На свободную тему

Как рыцари служили прекрасным дамам. Культ прекрасной дамы. Прекрасная дама - своему верному рыцарю

Соловьев Сергей Михайлович (1820-1879)

Введение

"История России с древнейших времен " и есть попытка проследить наше прошлое применительно к высказанным взглядам.

Заслуги Соловьева

С.М.Соловьев - крупнейший историк дореволюционной России. Его выдающийся вклад в развитие русской исторической мысли признавали ученые самых разных школ и направлений. «В жизни ученого и писателя главные биографические факты - книги, важнейшие события - мысли. В истории нашей науки и литературы было немного жизней, столь же обильных фактами и событиями, как жизнь Соловьева», - так писал о Соловьеве его ученик, историк В.О.Ключевский. Действительно, несмотря на сравнительно недолгую жизнь, Соловьев оставил огромное творческое наследие - опубликовано свыше 300 его произведений общим объемом более тысячи печатных листов. Это - подвиг ученого, равного которому не было в русской исторической науке ни до Соловьева, ни после смерти. Его труды прочно вошли в сокровищницу отечественной и мировой исторической мысли.

Соловьёв первый из русских историков (совместно с Кавелиным одновременно высказывавшим ту же мысль) осмыслил всё наше прошлое, объединив отдельные моменты и события одной общей связью. Для него нет эпох более или менее интересных или важных: все имеют одинаковый интерес и важность, как неразрывные звенья одной великой цепи. Соловьёв указал, в каком направлении должна вообще идти работа русского историка, установил исходные точки в изучении нашего прошлого. Он первый высказал настоящую теорию в приложении к русской истории, внеся принцип развития, постепенной смены умственных и нравственных понятий и постепенного роста народного - и в этом одна из важнейших заслуг Соловьёва.

«История России» создавалась в противовес «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, считавшейся в 1-й половине 19 в. официальной. Субъективистским взглядам Карамзина Соловьев противопоставил идею исторического развития. Человеческое общество представлялось Соловьеву целостным организмом, развивающимся «естественно и необходимо». Он отказался от выделения «норманнского» и «татарского» периодов в русской истории и стал считать главным не завоевание, а внутренние процессы развития (колонизационное движение, возникновение новых городов, изменение взгляда князей на собственность и характер своей власти). Соловьев первым поставил процесс государственной централизации в тесную связь с борьбой против монголо-татарского ига. Попытался вскрыть исторический смысл опричнины как борьбы против «удельных» устремлений боярства, одновременно осуждал жестокость царя.

Соловьёва, направленный преимущественно на рост государственности и объединяющую деятельность центра, неизбежно оставил в тени многие ценные проявления жизни областной; но рядом с этим Соловьёв впервые выдвинул и осветил массу важнейших явлений русского прошлого , которых раньше не замечали вовсе, и если некоторые из его взглядов и не получили полного права гражданства в науке, то все без исключения будили мысль и вызывали на дальнейшую разработку.

Сюда могут быть отнесены:

    вопрос о делении русской истории на эпохи;

    влияние природных условий территории (в духе воззрений К. Риттера) на исторические судьбы русского народа;

    значение этнографического состава русского государства;

    характер русской колонизации и её направление;

    теория родового быта и смена его строем государственным, в связи с новым и оригинальным взглядом на период уделов;

    теория новых княжеских городов, объясняющая факт возвышения княжеской собственности и зарождение нового порядка на севере;

    выяснение особенностей новгородского строя, как выросшего на чисто туземной почве;

    сведение почти к нулю политического значения монгольского ига;

    историческая преемственность суздальских князей XII-XIII вв. и московских XIV-XV веков;

    преемственность идеи в поколении Даниловичей, тип «бесстрастных ликов» и основные условия возвышения Москвы (географическое положение Москвы и её области, личная политика князей, характер населения, содействие духовенства, неразвитость самостоятельной жизни в городах Северо-восточной Руси, отсутствие сильных областных привязанностей, отсутствие препятствий со стороны дружинного элемента, слабость Литвы);

    характер Ивана Грозного, в связи с условиями его воспитания;

