Семья

Как внешний вид влияет на поведение человека. Влияние одежды на отношения между людьми и отношение к себе. Украшения и способы украсить тело

Нэпп М., Холл Дж.

Функции одежды

Чтобы понять соотношение между стилем одежды и актом коммуникации, необходимо представлять себе разнообразные функции, которые может выполнять одежда. Она может украшать, защищать (и физически, и психологически), привлекать сексуального партнера, помогать самоутвердиться или, наоборот, свидетельствовать о самопожертвовании, может скрывать что-то, выдавать принадлежность к группе людей определенной национальности и вероисповедания, а также указывать на положение в обществе и социальную роль. Так как в любой культуре существуют общепризнанные правила относительно сочетания определенных цветов и стилей одежды, одежда также может показывать, что носящий ее знает об этих правилах.
Когда влюбленные носят одинаковую или сочетающуюся по цвету и стилю одежду, она воспринимаемся как зримое свидетельство их близости. Бесчисленные исследования посвящены одежде, указывающей на принадлежность к определенной национальности или на вероисповедание.
В ходе одного старого, но ставшего классическим исследования была проверена способность хорошо одетых людей влиять на ничего не подозревающих прохожих и заставлять их нарушать правила движения. Лефковиц, Блейк и Мутон (Lefkowitz, Blake & Mouton, 1995) обнаружили, что пешеходы гораздо чаще переходили дорогу около перекрестка на красный свет, если другой человек делал это до них, и особенно охотно они нарушали правила, если одежда этого человека указывала на его высокое положение в обществе.
Результаты других исследований показывают, что люди гораздо охотнее выполняют различные просьбы (разменивают купюру, берут распространяемые листовки, подробно объясняют дорогу, возвращают деньги, забытые в телефонной будке), если человек, просящий их об этом, одет в соответствии с ситуацией или же так, что его внешний вид свидетельствует о более высоком социальном статусе (Fortenberrv, MacLean, Morris & O"Connell, 1978; Levine, Bluni & Hochman, 1998). Например, в ходе исследования Бикмана (Bickman, 1974 а, 1974 b) четыре ассистента под различными предлогами остановили на улицах Бруклина 153 человека. Исследователи были одеты в костюмы служащего (спортивная куртка, галстук), молочника (форменная куртка, белые брюки, бутылки с молоком) и военного (форма, значок, ордена, без оружия). Исследователи просили прохожих подать им сумку, помочь кому-то другому опустить монету в счетчик на парковке или же встать на другом конце автобусной остановки. В каждом случае исследователям, одетым в военную форму, уступали гораздо охотнее - собственно говоря, 83% людей, которых попросили опустить монету в счетчик, повиновались, даже когда человек, одетый в военную форму, уходил с места действия. Вообще униформа действительно помотает другим людям определить род деятельности того, кто ее носит, и эта информация может повлиять на их мнение. В ходе акции общественного обслуживания одна и та же женщина, одетая в костюм медсестры и в обычный деловой костюм, просила людей сделать пожертвования в фонд борьбы с лейкемией. По мнению тех, к кому обращались с просьбой, медсестра была более компетентна в этом вопросе, и, следовательно, получала больше пожертвований (Lawrence & Watson, 1991). Полицейские, которые носят форму, предполагают, что она поможет им успешнее влиять на людей, однако это не всегда так, поскольку их работа предполагает различные цели. Но может ли одна и та же форма одновременно выражать дружелюбие и готовность помочь и властное требование соблюдать закон (Young, 1999)? Адвокатам давно известно, что стиль одежды клиентов может положительно воздействовать на мнение судьи или присяжных. Адвокаты иногда даже рекомендуют не состоящим в браке подзащитным надеть на палец обручальное кольцо, чтобы предотвратить возможное предубеждение против неженатого мужчины или незамужней женщины.

Одежда как источник информации о человеке

Невозможно составить список информации, которую всегда передает одежда: такой список варьировал бы в зависимости от каждого отдельно взятого человека, этнической группы, к которой он принадлежит, периода времени (как времени суток или сезона, так и исторической эпохи), региона, в котором он живет, и т. д. Подобную задачу еще усложняет тот факт, что любой предмет одежды можно носить так, что он будет передавать различные оттенки значения. Фасон галстука может свидетельствовать об искушенности и положении в обществе, но способ, которым он завязан (туго или слабо), или то, как его носят (например, перекинутым через плечо), может передавать иную информацию.
К качествам, информацию о которых может передавать одежда, относятся пол, возраст, национальность, отношение к партнеру (например, одинаковые свитеры), социально-экономический статус, принадлежность к определенной группе людей, род деятельности и положение в обществе, настроение, личное обаяние, пристрастия, интересы и ценности. Одежда также определяет поведение, которого мы ожидаем от того, кто ее носит. Когда наше внимание направлено на человека, которого мы хорошо знаем, это знание повлияет на то, как мы воспримем его одежду. К примеру, резкую перемену в стиле его одежды мы можем объяснить временной сменой настроения, а не переменами характера. Очевидно, точность подобных суждений может существенно различаться: более конкретные характеристики, например пол, возраст и социально-экономический статус, можно установить с большей достоверностью, чем более абстрактные качества, например пристрастия, ценности и свойства характера. За последние годы футболка с надписью превратилась в средство передачи информации, которую было бы труднее воспринять иным способом.

