Бунин

Николай некрасов - кому на руси жить хорошо. “Кому на Руси жить хорошо”. Народные заступники

Создавая в своей главной книге - поэме «Кому на Руси жить хорошо» энциклопедически полную и верную картину русской действительности, жизни всех слоев общества в один из переломных моментов истории, Н. А. Некрасов обратился к важнейшей проблеме своего времени - так называемому «женскому вопросу». «Женский вопрос», по которому всегда, кстати, можно было определить уровень развития государства, был одним из наиболее острых политических вопросов русской жизни 60-70-х годов XIX века. Проблема эмансипации женщины, освобождение ее от всех видов зависимости поднималась в произведениях И. С. Тургенева, Н. Н. Островского, Н. Г. Чернышевского, много внимания ей уделено и в лирике Н. А. Некрасова. Наиболее полно образ русской женщины, крестьянки раскрыт в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Сужая свой поиск счастливых до одного сословия - крестьянства, крестьяне-правдоискатели еще больше конкретизируют цель своих поисков - найти счастливую женщину. Им указывают на Матрену Тимофеевну Корчагину, известную своей необычной долей за пределами родного села, более того - носящую прозвище «губернаторша ». Среди здоровой, поющей толпы жнецов и жниц, среди трудового народа, у которого усталость после работы в поле не заглушит песню, мы встречаем нашу героиню. Ее внешность соответствует эстетическому идеалу демократов, народным представлениям о красоте - это образ сильной, здоровой жены-труженицы, матери семейства:

Матрена Тимофеевна
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати восьми.
Красива, волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
На ней рубаха белая,
Да сарафан хорошенький,
Да серп через плечо.

Несмотря на свои тридцать восемь лет, она порой считает себя «старухой» и рассказывает о своей жизни, как бы подводя итог прожитому, говоря, что лучшего уже не будет. Подкупает исповедальность рассказа Матрены Тимофеевны, ее, которая готова «всю душу выложить». Перебирая годы жизни, крестьянка действительно отмечает счастливые минуты:

Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.
За батюшкой, за матушкой,
Как у Христа, за пазухой,
Жила я, молодцы.

Но и счастливое детство, и юность в родительском доме были связаны с трудом, и труд этот воспринимался крестьянкой как естественная, неотъемлемая часть ее жизни. Не хвастаясь, с достоинством Матрена Тимофеевна говорит о себе:

И добрая работница,
И петь-плясать охотница
Я смолоду была.

Замужество по любви, по сердечной склонности - тоже счастливый дар судьбы, но здесь и проявляется «женский вопрос» - угнетение невестки своими, тем более в «чужой стороне», когда муж уходит на заработки. Сами угнетенные бедностью, тяжким трудом, порою несправедливостью управляющего, родные Матрены Тимофеевны становятся еще большими угнетателями, придираясь попустому, отравляя жизнь по мелочам.

Семья была большущая,
Сварливая… попала я
С девичьей холи в ад!
В работу муж отправился,
Молчать, терпеть советовал:
Не плюй на раскаленное
Железо - зашипит!
Осталась я с золовками,
Со свекром, со свекровушкой,
Любить - голубить некому,
А есть кому журить!

Через много лет Матрена Тимофеевна вспоминает обиду, нанесенную мужем Филиппушкой (какого «со свечкой поискать») по наущению родни, - незаслуженные побои! Дальнейшая жизнь крестьянки выражается в нескольких словах:

Что не велят - работаю,
Как ни бранят - молчу.

Родня не хочет заступиться за нее даже перед господским управляющим, оставляя бедную женщину между «молотом» и «наковальней », обрекая самой решать свои проблемы - защищать свою чистоту и верность мужу и не навлечь на семью горя. Такой же недолгой радостью было рождение сына-первенца. Начиная рассказ о Демушке (глава IV), Некрасов прибегает к одному из поэтичнейших приемов народного песенного творчества - параллелизму, сравнивая мать, потерявшую первенца, с птицей, у которой грозою сожжено гнездо. «Запуганна, заругана» родней, Матрена Тимофеевна оставляет младенца на старого деда и идет в поле. Старик, уснув на солнышке, не доглядел, и ребенка загрызли свиньи.

