На свободную тему

Как познакомить детей с цифрой 8. Интеграция образовательных областей. III. Постановка проблемы

Тема «Число и цифра 8. »

Педагогическая цель: ф ормировать навыки сложения и вычитания чисел в пределе 10, систематизировать и совершенствовать вычислительные навыки работы с однозначными числами в пределах 10, пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру, логические задания.

Тип урока: Решение учебной задачи.

Планируемые результаты:

Предметные умения (освоение предметных знаний): Знать способы образования натуральных чисел; знакомство с числом и цифрой 8.

Метапредметные результаты: Знать о способах образования натуральных чисел; число и цифру 8; умение писать цифру; логически мыслить.

Универсальные учебные действия

Регулятивные: действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Личностные: выражают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Коммуникативные: уметь строить сообщение в соответствии с учебной задачей.

Познавательные : соотносить число 8 с количеством предметов в группе, определять место числа в натуральном ряду.

Материалы к уроку :

Демонстрационный - числовой луч, таблицы по составу чисел, набор магнитных знаков и цифр, слайды.

Раздаточный - карточки с цифрами 0- 9

Программа «Перспектива» - учебник «Математика» 1 класс, авторы: Г. В. Дорофеев, Т.Н.Миракова, рабочая тетрадь Математика 1 часть. Г.В. Дорофеев, Т.Н.Миракова.

Ход урока .

    Устный счёт.

А сегодня у нас устный счёт-

В зимний лес лыжный поход!

Перед началом пути – разминка!

    Вопросы на повторение .

    Лыжники участвуют в соревнованиях под номерами. Хорошо ли вы знаете, кому за кем встать?

    Назовите номер участника, который находится между числами 3 и 5, 6 и 8, 1 и 3, 5 и 7.

    Встаньте быстро в порядке номеров. (у детей карточки с цифрами от 1 до 8)

    Посчитаем в обратном порядке.

    В команде 1 десяток человек, какой номер самый первый? А последний?

    Эстафета.

Итак, наш поход начался. В пути вы должны помогать друг-другу, если появятся у вас трудности.

Наперекор снегам и вьюгам

Летим на лыжах друг за другом!

Пользуясь числовым лучом или линейкой, решим «числовую лесенку»

    Составление примеров с ответом 8.

Работаем в группах.

Составьте примеры на сложение с ответом 8.(у детей набор разрезных цифр и знаков действий)

От каждой группы один пример составляем на доске. (магнитные цифры)

    Письмо цифры 8 .(Работа в рабочей тетради – с.73)-на экране идёт демонстрация написания цифры

    Физкультминутка . (стоя)

    Развалился вдоль и вширь

    Этот снежный богатырь.

    Объезжать его мы стали-

    И задачу увидали!

    Каждая неделя имеет одно воскресенье и 6 будних дней. Сколько всего дней в неделе?

    Из 4 детей 1 мальчик. Сколько было девочек?

    В команде 8 человек.4 мальчика. Сколько девочек?

    Решим задачу в учебнике с. 85 №3 (с монетами)-закрепление состава числа 8.

      Работа с геометрическим материалом.

    Ребята, там впереди кто-то просит о помощи.

    Я несчастная лисичка.

    Ветер дунул посильней-

    Я на части развалилась,

    Собери меня скорей!

    (из треугольников собрать – лису) – квадрат разрезан на 8 треугольников. Лису собираем по контуру расположенному на доске.

      Итог.

    Очень жаль, что путь недолог,

    Возвращаться нам пора,

    Но на следующем уроке

    Вновь продолжится игра!

    1. Тема занятия : «Число и цифра 8»

    2. Возраст детей: 5 – 6 лет

    3.

    Образовательные : познакомить с числом и цифрой 8, закрепить умение соотносить количество с числом, формировать умение раскладывать число 8 на два меньших; закрепить представления о составе числа 7 из двух меньших чисел, навыки счета в пределах 7; закрепить последовательность дней недели; закрепить знания о геометрических фигурах.

    Развивающая : развивать умение работать самостоятельно, обнаруживать логические связи и отношения, отражать их в речи; объяснять, рассуждать, доказывать, четко и понятно для окружающих излагать свои мысли.

    Воспитательная : формировать умение слушать товарищей и воспитателя, совершенствовать умение выполнять задания по плану воспитателя, указаниям в рабочей тетради.

    4.

    Демонстрационный : игрушки Фиксики, таблички с электроприборами, домики для состава чисел 7 и 8, карточки с цифрами (1, 7, 8, =,+), прописная цифра 8, двухсторонние карточки с изображением электроприборов, красный магнит, жёлтые магниты.

