Семья

Внеклассное занятие по литературе "в гостях у дедушки крылова". Последние годы жизни

КРЫЛОВ, ИВАН АНДРЕЕВИЧ (1769–1844) – русский баснописец, писатель, драматург

Родился в 1769 в Москве. Учился молодой Крылов мало и бессистемно. Ему шел десятый год, когда умер отец, Андрей Прохорович, бывший в тот момент мелким чиновником в Твери. Андрей Крылов «наукам не учился», но очень любил читать и привил свою любовь сыну. Он сам выучил мальчика чтению и письму и оставил ему в наследство сундук книг. Дальнейшее образование Крылов получил благодаря покровительству писателя Николая Александровича Львова, прочитавшего стихи юного поэта. В юности много жил в доме у Львова, учился вместе с его детьми, и просто слушал разговоры литераторов и художников, приходивших в гости. Недостатки отрывочного образования сказывались впоследствии – так, Крылов всегда был слаб в орфографии, но известно, что с годами приобрел достаточно прочные знания и широкий кругозор, научился играть на скрипке и говорить по-итальянски.

Был записан на службу в нижний земский суд, хотя, очевидно, это была простая формальность – в присутствие Крылов не ходил или почти не ходил и денег не получал. В четырнадцатилетнем возрасте попал в Петербург, куда мать отправилась хлопотать о пенсии. Затем перевелся на службу в Петербургскую казенную палату. Однако дела служебные его не слишком интересовали. На первом месте среди увлечений Крылова были литературные занятия и посещение театра. Эти пристрастия не изменились и после того, как в семнадцать лет он лишился матери, и на его плечи легли заботы о младшем брате. В 80-е годы много писал для театра. Из-под его пера вышли либретто комических опер Кофейница и Бешеная семья , трагедии Клеопатра и Филомела , комедия Сочинитель в прихожей . Эти произведения не принесли молодому автору ни денег, ни известности, но помогли попасть в круг петербургских литераторов. Ему покровительствовал известный драматург Я.Б.Княжнин, однако самолюбивый молодой человек, решив, что в доме «мэтра» над ним насмехаются, порвал со своим старшим другом. Крылов написал комедию Проказники , в главных героях которой, Рифмокраде и Тараторе, современники без труда узнали Княжнина и его жену. Проказники –более зрелое произведение, чем предыдущие пьесы, но постановка комедии была запрещена, и у Крылова испортились отношения не только с семейством Княжниных, но и с театральной дирекцией, от которой зависела судьба любого драматического сочинения.

С конца 80-х основная деятельность разворачивалась в сфере журналистики. В 1789 в течение восьми месяцев издавал журнал «Почта духов». Сатирическая направленность, проявившаяся уже в ранних пьесах, сохранилась и здесь, но в несколько преображенном виде. Крылов создал карикатурную картину современного ему общества, облекая свой рассказ в фантастическую форму переписки гномов с волшебников Маликульмульком. Издание было прекращено, так как у журнала оказалось всего восемьдесят подписчиков. Судя по тому, что «Почта духов» была переиздана в 1802, ее появление все же не осталось незамеченным читающей публикой.

В 1790 вышел в отставку, решив полностью посвятить себя литературной деятельности. Он стал владельцем типографии и в январе 1792 вместе со своим другом литератором Клушиным начал издавать журнал «Зритель», пользовавшийся уже большей популярностью.

Наибольший успех «Зрителю» принесли произведения самого Крылова Каиб, восточная повесть , сказка Ночи , Похвальная речь в память моему дедушке , Речь, говоренная повесою в собрании дураков , Мысли философа о моде . Число подписчиков росло. В 1793 журнал был переименован в «Санкт-Петербургский Меркурий». К этому времени его издатели сосредоточились прежде всего на постоянных иронических нападках на Карамзина и его последователей. Издателю «Меркурия» было чуждо реформаторское творчество Карамзина, которое казалось ему искусственным и излишне подверженным западным влияниям. Преклонение перед Западом, французским языком, французскими модами было одной из любимых тем творчества молодого Крылова и объектом высмеивания во многих его комедиях. Кроме того, карамзинисты отталкивали его своим пренебрежением к строгим классицистским правилам стихосложения, возмущал его и излишне простой, по его мнению, «простонародный» слог Карамзина. Своих литературных противников, как всегда, изображал с ядовитой язвительностью. Так, в Похвальной речи Ермолафиду, говоренной в собрании молодых писателей Карамзин был издевательски изображен как человек, несущий чепуху, или «ермолафию». Возможно, именно резкая полемика с карамзинистами оттолкнула читателей от «Санкт-Петербургского Меркурия».

В конце 1793 издание «Санкт-Петербургского Меркурия» прекратилось, и Крылов на несколько лет уехал из Петербурга. По словам одного из биографов писателя, «С 1795 по 1801 год Крылов как бы исчезает от нас». Некоторые отрывочные сведения позволяют предположить, что он некоторое время жил в Москве, где много и азартно играл в карты. Очевидно, он странствовал по провинции, жил в поместьях своих друзей. В 1797 Крылов уехал в поместье князя С.Ф.Голицына, где, очевидно был его секретарем и учителем его детей.

Именно для домашнего спектакля у Голицыных в 1799-1800 была написана пьеса Трумф или Подщипа . В злой карикатуре на тупого, заносчивого и злого вояку Трумфа легко угадывался Павел I, не нравившийся автору прежде всего своим преклонением перед прусской армией и королем Фридрихом II. Ирония была настолько язвительна, что в России пьесу впервые опубликовали только в 1871. Значение Трумфа не только в его политическом подтексте. Куда важнее, что сама форма «шутотрагедии» пародировала классическую трагедию с ее высоким стилем и во многом означала отказ автора от тех эстетических представлений, которым он был верен в течение предыдущих десятилетий.