Сноха в дому последняя,
Последняя раба!
Стерпи грозу великую,
Прими побои лишние,
А глазу с неразумного
Младенца не спускай!

Горе Матрены усугубляется еще и надругательством над телом погибшего малыша - вскрытием на глазах у матери, потому что она, убитая горем, не дала взятку. Единственный из родни, кто пытается утешить ее, «многокручинную, многострадальную» в непоправимом горе, - дедушка Савелий, которому она простит со временем его невольную вину. Он же и объяснит Матрене Тимофеевне безуспешность просьб о защите, тщетность каких-то надежд на лучшее, кратко назвав причину всех ее прошлых, настоящих и будущих мук:

Ты - крепостная женщина!
В исповеди крестьянки говорится и о ее нежелании жить:
Надумал свекор-батюшка
Вожжами поучить,
Так я ему ответила:
«Убей!» Я в ноги кланялась:
«Убей! один конец!»

Дальше мы видим что Матрена связывает свои беды и обиды не с конкретными людьми - после объяснения деда Савелия она как бы представляет себе какую-то большую темную силу, которую не побороть. Даже к родителям, ее всегдашним привычным защитникам, уже не обратишься:

Ехать сорок верст
Свои беды рассказывать,
Твои беды выспрашивать
Жаль бурушку гонять!
Давно бы мы приехали,
Да думы думу думали:
Приедем - ты расплачешься,
Уедем - заревешь!
Потом умирают родители.
Слыхали ветры буйные
Сиротскую печаль,
А вам нет нужды сказывать.

Мы видим, как крестьянка просто перечисляет дни и месяцы непосильного труда, придирок и унижений, перечисляет свои беды, привыкнув к ним, как и неизбежному злу:

…Некогда
Ни думать, ни печалиться,
Дай бог с работой справиться
Да лоб перекрестить.
Поешь - когда останется
От старших да от деточек,
Уснешь - когда больна…

Умирая, дед Савелий как бы подводит итог беспросветной жизни крестьянина:

Мужчинам три дороженьки:
Кабак, острог и каторга,
А бабам на Руси
Три петли: шелку белого,
Вторая - шелку красного,
А третья - шелку черного,
Любую выбирай,
В любую полезай!

Принимая судьбу как неизбежность, Матрена Тимофеевна находит в себе силы защитить детей, принимая на себя, как ей кажется, грех перед Богом, когда богомолка требует не кормить грудных детей по постным дням, и наказание плетью, когда ее сын, малолетний подпасок, скормил волчице овцу. Как первая искра протеста, загорается в ней сознание своей силы закрыть собой детей, постоять за близких, не дать беде согнуть:

Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу.

Сердце подсказывает Матрене картину жизни «без заступника», когда мужа собираются вне очереди забрать в рекруты. Как реальность, возможная беда встает перед глазами, и не столько за себя, сколько за детей волнуется мать:

…Голодные
Стоят сиротки-деточки
Передо мной… Неласково
Глядит на них семья,
Они в дому шумливые,
На улице драчливые,
Обжоры за столом…
И стали их пощипывать,
В головку поколачивать!..
Молчи, солдатка-мать!

Желая защитить их от неминуемой беды, от будущего сирот-побирушек при солдате-отце и бесправной по сельским законам матери

(Теперь уж я не дольщица
Участку деревенскому,
Хоромному строеньицу,
Одеже и скоту.
Теперь одно богачество:
Три озера наплакано
Горючих слез, засеено
Три полосы бедой),

Матрена Тимофеевна, будучи на сносях, в зимнюю ночь идет пешком в город просить губернатора о справедливости. Ее мольба, обращенная под звездным небом к Божьей Матери, - не заученные слова, не проявление тупой покорности и обреченности, а в чем-то и попытка сказать о себе, восстановить справедливость:

Открой мне, матерь божия,
Чем бога прогневила я?
Владычица! во мне
Нет косточки наломанной,
Нет жилочки натянутой,
Кровинки нет непорченой -
Терплю и не ропицу!
Всю силу, богом данную,
В работу полагаю я,
Всю в деточек любовь!
Ты видишь все, заступница!
Спаси рабу свою!..