Влияние одежды на человека

До этого момента мы утверждали, что стиль одежды может нести определенную смысловую нагрузку, и что люди, с которыми мы общаемся, будут по-разному реагировать на эту информацию. Но как влияет одежда на того, кто ее носит? По мнению некоторых исследователей, одежда помогает человеку почувствовать удовлетворение от своего внешнего вида, приблизиться к его собственному идеалу. Например, Гиббинс (Gibbins), работая с 15-16-летними девочками, обнаружил, что для них существовала взаимосвязь между одеждой, которая им нравилась, и идеальным, на их взгляд, внешним видом. Стиль одежды они воспринимали как способ передачи определенной информации, и понравившийся внешний облик «зависел от того, до какой степени эта передаваемая информации совпадала с идеальным представлением человека о себе» (Gibbins, 1969). Еще одно любопытное открытие показывает, что существует потенциальная взаимосвязь между одеждой, которую носит человек, и его самооценкой. Мальчики-старшеклассники, которые получали высокие баллы на экзаменах, но носили одежду, которую их сверстники считали «неподходящей», как выяснилось, получали более низкий итоговый балл, чем те, кто носил «подходящую» одежду (Hamilton & Warden, 1966). Последние также меньше конфликтовали с окружающими и чаще принимали участие в общешкольной деятельности. Следовательно, стиль одежды может диктовать или отвергать определенные правила поведения при общении. Новый костюм может вызвать чувство радости и веселья; человек может чувствовать себя неуверенно в тесной обуви; уверенность в себе может возникнуть, даже если одеться в «неподходящую» одежду, - это часто справедливо в отношении подростков, которые пытаются найти собственный стиль. Некоторые преподаватели-аспиранты надевают на занятия строгие костюмы, чтобы подчеркнуть дистанцию между собой и студентами, которые зачастую почти одного с ними возраста. Многие отмечают, что такая одежда помогает им почувствовать себя увереннее при общении со студентами, однако эта же одежда, похоже, относительно мало влияет на мнение студентов о преподавателе, в отличие от его поведения (Gorham, Cohen & Morris, 1999; Roach, 1997).
Результаты исследований, изучавших разные типы униформы команд Национальной хоккейной лиги и Национальной футбольной лиги, ясно показали, что одежда одновременно влияет и на человека, который ее носит, и на человека, который с ним общается. Выяснилось, что команды в черной спортивной форме оказались в своих лигах почти чемпионами по количеству полученных штрафных ударов, а команды, которые носили форму другого цвета и переменили ее на черную, стали после этого получать больше штрафных. Авторы предполагают, что игроки в черной форме кажутся себе более агрессивными, а это в сочетании с тем, что судьи воспринимают их точно так же, и ведет к большему количеству пенальти (Frank & Gilovich, 1988).
В последние годы очень много внимания уделяется вопросу о ношении школьной формы. Один из самых общепринятых аргументов в ее пользу гласит, что стиль одежды изменяет самооценку человека и, следовательно, влияет на его поведение. Подробное исследование, объектами которого стали ученики старших классов, не выявило никакой прямой связи между ношением школьной формы и употреблением наркотиков и алкоголя, посещаемостью и проблемами с поведением и продемонстрировало отрицательное влияние формы на успеваемость школьников (Brunsma & Rockquemore, 1998). На некоторых учеников школьная форма действительно действует как мера дисциплины и контроля и является символом единства школы, однако нельзя ожидать, что ношение формы уладит все проблемы поведения трудных подростков. Введение школьной формы само по себе, без стараний как самих учащихся, так и родителей, едва ли особенно повлияет на дисциплину.

Одежда и свойства характера

Розенфельд и Плекс (Rosenfeld & Plax, 1977) поставили своей целью определить, соответствует ли отношение человека к определенным стилям одежды каким-либо свойствам характера. В ходе исследования был опрошен 371 человек. Мужчинам и женщинам было предложено заполнить опросник, содержавший вопросы об их отношении к одежде, а также пройти большое количество тестов, определяющих свойства характера. Затем результаты этих тестов были соотнесены с четырьмя вариантами отношения человека к одежде из предложенного испытуемым опросника. Эти результаты приведены ниже в следующем порядке: от мужчин к женщинам, и от высокого количества набранных баллов по каждому из вариантов к низкому.

1. Сознательный выбор одежды. («Мои знакомые всегда замечают, что на мне надето».)

Мужчины, набравшие высокое количество баллов, обладали уравновешенным характером, были сдержанны, с уважением относились к авторитетам, обычаям и традициям. Они невысоко оценивали красоту, внешний облик и дружбу и считали, что людьми легко управлять.
. Женщины, набравшие высокое количество баллов, были сдержанны, но при этом беспокойны, преклонялись перед авторитетом, по натуре были добры, сострадательны, преданы друзьям.
. Мужчины, набравшие низкое количество баллов, были агрессивны, независимы по натуре и полагали, что людьми трудно управлять.
. Женщины, набравшие низкое количество баллов, обладали сильным и независимым характером и ясным мышлением, стремились доминировать и не стремились вступать в гетеросексуальные отношения и управлять другими людьми.

2. Эксгибиционизм. («Мне нравятся купальники без верха и узкие плавки, и я не возражаю против того, чтобы такое надеть».)

Мужчины, набравшие высокое количество баллов, были агрессивны, уверены в себе, общительны, безжалостны, не способны на сильную привязанность; им была свойственна переменчивость настроения и импульсивность, и они редко воспринимали себя как семейных людей.
. Женщины, набравшие высокое количество баллов, были решительны и независимы от окружающих, а также были высокого мнения о собственной значительности и морально-этических ценностях.
. Мужчины, набравшие низкое количество баллов, остерегались выдать свои подлинные чувства, редко воспринимали себя как семейных людей и полагали, что людьми легко управлять.
. Женщины, набравшие низкое количество баллов, были по натуре застенчивы, искренни, расположены к другим людям, терпеливы и не стремились вступать в гетеросексуальные отношения, Им также была свойственна независимость.

3. Практичность. («Когда я покупаю одежду, я больше думаю о практичности, чем об элегантности».)

Мужчины, набравшие высокое количество баллов, были сдержанны, предусмотрительны, непокорны по натуре, не чувствовали удовлетворенности собственной жизнью, не стремились заводить друзей, поддерживать отношения с окружающими и получать одобрение и признание со стороны авторитетов.
. Женщины, набравшие высокое количество баллов, были умны, уверенны в себе, способны увлекаться и общительны, а также остерегались выдать свои подлинные чувства. Им было свойственно чувство превосходства, однако они не стремились занимать главенствующее положение.
. Мужчины, набравшие низкое количество баллов, стремились добиться успеха, были серьезны, обладали сложившимся и сильным характером; им был свойственен аналитический склад мышления, и они старались предугадать, как поведут себя другие люди в различных ситуациях.
. Женщины, набравшие низкое количество баллов, были эгоцентричны и независимы от других людей.