    политический смысл борьбы Грозного с боярами - проведение начал государственности, в ущерб старой дружинной «воле»;

    преемственная связь между стремлениями Ивана Грозного продвинуться к морю и политическими задачами Петра Великого;

    должное внимание к истории Западной Руси;

    поступательное движение русского народа на Восток и роль России в жизни азиатских народов;

    взаимные отношения Московского государства и Малороссии;

    значение Смутного времени, как борьбы государственных и антигосударственных элементов, и вместе с тем как исходной точки последующего преобразовательного движения;

    связь эпохи первых Романовыхс временами Петра Великого;

    историческое значение Петра Великого: отсутствие какого-либо разрыва с московским периодом, естественность и необходимость реформы, тесная связь между эпохами допетровской и послепетровской;

    немецкое влияние при преемниках Петра Великого;

    значение елизаветинского царствования, как основы последующего, екатерининского;

    значение екатерининского царствования (впервые введены в должные рамки как преувеличенные восхваления, так и обрисовка теневых сторон личности и государственной деятельности императрицы);

    применение сравнительно-исторического метода: события русской истории у Соловьёва постоянно освещены аналогиями из истории западноевропейских народов, славянских и германо-романских, и не ради большей наглядности, а во имя того, что русский народ, оставаясь цельным и единым организмом, в то же время сам есть часть другого великого организма - европейского.

Ключевский о Соловьеве

«Это был ученый со строгой, хорошо воспитанной мыслью. Черствой правды действительности он не смягчал в угоду патологическим наклонностям времени. Навстречу фельетонным вкусам читателя он выходил с живым, но серьезным, подчас жестким рассказом, в котором сухой, хорошо обдуманный факт не приносился в жертву хорошо рассказанному анекдоту. Это создало ему известность сухого историка. Как относился он к публике, для которой писал, так же точно относился он и к народу, историю которого писал. Русский до мозга костей, он никогда не закрывал глаз, чтобы не видеть темных сторон в прошедшем и настоящем русского народа. Живее многих и многих патриотов чувствовал он великие силы родного народа, крепче многих верил в его будущее; но он не творил из него кумира. Как нельзя больше был он чужд того грубого пренебрежения к народу, какое часто скрывается под неумеренным и ненужным воспеванием его доблестей или под высокомерным и равнодушным снисхождением к его недостаткам. Он слишком глубоко любил и уважал русский народ, чтобы льстить ему, и считал его слишком взрослым, чтобы под видом народной истории сказывать ему детские сказки о народном богатырстве.

Истории Соловьев не ронял до памфлета. Он умел рассматривать исторические явления данного места и времени независимо от временных и местных увлечений и пристрастий. Его научный исторический кругозор не ограничивался известными градусами географической широты и долготы. Изучая крупные и мелкие явления истории одного народа, он не терял из вида общих законов, правящих жизнью человечества, коренных оснований, на которых строятся людские общества. Мыслитель скрывался в нем за повествователем; его рассказ развивался на историко-философской основе, без которой история становится забавой праздного любопытства. Оттого исторические явления стоят у него на своих местах, освещены естественным, а не искусственным светом; оттого в его рассказе есть внутренняя гармония, историческая логика, заставляющая забывать о внешней беллетристической стройности изложения.» В.О.Ключевский

Соловьев. С.М. был великим историком. Он внес несоизмеримый вклад в историю.Открыл глаза на многие ранее не замеченные детали.Его труды используются по сей день.

1)Введение

2)Заслуги Соловьева

3)Ключевский о Соловьеве

Список использованной литературы

1)Биография С.М.Соловьева

2)В. О. Ключевской. Сочинения в восьми томах.

Том VIII. Исследования, рецензии, речи (1890-1905)

3)Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

4) Историки России XVIII - XX веков. Вып. 1. - М., 1995.

5) Цимбаев, Н. Сергей Соловьев. - М., 1990. - (ЖЗЛ).

Самарский Государственный Технический Университет.

