Сочинения

Что происходит в голове у подростка. «Трудный возраст»: как меняется мозг подростка. Взросление не так прямолинейно

Невероятные факты

Они драматичны, иррациональны и агрессивны, порой, без причины. У них глубокая потребность как в ощущении себя независимыми, так и в нежности, заботе и любви.

Существует причина, которая объясняет такого рода поведение, как у детей ясельного возраста, так и у подростков: после младенчества, самый драматический всплеск роста мозга происходит именно в подростковом возрасте.

Ниже представлены 10 фактов о мозге подростка, о которых должен знать каждый родитель.


Критический период развития

Определяемый примерно между 11 и 19, подростковый возраст считается критическим временем развития, причем не только во внешних проявлениях. "Мозг продолжает изменяться на протяжении всей жизни человека, однако огромные скачки в развитии происходят именно в подростковом возрасте", - говорит Сара Джонсон (Sara Johnson), доцент университета Джонса Хопкинса.

"И так как подросток проходит через эти скачки и рывки, новые навыки и когнитивные способности также приходят к нему рывками и скачками", - объясняет Шерил Файнштейн (Sheryl Feinstein), автор книги "Внутри подросткового мозга: работа родителей продолжается". Родители должны понимать, что, несмотря на то, насколько высоким стал их сын или насколько укоротились платья их дочери, они по-прежнему находятся в важнейшем периоде развития, которое окажет огромное влияние на всю их дальнейшую жизнь.


Цветущий мозг

Раньше ученые полагали, что только мозг младенца обладает переизбытком нейронных связей, которые в течение первых трех лет жизни "укладываются" в определенную систему. Однако, сканирование мозга во время многочисленных исследований, показало, что в организме человека в период подросткового возраста происходит второй подобный всплеск роста нейронов, достигая своего пика у девочек в 11 лет, а у мальчиков в 12.

Джонсон отмечает, что приобретаемый подростками опыт и новые впечатления, начиная от чтения книги про вампиров и заканчивая получением водительских прав, в основном следует стратегии "используй эту энергию или потеряешь ее". Структурные перестройки, как полагают, будут продолжаться до 25 лет, затем на протяжении всей жизни также будут происходить некоторые изменения, но уже не в таких масштабах.


Новые навыки мышления

Благодаря увеличению количества серого вещества, мозг подростка становится более "связанным" и получает "вычислительную мощность". Подростки начинают показывать расчетные навыки, а также навыки принятия взрослых решений, если в их распоряжении есть время и соответствующая информация.

Однако, зачастую их решения могут чрезмерно зависеть от эмоций, поскольку их мозг больше полагается на работу лимбической системы (эмоциональная часть мозга), и гораздо меньше зависеть от рациональности, за которую отвечает префронтальная кора.

"Эта двойственность может сильно затруднять процесс понимания родителями своих детей", - сказал Джонсон, имея в виду, что иногда подростки делают вещи, к примеру, слишком быстро ездят, о вредном воздействии которых сами прекрасно знают.


Подростковые истерики

Подростки находятся в том возрасте, когда перед ними открываются двери новых навыков, особенно относительно социального поведения и абстрактного мышления. Но они еще не умеют ими пользоваться, поэтому должны экспериментировать, и иногда многие из них используют своих родителей в качестве подопытных кроликов. Большинство детей этого возраста рассматривают конфликт как тип самовыражения, и могут испытывать некоторые проблемы с фокусировкой на абстрактных идеях или с пониманием чужой точки зрения.


Также, как родитель ведет себя, когда его новорожденный ребенок плачет, также он должен и относиться к истерикам своего ребенка – подростка, то есть не воспринимать это как личное оскорбление. Подростки имеют дело с огромным количеством социальных, эмоциональных и когнитивных потоков, а способности справиться с ситуацией у них очень слабо развиты. Они нуждаются в своих родителях, людях с более стабильной работой мозга, которые должны им помочь, оставаться спокойными, всегда уметь выслушать и быть хорошим примером для подражания.


Интенсивные эмоции

"Половое созревание – это начало серьезных изменений в лимбической системе", - говорит Джонсон, ссылаясь на часть мозга, которая не только помогает регулировать частоту сердечных сокращений и уровень сахара в крови, но также играет решающую роль при формировании воспоминаний и эмоций.


Часть лимбической системы, миндалина, как полагают, "подключает" сенсорную информацию к эмоциональной реакции. Ее развитие, наряду с гормональными изменениями, может привести к возникновению новых интенсивных переживаний гнева, страха, агрессии (в том числе и по отношению к себе), возбуждения и сексуального влечения.

