Лето

Ли психолог стать психотерапевтом. «Меня поразил живой человеческий голос». «Я старался противостоять бессмысленности»

Наиболее простая классификация специалистов в области практической психологии такова:

· психологи-консультанты (профессионалы, имеющие высшее психологическое образование, и практическую подготовку, а также прошедшие личную терапию);

· неаналитические психотерапевты (это психологи, которые помимо высшего психологического образования и практической подготовки, получили какую-либо специализацию: телесно-ориентированную, психодраматическую, гештальт и т.д.);

· психоаналитики (об их подготовке будет рассказано более подробно).

Ниже (в рамках конкретной статьи) я буду часто объединять психологов-консультантов и непсихоаналитических психотерапевтов под общим словом «психолог».

Психоаналитики нередко считают психоанализ элитным направлением практической психологии. Или даже чем-то большим, чем обычная психология и неаналитическая психотерапия. Почему же далеко не все психологи и психотерапевты выбирают психоанализ и более того, подчеркивают, что психологи и психоаналитики - это далеко не одно и то же? Тому есть ряд причин:

· Психоанализ - очень и очень длителен .

Пациент посещает психоаналитика от трех до пяти раз в неделю в течение трех-пяти лет, для решения проблемы, с которой психолог зачастую справляется в сроки от трех - десяти сеансов до полугода работы, встречаясь с клиентом один - два раза в неделю.

Да, есть и проблемы, требующие длительной (на год или даже годы) работы, например, глубокая коррекция личности или последствия детской травмы. Но это - вынужденная необходимость, а не изначальная задумка. Только психоанализ с самого начала закладывается как на «разумный срок» на три - пять лет работы с клиентом.

· Пациент психоаналитика должен отвечать ряду требований :

Например, он должен быть подготовленным человеком. Какой обычный «клиент с улицы» поверит, что причина всех его жизненных сложностей в том, что в детстве он видел, как раздевается тётя Клава? Для того чтобы отследить связь между тётиклавиным бюстом и тем, что тебя за последний год четыре раза уволили с работы надо иметь очень пытливый ум. А для того, чтобы захотеть это отследить, ум должен быть еще и весьма изощренным.

Я хочу проиллюстрировать предыдущее утверждение цитатой из книги Ральфа Гринсона «Техника и практика психоанализа»:

«Двадцатисемилетняя женщина, миссис К. хотела пройти анализ по различным причинам. В течение нескольких лет у нее бывали моменты бесчувственности, оцепенелости, «ухода», ощущения себя «зомби». Кроме того, у нее бывали периоды депрессии, она была не способна испытывать оргазм при сексуальных отношениях, и недавно появились импульсивно-навязчивые идеи иметь половую связь с негром. Последний симптом был наиболее мучитилен для нее, именно он вынудил ее обратиться за лечением.

(…)

Случай миссис К. я использовал как пример постепенного постижения того факта, что негр был маской для властного, сексуально привлекательного и внушающего страх в период ее пубертата рыжеволосого отчима. Имаульсивно-навязчивая идея о сексуальных отношениях с неграми была продемонстрирована как произошедшая частично от инцестуозного страстного желания отчима. Это было также ширмой для садомазахистских импульсов и скрывало «туалетизацию» сексуальности. Негр также представляет собою конденсацию анально-фаллического мужчины - представления относящегося к ее трехлетнему возрасту. Болезненное качество симптома было результатом самонаказания из-за вины за запретные влечения».

Пациент должен быть достаточно богатым. У кого еще есть деньги на то, что бы посещать специалиста так часто? Кроме того, консультация психоаналитика нередко стоит дороже, чем консультация психолога.

Пациент должен быть способным и склонным к глубокой рефлексии (весь метод построен на весьма тонком анализе снов, скрытых желаний, переноса чувств с близких или значимых людей на аналитика). Сам Фрейд утверждал, что примитивные, «с логикой борща и галушек» пациенты аналитически не курабельны.

И, наконец, что бы посещать аналитика нужно иметь достаточно много свободного времени (пять дней в неделю по 50 минут, и не факт, что кабинет психоаналитика находится рядом с домом пациента).

Скрытным, алекситимичным (не находящимся в контакте со своими чувствами), неустойчивым (например, неспособным переходить от состояния глубокого регресса, в которое погружается пациент во время сессии, к состоянию взрослого), пограничным (страдающим пограничным личностным расстройством) и многим другим людям психоанализ также не подойдет.

Тогда как препятствием к работе с психологом может стать по большому счету только отсутствие желания клиента и некоторых тяжелые психические расстройства.

· Психоанализ - чрезмерно однобоко рассматривает человека, его потребности и цели .

Нельзя же видеть все причинно-следственные связи только в области сексуальных влечений.

Это поняли уже первые ученики Фрейда (например, Юнг видевший в бессознательном источник творчества, а не большую сексуализированную помойку).

· Пациент в психоанализе гораздо более зависим от аналитика, чем клиент в других видах психотерапии .

Для человека жаждущего больших возможностей для собственной инициативы, значительного собственного вклада в процесс работы над собой психоанализ вряд ли подойдет.

Для человека излишне беспомощного, склонного делегировать ответственность кому-то другому, психоанализ тоже может стать своеобразной ловушкой.

Психоаналитик Милтон Мазер пишет об этом так:

«Пассивность аналитика в то время, когда пациент выражает свою беспомощность, подтверждает в глазах пациента то, во что он предпочитает верить, а именно, что он не отвечает за свои действия и потому может просто следовать своим импульсам. Не получая ни единого слова предупреждения или определения возможных последствий, не имеет ли он определенных оснований заключить, что не в силах сам себе помочь, - тем более, что заключение это оказывается на руку его влечениям?»

· Отношения психоаналитика с клиентом регламентированы и обезличены .

У психоаналитика относительно мало возможностей для поддержки, эмпатии и даже просто выражения человеческих симпатии и уважения к человеку, с которым он работает на протяжении нескольких лет.

· Высокий интеллект - большое достоинство для психолога, но для психоаналитика он - острая необходимость.

Не слишком умный, но хорошо знающий теорию и технику психолог, не совершающий грубых ошибок, может работать и, по крайней мере, не вредить, а часто даже приносить пользу в определенных пределах.

Не слишком умный психоаналитик по-настоящему опасен, так как его вычурные и нездоровые интерпретации могут нанести пациенту трудно поправимый вред.

Из всего вышесказанного также следует, что проработанность для психоаналитика гораздо более важна, чем даже для психолога или непсихоаналитического психотерапевта.

· Можно ли научиться свободе (одной из главных целей психоанализа) через чрезвычайно регламентированный процесс, практически лишающий клиента любой инициативы и ответственности?

В то же время простая справедливость требует отметить, сколь многим все направления практической психологии обязаны психоанализу: особое положение психоанализа понятно - он был первым, а в свою историю заглядывает каждый психотерапевт.

Психоаналитическая понятийная база также как и терминология, в отличие от методов и технологии работы, используются полностью или частично представителями большинства направлений практической психологии.

Психоаналитическая психотерапия

Надо сказать, что психоаналитики не восприняли критику коллег-смежников в штыки. Для того чтобы сделать психоаналитическое лечение более доступным и эффективным в середине ХХ века появилась психоаналитическая психотерапия.

Между психоанализом и психоаналитической психотерапией существует ряд отличий.

Цель психоанализа - исследование личности в целом, задача психоаналитической психотерапии скромнее и конкретнее - разрешение той или иной конкретной проблемы. Психоаналитическая психотерапия позволяет сократить число регулярных встреч до одного - трех раз в неделю. В зависимости от поставленной задачи и качества проблемы длительность психоаналитической психотерапии варьируется от 10-20 сессий (краткосрочная психотерапия), до нескольких месяцев или… всё тех же лет. Психотерапию, в отличие от психоанализа, проводят сидя, лицом к лицу. Такое положение больше ориентирует на исследование реальности и препятствует развитию психической регрессии. В психотерапии также неизбежно развивается перенос, но не такой интенсивный, как в психоанализе. С переносом работают только тогда, когда он становится сопротивлением и мешает эффективной работе. Психоаналитическая психотерапия имеет более широкий диапазон применения. Этот вид лечения может помочь не только людям, имеющим проблемы невротического уровня, но и при более серьезных проблемах: неврозах характера, личностных расстройствах, а в некоторых случаях (при обязательном медикаментозном лечении) и при лечении психозов и тяжелых психосоматических болезней.

Как стать психоаналитиком в России?
Научной организацией, объединяющей психоаналитиков всего мира, является МПА - Международная Психоаналитическая Ассоциация.

В конце октября (22-23) 2005 года в Москве прошла конференция по психоанализу "Современный психоанализ: о чем мы думаем, как мы работаем, чего мы хотим", посвященная 15-летию американских психоаналитических программ в России.

Что в переводе с местного наречия означает, что 15 лет назад в Россию приехали первые сумасшедшие энтузиасты от психоанализа и взялись учить народ тому, что знали сами. Это был поступок, который нормальным нельзя назвать никак: дело в том, что подготовка одного психоаналитика (в соответствии с мировым стандартами) занимает от десяти до пятнадцати лет . Поэтому с нуля начав готовить психоаналитиков в некой не ведающей психоанализа стране, рискуешь не дожить до результатов.

