На свободную тему

Рассказ о легендарной первой женщине — тяжелом водолазе в нашей стране Н.В. Соколовой

Испания в 16 веке имела крайне напряженные отношения с островным государством . На то были весомые причины, испанцы считали англичан неотесанными варварами, которые вдобавок ко всему грабили их суда. Набеги корсаров на торговые корабли продолжались довольно долго. Чашу терпения переполнила казнь католической принцессы Шотландии Марии. Испания хотела обрушить на Англию свою армаду кораблей, которая считалось непобедимой в то время. На стороне армады числились 108 вооруженных судов, а также 22 галеона, о которых далее и пойдет речь.

Всё время перед боями Испания была уверена в своей победе, но затем произошло то, что многие считали подвигом. Произошла битва Давида и Голиафа, где первый вышел абсолютным победителем. А «Непобедимая армада» после двух недельных боев была вынуждена отступить от берегов Англии и вернутся домой. Потери в том позорном сражении были довольно внушительными 51 корабль потопили, а 15 захватили. Отличился в тех битвах те самые «корсары», которые так докучали Испании, особенно свое имя в историю вписал командующий Чарльз Говард.

Флагманский корабль Армады

Галеон – парусный корабль с множеством количеством палуб. Многие знают этот тип кораблей, как перевозчиков грузов между Испанией и американскими колониями государства, но тем не менее оно было готово принимать участие в войне, войдя в состав «Непобедимой армады», которая была разгромлена в 1588 году. «Галеон» был самым лучшим парусником из существующих на то время. У него была увеличена длина и снижена баковая надстройка, эти показатели увеличили остойчивость, а также скорость стала больше и в целом судно получило улучшенную маневренность. Также его корма отличалась от других типов, тогда как на них устанавливалась круглая часть судна, то на галеонах она была прямоугольной. Его водоизмещение оставляло 500 тонн, но у отдельных экземпляров оно доходило и до 2 тысяч.

Строительство всех представителей типа обходилось дешевле, чем у предшествующих «Каррак», также он мог нести большее вооружение. Паруса состояли из нескольких матч, их количество насчитывалось от 3 до 5, передние были прямые, а задние косые. Строился корпус «Галеона» из твердых пород дерева, чаще всего из дуба, а из сосны создавались рангоуты.

В то время галеоны готовились к боевым сражениям и при проектировании инженеры ориентировались на повышение боеспособности. Так, например, он имел некоторые особенности в строении борта. Он имел развал к грузовой ватерлинии, а завал приходился на верхнюю палубу. Благодаря этому решению конструкторов корабль стал прочнее, так как не принимал на себя основную ударную силу волн, также его грузоподъемность увеличилась, а проникновение на корабль при абордаже затруднилось, что давало фору экипажу при лобовом столкновении с матросами врага.

Не одной особенностью борта был «хитер» Галеон, помимо этого он был укомплектован вооружением, которое было довольно опасным для любого противника того времени. На судно поднималось до тридцати орудий разного калибра от 6 до 19 сантиметров. Помимо этого, на корабле находились переносные мушкетоны, которые открывали шквал огня через бойницы. Со временем количественные показатели оружия всё росли и росли. Пушки начинали располагаться над главной палубой, а также под ней с каждого борта. Так началась эра пушечных батарей, из-за наличия столь внушительного объема оружия снижалась возможность перевозки каких-либо грузов и увеличивалось водоизмещение. По этой причине корабли стали основой испанского флота. Помимо испанского «Галеоны» были и у англичан, и у Голландии.

НАО «Санта-Мария» — 1460 год

Несмотря на то, что судно Колумба считают каравеллой – это совершенно не так. При изучении записей мореплавателя было обнаружено, что сожалел касательно малой подвижности Санта-Марии, или как он ее именовал – нао, что является сокращением от navis, то есть «судно». После проведенных исследований изображений, содержащихся на страницах судового журнала, удалось сделать некоторые предположения. На нем имелся ровный грот, фок представлял собой прямую планку, а выше него находились марсели. Бизань-мачта оборудовала скошенным типом паруса, а ниже бушприта располагался блинд. В передней и задней частях присутствовали надстройки. Все это позволяет отнести Санта-Марию к караккам. В длину она достигала 23 метров, при ширине в 6.7. Позволяла перевозить до 100 тонн грузов, при водоизмещении в 237, и осадке 2.8 метра. Для самообороны на борту были 4 для 20-фунтовых снарядов, шесть на 12 фунтов и 8 на 6 фунтов. Кроме этого в наличии были и маленькие пушки – шпрингалы, 100 крупнокалиберных мушкетов, 1 и более . Команда корабля насчитывала 90 человек.