В период подросткового возраста, лимбическая система находится под контролем префронтальной коры, области мозга, которая связана с планированием, импульсным управлением и более высоким порядком мыслей. Когда дополнительные области мозга начинают помогать процессу восприятия эмоций, подростки старшего возраста получают некоторое равновесие, им легче становится понять другого человека. Но до тех пор, они не в состоянии правильно интерпретировать то, о чем говорят им родители и учителя.

"Вы должны быть максимально осторожными, однако, вам все равно не раз придется испытывать гнев или разочарование от того, что ваш ребенок не понимает того, о чем вы ему говорите", - добавила она.


"Равное" удовольствие

Как только подростки начинают лучше мыслить абстрактно, увеличивается их степень социальной обеспокоенности. Абстрактное мышление позволяет им смотреть на себя глазами других. Подростки используют этот навык, чтобы размышлять о том, что о них думают другие. В частности, одобрение их персоны другими подростками действует на их мозг крайне положительно, это может в некоторой степени объяснить тот факт, почему подростки более склонны к риску, когда находятся в окружении себе подобных.

Наличие друзей также помогает подросткам развивать навыки ведения переговоров, поиска компромиссов и планирования чего-то. "Они практикуют взрослые социальные навыки в безопасной обстановке, естественно, что с самого начала у них далеко не все получается", - сказала Файнштейн. Поэтому даже если они просто сидят в окружении своих друзей, мозг подростка напряженно работает на приобретение важных жизненных навыков.


Измеряемый риск

"Торможение в работе мозга происходят несколько позже, чем ускорение в его функционировании", - говорит Джонсон, имея в виду развитие префронтальной коры и лимбической системы соответственно. В то же время, подростки нуждаются в более высоких дозах риска, для того, чтобы чувствовать те же эмоции, что и взрослые.

Вместе взятые, эти изменения могут сделать подростков уязвимыми перед лицом людей, практикующих рискованное поведение, к примеру, употребление наркотиков, небезопасные прыжки в воду или участие в драках. К концу переходного возраста, годам к 17, и после него, часть мозга, ответственная за контроль импульсов и обдуманные решения, становится более активной, что помогает им справляться с искушениями, которым они не в силах противостоять, находясь в среднем подростковом возрасте.

Что должен делать родитель в это время? Продолжать помогать своему ребенку. "Как и все дети, подростки обладают специфическим развитием уязвимостей, и они крайне нуждаются в родителях, которые могут повлиять на их поведение и в некоторой степени ограничить их", - говорит Джонсон.


Родители по-прежнему важны

По словам Файнштейн, изучение подростков показало, что 84 процента из них очень высокого мнения о своих матерях, и 89 процентов о своих отцах. Более, чем три четверти подростков предпочитают проводить время со своими родителями, 79 процентам очень нравится гулять с матерью, а 76 процентов подростков отметили, что любят часто заниматься совместной деятельностью с отцом.

Одна из задач подросткового возраста – это подготовка к самостоятельной жизни и создание в некоторой степени автономии, однако, это вовсе не означает, что они больше не нуждаются в родителях, даже если они и говорят об этом.

"Они все еще нуждаются в установлении определенного рода жизненной структуре и испытывают потребность в своих родителях, которые могут их этим обеспечить. Родитель, который начинает относиться к своему 16-ти или 17-ти летнему ребенку как ко взрослому, крайне неправильно поступает, так как он дает ребенку тем самым установку на неудачу", - говорит специалист.

Одним из самых действенных способов быть хорошим родителем вашему ребенку – это не только быть внимательным слушателем, но и быть хорошим примером для подражания, особенно при стрессовых ситуациях и других жизненных трудностях, это поможет ребенку развить свои собственные стратегии выживания, основываясь на родительские. "Ваш подросток наблюдает за вами", - отмечает Файнштейн.


Потребность в большем количестве сна

Это миф, что подросткам нужно меньше сна, чем маленьким детям. Им необходимо спать 9-10 часов в сутки, хотя большинство подростков не соблюдают этот график. Это частично объясняется тем, что в подростковом возрасте происходит смена циркадных ритмов: организму нужно позже ложиться и позже вставать.

Но из-за раннего начала занятий, многие подростки в течение всей недели страдают от легких когнитивных нарушений. Недостаток сна усугубляет нервозность и негативное отношение к происходящему, поэтому сон, как полагается, оказывает неоценимую помощь в реорганизации подросткового мозга. "Существует разрыв между потребностями организма подростка и обычными графиками сна и бодрствования взрослого человека".


"Я – центр Вселенной, но эта Вселенная никуда не годится!"

Гормональные изменения, происходящие в период полового созревания, оказывают огромное влияние на мозг, одним из которых является стимулирование выработки рецепторов окситоцина.

Хотя окситоцин часто называют "гормоном связи", повышенную чувствительность к его воздействию в лимбической системе также связывают с чувством самосознания, что заставляет подростка полагать, что все вокруг смотрят только на него. Это чувство максимально одолевает ребенка в возрасте 15 лет.

