9 класс

Механизмы изменения социальных отношений. Важнейшие институты общества

Общество - это динамическая система, которой присущи такие характеристики, как изменение, развитие.

Социальные изменения - это переход общества и составляющих его структурных элементов из одного состояния в другое.

История свидетельствует, что ни одно общество не стоит на месте: оно либо прогрессирует, либо регрессирует. Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о социальном прогрессе. В противном случае имеет место социальный регресс. Социальный прогресс - глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении истории. Социальный регресс - локальный процесс, охватывающий отдельные общества и короткие промежутки времени. В зависимости от интенсивности изменений качественного состояния объекта процессы делят на эволюционные и революционные.

Социальное развитие (прогресс) - необратимые изменения в обществе, связанные с качественно новым, более высоким состоянием его структуры и функций. Иначе говоря, это поступательное движение общества от низших форм к более совершенному состоянию. Социальное развитие в современном обществе называется модернизацией. Она подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества. Выделяют два вида модернизации: органическую («первичную») и неорганическую («вторичную»).

Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Примером органической модернизации может служить переход Англии, Франции, США от феодализма к капитализму в результате промышленной революции второй половины XVIII века – первой половины XIX века. Такой вид модернизации начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания. Капитализм возник как естественное следствие изменений в укладе жизни, традициях, мировоззрении и ориентациях людей.

Неорганическая модернизация представляет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Главная цель, предпринимаемая правительством - преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости страны. Подобная модель социальных изменений, которая реализуется, как правило, в отсталых странах, получила название «догоняющее развитие». Неорганическая модернизация совершается путем закупки зарубежного оборудования и патентов, заимствование чужой технологии (нередко методом экономического шпионажа), приглашения специалистов, обучение за рубежом, инвестиций. Соответствующие изменения происходят в социальной и политической сферах: резко изменяется система управления, вводятся новые властные структуры, конституция страны перестраивается под зарубежные аналоги. Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Иными словами, органическая модернизация идет «снизу», а неорганическая «сверху». Примеры: Россия (петровские реформы XVIII века, сталинская индустриализация 30-х годов XX века), Япония (вторая половина XIX и XX веков).

- 207.13 Кб

ФЕДИРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОАНАЛЬНО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНОСВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДИРАЦИИ

(Финансовый университет)

Контрольная работа

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Социология»

На тему: «Социальные изменения и пути развития общества»

Работу выполнила: Степанова Е.И.

Группа:№1

Факультет: бакалавр экономики

Личное дело №: 100.25/120218

Преподаватель: Голичев В.Д.

Введение 3

1. Социальные изменения: сущность, причины, факторы 4

2. Пути развития общества 10

Заключение 16

Библиографический список 17

Введение

Если в обществе не происходит изменений, то оно погибает, начинает стагнировать (загнивать). Общество - живая динамичная система, подвергающаяся воздействиям как внутренних, так и внешних сил. Структурные элементы общества (социальные группы, социальные институты, общности) вступают в различные сложные взаимодействия. Это постоянное взаимодействие естественно приводит к изменениям в обществе, которые могут происходить как на микроуровне, то есть обусловлены влиянием роли отдельной личности, так и на макроуровне.

Социальное изменение, как отмечают социологи А.А. Радугин и К.А. Радугин, это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» носит общий характер и может конкретизироваться понятием «развитие», которое в узком смысле означает необратимое изменение объектов, предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему. Это такое движение общества, которое связано не с любыми изменениями, а с глубинными, изменяющими структуру общества, ведущими к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Однако в обыденной речи, как правило, понятие «развитие» употребляется как синоним понятия «изменение». И в этом случае можно сказать, что понятие «развитие» используется не в узком, а в широком смысле.

Социальные изменения, происходящие в обществе, могут включать в себя прирост населения, изменения в отношениях между социальными группами, в избирательной системе, в правах личности и т.д. Изменения могут относиться к области изобретений, к правилам русского языка, нормам морали и т.д.

В связи с этим, целью данной работы является рассмотрение социальных изменений и различные пути развития общества.

1 Социальные изменения: сущность, причины, факторы

Социальные изменения - одно из наиболее общих и широких социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы, под социальным изменением понимается переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление и рост многообразия институциональных форм и другое.