Испанская каравелла «Нинья» — 1457 год

На данном изображении показан корабль Христофора Колумба, который принимал участие в американской экспедиции. Он появился в 1475 году, а строительство происходило на верфи в Испании. Когда Санта-Мария столкнулась с рифами вблизи Гаити, Колумб «пересел» на Нинье. Сначала данный корабль принадлежал к малым каравеллам, из-за чего каждая из 3 мачт оборудовалась скошенными паруса, называющимися – caravella latina. Благодаря им судно обладало отличной маневренностью и было способно двигаться за счет бокового ветра. Когда Колумб достиг Канарских островов, было решено заменить паруса на фок-мачте и грот-мачте на прямоугольные. В длину Нинья достигала 17.3 метров, при ширине в 5.5 метра. Могла перевозить до 60 тонн груза, при водоизмещении в 101.2 тонны и осадке 1.9 метра. Команда корабля состояла из 40 человек, а для защиты от нападающих предусматривались небольшие пушки.

Название дословно переводится с испанского как «детка», хотя судно изначально именовалось Санта-Клара. Данный корабль дважды использовался путешественником, а в 1499 достигло Гаити уже с другой командой.

Это сравнительно небольшие корабли, оборудованные тремя мачтами. В движение они приводились посредством парусов, на открытом пространстве, и гребцов при ведении боевых действий. Здесь использовались латинские, скошенные паруса, аналогичные тем, что применялись в Средиземноморье. Благодаря им, увеличивалась маневренность, а также улучшалось движение под углом к направлению ветра. Весла продевались в порты, находившиеся между оружейными нишами. Общее количество пушек варьировалось от 30 до 50 штук. Корпус продолговатый, небольшой ширины, но развал бортов был достаточно широкий, особенно в передней части. Это также увеличивало мореходность. По своим конструкционным особенностям, судно можно отнести к классу каравелл, однако скорость передвижения и боевая мощность здесь значительно увеличились. Завоевали большую популярность у морских пиратов.

На изображении представлена итоговая испанская шебека. В длину она достигала 40.5 метров, при ширине 10.5. Осадка находилась на уровне в 3.8 метра. Существовали и уменьшенные варианты, получившие название полушебеки.

Испанский линейный корабль «Сантисима тринидад» — 1769 год

Данное судно относилось к 1 классу, согласно существовавшему Табелю. Принадлежало Испании, а первый экземпляр сошел на воду в 1769 году с верфи в Гаване. Для изготовления, по большей части, использовалась древесина красного дерева, произрастающего на территории Кубы, а в отдельных элементах применялась мексиканская сосна. Борта обладали толщиной в 0.6 метра. Эта было крупное и мощное, в боевой части, судно. Вначале предусматривались 4 боевые палубы, способные вместить до 144 пушек, включая 30, стреляющих 32 фунтовыми ядрами. Особая конструкция орудия обеспечивала дальнобойность на уровне 1.5 миль. Также присутствовали мортиры, позволявшие поражать еще более дальние цели, 2 пушки 18 фунтов и 26 — 8 фунтовые. Все это располагалось на первой и второй палубах. Во время боевых действий Трафальгарской битвы, даже находясь под постоянным обстрелом, судно сумело выжить, однако было захвачено в плен, а потом и вовсе затоплено. Общее количество человек, находящихся на корабле, составляло 1200.

Разгром Непобедимой армады: везение англичан и самоуверенность испанцев

XVI век, знаменитая эпоха пиратства и географических открытий. Именно в это время европейцы колонизировали Америку и Индию, а моря бороздили грозные пираты Фрэнсис Дрейк, Израэль Хэндс и .

Но пираты не всегда действовали сами по себе. Часто их грабежи были только частью глобального противостояния Англии и Испании, которые боролись за морское владычество. Одним из самых ярких эпизодов этого противостояния стало Гравелинское сражение 8 августа 1588 года, которое закончилось разгромным поражением для испанской Непобедимой армады. Но не все в этой истории так просто, как кажется на первый взгляд.