После смерти Павла I князь Голицын был назначен рижским генерал-губернатором, и Крылов два года служил его секретарем. В 1803 снова вышел в отставку и, очевидно, опять провел два следующих года в беспрерывных путешествиях по России и карточной игре. Именно в эти годы, о которых мало известно, драматург и журналист начал писать басни.

Известно, что в 1805 Крылов в Москве показал известному поэту и баснописцу И.И.Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена : Дуб и трость и Разборчивая невеста . Дмитриев высоко оценил перевод и первым отметил, что автор нашел свое истинное призвание. Сам поэт не сразу это понял. В 1806 он напечатал только три басни, после чего вновь вернулся к драматургии.

В 1807 выпустил сразу три пьесы, завоевавшие большую популярность и с успехом шедшие на сцене. Это – Модная лавка , Урок дочкам и Илья Богатырь . Особенно большим успехом пользовались две первые пьесы, каждая из которых по своему высмеивала пристрастие дворян к французскому языку, модам, нравам и т.д. и фактически ставила знак равенства между галломанией и глупостью, распутством и мотовством. Пьесы неоднократно ставились на сцене, причем Модную лавку играли даже при дворе.

Несмотря на долгожданный театральный успех, Крылов решился пойти по другому пути. Перестал писать для театра и с каждым годом все больше внимания уделял работе над баснями.

В 1808 им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая Слон и моська .

В 1809 был опубликован первый сборник, сразу же сделавший его автора по-настоящему знаменитым. Всего до конца жизни он написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг. Работал он до последних дней – последнее прижизненное издание басен друзья и знакомые писателя получили в 1844 вместе с извещением о смерти их автора.

Сначала в творчестве Крылова преобладали переводы или переложения знаменитых французских басен Лафонтена, (Стрекоза и муравей , Волк и ягненок ), то постепенно он начал находить все больше самостоятельных сюжетов, многие из которых были связанны со злободневными событиями российской жизни. Так, реакцией на различные политические события стали басни Квартет , Лебедь , Щука и Рак , Волк на псарне . Более отвлеченные сюжеты легли в основу Любопытного , Пустынника и медведя и других. Однако басни, написанные «на злобу дня», очень скоро также стали восприниматься как более обобщенные произведения. События, послужившие поводом для их написания, быстро забывались, а сами басни превращались в любимое чтение во всех образованных семьях.

Работа в новом жанре резко изменила литературную репутацию Крылова. Если первая половина его жизни прошла практически в безвестности, полна материальными проблемами и лишениями, то в зрелости он был окружен почестями и всеобщим уважением. Издания его книг расходились огромными для того времени тиражами. Писатель, в свое время смеявшийся над Карамзиным за его пристрастие к излишне простонародным выражениям, теперь сам создавал произведения, понятные всем, и стал истинно народным писателем.

Крылов стал классиком при жизни. Уже в 1835 В.Г.Белинский в своей статье Литературные мечтания нашел в русской литературе всего лишь четырех классиков и поставил Крылова в один ряд с Державиным , Пушкиным и Грибоедовым .

На национальный характер его языка, использование им персонажей русского фольклора обратили внимание все критики. Писатель оставался враждебен западничеству в течение всей своей жизни. Не случайно он примкнул к литературному обществу «Беседа любителей русской словесности», отстаивавшему старинный русский слог и не признававшему карамзинской реформы языка. Это не помешало Крылову быть любимым как сторонниками, так и противниками нового легкого слога. Так, Пушкин, которому намного ближе было карамзинское направление в литературе, сравнивая Лафонтена и Крылова, писал: «Оба они вечно останутся любимцами своих единоземцев. Некто справедливо сказал, что простодушие есть врожденное свойство французского народа; напротив того, отличительная черта в наших нравах есть какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться »

Параллельно с народным признанием шло и признание официальное. С 1810 Крылов был сначала помощником библиотекаря, а затем библиотекарем в Императорской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Одновременно с этим получал неоднократно увеличивавшуюся пенсию «во уважение отличных дарований в российской словесности». Был избран членом Российской Академии, награжден золотой медалью за литературные заслуги и получил много других наград и почестей.

Одна из характерных черт популярности Крылова – многочисленные полулегендарные рассказы о его лени, неряшливости, обжорстве, остроумии.

Уже празднование пятидесятилетнего юбилея творческой деятельности баснописца в 1838 превратилось в поистине всенародное торжество. За прошедшие с тех пор почти два столетия не было ни одного поколения в России, которое не воспитывалось бы на баснях Крылова.

Умер Крылов в 1844 в Санкт-Петербурге.

Тамара Эйдельман

ДУХОВНЫЕ БОГАТСТВА РОССИИ

Познавательные викторины о культуре России

Жизнь коротка, искусство вечно.

(Гиппократ)

Какова душа такие и песни.
(Русская пословица.)
Если у искусства и нет родины, у художников она есть.
(К. Сен-Санс)

Отечественная литература

Пушкиниана

Гоголевская викторина

Лермонтовская викторина

Чеховская викторина

Русские пословицы и поговорки

Русские народные и авторские сказки

Русская музыка

Русский балет

Русский драматический театр

Российское кино

Русская живопись и графика

Русская скульптура

Русская архитектура

КРЫЛОВСКАЯ ВИКТОРИНА

Где маленький Иван Крылов обучался грамоте, арифметике и молитвам?
а) В лицее;
б) В пансионе;
в) В церковно-приходской школе;
г) Дома.