4. «Модельер». («Мне бы хотелось стать модельером».)

Мужчины, набравшие высокое количество баллов, были добры и открыты по натуре, стремились помочь окружающим, обладали импульсивным характером, могли быть раздражительными и требовательными, но и уступчивыми. Они беспокоились относительно того, как воспринимают их поведение окружающие люди.
. Женщины, набравшие высокое количество баллов, были нелогичны, не способны к критике, обладали стереотипным мышлением, были порывисты, эмоциональны и полны энтузиазма.
. Мужчины, набравшие низкое количество баллов, обладали авантюрными наклонностями и беспокойным нравом, были эгоцентричны и недовольны жизнью. Им было свойственно чувство превосходства над другими людьми, и они не стремились иметь друзей.
. Женщины, набравшие низкое количество баллов, были по натуре деятельны, находчивы и настойчивы, обладали ясным мышлением, но легко терялись при давлении со стороны окружающих. Они полагали, что людьми легко управлять, и пессимистично воспринимали собственное будущее в отношении работы и карьеры.

Украшения и способы украсить тело

Люди часто украшают себя различными способами: при помощи знаков, татуировок, масок, серег и драгоценностей. При обсуждении стилей одежды следует принимать во внимание эти украшения, поскольку они также потенциально способны нести определенную информацию. Кольцо, которое носится на определенном пальце, значки студенческой или какой-либо иной организации, приколотые в определенной последовательности, или серьга, которая носится в правом или левом ухе, все это может передавать определенную информацию о характере отношений человека с другими людьми и о том, как сам он себя воспринимает.
Известно, что во всем мире люди украшают свое тело и изменяют его самыми разными способами. Иногда на тело наносятся шрамы или краска, а иногда его специально деформируют. Если бинтовать ноги ребенка, изменится строение костей. В нашем обществе многим мальчикам делают обрезание, а в последние годы среди молодежи все более популярным становится пирсинг разных частей тела. Широко используются также татуировки (Sanders, 1989).
Кроме того, нам известно, что иногда окружающие бурно реагируют на какой-либо предмет одежды или украшение, например на очки или помаду. Однако, хотя первоначально такие элементы могут сильно бросаться в глаза, другие детали внешности и речевое поведение вскоре помогут сформировать общее впечатление, таким образом, уменьшая эффект какой-либо одной черты.

Нэпп М., Холл Дж. Невербальное общение. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. С. 128-131.

Мы знаем, что по внешнему виду можно многое сказать о человеке: его образе жизни, привычках, вкусе. Другими словами, один раз взглянув, мы можем составить общее впечатление о человеке. Но так ли точно работает это правило в обратную сторону? И можно ли, изменив внешность, поменять что-то внутри? Разбираемся в этом вопросе с помощью психолога Елены Полянской.

Встречают по одежке

Одежда – один из невербальных способов общения человека, манифестация его взглядов, настроений и желаний, посыл и позиционирование себя в социуме. Одежда отражает вкус и уровень развития, социальный, культурный и духовный статус, темперамент, характер и психотип. Насколько гармоничен образ, насколько точно он соответствует сущности человека, настолько хорошо человек себя чувствует в этой одежде и может быть правильно понят. Люди в большинстве своем даже не осознают, насколько много они рассказывают о себе своим внешним видом. Ведь 80% информации о других они считывают невербально.

Поэтому уделять пристальное внимание выбору одежды – важно. Но еще более важно чувствовать себя комфортно, ведь даже в самом шикарном платье, опустив плечи и взгляд, ссутулившись от неудобства, вы не будете выглядеть на все сто. Чтобы сохранить естественность, приучать себя одеваться красиво следует постепенно и фундаментально.

Как заставить имидж работать на себя?

Имидж – это не просто опрятный внешний вид, это сложный длительный процесс, включающий в себя постоянное самообразование, развитый интеллект, эрудицию, хорошие манеры, стиль, образ мышления. Это этикет. Создавая себе тот или иной имидж, личность человека сливается с внешностью. Костюм, прическа, макияж, часы, украшения, туалетная вода, гигиена, походка, тело, общение – все это ключевые слова при создании имиджа. Помните, что созданный положительный имидж немедленно принесет свои плоды – отношение к вам просто не может быть плохим. Поэтому, каждый день, детально продумывая свой образ, не только внешний, но и в, вы формируете положительный имидж, который рано или поздно даст свои плоды.

Насколько гармоничен образ, насколько точно он соответствует сущности человека, настолько хорошо человек себя чувствует в этой одежде и может быть правильно понят. Люди в большинстве своем даже не осознают, насколько много они рассказывают о себе своим внешним видом.

Почему так важно поднимать самооценку

Все мы родом из детства, именно в детстве, с самых первых моментов жизни, начинает строиться по кирпичикам наша самооценка. Отношение к ребенку родителей принимается им и становится его отношением к себе.

Казалось бы, при чем тут внешность? Существует ряд исследований на тему выявления взаимосвязи внешности ребенка и оказываемого ему внимания со стороны родителей. Так, выяснилось, что более симпатичные внешне дети были чаще обласканы и окружены вниманием и заботой взрослых, тогда как менее привлекательный ребенок чуть реже обращает на себя внимание.

Отсюда вывод, что ребенок, в нашем случае девочка, которая была одарена с детства заботой и вниманием, не опускает планку и ожидает того же от окружающих. Она не будет позволять относиться к себе несообразно тому, что она получала в детстве и в окружении чего выросла. Однако это не означает, что девочки, которые внешне не победили в эволюционной борьбе за красоту, должны опустить руки и смириться с таким положением дел. В настоящее время красотой является не столько врожденные внешние данные, сколько целенаправленные действия, чтобы этой красоты достичь. И такая красота будет цениться выше, так как работа начинается с души, с развития себя внутренне, – тогда и внешность начнет преображаться.