Доклад

« «Колумбы» Российской истории»

Выполнила:

Студентка 1 – ХТФ

Флигина Елизавета Витальевна

Проверил:

Татаренкова Наталья Андреевна

Подпись __________

Место истории, как науки в жизни человека. Методология предмета.

История-это рассказ о прошлом, который рассматривается в двух значениях:

1)Как процесс развития природы и человечества.

2)Как системы наук, изучающих прошлое природы и общества.

Объект изучения истории- это совокупность факторов, характеризующих жизнь

общества как в прошлом так и в настоящем.

Предмет истории – это изучение человеческого общества, как единого

противоречивого процесса.

Цель истории: объяснить прошлым настоящее, помочь заглянуть в будущее;

выработать, сформировать у широких масс историческое сознание.

Историческая наука включает в себя всеобщую историю и историю

цивилизации с древнейших времен и до наших.

К вспомогательным историческим дисциплинам относятся:

Палеография; -источниковедение; -геральдика и др.

Принципы истории:1)Принцип историзма2)Классический принцип и др.

Методы изучения истории- это способы изучения исторических

закономерностей через их конкретное проявление, т.е. исторические факты:

1)исторический метод 2)классический метод

Виды источников: 1)Письменный 2)Вещественный 3)Этнографический 4)Устные

5)Лингвистический 6)Аудио-визуальные документы

Периодизация-это условное выделение последовательных этапов в общ.-истор.

Развитиях.

Геосид(древнегреческий поэт) делил историю на 5 этапов: 1)Божественный

2)Золотой 3)Серебряный 4)Медный 5)Железный

Пифагор руководствовался теорией круга: зарождение, рассвет и гибель

В истории России существует периодизация по типу гос-ых образований:

1)Киевская Русь 9-12вв.

2)Удельная Русь13-15 3)Московское царство15-17 4)Российская империя18-20

Российские исторические школы и их представители (Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др.)

Первыми письменными источниками по истории нашего отечества являются летописи. «Откуда есть пошла Русская земля?» - с этого вопроса восемь с половиной веков назад начинал свой обзор отечественной истории древнерусский летописец Нестор (XI - начало XII вв.), автор первой редакции «Повести временных лет».

Крупнейшим представителем русской исторической школы является русский писатель, историк Н.М. Карамзин - выдающийся историков 19 века. Годы жизни 1766-1820.

Главный его труд: 12-томная "История Государства российского"

1) Для Карамзина характерен обобщенный цельный взгляд на историю России с широким использованием летописей

2) Основная концепция Карамзина - концепция сильного монархического государства.

3) Карамзин оставил нам в наследство четкую периодизацию российской истории


1 период - древнейшая история от Рюрика до Ивана III

2 период - средняя история от Ивана III До Петра I

3 период - новая история от Петра I и по наст. время.

С.М. Соловьёв (1820-1879 гг.) родился за 6 лет до смерти Карамзина.

Самым значительным по содержанию и обилию использованных источников является его труд «История России с древнейших времен», где рассматривается развитие российского государства от Рюрика до Екатерины II.

С. М. Соловьев считал государственность основной силой общественного процесса, необходимой формой существования народа

1) С.М. Соловьев первым в российской истории обосновал принцип историзма - взаимосвязь, взаимодействия, взаимообусловленность исторических фактов.

2) История по Соловьеву не нагромождение случайных событий и явлений, а закономерный исторический процесс.

3) С.М. Соловьев был одним из основателей "государственной школы" в российской историографии, суть которой в том, что государство и его деятельность считались главной движущей силой исторического процесса.

Последователем идей Соловьева был В. О. Ключевский (1841-1911). Ключевский первый среди российских историков отошел от периодизации по царствованиям монархов. По Ключевскому – история делится на периоды: Днепровский, Верхневолжский, Московский, Всероссийский. Высшим достижением национального и морального единства народа, по мнению Ключевского, является государство как орган бесклассовый и общенародный, защищающий национальные интересы. Главный труд: 9-томный "Курс русской истории"

1) сохранил всё ценное, что имелось в трудах своего учителя - "государственника" , стремился исследовать не историю государства, а историю народа, историю общества, отдельных общественных групп, их хозяйственную жизнь, быт и психологию

2) Ближе всех своих предшественников подошёл к оценке русской истории с позиции цивилизации.

