Семья

Сценарий мероприятия к 30 летию чернобыля. Сценарий программы, посвященной Международному Дню памяти жертв радиационных аварий и катастроф «Долгое эхо Чернобыля. Это наш дом! Это ваш дом

Дарья Дубинина
Сценарий открытого занятия в подготовительной группе, посвященного 30-летию трагедии в Чернобыле

Цель занятия : воспитывать у детей чувство патриотизма и гордости за людей, проявивших смелость и отвагу в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС , бережное отношение к окружающей среде.

Задачи :

1. Обобщить и расширить у детей понятия о природе и об экологии в целом.

2. Познакомить детей с понятием катастрофа, и рассказать какие они бывают.

3. Рассказать о катастрофе на Чернобыльской АЭС .

Предварительная работа :

1. Работа с родителями : беседа о трагедии Чернобыля .

2. Работа с детьми :

Беседа о природных катастрофах и катаклизмах;

- рисунки на тему : «Какие катастрофы вы знаете?» ;

Чтение стихов и рассказов про Чернобыль ;

Изготовление пригласительных, благодарственных писем.

Участники мероприятия : Воспитанники подготовительной к школе группы №7 , воспитатели, музыкальный руководитель.

Приглашенные гости : ликвидаторы Чернобыльской катастрофы : Курносов Николай Петрович и Порохнявый Петр Андреевич, учитель начальных классов СОШ №107, родители воспитанников.

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку, усаживаются на места (слайд№1)

Дети исполняют танец «Пробуждение»

Звучит взрыв (слайд №2)

Дети выходят на полукруг (слайд №3)

1-й ребенок :

Мы речь свою ведём о том,

Что вся Земля - наш общий дом –

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рожденья в нём живём.

2-й ребенок :

Ещё о том ведём мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

3-й ребенок :

На нашем шаре на земном,

Где мы родились и живем,

Где в травах летняя роса,

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес –

Полно таинственных чудес.

Не разрушайте этот мир,

Девчонки и мальчишки,

Иначе эти чудеса,

Останутся лишь в книжке.

Исполняется песня «Просьба» 1 куплет

Ведущая 1 : (слайд 3) Как красива наша планета и как хрупка. Сегодня мы будем говорить о том, что угрожает нашей планете и как ей помочь?

Ведущая 2 : Все наши мечты – о хорошем будущем, прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединяет нас здесь.

А что же такое природа ребята?

Дети отвечают

Ведущая 1 : А теперь ребята, расскажут нам о природе. Выходите…

Сценка :

1-й ребенок :

Не то, что мните вы, природа :

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

2-й ребенок : Значит, с природой можно разговаривать, и она ответит?

1-й ребенок : Ответит, если сможет… Вот мы и понаблюдаем за природой.

2-й ребенок : А что наблюдать?

1-й ребенок : Как человек обращается с природой. Есть такая наука – экология.

2-й ребенок : А что это за наука?

1-й ребенок : Экология – это наука, которая рассматривает взаимоотношения человека и окружающей среды.

Ведущий 1 : Так давайте сегодня об этом поговорим…. Наша планета в опасности. Мы ещё не осознаём этой опасности и живём на этой планете, но смогут ли жить на ней будущие поколения?

Ведущий 2 : Как же сберечь нашу землю и не допустить катастроф? А что же такое катастрофа?

Дети отвечают

Ведущий 1 : Сейчас нам дети расскажут о различных катастрофах, катаклизмах и неблагоприятном отношении человека к природе.

Ребенок : Катастрофа – событие с несчастными, трагическими последствиями . Экологическая катастрофаразрушительное воздействие человека на природу.

Ребенок : (слайд №4) Все живое на земле не может жить без воздуха. С каждым днём кислорода на Земле становится всё меньше, а, выбросов с химических фабрик, заводов, выхлопных газов от транспорта всё больше и больше.

Ребенок : (слайд №5) Вода нам так же необходима, как и воздух. Загрязнение морей и океанов. Происходит разными промышленными и бытовыми отходами, которые попадают в воду и делают ее грязной. В мировой океан попадает много нефти, большая поверхность океанов покрыта маслянистой пленкой

Ребенок : (слайд №6) Земля тоже страдает от действий человека. Пролив и утечка горюче-смазочных материалов, бытовой и промышленный мусор, все это загрязняет землю приводит к катастрофам

Ребенок : (слайд №7) Лес тоже в опасности. Усиленно идёт вырубка лесов. Так, за последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за всё его предыдущее существование.

Ребенок : (слайд №8) Лесные пожары – это бедствие для всей планеты, большая часть пожаров происходит по вине человека. Для многих животных лес - родной дом. А лесов на Земле становится всё меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом и обречены на гибель.

Ведущая 1 : (слайд №10) Вот ребята, посмотрите, какой ужасный пожар по вине человека произошел в Петропавловском и Михайловском районах. В этом пожаре пострадало много деревьев, кустов, и пострадали даже некоторые постройки.

Ребенок : (слайд №11) Люди нарушают русла рек, что приводит к таким катастрофам как наводнение.

Ведущий 2 : (слайд №12) Вот, ребята, обратите внимание на слайд. Это наводнение произошло в том году в Бийском районе. Пострадало много домой, многие люди остались без крыши над головой. Но люди, которым это было не безразлично помогали друг другу, были организованны спасательные операции по спасению людей из этой страшной катастрофы.

Ведущий 1 : (слайд №13) Еще одна очень страшная катастрофа по вине человека произошла более 30 лет назад в Чернобыле , в городе Припять. Произошла ужасная авария на Атомной электростанции, взрыв и пожар, и в воздух попало много вредных веществ, которые ветер разнес на обширную территорию (слайд №14) .

Ведущая 2 : (слайд №15) 22 пожарных, выехавших на пожар той ночью, совершили настоящий подвиг - отвели беду, спасли тысячи человеческих жизней. Шестеро из них - ценой своей жизни (слайд №16) . В ликвидации последствий аварии принимали участие тысячи людей, в этом городе в честь них воздвигли памятник (слайд №17) .

Ведущая 1 : (слайд №18) г. Припять огородили колючей проволокой и присвоили название «город-призрак» (слайд №19) . Дома здесь почти целые, в траве можно найти детские игрушки и кое-какую мебель в открытых настежь квартирах . Нельзя найти здесь только людей.