(Отец его был большой любитель чтения, после него к сыну перешёл целый сундук книг.)

В каком качестве Иван Андреевич Крылов начал свою литературную деятельность?
а) Критика;

б) Драматурга;
в) Переводчика;

г) Фантаста.
(Но прославился он своими баснями.)

Какой литературный псевдоним имел Иван Андреевич Крылов?
а) Человек без селезёнки;
б) Нави Волырк;
в) Брат моего брата;
г) Антоша Чехонте.
(Чтобы убедиться, прочтите этот псевдоним справа налево. А другие три псевдонима принадлежали А.П. Чехову. )

В работе над каким произведением А.С. Пушкину очень помогли детские воспоминания баснописца И.А. Крылова, сына боевого офицера?
а) «Кавказский пленник»;
б) «Полтава»;
в) «Капитанская дочка»;
г) «Медный всадник».
(Крылов был очевидцем осады Оренбурга отрядами Е. Пугачева.)

Кем НЕ являлся Иван Андреевич Крылов?
а) Драматургом;
б) Журналистом;
в) Баснописцем;
г) Художником.

Как называлось первое произведение Крылова, написанное им в 15 лет?
а) «Кофейница»;
б) «Сахарница»;
в) «Сухарница»;
г) «Молочница».
(Это была комическая опера.)

Сколько басен было написано И.А. Крыловым?
а) Около 50;
б) Около 100;
в) Около 150;
г) Около 200.

Как называлась последняя басня, написанная И.А. Крыловым?
а) «Вельможа»;
б) «Похороны»;
в) «Лев состарившийся»;
г) «Бедный богач».

За что в 1820 году И.А. Крылов получил орден св. Владимира 4-й степени?
а) За издание 6 томов басен;
б) За составление каталога русских книг;
в) Зв написание оперы «Илья-Богатырь»;
г) За журналистскую деятельность.
(Иван Андреевич Крылов работал в Императорской Публичной библиотеке с 1812 года сначала «библиотекарским помощником», а затем и библиотекарем Русского отдела. Он прослужил в Публичной библиотеке почти 30 лет.)

Кто автор памятника И.А.Крылову в Летнем саду Санкт-Петербурга?
а) Э.П. Фальконе;
б) П.К. Клодт;
в) И.П. Витали;
г) А.М. Опекушин.
(Клодт установил бронзовую статую баснописца на гранитном пьедестале, украшенном бронзовыми изображениями людей и животных - персонажей басен Крылова. Монумент является одним из первых памятников русским литераторам и первым, установленным в Петербурге. Памятник Крылову явился последней крупной работой прославленного скульптора-анималиста.)

Сколько басен Ивана Крылова показаны скульптором Клодтом на пьедестале памятника баснописцу в Летнем саду?
а) Пять;
б) Двенадцать;
в) Двадцать четыре;
г) Тридцать шесть.
(Бронзовые фигуры животных, изображенные горельефом, заполняют сплошь весь пьедестал, от них рябит в глазах, из-за этой тесноты порой нелегко разобраться в персонажах и сценах басен.)

На каком известном памятнике можно увидеть фигуру писателя И.А. Крылова?
а) «Тысячелетие России»;
б) «Родина-мать»;
в) «Александровская колонна»;
г) «Царь-колокол».
(Это монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь.)

Каким музыкальным инструментом виртуозно владел баснописец Крылов?
а) Скрипка;
б) Аккордеон ;
в) Труба;
г) Орган.
(Иван Андреевич Крылов писал свою басню про Мартышку, Осла, Козла и косолапого Мишку, которые «задумали сыграть квартет», с полным знанием исполнительского дела: он был виртуозным скрипачом-баснописцем. В составе ансамбля как вторая скрипка Крылов выступал довольно часто. Но он давал и сольные концерты, исполняя сложнейшие скрипичные произведения.)

В день пятидесятилетия творческой деятельности Ивана Андреевича Крылова Пётр Вяземский назвал его так, как до сих пор его называем все мы. Как?
а) Солнце русской поэзии;
б) Дядя Ваня;
в) Дедушка Крылов;
г) Эзопов сын.

Какой из предложенных фразеологизмов пришёл НЕ из басен И.А. Крылова?
а) А ларчик просто открывался;
б) Слона-то я и не приметил;
в) А Васька слушает, да ест;
г) Остаться у разбитого корыта.
(Из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.)

Какое из предложенных названий литературных произведений НЕ является названием басни Крылова?
а) «Слон и радио»;

б) «Слон и Моська»;
в) «Слон на воеводстве»;

г) «Слон в случае».
(Это рассказ Виктора Драгунского.)

Какое выражение из басни Крылова стало поговоркой о разобщённости и стоящем на месте деле?
а) А воз и ныне там;
б) Хоть видит око, да зуб неймёт;
в) А Васька слушает да ест;
г) Медвежья услуга.
(Из басни «Лебедь, Щука и Рак».)

Какая птица в басне Крылова «хвалилась, что хочет море сжечь»?
а) Ворона;

б) Синица;
в) Петух;

г) Лебедь.

Чем к старости стала слаба крыловская мартышка?
а) Ушами;

б) Зубами;
в) Ногами;

г) Глазами.

Кто из этих зверей НЕ входил в басенный квартет И.А. Крылова?
а) Лиса;

б) Козёл;
в) Медведь;

г) Осёл.