Кроме шуток! Именно так и произошло с Хан Гроен-Праккен, создавшей в 1984 году Психоаналитический институт для Восточной Европы (ПИВЕ).

На базе ПИВЕ в нашей стране (и странах Восточной Европы) получили свой статус большинство из тех, кого международные организации признают психоаналитиками.

Психоаналитиком или психоаналитическим терапевтом может стать психолог или психиатр, прошедший специальную подготовку. В таких странах как Россия это обучение обычно проводится в стади-группах.

Стади-группы

МПА набирает группу интересующихся людей и дает им возможность пройти обучение за границей. Затем те, кто прошел обучение получают членство в МПА.

Когда в стране появляется не менее 4 действительных членов МПА, они становятся учебной группой (стади-группой). Это означает, что они как группа представляют МПА в этой стране и осуществляют аналитический тренинг под руководством МПА. Проще говоря, стади-группы имеют право учить психоанализу на мировом уровне. Это обучение - одна из основных задач стади-группы. Спонсорский комитет помогает обучению членов МПА до статуса тренинг-аналитиков.

В России существует две стади-группы:

Первая Стади-группа - Московское Психоаналитическое Общество (МПО) , ее учебным плацдармом является Институт Практической Психологии и Психоанализа (ИППиП) .

Вторая Стади-группа - Общество Психоаналитиков (ОП) , которые обучают психоанализу в Институте Психоанализа (на базе Института им. Сербского).
Я подчеркиваю: в России есть только две признанные мировым сообществом группы психоаналитиков, которые имеют право обучать психоанализу и психоаналитической психотерапии - это МПО (учебная база которого ИППиП) и ОП (Институт психоанализа).

Больше (кроме этих) в России психоаналитиков нет!

То есть если кто-либо проходил психоанализ не у кого-то из этих людей, то он проходил не психоанализ. Если же кто-либо из читателей только собирается обратиться за психоаналитическим лечением, то помните, что при выборе психоаналитика важно, чтобы это был дипломированный специалист, который является членом одного из профессиональных психоаналитических сообществ.

Надо сказать, что когда проходят психоаналитические мероприятия, то самих «диких» аналитиков, которые уже «выучили» психоанализ в институтах Решетникова, Зимовца и других, с позволения сказать, вузах поражает разница между научной и практической подготовкой тех и других.

Стоило видеть, с каким энтузиазмом они бросились записываться в ИППиП и Институт Психоанализа на той же конференции, о которой я упомянула в начале этой главы.

Итак:

1. Практические психологи и психоаналитики имеют общие цели: решение проблем в личной и профессиональной жизни, улучшение общения и контакта человека с самим собой, понимания себя и окружающих, достижение большей внутренней свободы, исцеление травм и потерь прошлого и решение разнообразных актуальных проблем.

2. Психоаналитики отличаются от других направлений практической психологии, в частности, длительностью обучения, особенностями теоретической базы и чрезвычайно регламентированным процессом лечения. Психоанализ чрезвычайно длительный (как с точки зрения обучения, так и с точки зрения лечения) процесс.

3. Психоанализ не только обогатил практическую и теоретическую психологию, но и фактически стал ее отправной точкой.

4. В России не так уж много настоящих психоаналитиков, проходить психоаналитическое лечение и обучение лучше у них, во избежание печальных последствий.

Спасибо

Записаться к Психотерапевту

Кто такой психотерапевт?

Психотерапевт – это специалист, получивший сертификацию по специальности психотерапия. В свою очередь, психотерапия - это метод лечения, в основе которого лежит воздействие на организм больного через его психику. База психотерапии может основываться на медицинском или же психологическом образовании. Это значит, что психотерапевт изначально должен окончить либо медицинский университет, либо любой другой по специальности психология. После получения высшего образования будущий психотерапевт проходит сертификацию по одному из направлений в психотерапии.

Существует множество направлений и методов в психотерапии, но условно их можно разделить на две группы - психоаналитические и бихевиористские (поведенческие ).

Основными направлениями в психотерапии являются:

  • психодинамическое направление;
  • когнитивно-бихевиоральное направление;
  • гуманитарное направление.

Психодинамическое направление

Согласно этому направлению в психотерапии внутренний мир человека – это результат динамики (столкновения ) внутренних импульсов с представлениями о реальности. Под динамикой понимается движение, взаимодействие и борьба внутренних сил. Поэтому психодинамическая психотерапия понимает процессы психики как результат взаимодействия внутренних сил. Данный подход основывается на гипотезе, что психика человека – это отдельный мир энергии, живущий и взаимодействующий по своим законам, и эти законы не сводятся к внешним факторам (то есть не зависят от внешних обстоятельств ). Представителями этого направления являются Альфред Адлер, Гарри Салливан, Карен Хорни. В рамках этого направления различают такие методы как психодрама, телесно-ориентированная психотерапия, анализ.

Когнитивно-бихевиоральное (поведенческое ) направление

Сторонники этого направления предполагают, что поведение человека основано на его представлениях о происходящем. То есть, то, как человек видит внешний мир, и все происходящее в нем, зависит от типа мышления. В то же время, мышление человека во многом сформировано воспитанием, обучением и определенными социальными традициями. Таким образом, иногда люди используют свое негативное и ошибочное мышление для оценки происходящих событий.

Представители этого направления считают, что многие проблемы являются результатом ошибочных представлений, а они, в свою очередь, вытекают из ошибочного мышления.

Основной целью в поведенческой терапии является формирование правильного мышления, которое будет гарантировать адекватную интерпретацию событий. К основным подходам в когнитивно-бихевиоральном направлении относятся когнитивная терапия Бека и рационально-эмоционально-поведенческая терапия Эллиса.

Гуманитарное направление

Это направление в психотерапии радикально отличается от предыдущих двух. В центре направления ставится не концепция и не личность, а взаимодействие (то есть общение ) между психотерапевтом и пациентом. Акцент ставится на речевую деятельность.

Все гуманистические подходы основываются на таких качествах человека как совершенствование и самоутверждение. Поэтому основным положением является то, что человек сам способен наладить свою жизнь. Для этого лишь стоит устранить некоторые внутренние препятствия. Также согласно этому положению болезнь (психическое расстройство ) развивается тогда, когда процесс достижения цели блокируется какими-то обстоятельствами. Этими обстоятельствами могут быть родственники, родители или общественное мнение. Чаще всего именно они становятся на пути реализации каких-либо желаний человека. Задача психотерапевта в данном случае состоит в том, чтобы помочь человеку стать тем, на что он способен.

Как становятся психотерапевтами?

Существует два способа становления психотерапевтом. Основной метод предусматривает изначальное медицинское образование. Данный способ является наиболее длительным, но зато и более полноценным, так как впоследствии дает право практиковать фармакотерапию (то есть выписывать рецепты ). После окончания медицинского университета желающий стать психотерапевтом должен пройти интернатуру (в некоторых странах резидентуру ) по специальности психиатрия. Длительность интернатуры в отличие от общепринятого медицинского образования продолжительностью в 6 лет, варьирует от 2 до 5 лет. На постсоветском пространстве интернатура по психиатрии длится от 2 до 3 лет.
После окончания медицинского университета и интернатуры по психиатрии будущий психотерапевт становится врачом-психиатром . В компетенцию врача-психиатра входит диагностика, лечение и профилактика психических заболеваний. Далее если психиатр хочет практиковать и немедикаментозные методы лечения (то есть психотерапевтические ), он должен пройти специализированные курсы. Выбор курсов зависит от желаемого направления в психотерапии. Так, на сегодняшний день самыми популярными направлениями являются когнитивно-поведенческая терапия и психоанализ.

К основным методам психотерапии относятся:

  • когнитивно-поведенческая терапия;
  • позитивная терапия;
  • психоанализ;
  • семейная психотерапия;
  • психодинамическая терапия;
  • межличностная (интерперсональная ) терапия.
По каждому из вышеперечисленных методов существуют курсы квалификации. Желающий практиковать психоанализ должен пройти подготовку по психоанализу, специалисту по когнитивно-поведенческой терапии необходимо пройти практико-теоретические курсы по поведенческой терапии. Психотерапевт может быть специалистом сразу в нескольких психотерапевтических методах.

Курсы по когнитивно-поведенческой терапии (КПТ )

КПТ является одним из наиболее действенных и научно-доказанных методов. Широко применяется при депрессивных и тревожных расстройствах. Требования к курсам очень высоки. Так, согласно европейской ассоциации по аккредитации когнитивных психотерапевтов, обучение этому методу должно быть не менее 5 лет. Курс должен включать не менее 450 часов теории и практики, а также 200 часов супервизии. Под супервизией понимается клиническая практика с определенным набором пациентов под надзором специалиста в этой области.

Обучение психоанализу

Психоанализ – еще один из методов в психотерапии, который был разработан Фрейдом в конце девятнадцатого века. Обучение психоанализу также должно проходить на медицинской или психологической основе. После этого следует обучение теоретической части психоанализа, которое длится 3 года. Теория завершается прохождением так называемого «личного анализа» у квалифицированного психоаналитика. В зависимости от требования различных психоаналитических сообществ и институтов этот этап может длиться до 3 лет. Одновременно обучающийся должен вести под наблюдением двух пациентов как минимум на протяжении двух лет. Эта супервизия должна проводиться с еженедельными отчетами перед супервизором (специалистом перед которым отчитываются обучающийся психотерапевт ).

