11 класс

Как строились сталинские высотки. Здание МИД РФ на Смоленской-Сенной площади. Замысел и воплощение

7 сентября 1947 года в честь 800-летнего юбилея города в Москве одновременно начали строить семь сталинских высоток. Восьмое запланированное здание в Зарядье так и не было построено — на его месте появилась самая большая в Европе гостиница «Россия». Как строились символы сталинского ампира — в фотогалерее РБК.

Высотка на площади Красные Ворота

Высотка на Красных Воротах

Высота: 138 м​

Архитекторы: Алексей Душкин, Борис Мезенцев

Строительство 24-этажки на площади Красные Ворота завершилось в 1952 году, здание расположено в самой высокой точке Садового кольца. За проект отвечал архитектор Алексей Душкин, спроектировавший также здание «Детского мира» на Лубянке, станции метро «Кропоткинская», «Маяковская», «Площадь Революции», «Новослободская». В советское время в здании располагалось Министерство транспортного машиностроения, сейчас в нем находятся Московская межбанковская валютная биржа, корпорация «Трансстрой» и Российский профсоюз железнодорожных и транспортных строителей. Это единственная высотка, совмещенная со станцией метро, что, учитывая неустойчивость московского грунта, потребовало от создателей уникальных инженерных решений. Дом и метро строили одновременно. Поскольку часть высотки нависала над котлованом для метро, ее строили под наклоном, а грунт замораживали на глубину 27 метров. Когда работы были окончены, почва оттаяла и высотка встала в вертикальное положение.

Высотка на Красных Воротах

(Фото: Кадр из фильма «Москва в цвете» / pastvu.com)

Высотка построена на месте снесенного квартала дореволюционных жилых домов, в одном из которых в 1814 году родился Михаил Лермонтов. В память о поэте с 1941 по 1992 год площадь Красные Ворота носила название Лермонтовская.

Гостиница «Ленинградская»

Гостиница «Ленинградская»

Высота: 136 м

Архитекторы: Леонид Поляков, Александр Борецкий

Строительство здания на Каланчевской улице было завершено в 1953 году. В семействе сталинских высоток гостиница «Ленинградская» самая низкая — 136 м в высоту.

При ее строители на глубине 8,5 м наткнулись на «плывун» — насыщенный водой грунт. Стройка была приостановлена, для ее продолжения пришлось забивать сваи по периметру фундамента.

Гостиница «Ленинградская»

(Фото: журнал «Московское наследие» № 6/2008 / pastvu.com)

В 2008 году после реконструкции гостиница открылась под брендом Hilton и получила новое название — Hilton Moscow Leningradskaya. Все работы по реставрации финансировало ОАО «Садко-отель», связанное с семьей Гуцериевых. По экспертов, инвестиции составили $45-50 млн.​

Высотка на Кудринской площади

Дом на Кудринской

Высота: 156 м

Архитекторы: Михаил Посохин, Ашот Мндоянц​

Жилой дом на Кудринской площади (бывшей площади Восстания) достроили в 1954 году. Строительством занималось Министерство авиационной промышленности, и квартиры предоставлялись преимущественно руководящим работникам ведомства. По этой причине здание иногда называли «Домом авиаторов». Из 24 этажей 18 являются жилыми. Сейчас помимо квартир в высотке находятся кинотеатр, магазины, боулинг-клуб.

Высотка на Котельнической набережной

Высотка на Котельнической

(Фото: Фото из архива А.К. Ростковского / pastvu.com)

Высота: 176 м​

Архитекторы: Дмитрий Чечулин, Андрей Ростковский

Одной из первых законченных высоток стал жилой дом на Котельнической набережной. Строительством занималось Главное управление лагерей промышленного строительства МВД, основной рабочей силой были заключенные и немецкие военнопленные. Они же позировали скульпторам для барельефов рабочих, украшающих фасады и вестибюль высотки.

Сначала квартиры распределяли среди сотрудников НКВД, впоследствии в дом начали вселять ученых и деятелей культуры. В разное время здесь жили писатели Василий Аксенов, Константин Паустовский, Александр Твардовский, актриса Фаина Раневская, балерина Галина Уланова и поэт Евгений Евтушенко. Последний писал о населявших дом тараканах — следствии бывших мучных складов, на месте которых была построена высотка: «Только Зыкина запела, / с потолков / подпевать пошла капелла / прусаков».

Высотка на Котельнической

(Фото: Наум Грановский / книга «Москва Наума Грановского» / pastvu.com)

По риелторов, дом на Котельнической набережной остается самым статусным среди остальных высоток. Цена двухкомнатной квартиры здесь до 30 млн, 40 млн и даже 50 млн руб.

Здание МИДа

(Фото: Дмитрий Бальтерманц / Журнал «Огонёк» № 38/1949 / pastvu.com)

Высота: 172 м

Архитекторы: Владимир Гельфрейх, Михаил Минкус​

Административное здание на Смоленской площади было построено первым. На 27 этажах находится Министерство иностранных дел, Министерство внешних экономических связей и Министерство торговли.

Первоначальный проект здания не предполагал шпиля — он был спроектирован и установлен позднее по указу Сталина. Из-за невозможности надстроить полноценный шпиль его сделали в виде декоративного металлического шатрового завершения.

(Фото: Наум Грановский / Фотохроника ТАСС)

В сентябре 2016 года работы по демонтажу шпиля на здании МИДа. В ходе работ также были заменены отдельные фрагменты крыши здания. «Обновленный шпиль будет легче, что снизит нагрузку на все строение», — сообщалось на официальном портале мэрии Москвы.

В ноябре 2016 года МИД России собственный канал в Telegram и создал подборку стикеров, в числе которых есть изображения главного здания министерства.

Гостиница «Украина»

Гостиница «Украина»

(Фото: Владислав Микоша / МАММ / МДФ / russiainphoto.ru)

Высота: 206 м

Архитекторы: Аркадий Мордвинов

Строительство здания завершилось в 1957 году. Отель высотой 206 м тогда был самым высоким гостиничным зданием в Европе. За облик гостиницы «Украина» отвечала группа архитекторов во главе с президентом Академии архитектуры СССР Аркадием Мордвиновым.

Во время строительства здания из-за близости реки круглосуточно использовались насосы для откачки грунтовых вод.

Гостиница «Украина»

В 2005 году структуры «Киевской площади» Года Нисанова и Зараха Илиева гостиницу у властей Москвы за $275 млн, еще $300 млн было инвестировано в реконструкцию. В 2010 году после реставрации гостиница начала работать под брендом Radisson Royal.​

Главный корпус МГУ

Высота: 236 м

Архитекторы: Лев Руднев, Сергей Чернышёв, Павел Абросимов, Александр Хряков, Всеволод Насонов

Главное здание МГУ — самое высокое из сталинских высоток, до 1990-х годов оно оставалось самым высоким в Европе. Изначально здание главного корпуса МГУ планировалось построить на самой кромке Воробьевых гор, но из-за опасности возникновения оползней здание решили перенести в глубь территории. Для реализации такого масштабного проекта в сложных геологических условиях понадобились инновационные инженерные решения, которые предложили Всеволод Насонов и Николай Никитин — позже он построил Останкинскую телебашню.