"Это первый раз, когда они начинают чувствовать себя частью мира", - отмечает Джонсон, то есть начинают видеть не только свою семью и школу, но и то, что находится за их пределами. Они впервые начинают задавать себе вопросы, типа: Каким человеком я хочу быть, и какое место в мире занять?

До тех пор, пока их мозг начнет отличать оттенки серого, ответы на эти вопросы могут быть весьма односторонними, но работа родителей в том и состоит, чтобы помочь своему ребенку изучить суть вопроса, но не решать за него.


Вчерашние милые дети превращаются в бунтарей. Подросток отдаляется от родителей и делает все наперекор. Родители недоумевают, что они сделали не так. Психиатр Дэниел Сигел объясняет: причина в изменениях на уровне мозга.

Представьте: вы спите. Отец заходит в комнату, целует вас в лоб и говорит: «С добрым утром, милая. Что будешь на завтрак?» «Овсянку», — отвечаете вы. Спустя полчаса вы приходите на кухню — на столе вас ждет дымящаяся тарелка овсянки.

Так выглядело детство для многих: родители и другие близкие люди заботились о нас. Но в какой-то момент мы стали отдаляться от них. Мозг изменился, и мы решили отказаться от овсянки, приготовленной родителями.

Вот для чего людям нужен подростковый возраст. Природа меняет детский мозг, чтобы его обладатель не остался жить с мамой. В результате изменений ребенок отходит от привычного уклада жизни и отправляется навстречу новому, незнакомому и потенциально опасному. Так же меняются отношения подростка с людьми. Он отдаляется от родителей и сближается со сверстниками.

Мозг подростка претерпевает множество изменений, которые влияют на отношения с людьми. Вот несколько наиболее значимых.

По мере приближения подросткового возраста эмоции ребенка становятся интенсивнее. Подростки часто хлопают дверьми и дуются на родителей — этому есть научное объяснение. Эмоции формируются при взаимодействии лимбической системы и стволовой части головного мозга. В организме подростка эти структуры сильнее влияют на принятия решений, нежели у детей и взрослых.

В одном из исследований поместили детей, подростков и взрослых в томограф. Участникам эксперимента показывали фотографии людей с нейтральным выражением лица или с ярко выраженными эмоциями. Ученые зафиксировали более сильный эмоциональный отклик у подростков и умеренный отклик среди взрослых и детей.

Сейчас мы чувствуем себя так, а через минуту иначе. Пусть взрослые от нас отстанут. Дайте нам чувствовать то, что мы чувствуем

Также подростки склонны видеть эмоции в других людях, даже если их нет. Когда подросткам в томографе показывали фотографии с нейтральными эмоциями на лицах, их мозжечковая миндалина активировалась. Подросткам казалось, что человек на фотографии испытывает отрицательные эмоции.

Из-за повышенной эмоциональности подростков легко вывести из себя или расстроить. У них часто меняется настроение. Они сами себя плохо понимают. Один парень как-то мне сказал: «Объясните это взрослым. Сейчас мы чувствуем себя так, а через минуту иначе. Пусть взрослые от нас отстанут. Дайте нам чувствовать то, что мы чувствуем». Это неплохой совет. Если взрослые наседают на подростков и пытаются наказать за излишнюю эмоциональность, это только отдаляет их.

Притягательность риска

В нашем организме есть нейротрансмиттер дофамин. Он участвует в совместной работе ствола мозга, лимбической доли и коры головного мозга. Именно благодаря дофамину мы хорошо себя чувствуем, когда получаем награду.

По сравнению с детьми и взрослыми у подростков ниже базовый уровень дофамина, но выше всплески при его выработке. Новизна — один из главных триггеров, запускающих выброс дофамина. За счет этого подростков привлекает все новое. Природа создала систему, которая заставлять стремиться к переменам и новизне, толкает к незнакомому и неопределенному. Однажды это заставит молодого человека покинуть родительский дом.

Мозг подростка фокусируется на положительных и захватывающих аспектах принятого решения, игнорируя отрицательные и потенциально опасные последствия

Когда уровень дофамина падает, подросткам становится скучно. Все старое и доброе их удручает. Это нужно учитывать при организации учебного процесса в средних и старших классах. Школы и учителя должны использовать внутреннюю тягу подростков к новизне, чтобы заинтересовать их.

Еще одна особенность подросткового мозга — изменение процесса оценки, что хорошо и что плохо. Мозг подростка фокусируется на положительных и захватывающих аспектах принятого решения, игнорируя отрицательные и потенциально опасные последствия.

