Лето

Как быть интроверту со своими детьми. Подросток-интроверт и школа: неожиданные стратегии для преодоления застенчивости. Вот несколько явных признаков ребенка-интроверта

В школе интровертам тяжелее, чем экстравертам - из-за повышенного уровня шума, невозможности уединиться и необходимости вступать в контакты, которые ему вовсе и не нужны. Если в начальной школе могут помочь родители, подростки-интроверты часто оказываются со своей "непохожестью" один на один. Выжить в школе помогут книги Сьюзан Кейн - "Интроверты" и "Тайная сила".

В начальной школе мы все знали друг друга, ведь были вместе с детского сада. Я догадывалась о своей робости, но со знакомыми ребятами чувствовала себя уверенно и даже однажды участвовала в школьном спектакле. Все изменилось, когда я перешла в среднюю школу. Там я оказалась новенькой среди незнакомых ребят, болтавших о чем-то своем.

В школу меня отвозила мама: я слишком нервничала, оказываясь в автобусе с другими детьми. Двери в школу отпирались только после первого звонка, и если мы приезжали раньше, приходилось ждать на парковке. Школьники разбивались на группки, кто с кем дружил. Все знали друг друга и чувствовали себя совершенно нормально. А для меня та парковка была кошмаром.

Наконец звонил звонок, и мы бежали в школу. В коридорах царила еще бoльшая суета, чем на парковке. Ребята бегали взад-вперед, уверенно шагали по коридору, явно чувствуя себя хозяевами школы. Мальчишки и девчонки обменивались новостями, хихикали. Я же выискивала в толпе знакомые лица, долго думала, не подойти ли поздороваться, а потом шла своей дорогой, так ничего и не сказав.

Но хуже всего бывало в столовой на большой перемене. По сравнению со столпотворением в ней толкотня в коридорах казалась раем! Сотни голосов отражались от стен. В зале стояли длинные узкие столы, и за каждым восседала смеющаяся, болтающая "компашка". У меня голова шла кругом - куда там улыбаться и непринужденно болтать, как другие!

Знакомая картина? Думаю, не я одна столкнулась с такой проблемой.

Вот, например, Дэвис. Задумчивый, застенчивый парень, в первый учебный день в шестом классе он оказался в такой же ситуации. Будучи одним из немногих азиатов в школе, где учились в основном дети с европейской внешностью, он чувствовал себя неуютно: ему казалось, что все считают, будто он выглядит как-то не так. И настолько нервничал, что чуть ли не забывал дышать от волнения. В переполненной столовой он, еле дыша, нашел свободное место и с облегчением выдохнул лишь на уроках, где царила тишина.

Когда в половине четвертого прозвенел звонок, Дэвис чувствовал себя выжатым как лимон. Первый день в шестом классе закончился, он выжил. Правда, в автобусе по пути домой кто-то прилепил к его волосам жвачку.

На следующее утро Дэвис пришел к выводу, что в школе все дети совершенно счастливы. Все, кроме него.

Конечно же, не все дети в школе радуются первому школьному дню, хотя кажутся веселыми. Первые дни нового учебного года, даже если ты ходишь в свою школу уже сто лет, - испытание для всех. Просто мы, интроверты, сильнее реагируем на раздражители, а значит, приспособиться к ситуации нам сложнее.

Что это значит - "сильнее реагируем на раздражители"? Большинство психологов сходятся во мнении, что ничто так не влияет на опыт общения с людьми, как склонность к интроверсии или экстраверсии. И это справедливо для всех людей в мире независимо от культуры и языка, на котором они говорят.

Нервная система у интровертов и экстравертов функционирует по-разному. Интроверт активнее реагирует на ситуации, связанные с общением, и на сенсорный опыт. У экстравертов же реакции приглушены, и для того, чтобы почувствовать себя в норме, они стремятся к внешним стимулам - яркому свету, грохочущим звукам. Им становится скучно, они не могут усидеть на месте, если их органы чувств недостаточно нагружены. Экстравертам необходимо находиться среди людей, энергия толпы их заряжает. Именно они всегда врубают музыку на полную громкость, любят приключения, щекочущие нервишки, и на уроках первыми тянут руку.