Какая птица рассудила героев басни Крылова «Квартет»?
а) Петух;
б) Ворона;
в) Соловей;
г) Синица.

В какой из этих басен И.А. Крылова лиса борется за кусок сыра?
а) «Волк и Лисица»;

б) «Ворона и Лисица»;
в) «Лисица и Орёл»;

г) «Лисица и Сурок».

На какое дерево уселась крыловская Ворона, собираясь позавтракать?
а) На дуб;

б) На берёзу;
в) На ель;

г) На бук.
(«Ворона и лисица».)

В какой басне Крылова утверждалось, что «лесть гнусна и вредна»?
а) «Кукушка и Петух»;
б) «Ворона и Лисица»;
в) «Слон и Моська»;
г) «Стрекоза и Муравей».

У кого посоветовал Соловью поучиться пению Осёл из басни И.А. Крылова?
а) У скворца;

б) У петуха;
в) У жаворонка;

г) У кукушки.

Чего в басне Ивана Крылова объелся Фока?
а) Блинов;
б) Пирогов;
в) Ухи;
г) Щей.
(«Демьянова уха».)

Какое насекомое Иван Крылов в своей басне назвал попрыгуньей?
а) Бабочку;

б) Стрекозу;
в) Блоху;

г) Саранчу.
(«Стрекоза и Муравей ».)

Где, согласно тексту басни И.А.Крылова, водили Слона?
а) По улицам;
б) По проспектам;
в) По бульварам;
г) По посудным лавкам.

Как называется одна из басен И.А. Крылова?

а) «Богатый бедняк»;
б) «Бедный богач»;
в) «Тонкий толстяк»;
г) «Злой добряк».

Из какой басни И.А. Крылова «выпорхнула» крылатая фраза «Глазами съесть»?
а) «Волк на псарне»;

б) «Кот и Повар»;
в) «Лисица и Виноград»;

г) «Ворона и Лисица».
(«Глазами, кажется, хотел бы всех их съесть».)

На кого лаяла собака Моська в басне Ивана Крылова?
а) На медведя;

б) На кошку;
в) На слона;

г) На луну.

Что, согласно басне И. Крылова, НЕ смогли сдвинуть с места Лебедь, Рак и Щука?
а) Камень;

б) Лошадь;
в) Воз;

г) Карету.

Под каким деревом рылась Свинья в басне И.А. Крылова?
а) Ель;

б) Дуб;
в) Липа;

г) Яблоня.

Какая басня Крылова поможет легко запомнить состав струнного квартета?
а) «Лебедь, Шука и Рак»;
б) «Вельможа и Поэт»;
в) «Квартет»;
г) «Павлин и Соловей».
(«Квартет». «Достали нот, баса, альта, две скрипки...». Басом тогда называли виолончель.)

Как называется картина П.А. Федотова, написанная на сюжет одноимённой басни И.А. Крылова?
а) «Разборчивая невеста»;
б) «Сватовство майора»;
в) «Свежий кавалер»;
г) «Бедной девушке краса – смертная коса».

Какое животное встречается в баснях И. Крылова всего один раз?
а) Медведь;

б) Заяц;
в) Лиса;

г) Волк.
(Басня «Заяц на ловле».)

В какой басне, связанной с Отечественной войной 1812 года, Иван Крылов утверждает, что борьба с Наполеоном должна вестись оружием, а не дипломатическими увещеваниями?
а) «Демьянова уха»;

б) «Кот и повар»;
в) «Лисица и виноград»;

г) «Ворона и Лисица».

В какой басне И.А. Крылов пишет о попытке Наполеона заключить мир?
а) «Волк на псарне»;

б) «Свинья под дубом»;
в) «Мартышка и Очки»;

Иван Андреевич Крылов — известный поэт и публицист, родился 2 февраля 1769 года в Москве. У Ивана Крылова не было возможности получить хорошее образование, а от отца он получил только много книг и большую любовь к ним. Обеспеченные соседи мальчика разрешили ему присутствовать при уроках французского языка, которые проводились для их детей. Так Иван Андреевич Крылов сносно выучил французский.

Мальчик очень рано стал работать, а также узнал, как это жить в нищете. Когда умер папа Ивана, то его взяли подканцеляристом в губернский магистрат Твери, где раньше работал Крылов-старший. Денег хватало только на еду, поэтому жить было очень сложно. Через 5 лет мама будущего баснописца, берет с собой детей и отправляется в Санкт-Петербург добиваться своей пенсии, а также для подготовления старшего сына к работе. Так Иван Крылов начал работать приказным служителем в казённой палате.

Молодой Крылов очень много читал, чтобы получить должное самообразование. Также известно, что в юные годы он самостоятельно научился играть на разных инструментах. В 15 лет юноша сам написал маленькую комическую оперу под названием «Кофейница». Это можно назвать первым дебютом в литературе поэта. Из-за бедности, Иван Крылов хорошо был знаком с бытом и нравами обычных людей, поэтому такой опыт в будущем стал очень полезным.

Творчество

После переезда в Санкт-Петербург Иван Андреевич посетил новый открывшийся театр. Там он познакомился со многими артистами и с этих пор жил увлечениями этого святилища искусства. Крылов слишком сильно любил литературную деятельность, поэтому в 18-летнем возрасте он ушел в отставку с казённой службы.

Литературная деятельность поначалу была не очень удачной. Вскоре баснописец написал трагедию «Филомела», подражая классикам. Но данное произведение было посредственным, но молодой литератор не стал останавливаться.