Большая гонка

Противостояние Англии и Испании началось еще в конце XV века, когда английский король Генрих VII не проинвестировал , хотя сам Колумб ему предлагал. Зато за дело взялась королева Изабелла, так что на какое-то время испанцы вырвались вперед, активно колонизировали Америку и бороздили Атлантический океан.

Само собой, островную Англию такое положение дел не устраивало. Но противостоять испанскому флоту в морских сражениях возможности не было. Поэтому, когда на престол в 1558 году взошла , она придумала очень оригинальный ход. Пиратам отныне активно выдавались каперские свидетельства, которые давали им законное право грабить испанские корабли и возвращаться в Англию, не опасаясь ареста. Именно тогда взошла звезда знаменитого корсара Фрэнсиса Дрейка.

Религиозный аспект

Никакой официальной войны между государствами не было, но при этом конфликт давно перестал быть «холодным». Испанские каперы грабили англичан, а англичане - нападали на испанские торговые суда. Чуть позже к этому добавился и религиозный конфликт. Испания считалась одной из защитниц католицизма. Англия же еще при Генрихе VIII, отце Елизаветы, создала собственную церковь и отгородилась от Ватикана.


А когда в самой Англии начался конфликт между англиканами и католиками, а позднее была казнена королева Шотландии и католичка Мария Стюарт, испанцы объявили, что готовы высадить на британском побережье десант, чтобы защитить веру. И все завертелось.

Непобедимая Армада


Состав испанского флота поражает воображение. 130 судов, а на них - 2430 орудий и 30 500 человек. Пожалуй, парусного флота крупнее Европа еще не видела. Казалось бы, у Англии нет ни шанса. Но сложилось все самым неожиданным образом.

Сначала на 62-ом году жизни внезапно скончался адмирал Альваро де Базан, маркиз Санта-Крус, который был автором идеи всего похода, и должен был вести испанцев в бой. Его заменил Алонсо Перес де Гусман, который плохо разбирался в мореплавании, зато был хорошим администратором. Собрать Армаду в поход ему удалось быстро и толково, а вот дальнейшие действия он представлял себе достаточно плохо, полагаясь на опытных капитанов.

31 июля 1588 года Непобедимая армада подошла к юго-западному побережью Англии и началась битва.

Преимущество англичан


Начали бой испанцы в целом грамотно. Учитывая, что английский флот был маневреннее, корабли Армады расположились полумесяцем, где по краям шли самые мощные суда. Но не учли главного. Англичане изначально вышли испанцам на ветер. Это дало им возможность вести быстрый маневренный бой, уклоняясь от снарядом противника.

Состоялся целый ряд морских сражений. Ни один испанский корабль потопить так и не удалось, зато опытные корсары вроде Дрейка взяли несколько на абордаж и захватили. Строй испанцев оказался нарушен. К тому же у них заканчивались боеприпасы.


8 августа утром состоялось решающее сражение. Три испанских корабля потопили, многие были сильно повреждены. Англичане же сохранили полноценную боеготовность. А уже на следующий день сильный ветер внезапно понес Армаду от английский берегов, сначала в сторону Голландии, а потом дальше на север.

Долгий путь домой


Гораздо разрушительнее английских пушек для кораблей Армады оказались погодные условия на пути назад в Испанию. Им пришлось огибать Ирландию, где они попали в сильный двухнедельный шторм. Многие корабли так и не смогли из него выбраться, пропали без вести или разбились о скалы. Выжившие матросы страдали от голода и жажды.

До родных берегов доплыли всего 60 кораблей из 130. При этом боевых потерь было мало, большая часть утонула по дороге. Потери личного состава современные историки оценивают от одной трети до трех четвертых всех офицеров и матросов. Это была катастрофа.

Разгром или нет?

Многие историки считают, что британцы не могут считать разгром Непобедимой армады своей воинской славой. Ведь никакой прямой победы они не одержали, потопили мало кораблей и вообще им помог ветер.

Позволим себе не согласиться с такой трактовкой событий. Победа - это не только сила и натиск непосредственно в сражении. Англичане выбрали выгодную позицию, не подставляли свои корабли под удар, и в сложных погодных условиях оставались с боеспособным флотом. Испанцы же, как раз, чересчур сильно понадеялись на мощь своего флота, забыв о том, что особенно в морских сражениях есть много других факторов, которые стоит учитывать.

История разгрома Непобедимой армады должна стать хорошим уроком всем, кто считает, что у него большая и мощная армия, а значит и победа уже в кармане.