Мы же, интроверты, напротив, реагируем сильнее, а порой даже слишком сильно. Стимулирующая среда, например шумная школьная столовая, истощает нас. А расслабляемся мы и "подзаряжаем батарейки" в более спокойной обстановке - необязательно в одиночестве, но непременно среди родных либо в небольшой компании близких друзей.

На вечеринках интроверты тоже могут веселиться от души, но иногда быстрее устают и вынуждены раньше уходить домой. Время, проведенное в одиночестве, покое и тишине, восстанавливает энергию интроверта. Вот почему мы часто любим заниматься чем-то в одиночку - хоть чтением, хоть бегом, хоть скалолазанием. Не слушай тех, кто говорит, что интроверты асоциальны. Мы любим общаться, просто по-другому.

Ты можешь добиться успеха и в школе, и в любом другом обществе, если твоей нервной системе дают работать оптимально. Проблема в том, что большинство школ - неподходящая среда для чувствительной нервной системы интровертов. Но, научившись распознавать сигналы, которые посылает тебе тело, например ощущение тревоги и давления, ты сможешь управлять ситуацией.

Кстати, если тебе необходимо восстановить равновесие, необязательно возвращаться домой и запираться в комнате. Прислушайся к себе и найди в школе тихий уголок, где можно собраться с мыслями: отправляйся в библиотеку, компьютерный класс или пустой кабинет учителя, который дружески к тебе относится. Можно даже ненадолго уединиться в туалете!

Дэвис интуитивно понял это и после инцидента со жвачкой стал садиться в автобусе на первое сиденье, где его никто не трогал. Мальчик попытался не обращать внимания на оглушительные звуки, сигналы телефонов, крики и смех ребят. Вскоре он обзавелся наушниками и спокойно читал в дороге. Отгородившись от шума, он понизил уровень внешних воздействий, мешавших ему ясно мыслить.

Интровертов много - от трети до половины всего населения Земли. Интроверсия не прихоть, которую можно перерасти; это качество нужно принять, дорасти до него и даже научиться его любить. Чем чаще ты отмечаешь, насколько ценны твои особенности интроверта, и понимаешь, что лучшее в тебе, скорее всего, связано с "тихим" темпераментом, тем увереннее ты начинаешь себя чувствовать. Не нужно заниматься чем-то только потому, что так делают все, или пытаться подружиться с людьми, с которыми, как тебе кажется, ты должен дружить. Делай то, что нравится, и выбирай друзей, чьим обществом действительно дорожишь.

Всем, кто работает в системе школьного образования, нелишне понимать, какие у интровертов и экстравертов преимущества и в чем их потребности. Средние и старшие классы - самый сложный период для интровертов. Когда сотни ребят изо дня в день вынуждены толпиться в одном здании, кажется, будто единственный способ заставить уважать себя и обзавестись друзьями - стать шумным и заметным.

Но ведь есть множество других замечательных качеств характера интроверта, например, способность глубоко сосредотачиваться на том или ином предмете или действии, умение внимательно и терпеливо слушать. Это лишь две "суперспособности" интровертов. Пользуйся ими, ищи свою страсть и полностью посвящай себя ей! Тогда ты не только выживешь в школе, но и заживешь полной жизнью.

Вот несколько советов, которые помогут абстрагироваться от школьной суеты и при этом не потерять свой круг общения.

Знай свои потребности. Шумная среда, подобная школьной, часто истощает интровертов. Прими как данность, что окружающая среда не всегда будет соответствовать твоим потребностям. Но она не должна мешать тебе оставаться самим собой. Находи тихие уголки и свободные минутки, чтобы "подзарядить батарейки".