В последние минуты перед родами Матрена Тимофеевна успевает обратиться к жене губернатора:

Как брошусь я
Ей в ноги: «Заступись!
Обманом, не по-божески
Кормильца и родителя
У деточек берут!»

Заступничество губернаторши, ее внимание и помощь Матрене и младенцу, счастливое разрешение судьбы Филиппа воспринимается в рассказе крестьянки, искренне благодарной вельможной барыне, все-таки как счастливый случай, а не типичное явление. Дальнейший рассказ крестьянки - снова перечень бед, свершившихся и предстоящих. Не утешает даже прекращение семейного гнета (очевидно, со смертью свекра и свекрови), потому что нет уверенности в будущем детей.

Ращу детей… На радость ли?
Вам тоже надо знать.
Пять сыновей! Крестьянские
Порядки нескончаемы -
Уж взяли одного!

Конец исповеди звучит уже не только рассказом-жалобой - крестьянка, может, еще несознательно, поднимается до вершин обвинения, защиты своего человеческого достоинства, своего женского я, сути матери, жены, любимой.

Дважды погорели мы,
Что бог сибирской язвою
Нас трижды посетил?
Потуги лошадиные
Несли мы; погуляла я,
Как мерин в бороне!..
Ногами я не топтана,
Веревками не вязана,
Иголками не колота…
По мне - тиха, невидима -
Прошла гроза душевна,
Покажешь ли ее?
По матери поруганной,
Как по змее растоптанной,
Кровь первенца прошла,
По мне обиды смертные
Прошли неотплаченные,
И плеть по мне прошла!

Хоть Матрена Тимофеевна и утверждает, что среди женщин нет и не может быть счастливых, мы видим перед собой человека, прославившегося за пределами своего села, человека, отважившегося самому изменить что-то в своей судьбе. Может, бунтарский дух деда Савелия зажег в ней эту искру гнева и самосознания, а поддерживала этот огонь всю жизнь горячая любовь к детям, мужу, которого на протяжении всего рассказа-исповеди она называет любовно и ласково Филиппушка. Знаю точно одно: поэту хотелось, чтобы таких, как Матрена Тимофеевна, было больше, и поэтому он назвал эту часть поэмы «Крестьянка» не именем главной героини.

краткое содержание других презентаций

«Некрасов «Русские женщины»» - М.Н.Волконская. Музыкальное сопровождение. Диалог. Дом Лавалей. Дом-музей Трубецких. П.Е.Анненкова. К.П.Ивашева. Граф Лаваль. Декабристка. Доводы генерала. Позади остался Петербург. Градация. Н.А.Некрасов. Образок. Заповеди семейной жизни. Образы России. Титры фильма. Ирина Купченко. Е.П.Нарышкина. Пленительные образы. Е.И.Трубецкая.

«Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»» - Народная молва приводит крестьян-правдоискателей в село Клин. Проблематика. Матрёна Тимофеевна. Жанровое своеобразие. Фольклор в поэме. Повторяем термины. Спор. Эпопея- художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи. Доля народа, счастье его, свет и свобода прежде всего. Н.А. Некрасов Особенности поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Положение русского народа. Характеристика главных образов.

«Крестьянские дети» - Стихи для детей. Картины Маковского. Счастливый народ. Детство. Грибные набеги. Красное детство. Н. А. Некрасов. Поэт-охотник. Мужичок с ноготок. Некрасов. Крестьянские дети. Страсть к охоте и творчество. Детство на Волге. Родные места. Зависть. Образы крестьянских детей.

«Произведения Н.А.Некрасова» - Цикл стихов. Лирический герой. Литературный цвет. Свобода. Я не люблю иронии твоей. Праздный народ. Добрый папаша. Дороженька. Насмешливый ум. Размышления у парадного подъезда. Нравственный человек. Тройка. Некрасов Николай Алексеевич. Литературный салон Панаевых. Железная дорога. Хороший повар. Мысль о бесправии. Некрасов. Вред. Народ. Мотивы лирики Некрасова. Герой. Муза Некрасова. Хлеб. Бестолковые люди.

