такие государства, как Болгария и Чехия. В первом случае государство образовалось (в конце VII-IX веках) в результате союза местных славян с иноэтничной общностью (тюркские болгары) и вплоть до славянизации последних в IX-X веках носило биэтничный характер. В Чехии государство создавалось в X-XI веках путем подчинения знатью одной из небольших славиний соседних небольших этнополитических общностей. Причем этот процесс происходил на территории, ранее уже входившей в состав крупного славянского государства - Великой Моравии - в конце IX века.

Таким образом, Великое расселение славян стало катализатором кардинальных перемен в славянском обществе. В результате него сложились три существующие ныне ветви славянства; произошел слом родоплеменной структуры и сложилась новая, территориально-политическая структура общества, на основе которой затем формировались славянские государства.

Примечания

1. Седов В. В. Славяне в древности. М. 1994.

2. Седов В. В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М. 1982.

Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. М. 1995.

3. Буданова В. П., Горский А. А., Ермолова И. Е. Великое переселение народов: этнополитические и социальные аспекты. М. 1999.

4. Горский А. А. О "племенной знати" и "племенах" у славян//Florilegium. K 60-летию Б. Н. Флори. М. 2000.

"Родина", 2001, 9

www.janaberestova.narod.ru

Очень важно отдельно отметить сведения готского историка VI века Иордана. Он подразделяет славян на три крупнейшие группировки:

v Склавены

Иордан в своем произведении «О происхождении и деянии готов» отмечает: «начиная от места рождения р. Вистулы (Вислы)-племена Венедов. Склавены живут от города Новнетуна и озера Мурсианском, до Данастра (Днестра), а на севере до Вислы, вместо городов у них болота и леса. Анты - сильнейшие из обоих племен - распространяются от Данастра до Данапра (Днепра), где Понтийское (Черное) море образует излучину.»

В последнее время археологи установили, что этим сведениям можно доверять. Ими выведено три основных ареала распространения славянской археологической культуры; в основу этого выделения положена, прежде всего керамика- так называемого пражско-корчанского типа, один из коренных регионов распространения которого средняя и южная Польша, а так же Припятьское Полесье. По всей видимости, эта территория склавен. Другая культура пражско-пеньковского типа, коренной регион которой междуречье Днестра и Днепра. Судя по данным письменных источников, здесь обитали анты. Наконец на западе существовал ряд культур, среди которых наиболее известная фельдбергская, суновская и некоторые другие. По данным источников, на территории польского Поморья и низовьев Вислы издавна жили венеды. Данная схема В.В.Седова в последнее время принимается очень многими специалистами, следует подчеркнуть, что речь идет не о трех ветвях славян - восточных, южных и западных; все названные районы расселения славянства - праславянские группировки. Как считают исследователи, современные ветви славянства возникают в результате распада этих славянских группировок в VI-VII вв. части этих распавшихся славянских группировок, расселяются по территории Восточной Европы в VII-VIII вв. Некоторые осторожные исследователи, например, И.И.Ляпушкин, полагают, что именно с того времени славяне совершенно ясно различимы в истории. Тех славян, которые расселились по территории Русской равнины дореволюционные историки называют «русскими славянами». В современной историографии закрепилось название «восточных славян».

Соседи восточных славян

Чтобы ясно представить картину расселения и жизни восточных славян, необходимо сказать пару слов о соседях славян.

Славяне в процессе Великого переселения народов активно соприкасались с кочевыми народами. Гуннская держава во главе с Атиллой, занимавшие земли между Волгой и Дунаем, дошедшая границ Франции в Европе, распалась после смерти предводителя в 453г., и гунны были отодвинуты на восток. В середине VI в. н.э. возник Аварский союз кочевых племен, занимавший южные степи. В него вошли тюркоязычные племена аваров, угоро-финские и монгольские племена. Аварский союз подчинил болгар-тюрков Приазовья и Прикаспия, продвинулись до Дуная. Авары создали свою державу - Аварский каганат, подчинив славянский союз дулебов (Прикарпатье). Было это во времена правления византийского императора Ираклия (610 - 641гг.). Авары вступили в борьбу с Византией, от которой потерпели тяжелое поражение в 626г., после чего Аварский каганат распался.

В середине VII века складывается Болгарское государство в южных степях. Распри внутри болгарской верхушки привели к тому, что часть болгар во главе с ханом Аспарухом перекочевала на Дунай и оказалась среди многочисленного славянского населения. Пришельцы в 681 году создали Болгарское государство, а в последствии были ассимилированы славянами. Другая часть тюркоязычных болгар под предводительством хана Батбая, перекочевала на среднюю Волгу и нижнюю Каму, создала там государство Волжскую Булгарию.

Болгарское государство сгубили не только распри правящей верхушки, но и натиск тюркоязычных хазар. Они начали в середине VII в. свое движение с территории нынешнего Дагестана и, вытеснив болгар, обосновались на Северном Кавказе, Нижнем Поволжье, Северном Причерноморье и на части территории Крыма. На этой территории образовался Хазарский каганат, просуществовавший до середины X века. Противниками хазар были и византийцы, и арабы.

Население Хазарии было конфессионально неоднородно. В Хазарии, где в VII-VIII вв. развивались феодальные отношения, были язычники, мусульмане, христиане. Стремясь укрепить свою власть принятием одной религии, верхушка каганата, дабы избежать политического давления Византии, приняла в VIII в. иудаизм. Но эту религию приняла даже не вся верхушка каганата. Большинство населения оставалась предана своим конфессиям. Впоследствии эта верхушка хазар-иудеев все более обособлялось от основной массы населения, становилась ей чуждой, что обособляло каганат. Немалую роль в этом сыграли восстания коренных народов: «приднепровских» славян, которые платили дань хазарам, и волжских булгар, поддерживаемых мусульманами. В X веке главным врагом обособленного Хазарского каганата стало государство Русь.