Ищи "своих" людей. Может быть, тебе интересно общаться с ровесниками-спортсменами или с теми, кто увлекается программированием. А возможно, для тебя неважно, совпадают ваши интересы или нет, главное - чтобы человек был хороший. Если для того чтобы завязалась дружба, нужно составить список тем для разговора, так и сделай.


Нью-йоркский психолог Челси Греф знает способ, как подготовиться к ситуациям начала общения, сложным для интровертов. Одна ее пациентка, умная, творчески одаренная пятиклассница, очень волновалась, общаясь с другими ребятами. Девочке хотелось иметь больше друзей. В школе у нее были две подруги, но в их отсутствие она чувствовала себя потерянной.

Доктор Греф порекомендовала проводить мозговой штурм перед каждой ситуацией, в которой Карина могла бы почувствовать себя неуютно. "Главное - составить план и провести ролевую игру, в которой ты первой начинаешь разговор", - сказала она.

Так Карина и сделала. Сначала определяла, какая из девочек наиболее приветливая и располагающая к себе. Затем ставила цель заговорить с ней один на один и спросить, не хочет ли она сесть рядом в школьной столовой или поболтать попозже. Это позволяло Карине избегать таких ситуаций, когда, например, она подходила к столу, за которым все места заняты, и не знала, что сказать.

Доктор Греф рекомендует придумать несколько фраз, которыми можно начать разговор: "Какие планы на выходные?" или "Ты тоже волнуешься перед школьным спектаклем (контрольной)?". Так ты почувствуешь себя готовым к общению и на всякий случай приобретешь запасной план действий.

Объясняй. Обязательно объясни близким друзьям, почему в школе ты иногда уходишь от всех или перестаешь участвовать в разговорах. Расскажи им об интровертах и экстравертах. Если твои друзья - экстраверты, расспроси их о том, чего им не хватает в общении с тобой.

Найди то, к чему лежит душа. Это важно для каждого независимо от типа личности, но для интровертов - особенно! Мы любим сосредотачивать все усилия на одном-двух проектах, которые нам действительно небезразличны. Кроме того, если ты робок, истинное увлечение воодушевляет и придает сил для борьбы со страхом. Страх - мощный враг, но увлечение - гораздо более сильный союзник.

Язык тела - это важно. Улыбка не только располагает к тебе окружающих - улыбаясь, ты сам чувствуешь себя счастливее и увереннее. Это биологический феномен: когда мы улыбаемся, мозг получает сигнал, что все хорошо.

Данный принцип касается не только улыбки - понаблюдай, как реагирует твое тело на те или иные эмоции. Какую позу ты инстинктивно принимаешь, когда расслаблен и чувствуешь себя уверенно и когда напряжен? Например, нервничая, мы часто скрещиваем руки на груди: такая поза сообщает окружающим, что ты хочешь отгородиться от них, и, скорее всего, именно это ты и чувствуешь. Поучись стоять и сидеть в позах, не сигнализирующих о твоей закрытости, и почувствуешь себя соответственно.

В последнее время общество больше начало говорить об интроверсии и экстраверсии. В Сети появилось множество статей о плюсах и минусах людей первого и второго типов и все чаще можно услышать «Я - интроверт».

Иногда кажется, что это просто модное веяние. Ну, кто бы мог подумать, что девушка, на странице в социальной сети которой полно фотографий с вечеринок, поделится статьей об интровертах и гордо напишет: «Да, это обо мне»?

Но такому веянию можно сказать большое спасибо! Согласно исследованиям, интровертами являются от одной трети до половины всех людей. Вы только подумайте: почти половина населения живет в «экстравертированном» мире. Согласитесь, ведь даже попасть на желаемую должность гораздо проще, если у тебя есть знакомые или хорошо «подвешен» язык. Но у интровертов это все тоже есть. Только в меньших количествах. А наличие псевдоэкстравертов показывает, что люди прекрасно адаптируются к условиям жизни.