Психологи называют такой тип мышления гиперрациональным. Оно заставляет подростков быстро ездить, принимать наркотики и вступать в опасные половые связи. Родители не зря беспокоятся о безопасности своих детей. Подростковый возраст — действительно опасный период.

Близость со сверстниками

Привязанности всех млекопитающих основаны на детских потребностях в заботе и безопасности. В первые годы жизни человека привязанность очень важна: малыш не выживет без заботы взрослых. Но по мере нашего взросления привязанность не исчезает, она изменяет свой фокус. Подросток меньше полагается на родителей и все больше на сверстников.

В подростковом возрасте мы активно сближаемся с друзьями — это естественный процесс. Именно на друзей мы будем полагаться, когда покинем родительский дом. В дикой природе млекопитающие редко выживают в одиночку. Взаимодействие со сверстниками для подростков воспринимается как вопрос выживания. Родители отходят на второй план и чувствуют себя отвергнутыми.

Главный недостаток такого изменения — близость с группой подростков или даже одним человеком кажется вопросом жизни и смерти. Миллионы лет эволюции заставляют подростка думать: «Если у меня не будет хотя бы одного близкого друга, я умру». Когда родители запрещают подростку идти на вечеринку, для него это становится трагедией.

Взрослым кажется, что это глупо. На самом деле глупость ни при чем, так заложено эволюцией. Когда вы запрещаете дочери идти на вечеринку или отказываетесь покупать новые туфли, подумайте, как это важно для нее. Это поможет укрепить отношения.

Выводы для взрослых

Взрослые должны уважать процесс взросления детей. Подростков захватывают эмоции и заставляют их выйти из-под родительского крыла, сблизиться со сверстниками и отправиться навстречу новому. Таким образом мозг помогает подросткам находить «овсянку» за пределами родительского дома. Подросток начинает сам заботиться о себе и искать других людей, которые будут о нем заботиться.

Это не значит, что в жизни подростка не остается места для родителей и других взрослых. Мозг ребенка изменяется, и это влияет на его отношения с окружающими. Родителям важно принять тот факт, что их роль в жизни ребенка тоже меняется. Взрослым стоит задуматься, чему можно научиться у подростков.

Эмоциональные всплески, любовь, социальная активность, дружба, новизна и творчество стимулируют рост мозга и поддерживают его молодость

Сколько взрослых остались верны принципам подросткового периода, занимаются тем, что они любят? Кто остался социально активным, сохранил близких друзей? Кто продолжает пробовать новые вещи и не привязывается к старому, загружает свой мозг творческими изысканиями?

Нейробиологи установили, что мозг постоянно растет. Они называют это свойство нейоропластичностью. Эмоциональные всплески, любовь, социальная активность, дружба, новизна и творчество стимулируют рост мозга и поддерживают его молодость. Все это — качества, присущие подростковому периоду.

Вспомните об этом, когда вам захочется подколоть подростка за его поведение или использовать слово «подросток» в уничижительной манере. Не высмеивайте их эмоциональность и непокорность, лучше сами побудьте немного подростком. Исследования предполагают — именно это нам нужно, чтобы сохранить ум острым и молодым.

Об авторе

Дэниел Сигел (Daniel Siegel) — профессор психиатрии в Медицинской школе при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, автор книг «Майндсайт. Новая наука личной трансформации» и «Внимательный мозг».

Уровень ожирения растет во всем мире, и особенно ему подвержены молодые люди. Они являются главными потребителями высокоэнергетических, сладких и перегруженных жиром продуктов и подслащенных напитков.

Повышенный метаболизм и быстрый рост в период полового созревания могут защитить от ожирения. Тем не менее легкий доступ к нездоровой пище и сидячий образ жизни нивелируют эти природные механизмы защиты.

Как сахар влияет на функционирование мозга

Рацион с высоким содержанием рафинированного сахара и насыщенных жиров не только способствует увеличению веса и появлению других проблем, связанных со здоровьем, но и оказывает пагубное воздействие на функционирование мозга.

Известно, что чрезмерное потребление нездоровой пищи повреждает области мозга, которые отвечают за обучение и память. Нейроны в областях мозга, включая гиппокамп, который кодирует воспоминания, больше не могут работать эффективно, что приводит к проблемам с обучением.

Это вызывает серьезную озабоченность, так как подростковый возраст является критическим формирующим периодом для познания мира. Подростковый возраст - это также время для только что обретенной независимости, в том числе и в выборе продуктов питания.

Результаты испытаний на грызунах

Недавние исследования на грызунах показали, что мозг подростка подвержен повышенному риску развития когнитивной дисфункции, вызванной неправильным рационом. У мышей подросткового возраста развиваются проблемы с памятью после потребления продуктов с высоким содержанием жиров.