Ведущая 1 : (слайд №20) Еще долгие годы мир будет слышать отголоски Чернобыльской трагедии . Сейчас Чернобыль представляет собой , так называемую заброшенную зону. Страшно то, что от последствий катастрофы до сих пор страдают люди.

Ведущая 2 : А сейчас я хочу предоставить слово участнику этих событий, одному из многих ликвидаторов этой страной аварии (ФИО участника-ликвидатора) .

Выходят дети читают стихи :

(слайд №21)

Ребенок :

В этом городе больше никто не живёт.

В этом городе нету ни птиц, ни зверей.

Только ветер в разбитые окна поёт,

Под скрипенье и стук приоткрытых дверей .

Ребенок :

Он покинут жильцами на верную смерть.

Но за что он покаран - никак не поймёт.

Он в дыму и пожарах сумел уцелеть.

Но зачем? Всё равно в нём никто не живёт…

Ребенок :

На качелях разбитых качается дождь,

И над парком взметнулся остов Колеса.

Ведущая 2 : Пройдет еще ни один десяток лет, но авария и останется больным вопросом для нас, незаживающей раной в душе и не уходящей тревогой… Ведь потому что, спустя столетие нельзя будет сказать о Чернобыльской катастрофе , что это уже в прошлом, а теперь все хорошо.

Ведущая 1 : Пусть же сохранится память о тех трагических днях , чтобы на нашей земле никогда не повторился Чернобыль ! Низкий поклон и вечная память героям ликвидаторам Чернобыльской аварии… Всем кто спас мир от ядерной катастрофы. Прошу вас почтить память жертв Чернобыля Минутой молчания (слайд №22) .

Ведущая 2 : (слайд №23) Этот снимок сделан из космоса. На нём – кусочек нашей прекрасной планеты Земля. Когда-то путешественники тратили годы и годы для того, чтобы переплыть океан, открыть новые земли , обследовать неизвестные острова. Мир казался огромным, а планета - чуть ли не бескрайней.

Ведущая 1 : Сегодня за считанные часы космический корабль совершает виток вокруг неё. Скорости и техника 21века сжали пространство. Мир стал таким маленьким, а наша общая планета Земля такой хрупкой. «Наше поколение понимает, что не земной шар принадлежит нам, а мы принадлежим ему, - и нам надо передать будущим поколениям чистую планету». Тому, чтобы этот вывод был навсегда усвоен всеми, и должен послужить урок Чернобыля .

Дети выходят на полукруг

1-й ребенок :

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

2-й ребенок :

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем.

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите землю! Берегите!

Песня «Солнечный круг»

(слайд №24)

Ведущий 2 : Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет!

Земля – величайшее чудо, у нас она одна!

26 апреля исполняется 30 лет со дня самой страшной в истории ядерной катастрофы на Чернобыльской АЭС. Фотограф Ядвига Бронте поехала в Белоруссию, чтобы встретиться с невидимыми людьми, все еще ощущающими на себе последствия катастрофы.

Катастрофа произошла около 30 лет назад, но ее последствия чувствуются и по сей день. Когда реактор в Припяти на севере Украины начал разрушаться, это стало самой страшной ядерной аварией в истории – и по числу жертв, и по количеству финансовых расходов. Но это был не конец.

Фотограф Ядвига Бронте родилась в Польше, всего за неделю до ужасной трагеди. Близость места и времени ее рождения к Чернобылю до сих пор определяет для нее важность этого события.

Последний ее проект «Невидимые люди Белоруссии» документирует жизнь искалеченных жертв Чернобыля, проживающих в белорусских правительственных учреждениях – «интернатах», – которые действуют в качестве «убежищ, приютов и богаделен в одном лице». Хотя катастрофа произошла в Украине, именно Белоруссия приняла на себя всю тяжесть удара.

Живые лица жителей интернатов дают нам редкую возможность увидеть как живут выжившие после Чернобыля. Спустя десятилетия они слишком легко оказались забыты.

– Почему вы решили снимать этих людей?

– Я была одной из более чем 18 миллионов поляков, которым давали «Люголь» – раствор йода для защиты от радиоактивных осадков после Чернобыльской аварии. К сожалению, не во всех пострадавших странах поступали так же. Белоруссия находится ближе всех к Чернобылю и люди здесь пострадали больше других. Последствия аварии сказываются на здоровье населения по сей день.

Однако, мой проект не только о пострадавших от Чернобыльской аварии. Он обо всех инвалидах, которых не замечает общество. К сожалению, тема инвалидности все еще табуирована в Белоруссии. Возможно, это связано с постсоветским менталитетом, религией или просто недостатком информации и общих знаний об инвалидности.

– Прошло 30 лет со дня катастрофы – на что похожа жизнь тех людей, с которыми вы встречались?

– Когда я говорю «жертвы Чернобыльской катастрофы», я не имею в виду людей, которые были непосредственными жертвами, как например работники электростанции или ликвидаторы аварии. Я имею в виду людей, которые родились после апреля 1986 года физически- или умственно неполноценными. Некоторым детям Чернобыля сейчас по 30-ть лет, другие родились недавно, и многие еще родятся в будущем. Мутировавший ген – прямое следствие радиации – может передаваться в поколениях.

Большинство жертв Чернобыля и инвалидов живут в белорусских интернатах. Это государственные учреждения – нечто среднее между детскими домами, приютами и хосписами. Честно говоря, люди, живущие в них, просто влачат свое существование – им не предоставляется никакое образование, и их активность минимальна. Они просто поддерживают свое существование: готовят пищу, убираются и работают на полях. Очень часто они заводят крепкую дружбу между собой и живут друг для друга.

– С какими трудностями вы столкнулись при съемке?

– Это были трудности скорее личного характера, чем технические. Работая в таких местах невозможно не испытывать сильные эмоции – не только во время съемки, но проводя время с обитателями интернатов, слушая их истории и пытаясь понять, как работает система, в которой они живут. То, что вы увидите, действует удручающе.

– Что вы надеетесь показать или добиться своими фотографиями?

– Я хочу, чтобы эти невидимые люди стали видимым. Я хочу, чтобы люди узнали больше об их жизни и услышали их истории, которые никому неизвестны. Я хочу, чтобы Белорусский народ лучше заботился о них, потому что будущее этих людей действительно находится в руках белорусского народа.

Места подобные этим есть во многих других странах по всей Европе и за ее пределами. Люди должны понимать, что неправильно отделять тех, кто имеет психические или физические недостатки, от остального общества.