В них отличились «пираты Елизаветы», самый известный из которых - Фрэнсис Дрейк . Сражения длились 2 недели. Армада не сумела перегруппироваться и ушла к северу, отказавшись от вторжения, причём английский флот следовал за ней на некотором отдалении, идя вдоль восточного побережья Англии. Возвращение в Испанию было трудным: Армада пошла через северную Атлантику , вдоль западного побережья Ирландии . В результате сильных штормов многие суда были выброшены на северное и западное побережье этого острова. В ходе экспедиции было потеряно более 60 кораблей (причём только 7 из них - боевые потери) .

Цель похода Армады

На протяжении десятков лет английские флибустьеры грабили и топили испанские суда. Кроме того, королева Англии Елизавета I поддержала восстание голландцев против испанского владычества . Испанский монарх Филипп II считал своим долгом помочь английским католикам в их борьбе с протестантами . Поэтому на палубах Непобедимой армады было собрано почти 180 священников и духовников. Даже во время вербовки каждый солдат и матрос должен был исповедаться перед священником и причаститься . Религиозные настроения испанского короля и его подданных отражены в словах выдающегося иезуита Педро де Рибаденейры:

«Нас поведет сам Господь Бог, чьё дело и святейшую веру мы защищаем, а с таким Капитаном нам нечего бояться».

Англичане со своей стороны тоже питали надежду на решающую победу, которая открыла бы Англии путь для свободного пользования морем, сломала монополию Испании на торговлю с Новым светом , а также способствовала бы распространению протестантской мысли в Европе .

План похода

Испанский король отдал приказ Армаде подойти к проливу Ла-Манш и объединиться с герцогом Пармским и его 30-тысячной армией, расположенной в голландской провинции Фландрии , которой в то время владела Испания. Эти объединённые силы должны были пересечь Ла-Манш , высадиться в графстве Эссекс , после чего маршем пойти на Лондон . Филипп II рассчитывал на то, что английские католики оставят свою королеву-протестантку и перейдут на его сторону. План испанцев, однако, не был до конца продуман и не учитывал двух важнейших обстоятельств: мощь английского флота и мелководье, не позволившее кораблям подойти к берегу и взять на борт войска герцога Пармcкого.

Возглавить Армаду должен был Альваро де Базан , маркиз Санта-Крус, по праву считавшийся лучшим адмиралом Испаниии. Он был автором идеи и первым ее организатором. По мнению современников, если бы он действительно вел флот, исход кампании мог быть иным. Однако в феврале 1588 года 62-летний дон Альваро умер, и вместо него Филипп назначил Алонсо Переса де Гусмана, герцога Медина-Сидония. Хотя герцог не был искушён в мореходном деле, зато был умелым организатором, сумевшим быстро найти подход к опытным капитанам. Совместными усилиями они создали мощный флот, снабдили его провизией и оснастили всем необходимым. Они тщательно разработали систему сигналов, команд и боевого порядка, объединившую многонациональное войско.

Организация

В состав флота входили около 130 судов, 2 430 орудий, 30 500 человек, из них 18 973 солдата, 8 050 матросов, 2 088 рабов-гребцов, 1 389 офицеров, дворян, священников и врачей. Главные силы флота были разделены на 6 эскадр: «Португалия» (Алонсо Перес де Гусман, герцог Медина-Сидония), «Кастилия» (Диего Флорес де Вальдес), «Бискайя» (Хуан Мартинес де Рекальдо), «Гипускоа» (Мигель де Окендо), «Андалусия» (Педро де Вальдес), «Левант» (Мартин де Бертендона). Армада также включала: 4 неаполитанских галеаса - 635 человек, 50 орудий (Хуго де Монкада), 4 португальских галеры - 320 человек, 20 орудий, множество лёгких судов для разведки и посыльной службы (Антонио де Мендоса) и судов с припасами (Хуан Гомес де Медина).

Запасы продовольствия включали в себя миллионы галет , 600 000 фунтов солёной рыбы и солонины, 400 000 фунтов риса, 300 000 фунтов сыра, 40 000 галлонов оливкового масла, 14 000 бочек вина, 6 000 мешков бобов. Боеприпасы: 500 000 зарядов пороха, 124 000 ядер.