Крысы-подростки, которые пили сладкие напитки, показали сниженную способность вспомнить конкретное место, ведущие к аварийным люкам. Эти результаты сравнивались с данными для взрослых крыс, пьющих сладкие напитки, и крыс-подростков, которые употребляли продукты с низким содержанием сахара.

Мозг крыс-подростков, которые употребляли сахар, также показал повышенный уровень воспаления в гиппокампе, что нарушает процесс обучения и функции памяти. Воспаление в мозге может способствовать снижению когнитивных функций и развитию деменции.

Последствия ожирения

Отрицательные последствия ожирения также наблюдаются у молодых людей. Тучные подростки показывают худшие результаты в математике, правописании. Они также имеют меньшую гибкость ума, чем подростки со здоровым весом. Структурное сканирование мозга показало, что гиппокамп тучных подростков имеет меньший размер. Это свидетельствует о том, что чрезмерное количество жира в организме влияет на центр обучения в мозге.

Развитие мозга у подростков

Мозг подростков претерпевает значительные изменения в отношении развития с точки зрения структуры и функций. Подростковый возраст является периодом повышения нейропластики из-за кардинальных изменений в связях внутри разных областей мозга.

Исследования мозга показывают, что префронтальная кора полностью созревает только к 20 годам. Эта область мозга имеет исполнительные функции, то есть отвечает за поведенческий контроль, внимание и принятие решений.

Плохое функционирование префронтальной коры в подростковом возрасте может объяснить повышенный риск неприемлемого поведения у подростков, в том числе опасного вождения, употребления наркотиков и выпивки.

Предоставление подросткам информации о небезопасном поведении чаще всего ими игнорируется. Префронтальная кора головного мозга помогает нам противостоять поведению, вызванному событиями в окружающей среде. Сопротивление такому поведению на фоне немедленного вознаграждения может быть трудным, особенно для подростков.

Мозг подроска любит награды

Рискованное поведение подростков часто приводит к немедленной награде. Система вознаграждения в мозге освобождает нейротрансмиттер допамин во время стимуляции - приятных событий, что увеличивает для подростка важность выполнения этих мероприятий.

Подростков особенно привлекают награды, в том числе вкусные продукты с высоким содержанием жира и сахара. Система вознаграждения подростков чувствительна к стимуляции и может быть навсегда изменена сверхактивацией в этот период.

В сочетании с пониженной способностью противостоять поведению, которое приводит к вознаграждениям, не удивительно, что подростки предпочитают употреблять в пищу продукты, которые легко получить, и которые приносят удовольствие, даже если они могут навредить здоровью.

Изменения в головном мозге, вызванные чрезмерным потреблением сладких продуктов питания в подростковом возрасте, могут проявиться намного позже. Взрослый человек в таком случае не может испытытать чувство удовлетворения. Исследования показали, что самцы крыс, которые пили сладкую воду в подростковом возрасте, имели сниженную мотивацию и удовольствие от награды, когда они были взрослыми.

Эти формы поведения являются основными особенностями расстройств настроения, включая депрессию. Это свидетельствует о том, что то, как мы едим в подростковом возрасте, может повлиять на функции мозга уже взрослого человека, что приводит к долгосрочным изменениям в предпочтении еды и достижении чувства вознаграждения.

Пластичность мозга

Чрезмерное потребление нездоровой пищи в подростковом возрасте может подорвать нормальные процессы созревания мозга. Это может изменить нормальные траектории развития, что приводит к выдерживающим поведенческим предрасположенностям. В этом случае привычка потреблять жирные и сладкие продукты приводит к ожирению.

К счастью, повышенная пластичность мозга подростков означает, что молодые люди могут быть более чувствительны к изменениям. Возможности выявления и вмешательства для молодых людей с высокой степенью риска могут предотвратить разрушительные негативные поведенческие спирали, которые возникли в подростковом возрасте. Это может стимулировать развитие здоровых привычек.

В подростковом возрасте существует масса возможностей развития и изменения. В этой главе нас ожидают хорошие новости: данные исследований мозга говорят о том, что самооценку можно поправить и в подростковом возрасте. Не исключено, что в случае с самооценкой всегда есть шанс на улучшение.

Золотой шанс для укрепления самооценки
Благодаря исследованиям последнего десятилетия мы получили новые сведения о головном мозге, которые будут небезынтересны родителям: мозг подростка почти так же пластичен, как и мозг младенца, возможности его развития и потенциал формирования колоссальны в период с двенадцати-тринадцати до тридцати лет. В частности, это значит, что в подростковом возрасте можно укреплять и корректировать самооценку.