Анатолий Антонов, заведующий кафедрой социологии МГУ:

Что считать красотой? Это ведь тоже проблема. Вот феминистки разрабатывают новое направление – социология телесности. Там они выстраивают культ тела, связывая его с сексуальностью и успешностью. Но более древние науки – социология, философия, история – говорят о человеке в целом. О том, что должна быть гармония души и тела. И даже чаще говорят о победе духа над телом.

Если желание что-то изменить стало навязчивой идеей

На Востоке говорят: «Песок не в пустыне, он – в голове бедуина». То же самое можно сказать об отношении человека к своему телу и лицу. И когда человек стремится что-нибудь изменить в своей внешности, он, прежде всего, желает изменить свою жизнь, надеясь на то, что с новой фигурой или новым носом у него появится и новая судьба. Неуверенность в себе – это настоящая проблема, которая вполне может «наградить» некрасивую форму носа ответственностью за неудачную личную жизнь или неприятности на работе.

Как показывает практика, общая неудовлетворенность собой – это коварный враг, который временно может отступить благодаря испытываемой первое время эйфории от новой формы губ. Но потом обязательно вернется – именно этим можно объяснить навязчивое желание женщин что-то с собой сделать: часто менять цвет волос, постоянно садиться на диеты, регулярно делать хирургические манипуляции. Постоянно возникающее желание изменить внешность может быть следствием не только недовольства собой, но и неудовлетворенностью своей жизнью или какой-то ее частью. В этом случае лучше действительно обратиться к психологу, который поможет разобраться с причинами и поднятием самооценки.

Учимся любить себя

Для поднятия самооценки вам нужно ее осознанно формировать. Люди очень часто бывают несправедливыми. Вы сделали работу плохо – вас начнут упрекать в этом, сделали на отлично – вас обязательно упрекнут еще в чем-то. В осознанном поднятии самооценки вам помогут некоторые приемы.

  1. Зеркало

В тот момент, когда вы смотрите на себя в зеркало, говорите себе самое хорошее, все то, за что вы себе благодарны, что вам в себе нравится, за что вы себя любите. Обязательно улыбайтесь себе. Постарайтесь увидеть в себе как можно больше положительных черт. И постепенно ваше мнение о себе изменится.

  1. Создать положительный образ самого себя и постоянно держать его в голове

Суть этого приема заключается в том, что вы должны создать положительный образ самого себя, а затем начать носить этот образ в своей голове. Создайте этот образ как можно детальнее. Чем более ясным и четким будет ваш образ, тем быстрее он воплотится в действительность. Опишите, каково ваше поведение в различных ситуациях, опишите черты своего характера, манеру одеваться. После этого начните прокручивать созданный образ в голове. Важно, чтобы это был образ не какого-то киногероя, который восхищает вас, а именно ваш!

Живите, руководствуясь собственными желаниями. Люди, которые постоянно делают то, что от них требуют другие, никогда не узнают, как поднять самооценку. Они привыкли следовать чужим целям, живя не своей жизнью. Занимайтесь тем, что вам нравится. Работайте там, где чувствуете уважение и можете реализовать свои способности.

  1. Список желаний

Напишите список своих целей и позитивные качества, которые помогут достичь этих целей. Также создайте список качеств, которые являются преградой к достижению целей. Таким образом, вы поймете, что ваши неудачи являются следствием ваших поступков, а ваша личность здесь ни при чем.

  1. Не старайтесь всем угодить

Живите, руководствуясь собственными желаниями. Люди, которые постоянно делают то, что от них требуют другие, никогда не узнают, как поднять самооценку. Они привыкли следовать чужим целям, живя не своей жизнью. Занимайтесь тем, что вам нравится. Работайте там, где чувствуете уважение и можете реализовать свои способности.

  1. Не следует сравнивать себя с другими людьми

Вокруг вас всегда найдутся люди, которые в различных аспектах будут хуже или лучше вас. Постоянное сравнение просто заведет вас в глухой угол, где вы со временем можете не только получить низкую самооценку, но и совсем потерять уверенность в себе. Помните: вы уникальная личность. Найдите свои достоинства и недостатки и научитесь использовать их в зависимости от ситуации.

Обтягивающая, короткая, прозрачная одежда развращает человека. Обычно такую одежду носят душевно травмированные люди с низкой самооценкой. Тем самым они получают компенсацию за счет привлечения сексуального внимания.

Рваные, асимметричные линии, разрезы на одежде вносят дисгармонию в образ человека, как бы разрывая или разрезая его энергетику.

Длинные платья и юбки помогают женщине раскрыть свою женственность. У них есть одно удивительное свойство - они как будто созданы специально для того, чтобы собирать женскую энергию с земли. У женщины, которая носит длинные юбки и платья, меняется характер, она становится более мягкой и спокойной, у многих восстанавливается здоровье, улучшается гормональный фон.

И наоборот, когда женщина носит брюки, штаны или джинсы, это может привести к гормональному сбою. У женщин в брюках даже походка меняется.

☝Одежда с заниженной талией на юбках или брюках, способна причинить серьезный вред здоровью, так как она всё перетягивает как раз в той области, где у женщины находится самый главный орган - матка, в следствие чего нарушается кровообращение, и может привести к серьезным последствиям по-женски. А привлечение внимания к этим зонам, отнимает у женщины самое ценное - ее женскую энергию.

☝Кроме того, у женщин, которые носят такую одежду накапливается жир в области талии и бедер, это происходит во-первых, из-за перетягивания, во-вторых организм таким образом защищается от переохлаждения.

Зная как одежда влияет на человека, Вы сможете не только выбрать свой стиль, но и наладить внутреннюю Гармонию.

☝Чем короче у девушки юбка и чем сильнее стремление показать всем свои «прелести», тем меньше в девушке пробуждённого разума, духовности и нравственности.
Русские девушки — никогда короткие юбки и откровенные одежды не носили. Потому что берегли свои тела от чужих глаз. Девушки берегли и хранили свои тела для одного единственного. А сейчас, телевидение, журналы, фильмы, клипы, тусовки и «мода» — постепенно превращают девушек в безнравственных особей женского пола.