Чтобы вовремя и безболезненно адаптироваться, нужно заняться этим с детства. Интроверт Сьюзан Кейн прекрасно справилась с этой задачей и решила помочь в этом другим людям. Сьюзан написала книгу «Интроверты. Как использовать особенности своего характера», где рассказала и об особенностях воспитания . Надеемся, эти советы помогут вам понять своего ребенка и помочь ему в адаптации.

ИНТРОВЕРСИЯ - НЕ БОЛЕЗНЬ

На самом деле, интроверту тоже может быть комфортно на вечеринках. Ведь уровень интроверсии у всех разный. Поэтому не всегда родители могут определить, к какому типу относится их ребенок или даже считают его застенчивость болезнью. Самое худшее, что может произойти с такой «болезнью» - врач, который согласится ее вылечить. В своей книге Сьюзан привела пример интроверта Итана. Его родители несколько раз обращались к детскому психологу, чтобы тот помог мальчику.

«Первый повод для беспокойства был достаточно простым. Семилетнего Итана несколько раз избил его четырехлетний братишка, но мальчик не дал ему сдачи. Родители мальчиков — общительные, заботливые люди, занимают высокие должности и увлекаются игровыми видами спорта, такими как гольф и теннис. Они восприняли агрессивность младшего сына как должное, но беспокоились о том, что пассивность Итана «может повлиять на его дальнейшую жизнь», - пишет Сьюзан.

Наверняка после этих строк вас захлестнула волна негодования. Как так: четырехлетний избил семилетнего и тот не дал ему сдачи?! Родителей мальчика это тоже обеспокоило. Они записали его на бейсбол и футбол, чтобы привить боевой дух. Но Итана эти игры не увлекли, он всегда спешил домой и садился читать. У него было всего несколько друзей и он не принимал активного участия в общественной жизни класса. Родители думали, что .

Первый доктор, к которому обратились родители Итана, утверждал, что их ребенок абсолютно здоров. Они решили записаться к другому специалисту, который все же решился «вылечить» мальчика. Как думаете, помогло ли такое «лечение»?

КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА-ИНТРОВЕРТА

Лучшее, что могут сделать родители для своего ребенка (как интроверта, так и экстраверта) - понять его и постараться увидеть мир его глазами. Сьюзан Кейн дала несколько советов о том, как воспитывать ребенка-интроверта.

  • Многие заблуждаются, думая, что интроверты не хотят общаться. Нет, на самом деле такие детки тоже нуждаются в общении. Просто оно им нужно в меньшем количестве. Просто обычно такие детки очень осторожны и стараются избегать новизны. Зачастую у интровертов вызывает тревогу все новое: места, ситуации, люди. Поработайте с ребенком над его реакцией на новое.
  • С новыми ситуациями и людьми знакомьте малыша постепенно. Это . Объясните, что его тревога вполне естественна, но бояться все-таки нечего - нужно только сделать первый шаг. Например, собираясь на вечеринку по случаю дня рождения, заранее выясните, как она будет проходить, и обсудите с ребенком, как он поздоровается со своими ровесниками. Приезжайте на мероприятие пораньше. Так малыш освоит пространство еще без большого количества народа и у него сложится ощущение, будто остальные присоединяются к нему, а не он «вторгается» в уже сформировавшуюся группу гостей.
  • У каждого ребенка свой темп. Приспособьтесь к нему и не торопите малыша. Если ему нужно больше времени для адаптации в новом коллективе - это нормально. Когда ребенок совсем кроха, родители даже могут помочь ему познакомиться с детьми на площадке.
  • Не упрекайте малыша, если он сегодня не хочет играть с детьми. Ни в коем случае не называйте его застенчивым и не говорите об особенностях его характера с негативным оттенком. Ребенок будет воспринимать это как ярлык, а робость как устойчивое качество своего характера, которое нельзя контролировать. Во-первых, детки постарше уже сами понимают, что их застенчивость считается «пороком», а во-вторых, каждый ребенок может избавиться от застенчивости и адаптироваться к любой ситуации.
  • Обучайте ребенка навыкам самовнушения с самого нежного возраста. Подавайте ему пример общения.
  • Не заставляйте ребенка общаться с кем-то, кто ему неприятен или же с одноклассником, с которым у малыша никак не складываются отношения. Пусть у него с самого начала сложится благоприятное впечатление о социальных контактах. Да и все люди разные, поэтому нет ничего удивительного, что два разных человек не нашли общий язык. Вокруг еще много детей, с которыми может общаться ваш ребенок.
  • Научите ребенка простым социальным стратегиям, чтобы помочь ему справиться с неловкими ситуациями. Покажите ему, как всегда оставаться уверенным в себе. Для этого достаточно улыбки, прямой осанки и зрительного контакта.