В годы, предшествующие половому созреванию, происходит небывалое перепроизводство клеток головного мозга, пик которого приходится на возраст приблизительно одиннадцати лет у девочек и двенадцати у мальчиков. Дети вступают в подростковый период, имея массу новых клеток головного мозга, чье количество значительно превышает необходимое. Мозг едва ли не содрогается от распирающей его новой «команды», он готов формировать связи и совершенствоваться. У подростка море возможностей, поскольку мозг очень восприимчив и открыт для новой информации.

Мы как родители можем использовать знание о пластичности мозга подростков, чтобы наилучшим образом поддержать своих взрослеющих детей, научить их владеть собой и справляться с жизненными трудностями. Мы чуть более подробно остановимся на происходящих в мозге процессах, прежде чем начнем говорить о том, как эффективно помогать подросткам развиваться.

«Сейчас или никогда»
То, что происходит в головном мозге подростка, напоминает процесс, имевший место в первые годы жизни: перепроизводство клеток и установление связей между ними. Клетки, которые включаются в опыт и действие, образуют устойчивые нейронные сети, а неиспользованные клетки пропадают.

«Сейчас или никогда» – выражение, четко отражающее процессы, протекающие в головном мозге, поскольку клетки должны быть использованы и задействованы в нейронной сети, или же они исчезнут без следа. А нейронные пути, которые на протяжении длительного времени будут использоваться, разрастутся и укрепятся. Затем вокруг нейронного соединения возникает своего рода изоляция – миелиновая оболочка, которая способствует увеличению скорости проведения и эффективности воздействия нервного импульса. Ученые описывают такое развитие как нейронный детерминизм – наиболее используемые связи и соединения выживают и укрепляются.

Развитие головного мозга в подростковом периоде характеризуется двумя важнейшими особенностями: мозг специализируется за счет процесса, при котором малоиспользуемые связи теряются, в то время как часто используемые, напротив, разрастаются и укрепляются. На практике это означает, что подростки совершенствуются в том, чему уделяют много времени. Наряду с этим происходит усиление взаимодействия между различными областями головного мозга: отделы, отвечающие за эмоции, все крепче привязываются к сложным мыслительным функциям, таким как планирование и контроль импульсивности. Лобная доля созревает и интегрируется с остальными областями головного мозга. Лобная доля отвечает за способность планировать, мыслить логически и последовательно, думать о нескольких вещах одновременно и управлять эмоциональными импульсами. Интеграция на практике означает, что подростки постепенно научаются мыслить зрело, разумно, понимать и учитывать последствия своего поведения и планировать свои действия, исходя из реалистичных предпосылок.

Пластичность мозга делает подростковый период опасным и в то же время открытым для массы возможностей. Все, чем занимается четырнадцатилетний или восемнадцатилетний человек, весь его опыт влияют на его дальнейшую жизнь. Это не значит, что впоследствии ничего нельзя будет исправить, ведь развитие продолжается на протяжении всей жизни и мозг сохраняет пластичность вплоть до самой смерти. Но никогда больше возможностей для интеграции и специализации навыков и функций не будет так много, как в подростковый период жизни. Поэтому этот возраст предоставляет прекрасные возможности для научения и развития вообще и для укрепления самооценки в частности. К этому мы вернемся еще не раз.

Созревание мозга отчасти регулируется генетической предрасположенностью. Люди рождаются с индивидуальными различиями, и коды, заложенные в генах, по мере взросления человека постепенно активируются. Однако наследственность и среда влияют на развитие подростка в совокупности, так же как и на развитие младенца. Физиология и гены задают рамки развития, а не предопределяют его. Именно среда и получаемый опыт, все события жизни определяют, какие нейронные связи образуются и укрепятся, а какие исчезнут.

Не только гормоны
Резкие смены настроения и горячность подростков принято объяснять выбросом гормонов, сопровождающим половое созревание. Разумеется, гормоны стимулируют эмоциональность юношей и девушек. Но как показывают новейшие исследования, первоочередная причина типичного подросткового поведения – революционные изменения, происходящие в головном мозге. Когда достигается пик готовности клеток головного мозга образовывать активные нейронные соединения, происходят ощутимые изменения в поведении. Результаты исследований говорят о том, что этот период включает в себя совершенно определенные изменения, происходящие со всеми подростками (вне зависимости от культуры, в которой они растут):
возросшая тяга к новому;
пренебрежение опасностью и склонность к риску;
потребность утвердиться перед друзьями теперь сильнее, чем потребность утвердиться в семье.