В северных областях России отмечены такие народные названия вышитых женских рубах, как «исцельная», и т.п.

Не исключено, что происхождение названия связано не только с особенностями кроя рубахи из цельного (нерезаного) полотна, но и отражает магические свойства, которыми наделялась эта одежда. Известны многочисленные факты использования одежды в магических обрядах исцеления больных людей. Так, многие обряды «смывания» болезни в бане, водоёме или обряд «перепекания» больного ребёнка завершались одеванием новой рубахи - как правило, расшитой. Повсеместность убеждённости в целительной силе узоров в конце XIX - начале XX вв. заставляет нас предположить наличие объективного энергоинформационного воздействия орнамента на организм человека, независимо от убеждения и веры последнего в его эффективность.

Наличие такого воздействия подтверждается несложным опытом. Пробы водного раствора светоразлагаемого красителя (метиленовый синий) одинаковой концентрации были поставлены нами на разные по смыслу части прорисовки орнаментальной композиции подола женской pyбахи из Вологды так, чтобы на них равномерно падал яркий солнечный свет. По истечении трёх недель визуально явственно наблюдалась разная степень осветления раствора помещённого на различных частях узора.

Поиски возможного механизма действия народных текстильных узоров геометрического типа заставили нас обратить внимание на так называемое «правило равновеликости фона и узора», которое древние мастера строго соблюдали где-то до рубежа XV-XVI вв., и которое до сих пор сохраняется в техниках браного тканья поясов и ручной вязки одежды на Русском Севере. Состоит оно в следующем: площадь фона («Земли», по терминологии Смоленской области) и узора («Неба») символом должны быть равны. Технологически такое исполнение узора обеспечивалось соответствующей заправкой нитей основы на сволочок (ниту), бёрдышко или кружки (дощечки); техникой браного тканья на кроснах, народной вышивки «в набор»; ручного вязания с началом в 3 петли фона на 3 петли узора. При внимательном рассмотрении таких узоров у наблюдателя возникает эффект объёмного зрения (наблюдение к.т.н., акад МАДЕНМ А.Н. Комиссарова).

Пытаясь понять механизмы возникновения этого эффекта, мы обнаружили закономерности в пропорциональных соотношениях частей узора между собой. Они связаны с правилом равновеликости фона и узора и позволяют объективно сравнивать между собою символы различной формы.

Нами с помощью терапевтического аппарата «ДиаДЭНС» (производство Екатеринбург, Россия) по методу Фолля проведены замеры изменения потенциалов БАT, отвечающих за состояние определенных меридианов (контрольно-измерительные точки) до и во время контакта с рисунками народного орнамента той области человеческого тела, которая прилегает к органу, связанному с исследуемым меридианом. Для исключения психосоматического воздействия узора, исследования были построены таким образом, что испытуемые не могли видеть тестируемых рисунков.

Измерения показали способность конкретных узоров нормализовывать параметры БАТ отдельных меридианов и, следовательно, благотворно воздействовать на функционирование связанных с ними внутренних органов человека. Так, максимальная разница между показаниями прибора до и в ходе наложения рисунка «крючки (лебеди)» в проекции верхней части лёгких и бронхов составила в одном из случаев сорок единиц - от значения «конечная дегенерация органа» до «нормы». Данную зону человеческого тела в женском народном костюме закрывают части рубахи под названием «полики» и «оплечье», для украшения которых часто использовался именно этот узор.

Согласно нашим данным, чётко выделяются группы узоров с характерными ритмическими рядами, управляющие функционированием центральной нервной системы, лёгких, сердца, печени, желудочно-кишечного тракта, а также зоной солнечного сплетения. Ни одного случая отрицательного воздействия народного орнамента на организм испытуемых зафиксировано не было.

----------------

Реферат по психологии на тему

Человек как объект восприятия: одежда

1. Введение

2. Стили одежды

3. Цвет одежды

4. Заключение

5. Список литературы

Введение

Одежда, как фактор, от которого зависит первое впечатление.

Одежда – вот первое, на что мы обращаем внимание, увидев человека первый раз. Одежда оказывает влияние на восприятие носящего ее человека на стадии первого впечатления. Особенно велика роль одежды при кратковременных контактах. С одежды начинается формирование первого впечатления, даже если через некоторое время мы забыли, во что человек был одет.

Манера одеваться в значительной мере определяется индивидуальными психологическими особенностями человека. Поэтому одежда человека должна отвечать его внутреннему содержанию.

Внешний вид может много сказать о человеке. Как показывают социологические исследования, в 85 случаях из 100 первые впечатления о людях создаются их внешним видом. Итак, даже умному порядочному человеку следует быть внимательным к своему виду, если он хочет иметь добрые отношения с окружением.

В прошлые времена одежда отображала принадлежности человека к определенной социальной группе, профессии. Во многих случаях форма одежды строго регламентировалась. Особенно суровые требования были при дворах.
В наше время требования к одежде не такие категоричные. Но и теперь в развитых демократических странах, руководители фирм, офисов придают большое значение внешнему виду своих работников. Практика показывает, что к аккуратно одетым людям оказывается более внимательное отношение окружающих.

Ныне модная одежда более демократическая. Каждый может одеваться, как он считает за нужное. Но именно это делает человека ответственным за свой внешний вид. Широкий выбор одежды позволяет каждому в полной мере проявить свой вкус, чувство прекрасного, в конце концов, чувства меры, а также подчеркнуть преимущества или припрятать недостатки своей фигуры. Однако многие ситуации современной жизни требуют определенном формы одежды.

При встрече с партнером или работодателем небрежность и раскованность в одежде может привести к нежелательным последствиям. «Жалкий внешний вид» – одна из первых причин отказа в приеме на работу по результатам собеседования. Наша внешность дана нам природой или родителями, и изменить ее не в наших силах. Но необходимо помнить, что в деловом общении на другого человека действует не столько прямые и универсальные признаки физической привлекательности, сколько косвенные: вкус в одежде и ухоженность тела, а так же признаки подготовленности к встрече.