    Раздаточный : цифры от 1 до 8, геометрические фигуры на каждого ребенка (треугольник, круг, квадрат, овал)

    5. Предварительная работа: знакомство с числами и цифрами до 8, повторение порядкового счета до 8.

    6. Словарная работа :

    Активизация словаря : дни недели (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье), число и цифра 7.

    Обогащение словаря: число и цифра 8.

    7. Методы и приемы: наглядные (показ образца, способа действий, картинок), словесный (беседа, ответы детей, отгадывание загадки, объяснение, вопросы), игровой (игровые упражнения), практический (действия с предметами, физминутка, пальчиковая гимнастика).

    8. Форма организации: фронтальная.

    Ход НОД:

    Ребята, чтобы наше занятие было интересным, сегодня к нам в гости пришли герои одного из ваших любимых мультфильмов. Отгадав загадку, вы узнаете кто они.

    Человечки очень споро

    Чинят электроприборы!

    Их не видно, не смотри,

    Ведь они живут внутри.

    Нету места мистике,

    Если рядом… (Фиксики.)

    А что делают Фиксики? (Помогают людям и ремонтируют сломанные электроприборы). Но сегодня им необходима наша помощь.

    Повторение состава числа 7.

    На доске выставлены ряд электроприборов:

    Посмотрите на доску.

    Что это? (электроприборы)

    У вас карточки с цифрами. Покажите - сколько всего электроприборов в ряду? (7 электроприборов) Поставьте цифру в домик.

    Сколько утюгов? (1 утюг) Один ребёнок выставляет цифру 1 в домик.

    Сколько пылесосов? (6 пылесосов) Один ребёнок выставлят цифру 6 в домик.

    Проговорим все вместе: 7 это 1и 6.

    Открывается второй ряд электроприборов.

    Сколько утюгов? (2 утюга) Один ребёнок выставляет цифру 2 в домик.

    Сколько пылесосов? (5 пылесосов) Один ребёнок выставлят цифру 5 в домик.

    Проговорим все вместе: 7 это 2 и 5.

    Открывается третий ряд электроприборов.

    Сколько всего электроприборов в ряду? (7 электроприборов) Цифра 7 у нас уже в домике есть.

    Сколько утюгов? (3 утюга) Один ребёнок выставляет цифру 3 в домик.

    Сколько пылесосов? (4 пылесосов) Один ребёнок выставлят цифру 4 в домик.

    Проговорим все вместе: 7 это 3 и 4.

    Проблемная ситуация.

    Появляется ряд с 7 утюгами.

    Ночью Фиксики не спят, а работают. Вот мы сейчас поиграем с вами в игру «День-ночь» и узнаем, какие чудеса происходят ночью.

    Дети «засыпают».

    Воспитатель добавляет 1 утюг.

    Что изменилось? (Появился ещё один утюг).

    Покажите сколько электроприборов стало в ряду? (карточки с цифрой 8 нет)

    У вас нет такой цифры. Надо получить число 8.

    Образование числа 8.

    Как получили 8 электроприборов? (К 7 электроприборам прибавили еще 1 электроприбор. Получилось 8 электроприборов)

    Как получилось число 8?

    (7 + 1=8) Карточки с цифрами появляются на доске.

    Физминутка.

    Вы устали?

    Ну, тогда красиво встали.

    Ножками потопали,

    Ручками похлопали,

    До носочков дотянулись,

    Вправо, влево повернулись

    Тихо все на стульчик сели.

    Глазки крепко закрываем

    Дружно до 8 считаем

    Открываем, поморгаем

    И работать продолжаем.

    Для дальнейшей работы дети присаживаются на стульчики у доски.

    Состав числа 8 .

    На доске появляется домик и 8 двухсторонних карточек с электроприборами.

    Это дом в котором живут Фиксики.

    Сколько электроприборов отремонтировали Фиксики? (8)

    Один ребёнок выставляет цифру 8.

    Сколько утюгов? (1)

    Сколько пылесосов? (7)

    Воспитатель переворачивает одну карточку.

    Сколько утюгов? (2)

    Сколько пылесосов? (6)

    Дети выставляют в домик цифры, воспитатель продолжает переворачивать карточки, каждый раз проговаривая: 8 это 1 и 7, 8 это 2 и 6, 8 это 3 и 5, 8 это 4 и 4.

    Цифра 8.

    Посмотрите, как правильно писать цифру 8. (Объяснение)

    Давайте вместе попробуем написать цифру 8 пальчиком в воздухе.

    На что похожа цифра 8? (если появляются затруднения, воспитатель показывает картинки)

    У восьмерки два кольца Цифра восемь так вкусна:

    Без начала и конца. Из двух бубликов она.