Обучение семейной психотерапии

Данный вид психотерапевтического воздействия является самым молодым. Зародился он в послевоенные годы прошлого столетия в Соединенных Штатах Америки, где очень быстро стал популярным. После этого семейная психотерапия быстро распространилась по Западной Европе и лишь недавно пришла в Россию. Особенностью данного метода является то, что в центре терапии становится не один конкретный человек, а вся семья. Согласно данному направлению терапия психических расстройств основывается на терапии межличностных связей в группе (в семье ).

Тренинги по позитивной психотерапии

Позитивная психотерапия является относительно новым методом в психотерапии. Однако за последние десятилетия она приобрела мировое признание. Обучение состоит из семинаров-тренингов и отдельной теоретической части. Курс обучения должен включать 300 часов теории, 150 часов практической работы, 100 часов личной терапии и 35 часов супервизии.

Психолог-психотерапевт

Психолог-психотерапевт получает сертификат психотерапевта на основе своего психологического образования. Основной существенной разницей является то, что в отличие от врача-психотерапевта он не может назначать фармакологического лечения, то есть выписывать рецепты. Однако это не мешает ему практиковать различные методы психотерапевтического лечения - от психоанализа до межличностной терапии. В то же время, в силу своего образования, деятельность психолога, как правило, ограничивается пограничными состояниями - неврозами , депрессиями , повышенной тревожностью . Отсутствие высшего медицинского образования не позволяет психологу-психотерапевту углубляться в эндогенные заболевания - шизофрению , биполярные расстройства .

Психотерапевт и психиатр, в чем разница?

Зачастую между этими двумя специальностями не существует никакой разницы. Психиатр – это врач, окончивший медицинский университет и интернатуру (постуниверситетское образование ) по специальности психиатрия. В компетенцию врача-психиатра входит диагностика, лечение и профилактика всех психических расстройств.

К наиболее широко распространенным психическим расстройствам относятся:

  • депрессия – по оценкам специалистов именно это заболевание через 10 лет займет лидирующее место среди всех болезней;
  • неврозы – это широкая группа заболеваний, в которую входят панические атаки , фобии (страхи ), обсессивно-компульсивное расстройство;
  • шизофрения – патология, характеризующаяся разобщенностью процессов мышления, наличием галлюцинаций и бреда;
  • психические расстройства при эпилепсии ;
  • биполярное расстройство – патология, характеризующаяся периодами повышенного и пониженного настроения;
  • пограничное расстройство личности (тип Бордерляйн ) – патология личности, для которой характерна импульсивность, низкий самоконтроль, повышенная тревожность.
Психиатрия – раздел медицины, которую изучает психиатр и психотерапевт, делится на частную и общую. Общая психиатрия, она же психопатология, изучает общие принципы функционирования психики, а также принципы развития заболеваний. Частная психиатрия же изучает отдельные болезни. Психиатр, практикующий психотерапию, называется психиатром-психотерапевтом. В данном случае разницы между психиатром и психотерапевтом нет - оба представителя являются обладателями медицинского диплома, они диагностируют и лечат психические заболевания.

Однако психотерапевтом может стать и психолог – специалист без медицинского образования. В данном случае разница заключается в границах компетенции. Психотерапевт без медицинского образования не компетентен в постановке диагноза и медикаментозного лечения. Он может практиковать только психотерапевтические методы лечения, то есть без воздействия лекарств. Для диагностики и дальнейшего лечения психотерапевт может порекомендовать обратиться к психиатру.

Психотерапевт и гипноз (психолог-гипнолог )

Гипноз – это состояние, для которого характерно высокая подверженность внушению и резкая фокусировка внимания. Данное состояние может быть индуцировано как самовнушением, так и внушением извне. Вопреки распространенному мнению, гипноз не может быть вызван против воли человека. Также во время гипноза высока вероятность ложных воспоминаний, что ограничивает применение данного метода в лечении. Метод психотерапии, использующий гипноз, называется гипнотерапией. Это один из древнейших методов, ведь гипноз практиковали еще в Древней Греции.

Сегодня данный метод не является столь популярным, как ранее. Считается, что человек сам должен найти причину своих страданий и разобраться в себе. Тем не менее, некоторые специалисты практикуют его, совмещая с другими методами психотерапии.

Изначально известно два вида гипнотерапии - классическая (она же директивная ) и разрешающая (эриксоновская ). Первая использует жесткие формулировки и указания (директивы ) и является довольно жестким методом. Широко используется в терапии алкогольной зависимости, вырабатывая отвращение к алкоголю. В народе данный метод широко известен как кодирование . Гипнотерапия по методу Эриксона является более мягким и щадящим методом. В основе данного метода лежит воспроизведение событий посредством образов (картинок ). Метод может использоваться в терапии страхов, неврозов, тревожных состояний.

Что лечит психотерапевт?

В компетенции психотерапевта находится широкий спектр психических заболеваний - от депрессии до алкогольной зависимости. Иногда психотерапевты специализируются на конкретных каких-то аспектах. Например, психотерапевт, работающий преимущественно с пациентами, подвергшимися насилию или переживающими острую кризисную ситуацию. Как правило, область, в которой работает психотерапевт, определяется его специализацией. Так, специалисты в когнитивной терапии чаще всего работают с неврозами и посттравматическими расстройствами, психоаналисты - с психосоматическими заболеваниями.

К патологиям, с которыми работает психотерапевт, относятся:
  • депрессии;
  • панические атаки и тревожность;
  • зависимости - алкогольная, игровая;
  • посттравматические расстройства;
  • психосоматические заболевания.

Депрессии

По оценкам специалистов, через несколько десятилетий, депрессия станет самым распространенным заболеванием. Уже сейчас она является одной из основных причин инвалидности и основной причиной самоубийств.

Сегодня от различных по тяжести депрессивных расстройств страдает более 300 миллионов людей. Ежегодно более 800 000 людей, страдающих депрессией, заканчивает жизнь самоубийством. Самым трагичным в данном аспекте является то, что заболевание затрагивает молодое работоспособное население. Более того, в последние десятилетия депрессия все чаще встречается среди детей и подростков.

Иногда чтобы справиться с этим состоянием люди начинают прибегать к помощи алкоголя, наркотиков . Изначально и алкоголь, и психостимулирующие вещества вызывают легкую эйфорию, и людям кажется, что так они победили недуг. Однако очень быстро на фоне употребления развивается тяжелая депрессия, ведь алкоголь и большинство наркотиков являются сильными депрессогенными (вызывающими депрессию ) веществами.

Согласно протоколу легкие и умеренные депрессии на сегодня лечатся исключительно психотерапией без применения лекарственных средств. Самым эффективным и научно доказанным методом в лечении депрессии является когнитивно-поведенческая терапия (КПТ ). Основной целью КПТ при депрессии является формирование новых взглядов на актуальную ситуацию.

Этапами преодоления депрессии при КПТ являются:

  • Формирование навыков самопознания. Перед этим необходимо точно выявить проблему и события, которые предшествовали развитию депрессии.
  • Тренировки и релаксации. Различного рода техники помогут справляться с повышенной тревогой на пике ее проявления.
  • Увеличение количества событий, приносящих удовольствие. Необходимо сформировать баланс между отрицательными и позитивными событиями.
  • Тренировка уверенности. Изначально необходимо выявить события в жизни пациента, предшествующие чувству неуверенности, после чего идет развитие и тренировка уверенности.
  • Формирование социальных связей. Замкнутость, изолированность и социальное избегание всегда идут параллельно с депрессией. Необходимо максимально расширять те виды деятельности, которые ведут к социализации (например, поход с друзьями в кино ), и сокращать ту деятельность, которая этому препятствует (например, просмотр телепередач ).
При тяжелых депрессивных состояниях рекомендуется комплексная терапия, сочетающая в себе и психотерапию, и медикаментозное лечение. Препаратами выбора при депрессии являются антидепрессанты из группы ингибиторов обратного захвата серотонина . Также применяются препараты, сочетающие в себе несколько механизмов.

Антидепрессанты, используемые в лечении депрессии

Название

Механизм действия

Как применять?

Сертралин

Обладает выраженным противотревожным действием. Применяется при депрессиях, панических атаках, обсессивно-компульсивном расстройстве.

Начальная доза составляет 50 миллиграмм (одна таблетка ) в сутки. Препарат применяется однократно, в утренние часы.

Далее дозировка зависит от особенности клинического случая. При тревожных депрессиях доза составляет 100 миллиграмм (2 таблетки ), однократно в день. При обсессивно-компульсивном расстройстве она может достигать 150 миллиграмм (3 таблетки ).

Флуоксетин

Обладает выраженным активирующим эффектом, применяется при депрессиях, навязчивых состояниях, булимии .

Начальная доза варьирует от 10 до 20 миллиграмм в сутки. Далее дозировку постепенно увеличивают до 40 миллиграмм. Максимальная доза составляет 60 – 80 миллиграмм в сутки. Препарат также применяется однократно, в первой половине дня.

Венлафаксин

Обладает противотревожным и седативным эффектом. Применяется при тревожных депрессиях, сопровождающихся возбуждением и бессонницей .

Начальная доза составляет 75 миллиграмм в сутки. Далее ее повышают еженедельно на 75 миллиграмм. Максимальная доза равняется 375 миллиграмм в сутки, дозу разбивают на 2 – 3 приема.