Я надеюсь, что родители станут сильнее, принимая решение заботиться о детях-инвалидах, и увидят какие они красивые на самом деле. Государственные учреждения – не лучшее место для них. Я видела это своими собственными глазами.

«Беда..

Чернобыль….

Человек…»

Слова звучат за кулисами
Стон Земли.

    Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,

    Не год, не два, а миллиарды лет,

    Я так устала…Плоть моя покрыта

    Рубцами ран -живого места нет.

    Терзает сталь мое земное тело,

    И яды травят воды чистых рек,

    Все то, что я имела и имею,

    Своим добром считает человек.

    Мне не нужны ракеты и снаряды,

    А ведь на них идет моя руда,

    А что мне стоит только штат Невада,

    Его подземных взрывов череда.

    Зачем друг друга люди так боятся,

    Что позабыли о самой земле?

    Ведь я могу погибнуть и остаться

    Обугленной песчинкой в дымной мгле.

    Не потому ли, загораясь мщением,

    Я против сил безумных восстаю,

    И, сотрясая Твердь землетрясеньем,

    На все обиды свои ответ даю

    И не случайно грозные вулканы

    Выплескиваю с лавой боль земли…
    Очнитесь, люди!

    Призовите страны,

    Чтобы меня от гибели спасти.

И было солнце! И была весна!
И жить хотелось! Ах, как жить хотелось!
Воспрянула природа ото сна,
И все в весеннем вальсе завертелось.
И отовсюду разливался детских смех
Звенящей песней будущего счастья!
Он обещал цвести земле вовек!
Весной так трудно верится в ненастье…

Музыка замолкает. Громкий взрыв... На экране видео взрыва, стоп- кадр.
Медленно выходят ведущие и чтец. Чтец читает на ходу.

ЧТЕЦ1: Земля и воздух зло в себе таят,-
Плоды и злаки, и цветы, и травы –
Всё смерть несёт, всё истощает яд,
Дыхание губительной отравы.
Чернобыля зловещая звезда,
Незримая, как рок, горит над нами.
В тревоге и печали города,
И цепенеет страх над деревнями.
ВЕДУЩИЙ 1: Добрый день, дорогие друзья!

С тех пор прошло немало вёсен,

Закончился двадцатый век,

Но не закрыта ещё тема:

Беда…

Чернобыль…

Человек…

ВЕДУЩИЙ 2:: 26 апреля 1986 года произошла страшнейшая катастрофа в истории человечества. И спустя 30 лет этот день заставляет нас задуматься о возможных последствиях деятельности человека, о нашем неоплатном долге перед теми, кто, рискуя собственной жизнью, спас мир от радиоактивной катастрофы. Память о трагедии незаживающей раной останется в душе нашего народа.

ВЕДУЩИЙ 1: Подвиг, который осуществили ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, никогда не будет забыт. Горько осознавать, что с каждым днём этих героев становится все меньше. Об их подвиге должны помнить мы все.

ВЕДУЩИЙ 2: Мера ужаса для нас – война. Чернобыль – страшнее.
ВЕДУЩИЙ 1: Это война с незримым противником. Война без стрельбы и пуль.
ВЕДУЩИЙ 2: Мы хотим рассказать вам, как это было…
ЧТЕЦ2:
Второй час ночи. Все спокойно…
Вдруг взрыв и выброс пара ввысь…
И взвыли бешено сирены,
В борьбу вступили смерть и жизнь.
Мир содрогнулся. Весть эфиром.
Гудит на разных языках.
Не над Чернобылем, над миром,
Повис радиационный страх.

Пауза. Ведущие-чтецы остаются на сцене. Звучит колокольный набат на его фоне.
ЧТЕЦ3: Бьет колокол глухой,
Чуть слышный дальний.
Я слушаю, я плачу и молчу…
ВЕДУЩИЙ 1: 1 час 23 минуты 40 секунд - 187 стержней системы управления и защиты вошли в активную зону для глушения реактора. Цепная реакция должна была прерваться. Однако через 3 секунды зарегистрировано появление аварийных сигналов по превышению мощности реактора, росту давления. А еще через 4 секунды - глухой взрыв, сотрясший все здание. Стержни аварийной защиты остановились, не пройдя и половины пути.

ЧТЕЦ4: Взметнулся в небо столб огня.
И взрыв разбрызгал блока глыбу.
Застыла в ужасе земля,
Бедой поднятая на дыбу.

ВЕДУЩИЙ 2: С крыши четвертого энергоблока, как из жерла вулкана, стали вылетать сверкающие сгустки. Они поднимались высоко вверх. Это было похоже на фейерверк. Сгустки рассыпались многоцветными искрами и падали в разных местах. Черный огненный шар взвился вверх, образуя облако, которое вытянулось по горизонтали в черную тучу и пошло в сторону, сея смерть, болезни и беду в виде мелких-мелких капель.

ВЕДУЩИЙ 1: На территории ЧАЭС люди перешагивали через обломки, позже из-за высокого уровня радиации там не могли пройти роботы: «сходили с ума».

ВЕДУЩИЙ 2: А в это время внутри еще работали люди. Крыши нет, часть стены разрушена… Погас свет, отключился телефон. Рушатся перекрытия. Пол дрожит. Помещения заполняются то ли паром, то ли туманом, пылью. Вспыхивают искры короткого замыкания. Приборы радиационного контроля зашкаливают. Повсюду течет горячая радиоактивная вода.
ЧТЕЦ5: Огонь и мрак - невидим враг.
До смерти шаг - потом бессмертие.
Ни перестрелок, ни атак.
Но жить лишь так - ценою смерти.

На экране электронные часы отсчитывают секунды.
ВЕДУЩИЙ 1: 1 час 26 минут 03 секунды - сработала пожарная сигнализация.
ВЕДУЩИЙ 2: 1 час 28 минут - к месту аварии прибыл дежурный караул станции. Через 7 минут прибыл караул г. Припять.
ЧТЕЦ6: Борьба со стихией шла на высоте от 27 до 72 метров, а внутри помещений четвертого энергоблока тушением занимался дежурный персонал станции. О том, что реактор раскрыт, пожарные не знали.

ВЕДУЩИЙ 1: 2 часа 10 минут - сбит огонь на крыше машинного зала. Через 20 минут подавлен очаг пожара на крыше реакторного отделения.
ВЕДУЩИЙ 2: 4 часа 50 минут - огонь в основном локализован.
ВЕДУЩИЙ 1: 6 часов 35 минут - пожар ликвидирован.