Начало похода

Портрет Алонсо Переса де Гусман, 7-го герцога Медина-Сидония работы неизвестного художника (XVI век)

29 мая 1588 года Армада вышла из лиссабонской гавани. Но шторм загнал её в порт Ла-Корунья , расположенный на северо-западе Испании. Там испанцам пришлось ремонтировать корабли и пополнять запасы провизии. Обеспокоенный недостатком продовольствия и болезнями среди моряков, герцог Медина-Сидония откровенно написал королю, что сомневается в успехе всего предприятия. Но Филипп настаивал, чтобы его адмирал твёрдо придерживался плана. И вот, только через два месяца после выхода из лиссабонской гавани, огромный и неповоротливый флот наконец добрался до Ла-Манша.

Сражения в Ла-Манше

Сражение Непобедимой армады с английским флотом. Картина работы неизвестного художника английской школы (XVI век)

Когда испанский флот приблизился к юго-западному побережью английского графства Плимут, его уже поджидали английские военные корабли. У сторон было одинаковое количество кораблей, отличавшихся по конструкции. Испанский флот состоял из высокобортных судов, с множеством пушек малой дальнобойности. С массивными башнями на носу и корме, они напоминали плавучие крепости, хорошо приспособленные к абордажному бою . Корабли англичан были ниже, но манёвреннее. Кроме того, они были оснащены бо́льшим количеством дальнобойных пушек. Англичане рассчитывали на то, что не будут близко подходить к противнику и уничтожат его на расстоянии.

30 июля Армада была в виду английских берегов, и посты наблюдения оповестили английское командование. Первое столкновение произошло днем 31 июля на меридиане Плимута . Лорд-адмирал послал свой личный пинас к центру испанского флота, сделать вызов испанскому флагману. «Флагманом» оказался La Rata Santa Maria Encoronada , галеон Алонсо де Левиа. Тем не менее, первый выстрел был сделан, и Медина Сидония на San Martin поднял адмиральский штандарт, во избежание дальнейших ошибок.

Учитывая бо́льшую манёвренность и артиллерийскую мощь английского флота, испанский адмирал для лучшей защиты расположил свой флот полумесяцем, поставив по краям самые сильные военные корабли с дальнобойной артиллерией. Кроме того, ближе к противнику он выставил «авангард» (фактически арьергард) из самых лучших кораблей под командованием Рекальде, которому отвел роль «пожарной команды». С какой бы стороны ни подошёл противник, этот отряд мог развернуться и отразить атаку. От остального флота требовалось держать строй и не терять взаимной поддержки.

Пользуясь преимуществом в маневре, англичане с самого начала вышли Армаде на ветер . С этой выгодной позиции они могли атаковать или уклоняться по желанию. При преобладавших западных ветрах это означало, что они преследовали Армаду по мере ее движения Ла-Маншем, беспокоя ее атаками. Однако разорвать оборонительный порядок испанцев долго не удавалось.

На всём протяжении Ла-Манша оба флота вели перестрелку и провели несколько небольших сражений. За Плимутом последовали стычки при Старт-пойнт (1 августа), Портленд-билл (2 августа) и острове Уайт (3−4 августа). Занятая испанцами оборонительная позиция оправдала себя: англичанам с помощью дальнобойного оружия так и не удалось потопить ни одного испанского корабля. Однако сильно поврежденный Nuestra Señora del Rosario выпал из строя и 1 августа был захвачен Дрейком. Подобным же образом, испанцы покинули обездвиженный San Salvador , и к вечеру 2 августа его захватила эскадра Хокинса . Английские капитаны решили во что бы то ни стало нарушить боевой порядок врага и приблизиться к нему на расстояние выстрела. Это им удалось только 7 августа при Кале.

Медина-Сидония не уклонялся от приказов командования и направил Армаду навстречу герцогу Пармскому и его войскам. Ожидая ответа от герцога Пармского, Медина-Сидония приказал флоту встать на якорь у Кале , возле побережья Франции. Воспользовавшись уязвимым положением стоявших на якоре испанских кораблей, англичане ночью направили к Армаде восемь брандеров - подожжённых судов с горючими материалами и взрывчаткой. Большинство испанских капитанов рубили якоря и лихорадочно пытались уйти от опасности. Затем мощный ветер и сильное течение понесли их на север. Вернуться к месту рандеву с герцогом Пармой они уже не могли.

Следующим днём на рассвете состоялся решающий бой . Англичане с близкого расстояния обстреливали испанские корабли. По крайней мере три были уничтожены, и многие корабли получили повреждения. Поскольку у испанцев не хватало боеприпасов, они оказались беспомощными перед лицом противника.