(Фото: Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images)

Для возведения здания была построена специальная железная дорога, по которой доставляли строительные материалы. В работе было задействовано более 16 тыс. человек, в том числе заключенных. По данным официальной «Летописи МГУ», узники ГУЛАГа участвовали лишь в начальных этапах стройки. Однако правозащитный центр «Мемориал» приводит данные об участии в строительстве комплекса МГУ около 8 тыс. заключенных в течение пяти лет.


Огромные помпезные здания, дома-легенды, выполненные в сложной комбинации стилей русского барокко и готики, так называемом сталинском ампире, построенные с 1947 по 1953 годы, известны как «семь сестёр». Они и сегодня гордо красуются в столице, напоминая об ушедшей эпохе. И у каждого из этих зданий своя захватывающая история.

Послевоенное время требовало перемен во всем. Нужно было показать Западу, что у страны, победившей фашизм, есть сила и ресурсы. В честь победы и в ознаменование 800-летия Москвы было решено построить в Москве 8 высотных зданий. Интересно, что все сталинские высотки были заложены в один день – 7 сентября 1947 года. В этот день праздновали 800-летие Москвы. Над созданием облика этих высотных зданий трудились лучшие архитекторы того СССР. Перед ними ставилась задача создать высотки, отличающиеся от западных небоскребов. И архитекторам все же удалось создать оригинальный архитектурный стиль, получивший в дальнейшем название сталинский ампир или советский монументальный классицизм.


Первой высоткой в Москве должен был стать Дворец Советов, гигантский небоскреб высотой 415 м, на котором планировалось разместить еще и 100-метровую статую Ленина.


Заложили его в 1931 году, взорвав для этой цели Храм Христа Спасителя, однако в связи с началом войны строительство прекратили, каркас разобрали. После войны достраивать грандиозное здание не стали, построили на этом месте бассейн, а сегодня здесь вновь красуется отстроенный заново Храм.


В 1947 году в честь 800-летнего юбилея столицы, по указанию Сталина, одновременно были заложены восемь огромных небоскребов (но возведено было семь из них). Все проекты утверждал лично Сталин.

Здание МГУ на Воробьевых Горах


1 сентября 1953 года 36-этажный небоскреб на Воробьевых горах принял первых студентов. Будучи самым высоким (240 метров) и красивым зданием среди “сестер”, до 1990 года оно оставалось и самым высоким в Европе. Архитектором этого проекта был Лев Руднев. Из-за огромного масштаба строительства в качестве рабочих привлекали заключенных Гулага, для сокращения транспортных расходов некоторые из них здесь и проживали некоторое время.

Гостиница «Украина»


Второе по высоте (206 м) среди семи “сестер” здание гостиницы построили уже после смерти Сталина в 1957 году, при Хрущеве. Авторы проекта Аркадий Мордвинов и Вячеслав Олтаржевский. По распоряжению Хрущева первоначальное название "Дорогомиловская" изменили и назвали новую гостиницу "Украина". В 2005 - 2010 годы высотка претерпела капитальную реконструкцию, и теперь здесь расположен один из крупнейших фешенебельных отелей Европы Radisson Royal, имеющий 505 номеров. Советскую символику - звезды, серпы, молоты и обрамляющие их венки, давно утратившую свой былой политический пафос, сохранили, как изюминку декора.

Высотка без звезды


Здание МИД РФ было возведено в 1953 году, его высота 172 метра. За строительство этого 27-этажного небоскреба отвечали архитекторы Гельфрейх и Минкус. Первоначально здание было спроектировано и построено без шпиля, добавили его по указанию Сталина уже на последнем этапе строительства. Для уменьшения дополнительной нагрузки, на здании соорудили легкий, декоративный шпиль, на котором вместо тяжелой звезды появился герб.

Самая «миниатюрная» высотка, отель «Hilton Ленинградская»


Гостиница «Ленинградская», построенная в 1952 году по проекту Л. М. Полякова и А.Б. Борецкого, является самой маленькой, «миниатюрной» среди всех «сестер». За ее элегантным наружным декором скрывается великолепный роскошный интерьер, в котором элементы храмовой архитектуры соседствуют с московским барокко. Впоследствии эта ее архитектурная роскошь подверглась жесткой критике со стороны Н. Хрущева, а архитекторов гостиницы даже лишили Сталинских наград. С 2008 года здесь находится 5-звездочный отель Hilton.

Дом на Котельнической набережной


Для этого небоскреба было выбрано очень красивое место - слияние Москва-реки и Яузы. Здание, построенное в 1952 году (арх. Чечулин и Ростковский), выдержано в неоготическом стиле, в качестве украшений для него использовали обелиски и барельефы. Многие квартиры в нем занимали представители творческих профессий. Поскольку новое здание присоединили к дому, в котором проживали чекисты, они и курировали строительство. К работе здесь также привлекались заключенные.

Дом Авиаторов


В конце 1954 года семейство московских небоскребов пополнилось еще одним зданием на Кудринской площади высотой 156 метров с роскошной, утонченной отделкой (архитекторы Посохин и Мндоянц). Центральный его корпус состоял из 24 этажей, а прилежащие боковые – из 18. В народе его назвали Дом Авиаторов, поскольку проживали здесь в основном летчики-испытатели и другие работники, связанные с авиацией, а также представители номенклатуры. Именно в этом доме снимали сцены в профессорской квартире в фильме «Москва слезам не верит».

Дом у Красных ворот


Высотка у Красных Ворот, спроектированная Алексеем Душкиным, является самой низкой из всех “сестер” (всего 133 м). Центральный корпус с 24 этажами использовался как административный, а в боковых корпусах находились квартиры. При сооружении этого здания для того, чтобы не закрывать выход из метро, применили уникальное инженерное решение. Котлован под его фундаментом заморозили, и здание возвели с некоторым расчетным отклонением, в дальнейшем, при усадке дома, все пришло в норму.


Восьмая высотка в Зарядье

Когда умер Сталин, все работы с высотками были прекращены, поскольку Хрущев разгромил сталинскую идею по возведению “свадебных тортов”, как он называл высотки. Поэтому проект последнего и самого высокого восьмого небоскреба (275 м) по проекту архитектора Д. Чечулинане так и не был реализован. Вместо этого Москва стала застраиваться “хрущевками”.

Продолжая тему истории Москвы, мы собрали .

Оригинал взят у mgsupgs в Сталинские высотки.

Ну а сегодня очень мельком поговорим о апогее сталинского ампира - о высотках.
«Каждая империя, достигнув расцвета, старалась зафиксировать для потомков этот
эпизод мимолетного величия, — пишет в своей книге Николай Кружков, исследователь
небоскребов. — Высотные здания сталинской Москвы — одно из таких посланий».
Про высотки можно говорить очень долго, а уж написанного хватит на пару энциклопедий...
Под катом коротенькая обзорная статья.


Предтечей и ориентиром для создателей первых высоток был проект Дворца Советов

Так выглядел бы на современной панораме города Дворец Советов (слева). Фотоколлаж с сайта www.ziza.ru


  • Строительство началось в 1930-е. Остановлено в 1941 году.

  • Здание строилось на месте снесенного храма Христа Спасителя.

  • Во время войны стальные конструкции использовали для противотанковых ежей и строительства железнодорожных мостов для поставок угля с севера.

  • После войны на месте Дворца возвели бассейн «Москва». Бассейн устроили там, где планировали основание круглого Большого зала Дворца Советов. Потому и бассейн оказался круглым.

  • В районе Текстильщики до сих пор сохранились дома СДС — Строителей Дворца Советов.