    (С. Маршак) (Г. Виеру)

    К этой цифре ты привык. Цифра восемь плюс крючки -

    Цифра 8 - снеговик. Получаются очки.

    (В. Бакалдин) (Ф. Дагларджа)

    Фиксики нашли новых друзей. Посмотрите на рисунок.

    Кто это? Почему Фиксики решили, что мишка поможет им запомнить цифру 8? (Он напоминает восьмерку)

    Начиная с магнита покажите, где спряталась восьмёрка.

    Поочереди дети находят 8 во всех рисунках.

    А теперь пройдите на свои места.

    Пальчиковая гимнастика «Ток бежит по проводам».

    Ток бежит по проводам (поочерёдно стучат пальчиками одной руки

    Свет несет в квартиру нам, о пальчики другой руки)

    Чтоб работали приборы: (загибают пальцы одновременно на

    Холодильник, мониторы, на обеих руках)

    Кофемолки, пылесос

    Ток энергию принёс. (стучат кулаком одной руки о кулак другой).

    Молодцы, ребята! Фиксики рады, что вы им помогли. Но они не уверены, запомнили ли вы, из каких двух чисел можно составить число 8. Когда Фиксики ремонтировали холодильник, то случайно рассыпали горошины, которые лежали на нём. Поможем собрать их.

    Сколько горошин на рисунке? (8)

    Сколько зелёных горошин? (7 горошин зеленых)

    Сколько жёлтых? (1 –желтая горошина)

    Что обозначает цифра 7? (Число зеленых горошин.)

    Какой стоит знак? (+)

    Что он обозначает? (Мы должны к зеленым горошинам прибавить желтые)

    Какую цифру мы должны записать? (1, потому что 1 жёлтая горошина)

    Напишите вместе со мной цифру 1 пальчиком в воздухе.

    Сколько горошин на втором рисунке? (8)

    Сколько зелёных горошин? (6 горошин зеленых)

    Покажите на пальчиках сколько жёлтых горошин не хватает? (2)

    Напишите вместе со мной цифру 2 пальчиком в воздухе.

    Жёлтыми магнитами выкладываются горошины.

    Молодцы! Вы хорошо помогли Фиксикам, и они могут продолжать свою работу.

    Дидактическая игра:

    1. «Какой цифры не стало?»

    Цель: убираются одна - две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.

    2. «Путаница»

    Цель: цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.

    3. «Составь неделю»

    Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели.

    4. «Разложи фигуры»

    Цель: формировать представления о основных геометрических фигурах.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект по ФЭМП в старшей группе «Ознакомление детей с цифрой 8»

    1. Тема занятия : «Число и цифра 8»
    2. Возраст детей: 5 – 6 лет
    3. Задачи программного содержания:

    Образовательные : познакомить с числом и цифрой 8, закрепить умение соотносить количество с числом, формировать умение раскладывать число 8 на два меньших; закрепить представления о составе числа 7 из двух меньших чисел, навыки счета в пределах 7; закрепить последовательность дней недели; закрепить знания о геометрических фигурах.

    Развивающая : развивать умение работать самостоятельно, обнаруживать логические связи и отношения, отражать их в речи; объяснять, рассуждать, доказывать, четко и понятно для окружающих излагать свои мысли.

    Воспитательная : формировать умение слушать товарищей и воспитателя, совершенствовать умение выполнять задания по плану воспитателя, указаниям в рабочей тетради.

    1. Материалы и оборудования для занятий:

    Демонстрационный : игрушки Фиксики, таблички с электроприборами, домики для состава чисел 7 и 8, карточки с цифрами (1, 7, 8, =,+), прописная цифра 8, двухсторонние карточки с изображением электроприборов, красный магнит, жёлтые магниты.

    Раздаточный : цифры от 1 до 8, геометрические фигуры на каждого ребенка (треугольник, круг, квадрат, овал)

    1. Предварительная работа: знакомство с числами и цифрами до 8, повторение порядкового счета до 8.
    2. Словарная работа :

    Активизация словаря : дни недели (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье), число и цифра 7.

    Обогащение словаря: число и цифра 8.

    1. Методы и приемы: наглядные (показ образца, способа действий, картинок), словесный (беседа, ответы детей, отгадывание загадки, объяснение, вопросы), игровой (игровые упражнения), практический (действия с предметами, физминутка, пальчиковая гимнастика).
    2. Форма организации: фронтальная.

    Ход НОД:

    Ребята, чтобы наше занятие было интересным, сегодня к нам в гости пришли герои одного из ваших любимых мультфильмов. Отгадав загадку, вы узнаете кто они.

    Человечки очень споро

    Чинят электроприборы!

    Их не видно, не смотри,

    Ведь они живут внутри.