Из-за сильного шторма англичане приостановили свою атаку. Утром следующего дня Армада, у которой истощались боеприпасы, снова выстроилась в виде полумесяца и приготовилась к сражению. Не успели англичане открыть огонь, как сильный ветер и морское течение понесли испанские корабли на песчаные берега голландской провинции Зеландия . Казалось, катастрофа неизбежна. Однако ветер изменил направление и погнал Армаду на север, подальше от опасных берегов. Обратный путь в Кале преграждал английский флот, а ветры продолжали нести побитые испанские корабли на север. Герцогу Медина-Сидония ничего не оставалось, как прекратить кампанию, чтобы спасти побольше кораблей и людей. Он решил вернуться в Испанию кружным путём, обогнув Шотландию и Ирландию.

Штормы и крушения

Возвращение домой Армады также было непростым. Продовольствие кончалось, бочки протекали, воды не хватало. В ходе боёв с англичанами многие корабли получили серьёзные повреждения и еле держались на плаву. У северо-западных берегов Ирландии флот попал в сильный двухнедельный шторм, во время которого многие суда пропали без вести или разбились о скалы.

В итоге, 23 сентября первые корабли Армады после долгих мытарств достигли Сантандера на севере Испании. Домой вернулось всего лишь около 60 (из 130) кораблей; потери в людях оценивались от 1/3 до 3/4 численности экипажей. Тысячи человек утонули. Многие скончались от ран и болезней по пути домой. Даже для тех, кто всё-таки смог вернуться на родную землю, испытания не закончились. В книге «Поражение Непобедимой армады» говорится, что, уже встав на якорь в испанском порту, «экипажи нескольких кораблей буквально умирали от голода из-за того, что у них совсем не было еды». В той же книге сказано, что в испанском порту Лоредо один корабль сел на мель, «поскольку у выживших матросов не было сил, чтобы спустить паруса и бросить якорь».

Значение

Испания понесла тяжёлые потери. Однако это не привело к немедленному крушению испанского морского могущества: в целом 90-е годы XVI века прошли под знаком успешной защиты Испанией, казалось бы, пошатнувшихся позиций. Попытка англичан организовать «симметричный ответ», отправив к берегам Испании собственную «Армаду» , завершилась сокрушительным поражением (1589), а через два года испанский флот нанёс английскому несколько поражений в Атлантическом океане, правда, не компенсировавших гибели Непобедимой армады. Испанцы извлекли урок из неудачи Армады, отказавшись от тяжёлых, неповоротливых кораблей в пользу более лёгких судов, оснащённых дальнобойными орудиями.

Тем не менее, неудача Армады похоронила надежды на реставрацию католицизма в Англии и вовлечение последней в той или иной форме в орбиту внешней политики Испанской империи, что означало также ухудшение позиций испанцев в Нидерландах. Для Англии поражение Армады стало первым шагом на пути к будущему статусу «владычицы морей». В глазах протестантов это событие, положившее предел экспансии католической империи Габсбургов, было проявлением воли Божьей (

План
Введение
1 Цель похода армады
2 План похода
3 Организация
4 Начало похода
5 Сражения в Ла-Манше
6 Штормы и крушения
7 Значение

Список литературы

Введение

Непобедимая армада (исп. Armada invencible или «Великая и славнейшая армада», исп. Grande y Felicísima Armada ) - крупный военный флот (130 тяжёлых кораблей), созданный и собранный Испанией в 1586−1588 годы для разгрома английского флота, завоевания Англии во время англо-испанской войны (1587−1604). Поход Армады состоялся в 1588 году под командованием Алонсо Переса де Гусмана, герцога Медины-Сидония.

В результате нескольких кровопролитных боёв, Непобедимая армада была сильно потрёпана англо-голландским флотом из лёгких и манёвренных кораблей, которым командовал лорд Эффингам, в серии стычек, завершившихся Гравелинским сражением. В боях отличились «пираты Елизаветы», среди них самый известный - сэр Фрэнсис Дрейк.

Сражения длились 2 недели. Армада не сумела перегруппироваться и ушла к северу, отказавшись от вторжения, причём английский флот тревожил её на некотором отдалении, идя вдоль восточного побережья Англии. Возвращение в Испанию было трудным: Армада пошла через северную Атлантику, вдоль западного побережья Ирландии. Но сильные штормы нарушили строй флота, и свыше 24 судов были выброшены на берег на северном и западном побережье Ирландии. Около 50 судов не смогли добраться обратно в Испанию. Из 130 боевых единиц испанского флота, домой вернулось только 65 (или 67) кораблей, а 3/4 личного состава погибло.