Дворец Советов стал бы самым большим зданием Москвы


  • Высота (вместе со статуей Ленина) — 420 метров.

  • Большой зал Дворца: высота 100 м, рассчитан на 21 000 человек.

  • Малый зал: рассчитан на 6000 человек.

  • Стоянка на 5000 машин.

  • Статуя Ленина: высота — 100 метров, вес — 6000 тонн

  • (больше, чем статуя Свободы в США),

  • указательный палец — 6 метров,

  • голова — чуть меньше Колонного зала Дома союзов.


Ответ на вопрос о том, почему не было широкого общественного резонанса по поводу этих
строек, помогли получить обнаруженные в Государственном архиве города Варшавы документы.
В этих документах говорилось о строительстве Дворца Культуры и Науки. Писать об авторах
проекта, о его деталях, об инженерах и их местах пребывания писать не разрешалось и за
полной информацией надо было обращаться в Бюро Представителя Правительства.

Такие же предписания были составлены в отношении московских высоток, так как
строительство домов было поручено достаточно закрытым ведомствам, таким как МВД,
Министерству путей сообщения, авиационной промышленности. Каждое ведомство имело
свою строительную базу и поэтому общего руководства не было, кроме двух зданий
- здание МГУ и здания в Зарядье.

Зодчие работали в «тени» Иосифа Сталина

Здание МИда без шпиля

НАЧАЛО . Восемь высоток заложили в один день — 7 сентября 1947 года, на 800-летие Москвы. Число объектов — по количеству столетий. Одну из высоток, в Зарядье, так и не достроили. Здания должны были стать высотными градообразующими акцентами столицы.

СТАЛИН . Разрабатывая проекты, архитекторы учитывали его вкусы (говорили, что вождь любил готику), писал в своих воспоминаниях Михаил Посохин, автор высотки на Кудринской площади и главный архитектор Москвы (1960-1982 г.). Именно по желанию «отца народов» здания увенчали остроконечными завершениями.

ШПИЛИ . В первых проектах зданий (у Красных ворот, на Кудринской площади, МИДа) шпилей не было. Их «дорисовывали» потом, по указанию сверху.


Советский триумфальный стиль


  • Имперская древнеримская эстетика.

  • Элементы европейской классики (мотивы эпохи Возрождения, готика, барокко),

  • а также мотивы русской архитектуры XVI-XVII веков.

Черным цветом (слева направо): храм в Кадашах, башня «Дуло» Симонова монастыря, церковь Покрова Богородицы в
Филях, Надвратная церковь и колокольня Новодевичьего монастыря, Спасская башня, Василий Блаженный, колокольня
Ивана Великого, Никольская башня, Троицкая башня, угловая Арсенальная башня, Водовзводная башня, Боровицкая
башня Московского Кремля. Рисунок на основе схемы 1951 года.

Здание у Красных ворот строили под наклоном

Вид стройплощадки у Красных ворот со стороны Каланчевской улицы. В центре — стальной каркас высотной части
здания, правее от него — котлован под вестибюль метро. Фото из личного архива Игоря Дормана. Публикуется впервые

ЗАДАЧА . Нужно было одновременно строить и высотку, и под ее правым крылом —
выход из метро на улицу Каланчевскую: то есть сразу и само здание, и то,
что будет под ним.

Высотную часть здания требовалось возводить параллельно с рытьем котлована под вестибюль
метро. Этот котлован, из-за того что нельзя было перекрывать на год-полтора Каланчевскую
улицу, должен был занимать минимум площади, а значит, иметь почти отвесные стены
(при 24-метровой глубине). Получалось, что многоэтажная конструкция какое-то время будет
находиться на краю глубокой ямы, вырытой при этом в слабом водонасыщенном грунте
(плывунах).

РЕШЕНИЕ . Перед тем как рыть котлован, в течении девяти месяцев грунт по периметру будущей
ямы и двух эскалаторных ходов искусственно замораживали на глубину 27 метров
(где начинались плотные слои глины). Круглая ледяная стена мерзлого грунта не давала
обрушиться котловану. Землю замораживали при помощи системы скважин и труб.

В них циркулировал рассол хлористого кальция температурой от -20°С до -26 °С .

В это время уже монтировали стальной каркас центральной, высотной, части здания. Все конструкции устраивали с
поправкой, с креном в обратную сторону, так чтобы в итоге после возвращения здания в вертикальное положение полы
были параллельны поверхности земли, а стены, соответственно, ей перпендикулярны. Детали конструкции в
основании здания устанавливались с точностью до 0,1 миллиметра, для чего специально изготовили портативные
домкраты.

РЕЗУЛЬТАТ . После многомесячного оттаивания грунта 100-метровая громада центральной части здания встала вертикально,
а затем немного просела и наклонилась в противоположную сторону, но в пределах допустимого.
На то время в мировой строительной практике еще не было столь смелых и успешных инженерных проектов.
Такой результат на непредсказуемых плывунных грунтах и сегодня труднодостижим.

чтобы увеличить изображение, нажмите на него

Почему здание наклонялось

Инженеры знали, что при замораживании грунт будет расширяться и приподнимать один край фундамента. 
Другой край  будет постепенно опускаться под тяжестью растущих этажей. По расчетам максимальное отклонение
составило бы 16 см. С таким наклоном и строили. После оттаивания грунта здание наклонилось в обратную сторону,
но в пределах нормы.

Прогрессивные технологии при строительстве


  • Сварной стальной каркас вместо несущих кирпичных стен.

  • Облегченные материалы стен: дырчатый кирпич, керамические и гипсовые пустотелые блоки,

  • пеносиликатные плиты.

  • Пеностекло для утепления кровли — впервые в отечественном гражданском строительстве.

  • Зональное водо- и теплоснабжение дома: например, каждые 12-15 этажей стояли дополнительные насосы, качающие воду.

  • Искусственное понижение грунтовых вод.

  • Искусственное замораживание слабых грунтов.

  • Самоподъемные башенные краны.

Как «ползет» по этажам самоподъемный кран (тип УБК, сконструированный специально для первых высоток). Кран имеет передвижную обойму (выделена красным), к
оторая после монтажа очередного яруса стального каркаса поднимается на два этажа вверх. Затем при помощи электрической лебедки поднимается сам кран и закрепляется.
Современные аналоги используются при строительстве большинства небоскребов.

Кран УБК представляет собой ажурную металлическую башню в 25 метров, образуя при этом фигуру Г-образной формы, к которой присоединяется горизонтальная 37-метровая
решетчатая стрела. Грузоподъемность до 15 тонн. Кран не стесняет строительной площадки и большой вылет стрелы позволяет обслуживать участок от 2000 до 4000 квадратных метров.
Например на строительстве МГУ работало 7 кранов УБК. Будка машиниста расположена наверху для хорошего обзора. Кран не нужно демонтировать, перемещать и монтировать на новом месте.

Оригинальная вентиляция МГУ


  • Прямо под сквером напротив главного корпуса МГУ — железобетонный бункер глубиной шесть метров, где стоят агрегаты для нагнетания свежего воздуха, его подогрева или охлаждения. Воздух в систему поступает через отверстия четырех фонтанов.

  • Через подземные воздуховоды очищенный от пыли воздух подается к корпусам.

Один из четырех фонтанов, служащих и воздухозаборниками для системы вентиляции МГУ.