Панические атаки и тревожность

Как правило, повышенная тревожность протекает в кадре депрессии. Некоторые специалисты в данной области утверждают, что не существует депрессии без тревоги и тревоги без депрессии. Тем не менее, встречаются клинические случаи, когда и панические атаки, и тревога протекают изолированно.

При панических атаках также рекомендуется психотерапия. Однако чаще всего она проходит параллельно с медикаментозным лечением. Если же тревога выражена максимально, то психотерапевт изначально рекомендует только медикаментозное лечение. Если у него есть медицинское образование, то назначить препараты он может сам. Если же он получил сертификацию на основе психологического образования, то назначить медикаменты он не сможет. В этом случае также рекомендуется консультация врача-психиатра. После того как тревога спадет и с пациентом можно будет полноценно кооперировать, назначаются сеансы психотерапии. При панических атаках и повышенной тревожности также рекомендуется поведенческая терапия.

Зависимости - алкогольная, игровая, наркотическая

Психотерапевты также работают и с различными рода зависимостями - наркотической, алкогольной, игровой. Важно осознавать, что люди не рождаются с этими изъянами, а приобретают их по различным причинам. Чаще всего это «бегство» в какую-то зависимость. Находясь в тяжелой депрессии или переживая тяжелую кризисную ситуацию, многие пытаются заглушить душевную боль с помощью алкоголя или наркотиков. Также бывают случаи, когда с помощью алкоголя или наркотиков люди пытаются контролировать свои эмоции. Такое наблюдается при пограничных расстройствах личности (тип Бордерляйн ) или при биполярном расстройстве. Эти патологии проявляются резкими сменами настроения, эйфорией и вспышками гнева. В эти моменты больные могут начинать пить, употреблять наркотики и играть.
При зависимости широко используется мотивационная и межличностная терапия, а также гипноз.

Посттравматическое стрессовое расстройство

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР ) – это психическое заболевание, проявляющееся комплексом симптомов, которые, в свою очередь, развились вследствие стрессовой ситуации. Не следует путать данное расстройство с острой реакцией на стресс . В этом случае также присутствует страх, тревога, панические атаки и бессонница. Однако реакция присутствует в первые дни после стрессовых событий. ПТСР же развивается спустя год и более после стресса. Ключевым отличительным признаком является наличие навязчивых воспоминаний о прошедшем событии, которые периодически всплывают в сознании человека (flashback ).
Преодолеть сформировавшийся страх и избавиться от навязчивых мыслей поможет психотерапия. Сеансы психотерапии направлены на формирование способности у пациентов принимать реалии жизни и создавать определенные поведенческие модели. Распространенной методикой при ПТСР является метод наводнения, а также метод десенсибилизации и переработка движением глаз. В первом случае пациент создает в памяти картину минувших событий и полностью в нее погружается. Второй метод был изобретен психотерапевтом Шапиро специально для лечения ПТСР. Он включает фокусирование пациента на тревожных воспоминаниях и одновременно на альтернативной стимуляции, идущей от психотерапевта. Это может быть направляемые движения глаз, слуховые стимулы или похлопывания по рукам. При этом психотерапевт спрашивает, какие ассоциации возникли в этот момент у пациента. Основным моментом в данном случае является удерживание двойного внимания - на личных переживаниях и на альтернативных стимулах.

Психосоматические заболевания

Психосоматические заболевания – это патологии, в которых ключевую роль играет психика человека, в то время как проявляется она исключительно физическими симптомами. В переводе с греческого «психо» означает душа, а «сомато» - тело, что буквально означает душевно-телесные заболевания.

К психосоматическим заболеваниям относятся:

  • нейродермит , экзема , псориаз ;
При психосоматических заболеваниях используются самые различные методы психотерапии. Наиболее популярными являются суггестивные методики - аутотренинги и гипноз.

Детский психотерапевт

Детский психотерапевт – это специалист, который компетентен в диагностике и лечении психических расстройств у лиц с 3 до 18 лет. Как и взрослый специалист, детский психотерапевт изначально может быть либо врачом, либо психологом. Однако ввиду того что детская психопатология более сложна и специфична, детские психотерапевты, как правило, являются и врачами. Чаще всего детские психотерапевты практикуют когнитивно-поведенческую терапию. Данный метод больше остальных зарекомендовал себя в коррекции расстройств психики у детей. Также детские психотерапевты практикуют межличностную и психодинамическую терапию – методы, доказавшие свою эффективность при пограничных расстройствах.

К наиболее распространенным психическим заболеваниям у детей относятся:
  • тревога;
  • обсессивно-компульсивное расстройство;
  • депрессия;
  • суицидальное поведение;
  • пограничное расстройство (тип Бордерляйн ).
Аутизм является наиболее распространенной детской психической патологией. По различным оценкам частота варьирует от 7 до 14 процентов на одну тысячу детей. В среднем, это равняется - 1 случай аутизма на 150 детей или же (в случае 14 процентов ) 1 случай аутизма на 68 детей. Также на сегодня данная аномалия развития входит в четверку самых распространенных заболеваний среди детей. Диагноз аутизма ставится врачом-психиатром. Научно доказанным методом раннего вмешательства при аутизме является прикладная терапия, наиболее известная под аббревиатурой АБА. Эта терапия основывается на выработке и дальнейшем развитии у детей-аутистов основных навыков (самообслуживание, письмо, игра ). Практиковать данный метод может специалист прошедший специальную подготовку. Это не обязательно должен быть врач или психотерапевт. Как правило, специалисты по АБА терапии – это детские психологи , прошедшие обучение в данной области.

Не менее редко у детей отмечаются и тревожные расстройства. Они могут принимать форму панических атак, ночных кошмаров, ночного недержания мочи . Лечение тревожных расстройств нередко требует не только психотерапевтического лечения, но и медикаментозного. С этой целью психотерапевт (если это и врач ) может рекомендовать противотревожные средства.

Обсессивно-компульсивное расстройство относится к категории неврозов и встречается преимущественно среди подростков. Проявляется это расстройство навязчивыми мыслями и действиями по типу ритуалов. Самыми распространенными ритуалами являются мытье рук, касание руками определенных вещей. Лечение данного расстройства, как правило, комплексное и включает и медикаменты, и психотерапию.

В последние десятилетия среди детей и подростков все чаще встречается депрессия и суицидальное поведение. Согласно последним исследованиям лечение легких и умеренных форм депрессии ограничивается исключительно психотерапией и лишь при тяжелом депрессивном эпизоде назначаются медикаменты. Тому существует несколько объяснений. Большинство антидепрессантов производят атипичный эффект на подростков и молодых людей в возрасте до 25 лет. Наиболее опасным побочным эффектом является инверсия аффекта и индукция суицидального поведения. Таким образом, вместо того чтобы нормализовать эмоциональный фон, антидепрессанты провоцируют вспышки гнева и суицидальные мысли. Такой побочный эффект может спровоцировать любой антидепрессант, но чаще всего его индуцируют антидепрессанты из группы ингибиторов обратного захвата серотонина (пароксетин, флуоксетин ).

Еще одним аргументом в пользу психотерапии при депрессии у подростков, является тот факт, что большинство психотропных препаратов ограниченно возрастом. Существует лишь небольшая группа препаратов, которая разрешена к применению у детей (например, сертралин, который можно назначать уже с 6 лет ).

Также не существует стандартной схемы медикаментозного лечения при пограничных расстройствах. Пограничные расстройства или расстройства тип Бордерляйн встречаются сегодня не реже и характеризуются, в первую очередь, низким самоконтролем. В клинической картине у таких подростков на первый план выступает саморазрушающее поведение - они наносят себе увечья, режут себя. Золотым стандартом в лечении этого расстройства является межличностная терапия.

Психотерапевт при неврозе

Психотерапевт – это основной специалист, который занимается лечением пациентов с неврозами. Само заболевание является психическим расстройством, при котором больной длительное время пребывает в подавленном состоянии, сопровождающимся беспричинным плачем, тревожностью, обидчивостью. Человек с неврозом жалуется на эмоциональное и физическое истощение, повышенную чувствительность к внешним раздражителям (громким звукам, яркому свету, мелким проблемам ).

Этапы лечения у психотерапевта

Психотерапия при неврозе преследует ряд целей, которые достигаются в несколько этапов. Последовательность и методы достижения определяются индивидуальным образом, в зависимости от формы невроза и других факторов.

Различают следующие этапы психотерапии при неврозе:

  • Установление типа заболевания. Невроз обладает большим количеством проявлений и у одних пациентов может провоцировать легкую тревожность, а у других – выраженное нарушение как психического, так и физического самочувствия. От типа заболевания зависит стратегия лечения, поэтому этот этап является первым и одним из самых важных в терапии неврозов.
  • Определение причины. Спровоцировать невроз может как одно конкретное событие (часто это потеря близкого человека, авария, увольнение с работы ), так и ряд неблагоприятных обстоятельств. Определение причины, наравне с установлением формы болезни, является основным фактором, на который психотерапевт ориентируется при составлении плана лечения.
  • Устранение симптомов. В некоторых случаях проявления невроза настолько сильны и постоянны, что мешают человеку работать, сильно усложняют отношения с окружающими. Поэтому в ходе психотерапии врач обучает больного техникам, которые помогают ему справляться с тревожностью и другими симптомами болезни. Иногда врач назначает специальные препараты.
  • Коррекция поведения пациента. Этот этап является одним из самых продолжительных в лечении невроза. Используя различные техники, врач помогает больному изменить отношение к проблеме или ситуации, которая стала причиной расстройства.
  • Исправление некоторых черт личности больного. Как правило, неврозы диагностируются у пациентов, которые обладают схожими чертами характера. Такие люди отличаются повышенной мнительностью, внушаемостью, неуверенностью в себе. Для того чтобы предотвратить рецидивы (повторное обострение ) болезни в будущем, врач проводит работу по коррекции особенностей характера пациента.