Нередеки случаи, когда мужчин или женщин, которые приходили к послам по разным делам, но были одеты в потертые джинсы, шорты или мини-юбки, не допускали в посольство. Принято не пускать в рестораны посетителей в шортах, без галстука.

Повышенные требования к одежде людей, которые отправляются в театр, на концерты классической музыки и, конечно, на официальный прием. Строгим должна быть одежда для посещения мероприятий, которые объединяют в себе праздничный и официальный характер.

Стили одежды

Выбор стиля одежды воспринимается как свидетельство того, каков у человека образ «Я», точнее – каких эталонов-стереотипов он придерживается, что считает правильным, приличным, красивым. Человеку «автоматически» приписываются те качества, которые традиционно связываются с одеждой, в которой его видят. При восприятии человека в униформе ему автоматически приписывается определенная роль и ожидается соответствующее поведение. Облегчая приписывание роли (ожидаемое обществом), униформа ограничивает диапазон ожидаемых поступков и со стороны воспринимающего, и со стороны носящего (так, от человека в белом халате мы ожидает одного поведения, в военной форме – другого; женщина в халате и фартуке или женщина в бальном платье не только воспринимается, но и ведет себя по-разному).

Определенные виды одежды традиционно ассоциируются с определенным социальным положением, политической ориентацией, мерой консервативности взглядов на отношения между полами, степенью общительности и т.д. Хорошо известно влияние одежды на восприятие физической привлекательности и сексуальности человека. Доказана связь одежды с оценкой таких характеристик человека как: снобизм, робость застенчивость, отношение к противоположному полу, естественность или неестественность. Символизм в одежде связан с общим явлением переноса особенностей внешнего облика человека на его внутренний мир. Так, жесткость одежды символически ассоциируется с физической силой, «вертикальность» линий - с моральной чистотой и стойкостью; тесность, плотно прилегающая одежда может символизировать жесткий контроль человека над собой; свободность и неряшливость ассоциируются с аморальностью.

Замечено воздействие одежды на поведение носящего. Через особенности кроя и посадки изделия на фигуре одежда не только задает осанку, жесты, позы и другие особенности телодвижений человека, но и как бы диктует определенную манеру держать себя в обществе в более широком понимании этого термина; порождает, как говорили раньше, манеру поведения. Выбирая одежду, человек не просто оформляет свою внешность, но и определяет стиль своего поведения.

Не только люди, чья профессия предполагает ношение формы – военные, полиция, прокуроры и др. ограничены в выборе одежды. В настоящее время многие люди одеваются в соответствии с правилами социального или профессионального сообщества, придерживаются так называемого «дресс-кода». Согласитесь, прийти на серьезные переговоры в спортивном костюме – по меньшей мере нелепо, это вызовет настороженность и недоверие. Но также нелепо появиться в сообществе байкеров в строгом костюме с белой рубашкой и галстуком. Обращают также внимание на соответствие одежды возрасту и статусу человека. Одежда является неким «социальным сигналом», своего рода «визитной карточкой». Усвоение неписаных правил того, как надо одеваться, – это неотъемлемая часть искусства делать карьеру.

Стереотипы в восприятии одежды весьма устойчивы: представители деловых кругов и руководители высокого ранга предпочитают так называемый консервативный стиль одежды, причем как мужчины, так и женщины. Это касается не только костюма, но и всех деталей: определенной марки часов, сумок, зажигалок, галстуков и пр. Этим иногда успешно пользуются мошенники – человек, на котором хорошо сидит дорогой строгий деловой костюм воспринимается как надежный и заслуживающий доверия, у него неудобно спросить документы...

Молодежь и представители творческих профессий склонны одеждой еще раз подчеркнуть свою индивидуальность, нестандартность и независимость.Отклонения от этих стереотипов могут вызвать недоумение и недоверие, отношение к человеку как к «чужаку».

Сильно привлекает внимание степень опрятности одежды. Неряшливость и неопрятность быстро портят впечатление, если, конечно, это не специальный стиль хиппи. Бедно одетый человек может вызвать сочувствие и желание помочь, а крайне неряшливо – брезгливость.

Оформление внешности свидетельствует о том, как хочет выглядеть человек в глазах других, како впечатление желает производить, и связано с самооценкой, уровнем притязаний и эстетическим развитием личности.
С психологической точки зрения – это то, что позволяет человеку произвести впечатление на партнера. Чрезмерное внимание к оформлению внешности – признак невроза: работает механизм компенсации (здесь я первый!).

Одежда – это имидж предусмотренной для себя роли. Таким образом, общая цель – повысить ценность и значимость человека (приподнять себя в глазах окружающих – назначение одежды).

Одежда говорит:

О национальности;
- о профессии;
- о возрасте;
- о поле;
- об уровне материальной обеспеченности;
- об уровне эстетического развития;
- о личностных свойствах человека.

Виды стилей:

1. традиционный;
2. модный;
3. экстравагантный;
4. классический;
5. оригинальный;
6. разнообразный;
7. консервативный;
8. эксклюзивный;
9. сексуальный (раздражающий).

Характеристика стилей:

1. Дань традиции, профессиональная форма, традиционная национальная одежда говорит о принадлежности к какой-либо группе, членством в которой человек гордится и афиширует его посредством одежды.
2. Человек стремится быть современным, боится отстать от моды (конформизм).
3. Необычный, вычурный, человек производит шокирующее впечатление (глубокий вырез, яркий цвет, нетрадиционный фасон). Высокий уровень притязаний, тщеславие, честолюбие. Это жажда признания (или сознательное или бессознательное чувство ущемленности в признании, ощущение собственной незначимости, непризнанности порождает чрезмерные притязания на значимость).
4. Стиль противоположный 3 – просто, скромно (простота покроя, в расцветке, спокойные мягкие тона). Так одеваются люди, которые хотят выглядеть авторитетными и претендуют на престижную позицию, уверенные в том, сто достойны уважения (высокая самооценка). Это последовательное, но скрытое притязание на значимость.
5. Одежда сшита по собственному замыслу. Стремление к оригинальности, та одеваются восторженные люди, склонные к сильным эротическим переживаниям.
6. Если любит менять одежду, – это внутренняя пустота, но такой человек хочет произвести впечатление оригинальности, не терпит однообразия в жизни.
7. Отрицание мотовства, эротики, потребность в стабильности, защите, безопасности, уверенности.
8. Исключительный, единственный в своем роде, изысканный свидетельствует о тонком вкусе, эстетической потребности.
9. Обтягиваются обнажаются эрогенные зоны (джинсы узкие, обтягивающий свитер, вырезы, разрезы). Яркие расцветки, кричащие. Прорези в ткани, ее прозрачность. Непосредственный контакт заменяется визуальным, оптическим. Сфера интересов сконцентрирована в сексуальной области.