КАК ВЫБРАТЬ ШКОЛУ ДЛЯ ИНТРОВЕРТА

Всегда непросто. У маленьких интровертов могут быть свои требования к школе. Родителям стоит найти учебное заведение, которое подходит под такие критерии:

  • ценится независимость интересов и подчеркивается важность самостоятельности;
  • групповая работа проводится в умеренных объемах, в небольших группах, под внимательным руководством учителя;
  • ценятся такие качества, как доброта, заботливость, эмпатия, солидарность;
  • учеников призывают поддерживать порядок в классных комнатах и коридорах;
  • занятия проходят в небольших, тихих классах;
  • преподают учителя, понимающие суть застенчивости, серьезности, интроверсии и чувствительности;
  • строго выполняется программа по борьбе с травлей и запугиванием;
  • куда принимают учеников с родственными убеждениями, интересами и мышлением. Например, детей с высоким уровнем интеллекта, художественным талантом, отличными спортивными данными - в зависимости от того, чему отдает предпочтение ваш ребенок.

Ребёнок с типом личности интроверт отличается спокойным характером, пассивностью, необщительностью. Таким деткам плохо даётся общение со сверстниками, ведь они очень стеснительны и точно сами не пойдут на первый шаг к знакомству. С другой стороны, дети-интроверты очень мечтательны, они растут творческими натурами, любят рисовать, читать, мастерить. Они погружены в свой внутренний мир.

Признаки того, что ваш ребенок интроверт

Ваш малыш интроверт, если:

  • Шумные компании не для него, он быстро устает от общества и предпочитает одиночество.
  • Он не ищет множество друзей, скорее всего у него один-два друга и ему этого достаточно.
  • Его стеснительность мешает общению с новыми знакомыми, он может не познакомиться с человеком первым, даже если очень хочется.
  • Ему нравятся игры, в которых нужно подумать, поразмышлять.
  • Скорее всего у него есть творческие способности, которые не требуют компании (музыка, рисование, писательство)
  • Ему не нравится, когда кто-то пытается войти на его территорию, он уважает личное пространство свое и чужое и не подпускает к себе людей без причины.
  • Много фантазирует, любит мечтать, смотреть на облака.

Не стоит забывать, что чаще всего чистого интроверта или экстраверта не встретить, скорее у вашего ребенка смешанный тип личности, но какое-то из качеств преобладает над другим.

Лучшие и худшие стороны интроверта

Родителям интроверта повезло тем, что они имеют шанс вырастить гения. Чаще всего выдающиеся художники, поэты, ученные, музыканты — интроверты. Так как экстравертам не всегда хватает усидчивости. Но встречаются часто и амбиверты, дети, которые одинаково имеют качества и того и другого типа личности. У них шанс тоже довольно высокий достичь успеха в творческой деятельности, если они умеют себя организовывать.

Однако самыми собранными будут дети с преобладанием характеристик интроверта: они собраны, имеют внутреннюю силу, продумывают все до мелочей. Для того, чтобы успешные результаты не заставили себя ждать нужно во время выявить слабые стороны ребенка и помочь ему с ними справиться.