Методы психотерапии при неврозе

Существует много психотерапевтических техник, при помощи которых может быть оказана помощь пациенту с неврозом. Чаще всего в лечении применяется не один, а несколько методов. Проводиться они могут последовательно или параллельно друг другу.

При неврозе могут быть использованы следующие методы психотерапии:

  • Поведенческая терапия. Целью таких сеансов является коррекция поведения пациента в ситуациях, которые провоцируют невроз или могут это сделать в будущем. Также врач обучает больного навыкам самоконтроля, чтобы он мог справляться со стрессом, негативными обстоятельствами.
  • Когнитивная психотерапия. Этот метод часто используется в совокупности с поведенческой терапией. Задачей врача является выявление деструктивных установок и их исправление. Примером такой установки может быть убеждение пациента в том, что он никогда не должен ошибаться. В таком случае психотерапевт проводит работу над коррекцией этого утверждения, чтобы пациент осознал, что совершение ошибок не является поводом для сильных негативных эмоций, так как все люди ошибаются.
  • Гипнотерапия. Гипноз помогает врачу установить причину невроза (например, когда пациент не помнит некоторые важные детали ситуации, которая спровоцировала расстройство ). Также гипнотерапия применяется при коррекции поведенческой модели больного – в состоянии гипнотического транса ему внушаются новые правила поведения (например, «я перестаю испытывать тревогу» ).
  • Персональная психотерапия. Такое лечение показано пациентам, которые испытывают недовольство собой или окружающими обстоятельствами без объективных причин. Психотерапевт помогает больному сформировать позитивное восприятие своей личности и происходящих событий. Также сеансы персональной психотерапии проводятся при неуверенности в себе, излишней эмоциональности, мнительности.
  • Расслабляющие техники. Это направление психотерапии включает техники медитации, дыхательные упражнения и другие мероприятия, которые помогают больному избавиться от стресса, тревоги.

Семейный психотерапевт

Семейная психотерапия является самым молодым направлением среди всех психотерапевтических школ. Согласно этому направлению причиной тех или иных симптомов являются межличностные отношения в семье. Объектом терапии в данном случае является семья. Она является единым организмом, состоящим из различных элементов. Важно понимать, что проблемы являются результатом не отдельного человека (члена семьи ), а взаимоотношения с ним.

На прием к семейному психотерапевту семья приходит во всем составе, даже если есть члены семьи, которых ничего не беспокоит. Проблемы, с которыми обращаются к семейному психотерапевту, могут быть самыми разными - от банальных трудностей с детьми до развода.

К проблемам, с которыми обращаются к семейному психотерапевту, относятся:

  • поведенческие проблемы у детей;
  • конфликты между родственниками;
  • страхи, фобии у одного из членов семьи;
  • проблемы во взаимоотношениях между мужем и женой;
  • различные зависимости - алкогольная, наркотическая, игровая.
С точки зрения семейного психотерапевта, семья – это единый организм, который существует и развивается по своим законам. У каждой семьи свое функционирование. И на каждого участника этого союза это пространство влияет по-разному. Таким образом, какой-либо симптом является результатом функционирования всех членов семьи.
Основным «корнем зла» в любой семье является так называемое непонимание. Именно отсюда растут ежедневные ссоры и скандалы, измены, проблемы с алкоголем и наркотиками. Результатом больной семейной атмосферы является то, что удар, как правило, берут на себя дети. Бессознательно они начинают «спасать» положение в семье своим поведением. Чаще всего они начинают болеть («бегство в болезнь» ), таким образом, примеряя вокруг себя родственников. Также дети могут проявлять антисоциальное поведение, агрессию или как-то по-другому демонстрировать себя.

Цели семейной психотерапии

Основной целью семейной психотерапии, конечно же, является сохранение семьи. Но отсюда не следует вывод, что данный метод помогает разрешить только семейные конфликты. Очень часто в семьях нет открытых конфликтов, то есть обычных ссор и брани. Однако в них присутствуют постоянные измены, зависимость и, как было сказано выше, часто болеющие дети.

Основными целями семейного психотерапевта являются:

  • преодоление семейных конфликтов;
  • устранение нездоровых отношений между супругами, между родителями и детьми;
  • сохранение семьи;
  • вступление в новые отношения после развода.
Конечно же, основной задачей семейного психотерапевта является предотвращение развода. Однако, к сожалению, это не всегда удается. Тем не менее, даже в этом случае важно разрешить существующий внутрисемейный конфликт и сделать разрыв менее болезненным. Ведь бывает так, что уже после развода постоянная душевная боль и обида не позволяют начать новые отношения. Причиной тому являются неразрешенные прежние отношения, потому как невозможно начать что-то новое, когда за спиной груз прошлого. Правильно расстаться и завершить отношения без последующих навязчивых мыслей о прошлом как раз и помогает семейная психотерапия.

Также семейная психотерапия помогает изменить или укрепить ценности каждого человека в семье. Осознавая ценность и значимость каждого члена, семья будет функционировать в гармонии и согласии. Так, после квалифицированной поддержки каждый сможет ощутить позитивные изменения как в себе, так и вокруг.

Принципы и методы семейной психотерапии

Поскольку семейная психотерапия решает очень широкий круг задач, то она использует самые различные методы и практики.

К методам семейной психотерапии относятся:

  • Семейные дискуссии , в ходе, которых обсуждаются существующие проблемы. Психотерапевт выступает в качестве наблюдателя и медиатора, используя при этом технику активного молчания, конфронтации, перефразирование.
  • Ролевые игры , во время которых проигрываются роли каждого члена семьи. Особенностью данной методики является то, что перед членами семьи ставится конкретная задача. Например, психотерапевт выдвигает версию о проступке сына и требует от других членов семьи как можно больше версий аргументировать этот поступок.
  • Техника «скульптуры семьи». Члены семьи создают застывшую позу друг друга, проигрывая при этом эмоции, движения, излюбленные позы.
  • Техника обусловленного общения. В семейный диалог психотерапевтом вводится новый элемент. Это может быть правило общения, обмен записками или цветовая сигнализация (каждый цвет символизирует какую-либо эмоцию ). Целью этой техники является коррекция привычных конфликтов (нарушений ).
  • Директивы (или же указания ). Конкретные и прямые указания психотерапевта в отношении определенных действий. Это может быть директива на смену места жительства или на пожить отдельно. Директивы могут быть трех вариантов. Первый вариант - это что-то делать, второй - делать нечто по-другому и третий – не делать того, что ранее делалось.
Самой распространенной техникой в семейной психотерапии является семейная дискуссия. Она дает возможность обсудить существующие недопонимания и, самое главное, высказаться каждому. Целью дискуссии вовсе не является утверждение своей правоты, а совместное нахождение истины. Многие семейные психотерапевты отмечают, что во многих семьях по отдельности члены семьи сходятся в одном мнении. Однако стоит им собраться вместе, и их мнения меняются и занимают диаметральные позиции. Именно поэтому важным моментом в практике семенного психотерапевта является обучение членов семьи методам дискуссии.

Прием (консультация ) у психотерапевта

На прием к психотерапевту в большинстве центров следует предварительно записаться. Как правило, индивидуальная консультация ведется 45 – 50 минут, семейная психотерапия может длиться до 2 часов. Начинается прием с выяснения основных жалоб и проблем. Не всегда это удается выяснить сразу. Зачастую пришедшему на прием необходимо установить контакт с психотерапевтом, прежде чем ему открыться. В свою очередь, психотерапевт должен выяснить, чего ждет от терапии пришедший пациент.

Помощь психотерапевта

Помощь психотерапевта заключается в разрешении и преодолении тех проблем, с которыми к нему обращается пациент. После того как были выявлены основные проблемы, определяется дальнейшая тактика терапии. Необходимо сразу отметить, что психотерапия – является длительным и трудоемким процессом. Как правило, ни один специалист изначально не скажет, сколько необходимо сеансов. Объясняется это тем, что изначально необходимо время на установление определенного эмоционального контакта между специалистом и пациентом. Далее в ходе терапии могут «вскрыться» другие проблемы, с которыми впоследствии также придется работать. В целом же психотерапия делится на короткую и длительную. Первая может длиться несколько месяцев, вторая же затягивается на года.