ВЕДУЩИЙ 2: В результате ядерной аварии произошла крупнейшая катастрофа современности, повлекшая многочисленные человеческие жертвы, радиоактивного загрязнения территории Украины, Беларуси, России. Чернобыльский взрыв выбросил в окружающую среду не менее 130 миллионов кюри самых разнообразных радиоактивных веществ, разбросав их на площади более 56 тысяч квадратных километров.

ЧТЕЦ7: Да, многое зависит от людей!
На ниточке висит моя планета
Толчок – и нет ни взрослых, ни детей,
Ни снежных зим, ни солнечного лета…
ВЕДУЩИЙ 1: У каждого времени - свои герои. Но в этот раз люди столкнулись с врагом страшнее чумы, наводнения, землетрясения и даже страшнее вооруженного до зубов агрессора. Этот враг был неощутим и невидим. Он жесток и коварен, безжалостен и смертельно опасен.
ВЕДУЩИЙ 2: Они выполняли свою работу. А ситуация была необычной - рядом «дышал» смертельным дыханием реактор. Огонь расползался по крыше машинного зала. Страшная невыносимая жара заставила снять респираторы. Битум плавился и тек, наполняя воздух отвратительным удушающим перегаром. Огромный потолок над машинным залом и вспомогательным корпусом с треском падал. Расплавленное покрытие прожигало обувь, одежду, обжигало тело.
ВЕДУЩИЙ 1: Но не было времени думать о своей безопасности. Нужно было спасать станцию. Люди слабели от страшного дыма, невыносимой жары, огромнейшей дозы радиации, боли. Они теряли силу, падали. Но выстояли! Они спасли станцию, закрыли ее собой и предотвратили еще большую беду, которая могла случиться. Но это было только началом беды.
ВЕДУЩИЙ 2: Со всей страны, бывшего СССР, на ликвидацию последствий этой аварии были посланы добровольцы. Они смывали водой радиактивную пыль с транспорта, обеззараживали крыши домов и асфальт.

ВЕДУЩИЙ 1: Опасность витала в воздухе!.. Спасатели получали большую дозу облучения. И это отразилось на их здоровье. Последствия не заставили себя долго ждать. Многие из ликвидаторов, так их и называют и сейчас, ушли из жизни, а многие стали инвалидами.
ВЕДУЩИЙ 2: Невозможно представить глубину последствий, которые могла бы принести чернобыльская беда, если бы не мужество и героизм людей, принявших участие в ликвидации последствий катастрофы.
ЧТЕЦ8: Запомним тех, кто гнал каскады,
На крыше был, щиты стропил.

Запомним тех, кто был на кранах,
Свинец грузил, бетон возил.

Ведущ 2 Памяти погибших посвящается –

Минута молчания.

Танец Огня

С каждым днём всё больше ликвидаторов пополняют этот список. Нельзя допустить, чтобы оборвалась память сердца, чтобы потомки, забыв прошлое, ещё раз прошли по пути ошибок! Помните Чернобыль! Не дайте повториться где-нибудь на Земле второму Чернобылю!

ВЕДУЩИЙ 1: В ликвидации аварии принимали участие 20 тысяч граждан Орловской области. В их числе наши земляки. к 30-й годовщине аварии На Чернобыльской АЭС их осталось всего 10 человек:

ВЕДУЩИЙ 2: из пос. Долгое: Эльбрус Акопян

Дмитрий Власов

Николай Петухов

Евгений Петров

Николай Распопов

Александр Сухинин

ВЕДУЩИЙ 1 из Кровцовой Плоты: Николай Степанов

Иван Ягупов

Михаил Животов из К. Демьяновского

Михаил Доронин из с. Никольское

Эти люди, сильные духом, способные на великое самопожертвование. Почти все имеют ордена и награды правительства, а также медали «За спасение погибавших». Хвала им, честь и слава!.

Песня Ликвидаторам

ВЕДУЩИЙ 1: Авария вызвала крупномасштабное радиоактивное заражение местности не только на Украине, но и далеко за её пределами. Радиоактивное загрязнение зафиксировано более чем в 30 странах мира.
ВЕДУЩИЙ 2: Одной из важнейших задач ликвидации последствий аварии была изоляция разрушенного реактора и предотвращение поступлений радиоактивных веществ в окружающую среду. Первым этапом её решения было сооружение укрытия, которое назвали саркофаг.
ЧТЕЦ9: Отвернувшись от рыжего леса,
Излучая тревогу и страх,
В центре зоны над раной ЧАЭСа
Замер серый, как слон, саркофаг.
ВЕДУЩИЙ 1: Высота «саркофага» составила 61 метр, наибольшая толщина стен – 18 метров. По характеристикам безопасности саркофаг рассчитан лишь на 20-30 лет и постепенно разрушается.
ВЕДУЩИЙ 2: Сейчас ведётся работа над сооружением нового укрытия над объектом «Арка». Оно рассчитано на 100 лет безопасной эксплуатации.
ВЕДУЩИЙ 1: Для работ в районе Чернобыльской АЭС применялась бронированная техника с повышенной защитой от радиации, но это практически не помогало. Через неделю использования их приходилось хоронить в могильниках, так как металл начинал буквально «светиться» от радиации. Самое большое такое кладбище находится в селе Рассоха – в 25 км от атомной станции.
ЧТЕЦ10: Забытый колодец, безлюдной деревни хранитель,
Некошеный, серый, под солнцем стареющий луг.
И купол вдали золотится, святая обитель,
И город пустой, перед ним возникающий вдруг.
И странные люди, одетые не по сезону,
И всё, что ты видишь вокруг, называется зона.
ВЕДУЩИЙ 2: Из зоны радиусом 30 км от взорвавшегося реактора была проведена полная эвакуация жителей.
ВЕДУЩИЙ 1: На окраине города Хойники есть монумент погибшим в результате чернобыльской катастрофы деревням. Скульптура скорбящей женщины на фоне полукруглой стены с названиями мёртвых деревень Хойникского района. На стене 21 населённый пункт. Это только относительно крупные нежилые деревни – маленьких намного больше…
ЧТЕЦ11: Остановилось всё и замерло внезапно,
Чернобыля раздался страшный стон.
Стоят с тех пор забытые деревни,
На жизнь глядя проёмами окон.