ЛЕГЕНДЫ

В ВЫСОТКАХ УСТРОЕНЫ ТАЙНЫЕ КОРИДОРЫ ДЛЯ ЧЕКИСТОВ, ЧТОБЫ ПОДСЛУШИВАТЬ ЖИЛЬЦОВ . Очевидцы, мол, даже слышали голоса оттуда. Разгадка Николая Кружкова, историка и стройэксперта: в доме на Кудринской площади есть специальные помещения для водяных стояков — примыкающие к санузлам некоторых квартир миникомнатки с полом, потолком и дверкой. Оттуда и могли доноситься голоса, например, сантехников.

***

КОТЛОВАН ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ МГУ ЗАЛИВАЛИ ЖИДКИМ АЗОТОМ, А В ПОДВАЛЕ СТОЯТ ХОЛОДИЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ. И если их отключить, университет сплывет в реку.

И то, и другое — неправда. МГУ стоит на плотных и сухих грунтах, их заморозка не требуется. Байка родилась из-за применявшегося на других высотках искусственного замораживания грунта (но не азотом, а раствором солей хлористого кальция).

***

В ПОДВАЛАХ МГУ ЗАМУРОВАНА СТАТУЯ СТАЛИНА. Якобы монумент хотели установить на башне МГУ, но не успели. Но Сталин умер в 1953 году, а фундамент (и подвалы) закончили еще до начала 1951 года. В первых проектах была статуя на вершине, в том числе Сталина, но вождь отклонил этот вариант.

Планы этажей некоторых высоток.

Америка

Почти у каждой московской высотки оказался американский прототип, хотя сходства угадываются
лишь с определенных ракурсов (на фото).

Municipal Building (Нью-Йорк) — жилой дом на Кудринской площади.


Woolworth Building (Нью-Йорк) — МИД

United States Courthouse (Нью-Йорк) — гостиница «Ленинградская»

Опыт США перенимали, но перерабатывали — дабы не повторять ошибок и показать заботу о лучшем
качестве жизни советских граждан. Например, планировку заокеанских небоскребов начала прошлого
века сразу признали неприемлемой: там многие помещения лишены естественного освещения
или выходят окнами в глубокие узкие дворы.

Крупным недостатком признали и слабую жесткость зданий. Их жильцы ощущали колебания,
а при сильном ветре раскачивались висящие предметы и расплескивалась вода.

ПОСТРОЕННЫЕ ВЫСОТКИ:
за внешнее сходство их называли в народе «семь сестер»
ЖИЛОЕ ЗДАНИЕ, Котельническая набережная. Завершено в 1952 году. Высота — 176 метров. Архитекторы Дмитрий Чечулин, Андрей Ростковский, главный конструктор Л. Гохман.
МИД , Смоленская-Сенная площадь. Завершено в 1952 году. Высота — 170 метров. Архитекторы Владимир Гельфрейх, Михаил Минкус, главный конструктор Г. Лимановский.

МГУ , Воробьевы горы. Завершено в 1953 году. Высота — 239 метров. Архитекторы Лев Руднев, Сергей Чернышев, Павел Абросимов, Александр Хряков, главный конструктор Всеволод Насонов.

АДМИНИСТРАТИВНО-ЖИЛОЕ ЗДАНИЕ у Красных ворот. Завершено в 1953 году. Высота — 134 метра. Архитекторы Алексей Душкин, Борис Мезенцев, главный конструктор Виктор Абрамов.
ГОСТИНИЦА «ЛЕНИНГРАДСКАЯ» , Комсомольская площадь. Завершено в 1953 году. Высота — 138 метров. Архитекторы Леонид Поляков, Александр Борецкий, главный конструктор Е. Мятлюк.

ЖИЛОЙ ДОМ, Кудринская площадь. Завершен в 1954 году. Высота — 159 метров. Архитекторы Михаил Посохин, Ашот Мндоянц, главный конструктор М. Вохомский.

ГОСТИНИЦА «УКРАИНА» , Кутузовский проспект. Завершена в 1956 году. Высота — 170 метров. Архитекторы Аркадий Мордвинов, Вячеслав Олтаржевский, Василий Калиш, главный конструктор П. Красильников.
НЕПОСТРОЕННАЯ ВЫСОТКА

ВЫСОТНОЕ ЗДАНИЕ В ЗАРЯДЬЕ. Так бы оно выглядело с Красной площади. Высота — 275 метров. Архитектор Дмитрий Чечулин, главный контруктор И. Тигранов. К весне 1953 года был готов стальной каркас почти десяти этажей, но после смерти Сталина стройку остановили. Позже на стилобате (верхней части ступенчатого цоколя) соорудили гостиницу «Россия».

2. Аварии Гражданских зданий.
3. Перепланировка в зданиях с продольными несущими стенами.
6. Питерские панельки

Эпоха послевоенного восстановления Москвы характеризуется невероятными архитектурными решениями и грандиозными стройками. Сталинские высотки в Москве стали символом этого строительства.

7 высоток Москвы

Идея Сталина о превосходстве Советского Союза над всеми капиталистическими странами запечатлелась в архитектурном стиле того времени. Все Сталинские высотки в Москве были построены за десять лет (1947-1957 гг.). Всего построили семь Сталинских высоток в Москве:

1)МИД на Смоленской площади Смоленская-Сенная пл., д. 32/34, м. Смоленская 1948-1953 гг. В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус 27 этажей, 172 м
2)Гостиница «Ленинградская» Каланчевская улица, д. 21/40, м. Комсомольская 1949-1954 гг. Л.М. Поляков, А.Б. Борецкий 17 этажей, 136 м
3)Дом на Баррикадной Кудринская площадь, д. 1, м. Баррикадная 1948-1954 гг. М.В. Посохин, А.А. Мндоянц 24 этажа, 156 м
4)Гостиница «Украина» - «Radisson Royal Hotel» Кутузовский проспект, д. 2/1 стр. 1, м. Киевская 1953-1957 гг. А.Г. Мордвинов, В.К. Олтаржевский 34 этажа, 206 м
5)Административное строение возле «Красных ворот» Садовая-Спасская улица, д. 21, м. Красные ворота 1947-1952 гг. А. Н. Душкин, Б.С. Мезенцев 24 этажа, 138 м
6)Жилой дом на Котельнической набережной Котельническая набережная, д. 1/15, м. Таганская 1948-1952 гг. Д.Н. Чечулин, А.К. Ростковский 26 этажей, 176 м
7)Главное здание МГУ им. Ломоносова Воробьевы горы, д. 1, м. Университет 1949-1953 гг. Б.М. Иофан, Л.В. Руднев, С.Е. Чернышев, другие 32 этажа, 240 м

В начале 20-го века американские небоскребы были символом свободы и эпохи зарождающихся рыночных отношений. Манхэттен, Эмпайр-стейт-билдинг, улицы и авеню, пересекающиеся строго под прямым углом, и сейчас являются символом капитализма. Москва в 20-е годы с каменными аристократическими особняками, деревянными купеческими домиками, бараками и хитровским рынком совсем не подходила на роль столицы молодого советского государства.

Власть, к началу 30-х годов отчетливо понимала, что новому государству нужен новый прогрессивный город, отражающий как политическое устройство страны, так и отвечающий всем потребностям строителей коммунизма. Все это привело к началу масштабного строительства высотных строений в Москве, которые получили название «Сталинские высотки».