К видам помощи, которую может оказать психотерапевт, относятся:

  • Помощь в кризисной ситуации – то есть пережить острый кризисный период. Это может быть острая реакция на стресс, трудности с адаптацией и так далее. В различных стрессовых ситуациях люди ведут себя по-разному. Степень реакции при этом зависит от функционирования нервной системы - некоторые могут проявлять острые психотические реакции, другие же переносят катаклизм внешне спокойно, но потом развивают постстрессовое расстройство. Справиться с острой реакцией, будь то природная стихия или семейная неурядица, помогут консультации психотерапевта.
  • Помощь при постстрессовых расстройствах, или сокращенно ПТСР. Расстройство, которое может развиваться при единичной или повторяющейся травмирующей ситуации. ПТСР развивается не ранее, чем спустя 3 месяца после травмы. В качестве травмы может выступать любая стрессовая ситуация - сексуальное насилие, физическая

Вряд ли кто-то пойдет в окулисты из-за того, что у него плохое зрение, или в неврологи из-за собственных проблем с позвоночником. А вот желание стать психотерапевтом чаще возникает у тех, кто испытал душевное страдание, для кого желание понять себя и то, как устроен человек, - почти жизненная необходимость. Это подтвердили все, с кем встречались авторы статьи.

Однако в конце 80-х годов прошлого столетия, когда в Москве и Ленинграде начали практиковать первые психотерапевты, никто из них не мог даже предположить, что сегодня, в начале ХХI века, психотерапии будет суждено превратиться в одну из самых популярных профессий. А им самим стать чуть ли не легендами, поскольку именно с них началась современная история отечественной психопрактики, надолго «закрытой» в нашей стране в 30-е годы.

Этим людям посчастливилось слушать лекции и участвовать в семинарах самых известных в мире экспертов в области психотерапии и психоанализа, учиться у основоположников разных направлений практической психологии.

У каждого из них - свой путь в психотерапию, и у каждого он связан с внутренней работой с собой, сокрытой от глаз других людей

«Фактически нам была дарована вторая профессиональная молодость, - вспоминает психотерапевт Екатерина Михайлова. - Закончив университет, набив шишек и многому научившись, мы вдруг снова оказались школярами, получили право чего-то не знать, не понимать, задавать дурацкие вопросы, увлекаться, впадать в щенячий восторг… А потом постепенно снова трезветь, матереть… И это большая удача».

Рассказывая о себе, собеседники были открыты и искренни настолько, насколько позволяет им профессия. У каждого из них - свой путь в психотерапию, и у каждого он связан с внутренней работой с собой, сокрытой от глаз других людей. Сегодня эксперты журнала Psychologies согласились приоткрыть эту тайну для нас.

«В языке психоанализа я услышала поэзию»

Наталья Кигай, психоаналитик

В четырнадцать лет я решила, что хочу быть психологом, мне хотелось заниматься математическим моделированием социальных процессов. Это было модно. А на втором курсе психфака МГУ я поняла, что меня гораздо больше интересует психотерапия. В библиотеке факультета были трехтомник Юнга и двухтомник Фрейда. Я прочла и то и другое.

Юнга отложила в сторону. А Фрейд заворожил с первых страниц, я продолжала разыскивать и читать его книги. Все нравилось: подход к исследованию, его стиль, особая добросовестность размышления и язык - язык, который, как мне это почувствовалось, точно описывал процессы внутренней жизни человека в отличие от языка академической психологии. В его языке было нечто чудесное и знакомое - как в «своей» музыке или любимых стихах.

Для меня психоанализ стал еще одной поэзией. Так в восемнадцать лет я и приняла решение стать психоаналитиком. Тогда в нашей стране нигде и никто не учил психоанализу. Поэтому лишь много лет спустя профессия стала явью: личный анализ, теоретический семинар, щедрые, полные энтузиазма учителя и, самое главное, профессиональная среда, коллеги, сотрудничество и чувство локтя.

Изменилось ли что-то со времени первых опытов? Конечно. Юности свойственны мечты, а им - безграничность, грандиозность и надо всем поднимающая легкость. А потом в дело вмешивается принцип реальности. Он укорачивает крылья и придавливает к земле. Это не значит, что ты не можешь воспарить или теряешь чувство легкости, но появляется устойчивость. Утрачиваешь часть оптимизма, но становишься скромнее, смиреннее и в некотором смысле доверчивее к жизни. Перестаешь думать, что все зависит от тебя одной. Начинаешь учиться. И так и не прекращаешь это делать, пока память не откажет.

«Я мечтал стать другим»

Марк Певзнер, психотерапевт, директор тренинговых программ

С детства я мечтал стать моряком: мужественным, смелым, сильным. Был же эмоциональным и очень впечатлительным юношей. Закончив судостроительный техникум, пошел служить на флот, а примерно через полтора года понял, что по своей природе я не военный человек. Я был растерян… Стал много читать: Ромен Роллан, Лев Толстой, Владимир Леви. И внимательно наблюдал за людьми - эту возможность давало замкнутое пространство корабельной жизни. К концу службы у меня было твердое желание изучать психологию.

Я поступил в Ленинградский университет, полагая, что именно там я найду ответы на мучавшие меня вопросы. Позже, работая медицинским психологом, познакомился с Александром Бадхенoм, психиатром-наркологом. Эта встреча определила мою профессиональную судьбу. У нас обоих был огромный интерес к психотерапии, мы стали соратниками и друзьями.

Психотерапия открыла мне, что путешествие по внутреннему миру может быть не менее рискованным, чем морское плавание

В юности я искал пути самосовершенствования вовне. А мой жизненный и профессиональный опыт научили тому, что главный источник развития - внутренний ресурс человека. Сегодня я помогаю людям, веря в их способность использовать внутренние ресурсы и силы. И меня каждый раз удивляет, насколько они огромны. Они просто фантастические! Это настоящее богатство, которым можно научиться управлять, а значит, управлять собой и своей жизнью.

Психотерапия открыла мне, что путешествие по внутреннему миру может быть не менее рискованным, чем морское плавание. Я чувствую себя сильным, устойчивым и мужественным, что во многом связано с тем, что я смог принять себя таким, какой есть. Эмоциональность, чувствительность, открытость - раньше проявление этих качеств воспринималось как слабость, а сегодня я понимаю, что это мой дар, а значит, и моя сила.

«Мне хотелось понять, как устроен мир»

Инна Хамитова, клинический психолог, системный семейный психотерапевт

Все началось с любопытства: я очень хотела разобраться в том, как устроен мир... Закончив физфак МГУ, даже успела поработать по специальности. Но когда в начале 90-х ассигнования на науку сократились до нуля, встал вопрос: или эмигрировать, или искать другую нишу. А поскольку мой интерес к секретам мироздания так и не исчерпал себя, увлечение психологией можно считать закономерным: разница состояла лишь в том, чтобы изучать не внешний, а внутренний мир человека.

Была и вторая причина: многие близкие мне люди так же внезапно оказались выброшенными из жизни... Мы искали ответы на самые сложные экзистенциальные вопросы: зачем мы живем, зная о неизбежности смерти. Что нами движет? Как мы строим отношения с людьми, будучи в экзистенциальном смысле одинокими...

Оказавшись в Институте практической психологии и психоанализа, в атмосфере единомышленников, я смогла приблизиться к этой цели. Но главным сюрпризом прошедших лет стало то, как я изменилась сама за годы учебы, собственной психотерапии, работы с каждым клиентом, каждой семьей.

Получается, что я шла в психотерапию помогать людям, а начала лучше понимать себя, осознавать, что важно, а что нет. В результате изменилось отношение к жизни. Теперь я понимаю, что в тридцать лет, когда я только начинала заниматься этой профессией, я была абсолютно другой. Мною руководил в основном исследовательский интерес к внутреннему миру человека, сейчас же мне важно помогать людям.

Это очень приятно, когда у клиента меняется качество жизни или он, столкнувшись с трагическими обстоятельствами, не ломается, а находит в себе неведомые ранее ресурсы и даже становится счастливее. И всегда радостно ощущать свою сопричастность этому процессу.

«Меня поразил живой человеческий голос»

Екатерина Михайлова, психотерапевт, специалист по психодраме

Ребенком я могла часами лежать у муравейника и наблюдать, как исчезают и появляются цветные бисеринки на поверхности муравьиного купола. Этот исследовательский интерес определил и мой профессиональный выбор - я поступила в МГУ для того, чтобы стать ученым.

На третьем курсе психфака мой преподаватель Андрей Андреевич Пузырей поручил мне перевести одну из статей Карла Роджерса, в которой американский психотерапевт описывал то, что происходит между ним и человеком, который приходит за помощью. Меня удивило и потрясло то, что впервые в научной работе я услышала живой человеческий голос! Так мне открылся неизвестный мир психотерапии, и я, конечно, очень захотела в него заглянуть…

В начале 80-х это было возможно только через англоязычные тексты: мы жадно переводили и обсуждали с коллегами, психологами-практиками, попавшие в руки буквально на пару вечеров книги основателей психотерапии, привезенные кем-то из-за границы, ксероксы или распечатки на машинке их статей.

В начале 90-х появилась возможность ездить учиться и приглашать в Москву звезд психотерапии. Мы старались узнать и овладеть разными методами. Я предпочла психодраму. Этот метод не может устареть, исчезнуть или надоесть, потому что истинный автор происходящего на сессии не психотерапевт, а клиент, а человек сам себе надоесть не может.

Мне же как ведущей сессии и тогда, и сейчас кажется невероятно интересным оказаться с человеком в таком пространстве, где он живее и талантливее, чем в обычной жизни, гораздо больше готов к открытиям, новому опыту и невероятным изменениям.

«Я старался противостоять бессмысленности»

Александр Черников, семейный психотерапевт

В 1985 году я закончил Московский институт стали и сплавов и распределился в «ящик» - НПО «Алмаз». Еще совсем недавно он был «шарашкой», где работали заключенные - научные сотрудники, отбывающие наказание. Мой непосредственный начальник - доктор технических наук, лауреат Сталинской премии - был одним из них в 50-е.