3) Историческую концепцию Ключевского трудно отделить от его общественно-политических взглядов. Он был историком-либералом.

Л. Н. Гумилев создал новое направление науки – этнологию, лежащую на стыке нескольких отраслей знаний: истории, этнографии, психологии и биологии.

Зародился культ Прекрасной Дамы в южной Франции, в графстве Прованс, и оттуда распространился по всей Западной Европе.

В одном из старинных источников можно найти такие слова:"Рыцари имеют многообразные достоинства: одни - хорошие воины, другие отличаются гостеприимством и щедростью; одни служат дамам, другие блистают костюмом и вооружением; одни смелы в рыцарских предприятиях, другие приятны при дворе".
Что касается провансальских рыцарей, то они особенно блистали щедростью, гостеприимством, костюмами, самозабвенно служили дамам и при дворе чувствовали себя лучше, чем на поле битвы.
Прованс был богат, просвещен, здесь процветали торговля и ремесла, развивалась литература. И положение дамы в Провансе тоже было несравненно более высоким, чем в каких-либо других графствах, герцогствах и королевствах. Она могла сама распоряжаться своим имуществом, была абсолютно равна во всех правах с мужчиной.
Культ Прекрасной Дамы зарождался с особого поклонения Деве Марии. В ее честь возносились горячие молитвы, слагались стихи. Она именовалась "кроткой Дамой небес", "небесной королевой", ее изображения на иконах стали облекаться в драгоценные одежды, увенчиваться короной.
Такое поклонение Богородице возвеличивало в свою очередь и земную женщину. Земная любовь к ней получила все более возвышенный, более духовный характер и окрашивалась особыми поэтическими тонами. Окружая почитанием какую-либо "даму сердца", рыцарь, в сущности, служил не ей, а какому-то отвлеченному идеалу красоты и непорочности, который он создавал в своей душе.
По установившимся взглядам того времени, рыцарь не должен был стремиться к разделенной любви, дама сердца должна быть для него недосягаемой, недоступной. Такая любовь, как считалось, становилась источником всяческой добродетели и входила в состав рыцарских заповедей. "Редкие достигают высшей добродетели, храбрости и доброй славы, - гласило одно из поучений, - если бы они не были влюблены".
Идеальный рыцарь теперь - честен, умен, скромен, щедр, набожен, смел, вежлив и непременно влюблен.
Служение Прекрасной Даме сделалось всеобщим обычаем, никто из рыцарского сословия не мог от него уклониться. Каждый после посвящения в рыцари должен был избрать себе даму, знатную или незнатную, замужнюю или нет, и добиться у нее позволения служить ей.
Служение же заключалось в постоянном ношении цветов ее герба, сражениях в ее честь на войне или на турнире, прославлении ее имени и готовности исполнить малейшую ее прихоть.
При этом выборе, однако, рыцарь далеко не всегда руководствовался истинной любовью и привязанностью. Часто он лишь следовал принятому обычаю или тешил свое самолюбие, стараясь добиться располодения какой-либо знатной дамы или знаменитой красавицы.
От верного служения Прекрасной Даме рыцаря не избавляли даже семейные узы; при этом, любопытно, собственная супруга почти никогда не выбиралась повелительницей и предметом обожания.
Но добиться расположения выранной дамы было, как правило, нелегко. Нужно было совершить ряд подвигов во славу избранницы, одержать громкие победы на турнирах, и только тогда, когда подвигов по ее мнению набиралось достаточно, приходило время особого обряда: дама принимала воздыхателя в свои рыцари.
Обряд почти в точности повторял вассальную присягу сеньору. И основным условием тоже быа верность избраннице. Но дама не брала на себя никаких обязательств; обещались только благоволение и милость. Эта духовная связь рыцаря со своей Прекрасной Дамой должна была оставаться тайной для всех, однако ее, как правило, совсем не скрывали. Нередко рыцарь служил знатной даме с прямого согласия ее мужа.
Правила поклонения и служения становились все более утонченными. Провансальские поэты обозначили здесь даже целый ряд ступеней. На первой стоит робкий рыцарь, который уже носит в сердце тайную любовь, однако ще не смеет открыться своей избраннице. Когда он решается на признание, то поднимается на вторую ступень и называется "молящим". Если же дама наконец допускает его к служению себе, рыцарь стновиться "услышанным", ну и так далее...
Однако красавицы, избалованные всеобщим почитанием, привыкли играть чувствами и нередко оказывались очень капризными. От служащих им рыцарей они требовали самых невероятных подвигов в свою честь. Приказ немедленно отправиться на Восток - на подмогу крестоносцам, продолжающим сражаться с неверными, - был еще не самым трудным заданием. Недаром провансальский поэт XII века высмеивал капризы Прекрасных Дам такими словами:"То я должен достать красавице саламандру, то выстроить на море дом из слоновой кости, то перенести сюда из Галилеи гору, на которой сидел Адам... Одна надежда осталась у меня: если гора растает, как снег, тогда ответит она мне любовь..."
А много позже, уже в конце XVII века, образ капризной красавицы рыцарских времен нарисовал Фридрих Шиллер в знаменитой балладе "Перчатка", мастерски переведенной на русский язык В.А.Жуковским. Наверное, не сыскать человека, который бы не знал ее. Помните? На арену со львами и тиграми красавица бросила перчатку и приказала своему рыцарю Делоржу принести ее обратно. Не говоря ни слова, рыцарь спустился на арену, поднял перчатку и кинул ее в лицо даме со словами:"Не требую награды".