В социологии, с начала ее возникновения, выделяются и исследуются, как правило, два типа социальных изменений - эволюционные и революционные. В классической социологии вплоть до начало ХХ века оба эти подхода были основаны на признании объективности социального знания, что соответствовало общенаучной парадигме XVIII-XIX вв., согласно которой научное знание опирается на объективную реальность. Законы последней, как считалось, могут и должны быть поняты, открыты и использованы для практического употребления. Разница была лишь в том, что мыслители - приверженцы эволюционизма полагали, что объективное знание о природе социальной действительности помогает разумно ориентироваться в социальных действиях, и что не следует насиловать общественную природу, а сторонники революционных изменений исходили, наоборот, из концепции необходимости переустройства мира в согласии с его внутренними закономерностями. Отсюда и два подхода к анализу и сущности социальных изменений - эволюционных, совершаемых «без насилия» или революционных, при которых социальные субъекты переустраивают общественный порядок.

Эволюционный подход берет свое начало и методологические опоры в исследованиях Ч. Дарвина. Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений. О. Конт в качестве такого решающего звена видел прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обусловливает переход человека от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, что осуществляется благодаря человеческому разуму.

Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений общества в его усложнении, усилении его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту свободы индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.

Э. Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социум и является высшим моральным принципом общества.

К. Маркс определяющим фактором социальных изменений считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественно-экономической формации. С одной стороны, согласно «материалистическому пониманию истории» у К. Маркса, производительные силы объективно и эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны, в ходе их развития формируются новые классы, интересы которых приходят в противоречие с интересами господствующих классов, определяющих характер действующих производственных отношений. Тем самым возникает конфликт внутри способа производства, образуемого единством производительных сил и производственных отношений. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних, господствующих. Поэтому социальные революции, по К. Марксу - это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества. В подходе Маркса, т.о., представлены как эволюционный, так и революционный подходы к анализу социальных изменений.

М. Вебер, который был противником идеи о том, что социальные науки могут открывать законы развития общества аналогично естественным наукам, полагал, тем не менее, что можно делать обобщения и формулировать тенденции, характеризующие социальные изменения. Их движущую силу Вебер видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создает определенные социальные структуры, облегчающие общественное развитие, как это всегда происходило на Западе, или затрудняющие это развитие, что Вебер считал характерным для стран Востока.

Представители эволюционного подхода они полагали свои схемы верными в отношении всех обществ, которые проходят (или должны проходить) один и тот же путь от исходного, менее развитого состояния к более развитому, современному. Поэтому эти классические социологические теории рассматриваются как теории модерна, для которых очевидна предпосылка о том, что в процессе социальных изменений стандарты модерна рано или поздно будут приняты всеми модернизирующимися странами.

Эволюционные концепции социальных изменений сыграли положительную роль в понимании разнообразных причин, определяющих развитие общества.

В то же время данные концепции (за исключением, пожалуй, марксизма) не могли в достаточной мере объяснить кризисов, попятных движений и распада общественных структур 1 . Эволюционизм не смог также объяснить социальные процессы и явления, возникающие на сжатом историческом отрезке времени (смена правительств, рост преступности, отклонения в поведении индивидов и т.п.), так как он исходил из рассмотрения общества в большой исторической перспективе.

Ограниченность классического эволюционизма в ХХ веке преодолевались путем поиска новых подходов к социальным изменениям, среди которых выделялись теории циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби) и теория социального изменения Т. Парсонса. В сущности, они развивали и обогащали идеи эволюционного подхода к социальным изменениям, дополняя их новыми аналитическими схемами, приходящими из смежных и других наук.

В теориях циклического развития эволюция общества рассматривалась не как прямолинейное движение к более совершенному состоянию общества, а как своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упадка, вновь повторяющийся после его завершения. Циклические концепции развития общества рассматривают социальные изменения по аналогии с маятником, когда выведенное из равновесия под действием каких-либо факторов общество совершает колебательные движения от одной точки к другой, застывая посередине и восстанавливая тем самым свою стабильность 2 .

Второй вид социального изменения - это изменение структуры, когда система неспособна восстановить равновесие из-за сильного давления изнутри и вовне. Для сохранения целостности социальной системы происходит модификация социальных подсистем и их структурных элементов (социальных ролей, институтов, организаций).