    Нету места мистике,

    Если рядом… (Фиксики.)

    А что делают Фиксики? (Помогают людям и ремонтируют сломанные электроприборы). Но сегодня им необходима наша помощь.

    Повторение состава числа 7.

    На доске выставлены ряд электроприборов:

    Посмотрите на доску.

    Что это? (электроприборы)

    У вас карточки с цифрами. Покажите - сколько всего электроприборов в ряду? (7 электроприборов) Поставьте цифру в домик.

    Сколько утюгов? (1 утюг) Один ребёнок выставляет цифру 1 в домик.

    Сколько пылесосов? (6 пылесосов) Один ребёнок выставлят цифру 6 в домик.

    Проговорим все вместе: 7 это 1и 6.

    Открывается второй ряд электроприборов.

    Сколько утюгов? (2 утюга) Один ребёнок выставляет цифру 2 в домик.

    Сколько пылесосов? (5 пылесосов) Один ребёнок выставлят цифру 5 в домик.

    Проговорим все вместе: 7 это 2 и 5.

    Открывается третий ряд электроприборов.

    Сколько всего электроприборов в ряду? (7 электроприборов) Цифра 7 у нас уже в домике есть.

    Сколько утюгов? (3 утюга) Один ребёнок выставляет цифру 3 в домик.

    Сколько пылесосов? (4 пылесосов) Один ребёнок выставлят цифру 4 в домик.

    Проговорим все вместе: 7 это 3 и 4.

    Проблемная ситуация.

    Появляется ряд с 7 утюгами.

    Ночью Фиксики не спят, а работают. Вот мы сейчас поиграем с вами в игру «День-ночь» и узнаем, какие чудеса происходят ночью.

    Ночь!

    Дети «засыпают».

    Воспитатель добавляет 1 утюг.

    Что изменилось? (Появился ещё один утюг).

    Покажите сколько электроприборов стало в ряду? (карточки с цифрой 8 нет)

    У вас нет такой цифры. Надо получить число 8.

    Образование числа 8.

    Как получили 8 электроприборов? (К 7 электроприборам прибавили еще 1 электроприбор. Получилось 8 электроприборов)

    Как получилось число 8?

    (7 + 1=8) Карточки с цифрами появляются на доске.

    Физминутка.

    Вы устали?

    Ну, тогда красиво встали.

    Ножками потопали,

    Ручками похлопали,

    До носочков дотянулись,

    Вправо, влево повернулись

    Тихо все на стульчик сели.

    Глазки крепко закрываем

    Дружно до 8 считаем

    Открываем, поморгаем

    И работать продолжаем.

    Для дальнейшей работы дети присаживаются на стульчики у доски.

    Состав числа 8 .

    На доске появляется домик и 8 двухсторонних карточек с электроприборами.

    Это дом в котором живут Фиксики.

    Сколько электроприборов отремонтировали Фиксики? (8)

    Один ребёнок выставляет цифру 8.

    Сколько утюгов? (1)

    Сколько пылесосов? (7)

    Воспитатель переворачивает одну карточку.

    Сколько утюгов? (2)

    Сколько пылесосов? (6)

    Дети выставляют в домик цифры, воспитатель продолжает переворачивать карточки, каждый раз проговаривая: 8 это 1 и 7, 8 это 2 и 6, 8 это 3 и 5, 8 это 4 и 4.

    Цифра 8.

    Посмотрите, как правильно писать цифру 8. (Объяснение)

    Давайте вместе попробуем написать цифру 8 пальчиком в воздухе.

    На что похожа цифра 8? (если появляются затруднения, воспитатель показывает картинки)

    У восьмерки два кольца Цифра восемь так вкусна:

    Без начала и конца. Из двух бубликов она.

    (С. Маршак) (Г. Виеру)

    К этой цифре ты привык. Цифра восемь плюс крючки -

    Цифра 8 - снеговик. Получаются очки.

    (В. Бакалдин) (Ф. Дагларджа)

    Фиксики нашли новых друзей. Посмотрите на рисунок.

    Кто это? Почему Фиксики решили, что мишка поможет им запомнить цифру 8? (Он напоминает восьмерку)

    Начиная с магнита покажите, где спряталась восьмёрка.

    Поочереди дети находят 8 во всех рисунках.

    А теперь пройдите на свои места.

    Пальчиковая гимнастика «Ток бежит по проводам».

    Ток бежит по проводам (поочерёдно стучат пальчиками одной руки

    Свет несет в квартиру нам, о пальчики другой руки)

    Чтоб работали приборы: (загибают пальцы одновременно на

    Холодильник, мониторы, на обеих руках)

    Кофемолки, пылесос

    Ток энергию принёс. (стучат кулаком одной руки о кулак другой).