1. Цель похода армады

На протяжении десятков лет английские флибустьеры грабили и топили испанские суда. Кроме того, королева Англии Елизавета I поддержала восстание голландцев против испанского владычества. Испанский монарх Филипп II считал своим долгом помочь английским католикам в их борьбе с протестантами. Поэтому на палубах Непобедимой армады было собрано почти 180 священников и духовников. Даже во время вербовки каждый солдат и матрос должен был исповедаться перед священником и причаститься.

Религиозные настроения испанского короля и его подданных отражены в словах выдающегося иезуита Педро де Рибаденейры:

«Нас поведет сам Господь Бог, чьё дело и святейшую веру мы защищаем, а с таким Капитаном нам нечего бояться».

Англичане со своей стороны тоже питали надежду на решающую победу, которая открыла бы Англии путь для свободного пользования морем, сломала монополию Испании на торговлю с Новым светом, а также способствовала бы распространению протестантской мысли в Европе.

2. План похода

Испанский король отдал приказ Армаде подойти к проливу Ла-Манш и объединиться с герцогом Пармским и его 30-тысячной гвардией, расположенной в голландской провинции Фландрии, которой в то время владела Испания. Эти объединённые силы должны были пересечь Ла-Манш, высадиться в графстве Эссекс, после чего маршем пойти на Лондон. Филипп II рассчитывал на то, что английские католики оставят свою королеву-протестантку и перейдут на его сторону.

План Филиппа, однако, не был до конца продуман. Хотя он и рассчитывал на Божье провидение, но не учёл двух важнейших обстоятельств: мощь английского флота и мелководье, не позволившее кораблям подойти к берегу и взять на борт войска герцога Пармы.

Главным флотоводцем Филипп назначил герцога Алонсо Переса де Гусмана. Хотя герцог не был искушён в мореходном деле, зато был умелым организатором, сумевшим быстро найти подход к опытным капитанам. Совместными усилиями они создали мощный флот, снабдили его провизией и оснастили всем необходимым. Они тщательно разработали систему сигналов, команд и боевого порядка, объединившую многонациональное войско.

3. Организация

В состав флота входили 130 судов, 2430 орудий, 30500 человек, из них 18973 солдата, 8050 матросов, 2088 рабов-гребцов, 1389 офицеров, дворян, священников и врачей.

Запасы питания включали в себя миллионы галет, 600 000 фунтов солёной рыбы и солонины, 400 000 фунтов риса, 300 000 фунтов сыра, 40 000 галлонов оливкового масла, 14 000 бочек вина, 6000 мешков бобов. Боеприпасы: 500 000 зарядов пороха, 124 000 ядер.

Главные силы флота были разделены на 6 эскадр: «Андалусия» (Педро де Вальдес), «Бискайя» (Хуан Мартинес де Рекальдо), «Левант» (Мартин де Бертендона), «Кастилия» (Диего Флорес де Вальдес), «Гипускоа» (Мигель де Окендо) и «Португалия» (Алонсо Перес де Гусман).

В состав флота также входили: 4 неаполитанских галеаса - 635 человек, 50 орудий (Гуго де Монкада); 4 португальских галеры - 320 человек, 20 орудий; множество лёгких судов для разведки и посылок (Антонио де Мендоса) и судов с запасами (Хуан Гомес де Медина).

4. Начало похода

29 мая 1588 года испанская армада вышла из лиссабонской гавани. Но шторм загнал её в порт Ла-Корунья, расположенный на северо-западе Испании. Там испанцам пришлось ремонтировать корабли и пополнять запасы провизии. Обеспокоенный недостатком продовольствия и болезнями среди моряков, герцог Перес де Гусман откровенно написал королю, что сомневается в успехе всего предприятия. Но Филипп настаивал, чтобы его адмирал твёрдо придерживался плана. И вот, только через два месяца после выхода из лиссабонской гавани, огромный и неповоротливый флот наконец добрался до Ла-Манша.