Более обобщенно социальное развитие общества Парсонс сводит к четырем механизмам эволюции. Первый - это дифференциация, связанная с усложнением строения общества. Второй - адаптация (адаптивное возвышение), под которой понимается новый способ соотнесения с окружающей средой (например, новая техника или новые способы коммуникации). Третий механизм предполагает увеличение объема членства в обществе (инклюзия). Прежние критерии членства в обществе (класс, пол, этническая принадлежность) теряют свое значение в эволюционирующем обществе. Четвертый - обобщение ценностей. В изменяющемся обществе ценности и нормы все в меньшей степени остаются приемлемыми для разных групп. Все шире в обществе начинают распространяться представления об универсальных, независящих от типа социальной системы человеческих правах и идеалах (например, декларация ООН о правах человека, международные силы и т.д.).

В социологических исследованиях рассматриваются насильственные и добровольные, обратимые и необратимые изменения. Изменения могут быть планируемыми или непредвиденными, осознанными или неосознанными. Целесообразно отличать организованные изменения от стихийных изменений, возникших под воздействием процессов самоорганизации. При построении глобальных теорий социологи стараются выявить одну-две ведущие (главные) причины социальных изменений. Однако построение реалистических моделей социальных процессов требует, как правило, мультиказуального подхода и учета сети взаимосвязанных причин. Перечислим основные типы причин социальных изменений.

1. Природные причины - истощение ресурсов, загрязнение среды обитания, катаклизмы.

2. Демографические причины - колебания численности населения, перенаселенность, миграция, процесс смены поколений.

3. Изменения в сфере культуры, экономики, научно-технический прогресс.

4. Социально-политические причины - конфликты, войны, революции, реформы.

5. Социально-психологические причины - привыкание, насыщение, жажда новизны, рост агрессивности и т.д.

Перечисленные причины социальных изменений могут являться как внутренними, так и внешними по отношению к данной социальной системе. П. Сорокин полагал, что основными причинами социальных изменений являются именно внутренние, имманентные причины. Сформулированный им принцип имманентных изменений гласит: «После возникновения социокультурной системы ее естественное, «нормальное» развитие, формы и фазы жизненного пути определяются, в основном, самой системой…» 3 . Внешние обстоятельства могут замедлить или ускорить внутрисистемные процессы, могут, наконец, ее уничтожить, но не в состоянии изменить программу развития, заложенную в систему. Система самодетерминирует свою эволюцию, что, по мнению Сорокина, эквивалентно свободному развитию*. Влияние внешних сил необходимо учитывать, но их воздействие не в состоянии изменить последовательность фаз развития системы.

В динамических моделях время присутствует в явном виде. Исследователя интересуют изменения во времени количественных и качественных переменных, как, впрочем, и постоянные параметры, не изменяющиеся за период наблюдения.

Описание динамики объекта предполагает использование понятия процесса. Приведем классическое определение социокультурного процесса, принадлежащее П.А. Сорокину: «Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных или качественных характеристик» .

Описание работы

Социальное изменение, как отмечают социологи А.А. Радугин и К.А. Радугин, это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» носит общий характер и может конкретизироваться понятием «развитие», которое в узком смысле означает необратимое изменение объектов, предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему. Это такое движение общества, которое связано не с любыми изменениями, а с глубинными, изменяющими структуру общества, ведущими к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Однако в обыденной речи, как правило, понятие «развитие» употребляется как синоним понятия «изменение». И в этом случае можно сказать, что понятие «развитие» используется не в узком, а в широком смысле.

1. Социальные изменения: сущность, причины, факторы 4

2. Пути развития общества 10

Заключение 16

Библиографический список 17

В обществе, чаще всего, употребляется такой термин, как социальное развитие. Он обозначает какие-либо улучшения, несущие за собой положительные результаты. Однако также существуют и социальные изменения, обладающие в целом нейтральным эффектом. Они не содержат оценочного компонента. То есть, социальное развитие - это определенные процессы, имеющие положительный результат. Изменения же достаточно нейтральны. Они просто происходят вследствие каких-либо исторических процессов.

Социальные изменения можно подразделить на несколько уровней. Рассмотрим их все. Краткосрочные изменения протекают в сжатые временные сроки. К примеру, это может быть организационная перестройка органов власти. Долгосрочные изменения требуют на свое осуществление большой объем времени. К примеру, это может быть перестройка нравов, норм или традиций людей.