Цвет одежды

Не только стиль вашей одежды, а также и ее цвет может оказывать значительное влияние на восприятие вас другими людьми.

Однако в разных мировых культурах одни и те же цвета могут иметь различную символику: необходимо помнить об этом во время путешествий за границу и при ведении бизнеса с иностранцами.

Черный цвет

В западной культуре черный цвет прежде всего считается официальным, солидным и сдержанным, но это далеко не все связанные с ним ассоциации. Черное часто надевают на похороны; черная одежда - обязательный знак киношных злодеев и ведьм. Священники носят черное в знак своего смирения перед Богом, и, как утверждают некоторые эксперты моды, черная одежда на женщине означает ее покорность мужчине! Однако многие женщины предпочитают черный цвет в одежде полагая, что он делает фигуру зрительно более стройной. Как бы то ни было, это очень тяжелый, полностью поглощающий лучи цвет, эффект которого для полных людей оказывается абсолютно противоположным: черное делает их еще массивнее и тяжелее, отчего окружающие чувствуют себя в их компании весьма неуютно.

Черный цвет также принято считать изысканным и шикарным. Это действительно так, но только в том случае, если он действительно идет. Мужчины в абсолютно черных, или черных в тонкую полоску, костюмах, в сочетании с белой сорочкой, выглядят действительно впечатляюще, однако такая одежда придает им чересчур начальственный вид.

Официанты носят черно-белую униформу в знак того, что наделены определенными полномочиями в пределах ресторана, а также для того, чтобы посетители могли сразу их увидеть. Строго и элегантно одетые официанты делают обстановку в ресторане степенно-аристократичной, придавая заведению солидность и респектабельность. Однако если женщина придет в черном костюме и белой блузке на собеседование, то у нее будет очень мало шансов получить работу. Почему?

Потому что сочетание белого и черного кажется слишком авторитарным, холодным и враждебным, а это может вызвать неприятие у человека, проводящего собеседование.

Красный

Красный цвет символизирует энергию и физическую силу. Это также цвет агрессии и опасности: не случайно, например, пожарные машины всегда красного цвета. Согласно статистике красные машины попадают в ДТП гораздо чаще, чем какие-либо другие. Тем не менее красные машины очень популярны. Почему? Потому что красный цвет также выступает символом могущества. Это очень яркий цвет, и вещи красного цвета помогают их обладателям чувствовать себя увереннее. Однако, стоит помнить, что красный цвет символизирует власть, поэтому красная одежда будет восприниматься коллегами-мужчинами как знак стремления этой женщины над ними доминировать. Если вы руководитель, то тут все в порядке, если же нет - вы можете выпасть из коллектива или вызвать к себе недоброжелательное отношение. Мужчины, как правило, не носят красные пиджаки, если только это не часть корпоративной униформы.

Для ведения переговоров или разрешения конфликтной ситуации красная одежда далеко не самая подходящая: красный цвет агрессивен, а поэтому неуместен тогда, когда от собеседника вам нужно добиться сотрудничества.

Розовый

Розовый - более спокойный, мягкий и женственный цвет. Все пастельные тона (розовый, голубой, сиреневый) символизируют умиротворенность и женственность. Поэтому, прежде чем одеваться в этот цвет, следует подумать, с кем вы встречаетесь, и какое впечатление хотите произвести. Какова цель встречи? Если вам необходимо показать свою солидность и энергичность, добиться повышения в должности или принятия на работу, одежда в постельных тонах вряд ли поможет вам в этом, поскольку в ней вы не сможете произвести впечатление уверенного в себе и очень напористого человека. Это относится также и мужчинам, которые любят сорочки и галстуки пастельных тонов.

Зеленый

Зеленый - цвет природы. Он действует успокаивающе, однако излишняя любовь к зеленому цвету в одежде может сказать о том, что вы ленивы и безвольны. Зеленый цвет не очень годится для самоутверждения - особенно это справедливо для грязно-зеленого (цвета хаки), который обычно ассоциируется со смертью. Зеленый цвет также может символизировать зависть, обиду и стяжательство. Некоторые люди вообще считают зеленый цвет несчастливым и поэтому не носят зеленой одежды и предпочитают не иметь дома ничего зеленого. В средние века английские невесты надевали зеленое как символ плодовитости и успешного чадородия.

Желтый

Это яркий, солнечный, оптимистический цвет. Он ассоциируется с интеллектом и может ассоциироваться с трезво и ясно мыслящим, рассудительным и способным принимать решения человеком. Однако избыток желтого цвета в одежде действует подавляюще.

Желтый цвет способствует обретению уверенности в себе, повышает собранность и улучшает организаторские способности, но следует избегать использовать в одежде грязно- желтый цвет: он может ассоциироваться с желчностью.

Синий

Синий цвет олицетворяет рассудительность и ясность ума. Он также ассоциируется с творческим началом. Это цвет неба и океана. Он несет в себе безмятежность и спокойствие, но также может быть холодным и отчужденным.

Синяя одежда хорошо подходит для собеседования, так как этот цвет символизирует надежность и работоспособность. Как показывают некоторые исследования, в синем костюме штангисты способны поднять больший вес. Однако переизбыток темно-синего может действовать угнетающе.