5. Сражения в Ла-Манше

Когда испанский флот приблизился к юго-западному побережью английского графства Плимут, его уже поджидали английские военные корабли. У сторон было одинаковое количество кораблей, отличавшихся по конструкции. Испанский флот состоял из высокобортных судов, с множеством пушек малой дальнобойности. С массивными башнями на носу и корме, они напоминали плавучие крепости, хорошо приспособленные к абордажному бою и штурмовой атаке. Корабли англичан были ниже, но манёвреннее. Кроме того, они были оснащены бо́льшим количеством дальнобойных пушек. Англичане рассчитывали на то, что не будут близко подходить к противнику и уничтожат его на расстоянии.

Учитывая бо́льшую манёвренность и артиллерийскую силу английского флота, испанский адмирал для лучшей защиты расположил свой флот полумесяцем, поставив по краям самые сильные военные корабли с дальнобойной артиллерией. С какой стороны ни подошёл бы противник, Армада могла развернуться и отразить атаку.

На всём протяжении Ла-Манша оба флота вели перестрелку и приняли два небольших сражения. Занятая испанцами оборонная позиция оправдала себя: англичанам с помощью дальнобойного оружия так и не удалось потопить ни одного испанского корабля. Английские капитаны решили во что бы то ни стало нарушить строевой порядок врага и приблизиться к нему на расстояние выстрела. Это им удалось 7 августа.

Медина-Сидония не уклонялся от приказов командования и направил Армаду навстречу герцогу Пармы и его войскам. Ожидая ответа от Пармы, Медина-Сидония приказал флоту встать на якорь у Кале, возле побережья Франции. Воспользовавшись уязвимым положением стоявших на якоре испанских кораблей, англичане направили к армаде восемь брандеров - подожжённых лодок с горючими материалами и взрывчаткой. Большинство испанских капитанов лихорадочно пытались уйти от опасности. Затем мощный ветер и сильное течение понесли их на север.

Следующим днём на рассвете состоялся решающий бой. Англичане с близкого расстояния обстреливали испанские корабли. По крайней мере три судна были уничтожены, и многие корабли получили повреждения. Поскольку у испанцев не хватало боеприпасов, они оказались беспомощными перед лицом противника.

Из-за сильного шторма англичане приостановили свою атаку. Утром следующего дня испанская армада, имея совсем мало боеприпасов, снова выстроилась в виде полумесяца и приготовилась к сражению. Не успели англичане открыть огонь, как сильный ветер и морское течение понесли испанские корабли на песчаные берега голландской провинции Зеландия. Казалось, катастрофа неизбежна. Однако ветер изменил направление и погнал Армаду на север, подальше от опасных берегов. Обратный путь в Кале преграждал английский флот, а ветры продолжали нести побитые испанские корабли на север. Герцогу Медина-Сидония ничего не оставалось, как прекратить кампанию, чтобы спасти побольше кораблей и матросов. Он решил вернуться в Испанию окружным путём, обогнув Шотландию и Ирландию.

6. Штормы и крушения

Возвращение домой побитой Армады также было непростым. Продовольствие кончалось, бочки протекали, воды не хватало. В ходе боёв с англичанами многие корабли получили серьёзные повреждения и еле держались на плаву. У северо-западных берегов Ирландии флот попал в сильный двухнедельный шторм, во время которого многие суда пропали без вести или разбились у скалистых берегов Ирландии.

В итоге, 23 сентября первые корабли Армады после долгих мытарств достигли Сантандера, города на севере Испании. Домой вернулось всего лишь около 60 кораблей и половина экипажа, вышедшего из Лиссабона. Тысячи человек утонули. Многие скончались от ран и болезней по пути домой. Даже для тех, кто всё-таки смог вернуться на родную землю, испытания не закончились.

В книге «Поражение Непобедимой армады» говорится, что, уже встав на якорь в испанском порту, «экипажи нескольких кораблей буквально умирали от голода из-за того, что у них совсем не было еды». В той же книге сказано, что в испанском порту Лоредо один корабль сел на мель, «поскольку у выживших матросов не было сил, чтобы спустить паруса и бросить якорь».

7. Значение

После поражения Армады Испания так и не оправилась. Гибель испанского флота ускорила окончание англо-испанской войны, приблизила освобождение Фландрии от испанского засилья. Испания стала сдавать позиции доминирования на море, постепенно уступая место Великобритании, которая, в свою очередь, стала превращаться в могущественную морскую державу.

Хотя религиозные войны на этом не прекратились, поражение Армады вселило уверенность в сердца протестантов Северной Европы. Они верили, что триумф был дарован им свыше.