Рыцарство было порождением Средневеквья. Носить оружие и сопровождать сеньоров на войну считалось высокой честью, которая оказывалась избранным. Обычно рыцарями становились знатные молодые люди, отличавшиеся храбростью. Девизом рыцарей были слова: «Будь мужествен!» Таким был Роланд, храбрость и верность которого своему повелителю Шарлеманю описана в древней «Песне о Роланде». Существовала особая церемония посвящения в рыцари. После молитвы юноша получал оружие из рук своего господина, ударявшего его мечом плашмя по плечу и принимавшего клятву. Юноша-рыцарь клялся сражаться честно, защищать вдов и сирот, церковь и духовенство, оставаться верным своему господину. Кроме того, рыцарь должен был поклоняться и хранить верность даме, за чью честь он сражался. Рыцарь становился ее защитником. В эпоху Крестовых походов рыцарство переросло в наследственную аристократию. Возвращаясь из крестовых походов, рыцари привозили из арабского Востока пудру, белила и румяна, а также знания о способах наведении красоты, и женщины вновь начали усердно заботиться о своих лицах. Пройдя через опалу Средневековья, косметика получила вторую жизнь в эпоху Возрождения.

Первый крестовый поход.


Первый крестовый поход был организован в 1095 году по инициативе римского папы Урбана II с целью освобождения священного города Иерусалима и Святой земли от мусульман.Первоначально обращение римского папы было адресовано только французскому рыцарству, но впоследствии поход превратился в полномасштабную военную кампанию, а его идея охватила все христианские государства Западной Европы и даже нашла горячий отклик в Польше и княжествах Киевской

Руси. Феодалы и простой народ всех национальностей по земле и морю выдвигались на Восток, по пути освободив от власти турок-сельджуков западную часть Малой Азии и устранив мусульманскую угрозу Византии и в июле 1099 года завоевали Иерусалим. Во время 1-го крестового похода было основано Иерусалимское королевство и другие христианские государства, которые объединяются под названием Латинского Востока.


Культ Прекрасной Дамы.