Последнее родители подростков знают по опыту: отношения с друзьями становятся важны как никогда. Подросткам нужно испробовать все новое и неизвестное, включая то, что представляет опасность. Именно это и есть дилемма развития: с точки зрения эволюции стремление молодежи покинуть отчий дом, чтобы научиться жить самостоятельно и со временем создать собственную семью, обоснованно. Открытый и пытливый разум в этот период необходим, чтобы юный индивид приспособился к возможностям жизни своего поколения и соответствовал его требованиям. Давайте представим (чисто гипотетически), что мозг полностью формируется и созревает к моменту, когда подросток обращается к миру друзей и новых возможностей для самостоятельной жизни. В таком случае едва ли в жизни нового поколения произойдут какие-то значимые изменения по сравнению с поколением предыдущим. Вполне вероятно, что пластичный мозг подростка в сочетании с исследовательским пылом способствует развитию человечества.

В то же время имеется определенная опасность в том, что молодые люди выходят в мир, имея относительно незрелый мозг, что они не обладают потенциалом взрослых, их способностью к здравомыслию, не располагают опытом, необходимым для совладания с окружающим миром. Даже нам, взрослым, порой приходится нелегко. Поэтому мы подробнее остановимся на том, как мы можем поддержать подростка на его неспешном пути прочь из родного гнезда. Многим родителям кажется, что до разума их детей в подростковом возрасте не достучаться – как будто мозг закрыт на реконструкцию. Однако в действительности это не так: в подростковый период мозг открыт для восприятия нового как никогда. Поэтому для описания мозга подростка будет правильнее использовать другую метафору, не из строительной, а из бюрократической области: «На рассмотрении; принимаются предложения для обсуждения». И мы, родители, все еще рядом. Мы представляем собой комитет, разработавший «документы». Документы пока не утверждены: они на рассмотрении, могут вернуться и на доработку… Подросток выходит в мир, но все еще нуждается в надежной базе в лице мамы и папы.

Молодое поколение выбирает автоматизацию, а точнее они закажут голосовые поздравления , чем сами приедут и подарят хотя бы минутку внимания. Время нынче такое.

Почему подростки порой такие капризные, ленивые, эгоистичные, просто кошмарные? Даже достаточно умные подростки импульсивно могут порой совершать ужасно глупые вещи?

Оказывает, что, несмотря на многочисленные книги о психологии подростков, никто не описывал процессы, происходящие в мозге в пубертатный период, которые и приводят к таким сильным и порой страшным изменениям. Мозг тинейджера только недавно стал предметом серьезных исследований, которые и показывают, как мало мы знаем о нем.

Но разве знания о процессах в нем сделают жизнь легче? Скорей всего нет, но это поможет нам хоть что-то понять.

Одежда валяется в ванной, вещи теряются, грязные тарелки повсюду… Почему подросток настолько неаккуратен?

Чтобы быть опрятным, необходим высокий уровень развития когнитивных способностей, при этом подросток еще не способен достаточно хорошо себя контролировать. Части мозга соединяются между собой через синапсы, которые изолированы, как электрические провода. Изолятором служит вещество миелин, состоящее преимущественно из липидов. Его образование требует времени. Этот процесс занимает несколько лет, начинается в задней части головного мозга и медленно движется вперед. В последнюю очередь дело доходит до лобной и предлобной областей, которые отвечают за понимание, сочувствие, ощущение опасности. Это означает, что умные подростки совершают глупые поступки под влиянием импульса. Поэтому не думаю, что организованность стоит в числе приоритетных задач подрастающего поколения. У них есть другие проблемы, о которых стоит волноваться – на уборку у них просто не хватает времени.

Почему подростки так агрессивна с родителями?

У подростков довольно часто случаются ситуации, которые их расстраивают или сердят. Рискованное поведение и импульсивность они проявляют, потому что их лобные доли не до конца развиты, соответственно, могут появляться перепады настроения и приступы гнева. Взрослые могут ответить на такое поведение взаимной агрессией. Я, конечно, не призываю потворствовать такому поведению ребенка, но, считаю, если родители будут понимать, что творится с их чадом, они будут терпимее и не станут замыкать этот порочный круг, отталкивая тем самым своего ребенка. Попытайтесь стать ближе к нему, несмотря на то что Вам кажется, будто бы он отдаляется. Всегда считайте до 10 и думайте дважды. Это время, когда может развиться психическое заболевание, а гнев может быть прикрытием депрессии или других тревожных расстройств.

Почему ребенок часто не разговаривает с родителями?

Пубертатный период – это возраст самооткрытия, поисков нового поведения, вполне естественно, что они начинают разрывать отношения. Они становятся независимыми, но мы живем в очень сложное время, никогда в истории у подростков не было столько возможностей и при этом столько потенциально опасных моментов, и огромное влияние оказывает всемирная паутина. Потому родители всегда должны оставаться бдительными и не терять с ними связь. Сегодня для откровенного разговора подростки выбирают беззрительный контакт, чтобы было проще разговаривать о некоторых личных вещах.

Почему подросток вечером отказывается ложиться спать, а утром невозможно его разбудить?