Бирюзовый

Бирюзовый цвет воодушевляет и вселяет энергию, освежает и бодрит. Кроме этого он способствует общению, проявлению чувств и творчеству.

Коричневый

Коричневый цвет несет в себе ощущение основательности и надежности: это цвет земли, а значит - цвет стабильности. Однако он может также вызывать тоску и уныние и ассоциироваться с ограниченностью и замкнутостью. Коричневый цвет больше любят мужчины.

Серый

Серый цвет способен вызывать отрицательные ощущения, поскольку ассоциируется с плохой погодой, серыми тучами, мрачным небом, тяжестью и скукой. Серый цвет - не белый, не черный - цвет бегства от реальности, вызывающий чувство неуверенности и одиночества.

Что означают цветовые предпочтения в одежде?

Голубой: Люди, которые часто носят одежду светло-голубых оттенков, креативны, чувствительны и полны воображения. Им необходима атмосфера умиротворения.

Синий: Те, кто предпочитает темно-синюю одежду, слывут людьми независимыми и умными. У них сильно развито чувство ответственности. Эти люди стремятся к спокойствию и предпочитают быть окруженными вниманием и лаской.

Желтый: Предпочитающие желтую одежду - очень интересные личности. Среди них мало ведомых, в основном это ведущие. Им присущ активный образ жизни, они часто бросают вызов жизни. Эти люди ищут счастья.

Оранжевый: Те, кто часто одевает оранжевую одежду, являются людьми действия, они компетентны и сведущи во многих сферах. Но они часто нетерпеливы. Это независимые, хорошо организованные, целеустремленные люди. Это также креативные и практичные личности, у них много энергии и они не могут стоять на одном месте.

Красный: Предпочитающие красный цвет в одежде - фигуры амбициозные, импульсивные, легко возбудимые и энергичные. Они часто бывают смелыми, их деятельность весьма продуктивна. Это экстраверты. Такие качества могут сформировать лидера.

Зеленый: Предпочитающие зеленый цвет в одежде - люди осторожные, им свойственно наблюдать, а не действовать. Но с другой стороны, это гуманисты, готовые прийти на помощь и оказать услугу. Они чувствительны. Часто замечают то, что скрыто от глаз других людей.

Фиолетовый: Людей, которые любят фиолетовый цвет в одежде, можно охарактеризовать как обладающих хорошей интуицией, милосердных и тонко чувствующих. Их чувственная природа может сделать их уязвимыми, поэтому часто цветотерапевты рекомендуют таким людям носить одежду цвета маджента - цвета, который помимо фиолетового содержит красный и может помочь им укрепить веру в себя.

Черный: Если вы носите одежду черного цвета от случая к случаю, то такой выбор означает, что вы хотите контролировать себя и создаете имидж авторитетного и дисциплинированного человека, у которого сильная воля и сложившееся мнение. Люди же, которые практически всегда носят черную одежду, часто являются противоречивыми натурами. Такой выбор может говорить о том, что человек хочет убежать от окружающих, закрыться.

Белый: Означает начало. Люди, предпочитающие белый в одежде, часто наделены чувством справедливости, они стремятся к согласию и миру с другими людьми. Часто хотят нравиться и даже очаровывать. Но если белого в одежде слишком много, можно говорить о чувстве превосходства, собственной неполноценности или о болезни.

Подводя итог вышесказанному можно сказать, что при выборе одежды следует:

отдавать предпочтение одежде тех цветов, которые, по мнению окружающих, идут вам и делают вас привлекательней;

выбирать цвета, в которых вы сами чувствуете себя комфортно и уверенно;

выбирать цвет одежды в зависимости от конкретной ситуации.

Невоструева Христина Андреевна

Проблемы проявления личности в одежде и влияние одежды на человека - наверное, самые интересные из проблем, изучаемых психологией.

Актуальность нашей работы обусловлена тем, что вопрос внешнего вида в современных школах требует немедленного решения, т.к. форма определяет содержание той или иной деятельности.

В советское время дети ходили в школу в единой форме и в классах, численностью 40 человек, стояла хорошая дисциплина. Во время перестройки школьная форма была отменена и с тех пор ребята ходят в школу в произвольной (не всегда удовлетворяющей рабочей обстановке одежде) и в классах на уроках дисциплина хромает.

Проблема: Современная молодежь, в большинстве своем, одевается не задумываясь о том, что их манера одеваться отражается на их поведении, манере говорить и мыслить.

Как объект изучения я выбрала поведение человека.

Когда я начинала исследование, я поставила перед собой цель – изучить влияние внешнего облика человека на его манеру поведения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Влияние внешнего вида на поведение человека Невоструева Христина Андреевна МАОУ СОШ № 11 9 Б класс Руководитель Ягофарова Елизавета Антоновна Учитель технологии I категории

Если люди различны по целям жизни, по внутреннему содержанию, то это различие непременно отразится во внешности, и внешность будет различная. Л. Н. Толстой

Проблема: современная молодежь, в большинстве своем, одевается не задумываясь о том, что их манера одеваться отражается на их поведении, манере говорить и мыслить. Цель: изучить влияние внешнего облика человека на его манеру поведения. Гипотеза: если изменить имидж человека, то изменится и его поведение.

Задачи: Изучить различные точки зрения по теме; Изучить психологические особенности учащихся в возрасте 11-12 лет; Выявить влияние единого стиля на манеру поведения с помощью методов наблюдения и опроса; Сформулировать доводы, способные убедить школьников в важности школьной формы.

«имидж» - означает целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие

Много или мало можно сказать о человеке по его одежде и манере одеваться? Оказывается, можно сделать заключение: о его поле и возрасте; о национальности и месте жительства; о профессии и месте работы; о социальном положении; о материальном положении и вкусе; о потребностях; о характере; о темпераменте; о стремлениях и страхах.

период «бури и натиска» Треш Кавай хипстеры

Каково ваше отношение к единой школьной форме? Нужна ли она?

Красиво ли одеваются учащиеся классов, где нет единой формы?

Влияет ли внешний вид на поведение и успеваемость ученика?

Ну вот и все. А как думаете вы?