«Некрасов «Крестьянские дети»» - Поэт ввёл в произведение голоса многих ребят. Рассмотрим портрет кисти художника Венецианова А.Г «Захарка». Довольно, Ванюша. Цели урока. Работа с текстом. Положим, крестьянский ребёнок свободно растет, не учась ничему. О, милые плуты. Крестьянские дети. Автор любит детей. Работа с учебником.

«Поэма «Кому на Руси жить хорошо»» - Дворовый человек. Пир на весь мир. Каменотес-олончанин. Мужик с одышкою. Весенний пейзаж. Счастье. Глава «Крестьянка». Биография Якима. Савелий. Горькое время. Дьячок. Волнующий вопрос. Семья мужа. Революционный оптимизм. Почёт. Оборванные нищие. Путь Гриши. Счастье в девках выпало. Решение находится неожиданно. Художественные детали. Крестьянин-белорус. Эпопея. Герои поэмы путешествуют по земле русской.

Тест по творчеству Некрасова (10 класс) 1 ВАРИАНТ 1) Некрасова звали а) Иван Алексеевич б) Алексей Николаевич в) Сергей Алексеевич г) Николай Алексеевич

2) Некрасов а) совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»б) участвовал в обороне Севастополя в) был редактором журнала «Современник» г) был влюблен в П. Виардо

3) Некрасов учился а) в Царскосельском Лицее б) в Нежинской гимназиив) в Московском университете г) в Петербургском университете

4) Произведение «Кому на Руси жить хорошо» а) роман-эпопея б) рассказ-эпопея в) поэма-эпопея г) повесть-эпопея

5) Какое произведение не принадлежит Некрасову: а) «Железная дорога» б) «Невский проспект» в) «Памяти Добролюбова г) «Русские женщины»

6) Какую деревню не упомянули в «Прологе» поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? а) Заплатово б) Дырявино в) Неурожайка г) Безруково

7) Кого искали мужики в поэме «Кому на Руси жить хорошо»? а) счастливого б) богатого

в) ученого г) скатерть-самобранку

8) Кто из животного мира помог мужикам в «Прологе» поэмы «Кому на Руси жить хорошо», подарил им скатерть-самобранку? а) лисица б) волк в) пеночка г) синичка

9) Кто в поэме счастьем считал «покой, богатство, честь»? а) помещик Оболт-Оболдуев б) поп в) Григорий Добросклонов г) князь Утятин

10) Действие «Кому на Руси жить хорошо» происходит а) в Москве б) в Калинове в) «в каком селе – угадывай» г) в Петербурге

11)Черты какого жанра использует Некрасов в «Прологе» «Кому на Руси жить…»? а) былины б) песни в) бывальщины г) сказа

12) Кто из героев «Кому на Руси жить хорошо» в прошлом был каторжником? а) Савелий б) Ермила Гирин в) Яким Нагой г) Гриша Добросклонов

13) Какова доля русской женщины, представленная в поэме «Кому на Руси…» а) женская доля так же тяжела, как мужская б) женская доля тяжелее мужской в) женская доля легче мужской г) женщина вообще никакой доли не имеет

14) Кого Некрасов называет счастливым в поэме «Кому на Руси жить хорошо»? а) купчину толстопузого б) Григория Добросклонова в) попа г) мужиков

15) Кто из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» прямо не участвует в действии? а) Савелий б) Яким Нагой в) Ермил Гирин г) Одинцова

16) Кто рассказал о себе:"Семья была большущая,Сварливая... попала я С девичьей холи в ад!В работу муж отправился,Молчать, терпеть советовал…»? а) Матрена Тимофеевна б) Ненила Власьевна в) княжна Переметьева г) старуха старая, рябая, одноглазая

17) О каком персонаже идет речь? Осанистая женщина,Широкая и плотная,Лет тридцати осьми.Красива; волос с проседью,Глаза большие, строгие, а) проворная Орефьевна, бурмистрова кума б) Ненила Власьевна в) княжна Переметьева г) Матрена Тимофеевна

18) Как называется литературное направление, возникшее в русской литературе в 30-40 годы XIX века, стремящееся объективно изобразить окружающую действительность?