Через некоторое время поэт создал несколько комедий: «Проказники», «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей» и много других. В этот раз был заметен рост мастерства Крылова, но большинство читателей и критиков были недовольны.

Первые басни Ивана Андреевича были напечатаны без подписки. В 1788 году их можно было увидеть в журнале «Утренние часы». Три творения, называвшиеся «Новопожалованный осёл», «Судьба игроков», «Стыдливый игрок» были практически не замечены критиками и читателями. В них было много едкости, сарказма, но не умения.

В 1789 году баснописец издает журнал «Почта духов» вместе с Рахманиным. Но издание не получает желаемый успех и больше не выпускается. Крылов на этом не останавливается.

Журнал «Почта духов»

Спустя 3 года он создает еще один журнал под названием «Зритель». Затем еще через 1 год выходит журнал «Санкт-Петербургский Меркурий». В этих изданиях Иван Андреевич Крылов публиковал некоторые свои произведения.

В 1805 году Крылов перевел две басни «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста». В 1809 году первое издание Ивана Крылова получает огромную популярность, оно состояло из 23 произведений. Так баснописец стает очень популярным и публика с нетерпением ждет его новых творений.

В 1810 году он вступает помощником библиотекаря в Императорскую публичную библиотеку, в которой будет работать до 1841 года.

В 1825 году в Париже граф Григорий Орлов напечатал Басни И. А. Крылова в двух томах на французском, русском и итальянском языках. Данная книга была первым зарубежным изданием басен.

За всю свою жизнь писатель создал более 200 басен. Крылов жил достаточно долго, он был очень умным и добрым человеком. Свои произведения он создавал не только для высокообразованной интеллигенции, но и для простых людей. Умер баснописец 21 ноября 1844 года. Многие думали, что Крылов умер от заворота кишок, а на самом деле причиной смерти стало двустороннее воспаление лёгких.

Урок литературного чтения

«Путешествие в мир басен И.А.Крылова»

Форма проведения: урок-концерт.

Цель: показать учащимся правильность утверждения, что басни И.А.Крылова вполне подходят для детского чтения.

Задачи:

образовательные : систематизировать знания учащихся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жанра, расширить круг читаемых басен;

развивающие : развивать умение выразительно читать, пересказывать, инсценировать басни;

воспитывающие : воспитывать интерес к чтению басен и к литературе как части общей культуры.

Оборудование: сборники басен И.А.Крылова; выставка рисунков к басням, викторина “Басни И.А.Крылова”.

Предварительная подготовка : учащиеся иллюстрировали басни, отвечали на вопросы викторины “Басни Крылова”, готовились к инсценированию басен или выразительному чтению.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Основная часть урока.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с жизнью и творчеством великого русского баснописца И.А.Крылова. Еще раз обратимся к его произведениям, почитаем их и инсценируем.

(Портрет И.А.Крылова)

Ведущий . Трудно представить себе русского человека, который не знал бы имени Ивана Андреевича Крылова, русского писателя начала 19 века.

Рассказ ученика

Его перу принадлежат разнообразные произведения. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но сильнее всего его талант проявился в баснях. Великого русского баснописца наш народ зовёт дедушкой Крыловым. Иван Андреевич Крылов – известный всему миру баснописец. Задача, которую он поставил перед собой, — казнить безжалостным смехом всякие недостатки людей – жадность, лень, лож, глупость, хвастовство, приписывая эти недостатки животным. Задача выполнена Крыловым с таким талантом, которого не достиг ни один другой баснописец.

Ведущий

Есть стихи, написанные и о самом Иване Андреевиче. Стихотворение П.Вяземского прочтёт.

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по — русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

Ведущий . Что вам известно о детстве и первых шагах учёбы И.А. Крылова?

(Высказывания учеников).

Рассказ ученицы

И.А.Крылов родился 2-го февраля 1768 г. в Москве. Отец Крылова был армейский офицер, по обязанностям службы часто вынужден менять место своего жительства. Занятый службой, отец Крылова не имел времени заниматься воспитанием сына, и все заботы о воспитании и образовании маленького сына падали на долю его матери. Мать сама ежедневно занималась с ним, стараясь передать ему хоть те небольшие познания, которыми обладала сама. Мария Алексеевна, мать будущего баснописца, придумывала разные способы, чтобы заохотить ребёнка к учению. Так, например, когда он хорошо заучивал заданный ему урок, мать каждый раз в награду давала ему по несколько копеек.

После смерти отца Иван в 10 лет начал служить переписчиком, чтобы кормить мать и младшего брата.

Точно не знаем, кончал ли он какое-нибудь, хотя бы скромное учебное заведение, но знаем, что с детства и до конца жизни он непрестанно учился сам, жадно читая множество книг, и стал одним из образованнейших людей своего времени. Много помогли развитию мальчика книги, оставшиеся после отца. Книг этих был целый сундук, и молодой Крылов с усердием перечитывал их без разбора. Это усердное чтение пробудило в нем литературные наклонности, и на пятнадцатом году он сочинил первое своё произведение – комическую оперу “Кофейница”.

Рассказ второй ученицы.(Памятник Крылову в Летнем саду)

Ведущий

Неподалёку от входа в Летний сад в Петербурге на тенистой площадке стоит бронзовый памятник. Какой необычный памятник! В кресле грузный добродушный дедушка, а внизу, вокруг постамента, разные звери. На барельефах изображены эпизоды из лучших его басен.Памятник был сооружён на деньги, которые собирали по всей России.