    - Молодцы, ребята! Фиксики рады, что вы им помогли. Но они не уверены, запомнили ли вы, из каких двух чисел можно составить число 8. Когда Фиксики ремонтировали холодильник, то случайно рассыпали горошины, которые лежали на нём. Поможем собрать их.

    Сколько горошин на рисунке? (8)

    Сколько зелёных горошин? (7 горошин зеленых)

    Сколько жёлтых? (1 –желтая горошина)

    Что обозначает цифра 7? (Число зеленых горошин.)

    Какой стоит знак? (+)

    Что он обозначает? (Мы должны к зеленым горошинам прибавить желтые)

    Какую цифру мы должны записать? (1, потому что 1 жёлтая горошина)

    Напишите вместе со мной цифру 1 пальчиком в воздухе.

    Сколько горошин на втором рисунке? (8)

    Сколько зелёных горошин? (6 горошин зеленых)

    Покажите на пальчиках сколько жёлтых горошин не хватает? (2)

    Напишите вместе со мной цифру 2 пальчиком в воздухе.

    Жёлтыми магнитами выкладываются горошины.

    Молодцы! Вы хорошо помогли Фиксикам, и они могут продолжать свою работу.

    Дидактическая игра:

    1. «Какой цифры не стало?»

    Цель: убираются одна - две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.

    1. «Путаница»

    Цель: цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.

    1. «Составь неделю»

    Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели.

    1. «Разложи фигуры»

    Цель: формировать представления о основных геометрических фигурах.


    Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе.