Стены этого учреждения еще хранили дух режима: на каждом этаже стоял часовой, и свой блокнот с записями я должен был сдавать в Первый отдел. В общем, я чувствовал себя винтиком бесчеловечного и бессмысленного механизма. Стараясь справиться с этим состоянием, я занялся альпинизмом. Горы добавили разнообразия переживаний, но чувство бессмысленности не проходило. К дальнейшим поискам меня стимулировало участие в одном из первых психологических тренингов, и в 1987 году я оказался в МГУ на психфаке.

Ощущение было такое, как будто в душной комнате распахнулось настежь окно. Меня увлекли системная семейная терапия и психодрама - аналитика одного метода и энергетика другого прекрасно уравновешивали друг друга. Я защитил диссертацию и стал специализироваться в области супружеской психотерапии.

Консультируя, я постоянно убеждаюсь, что искренний и глубокий контакт с близкими - это важнейшее противоядие фальши общественной жизни и экзистенциальной тревоге бытия. Осмысленность жизни вообще удается, лишь когда мы не лжем себе и способны быть рядом с другим человеком, позволить себе быть связанным с ним. И конечно, психотерапия лучше любой другой профессии учит принятию людей, смирению перед чужой автономией и непохожестью на тебя другого человека.

Статьях мы разбирали, что же из себя представляет психотерапия . В этой статье мы попытаемся понять, что же из себя представляет психотерапевт .

Если Вы читали прошлые статьи, то заметили, что основателями известных психотерапевтических направлений были врачи общего профиля, неврологи, психиатры, психологи и один (окончивший курсы по психологии).

Психотерапия появилась на стыке психиатрии и психологии. Большинство из основателей психотерапевтических школ были врачами, как, например, все члены Международной психоаналитической ассоциации на заре ее формирования. Считалось, что психотерапия – раздел медицины, и ей может заниматься только врач. Это было долгое время правилом.

Если Вы читали предыдущую статью “ ”, то обратили внимание, что там ничего не сказано о мозге, нервной системе, анатомии и физиологии человека. То есть, нельзя сказать, что для проведения психотерапии требуются специальные медицинские знания.

Психотерапия – это лечение словом

Понятие психотерапия объединяет под собой всю многообразную гамму способов лечения с помощью слова (и без лекарств).

Только словом : психоанализ, групповой анализ, когнитивно-поведенческая психотерапия, клиентцентрированная психотерапия Роджерса, аналитическая психотерапия Юнга, трансактный анализ Берна, экзистенциальный анализ и т.д.

Словом и действием : детский психоанализ, психодрама, гештальт-терапия, телесно-ориентированная психотерапия, танцевально-двигательная психотерапия, арт-терапия, и т.д.

Лекарства иногда назначаются в процессе психотерапии в качестве поддержки, но лучше, если это будет делать другой специалист (для соблюдения чистоты метода, несмотря на то, что психотерапевт может быть врачом, имеющим право назначать лекарства).

Психологи и врачи – в чем разница?

Психолог и врач – эти понятия характеризуют полученное образование.

Современные психологические факультеты дают серьезное образование для будущего психотерапевта. Среди дисциплин, которые там изучают:

культурология, антропология, социология, философия, логика, история и теория религий, история психологии, общая, сравнительная, экспериментальная, возрастная, социальная и клиническая психология, психология личности, психология развития, этнопсихология, зоопсихология, психогенетика, математические методы статистики в психологии, анатомия, психофизиология ЦНС, физиология ЦНС, физиология ВНД и сенсорных систем, гормональная регуляция психических состояний , психопатология, основы психотерапии, психодиагностика, тренинги и др.

Можно сказать, что все дисциплины, изучаемые в психологических вузах, так или иначе, подготавливают к психотерапевтической деятельности. Жирным выделены дисциплины, которые традиционно считались вотчиной медиков, но теперь их изучают при подготовке психологов. Конечно, эти дисциплины изучают не так углубленно, как в медвузах, в чем можно убедиться ниже.

Медики в процессе своего обучения изучают следующие дисциплины:

латинский язык, медицинская биология, генетика, анатомия человека, патологическая и топографическая анатомия, общая, биоорганическая и биологическая химия, биологическая физика, история медицины, гистология, эмбриология, цитология, нормальная физиология, патологическая физиология, микробиология с вирусологией и иммунологией, инфекционные болезни, детские инфекционные болезни, эпидемиология, фармакология, внутренние болезни, профессиональные болезни, общая, детская, оперативная и военно-полевая хирургия, хирургические болезни, педиатрия, онкология, лучевая диагностика и лучевая терапия, дерматовенерология, урология, акушерство и гинекология, эндокринология, фтизиопульмонология, оториноларингология, стоматология, офтальмология, физиотерапия, травматология и ортопедия, медицинская реабилитация, судебная медицина, нейрохирургия, неврология, наркология, психиатрия, логика, философия, основы психологии, медицинская психология и др.

Как можно видеть, при подготовке врача основное внимание уделяется анатомии и физиологии, химии и, конечно, лечебному делу. Современная медицина – очень сложная огромная область естествознания, и получается так, что при подготовке врача практически пытаются "объять необъятное". Соответственно, остается совсем немного времени на предметы, необходимые при подготовке психотерапевта (выделены жирным ). И на основы психотерапии в медвузах, как правило, часы не выделяют.

Общее впечатление, что психологов готовят работать с людьми, а медиков – с болезнями.

Врачи могут назначать лекарства, а психологи – нет. Но для психотерапии это не нужно.

Кто может стать психотерапевтом?

Сегодня в нашей стране психотерапевтом может стать врач или психолог (за рубежом такую возможность имеют еще социальные работники, иногда философы).

Но, ни базовое образование психолога, ни образование врача, сегодня, само по себе, не является достаточным, чтобы заниматься психотерапией .

Психотерапевт – это психолог или врач, который продолжил свое образование (прошел специализацию или, как это официально называется в нашей стране, профессиональную переподготовку ) для получения возможности практиковать в области психотерапии .

Научная степень (кандидат или доктор ), также как и кафедральные должности в высших учебных заведениях (доцент или профессор ), сами по себе ничего не говорят о квалификации в практической области. Первые свидетельствуют о достижениях в области науки, вторые – о достижениях в области преподавания в высших учебных заведениях.

Психотерапия родилась в недрах медицины, поэтому в своем определении имеет слово лечение . Психологи пытались ввести свой термин, аналогичный психотерапии, – психокоррекция , но он не прижился. Зато прижился введенный психологами термин психологическое консультирование , под которым следует понимать краткосрочную психотерапию (1-7 встреч), в результате которой должен быть получен некий результат. Психологическое консультирование – это вовсе не постановка диагноза, то, что мы ожидаем от медицинского консультирования (в психологии вообще не принято ставить диагноз, в этом нет особой необходимости и практического смысла).

Но не существует "просто" психотерапии. Психотерапия – это общее понятие. Конкретная психотерапия всегда принадлежит какой-то школе: психоанализ, групповой анализ, когнитивно-поведенческая психотерапия, психодрама и т.д.

Обучение психотерапии (специализация, переподготовка) длится несколько лет. Любая переподготовка (специализация), которая занимает несколько месяцев, конечно, не может внушать доверия. Обучение, казалось бы, такому "несерьезному" виду психотерапии, как танцевальная , в Институте практической психологии и психоанализа в общей сложности длится 4 года.

Как стать психоаналитическим психотерапевтом

© 2005-2017 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт

© 2002-2019 Психоаналитик.Ру: авторский проект Александра Павлова (г. Москва)
:: ИП Павлов Александр Петрович ОГРН 309774623600229
® Все права защищены. Перепечатка материалов сайта допускается только при указании прямой активной ссылки на URL: , а также имени и фамилии автора (авторов) статьи.
:: На сайте расположены также статьи, перепечатка которых запрещена в любом виде без специального разрешения. Об этом внизу такой статьи сделана соответствующая надпись.
:: Если Вами замечены неточности, ошибки или погрешности в оформлении сайта, просьба сообщить по адресу
:: Google-author

Вряд ли кто-то пойдет в окулисты из-за того, что у него плохое зрение, или в неврологи из-за собственных проблем с позвоночником. А вот желание стать психотерапевтом чаще возникает у тех, кто испытал душевное страдание, для кого желание понять себя и то, как устроен человек, - почти жизненная необходимость. Это подтвердили все, с кем встречались авторы статьи.

Однако в конце 80-х годов прошлого столетия, когда в Москве и Ленинграде начали практиковать первые психотерапевты, никто из них не мог даже предположить, что сегодня, в начале ХХI века, психотерапии будет суждено превратиться в одну из самых популярных профессий. А им самим стать чуть ли не легендами, поскольку именно с них началась современная история отечественной психопрактики, надолго «закрытой» в нашей стране в 30-е годы.

Этим людям посчастливилось слушать лекции и участвовать в семинарах самых известных в мире экспертов в области психотерапии и психоанализа, учиться у основоположников разных направлений практической психологии.