С правой стороны – Мартышка, осёл, козёл. Постойте-ка, ну, конечно! Это герои басни “Квартет”. Ничего не понимает в музыке эта компания, но самоуверенно берётся сыграть квартет.

Про зверей ли написал басню Крылов? Нет, конечно. Он имел в виду невежественных, самоуверенных людей, берущихся за дела, в которых ничего не смыслят. Но сделал Крылов это в иносказательной форме. К таким иносказаниям прибегал ещё древнегреческий баснописец Эзоп.

(Портрет Эзопа)

Рассказ ученика

Этот талантливый и умный человек был рабом и не мог прямо поднять голос против своих хозяев. Осуждая пороки, он представлял это в виде забавных историй о животных. Отсюда пошло выражение “эзоповский язык”.

Многие басни Эзопа, жившего много веков до Крылова – стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова. Например, “Ворона и Лисица”. Кроме того, переведенные им, они стали нам понятнее и ближе, потому что Иван Андреевич наделил персонажей Эзопа русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

Ведущий

Сейчас ребята прочитают одну из самых известных классических басен Крылова, которую знает каждый русский человек, уважающий себя и любящий русскую литературу. В этой басне автор обличает лесть.

(К басне «Ворона и Лисица»)

(Инсценирование басни “Ворона и Лисица”.) (Портрет Лафонтена)

И.А.;Крылов переводил также и басни Жана де Лафонтена.Это французский поэт 17 века

Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы. Но прославился своими баснями. Басню “Волк и ягнёнок” Лафонтена мы знаем благодаря переводу И.А.Крылова.

Ведущий

В какой басне Крылова героиня хотела попасть в большие забияки, чтобы о ней все говорили лучше, чем она того заслуживала? (“Слон и Моська”).

(Выразительное чтение басни “Слон и Моська”)

Из какой басни эти крылатые выражения

«А воз и ныне там…»

Иллюстрация «Лебедь, Щука и Рак»

(Выразительное чтение басни “Лебедь, Щука и Рак”).

Ведущий . Крылов умел писать интересно и смешно. Многие персонажи вызывают у нас улыбку. Я думаю вам будет интересно послушать басню «Зеркало и Обезьяна»

Иллюстрация «Зеркало и Обезьяна»

Ведущий . С какой целью вводит Крылов в действие басен комические эпизоды?

Ответ учеников (С помощью смеха писателю легче довести до детского ума мысль о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера).

Ведущий. Послушайте басню “Мартышка и очки»)”.

Иллюстрация «Мартышка и очки»

Ведущий. Дедушка Крылов – великий русский поэт баснописец. Почему великий? Его басни знают не только русские. Они переведены на разные европейские языки. Почему мы говорим русский? Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными выражениями, сравнениями.

Ты всё пела, это дело!Так поди же попляши!

Иллюстрация «Стрекоза и Муравей»

Инсценирование басни «Стрекоза и Муравей»

Ведущий . Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта.Их заучивали наизусть и пересказывали друг другу и боевые генералы, и солдаты,ими зачитывались императоры Александр 1 и Николай 2 .Все, читающие басни Крылова,получали уроки жизни и видели себя в них, ка в зеркале. Прошло более полутора веков, как басни Крылова полюбились русскому сердцу, и, надо прямо сказать, пока он никем не превзойден. Дедушка Крылов по-прежнему царствует над басенным миром. Недаром еще А.С.Пушкин сказал: “…Крылов превзошел всех нам известных баснописцев”.

Викторина по командам

1.Кто лето красное пропела? (Cтрекоза)

2.Герой какой басни хотел попасть в большие забияки? («Слон и Моська»)

3 Какую ягоду не смогла достать лиса в саду? (Виноград)

4.Кривляки в баснях Крылова (Обезьяны)

5.Что не могли сдвинуть с места Лебедь, Щука и Рак? (Воз)

6.Сколько очков купила Мартышка? (с полдюжины,т.е 6)

7.От кого Ворона получила сыр? (от Бога)

8.Кто был соседкой Моськи? (Шавка)

9.У кого к зиме «был готов и стол, и дом»?(У Муравья)

10.Назовите предмет, с помощью которого можно было увидеть « что там за рожа»? (Зеркало)

Доска объявлений

Прочитайте объявления и скажите кому из героев басен они могли принадлежать?

1.Ищу пособие по правильному использованию очков.Пишите крупнее-плохо вижу.

2.Срочно сниму тёплую квартиру до весны.

3.Потеряла сыр, пока каркала. Нашедшего просьба –вернуть на ель.

4. Похвалю любого. Кто похвалит меня.

Учитель. Да, Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с басней Крылова — значит, стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

Посмотрите, какая цепочка получается.

(портреты Эзопа, Лафонтена и Крылова)

Три великих баснописца греческий, французский и русский. Конечно, баснописцев было больше, но эти вошли в мировую литературу как баснописцы – классики.

В 19 веке писал басни в прозе Лев Николаевич Толстой.

В наше время интересные басни писал Сергей Владимирович Михалков.

III. Итог урока.

Какие виды работ сегодня на уроке вам больше всего понравились?

Заключительное слово учителя.

И мне хочется пожелать вам, ребята, идти рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о себе, поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее.

Спасибо за урок!

Цели:

  1. Обобщить и проверить знания учащихся по творчеству И.А.Крылова;
  2. Развивать навыки грамотной речи, творческую инициативу учащихся, образное и логическое мышление, умение переключать и сосредотачивать внимание;
  3. Воспитывать интерес к творчеству И.А. Крылова, культу речи, творческое отношение к учению, чувство прекрасного.