ВЕДУЩИЙ 2: Чернобыль. Сейчас это слово знает весь мир. До сих пор мы ощущаем последствия этой трагедии. Мутации на зараженных территориях, рождение детей с врожденными потологиями, рак и лейкемия. Это очень страшно! Враг невидим и он не дремлет!

ВЕДУЩИЙ 1: Тридцатикилометровая зона так и остается незаселенной. Потому что пострадал не только человек, но и природа - луга, поля, леса, птицы и звери. Все, что раньше радовало глаз и приносило пользу человеку, стало для него опасным.
ВЕДУЩИЙ 2: Чернобыльская зона вычеркнута из жизни на 500, а может быть, и на тысячу лет, никто не знает, что и когда удастся сделать науке, чтобы вернуть её к жизни.

ЧТЕЦ 12: Мертвым городом стала Припять,
Больше людей там не отыскать.
Трагедии страх все еще жив там,
И на историю не повлиять.

Пусто в домах, не слышны разговоры,
Больше не ездят туда поезда.
И не стихают о горе том споры,
Погасла над станцией счастья звезда.

Мы поскорбим о несчастно погибших,
Вспомним героев Чернобыля лет.
Годы идут, о трагедиях бывших
Все еще свеж тот мучительный след.

Раскинулось эхом Чернобыля горе,
И пострадал невинный народ.
Мигом мирились те, кто был в ссоре
Но беспощадным для всех стал исход

ВЕДУЩИЙ 1: Сегодня там среди многих тонн брошенной техники, которую невозможно дезактивировать и потому даже в переплавку не отправишь, бродят дикие кабаны, скачут одичавшие табуны лошадей, а из пруда бывшего охладителя реактора выныривают гигантские головы сомов-мутантов.
ВЕДУЩИЙ 2: Печально, но участь зоны определена: ей суждено стать местом захоронения жидких и твердых ядерных отходов…Украины… Европы.
ЧТЕЦ13: Есть священный обычай славян:
Оставлять свою землю потомкам.
Я предатель своей земли,
Умирает мой сад.
Сытой тяжестью яблок ласкает он взор,
Нелегко примириться со смертью.
Мы корнями вросли в эту землю,
От нее отчуждаемся страхом.
Даже враг не сумел нашу землю отнять,
Как спастись от нее теперь нам?
Я надел на нее терновый венец
Этой мертвой Чернобыльской зоны.

ВЕДУЩИЙ 2: Как в Японии символом мира стал журавлик в руках ребёнка, так и у Чернобыля появился символ, им стал Чернобыльский аист.
5. «Чернобыльский аист» (одноимённый клип)
ВЕДУЩИЙ 1: После Чернобыля атомная энергетика испытала сильнейший удар, но наша наука, наши конструкторы и проектировщики стали пытаться сделать атомную энергетику более безопасной.
По мнению ученых, общество придет к тому, что надо развивать атомную энергетику как самый безопасный и самый дешевый способ снабжения электроэнергией. Прогресс не остановить! У нас в России будущее за атомной энергетикой!

ВЕДУЩИЙ 2: И мы надеемся на то, что построенные по всем правилам и с пониманием всей ответственности, которая лежит на плечах взрослых мужей учёных, проектировщиков, строителей и работников современных атомных электростанций, наши дома всегда будут наполнены светом, теплом и детским смехом, а природе и людям, а значит и нашему Земному шару ничего не будет угрожать.

    Не важно, кто первый на кнопку нажмет,

    А бедной планеты обугленный рот,

    Кричит: «Что творите вы люди со мной?

    Поймите, земляне, вы в связке одной!

    Вам вместе лететь в термоядерный ад.

    Закрою глаза - океаны кипят.

    Это время пока что! Но время не ждет.

    Сегодня на Припяти тронулся лед.

    Чернобыль, Чернобыль -вселенская боль!

    За души ослепшие бой.

    Не уж то меня не прикрыл ты собой?

    И запад твой страшный урок

    Не поймет?

ВЕДУЩИЙ 2: Наша программа завершается, мы рассказали вам о событиях, которые произошли 30 лет назад и надеемся, что такая трагедия больше никогда не повторится!

ВЕДУЩИЙ 1: Люди будьте бдительными! Не дайте погибнуть всему живому на Земле!

Чернобыль- это память на много веков.
Чернобыль- это безутешное горе для вдов.
Чернобыль- это нынешний ядерный век.
Чернобыль - здесь заложником стал человек.
Чернобыль- это смерть саркофагом укрыта.
Чернобыль - здесь никто и ничто не забыто.

Дорогие друзья, мы прощаемся с вами. До свидания, до новых встреч

Сценарий классного часа «Чернобыль 30 лет спустя. Вспомним героев».

Цель и задачи:

1.Рассказать учающимся о чернобыльской трагедии;

способствовать формированию экологических знаний и использованию их в учебной и практической деятельности.

2.Развивать позитивную активную жизненную позицию;

3.Воспитывать чувство сострадания .

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран.

Слайд 2

«Беларусь… Для мира мы terr а incoqnita – неизвестная, неизведанная земля. «Белая Россия» - так примерно звучит название нашей страны на английском языке. О Чернобыле все знают, но только в связи с Украиной и Россией. Мы ещё должны рассказать о себе…»

Ход мероприятия.

Ведущий.

Слайд 3.

26 апреля 1986 года в 1 час 23 минуты 58 секунд – серия взрывов разрушила реактор и здание 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС, расположенной вблизи белорусской границы. Чернобыльская катастрофа стала самой крупной технологической катастрофой XX века.

Слайд 4-5.

Черно́быль (укр. Чорно́биль производное от растения «чернобыльник», полынь) - город . Чернобыль расположен на реке , недалеко от её впадения в . До аварии в городе проживало около 13 тысячи человек.

На карте хорошо видны приграничные государства. Самая близлежащая территория Беларусии. Для маленькой Беларусии (население 10 млн. человек) взрыв атомной электростанции явился национальным бедствием, хотя у самих белоруссов нет ни одной атомной станции. Это по-прежнему аграрная страна, с преимущественно сельским населением. В годы Великой Отечественной войны немецкие фашисты уничтожили на белорусской земле 619 деревень вместе с их жителями. После Чернобыля страна потеряла 485 деревень и посёлков: 70 из них уже навечно захоронены в земле. В войну погиб каждый четвёртый белорус, сегодня каждый пятый живёт на зараженной территории. Это 2,1 млн. человек, из них же – 700 тыс. детей. Среди факторов демографического угасания радиации занимает главное место. В Гомельской и Могилёвской областях (наиболее пострадавших от чернобыльской катастрофы) смертность превысила рождаемость на 20 %.