Возникновение и расселение основных славянских племен

контрольная работа

1.2 Три ветви славян

Очень важно отдельно отметить сведения готского историка VI века Иордана. Он подразделяет славян на три крупнейшие группировки:

v Склавены

Иордан в своем произведении «О происхождении и деянии готов» отмечает: «начиная от места рождения р. Вистулы (Вислы)-племена Венедов. Склавены живут от города Новнетуна и озера Мурсианском, до Данастра (Днестра), а на севере до Вислы, вместо городов у них болота и леса. Анты - сильнейшие из обоих племен - распространяются от Данастра до Данапра (Днепра), где Понтийское (Черное) море образует излучину.»

В последнее время археологи установили, что этим сведениям можно доверять. Ими выведено три основных ареала распространения славянской археологической культуры; в основу этого выделения положена, прежде всего керамика- так называемого пражско-корчанского типа, один из коренных регионов распространения которого средняя и южная Польша, а так же Припятьское Полесье. По всей видимости, эта территория склавен. Другая культура пражско-пеньковского типа, коренной регион которой междуречье Днестра и Днепра. Судя по данным письменных источников, здесь обитали анты. Наконец на западе существовал ряд культур, среди которых наиболее известная фельдбергская, суновская и некоторые другие. По данным источников, на территории польского Поморья и низовьев Вислы издавна жили венеды. Данная схема В.В.Седова в последнее время принимается очень многими специалистами, следует подчеркнуть, что речь идет не о трех ветвях славян - восточных, южных и западных; все названные районы расселения славянства - праславянские группировки. Как считают исследователи, современные ветви славянства возникают в результате распада этих славянских группировок в VI-VII вв. части этих распавшихся славянских группировок, расселяются по территории Восточной Европы в VII-VIII вв. Некоторые осторожные исследователи, например, И.И.Ляпушкин, полагают, что именно с того времени славяне совершенно ясно различимы в истории. Тех славян, которые расселились по территории Русской равнины дореволюционные историки называют «русскими славянами». В современной историографии закрепилось название «восточных славян».

Восточные славяне

Основным занятием восточных славян в степной и лесостепной полосе было земледелие, в лесных районах -- охота, рыболовство. У восточных славян собственность на землю, орудия труда и домашний скот сложилась не в рамках государства...

Накануне образования государственности славяне жили соседской общиной, в которой оформилась частная собственность. У каждой семьи было право на расчищенную землю - лядину. В славянском обществе выделялись военные вожди...

Восточные славяне в древности

Сложной, разнообразной, с детально разработанными обычаями была религия восточных славян. Её истоки уходят в индо-европейское древние верования и ещё дальше к временам палеолита. Религия...

Восточные славяне в древности

Исходной позицией для последовательного рассмотрения истории славян следует считать период отделения славянской языковой семьи от общего индоевропейского массива. Славяне относились к третьей по численности группе народов...

В дохристианский период (до конца X в.) восточные славяне исповедовали языческую религию, сходную с древними верованиями других народов Европы. В основе древних европейских религий лежало одухотворение природы и ее сил, поклонение стихиям...

Восточные славяне: быт, культура, верования и обряды

О культуре славянских племен известно немного. Дошедшие до нашего времени образцы прикладного искусства свидетельствуют о развитии ювелирного дела. В VI-VII вв. возникает письменность...

Восточные славяне: быт, культура, верования и обряды

В древних памятниках довольно часто говорится о водяных культах язычников. Прежде всего, это молитвы у воды, жертвоприношения. Жертву клали или выставляли на берегу, и ее должна была поглотить боготворимая стихия...

История Горбуновского торфяника

С давних времен восточная половина нынешней Европейской России была населена народами племени чудского и тюркского, а в западной половине, кроме народов литовского и чудского племени, примыкавших своими поселениями к балтийскому побережью...

Говоря о ранней истории славян, мы вступаем в область догадок, споров, предположений. Слишком мало источников осталось с того времени. Летописец Нестор, первый русский автор, задавшийся вопросом “откуда есть пошла русская земля”...

Культура Древней Руси после принятия христианства

“Делаю нивы своя и землю свою”, - так летописец определил основное занятие славянского населения. Свободной земли было много...

Культура Древней Руси после принятия христианства

Язычество восточных славян в момент его наивысшего развития - это довольно развитая религия природы, многобожие. От первобытного шаманизма, почитания духов и священных предметов оно уже ушло далеко: созданы определенный круг богов, мифология...

Культура и религия восточных славян

К тому времени, когда восточные славяне создали свое государство, они, как и другие крупные народы, -- египтяне, римляне, греки -- уже располагали сложной, разнообразной, детально разработанной религией...

Люди и нравы Древней Руси

Геродот описывает характер древних славян-скифов так: «в надежде на свою храбрость и многочисленность, они не боялись никакого врага; пили кровь убитых неприятелей, выделанную кожу их употребляя вместо одежды, а черепы вместо сосудов...

Мы - славяне

Примерно в V веке началась славянская экспансия с территории Прикарпатья, верховий Днестра, а также правобережья среднего Поднепровья, на запад, юг и северо-восток. На запад славяне мигрировали в направлении верховий Вислы, а затем Эльбы...

Образование и становление Древнерусского государства

Исходной позицией для рассмотрения истории славян следует считать период отделения славянской языковой семьи от общего индоевропейского массива, который лингвисты датируют началом или серединой II тысячелетия до н.э...