Выделяются также частичные социальные изменения. Их отличительной особенностью является то, что они затрагивают лишь отдельные сегменты действительности. К примеру, это может быть перестройка промышленностью или системы высшего образования. Также существуют изменения, касающиеся большинства

Рассматриваемые изменения затрагивают, прежде всего, различные В частности, группы и общности, определенные процессы, организации. Социальные изменения могут происходить на уровне межличностных отношений. К примеру, видоизменяются функции и структура семьи. Перестройка может происходить и на уровне различных институтов и организаций. К примеру, социальное изменение может затронуть образование и науку. Перестройка происходит и на уровне малых и больших групп. В частности, видоизменяется структура рабочего класса, появляются новые Перестройка может происходить на глобальном уровне. К примеру, сюда можно отнести экологические угрозы, миграционные процессы.

Социальные изменения можно подразделить на четыре категории. Определяются они, исходя из того, какая именно сфера подвергается перестройке. Рассмотрим все четыре категории.

Существуют структурные социальные изменения. К примеру, они могут касаться семейного института. Межличностные отношения могут изменяться в сторону моногамии или полигамии, многодетности или малодетности. Перестройка может касаться и профессиональных групп, нации, структуры власти и управления, общества в целом. Сюда можно отнести изменения, затрагивающие науку, систему образование, религию.

Перестройка может происходить и в каких-либо То есть, касающиеся взаимоотношений между различными обществами, личностями, институтами и структурами. К примеру, в области равноправия, солидарности, подчиненности, толерантности и так далее.

Функциональные изменения затрагивают функции различных организаций, систем и институтов. Так могут возникнуть новые функции, либо совершенствуются прежние. Рассмотрим простой пример. В связи с новой Конституций РФ существенно изменились функции законодательной и исполнительной власти.

Перестройка затрагивает и духовные сферы. В частности, может измениться структура мотивации коллективной и индивидуальной деятельности. Перестройка затрагивает ценности, нормы, цели, идеалы людей. К примеру, при переходе к рыночной экономике значительно изменилась мотивационная структура общества. Сигналом к деятельности служит личный денежный заработок, обогащение, восхождение по карьерной лестнице. Подобные изменения влияют на мысли, ценности, мировоззрение и нормы больших общественных групп.

Тест по теме «Общество. Общество и природа. Сферы общественной жизни»

1. Найдите в приведённом ниже списке положения, которые могут служить определениями понятия «общество». Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) группа людей, объединившихся для совместной деятельности и общения

2) определённый этап исторического развития человечества

3) весь материальный мир в целом

4) совокупность всех народов, населяющих нашу планету

5) устойчивые стереотипы человеческого поведения

6) результаты материально-преобразующей деятельности людей

2. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Природа является одним из компонентов общества как системы.

Б.Воздействие общества на природу всегда ведёт к негативным последствиям.

4) оба суждения неверны

3. Запишите слово, пропущенное в схеме:

Основные сферы общественной жини

экономическая ……………… политическая духовная

4. К элементам духовной сферы жизни общества можно отнести:

1) классы, социальные группы 2) политические партии 3) мораль 4) рабочую силу

5. Установите соответствие между сферами жизни общества и их учреждениями (организациями): к каждой позиции, данной первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца:

6. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество – это всё человечество в прошлом, настоящем и будущем.

Б. Общество – это совокупность людей, объединённых для совместного выполнения какой-либо деятельности.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения не верны

7. Общество в узком смысле слова – это:

1) определенный этап развития человечества

2) часть окружающей среды, которая создана человеком

3) совокупность элементов живой и неживой природы

8. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество – это все человечество в прошлом, современности и перспективе.

Б. Общество – это совокупность людей, объединенных для совместного выполнения какой-либо деятельности.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

9. Укажите пример отрицательного последствия воздействия общества на природу:

1) массовая вырубка лесов 2) производство «экологически чистых» автомобилей

3) ограничение экспорта природных ресурсов

4) использование технологий, позволяющих уменьшить выброс вредных веществ

10. Верны ли следующие суждения о соотношении природы и общества?

А. Природа является частью общества.

Б. Общество, влияя на природу, наносит ей определённый ущерб, то же можно сказать о влиянии природы на общество.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

11. Основу экономической сферы жизни общества составляет:

1) регулирование социальных отношений

2) производство материальных благ

3) разработка ресурсосберегающих технологий

4) взаимодействие государства и ассоциаций предпринимателей

12. Выберите верные суждения о сферах жизни общества и напишите цифры, под которыми они указаны.

1) Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека

2) Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат социальные нормы

3) Основные сферы жизни общества достаточно автономны и в то же время неразрывно связаны

4) Изменение в одной сфере общественной жизни не влияют на другие сферы и общество в целом

Ответ: 13

13. Раскройте на трёх примерах влияние духовной сферы на развитие общества

1) Принятие христианства на Руси способствовало укреплению великокняжеской власти

2) идеи Просвещения подготовили социальные переворот (Французская революция 18в) и т.д.

14. Природа, в отличие от общества

1) испытывает влияние человеческой деятельности

2) является средой обитания человека

3) изменяется в направлении от низшего к высшему

4) способна развиваться независимо от человека

Общество как система. Общественные отношения.

1. Какая черта не относится к обществу как системе?

1) альтернативность развития

2) незавершённость развития

3) непредсказуемость развития

4) статичность развития

2. К общественным отношениям не относится:

1) оформление документов при приёме на работу

2) прогулка по лесу с собакой

3) проведение забастовки работниками предприятия

4) осуществление кандидатом в депутаты предвыборной агитации

3. К элементам общества как системы относятся:

1) плодородные почвы

2) производительные силы

3) окружающая природная среда

4) климатические особенности страны

4. Выберите верные суждения об обществе и укажите цифры, под которыми они указаны:

1) Обществу присущи абсолютная произвольность и неуправляемость

2) Обществу присуще отсутствие конкуренции интересов и устремлений

3) Общество – это социальная организация страны

4) Общество – это социальная организация племени, народности, нации.

Ответ: 34

5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественные отношения»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о типах общественных отношений, и одно предложение, раскрывающее пути изменения общественных отношений.

Ответ:

1) Общественные отношения – это многообразные связи, возникающие между социальными группами и внутри них в процессе практической и духовной деятельности людей.

2) Общественные отношения делятся на материальные и духовные

3) Общественные отношения могут быть изменены революционным путём, или в ходе эволюции, модернизации и т.д.

6. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Общество как совместная жизнедеятельность людей». Составьте план , в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Понятие общества

1) в широком смысле

2) в узком смысле слова

2. Условия возникновения общества.

3. Основные функции общества:

1) производство материальных благ и услуг

2) распределение продуктов труда

3) регламентация деятельности и поведения

4) воспроизводство и социализация

5) развитие духовной сферы

4. Основные сферы общественной жизни:

1) политическая 2) экономическая 3) социальная 4) духовная

5. Общественные отношения:

1) материальные

2) духовные

6. Основные черты общества как системы:

7 .К наукам, изучающим общество, не относится:

1) социология 2) философия 3) культурология 4) генетика

8. К источникам саморазвития общества в перспективе не должно относиться:

1) взаимодействие общества и природы

2) развитие духовной сферы в направлении к идеалу

3) использование техники и новых информационных возможностей в целях совершенствовании человеческого существования

4) саморазвитие техносферы и искусственной реальности, кардинально изменяющее статус человека.

9. Какой из признаков характеризует общество как систему?

1) постоянное развитие

2) часть материального мира

3) обособление от природы

4) взаимодействие людей

10. Динамический характер общества как системы проявляется в:

1) смене этапов исторического развития

2) наличии элементов и подсистем

3) социальной стратификации

4) устойчивости основных институтов

11. «Второй природой» называют:

1) биосферу 2) общество 3) деятельность 4 ) культуру

12. И общество и природа –

1) входят в биосферу

2) подчиняются общим законам развития

3) выступают объектами изучения в обществознании

4) являются динамическими системами

Ключевые понятия: социальные изменения и социальные революции; уровни и направления развития общества; консервативный, реформистский, революционный подходы к трансформации общества; соотношение реформ и революций, причины социальных революций.

Многочисленные, относительно самостоятельные социальные объекты и процессы, составляющие общество как структурно сложную и динамичную социальную систему, непрерывно изменяются. Социальные изменения – это переход общества или составляющих его структурных элементов из одного состояния в другое. Выступают неизбежным и обязательным признаком любого общества.

Подталкивают общество к дальнейшему развитию социальные противоречия . Однако если они своевременно не устраняются, может произойти социальная революция , то есть глубокий и продолжительный кризис во всех сферах общественной жизни. После революции обычно наступает болезненный процесс становление новых социальных отношений, которые часто оказываются менее эффективными и, нередко, хуже предыдущих.