Из-за своего типа личности ребенок может максимально не любить общение и стать замкнутым человеком. Они бояться публичных выступлений и высказывать свое мнение. Им тяжело в новом коллективе и они боятся стремиться вверх. Это очень может помешать ему в будущем и первые признаки стоит определить во время нахождения в садике/школе. В этот период происходит социализация у ребенка, самая первая, но самая легкая, так как маленькие детки чаще всего открыты новым друзьям. Пусть воспитатель понаблюдает за его поведением, и если выявит признак необщительности вашего малыша, помогите ему и подскажите как себя стоит вести.

Как воспитывать маленького интроверта?

  • У ребенка-интроверта должен быть свой уголок, в котором он может насладиться одиночеством. Это пространство ни в коем случае нельзя нарушать.
  • Нельзя пытаться переделать ребенка, заставлять его общаться, приводить к друзьям насильно. Таким образом вы подавляете его личность и можете нанести психологические травмы.
  • У интровертов с самого детства выражена любовь к интересным увлечениям. Узнайте, что ему нравится, помогите раскрыть его талант. Пусть занимается тем делом, в котором он будет чувствовать себя уютно и будет открыт к общению.
  • Пробудите у ребенка интерес к книгам и поэзии. Фантазировать интроверты очень любят, им хорошо подходят книги с фантастикой, сказки. Это помогает им развиваться.
  • Если вы хотите помочь ребенку с поиском друзей, то лучше всего отправьте его на кружки по любимому делу. Там ему будет легче освоиться и найти друзей.
  • Если ваш ребенок чем то увлеченно занят, не отвлекайте его по пустякам (помыть посуду, заправить кровать, выпить стакан воды), он это сделает после, но в данный момент его легко вывести себя, так как он любит углубляться в задачу, стоящую перед ним.
  • Интроверт личность ранимая, и криками проблему уж точно не решить. Постарайтесь найти индивидуальный подход. Поговорите спокойно, подберите правильные слова.
  • Хвалите ребенка почаще (не за просто так конечно), им будет приятно, и они будут с большей силой стараться.

Ваш ребенок-интроверт может вас очень порадовать, стать гордостью семьи, главное помнить о том насколько его мир хрупкий. И ни в коем случае не раздавить его мечты и фантазии. Поддерживайте его во всем спокойно и аккуратно и ваш малыш станет поистине счастливым.

Интроверт – личность, направленная «внутрь» себя. Интровертам свойственно поведение, связанное с творчеством, размышлениями, наблюдениями за природой, окружающими. Поэтому людям такого типа личности комфортно в одиночестве. От экстравертов их отличает пунктуальность, вдумчивость, немногословность, даже педантичность. Именно интроверты тщательно взвешивают и обдумывают полученную информацию, прежде чем принимать решение. Интровертам труднее находить новые контакты, они не любят избыток общения. Созерцательность и замкнутость – обычные черты характера интроверта.

Преимущества личностей-интровертов

Немецкий психиатр Карл Леонгард определил преимущества интровертов: экстравертам свойственно подпадать под влияние общественного мнения, своей воли у них нет, а интоверты, наоборот, обладают сильной волей и не подвержены давлению со стороны, у них есть свое мнение и свои внутренние установки.

Интровертов меньше, чем экстравертов (примерно 20-30% от всего населения). Большинство вундеркиндов - это интроверты. Чтобы добиться исключительных высот в науке или искусстве, нужно быть одержимым своей идеей, а значит, иметь сильную волю и глубокий интерес к познаниям. А это как раз черты личности интроверта. Он обладает упорством и независимостью взглядов, творческим чутьем.

Этот тип личности не подвержен изменению, поэтому ребенка-интроверта нельзя «переделывать» и «ломать».

Родителям важно понять, что их ребенку нелегко находить общий язык в коллективе. Еще сложнее, если родители не видят наклонности сына или дочери и заставляют быть «как все». Это часто происходит, когда родители-экстраверты не определили интровертную природу малыша.