Для справок.

В результате катастрофы в атмосферу выброшено 50 ∙ 10 6 К u радионуклидов, из них 70 % выпало на Беларусь: 23 % её территории заражено радионуклидами с плотность больше чем 1 К u /км² по цезию – 137. Для сравнения: на Украине 4,8 % территории, в России - 0,5 %. Площадь сельхозугодий с плотностью загрязнения от 1 и больше Ku /км² сотавляет свыше 1,8 млн. гектаров, стронцием-90 с плотностью 0,3 и больше Ku /км² - около 0,5 гектаров земли. Беларусь - страна лесов. Но 26 % лесов и большая часть лугов в поймах рек Припять, Днепр, Сож относятся к зоне радиоактивного загрязнения…

Как следствие постоянного воздействия малых доз радиации – с каждым годом в стране увеличивается число больных раковыми заболеваниями, нервно-психическими расстройствами и генетическими мутация.

Слайд 6 – 7.

Меньше недели понадобилось, чтобы Чернобыль стал проблемой всего мира. Радиация – это ионизирующее излучение, распространяющееся в виде потока квантов или элементарных частиц. Она измеряется дозиметром. В нашей жизни безопасный уровень радиации есть во всем, что нас окружает. Например, в медицине – рентгеновский аппарат. На каждой территории есть свой естественный радиационный фон, но безопасным для населения считается величина, равная приблизительно 0,5 микрозиверт (µЗв) в час (до 50 в час). При нормальном радиационном фоне наиболее безопасным уровнем внешнего облучения человеческого тела считается величина до 0,2 (µЗв) микрозиверт в час (значение, равное 20 микрорентгенам в час).

Самый верхний предел допустимого радиационного уровня – 0.5 µЗв - или 50 мкР/ч .

Для справок.

Ионизирующим это излучение называют потому, что радиация, проникая в кровь сквозь любые ткани, ионизирует их частицы и молекулы, что приводит к образованию свободных радикалов, которые ведут к массовой гибели клеток ткани. Воздействие радиации на организм человека называется облучением.

Слайд 8.

Саркофаг – это специальная конструкция, которую разработали инженеры из Питера, для четвёртого реактора. Срок службы на 30 лет использования. И если бы в 1986 году не спрятали реактор в саркофаг, масштабы катастрофы были бы гораздо больше…

Для справок.

В Украине разрабатывалось строительство нового саркофага «Арка»…

Четвертый реактор, именуемый «Укрытие», по-прежнему хранит в своем свинцово-железобетонном чреве около 200 тонн ядерных материалов. Причём топливо частично перемешано с графитом и бетоном.

Слайд 9 – 10.

Город призрак – пустые многоэтажные дома, театры, больницы, детские сады, школы и всё это с одеждой, вещами, мебелью, которые никто и никогда не сможет использовать.

Ученик 1.

В память героям Чернобыля

Чернобыль – город без людей,
Как призрак с памятью ужасной.
Не слышны голоса детей.
Нет, не отмечен кровью красной,
Но смерть таится здесь везде…

Ученик 2.

В пустом подъезде хлопнут двери…
Лишь ветер носит смерти пыль,
Не слышно птиц, не видно зверя.
Не сказка это – жизни быль.

Ученик 3.

В ту ночь… апрельскою, жестокой,
Случилась страшная беда.
Вдруг стала здесь земля опасной,
Не на года, а на века.

Ученик 4.

Молчанье тихое, ночное
Вдруг разорвало взрыва гром
И смерти чудище немое
Объято дымом и огнем.

Ученик 5.

Машин пожарных вереница
На помощь мчится, на войну,
С чудовищным огнём сразиться,
Закрыть собою всю страну.

Ученик 6.

Как много их: сынов любимых,
Отцов, мужей в одном строю.
И беззащитных и ранимых,
Стоящих прямо на краю.

Ученик 7.

Стоящих прямо перед смертью,
Не ощущая страшный час,
И за открытой смерти дверью
Они находятся сейчас.

Ученик 8.

Мы помним всех их поименно,
Мы помним лица их и боль.
Пред ними мы стоим в поклоне.
Сжимает сердце скорби боль.

Слайд 11.

Город Чернобыль (основан в 1193 году) - стал "административным центром" в 1986 году, из-за высокого уровня радиации на прилегающих территориях. Решение об отчуждении земель было вызвано существенным радиоактивным загрязнением территорий, смежных с атомной электростанцией. Было введено три зоны:

Специальная зона (непосредственно промплощадка АЭС);

10 км зона;

30 км зона (Чернобыль находится в 9.5 км от станции).

Для справок.

В них был организован строгий радиационный контроль транспорта. На границах зон, организованны трансплантационные сооружения для рабочих при переходе от одного транспортного средства до другого, чтобы уменьшить воздействие радиоактивных веществ.

В городе базируются главные предприятия, занятые работами для обслуживания зон в экологически безопасных условиях, включая предприятия, управления радиационными условиями 30-километровой запретной зоны.

В Чернобыле расположен персонал Министерства внутренних дел Украины, занятый защитой территории 30-километровой зоны и контролем незаконных проникновений.

Спустя более 30 лет после Чернобыльской аварии постоянное влияние малых доз радиации продолжает отрицательно влиять на природу 30-километровой зоны отчуждения. Вокруг атомной электростанции стало меньше птиц и насекомых (чем выше уровень радиации, тем меньше насекомых).

По мнению многих ученых, процветает дикая природа в специальной зоне, поскольку воздействие радиации не позволяет вносить свои коррективы со стороны человеческого фактора. Уровень радиации в области был опасен для жизни только в первые два года, и в течение десяти лет он упал в 1000-10000 раз в разных областях.

Как видно, история города Чернобыль носит разносторонний характер. Это древний город со своими обычаями и устоями, которые сохранились и по сей день. Ведь сейчас Чернобыль - мертвый город.

Слайд 11 – 15.

Ведущий.

Кто спасал людей всей планеты от невидимого убийцы – радиации? На ликвидацию последствий аварии было брошено двести десять воинских частей, около трех­сот сорока тысяч военнослужащих. Самое пекло дос­талось тем, кто чистил крышу... Впервые дни сотни молодых солдат работали на самой крыше реак­тора. В дальнейшем горные спасатели – шахтёры из Москвы, Киева, Днепропетровска, Шахты. Среди ликвидаторов и вертолётчики.