Социальные изменения и социальные противоречия

Социальные изменения в обществе имеют разнообразные формы проявления:

● в способах накопления, хранения и передачи опыта предшествующих поколений;

● в методах производства товаров и услуг, необходимых для поддержания жизни членов общества;

● в социально-классовой и профессиональной структуре общества;

● в динамичности социальных норм и ценностей, регулирующих процессы в обществе;

● в характере взаимоотношений между индивидами и многочисленными социальными группами и социальными институтами.

Особые трудности возникают в отношенияхмежду личностью и обществом, когда происходит динамичнаятрансформация социальных отношений, то есть коренное изменение норм и ценностей во всех сферах жизни общества на протяжении короткого промежутка времени. Такие процессы, например, особенно ярко проявились в новых государствах, созданных на территории бывшего Советского Союза сразу после его распада. Социальные изменения в сложившихся условиях неизбежно сопровождали сложные и трудноразрешимыепротиворечия , которые все еще дают знать о себе и в настоящее время.

Социальные противоречия – это столкновение между собой интересов и целей индивидов, различных социальных групп и общества в целом. Противоречия имеют тенденцию накапливаться и усиливаться, если их своевременно не устранять. В этом случае возникнут социальные конфликты , которые могут привести к дестабилизации общественных отношений.

В социальных системах переходного типа, в условиях интенсивной трансформации социально-экономических и политических преобразований общественных отношений, противоречия носят комплексный характер и отличаются высокой динамичностью.

Например, данные анкетных опросов населения одного из областных городов Беларуси показали, что оценки респондентами основных социальных проблем за последние десятилетия распределяются далеко не однозначно. Ниже изложены результаты сравнительных исследований, которые проводились с участием автора по репрезентативной выборке в 1980, 1985, 1990, 1995, 2000 и 2005 годах.

В 1980 году среди наиболее существенных вопросов, требующих немедленного разрешения, на первом месте респонденты назвали «жилищное строительство». Так считали 62% опрошенных. Далее, нерешенные в городе проблемы ранжировались в следующей очередности: «улучшение снабжение продовольственными товарами» (51%), развитие городского транспорта» (46%), «борьба с пьянством, хулиганством и другими антиобщественными явлениями» (42%). Другие перечисленные в анкете проблемы оказались для респондентов менее актуальными.

Через пять лет, в 1985 году для жителей города особенно важным стало: «жилищное строительство» (73%), «борьба с пьянством, хулиганством и другими антиобщественными явлениями» (52%), «улучшение работы лечебных учреждений» (52%), «улучшение снабжения продовольственными товарами» (37%) и «увеличение ассортимента промышленных товаров» (35%).

Характерными для своего периода стали ответы 1990 года. В числе самых приоритетных проблем респонденты назвали: «улучшение снабжения продовольственными товарами» (87%) и увеличение ассортимента промышленных товаров» (79%). Актуальными оставалось «жилищное строительство» (67%), «улучшение работы лечебных учреждений» (48%) и «борьба с пьянством, хулиганством, другими антиобщественными явлениями» (30%).

Резко отличаются от традиционных оценок ответы 1995 года. Проблема «борьбы с пьянством, хулиганством и другими антиобщественными явлениями» выходит в общественном мнении населения города на первое место (73%). Причем, акцент, видимо, делался на последней части этого фактора, включающей в себя борьбу с преступностью. Очень беспокоило респондентов в это время «улучшение работы лечебных учреждений» (71%), «жилищное строительство» (70%) и снова – «развитие городского транспорта» (55%). В 1985 и 1990 годах последней проблемой были озабочены только 18 и 15% жителей города, соответственно.

Данные опроса, проведенного в 2000 году, ранжируются в иной последовательности: «улучшение работы лечебных учреждений» (91%), «борьба с пьянством, хулиганством и другими антиобщественными явлениями» (80%), «жилищное строительство» (74%), «развитие городского транспорта» (64%).

Заметная положительная динамика обнаруживается в ответах 2005 года: «улучшение работы лечебных учреждений» (73%), «борьба с пьянством, хулиганством и другими антиобщественными явлениями» (44%), «жилищное строительство» (51%), «развитие городского транспорта» (44%).