    (знакомство с цифрами «8» и «9»)
    Лобанова Е.Е., воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №102», г. Иваново
    Описание: Предлагаю вашему вниманию конспект НОД для детей старшей группы. Занятие, легко, поможет детям запомнить цифры «8» и «9». НОД проводиться по подгруппам. Конспект может быть использован в работе педагогами ДОУ.
    Цель: освоение детьми счета в пределах 9, знакомство с цифрами «8»и «9»
    Задачи:
    -учить счету в пределах 9-ти;
    -знакомить с цифрой «8» и «9»;
    -закреплять умение работать со счетами;
    Материал:
    Демонстрационный: картинка с восьмью детьми, числовые карточки с цифрами от 0 до 9-ти.
    Раздаточный: карточки с изображением лопаток (9), с изображением санок на всех оставшихся детей, счеты, числовые карточки с цифрами от 0 до 9-ти.
    Ход:
    (Перед занятием всем детям раздаются карточки с изображением лопаток и саночек, те дети, у которых картинки лопаток остаются на группе, а дети, у которых картинки саночек идут играть)
    Воспитатель: Ребята, скажите, а хорошо уметь считать и знать цифры?
    Дети: Да!
    Воспитатель: А зачем, где это вам может пригодиться?
    Дети: В магазине, чтобы знать сколько заплатить денег за покупку; для того чтобы знать сколько нам лет; чтобы знать номер своего дома; какой этаж, на котором мы живем и т.д.
    Воспитатель: Правильно, молодцы! Конечно, цифры и счет нам нужны почти везде, на автобусах, маршрутках, троллейбусах тоже есть номера, и если мы не будем знать цифры, то сядем не на тот маршрут, уедем не в том направлении и можем заблудиться. Да?
    Теперь посмотрите, у вас у всех картинки с изображением лопаток., их у нас много. Покажите все лопатки, и даже у меня есть такая же лопатка. Какие хорошие лопатки. А вы любите копать снег, сгребать его в горку?
    Дети: Да!
    Воспитатель: Посмотрите, ребятки, на картинку, здесь нарисованы дети, и они не знают во что им поиграть. А давайте им подарим наши лопатки. (Дети прикрепляют картинки с лопатками на картинку с детьми)
    Ой, ребята, а всем ли детям хватило лопаток, я не знаю? Но, это можно узнать с помощью счет.
    Садитесь за столы, слушайте задание. Посмотрите еще раз на картинку, и на верхнем ряду счет отложите столько косточек, сколько детей на картинке, а на нижнем ряду счет - сколько лопаток на картинке.
    Воспитатель: Что у вас получилось? Всем ли детям достались лопатки?
    Дети: Всем!
    Воспитатель: Сколько ребят?
    Дети: «8».
    Воспитатель: Сколько лопаток?
    Дети: «9».
    Воспитатель: Чего больше?
    Дети: Лопаток.
    Воспитатель: На сколько больше?
    Дети: На одну.
    Воспитатель: Чего меньше?
    Дети: Ребят.
    Воспитатель: На сколько меньше?
    Дети: На одного.
    Воспитатель: Правильно! Ребят восемь - это восемь косточек счетов, лопаток девять – это девять косточек счетов. Девять больше чем восемь, а восемь меньше чем девять.
    Посмотрите на доску, вот это восемь кружков (показываю числовую карточку с восьмью кружками), а еще восемь можно записать цифрой «8» (показываю цифру «8»)
    Цифра восемь, так вкусна,
    Из двух бубликов она.
    Цифру восемь, цифру восемь
    На носу всегда мы носим.
    Цифра восемь плюс крючки-
    Получаются - очки.
    Воспитатель: А это, ребята, карточка с девятью кружками, а еще ее можно записать цифрой «9» (показываю цифру «9»)
    Девять, как и шесть, -вглядись,
    Только хвост, не вверх, а вниз
    Две девятки и дощечка-
    Мы на санках едем к речке.
    Цифра шесть вниз головой
    Стала цифрою другой,
    Можете проверить-
    Уже не шесть, а девять.
    Воспитатель: Так что ребята смотрите не перепутайте шесть и девять. А сейчас немножко отдохнем!
    Физкультминутка:
    Один, два - все вставайте.
    Три, четыре - приседайте,
    Пять, шесть – повернись,
    Семь, восемь - улыбнись,
    А вот девять - не зевай
    Свое место занимай.
    Воспитатель: А сейчас возьмите числовые карточки и цифры и разложите их от нуля до девяти. (Дети выполняют задание) .А теперь поменяйтесь местами с соседом и проверьте все ли у него правильно сделано. Ну как проверили?
    Дети: Да!
    Воспитатель: Все справились?
    Дети: Да!
    Воспитатель: Молодцы, не ошиблись!
    А сейчас мы все встанем. Сейчас вам нужно будет сделать следующее: я, по очереди, буду показывать каждому из вас цифру и называть движения, которые вы должны сделать такое количество раз. (Маша - 5-хлопнуть. Илья- 7-наклониться. Никита-3-присесть. Аня- 8-топнуть. Алена- 2 кивнуть головой. Алеша- 4-шагнуть вперед. Варя-6- подпрыгнуть. Миша- 9-похлопать по коленке. Данила- 1 –повернуться вокруг себя.)
    Воспитатель: Молодцы! Не ошиблись. А сейчас я хочу проверить, хорошо ли вы запомнили, как выглядят цифры «8» и «9» .У нас цифры все разошлись по группе и их надо вернуть в домики, но не все, а только цифры «8» и «9». Цифры восемь - в красный домик, а девять – в синий домик.
    Ну, же не стесняйся, за дело принимайся! (Дети ищут по группе цифры «8» и «9»и расселяют их в два дома)
    Воспитатель: Все цифры нашли? А давайте пересчитаем, сколько цифр «8» вы нашли?
    Дети: Восемь.
    Воспитатель: А девяток сколько?
    Дети: Девять.
    Воспитатель: Верно. Как хорошо вы умеете считать! Молодцы! Я теперь за вас не буду переживать! Я знаю, что вы правильно найдете нужный дом, этаж, не перепутаете номера квартир, и всегда будете знать, сколько вам исполнилось лет.
    Итог:
    Воспитатель: А вам понравилось считать?
    Дети: Да!
    А что вы нового сегодня узнали, с чем познакомились?
    А что больше всего понравилось? (ответы детей)
    Воспитатель: Мне тоже очень понравилось, как вы сегодня старались, отвечали. Молодцы!
    Всем большое спасибо!

    Тема : «Число и цифра 8».

    Цели

    Обучающие:

      Познакомить с образованием числа 8 и составом числа 8.

      Учить составлять число 8 из двух меньших.

      Познакомить с цифрой 8 и научить писать эту цифру.

      Закрепить навыки счёта в пределах 10.

    Развивающие:

    1. Развивать память, внимание, логическое мышление.

    2. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

    3.Учить грамотно использовать в речи математическую терминологию.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
    2. Воспитывать интерес к занятиям.
    Материал к занятию:

    Демонстрационный - таблички с семью квадратами красного и 1синего цвета, рисунки, похожие на цифру 8, картинки животных.

    Раздаточный - палочки Х. Кюизенера, рабочие тетради.

    Методические приемы:

    1. Словесный метод - объяснение, беседа, загадки, стихи.

    2. Наглядный метод - рассматривание иллюстраций, карточек, предметов.

    3. Практический метод - палочки Х. Кюизенера, рабочие тетради.

    Ход занятия

      Оргмомент.

    Вы все на занятии будете внимательно слушать, отвечать на вопросы полным ответом, не выкрикивать, не перебивать товарищей.

    Я вас приглашаю в страну "Знаний математика".

    Ребята, на чём можно путешествовать?