Впервые дни верхний зараженный слой земли был снят и захоронен, вместо него насыпали доломитового песка.

Солдатам выдавали свинцо­вые фартуки, но фон шел снизу, а там человек был не­прикрыт. Они - в обыкновенных кирзовых сапогах... В день по полторы-две минуты на крыше... На крыше гребли топливо и реакторный графит, осколки бетона и арматуры... Двадцать – тридцать секунд, чтобы нагрузить носилки, и столько же, чтобы сбросить «мусор» с крыши. Одни эти специаль­ные носилки весили сорок килограммов. Так что пред­ставьте себе: свинцовый фартук, маски, эти носилки и бешеную скорость... Представляете? В музее в Кие­ве лежит муляж графита величиной с фуражку, гово­рят, будь он настоящим, весил бы шестнадцать килограммов. Радиоуправ­ляемые манипуляторы часто отказывались выполнять команды или делали совершенно не то, так как их электронные схемы в высоких полях разрушались. Самыми надежными «роботами» были солдаты. Их окрестили «зелеными роботами» (по цвету военной формы). Через крышу разрушенного реактора про­шло три тысячи шестьсот солдат.

Был момент, когда существовала опасность ядерного взрыва, и потребовалось спустить из-под реактора грунтовую воду, чтобы туда не попал расплав урана и графита, вместе с водой они дали бы критическую массу. Взрыв - три-пять мегатонн. Не только бы в Киеве и Минске, но и на огромной части Европы нельзя было бы жить. Представляете?! Европейская катастрофа: Поставили задачу: кто нырнет в эту воду и откроет там задвижку спускного клапана? Искали добровольцев. И они нашлись! Ребята ныряли, много раз ныряли и открыли эту задвижку.

Вертолётчики в рядах спасателей… Четыре-пять вылетов в тече­ние суток, при высоте триста метров над реактором, температура в кабине - до шестидесяти градусов. А что творилось внизу, когда мешки с песком сбрасыва­лись? Представляете... Пекло... Активность достигала тысячи восемьсот рентген в час. Пилотам становилось плохо в воздухе. Чтобы метнуть прицельно, попасть в цель - огненное жерло, они высовывали головы из ка­бины... Смотрели вниз... Иного способа не было…

Молодые ребята... Они сейчас тоже умирают, но они понимают, что если бы не они... Это еще и люди особой культуры. Культуры подвига. Жертвы.

В нашем классе учится внук одного из первых ликвидаторов - Усачёв Александр. Его дедушка вернулся с высокой дозой облучения. После долгой болезни его не стало.

Ведущий.

Давайте почтим память героев минутой молчания.

Ученик 9.

Ликвидаторам Чернобыльской аварии

Ты знаменит худою славою,
Но лучше бы не знать её.
Над облучённою державою
Опять кружится вороньё…

Ученик 10.

А электронные дозиметры
Сходили бешено с ума,
Но вырастала по периметру
Для радиации тюрьма.

Ученик 11.

Коварны шутки с мирным атомом,
Он на свободе, как бандит,
И пионеров-ликвидаторов
Своими ядрами бомбит…

Ученик 12.
Настройте души под локаторы
На милосердия волну...
Мы, ветераны-ликвидаторы,
Прошли Чернобыль, как войну.

КГУ "Бескарагайский колледж" УО ВКО
Преподаватель НВП и ФК: Кабакова Анна Сергеевна
Преподаватель химии и биологии: Лапа Наталья Владимировна

Сценарий внеклассного экологического мероприятия
«Чернобыль: 30 лет спустя»

Цель: - показать значимость экологической трагедии на примере аварии Чернобыльской АЭС;
- формировать чувства ответственности по отношению к окружающей природе и патриотизма;
- развивать мышление, умение пользоваться литературой для нахождения фактов, умение вести монологическую речь перед аудиторией.
- формирование гражданской ответственности и патриотического воспитания учащихся на примере изучения причин и последствий Чернобыльской аварии.

Педагогические задачи:
-способствовать воспитанию толерантности, духовно-нравственных чувств: чувства сострадания, бережного отношения к окружающему миру, любви к природе;
-развить позитивную активную жизненную позицию;
-способствовать формированию экологических знаний и использованию их в учебной и практической деятельности.

Оборудование: проектор, выставка книг, журналов, рисунков по данной теме, фотографии чернобыльских пожарных ставших первыми жертвами аварии, презентация, цветы, зажженные свечи.

(На фоне слайд №1.Звучит мелодия. Выход ведущих.)

Вед 1: Добрый день, дорогие друзья, преподаватели, мастера, ребята!
Вед 2: Добрый день Уважаемые гости!
Вед 1: Особый повод собрал нас в этом зале.
Вед 2: 30 лет назад, 26 апреля 1986 года в 1 ночи 23 минуты на 4 энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции произошла крупнейшая в истории мировой атомной энергетики авария, Катастрофа современности, повлекшая многочисленные человеческие жертвы, радиоактивного загрязнения территории Украины, Беларуси, России.
Вед 1: Мера ужаса для нас – война. Чернобыль – страшнее. Это война с незримым противником. Война без стрельбы и пуль.

(на фоне слайд №2)

Вед 1: Чернобыль - небольшое милое провинциальное украинское местечко, утопающее в зелени. Летом здесь любили отдыхать киевляне, москвичи, ленинградцы. Готовили на зиму соленья и варенья, собирали грибы, загорали на ослепительных чистых песчаных берегах Киевского моря, ловили рыбу. Казалось, что удивительно гармонично и нераздельно ужились здесь красота природы и упрятанные в бетон четыре блока АЭС.

(на фоне слайд №3)

Вед 2:Слово «чернобыль» по-украински означает «полынь». Древний Чернобыль дал своё горькое название мощной АЭС, строительство которой было начато в 1973 году. В 1983-м работали четыре энергоблока мощностью 4 млн кВт. Главной столицей энергетиков стал молодой, бурно развившийся город Припять, отстоящий от Чернобыля на 18 км к северо-западу. Своим появлением город обязан сооружению здесь ЧАЭС имени В.И.Ленина.

(на фоне слайд №4)

Вед 1: Начальные страницы летописи трудовой биографии Припяти написаны 4 февраля 1970 года, когда здесь строителями был забит первый колышек и вынут первый ковш земли. Средний возраст жителей составлял 26 лет. Но слишком короткой оказалось жизнь этого города. Он погиб в страшную ночь с 25 на 26 апреля 1986 года. А сейчас всё внимание на экран

Видеоролик: «Чернобыль за секунду до катастрофы» с начала до 3мин.47с.