В условиях непрерывных перемен в обществе усложняется адаптация конкретных индивидов к новым, быстро меняющимся условиям и жизненным принципам. Постоянно возникает проблема социального выбора, которая рельефно проявляется, когда индивид примеряет на себе новые социальные роли, то есть такие стереотипы поведения, которые соответствуют ожиданиям общества применительно к носителям конкретных социальных функций. Большинство населения оказывается неспособным приспособиться к непривычным для них социальным ролям (например, предпринимателя, фермера и т.п.). Чтобы освоить эти роли, а они часто противоположны тем, к которым людей «обучали» с детства, необходима определенная социальная гибкость и ловкость .

Не всем удается найти себя, свое «Я» в этой ситуации. Особенно трудно приходится поколениям зрелого возраста. Отсюда их стремление реставрировать (реанимировать) прежние социальные нормы , то есть такие правила поведения и такие формы социального контроля , которые бы компенсировали дефицит индивидуальной активности и личных способностей по адаптации к новым ценностям.

Выбор идеалов, приспособление к нетрадиционным социальным ролям, усвоение новых норм и ценностей можно рассматривать как непрерывно продолжающаяся социализации личности или точнее–ее ресоциализация . То есть, этот процесс связан уже не столько с воспитанием личности, сколько с ее «перевоспитанием». Он затрагивает интересы всех членов общества, независимо от возраста и социального положения и требует всестороннего социологического анализа.

Поэтому так важна информаци я о положительных изменениях и проводимых мероприятиях, направленных на устранение противоречий в социальном развитии конкретно каждого населенного пункта. Данные социологических исследований здесь могут занять исключительно важное место.

Уровни социального развития общества

Социальное развитие общества, то есть, необратимые изменения в направлении качественно нового состояния его структуры и функций, или, иначе, это поступательное движение общества от низших форм к более высокому уровню.

В обществе может наблюдаться ускоренное совершенствование или, наоборот, в нем может присутствовать деградация и разрушение . Существуютразличныеуровни (этапы) развития общества

1. Становление социальной системы. Типично после переломных исторических событий, таких как революции, войны, глубокие экономические кризисы. Подобные процессы обычно сопровождаются:

● изменениями социальных норм и ценностей, регулирующих отношения в обществе;

● формированием новых социальных институтов;

● переход к системе иных общественных отношений.

2. Прогресс общества, то есть перевод его в более совершенное состояние. С этой целью используются реформы , направленные на изменение социальной структуры общества и более эффективное взаимодействие между составляющими элементами. Подобные процессы нередко сопровождаются:

● противоречиями между интересами, взглядами, идеями, определяющими возможные пути развития общества;

● сопротивлением социальных групп и слоев общества, интересы которых не учтены в реформах;

● скептицизмом консервативной части общества, у которой все новое всегда вызывает сомнения.

3. Воспроизводство социальных отношений в традиционном состоянии, которое сложилось в предшествующие годы. Ставится главная задача сохранить общество в первоначальном состоянии. Это консервативный подход к социальному процессу, ориентированный на застой в общественных отношениях. Здесь в социальных процессах проявляются две противоположные тенденции:

● стремление к сохранению существующей социальной системы;

● попытки ее изменить, перевести в режим реформ или революций.

Если первая тенденция поддерживается теми, кто в сложившихся социальных условиях уже достиг определенных успехов, то второй вариант инициируется теми слоями общества, для которых нет перспектив улучшения своего положения в рамках действующей системы.

4. Распад социальной системы – это процесс постепенного или революционного разрушения социальной системы, связанные с кризисом власти и ее неспособностью устранять возникающие противоречия :

В таком обществе взаимодействуют социальные группы, у которых различные, часто противоположные интересы. Поэтому всегда существует ситуации, порождающие социальную напряженность. Одних устраивает общество, в котором они живут. Поэтому они стремятся его сохранить. Другие пытаются его усовершенствовать, не меняя основ. Третьи стремятся разрушить социальную систему, заменив ее более выгодной для них.

Соотношение реформ и революций

В соответствии с перечисленными выше позициями в отношениях к обществу складываются три, трудно совместимых друг с другом позиции:

1. Консервативный подход (от лат conserver: сохранять, охранять) – согласие с господствующими общественными отношениями. Общество принимается таким, какое есть. Его не хотят изменять.

2. Реформистский подход (от лат. reformare: преображать, исправлять) – стремление частично изменить общество, слегка его подправить, используя реформы . К реформам склонны правящие группы, делая этим уступки массам, чтобы сохранить свои лидирующее положение в обществе.