Оформление:

1. Высказывания:

  1. Крылов - истинно народный поэт / А. С. Пушкин. /
  2. Поэт и мудрец слились в нём воедино /Н. В. Гоголь/
  3. … в его баснях, как в чистом полированном зеркале, отражается русский практический ум…. /В. Г. Белинский/

2. Детские иллюстрации к басням И. А. Крылова.

  1. Портрет И.А.Крылова. Худ. Брюллов, 1841г.
  2. Иллюстрации, лист 26
  3. Паст. Крылова, юбил. Медали, лист 34
  4. Лист 32, иллюст. к басням худ. Дезарно и Рачова
  5. Крылов на прогулке.
  6. Лист 27. Крыл. Пущк. 1 издание басен.
  7. Лист 36 - памятник в Летнем саду Санктъ-Петербурга.
  8. Детские игрушки, изображающие животных из басен Крылова.
  9. Маршрутный лист.

I. Организационный момент.

1. Приветствие. Целевая установка.

Слово учителя: Здравствуйте. Сегодня у нас с вами заключительный урок по творчеству И. А. Крылова. С произведениями этого писателя вы встретитесь, и то ненадолго, теперь только в старших классах.

Чтобы урок прошел интересно и помог запомнить полюбившиеся вам произведения, совершим заочное путешествие в Санктъ-Петербург, во время которого мы побываем и экскурсоводами, и биографами, и знатоками, и артистами.

2.Знакомство с маршрутом.

С.У.: Давайте познакомимся с маршрутом нашего путешествия. (Маршрутный лист)

3. Эмоциональный настрой

С.у.: Для путешествия сегодня день просто замечательный, настроение у всех отличное, гороскоп предсказывает удачу художникам, экскурсоводам, артистам, просто любителям басен И. А. Крылова. Некоторых из нас ожидает сюрприз.

II. Повторение изученного.

1. С. у: Сейчас мы находимся на сборном пункте, т.е. в начале нашего путешествия. Давайте проверим, как мы к нему готовы.

Вопрос: Чем знаменит И.А. Крылов?

Что мы о нём знаем?

А теперь познакомимся с тем, что говорили и писали о великом баснописце его современники. Совпадает ли наше представление о писателе с их мнением? Внимание на доску.

Что такое басня?

Чем она отличается от других литературных жанров? (мораль басни)

Как Крылов работал над баснями?

/Над баснями Крылов работал очень старательно и долго, отделывая их до совершенства. Не имея возможности в детстве получить образование, он самостоятельно выучил несколько европейских языков, а в 50 лет - и греческий. Друг Крылова Н.И. Гнедич, переводчик поэмы Гомера "Илиада”, читая свой перевод, не желал принимать критики Крылова. "Ведь ты не знаешь греческого языка; ну и молчи”, - сказал он другу.

Тогда Крылов выучил язык и, к изумлению Гнедича, доказал свою правоту, разбирая соответствующее место в подлиннике по-гречески. (А.Б.Галкин)/

Кого из баснописцев вы знаете ещё? (Ломоносов, Сумароков, Эзоп, Кантемиров)

С.у.: Молодцы. Я вижу: мы готовы к путешествию.

Какай день в году считается Днём памяти И.А.Крылова? Почему?

Интереснее всего его провести в Санктъ-Петербурге, в городе, в котором писатель провел самые лучшие и самые трудные дни своей жизни, в город, который он больше всего любил, в город, где очень любят дедушку Крылова и взрослые и дети.

III. Санктъ- Петербург. У Памятника Крылову.

1. Знакомство с памятником Крылову в Летнем саду Санктъ-Петербурга.

С.у.: Вы готовы отправиться в путь?

Пристегните ремни: мы воспользуемся уже привычным методом. Закрыли глаза. Слушаем мой голос и рисуем картину.

… Морозный день. Ощущается легкий ветерок. Парк, запорошенный снегом. Под ногами скрипит снежок. Мы идем по аллее. Остановились. Перед нами памятник с удивительным постаментом. Всматриваемся в него и узнаем. Мы в Летнем саду Санктъ-Петербурга. Открыли глаза.

Вопрос: Что это за памятник? (Какой памятник поставлен в Летнем саду Санктъ-Петербурга И.А.Крылову?)

Чем он отличается от других памятников, поставленных в других городах России?

Кто архитектор? (барельеф, герои басен Крылова).

С.у.: Обычно у памятников писателей в день Памяти произносятся торжественные речи или читаются стихи, отрывки из их произведений.

Как вы думаете, что предпочёл бы услышать И.А.Крылов? Почему вы так решили? (21 июня умер, а 22 раздавали его последний сборник родным, друзьям, близким)

2. Интонационный этюд 1.

Скороговорка: Шалунья мартышка сидит на вышке и бросает оттуда шишки.

1)

Произнести хором.

Повторить, только быстро.

2)

1 группа произносит, любуясь мартышкой, хваля её – так ловко у неё всё получается.

2 группа произносит, жалуясь на мартышку: "Она в меня бросает, а мне больно”

З. Чтение басен у памятника.

Вопрос: Как читаются произведения у памятников? (Выразительно, торжественно)

С.у.: Золотухина Катя написала своё стихотворение, посвящённое Ивану Андреевичу. Катя и откроет наши крыловские чтения.