Чтец:
Бедой развален и убит,
Он не был к ней готов.
Ещё не веря, он стоит,
Не плача и без слов.
Ещё не зная, что же там
Тогда произойдет,
И что на смену всем словам
Судьба преподнесет.

(слайд №7, 8,)

Вед 2: На Чернобыльской АЭС готовились к остановке четвертого энергоблока из-за планово-предупредительного ремонта. Во время остановки предполагалось провести испытание с отключенными защитами реактора в режиме полного обеспечения оборудования АЭС. Стали останавливать энергоблок, постепенно снижая мощность реактора. Была отключена система аварийного охлаждения реактора – это и стало одной из грубейших роковых ошибок. Произошел взрыв.

(слайд №9)

Вед 1: Реактор четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС выбросил в атомосферу 50 тонн испарившегося топлива. В результате зараженными оказались воздух, почва, вода, растительность и животные и люди, получившие очень сильную дозу радиации, - для многих оказавшуюся смертельной.
Видеоролик: «Чернобыль за секунду до катастрофы» с 6мин.16с. до 10 мин.40с

(слайд №10)

1.Четвертый реактор – он дьявольски вздрогнул раскатом.
Замрите, народы! Прощайте, друзья и семья…
Кто в пекло шагнул – как на дот, навалился на атом,
Чтоб вечно жила, чтоб вольно дышала Земля.

(слайд №11)

2.Кто в пекло шагнул, тот не думал о смерти и славе,
Он думал о жизни – и только о ней.
Поэтому вишни цветут окрыленно в Державе,
И дети играют под солнечным пологом дней.

(слайд №12)

3.Молчание давит, глядят сиротливо криницы,
Пустынны поля – это все наяву, а не сон.
Четвертый реактор – святые бесстрашные лица,
Им, нас защитившим, живым и погибшим поклон.

4.Народную боль не заносят в ученые акты.
Мы атом сегодня в той схватке осилить смогли.
Пускай человечество помнит четвертый реактор.
Но если забудет!..

(на фоне поочередно перелистываются слайды №13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22)

Вед 2: Тысячи людей приняли участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Ликвидаторы трудились в зоне повышенной реакции, не считаясь с риском для здоровья. Из них 100 тысяч стали инвалидами, более 50 тысяч умерли.
Видеоролик: «Чернобыль за секунду до катастрофы» с 12 мин.по 14мин.10с.
Вед 1: В зону заражения попала огромная территория, на которой проживало 17 млн. человек. Сейчас в зоне жёсткого радиационного контроля проживают около 1 млн. человек. Большому количеству людей в результате этой аварии пришлось покинуть свои дома и населённые пункты. В общей сложности было эвакуировано более 100 тысяч человек.

Видеоролик: «Чернобыль за секунду до катастрофы» с 15мин.30с.по 16мин.

(На фоне слайд №22, 23)

Вед 2: Тщательное расследование причин катастрофы на Чернобыльской АЭС, произведённое специалистами, показало, что приведшим к аварии, были действие операторов, грубо нарушивших эксплуатационные инструкции и правила управления энергоблоком. В ноябре 1986 года аварийный блок изолировали.
Вед 1: Человек и природа- это единое целое. Разрушая природу, человек убивает себя. Природа не прощает халатного отношения. Не прощает ошибок и промахов. Наша Земля неизлечимо больна. Многие исследователи и учёные считают, что всего 30 лет отведено нам, чтобы изменить своё отношение к природе.
Видеоролик: «Техника» с начала до 1 мин
Вед 2:Земля…В этом коротком слове - история, труд, судьбы миллионов людей прошлых, настоящих и будущих поколений нашей планеты. Вся сила человека в земле. Никто не мог победить легендарного Антея, пока он касался земли, вливающей в него новые силы, но стоило только оторвать его от неё, и он погиб. Этот миф – завещание потомкам – хранить связь с землёй и охранять её.

Видеоролик: «Чернобыль 30 лет спустя» 5 мин.

Слайд с изображением ликвидаторов аварии с №25 - 30

Вед 1: Четвёртый реактор – святые бесстрашные лица. Им, нас защищавшим, живым и погибшим, низкий поклон. Пускай человечество помнит тех, кто погиб в самой страшной катастрофе XX века.
Чтец 1:
Прости, земля, прости, прости, прости…
Мы, люди, так тебя обидели,
Груз совести за это нам нести:
На многое смотрели..и не видели.
Чтец 2:
Мы думали тогда- так было надо:
Мы рьяно жгли, сушили и рубили,
И вот теперь за это нам награда:
Цветущие сады, поля- на гниль и пыль сменили.
Чтец 3:
Для дружбы, для улыбок и встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.
Чтец 4:
Завещано беречь нам этот мир-
Такой неповторимый на рассвете.
Он с детства очень дорог нам и мил,
За будущее мира мы в ответе.
Вед 2: Этот день мало похож на праздник, эта дата скорее заставляет нас в суматохе повседневной жизни остановиться и задуматься…
Вед 1: О Чернобыле, в сущности, знать и помнить нужно немногое: жить так, чтобы не оставлять за спиной руины и мёртвые города.
Вед 2: И если мы в какой-то момент забудем о тех, кто собою отодвинул не случившееся, вряд ли судьба простит нам эту забывчивость.
Вед 1: Ведь Чернобыль стал вселенским предупреждением. И хочется, очень хочется, чтобы мы помнили… В память о погибших в радиационных авариях и катастрофах объявляется минута молчания.

(слайд №31)

(Минута молчания.)

Литература:
1. Валерий Убиенных “Стихи о Чернобыле”.
2. Статья “Об аварии на Чернобыльской АЭС”.
3. Любовь Сирота “Поэтический альбом “Ангелу Припяти”.
4. Поэтический сборник “Чернобыльская быль”.
5. Стихи детей Чернобыля.
6. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.Кирилл и Мефодий, 2002.

Интернет ресурсы:
1. http://ru.wikipedia.org
2. http://www.krasnogorsk.ru
3. http://falangel.narod.ru
4. http://www.chornobyl.ru
5. http://www.chnpp.gov.ua
6. http://old.izvestia.com.ua
7. http://goroda-prizraki.narod.ru
8. htt://www.souzchernobyl.ru