    - На автобусе, самолёте, пароходе, поезде, велосипеде.

    Мы с вами отправляемся в наше путешествие на поезде.

    Для этого должны купить билеты.

    2 . Работа над новым материалом.

    А). Устный счёт.

    Чтобы сесть в поезд, нужно знать прямой и обратный счёт до 10.

    Б). Отгадывание загадок.

    Первая остановка – станция «Лесная».

    Отгадайте загадки и узнаем кто живёт на этой станции.

    Дети отгадывают их. На доске одновременно выставляются картинки отгаданных животных.

    Загадки:

      Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки не одной. (ёж)

      Косолапый и большой, Спит в берлоге он зимой. Любит шишки, любит мёд, Ну-ка, кто же назовет? (медведь)

      Серый и зубастый Произвёл в лесу переполох. Все зверята разбежались. Напугал зверят тех… (волк)

      Длинные ушки, быстрые лапки. Серый летом, зимой белый. Кто это? (заяц)

      Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (лось)

    6. Меньше тигра, больше кошки,

    Над ушами - кисти-рожки.

    С виду кроток, но не верь:

    Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)

    7. Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет,

    Сушит на зиму грибы? (белка)

    Кто это? (дикие животные).

    Сколько всего животных? (7)

    Считают и снимает педагог.

    Животные готовятся к зиме у них много дел, а мы поедем дальше.

    Физминутка для развития мелкой моторики:

    Этот пальчик в лес пошёл,

    Этот пальчик гриб нашёл.

    Этот пальчик гриб помыл,

    Этот пальчик гриб сварил,

    Этот пальчик только ел,

    Оттого и растолстел.

    Пока проводит ребёнок физминутку, приготовить квадраты на доске.

    В). Образование числа 8.

    Следующую станция «Цифровая».

    Что вы видите на доске?

    Ребята, перед вами на доске красные и синие квадраты.

    - Сколько всего квадратов? (7)

    Сколько красных квадратов? (6)

    Сколько синих? (1)

    Как мы получили число 7? К 6 +1=7

    А теперь мы с вами поиграем в игру «День-Ночь»

    Внимательно посмотрите на квадраты и запомните.

    Дети закрывают глаза, наступила ночь.

    Педагог меняет синий квадрат на красный.

    Наступил день, открываем глаза «Что изменилось?»

    Синий поменяли на красный.

    Сколько стало синих квадратов? (7)

    Ночь, закрываем глаза.

    Педагог добавляет один красный квадрат.

    День, что изменилось?

    Сколько стало всего?

    Давайте посчитаем. (8)

    Как мы получили число 8?

    Мы к 7 +1=8

    Г). Знакомство с цифрой 8.

    Число восемь обозначается вот такой цифрой.

    (Выставляется на доске цифра 8)

    На что похожа цифра 8?

    На доске картинка с рисунками и читаю запись.

    - Цифра 8 так вкусна, из двух бубликов она.

    - Висит груша, нельзя скушать.

    - Цифра 8 плюс крючки – получаются очки.

    - К этой цифре ты привык, эта цифра – снеговик…

    Какое число живёт справа от числа 8? (7). Слева от числа 8? (9)

    Бывает ли восьмой день недели? (нет, после 7, опять первый день недели)

    Как называется праздник, в название которого есть цифра 8? (8 Марта)

    Давайте внимательно посмотрим на цифру.

    На что она похожа? (ответы детей) картинки (неваляшка, матрёшка, груша).

    Д). Письмо цифры на доске и в тетрадях.

    Дети рисуют цифру 8 в воздухе как лисичка носиком, рукой в воздухе, потом в тетради по точкам.

    Физкультминутка.

    Вы, наверное, устали?

    Ну, тогда все дружно встали.

    Ножками потопали,

    Ручками похлопали,

    До носочков дотянулись,

    Вправо, влево повернулись,

    Тихо все на место сели.

    Глазки крепко закрываем

    Дружно до 8 считаем

    Открываем, поморгаем

    И работать продолжаем.

    Е). Состав числа 8.

    - Ребята, откройте коробочки с цветными счётными палочками.

    Достаньте палочку, которая обозначает число 8.

    Какого цвета эта палочка? (Бордовая)

    А сейчас достаньте столько белых палочек, чтобы они все разместились на бордовой.

    Сколько их? (8)

    Значит в числе 8 - 8 единиц.

    А теперь подумайте и приложите такие палочки, чтобы они вместе по длине были равны бордовой палочке.

    Какого цвета эти палочки?

    Это могут быть палочки разных цветов.

    Положите рядом со своей бордовой палочкой эти пары.

    Вот какой получился красивый ковёр!

    На доске заранее из цифр все варианты состава числа 8.