Сколько Сталинских высоток в Москве должно было быть

Однозначно ответить на вопрос, сколько Сталинских высоток было запланировано построить, сложно. Исторически установлено Иосиф Сталин хотел, чтобы в Москве были сооружены восемь грандиознейших высотных сооружения, символизирующих 800-летие города героя. Осенью 7 сентября 1947 г. в 13.00 в разных местах Москвы приступили к закладке «первого камня» в основания восьми советских небоскребов.

Однако, возвели только семь. Работы над восьмой Сталинской высоткой было решено остановить сразу после смерти вождя, а на уже возведенном фундаменте в районе Зарядье позднее появилась Гостиница Россия, демонтированная в 2007 г.

Городские легенды гласят, что московские высотки – это только часть мечты Сталина о городе будущего, с величественными административно-жилыми комплексами и идеально ровными гранитными набережными. Эти легенды подтверждаются конкурсными проектами разных архитекторов. Глядя на эти макеты с трудом можно представить, что именно так могла бы выглядеть Москва.

Сталин хотел сделать из Москвы «пионера», а после все остальные города приняли бы аналогичный облик. Таким образом, выражение «Сталинские высотки» могло стать популярным во всем мире и олицетворять всю силу и мощь Советского Союза.

Проект строительства восьми небоскребов в Москве являлся частью грандиозного плана по возведению монументальных сооружений во всех областных центрах и столицах республик СССР. Самым значимым, из уже запланированных архитектурных объектов, должен был стать Дворец Советов, так называемая девятая высотка, строительство которого стартовало еще в 1939 г. вместо разрушенного до основания Храма Христа Спасителя. Дворец Советов планировался как самое высокое строение своего времени (415 м + 100 м высота статуи Ленина) и должен был стать центром всего Советского государства. К сожалению или к счастью, но Сталинские высотки появились ограниченной партией и далее не получили должного развития.

Сталинки в других городах

Возведенный в эпоху сталинского ампира, Главный корпус Челябинского Южно-Уральского государственного университета, часто относят к числу Сталинских небоскребов. К памятникам советского могущества во всей восточной Европе относят и высотки, построенные другими государствами, входившими в состав советского союза: Рижская академия наук, Дворец культуры и науки в столице Польши Варшаве, Гостиница «Украина» и жилой небоскреб на Крещатике Киева, пражская гостиница «Crowne Plaza», Дом свободной прессы в Бухаресте.

Проектирование небоскребов было начато еще в конце 30-х годов. В тяжелейшие годы Великой отечественной войны грандиозные стройки были остановлены. Сталинские высотки в Москве продолжили строить практически сразу после окончания войны. Вождь еще принимал парад победы на Красной площади, а архитекторы уже вели подготовительную работу над проектами новых сооружений. Использованные архитектурные решения получили название «сталинский ампир». Задача перед архитекторами стояла одновременно очень простая и очень сложная: превзойти американские небоскребы - по величию и грандиозности. Как показывает история, с задачей справились!

Архитекторы Сталинских высоток

В конкурсе, проводимом для отбора проектов, участвовало немало известных и заслуженных архитекторов. Победителями же стали молодые, талантливые архитекторы, задачу перед которым ставил лично И. Сталин. Как позднее писали современники, ему нужна была команда градостроителей готовых беспрекословно выполнять его пожелания и реализовывать самые амбициозные замыслы. О причинах такого внимания со стороны вождя к проектам небоскребов Москвы до сих пор спорят историки.

Архитекторами Сталинских высоток были очень разные люди, их судьбы сложились по-разному. Наиболее странной была судьба одного из первых архитекторов Главного здания МГУ на Воробьевых горах, Бориса Иофана (ему же принадлежит авторство других не менее известных проектов сооружений Москвы). Борис учился в римском институте изящных искусств и после его окончания спроектировал не мало советских сооружений, но и итальянских.

В начале 30-х годов он был автором грандиозного проекта Дворца Советов и считался «придворным» архитектором Иосифа Сталина. Однако, его проект здания МГУ, возведение которого было запланировано на Ленинских (Воробьевых) горах вызвал жесткую критику. По официальной версии, И. Сталина не устраивало выбранное Б. Иофаном место для будущего здания МГУ из-за нахождения в этом месте объектов правительственной связи.

Сейчас достоверно невозможно установить в чем была суть конфликта между вождем и архитектором, но МГУ сместили на несколько сотен метров от запланированного, а Б. Иофана сместили с поста главного архитектора. Предложенный и реализованный проект МГУ основан на чертежах Б. Иофана, но его имя по указанию И. Сталина вычеркнули со всех документов.

Сталинские высотки в Москве, мистика и легенды

Легенды вокруг высоток начали появляться еще на этапе проектирования, начиная с самой идеи их строительства и заканчивая изображением древних символов на фасадах: масонских, языческих и христианских. Закладка фундамента всех московских небоскребов по приказу вождя происходила ровно в 13.00 7 сентября 1947 г., дата и время были основаны на астрологических прогнозах. В этот день в Москве, также по указанию сверху, были запрещены все строительные работы.

Архитектурные формы сооружений скрывают под собой пирамиды, пропорции которых аналогичны египетским пирамидам. Пирамида, как известно, символизирует превосходство, власть, знание, энергию и силу. Сталинские высотки в Москве отличаются особо прочным металлическим каркасом. И большинство эзотериков сходятся во мнении, что наличие металлических арматуры и шпилей предполагает использование зданий как грандиозных передатчиков энергии.

В рассекреченных архивах КГБ практически нет фотографий хода строительства высоток, так как строили их заключенные, и публично данный факт афишировать не стоило. Жильцы этих домов, хорошо знали о том, кто и каким трудом возводил эти стены, но предпочитали эту тему не обсуждать.

Существует множество легенд и слухов о технологиях заморозки грунта, которые к тому времени действительно активно применялись, но только для строительства метро. Большинство таких легенд похожи на главы из романов будущего: про использование для заморозки грунта жидкого азота, который кстати, превращает металл и бетон в пыль, про 3-й подвал МГУ, где находятся громадные холодильные установки, которые поддерживают грунт под зданием в твердом состоянии, и если их отключить, то МГУ сползет в Москву-реку за одну неделю. А еще истории о том, что все сооружения имеют прямой выход к туннелям метро.

Квартиры в Сталинских высотках Москвы и их жильцы

Заселение строений часто происходило по прихоти судьбы. Квартиры получали как известные политические деятели, так и звезды кино, художники, писатели и доктора наук.

Сколько Сталинских высоток в Москве

В планах советского правительства было возведение одного дома высотой 32 этажа, двух домов высотой 26 этажей и пяти домов высотой 16 этажей. Самым высоким зданием, согласно первоначальному проекту, должна была стать гостиница для трудящихся на Воробьевых горах. Главным зданием МГУ, с высотой в 36 этажей, она стала позднее. Никаких парков, фонтанов и смотровой площадки также не предполагалось, добавлены в архитектурный ансамбль они были также позднее.

Все Сталинские высотки в Москве были возведены по единой концепции: широкое основание, ступенчатая пирамида, остроконечные шпили и мотивы кремлевских башен. Участки под строительство советских небоскребов выделялись огромные, что ощутимо отличало их от американских, где плата за аренду участка под строительство не просто большая, а очень большая и пирамидальное постройка, в условиях рыночных отношений, считалось непозволительной роскошью.