Крылов – мой любимый писатель.
Нелегко пришлось ему жить:
Ведь отец его умер так рано,
Сам зарабатывать стал он на жизнь.
Сочинять научился он басни,
Негодяев высмеивать в них.
Басни Крылова любимы
За то, что живой их язык.
Много юмора в них и сатиры
И героев забавных, смешных.
Наделил он своих животных
Человеку присущей чертой:
Ведь лисица его – плутовка,
А волк – кровожадный злодей.

  • "Свинья под дубом”
  • "Слон и Моська”
  • "Осел и соловей”
  • "Лебедь, щука и рак”

4. Прощание с памятником.

С.у.: А теперь тихонечко постоим в Летнем саду, послушаем морозную тишину. Подумаем о прочитанных баснях. Прикоснёмся сердцем к творчеству Крылова.

IV. В картинной галерее.

1. Знакомство с картинами известных художников, посвящённых Крылову.

С.У.: Постояли, помечтали, и в путь. Закрыли глаза… Мы в автобусе... Перед нами мелькают улицы, мчатся машины, торопятся люди. Остановка. Огромное здание с парадным крыльцом. По краям небольшие колонны. Это музей. Открываем с трудом тяжёлую дверь. Тишина… Проходим по коридору. На стенах висят картины. Гулко

отдаются шаги в тишине. Слышно, как где-то тихонько журчит голос экскурсовода.

Открыли глаза. В картинной галерее нам потребуется экскурсовод, да не один. Дома вы подготовили словесные зарисовки на героев басен И. А. Крылова. Это поможет вам справиться с данной ролью.

Посетители галереи дослушивают описание до конца, не выкрикивают, а поднимают руку. После услышанного ответа экскурсовод показывает картину. Шуметь в музеях нельзя.

Вопрос: Для чего необходима тишина в музеях, на выставках? (Чтобы посетитель мог наедине побыть с творениями великих художников)

2. Рассказы экскурсоводов. (Проверка творческих работ учащихся).

V. В концертном зале.

1. С.у.: После тишины строгих комнат хочется шума и зрелищ, поэтому мы поторопимся в концертный зал, где встретимся снова с героями басен И. А. Крылова.

Заняли в автобусе свои места. Артисты уже проводят последнюю репетицию. Потренируемся и мы.

2. Интонационный этюд 2.

Разомнём свои язычки, пошумим. Почувствуем интонацию.

Скороговорка: На инструментах так, играли, что с инструментов струны содрали.

1)

Произнести хором.

Повторить, только быстро.

2)

1 группа произносит, объясняя почему на инструментах нет струн.

2 группа произносит, сердясь за то, что поломали инструменты.

3. Подготовка к концерту.

С.у.: Мы в театре. И нам нужен ведущий - очень сообразительный, быстро ориентирующийся в обстановке, с громким голосом. Кто это у нас? На сцену!

Вот здесь заявки на участие в концерте.

Пока наш конферансье составляет программу, мы эмоционально настроимся на концерт.

4. Эмоциональный настрой

СУ. Закрыли глаза. Из репетиционного зала мы быстро поднимаемся по мраморной лестнице. Входим в огромный зал, он полон зрителей, мы быстро и осторожно, чтобы не помешать другим, занимаем свои места. Звучит последний звонок. Смотрим на сцену. Медленно-медленно поднимается тяжелый бархатный занавес. На сцене ведущий концерта – конферансье.

Открыли глаза.

5) Концерт. (Во время "концерта” звучит выразительное чтение басен, показываются инсценировки)

Конферансье - Семёнова Настя открывает концерт своими стихами:

  1. "Зеркало и обезьяна”
  2. "Лисица и виноград”
  3. "Мартышка и очки”
  4. "Кукушка и петух”
  5. "Свинья под дубом”
  6. И другие по выбору учащихся.

В заключение программы Рябовол Дарина нам прочитает свои стихи.

Концерт наш открываем,
Крыловским басням посвящаем.
Иван Андреевич - наш кумир,
Своими баснями весь мир он покорил.

Увы, я не поэт, конечно,
И им, наверное, не стану.
Но хочется сказать стихами:
Конечно, жизнь не бесконечна.
Крылов же будет вечно
Среди народа с нами жить,
Пока с литературой будем мы дружить.
Его лиса, мартышка, волк
Всем преподносят нам урок.
И если басни будем мы читать,
Немножечко умнее можем стать

VI. Парад героев басен И.А.Крылова (парад игрушек).

А теперь парад героев басен И.А.Крылова (парад игрушек).

VII. Подведение итогов.

С.У. Время неумолимо. Нам пора возвращаться. Занимаем свои места. Пристегиваем ремни. Закрываем глаза. Дышим ровно и глубоко. Мы немного устали, но довольны своим путешествием. Все сложилось благополучно. Нигде не отстали, никого не обидели. Перед нами школьное крыльцо. Бегом по коридору, и мы в своем кабинете. Открываем глаза.

Подведем итоги путешествия.

1. Вопрос:

– Можно ли сказать, что басни И.А.Крылова устарели? Почему?

С.у.: Басни Ивана Андреевича Крылова (1769-1844) уже давно называют копилкой народной мудрости. И в нашей сегодняшней повседневности мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. А если присмотреться к себе, то что-то от некоторых выведенных в баснях Крылова зверей мы откроем и в нас самих. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие - с ленью, скромность - с хвастовством, смелость с трусостью, талант - с бездарностью. Не ушли в прошлое ни чинный и правильный труженик Муравей, ни легкомысленная бездельница попрыгунья Стрекоза, ни наперебой нахваливающие друг друга Петух с Кукушкой. А как злободневны ныне строки крыловской басни "Купец”:

  • Индивидуальное задание. Кто хочет стать биографом поэта?