У каждого из них - свой путь в психотерапию, и у каждого он связан с внутренней работой с собой, сокрытой от глаз других людей

«Фактически нам была дарована вторая профессиональная молодость, - вспоминает психотерапевт Екатерина Михайлова. - Закончив университет, набив шишек и многому научившись, мы вдруг снова оказались школярами, получили право чего-то не знать, не понимать, задавать дурацкие вопросы, увлекаться, впадать в щенячий восторг… А потом постепенно снова трезветь, матереть… И это большая удача».

Рассказывая о себе, собеседники были открыты и искренни настолько, насколько позволяет им профессия. У каждого из них - свой путь в психотерапию, и у каждого он связан с внутренней работой с собой, сокрытой от глаз других людей. Сегодня эксперты журнала Psychologies согласились приоткрыть эту тайну для нас.

«В языке психоанализа я услышала поэзию»

Наталья Кигай, психоаналитик

В четырнадцать лет я решила, что хочу быть психологом, мне хотелось заниматься математическим моделированием социальных процессов. Это было модно. А на втором курсе психфака МГУ я поняла, что меня гораздо больше интересует психотерапия. В библиотеке факультета были трехтомник Юнга и двухтомник Фрейда. Я прочла и то и другое.

Юнга отложила в сторону. А Фрейд заворожил с первых страниц, я продолжала разыскивать и читать его книги. Все нравилось: подход к исследованию, его стиль, особая добросовестность размышления и язык - язык, который, как мне это почувствовалось, точно описывал процессы внутренней жизни человека в отличие от языка академической психологии. В его языке было нечто чудесное и знакомое - как в «своей» музыке или любимых стихах.

Для меня психоанализ стал еще одной поэзией. Так в восемнадцать лет я и приняла решение стать психоаналитиком. Тогда в нашей стране нигде и никто не учил психоанализу. Поэтому лишь много лет спустя профессия стала явью: личный анализ, теоретический семинар, щедрые, полные энтузиазма учителя и, самое главное, профессиональная среда, коллеги, сотрудничество и чувство локтя.

Изменилось ли что-то со времени первых опытов? Конечно. Юности свойственны мечты, а им - безграничность, грандиозность и надо всем поднимающая легкость. А потом в дело вмешивается принцип реальности. Он укорачивает крылья и придавливает к земле. Это не значит, что ты не можешь воспарить или теряешь чувство легкости, но появляется устойчивость. Утрачиваешь часть оптимизма, но становишься скромнее, смиреннее и в некотором смысле доверчивее к жизни. Перестаешь думать, что все зависит от тебя одной. Начинаешь учиться. И так и не прекращаешь это делать, пока память не откажет.

«Я мечтал стать другим»

Марк Певзнер, психотерапевт, директор тренинговых программ

С детства я мечтал стать моряком: мужественным, смелым, сильным. Был же эмоциональным и очень впечатлительным юношей. Закончив судостроительный техникум, пошел служить на флот, а примерно через полтора года понял, что по своей природе я не военный человек. Я был растерян… Стал много читать: Ромен Роллан, Лев Толстой, Владимир Леви. И внимательно наблюдал за людьми - эту возможность давало замкнутое пространство корабельной жизни. К концу службы у меня было твердое желание изучать психологию.

Я поступил в Ленинградский университет, полагая, что именно там я найду ответы на мучавшие меня вопросы. Позже, работая медицинским психологом, познакомился с Александром Бадхенoм, психиатром-наркологом. Эта встреча определила мою профессиональную судьбу. У нас обоих был огромный интерес к психотерапии, мы стали соратниками и друзьями.

Психотерапия открыла мне, что путешествие по внутреннему миру может быть не менее рискованным, чем морское плавание

В юности я искал пути самосовершенствования вовне. А мой жизненный и профессиональный опыт научили тому, что главный источник развития - внутренний ресурс человека. Сегодня я помогаю людям, веря в их способность использовать внутренние ресурсы и силы. И меня каждый раз удивляет, насколько они огромны. Они просто фантастические! Это настоящее богатство, которым можно научиться управлять, а значит, управлять собой и своей жизнью.

Психотерапия открыла мне, что путешествие по внутреннему миру может быть не менее рискованным, чем морское плавание. Я чувствую себя сильным, устойчивым и мужественным, что во многом связано с тем, что я смог принять себя таким, какой есть. Эмоциональность, чувствительность, открытость - раньше проявление этих качеств воспринималось как слабость, а сегодня я понимаю, что это мой дар, а значит, и моя сила.

«Мне хотелось понять, как устроен мир»

Инна Хамитова, клинический психолог, системный семейный психотерапевт

Все началось с любопытства: я очень хотела разобраться в том, как устроен мир... Закончив физфак МГУ, даже успела поработать по специальности. Но когда в начале 90-х ассигнования на науку сократились до нуля, встал вопрос: или эмигрировать, или искать другую нишу. А поскольку мой интерес к секретам мироздания так и не исчерпал себя, увлечение психологией можно считать закономерным: разница состояла лишь в том, чтобы изучать не внешний, а внутренний мир человека.

Была и вторая причина: многие близкие мне люди так же внезапно оказались выброшенными из жизни... Мы искали ответы на самые сложные экзистенциальные вопросы: зачем мы живем, зная о неизбежности смерти. Что нами движет? Как мы строим отношения с людьми, будучи в экзистенциальном смысле одинокими...

Оказавшись в Институте практической психологии и психоанализа, в атмосфере единомышленников, я смогла приблизиться к этой цели. Но главным сюрпризом прошедших лет стало то, как я изменилась сама за годы учебы, собственной психотерапии, работы с каждым клиентом, каждой семьей.

Получается, что я шла в психотерапию помогать людям, а начала лучше понимать себя, осознавать, что важно, а что нет. В результате изменилось отношение к жизни. Теперь я понимаю, что в тридцать лет, когда я только начинала заниматься этой профессией, я была абсолютно другой. Мною руководил в основном исследовательский интерес к внутреннему миру человека, сейчас же мне важно помогать людям.

Это очень приятно, когда у клиента меняется качество жизни или он, столкнувшись с трагическими обстоятельствами, не ломается, а находит в себе неведомые ранее ресурсы и даже становится счастливее. И всегда радостно ощущать свою сопричастность этому процессу.

«Меня поразил живой человеческий голос»

Екатерина Михайлова, психотерапевт, специалист по психодраме

Ребенком я могла часами лежать у муравейника и наблюдать, как исчезают и появляются цветные бисеринки на поверхности муравьиного купола. Этот исследовательский интерес определил и мой профессиональный выбор - я поступила в МГУ для того, чтобы стать ученым.

На третьем курсе психфака мой преподаватель Андрей Андреевич Пузырей поручил мне перевести одну из статей Карла Роджерса, в которой американский психотерапевт описывал то, что происходит между ним и человеком, который приходит за помощью. Меня удивило и потрясло то, что впервые в научной работе я услышала живой человеческий голос! Так мне открылся неизвестный мир психотерапии, и я, конечно, очень захотела в него заглянуть…

В начале 80-х это было возможно только через англоязычные тексты: мы жадно переводили и обсуждали с коллегами, психологами-практиками, попавшие в руки буквально на пару вечеров книги основателей психотерапии, привезенные кем-то из-за границы, ксероксы или распечатки на машинке их статей.

В начале 90-х появилась возможность ездить учиться и приглашать в Москву звезд психотерапии. Мы старались узнать и овладеть разными методами. Я предпочла психодраму. Этот метод не может устареть, исчезнуть или надоесть, потому что истинный автор происходящего на сессии не психотерапевт, а клиент, а человек сам себе надоесть не может.

Мне же как ведущей сессии и тогда, и сейчас кажется невероятно интересным оказаться с человеком в таком пространстве, где он живее и талантливее, чем в обычной жизни, гораздо больше готов к открытиям, новому опыту и невероятным изменениям.

«Я старался противостоять бессмысленности»

Александр Черников, семейный психотерапевт

В 1985 году я закончил Московский институт стали и сплавов и распределился в «ящик» - НПО «Алмаз». Еще совсем недавно он был «шарашкой», где работали заключенные - научные сотрудники, отбывающие наказание. Мой непосредственный начальник - доктор технических наук, лауреат Сталинской премии - был одним из них в 50-е.

Стены этого учреждения еще хранили дух режима: на каждом этаже стоял часовой, и свой блокнот с записями я должен был сдавать в Первый отдел. В общем, я чувствовал себя винтиком бесчеловечного и бессмысленного механизма. Стараясь справиться с этим состоянием, я занялся альпинизмом. Горы добавили разнообразия переживаний, но чувство бессмысленности не проходило. К дальнейшим поискам меня стимулировало участие в одном из первых психологических тренингов, и в 1987 году я оказался в МГУ на психфаке.

Ощущение было такое, как будто в душной комнате распахнулось настежь окно. Меня увлекли системная семейная терапия и психодрама - аналитика одного метода и энергетика другого прекрасно уравновешивали друг друга. Я защитил диссертацию и стал специализироваться в области супружеской психотерапии.

Консультируя, я постоянно убеждаюсь, что искренний и глубокий контакт с близкими - это важнейшее противоядие фальши общественной жизни и экзистенциальной тревоге бытия. Осмысленность жизни вообще удается, лишь когда мы не лжем себе и способны быть рядом с другим человеком, позволить себе быть связанным с ним. И конечно, психотерапия лучше любой другой профессии учит принятию людей, смирению перед чужой автономией и непохожестью на тебя другого человека.