Некоторые из архитектурных решений были продиктованы не только эстетикой, но и особенностями Московского грунта. Если Манхеттен стоит на скалистой и твердой местности, то Москва стоит на холмах и болотах. Следствием этого, и стали удивительные технологии, использованные при строительстве сталинских небоскребов. Еще одной проблемой для архитекторов была категоричная позиция вождя по вопросу выбора мест под строительство. В его кабинете все строящиеся небоскребы были отмечены на карте, и предложения архитекторов перенести здания в другое более благоприятное место для сооружения отвергались.

Сталинская высотка на Смоленской площади

Первой была возведена высотка на Смоленской площади для Министерства иностранных дел. Архитектура здания МИД отличается сдержанностью и является единственной Сталинской высоткой, на которой отсутствует пятиконечная звезда, так как непрочный шпиль здания не смог бы выдержать ее вес и ветровые нагрузки на 172-ух метровой высоте.

Сталинская высотка на Комсомольской

Следом появилась самая маленькая Сталинская высотка – Гостиница «Ленинградская», дополняющая концепцию Комсомольской площади. Ее внутреннее убранство было исполнено в стиле московского барокко. Архитектурная роскошь «Ленинградской» в последующие годы очень критиковалась со стороны Н. Хрущева. Сталинских наград были лишены архитекторы гостиницы.

Сталинская высотка на Котельнической набережной

Затем архитектурный облик Москвы дополнился Сталинской высоткой на Котельнической набережной. Здание гармонично вписалось в ландшафт на стрелке Москвы-реки и Яузы. За счет примыкания к зданию возведенного ранее жилого дома общее количество квартир достигло 700. Высотка на Котельнической разместила в себе кинотеатр, почта, парикмахерская, множество кафе и магазинов.

Сталинская высотка на Баррикадной

Высотка на Красных воротах

Выход из метро «Красные Ворота» расположен в еще одной высотке, возведенной на Садовом кольце. В советские годы это здание занимало министерство транспортного строительства. В Сталинской высотке находились как рабочие кабинеты работников министерства, так и жилые квартиры. Три корпуса дома не связаны ни наземными переходами, ни чердаками, общим для них является только подвал.

Сталинская высотка на Кутузовском

Московская высотка гостиница «Украина» расположилась в начале Кутузовского проспекта. Место для строительства небоскреба выбрано очень удачное: начало проложенного как раз в послевоенные годы Кутузовского проспекта, и набережная Москвы-реки с причалом. Стратегическое расположение гостиницы делало ее крайне привлекательной для гостей столицы, а интерьер поражал своим великолепием.

Сталинская высотка на Воробьевых горах

Самая высокая среди Сталинских высоток – главное здание Московского государственного университета на Воробьевых горах. Силуэт МГУ виден на большом расстоянии и стал одним из символов Москвы. Парки, фонтаны и смотровая площадка привлекают на Воробьевы горы как горожан, так и туристов. Экскурсия по высоткам в Москве неизменно привлекает массу слушателей. Многое из истории проектирования и строительства московских небоскребов послевоенной эпохи остается тайной и сейчас.

Мифы Московских высоток

Мы можем только догадываться какой могла быть Москва, если бы Сталин сумел реализовать свой грандиозный план по возведению всех высоток и других сооружений. Но мы можем с уверенностью говорить, что облик Москвы был бы навсегда изменен. Сталин приказал архитекторам построить пирамиды и скрыть их под архитектурной «шелухой». Все генеральные планы и координаты Сталинских высоток были строго засекречены. По сути, это были такие же пирамиды как и в древнем Египте, которые должны были стать своего рода энергетическими накопителями.

Говорят, эти пирамиды (Сталинки) могли бы концентрировать огромное количество энергии, что в итоге могло открыть путь к бессмертию. Восемь пирамид (высоток) должны были замыкаться на девятой, центральной (самой высокой среди них) пирамиде, что позволило бы вырабатывать огромную жизненную энергию. Месторасположение каждого сооружения Сталин определял лично, но странное дело - все Сталинские высотки в Москве стоят на геологических разломах.

Почему 9 высоток в Москве
Всего должно было быть 9 небоскребов, ровно столько планет в солнечной системе. Каждая олицетворяет определенную планету. К примеру, сооружение на Котельнической может быть соотнесено с планетой Венера (красота). Венера означает, что это может быть одно из самых красивых зданий и эстетически выдержанных и, что там могут жить представители искусства, как оно действительно и происходит. Здание на Кудринской площади соотносится с планетой Марс (эмоции). Здание МИДа соотносится с Юпитером (энергия двигательная). Здание МГУ имеет отношение к планете Меркурий (образование). Таким образом, Сталинские высотки представляют собой пирамиды и у каждой свое предназначение.

Где пересекаются все высотки

Здания имеют пересечение в одном месте, именно там, где должна была быть девятая высотка (Дворец Советов), сейчас находится Храм Христа Спасителя. Пересечение всех линий создает знак, очень похожий на знак в пустыне Наска в Перу. Дворец Советов начали строить в конце 30-х годов. Был залит огромный бетонный фундамент, сделан металлический каркас, построено несколько этажей, внизу был готов зал заседаний политбюро и, конечно же, к этому сооружению проходили ряд туннелей, но началась Великая Отечественная война и строительство заморозили, а каркас разобрали на производство танков.

Эпоха послевоенного восстановления Москвы характеризуется невероятными архитектурными решениями и грандиозными стройками. Сталинские высотки в Москве стали символом этого строительства. Идея Сталина о превосходстве Советского Союза над всеми капиталистическими странами запечатлелась в архитектурном стиле того времени. Все Сталинские высотки в Москве были построены за десять лет (1947-1957 гг.). Всего построили семь Сталинских высоток в Москве:

Сталинские высотки Адрес Период строительства Архитекторы Высота
МИД на Смоленской площади Смоленская-Сенная пл., д. 32/34 , м. Смоленская 1948-1953 гг. В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус 27 этажей, 172 м
Гостиница «Ленинградская» Каланчевская улица, д. 21/40 , м. Комсомольская 1949-1954 гг. Л.М. Поляков, А.Б. Борецкий 17 этажей, 136 м
Дом на Баррикадной Кудринская площадь, д. 1 , м. Баррикадная 1948-1954 гг. М.В. Посохин, А.А. Мндоянц 24 этажа, 156 м
Гостиница «Украина» – «Radisson Royal Hotel» Кутузовский проспект, д. 2/1 стр. 1 , м. Киевская 1953-1957 гг. А.Г. Мордвинов, В.К. Олтаржевский 34 этажа, 206 м
Административное строение возле «Красных ворот» Садовая-Спасская улица, д. 21 , м. Красные ворота 1947-1952 гг. А. Н. Душкин, Б.С. Мезенцев 24 этажа, 138 м
Котельническая набережная, д. 1/15 , м. Таганская 1948-1952 гг. Д.Н. Чечулин, А.К. Ростковский 26 этажей, 176 м
Главное здание МГУ им. Ломоносова Воробьевы горы, д. 1 , м. Университет 1949-1953 гг. Б.М. Иофан, Л.В. Руднев, С.Е. Чернышев, другие 32 этажа, 240 м

В начале 20-го века американские небоскребы были символом свободы и эпохи зарождающихся рыночных отношений. Манхэттен, Эмпайр-стейт-билдинг, улицы и авеню, пересекающиеся строго под прямым углом, и сейчас являются символом капитализма. Москва в 20-е годы с каменными аристократическими особняками, деревянными купеческими домиками, бараками и хитровским рынком совсем не подходила на роль столицы молодого советского государства.