Родителям нужно знать, какие положительные черты характера часто присущи интровертной личности:

  • усидчивость;
  • неконфликтность;
  • внимание;
  • сосредоточенность;
  • нестандартное мышление;
  • склонность к творческим занятиям;
  • желание учиться.

Понимать и принимать ребенка

Воспитывая ребенка-интроверта, маме и папе нужно помнить, что у них в семье человек с необычайно ярким и богатым внутренним миром. Замкнутость и погруженность в себя – его обычное состояние. Так ребенок черпает силы и учится находить ответы на вопросы быстрого и порой непонятного мира. Нельзя сказать, что такой ребенок никогда не чувствует себя одиноким. Совсем без дружбы и общения ребенку трудно, но при этом ребенок-интроверт не пускает в свой внутренний мир посторонних. Родители должны мягко интересоваться, о чем думает, что переживает ребенок и какие у него желания. Навязывать свое мнение или силой заставлять что-то делать в таком случае не нужно. Можно отбить всякий интерес ребенка к общению.

Самое главное, по мнению психологов, понять и принять ребенка таким, какой он есть. Ребенка-интроверта нужно поддерживать, чутко реагировать на перемены настроения. Очень важно развивать его индивидуальные способности. Нельзя направлять такого ребенка заниматься чем-то в угоду моде или популярному течению. Ничего хорошего из этого не выйдет, а ребенок может получить психологическую травму.

Будьте чуткими родителями и настоящими друзьями своему чаду, и тогда, возможно, в вашей семье вырастет гениальный писатель, художник или архитектор.

"В трудные периоды, когда подростку не по себе в мире взрослых, когда ему не хватает веры в себя, он находит поддержку в воображаемой жизни".
Франсуаза Дольто


Подростками сегодняшних детей можно считать уже с 10-11-ти летнего возраста. И именно в этот период родителям важно раскрыть природный психологический потенциал своих взрослеющих детей. К сожалению, неизвестно, когда наступает и сколько длится период наибольшей чувствительности у каждого конкретного подростка – период трансформации и изменений. Период, когда особенно важно быть "на расстоянии вытянутой руки", быть доступным и выражать свою любовь подростку, который не способен принимать и любить самого себя.

Подростковый возраст – "нежный" возраст, удивительный тем, что подросток откликается на все хорошее, что для него делается, хоть и не откликается на это хорошее сразу. Взрослому важно быть устойчивым, даже если кажется что все "как горохом об стену".


Особенно это касается развития, а не подавления потенциала подростков-интровертов. Ведь экстраверта не так просто поставить в рамки, он более контактный и энергичный в отстаивании своих ценностей.

Интроверты же имеют свои особенности, которые являются ценными для них и нуждаются в поддержке, а не коррекции. Подавляя и переделывая интроверта из лучших побуждений или же игнорируя его природные данные, родитель рискует получить инфантильного взрослого, ребенка, который зависим и не способен быть взрослым и ответственным.

Мы выделили семь основных черт интровертов, на которые рекомендуем родителям и близким подростку людям реагировать следующим образом:

1. Способность быть наедине с собой.

Одиночество может быть болезненным для экстраверта, но необходимо для интроверта. Для последнего это возможность восстановиться после контактов с людьми, разобраться в себе и построить новые духовные связи и цепочки во внутреннем плане. Родителей часто настораживает желание подростка быть наедине с собой, его потребность мало рассказывать о своей жизни, секреты, оно кажется им не созидающим, а разрушающим элементом его жизни.