Средневековье - время чудес. Именно к области чудесного можно отнести волшебное преображение женского образа из малозаметной детали семейного обихода в загадочную и обожаемую Даму Сердца. Культ Прекрасной Дамы зародился в южной Франции, в графстве Прованс из особого поклонения Деве Марии. В ее честь возносились горячие молитвы, слагались стихи. Она именовалась «кроткой Дамой небес», «небесной королевой», ее изображения на иконах стали облекаться в драгоценные одежды, увенчиваться короной. Такое поклонение Богородице возвеличивало в свою очередь и земную женщину. Земная любовь к ней получала все более возвышенный, более духовный характер и окрашивалась особыми поэтическими тонами. Окружая почитанием какую-либо «даму сердца», рыцарь, в сущности, служил не ей, а какому-то отвлеченному идеалу красоты и непорочности, который он создавал в своей душе. По установившимся взглядам того времени, рыцарь и не должен был стремиться к разделенной любви, дама сердца должна быть для него недосягаемой, недоступной. Такая любовь, как считалось, становилась источником всяческой добродетели и входила в состав рыцарских заповедей. «Редкие достигают высшей добродетели, храбрости и доброй славы, - гласило одно из поучений, - если они не были влюблены».

Эстетический идеал красоты. «Бель дам сан мерси».

После возникновения Франкского государства, появился пышный королевский двор.В высоких залах звучали тысячестрофные романы в стихах придворных певцов – трубадуров. Они воспевали не только подвиги древних героев, но и красоту нежных чувств. Пели о женщинах; пели и сами женщины. Иногда столь активно, что в наставлениях хорошего тона того времени женщинам советовалось не заставлять себя долго упрашивать, но и не утомлять своим пением, т.е. соблюдать разумные пределы. Огромная популярность любовной лирики породила один из самобытных феноменов средневековья – рыцарское служение даме.


Каждая благородная дама могла иметь одного или нескольких поклонников-рыцарей, которых законный супруг обязан был признавать без ревности.
Одним из положительных результатов рыцарского служения даме было культурное развитие мужчин, в чем заслуги женщин несомненны. Первая жена императора Священной Римской империи Оттона I научила супруга читать, вторая – латинскому языку и хорошим манерам. На смену игре в кости и попойкам пришло музицирование и исполнение саг. О внешности женщины эпохи трубадуров можно составить представление по любовной лирике той поры.Средневековая аллегорическая поэма «Роман о розе» давала вполне чёткие установки относительно того, как должна выглядеть девица благородного происхождения. Идеализированная дама сердца была хрупкой и нежной, как лепесток розы, походка у нее была легкой и воздушной, ножки маленькие, пальцы длинные и тонкие, шея лебединая, золотые локоны падали до бедер. Лицо хранило детски невинное выражение, взор скромно потуплен. Руки она держала скрещенными на груди (размахивать руками считалось признаком дурного тона). Кожа у нее была белоснежная, щеки румяные – совсем как в сказке о Белоснежке. В действительности же достичь такого идеального облика было трудно. Особенно трудно было добиться белоснежной кожи лица на юге Европы – разве что с помощью грима. Грим использовали в таком количестве, что священнослужители даже жаловались богу на то, что женщины изводят все краски и их не хватает на иконопись. В Англии дамы, чтобы добиться интересной бледности, пили смесь уксуса и золы. Можно лишь догадываться о том, что влекло за собой питье этого зелья. Румянец на щеках возникал от обильного питья вина, но от этого, к сожалению, краснел и нос. Чтобы не загорали руки, женщины и летом носили перчатки. Невинный облик помогали создать также тонкие выщипанные брови и прямые зачесанные назад волосы. Девушки носили волосы распущенными, женщины заплетали их в косы. Позже по требованию церкви женщины стали прятать их под головной убор, который символизировал подчиненность жены мужу, ибо только законный супруг имел право видеть ее с непокрытой головой. Дамы носили вуаль, но она была так тонка, что великолепные прически под нею казались еще более притягательными. Если волосы не отличались особой густотой, женщина надевала парик. Из вуали позднее сформировались интересные головные уборы – в форме тюрбана, короны или венка, завязываемого под подбородком тесемками.Ради такой женщины ломали копья на рыцарских турнирах, сочиняли сонеты и совершали прочие безумства. Вместе с тем критерии касательно красоты и поведения женщин были слишком строги и определялись традиционными для средневекового рыцарства культом «бель дам сан мерси», то есть «дамы, не знающей снисхождения».