На этот вопрос есть чисто биологически обоснованный ответ. У многих млекопитающих периоды сна изменяются и изменяются именно в подростковом возрасте. Их биологические часы, можно сказать, запрограммированы на то, чтобы просыпаться и засыпать на три-четыре часа позже взрослых. И это проблема, ведь они не высыпаются, если Вы будите их в 8 утра. А хроническое недосыпание явно не помогает при учебе. Ведь сон очень важен для развития памяти и внимания. И причина этого заключается в развитии головного мозга и проходящих в нем процессах.

Учитывая то, как развивается мозг подростка, может ли быть снижен возрастной ценз до 16 лет?

Общество по обе стороны Атлантики не может прийти к единому мнению по поводу подростков. Одним из примеров двойственного отношения является США, где 18-летних молодых людей посылают на войну, но при этом пить им разрешают только в 21. И оказывается, что 16-летние подростки далеко не всегда могут установить причинно-следственные связи. Кроме того, они впечатлительны и внушаемы, так что легко поддаются чужому влиянию.

Подростки вообще не интересуется школой. Почему?

А что их интересует больше всего? Для многих подростков гораздо интереснее играть в видеоигры или сидеть в социальных сетях, а не делать домашнюю работу. Это проблема, с которой все мы сталкиваемся в современном мире, но иногда за отсутствием мотивации в учебе может скрываться серьезная проблема. В этом возрасте так важен индивидуальный подход к обучению. В мозге подростков больше синаптических связей, чем у взрослого, и это делает их более впечатлительными и способными к обучению. Люди умеют думать, учиться, запоминать, это заложено природой, но в юности очень легко упустить момент, и тогда все может существенно измениться. Это период огромных возможностей, когда можно изменить свою судьбу, и отношение к школе имеет немалое значение при этом.

Стоит ли волноваться, если подросток пьет?

Одинаковое количество алкоголя на подростка оказывает гораздо больший эффект, чем на взрослого. Там, где выпивка у взрослых вызовет всего лишь интоксикацию, у тинейджера могут повредиться клетки мозга. Аналогичная ситуация и с наркотическими веществами. И в молодом возрасте привыкание происходит гораздо быстрее. Регулярное покуривание травки имеет долгосрочный эффект, так как ога фактически изменяет химический состав мозга. Исследования показали, что у тех, кто в юности на протяжении долгого времени ежедневно употреблял марихуану, значительно снижен IQ и заметны дефекты речи.

Почему подростки не могут оставить в покое свои смартфоны даже за обеденным столом?

Мозг подростков нуждается в информации, причем не только полезной. И возможностей для ее получения в современном мире гораздо больше, чем когда-либо. И поскольку лобные доли пока недоразвиты, дети просто не могут остановиться, разграничить полезное и лишнее, сказать себе: «Все, хватит, пора заняться чем-то другим». Исследования показали, что, несмотря на то что подростки гораздо лучше взрослых приспособлены к мультизадачности, они все же могут отвлекаться на смартфоны и прочие гаджеты, а потому их необходимо выключать во время обучения.

Почему подростки не носят теплую одежду в холодную погоду?

Не думаю, что есть какая-то отдельная биологическая причина для этого. Это может быть связано с их рискованным и импульсивным поведением, они не заглядывают далеко вперед. Среди их приоритетов пока еще нет здравого смысла, он появится позже. Кроме того, подростки будут совершать необдуманные поступки, чтобы добиться уважения сверстников, и полностью промокнуть – это еще не самое страшное.

Подростки любят играть в видеоигры. Какое влияние они оказывают на его мозг?

Видеоигры – еще один источник раздражения и стимулирования мозга, на который последний реагирует очень бурно. Но поскольку их мозг более подвержен воздействию, чем у взрослых, подросткам необходимо разграничивать события в видеоиграх с реальностью. Ибо если подростки чересчур увлекаются онлайн жизнью в ущерб общению с реальными людьми – это уже проблема. Азартные и видеоигры могут со временем вызвать зависимость.

Как можно позаботиться о психическом здоровье подростка?

Родителям нужно всегда оставаться с подростком на связи. Регулярные социальные проблемы могут означать, что имеет место тревожное расстройство или другие психологические проблемы, такие как начинающаяся депрессия. Зачастую к концу полового созревания может развиться биполярное расстройство или даже шизофрения. Вот почему, когда дети кажутся социально изолированными, они начинают резко набирать вес или, напротив, быстро худеть, родителям стоит обратить на это внимание, поскольку это может быть первым признаком начинающейся проблемы. И что самое неприятное, если в этом возрасте у ребенка проявляется психическое заболевание, его сверстники вряд ли смогут это заметить, в отличие от взрослых, потому что у них еще нет навыков эмпатии.

Материал подготовила Лидия Свеженцева - по материалу сайта