Власть, к началу 30-х годов отчетливо понимала, что новому государству нужен новый прогрессивный город, отражающий как политическое устройство страны, так и отвечающий всем потребностям строителей коммунизма. Все это привело к началу масштабного строительства высотных строений в Москве, которые получили название «Сталинские высотки».

Сколько Сталинских высоток в Москве должно было быть

Однозначно ответить на вопрос, сколько Сталинских высоток было запланировано построить, сложно. Исторически установлено Иосиф Сталин хотел, чтобы в Москве были сооружены восемь грандиознейших высотных сооружения, символизирующих 800-летие города героя. Осенью 7 сентября 1947 г. в 13.00 в разных местах Москвы приступили к закладке “первого камня” в основания восьми советских небоскребов.

Дата была выбрана не случайно. По астрологическим прогнозам именно эти дата и время сулило сооружения особую энергетику. Однако, возвели только семь. Работы над восьмой Сталинской высоткой было решено остановить сразу после смерти вождя, а на уже возведенном фундаменте в районе Зарядье позднее появилась Гостиница Россия, демонтированная в 2007 г.


Городские легенды гласят, что московские высотки – это только часть мечты Сталина о городе будущего, с величественными административно-жилыми комплексами и идеально ровными гранитными набережными. Эти легенды подтверждаются конкурсными проектами разных архитекторов. Глядя на эти макеты с трудом можно представить, что именно так могла бы выглядеть Москва.

Сталин хотел сделать из Москвы «пионера», а после все остальные города приняли бы аналогичный облик. Таким образом, выражение «Сталинские высотки» могло стать популярным во всем мире и олицетворять всю силу и мощь Советского Союза.

Проект строительства восьми небоскребов в Москве являлся частью грандиозного плана по возведению монументальных сооружений во всех областных центрах и столицах республик СССР. Самым значимым, из уже запланированных архитектурных объектов, должен был стать Дворец Советов , так называемая девятая высотка, строительство которого стартовало еще в 1939 г. вместо разрушенного до основания Храма Христа Спасителя.

Дворец Советов планировался как самое высокое строение своего времени (415 м + 100 м высота статуи Ленина) и должен был стать центром всего Советского государства. К сожалению или к счастью, но Сталинские высотки появились ограниченной партией и далее не получили должного развития.


Сталинки в других городах

Возведенный в эпоху сталинского ампира, Главный корпус Челябинского Южно-Уральского государственного университета, часто относят к числу Сталинских небоскребов. К памятникам советского могущества во всей восточной Европе относят и высотки, построенные другими государствами, входившими в состав советского союза: Рижская академия наук, Дворец культуры и науки в столице Польши Варшаве, Гостиница «Украина» и жилой небоскреб на Крещатике Киева, пражская гостиница «Crowne Plaza», Дом свободной прессы в Бухаресте.

Проектирование небоскребов было начато еще в конце 30-х годов. В тяжелейшие годы Великой отечественной войны грандиозные стройки были остановлены. Сталинские высотки в Москве продолжили строить практически сразу после окончания войны. Вождь еще принимал парад победы на Красной площади, а архитекторы уже вели подготовительную работу над проектами новых сооружений.

Использованные архитектурные решения получили название «сталинский ампир», иногда называемый «ампир во время чумы». Задача перед архитекторами стояла одновременно очень простая и очень сложная: превзойти американские небоскребы – по величию и грандиозности. Как показывает история, с задачей справились!


Архитекторы Сталинских высоток

В конкурсе, проводимом для отбора проектов, участвовало немало известных и заслуженных архитекторов. Победителями же стали молодые, талантливые архитекторы, задачу перед которым ставил лично И. Сталин.

Как позднее писали современники, ему нужна была команда градостроителей готовых беспрекословно выполнять его пожелания и реализовывать самые амбициозные замыслы. О причинах такого внимания со стороны вождя к проектам небоскребов Москвы до сих пор спорят историки.

Архитекторами Сталинских высоток были очень разные люди, их судьбы сложились по-разному. Наиболее странной была судьба одного из первых архитекторов Главного здания МГУ на Воробьевых горах, Бориса Иофана (ему же принадлежит авторство других не менее известных проектов сооружений Москвы).

Борис учился в римском институте изящных искусств и после его окончания спроектировал не мало советских сооружений, но и итальянских. К слову сказать, именно итальянские зодчие спроектировали Московский Кремль .

В начале 30-х годов он был автором грандиозного проекта Дворца Советов и считался «придворным» архитектором Иосифа Сталина. Однако, его проект здания МГУ, возведение которого было запланировано на Ленинских (Воробьевых) горах вызвал жесткую критику.

По официальной версии, И. Сталина не устраивало выбранное Б. Иофаном место для будущего здания МГУ из-за нахождения в этом месте объектов правительственной связи. По другой версии, предложенное Б. Иофаном место не вписывалась в концепцию, основанную на магнитных полях, что должно было связать все восемь сооружений.

Сейчас достоверно невозможно установить в чем была суть конфликта между вождем и архитектором, но МГУ сместили на несколько сотен метров от запланированного, а Б. Иофана сместили с поста главного архитектора. Предложенный и реализованный проект МГУ основан на чертежах Б. Иофана, но его имя по указанию И. Сталина вычеркнули со всех документов.

Сталинские высотки в Москве, мистика и легенды

Легенды вокруг высоток начали появляться еще на этапе проектирования, начиная с самой идеи их строительства и заканчивая изображением древних символов на фасадах: масонских, языческих и христианских. Закладка фундамента всех московских небоскребов по приказу вождя происходила ровно в 13.00 7 сентября 1947 г., дата и время были основаны на астрологических прогнозах. В этот день в Москве, также по указанию сверху, были запрещены все строительные работы.

Архитектурные формы сооружений скрывают под собой пирамиды, пропорции которых аналогичны египетским пирамидам. Пирамида, как известно, символизирует превосходство, власть, знание, энергию и силу.

Сталинские высотки в Москве отличаются особо прочным металлическим каркасом. И большинство эзотериков сходятся во мнении, что наличие металлических арматуры и шпилей предполагает использование зданий как грандиозных передатчиков энергии.

В рассекреченных архивах КГБ практически нет фотографий хода строительства высоток, так как строили их заключенные, и публично данный факт афишировать не стоило. Жильцы этих домов, хорошо знали о том, кто и каким трудом возводил эти стены, но предпочитали эту тему не обсуждать.

Существует множество легенд и слухов о технологиях заморозки грунта, которые к тому времени действительно активно применялись, но только для строительства метро. Большинство таких легенд похожи на главы из романов будущего: про использование для заморозки грунта жидкого азота, который кстати, превращает металл и бетон в пыль, про 3-й подвал МГУ, где находятся громадные холодильные установки, которые поддерживают грунт под зданием в твердом состоянии, и если их отключить, то МГУ сползет в Москву-реку за одну неделю. А еще истории о том, что все сооружения имеют прямой выход к туннелям метро.


Квартиры в Сталинских высотках Москвы и их жильцы

Заселение строений часто происходило по прихоти судьбы. Квартиры получали как известные политические деятели, так и звезды кино, художники, писатели и доктора наук. Одной из примет времени было то, что получившие квартиру в высотке, нередко, меняли это роскошное жилье на камеру в застенках КГБ или койку в лагерном бараке на севере.