3. Революционный подход (от лат. revolution: поворот, переворот) – связан со стремлением коренного, радикального изменения общественных отношений с помощью революции . Проявляется в требовании слома старой социальной системы и замены ее на новые общественные отношения, более соответствующие интересам тех социальных групп, которые в прежних условиях относились к числу угнетенных.

Социальная революция, в отличие отреформы – это резкое изменение социальной системы, скачкообразный переход к новым общественным отношениям. Оно сопровождается открытым столкновением сил, находящихся у власти, но теряющих свое привилегированное положение, с социальными группами, которых не устраивает их положение в обществе.

В канун социальных революций противоречия предельно обостряются:

● центробежные тенденции начинают преобладать над интеграционными процессами;

● принятые властями решения саботируются, не выполняются;

● резко усиливается недовольство масс;

● популярными становятся лозунги, направленные на разрушение, а не на созидание;

● появляются новые, харизматические личности, которые используют недовольство масс для собственного прихода к власти.

Социальные революции возникают в результате воздействия сложного комплекса экономических, политических, психологических и т.п. условий и факторов. В науке конкурируют различные точки зрения на причины революций.

К примеру, К. Маркс полагал, что революции происходят в результате обострения противоречий между производительными силами и производственными отношениями. В. Ленин дополнял этот вывод необходимостью революционной ситуации: кризиса «верхов», которые не могут управлять «по старому» и обнищание «низов», которые не хотят жить «по старому».

Известный социолог П. Сорокин считал причиной социальных революций невозможности удовлетворения «базовых инстинктов» большинства людей. К ним он относил: потребности в пище, одежде, жилье, самосохранении, продолжении рода, а также в свободе, самовыражении, состязательности и творческой деятельности.

Многие современные авторы , причины революций объясняют стремлением людей к равенству и связанных с этим комплексом социальных противоречий, которые нередко приобретают антагонистический характер.

Неизбежные разрушительные последствия социальных революций для общества нежелательны. Наиболее целесообразен эволюционный путь социальных изменений. Он предполагает:

● поэтапное реформирование социальной системы в сторону повышения устойчивости и эффективности функционирования;

● постепенное проведение преобразований в обществе под контролем государственных институтов;

● стремление решать острые вопросы демократическим путем (на референдумах или путем всенародных осуждений;

● конституционный запрет на призывы к насильственному свержению существующего строя.

Все это в совокупности представляется мягким и наиболее эффективным способом устранения социальных противоречий в обществе, направленным на созидание, а не разрушение.

Контрольные вопросы и практические задания

1. Социальные изменения в обществе и глобальные изменения в мире. Основные формы проявления социальных изменений.

2. Неизбежность социальных противоречий в условиях социальной трансформации общества.

3. Что такое «кризис социальных ролей»? Какими причинами он обусловлен?

4. Признаки и основные черты социального развития общества. Уровни (этапы) развития общества.

5. Какими чертами характеризуется становление социальной системы?

6. Особенности прогрессивного варианта развития общества.

7. Какие тенденции доминируют при воспроизводстве социальных отношений?

8. С какими факторами может быть связан распад социальной системы?

9. Три точки зрения на развитие общества:

9.1. Особенности консервативной позиции. Кто ее сторонник?

9.2. На каких принципах, и каких социальных группах основывается позиция консерватизма?

9.3. В каких случаях проявляется и чем обусловлены революционные изменения общества?

10. Что такое социальная революция? Как она соотносится с реформами?

12. Преимущества эволюционного пути развития общества.

Дополнительная литература к главе 4

Дмитриева Е.В. От социологии медицины к социологии здоровья Социологические исследования, 2003, № 11.

Муздыбаев К. Оптимизм и пессимизм личности // Социологические исследования, 2003, № 12.

Науменко Т.В. Социология массовых коммуникаций в структуре социологического знания // Социологические исследования, 2003, № 9.

Нечаев В.Я. Институционализация как феномен и категория социологии // ВМУ, серия 18, 2001, № 3.

Ротман Д.Г., Веремеева Н.П., Левицкая И.В., Правадивец В.В. Белорусский вариант харизмы // Социологические исследования, 2003, № 3.

Самсонова М.Н. Политическая социализация российских школьников // ВМУ, серия 18, 2001, № 3.