    Давайте ещё раз назовём состав числа 8.

    Дети, сейчас вы показали, из каких двух меньших чисел можно составить число 8.

    Состав числа на доске:

    7 1

    6 2

    5 3

    4 4

      Закрепление нового материала.

    Работа в тетрадях.

    Дорисуйте в каждом ряду столько квадратов, чтобы их стало 8.

    Дидактическая игра: «Бывает – не бывает»

    1.Бывает круг с тремя углами? (нет, три угла у треугольника)

    2.Бывает у белки с бельчонком 4 хвоста? (нет,2 хвоста 1 +1=2)

    3.Бывает у зайчонка 4 лапы? (Да. У зайца всего 4 лапы)

    4. Бывает квадрат круглый? А почему? (Нет.У квадрата четыре угла)

    5.Бывает у лисы и лисёнка всего 4 уха? (Да. 2 уха у лисы + 2 у лисёнка =4)

    Молодцы!

    4. Итог занятия.

    Поздравляю вас! Вы хорошо справились с заданием и нам пора возвращаться.

    Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по стране «Знаний».

    Вам понравилось путешествие?

    Что понравилось?

    Что интересного было?

    С какой цифрой и числом познакомились?

    Вы молодцы!

    Я хочу подарить вам на память о нашем занятии наклейки – смайлики, которые приклейте на страничку в тетради.

    Открытое занятие по математике

    на тему «Знакомство с цифрой «8»

    старшая группа

    Воспитатель: Сидоренко И.В.

    Цель: Цель: Познакомить детей с цифрой и числом восемь; с образованием числа восемь;

    Повторить порядковый счет;

    Учить сравнивать количество предметов;

    Развивать математические представления детей;

    Воспитывать желание узнавать новый материал.

    Оборудование: Медведица и медвежонок (взрослый и ребенок в костюмах),

    Кукольная посуда, красочная цифра восемь, счетный материал

    Раздаточный и демонстрационный, образец варежки с орнаментами,

    Каждому ребенку варежка из бумаги для наклеивания орнамента,

    Разноцветные геометрические фигуры из цветной бумаги, клей.

    Оборудование:

    Ход занятия:

    Воспитатель предлагает детям вспомнить порядковый счет и в это время раздается стук в дверь. Заходит медведица с медвежонком и просит детей научить его всему тому, что дети узнают на занятиях.

    У медвежонка скоро День рождения, к нему придут гости, а он не умеет считать и не знает, как подготовиться к приему гостей.

    Воспитатель с детьми предлагают мишке остаться на занятии.

    А если к нам пришел мишка, тогда сколько стало? (дети пересчитывают).

    Теперь получилось 8.

    Значит к семи добавить один, получится восемь.

    Вос. Показывает цифру 8 и читает стихотворение

    Цифра 8 вся кругла из двух ноликов она.

    К этой цифре ты привык.

    Эта цифра – снеговик.

    Лишь зима сменяет осень,

    Дети лепят цифру восемь.

    Вос. Спрашивает у детей, на что еще похожа цифра 8. Дети отвечают.

    Вос. Предлагает поставить на стол столько тарелочек, сколько детей на занятии.

    Дети ставят 8 тарелочек. Затем ставит 7 чашек. Спрашивает на сколько тарелок больше чем чашек. На сколько чашек меньше чем тарелок. Дети отвечают – на один.

    Вос. Предлагает разложить 6 вилок. Спрашивает на сколько вилок меньше чем тарелок. Дети считают и отвечают.

    Физминутка.

    Вос. Предлагает детям поиграть в игру «Шел мишка к броду» научить медвежонка играть вместе. Играют 2-3 раза.

    Работа с раздаточным материалом, с карточками. Дети считают предметы и находят соответствующие цифры. Индивидуальные вопросы и ответы детей.

    Вос. Напоминает, что у медвежонка скоро день рождения и предлагает детям сделать подарки своими руками. Наводящими вопросами подводит детей к решению сделать варежку украшенную орнаментом из геометрических фигур. Обращает внимание на то, что фигур в орнаменте тоже – 8, и орнамент надо выполнить так же как на образце.

    Пальчиковая гимнастика. Дети выполняют задание. Подведение итогов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тематический план работы воспитателя на месяц по разделу: «Знакомство с геометрическими фигурами в старшей группе ДОУ»

    Тематический план работы воспитателя на месяц по разделу: «Знакомство с геометрическими фигурами в старшей группе ДОУ» Воспитатель МБДОУ г. Астрахани № 100Титаренко Анастасия Александ...

    Методические рекомендации по перспективному планированию по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомству с художественной литературой в старшей группе

    Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной литературой в старшей группе детского сада...