Жильцам роскошных квартир Сталинских небоскребов в Москве запрещалось менять или передвигать мебель без особого на то разрешения надлежащего органа, так как могла пострадать аппаратура, установленная для прослушивания и записи разговоров.

Подвалы и бункеры под Сталинскими высотками до сих пор будоражат фантазию как профессиональных историков, так и любителей экстремальных путешествий. Никто доподлинно не знает куда ведут туннели за ржавыми металлическими дверями в подвалах, замки которых открыть даже специальной техникой не всегда возможно.

Сколько Сталинских высоток в Москве

В планах советского правительства было возведение одного дома высотой 32 этажа, двух домов высотой 26 этажей и пяти домов высотой 16 этажей. Самым высоким зданием, согласно первоначальному проекту, должна была стать гостиница для трудящихся на Воробьевых горах. Главным зданием МГУ, с высотой в 36 этажей, она стала позднее. Никаких парков, фонтанов и смотровой площадки также не предполагалось, добавлены в архитектурный ансамбль они были также позднее.

Все Сталинские высотки в Москве были возведены по единой концепции: широкое основание, ступенчатая пирамида, остроконечные шпили и мотивы кремлевских башен. Участки под строительство советских небоскребов выделялись огромные, что ощутимо отличало их от американских, где плата за аренду участка под строительство не просто большая, а очень большая и пирамидальное постройка, в условиях рыночных отношений, считалось непозволительной роскошью.

Некоторые из архитектурных решений были продиктованы не только эстетикой, но и особенностями Московского грунта. Если Манхеттен стоит на скалистой и твердой местности, то Москва стоит на холмах и болотах. Следствием этого, и стали удивительные технологии, использованные при строительстве сталинских небоскребов.

Еще одной проблемой для архитекторов была категоричная позиция вождя по вопросу выбора мест под строительство. В его кабинете все строящиеся небоскребы были отмечены на карте, и предложения архитекторов перенести здания в другое более благоприятное место для сооружения отвергались.

Сталинская высотка на Смоленской площади

Первой была возведена высотка на Смоленской площади для Министерства иностранных дел. Архитектура здания МИД отличается сдержанностью и является единственной Сталинской высоткой, на которой отсутствует пятиконечная звезда, так как непрочный шпиль здания не смог бы выдержать ее вес и ветровые нагрузки на 172-ух метровой высоте.


Сталинская высотка на Комсомольской

Следом появилась самая маленькая Сталинская высотка – Гостиница «Ленинградская», дополняющая концепцию Комсомольской площади. Ее внутреннее убранство было исполнено в стиле московского барокко. Архитектурная роскошь “Ленинградской” в последующие годы очень критиковалась со стороны Н. Хрущева. Сталинских наград были лишены архитекторы гостиницы.


Сталинская высотка на Котельнической набережной

Затем архитектурный облик Москвы дополнился Сталинской высоткой на Котельнической набережной. Здание гармонично вписалось в ландшафт на стрелке Москвы-реки и Яузы. За счет примыкания к зданию возведенного ранее жилого дома общее количество квартир достигло 700. Высотка на Котельнической разместила в себе кинотеатр, почта, парикмахерская, множество кафе и магазинов.


Сталинская высотка на Баррикадной

Сталинка на Кудринской площади в Москве получила прозвище «Гастроном». Здесь также, как и в здании на Котельнической, разместились магазины, кинотеатр, гаражи. Фасад здания в декорирован множеством скульптур и барельефов.


Высотка на Красных воротах

Выход из метро «Красные Ворота» расположен в еще одной высотке, возведенной на Садовом кольце. В советские годы это здание занимало министерство транспортного строительства. В Сталинской высотке находились как рабочие кабинеты работников министерства, так и жилые квартиры. Три корпуса дома не связаны ни наземными переходами, ни чердаками, общим для них является только подвал.


Сталинская высотка на Кутузовском

Московская высотка гостиница «Украина» расположилась в начале Кутузовского проспекта. Место для строительства небоскреба выбрано очень удачное: начало проложенного как раз в послевоенные годы Кутузовского проспекта, и набережная Москвы-реки с причалом. Стратегическое расположение гостиницы делало ее крайне привлекательной для гостей столицы, а интерьер поражал своим великолепием.


Сталинская высотка на Воробьевых горах

Самая высокая среди Сталинских высоток – главное здание Московского государственного университета на Воробьевых горах. Силуэт МГУ виден на большом расстоянии и стал одним из символов Москвы. Парки, фонтаны и смотровая площадка привлекают на Воробьевы горы как горожан, так и туристов. Экскурсия по высоткам в Москве неизменно привлекает массу слушателей. Многое из истории проектирования и строительства московских небоскребов послевоенной эпохи остается тайной и сейчас.


Тайны Московских высоток

Мы можем только догадываться какой могла быть Москва, если бы Сталин сумел реализовать свой грандиозный план по возведению всех высоток и других сооружений. Но мы можем с уверенностью говорить, что облик Москвы был бы навсегда изменен.

Сталин приказал архитекторам построить пирамиды и скрыть их под архитектурной «шелухой». Все генеральные планы и координаты Сталинских высоток были строго засекречены. По сути, это были такие же пирамиды как и в древнем Египте, которые должны были стать своего рода энергетическими накопителями.

Говорят, эти пирамиды (Сталинки) могли бы концентрировать огромное количество энергии, что в итоге могло открыть путь к бессмертию. Возможно это слухи, а может и нет. Восемь пирамид (высоток) должны были замыкаться на девятой, центральной (самой высокой среди них) пирамиде, что позволило бы вырабатывать огромную жизненную энергию. Месторасположение каждого сооружения Сталин определял лично, но странное дело – все Сталинские высотки в Москве стоят на геологических разломах.

Почему 9 высоток в Москве

Всего должно было быть 9 небоскребов, ровно столько планет в солнечной системе. Каждая олицетворяет определенную планету. К примеру, сооружение на Котельнической может быть соотнесено с планетой Венера (красота). Венера означает, что это может быть одно из самых красивых зданий и эстетически выдержанных и, что там могут жить представители искусства, как оно действительно и происходит.

Здание на Кудринской площади соотносится с планетой Марс (эмоции). Здание МИДа соотносится с Юпитером (энергия двигательная). Здание МГУ имеет отношение к планете Меркурий (образование). Таким образом, Сталинские высотки представляют собой пирамиды и у каждой свое предназначение.

Где пересекаются все высотки

Здания имеют пересечение в одном месте, именно там, где должна была быть девятая высотка (Дворец Советов), сейчас находится Храм Христа Спасителя. Пересечение всех линий создает знак, очень похожий на знак в пустыне Наска в Перу.

Дворец Советов начали строить в конце 30-х годов. Был залит огромный бетонный фундамент, сделан металлический каркас, построено несколько этажей, внизу был готов зал заседаний политбюро и, конечно же, к этому сооружению проходили ряд туннелей, но началась Великая Отечественная война и строительство заморозили, а каркас разобрали на производство танков.

Пожалуй, стройка высоток была единственной, строителей которых не торопили, а станции метро, к примеру, в то время, обязаны были вводить к каждой красной дате. Было всего лишь два ограничения по строительству – запрещалось передвигать стройку даже на один сантиметр и каждая высотка должна иметь шпиль.