Тест по творчеству Некрасова (10 класс) 2 ВАРИАНТ 1) Годы жизни Н Некрасова: а) 1814 - 1841 б) 1809 - 1852 в) 1821 - 1877 г) 1799 - 1837

2) В жизни Некрасова а) была ссылка на Кавказ в действующую армию б) были испытания в Петербургском университете (вопреки воле отца), которые он не выдержал в) было стихотворение, написанное за сутки до смерти А.С. Пушкина г) было произведение, сожженное из-за жестокой критики

3) Некрасов учился в а) Петербургском университете б) Царскосельском лицее в) Нежинской гимназии г) Симбирском университете

4) Поэма «Кому на Руси жить хорошо» создавалась а) два года б) пять лет в) десять лет г) двадцать лет

5) Какое произведение не принадлежит Некрасову: а) «Дворянское гнездо» б) «Памяти Добролюбова» в) «Железная дорога» г) «Русские женщины»

6) Произведение «Кому на Руси жить хорошо» а) рассказ-эпопея б) поэма-эпопея в) роман-эпопея г) повесть-эпопея

7) Сколько мужиков встретились на «столбовой дороженьке» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»? а) пять б) шесть в) семь г) десять

8) В какой главе «Кому на Руси жить хорошо» это происходит: «Роман тузит Пахомушку,/Демьян тузит Луку. /А два братана Губины /Утюжат Прова дюжего» а) «Пролог» б) «Поп» в) «Счастливые» г) «Помещик»

9) Кого первого встретили мужики из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? а) купчину толстопузого б) помещика в) крестьянку, Матрену Тимофеевну г) попа

10) Кто сказал: «Напутствуешь усопшего/ И поддержать в оставшихся/ По мере сил стараешься/ Дух бодр! А тут к тебе/Старуха, мать покойника,/
Глядь, тянется с костлявою, / Мозолистой рукой…»? а) поп б) купец Алтынников в) Оболт-Оболдуев г) князь Утятин

11) В какой главе «Кому на Руси жить хорошо» происходило? А день сегодня праздничный,/Куда пропал народ?/Идут селом - на улице/Одни ребята малые,/В домах - старухи старые… а) «Пролог» б) «Поп» в) «Сельская ярмонка» г) «Счастливые»

12) Какую роль в поэме «Кому на Руси жить хорошо» играет образ Якима Нагого? а) показывает трудолюбие русского крестьянства б) показывает роль красоты в жизни русского крестьянства в) показывает роль юродивого в жизни русского крестьянства г) показывает протест русского крестьянства

13) Какие черты помещичьего класса не отразились в образе Оболта-Оболдуева? а) глупость б) любовь к родине в) мудрость г) вседозволенность

14)) Кому адресованы строки: «Ему судьба готовила/ Путь славный, имя громкое/ Народного заступника/ Чахотку и Сибирь» а) Григорию Добросклонову б) Ермилу Гирину в) Якиму Нагому г) деду Савелию

15) Кто из героев поэмы говорит о себе: «"Клейменый, да не раб!"? а) Яким Нагой б) Григорий Добросклонов в) Ермил Гирин г) Савелий

16) Чья портретная характеристика? И сам на землю-матушку Похож он: шея бурая, Как пласт, сохой отрезанный, Кирпичное лицо, а) Яким Нагой б) Григорий Добросклонов в) Ермил Гирин г) Савелий

17) Принципы какого литературного направления определяют особенности созданной Н. Некрасовым картины мира?


18) Кто счастлив в поэме? Какой герой является народным заступником?

ОТВЕТЫ:

1 вариант
1-г, 2-в, 3-г, 4-в, 5-б, 6-г, 7-а, 8-в, 9-б, 10-в, 11-г, 12-а, 13-б, 14-а, 15-б, 16-г, 17-а, 18-г, 19-"Памяти Добролюбова", 20-реализм
2 вариант
1-в, 2-б, 3-а, 4-г, 5-а, 6-б, 7-в, 8-а, 9-г, 10-а, 11-в, 12-б, 13-в, 14-а, 15-г, 16-а, 17-а, 18-г, 19-"Элегия", 20-реализм