Рекомендация : помнить о том, что одиночество интроверта – это его потребность быть самим собой и с самим собой. Это он хорошо умеет и не стоит ему мешать. Важно разделить ценность потребности побыть одному. Поддержкой подростку в этом случае будет с одной стороны уважение его границ, с другой – помощь взрослого в выстраивании отношений с внешним миром. Через бережный контакт со взрослым, когда ребенок может делиться своими переживаниями и быть принятым, понятым, услышанным, он постепенно начнет расширять круг общения, доверять. При этом родителю важно быть открытым в своих проявлениях и не торопить подростка с ответом, дать ему поразмышлять и реагировать в своем темпе.

2. Чувствительность.
.
Интроверты тонко воспринимают окружающий мир. Для них он очень объемный и состоит из множества запахов, звуков, они замечают много деталей явлений, которые их окружают.

Рекомендация : Попробовать настроиться на неспешную волну ребенка. Разделить с ним размеренность и сосредоточенность на каждом действии, которое он делает. Поддержать его способность получать удовольствие от простых вещей, наслаждения моментом, пребывания в потоке жизни.

3. Стремление к обучению.

Жажда познания, любопытство, упорство, последовательность и гибкость в обучении свойственны почти всем интровертам. Особенно, если им встречаются внимательные и харизматичные преподаватели и тренеры, способные увлечь предметом и заметить талант ученика.

Рекомендация: Поощрять интерес к учебе и выбранным предметам. Не беспокоиться о том, что ребенок много читает, не настаивать на том, чтобы он проводил больше времени на улице с друзьями. Предлагать подростку фестивали, выставки, события, связанные с его интересами, чтобы расширить его взгляд на мир, мотивировать на общение с другими людьми из "его стаи".

4. Нестандартное мышление.

Интровертные люди умеют справляться со своими трудностями путем творчества. Воображение помогает им преодолевать тревогу, находить выход из тупиков.

Рекомендация: Поощрять творческое мышление и такой подход к непростым ситуациям. Находить занятия, которые развивают дар ребенка – кружки стихосложения, рисования, музыкальные. Родителю можно советоваться с подростком, просить дать его уникальный ответ на сложности, в которые родитель попадает в контакте с ним же.

5. Высокий эмоциональный интеллект.

Подростки-интроверты могут распознавать свои чувства и хорошо понимают, что происходит с другими людьми в той или иной ситуации. Особенность их в том, что эмоциональные реакции несколько отсрочены во времени. Ребенок может отреагировать, когда событие уже прошло, закончилось. При такой возможности небыстро, но качественно чувствовать у интроверта рано вырабатываются нравственные ориентиры – сочувствие другим, чувство справедливости, которые он может не проявлять из-за недоверия себе, своим возможностям иметь свое мнение и отстаивать его.

Рекомендация: высоко оценивать его возможность чувствовать и поддерживать право выражать свои чувства и мысли. Если ребенок видит чувства родителя и говорит о них, подтверждать его догадку, отвечать искренне. Когда подросток делится переживаниями о давно прошедшем, выслушать его со всем вниманием, помня о том, что для него время реагировать наступило только сейчас.

6. Интересный собеседник.

Рекомендация: поддерживать это умение, делать его значимым, замечать в разговоре с ребенком его точные формулировки, внимание к собеседнику, понимание и находчивость в решениях. Помочь найти друзей, общество, в котором будут раскрываться эти таланты, и выйти из токсичного окружения, в котором они не будут цениться.

7. Умение дружить.

Интроверты зачастую верные, надежные, поддерживающие, понимающие и сопереживающие люди. Это делает их хорошими друзьями. Они строят связи прочно и надолго, при этом могут продолжительное время присматриваться к людям и небыстро сближаться.

Рекомендация: расширять круг общения ребенка, чтобы он мог знакомиться в неформальной обстановке и постепенно сближаться, дружить. Не зацикливаться только на пользе кружков и секций, а смотреть, насколько подходящие и интересные для подростка сверстники посещают эти места.

Так, принимая и поддерживая сильные стороны ребенка, родитель дает взрослеющему подростку возможность опираться на себя, отстаивать себя, выдерживать сложные контексты своей жизни самостоятельно. Становиться взрослым, оставаясь собой.